Как создавался самолет Ил-76МД-90А » Военное обозрение

9 февраля 1977 года скончался Сергей Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР. ОКБ, которое он возглавлял, сегодня считается одним из ведущих российских предприятий по разработке авиатехники. В число самолетов, сконструированных ильюшинцами, входит и Ил-76 — тяжелый транспортный самолет, составляющий основу военно-транспортной авиации России и Украины и состоящий на вооружении во многих странах СНГ и дальнего зарубежья.
Сейчас в Ульяновске заканчивают сборку первого серийного Ил-76МД-90А, модернизированной версии знаменитого военного транспортника. Мы собрали пять фактов о машине, которая уже в нынешнем году должна поступить на вооружение в воздушные силы РФ.

ПРОЕКТ «476»

Ил-76 собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. С 70-х годов на предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт.

Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. Авиазавод «Авиастар-СП», созданный для производства больших самолетов (Ан-124 «Руслан»), в то время был загружен по минимуму. Решение принималось в короткие сроки. 3 апреля на «Авиастаре» прошло срочное совещание руководящего состава. А в 23.00 того же дня в Объединенную авиастроительную корпорацию отправились предложения, включающие полную информацию о производственных площадях, персонале, уровню цифровых технологий предприятия, кооперации с другими заводами, возможными темпами выпуска.
14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название «476».

ПЕРВАЯ «ЦИФРА»

В общей сложности работа над глубокой модернизацией воздушного судна Ил-76 заняла пять лет. Активно работали как конструкторы, так и будущие производители. Ульяновский авиазавод в короткие сроки совершил «цифровую революцию»: ранее самолеты здесь строили по плазово-шаблонному методу (когда макет деталей вырезали, в полную величину, из металла). Ил-76МД-90А стал первым воздушным судном, который ульяновцы полностью сделали с использованием цифровых технологий.

Процесс перехода был трудоемким: пока оцифровывались чертежи, работники обучались компьютерным технологиям. Лишь небольшая часть чертежей была выпущена на бумаге (например, электрика), но после отработки на первом самолете, ее перевели в электронную модель.

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ИЛ-76

Несмотря на внешнее сходство, модернизированный вариант серьезно отличается от предшественника. Ил-76МД-90А имеет иную конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190). На крыле базовой машины был разъем посередине; сейчас же стоят цельные 24-метровые панели, что увеличило ресурс.

Модернизированный Ил оборудован пермскими двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США и построен с расчетом на будущее: соответствует и тем нормам, которые еще только должны вступить в силу. Летный ресурс модернизированной машины рассчитан на 35 лет эксплуатации; конструкторы намерены продлить его до 45 лет.

Изменения претерпела и «начинка» самолета. Он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом «Купол-3». Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном. Предшественник летал по первой категории (в этом случае высота принятия решения — 60 метров). Это новшество позволит расширить область эксплуатации воздушного судна, в первую очередь, в Европе, где погодные условия могут быть более «тяжелыми».

Также самолет оснащен так называемой стеклянной кабиной. Вместо привычных глазу аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь экранов (шесть у летчиков и два — у штурмана). Такой вариант более информативен: летчикам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры.

ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА

Разработчики считают, что модицифицированный самолет составит серьезную конкуренцию западным воздушным «грузовикам». Аналогов в классе рамповых судов сегодня ему нет. Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений. Российский самолет более неприхотлив, по сравнению с западными, для него не нужна особая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании. Это — важное качество для эксплуатации труднодоступных районах.

Еще одна особенность модернизированного Ил-76 — возможность использования в самых разных сферах: в качестве военно-транспортного самолета, топливозаправщика, для тушения пожаров. Разработчики намерены создать и гражданскую версию самолета, которая наверняка будет востребована коммерческими авиакомпаниями.

ЗАКАЗЧИКИ

Сейчас главный заказчик воздушного судна — Минобороны РФ. Из-за этого сборка «изделия 476» до начала 2012 года шла за закрытыми дверями. Впервые воздушное судно показали журналистам в январе, во время визита на «Авиастар» вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.

По госконтракту с военным ведомством ульяновцы должны собрать 39 Ил-76МД-90А; в нынешнем году ожидается подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД. Также этот тип самолета востребован для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года ульяновцы должны будут построить до 80-83 самолетов.

