Содержание

Уголок неба — Авиационная энциклопедия

 

Большая онлайн авиационная энциклопедия «Уголок неба» представляет собой уникальный в своём роде Интернет-ресурс, на котором можно отыскать не только все интересующие вас особенности авиационного дела, но и замечательные статьи, описания самолётов с их историей создания, а также массу полезных тематических материалов.

 

 

Здесь, абсолютно каждый желающий сможет узнать практически всё об авиации, причём создатели онлайн энциклопедии затронули не только современное состояние авиации, но и углубились в её историю, что позволяет в большой мере судить о том, как развивалось авиационное дело  десятки лет назад. Кроме того, пользователи онлайн портала «Уголок неба» могут узнать возможные тенденции развития авиации в будущем, заглянуть, так сказать, на несколько десятилетий вперёд и узнать, какими будут самолёты через несколько лет.

На страницах онлайн энциклопедии об авиации можно встретить массу интересных статей, несущих как обычный интерес для пользователей, так и раскрывающих основные особенности тех или иных воздушных машин. При необходимости, любой желающий может ознакомиться с чертежами самолётов и вертолётов, причём это относится как к историческим воздушным моделям, так и к современным авиалайнерам, которые только-только начинают свои первые полёты. Кроме того, здесь также можно отыскать различные трёхмерные модели самолётов, что позволяет наглядно и со всех сторон рассмотреть то или иное воздушное судно, причём это можно сделать под различными ракурсами, что позволяет в свою очередь сравнить модели самолётов как одной эпохи, так и разных временных промежутков, что само по себе весьма интересно.

Сайт уголок неба http://www.airwar.ru/

Стоит подчеркнуть, что информация на сайте «Уголок неба» выложена в таком виде, чтобы она легко была понята даже неосведомлённым пользователем. При необходимости вы можете не только почерпнуть дополнительные знания в авиации, но и успешно закрепить их рядом прекрасных примеров, на что авторы авиационной энциклопедии «Уголок неба» явно не поскупились. Здесь, на страницах сайта «Уголок неба» можно ознакомиться с практически всеми моделями воздушного транспорта, в частности это относится к планерам, беспилотным летательным аппаратам, вертолётам, самолётам военной и гражданской авиации и т.д. Тем не менее, информация является исключительно сканированной из книг и прочих печатных периодических изданий, что не всегда позволяет удобно ориентироваться в представленных данных. В большинстве случаев это удовлетворяет, однако не всегда позволяет отыскать то, что действительно необходимо.

Avia.pro

 

avia.pro

Уголок неба — авиационная энциклопедия — airwar.ru — О самолётах и авиастроении

Громадная онлайн авиационная энциклопедия «Уголок неба» является неповторимый в собственном роде Интернет-ресурс, на котором возможно найти не только все интересующие вас особенности авиационного дела, но и превосходные статьи, описания самолётов с их историей создания, и массу нужных тематических материалов.

Тут, полностью любой желающий сможет определить фактически всё об авиации, причём создатели онлайн энциклопедии затронули не только современное состояние авиации, но и углубились в её историю, что разрешает в большой мере делать выводы о том, как развивалось авиационное дело  десятки лет назад. Помимо этого, пользователи онлайн портала «Уголок неба» смогут определить вероятные тенденции авиации в будущем, посмотреть, так сообщить, на пара десятилетий вперёд и определить, какими будут самолёты через пара лет.

На страницах онлайн энциклопедии об авиации возможно встретить массу занимательных статей, несущих как простой интерес для пользователей, так и раскрывающих главные изюминки тех либо иных воздушных автомобилей. При необходимости, кто угодно может ознакомиться с чертежами вертолётов и самолётов, причём это относится как к историческим воздушным моделям, так и к современным самолётам, каковые только-только начинают собственные первые полёты. Помимо этого, тут кроме этого возможно найти разные трёхмерные модели самолётов, что разрешает наглядно и со всех сторон разглядеть то либо иное воздушное судно, причём это возможно сделать под разными ракурсами, что разрешает со своей стороны сравнить модели самолётов как одной эры, так и различных временных промежутков, что само по себе интересно.

Сайт уголок неба http://www.airwar.ru/

Стоит выделить, что информация на сайте «Уголок неба» выложена в таком виде, дабы она легко была осознана кроме того неосведомлённым пользователем. При необходимости вы имеете возможность не только почерпнуть дополнительные знания в авиации, но и удачно закрепить их рядом красивых примеров, на что авторы авиационной энциклопедии «Уголок неба» очевидно не поскупились.

Тут, на страницах сайта «Уголок неба» возможно ознакомиться с фактически всеми моделями воздушного транспорта, в частности это относится к планерам, беспилотным летательным аппаратам, вертолётам, самолётам военной и гражданской авиации и т.д. Однако, информация есть только сканированной из книг и других печатных изданий, что не всегда позволяет комфортно ориентироваться в представленных данных. Как правило это удовлетворяет, но не всегда позволяет найти то, что вправду нужно.

Мировая авиация Полная энциклопедия Журнал

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Авиационная энциклопедия: ту-95мс

    Носитель крылатых ракет Ту-95МС создан на базе дальнего противолодочного самолёта Ту-142. Кроме нового оружия на Ту-95МС полностью обновили бортовое…

  • Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли

    В русской науке с давних времен уделялось важное внимание к вопросам покорения и исследования воздушного океана. в течении XVIII и XIX вв. русские ученые…

  • Злоключения авиационной промышленности в отдельно взятой стране

    Многие знают, а кое-какие кроме того не забывают, что было время, в то время, когда авиации, авиационной индустрии у нас уделялось самое внимание….

  • Япония – не авиационная держава!

    Увлекательная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует сотрудников. То, что японские ВВС разрушают беспомощные китайские города, вовсе не…

  • Airventure oshkosh — главное событие года для всех любителей неба

    EAA AirVenture Oshkosh — это самый большой ежегодный слёт энтузиастов авиации, проходящий каждое лето в городе Ошкош, Висконсин, США (Oshkosh,…

  • В гармонии с природой: чистые самолеты завоевывают небо

    Экологически чистые самолеты на электромоторах без препятствий вытеснят простые модели легкой авиатехники не позднее 2020 года, полагают английские…

stroimsamolet.ru

Энциклопедия авиации | Авиация гражданская и военная

Энциклопедия Авиации представляет собой многоплановое научно-справочное издание, в котором систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. В энциклопедии более 2 тысяч статей.

Энциклопедия содержит материалы по фундаментальным научным основам авиации, от законов Архимеда до принципов реактивного движения, открытие которых позволило преодолеть могущественные силы земного притяжения.
Большое место в энциклопедии, естественно, отведено летательным аппаратам — самолётам, планёрам, винтокрылым и аэрокосмическим летательным аппаратам и т. д. Представлены статьи, в которых содержатся сведения об их классификации, конструктивном исполнении, определены их основные характеристики. Поскольку авиация и воздухоплавание тесно связаны между собой, в энциклопедии рассмотрены и летательные аппараты легче воздуха (аэростаты, стратостаты, дирижабли), а также основные положения аэростатики. Описаны самолёты как гражданского назначения (пассажирские, грузовые, спортивные, сельскохозяйственные и др.), так и военного (истребители, штурмовики, бомбардировщики и т.д.), включены статьи о вертолётах, планёрах, летающих платформах, экранопланах и других видах летательных аппаратов.

Аналогичные данные (классификация, устройство и принципы действия, характеристики) приводятся в цикле статей об авиационных двигателях. В статьях энциклопедии содержатся материалы о современных авиационных топливах и о тех источниках энергии, которые могут прийти им на смену.

Статьи обзорного характера посвящены различным видам авиационного спорта (авиамодельному, парашютному, планёрному и дельтапланёрному, вертолётному и самолётному). Приводятся краткие сведения об основных фигурах пилотажа.

Важной составной частью энциклопедии являются биографические статьи. Их насчитывается около 600. Даны краткие биографии пионеров авиации, видных конструкторов, учёных в области авиационной науки, лётчиков и воздухоплавателей, испытателей авиационной техники, руководителей авиационной промышленности и гражданской авиации СССР, советских авиационных военачальников.

Следует отметить большую группу статей, которые можно условно отнести к общему разделу. Это обзорные статьи по авиации (в том числе по отдельным её видам) и авиационной промышленности; статьи о ведущих отечественных авиастроительных предприятиях (заводах и конструкторских бюро) и о семействах самолётов, вертолётов и авиационных двигателей, созданных под руководством известных советских конструкторов; о зарубежных авиастроительных фирмах и их продукции, а также об авиатранспортных компаниях мира; о научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях авиационного профиля; о знаменательных перелётах и авиационных рекордах и т. д. Кроме того, в энциклопедию включены материалы смежной тематики — по воздушному праву, авиационной медицине и авиационной метеорологии, авиационным выставкам и многим другим вопросам.

При работе над энциклопедией большое внимание обращалось на освещение истории авиации и воздухоплавания. Многие статьи включают историческую справку по рассматриваемому вопросу. Истории посвящены также два приложения — хронологическое, включающее даты памятных событий и фактов из истории воздухоплавания и авиации, относящихся к периоду от появления первых проектов летательных аппаратов до наших дней.

www.aircaft.ru

Авиапедия

Авиапедия Авиакомпании Автоматизация Агенства Атмосфера Аэродором Боевая техника ВУЗ Вертолетостроение Военная техника Воздушное пространство Двигатель Динамика Документация Защита Знаменательная дата Измерения Исследования Карьера Катастрофы Классы летательных аппаратов Компьютерная техника Конструирование Контроль Летательные аппараты Летчики Марки самолетов Материалы Модели НИИ Навигация Награды Нагрузки Нарушения Наука Оборудование Организации Оружие Перевозки Полет Предприятия Приборы Проектирование Производство Процессы Самолётостроение Собрания Спорт Станции Температура Теплоизоляция Термины Технологии Топливо Травмы Тренировка Управление Установки Ученый Физика Фирмы Экипаж Экспедиции


    А



    «Авиа»
    «Авиаэкспорт»
    «Авко лайкоминг»
    «Авро»
    «Агуста» (Construzione Aeronautiche Giovanni Agusta SpA)
    «Алисарда» и «Алиталия»
    «Аллисон»
    «Алоха Эрлайнс» и «Альбатрос»
    «Америка Уэст» и «Американ Эрлайнс»
    «Анатра»
    «Ансетт»
    «Антуанетт»
    «Арадо»
    «Аэриталия»
    «Аэрмакки»
    «Аэро»
    «Аэролинеас архентинас»
    «Аэроперу»
    «Аэропроект»
    «Аэроспасьяль»
    Абляция
    Аварийная ситуация
    Аварийно-спасательное оборудование бортовое
    Аварийный барьер
    Авиагоризонт
    Авиагруз
    Авиалиния, воздушная линия
    Авиамодельный спорт
    Авианесущий корабль
    Авиапассажир
    Авиахим
    Авиационная бомба
    Авиационная промышленность
    Авиационная ядерная силовая установка
    Авиационно-техническая база (АТБ)
    Авиационно-химические работы
    Авиационное происшествие
    Авиационные материалы
    Авиационный боевой комплекс
    Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева
    Авиационный спорт
    Авиация
    Авиация ПВО
    Авиетка
    Автожир
    Автомат перекоса
    Автоматизация конструирования летательного аппарата
    Автоматизация посадки
    Автоматизация проектирования летательного аппарата
    Автоматизированная система весового контроля (АСВК)
    Автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП)
    Автоматизированное рабочее место (АРМ)
    Автоматическое регулирование (синтез систем)
    Автоматическое управление летательным аппаратом
    Автомодельное течение
    Автопилот
    Авторотация
    АГАРД
    Агентство воздушных сообщений
    Адаптация
    Адаптивное крыло
    Административный самолет
    АИ
    АИР
    АК-1
    Академия гражданской авиации
    Активные системы управления
    Активный участок
    Акустика авиационная
    Акустическая нагрузка
    Акустическая усталость
    Ал
    Алюминиевые сплавы
    Американский институт авиации и космонавтики
    Амортизация шасси
    Амфибия
    Ан
    Ан (продолжение)
    Ангар
    Антенна
    Антидемпфирование аэродинамическое
    Антисимметричное крыло
    Антициклон
    Аппарат на воздушной подушке
    Аппарат с несущим корпусом
    Аренда воздушного судна
    Арести кубок
    Арктическая воздушная экспедиция 1937
    Арретир
    Арсеньевское авиационное производственное объединение имени Н. И. Сазыкина
    Ассоциация авиации и космонавтики Франции
    Астронавигационные системы
    Астронавигация летательных аппаратов
    Атака цели
    Атмосферная турбулентность
    Атмосферная циркуляция
    Атмосферное возмущение в динамике полёта
    Атмосферное давление
    Атмосферное электричество
    Атмосферные явления
    Аш
    Аэробус
    Аэровокзал
    Аэродинамика (начало)
    Аэродинамика (окончание)
    Аэродинамика (продолжение)
    Аэродинамическая компенсация
    Аэродинамическая схема самолёта
    Аэродинамическая труба
    Аэродинамические силы и моменты летательного аппарата
    Аэродинамические характеристики
    Аэродинамический институт
    Аэродинамический эксперимент
    Аэродинамическое качество
    Аэродром
    Аэродромное покрытие
    Аэродромный узел
    Аэроклуб
    Аэрологическое зондирование
    Аэромеханика, механика полёта
    Аэронавигационный запас топлива (АНЗ)
    Аэронавтика и Аэроотит
    Аэропорт
    Аэросани
    Аэросинусит
    Аэростат (окончание)
    Аэростат(начало)
    Аэростатика
    Аэротермодинамика
    Аэрофинишер
    Аэрофотоаппарат
    Аэрофотосъёмка

    Б

    «Балкан»
    «Белл»
    «Бич», «Бичкрафт»
    «Блом унд Фосс»
    «Блэкберн»
    «Боинг вертол»
    «Боинг»
    «Бранифф»
    «Бреге»
    «Бритиш Аэроспейс»
    «Бритиш Мидленд»
    «Бритиш Эруйс»
    «Бротенс Сафе»
    «Буран»
    Б-20
    Багаж
    Базовый двигатель
    Балансировка
    Балласт
    Баллистика
    Баллистическая траектория
    Баллистическая установка аэродинамическая
    Баллистический коэффициент
    Баллонет
    Барани кресло
    Барокамера
    Бафтинг
    Бе
    Безвихревое течение
    Безопасное превышение
    Безопасность полётов
    Бериллиевые сплавы
    Бернулли уравнение
    Беспилотный летательный аппарат
    Би
    Бимс
    Биотелеметрия
    Биплан
    Блистер
    Боевая живучесть
    Боевая часть
    Боевая эффективность
    Боевой вертолёт
    Боевой самолёт
    Боекомплект
    Боеприпасы авиационные
    Бок
    Болезнь движения
    Болтанка
    Бомбардировщик
    Бомбометание
    Боросодержащее топливо
    Бортовая вычислительная система
    Бортовая радиолокационная станция
    Бортовая цифровая вычислительная машина
    Бортовое оборудование
    Бортовой журнал
    Бортовой накопитель
    Броня авиационная

    В

    «Вариг»
    «Виккерс»
    «Воут»
    «Вояджер»
    Вакуумная аэродинамическая труба
    Валёжка летательного аппарата
    Вариометр
    Варшавская конвенция
    ВД
    Вентилятор
    Вентури трубка
    Вертикальное оперение
    Вертикальный разрез атмосферы
    Вертолет
    Вертолёт-кран
    Вертолетный спорт
    Весовая компенсация
    Весовая отдача летательного аппарата
    Весовой контроль
    Весовой расчёт летательного аппарата
    Весовые характеристики летательного аппарата
    Вестибулярная тренировка
    Весы аэродинамические
    Взлет
    Взлётно-посадочная полоса
    Взрыватель
    Вибрации двигателя
    Виброизмерения
    Видимость
    Визир, визирное устройство
    Визуализация течений
    Винтовой самолёт
    Винтокрыл
    Винтокрылый летательный аппарат
    Вираж
    Вихревая дорожка, Кармана дорожка
    Вихревая пелена
    Вихрей генераторы
    ВК
    Влажность воздуха
    Внестапельная сборка
    Внешнетраекторные измерения
    Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского
    Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина
    Военно-воздушные силы (ВВС)
    Военно-транспортный летательный аппарат
    Воздействие на окружающую среду летательных аппаратов
    Воздухозаборник
    Воздухоплавание
    Воздушно-космический самолет
    Воздушно-реактивный двигатель
    Воздушное пространство
    Воздушное судно
    Воздушное судно-нарушитель
    Воздушный бой
    Воздушный винт
    Воздушный коридор
    Воздушный транспорт
    Волновое сопротивление в аэродинамике
    Волнолёт
    Вооружение авиационное
    Воронежское авиационное производственное объединение
    Восьмёрка
    Врачебно-лётная экспертиза
    Вредное сопротивление
    Всемирная система зональных прогнозов
    Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материало
    Вспомогательная силовая установка
    Вылет первый
    Высота полета
    Выставки авиационные международные
    Высшие военные авиационные учебные заведения

    Г

    «Гаккель-III» (Г-III)
    «Галф Эр»
    «Гарретт Тербин Энджин»
    «Гаруда Индонезия»
    «Глостер»
    «Гольфстрим Аэроспейс»
    «Грумман»
    Гаагская конвенция
    Газодинамическое управление летательным аппаратом
    Газообразное топливо
    Газотурбинный двигатель (ГТД)
    Гатчинская военная авиационная школа
    Геометрические характеристики летательного аппарата
    Герметизация
    Гермокабина
    Гибридный летательный аппарат
    Гидравлическое оборудование летательного аппарата
    Гидроаэродром
    Гидросамолёт
    Гиперзвуковое течение
    Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД)
    Гиперзвуковой самолет
    Гировертикаль
    Гирокомпас
    Гироскоп
    Гиростабилизация
    Глиссирование гидросамолёта
    Головка самонаведения (ГСН)
    Горьковское авиационное производственное объединение имени С. Орджоникидзе
    Горючее
    Горючесть
    Государственные испытания летательного аппарата
    Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
    Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА)
    Гражданство членов экипажа
    Гранатомёт авиационный
    Гребень аэродинамический
    Григоровича самолёты
    Грузовой летательный аппарат
    Грузопассажирский самолёт

    Д

    «Де Хэвилленд»
    «Дженерал Электрик»
    Дальность полета летательного аппарата
    Дассо
    Двигатель авиационный
    Двухбалочный самолет
    Де Хэвилленд оф Канада
    Дельтаплан
    Дельтапланёрный спорт
    День авиации и космонавтики
    Держатели бомбардировочного вооружения (ДБВ)
    Десантно-транспортное оборудование летательного аппарата
    Джал
    Дженерал Дайнемикс
    Директорное управление самолётом
    Дирижабль
    Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)
    Дозвуковой самолёт

    Е

    Ер-2 (ДБ-240)

    Ж

    Жёсткий дирижабль
    Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД)
    Жизненный цикл летательного аппарата

    З

    Заводские испытания
    Закрылок
    Запас топлива
    Заправка летательного аппарата
    Заправка топливом в полете
    Запуск двигателя газотурбинного
    Звено самолётов (вертолётов)
    Звуковой барьер
    Звуковой удар
    Земной резонанс вертолёта
    Зенитная управляемая ракета (ЗУР)
    Знаки опознавательные
    Зона испытательных полётов

    И

    И
    ИАв «Бакэу», ИАв «Бухарест», ИАв «Крайова»
    Иджептер
    ИКА
    Ил (часть 1)
    Ил (часть 2)
    Ил (часть 3)
    Илья Муромец
    Инглиш электрик
    Индиан эрлайнс (Indian Airlines)
    Индикатор кругового обзора (ИКО)
    Инерционное вращение
    Интерференция аэродинамическая
    Иркутское авиационное производственное объединение
    Испытания авиационной техники
    Истерн Эр Лайнс (Eastern Air Lines)
    Истребитель
    Истребитель-бомбардировщик
    Истребитель-перехватчик

    К

    Ка
    Кабина летательного аппарата
    Кавасаки (Kawasaki Jukogyo Kabushiki Kaisha, Kawasaki Heavy Industries Ltd — KHI)
    Казанский авиационный институт (КАИ) имени А. Н. Туполева
    Калинина самолёты
    Канадэр (Canadair Ltd)
    Канейдиан Эрлайнс (Canadian Airlines International)
    Кантес (Qantes Airways Ltd)
    Капрони (Societ Italiana Caproni)
    КАСА (CASA, Construcciones Aeronautiсаs SA)
    Катапультирование
    Катапультное кресло
    Кёртисс (Curtiss Aeroplane and Motor Co.)
    Колеса шасси
    Кольцеплан
    Конвэр (Convair — Consolidated Vultee Aircraft Corp.)
    Континентал Эрлайнс (Continental Airlines)
    Корабельный летательный аппарат
    Королевский авиационный научно-исследовательский институт (Royal Aircraft Establishment, RAE)
    Космические скорости
    Крылатая ракета
    Кудашев-1

    Л

    Ла
    Лайнep
    Лан-Чили (LAN-Chile, Linea Aerea Nacional de Chile)
    Ларингофонно-микрофонно-телефонные гарнитуры, авиагарнитуры
    Латекоэр
    Лебедь
    Ледюк (Leduc)
    Летательный аппарат (ЛА)
    Лётно-испытательнельная станция (ЛИС)
    Лётчик
    Летчик-испытатель
    Летчик-космонавт СССР
    Ли-2
    Линг-Темко-Воут, ЛТВ (Lmg-Temco-Vought; LTV Aerospace and Defense Company)
    Локхид (Lockheed Corporation)
    Лот (LOT, Polskie Linie Lotnicze)

    М

    М
    Магистральный самолет
    Макдоннелл (McDonnell Aircraft Corporation)
    Макдоннелл-Дуглас (McDonnell Douglas Corporation)
    Мартин (Glenn L. Martin Co.)
    Махолет, орнитоптер
    Медицина авиационная
    Международная авиационная федерация, ФАИ
    Международная организация гражданской авиации, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO)
    Мессершмитт (Messerschmitt AG)
    Метеорологическое обеспечение гражданской авиации
    Ми
    Ми (окончание)
    МиГ
    Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo Kabushiki Kaisha; Mitsubishi Heavy Industries Ltd — MHI)
    Многоцелевой летательный аппарат
    Модель
    Моран-Сольнье (Morane-Saulnier)
    Морская авиация
    Музеи авиационные

    Н

    Н-37
    Награды ФАИ
    Наземные испытания летательного аппарата
    Накадзима (Nakajima Hikoki Kabushlki Kaisha; Nakajima Aircraft Co)
    Научно-исследовательские институты и центры авиационные
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА (National Aeronautics and Space Administration, NASA)
    Нестерова петля, мёртвая петля, петля
    НК
    Норд Авиасьон (Nord-Aviation Societe Nationale de Constructions Aeronautiques)
    Норт Американ (North American Aviation)
    Нортроп (Northrop Corporation)
    Ньюпор (Societe Anonyme des Etablissements Nieuport)

    О

    Обнаружение цели
    Обозначения летательных аппаратов
    Олимпик Эруэйс (Olympic Airways)
    Олл Ниппон Эруэйс (ANA, All Nippon Airways)
    Оперение
    Опытный летательный аппарат

    П

    Пайпер (Piper Aircraft Corp.)
    Пан Ам (Pan-Am, Pan American World Airways)
    Парашют
    Пассажирский самолет
    Пе
    Планер
    Полиплан , многоплан, мультиплан
    Полярная авиация
    Пратт энд Уитни (United Technologies Pratt and Whitney)
    Пьяджо (Industrie Aeronautiche e Meccamche Rinaldo Piaggio, SpA)

    Р

    Радиосвязное оборудование
    Разведывательный летательный аппарат
    Райан» (Ryan Aircraft Corporation)
    Ракетно-турбинный двигатель (РТД)
    Ракетный самолет
    Рд
    Реактивный самолёт
    РК
    Рокуэлл (Rockwell International Corporation)
    Роллс-Ройс (Rolls-Royce Limited)
    РП-318-1
    Русский витязь

    С

    Cамолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП)
    Cверхзвуковой самолет
    Cвятогор
    Cистема жизнеобеспечения (СЖО)
    Cолнечный самолет
    Cпейс шаттл (Space Shuttle)
    Cпортивный вертолет
    Cтелс
    Сааб-скания (SAAB-Scania AB)
    Сабена (SABENA, Societe Anonyme Beige d’Explpitation de la Navigation)
    САС (SAS, Scandinavian Airlines System)
    Син Мейва, Шин мейва (Shin Meiwa Industry Co., Ltd)
    Снекма (SNECMA)
    Сондерс-Ро, Саундерс-Ро (Saunders-Roe)
    Спортивный самолет
    Сталь
    Стеглау
    Су (часть 1)
    Су (часть 2)
    Су (часть 3)

    Т

    ТАРОМ (TAROM, Transporturile Aeriene Romane)
    Тёркиш Эрлайнс (THY Turkish Airlines)
    Тормоза самолёта
    Трап
    Ту (часть 1)
    Ту (часть 2)
    Ту (часть 3)
    Турбовальный двигатель
    Турболёт

    У

    Ударный самолёт
    Управление летательным аппаратом
    Уфимский авиационный институт (УАИ) имени Серго Орджоникидзе
    Учебно-боевой самолёт

    Ф

    Фарман (Avions H. et M. Farman)
    Фау
    Фейри (Fairey Aviation Co., Ltd)
    ФИАТ (Societ per Azioni Fabbrica Italiana di Automobili Torino, FIAT)
    Финнэр (Finnair)
    Фэрчайлд индастрис (Fairchild Industries Inc.)

    Х

    ХАИ
    Хеншель (Henschel Flugzeugwerke AG)
    Хиллер (Hiller Aircraft Company)
    Хокер Сидли (Hawker Siddeley Group)

    Ц

    ЦАГИ 1 ЭА
    Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ)
    ЦКБ, Центральное конструкторское бюро

    Ч

    Че 2 (МДР 6)
    Челюскинская эпопея

    Ш

    Ш 2
    Широкофюзеляжный самолёт
    Штурмовик

    Щ

    Щитки

    Э

    Экипаж воздушного судна
    Экспериментальные летательные аппараты
    Эл Ал (El Al Israel Airlines)
    Эмбраэр (Empresa Brasileira de Aeronautica S. A. — Embraer)
    Энергия

    Ю

    Юнайтед Экспресс (United Express) и Юнайтед Эрлайнс (United Airlines)

    Я

    Як

По алфавиту

Наши спонсоры

aviapediya.ru

Справочник Авиации | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Год разработки Тип / Наименование
1911Истребитель С-6 (Сикорский-6)
1913Бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»
1914Истребитель С-16
1914Гидросамолет М-5
1923Истребитель И-1
1924Истребитель И-2
1927Истребитель И-4 (АНТ-5)
1927Истребитель И-2бис
1928Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
1928Учебный самолет ПО-2 (У-2)
1928Разведывательный самолет Р-5
1929Многоцелевой самолет Р-6 (АНТ-7)
1930Истребитель И-5
1932Гидросамолет МБР-2
1933Истребитель И-16
1934Бомбардировщик «СБ» (АНТ-40)
1934Гидросамолет КОР-1
1935Истребитель ДИ-6
1936Дальний бомбардировщик ДБ-3
1937Истребитель И-15 бис (И-152)
1937Транспортный гидросамолет ГСТ
1937Ближний бомбардировщик Су-2
1938Истребитель И-153 «Чайка»
1938Воздушный истребитель танков ВИТ-2
1938Истребитель И-180
1939Истребитель И-28
1939Военно-транспортный самолет Ли-2
1939Дальний бомбардировщик Ил-4
1939Гидросамолет МБР-7
1939Пикирующий бомбардировщик Пе-2
1940Гидросамолет КОР-2 (Бе-4)
1940Штурмовик Ил-2
 1940Истребитель Як-1
1940Истребитель МиГ-3
1940Истребитель ЛаГГ-3
1941Истребитель Як-7
1941Десантный планер А-7
1941Десантный планер Г-11 (Гр-29)
1942Истребитель Ла-5
 1942Истребитель Як-9
1942Бомбардировщик НБ(Т)
1942Ракетный перехватчик БИ-1
1943Штурмовик Су-8
 1943Истребитель Як-3
1943Штурмовик Су-6
1943Штурмовик Ил-10
1943Фронтовой истребитель И-110
1944Истребитель Ла-7
1945Истребитель И-250 (МиГ-13)
 1946Истребитель МиГ-9
1947Истребитель МиГ-15
1947Экспериментальный истребитель «М» КБ Антонова (Э-153)
1949Многоцелевой вертолет Ми-1 (СССР)
1951Истребитель МиГ-17
1952Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС
1952Десантно-транспортный самолет типа «Р» КБ Антонова
1954Истребитель МиГ-19
1955Транспортно-десантный самолет «Ю» КБ Антонова
1957Военно-транспортный самолет Ан-12
1957Транспортный вертолет Ми-6
1957Военно-транспортный самолет Ан-8
1958Истребитель МиГ-21
1958Десантно-транспортный самолет Ан-20
1958Фронтовой бомбардировщик Як-28
1960Транспортный вертолет Ми-10
1961Многоцелевой вертолет Ми-2
1961Истребитель-перехватчик Як-28П
1961Многоцелевой вертолет Ми-8
1962Истребитель-перехватчик Су-15
1963Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка»
1964Самолет с вертикальным взлетом Як-36
1965Военно-транспортный самолет Ан-40
1967Транспортный вертолет Ми-12 (В-12)
1967Фронтовой истребитель МиГ-23
1967Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)
1967Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14
 1969Противолодочный самолет Ил-38
1969Боевой вертолет Ми-24 (Ми-25, Ми-35)
1973Многоцелевой вертолет Ка-27
1975Многоцелевой вертолет Ми-17
1976Транспортно-боевой вертолет Ка-29
1979Вертолет Ми-18
 1980Транспортный вертолет Ми-26
1981Штурмовик Су-25 «Грач»
1981Фронтовой истребитель Су-27
1982Боевой вертолет Ми-28
1982Штурмовик Ил-102
1984Вертолет Ка-50 «Черная акула»
1986Перехватчик с вертикальным взлетом Як-141
1987Вертолет корабельного базирования Ka-31
1990Многоцелевой истребитель Су-35
1991Истребитель корабельного базирования Су-33
1993Фронтовой бомбардировщик Су-34
1996Многоцелевой истребитель Су-37
1997Вертолет Ка-52 «Аллигатор»
1998Вертолет Ка-60
1999Беспилотный вертолет Ка-137

armedman.ru

АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ, вид транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью летательных аппаратов. Обычно этот термин используется в авиации для описания регулярной деятельности авиатранспортных предприятий, имеющих соответствующий сертификат (авиакомпаний). Этот термин может использоваться также для описания других видов коммерческой деятельности авиационного предприятия, таких, как чартерные рейсы, авиатакси, нерегулярные и дополнительные рейсы. Регулярные (по расписанию) рейсы воздушного транспорта образуют основную часть коммерческих операций, осуществляемых авиатранспортным предприятием, и в настоящей статье им уделяется главное внимание.

АВИАТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Основой работы авиатранспортного предприятия является использование квалифицированным персоналом современного авиационного оборудования с целью эффективного и безопасного осуществления транспортных услуг, оцениваемых в пассажиро-километрах (в тонно-километрах, если речь идет о грузовых перевозках). Основной задачей авиатранспортного предприятия является быстрая, безопасная и эффективная воздушная перевозка пассажиров или грузов. Поэтому у такого предприятия должны быть по меньшей мере один самолет, один механик, один пилот и один собственник. В 1920-х годах многие авиатранспортные предприятия ограничивались именно этим. Сформулированные выше требования остаются в силе для каждого из авиапредприятий даже сегодня, хотя со временем последние настолько разрослись, что включают в себя целые флотилии воздушных судов, отделы технического обслуживания с большим штатом авиамехаников, многочисленный летный состав (летчики и экипажи), а также административный аппарат. Все остальные функции являются вспомогательными; они призваны повысить эффективность выполнения основного назначения авиапредприятия. Число подразделений или области специализации той или иной авиакомпании определяются масштабами и уровнем сложности предприятия.

Управление авиатранспортным предприятием и экономика.

Структура управления авиапредприятием заметно изменилась со времени зарождения авиации. Ранее администраторы одновременно исполняли обязанности пилота и были опытными механиками. По мере роста и расширения авиапредприятий все более значимыми становились финансовые аспекты, и администраторам пришлось сосредоточиться на финансовой, юридической и административной деятельности. В наши дни руководство авиапредприятия сталкивается с множеством самых различных и сложных проблем. Детально регламентируемая правительством, деятельность авиапредприятий в условиях рыночной экономики должна обеспечивать высокую рентабельность и конкурентоспособность. Авиакомпании работают во множестве стран по всему миру, и их деятельность затрагивает международные отношения. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, предполагающих соблюдение жестких стандартов и функционирование в строгом соответствии с централизованным контролем со стороны руководства. Масштабы современных авиапредприятий способствовали специализации многих менеджерских функций. В основные обязанности руководства авиапредприятия входят составление расписаний, планирование и организация перевозок и эксплуатация парка воздушных судов. Все эти обязанности руководство авиапредприятия выполняет с учетом экономических факторов (таких, как финансовые средства, цены, рентабельность), чтобы обеспечить для компании максимальную прибыль.

Служащие авиатранспортного предприятия.

Авиапредприятиями, а в некоторых вопросах и государственными предписаниями устанавливаются определенные требования, связанные с квалификацией, опытом и образованием служащих. Правила сертификации квалификации распространяются на авиамехаников, пилотов, бортинженеров, штурманов, авиадиспетчеров и работников ФАА, осуществляющих управление воздушным движением.

Пилот.

В разных авиакомпаниях предполагается различный уровень предшествующего летного опыта. Однако инструкция ФАА в части 121 (правила ФАА для самолетов на 30 и более пассажиров) требует, чтобы общий налет пилота составлял не менее 1500 ч и по крайней мере 250 ч из них в качестве пилота. Пилоты должны сдать письменный экзамен, удостоверяющий знание ими самолета, метеорологии, навигации, радиосвязи и других вопросов, относящихся к эксплуатации самолетов гражданской авиации. Кроме того, они должны продемонстрировать свое летное искусство эксперту ФАА (или назначенному ФАА экзаменатору), выполняя различные виды взлета и посадки, летные маневры и процедуры выхода из критических ситуаций на самолете либо на пилотажном стенде. Они должны проходить как медицинское обследование перед получением удостоверения пилота, так и ежегодное освидетельствование после этого. Предусмотрены ежегодные курсы по повышению квалификации пилотов.

Борт-инженер.

Штат борт-инженеров пополняется авиапредприятиями из двух источников. Одним из них являются работники отдела технического обслуживания самолетов, среди которых имеются дипломированные специалисты по обслуживанию самолетов и двигателей. Другим источником являются лица с летным опытом, которые ранее работали в другом месте. В том и в другом случае будущий борт-инженер должен сдать государственный экзамен и получить диплом борт-инженера.

Штурман.

Лишь очень немногих работников авиакомпаний можно отнести исключительно к категории штурманов. Опыт таких людей в наши дни используется на трансокеанских маршрутах и при дальних перелетах над сушей, где оказывается недостаточно имеющихся средств радионавигации. Большинство штурманов – это вторые пилоты, прошедшие обучение, необходимое для исполнения обязанностей штурмана.

Обслуживающий персонал.

На внутренних авиалиниях забота о пассажирах возлагается на стюардесс. На трансокеанских маршрутах компании используют смешанные команды, состоящие не менее чем из 3 или 4 человек, в зависимости от класса самолета и объема предоставляемых услуг. Каждое из авиапредприятий устанавливает свои критерии относительно возраста, веса и внешности стюардов и стюардесс. Новые работники для обслуживания авиапассажиров перед приемом на работу в течение нескольких недель проходят обучение, приобретая опыт по оказанию первой помощи, применению правил безопасности, эксплуатации аварийного оборудования и обслуживанию пассажиров, и только после этого допускаются к работе на самолетах. Подобно летчикам, обслуживающий персонал ежегодно повышает свою квалификацию на соответствующих курсах.

Наземный персонал.

Для наземного персонала предъявляются менее жесткие требования к состоянию здоровья, чем для летного состава; они устанавливаются в соответствии с условиями выполняемой работы. Служащие, занятые работой в офисах, ничем не отличаются от аналогичных служащих в любых других сферах бизнеса. Механики отдела технического обслуживания, принимающие участие в перемещении самолета по территории аэродрома, должны пройти более жесткую проверку, в ходе которой контролируется острота зрения, отсутствие потенциального дальтонизма, а также отсутствие двигательных ограничений.

Авиадиспетчеры.

Работники центра управления полетами отвечают за безопасность каждого полета наравне с командиром экипажа самолета. Они предоставляют экипажу информацию о полете и запасе топлива, принимают необходимые оперативные решения в условиях жесткого лимита времени и, кроме того, заранее планируют программу полетов. Они решают также, как устранить затруднения, связанные с отказом тех или иных механических систем самолета, и как справиться с атмосферными возмущениями. Чтобы диспетчер лучше понимал свои обязанности и задачи, а также проблемы, возникающие при выполнении полетов, он должен принять участие в ряде полетов с экипажами самолетов на обслуживаемых им маршрутах. Как правило, авиадиспетчеры набираются из других отделений авиакомпании, в которых они приобрели знания о проблемах эксплуатации воздушного транспорта и опыт их решения. Квалификация авиадиспетчера, как и пилота, подтверждается удостоверением ФАА.

Авиамеханики.

Качество профилактического ремонта летательной техники существенно зависит от его исполнителей. Основными требованиями являются знание техники, понимание проблем и умение устранять их. Для выполнения этих важных задач стараются найти работников с «жилкой» механика, прошедших соответствующее обучение и имеющих опыт. После сдачи квалификационных экзаменов им выдается свидетельство авиамеханика по обслуживанию самолетов или силовых установок. Персонал отдела технического обслуживания авиапредприятия может выполнять различные виды технических работ. Это могут быть обязанности аэродромного механика, слесаря или драпировщика и т.д. Установлены определенные квалификационные требования, и, чтобы повысить квалификацию работника в избранном им виде деятельности, проводится соответствующее обучение.

Инженер.

Для инженерного персонала большой авиакомпании характерна высокая степень специализации, и рядовому инженеру нет необходимости разбираться во всех областях авиаинженерной деятельности (конструкторская работа, эксплуатация, ремонт). Инженеров делят на категории в соответствии с полученным ими техническим образованием, приобретенным опытом и специальными знаниями в одной из следующих областей: аэродинамика и летные характеристики; электротехника, радиотехника и электроника; гидравлические системы, системы обогрева и вентиляции; двигатели и вспомогательное оборудование; химия и материаловедение; аэродромное обслуживание; конструирование и некоторые смежные области техники. Желательно, чтобы принимаемые на работу были хотя бы в общих чертах знакомы с инженерным хозяйством авиапредприятия и имели практические знания в этой области.

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В наземном обслуживании самолета можно выделить три аспекта: техническое обслуживание, профилактический осмотр и ремонт. Согласно определению, к техническому обслуживанию относятся любые операции, производимые с самолетом, двигателем, элементами конструкции и вспомогательными устройствами без полного изъятия из эксплуатации самолета, двигателя, тех или иных элементов или вспомогательных устройств. При этом имеется в виду и любое обслуживание самолета, выполняемое в стояночный период (часто в это понятие включается также замена элементов, которые, вообще говоря, должны быть подвергнуты осмотру перед их вторичной установкой). Капитальный ремонт и профилактический осмотр – это совокупности контрольных и механических операций, которые предполагают изъятие из эксплуатации осматриваемого самолета, двигателей, элементов конструкции или вспомогательных устройств с целью их проверки (профилактический осмотр) и, при необходимости, ремонта. Капитальный ремонт обычно проводят достаточно регулярно, и заканчивается он возвращением в эксплуатацию отремонтированного и проверенного элемента в состоянии, эквивалентном установке нового элемента (с точки зрения надежности в течение времени до следующего профилактического осмотра). «Ремонтом» называют любую механическую операцию незапланированного характера по возвращению в строй того или иного элемента ввиду его неожиданного разрушения или отказа. Разрушение или отказ считаются при этом неожиданными, даже если они происходят регулярно. Длительный ремонт может исключить самолет из эксплуатации на несколько месяцев (например, когда с самолетом случилось значительное аварийное происшествие, но он еще может быть отремонтирован). Таким образом, наземное обслуживание самолета включает в себя профилактические и ремонтные работы.

Наземное оборудование.

Эксплуатация самолета намного упростилась бы, если бы все системы, необходимые для функционирования самолета, запуска двигателя, погрузки и заправки, как и другое вспомогательное оборудование, размещались не на земле, а на борту самолета. Однако обычно это нецелесообразно, так как размещение их на самолете привело бы к увеличению веса и уменьшению полезного объема. Поэтому окончательное решение относительно того, какие функции должны реализовываться «на борту», а какие «на земле», принимается на основании опыта конструирования и эксплуатации самолета как транспортного средства.

Профилактические проверки.

Профилактический осмотр, являющийся частью программы наземного обслуживания самолета, уже обсуждался выше. Однако после того, как тот или иной элемент осмотрен, его необходимо проверить, чтобы быть уверенным, что он функционирует надлежащим образом. Такую проверку следует проводить достаточно часто, поскольку элементы и устройства самолета, как правило, весьма чувствительны к любому изменению условий работы; в некоторых отношениях их можно сравнить со скрипкой, которая всегда нуждается в настройке. Когда в тот или иной элемент системы внесено какое-либо изменение, часто оказывается необходимым испытать всю систему, чтобы убедиться в том, что «настройка» ее не изменилась. С учетом сказанного целесообразно регулярно завершать осмотр процедурой проверки.

Используются специализированные испытательные стенды, позволяющие проверять двигатели на всех режимах, чтобы убедиться, что после их профилактического осмотра и ремонта все функционирует нормально. После того как двигатель снова установлен на самолет, должны быть проведены дополнительные испытания для проверки взаимного влияния двигателя и других систем. Точно такой же подход используется и при испытаниях других самолетных систем.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Все самолеты, использовавшиеся в прошлом для перевозки грузов, первоначально предназначались и проектировались для пассажирских перевозок. Это обстоятельство не должно вызывать удивления, если учесть огромную стоимость разработки нового самолета и сравнительно небольшой объем грузоперевозок. Современные энтузиасты грузовых перевозок полагают, что самолет, специально спроектированный для перевозки грузов, позволит снизить расценки и удовлетворит потребности предсказываемого ими существенного роста объема перевозки грузов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТипДвигателиЧисло пассажировДальность, кмКрейсерская скорость, км/чМаксимальный вес, т
 ЧислоТяга, кН    
Турбореактивные      
«Эрбас» А300-60022623754400–5350890165
«Эрбас» А310-30022372806900900164
«Эрбас» А320-2002125179450080074
«Эрбас» А340-300213937510850925254
БАК 111-20024679245087036
«Конкорд» (сверхзвуковой)416913265502150181
БАК VC104931359350930142
БАК «Супер VC10»41001747450975152
«Боинг» 707-320B4801899700960148
«Боинг» 737-100262101100096049
«Боинг» 737-400298168360080063
«Боинг» 737-5002891322500800–91052
«Боинг» 747-200B424455011000900–940378
«Боинг» 747-400425266012700910395
«Боинг» 757-20021782395850850–935109
«Боинг» 767-30042242696000850159
«Макдоннелл-Дуглас»      
DC-8-50480116–17614000875143
DC-8-634842597750940160
DC-9-30262115205091044
DC-10315625242501000175
«Фоккер» F-2824160200085026
«Фоккер» 1002621072150750–85043
«Хокер Сидли Трайдент» 1E351103440097561
Ан-72264100072033
Ан-124 «Руслан»423016500800–850405
Ан-225 «Мрiя»623014700700–850600
Ил-6241021866700900157
Ил-62М4108168–1861100875165
Ил-8641273505800900–950210
Ил-96-300415730011000850–900216
«Локхид» L-10113147250–3404850940174
Ту-13426780-862000750–85048
Ту-144419915035002200207
Ту-154393164–18330085098
Ту-154М3105164–1753700850100
Ту-20421572142500810–85093
Як-4031538185060014
Як-4236412081053
Турбовинтовые      
Ан-2421897*52260050027
Ан-22 «Антей»4110003100550225
Ил-1142184060–64100050021
«Хэндли Пейдж Геральд»2156650165044020
«Хокер Сидли» HS-748-2A2169662185045020
NAMC YS-11A-2002198046115047524
Ту-114411000170–2247000750–850179
Поршневые      
«Конвэр» 44021880**44–52445046022
«Макдоннелл-Дуглас» DC-7C4253062–99745056065
«Локхид» 1049G4253063–89745052562
* Мощность на валу, кВт.
** Эффективная мощность, кВт.

Следует полагать, что это будет способствовать новым инженерным достижениям в области аэродинамики и силовых установок. Однако и по внешнему облику, и по своим характеристикам такой самолет вряд ли будет заметно отличаться от пассажирских самолетов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Летно-технические характеристики самолетов определяются главным образом их силовыми установками. Со времен братьев Райт в области авиации многократно предпринимались попытки создать мощный, компактный и легкий двигатель, который работал бы надежно и экономично. К 1950 поршневой двигатель достиг предела возможного в летных условиях: он развивал мощность 2600 кВт при удельном весе (отношении веса двигателя к максимальной мощности в киловаттах), равном 0,61. В начале 1950-х годов были созданы усовершенствованные газотурбинные двигатели. Разработаны турбовинтовые двигатели, развивающие мощность 3700 кВт при удельном весе менее 0,3; по размерам они не больше мощных поршневых двигателей. На современных широкофюзеляжных самолетах используются турбореактивные двигатели, которые на крейсерском режиме развивают мощность более 5000 кВт. См. АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

Появление газотурбинных двигателей завершило период сравнительно медленного процесса совершенствования силовых установок летательных аппаратов и привело к поистине революционным изменениям. Скорость, габариты и грузоподъемность самолетов сразу возросли почти вдвое по сравнению с самолетами предшествующего поколения. Реактивный транспорт стал использоваться на маршрутах не только большой, но и малой дальности. Применение двухконтурных и турбовентиляторных двигателей с лучшими мощностными характеристиками при более высокой топливной эффективности сделало возможным использование реактивной авиации и на авиалиниях средней дальности. Турбовинтовые двигатели, обладающие существенно лучшими тяговыми характеристиками на малых скоростях, нашли широкое применение на самолетах местных авиалиний.

Современные пассажирские турбореактивные самолеты могут развить в полете скорость, превышающую 960 км/ч (скорость звука на высоте крейсерского полета составляет приблизительно 1060 км/ч). Они могут также длительное время лететь на большой высоте, что обеспечивает заметную экономию топлива. Обычно высота полета составляет от 7,5 до 12,5 км, в зависимости от веса самолета и требований полета. Расход топлива большого самолета с 4 двигателями составляет от 7 до 10 л на километр полета, и для выполнения дальнего рейса может понадобиться более 60 000 л (около 45 т) топлива. При столь большом взлетном весе для дальнего магистрального самолета требуются очень прочные рулежные дорожки и достаточно длинная взлетная полоса, обеспечивающая разгон самолета до скорости 240 или 260 км/ч, чтобы он мог оторваться от земли.

Конструкция.

Возможность достижения больших скоростей полета определяется не только высокими характеристиками турбореактивных двигателей, но и аэродинамической компоновкой самолета, спроектированного и изготовленного на основе новейших достижений в области аэродинамики, материаловедения и прочности.

Современная топливная система самолета обеспечивает безостановочную подачу больших объемов топлива при любых условиях полета. На таких самолетах, как «Боинг» 707 или DC-8, имеются встроенные в крыло топливные баки, которые вмещают более 85 000 л топлива. На таких самолетах установлены также мощные насосы, которые во время взлета подают топливо в двигатели с расходом 800 л/мин и более. Насосы большой мощности используются и на земле. Чтобы загрузить топливом большой самолет за 30–40 мин, необходимо, чтобы насосы перекачивали от 2000 до 2400 л/мин.

Воздушные трассы.

Многие годы любая статья о воздушном транспорте или о воздушных трассах сопровождалась географической картой с изображенными на ней воздушными трассами в границах какого-либо региона, страны или во всем мире. В наши дни такие карты представляют собой сложные и запутанные схемы пересекающихся друг с другом внутренних и международных авиалиний. Схемы железнодорожных маршрутов или линий метрополитена могут воспроизводиться из года в год, так как география этих маршрутов меняется медленно. Схемы же воздушных трасс всегда приближенны и быстро реагируют на изменение экономической конъюнктуры.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Автоматизация посадки.

До конца 1920-х годов полеты, как правило, осуществлялись в условиях прямой видимости земли. Если погода портилась настолько, что пилот не мог видеть землю, полет просто откладывался. Совершенствование радионавигационных средств и приборного оборудования самолета позволило ввести в практику так называемые «полеты по приборам». Вместе с тем до конца 1960-х годов считалось необходимым, чтобы пилот мог видеть землю при посадке на последних ста метрах высоты. Пилотируя магистральный пассажирский самолет, пилоты, как и военные летчики, руководствуются в своих действиях инструкциями, получаемыми из центра управления воздушным движением. Среди прочего указывается высота, на которой должен лететь самолет, чтобы исключить возможность столкновения в воздухе с другим самолетом.

Работу средств радионавигации, предназначенных для управления полетом самолета, можно понять, разобравшись в принципах действия трех основных систем: радиомаяка, всенаправленного пеленгатора и радиокомпаса.

Радиомаяк.

Системы управления полетом и заходом на посадку используют систему стационарных радиомаяков, размещенных в контрольных точках вдоль маршрутов воздушного движения и в аэропортах. Радиомаяк посылает сигналы, которые могут быть приняты летчиком, если он настроится на соответствующую радиочастоту. Эти сигналы периодически сменяются опознавательными сигналами, обеспечивающими надежную идентификацию данного радиомаяка. Характеристики сигналов зависят от участка маршрута, на котором находится самолет. Например, интенсивность сигналов изменяется в зависимости от удаленности самолета от радиомаяка. Благодаря этому летчик может направлять свой самолет по нужному маршруту.

Всенаправленный пеленгатор.

Пилот получает информацию о направлении, в котором находится радиостанция, передающая сигнал, от всенаправленного пеленгатора. Соответствующий индикатор на приборной панели указывает летчику его азимут относительно станции. Важным элементом всенаправленного пеленгатора является дальномерная аппаратура, которая измеряет расстояние от самолета до радиостанции, что в совокупности с азимутом, полученным от пеленгатора, позволяет летчику точно определить свое положение.

Радиокомпас.

Действие этого стандартного навигационного устройства, используемого на многих транспортных средствах, основывается на том, что проволочная рамка оказывается чрезвычайно чувствительной к воздействию радиоволн. Когда плоскость рамки образует угол 90° с линией, идущей от радиомаяка, интенсивность принимаемого сигнала минимальна. Если же повернуть рамку вокруг своей оси на угол 90°, то сигнал усилится до максимального. Это физическое явление лежит в основе работы автоматического радиокомпаса, индикатор которого на приборной панели в кабине пилота указывает направление на источник радиосигналов. См. также АЭРОНАВИГАЦИЯ.

Посадка по приборам.

При выполнении посадки по приборам в условиях отсутствия прямой видимости взлетно-посадочной полосы необходимо иметь по крайней мере три системы: инструментальную систему посадки (систему ILS), систему захода на посадку по командам с земли и бортовую радиолокационную станцию (РЛС).

Инструментальная система посадки.

При использовании ILS радиомаяк, расположенный в начале взлетно-посадочной полосы, направляет луч навстречу самолету вдоль посадочной глиссады. При этом приборы на борту самолета укажут летчику, где он находится: выше, ниже, слева, справа или точно на глиссаде снижения (см. рисунок).

Система захода на посадку по командам с земли.

Эта система позволяет оператору аэропорта управлять движением самолета в процессе посадки. На экране своего радиолокатора оператор видит, где располагаются все самолеты, находящиеся в зоне действия системы захода на посадку. Эта информация используется оператором для того, чтобы помочь пилоту самолета строго соблюдать курс и правильную высоту, оставаясь на посадочной глиссаде. Как правило, пилот продолжает использовать свою систему ILS с целью дополнительного контроля.

Бортовая РЛС.

Для определения действительной высоты полета самолета над землей может использоваться радиовысотомер. Метеорадиолокатор позволяет самолету обойти зону грозовой активности и обнаруживать курсовые наземные ориентиры, необходимые для визуальной навигации. Самолеты гражданской авиации оборудованы приемоответчиками, т.е. бортовыми устройствами, которые, получив радиосигналы от центров управления полетом, мгновенно переизлучают их обратно, так что на экранах РЛС центра управления появляются изображение самолета и данные о его пространственном положении.

В 1990-х годах авиакомпании США и ФАА ввели в эксплуатацию новые средства управления воздушным движением, которые позволили повысить эффективность и производительность системы управления воздушным движением и увеличить число обслуживаемых самолетов. К ним относятся, в первую очередь, глобальная навигационная спутниковая система и программное обеспечение «свободного полета».

Глобальная навигационная спутниковая система.

Размещение сети спутников на околоземных орбитах дает возможность летчикам гражданской авиации определять местоположение своих самолетов в любой точке земного шара. Глобальная навигационная спутниковая система GPS включает в себя 24 спутника, которые излучают кодированные сигналы; положение спутников в пространстве точно известно. Принимая сигналы от трех или большего числа спутников одновременно, бортовой компьютер самолета определяет свое местоположение. Эта система обеспечивает навигационное сопровождение самолета в тех районах земного шара, которые недоступны для РЛС и других традиционных средств навигации. Она также помогает осуществлять посадку самолетов в аэропортах в условиях тумана и других факторов плохой погоды.

«Свободный полет».

Под «свободным полетом» понимается предоставление пилоту большей свободы в выборе маршрута, высоты и скорости полета в крейсерском режиме. Ранее пилоты были обязаны выполнять инструкции ФАА по управлению воздушным движением, в соответствии с которыми самолет иногда был вынужден лететь по неоптимальному маршруту или на неоптимальной высоте. В рамках программы «свободного полета», которую ФАА начало внедрять в середине 1990-х годов, пилоты сообщают диспетчерам системы управления воздушным движением ФАА о своих намерениях относительно выбранного маршрута и высоты полета, а система УВД осуществляет непрерывное слежение за их самолетами. Дополнительную безопасность полета обеспечивает система оповещения пилота об опасном сближении и предупреждения столкновения самолетов в воздухе.

www.krugosvet.ru

Авиация: энциклопедия

Язык: русский
ISBN: 585270086X
Автор: Гл. ред. Г. П. Свищёв; Ред. коллегия: А. Ф. Белов, Р. А. Беляков, П. Н. Белянин, А. Г. Братухин, Г. С. Бюшгенс, К. К. Васильченко, В. В. Горелов, П. С. Дейнекин, В. А. Дубровский (зам. гл. ред.), А. Н. Ефимов, Г. И. Загайнов, С. Т. Кишкин, Н. Д. Кузнецов, Г. В. Новожилов, И. Ф. Образцов, Д. А. Огородников, Р. В. Сакач, А. Ф. Селихов, В. В. Сычёв, Е. А. Федосов, В. П. Шенкин, Л. М. Шкадов (зам. гл. ред.), С. М. Шляхтенко, И. К. Шувалов (отв. секретарь)
Издательство: Большая Российская энциклопедия
Год издания: 1994
Прочие приложения: есть
Кол-во статей всего: 2638
Кол-во биографических статей: 600
Иллюстрации: есть
Кол-во иллюстраций всего: 2000
Кол-во страниц: 736
Переплёт: твёрдый
Формат: 84х108/16 (205х260 мм)
Бумага: офсетная №1
Гарнитура: Литературная
Печать: офсетная
Тираж: 25000
Авторы/редакторы: Свищёв Георгий Петрович

Энциклопедия «Авиация» представляет собой многоплановое научно-справочное издание, в котором систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. В энциклопедии 2638 статей, более 2000 иллюстраций.

Издание содержит материалы по фундаментальным научным основам авиации, от законов Архимеда до принципов реактивного движения, открытие которых позволило преодолеть могущественные силы земного притяжения.

Большое место в энциклопедии, естественно, отведено летательным аппаратам  самолётам, планёрам, винтокрылым и аэрокосмическим летательным аппаратам и т. д. Представлены статьи, в которых содержатся сведения об их классификации, конструктивном исполнении, определены их основные характеристики. Поскольку авиация и воздухоплавание тесно связаны между собой, в энциклопедии рассмотрены и летательные аппараты легче воздуха (аэростаты, стратостаты, дирижабли), а также основные положения аэростатики. Описаны самолёты как гражданского назначения (пассажирские, грузовые, спортивные, сельскохозяйственные и др.), так и военного (истребители, штурмовики, бомбардировщики и т.д.), включены статьи о вертолётах, планёрах, летающих платформах, экранопланах и других видах летательных аппаратов.

Аналогичные данные (классификация, устройство и принципы действия, характеристики) приводятся в цикле статей об авиационных двигателях. В статьях энциклопедии содержатся материалы о современных авиационных топливах и о тех источниках энергии, которые могут прийти им на смену.

Статьи обзорного характера посвящены различным видам авиационного спорта (авиамодельному, парашютному, планёрному и дельтапланёрному, вертолётному и самолётному). Приводятся краткие сведения об основных фигурах пилотажа.

Важной составной частью энциклопедии являются биографические статьи. Их насчитывается около 600. Даны краткие биографии пионеров авиации, видных конструкторов, учёных в области авиационной науки, лётчиков и воздухоплавателей, испытателей авиационной техники, руководителей авиационной промышленности и гражданской авиации СССР, советских авиационных военачальников.

Следует отметить большую группу статей, которые можно условно отнести к общему разделу. Это обзорные статьи по авиации (в том числе по отдельным её видам) и авиационной промышленности; статьи о ведущих отечественных авиастроительных предприятиях (заводах и конструкторских бюро) и о семействах самолётов, вертолётов и авиационных двигателей, созданных под руководством известных советских конструкторов; о зарубежных авиастроительных фирмах и их продукции, а также об авиатранспортных компаниях мира; о научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях авиационного профиля; о знаменательных перелётах и авиационных рекордах и т. д. Кроме того, в энциклопедию включены материалы смежной тематики — по воздушному праву, авиационной медицине и авиационной метеорологии, авиационным выставкам и многим другим вопросам. Коллекционеров порадуют богато иллюстрированные статьи по авиационной филателии и фалеристике.

При работе над энциклопедией большое внимание обращалось на освещение истории авиации и воздухоплавания. Многие статьи включают историческую справку по рассматриваемому вопросу. Истории посвящены также два приложения — хронологическое, включающее даты памятных событий и фактов из истории воздухоплавания и авиации, относящихся к периоду от появления первых проектов летательных аппаратов до наших дней, и иллюстративное, воспроизводящее облик летательных аппаратов, оставивших заметный след в истории развития авиационной техники. Изображения многих летательных аппаратов помещены непосредственно в тексте статей, в которых они упоминаются.

В подготовке энциклопедии «Авиация» принял участие большой коллектив авторов во главе с ведущими учёными и конструкторами в области авиационной науки и техники. Книга выпущена научным издательством «Большая Российская энциклопедия» совместно с Центральным аэродинамическим институтом им. профессора Н. Е. Жуковского. Она рассчитана как на специалистов, непосредственно связанных с авиацией и воздухоплаванием, так и на широкий круг читателей.



Назад в раздел

www.encyclopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *