«Аполлон-17»: последние люди на Луне
Были в планах и 18-й, и 19-й, и 20-й «аполлоны», но в какой-то момент все пошло не так. НАСА откровенно заскучало: да, Нил Армстронг, «маленький шаг одного человека», триумф. «Аполлон-13», покореженный взрывом кислородного бака, трое суток ползет вокруг Луны домой, к Земле, и все, затаив дыхание, следят за аварией, которая вполне могла стать первой в истории катастрофой, оставившей жертвы вне Земли.
Ученые – те требовали загружать корабли все новыми и новыми приборами. И сюда им слетай, и тут отколупай, и здесь просверли, и вот это под таким-то углом замерь. А в НАСА все чаще задавались вопросом – а что мы, собственно, делаем?
Что мы, собственно, делаем нового, прорывного? Полет к Марсу? – не вопрос, это новое. Долговременная лунная база – хорошая задача. Но американских флагов в «мягкий, похожий на мокрый песок» лунный грунт после Армстронга и Олдрина навтыкали в изрядном количестве. Зачем повторяться, если не можешь сделать большего?
Уже в 1970 году планы скорректировали, три полета отменили: НАСА и без того напряженно считало бюджет. Драматические законы жанра тоже сработали: скажем, миссии 15-го и 16-го «аполлонов» уже мало кого заинтересовали из числа непричастных, что отразилось и на рейтингах телетрансляций, и на наборе телеканалов, заинтересовавшихся ими.
Лунный триумф приелся Америке, она устала от бурных 60-х, Вьетнама, Вудстока, и с плохо скрываемым усталым отвращением втягивалась в Уотергейтский скандал. Реакция побеждала по обе стороны железного занавеса, и по обе стороны нарастала усталость от собственных рекордов.
Так что Юджин Сернан вел «Аполлон-17» к месту высадки в долине Тавр-Литров, уже зная, что лавочка закрывается. Был в этом определенный символ: Сернан полетел к Луне во второй раз. В первый раз он побывал тут в мае 1969 года на «Аполлоне-10» – не на самой Луне, а рядом: пилот лунного модуля, Сернан отрабатывал отстыковку от командного модуля и маневры на лунной орбите, осмотрев заодно место будущей посадки «Аполлона-11».
«Челленджер» – лунный модель «Аполлона-17» – добрался до Луны 11 декабря; астронавты проработали там до 14 декабря. Об этой экспедиции, в сущности, много сказать не получится: меряли, искали, фотографировали. Передвигались на ровере – столь же привычно, как до того экспедиции 15-го и 16-го «аполлонов».
Правда, нашли выход грунта неестественно оранжевого цвета. Как выяснилось на Земле, представлял он собой остеклованные шарики с повышенным содержанием окиси титана (отсюда цвет). До сих пор идут споры о его происхождении, бытуют две версии: что это следы выхода вулканических пород, и что это – импактный след (место удара метеорита).
Вместе с оранжевым, собирали и обычный грунт: домой увезли 111 кг образцов породы – абсолютно рекордный вес для всей программы «Аполлон» (всего американцы добыли с Луны 382 кг).
И на этом, в общем, все. Пик развития пилотируемой космонавтики оказался пройден; на смену пришли орбитальные станции и разговоры о том, что Солнечную систему неплохо бы изучать автоматами (чем и занялись с особым усердием).
«Возвращаясь домой и желая когда-нибудь вернуться снова – и, верю, в недалеком будущем, – я хотел бы сказать то, что останется в истории, то, что сегодняшний вызов Америки выковал завтрашнюю судьбу человечества. И вот, мы уходим с Луны, из Тавра-Литрова, уходим как пришли и, Господь даст, так же, как вернемся, – с миром и надеждой для всего человечества. Бог в помощь, «Аполлон-17!», – сбивчивые слова Юджина Сернана, прощальные слова последнего человека на Луне, известны куда меньше «маленького шага» Нила Армстронга.
А может, зря. Может, быстрее бы проворачивалось ржавое колесо лунных экспедиций?
Роскосмос пока что не в том состоянии, чтобы всерьез планировать пилотируемый полет к Луне. НАСА хронически в том же виде, что и в условном 1972 году: не хватает денег и не хватает по-настоящему амбициозных задач. Есть еще частники, но в их успех пока что верится с трудом.
Однако, возможно, уже все-таки пора полететь на Луну, и, спрыгнув на тот же самый мягкий грунт Моря Спокойствия, негромко бросить в эфир: «Юджин, мы вернулись».Вот только есть немалые основания полагать, что сказана эта фраза будет на китайском языке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ria.ru
«Аполлон 17 — Последние люди на Луне» (фото + док. фильм)
В декабре этого года исполняется 50 лет с того момента, когда на Луну последний раз ступала нога человека. Это был экипаж миссии «Аполлон 17», отправившийся с Земли 7 декабря 1972 года и вернувшийся через 12 дней.
Из троицы экипажа, самым опытным был командир Юджин Сернан (Eugene Cernan), который уже был на Луне тремя годами ранее. А вообще, это был уже третий его полет.
Для пилота командного модуля Рональда Эванса (Ronald Evans), данный полет стал не только первым, но и единственным.
Третьим участником экипажа стал ученый-астронавт и пилот лунного модуля Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt). Он оказался единственным астронавтом из всех миссий «Аполлон», который не был пилотом по профессии.
Траектория миссии впервые позволила сфотографировать южную ледниковую часть планеты. Один из самых известных снимков планеты, который называется «Blue Marble».
Снимок лунного модуля, сделанный с командного модуля.
На Луну высаживались только Сернан и Шмит.
Высадка происходила на юго-восточном берегу Моря Ясности, в долине Тавр-Литтров.
За три выхода, астронавты не только исследовали сейсмическую активность Луны и грунты. В рамках миссии было проведено около 15 экспериментов на Луне и на орбите.
В общей сложности, астронавты собрали для исследований порядка 110 тонн породы. Для этого, им пришлось на лунном автомобиле преодолеть по поверхности Луны расстояние в 34 километра.
Земля поднимается над лунной поверхностью.
Последним человеком, чья нога касалась поверхности Луны, стал именно командир Юджин Сернан.
Он же, на память написал на поверхности спутника Земли инициалы своей дочери. Кроме того, астронавты оставили на Луне пластину с исторической записью и собственными автографами.
Именно сегодня, 14 декабря 2012 года исполняется 50 лет с мгновения, когда на поверхности Луны сделал последний шаг человек.
19 декабря 1972 года, астронавты были благополучно подобраны вертолетом ВВС США в Тихом океане.
Аполлон 17 — Последние люди на Луне
Амбициозный проект «Аполлон» был нужен США как реванш за полет Гагарина в космос. Десять лет подготовки, четыре дня в пути, три дня на Луне — тысячи сенсационных кадров, образцов лунных пород, уникальная научная аппаратура… 1 минута на лунной поверхности для 1 астронавта обошлась в 1 миллион долларов. «Аполлон-17» стал последним стартом программы. Американская мечта не выдержала такой стоимости…
Рекомендуется к просмотру:
www.stena.ee
Реальная история Аполлона 17 … и почему мы никогда не вернулись к Луне — Альтернативный взгляд Salik.biz
11 декабря 1972 года, Аполлон 17 приземлился на Луне. Это было не только наше окончательное Луна посадки, но в последний раз мы оставили на низкой околоземной орбите. С успешным запуском капсулы Orion, НАСА, наконец, готовы идти дальше снова. Поэтому важно, чтобы помнить, как мы добрались до Луны. — И почему мы перестали ходить
экипажем командира Евгения Александровича Сернаном, пилот командного модуля Рональд Э. Эванс и пилотом лунного модуля Харрисоном П. Шмитта, Аполлон 17 миссии был первым, чтобы включить ученого. Основные научные цели включены «Геологические исследования и отбор проб материалов и особенностей поверхности в заранее выбранной области региона Телец-Литтров; развертывания и активации поверхности экспериментов; и проведения в полете экспериментов и фотографические задачи во время лунной орбиты и transearth побережье ».
— Salik.bizХаррисона Джека Шмитта заработал докторскую степень в геологии в Гарвардском университете в 1964 году, и работал в Геологической службе США и в Гарварде Университет перед прохождением подготовки космонавтов в 1965 году Аполлон-17 был его первый полет в космос, и будет первым астронавтом-ученый выйти на поверхность Луны. С ним был Юджина «ген» Сернан, ветеран астронавт, который совершил первый полет в космос с Близнецы IX-миссии в 1966 году и позже служил пилотом лунного модуля для Apollo 10 миссии в мае 1969 года, где он пришел в 90 миль поверхности лунного.
04 14 21 43: Шмитт: ожидания. 25 футов, вниз на 2. Топливо хорошо. 20 футов. Спускаясь на 2. 10 футов. 10 футов —
04 14 21 58:. Шмитт: КОНТАКТ
04 14 22 03: Шмитт: *** оп, нажмите. Остановка двигателя; ДВИГАТЕЛЬ АРМ; ПЕРЕЙТИ; КОМАНДА коррекции, ВЫКЛ; РЕЖИМ КОНТРОЛЯ, ATT ДЕРЖАТЬ; PGNS, АВТО.
Шмитт приземлился лунный модуль Challenger в лунном долине Таурус-Литтров, только на юго-востоке Моря Ясности, в области геологического значения на Луне. Планировщики миссии надеялись, что в регионе будет обеспечивать богатство информации об истории лунной поверхности. После приземления, пара начала свои наблюдения лунной поверхности:
Рекламное видео:04 14 37 05: Сернан: «Вы знаете, я заметил, что даже большая разница в пепельного и — и в двойном тени. Вы в пепельного на вещи, и это — трудно увидеть звезды, даже если у вас нет Землю там „
04 14 23 28: Сернан:“. О, человек. Посмотрите на скале там „
Шмитта:“. Абсолютно невероятно.. Абсолютно невероятно „
После нескольких часов подготовки, Сернан ступил на поверхность Луны:
04 18 31 0:“ Я нахожусь на подушечку стопы. И, Хьюстон, как я сойти на поверхности в Taurus-Литтроу, я хотел бы посвятить первый шаг Аполлона 17 на всех тех, кто сделал это возможным. Джек, я здесь. О, мой черт возьми. Невероятно. Невероятно, но это яркий на солнце Хорошо. Мы приземлились в очень мелкой депрессии. Вот почему у нас есть небольшое шаг вверх угол. Очень мелкой, ужин-пластинчатые „
Два астронавты выгрузили луноход, и начали развертывать научные приборы вокруг их посадочной площадки:. Пакет эксперименты и взрывчатые вещества (для завершения сейсмических экспериментов, начатых с другими миссиями Аполлон в другом Места на Луне). Их первый исключение в ровера дали многочисленные образцы лунной породы. В течение следующих нескольких дней, астронавты завершили два дополнительных Луна прогулки, где они продолжали ездить по лунной поверхности и собирать образцы.
Шмитт позже описал посадки в НАСА Оральный историка Кэрол Батлер: “Это был самый весьма разнообразны сайт на любой из сайтов Аполлон. Он был специально выбран, чтобы быть. У нас было три-размеры, чтобы смотреть на с горы, чтобы попробовать. Вы были базальты Маре в полу и высокогорье в горных стен. Мы также имели эту очевидную молодой вулканической материал, который был замечен на фотографиях и не сразу очевидно, но в конечном итоге мы нашли в виде оранжевой почвы на кратера Шорти ».
Почему мы пошли в пространстве
Научные усилия Аполлона 17 были кульминацией масштабную программу, которая началась в 1963 году после успехов в программе по ртути. В период после Второй мировой войны, Соединенные Штаты и Советский Союз оказался втянутым в гонке вооружений конкурентной, что видел значительные военные успехи на обеих сторонах, в конечном счете привело к развитию ракет, способных поражать вражескую территорию по всему миру. Следующим шагом для превосходства над вооружениями прыгнул из атмосферы к низкой околоземной орбите на Луну, конечной высоте. Как это произошло, каждая страна капитализируются на достижения в ракетной технике, чтобы экспериментировать с миссиями пилотируемых. Советский Союз преуспел в том, Юрия Гагарина в космос в 1961 году, всего пару лет после запуска первого спутника на орбиту.
Следом за США, пространство стало невероятно публичная демонстрация военной мощи и технического. Развитие космических путешествий не происходят в политическом вакууме: привод для Соединенных Штатов, чтобы развивать ракет и транспортных средств, которые могли бы путешествовать выше и быстрее, чем их советские коллеги произошло увеличение наряду нас / напряженность СССР, особенно в геополитических кризисов, таких кубинский ракетный кризис и развертывание ракет США в Турции показали, как каждая страна готова была уничтожить другую.
Как космическая программа снял, он был поддержан другими научно-исследовательскими и научными усилиями с широкой военно-промышленного комплекса, который президент Дуайт Эйзенхауэр беспокоит только горстка лет ранее. (Эйзенхауэр не был главным сторонником развития космических путешествий, который начался под его контролем, и пытался преуменьшить значение Спутника.) Красный горячий среда холодной войны позволило значительной политического капитала и государственных расходах, которая поддерживала первого удара инфраструктура, а в части, сочилась к научно-авиационных полей, которые поддерживаются мирного и оптимистичный сообщение.
К 1966 году космическая гонка достигла своего пика: НАСА получила высокую бюджет никогда, только в менее 4,5% от общего США федерального бюджета на $ 5933000000 долларов (около $ 43 млрд сегодня). Соединенные Штаты взяли на себя четкие выгоды в пространство этой точки: Project Gemini завершил свою миссию окончательного, и усилия, направленные на следующем этапе под Аполлона идет полным ходом. К этому моменту, социальная и политическая инфраструктура и поддержка пространстве начали ослабевать, и в конечном итоге отпасть после Аполлон-11 успешно приземлился на поверхность Луны в июле 1969 года После этой точки, НАСА продолжали запланированных миссий, и в конечном итоге приземлился пять дополнительных миссий Apollo на Луне. (Другой, Аполлон 13, был не в состоянии приземлиться после механических проблем)
Изменение приоритетов
Просто через год после Аполлон-11 приземлился, НАСА начали изменить приоритеты:. Планы космической станции были восстановлены, и в 1970 году, они объявили, что Аполлон 20 будет отменен в пользу создания нового предприятия: Скайлэб. 2 сентября 1970 года, агентство объявило последние три Аполлон миссий Apollo: 15, 16 и 17. Агентство был вынужден бороться с политическим давлением, а также: В 1971 году Белый дом намерен полностью отменить программу Apollo Apollo 15 после, но в конечном счете, две оставшиеся миссии Apollo держали на месте. Харрисон Шмитт, который тренировался Аполлона 18, был столкнулся до Аполлона 17 НАСА столкнулись после давления со ученых, чтобы отправить одного из своих на Луну.
14 декабря 1972 года, Сернан стал последним человеком, чтобы выйти на поверхность Луны:
07 00 00 47: «Боб, это Джин, и я на поверхности и, как я принять мужские Последние шаги от поверхности, домой, в течение некоторого времени, чтобы прибыть, но мы считаем, не слишком долго в будущем. Я хотел бы, чтобы просто перечислить то, что я считаю, войдет в историю, что задача Америки сегодня выковал человека судьбу завтрашнего дня. И, как мы выходим на Луну в Тельце Литтроу, мы оставляем, как мы прийти и, даст Бог, как мы вернемся, с миром и надеждой для всего человечества. Счастливого пути экипаж Аполлона 17 ».
В сорок два года, так как эти слова были произнесены, никто не ступил на Луну. Уровни расходов федерального бюджета, которые получали НАСА до 1966 стала невыносимой к общественности, которая стала финансово осторожны, особенно, как они пережили серьезный кризис в 1973 году нефти, которая смещается приоритеты нации. Расходы в пространстве что-то, что могло быть сделано, но с гораздо более бюджетных ограничений, чем раньше, ограничения НАСА исследований и научных миссий в ближайшие годы. Такие программы включали в себя разработку программы Скайлэб в 1973 году, и программы космических челноков, а также ряд автоматических зондов и спутников.
Этот сдвиг в приоритетах глубоко повлияли на силу воли политиков для реализации новых разведочных миссий на Луну и за ее пределами. Оптимистичный мечты достижения Марс не давно погибли, и, как НАСА сосредоточено на Space Shuttle, физическая инфраструктура, которая поддерживает лунных миссий исчез: больше были ракеты Сатурн V изготовлены, и неиспользованные ракеты были превращены в музейных экспозициях. Вся техническая и производственная аппарат, который поддерживает оба военные и гражданские операции, что также начали сворачивать. В ограничении стратегических вооружений (ОСВ Переговоры) и его преемники начали замерзать число ракет, которые могли бы быть развернуты на обоих Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1972 году, и каждая страна в значительной степени стали на шаг вниз свои операции. Актуальность который подпитывается гонку вооружений холодной войны начали здорово, а вместе с ним, поддержка много усилий, необходимых, чтобы привести людей в космос и на Луну.
С этого времени, американские президенты говорили о своем желании вернуться на Луну, но часто на десятилетия, а не в однозначных цифр. Это легко не понять, почему: до недавнего США космического полета операции были сосредоточены исключительно на орбите работы на низкой околоземной, а также замечательных совместных международных программ, таких как Международной космической станции, и крупных научных инструментов, таких, как Марс Патфайндер, возможность / Духа и любопытство, Другие основные проблемы перенаправили США внимание от полета в космос:. Войны Соединенных Штатов с терроризмом, который, как ожидается, стоить американским налогоплательщикам более $ 5 триллионов долларов в долгосрочной перспективе.
Запуск Ориона на вершине ракеты Дельта IV Heavy была интересной смотреть, а также новых игроков в области космической ракеты, SpaceX и Orbital Sciences Corporation, которая предполагает, что новое поколение инфраструктуры строится. Причины для посещения Луны и потенциально другие планеты и тела в нашей солнечной системе, многочисленны: они могут быть величайшие научные усилия нашего существования, что позволяет нам глубже понять создание нашей планеты и Солнечной системы и большую мир вокруг нас. Что еще более важно, хотя, такие миссии внести свой вклад в характере нации, демонстрируя важность науки и техники в нашей цивилизации, которая в конечном счете помочь нам процесс и решения вопросов, вызывающих наибольшую озабоченность: здоровье нашей планеты. Надеюсь, слова и Сернан надеются, что наше отсутствие на Луне будет недолгим, и что мы снова будем исследовать новые миры, в нашей жизни.
salik.biz
Аполлон-17. Последние люди на Луне (2010) смотреть онлайн
◊ Дата:
17. 10. 2013
Последняя высадка астронавтов на Луну произошла в декабре 1972 на космическом корабле «Аполлон 17» (Apollo 17). Этим полётом была поставлена точка в пилотируемых полётах на спутник Земли и до настоящего времени, нога человека больше не ступала на инопланетные объекты.
Эта экспедиция была самая длительная по времени пребывания на Луне. Семьдесят пять часов лунный модуль находился на спутнике, суммарно 22 часа астронавты в скафандрах выходили на поверхность, проводили научные эксперименты, делали фото и видеосъемку, собрали 110 кг породы, и оставили на Луне комплекс всевозможного оборудования. На специальном лунном автомобиле (lunar rover) экипаж проехал 34 км.
Запуск в 1961 году Советским Союзом первого космонавта Ю. Гагарина, для США был неожиданностью, и что бы доказать своё первенство в космической гонке, в стране в сентябре 1961 года было решено создать пилотируемую программу по высадке человека на Луну. Уже в июле 1969 года, Нил Армстронг в составе экипажа «Аполлон 11» первым ступил на поверхность Луны. Были и неудачи в космической программе, на «Аполлоне 13» во время полёта, произошёл взрыв, экипаж мог погибнуть, и только благодаря своему мужеству и слаженной работе со специалистами NASA астронавты вернулись на Землю. Всего за время существования проекта «Аполлон» было осуществлено 6 высадок на Луну, 12 астронавтов побывали на поверхности спутника. В документальном фильме «Аполлон-17. Последние люди на Луне» пойдёт рассказ о последнем полёте человека к нашей ближайшей «соседке».
Информация
Выпущено: по материалам NASA
Жанр: Документальный, космос
Продолжительность: ~ 00:55
Год: 2010
Аполлон-17. Последние люди на Луне смотреть онлайн
Плеер 1 Плеер 2docfilm-obzor.com
Умер последний астронавт, побывавший на Луне
Капитан ВМС США Юджин Сернан, последний астронавт, побывавший на Луне, умер 16 января 2017 года в возрасте 82-х лет, сообщила пресс-служба NASA.
«Мы опечалены кончиной … последнего человека, ходившего по лунной поверхности»,— отмечает космическое ведомство.
Сернан трижды побывал в космосе, два раза на Луне. Кроме того, он был вторым астронавтом, вышедшим в открытый космос.
«Юджин Сернан был среди 14 астронавтов, отобранных NASA в октябре 1963 года. В июне 1966 года он был одним из пилотов трехдневной миссии «Джемини-9», во время которой он провел в открытом космосе два часа. В мае 1969 года он был пилотом лунного модуля «Аполлон-10», который совершил полет вокруг Луны», – говорится в сообщении.
Отмечается, что Сернан завершил карьеру астронавта в должности командира «Аполлона-17» в декабре 1972 г, когда и была совершена последняя высадка людей на спутник Земли.
Тогда 19 декабря астронавт Юджин Сернан и профессиональный ученый-геолог Харрисон Шмитт своим трехдневным пребыванием на Луне завершили программу «Аполлон».
Прощаясь с Луной, он выразил надежду на то, что американцы сюда еще вернутся «с миром и надеждой для всего человечества».
Источник & Источник
P.S.: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды»… (с)…
В таком случае, на мой взгляд, ВСЯ статья должна быть значительно короче и выглядеть примерно так:
«Капитан ВМС США Юджин Сернан умер 16 января 2017 года в возрасте 82-х лет, сообщила пресс-служба NASA»… и ВСЁ, Точка!
Кстати, название статьи, по-моему, какое-то двусмысленное: его, не разобравшись, вполне можно истолковать так, что, как будто, ВСЕ «побывавшие на Луне астронавты» УЖЕ ушли раньше, и вот на днях скончался последний из них…
Это неверно — в смысле, есть ещё живые. А словосочетание «последний астронавт, побывавший на Луне» означает в данном случае то, что Юджин Сернан, согласно официальной версии, был командиром «Аполлона-17» — последнего корабля лунной эпопеи, и более того, именно он был последним землянином, который сначала топтал поверхность Луны, а затем по трапу поднялся в корабль и закрыл за собой входной люк. После него людей на спутнике Земли не было. Совсем. Были только автоматы.
Ученый: астронавтов «Аполлонов» поразила серия загадочных проблем с сердцем
Астронавты из программы «Аполлон» испытывают загадочную серию проблем с сердцем и сосудами, вероятно связанную с длительным пребыванием в космосе и действием космических лучей, на что намекают опыты на мышах, заявляет ученый в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
«Мы мало знаем, как космическая радиация влияет на здоровье человека, и в особенности на его сердце и сосуды. Это исследование дало нам первую возможность оценить то, какие негативные эффекты это излучение вызывает в нашем организме. Опыты на мышах показали, что космическое излучение действительно вредит здоровью сосудов», — заявил Майкл Делп (Michael Delp) из университета Флориды (США).
Делп и его коллеги, в том числе и ученые из Института медико-биологических проблем РАН, уже много лет изучают то, как жизнь в космосе влияет на здоровье человека и работу нашей иммунной системы.
К примеру, в прошлом году они выяснили, почему многие космонавты жалуются на проблемы со зрением в космосе, а также то, почему астронавты программы «Аполлон» периодически падали и теряли равновесие на Луне. Оказалось, что артерии и вены теряют способность нормально расширяться и сужаться в космосе, что приводит к приливу крови в мозг или проблемам с его нормальным снабжением кислородом.
В своей новой работе Делп открыл одну из самых интересных медицинских загадок «Аполлонов» – то, что большинство участников миссии скоропостижно умерли от проблем с сердцем и сосудами, и нашел потенциальную причину развития подобной «лунной болезни».
По словам Делпа, более 43% участников программы, облетавших или высаживавшихся на поверхность Луны, умерло от инфарктов и прочих проблем с сердцами и сосудами, что в 4-5 раз выше, чем уровень смертности от подобных болезней среди других астронавтов и сотрудников НАСА, не летавших в космос.
Эта проблема заинтересовала ученого, и Делп обратился в НАСА с просьбой подключить еще живых астронавтов программы к его исследованиям. В них, по его словам, приняло участие восемь членов экипажей «Аполлонов», один из которых умер в то время, когда Делп проводил свои исследования.
Изучение состояния их здоровья и наличие следов атеросклероза в артериях большинства «аполлоновцев» натолкнуло медика на мысль, что в развитии подобных проблем могла быть виновата космическая радиация, «бомбардировавшая» корабли НАСА во время их путешествия к Луне и обратно на Землю. Он проверил эту идею, поселив группу из нескольких десятков мышей в особую камеру, в которой поддерживались условия, схожие с теми, в которых жили астронавты во время полетов к Луне.
Этот эксперимент показал, что через шесть месяцев жизни в такой камере у мышей появились схожие проблемы с сердцем и сосудами, как и участников программы «Аполлон», что подтверждает роль космических лучей в развитии этой загадочной подверженности астронавтов сердечным болезням.
По словам Делпа, собранные им данные помогут НАСА, «Роскосмосу» и космическим агентствам Китая и других космических держав подготовить системы защиты для экипажей кораблей, которые в ближайшем будущем полетят к Луне и к Марсу.
Источник 28.07.2016, РИА Новости
«Аполлон-17»: последние люди на Луне
Сорок четыре года назад, 7 декабря 1972 года, с космодрома на мысе Канаверал привычно отправили к Луне очередной пилотируемый космический корабль серии «Аполлон» – «Аполлон-17». Вся разница с предыдущими стартами – только в том, что этот корабль запускали ночью. А еще он оказался последним.
«Аполлон-17» шел к Луне, и его экипаж в составе командира Юджина Сернана, пилота командного модуля Рональда Эванса и пилота лунного модуля Харрисона Шмитта уже знал, что их пребывание на ночном светиле станет финалом американской лунной программы.
Были в планах и 18-й, и 19-й, и 20-й «аполлоны», но в какой-то момент все пошло не так. НАСА откровенно заскучало: да, Нил Армстронг, «маленький шаг одного человека», триумф. «Аполлон-13», покореженный взрывом кислородного бака, трое суток ползет вокруг Луны домой, к Земле, и все, затаив дыхание, следят за аварией, которая вполне могла стать первой в истории катастрофой, оставившей жертвы вне Земли.
Ученые – те требовали загружать корабли все новыми и новыми приборами. И сюда им слетай, и тут отколупай, и здесь просверли, и вот это под таким-то углом замерь. А в НАСА все чаще задавались вопросом – а что мы, собственно, делаем?
Что мы, собственно, делаем нового, прорывного? Полет к Марсу? – не вопрос, это новое. Долговременная лунная база – хорошая задача. Но американских флагов в «мягкий, похожий на мокрый песок» лунный грунт после Армстронга и Олдрина навтыкали в изрядном количестве. Зачем повторяться, если не можешь сделать большего?
Уже в 1970 году планы скорректировали, три полета отменили: НАСА и без того напряженно считало бюджет. Драматические законы жанра тоже сработали: скажем, миссии 15-го и 16-го «аполлонов» уже мало кого заинтересовали из числа непричастных, что отразилось и на рейтингах телетрансляций, и на наборе телеканалов, заинтересовавшихся ими.
Лунный триумф приелся Америке, она устала от бурных 60-х, Вьетнама, Вудстока, и с плохо скрываемым усталым отвращением втягивалась в Уотергейтский скандал. Реакция побеждала по обе стороны железного занавеса, и по обе стороны нарастала усталость от собственных рекордов.
Так что Юджин Сернан вел «Аполлон-17» к месту высадки в долине Тавр-Литров, уже зная, что лавочка закрывается. Был в этом определенный символ: Сернан полетел к Луне во второй раз. В первый раз он побывал тут в мае 1969 года на «Аполлоне-10» – не на самой Луне, а рядом: пилот лунного модуля, Сернан отрабатывал отстыковку от командного модуля и маневры на лунной орбите, осмотрев заодно место будущей посадки «Аполлона-11».
«Челленджер» – лунный модуль «Аполлона-17» – добрался до Луны 11 декабря; астронавты проработали там до 14 декабря. Об этой экспедиции, в сущности, много сказать не получится: мерили, искали, фотографировали. Передвигались на ровере – столь же привычно, как до того экспедиции 15-го и 16-го «аполлонов».
Правда, нашли выход грунта неестественно оранжевого цвета. Как выяснилось на Земле, представлял он собой остеклованные шарики с повышенным содержанием окиси титана (отсюда цвет). До сих пор идут споры о его происхождении, бытуют две версии: что это следы выхода вулканических пород, и что это – импактный след (место удара метеорита).
Вместе с оранжевым, собирали и обычный грунт: домой увезли 111 кг образцов породы – абсолютно рекордный вес для всей программы «Аполлон» (всего американцы добыли с Луны 382 кг).
И на этом, в общем, все. Пик развития пилотируемой космонавтики оказался пройден; на смену пришли орбитальные станции и разговоры о том, что Солнечную систему неплохо бы изучать автоматами (чем и занялись с особым усердием).
«Возвращаясь домой и желая когда-нибудь вернуться снова – и, верю, в недалеком будущем, – я хотел бы сказать то, что останется в истории, то, что сегодняшний вызов Америки выковал завтрашнюю судьбу человечества. И вот, мы уходим с Луны, из Тавра-Литрова, уходим как пришли и, Господь даст, так же, как вернемся, – с миром и надеждой для всего человечества. Бог в помощь, «Аполлон-17!», – сбивчивые слова Юджина Сернана, прощальные слова последнего человека на Луне, известны куда меньше «маленького шага» Нила Армстронга.
А может, зря. Может, быстрее бы проворачивалось ржавое колесо лунных экспедиций?
Роскосмос пока что не в том состоянии, чтобы всерьез планировать пилотируемый полет к Луне. НАСА хронически в том же виде, что и в условном 1972 году: не хватает денег и не хватает по-настоящему амбициозных задач. Есть еще частники, но в их успех пока что верится с трудом.
Однако, возможно, уже все-таки пора полететь на Луну, и, спрыгнув на тот же самый мягкий грунт Моря Спокойствия, негромко бросить в эфир: «Юджин, мы вернулись».
Вот только есть немалые основания полагать, что сказана эта фраза будет на китайском языке.
Константин Богданов, обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник 07.12.2012, РИА Новости
P.P.S.:
— Российские ученые раскрыли причину потери зрения космонавтами
— Лунная афера США и не только (ссылки на статьи)
cont.ws
Аполлон-17. Последние люди на Луне – Журнал «Все о Космосе»
0:32 13/12/2016 0 👁 862Жанр:Документальные
Страна:США
Год:2011
Время:55 мин.
Перевод:Профессиональный, одноголосый
США желали получить какой-либо реванш, за то, что Советский Союз стал первой страной, которая позволила человеку поплавать в открытом космосе. В следствии чего имя Юрия Гагарина известно всему миру. Именно для этого был создан проект «Аполлон». На его подготовку ушло 10 лет, а космонавтам потребовалось всего 4 дня, что бы достигнуть Луны и 3 дня, что бы сделать огромное число фотоснимков и взять большое количество образцов. 1 человек пробыл на луне всего 1 минуту, а вот правительству страны пришлось выложить за это 1 000 000 $. На этом этапе американская мечта терпит крах…
aboutspacejornal.net
Аполлон-17. Последние люди на Луне / Apollo 17. The Untold Story of the Last Man on the Moon (2010) SATRip
В начале 30-х годов мир был взбудоражен невероятной новостью – в США запускается ракета на Луну. Примечательно, что источником сенсации был не какой-нибудь авантюрист или сотрудник желтой газеты, а серьезный исследователь в области космонавтики Годдард. Причины участия солидного ученого в этой клоунаде не составляли секрета – необходимость привлечь внимание (и средства!) к своим настоящим, пока не столь эффектным для публики работам. Так что вопроса «Имела ли место лунная афера американцев?», собственно, не существует. Вопрос только в том, сколько их было. Ввести коллег в заблуждение о своих достижениях Годдарду, конечно же, не удалось. Так, К.Э.Циолковский писал: «Все работающие над культурой – мои друзья, в том числе и Оберт с Годдардом. Но все же полет на Луну, хотя и без людей, пока вещь технически неосуществимая. Во-первых, многие важные вопросы о ракете даже не затронуты теоретически. Чертеж же Оберта годится только для иллюстрации фантастических рассказов. Ракета же Годдарда так примитивна, что не только не попадет на Луну, но и не поднимется и на 500 верст.»Тем не менее, письмо Циолковского доказывает великую гипнотизирующую силу пропаганды. Патриарх космонавтики поддерживал контакты с пионерами советского ракетостроения и имел представление о достижениях ракетной техники своего времени. Несмотря на это, магия широковещательных заявлений из таинственной «заграницы» настолько повлияла на глазомер ученого, что он завысил возможности американцев примерно на два порядка! Для жидкостных ракет начала 30-х годов подъем даже на 5 верст был приличным, и, увы, не гарантированным достижением.
Минуло 40 лет. Возможности ракетной техники выросли многократно, но не меньше выросли и возможности пропаганды. Особенно после чеканных формулировок А. Гитлера, считавшего пропаганду главным родом войск, и широкого распространения телевидения. Ее практика стала более циничной. И вот в 1969 году из Америки разнеслась весть об очередном покорении Луны, вызвавшая немало сомнений.
«Маленькому шагу одного человека» предшествовал полет «Аполлона-10», в ходе которого лунный модуль отделялся от корабля и снижал свою окололунную орбиту. Велика ли разница в сложности между этим полетом и официальной программой следующего «Аполлона»? Очень велика. Обитаемой части корабля следовало обеспечить приращение скорости почти в 4 км/с: гашение орбитальной скорости в 1670 м/с, снижение и прилунение с возможностью выбора места посадки. Далее подъем с Луны, набор первой космической скорости и маневры сближения и стыковки с кораблем. Иные алгоритмы управления двигателями корабля, определения его положения, чем в орбитальном или межпланетном полете. Следовательно, должна была быть создана и доведена до высокой надежности реализующая их аппаратура. Могли ли американцы довериться ей в первой официально объявленной высадке? На мой взгляд – нет.
Запад никогда не заблуждался относительно политического и экономического значения космических достижений. Так, буквально через неделю после полета Гагарина, Бернард Ловелл – директор радиообсерватории Джодрелл-Бэнк, упомянув о более высоком уровне жизни на Западе, заявил следующее: «Если между Востоком и Западом нельзя будет достигнуть равенства способностей в области науки и техники, то при жизни будущих поколений положение будет изменено на обратное и влияние и уровень жизни русских поднимутся высоко в ущерб нашим потомкам…
…Вот пример: успехи русских в космическом пространстве произвели огромное впечатление на не участвующие в союзах страны, и мы едва ли сможем порицать африканцев, если они решат покупать легковые автомашины и станки у России, а не у Запада.» «Мост в космос», М, «Известия» 1976 г.
Напомню, что «Аполлон-11» на считанные часы опережала советская АМС «Луна — 15», имевшая целью доставить на Землю образцы лунного грунта. Успешное выполнение этой задачи, причем без риска для людей, сильно ослабило бы впечатление в мире от успеха Соединенных Штатов. Возможная неудача «Луны — 15» давала отсрочку, но ей еще нужно было воспользоваться. Даже если бы удалось вовремя подготовить к старту очередной «Аполлон», вполне могла произойти авария ракеты носителя, неудача стыковки с лунным модулем или разгона на трассу к Луне. Могла случиться и крупная авария систем корабля, подобно «Аполлону-13», требующая немедленного возвращения на Землю. В этих случаях даже сфальсифицировать высадку на Луну стало бы невозможно. Но подлинной катастрофой после всех заявлений о «национальной задаче» стала бы гибель астронавтов при успехе советской станции. Тут не то что Франция бы вышла из НАТО, весь блок мог развалиться. Разочарование в собственных силах и принципах капитализма в самих США могло вылиться в серьезные внутренние волнения и даже в некоторое подобие «катастройки». Учтите также, что никакой другой столь же эффектной и понятной для публики задачи в космосе, осуществимой в ближайшую четверть века, для возможности реванша не имелось. Нет, риск реальной высадки был недопустим!
Окончательный способ узнать правду – новая лунная экспедиция. Но изучения места посадки «Аполлона-11» аппаратом какой либо третьей (кроме США и Китая) страны в ближайшие четверть века ожидать не приходится. А китайцы, даже заполучив соответствующие данные, не будут торопиться спускать с рук этот козырь. Так, они могут в любой момент похоронить долларовую систему, но не делают этого, а прагматично пользуются ею. Остается метод косвенных оценок, в том числе и такой – если какая-то сторона, не заинтересованная в разоблачении лунной аферы, дает сведения, не подтверждающие факт высадки, то это важный довод в пользу версии о фальсификации. Такой стороной может быть… советская пресса!
Абсолютно незаинтересованная сторона
После разгрома фашизма коалицией сил демократии, коммунизм перестал быть экстремистским течением, нетерпимым в приличном обществе. Но с чем идти туда переродившейся советской номенклатуре? Андрей Паршев в книге «Почему Америка наступает?» пишет: «Мне как-то пришлось рассматривать очень наглядную диаграмму: объемы введенных в эксплуатацию нефтяных месторождений в СССР по десятилетиям. Маленькие прямоугольнички для 1930-х, 1940-х, 1950-х годов; уже побольше – для 1960-х и огромный – для 1970-х. Мы с Ищенко одновременно ткнули в него пальцем: «Вот где был подписан приговор СССР!»
У советской верхушки возникла мысль обналичивать в валюте свои должности и труд поколений советских людей, войти в мир пятизвездочных отелей, «Мерседесов» и отпусков на Канарах. Благо, что немыслимые в рыночной экономике ХХ века вложения в освоение сибирской нефти были уже сделаны абсолютно не рыночным способом советским государством. Начиная от завоза на Север сборно-щитовых домиков и метеостанций, и кончая географическими исследованиями и созданием гигантских транспортных самолетов и вертолетов. Именно к рубежу 60-х – 70-х годов относятся первые контакты советского руководства с Римским клубом и другими структурами западного сверхобщества, создание линий «прямой связи», первые закулисные договоренности, где главным условием для СССР становится «Не побеждать!»
Пусть все это – сомнительная конспирология, но практические следствия были хорошо заметны простым советским людям. Именно с этих лет советская пропаганда стала сильно смахивать на ведущий бой истребитель с ограничителями на органах управления, а лейтмотивом даже внутренней политики стало неизменное А-что-о-нас-скажут-на-Западе?
Советские читатели, слушатели, зрители могли узнать о многом. Например, о западных утках про космонавтов, якобы пытавшихся полететь в космос до Гагарина. Сообщали даже о некоем обществе в американской глубинке, члены которого пытались убедить себя и окружающих, что Земля – плоская. Но применительно к западным критикам лунного мошенничества не просочилось ни слова не то что в их поддержку, но просто о существовании таких взглядов. Ведь это бы затруднило задуманную капитуляцию СССР в холодной войне. Характерна выдержка из книги А.Н. Киселева и М.Ф. Реброва «Покорители космоса» (Военное издательство Министерства обороны СССР(!) Москва 1971 г. стр.98): «Так или иначе, мы не будем называть их многотонный корабль куском железа. Это не в наших правилах. Не скажем в порыве зависти, что они собирались выбросить на Луну коммуниста или негра, поскольку их все равно подозревают в антиамериканской деятельности. Не будем придумывать небылицы о том, что все это делается ради пропаганды. (А для чего же еще? Кеннеди, что ли не слышали?) К чему такое? Напротив, мы поздравим их с успехом, как и полагается в таких случаях.»
Заметьте, как бы ни разыгрывалась фантазия авторов в сослагательном наклонении, они не позволяют себе ни малейшего намека на возможность фальсификации высадки на Луне. Мы все же попробуем оценить ее вероятность, ограничившись именно такими источниками.
Взгляд из СССР
Факт №1, приводимый по уже упомянутой книге «Покорители космоса» неоднократно освещался советской и мировой прессой: «…Коллинз остался один в кабине отсека и поджидал своих товарищей на селеноцентрической орбите. Он должен был уточнить место их посадки, наблюдая лунный отсек с орбиты с помощью телескопа и секстанта. Но Коллинзу так ни разу и не удалось увидеть лунный отсек.»
Официальная версия – астронавты заметили множество валунов на месте посадки и увели лунный модуль в сторону. Если бы речь шла об одном только «Аполлоне-11», можно было бы только философски заметить: «Вполне могло случиться». Странным становится то, что ничего подобного со следующими «Аполлонами» не произошло, хотя по логике вещей куда вероятнее обратное. Напоминаю, никакой риск в отношении выполнения основной задачи – благополучного возвращения астронавтов с Луны был для Америки недопустим. Было бы естественным выбрать для первой посадки максимально удобную местность, пусть даже и не столь интересную в научном отношении. (хотя что может быть «неинтересным», когда на Земле еще нет лунного грунта вообще ниоткуда!?) Полеты советских и американских станций дали ученым достаточное представление о рельефе Луны, а одной из главных задач «Аполлона-8» был выбор района посадки. Наконец, выбранное место могло быть дополнительно изучено в ходе полета «Аполлона-10». Но в ТМ № 10 за 1969 год стр. 36 читаем: «Место на краю кратера(!), по единодушному мнению астронавтов, было очень удачным для охоты за образцами пород. Но удача досталась экипажу ценой рискованного маневра у самой поверхности.» Непостижимо! К тому же сомнительно, чтобы экипажу хватило топлива на столь длинный маневр «у самой поверхности», выводящий корабль за пределы поля зрения телескопа. На малой высоте и скорости расход по отношению к пройденному расстоянию был бы чудовищным. Что это, подстраховка от вопросов на случай, если другая сторона все же не примет договоренности?
Факт №2. Известна фотография «первого следа человека на Луне». С учетом малого лунного веса астронавта его глубина не вызывает особого почтения к прочности лунного грунта. В советское время очень скупо публиковались фотографии именно с видом лунного модуля. Так в книге «Познание продолжается» (изд. «Просвещение», Москва 1970 г.) дана очень плохая фотография с экрана телевизора. Все-таки любой скафандр или камни, похожие на снятые «Луной-9», не могут вызвать подозрений. Стоящий на Луне корабль – другое дело. Мало ли чего там увидит, намеряет, насчитает человек с советским образованием, о котором сейчас тоскует Михаил Задорнов. Стартовая масса лунного модуля – 15 тонн. Предположим, что на торможении и посадке сожжена вдвое меньшая масса топлива, а непосредственно при прилунении двигатель не тормозил аппарат, а только поддерживал уже установленную безопасную скорость. Но и в этом случае в такой непрочный грунт ударяла струя двигателя с тягой не менее 12 кН (1,2 тс). Но ни на одной фотографии, опубликованной у нас до эры цифровой обработки изображений не видно ни малейших следов воздействия струи двигателя на грунт.
В середине 80-х годов немало читателей ТМ упражнялось в пилотаже ракетных летательных аппаратов на Луне с помощью программируемого калькулятора и получило добротное понимание динамики таких полетов. (Я, к сожалению, достал ПМК много позже окончания «Пути к Земле») Поэтому им не составит труда опровергнуть доводы защитников НАСА. Например, такой: перед прилунением на малой высоте двигатель был вообще выключен. Сомнительно, чтобы американцы могли себе позволить неуправляемое падение с достаточно большой высоты. Присыпанные пылью трещина или валун, попавшие под одну из опор могли привести даже к опрокидыванию аппарата. Скорее всего, высота выключения двигателя не больше длины посадочных щупов. К тому же, перед началом падения следовало уменьшить скорость снижения до величины меньшей максимально допустимой. Это опять-таки означает работу двигателя с тягой, превышающей лунный вес аппарата на высоте всего нескольких метров.
Посадка с большой горизонтальной скоростью и след в стороне от места посадки? Недопустимо как из-за опасности опрокидывания, так и по соображениям прочности максимально облегченного аппарата. «Покорители космоса» стр. 274: «Стенки этого аппарата настолько тонки, что человек в состоянии пробить их ногой.» Очевидно, что силовая схема аппарата была рассчитана на восприятие нагрузок главным образом по оси двигателя. Боковой удар мог привести к заклиниванию амортизаторов, сочленения посадочной и взлетной ступени, разгерметизации отсеков и баков. Энергичный пилотаж с наклонами аппарата у самой поверхности? Система ориентации не могла обеспечить необходимые для этого угловые ускорения – расход топлива и опять-таки боковая прочность.
Последнее соображение. Любой конструктор посадочного устройства непременно потребовал бы от астронавтов фотографии места, куда в последний раз ударила струя двигателя. Быть может надо срочно увеличивать разнос и площадь опор, а может, наоборот, на этом можно сэкономить. Но таких фотографий нет.
Все правдоподобно о неизвестном. Пусть в объяснениях отсутствия следов двигателя на лунной поверхности американцы правы. Но тогда это входит в противоречие с фактом №3. Снова открываем ТМ № 10 за 1969 год. «Сразу после установки отражателя его конструкторы – японские специалисты – послали к Луне световой луч и обнаружили, что Япония находится на 15 см ближе к Азии, чем считалось раньше. Увы, после взлета космонавтов с лунной поверхности экспериментаторам не удавалось поймать отраженный луч. Вероятно, зеркала отражателя засыпала пыль, поднятая стартовым ракетным двигателем.» Оцените анекдот – двигатель посадочной ступени не производит ни малейшего выброса грунта, но вот двигатель стартовой ступени засыпает грунтом отражатель, установленный, надо полагать, в десятке-другом метров от аппарата, хотя его струя ударяет в посадочную ступень, а не в лунную поверхность! Представляется возможным проверить, в какой точке окололунной орбиты находились «Аполлон-11» (или лунный модуль) в момент приема японцами луча от Луны – были ли они за обратной стороной Луны или все же над видимой?
Факт №4. Альманах «На суше и на море» за 1977 год (изд-во «Мысль», Москва). «Первыми лунными сейсмологами были американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин: 21 июля 1969 г. Они установили автоматическую сейсмическую станцию в месте посадки «Аполлона-11» в Море Спокойствия. Первые лунные сейсмограммы, первые тревоги и недоумения: все так необычно, не похоже на Землю. К сожалению, из-за неисправности в командном управлении первая станция работала на Луне недолго.»
Факт №5. Здесь я вынужден положиться на точность цитирования Ю. Мухиным книги «Лунный грунт из моря Изобилия» М., «Наука», 1974
Так, на стр. 435 приведены данные о зависимости количества радиационных треков в лунных минералах от глубины проникновения в кристалл. Для грунта «Луны-16» она везде одинакова. Но в образцах «Аполлона-11» количество треков падает с глубиной намного резче. Вывод: американские образцы подверглись облучению (например в реакторе) частицами намного меньших энергий, чем солнечные и галактические лучи, обрабатывающие поверхность Луны.
Происхождение образцов «Луны-16» сомнений не вызывает. Так ученые Парижской обсерватории записали: «Сложная межфазная адгезия и слипание мелких частиц и комки вызывают многократное рассеяние, что дает результаты, согласующиеся с телескопическими лунными измерениями. Кривая альбедо образца сходна с лунной.» с. 523 Американские образцы оказались настолько отличными по оптическим свойствам и составу, что во многих работах сквозит недоумение и попытки как-то это объяснить, например загрязнением образца. Однако гипотеза загрязнения не может объяснить уменьшенное содержание некоторых редких элементов. «В участке «Луны-16» обнаружена самая низкая распространенность редкоземельных элементов. Как будто бы это же наблюдение относится к гафнию и торию, а также к фосфору.» с.280 «Особый интерес представляют величины индия в грунте «Луны-16», так как они одни из самых низких, полученных по лунному грунту.» с.292
С целью не увеличивать чрезмерно объем статьи, интересующихся остальными странностями американских образцов реголита и хода его исследований в СССР отошлю к книге Ю. Мухина «Антиаполлон». Все же не могу отказать себе в удовольствии воспроизвести приведенные там данные по содержанию окиси титана. После возвращения «Аполлона-11» американцы заявили цифру в 10,5 %. Очень даже недурно. Писатели-фантасты и ученые уже принялись было рисовать в своем воображении картины лунных титановых рудников, но тут «Луна-16» привезла образцы с содержанием окиси титана в 5,5 %. А далее: «Аполлон-12» — 4,7 %, «Аполлон-14» 1,5 %, «Аполлон-15» — 2,8 %. Добавлю от себя по книге «Лунариум» (М., «Молодая гвардия», 1975 г.) «Луна-20» — 0,56 %. Кстати для «Луны-16» там указано 3,7 %.
Опять «Аполлон-11» выделяется из общего ряда. Такой ряд цифр трудно объяснить с точки зрения теории вероятности. Но он становится единственно закономерным с точки зрения психологии, если принять допущение о фальсификации высадки астронавтов А-11.
Факт №6. Похоже, американским астронавтам осваивать прилунение пришлось тоже на ПМК — не в реальном времени. А ведь прилуняться на реактивной тяге, тем более совершать какие-то маневры – это совсем не то, что устойчивый сам по себе По-2 сажать. Нужна доведенная до автоматизма обратная связь глаз-рука. Сколь угодно совершенные самолетные навыки здесь не только бесполезны, но, пожалуй, даже вредны. Марк Галлай, к тому времени уже опытный испытатель самолетов, одно время участвовал в испытании вертолета Ми-1. «Ни старания Байкалова, ни мои собственные попытки прочувствовать поведение вертолета на висении особого успеха не имели. Все внимание уходило на противодействие активным попыткам машины завалиться то на нос, то на хвост, то на бок, и толком приноровиться к ней никак не удавалось…
…Погасить эти колебания оказалось чрезвычайно трудно: суешь ручку вперед, а машина, как ни в чем не бывало продолжает валиться на хвост, и только когда ручка отдана к приборной доске до отказа, внезапно «спохватывается» и переваливается на нос, да так, что полностью отклоненной в лихорадочном темпе назад ручки не хватает, чтобы удержать ее.» А ведь колебания лунолета в безвоздушной среде не демпфируются стабилизатором и несущим винтом. Сам Галлай укротил Ми-1, только придав ему горизонтальную скорость, тем самым усилив действие стабилизатора.
Прошло несколько полетов, укрепивших навыки летчика, и что же? «Как-то раз при спуске, когда до земли оставалось метра три, налетевший сзади легкий порыв ветра чуть-чуть поддал машину вперед. Чтобы парировать это движение, я чисто рефлекторно, по-самолетному, взял ручку управления немного на себя. Вертолет послушно попятился наподобие рака назад, а затем так энергично провалился вниз и так крепко трахнулся о землю, что не знаю, как только шасси выдержало! Я упустил из виду, что в подобной ситуации вертолет ведет себя диаметрально противоположно самолету.
Оказывается, не всякий автоматизм полезен!»
Какими эффектными были бы многочисленные кадры тренировок на турболете, вальсирующем в воздухе на реактивной струе! Но мы не видели ничего, кроме короткого ролика, на котором аппарат теряет устойчивость, астронавт Армстронг катапультируется, а машина валится на землю и взрывается.
Некоторой заменой турболету могли бы послужить тренировки на вертолетах с соответственно доработанным управлением и ухудшенным по меркам лунного модуля обзором. Причем проводить полеты следовало ночью, на ярко освещенной прожекторами площадке. Непривычный ландшафт, резкие черные тени, непривычный контраст между темным звездным небом и освещенной Солнцем поверхностью сильно затрудняли оценку высоты полета и размеров препятствий. А еще, по некоторым данным, астронавты управляли лунным модулем стоя. Но мы много слышали о тренировках астронавтов на реактивных самолетах Т-33, но о вертолетах – ни разу.
От сумасшедших, пытающихся садится на чужой планете без такой подготовки, с ужасом отшатнулись бы даже японские камикадзе. Они-то, не обнаружив достойной цели, возвращались домой и имели достаточную подготовку, чтобы не угробиться на посадке.
Если же предполагать, что американцы при посадке надеялись на автоматику, то непонятно, как они могли миновать такой важнейший этап ее отладки, как автоматическая посадка корабля на Луну без экипажа. В таком случае возможно, именно это и было настоящей программой полета «Аполлона-11». Однако сообщить, что первая высадка была совершена «Аполлоном-12» после доставки лунного грунта «Луной-16», означало признать, что в известной степени Америка и лунную гонку тоже проиграла. Слишком многим это было неприемлемым.
Подытожим сказанное. Даже по сообщениям явно опасавшейся скандала советской прессы, экспедиция «Аполлона-11» выглядит весьма странно. Экипаж к прилунению не подготовлен, никто его на Луне не видел, а «в сухом остатке» мы имеем приборы, сразу же прекращающие что-либо передавать «с Луны» после ухода «Аполлона» с окололунной орбиты, неубедительные образцы грунта и кино-фотоматериалы, которые не критикует только ленивый. Элементарный житейский опыт заставляет не верить американской пропаганде, когда она уверяет нас в реальном существовании того, что позарез необходимо американским идеологам. Будь то «этнические чистки албанцев в Югославии», «оружие массового поражения в Ираке» или… высадка американцев на Луне.
therutor.org