В декабре 2013 года завершился первый этап государственных совместных испытаний модернизированного Ил-76. Экипаж протестировал предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнил полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработал методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей. Второй этап госиспытаний намечен на весну. До этого срока самолет нужно будет доработать под техзадание военных. Первый самолет заказчику ульяновцы должны передать в ноябре 2014 года.

Сейчас на авиазаводе, в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства.

Характеристики самолета Ил-76МД-90А
Размах крыльев — 50,5 метра
Площадь крыла — 300 квадратных метра
Длина 46,6 метра
Размеры грузовой кабины: длина — 24,54 метра, ширина — 3,45 метра, высота — 3,4 метра
Максимальная взлётная масса — 210 тонн
Грузоподъемность — до 60 тонн
Крейсерская скорость — 780 — 850 км/ч
Дальность полета с нагрузкой 60 тонн — 4000 км

Экипаж — 5 человек
Количество десантников на борту — 126

topwar.ru

Самолет Ил-76МД-90А: технические характеристики и фото

Тяжелые транспортные самолеты – изделия двойного назначения. Нужны они и народному хозяйству, и армии, а бывает, что выполнение гуманитарных операций без них невозможно. Трудно сегодня себе представить помощь далекой стране, ставшей жертвой стихии (землетрясения, наводнения или извержения вулкана) без огромного летающего госпиталя или воздушного корабля, имеющего возможность за считанные часы доставить десятки тонн продовольствия, оборудования и медикаментов. Да и самих спасателей тоже нужно привезти вместе со спецтехникой. Таким кораблем в наше время стал Ил-76МД-90А, «младший брат» «семьдесят шестого», уже успевшего повидать разные континенты. Но в первую очередь эти самолеты создавались для военных целей.

Прототип

Так сложилось в СССР, что большую часть транспортных самолетов проектировало конструкторское бюро О. К. Антонова. Коллектив этот создал множество очень удачных и надежных воздушных судов, ставших «рабочими лошадками» «Аэрофлота» и ВВС, в их числе есть чемпионы по размерам и грузоподъемности. Но в конце шестидесятых годов, в силу изменений, происходящих в мировой политике, возникла потребность в средствах доставки большого количества техники и людей на дальние расстояния. Мало того, делать это требовалось быстро. Винтовые «Антоновы» по-прежнему несли основную нагрузку при реализации десантных операций, но Министерство обороны поставило задачу по созданию крупнотоннажного реактивного самолета. Поручили проект конструкторскому бюро им. С. В. Ильюшина. Так в начале 70-х появился этот стремительный и красивый гигант – Ил-76.

«Старшенький» и его братья

Машина удалась настолько, что на ее базе были построены различные модификации (числом более двух десятков) самого разного назначения: от обычных транспортников до летающих тренировочных космических центров. Медицинский вариант «Скальпель МТ» вмещает в себя операционную, реанимацию и другие отделения интенсивной терапии. А-50 – наш ответ «Аваксу», он способен на длительные рейсы вдоль рубежей, в ходе которых самолет проводит разведку тактической и стратегической обстановки в широкой приграничной зоне. Сверхсекретный А-60 – носитель лазерного лучевого оружия. Есть вариант летающего танкера. Созданы и полярный, и пожарный варианты. Ил-76 узнаваем, его невозможно перепутать ни с каким другим самолетом, его ждут те, кто в беде, а недоброжелатели нашей страны знают, что если в небе появились «Кандиды» (так их классифицировали авиационные специалисты НАТО, слово означает «искренний», или «прямодушный»), то дело приобретает серьезный оборот. Такому силачу и в самом деле разные хитрости ни к чему.

Каждый раз модификации касались обновления авионики, увеличения мощности силовой установки, применения дополнительного оборудования. Последняя и самая глубокая из них получила индекс Ил-76МД-90А. Характеристики этого самолета вполне соответствуют новейшим требованиям относительно экономичности, шума, экологичности и безопасности, а внешне его трудно отличить от прототипа, оказавшегося концептуально настолько удачным, что, очевидно, этому летательному аппарату предстоит долгая небесная судьба.

Первая выкатка на испытательный аэродром самолета новой модификации состоялась в 2011 году. Первоначально его название соответствовало номеру «изделия», и звучало как «Ил-476». Ил-76МД-90А появился несколько позже, в сентябре 2012 г., когда по-военному светло-серый испытательный образец поднялся в воздух с ВПП заводского летного поля под Ульяновском.

Главные внешние отличия

Самолеты модификации ИЛ-76МД в первые постсоветские годы строили на Ташкентском авиазаводе им. В. Чкалова, однако экономические трудности, мешающие развитию узбекского машиностроения, побудили российских заказчиков искать производственные мощности в своей стране. Их нашли в Ульяновске, на заводе «Авиастар».

Изменения в конструкции, несмотря на внешнее сходство с предыдущей моделью, произошли достаточно серьезные. Специалист сразу отличит Ил-76МД-90А по новому удлиненному крылу. Шасси также претерпели модификацию, они рассчитаны на 60 тонн полезной нагрузки плюс вес самого самолета, заправленного топливом, к тому же, они спроектированы с учетом серьезного запаса прочности. Требования высоки, так как одним из заданных технических условий было создание возможности эксплуатации транспортника не только на бетонных, но и на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Фюзеляж, включая остекление пилотской и штурманской кабин, остался практически без внешних изменений. Другое дело – оборудование, скрытое под обшивкой.

Двигатели

В первую очередь экономичность авиационной техники зависит от двигателя. Самолет Ил-76МД-90А оснащен четырьмя турбореактивными ПС-90А-76 (в честь которых и получил свои дополнительные индексы в названии), создающими тягу 14,5 тыс. кгс. В турборежиме она может достигать и 16 тонн, но в этом случае расход топлива при взлете существенно увеличится. В режиме полета с крейсерской скоростью достаточно и 3300 кгс, а при посадочном торможении может создаваться реверсивная тяга величиной 3600 кгс. Расход керосина уменьшен по сравнению с предыдущей моделью на 12% и составляет в удельном выражении 0,59 кг/кгс*ч. Благодаря новой силовой установке удалось основные параметры привести в соответствие с международными экологическими и экономическими нормами самолет Ил-76МД-90А. Характеристики летательного аппарата укладываются в стандарты ICAO.

Более сотни тысяч литров авиационного керосина вмещают топливные баки.

Оборудование грузового отсека

Скорость доставки груза любого назначения, военного или гражданского, зависит не только от того, насколько быстро самолет летит, но и от возможностей их оперативной загрузки и выгрузки после приземления. Грузовая кабина Ил-76МД- 90А оборудована двумя лебедками, развивающими усилие до 3 т, с помощью которых в нее можно заводить несамоходную технику. Любой предмет массой до десяти тонн поднимается с помощью четырех тельферов. Рампа переменного угла наклона обеспечит заход более крупных грузов, до тридцати тонн. Если доставляется техника с ходовой частью гусеничного типа, то ее плавному ходу способствуют подтрапники. Есть также возможность установки четырех роликовых монорельсовых дорожек, которые применяются для десантирования или погрузки морских или авиаподдонов и контейнеров.

Грузовая кабина

Парашютное десантирование осуществляется через аппарель, причем Ил-76МД-90А может — в зависимости от варианта оснащения — иметь одно- или двухпалубную компоновку. Правда, возможность прыжков одновременно с двух уровней обычно не используется по причине высокого риска чрезмерного сближения парашютистов и грузов. Однопалубный вариант предполагает выброску личного состава в количестве до 145 человек (десантников в полной выкладке – 126), двухпалубный – до 225. Воздушный госпиталь может брать на борт 114 раненых.

Для перевозки людей в салоне устанавливаются бортовые и центральные сиденья.

При переоборудовании в летающую противопожарную машину в грузовом отсеке устанавливаются емкости для воды или специальных огнегасящих составов.

Пилотская кабина

Рабочее пространство экипажа, удачно проработанное для предшествующих моделей, еще более усовершенствовано в эргономике Ил-76МД-90А. Фото пилотской кабины демонстрируют жидкокристаллические дисплеи (их восемь), пришедшие на смену стрелочным приборам – «будильникам». Пульты управления с джойстиковыми рукоятками имеют высоинтеллектуальную функциональную наполненность. Традиционное удачное остекление, обеспечивающее прекрасный обзор для пилотов и штурмана, в светлое время суток дополняется эффектом «прозрачной кабины», что облегчает управление в условиях ограниченной видимости или при полном ее отсутствии. Все эти функции поддерживаются пилотажно-навигационным комплексом «Купол-III-76М».

«Купол»

Современные навигационные приборы взяли на себя многие функции, которые ранее выполняли штурманы и пилоты. Планирование полета, прокладка курса, расчет расхода топлива и другие операции на самолете Ил-76МД-90А выполняются автоматически. Но это не все. Комплекс «Купол» корректирует данные о местонахождении воздушного судна, управляет заходом на посадку (если аэропорт имеет оборудование, соответствующее второй категории ICAO) и даже оценивает метеорологическую обстановку, выдавая экипажу рекомендации по оптимизации процесса пилотирования. Система также предупреждает о летящих на близких и встречных курсах авиационных аппаратах, предостерегая от возможной опасности столкновения. Бесценна помощь «Купола» при проведении десантирования, особенно при отсутствии визуального контроля.

Технические данные

Ил-76МД-90А, фото которого поражает размерами в сравнении с автомобилем или другим самолетом, взлетает с удивительно короткой полосы. Ему достаточно всего 1,7 км. Выбег при посадке можно уменьшить до 960 м за счет работы двигателей в реверсивном режиме. Скорость в полете может достигать 800 км/ч. Беспосадочная дальность зависит от массы груза. Вес в 50 тонн транспортник может доставить на 5 тыс. километров, а 20 тонн – на 8,5 тыс. км.

Теперь о размерах, которыми обладает самолет Ил-76МД-90А. Технические характеристики соответствуют габаритам: диаметр сечения фюзеляжа по мидельшпангоуту составляет примерно 5 метров, длина воздушного судна – 46,6 м, размах плоскостей — 50 м, высота (с шасси) — около 15 метров.

Шасси

Впечатляют и шасси, способные выдержать до 210 тонн (именно столько может весить самолет Ил-76МД-90А). Фото, сделанные с земли во время взлета, позволяют судить об их общей конструкции и том изяществе, с которым они укладываются в ниши, расположенные по боковым наплывам фюзеляжа. Стоек пять: одна носовая и четыре основных. На каждой из них — внушительных размеров колеса-пневматики, расположенные рядно, по четыре на оси. Конструкция шасси в общем и целом повторяет технические решения Ила-76 за исключением того, что увеличившаяся нагрузка, связанная с ростом полезного веса и топлива, а также возможность эксплуатации с проблемных аэродромов потребовала усиления всех элементов.

Перспективы

Тяжелая авиационная техника и в силу своей высокой стоимости, и по причине специфики ее применения, как правило, не производится в гигантских количествах. Однако самолетный парк, доставшийся ВВС России от СССР, постепенно вырабатывает свой моторесурс. Обычный срок эксплуатации для этого типа воздушных судов составляет три десятилетия, поэтому руководству заинтересованных ведомств самое время задуматься о том, сколько потребуется самолетов Ил-76МД-90А. Характеристики этого транспортника вполне удовлетворяют требованиям и Министерства обороны, и МЧС, и «Аэрофлота», причем даже с учетом перспективы. Серийное производство началось в 2012 году, построено три экземпляра. Если первоначальная потребность оценивалась количеством 38 самолетов, то на момент запуска серии она возросла до полусотни, а затем достигла ста штук разных модификаций (до 2020 года). Также оборонное ведомство проявило заинтересованность в специальном борте дальней радиолокационной разведки на базе того же Ил-76МД-90А.

fb.ru

Ан-124 «Руслан»: не самый большой, но самый сильный


Репортаж, завершающий цикл о транспортных самолетах. Логично, что завершает цикл публикаций, материал о самолете, занимающем верхнюю строчку по своим показателям – о гиганте Ан-124 «Руслан».
Этот самолет часто называют самым большим серийным самолетом. Но на самом деле это не так! Почему – читайте далее!

Большая фотография
02

Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники
03

Также самолёт предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.
04

На «Руслане» установлено 30 международных авиационных рекордов. Так 26 июля 1985 года в одном полёте был установлен сразу 21 мировой рекорд. Среди них абсолютный: подъём груза 171,219 т на высоту 10750 м
05

Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой частях фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы загрузки и выгрузки грузов, — в частности груз в АН-124 можно загружать или выгружать одновременно с носа и хвоста.
06

Для открытия рампы Ан-124 выполняет так называемый “поклон слона”: передняя стойка шасси отклоняется вперед, а вес самолета переносится на вспомогательные опоры, установленные под передним порогом грузовой кабины
07

Чаще всего мы видим Ан-124, перевозящего военную технику, как например боевые вертолеты Ми-24
08

Вот его буксируют на территорию военной базы, дислоцирующейся в Толмачево.
09

А вот из Руслана выгружают бомбардировщик Су-34. Кстати пол грузового отсека выполнен из титана и выдерживает значительные нагрузки. Это отличает военно-транспортный самолет от грузового (например, от Boeing-747), т.е. он может возить тяжелую военную технику, к примеру танки, и большие и тяжелые моногрузы.
10

1 декабря 1990 года лётчики 235 ВТАП совершили кругосветный перелёт (с промежуточными посадками) по маршруту Австралия — Южный полюс — Северный полюс — Австралия (50005 км за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости
11

Большое фото
Гигантский самолет и топлива требует не мало, особенно для перелетов на дальние расстояния. Максимальная заправка составляет более 200 тонн! Больше трех железнодорожных цистерн!
12

Так-как самолетов с ТАКИМИ возможностями не много (практически нет), то зачастую при проектировке крупных агрегатов, инженеры ограничивают их габариты возможностями Руслана! (а иначе в сборе не перевезешь!)
13

В России эксплуатируется на сегодняшний день 36 Ан-124.

  • «Волга-Днепр» — 12 самолётов

  • ВКС России — 16 самолётов

  • 224-й лётный отряд (дочка минобороны России) — 8 самолётов

У «Авиалинии Антонова» — 7 самолётов
На этой фотографии Руслан рядом с другим военно-транспортным самолетом Ил-76. Разница в габаритах очевидна.
14

Почти по Конан Дойлю: «Этюд в сине-белых тонах». Это самолеты, входящие в Российскую Группу компаний «Волга-Днепр». Тут мы видим Ан-124, Ил-76 и Boeing-747-800
15

А это Руслан и Boeing-747-800 Люксембургской Cargolux Airlines International. На фото хорошо видно, что «Джамбо» существенно длиннее! (это к вопросу о размерах)
16

Не часто в один кадр попадает такой набор: Ан-124, Ил-76 и Ан-22 «Антей»! Повезло!
Большое фото
17

А это они уже вместе на стоянке. Опять-же можно сравнить размеры гигантов. На фоне Анов. Не маленький «Илюша» смотрится скромно…
18

Два рекордсмена! Самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26. На фоне самого грузоподъемного серийного самолета! Виден открытый задний люк.
19

Руслан может послужить хорошим фоном для съемки других самолетов, не правда-ли?
Большое фото
20

Вот к примеру, взлетающий Су-24.
21

Бывает и так! Аэропорт совместного базирования часто дарит такие сюрпризы!
22

На этом фото хорошо видно многоопорное шасси, снабжённое 24-мя колёсами, которое позволяет эксплуатировать Ан-124 с грунтовых ВПП, а также изменять угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузок.
23

Посадка. А ведь это порядка 300 тонн!
24

По сравнению с предыдущим фото – закрылки выпущены на большую величину.
25

Русланы перевозят уникальные грузы! среди грузов, которые перевез Руслан:
25 ноября 2015 года оперативно доставлена ЗРС С-400 на авиабазу в Хмеймиме в Сирии.
10 и 14 декабря 2015 года в Симферополь с Дальнего Востока Ан-124 доставили две мобильные газотурбинные электростанции мощностью по 25 МВт каждая.
В мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd
26

Медленный отрыв (видимо груженый.)
27

Ну и вернемся к тому, что Руслан часто называет самым большим самолетом, а я уже написал, что это не так. Предлагаю сравнить Ан-124 с главными конкурентами, военно-транспортным Lockheed C-5 Galaxy и грузовым Boeing-747-800
28

В таблице видно, что Boeing-747-800 длиннее, и у него больше масса. Но это и не важно! Ведь Руслан сильнее! Он может поднять груз значительно большего веса! И объем грузового отсека у него больше. Я уже писал, что Боинг не может перевозить тяжелую технику.
Так-что не самый большой, зато самый сильный!

Вот такой он наш Руслан!
Огромен и грациозен!

Ранее в серии были репортажи:


   Оригинал взят у ivan_stalich в Не самый большой, но самый сильный!

leon-rumata.livejournal.com

Новости дня: «Антей», «Руслан» и Ил-76 против Lockheed и Boeing — Свободная Пресса

1 июня — День военно-транспортной авиации России. Этим войскам, которые вносят громадный вклад в обеспечение обороноспособности страны, исполняется 84 года. За длительную историю своего существования они проделали громадную работу, способствуя победе советского, а теперь российского оружия. Парк ВТА постоянно обновлялся за счет принятия на вооружение уникальных крылатых машин, которым принадлежит множество мировых рекордов по грузоподъемности, дальности и скорости полета.

Гонка грузоподъемности

В военно-транспортной авиации существует давнее соперничество между США и Советским Союзом, а теперь и его правопреемницей — Россией. Соперничают, прежде всего, гиганты, способные переносить по воздуху наибольшее количество тонн и кубометров полезного груза.

Начиная с 1963 года, пальмой первенства обладал американский Lockheed C-141 Starlifter, грузоподъемность которого составляла 29 тонн. Но в 1969 году вперед вырвался Ан-22 «Антей». Он побил американца не только по тоннажу перевозимых грузов — 60 тонн, но и по их габаритам. Потому что это был первый широкофюзеляжный самолет ВТА.

Лидерство Советского Союза продержалось до 1971 года, когда в небо поднялся разработанный компанией Lockheed супертяжеловес С-5А Galaxy. Он увеличил мировой рекорд грузоподъемности в полтора раза, доведя его до 93 тонн. С-5А Galaxy также был построен по широкофюзеляжной схеме. В грузовой отсек могли войти шесть вертолетов UH-64A «Апач», танк M1 и два вертолета UH-1 «Ирокез» или пять бронетранспортеров М113 и 16 автомобилей «джип». При десантировании борт мог перевозить в герметичном отсеке 270 парашютистов с вооружением.

Долгих 11 лет «американец», и поныне находящийся в составе ВТА США, никого к себе близко не подпускал. Но в 1982 году ОКБ Антонова выпустило в полет Ан-124 «Руслан». До сих пор он является рекордсменом среди военно-транспортных самолетов мира. Правда, есть еще Ан-225 «Мрия» («Мечта»), у которого грузоподъемность доведена до фантастической цифры в 250 тонн. Однако он сделан в единственном экземпляре, и в соревновании серийных машин принимать участия не имеет права. К тому же самолет является, по сути, музейным экспонатом, поскольку уже очень давно не поднимался в небо.

Звездопад рекордов

Впервые Ан-124 был предъявлен авиационным специалистам и широкой публике в мае 1985 года на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Западные журналисты сразу же окрестили его «русским чудом». Однако представители «Локхида», которые, естественно, пропагандировали свои машины, начали активно внедрять в массы мысль о том, что характеристики в рекламных проспектах могут не соответствовать действительности. Поскольку никто «Руслана» в настоящем деле не видел.

Чтобы опровергнуть эти инсинуации, в июле Ан-124 начал устанавливать один за другим мировые рекорды. Всего за две недели был зарегистрирован 21 рекорд. И самый феноменальный из них — подъем на высоту 10750 метров груза массой 171,219 тонны. «Лучший в мире» «Галакси» до того поднимал 111,461 тонны на высоту 2000 метров. На том полемика и завершилась.

А в 1987 году был побит рекорд дальности беспосадочного перелета по замкнутому маршруту, который прежде принадлежал стратегическому бомбардировщику В-52 и равнялся 18 245,5 км. Ан-124 пролетел вдоль границ Советского Союза, преодолев расстояние в 20 151 км. При этом взлетная масса достигла рекордной величины в 455 тонн.

После того, как новый транспортный самолет с уникальными возможностями освоили в частях ВВС, рекорды стали бить военные экипажи. 1 декабря 1990 года начался кругосветный перелет на машине 235-го военно-транспортного авиаполка, продолжавшийся 72 ч 16 мин летного времени. Было преодолено 50 005 км по маршруту Австралия (Мельбурн) — Южный полюс — Северный полюс — Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). В этом перелете были установлены 7 мировых рекордов скорости полета.

Развод с «Антоновым»

«Руслан», несомненно, прекрасная машина. Однако не без недостатков. Так, например, в результате совместных тренировок с ВДВ было решено отказаться от десантирования с Ан-124 живой силы. Поскольку оно сильно осложняется аэродинамическими характеристиками самолета. И это вполне закономерно, поскольку «Руслан» разрабатывался, прежде всего, для транспортирования к месту старта космических и стратегических ракет, а также элементов пусковых установок. Также была идея (не реализованная) проводить с помощью Ан-124 воздушный старт стратегических ракет.

Проблемы использования «Руслана» в составе ВТА России резко возросли сразу же после произошедшего на Украине переворота. Однако они вполне решаемы, поскольку в ВТА России эксплуатируется всего лишь 15 самолетов. И с проблемой их плановых ремонтов вполне справляется авиазавод в Ульяновске.

Главной же машиной ВТА является самолет Ил-76. На вооружении состоят 140 «воздушных большегрузов». Еще 100 находятся на хранении. И 40 самолетов, заказанных авиапрому, поступят в части ВТА в скором времени.

Главная машина ВТА

Ил-76 — машина немолодая. Свой первый полет самолет совершил в 1971 году, а поступил на вооружение три года спустя. Но вместе с тем машина абсолютно современная, поскольку Ил-76 постоянно модернизируется, вследствие чего его грузоподъемность возросла с 30 до 60 тонн. Постоянно совершенствуется авионика. Двигатели становятся более мощными и экономичными, а также «экологичными» с точки зрения выброса и шума. Современные транспортные машины оснащены почти такими же мощными средствами РЭБ, как и истребители. И способны отстреливаться из двух пушек, расположенных в фюзеляже. Есть и 4 точки подвески, которые могут использоваться как для ракетно-бомбового вооружения, так и для подвесных топливных баков.

Во время войны в Афганистане Ил-76 показал себя как наиболее эффективный транспортник, способный работать в зоне ПВО противника. На его долю пришлось 90% всех перевозок техники и живой силы. Были потеряны лишь две машины.

При этом эксплуатационный запас у самолета огромный, его реальные характеристики значительно превышают указанные в ЛТХ. Еще в 1975 году, когда Ил-76 было предписано не брать на борт более 40 тонн груза, он установил целую серию впечатляющих мировых рекордов.

В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж «Заслуженного летчика-испытателя СССР», Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м. В этот же день экипаж «Заслуженного летчика-испытателя» А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость (857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1 000 км; с грузом 70 т на дальности 2 000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.). Несколько дней спустя экипаж А. М. Тюрюмина в полете с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяженностью 5 000 км достиг рекордной средней скорости — 815,968 км/ч. Всего в эти дни на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

Что же касается самой последней модификации — Ил-76МД-90А, — это глубокая модернизация машины, по сути, новый самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 2012 году, первый серийный самолет произведен в 2014 году.

Если сравнивать Ил-76 с самолетами того же класса и назначения, то он наиболее близок по возможностям к американскому Boeing C-17 Globemaster III, который был принят на вооружение в 1993 году.

Всего было произведено более тысячи Ил-76. Часть из них была продана в другие страны, часть ушла в отделившиеся республики СССР, часть выработала свой ресурс. Американцы построили C-17 вчетверо меньше. При этом наблюдается примерный паритет по количеству сравниваемых машин в ВТА России и США.

ОКБ Ильюшина не намерено останавливаться на достигнутом. В следующем году оно приступит к реализации проекта «Ермак». Производство перспективного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета, предположительно, начнется в 2024 году. О новой машине известно лишь, что ее грузоподъемность составит 80 тонн, а дальность с максимальной нагрузкой превысит 6000 км.

ЛТХ Ил-76МД-90А и C-17 Globemaster III

Длина: 46,6 м — 53,04 м

Размах крыла: 50,5 м — 51,74 м

Площадь крыла: 300 кв.м. — 353 кв.м.

Масса пустого: 88500 кг — 122016 кг

Максимальная взлетная масса: 210000 кг — 265350 кг

Грузоподъемность: 60 т — 77 т

Тяга двигателей: 4×14500 кгс — 4×17500 кгс

Максимальная скорость: 880 км/ч — 833 км/ч

Крейсерская скорость: 850 км/ч — н/д

Дальность — 6500 км — 5200 км

Практический потолок: 12000 м — 13700 м

Количество перевозимых десантников: 128 — 102

Объем грузовой кабины: 321 куб.м. — н/д

Вооружение: 2 пушки 23-мм — отсутствует.

Фото: тяжёлый дальний транспортный самолёт АН-124−100 «Руслан» / Владимир Песня/ РИА Новости

svpressa.ru

Российские летчики впервые за 20 лет посадили Ан-22 на грунт

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *