Содержание

Читать «Пилот МИГа — последний полет лейтенанта Беленко» — Бэррон Джон — Страница 24

Выступление матери Беленко, срочно доставленной с Кавказа в Москву, нарядно одетой, тщательно причесанной и, видимо, до мелочей проинструктированной, как себя вести, было тоже вполне на высоте — если учесть, что ей, собственно, нечего было сказать о человеке, которого в последний раз она видела двухлетним ребенком. Она не рыдала, как Людмила, хотя и обронила слезу и прикладывала к глазам белый платочек. Ее слова были обращены к матерям, в особенности к матерям советским:

— Мой сын Виктор всегда был патриотом. Как в семье, так и на службе он был предан долгу и прямодушен. Я уверена, что с ним произошло несчастье. И мне, как матери больно, что кто-то желает использовать беду моего сына в своих интересах, не допустить его возвращения на родину. Кто знает моего сына лучше матери? Поэтому я говорю, что мой Виктор честен перед родиной и мною.

Крылов закончил пресс-конференцию повторным обвинением коварных японцев в „произволе и беззаконии” и упреками в адрес президента Форда.

Поведение Беленко в Японии свидетельствовало, утверждал Крылов, что его перелет был совершен непреднамеренно:

„Чем же еще можно объяснить его предупредительные выстрелы, когда неизвестные лица пытались подойти к самолету, и его протесты против фотографирования? Японские власти применили к Беленко силу. Он был в наручниках, на голову накинут какой-то мешок, его затолкнули под заднее сиденье машины, когда увозили… Совместное японо-американское похищение Беленко — это произвольные действия бездушных людей и грубое нарушение Хельсинкских соглашений, только недавно подписанных тем же президентом Фордом!”

Авторы сценария, разработанного для жены и матери Беленко, сделали в нем несколько ошибок. Людмила не пекла пирогов. Беленко не целовал жену и сына утром на прощанье, потому что уехал на базу, когда они еще спали. Он не мог обещать забрать ребенка из детсада, потому что независимо от времени окончания полетов, Шевцов запретил офицерам покидать базу до шести часов вечера.

Подобно многим летчикам-истребителям, Беленко действительно хотел бы стать испытателем самолетов. Однако и он, и все кругом знали, что без связей в Москве это желание неосуществимо, и никогда не обращался к командованию с такой просьбой.

Японское правительство так опровергло все советские обвинения в его адрес.

„СССР утверждает, что на голову Беленко был наброшен мешок. На самом деле он накрыл голову курткой, поскольку не хотел, чтобы его фотографировали”.

„СССР утверждает, что летчик был в наручниках, потому что на фотографии виден шнурок. В действительности же Беленко держал мешок со своими вещами, а шнурок на фотографии — ручка этого бумажного мешка”.

„СССР также заявил, что Беленко находился на расстоянии 25–30 метров от представителя советского посольства, явившегося на беседу с ним, и что японская полиция прерывала разговор. В действительности расстояние было 8 метров и беседу никто не прерывал”.

Заявление, написанное и подписанное лейтенантом Беленко, было передано летчиком японским властям в Хакодатэ, где он посадил свой МИГ. Оно было позже показано послу Дмитрию Полянскому, который отказался взять его.

В заявлении было сказано: „Настоящим подтверждаю, что я, Виктор Иванович Беленко, не желаю возвращаться в Советский Союз и надеюсь получить разрешение поселиться о Соединенных Штатах. Это решение принято мной добровольно и без всякого воздействия с чьей бы то ни было стороны. Виктор Беленко”.

Первого октября президент Форд принял Громыко и советского посла Анатолия Добрынина в Овальном кабинете Белого дома. Вопрос о Беленко не был включен в повестку дня и Форд удивился, когда Громыко поднял этот вопрос — заговорил о нем неожиданно, негодующим, почти враждебным тоном.

— Мы настаиваем на возвращении самолета — не потому, что боимся, как бы наши военные секреты не попали в чужие руки, а потому, что самолет украден. Беленко — вор, предатель, уголовный преступник, которого Соединенные Штаты обязаны выдать согласно международным, юридическим нормам. Как уголовный преступник, похитивший самолет, он не может претендовать на политическое убежище. Как международные правила, так и интересы советско-американских отношений требуют, чтобы Беленко был репатриирован а СССР и понес ответственность за свои преступления.

Президент Форд не сделал попытки скрыть, что он удивлен и рассержен. Полностью информированный о всех событиях, связанных с Беленко, он знал и о пресс-конференции в Москве три дня назад, где Беленко называли не иначе, как „настоящий человек”, „советский человек”, „патриот”, „один из лучших”, достойный всяческих похвал офицер, который, сбившись с курса, был похищен с чужого аэродрома, где вынужден был приземлиться. „Если даже он в чем-то виноват и ошибся, его простят”. Теперь же, и глазом не моргнув, Громыко утверждает, что этот человек — преступник, уголовный преступник, который не должен уйти от ответственности.

Ответ Форда был тверд и четок. Да, он знаком с этим человеком. Беленко — настоящий беженец, который имел основания просить и получать убежище в Соединенных Штатах. Америка с радостью предоставит ему возможность жить здесь сколь угодно долго. Поскольку это касается правительства Соединенных Штатов, вопрос решен окончательно и не может больше быть предметом обсуждения.

Глава шестая. В АМЕРИКЕ

Беленко все еще не догадывался о международной буре, которую он вызвал, и об усиливающихся советских попытках вернуть летчика и самолет.

Когда „Боинг-747” заходил на посадку в Лос-Анджелесе, Джим дал ему парик и темные очки, чтобы его впоследствии не могли узнать по фотоснимкам, которые могли быть сделаны в аэропорту. На летном поле они быстро сели в ожидавшую их машину Центрального разведывательного управления и в сопровождении полицейских на мотоциклах помчались ночными улицами к частному аэропорту, где их ожидал готовый взлететь маленький пассажирский самолет. Беленко влез в самолет и прежде всего стянул с головы парик и снял темные очки. Один из агентов ЦРУ, который впервые увидел Беленко в аэропорту Лос-Анджелеса, взволнованно воскликнул: „Эй, мы его потеряли! Куда он, к дьяволу, делся?!»

Это восклицание, которое Джим поспешил перевести на русский, вызвало всеобщий смех. Когда все расселись по местам, Беленко спросил, есть ли у его спутников какие-либо вопросы к нему. Один из американцев, видимо старший по чину, ответил так же, как Джим при вылете из Японии: „Отдыхайте, ни о чем не беспокойтесь. У нас будет достаточно времени для бесед. Вы сейчас устали”.

И правда, — он был истошен не только физически, его душевные силы были на пределе. Его восприятие окружающего, мысли и представления стали неясны и зыбки, точно он находился в каком-то странном мире, где-то между мечтой и реальностью.

Офицеров ЦРУ он представлял себе иными. В свои тридцать, сорок лет они были, как на подбор, сухощавы и выглядели абсолютно здоровыми. Все на них было новым, красивым и, казалось Беленко, дорогим. Несмотря на беспокойную свою службу, они были на вид доброжелательны и простодушны.

Ну, конечно, это не типичные агенты ЦРУ. Этих специально подобрали, — таких, чтобы с первого взгляда вызывали симпатию…

Самолет шел на Восток. Виктор заснул, а когда проснулся, ему предложили чаю. Один из спутников показал на море огней под крылом: „Это Чикаго”.

Они приземлились в вашингтонском аэропорту имени Далласа глубокой ночью. Лил сильный дождь. Около часа езды на машине — и они на месте. Фонари освещали внушительное здание из красного кирпича с высокими окнами, широкой двустворчатой парадной дверью и высокой верандой. Джим провел Виктора в спальню и посоветовал выспаться как следует. На потолке над кроватью виднелось что-то, что можно было принять за выходные жалюзи кондиционера или за пожарную сигнализацию. Беленко был уверен, что в потолке скрыта телекамера, но слишком устал, чтобы размышлять об этом.

Днем он внезапно проснулся. По комнате бесшумно двигался черный слуга средних лет. Он улыбнулся Виктору, сказал непонятную фразу по-английски. Он и поставил перед ним поднос с кофе и чаем и запиской по-русски: „Завтрак готов и ждет вас, когда бы вы ни пришли”.

Вляпавшийся в историю | Газета «Вести» онлайн

БЕЖАВШИЙ НА ЗАПАД ЛЕТЧИК ВИКТОР БЕЛЕНКО ЖИЛ В СТРАХЕ И БОЯЛСЯ МЕСТИ

Удостоверение личности Виктора Ивановича Беленко

В нашей стране военный летчик Виктор Беленко, угнавший новейший сверхсекретный истребитель МиГ-25, был заочно осужден к высшей мере наказания за измену родине.

В США же его сразу окружили вниманием, ему предоставили политическое убежище и гражданство: разрешение подписал лично президент Джимми Картер.

 Виктор Беленко с сыном

 

«ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК ПОСТУПАЮТ С ПРЕДАТЕЛЯМИ!»

Случаи, когда летчики угоняли самолеты из Советского Союза, пытаясь убежать на Запад, были и еще, но этот, произошедший 45 лет назад, в сентябре 1976 года, оказался исключительным. Поскольку то, что совершил 29-летний Виктор Беленко, действительно, нанесло достаточно серьезный ущерб обороноспособности страны, тем более в условиях «холодной войны».

…Ничто не предвещало подобного развития события. Ранним утром 6 сентября 1976 года пара истребителей-перехватчиков МиГ-25П из состава 530-го авиационного полка 11-й отдельной армии ПВО поднялась в воздух с аэродрома Чугуевка в Приморье. Это был обычный тренировочный вылет. Но уже через десять минут самолет ведомого, старшего лейтенанта Беленко, пропал с экранов радаров, а сам он перестал отвечать на запросы диспетчера.

Как выяснилось потом, он намеренно отстал от головного истребителя, после чего резко ушел вниз и, ведя истребитель в нескольких десятках метров над водой, двинулся в сторону Японии.

«Весь его план был рассчитан на то, что как только он нарушит воздушную границу Японии, японцы сразу вышлют ему навстречу американские перехватчики, которые принудят его к посадке. Однако он несколько опасался того, что по нему могут открыть огонь, как это приказано делать советским войскам ПВО в случае нарушения воздушного пространства СССР», — говорилось впоследствии в книге американского писателя Джона Баррона, написанной вместе с Беленко.

Самолет, летевший фактически на бреющем полете, не могли обнаружить ни советские, ни японские радары. Он пересек границу, однако топливо у него кончалось, и он совершил посадку на ближайшем аэродроме Хакодате, расположенном на острове Хоккайдо. После чего предупредил по-английски сбежавшихся служащих аэродрома, чтобы они не приближались к самолету, поскольку он является собственностью Соединенных Штатов Америки. В баках самолета оставалось топлива лишь на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.

В 9.15 о перебежчике из СССР уже сообщало японское радио. Почти сразу после перелета на Хоккайдо Беленко попросил политического убежища в США. Разразился страшный международный скандал. Американцы торжествовали: такого военного трофея у них давно не был. В СССР пытались, что говорится, сделать хорошую мину при плохой игре, ибо удар по моральной репутации Советского Союза был нанесен весьма ощутимый.

Когда из страны бежали диссиденты (или их высылали), то объяснение было простым и понятным, оно устраивало широкие массы трудящихся: подобных изменников можно было представить психически неуравновешенными людьми, привлеченными соблазнами «загнивающего Запада». Но здесь было совсем другое дело: Беленко — рабоче-крестьянского происхождения, никогда не бывавший за границей, офицер, коммунист, «настоящий советский человек». Если нельзя доверять даже таким трижды проверенным людям, то кому же тогда можно доверять? А если удачный побег Беленко вызовет цепную реакцию? И для всего мира не очень хороший сигнал: мол, если на Запад бежит человек с такими по советским меркам безупречными качествами, то значит, в СССР, действительно, не все в порядке…

Появилось официальное заявление, что советский летчик сбился с курса и совершил вынужденную посадку на территории Японии, а там его незаконно удерживают от возвращения на родину.

Советское посольство в Токио добилось, чтобы его сотрудникам разрешили встретиться с Беленко. Тот сразу же заявил: «Помощи от представителей СССР мне не нужно. Все, что я совершил, — сделал совершенно осознанно». «Предатель! — услышал он в ответ. — Вы знаете, как поступают с предателями! Рано или поздно мы вас вернем! Мы найдем вас!».

В ПОРОЧАЩИХ СВЯЗЯХ НЕ ЗАМЕЧЕН?

В условиях гонки вооружений для американцев было гораздо важнее получить не очередной политический дивиденд, а прямую выгоду — новейший советский боевой самолет, в классификации НАТО получивший название «Летучая лисица». «Самолет-невидимка», призрак, который мечтали заполучить разведки всего мира. Японцы передали МиГ-25 американцам, а те его досконально изучили, чтобы понять все его слабые и сильные стороны.

Советскому Союзу пришлось потратить немало усилий, чтобы боевую машину вернули. Произошло это спустя два месяца – после многочисленных дипломатических нот, переговоров на уровне министров иностранных дел, визита специальной делегации с участием авиаконструкторов. Правда, самолет был возвращен в разобранном виде, и ни для кого не было секретом, что ее изучили до винтика…

Естественно, после случившегося ЧП соответствующие службы вели тщательное расследование, чтобы понять, что могло побудить Беленко совершить предательство. Был ли он один, или речь идет о тайной организации предателей, изменников родины, которые могут нанести еще больший вред обороноспособности СССР?

Из личного дела Виктора Беленко известно, что после окончания школы в маленьком сибирском городке он уехал в Омск, там поступил в техникум, а позднее получил направление в Армавирское военное авиационное училище. Окончив учебный курс в 1971 году, попал в Ставропольское высшее военное авиационное училище, где служил летчиком-инструктором. В 1975-м Беленко перевели в боевую часть. Так он оказался в 530-м истребительном авиаполку ПВО, дислоцировавшемся на Дальнем Востоке, и стал летать на самолете-перехватчике МиГ-25П.

Расследование показало, что у него были причины для недовольства своим положением. Сослуживцы рассказали, что Беленко очень переживал в связи с тем, что задерживалось присвоение ему очередного воинского звания «капитан». Кроме того, когда Беленко переводили в авиаполк, ему обещали, что он будет вскоре назначен начальником штаба эскадрильи, однако этого не произошло. Беленко считал себя обманутым и обойденным. В 1975 году он обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

Но во всем этом не было никакой политики. Следователи пришли к выводу, что Беленко совершил побег из материальных соображений. Мол, стал предателем за красивую жизнь за океаном, которую ему пообещали американцы.

Хотя внешне все было нормально. Беленко выглядел чуть ли не образцом советского офицера. В служебных характеристиках и аттестациях оценивался положительно, к служебным обязанностям относился добросовестно. Стал членом партии, его избирали в состав комсомольского и партийного бюро.

«Беленко не был замешан в каких-либо связях с диссидентами, никогда не выражал крамольных мыслей, — отмечал Джон Баррон. — Врачи, ежедневно проводившие медицинский осмотр пилотов, никогда не замечали у него психических или физических отклонений от нормы. Наоборот, он всегда славился отличным здоровьем, пил в меру, жил по средствам, не вступал ни в какие сомнительные связи, не изменял жене и имел по всем показателям репутацию честного, порядочного человека и образцового офицера. Инцидент с Беленко ошеломил всех, никто не мог поверить, что он добровольно совершил этот шаг».

Правда, как отмечал исследователь Валерий Меницкий, родные Беленко рассказывали, что тот после отъезда практически с ними не общался, поддерживал связь посредством очень редких писем, о подробностях своей жизни он не сообщал. Меницкий считает, что Беленко еще с молодых лет был завербован западными спецслужбами. Он заранее тщательно собирал «багаж» секретных данных, которые могли заинтересовать западные спецслужбы. Беленко, в отличие от многих других летчиков, тщательно разобрался во всей «начинке» МиГ-25.

СКОЛЬКО СТОИТ ИЗМЕНА?

Однако, если бы Беленко был, действительно, завербованным американским агентом, то в Штатах бы торжествовали, говоря о чрезвычайно успешно проведенной спецоперации. Но здесь этого не было: западные спецслужбы до сих пор отрицают, что работали с Беленко.

«Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают, на определенном этапе переросли у Беленко в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах «Красной Звезды», что он не висит на досках почета», — считает военный эксперт Виктор Баранец.

Сам Беленко впоследствии в своих интервью так рассказывал о мотивах своего бегства: мол, в те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у него были сомнения на этот счет.

«Я сказал себе: «Хорошо, раз в США так плохо, как же они отправили человека на Луну и обратно? Русские могли отправить людей на Луну только в один конец. Если в США настолько всё плохо, как у них выходит производить лучшие истребители в мире? Если США уже развалились, откуда у них столько нобелевских лауреатов, больше чем дало прогрессивное коммунистическое общество? Тогда я не мог задать эти вопросы кому-либо. Если бы я это сделал в то время, в конце 1960-х, я бы оказался в психиатрическом учреждении. Поэтому я сам сделал вывод, что Соединённые Штаты не так уж плохи»», — поведал Беленко.

В благодарность за совершенную государственную измену Беленко получил не только деньги, но и место работы. Перебежчик работал инженером по аэрокосмической технике и консультировал военно-воздушные силы США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне. В октябре 1980 года Конгресс США принял специальный закон «О предоставлении Виктору Ивановичу Беленко гражданства США».

Перебежчик выдал иностранцам много ценных сведений — информацию о советской системе опознавания «свой-чужой», применявшейся не только на самолетах, но и на кораблях. Пришлось срочно переделывать многие системы и приборы для «двадцать пятого», внедрять новую систему распознавания, дешифратор. Как охарактеризовал его один из офицеров разведки, который с ним работал, кроме предоставления американцам суперсовременного советского истребителя с массой секретного оборудования на борту, он сам по себе был «золотой жилой» технической, тактической и оперативной информации о советской авиации.

В СССР у Беленко остались мать, жена и маленький сын. Жена долгое время жила на Дальнем Востоке, потом переехала в Армавир. Но и после распада СССР Беленко так и не вышел на связь со своими близкими.

Всю жизнь на Западе он прожил в страхе и боялся мести, о чем есть немало свидетельств. Тем более что еще в 1983 году в советской прессе появилась заметка, что предатель-перебежчик погиб в авиакатастрофе в США. На самом деле он вполне успешно жил в Штатах: купил дом, женился. В 1980 году вместе с писателем Джоном Барроном он издал книгу «Пилот МиГа» (John Barron, «MIG Pilot»), на которой сумел еще и заработать.

Обложка книги Джона Барона «Пилот МиГа»

 

Как можно сегодня оценить поступок Виктора Беленко? Да, собственно говоря, точно так же, как и тогда, 45 лет назад: как тяжкое преступление, как государственную измену. Да, у Беленко, как и многих других советских граждан, были причины для недовольства коммунистическим режимом и правящей советской верхушкой. И они имели полное право на выражение своего недовольства. Даже «право на восстание против тирании и угнетения», зафиксированное в преамбуле ко Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году. Но то, что совершил Виктор Беленко, к бунту против «тоталитаризма» едва ли имеет какое-то отношение. Банальное предательство, которому нет срока давности.

«Что бы мы ни говорили о Беленко — это человек-тайна, — считает военный эксперт Владимир Баранец. — В историю он вляпался, а не вошел, мы его вспоминаем как мерзкую личность, как пример того, как можно нагадить на Отечество, на армию, на сослуживцев».

Украденный самолет — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Виктор Беленко: летчик, укравший
секретный советский самолет

Лейтенант Виктор Иванович Беленко проснулся рано утром, как и каждый день в течение последних
четырех недель, чтобы понаблюдать за приближающимся рассветом и увидеть знак того, что этот день
станет решающим. Погода стояла великолепная, и с того момента, как он увидел огненный диск
восходящего солнца, Беленко был уверен, что это будет тот самый день.
В качестве пилота 513-го истребительного авиационного полка 11-й воздушной армии Советских войск
ПВО Беленко выполнил бесчисленное количество вылетов и слишком долго жил на грани смерти,
чтобы бояться летать.
Но сегодня все было иначе. Беленко почувствовал, как напрягаются мускулы его рук, ног и живота в
ожидании предстоящей миссии. Через шесть часов Беленко, двадцатидевятилетний пилот узнает, умрет
ли он или возродится в новом мире.

МиГ-25ПУ ВВС России. Фото: Леонид Фаерберг / Wikimedia Commons


После короткой пробежки во дворе жилых домов для офицеров на авиабазе Чугуевка в Приморском крае
Беленко отправился на службу и выслушал инструктаж, по которму офицер должен был тщательно
изучить план полета на день.
Самолеты из эскадрильи должны были лететь на восток над морем, где корабли ВМФ запускали дроны-мишени,
по которым самолеты запускали ракеты. Затем эскадрилья Беленко должна была проследовать к другим
районам учений, отработать подходы к перехвату, а затем, полагаясь исключительно на приборы, вернутся
на базу и приземлится.
Беленко сидел неподвижно, симулируя внимание, при этом мысленно обдумывая свой личный план полета.
Он рассчитал время, расстояние, скорость, расход топлива, курсы, точки вероятного перехвата, маневры
уклонения, обманы и все чрезвычайные ситуации, которые он мог предвидеть.

После инструктажа Беленко прошел плановый медицинский осмотр, во время которого врач измерил у
пилота температуру, пульс и артериальное давление. Беленко беспокоился, не выдаст ли его тело. У него
было высокое давление, но Беленко приготовил объяснение:
«Сегодня утром, когда я увидел солнце, я вышел и пробежал, как олень, более шести километров.
Я, наверное, все еще немного запыхался ».

Доктор кивнул, и Беленко присоединился к другим пилотам, ожидающим посадки на борт одного из
самых мощных истребителей в мире.

Военный документ Виктора Беленко. Фото: ЦРУ / Wikimedia Commons.

МиГ-25 был новейшим советским самолетом и тщательно охраняемым секретом. Он был построен в ответ
на серию самолетов, введенных в эксплуатацию США, от истребителя F-108 до SR-71 «Blackbird» и массивного
бомбардировщика B-70. При весе в двадцать девять тонн этот двуххвостый самолет со стреловидным крылом
и длинным ракетным носом приводился в движение двумя мощными двигателями, каждый из которых мог
развивать 11 тонн тяги, достаточную для трехкратного преодоления звукового барьера. Его радары были
настолько мощными, что могли убить кролика на расстоянии тысячи метров. В 1967 году МиГ-25 установил
мировой рекорд, достигнув скорости 2981 километр в час, а в 1973 году он побил рекорды высоты, поднявшись
на высоту 118 900 футов. Воздух наверху был настолько разрежен, что пламя двигателя погасло.

МиГ-25 был построен из сплава, содержащего восемьдесят процентов никеля и стали, в отличие от титана, из
которого был сделан Lockheed SR-71 Blackbird, потому что титан был дорогим, а сталь была дешевой и её было
много. Со сталью также было легче работать, и ее можно было сваривать вручную. Обратной стороной
использования такого количества стали было увеличение веса, которое приходилось компенсировать огромными
крыльями. Большой размах крыльев МиГ-25 был неверно истолкован разведкой США как показатель
сверхманевренности. На самом деле они просто должны были держать его тяжелый планер в воздухе.
Фактически, многие возможности МиГ-25 были неизвестны, и это сделало его одним из самых страшных
самолетов для Запада. Советы были настолько скрытны, что каждый МиГ-25 был оснащен кнопкой
самоуничтожения.
Вот таким был самолет, который Виктор Беленко планировал угнать 6 сентября 1976 года,
чтобы перебежать на Запад.

Записная книжка Виктора Беленко с полетными данными и военным документом.
Фото: ЦРУ / Wikimedia Commons.

Беленко поднялся по четырнадцатиметровой металлической лестнице и устроился в кабине. Ровно в 12:50
он отпустил тормоза, сдерживающие самолет, и через несколько секунд взлетел в воздух. Для экономии топлива,
необходимого для 400-мильного пути в Японию, Беленко преждевременно отключил форсаж. Он также
поднимался медленнее, чем обычно, за пять минут, чтобы достичь 24 000 футов вместо обычных четырех.
Пролетев некоторое время в строю, Беленко оторвался и позволил самолету скользить вниз, надеясь, что
снижение будет настолько плавным, что диспетчеры радаров не сразу заметят. На высоте 19 000 футов
Беленко внезапно толкнул штурвал вперед и погрузил МиГ в мощное пикирование к земле, прежде чем
выровнится на высоте 100 футов. Беленко промчался по долине и через две минуты вылетел над Японским
морем. Он нажал кнопку, которая начала непрерывную трансляцию радиомаяка, используемого только в
экстренных случаях, и через сорок секунд отключил сигнал. Любой, кто слушал сигнал бедствия, мог
предположить, что Беленко разбился. Одновременно он выключил свой радар и все другое оборудование,
включая радио, чье электронное излучение можно было отслеживать.
Чтобы избежать обнаружения советским радаром, Беленко должен был лететь низко. Дважды ему приходилось
отклоняться, чтобы не задеть рыболовные суда. Только когда он понял, что волны тоже становятся ближе,
он поднялся на 150 футов. Но на такой малой высоте двигатель потреблял топливо с угрожающей скоростью,
и Беленко опасался, что никогда не доберется до авиабазы на Хоккайдо, Япония. Риск быть обнаруженным
заставил Беленко скрыться в облака.

После 30 минут полета Беленко решил, что приближается к воздушному пространству Японии, и выключил
двигатели, чтобы указать на отсутствие враждебных намерений и облегчить перехват. Беленко надеялся, что
его перехватят японские истребители «Фантом» и проведут до безопасного посадочного места. Японцы же
заметили самолет Беленко на экране своего радара в виде небольшого пятна, но «Фантомы» и МиГи, пытаясь
перехватить его в небе, не смогли обнаружить вторгшийся самолет среди облаков. В конце концов, Беленко
решил, что ему придется приземлиться самому, и начал искать возможное место для приземления, например,
участок плоской земли или шоссе. Когда горючее было на исходе, Беленко рванулся к земле, и когда тучи
рассеялись, Беленко увидел впереди аэродром. Беленко вошел слишком быстро, и, несмотря на раскрытие
тормозных парашютов, МиГ пролетел мимо взлетно-посадочной полосы,

Когда новости о бегстве Виктора Беленко достигли Советского Союза, посольство Советского Союза в
Токио объявило, что Советский Союз обладает «неприкосновенным правом на защиту своих военных
секретов», и, таким образом, секретный военный самолет и Беленко должны быть возвращены им.

МиГ-25 Виктор Беленко дезертировал в аэропорту Хакодатэ.

ЦРУ не могло поверить в свою удачу. После долгих лет обращения к размытым спутниковым фотографиям,
перед ними вдруг оказался неповрежденный МиГ-25 с возможностью его полного изучения, со схемами,
который Беленко тайком пронес с собой. Самолет вскоре разобрали и тщательно осмотрели. Американцы
узнали, что Советы построили не супер-истребитель, которого опасался Пентагон, а негибкий самолет,
полный недостатков.
Хотя технически МиГ-25 мог летать со скоростью 3 Маха, такие высокие скорости оказывали огромное
давление на двигатели и сам планер. Полет со скоростью 3 Маха более нескольких минут приводил к
выходу из строя двигателей. Пилоты МиГ-25 были предупреждены о недопустимости превышения скорости
2,8 Маха. Самолет также имел низкое максимальное ускорение 2,2 g с полными топливными баками с
абсолютным пределом 4,5 g. Как-то один МиГ-25 случайно потянул 11,5 г во время тренировки на малой
высоте, и планер был деформирован. Его огромные двигатели потребляли столько топлива, что
дальность полета самолета была смехотворно низкой — всего 299 километров. Даже на дозвуковых
скоростях его дальность полета была слишком мала, чтобы быть эффективным боевым самолетом.
Бортовая электроника была основана на ламповой технологии, что представляет собой
устаревшую технологию.

Узнав все, что нужно знать о самолете, американцы упаковали разобранный МиГ-25 в 30 деревянных
ящиков и отправили обратно в Советский Союз. Они также предьявили Союзу счет в 40 000 долларов
за доставку, которую Советский Союз так и не оплатил.
Бегство Виктора Беленко и компрометация МиГ-25 побудили Советы разработать новый сверхзвуковой
самолет-перехватчик МиГ-31, который по-прежнему находится в эксплуатации ВВС России и ВВС Казахстана.
Но на этом история МиГ-25 не закончилась. Несмотря на его недостатки, Советы построили более тысячи
МиГ-25. Алжир и Сирия все еще летают на них сегодня, и Индия добилась больших успехов с ними во время
войны в Каргиле, до того, как самолет был списан в 2006 году.

Между тем Виктора Беленко тепло встретили в Америке. Как и многие гости из Советского Союза до него,
Беленко был ошеломлен своим первым посещением американского супермаркета. Беленко, который был
знаком только с советскими мясными рынками с тухлыми запахами , немытыми баками и прилавками,
гниющими, не вымытыми остатками еды, был удивлен тем, насколько все чисто, организовано.
Он был уверен, что ЦРУ устроило шоу именно для него.

«Если бы это был настоящий магазин, женщина менее чем за час могла бы купить достаточно
еды только в этом одном месте, чтобы накормить всю семью в течение двух недель.
Но где люди, толпы, очереди? »

— спросил Беленко.
«Здесь было около 300 костюмов, а также спортивные куртки, пальто, плащи, открыто висящие
на вешалках, стопки брюк и рубашек, открыто лежащие на прилавках, галстуки в пределах
досягаемости для любого проходящего; даже обувь была на открытом воздухе — и все это
охраняли всего несколько служащих »,

— заметил Беленко.

Виктор Беленко в конце концов стал гражданином США в 1980 году. Он женился на
преподавателе музыки из Северной Дакоты, Корал, и родил двоих сыновей. Сообщается,
что он работает аэрокосмическим инженером.

Источники: BBC / Wikipedia

Побег летающей лисы: как из СССР угнали засекреченный истребитель

Советский летчик, служивший на Дальнем Востоке, оказался предателем, который улетел в Японию на уникальном истребителе МиГ-25. 29-летний Виктор Беленко не только бросил на Родине жену и маленького сына, но и нанес стране колоссальный ущерб, передав современный боевой самолет в руки вражеских специалистов.

В самом начале сентября 1976 г. в рамках проверки боеготовности сил противовоздушной обороны СССР были назначены тренировочные полеты одной из частей на Дальнем Востоке, в 200 км от Владивостока. Истребитель старшего лейтенанта Виктора Беленко неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море…

Беленко отправился 6 сентября 1976 г. в полет на МиГ-25 с аэродрома Сахаровка, внезапно его истребитель исчез с радаров. Позже стало ясно, что пилот, пролетев у самой земли под 400 км, взял курс на японский остров Хоккайдо.

В 13 ч. 11 мин. в тот день японские силы самообороны засекли воздушную цель, направлявшуюся к Хоккайдо со скоростью 440 миль/ч на высоте 6700 м. Центр управления воздушным движением никак не мог ее идентифицировать, и на перехват подняли пару «Фантомов»…

И тут советский МиГ-25 сел на гражданском аэродроме в городе Хакодате, чуть не столкнувшись на взлетной полосе с боингом… Этот снимок был сделан сразу после приземления истребителя.

Самолет МиГ-25 выкатился за полосу и остановился прямо перед самолетоуловителем. К нему сбежались работники аэропорта и полицейские. Летчик вышел на крыло из самолета, выстрелил из табельного оружия в воздух и потребовал спрятать самолет. Аэропорт закрыли на несколько часов.

На фото виден тормозной парашют, выпущенный при посадке.

МиГ-25 был на тот момент самым современным и засекреченным истребителем Военно-воздушных сил СССР. По кодификации НАТО он проходил как Foxbat — то есть «Летающая лисица». О том, чтобы заполучить образец такого самолета, отличавшегося рекордной скоростью и уникальной конструкцией, мечтали все разведки мира…

Угнанный самолет тут же спрятали от посторонних глаз. И нашли «весомую» причину задержания самолета и летчика: нелегальное пересечение госграницы Японии является уголовным преступлением, и полиция ведет расследование.

Соответственно, МиГ-25 рассматривается как вещественное доказательство и не может быть возвращен до полного окончания следствия.

На родине первое время думали, что Беленко совершил вынужденную посадку по причине какой-то неисправности, мог затем сбиться с курса из-за плохой видимости. Предполагали, что Виктор взят в плен и подвергается допросам с применением психотропных средств.
Затем по приказу свыше в части провели эксперимент: опираясь на данные радаров, повторили полет по траектории самолета Беленко до входа в воздушное пространство Японии. Тогда стало ясно, что советский летчик совершил намеренный угон, и все эти маневры предпринимал, чтобы уйти от обнаружения.

Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и никакого компромата на него найти не удалось. Он родился в Нальчике, закончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии. Закончил в 1971 году Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков, после которого служил в Ставрополе, состоял в партии и имел самые положительные характеристики, женат. В 1975 году по собственной просьбе был переведен на Дальний Восток в истребительный полк ПВО.

После известия о посадке истребителя Беленко на Хоккайдо его жену и мать привезли в Москву и устроили пресс-конференцию, на которой женщины умоляли вернуть задержанного летчика на родину.

На фото: жена Виктора Беленко Людмила Петровна (слева) и его мама Людмила Степановна.

Тем временем Виктор Беленко попросил США предоставить ему политическое убежище, и как только это произошло — уже через несколько дней после 6 сентября — вылетел из Японии за океан. Вскоре перебежчик получил и гражданство Соединенных Штатов — «за вклад в государственную безопасность».

На родине Беленко считался отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Знавшие его лично утверждали, впрочем, что Виктор был чрезвычайно честолюбив. Амбициозный летчик был уверен, что его сильно недооценивают…

19 сентября полицейское расследование признали завершенным, и самолетом занялись японские и американские специалисты. Для этого МиГ перевезли на военную базу японских сил самообороны Hyakuri, разобрав его. Все части самолета были тщательно упакованы и ночью погружены в американский транспортный самолет C-5A Galaxy. 25 сентября в 00:45 самолет совершил посадку на базе в Hyakuri. На фото: надпись на чехле фюзеляжа гласит: «Жители Хакодате, до свидания! Спасибо вам за вашу любезную помощь.»

Наш истребитель оценили как «высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными особенностями которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость технического обслуживания и доступность пилотирования самолета летчикам не самой высокой квалификации».

Только 27 сентября премьер-министр Такео Мики заявил, что МиГ-25 будет возвращен СССР, но не ранее чем японские и американские эксперты закончат свои исследования. В итоге 12 ноября воздушное судно было предъявлено советским специалистам для оценки его состояния …в разобранном виде. Эксперты установили, что на нем отсутствовало большинство электронных блоков. В итоге СССР выставил японцам счет за нанесенный ущерб на 11 млн. долларов.

В 1980 году Беленко в содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу «Пилот МиГа» (John Barron, «MIG Pilot»), что позволило ему прилично заработать.

Был ли он просто дезертиром или же его успели завербовать — доподлинно неизвестно. ФБР до сих пор держит досье Виктора Беленко под замком.

Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осужден по статье 64 УК РСФСР за измену родине и приговорен к высшей мере наказания (расстрелу).

Советская авиация и ПВО понесли невероятные потери: пропажа боевого самолета и военного летчика, владеющего всеми секретными знаниями и навыками. Потенциальный противник получил в руки систему опознавания «свой — чужой», которой были оснащены все военные и гражданские самолеты страны. Кроме того, Беленко как военный пилот ПВО досконально знал устройство всей ее системы, вплоть до применяемых паролей и отзывов…

К тому же после сбора самой оперативной информацию Беленко еще несколько месяцев тестировали на тренажерах, что позволило американцам изучить менталитет советских пилотов и их приемы ведения воздушного боя.

После того рокового побега на истребителе Военно-воздушным силам и ПВО СССР пришлось в спешном порядке менять системы и подходы. А все военные самолеты в СССР начали заправлять точно для выполнения конкретного задания, чтобы горючего не хватило на полет за границу.

Удостоверение личности советского пилота Беленко сегодня хранится в музее ЦРУ.

Несмотря на то что на родине дважды — в 1978 и в 1997 годах — сообщали о его гибели, он продолжал себе жить в США.

Лет 10 назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Творческой группе удалось разыскать 69-летнего Беленко и побеседовать с ним. Как выяснилось в том интервью, перебежчик некоторое время преподавал в одной из военных академий США, затем выступал с лекциями о нравах жителей СССР. Женился было на американке (в этом браке родилось еще двое детей), но последнее время жил один в арендованной квартире и занимаясь коммерцией.

Оставшиеся на родине мать, жена, сын и другие близкие люди весточек от Виктора ни разу не получали…

 

Источник

Похожие статьи

Дерзкое бегство секретного советского суперистребителя

Фотографии тогда еще секретного МиГ-25 Foxbat были сделаны с ближайшей дороги до того, как ее успели прикрыть. (Фото: Reuters/Wikipedia)

Запад считал МиГ-25 смертоносным и маневренным суперистребителем. То, что они узнали, было удивительным.

14:30 час. Местный, 6 сентября 1976 г. Японское море возле аэропорта Хакодате, префектура Хоккайдо.

Топливо для реактивных двигателей сгорало быстрее, чем он рассчитывал, пока он опускался ниже под облачностью, к серо-черным волнам всего в 150 футах над Японским морем. Он дернул тяжелую ручку управления влево, затем скорректировал вправо по скользящему берегу вокруг рыбацкого судна, появившегося из туманного небытия в низкой дневной облачности. Белый пар вырвался длинными буквами «S» из его угловатых крыльев в резком повороте, почти касаясь вершин волн.

Это была вторая рыбацкая лодка, которую ему пришлось с трудом накренить, чтобы не промахнуться почти на уровне вершины волны. Начались шквалистые дожди. Огромные реактивные двигатели Туманского Р-15 с каждой минутой поглощали все больше бензина. Этот самолет не был создан для того, чтобы летать низко и дозвуково.Он был построен для полетов на сверхзвуковой скорости в высотной охоте за ныне вымершим американским супербомбардировщиком B-70 Mach 3, который так и не был принят на вооружение.

Он должен был найти японские силы самообороны F-4 Phantom, которые, несомненно, находились в воздухе, чтобы перехватить его. Если они не подстрелят его первым, они приведут его на авиабазу Титосэ, где он сможет благополучно приземлиться. Если его топливо выдержит. Но японских «Фантомов» нигде не было.

Итак, он втащил палку обратно на колени, и большой квадратный летучий лис прорвался через облака в своем последнем яростном подъеме, прежде чем погибнуть от нехватки топлива.

В конце концов, он нашел аэропорт. Аэропорт Хокодате. Взлетно-посадочная полоса 6000 футов. Однако для его МиГ-25 этого недостаточно. Он заставит это работать. На последнем заходе на посадку в Хокодате он чуть не столкнулся лоб в лоб с авиалайнером 727. Это было лучше, чем свалить туда, где он потеряет свой главный козырь. Его сверхсекретный самолет. Ему удалось совершить грубую посадку, сбежать с конца взлетно-посадочной полосы, вылезти из самолета и выстрелить из пистолета в воздух, когда любопытные японцы начали фотографировать инцидент с проезжей части.

Насколько я помню, это было самое большое событие в моей жизни. Мне тогда было 15 лет.

Мы помчались в магазин товаров для хобби на велосипедах, чтобы посоветоваться со старшими владельцами магазина. Что бы это значило? Это было реально? Будет ли выпущена модель МиГ-25 в ближайшее время? Мы снова и снова просматривали зернистые газетные фотографии, лучшие из тех, что мы когда-либо видели. Мы не могли в это поверить, но это было на самом деле. Самый экзотический, самый летающий, самый быстрый и самый скрытный истребитель в мире только что попал в руки американцев.Мы впервые увидели загадочный МиГ-25 Foxbat.

Летный лейтенант Виктор Иванович Беленко, пилот элитного МиГ-25П Войск ПВО СССР, дезертировал на самом секретном боевом самолете того времени.

Первоначально американские аналитики считали МиГ-25 высокоманевренным истребителем завоевания господства в воздухе со сложными легкими реактивными двигателями. Реальность такова, что у МиГ-25 были массивные, тяжелые двигатели, и он был сделан в основном из простых материалов с использованием технологии электронных ламп (Фото: The Koku Fan)

То, что произошло после его дезертирства 42 года назад, повлияло на дизайн самолета, развеяло мифы о Советский Союз разозлил одну нацию и предложил помощь другой, оставив третью в затруднительном дипломатическом положении. Это был еще один небольшой разрыв в гобелене железного занавеса, когда он медленно расползался по краям, как слабая нить, которая продолжает тянуться все дольше и дольше.

«Что они думали и [что мы] думаем сейчас? Предатель! Военные летчики считают это огромным позором для ВВС СССР и России». Об этом рассказал TheAviationist.com администратор самой активной фан-страницы ВКС России в социальных сетях, когда мы спросили их, что россияне думают сегодня о Викторе Беленко.Несмотря на то, что железный занавес опустился, ожесточенное отношение к предательству Беленко государством сохраняется. Русские до сих пор ненавидят Виктора Беленко за то, что он украл их самые ценные боевые самолеты того времени.

В США «секретные» подразделения годами незаметно эксплуатируют российские МиГи и Сухой над американским западом. Но бегство Беленко в 1976 году с «Foxbat», кодовое название НАТО для МиГ-25 (русские его так не называют), было удачным ходом разведки, который не только предоставил технические данные и контрольные точки зрения на десятилетия вперед, но и предоставил Образец коммунистической жизни в Советском Союзе.

По словам Беленко, в Советском Союзе было плохо. В хронике дезертирства Беленко 1980 года «Пилот МиГа: последний побег лейтенанта Беленко» автор Джон Бэрон писал о безудержном алкоголизме в рядах советских ВВС. Жилые условия на базах на востоке Советского Союза были плохими, поскольку некоторые базы, с которых эксплуатировались МиГ-25, еще не были модернизированы для размещения более крупных наземных бригад, необходимых для обслуживания самолетов. Качество еды для зачисленных ремонтных бригад было настолько плохим, что мужчины отказывались есть.В то время как еда для офицеров/пилотов, таких как Беленко, была намного лучше, когда Беленко прибыл в Соединенные Штаты после своего дезертирства, он по ошибке съел банку кошачьего корма и позже заметил, что «это было восхитительно. Лучше, чем консервы в Советском Союзе сегодня!»

Но Беленко попал в преисподнюю, когда бежал из России. В то время как президент США Джеральд Форд предоставил Беленко убежище в США, а Центральное разведывательное управление выделило ему стипендию и устроило для него жизнь пилота и консультанта в США. С., ни одна из сторон не могла полностью доверять перебежчику. Когда Беленко приехал в Японию, ему подарили книгу советского диссидента Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на присягу на военную службу Советскому Союзу, Беленко боялся и отталкивался от глубокой социальной несправедливости коммунистической Советской России. Он видел людей в Советском Союзе, страдающих, как Денисович, от нищеты, голода и угнетения. Беленко хотел уйти. Итак, он украл свой Foxbat, улетел на нем в Японию и никогда не оглядывался назад.

В примечании к побегу Беленко с МиГ-25П «Лисбат» вскоре после этого я получил свой набор для масштабной модели самолета. Японский хобби-бренд Hasegawa отправил фотографов в аэропорт Хокодате, чтобы сфотографировать МиГ-25, прежде чем он был спрятан, изучен США и Японией и отправлен обратно в Советский Союз в разобранном виде. Через несколько месяцев после приземления МиГ-25 в Японии компания Hasegawa выпустила пластиковую модель МиГ-25 в масштабе 1/72 с декалями для самолета Виктора Беленко. Он был продан за 10 долларов США

. Японский хобби-бренд Hasegawa получил фотографии МиГ-25 в аэропорту Хокодате до того, как он был закрыт, и быстро изготовил точный пластик самолета в масштабе 1/72. (Фото: The Squadron Shop)

Согласно большинству источников, Виктор Беленко продолжает жить в США. Его сфотографировали в баре в 2000 году, где его узнали, сфотографировали и открыто рассказали людям о своем опыте побега из бывшего Советского Союза. В 1995 году он вернулся в Россию после распада Советского Союза и благополучно вернулся в США.С. после. Беленко сказал интервьюеру, что ему нравилось ездить на рыбалку в США с летчиком-испытателем и асом-истребителем генералом Чаком Йегером.

Виктор Беленко хорошо адаптировался к жизни в США, служил в армии США и наслаждался американской культурой. Он даже женился в США. (Фото: SeanMunger.com)

Были и другие известные дезертирства военных летчиков, в том числе вымышленные, такие как неудачное дезертирство на советском тяжелом бомбардировщике Ту-95 «Медведь». Писатель Том Клэнси прославился благодаря роману «Охота за «Красным Октябрем»» о русском капитане, дезертировавшем с советской атомной ракетной подводной лодки.Один из его вымышленных персонажей в книге даже ссылается на побег Беленко, говоря: «Это не какой-то летчик, дезертировавший на МиГе!». Но если оставить в стороне вымышленные истории, теперь, когда «железный занавес» давно пал, маловероятно, что мы когда-либо увидим дезертирство из какой-либо страны, подобное бегству Виктора Беленко.

Том Демерли — писатель, журналист, фотограф и редактор, автор статей, которые публикуются по всему миру на TheAviationist.com, TACAIRNET.com, журналах Outside, Business Insider, We Are The Mighty, The Dearborn Press & Guide, National «Интерес», российское государственное издание «Спутник» и многие другие издания.Демерли изучал журналистику в Колледже Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган. Том Демерли служил в разведывательном подразделении в составе армии США и Национальной гвардии Мичигана. Его военный опыт включает в себя то, что он с отличием окончил пехотную школу армии США в Ft. Беннинг, Джорджия (цикл C-6-1) и в качестве наблюдателя-разведчика в разведывательном подразделении роты «F», 425-го полка INF (рейнджеры/десантники), подразделение дальнего наблюдения (LRSU). Демерли — опытный парашютист, имеет продвинутые сертификаты подводного плавания с аквалангом, поднялся на самые высокие горы на трех континентах и ​​посетил все семь континентов, а также летал на нескольких типах легких самолетов.

Виктор Беленко — Academic Kids

Виктор Беленко — Academic Kids

От академических детей

В Википедии нет статьи с таким точным названием.
  • Если вы создали эту страницу за последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте очистить ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Viktor_belenko&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Математика )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.ком/энциклопедия/index.php/Динозавры )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Government )
    • Религия ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Религия )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.ком/энциклопедия/index.php/Спорт )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )

Информация

  • Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.PHP )
  • Свяжитесь с нами ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )

«Очень японское» устройство для демонтажа советского МиГ-25

6 сентября 1976 года в аэропорту Хокадоте на острове Хоккайдо, Япония, приземлился МиГ-25, самый совершенный советский истребитель того времени. Летчик Виктор Беленко появился, размахивая пистолетом в воздухе, и попросил убежища в США.Вашингтон незамедлительно одобрил просьбу Беленко о предоставлении убежища и попросил молодого дипломата Николаса Платта заняться его переводом. Вашингтон также хотел проанализировать МиГ-25. Платт и его коллеги из министерства иностранных дел Японии придумали план сообщить Советскому Союзу, что шасси МИГа повреждено. По их словам, самолет нужно было перевести на авиабазу Титосэ для разборки и отправки обратно в Россию. Авиабаза оказалась совместной с США. У.Персонал S. Air Force тщательно осмотрел и переупаковал части самолета, прежде чем отправить его обратно. Соединенные Штаты получили необходимые разведданные, и три страны избежали более серьезного дипломатического противостояния.

Николас Платт сделал блестящую карьеру на дипломатической службе США, завершив свою карьеру послом в Замбии, на Филиппинах и в Пакистане. Однако он, пожалуй, наиболее известен как эксперт по Китаю, и Ассоциация дипломатических исследований и обучения (ADST) гордится тем, что поддержала публикацию мемуаров Платта « China Boys: How U.S. Отношения с КНР начались и выросли (2009 г.). Интервью Платта с Дэвидом Ройтером началось 7 марта 2005 г.

Прочитайте полную устную историю Николаса Платта ЗДЕСЬ .

Выдержки:
«Советский летчик, размахивая пистолетом из кабины, попросил политическое убежище в США».

Начало кризиса МИГ-25: «Я оказался в эпицентре трехсторонней бури с участием Японии, Советского Союза и США.В День труда, 6 сентября 1976 года, в аэропорту Хакодате на Хоккайдо приземлился истребитель МИГ-25 «Фоксбат». Советский летчик, размахивая пистолетом из кабины, попросил политическое убежище в США. [Как] дежурный по посольству в тот день, я был вызван с кортов Токийского теннисного клуба на лужайке, чтобы разобраться с этим вопросом. Я также был оперативным офицером в Политическом отделе, ответственным за дипломатическое обращение с перебежчиками (в отличие от допроса их, задача для разведывательных служб), поэтому немедленно отправил в Государственный департамент запрос о статусе перебежчика для пилота, чье имя был Виктор Беленко.

«Никто в Альянсе НАТО не видел вблизи этого самого современного истребителя в советском арсенале».

Японское колебание:  «Японцы, смертельно напуганные Советами, хотели вернуть самолет в СССР, в то же время отпустив нас на пилотирование. Министерство юстиции заявило о своей юрисдикции в отношении этого дела, утверждая, что Беленко нарушил Национальный закон о мечах и огнестрельном оружии, когда размахивал пистолетом. Они утверждали, что у них нет сил удерживать самолет. Он служил только транспортным средством для нарушителя… Вашингтон был изумлен и взбешен. Самолет, на котором летел Беленко, был не мечом и не пистолетом, а одним из самых смертоносных видов оружия в мире. Нам нужно было долго и внимательно смотреть на Foxbat. Никто в Североатлантическом союзе не видел вблизи этого самого современного истребителя в советском арсенале».

«Японцы объяснили, что из-за отсутствия опыта для демонтажа самолета им придется нанять подрядчика, которым оказалась – сюрприз, сюрприз!С. ВВС»

Выход из кризиса: «В конце концов, под терпеливым и умелым подталкиванием г-на Сато [чиновника министерства иностранных дел Японии] была достигнута особая, очень японская договоренность. Министерство иностранных дел объяснило Советам, что шасси Foxbat было повреждено (неправда), что делает невозможным простое возвращение самолета на базу во Владивостоке, как они того требовали. Вместо этого самолет должен был быть перемещен на авиабазу Титосэ, которую U. С. эксплуатировался совместно с японцами и разбирался для отправки обратно в СССР. Далее японцы объяснили, что из-за отсутствия опыта для демонтажа самолета им придется нанять подрядчика, которым оказались — сюрприз, сюрприз! — ВВС США. На самом деле, на демонтаж ушёл целый месяц. Затем детали были помещены в красивые, сделанные на заказ деревянные ящики, словно упакованные в модном японском универмаге. Для удобства были установлены окна из плексигласа, чтобы было видно, что находится в каждой коробке (крылья, фюзеляж, двигатели и т.). Затем их погрузили на грузовое судно и отправили обратно в Советский Союз».

Набросал Нил Набар

Основные моменты содержания:

Образование

Гарвардский университет

    Магистр Высшей школы международных отношений Университета Джона Хопкинса                               1959

Поступил на дипломатическую службу

     Виндзор, Канада — вице-канцлер

Китай, Пекин, начальник политического раздела 1973-1974 гг.