Содержание

Ан-74, Габариты и Технические Характеристики Самолета

29.04.2019

Ан-74 – это легкий многоцелевой самолет, который является гражданской модификацией Ан-72, военно-транспортного самолета. Самолет Ан-74 сконструирован АНТК имени Антонова, его можно применять в различных климатических зонах, эксплуатации в широком разбросе температур (от +45 до -60 °С). Изначально Ан-74 создавался для задействования в районах крайнего Севера.

Самолет Ан-74 выполнен как многоцелевой самолет, поэтому его область применения достаточно широка. Он может использоваться для обслуживания арктических станций, осуществления пассажирских рейсов, перевозки раненых, применяться для проведения ледовой разведки, в исследовательских целях, а также использоваться как грузовой самолет. Ан-74 демонстрирует отличные технические характеристики, он может эксплуатироваться на заснеженных и неподготовленных аэродромах, высокогорных районах, а также совершать полеты во время любой погоды и в любое время суток.

История появления самолета

В феврале 1982 года МГА и МАП СССР принимают решение создать самолет Ан-74 (ранее обозначение Ан-72А) для работы в сложных условиях Антарктики и Арктики на основе модифицированного варианта Ан-72, который на ХАПО был запущен в серийное производство. В январе 1983 года Советом Министров СССР издало решение о создании первого опытного варианта Ан-74 с колесным шасси на Киевском механическом заводе путем модификации самолета Ан-72.

Опытный самолет Ан-74 совершает первый полет 29 сентября с экипажем во главе В.А.Шляховым и С.А.Горбиком. В августе 1986 года была организована международная демонстрация Ан-74 «СССР-58642» в Канаде на авиационном салоне Ванкувера. В сентябре 1990 года Министерство гражданской авиации, не дожидаясь завершения государственных испытаний, приступает к проведению эксплуатационных испытаний Ан-74 на мощностях аэропорта Черский концерна «Якутавиа». В декабре были успешно завешены государственные испытания предсерийных машин Ан-74, которые были на аэродромах в Ашхабаде, Сочи, Шереметьево, Павловск-Камчатском, Черском, Гостомеле, Борисполе.

В апреле 1991 года решением МГА самолет Ан-74 допущен к работам в гражданской авиации. Грузовой вариант самолета позволяет везти груз до 7,5 тонн с учетом до 10 пассажиров с крейсерской скоростью 560-700 км/ч на высотах до 10100 метров. Более того он может выполнять такие специализированные задачи, как:

  • проводку судов;
  • обслуживание и организацию дрейфующих станций;
  • проведение научно-исследовательских работ в Антарктическом и Арктическом бассейнах;
  • разведку рыбных косяков;
  • визуальную ледовую разведку.

В условиях эксплуатации Ан-74 можно легко переоборудовать в пожарно-десантный, санитарный, а также иные варианты.

Технические характеристики

Ан-74 имеет следующие технические характеристики:

  • Габариты размаха крыла составляет 31,89 м.
  • Длина самолета составляет 28,07 м.
  • Высота самолета составляет 8,65 м.
  • Площадь крыла составляет 98,62 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 18900 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 36500 кг.
  • Двигатели — 2 ТРД Прогресс Д-36 сер. 2А.
  • Тяга составляет 2х6500 кгс.
  • Максимальная скорость составляет 750 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 580-700 км/ч.
  • Перегоночная дальность составляет 4400 км.
  • Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 10000 кг составляет 1650 км.
  • Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 4400 кг составляет 4150 км.
  • Практический потолок составляет 10100 м.
  • Экипаж составляет 5 чел.
  • Полезная нагрузка составляет до 5000 кг груза или 10 пассажиров.

Особенности конструкции

  1. Кабина экипажа обеспечивает отличный обзор, а также возможность пилотирования на аэродромах ограниченных размеров с посадкой и взлетом по крутым траекториям. Кабина экипажа имеет оптимизированное размещение органов и приборов управления, которое отработано на стендах при любых полетных ситуациях. Экипаж включает четыре человека летного состава: второй пилот, командир воздушного судна, бортинженер, штурман, бортоператор по транспортному оборудованию при необходимости. Самолет весьма прост в эксплуатации, осваивается без затруднений инженерно-техническим и летным составом средней квалификации.
  2. Самолет сконструирован по схеме высокоплана, имеет два турбовентиляторных двигателя Д-36, установленными над крылом тягой по 6 500 кгс, а также Т-образное хвостовое оперение. В конструкции Ан-74 широко использованы новые технологические процессы, а также конструкционные материалы. Это позволило обеспечить отличную весовую отдачу самолета.
  3. Установка двигателей с достаточно большим выносом над верхней поверхностью крыла вперед практически исключает попадание в движки посторонних предметов при взлете и посадке с поверхности ВПП. Также это увеличивает подъемную силу крыла благодаря верхнему обдуву поверхности крыла и эффекта Коанда.
  4. Погрузка, а также разгрузка грузов в контейнерах, грузов, которые спакетированы на поддонах и прочих выполняется при помощи бортового погрузочного устройства, имеющего грузоподъемность 2500 кгс. Разгрузка и погрузка самоходной техники выполняется своим ходом, при помощи тросового погрузочного устройства и тягача осуществляется погрузка несамоходной колесной техники.

Модификация Ан-74

  • Ан-74-200 — гражданская модификация.
  • Ан-74Д — бизнес-версия гражданского самолета. Салон рассчитан на 19 человек.
  • Ан-74Т-200 — военно-транспортная версия Ан-74. Экипаж уменьшен до 2 человек.
  • Ан-74Т-200А — гражданский самолет, модифицированный к военному применению.
  • Ан-74МП – патрульная версия для морской авиации.
  • Ан-74ТК-100 — конвертируемый грузопассажирский самолет для полетов повышенной сложности.
  • Ан-74ТК-100С – санитарный вариант, оснащенный современным медицинским оборудованием.
  • Ан-74ТК-200С – санитарный вариант для Ливии.
  • Ан-74ТК-300 – конвертируемый гражданский самолет с двигателями под крылом.

Видео о самолете Ан-74

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Антонов Ан-74. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики.

 

Легкий многоцелевой самолет Антонов Ан-74, является гражданской модификацией военно-транспортного самолета Ан-72. Самолет Ан-74, спроектирован АНТК имени Антонова, для эксплуатации в широком диапазоне температур, от -60 до +45 градусов по Цельсию, и в различных климатических зонах. Изначально он проектировался  для использования в районах крайнего Севера. 

Ан-74 построен как многоцелевой самолет, и область его применения очень широка. Он может применятся для осуществления пассажирских рейсов, обслуживания арктических станций, транспортировки грузов, перевозки раненых, использоваться в поисково-спасательных и исследовательских целях, а также для  проведения ледовой разведки. Ан-74, может эксплуатироваться на неподготовленных и заснеженных аэродромах, высокогорных районах, и совершать полеты в любое время дня и ночи и при любой погоде.

Ан 74 фото

Самолет Ан-74 позволяет перевозить 10 пассажиров в модификации Ан-74-200 и  52 пассажира в модификации Ан-74ТК-100 со скоростью 650 километров в час, на расстояние около трех тысяч километров. Самолет Ан-74, как и его предшественник, Ан72, получился простым в обслуживании и эксплуатации.

Самолет построен по схеме высокоплана с двумя, высоко расположенными над крылом и вынесенными вперёд, турбовентиляторными двигателями Д36-2A с тягой по 63,7 кН, что обеспечивает их надежную защиту от попадания посторонних предметов со взлетной посадочной полосы при взлете, и увеличивает подъемную силу крыла, за счет его обдува реактивными воздушными струями от моторов.

Хвостовое оперенье самолета имеет Т-образную конфигурацию. Такая хвостовая конструкция при обычном полете  позволяет исключить воздействие реактивных струй двигателей на рули высоты самолета, таким образом, хвостовые рули остаются в стабильном состоянии при большинстве режимах полета. Задний грузовой люк самолета закрывается откидывающейся рампой, которая также используется в качестве погрузочного трапа самолета.

Ан 74 салон

Решение о создании самолета для эксплуатации в арктических широтах, было принято 2 февраля 1982 года. Данный проект изначально получил наименование Ан-72А. Затем самолет был переименован в Ан-74.  29 сентября 1983 года опытный образец самолета Ан-74 совершил свой первый полет. В августе 1986 года в канадском городе Ванкувер, на международном авиасалоне состоялась первая демонстрация самолета широкой общественности. Для проведения  заводских и государственных испытаний было выпущено четыре машины Ан-74. 13 декабря 1990 года, было объявлено об окончании всех государственных испытаний нового самолета. В августе следующего года, Ан-74 был сертифицирован и допущен к гражданским рейсам.

Оснащение самолета двигателями, имеющими большой вынос спереди верхней части крыла, ограничивало возможности проникновения внутрь силовой установки сторонних предметов с ВПП в моменты взлета и посадки, повышало подъемные функции крыла за счет обдувания его внутренних закрылков и поверхности струями из двигателя. Плюсом такой установки было также понижение уровня вырабатываемого шума из-за процесса экранирования крылом потоков воздуха, направленных от двигателя.

В составе летного экипажа находится четыре человека: командир корабля, второй летчик, бортмеханик и штурман.

Кабина управления отличается хорошим обзором. Это позволяет эксплуатировать самолет на аэродромах с короткими ВПП, которые требуют крутой траектории посадки. Приборная панель отлично оптимизирована, на приборных стендах отображаются практически все индикаторы, необходимые летчикам для управления машиной.

Габариты транспортной кабины оптимизированы под потоки размеров основных перевозимых грузов, есть возможность перевозить контейнеры с грузами, пакеты на жестких поддонах, различные нестандартные грузы, а также самоходную колесную и несамоходную технику (автомобили РАФ, УАЗ, АРО-240, «Джип-С47» и др.).

Закрытие проема грузового люка осуществляется за счет рампы. Ее можно спустить на землю и использовать как трап или же сдвигать под фюзеляж в сторону носовой части – используется для удобной загрузки самолета прямо с кузова автомобиля.

Самолет укомплектован специальным погрузочным устройством, которое позволяет осуществлять погрузку и разгрузку товаров в контейнерах, пакетах и нестандартных. Его грузоподъемность составляет 2500 кгс. Самоходная техника погружается в грузовой отсек своим ходом, а несамоходная – за счет тросового устройства и тягача.

Большой показатель тяги, наличие установки самостоятельного запуска моторов, бортовых средств, регулирующих процесс погрузочно-разгрузочных работ, надкрыльное высокое расположение двигателей и пневматическое шасси низкого давления делают возможной эффективную автономную эксплуатацию Ан-74 на слабооборудованных галечных, грунтовых, заснеженных, ледовых аэродромах, которые имеют малые размеры ВПП и прочность покрытия от 8 кгс/см

2.

Самолет оснащен современным радиосвязным и пилотажно-навигационным оборудованием, позволяющим осуществлять полеты во всех географических широтах, над водной и земной поверхностями, в метеоусловиях любой степени тяжести, в любое время суток. Это достижимо благодаря высокой точности автоматики самолетовождения в полете. Ан-74 может выполнить в режиме автопилота посадку при метеоминимуме, который соответствует 1-й категории ИКАО.

Самолет отличается простотой в управлении и хорошо поддается для освоения летному и инженерно-техническому составу средней квалификации.

 

Ан-77 схема салона

Самолет Ан-74 имеет следующие модификации:

  • Ан-74 — базовая модель, спроектированная для использования в арктических широтах

  • Ан-74Д — эта версия самолёта имеет бизнес компоновку и, рассчитана на  перевозку до 19 пассажиров.

  • Ан-74Д-200 — версия, оборудованная комфортабельным салоном, рассчитанным на перевозку до 16 человек. Также эта версия может оборудоваться отсеком для перевозки легкового автомобиля.

  • Ан-74Т-100  — на эту версию самолета установлено современное навигационное оборудование для выполнения гражданских рейсов повышенной сложности.

  • Ан-74МП — версия самолета, используемая в морской авиации для патрулирования

  • Ан-74ТК-100 — грузопассажирская версия самолета, рассчитанная на перевозку до 52 человек.

  • Ан-74-200— гражданская версия, с увеличенной взлетной массой, рассчитанная на перевозку 10 человек

  • Ан-74Т — транспортная модификация самолета, используемая на международных направлениях

  • Ан-74Т-200 — военно-транспортная версия самолета, с экипажам из двух человек.

  • Ан-74ТК-100С — санитарная версия самолета

 

Имеются также и другие мене распространенные модификации данного самолета

На сегодняшний день произведено около 90 самолетов Ан-74, различных модификаций, которые эксплуатируются порядка 20 странами мира.

 

Технические характеристики самолета Ан-74

 

  • Первый полет Ан-74: 29 сентября 1983 год

  • Годы производства: c 1986 г.

  • Длина: 28,07 м.

  • Высота:  8,65 м.

  • Вес пустого: 18900  кг.

  • Площадь крыла: 98,62 кв.м.

  • Размах крыла:  31,89  м.

  • Крейсерская скорость: 650 км./ч.

  • Максимальная скорость: 750 км./ч.

  • Потолок: 10000  м.

  • Практическая дальность полета: 2800 км.

  • Перегоночная дальность полета: 4400 км.

  • Длина разбега: 1400 м.

  • Длина пробега: 800 м.

  • Двигатели:  2 ТРДД Д36-2A или Д36-4A

  • Экипаж: 4-5 человек

  • Количество пассажирских мест: 10 мест в Ан-74-200 или 52 места в Ан-74TK100

 
Ан 74 видео

Смотрите также:

 

Посмотреть все самолёты…

avia.pro

самолёт, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция, применение, эксплуатация

В 50-е годы авиаконструктор Олег Антонов работал над проектом грузового самолёта с коротким взлётом и посадкой. Однако потенциальные заказчики интереса к проекту не проявляли. В конце десятилетия в конструкторском бюро всё-таки разработали самолёт Ан-14 «Пчёлка», но выпустили таких машин немного и служили они недолго.

Оказалось, что Антонов «опередил время» примерно на 10 лет. Только в 60-е годы министерство обороны сформулировало техзадание на разработку лёгкого воздушного транспорта. Потомком «Пчёлки» стали реактивные Ан-72 и Ан-74, получившие в НАТО индекс «Coaler» – “Угольщик”.

История создания

Военные первоначально хотели получить машину для переброски диверсионных групп, желательно вертикального взлёта. Конструкторы, изучив техническое задание, пришли к выводу, что транспортный СВВП получится слишком дорогим и сложным, а вот самолёт с укороченным взлётом с точки зрения экономики более выгоден.

В ходе проектировки в КБ решили ещё и не ограничивать возможности самолёта перевозкой диверсантов. В итоге для сохранения нужных взлётно-посадочных характеристик пришлось прибегнуть к ряду оригинальных решений, о которых позже.

В 1975 году разработка Ан-72 была завершена.

Опытные образцы строились в Киеве, на механическом заводе при КБ Антонова и на авиационном производственном объединении. Первые 2 прототипа служили для наземных испытаний, а в воздухе должны были обкатывать серию из 4 самолётов. В конце лета 1977 года Ан-72 совершил первый полёт, а зимой ТАСС объявило о новом самолёте советскому народу.

В 1979 году Ан-72 был доработан и продемонстрирован на международном авиасалоне во Франции. В конце того же года его предъявили на государственные испытания. Базовый самолёт и его гражданскую модификацию Ан-74 рекомендовали к производству.

Освоение выпуска Ан-72 и Ан-74 начали в 1981 году в Харькове, но первые образцы удалось собрать только в 1985 году.

Описание конструкции

Самолёт Ан-74 – 2-моторный высокоплан с Т-образным оперением. Фюзеляж – типа полумонокок, большую его часть занимает герметичный грузовой отсек, оснащённый погрузочным устройством. В отличие от Ан-72, Ан-74 имеет в пилотской кабине отдельное рабочее место штурмана. Доступ в грузовую кабину – через хвостовой люк с выдвижной рампой.

Крыло – с мощной механизацией – щелевыми закрылками, предкрылками с гидроприводом, 4-секционными интерцепторами. Для лучшей управляемости на малых скоростях руль высоты – 2-звенный, а на стабилизаторе установлен предкрылок.

Над крылом Ан-74 в выдвинутых вперёд мотогондолах установлены турбовентиляторные двигатели Д-36.

Такое размещение моторов и придало самолёту характерный внешний вид, за который он получил прозвище «Чебурашка». Двигатели Д-36 – 2-контурные, 3-вальные, с 3-ступенчатой турбиной вентилятора. Шестиступенчатый компрессор низкого давления и 7-ступенчатый высокого приводятся одноступенчатыми турбинами. В обтекателе шасси находится вспомогательная силовая установка – газотурбинный двигатель ТА-12.

Размещение двигателей было выбрано с целью использовать эффект Коанда – при отклонённых закрылках реактивные струи обтекают крыло так, что воздушный поток над крылом разгоняется. За счёт этого давление над крылом уменьшается, а разность давлений увеличивает подъёмную силу.

Колёса 3-опорного шасси Ан-74 оснащены шинами низкого давления, а их стойки в убранном положении не фиксируются. За счёт этого шасси могут выпускаться даже при отказе гидросистем, под действием собственного веса.

Модификации

Ещё во время разработки Ан-72 возникла необходимость замены старых Ил-14 полярной авиации. Создавать мелкосерийный самолёт специально для Севера было слишком затратно, а базовый «чебурашка» новым требованиям не отвечал. Так и появился Ан-74, первоначально названный Ан-72А (арктический).

Поскольку специализированных полярных самолётов действительно нужно было немного, вскоре после начала выпуска были подготовлены другие модификации.

Например, грузовой Ан-74Т. Появилось и семейство пассажирских вариантов. С 1992 года базовой моделью стал Ан-74-200 с модернизированными двигателями и увеличенной взлётной массой. На его основе выпускали транспортные самолёты с увеличенной до 10 т грузоподъёмностью, пассажирские административные «бизнес-джеты» и даже патрульные машины.

У одной из последних версий – Ан-74-300 моторы перенесли в подкрыльевые гондолы. Вероятно, это связано с тем, что так их легче обслуживать, а преимущества эффекта Коанда так и остались невостребованными.

Эксплуатация

Несмотря на то, что Ан-72 создавался по заданию военных, в ВВС он так по-настоящему и не прижился. Укомплектовали «чебурашками» только одну дивизию особого назначения и один отдельный авиаполк. Остальные машины, попавшие в войска, лишь эпизодически применялись для переброски личного состава и автотранспорта. Активнее самолёты использовали пограничники – на Дальнем Востоке Ан-72 даже вступали в бой с нарушителями границы и браконьерами.

Немногим лучше обстояли дела у гражданских машин. Большинство авиалиний предпочло более экономичные Ан-26 с турбовинтовыми двигателями. Зато Ан-74 активно используют полярники, для которых эта машина и создавалась. Кроме того, Ан-72, а затем и Ан-74-200 нашли «экологическую нишу» в авиации африканских стран, где их достаточно высокая грузоподъёмность и способность взлетать с неподготовленных площадок, очень ценятся.

Лётно-технические характеристики

Прямым аналогом Ан-74 мог стать американский самолётYC-14, но в серию он так и не пошёл. В настоящий момент Ан-74 конкурирует, например, с испанским С-295 или итальянским С-27J.

ТТХАн-74-200C-295C-27J
Размах крыла, м31,825,828,7
Длина, м2824,522,7
Максимальная взлётная масса, т36,523,231,8
Грузоподъёмность, т109,210,2
Крейсерская скорость, км/ч650480583

Европейские транспортники оснащёны более экономичными турбовинтовыми двигателями, что снижает расходы на их эксплуатацию. В то же время реактивные двигатели Ан-74 делают его более скоростным, что несколько «уравнивает шансы». Кроме того, украинский самолёт при максимальной массе на взлёте имеет меньшую нагрузку на крыло.

Ан-74, к сожалению, не смог стать основным транспортом ни ВВС, ни гражданских авиалиний. Но вины конструкторов в этом нет – это доказано тем, что «чебурашка» остаётся конкурентоспособной машиной даже спустя десятилетия после первых полётов.

По эксплуатационным качествам и надёжности самолёт Ан-74 не уступает конкурентам.

А сравнительно «прожорливые» реактивные двигатели – наследство советской экономики, мало считавшейся с экономической эффективностью.

Видео

warbook.club

Ближнемагистральный транспортный самолет Ан-74. — Российская авиация

Ближнемагистральный транспортный самолет Ан-74.

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: CCCР
Первый полет: 1983 г.

Ан-74 — легкий транспортный многоцелевой самолет, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О.К.Антонова.

2 февраля 1982 года МАП и МГА СССР принимают решение о создании самолета Ан-74 (прежнее наименование Ан-72А) для работы в условиях Арктики и Антарктики на основе модифицированного варианта самолета Ан-72, запущенного в серийное производство на ХАПО. 26 января 1983 год было принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем модификации опытного самолета Ан-72 № 003. 29 сентября опытный самолет Ан-74 (бортовой № «СССР-780334», серийный № 003) совершает свой первый полет с экипажем во главе с летчиками С.А.Горбиком и В.А.Шляховым. В августе 1986 года состоялась первая международная демонстрация самолета Ан-74 «СССР-58642» на авиационном салоне в городе Ванкувер в Канаде. 13 сентября 1990 года не дожидаясь окончания государственных испытаний, Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна «Якутавиа». 13 декабря успешно закончены государственные испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском.

В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в граждан ской авиации. 2 августа Постановлением Госавианадзора СССР № 14 АНТК им.О.К.Антонова выдан сертификат типа № 13-74 на самолет Ан-74.

Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60°С до +45°С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:
-проводку судов;
-организацию и обслуживание дрейфующих станций;
-проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
-визуальную ледовую разведку;
-разведку рыбных косяков.
В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.

Самолет Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских самолетов. В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолета.

Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.

Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъемную силу крыла за счет обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава: Командир воздушного судна, второй пилот, штурман, и бортмеханик.

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава:
-командир воздушного судна;
-второй пилот;
-штурман;
-бортмеханик;
-при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.
Возможна эксплуатация самолета без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.

Для размещения бортоператора в кабине экипажа на входной двери устанавливается откидное сиденье с привязными ремнями, которое, при необходимости, можно использовать для размещения лоцмана (обязанности бортоператора в этом случае выполняет бортмеханик самолета).

Транспортная кабина имеет габариты, оптимизированные по размерам основного потока перевозимых грузов, и позволяет перевозить грузы в контейнерах и спакетированные на жестких поддонах, нестандартные (тюки, бочки и др.) грузы, а также несамоходную и самоходную колесную технику (автомобили типа УАЗ, РАФ, «Джип-С47» АРО-240 и др.)

Проем грузового люка закрывается рампой, которую можно спускать на землю и использовать в качестве трапа, либо сдвигать вперед под фюзеляж, что обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно с кузова автомобиля.

Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24,5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники — с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.

Большая тяговооруженность, наличие на самолете вспомогательной силовой установки для автономного запуска двигателей и бортовых средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, высокое расположение двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают автономную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных, ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не менее 8 кгс/см2 (800 кПа) и выше.

Установленное на самолете современное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета на оборудованных трассах во всех географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60 x 800 м).

Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.

Модификации :
Ан-74 — первая модификация.
Ан-74-200 — грузопассажирский вариант на 10 пассажиров и 7500 кг. груза. Основное отличие Ан-74-200 от Ан-74 заключается в использовании двигателей более совершенной серии, что позволило увеличить максимальный взлетный вес с 34,8 т до 36,5 т и дальность полета с грузом 7,5 т с 1650 км до 2300 км.

ЛТХ:

Модификация: Ан-74
Размах крыла, м: 31,89
Длина самолета, м: 28,07
Высота самолета, м: 8,65
Площадь крыла, м2: 98,62
Масса, кг
-пустого самолета: 18900
-максимальная взлетная: 36500
Тип двигателя: 2 х ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36 серии 2А
Тяга, кгс: 2 х 6500
Максимальная скорость, км/ч: 750
Крейсерская скорость, км/ч: 580-700
Перегоночная дальность, км: 4400
Практическая дальность, км
-с 10000 кг груза: 1650
-с 4400 кг груза: 4150
Практический потолок, м: 10100
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или до 5000 кг груза.

Опытный Ан-74 перед первым полетом. Святошино, 29 сентября 1983 г.

Опытный Ан-74 в полете.

Опытный Ан-74 в полете.

Первый опытный Ан-74 на испытаниях.

Первый предсерийный Ан-74 в полете.

Серийный Ан-74 заходит на посадку.

Ан-74 с открытой рампой грузового отсека.

Ан-74 на стоянке.

Ан-74 на стоянке.

Ан-74 перед вылетом на Северный полюс.

Ан-74 Полярной авиации.

Ан-74П «Александр Беляков» МЧС России.

Ан-74П на взлете.

Ан-74П в полете.

Ан-74П заходит на посадку.

Ан-74П заходит на посадку.

Ан-74 на посадке.

Ан-74 гражданской авиации Судана.

Ан-74ТК-100 заходит на посадку.

Ан-74ТК-100 на стоянке.

Ан-74ТК-200 заходит на посадку.

Ан-74Д на стоянке.

Кабина пилотов Ан-74.

Кабина пилотов Ан-74.

Опытный Ан-74. Рисунок.

Проекции Ан-74. Рисунок.

Ан-74ТК-200. Схема.

.

.
Список источников:
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Antonov.com. АНТК им. О.К.Антонова. Семейство самолетов Ан-74.
Ksamc.com. ХГАПП. Продукция. Ан-74.
Вестник авиации и космонавтики. Ан-74.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Антонов Ан-74».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

74 — это… Что такое Ан-74?

Ан-74 — советский/украинский транспортный самолёт[2].

Самолёт создавался для применения в условиях крайнего Севера, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О. К. Антонова. Имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные).

На сегодняшний день транспортный самолёт Ан-74 эксплуатируется в 20 странах.[3]

Конфигурация самолёта

Ан-74 первоначально был переделан из опытного Ан-72 для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды под обозначением Ан-72А «Арктический»[4]. Предназначался для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от −60 °C до +45 °C и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолёт Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров (до 52 в зависимости от модификации), на высоте до 10 100 метров с крейсерской скоростью 550—700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:

  • проводку судов;
  • организацию и обслуживание дрейфующих станций;
  • проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
  • визуальную ледовую разведку;
  • разведку рыбных косяков.

Самолёт Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских самолётов. В конструкции самолёта широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолёта. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).

Самолёт выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6 500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.

Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъёмную силу крыла за счёт обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей (эффект Коанда) и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.

Экипаж самолёта состоит из четырёх человек летного состава:

  • командир воздушного судна;
  • второй пилот;
  • штурман;
  • бортинженер;
  • при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.

Возможна эксплуатация самолёта без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.

Самолёт прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.

Состояние

На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 30 самолётов этого типа, из них 23 эксплуатируются.

Модификации

Ан-74ТК-100 в Свердловске Модификация АН-74ТК-200 на почтовой марке Украины, 1997
  • Ан-74 — гражданский самолёт типа Ан-74. Арктический. Отличается двигателями Д-36 серии 2А, экипажем из 5 человек. 15 самолётов выпущено в Харькове и 5 в Омске. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5]
  • Ан-74-200 — гражданский самолёт типа Ан-74 с двигателями Д-36 серии 3А. Взлётная масса увеличена на 1700 кг. Разработан в 1992 году. Изготовлено 18 самолётов. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5]
  • Ан-74Д — гражданский самолёт типа Ан-74. Бизнес-версия. Отличается пассажирским салоном на 19 человек. Изготовлен 1 и переоборудовано 3 ранее выпущенных Ан-74. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5]
  • Ан-74Д-200 — гражданский самолёт типа Ан-74. Модификация Ан-74Д. Оборудован салоном повышенной комфортности на 10-16 пассажиров, дополнительными средствами связи, видеосистемой, баром-холодильником, кухней, зоной отдыха. Вместо зоны отдыха возможно оборудование грузового отсека для перевозки легкового автомобиля. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5]
  • Ан-74Т — гражданский самолёт типа Ан-74. Транспортный версия с оборудованием для полётов по международным трассам. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74)[5]
  • Ан-74Т-100 — гражданский самолёт типа Ан-74. Отличается составом навигационного оборудования. Имеет увеличенный до 4 человек экипаж и предназначен для выполнения полетов повышенной сложности. Эксплуатируются в России. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5]
  • Ан-74Т-200 — военно-транспортная модификация самолёта типа Ан-74. Отличается составом навигационного оборудования. Экипаж сокращён до 2 человек. Эксплуатируются в Иране. Изготовлено 8 самолётов. Предназначен для перевозки и воздушного сброса десанта и грузов[5]
  • Ан-74Т-200А — гражданский самолёт типа Ан-74 (технические условия № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнением № 72.07.0000.000.017ТУ). Самолёт не изготавливался. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат типа № 13-74)[5]
  • Ан-74Т-200А — гражданский самолёт типа Ан-74 (Технические условия № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнением № 72.07.0000.000.050ТУ). Отличается от вышеуказанного составом БРЭО.[5]
  • Ан-74Т-200А — вышеуказанный гражданский самолёт Ан-74Т-200А, модифицированый к военному применению — предназначен для воздушного сброса десанта и грузов (военно-транспортная модификация самолёта типа Ан-74). Изготовляется по техническим условиям № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнениями № 72.07.0000.000.050ТУ и № 72.07.0000.000.051ТУ. Изготовлено 3 самолёта. Эксплуатируются в Египте как гражданские воздушные судна, так как с них снято военное оборудование. Самолёты занесены в реестр гражданских воздушных судов Египта.[5]
  • Ан-74МП — патрульный самолёт морской авиации, проект.[6]
  • Ан-74Т-200МП — патрульная модификация Ан-74Т-200 для морской авиации, проект.[7]
  • Ан-74ТК-100 — гражданский самолёт типа Ан-74. Конвертируемый грузопассажирский для выполнения полётов повышенной сложности. Отличается экипажем из 4 человек. Салон оборудован складными креслами (откидываются к бортам) на 52 пассажира. Разработан в 1995 году под руководством С. А. Филя. Изготовлено 4 самолёта, ещё 4 переоборудовано из ранее выпущенных Ан-74 и Ан-74-200.[5]
  • Ан-74ТК-100С (санитарный) — на борту VIP-салон на 6 мест и отсек, оборудованный современным медицинским оборудованием. В эту модификацию переоборудованно два самолёта, сер. № 13-10 по заказу «Газпромавиа» и сер.№ 14-02. Презентация модификации была проведена в Гостомеле 21 февраля 2002 г.[5]
  • Ан-74ТК-200 — гражданский конвертируемый грузопассажирский самолёт. Перевозит 52 пассажира или 10 т груза. Экипаж состоит из 2 человек. Разработан в 1993 году. Изготовлено 5 самолётов и 1 доработан из ранее выпущенных. 4 самолёта поставлены в Иран.[5]
  • Ан-74ТК-200С — санитарный самолёт типа Ан-74 (для Ливии)(гражданский самолёт).[5]
  • Ан-74ТК-300 — гражданский конвертируемый (с двигателями под крылом) самолёт. Отличается двигателями Д-36 серии 4А. Изготовлен 1 самолёт. Первый полёт 20 апреля 2001 года.[5]
  • Ан-74МП-300 — патрульный самолёт морской авиации на базе Ан-74ТК-300. В проекте.[5]
  • Ан-74ТК-300Д или другое название — Ан-74ТК-300VIP — гражданский самолёт, оборудованный салоном повышенной комфортности.[5]

Характеристики

Технические характеристики


Лётные характеристики

Лётные происшествия и катастрофы

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
25.11.1988 № 02-02 Гостомель0/0Машину пилотировали лётчики-испытатели В. Г. Лысенко (КМЗ), В. А. Лекарев (ГосНИИ ГА), и М. М. Марков (ЛИИ). Почти всю программу отлетали успешно, но на её завершающем этапе произошёл редчайший случай в практике испытаний транспортных самолётов. Командирское место занимал В. А. Лекарев, в правом кресле находился В. Г. Лысенко, в экипаж также входили бортинженер С. А. Круц, штурман В. С. Спасибо, инженер-экспериментатор А. В. Стрельникова. Лекареву никак не удавалось правильно выполнить режим, и во время очередной попытки, когда самолёт вышел на предсрывную тряску, он неожиданно резко потянул штурвал на себя. Как вспоминает С. Круц, стрелка указателя углов атаки быстро достигла отметки 26 градусов при ограничении в 15 градусов, после чего В. А. Лекарев сделал небольшую дачу рулём направления, и

…мы крутанулись. 32 секунды падали с 10 100 до 1200 метров. Когда свалились, Володя Лысенко спокойно говорит Лекареву: «Выводи». Тот начинает выводить, снова рвёт штурвал, и мы крутимся в другую сторону… Володя попытался взять управление на себя, но Лекарев упорно не отпускал штурвал. Мы боялись рассоединения штурвалов, тогда от каждого из них действовала бы только одна половина руля высоты, и вывести самолёт точно не удалось бы… Наконец-то на третьем витке Лекарев обмяк и повис на ремнях. Самолёт находился на «спине», и Володя потом признался, что потерял пару секунд, решая, докручивать переворот или выводить из такого положения. Он избрал второй путь.» На пикировании самолёт вышел за отграничение по максимальному скоростному напору, а на выходе из него — и за ограничение по перегрузке. Сидевшая на своём рабочем месте в грузовой кабине А. В. Стрельникова хорошо слышала какой-то подозрительный треск. В это время возникло небольшое скольжение, и с левого двигателя сорвало капоты. Одна из его створок ударила по фюзеляжу, пробила дыру и отломала ПВД. «Удар был такой силы, — продолжает С. А. Круц, — что нам показалось, улетел стабилизатор. Я в парашюте сгонял в хвост, посмотреть через окно, цело ли оперение, иначе надо было бы немедленно прыгать. Вроде всё было на месте… Двигатели работали безукоризненно. На посадке мы не рискнули выпустить закрылки — мало ли что с ними произошло после такой передряги.

Приземление прошло благополучно. При осмотре машины выяснилось, что на фюзеляже за центропланом появились небольшие гофры. После ремонта самолёт снова летал.
17.09.1991СССР-74002 (серийный № 07-03) аэропорт г. Ленска (юго-запад Якутии)11/0Борт, эксплуатировавшийся АНТК Антонова для различных грузовых перевозок разбился на взлёте в аэропорту г. Ленска (юго-запад Якутии). «На 81 секунде полёта, достигнув скорости 360 км/ч, самолёт оказался в непосредственной близости от сопки… При дальнейшем движении самолёта вверх склона происходили многочисленные столкновения конструкции самолёта с деревьями, сопровождающиеся её разрушением». Погибли все 11 человек, находившихся на борту, включая экипаж Е. К. Лушакова (первая катастрофа в истории Ан-72/-74).
05.08.1994 серийный № 11-04 Гостомель0/0Ан-72В, пилотируемый вводимым на должность командира корабля недавно пришедшим на фирму Д. В. Антоновым и заслуженным лётчиком-испытателем СССР Героем Советского Союза В. В. Мигуновым, занимавшим правое кресло и выполнявшим функции лётчика-инструктора, возвращаясь из Новосибирска в Киев с примерно 40 пассажирами из состава делегации АНТК Антонова (в том числе ветераны фирмы), которая принимала участие в мероприятиях, связанных с первым вылетом нового самолёта Ан-38, попал в АП. Из-за теплового разгона аккумулятора произошло обесточивание самолёта, в результате отказало большинство систем. Продолжали функционировать силовая установка, система управления, а из ПНП — лишь указатели высоты, скорости и оборотов двигателей. Перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Требовалось выполнить срочный заход на посадку. Ближайший к месту положения самолёта аэродром был Курган. Там в тот момент РТС находились на регламенте. Облака закрывали землю. Радиосвязь не работала, подать сигнал бедствия не было возможности. В районе Кургана на тот момент оказалась огромная «дыра» в облачности, а в местном аэропорту решили буквально на пару оборотов включить обзорную РЛС. Земля засекла на первом обороте аварийный борт ещё с включенным ответчиком (в зарубежной терминологии — транспондером), а на втором уже без него. Проявив профессионализм в понимании ситуации, разогнали встречные борта и подготовились к приёму аварийного борта. Среди пассажиров оказался А. К. Хрустицкий, один из ведущих лётчиков-испытателей АНТК Антонова. Он хорошо знал машину. Ему было предложено занять кресло командира. При выполнении снижения терморегулятор системы кондиционирования «завис» на высоте 9000 м, где за бортом было −50 градусов, и продолжал гнать в кабины воздух, нагретый, по его «мнению», до +26. В результате, когда самолёт снизился и попал в летнюю жару, в салоне температура была выше +70 градусов. Шасси пришлось выпускать аварийным способом, вручную. Благодаря высокопрофессиональным действиям всех членов экипажа самолёт был приведён в неполную посадочную конфигурацию (механизацию крыла возможности выпустить не было), выполнен точный заход на полосу. Однако, прежде чем садиться, экипаж принял решение пройти над полосой с выпущенным шасси и покачать крыльями, дабы удостовериться, что на земле понимают их положение. Скорость захода держали 340 км/ч, вместо положенных 220. Это требовалось сделать из-за не выпущенной механизации. На реверс не рассчитывали и ещё на выравнивании выключили двигатели. На пробеге использовали аварийные тормоза. В самом конце пробега на скорости 40-50 км/ч машина сошла с полосы влево, при этом лопнул пневматик правого заднего колеса. Борт был списан 10 февраля 1995, когда с ним в воздухе столкнулся и потерпел катастрофу первый опытный Ан-70. В этом АП данный борт тоже получил значительные повреждения, но экипажу (лётчики В. И. Терский, Е. А. Галуненко) удалось посадить его в Гостомеле. Часть фюзеляжа этой машины, включая кабину экипажа, применили позднее для постройки лётного тренажёра Ан-74, который используется в АНТК Антонова и сейчас.
23.04.2006UR-74038 Нджамена4/0Из сообщения пресс-службы ХГАПП: «потерпел катастрофу на берегу реки Чари, протекающей по границе между Республикой Чад и Камеруном близ населённого пункта Коуссери (Камерун), при заходе на посадку в аэропорт города Нджамена (столица Республики Чад). Самолёт выполнял рейс по маршруту Триполи-Себха (Ливия) — Нджамена (Республика Чад). На борту самолёта находился гуманитарный груз из Ливии». В результате катастрофы погиб экипаж А. В. Доброродного, который для полётов в Африке был увеличен до 6 человек. Через полтора года проводившая страховые выплаты по этому случаю компания «Кредо-Классик» распространила информацию, из которой стали известны некоторые дополнительные обстоятельства трагедии. Экипаж был вынужден уйти на второй круг, но «отклонился от курса и столкнулся с земной поверхностью…, распался на части и был полностью уничтожен в результате пожара, который длился несколько часов».
27.11.2006 № 15-2255 Тегеран, возле аэропорта «Мехрабад»36/2Разбился военно-транспортный самолёт Ан-74Т-200, принадлежащий Корпусу стражей Исламской революции (КСИР). Авиакатастрофа произошла сразу после вылета самолёта из тегеранского аэропорта «Мехрабад». На борту самолёта, направлявшегося в Шираз, находилось 32 пассажира и 6 членов экипажа. В результате катастрофы лишь двоим пассажирам удалось выжить. По результатам анализа расшифровок БУР-3-2 и МАРС-БМ было отмечено неоднократное срабатывание звукового сигнала и табло «Взлет запрещен». Экипаж, игнорируя полученную информацию, в нарушение РЛЭ взлет не прекратил, а продолжал движение по ВПП, дважды убирая и выпуская во взлетное положение механизацию крыла. Экипаж в момент повторной уборки-выпуска закрылков использовал режим реверса на скорости 91 км/час в процессе взлета, нарушая требования РЛЭ, не контролировал закрытое положение створок реверса по погасанию табло «Левый реверс», «Правый реверс». Экипаж увеличил режим работы двигателей до РУД 82град по УПРТ, препятствуя работе реверса на закрытие створок. Затем кратковременно установил режим ЗМГ (на 1,5-2 сек) и вывел двигатели на взлетный режим. При этом продолжало гореть табло «Левый реверс», «Правый реверс», а механизация крыла находилась в процессе выпуска во взлетное положение. Экипаж продолжал разбег, на скорости 76 км/час загорелось табло «Левый реверс-неисправен», «Правый реверс-неисправен», что свидетельствует об открытом положении замков реверса, сработал звуковой сигнал. О загорании табло «Левый реверс-неисправен», «Правый реверс-неисправен» второй пилот проинформировал экипаж на скорости 76 км/час в 7ч 10 мин 20 сек. В нарушение требований РЛЭ о прекращении взлета, экипаж продолжил взлет. На высоте 43 метра, на скорости 215 км/час, через 26 секунд после отрыва от полосы, из-за воздействия на элементы управления реверсом нерасчётных усилий, наиболее вероятно, произошло открытие створки правого реверса, что привело к резкому кренению вправо, потере высоты, скорости, и впоследствии, через 29 секунд после отрыва от полосы, к столкновению самолёта правой плоскостью с землей правее ВПП на траверсе конца полосы, его разрушению и пожару.
30.03.2010 RA-74017 Аэродром «Северный», Ивановская область0/0При взлете с аэродрома у Ан-74 ФСБ РФ отказала силовая установка, из-за чего он выкатился со взлётной полосы и накренился. Фюзеляж надломлен[8][9].

Операторы

Гражданские

Военные

Примечания

Ссылки

Исходный текст этой статьи основан на материалах сайта www.airwar.ru. Текст был опубликован с разрешения владельца сайта.

dic.academic.ru

Самолет АН-74: технические характеристики :: SYL.ru

Самолет АН-74 спроектирован на базе «транспортника» АН-72 для осуществления перевозок в условиях Арктики. Разработчиком воздушного судна является киевский АНТК им. Антонова. Модель введена в эксплуатацию 3.07.1991 года, с тех пор используется авиакомпаниями более двадцати стран мира. Существуют гражданские и военные модификации, которые, в свою очередь, подразделяются на грузовые, грузопассажирские, пассажирские, специальные, военно-транспортные и патрульные.

Краткое описание и назначение самолета

Самолет АН-74 собой представляет свободнонесущий цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом малой стреловидности и Т-образным однокилевым оперением. Силовая установка самолета включает в себя два турбовентилируемых двухконтурных двигателя Д-36 сери 1-А, которые консольно закреплены на центроплане таким образом, что их реактивные струи обдувают верхнюю поверхность крыла, создают дополнительную подъемную силу.

Самолет рассчитан на использование в самых экстремальных климатических условиях в диапазонах рабочих температур от -60 до +45 градусов Цельсия, на высокогорье, однако его основное предназначение – осуществление деятельности в Арктике, Антарктиде и смежных регионах.

Предназначен АН-74 для ведения визуальной ледовой разведки, проводки судов, перевозки грузов и пассажиров, поиска косяков рыб, выполнения специальных работ при организации дрейфующих научных станций и обеспечения научно-исследовательских работ в центральном арктическом бассейне.

Сертификация

Воздушное судно отвечает требованиям норм летной годности самолетов и дополнительным требованиям к летной годности самолета АН-74, учитывавшим его конструктивные и эксплуатационные особенности, образующие вместе с указанными нормами «Сертификационный базис летной годности». Утвержден исполкомом СНЛГ СССР 17.05.1991 года и введен Президиумом Совета НЛГ СССР 3.07.1991 года.

Экипаж

Минимальный состав экипажа – 5 человек:

  • командир;
  • штурман;
  • второй пилот;
  • бортрадист;
  • бортмеханик.

Разрешены полеты без бортрадиста вдоль трасс МГА, где связь обеспечена в МВ-диапазоне. Максимальное количество пассажиров – 10 человек (в грузопассажирском исполнении).

АН-74: характеристики двигателя

Установлен маршевый двигатель Д-36 серии 1А. Турбореактивный агрегат Д-36 сер. 1А выполнен с осевым компрессором по трехвальной схеме, кольцевой камерой сгорания, промежуточным корпусом, пятиступенчатой турбиной и раздельными нерегулируемыми выходными соплами внутреннего и наружного контуров. Масса установки (сухая) – 1,1 тонны.

Данные мотора по режимам:

Расход топлива, кг/Кг.час

Тяга, Кг

взлетный режим

0,375

6500

номинальный режим

5000

максимальный крейсерский режим

0,65

1600

режим земного малого газа

400

Время непрерывной работы Д-36 на взлетном режиме составляет не более 5 мин., на режиме земного малого газа — не более 30 мин., на номинальном и крейсерском режимах – без ограничения в пределах ресурса конкретного самолета.

Вспомогательный газотурбинный двигатель

Двигатель ТА-12 вспомогательной силовой установки (ВСУ) – газотурбинный одновальный с отбором сжатого воздуха и электрической энергии переменного тока располагаемой мощностью 40 кВА. Агрегат устанавливается в негерметизированном отсеке правого обтекателя шасси самолета и предназначен для:

  • воздушного запуска маршевых двигателей Д-36 на земле на высотах до 3600 м и в полете на высотах до 6000 м;
  • питания сжатым воздухом системы кондиционирования воздуха самолета на земле на высотах до 3600 м;
  • питания бортсети самолета электроэнергией переменного тока на земле на высотах до 3600 м и в полете при отказе основных источников электропитания до 9000 м.

Двигатель ТА-12 состоит из редуктора, четырехступенчатого осевого компрессора, противоточной кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой осевой турбины.

Применяемое топливо

Для заправки АН-74 применяются следующие топлива: PT, TC-1 и T-1 без противокристаллизационных жидкостей. Разрешается смешивать указанные марки горючего в любых пропорциях и применять их с присадками «Сигбол», жидкостями «И», «И-М », «ТГФ», «ТГФ-М» и их аналогами. Разрешается применять топливо зарубежных марок и с присадками, отвечающими принятым стандартам.

Взлетно-посадочные характеристики

В списке указаны основные параметры АН-74, технические характеристики по массе и скорости полета:

  • Максимальная взлетная масса – 34 800 кг.
  • Максимальная посадочная масса при посадке на снежную и грунтовую ВПП – 30 000 кг, на ледовую ВПП – 33 000 кг.
  • Максимальная коммерческая загрузка – 7 500 кг.
  • Максимальная масса заправляемого топлива – 13 210-13 700 кг.
  • Скорость полета: Д36-1А – 500 км/ч, Д36-2А – 700 км/час.

Шасси

Шасси самолета исполнено по трехопорной схеме, состоит из передней и двух основных опор. Основная опора состоит из двух стоек, на каждой из которых установлено тормозное колесо КТ192А, с шинами 1050×390. На передней опоре шасси самолета установлены нетормозные колеса К327 с шинами 720×310.

Гидросистема

Гидравлическая система состоит из двух основных систем: левой и правой (плюс одной резервной). Основным источником давления в каждой гидросистеме служит гидронасос НП72МВ переменной подачи с приводом от соответствующего двигателя. Подача одного насоса при давлении нагнетания до 145 Кг/см2 (14,5 МПа) составляет не менее 27 л/мин. Рабочая жидкость – АМГ-10. В качестве резервного источника питания служит электроприводная насосная станция НС-14, подключенная к левой гидросистеме.

Ресурс

  • Полный ресурс самолета (до списания) составляет 40 000 летных часов, или 20 000 посадок, или 20 лет эксплуатации.
  • Начальный назначенный ресурс планера, шасси и механических элементов системы управления и изменения конфигурации составляет 10 000 летных часов, 5000 полетов.
  • Начальный назначенный ресурс двигателя Д-36 серии 1А составляет 1000 летных часов.
  • Начальный назначенный ресурс ВГТД ТА-12 составляет также 1000 летных часов или 2500 запусков.

Аварийное оборудование

Для обеспечения экстренного покидания экипажа и пассажиров в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду самолет оборудован аварийными выходами, а также снаружи фюзеляжа предусмотрены места вскрытия дополнительных выходов.

На самолете установлено следующее аварийно-спасательное оборудование (АСО): канаты, топор, аптечки, световые указатели с надписями «Выход», система аварийного освещения, средства сигнализации и связи, радиостанции – одна Р-861 и две P-855УМ.

Для проведения полетов над пустынями, арктическими или тропическими районами предусмотрены места размещения снаряжения со средствами жизнеобеспечения людей, соответствующими условиям района. При вынужденной посадке на воду АН-74 сохранит плавучее и устойчивое положение в течение времени, необходимого для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа.

При полетах над водными пространствами дополнительно устанавливается следующее АСО:

а) при продолжительности полета менее 30 минут от берега – спасательные жилеты по количеству перевозимых пассажиров и членов экипажа и один демонстрационный жилет;

б) при продолжительности полета свыше 30 минут от берега – надувные спасательные плоты.

Семейство АН-74 ТК-300

Модели данного семейства отличаются расположением силовых агрегатов под крыльями (а не над, как в базовой версии), высокой экономичностью и переработанным салоном в пассажирской модификации. Первоначально задумывалась как модернизация модели 1991 года, но количество новшеств было столь значительным, что ТК-300 можно считать самостоятельным самолетом семейства «Антонов». Первая модель произведена в 2001 году, и к настоящему времени эксплуатируется несколько единиц.

Стоимость

Корпорация Антонова осуществляет продажи различных модификаций АН-74. Цена самолетов стартует от 15 миллионов долларов. Например, внутренние войска Казахстана в 2013 году приобрели Ан-74ТК-200 за 28 млн $. Транспортник специально спроектирован для осуществления гуманитарных и тактических миротворческих миссий, борт способен приземляться на коротких полосах взлета и посадки.

www.syl.ru

Самолет АН-74: технические характеристики, фото

Отечественное самолетостроение всегда было на очень высоком техническом уровне. Советские инженеры в свое время создали множество интересных разработок как для военных нужд, так и для гражданских. Одним из самых известных самолетов современности, который, однако, был впервые выпущен еще в эпоху СССР, является Ан-74, характеристики, особенности и основные вехи его сотворения мы и рассмотрим в статье.

Общая информация

Данный самолет является легкой, многоцелевой машиной, созданной на основе военно-транспортной модификации Ан-72.

Самолет Ан-74 был спроектирован и выпущен в стенах Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова. Машина может быть задействована в самых разных климатических поясах, а температурный диапазон, в котором воздушное судно без проблем выполнят свои функции, колеблется в пределах от +45 до –60 градусов Цельсия. Стоит заметить, что первоначально авиакорабль был создан для совершения полетов в условиях Крайнего Севера.

Сфера применения

Самолет Ан-74, описание которого приведено ниже, произведен как многоцелевой агрегат и потому его вполне можно эксплуатировать практически везде, где только требуется. Так, судно применяют для обслуживания станций полярников в Арктике, выполнения пассажирских полетов, транспортировки раненых в результате военных действий и чрезвычайных происшествий, проведения ледовой разведки с целью исследования шельфа, а также для перевозки разнообразных грузов.

На практике Ан-74 смог продемонстрировать (и продолжает это делать и в наши дни) превосходные летные характеристики, благодаря чему он эксплуатируется даже в очень заснеженных районах и на неподготовленных площадках аэродромов, в условиях высокогорья, совершать вынужденные полеты в любых погодных условиях без оглядки на время суток.

Кроме этого, самолету под силу осуществлять разведку идущих косяков рыбы, проводку морских судов, помогать создавать и поддерживать жизнедеятельность дрейфующих научно-исследовательских станций в районах вечной мерзлоты.

Историческая справка

В начале 1982 года Министерство авиационной промышленности Советского Союза принимает взвешенное и продуманное решение – начать выпуск Ан-74. В качестве основы чиновники и инженеры взяли модифицированный вариант Ан-72, который на тот момент уже находился в серийном производстве. А уже через год Совет Министров СССР издал указ о начале создания первого опытного образца Ан-74 на базе Киевского механического завода.

Эта машина впервые поднялась в воздух 29 сентября 1983 года. В кабине воздушного судна тогда находился командир В. А. Шляхов и его помощник С. А. Горбик.

Летом 1986 года самолет впервые был представлен на суд публики и общества в рамках авиационного салона, который прошел в канадском Ванкувере.

Осенью 1990 года летная машина, еще не пройдя полностью государственные испытания, подвергается эксплуатационным тестам на территории аэропорта «Якутавиа». А еще через несколько месяцев самолет завершил уже испытания государственного масштаба на взлетно-посадочных полосах Борисполя, Сочи, Ашхабада, Шереметьево и т. д.

Начало эксплуатации

Апрель 1991 года ознаменовался серьезным шагом со стороны министерства авиации: Ан-74 получил официальный допуск к проведению работ в условиях гражданской авиации.

Грузовое исполнение судна дает возможность перевозить груз весом до 7,5 тонн, в том числе и десяти пассажиров. Крейсерская скорость самолета при этом может составлять 560-700 км/ч на высоте в пределах 10 100 метров.

Ан-74 при необходимости вполне может быть переоборудован в максимально сжатые сроки в пожарно-десантный, санитарный или другие воздушные суда. При этом детище советских инженеров очень простое в эксплуатации и без каких-либо серьезных проблем может быть освоено инженерно-техническими составом довольно быстро.

Параметры

Ан-74 (технические характеристики его актуальны и сегодня) обладает следующими показателями:

  • Размах крыльев равен 31,89 метрам.
  • Длина самолета – 28,07 метра.
  • Высота машины – 8,65 метра.
  • Площадь каждого из крыльев – 98,62 квадратных метра.
  • Пустой вес судна –18 900 килограмм.
  • Предельно допустимый взлетный вес – 36 500 килограмм.
  • Тип двигателей – 2 ТРД Прогресс Д-36 серия 2А.
  • Показатель тяги – 2х6500 кгс.
  • Максимально возможная скорость перемещения – 750 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 580-700 км/ч.
  • Дальность перегонки – 4400 км.
  • Реальная дальность полета с нагрузкой в 10 тонн – 1650 километров.
  • Дальность полета при нагрузке 4400 кг – 4150 километров.
  • Максимальная высота полета – 10 100 метров.

Конструктивные особенности

Конфигурация кабины дает возможность летчикам отлично видеть все, что происходит вокруг судна, а также без проблем управлять машиной на аэровокзалах с довольно ограниченными линейными размерами. Также в кабине очень продуманно и эргономично расположены органы и приборы управления, которые многократно отработаны на стендах с имитацией абсолютно всех полетных ситуаций.

В состав экипажа входит четыре человека, среди которых: штурман, бортинженер, второй пилот и командир. При необходимости еще может быть добавлен бортовой оператор транспортного оборудования.

Ан-74 (фото самолета имеется в статье) создан по схеме высокоплана. Машина имеет два мощнейших двигателя, которые установлены над крылом. Оперение хвоста – Т-образное. В конструкции судна применяются новые технологии и современные материалы. Все это позволило гарантировать превосходную весовую отдачу.

Что еще нельзя не указать, так это тонкость установки двигателей. Они расположились с внушительным выносом над верхней плоскостью крыла и смещены вперед, а это сводит практически к нулю вероятность попадания в силовые установки различных посторонних предметов во время взлета или посадки. Кроме того, такое инженерное решение позволяет увеличить показатель подъемной силы крыла.

При помощи специального бортового погрузочного агрегата на борту самолета можно выполнять погрузку/выгрузку поддонов, контейнеров и других видов тары. Показатель грузоподъемности устройства достигает 2500 кгс. Самоходная техника самостоятельно заезжает и выезжает с самолета. Если же машина несамоходная, то для ее обслуживания применяют тросовое погрузочное устройство.

Варианты

Самолет Ан-74, описание, фото которого интересны многим, имеет следующие собственные модификации:

  • Ан-74-200. Отличительная черта этой машины – это увеличенная взлетная масса на 1,7 тонны.
  • Ан-74Д. Бизнес-версия самолета с пассажирским салоном, рассчитанным на 19 человек. На практике изготовлен всего лишь один такой экземпляр, а три было переоборудовано на основе ранее созданных.
  • Ан-74Д-200. Судно имеет салон с повышенным уровнем комфорта, а количество пассажиров может достигать 16. В наличии вспомогательные средства связи, видеосистема, холодильник-бар, кухня, зона отдыха. При необходимости вполне можно трансформировать зону рекреации в отсек для транспортировки одного легкового авто.
  • Ан-74Т. Версия самолета, адаптированная для осуществления международных перевозок.
  • Ан-74Т-200. Машина создана для военных нужд, а экипаж составляет два человека.
  • Ан-74ТК-100. Предназначен для выполнения полетов с повышенной степенью сложности. Салон рассчитан на 52 пассажира. Выпущено четыре машины, а еще столько же переоборудовано из более старых моделей.
  • Ан-74ТК-100С. Санитарное воздушное судно, оснащенное самым современным медицинским оборудованием.

Заключение

География эксплуатации Ан-74 весьма обширна. Эти самолеты, помимо России и Украины, летают в Египте, Иране, Казахстане, Лаосе, Судане, Туркмении. По данным на 2006 года стоимость одной такой машины находилась в пределах 17-20 миллионов долларов. Всего же за все время была выпущена 81 единица. Самолет настолько хорошо зарекомендовал себя на практике, что до сих пор не снят с производства.

За свой уникальный внешний вид Ан-74 получил в народе название «Чебурашка», что связано с расположенными над крыльями двигателями. Из недостатков машины пассажиры и экипаж отмечают довольно значительный шум во время полета, однако с учетом высокой степени безопасности этот отрицательный фактор не играет решающей роли.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *