МБУ «Дом культуры муниципального образования Незамаевское сельское поселение» Краснодарский край
Дорогие ребята, на протяжении всего этого года вы очень много узнали о жизненном пути и подвигах князя Александра Невского. Он является образом истинно русского человека из глубины минувших веков, обладавший чертами настоящего национального героя. Это такие качества: светлый практический ум, широта взглядов, могучая воля, беззаветная преданность своей родине, искренность и задушевность, благородство и великодушие, любовь к Богу. Сегодня мы постараемся вам более детально рассказать об образе Александра Невского в живописи и скульптуре
Образ А. Невского в живописи
«Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский».
Художник О.С.Маслов
Самые ранние изображения Александра Невского, дошедшие до нас, относятся к середине XVI в., а именно ко времени его общерусской канонизации, совершившейся на соборе 1547г.
Одним из первых является изображ е ние Александра Невского на иконе XV в. «Чудо от иконы Знамение Богоматери . (Битва новгородцев с суздальцами)»
Подобное изображение князя встречается и на иконе «Церковь воинствующая», датируемой 1550 — 1560 гг.. На ней Александр Невский изображен во главе нижнего ряда вместе со Святым Георгием Победоносцем .
Перед смертью, в 1263 году, князь принял схиму с именем Алексий. После воина, позже, с XVI в. появляется изображение князя Александра – схимника .
Александр Невский и Иван Калита. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. Сер. XVI в. Рядом с ним изображён его внук Иван Калита–собиратель Земли Русской. Оба князя изображены в монашеских одеждах в позе молитвенного предстояния.
Александр Невский. Большая книга, Корень российских государей.(Царский титулярник). 1672 г. В нем находились портреты русских государей. Изображение Александра Невского из этого титулярника стало образцом для многих иконописцев, гравёров, мастеров портретной и исторической живописи.
Александр Невский на фоне Петропавловской крепости. Икона 1-ая треть XVIII в.
В 1724 г. Святейший Синод постановил не изображать князя Александра Невского в монашеских одеждах , а только в великокняжеских. Александр Невский на иконах Нового времени изображался конным или пешим воином с атрибутами власти, в княжеской одежде или горностаевой мантии, в броне и с мечом в руке на фоне Петропавловской крепости, реки Невы или дворцов столицы. Портреты императора или князя напоминают рыцарей закованных в латы, европейских рыцарей.
Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями. 1793 — 1794
П.Шамшин. Александр Невский. 1855.
Ф.А.Моллер. Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре. 1860-1866
Иным предстаёт Александр Невский в эскизах Генриха Ипполитовича Семирадского, выполненными им для росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1877—1878 годах художник получил заказ на четыре композиции из жития святого Александра Невского в северной части храма Христа Спасителя в Москве. Сами росписи не сохранились.
Г.И. Семирадский. Александр Невский принимает папских легатов. Эскиз. 1876.
Картины Семирадского впечатляли, они эффектны. Любил яркие, многонаселённые картины, о которых немало спорили.
Г.И. Семирадский. Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского. Эскиз. 1876. В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту.
С середины XIX в. стал возрастать интерес не к античной истории и мифологии, а к отечественной. Возрастает интерес к изучению истоков русского народа. В конце XIX в. богатыри и князья в работах Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля
В конце XIX века в работе Виктора Михайловича Васнецова, которую он выполнил для иконостаса Владимирского собора в Киеве , появляется «васнецовский» тип образа Александра Невского, отличающийся от традиционной трактовки. Он выглядит очень реалистичным , хотя имеется и нимб.
В.М. Васнецов Князь Александр Невский Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893. Во внешнем облике Св. князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря.
В подобном ключе решена работа Михаила Васильевича Нестерова в храме Воскресения Христова, построенного по проекту архитектора А.А.Парланда в Петербурге . В ней образ Александра Невского также наполнен тихостью и молитвенным сосредоточением.
Мозаичная икона в храме Воскресения «Спасе на крови» в Санкт-Петербурге. 1894-1895 гг.
Ледовое Побоище. Шкатулка, 1947. Зиновьев Н.М. Палехская Миниатюра. К образу Александра Невского обращаются мастера народных художественных промыслов, в том числе Палеха и Федоскина.
Особое внимание к образу Александра Невского было приковано в годы Великой Отечественной войны. Живописцы вновь обратились к образу князя, не раз гонявшего с родной земли незваных гостей. Созданные ими образы воодушевляли и придавали отваги советским воинам. В это время было создано много плакатов.
В.С.Иванов, О.К.Бурова. Кто с мечом к нам войдёт от меча и погибнет! 1941г.
В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942г.
К этому времени относятся два живописных полотна художника Владимира Александровича Серова (1910 — 1968) «Ледовое побоище» (1942 г. ) и «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» (1945 г. ). Сражение Серова — жестокий бой, без пощады, без сомнений. Торжественный въезд наполнен радостью, порывом долгожданной встречи, но и серым небом, грязным снегом и озлобленным, поверженным врагом.
Заметной вехой в истории образа Александра Невского стало полотно из центральной части триптиха Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» (1942 г. ). Триптих «Александр Невский» был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику стала центральной в искусстве.
П. Д. Корин. Александр Невский. 1942
Монументальная фигура Александра Невского изображена в полный рост, лицо не киношное и не иконографическое.
Н.К. Рерих. Александр Невский. 1942
В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих часто обращался к национальным героическим темам и образам. В 1942 г. Рерихом была написана картина «Александр Невский». Здесь Александр изображён не столько триумфатором, сколько усталым воином, возвращающимся со своим войском по заснеженным холмам в безмолвии и тишине. Это абсолютно непривычный образ князя. Не радость победы изобразил художник, но горечь и ужас любой битвы, цену, которую приходится платить за триумф.
Н.К. Рерих. Александр Невский поражает ярла Биргера. 1904
Еще одна история из жизни Александра изображение схватки шведского предводителя Биргера и князя в 1240 году. Александр вышел победителем в той схватке, еще и Биргера «пометил» копьем в лицо. Именно этот момент и изобразил художник.
Художник- Дмитрий Костылев
Александр Невский. Ледовое побоище
В 1983 г. появляется полотно Сергея Николаевича Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет».
Князь Александр Невский не закован с головы до пят в броню, не повергающий врагов смертоносным оружием в могучей длани, но как бы парящий над схваткой, без шлема, сильный прежде всего своей верой и правдой.
Сегодня это полотно украшает Большой Кремлёвский дворец. Это только одна работа из целого цикла картин, посвящённых героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков, таких как «Куликовская битва», «С победой».
Один из наиболее интересных современных образов Александра Невского виден в творчестве современного художника Павла Рыженко. В 2008-2009 гг. художником был создан триптих «Солнце земли Русской», в который вошли сюжеты «Невская битва», «Сартак».
«Сартак». Триптих «Солнце земли Русской». Правая часть триптиха. 2010 год.
Сам Павел Рыженко о своей картине пишет так: «…Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он и победил татарского князя Сартака». Тот под воздействием общения с Александром Невским принял христианство.
«Александр Невский». Триптих «Солнце земли Русской». Центральная часть триптиха, 2010
«Невская битва». Триптих «Солнце земли Русской». Левая часть триптиха., 2010. В выражении лица князя чувствуется ненависть и пренебрежение к врагу. Это впечатление усиливается ещё и тем, что грамотой с печатью ярла Биргера он вытирает окровавленный меч.
В современном религиозном искусстве, икона несет в себе отпечатки всех предыдущих периодов. В целом, для неё характерно поясное изображение фигуры Александра Невского в латах и красном плаще. Святой князь изображается с мечом и щитом в руках или с приложенной к груди правой рукой, и держащей крест левой рукой.
Существует тип изображения Александра Невского в полный рост в образе святого воина или схимника.
Образ А. Невского в скульптуре
Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге
Памятник русской дружине Александра Невского во Пскове
Скульптура «А. Невский»
Часовня Александра Невского в Чите
Памятник Александру Невскому, возведённый между вокзалом и Казанским кафедральным собором, открыт в Чите 12 сентября 2015 года
Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве
Со времени работы над «Каменным веком» Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.
Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.
Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между народом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другой, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.
По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.
Князь Александр Невский.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Княгиня Ольга.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Княгиня Евдокия.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Дом-музей В.М.Васнецова
Нестор-летописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алипий-живописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России.
Крещение святого князя Владимира.
В.М.
Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве
Государственный музей русского искусства, Киев
Князь Андрей Боголюбский.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Руси.
В. М. Васнецов.
1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в
Киеве.
Третьяковская галерея, Москва
На художника легла основная часть работы — центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь .к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.
За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.
Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажей живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.
Богоматерь с Младенцем на престоле.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».
Богоматерь с младенцем.
Васнецов
Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в
Киеве
Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.
Христос-Вседержитель.
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве
Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи
Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло.
134х249.
Государственная Третьяковская галерея
Бог Саваоф.
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Единородный сын Слово Божие».
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Страшный суд.
Васнецов
В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены
главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.
Ангел с лампой
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. Левая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. Центр.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. Правая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».
Блаженство Рая.
В.М.Васнецов. 1885-1896 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Искушение Евы змием.
В.М. Васнецов. 1885-1896
Владимирский собор, Киев
В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта», — таково было мнение самого Васнецова.
Этот отзыв — мужественное и горькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма».
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное новаторское значение.
Журнал «Мир искусства» писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания».
www.nearyou.ru
Тэги: Васнецов В.М., изобразительное искусство, Евангелие в живописи, Крещение Руси, церковное искусство
Святой Александр Невский — презентация онлайн
Среди народных героев, о которых
хранит память русский народ, князь
Александр Невский занимает особое
место. Как полководец и дипломат,
защищавший Родину мечом и словом; как
ревностный хранитель православной
веры и умелый и справедливый
правитель вошел князь в историю Руси.
Уже вскоре после смерти князь был
назван святым в лике благоверных
заступников Русской земли.
План
1. Память благодарных
потомков
2. «Житие Александра
Невского»
3. Начало княжения
4. Орден рыцарейкрестоносцев
5. Невская битва
6. Подвиги русских
воинов
7. Ледовое побоище
8. Религиозный
подъем русского
народа
9. Смерть Ярослава
Всеволодовича в
Орде
10. Смирение — самый
трудный подвиг
Тесты
Память благодарных потомков
Каждое
время
имеет
свой
духовный идеал, воплощенный в
конкретной личности. Без идеала,
понятного каждому человеку, не
может жить никакой народ и не
может достойным образом жить
отдельный человек. Александр
Невский вошел в русскую историю
как хранитель православной веры,
справедливый
правитель
и
доблестный воин.
Князь Александр Невский. Нестеров М.В.
В XVIII веке Петр I повелел
перенести его мощи из
Владимира в Петербург,
почитая его как небесного
покровителя новой столицы.
Памятник Александру Невскому в
Санкт-Петербурге (Невский проспект,
площадь Александра Невского)
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
В том месте, где по преданию была Невская битва,
поставили Александро-Невскую лавру.
1
Орден Александра Невского
В 1725 г. императ рица Екат ерина I учредила орден
свят ого благоверного князя Александра Невского –
одну из высших наград Российской империи.
Он просущест вовал до 1917 г. и был вт орым по значимост и
после ордена свят ого апост ола Андрея Первозванного.
Из первого серебра,
добытого в 1753 году,
императрица Елизавета
приказала соорудить для
мощей благоверного кн
язя Александра Невского
драгоценную раку.
Рака с мощами князя
Александра Невского
Во многих крупных
городах России есть
храмы, посвященные
святому Александру
Невскому.
Миниатюра из Царского
титулярника, 1672 г.
Церковь
свят ого благоверного князя
Александра Невского
в Пет ергофе
Храм
Александра Невского
в Пскове
Собор
Александра Невского
в Новосибирске
Александр Невский. Мозаика
ломоносовской мастерской
В честь Александра Невского
Михаил Васильевич Ломоносов
сделал свою грандиозную мозаику.
В.М. Васнецов, П.В.
Корин и другие
русские художники
писали картины, на
которых Александр
Невский предстает
перед нами то в
шлеме воина, то с
нимбом святого.
Александр Невский
Васнецов В.М.
Александр Невский
Корин П.В.
Композитор С.С. Прокофьев
посвятил ему вдохновенную
кантату, поэт и писатель К.М.
Симонов — поэму, режиссер
С.М. Эйзенштейн — фильм.
В
серии
«Жизнь
замечательных людей»
Александру Невскому
посвящена
книга
известного
ученогоисторика В.Т. Пашуто.
В
самую
тяжелую
пору
Великой Отечественной войны,
в 1942 году, был учрежден
орден Александра Невского.
Орденом Александра Невского
награждались
командиры
Красной Армии, проявившие в
боях за Родину в Отечественной
войне личную отвагу, мужество и
храбрость
и
умелым
командованием обеспечивающие
успешные действия своих частей.
А на каждом танке танковой колонны, изготовленном на
деньги, собранные Русской Церковью, было начертано
славное имя «Александр Невский».
Чем же прославился этот
князь,
умерший
в
далеком 1263 году и
проживший короткую, по
современным меркам,
жизнь — всего 43 года?
Александр Невский. Дорога в будущее
Шарабаров А.В.
«Житие Александра Невского»
Рождественский Владимирский монастырь
Главный письменный памятник, рассказывающий нам об
этом князе, — «Житие Александра Невского» — создан в
начале 80-х годов XIII века в стенах Владимирского
Рождественского монастыря, где князь был похоронен.
Из этого источника черпали
вдохновение поэты, писатели,
композиторы и художники,
обращавшиеся
в
своем
творчестве
к
личности
великого князя.
Житие св. Александра Невского в
составе Лицевого летописного
свода XVI века
«Житие» восхваляет ум и
сердце, красоту и храбрость
Александра, рисует его как
богато одаренную личность — и
духовно, и физически.
Житие св. Александра Невского в
составе Лицевого летописного
свода XVI века
«И ростом он был выше
других людей, и голос
его — как труба в
народе, лицо же его —
как лицо Иосифа. .. Сила
же его была частью
силы Самсона».
Житие св. Александра Невского в
составе Лицевого летописного
свода XVI века
«И
дал
ему
Бог
премудрость Соломона, а
храбрость его — как у царя
римского
Веспасиана….
Александр, побеждая, сам
был непобедим…»
Александр Невский.
Гравюра В.А. Фаворского
«С юных лет вселися в сердце его страх Божий, как
соблюсти заповеди Господни и творити их во всем».
«С юности своей сохранял
он
смиренномудрие,
чистоту
душевную
и
телесную,
кротость
и
воздержание соблюдая, от
тщеславия отвращался».
Боровиковский В.Л.
Святой Александр Невский
Пантюхин Юрий. Триптих «За землю русскую». Александр Невский
Александр Невский
Тормосов В.М.
Маслов О.С. Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский
Родословная князя
Начало пути.
Святой благоверный великий князь Александр
Невский родился 30 мая 1220 г. в городе
Переславле-Залесском.
Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был
младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо.
Мать Ростислава (Феодосия)Мстиславовна,
княгиня Новгородская – местночтимая святая.
В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе
новгородцев, стал княжить в Новгороде
Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и
Александра.
Начало княжения
В 1236 году 16-летний юный Александр, сын князя Ярослава
Всеволодовича, стал князем-наместником в Новгороде.
32. Родословная князя
Время для княжения выпало ему беспокойное —страшные годы монголо-татарского нашествия.
Елена Доведова. Разорение русских городов
33. Начало пути.
В 1237 году в битве на Сити погибает его дядя, великийкнязь владимирский Юрий Всеволодович, погибают почти
все двоюродные братья и множество родственников.
Битва на реке Сити. Мошкин И.М.
Александр Невский, молящий об
избавлении Отечества. Басин П.
Хан Батый не дошел до Новгорода, однако
Новгород с остальными северными городами и
землями вошел в подчинение татарской силе.
Но не только монголо-татары угрожали свободе и жизни
русских людей. Западные соседи, воспользовавшись
ослаблением Руси, также начали «воевать Русские земли».
Король северной страны, строящий планы завоевания Руси. Миниатюра из «Жития Александра Невского»
Орден рыцарей-крестоносцев
В 1237 году на западе, в прибалтийских землях,
Русь теснили рыцари Тевтонского ордена.
Орден
—
военнополитическая организация,
созданная для завоевания
новых земель и подчинения
их власти римского папы —
главы христиан-католиков.
Тевтонский
орден
имеет еще название
Немецкий,
или
орден крестоносцев.
Подразделением
Тевтонского ордена
являлся Ливонский
орден, созданный
специально для
завоевания и
крещения в
католическую веру
прибалтийских
народов.
Рыцари ордена давали обет безбрачия,
послушания римскому папе и старшим по ордену
и клялись постоянно бороться с язычниками.
Они носили белый плащ
с крестом, а во время
сражения одевались в
тяжелые металлические
доспехи.
Невская битва
Изображения Биргера: средневековая резьба
по камню и современная реконструкция.
В 1240 году шведский военачальник
Биргер (по шведскому преданию,
основатель современной столицы
Швеции — города Стокгольма),
побуждаемый
папой
против
«неверных», то есть православных,
высадился на берегах Невы.
Морской поход шведов на
Русь. Миниатюра из «Жития
Александра невского»
Семирадский Г.И.
Александр Невский
принимает папских
легатов. 1876 г.
Биргер
направил
послов к Александру,
говоря: «Если можешь,
то сопротивляйся мне,
— я уже здесь и беру в
плен землю твою».
«Александр же, услышав слова эти,
распалился сердцем и вошел в церковь
Святой Софии, и, упав на колени перед
алтарем, начал молиться со слезами».
Нестеров М.В.
Александр Невский
Потом сказал своей верной
дружине знаменитые слова:
«Нас немного, и враг силен,
но Бог не в силе, а в правде:
идите с вашим князем!».
Пименов Владимир.
Перед Невской битвой.
15 июля 1240 года дружина князя и новгородские
ратники подошли к месту стоянки шведского флота.
Скандинавские источники, описывающие эту
битву, насчитали у Биргера 5 тысяч воинов.
Войско Александра было
значительно меньше, но
исход битвы решили
внезапность нападения
и талант полководца.
Невская битва (фрагмент
иконы «Александр Невский со
сценами жития», XIX век)
Конная дружина самого Александра неожиданно
ударила в центр шведских войск. Одновременно пешие
воины теснили врага, уничтожали мостки, ведущие к
кораблям, отрезая шведских воинов от флота.
Победа Александра была полная и решительная.
Невская битва. Семирадский Г.И.
«И была сеча великая с латинянами (так «Житие»
называет шведов), и перебил их князь бесчисленное
множество, и самому королю (Биргеру) возложил
печать на лицо острым своим копьем».
С. Присекин. Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. 1983 г.
Новгородцев же полегло всего около 20 человек.
За мужество и ратную
доблесть народ после этой
битвы стал звать князя
Александра Невским.
Подвиги русских воинов
Из
«Жития
Александра
Невского» мы узнаем имена
героев битвы на Неве. «В
полку
Александровом
отличились шесть мужей
храбрых, которые крепко
бились вместе с ним».
«Один — по имени Гаврила Олексич. Этот напал
на судно и, увидев королевича, которого тащили
под руки, въехал по мосткам, по которым
всходили, до самого корабля. И побежали все
перед ним на корабль, затем обернулись и
сбросили его с мостков с конем в Неву. Он же с
Божьей помощью оттуда выбрался невредимым
и снова напал на них, и бился крепко с самим
воеводою, окруженным воинами».
«Другой — новгородец, по имени Сбыслав
Якунович, не раз нападал на войско их (шведов)
и бился одним топором, не имея страха в сердце
своем. И многие пали от руки его и подивились
силе его и храбрости».
«Третий — Иаков, полочанин, был ловчим у
князя. Этот напал на врагов с мечом и
мужественно бился, и похвалил его князь».
«Четвертый — новгородец, по имени Миша. Этот,
пеший, с дружиною своею напал на корабли и
потопил три корабля латинян».
«Пятый — из младшей дружины, по имени
Савва. Этот напал на большой златоверхий
шатер и подрубил столб шатерный. Воины
же Александровы, увидев падение шатра,
обрадовались».
«Шестой — из слуг его, по имени Ратмир. Этот
бился пешим, и окружило его много врагов.
Он же от многих ран упал и скончался».
Ледовое побоище
В то время как Новгороду угрожали нападением
шведы, на Псков напали рыцари Ливонского ордена.
Старый Псков, Рерих Н.К. 1904 г.
Вновь Александр собирает
свое войско и в 1242 году
освобождает Псков.
Взятие Пскова
Александром Невским
Без промедления идет
он со своим войском
дальше на Чудскую
землю, во владения
Ливонского ордена.
Ответный поход Александра
Невского в немецкую землю
5 апреля на льду Чудского озера произошло знаменитое
сражение, известное как Ледовое побоище.
Ледовое побоище. Алексей Дронов
Кнехты
Тяжело вооруженные
воины
Немцы и чудь в тяжелом рыцарском снаряжении
построились клином, или «свиньею».
Это была страшная «свинья» для всех слабых духом
войск: она врезалась в полки неприятеля своим
острым клином, расстраивала их ряды, и затем
начиналось жестокое избиение врагов.
Елена Доведова. Ледовое побоище
И на этот раз «свинье»
удалось прорвать линию
русской рати.
В. Маторин. Ледовое побоище
Но в это время Александр с
отборным отрядом зашел
немцам в тыл и этим
решил дело.
Вячеслав Назарук. Ледовое побоище
Разгром неприятеля был полный.
«И была злая сеча, и
раздавался такой треск от
ломающихся копий и звон
от мечей, будто замерзшее
озеро двинулось, и не было
видно льда, ибо покрылся
он кровью».
Ледовое побоище.
Kira Skripnichenko
Победа над крестоносцами (1242г.) Князь Александр Невский с великой славой въехал во Псков.
Коваленко И. А.
Софийская летопись указывает, что 500 рыцарей
были убиты, 50 попали в плен.
Религиозный подъем русского народа
Пелгусий Ижерянин
молится святым
Борису и Глебу
Невская битва и Ледовое побоище происходили в
обстановке величайшего религиозного подъема. Воины
верили, что русские святые и все силы небесные
помогают отстоять им родную землю и родную веру.
Перед боем на Неве морской стражник Пелгусий
имел видение: «И когда же начало всходить
солнце, он услышал на море страшный шум и
увидел ладью, плывущую по морю, а посредине
ладьи — святых мучеников Бориса и Глеба,
стоящих в одеждах багряных и держащих руки на
плечах друг друга. И сказал Борис: «Брат Глеб,
вели грести, да поможем сроднику своему
Александру». Увидев такое видение и услышав
слова мученика, стоял Пелгусий, потрясенный,
пока ладья не скрылась с глаз его».
А один очевидец Ледового
побоища свидетельствует,
что видел «воинство Божие
в воздухе, пришедшее на
помощь Александру».
Войско Александра
Ярославича сокрушает
шведов
Смерть Ярослава Всеволодовича в Орде
Отец Александра, великий
князь Ярослав, должен был
ехать в Большую Орду на
берег реки Амур, где
монголы избирали нового
великого хана.
Ярослав II Всеволодович (11911246) — великий князь киевский
(1235) и владимирский (1238-1246).
Сын Всеволода Большое Гнездо,
младший брат Юрия
Всеволодовича, убитого в сражении
на р.Сити, отец Александра
Невского.
Два
года
длилось
путешествие Ярослава в
Орду, из которой он так
и не вернулся. В 1246
году Ярослав скончался
в Орде, по преданию,
от яда, данного ему
матерью хана.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Великокняжеский престол
перешел к Александру
Ярославичу Невскому.
Римский папа Иннокентий IV
предложил ему принять
католичество в обмен на свою
помощь в борьбе против
монголов. Александр в самой
категоричной форме отверг
это предложение. Он был
единственным православным
светским правителем не
только на Руси, но и во всей
Европе, который не пошел на
компромисс с католической
церковью ради сохранения
власти.
Смирение – самый трудный подвиг
После блестящих побед
на западе Александру
пришлось
пережить
тяжелые унижения в
Орде. До сих пор
победитель шведов и
немцев,
гордый
и
независимый
князь,
«не преклонял своей
выи» ни перед кем.
Но пришел и его черед ехать на поклон к Батыю. Александр
любил свое Отечество более своей княжеской гордости и
не хотел подвергнуть Русскую землю новым бедствиям.
Поездки князя в Орду.
1242 году св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду
1247-1248 – поездка к Батыю. Получение ярлыка на великое княжение.
В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла
угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в
Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св.
Александр стал единовластным великим князем всей Руси.
В 1256 г. умер хан Батый. Новый хан Золотой Орды Сартак, сын недавно
умершего Батыя, захотел также распространить эту меру в северной России и
в Новгороде. Александр снова ездил в Орду : ему удалось договориться о том,
что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским
чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в
ведении русских князей: они сохраняли свое право суда по родным законам,
право войны и мира без ведома хана и, наконец, – что всего важнее –
неприкосновенность не только веры, но и церковного устройства. В 1261 г.
стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае,
столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
1261 г — стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в
Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви
. В 1262 г. во многих городах были перебиты татарские сборщики дани — баскаки.
Ждали татарской мести. Но князь вновь поехал в Орду. Ссылаясь на
восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и
провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем
самым заслоном Руси с востока. Он добился так же уступки от хана , который
избавил русских князей от обязанности присылать татарам вспомогательное
войско.
Современные историки оценивают Александра Невского как
мудрого и дальновидного политика. Он правильно решил, что
сопротивление Орде пока преждевременно. За 10 лет его
правления не было набегов монголо-татар на Русь.
Этот мир дорого стоил
Александру. Четыре
раза ездил он в Орду,
успокаивая, одаривая
и умилостивляя хана.
Много
золота
и
серебра
передал
Александр в Орду для
выкупа пленных.
Александр Невский в Орде.
Семирадский Г.И. 1876 г.
Великий князь был вынужден позволить баскакам провести
перепись русского населения для упорядочения сбора дани.
Александр Невский и Сартак в Орде. Москвитин Ф.А.
Многие современные князья и
даже родной его сын Василий не
понимали князя, считали его
политику
малодушной
и
пытались поднять восстание
против монголо-татар. Во время
одной такой попытки 1262 году
были
перебиты
ханские
сборщики
дани.
Полки
ордынские уже были готовы
двинуться на Русь. Александр
Невский снова поспешил в Орду.
И на этот раз князю удалось
отвратить погром. Более того, он
выхлопотал у хана освобождение
русским от повинности служить в
ордынском войске.
Это было последним
делом
Александра:
больной, он поехал из
Орды и скончался по
дороге в Волжском
Городце в Федоровском
монастыре 23 ноября
1263 года.
Кончина Александра Невского.
Семирадский Г.И. 1876 г.
Предчувствуя
свою
кончину,
Александр просил о пострижении
его в монахи с именем Алексий.
Александр Невский
принимает схиму
Чориков Б.
Успение Св. Александра Невского. Нестеров М.В.
«Зашло солнце земли
Русской», — сказал о его
кончине Владимирский
митрополит Кирилл.
Погребение Александра Невского.
Семирадский Г.И. 1876 г.
Во время его погребения во
владимирском монастыре Рождества
Богородицы 23 ноября 1263 г.
произошло событие, о котором в
летописи сказано: «Чудо дивно и
памяти достойно». Когда тело
святого Александра положили в раку,
эконом монастыря Севастиан и
митрополит Кирилл хотели разжать
ему руку, чтобы вложить
напутственную духовную грамоту.
Святой князь, как живой, сам простер
руку и взял грамоту из рук
митрополита. Это событие уверило
народ, что Бог прославит благоверного
князя, и положило начало его
посмертному почитанию
По свидетельству летописцев, в 1380 году, перед Куликовской
битвой, ночью, в том храме, где была могила святого Александра,
загорелись сами собою свечи. О явлении этом было сообщено в
Москву, и тогда же нетленные мощи (останки) благоверного князя
были открыты.
Двадцать побед одержал князь
против западных соседей,
посягавших на Русскую землю.
«Житие» отмечает, что князь
Александр
не
захватывал
чужих земель и никогда ни на
кого не нападал.
Александр Невский.
Ф. Моллер. 1856 г.
Как общенационального
героя
воспринимали
русские люди своего
любимого князя, чтобы
вскоре почтить его как
общенародного святого.
Христос во Славе
(восседающему на троне
Христу предстоят Св.
Александр Невский и Св.
Георгий Победоносец)
Нестеров М.В.
ТЕСТЫ
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Главный
письменный источник, рассказывающий о
жизни Александра Невского, — «Житие Александра
Невского» — был написан в 80-х годах XIII века. Где было
написано «Житие Александра Невского»?
1. В Рождественском монастыре Владимира
2. В Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга
3. В соборе Святой Софии Новгорода
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Чьим сыном был
Александр Невский?
1. Ярослава Всеволодовича
2. Юрия Всеволодовича
3. Ярослава Мудрого
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: В
1236 г., когда Александру Ярославичу было 16 лет,
он стал князем-наместником в одном из русских городов. В
каком городе княжил Александр Ярославич?
1. В Новгороде
2. Во Владимире
3. В Киеве
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
В XIII веке русская земля не только платила дань
монголо-татарам и страдала от их набегов, но ей угрожали и
западные соседи. Кто угрожал Руси в XIII веке на западных
границах?
Вопрос:
1. Монголо-татары
2. Шведы
3. Латгалы
4. Эсты
5. Рыцари-крестоносцы
Ливонского ордена
6. Половцы
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Как следует
понимать выражение «рыцари ордена»?
1. Это тайная организация рыцарей
2. Это военно-политическая организация,
созданная для завоевания новых земель и
подчинения их власти римского папы
3. Это почетная награда рыцарю за заслуги
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Кто первым
из западных соседей нанес удар русским
землям?
1. Шведы
2. Немецкие рыцари
3. Эсты
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Как звали
шведского военачальника?
1. Биргер
2. Казимир
3. Витовт
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Шведы
высадились на реке Неве и стали угрожать
Новгороду нападением. Когда это произошло?
1. 15 июня 1240 г.
2. 5 апреля 1242 г.
3. 4 марта 1237 г.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: В
чем проявился полководческий талант Александра
Ярославича в сражении 15 июня 1240 г.?
1. Он очень быстро и неожиданно напал на лагерь шведов.
2. Он устроил шведам хорошую засаду.
3. Он умело выстроил свои войска.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: После победы
над шведами Александр получил
наименование Невский. Но через два года Пскову стали
угрожать новые враги. Кто стал угрожать Пскову?
1. Шведы
2. Рыцари Ливонского ордена
3. Чудь
3. Летголы
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Когда произошло
сражение с немецкими рыцарями
на льду Чудского озера?
1. 5 апреля 1242 г.
2. 15 июня 1240 г.
3. 20 декабря 1237 г.
109. Поездки князя в Орду.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Немецкие рыцари выстроились особым строем, который
называется «клин» или «свинья». Это означало, что войско было
построено глубокой колонной с тупым клином из тяжеловооруженных
рыцарей. В чем проявился полководческий талант Александра Невского
в сражении на Чудском озере?
1. Он особым образом выстроил войско — впереди
пехота, за ней — княжеская дружина. Тяжелые
рыцари, пробираясь сквозь пехоту, увязли и были
разбиты дружиной.
2. Неожиданно атаковал рыцарей.
3. Сделал засаду.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
Вопрос: Каковы результаты
Ледового побоища 5 апреля 1242 г.?
1. Погибло по разным источникам от 400 до 500 рыцарей.
2. Орден заключил мир и отказался от всех завоеванных
территорий Новгорода и Пскова.
3. Русские получили большой выкуп.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
После смерти Ярослава Всеволодовича великим князем
становится его старший сын Андрей, которого историки не считают
мудрым политиком. В 1252 г. Александр Ярославич становится великим
князем. Его политику историки называют мудрой и дальновидной.
Почему историки дают такую оценку княжению Александра Невского?
Вопрос:
1. 4 раза ездил на поклон к Батыю.
2. Перебил ханских сборщиков дани.
3. Задаривал хана и его жен подарками.
4. Выкупал пленных.
5. Позволил баскакам произвести перепись населения.
6. Выхлопотал у хана освобождение русским от
повинности служить в монголо-татарском войске.
7. Поднимал восстание против монголо-татар.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
Вопрос: Русский народ прославил великого князя Александра Невского. За
какие заслуги перед Отечеством народ прославил князя Александра
Невского?
1. Принадлежал к потомкам Рюриков.
2. Разбил шведов в 1240 г.
3. Разбил немецких рыцарей в 1242 г.
4. Был хорошим дипломатом — 10 лет не было набегов.
5. Выхлопотал освобождение русским от службы в
татарском войске.
6. Выкупал пленных.
7. Во всех делах уповал на волю Божию, и
Господь помогал ему.
8. Был очень хитрым и ловким, умел дружить со всеми.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Где
в настоящее время находятся мощи Александра
Невского?
1. В Рождественском монастыре Владимира.
2. В Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
3. В соборе Святой Софии Новгорода.
Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура»
Православной общеобразовательной
школы-пансиона «Плёсково»
Московской области
Выполнила Рябчук С. М. для сайта
«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»
http://svetoch-opk.ru
Глава 1. Как изучают родную историю?
Урок 1. Истоки и источники
Урок 2. Свидетели и свидетельства
Урок 3. Заговорившие следы прошлого
Глава 2. На заре русской истории.
Урок 4. Древние славяне
Урок 5. Создатели славянской письменности
Урок 6. Византия и Древняя Русь
Урок 7. Начало Киевской Руси
Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга
Глава 3. Просвещение Руси.
Урок 9. Святой равноапостольный князь
Владимир
Урок 10. Крещение Руси
Урок 11. Ярослав Мудрый и его время
Урок 12. Законы и порядки на Руси во время
Ярослава Мудрого
Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе
Мудром
Урок 14. Киево-Печерская лавра
Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси.
Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава
Урок 16. Владимир Мономах
Урок 17. Слово о полку Игореве
Глава 5. Расширение Руси.
Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского
Урок 19. Древнерусский город и его население
Урок 20. Искусство Древней Руси
Глава 6. Щит и слава Руси.
Урок 21. Господин Великий Новгород
Урок 22. София Новгородская
Урок 23. Берестяные грамоты
Урок 24. Псков
Глава 7. Испытания земли Русской.
Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской
ордой
Урок 26. Батыево нашествие
Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси
Урок 28. Святой князь Александр Невский
Урок 29. Москва и Московское княжество
Урок 30. Куликовская битва
Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский
Глава 8. Возрожденная Русь — Россия.
Урок 32. Свержение ордынского ига
Урок 33. Объединение русских земель вокруг
Москвы
Урок 34. Единство России
Святая Троица. Подготовительный эскиз Александро-Невского собора в Варшаве, 1907 г. (холст, масло)
[]
Ваш текущий выбор
Актив(ы) Ресурсы
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
Святая Троица. Подготовительный эскиз Александро-Невского собора в Варшаве, 1907 г. (холст, масло)
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»XAB3469082″,»item_brand»:» прочее»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»vasnetsov_victor_mikhailovich_1848_1926″,»item_category5″:»balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»святая_троица_подготовительный_эскиз_для_александра_невского_собора_в_варшаве_1907_масло_на_холсте»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Весь контентИзображенияВидео
Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.
Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.
Выберите свой цвет
Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию
Добавить цветовой блок
Фильтры
Добавьте ключевые слова для уточнения результатов
Введите ключевые слова и нажмите Enter
Поиск
Текст
Заголовок
Художник
Средний
Местонахождение произведения искусства
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Год
до
Век
до
Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве
Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя
Размер результатов306090
- Изображение количество
- XAB3469082
- Название
- Святая Троица. Подготовительный эскиз Александро-Невского собора в Варшаве, 1907 г. (холст, масло)
- Художник
- Васнецов, Виктор Михайлович (1848-1926) / Русский
- Местоположение
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
- Дата
- 1907 г. н.э. (C20-й н.э.)
- Размеры
- 268×400 см
- Фото предоставлено
- Бриджмен Изображения
Хотите скачать это изображение сейчас?
1. Использование 2. Оплатить 3. Резюме 4. Скачать
Персональное использование £20.00
Презентация £25. 00
Веб-сайт или социальные сети £30.00
Журналы и журналы £50.00
Использование книги £50.00
Для получения более подробной информации посетите страницу часто задаваемых вопросов
Добавить в корзину
Наличие
Размер [пиксели] | Размер в 300 dpi [мм] | Размер файла [МБ] | Онлайн-покупка | |
---|---|---|---|---|
Большой | 5906 × 4048 пикселей | 500 × 343 мм | 5 МБ | |
Средний | 1024 × 702 пикселей | 87 × 59 мм | 1 МБ |
Крещение Руси Виктором Михайловичем Васнецовым
Виктор Михайлович Васнецов был русским художником, специализирующимся на мифологических и исторических сюжетах. Он считается соучредителем русской фольклорной и романтической националистической живописи (см. Также неоромантизм) и ключевой фигурой русского возрожденческого движения.
Виктор Васнецов родился в глухой деревне Лопял Вятской губернии в 1848 году, вторым из семи детей (его единственная сестра умерла через 4 месяца после ее рождения). Его отец Михаил Васильевич Васнецов (1823–1870), известный склонностью к философии, был священником, ученым в области естествознания и астрономии. Его дедушка был иконописцем. Двое из шести сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, трое — школьными учителями, а один — русским фольклористом. Именно в Лопьяле Виктор начал писать, в основном пейзажи и сцены из деревенской жизни. Вспоминая свое детство в письме Владимиру Стасову, Васнецов заметил, что он «жил с крестьянскими детьми и любил их не как народник, а как друг».
С десяти лет Виктор учился в семинарии на Вятке, каждое лето переезжая с семьей в богатое купеческое село Рябово. В семинарские годы он работал у местного иконоторговца. Он также помогал ссыльному польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли выполнять фрески для вятского Александро-Невского собора.
Окончив семинарию, Виктор решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы изучать искусство. Он выставил на аукцион свои картины «Женщина-жнец» и «Доярка» (обе 1867 г.), чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу.
В августе 1867 года Виктор пытался поступить в Императорскую Академию художеств, но безуспешно. Ему это удалось год спустя, в августе 1868 года. Уже в 1863 году группа из четырнадцати студентов покинула Академию, посчитав ее правила слишком строгими. Это привело к передвижническому движению художников-реалистов, восставших против академизма.
Васнецов подружился с их лидером Иваном Крамским во время уроков рисования перед поступлением в Академию, называя его своим учителем. Он также очень сблизился с однокурсником Ильей Ефимовичем Репиным.
Виктор, чье имя впоследствии будет ассоциироваться с историко-мифологическими картинами, поначалу всеми силами избегал этих сюжетов. За графическую композицию «Христос и Понтий Пилат перед народом» Академия наградила его малой серебряной медалью.
В начале 1870-х выполнил большое количество гравюр, изображающих современную жизнь. Два из них («Провинциальный книготорговец» 1870 г. и «Мальчик с бутылкой водки» 1872 г.) принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874 г.).
В этот же период начал создавать жанровые картины маслом. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Переезд» (1876 г.), были тепло встречены демократическими кругами российского общества.
В 1876 году Репин пригласил Васнецова в передвижную колонию в Париже. Живя во Франции, Виктор изучал классическую и современную живопись, как академиков, так и импрессионистов. В этот период он писал «Акробатов» (1877 г.), производил гравюры и выставлял некоторые из своих работ в Салоне. Именно в Париже он увлекся сказочными сюжетами, начав работать над «Иваном-царевичем на сером волке» и «Жар-птицей». Васнецов был моделью Садко в знаменитой картине Репина «Садко». В 1877 году вернулся в Москву.
В конце 1870-х годов Васнецов сосредоточился на иллюстрировании русских сказок и эпической поэмы «Былины», исполнив некоторые из наиболее известных своих произведений: «Витязь на распутье» (1878 г.), «Поле боя князя Игоря» (1878 г.), «Три царевны подземного царства». (завершен в 1884 г.), «Ковер-самолет» (1880 г.) и «Аленушка» (1881 г.).
Эти работы не были оценены в то время, когда они появились. Многие радикальные критики отвергли их как подрывающие реалистические принципы передвижников. Даже такие видные знатоки, как Павел Михайлович Третьяков, отказывались их покупать. Мода на картины Васнецова распространилась в 1880-е годы, когда он обратился к религиозным сюжетам и выполнил серию икон для имения Абрамцево своего покровителя Саввы Мамонтова.
В 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на роспись Владимирского собора в Киеве. Это была сложная работа, противоречащая как русским, так и западным традициям религиозной живописи. Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. Другой популярный критик Дмитрий Философов назвал эти фрески «первым мостом через 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».
Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также занимался украшением собора. За время совместной работы Васнецов многому научил молодого художника. Именно в Киеве Васнецов наконец закончил «Иван-царевич на сером волке» и начал свою самую известную картину «Богатыри».
В 1885 году художник путешествовал по Италии. В том же году работал над сценографией и костюмами к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».
Следующие два десятилетия были продуктивными для Васнецова. В этот период он все чаще обращался к другим СМИ. В 1897 году он сотрудничал со своим братом Аполлинарием в театральном оформлении другой премьеры Римского-Корсакова, «Садко».
На рубеже веков Васнецов разработал свой фирменный «сказочный» стиль архитектуры русского Возрождения. Его первым известным проектом стала церковь в Абрамцеве (1882 г. ), выполненная совместно с Василием Поленова. В 1894 году он спроектировал собственный особняк в Москве. Русский павильон Всемирной выставки в Париже последовал в 189 г.8. Наконец, в 1904 году Васнецов спроектировал самое известное из своих «сказочных» зданий — фасад Третьяковской галереи.
С 1906 по 1911 год Васнецов работал над оформлением мозаик Александро-Невского собора в Варшаве; он также участвовал в проектировании Александро-Невского собора в Москве.
В 1912 году царем Николаем II ему было присвоено дворянское звание. В 1914 году он разработал акцизную марку, предназначенную для добровольного сбора в пользу жертв Первой мировой войны.
Еще до революции Васнецов стал регентом Третьяковской галереи. Значительную часть своих доходов он отдавал Государственному Историческому музею, так что большая часть коллекции музея была приобретена на деньги Васнецова. После Октябрьской революции он выступал за удаление некоторых религиозных картин (в частности, Александра Иванова) из церквей в Третьяковскую галерею.
В 1915 году Васнецов участвовал в разработке военной формы для парада Победы русской армии в Берлине и Константинополе. Васнецову приписывают создание буденовки (первоначально называвшейся богатыркой) — военной шапки, воспроизводящей фасон древнерусских конусообразных шлемов.
Умер в Москве в 1926 году.
Малая планета 3586 Васнецов, открытая советским астрономом Людмилой Журавлевой в 1978 году, названа в честь Виктора Васнецова и Аполлинария Васнецова.
В фильме «Елизавета: Золотой век» картина Васнецова с изображением Ивана Грозного анахронично представлена так, как будто она уже существовала при жизни этого царя, и как отправленная Иваном в Англию, когда он предлагает жениться на королеве Елизавете I.
Васнецов внуком был народный артист СССР Андрей Васнецов.
Виктор Васнецов Аутентификация произведений искусства и оценка произведений искусства
Получите сертификат подлинности Васнецова на вашу картину или сертификат подлинности на ваш рисунок или гравюру Буше.
Для всех ваших работ Васнецова вам необходим сертификат подлинности, чтобы продать, застраховать или пожертвовать для налогового вычета.
Как получить сертификат подлинности Васнецова просто. Просто пришлите нам фотографии и размеры и расскажите, что вам известно о происхождении или истории вашей Васнецовской картины, рисунка или гравюры.
Если вы хотите продать свою картину, рисунок или гравюру Васнецова, воспользуйтесь нашими услугами по продаже. Мы предлагаем Васнецову помощь в продаже, консультации по продаже, продажу по частным договорам и полное брокерское обслуживание.
Аутентификация Васнецова и выдача сертификатов подлинности с 2002 года. Мы признанные Васнецовские эксперты и сертифицированные Васнецовские оценщики. Мы выдаем сертификаты подлинности и экспертизы на все произведения Васнецова.
Наши картины, рисунки и гравюры Васнецова признаются и уважаются во всем мире.
Каждый сертификат подлинности подкреплен отчетами о проверке подлинности с углубленным исследованием и анализом.
Сертификаты подлинности Васнецова, которые мы выдаем, основаны на основательных, надежных и полных ссылках художественных исследованиях, аутентификационных исследованиях, аналитических работах и криминалистических исследованиях.
Мы готовы осмотреть Вашу картину, рисунок или гравюру Васнецова в любой точке мира.
Как правило, сертификаты подлинности и отчет об аутентификации вы получите в течение двух недель. Некоторые сложные случаи с трудными для исследования картинами или рисунками Васнецова требуют больше времени.
Нашими клиентами являются коллекторы Васнецова, инвесторы, налоговые органы, страховые агенты, оценщики, оценщики, аукционисты, федеральные агентства и многие юридические фирмы.
Выполняем аутентификацию произведений искусства Виктора Васнецова, оценку, сертификаты подлинности (COA), анализ, исследования, научные испытания, полную аутентификацию произведений искусства. Мы поможем вам продать вашего Виктора Васнецова или продадим за вас.
Автопортрет
Виктор Васнецов был русским художником, специализирующимся на мифологических и исторических сюжетах. Он считается ключевой фигурой возрожденческого движения в русском искусстве. Виктор Васнецов родился в глухой деревне Вятской губернии в 1848 году. Его отец Михаил Васильевич Васнецов, сельский священник, был хорошо образованным «философски настроенным» человеком, увлекавшимся естествознанием, астрономией и живописью. Его дедушка был иконописцем. Двое из трех его сыновей, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, а третий стал школьным учителем. Вспоминая свое детство в письме Владимиру Стасову, Васнецов заметил, что он «жил с крестьянскими детьми и любил их не как народник, а как друг».
Витязь на распутье
С десяти лет Виктор учился в семинарии в Вятке, каждое лето переезжая с семьей в богатое купеческое село Рябово. В семинарские годы он работал у местного иконоторговца. Он также помогал ссыльному польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли выполнять фрески для вятского Александро-Невского собора. Окончив семинарию, Виктор решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы изучать искусство. Он выставил на аукцион свои картины «Женщина-жнец» и «Доярка» (обе 1867 г.), чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу.
Русские епископы, фреска Владимирского собора
В августе 1867 года Виктор поступил в Императорскую Академию художеств. Через три года против академизма восстало передвижниковское движение художников-реалистов. Васнецов подружился с их лидером Иваном Крамским, называя его своим учителем. Он также очень сблизился со своим сокурсником Ильей Ефимовичем Репиным. Парадоксально, но Виктор, чье имя ассоциируется с историко-мифологическими картинами, поначалу всеми силами избегал этих сюжетов. За графическую композицию «Христос и Понтий Пилат перед народом» Академия наградила его малой серебряной медалью.
Аленушка
В начале 1870-х выполнил много гравюр, изображающих современность. Два из них («Провинциальный книготорговец» 1870 г. и «Мальчик с бутылкой водки» 1872 г.) принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874 г.). В этот период он также начал создавать жанровые картины маслом. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Переезд» (1876 г.), были тепло встречены демократическими кругами российского общества.
Переезд 1876
В 1876 году Репин пригласил Васнецова в передвижную колонию в Париже. Живя во Франции, Виктор изучал классическую и современную живопись, как академиков, так и импрессионистов. В этот период он написал «Акробатов» (1877 г.), сделал гравюры и выставил некоторые из своих работ в Салоне. Именно в Париже он увлекся сказочными сюжетами, начав работать над «Иваном-царевичем на сером волке» и «Жар-птицей». Васнецов был моделью Садко в знаменитой картине Репина «Садко в подводном царстве». В 1877 году вернулся в Москву.
Акробаты 1877
В конце 1870-х годов Васнецов сосредоточился на иллюстрации к русским сказкам и былинам, исполнив некоторые из своих наиболее известных произведений: «Витязь на распутье» (1878 г.), «Битва князя Игоря» (1878 г.), «Три царевны подполья». Царство (1879–1881), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881).
Ковер-самолет 1880
Эти работы не были оценены в то время, когда они появились. Многие радикальные критики отвергли их как подрывающие реалистические принципы передвижников. Даже такие видные знатоки, как Павел Михайлович Третьяков, отказывались их покупать. Мода на картины Васнецова распространилась в 1880-е годы, когда он обратился к религиозным сюжетам и выполнил серию икон для имения Абрамцево своего покровителя Саввы Мамонтова.
Единородный Сын Его и Слово Божие 1885-1896
В 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на роспись Владимирского собора в Киеве. Это была сложная работа, противоречащая как русским, так и западным традициям религиозной живописи. Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. Другой популярный критик Дмитрий Философов назвал эти фрески «первым мостом через 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».
Богородица с младенцем 1887
Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также занимался украшением собора. За время совместной работы Васнецов многому научил молодого художника. Именно в Киеве Васнецов наконец закончил «Иван-царевич на сером волке» и начал свою самую известную картину «Богатыри». В 1885 году художник путешествовал по Италии. В том же году работал над сценографией и костюмами к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Следующие два десятилетия были продуктивными для Васнецова, но большинство его более поздних картин воспринимались как второстепенные. В этот период он все чаще обращался к другим СМИ. В 1897 он сотрудничал со своим братом Аполлинарием в театральном оформлении другой премьеры Римского-Корсакова, Садко, а в 1910-х годах ему было поручено разработать новую форму для русских военных — так называемую богатырку, головной убор русской армии.
Татьяна Мамонтова 1884
На рубеже веков Васнецов разработал свой фирменный «сказочный» стиль русской архитектуры Возрождения. Его первым известным проектом стала церковь в Абрамцеве (1882 г.), выполненная совместно с Василием Поленова. В 1894, он спроектировал собственный особняк в Москве. В 1898 году последовал русский павильон Всемирной выставки в Париже. Наконец, в 1904 году Васнецов спроектировал самое известное из своих «сказочных» зданий — Третьяковскую галерею.