Читать «Пилот МИГа — последний полет лейтенанта Беленко» — Бэррон Джон — Страница 24

Выступление матери Беленко, срочно доставленной с Кавказа в Москву, нарядно одетой, тщательно причесанной и, видимо, до мелочей проинструктированной, как себя вести, было тоже вполне на высоте — если учесть, что ей, собственно, нечего было сказать о человеке, которого в последний раз она видела двухлетним ребенком. Она не рыдала, как Людмила, хотя и обронила слезу и прикладывала к глазам белый платочек. Ее слова были обращены к матерям, в особенности к матерям советским:

— Мой сын Виктор всегда был патриотом. Как в семье, так и на службе он был предан долгу и прямодушен. Я уверена, что с ним произошло несчастье. И мне, как матери больно, что кто-то желает использовать беду моего сына в своих интересах, не допустить его возвращения на родину. Кто знает моего сына лучше матери? Поэтому я говорю, что мой Виктор честен перед родиной и мною.

Крылов закончил пресс-конференцию повторным обвинением коварных японцев в „произволе и беззаконии” и упреками в адрес президента Форда. Поведение Беленко в Японии свидетельствовало, утверждал Крылов, что его перелет был совершен непреднамеренно:

„Чем же еще можно объяснить его предупредительные выстрелы, когда неизвестные лица пытались подойти к самолету, и его протесты против фотографирования? Японские власти применили к Беленко силу. Он был в наручниках, на голову накинут какой-то мешок, его затолкнули под заднее сиденье машины, когда увозили… Совместное японо-американское похищение Беленко — это произвольные действия бездушных людей и грубое нарушение Хельсинкских соглашений, только недавно подписанных тем же президентом Фордом!”

Авторы сценария, разработанного для жены и матери Беленко, сделали в нем несколько ошибок. Людмила не пекла пирогов. Беленко не целовал жену и сына утром на прощанье, потому что уехал на базу, когда они еще спали. Он не мог обещать забрать ребенка из детсада, потому что независимо от времени окончания полетов, Шевцов запретил офицерам покидать базу до шести часов вечера.

Подобно многим летчикам-истребителям, Беленко действительно хотел бы стать испытателем самолетов. Однако и он, и все кругом знали, что без связей в Москве это желание неосуществимо, и никогда не обращался к командованию с такой просьбой.

Японское правительство так опровергло все советские обвинения в его адрес.

„СССР утверждает, что на голову Беленко был наброшен мешок. На самом деле он накрыл голову курткой, поскольку не хотел, чтобы его фотографировали”.

„СССР утверждает, что летчик был в наручниках, потому что на фотографии виден шнурок. В действительности же Беленко держал мешок со своими вещами, а шнурок на фотографии — ручка этого бумажного мешка”.

„СССР также заявил, что Беленко находился на расстоянии 25–30 метров от представителя советского посольства, явившегося на беседу с ним, и что японская полиция прерывала разговор. В действительности расстояние было 8 метров и беседу никто не прерывал”.

Заявление, написанное и подписанное лейтенантом Беленко, было передано летчиком японским властям в Хакодатэ, где он посадил свой МИГ. Оно было позже показано послу Дмитрию Полянскому, который отказался взять его.

В заявлении было сказано: „Настоящим подтверждаю, что я, Виктор Иванович Беленко, не желаю возвращаться в Советский Союз и надеюсь получить разрешение поселиться о Соединенных Штатах. Это решение принято мной добровольно и без всякого воздействия с чьей бы то ни было стороны. Виктор Беленко”.

Первого октября президент Форд принял Громыко и советского посла Анатолия Добрынина в Овальном кабинете Белого дома. Вопрос о Беленко не был включен в повестку дня и Форд удивился, когда Громыко поднял этот вопрос — заговорил о нем неожиданно, негодующим, почти враждебным тоном.

— Мы настаиваем на возвращении самолета — не потому, что боимся, как бы наши военные секреты не попали в чужие руки, а потому, что самолет украден. Беленко — вор, предатель, уголовный преступник, которого Соединенные Штаты обязаны выдать согласно международным, юридическим нормам. Как уголовный преступник, похитивший самолет, он не может претендовать на политическое убежище. Как международные правила, так и интересы советско-американских отношений требуют, чтобы Беленко был репатриирован а СССР и понес ответственность за свои преступления.

Президент Форд не сделал попытки скрыть, что он удивлен и рассержен. Полностью информированный о всех событиях, связанных с Беленко, он знал и о пресс-конференции в Москве три дня назад, где Беленко называли не иначе, как „настоящий человек”, „советский человек”, „патриот”, „один из лучших”, достойный всяческих похвал офицер, который, сбившись с курса, был похищен с чужого аэродрома, где вынужден был приземлиться. „Если даже он в чем-то виноват и ошибся, его простят”. Теперь же, и глазом не моргнув, Громыко утверждает, что этот человек — преступник, уголовный преступник, который не должен уйти от ответственности.

Ответ Форда был тверд и четок. Да, он знаком с этим человеком. Беленко — настоящий беженец, который имел основания просить и получать убежище в Соединенных Штатах. Америка с радостью предоставит ему возможность жить здесь сколь угодно долго. Поскольку это касается правительства Соединенных Штатов, вопрос решен окончательно и не может больше быть предметом обсуждения.

Глава шестая. В АМЕРИКЕ

Беленко все еще не догадывался о международной буре, которую он вызвал, и об усиливающихся советских попытках вернуть летчика и самолет.

Когда „Боинг-747” заходил на посадку в Лос-Анджелесе, Джим дал ему парик и темные очки, чтобы его впоследствии не могли узнать по фотоснимкам, которые могли быть сделаны в аэропорту. На летном поле они быстро сели в ожидавшую их машину Центрального разведывательного управления и в сопровождении полицейских на мотоциклах помчались ночными улицами к частному аэропорту, где их ожидал готовый взлететь маленький пассажирский самолет. Беленко влез в самолет и прежде всего стянул с головы парик и снял темные очки. Один из агентов ЦРУ, который впервые увидел Беленко в аэропорту Лос-Анджелеса, взволнованно воскликнул: „Эй, мы его потеряли! Куда он, к дьяволу, делся?!»

Это восклицание, которое Джим поспешил перевести на русский, вызвало всеобщий смех. Когда все расселись по местам, Беленко спросил, есть ли у его спутников какие-либо вопросы к нему. Один из американцев, видимо старший по чину, ответил так же, как Джим при вылете из Японии: „Отдыхайте, ни о чем не беспокойтесь. У нас будет достаточно времени для бесед. Вы сейчас устали”.

И правда, — он был истошен не только физически, его душевные силы были на пределе. Его восприятие окружающего, мысли и представления стали неясны и зыбки, точно он находился в каком-то странном мире, где-то между мечтой и реальностью.

Офицеров ЦРУ он представлял себе иными. В свои тридцать, сорок лет они были, как на подбор, сухощавы и выглядели абсолютно здоровыми. Все на них было новым, красивым и, казалось Беленко, дорогим. Несмотря на беспокойную свою службу, они были на вид доброжелательны и простодушны.

Ну, конечно, это не типичные агенты ЦРУ. Этих специально подобрали, — таких, чтобы с первого взгляда вызывали симпатию…

Самолет шел на Восток. Виктор заснул, а когда проснулся, ему предложили чаю. Один из спутников показал на море огней под крылом: „Это Чикаго”.

Они приземлились в вашингтонском аэропорту имени Далласа глубокой ночью. Лил сильный дождь. Около часа езды на машине — и они на месте. Фонари освещали внушительное здание из красного кирпича с высокими окнами, широкой двустворчатой парадной дверью и высокой верандой. Джим провел Виктора в спальню и посоветовал выспаться как следует. На потолке над кроватью виднелось что-то, что можно было принять за выходные жалюзи кондиционера или за пожарную сигнализацию. Беленко был уверен, что в потолке скрыта телекамера, но слишком устал, чтобы размышлять об этом.

Днем он внезапно проснулся. По комнате бесшумно двигался черный слуга средних лет. Он улыбнулся Виктору, сказал непонятную фразу по-английски. Он и поставил перед ним поднос с кофе и чаем и запиской по-русски: „Завтрак готов и ждет вас, когда бы вы ни пришли”.

Вляпавшийся в историю | Газета «Вести» онлайн

Удостоверение личности Виктора Ивановича Беленко

В нашей стране военный летчик Виктор Беленко, угнавший новейший сверхсекретный истребитель МиГ-25, был заочно осужден к высшей мере наказания за измену родине. В США же его сразу окружили вниманием, ему предоставили политическое убежище и гражданство: разрешение подписал лично президент Джимми Картер.

 Виктор Беленко с сыном

 

«ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК ПОСТУПАЮТ С ПРЕДАТЕЛЯМИ!»

Случаи, когда летчики угоняли самолеты из Советского Союза, пытаясь убежать на Запад, были и еще, но этот, произошедший 45 лет назад, в сентябре 1976 года, оказался исключительным. Поскольку то, что совершил 29-летний Виктор Беленко, действительно, нанесло достаточно серьезный ущерб обороноспособности страны, тем более в условиях «холодной войны».

…Ничто не предвещало подобного развития события. Ранним утром 6 сентября 1976 года пара истребителей-перехватчиков МиГ-25П из состава 530-го авиационного полка 11-й отдельной армии ПВО поднялась в воздух с аэродрома Чугуевка в Приморье. Это был обычный тренировочный вылет. Но уже через десять минут самолет ведомого, старшего лейтенанта Беленко, пропал с экранов радаров, а сам он перестал отвечать на запросы диспетчера. Как выяснилось потом, он намеренно отстал от головного истребителя, после чего резко ушел вниз и, ведя истребитель в нескольких десятках метров над водой, двинулся в сторону Японии.

«Весь его план был рассчитан на то, что как только он нарушит воздушную границу Японии, японцы сразу вышлют ему навстречу американские перехватчики, которые принудят его к посадке. Однако он несколько опасался того, что по нему могут открыть огонь, как это приказано делать советским войскам ПВО в случае нарушения воздушного пространства СССР», — говорилось впоследствии в книге американского писателя Джона Баррона, написанной вместе с Беленко.

Самолет, летевший фактически на бреющем полете, не могли обнаружить ни советские, ни японские радары. Он пересек границу, однако топливо у него кончалось, и он совершил посадку на ближайшем аэродроме Хакодате, расположенном на острове Хоккайдо. После чего предупредил по-английски сбежавшихся служащих аэродрома, чтобы они не приближались к самолету, поскольку он является собственностью Соединенных Штатов Америки. В баках самолета оставалось топлива лишь на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.

В 9.15 о перебежчике из СССР уже сообщало японское радио. Почти сразу после перелета на Хоккайдо Беленко попросил политического убежища в США. Разразился страшный международный скандал. Американцы торжествовали: такого военного трофея у них давно не был. В СССР пытались, что говорится, сделать хорошую мину при плохой игре, ибо удар по моральной репутации Советского Союза был нанесен весьма ощутимый.

Когда из страны бежали диссиденты (или их высылали), то объяснение было простым и понятным, оно устраивало широкие массы трудящихся: подобных изменников можно было представить психически неуравновешенными людьми, привлеченными соблазнами «загнивающего Запада». Но здесь было совсем другое дело: Беленко — рабоче-крестьянского происхождения, никогда не бывавший за границей, офицер, коммунист, «настоящий советский человек». Если нельзя доверять даже таким трижды проверенным людям, то кому же тогда можно доверять? А если удачный побег Беленко вызовет цепную реакцию? И для всего мира не очень хороший сигнал: мол, если на Запад бежит человек с такими по советским меркам безупречными качествами, то значит, в СССР, действительно, не все в порядке…

Появилось официальное заявление, что советский летчик сбился с курса и совершил вынужденную посадку на территории Японии, а там его незаконно удерживают от возвращения на родину.

Советское посольство в Токио добилось, чтобы его сотрудникам разрешили встретиться с Беленко. Тот сразу же заявил: «Помощи от представителей СССР мне не нужно. Все, что я совершил, — сделал совершенно осознанно». «Предатель! — услышал он в ответ. — Вы знаете, как поступают с предателями! Рано или поздно мы вас вернем! Мы найдем вас!».

В ПОРОЧАЩИХ СВЯЗЯХ НЕ ЗАМЕЧЕН?

В условиях гонки вооружений для американцев было гораздо важнее получить не очередной политический дивиденд, а прямую выгоду — новейший советский боевой самолет, в классификации НАТО получивший название «Летучая лисица». «Самолет-невидимка», призрак, который мечтали заполучить разведки всего мира. Японцы передали МиГ-25 американцам, а те его досконально изучили, чтобы понять все его слабые и сильные стороны.

Советскому Союзу пришлось потратить немало усилий, чтобы боевую машину вернули. Произошло это спустя два месяца – после многочисленных дипломатических нот, переговоров на уровне министров иностранных дел, визита специальной делегации с участием авиаконструкторов. Правда, самолет был возвращен в разобранном виде, и ни для кого не было секретом, что ее изучили до винтика…

Естественно, после случившегося ЧП соответствующие службы вели тщательное расследование, чтобы понять, что могло побудить Беленко совершить предательство. Был ли он один, или речь идет о тайной организации предателей, изменников родины, которые могут нанести еще больший вред обороноспособности СССР?

Из личного дела Виктора Беленко известно, что после окончания школы в маленьком сибирском городке он уехал в Омск, там поступил в техникум, а позднее получил направление в Армавирское военное авиационное училище. Окончив учебный курс в 1971 году, попал в Ставропольское высшее военное авиационное училище, где служил летчиком-инструктором. В 1975-м Беленко перевели в боевую часть. Так он оказался в 530-м истребительном авиаполку ПВО, дислоцировавшемся на Дальнем Востоке, и стал летать на самолете-перехватчике МиГ-25П.

Расследование показало, что у него были причины для недовольства своим положением. Сослуживцы рассказали, что Беленко очень переживал в связи с тем, что задерживалось присвоение ему очередного воинского звания «капитан». Кроме того, когда Беленко переводили в авиаполк, ему обещали, что он будет вскоре назначен начальником штаба эскадрильи, однако этого не произошло. Беленко считал себя обманутым и обойденным. В 1975 году он обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

Но во всем этом не было никакой политики. Следователи пришли к выводу, что Беленко совершил побег из материальных соображений. Мол, стал предателем за красивую жизнь за океаном, которую ему пообещали американцы.

Хотя внешне все было нормально. Беленко выглядел чуть ли не образцом советского офицера. В служебных характеристиках и аттестациях оценивался положительно, к служебным обязанностям относился добросовестно. Стал членом партии, его избирали в состав комсомольского и партийного бюро.

«Беленко не был замешан в каких-либо связях с диссидентами, никогда не выражал крамольных мыслей, — отмечал Джон Баррон. — Врачи, ежедневно проводившие медицинский осмотр пилотов, никогда не замечали у него психических или физических отклонений от нормы. Наоборот, он всегда славился отличным здоровьем, пил в меру, жил по средствам, не вступал ни в какие сомнительные связи, не изменял жене и имел по всем показателям репутацию честного, порядочного человека и образцового офицера. Инцидент с Беленко ошеломил всех, никто не мог поверить, что он добровольно совершил этот шаг».

Правда, как отмечал исследователь Валерий Меницкий, родные Беленко рассказывали, что тот после отъезда практически с ними не общался, поддерживал связь посредством очень редких писем, о подробностях своей жизни он не сообщал. Меницкий считает, что Беленко еще с молодых лет был завербован западными спецслужбами. Он заранее тщательно собирал «багаж» секретных данных, которые могли заинтересовать западные спецслужбы. Беленко, в отличие от многих других летчиков, тщательно разобрался во всей «начинке» МиГ-25.

СКОЛЬКО СТОИТ ИЗМЕНА?

Однако, если бы Беленко был, действительно, завербованным американским агентом, то в Штатах бы торжествовали, говоря о чрезвычайно успешно проведенной спецоперации. Но здесь этого не было: западные спецслужбы до сих пор отрицают, что работали с Беленко.

«Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают, на определенном этапе переросли у Беленко в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах «Красной Звезды», что он не висит на досках почета», — считает военный эксперт Виктор Баранец.

Сам Беленко впоследствии в своих интервью так рассказывал о мотивах своего бегства: мол, в те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у него были сомнения на этот счет.

«Я сказал себе: «Хорошо, раз в США так плохо, как же они отправили человека на Луну и обратно? Русские могли отправить людей на Луну только в один конец. Если в США настолько всё плохо, как у них выходит производить лучшие истребители в мире? Если США уже развалились, откуда у них столько нобелевских лауреатов, больше чем дало прогрессивное коммунистическое общество? Тогда я не мог задать эти вопросы кому-либо. Если бы я это сделал в то время, в конце 1960-х, я бы оказался в психиатрическом учреждении. Поэтому я сам сделал вывод, что Соединённые Штаты не так уж плохи»», — поведал Беленко.

В благодарность за совершенную государственную измену Беленко получил не только деньги, но и место работы. Перебежчик работал инженером по аэрокосмической технике и консультировал военно-воздушные силы США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне. В октябре 1980 года Конгресс США принял специальный закон «О предоставлении Виктору Ивановичу Беленко гражданства США».

Перебежчик выдал иностранцам много ценных сведений — информацию о советской системе опознавания «свой-чужой», применявшейся не только на самолетах, но и на кораблях. Пришлось срочно переделывать многие системы и приборы для «двадцать пятого», внедрять новую систему распознавания, дешифратор. Как охарактеризовал его один из офицеров разведки, который с ним работал, кроме предоставления американцам суперсовременного советского истребителя с массой секретного оборудования на борту, он сам по себе был «золотой жилой» технической, тактической и оперативной информации о советской авиации.

В СССР у Беленко остались мать, жена и маленький сын. Жена долгое время жила на Дальнем Востоке, потом переехала в Армавир. Но и после распада СССР Беленко так и не вышел на связь со своими близкими.

Всю жизнь на Западе он прожил в страхе и боялся мести, о чем есть немало свидетельств. Тем более что еще в 1983 году в советской прессе появилась заметка, что предатель-перебежчик погиб в авиакатастрофе в США. На самом деле он вполне успешно жил в Штатах: купил дом, женился. В 1980 году вместе с писателем Джоном Барроном он издал книгу «Пилот МиГа» (John Barron, «MIG Pilot»), на которой сумел еще и заработать.

Обложка книги Джона Барона «Пилот МиГа»

 

Как можно сегодня оценить поступок Виктора Беленко? Да, собственно говоря, точно так же, как и тогда, 45 лет назад: как тяжкое преступление, как государственную измену. Да, у Беленко, как и многих других советских граждан, были причины для недовольства коммунистическим режимом и правящей советской верхушкой. И они имели полное право на выражение своего недовольства. Даже «право на восстание против тирании и угнетения», зафиксированное в преамбуле ко Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году. Но то, что совершил Виктор Беленко, к бунту против «тоталитаризма» едва ли имеет какое-то отношение. Банальное предательство, которому нет срока давности.

«Что бы мы ни говорили о Беленко — это человек-тайна, — считает военный эксперт Владимир Баранец. — В историю он вляпался, а не вошел, мы его вспоминаем как мерзкую личность, как пример того, как можно нагадить на Отечество, на армию, на сослуживцев».

Летчик, угнавший секретный советский перехватчик

  • Стивен Даулинг
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, US Airforce/Wikimedia Commons

40 лет назад Виктор Беленко перегнал на Запад самолет-загадку — перехватчик МиГ-25. Обозреватель BBC Future рассказывает о последствиях этого захватывающего эпизода холодной войны для развития военной авиации.

6 сентября 1976 г. слой облачности над городом Хакодате, расположенном на северном японском острове Хоккайдо, пробил необычный самолет.

Большая двухдвигательная реактивная машина не походила на региональные пассажирские лайнеры, к виду которых привыкли жители города.

На сером фюзеляже красовались пятиконечные красные звезды. Никому на Западе еще не доводилось наблюдать подобный летательный аппарат.

  • Как не нужно сажать истребители
  • «Летающее крыло» нацистской Германии, опередившее свое время
  • Эрик Браун, самый невероятный летчик-испытатель Британии
  • Как британские пилоты помогли покорению звукового барьера
  • Что это, преодоление звукового барьера? Ответ неверный

Самолет зашел на посадку на местном аэродроме, но полоса оказалась для него слишком короткой. Выкатившись за ее торец, машина пропахала несколько десятков метров грунта, прежде чем остановиться у дальнего конца летного поля.

Летчик выбрался из кабины, достал табельный пистолет и сделал два предупредительных выстрела в воздух, отпугивая водителей на идущем вдоль аэродрома шоссе — те, бросив свои машины, уже вовсю фотографировали происходящее.

Прошло несколько минут, прежде чем к месту посадки прибыли представители аэропорта. И тогда 29-летний лейтенант Виктор Иванович Беленко объявил о своем намерении сдаться.

Побег Беленко из СССР был весьма необычным — он не попросил убежища в иностранном посольстве на родине и не сбежал с корабля при заходе в иностранный порт.

Самолет, на котором он пролетел свыше 600 км и который теперь стоял, зарывшись колесами в землю у ограды провинциального японского аэродрома, был перехватчиком МиГ-25 — на тот момент самой секретной советской боевой машиной.

Но все изменилось, когда Беленко перегнал его в Японию.

На Западе о существовании МиГ-25 впервые узнали приблизительно в 1970 г. Разведывательные спутники, наблюдавшие за советскими военными аэродромами, обнаружили новый тип самолета, внешне походившего на истребитель гигантских размеров.

Автор фото, Science Photo Library

Подпись к фото,

Бомбардировщик XB-70 был рассчитан на полет со скоростью, в три раза превышавшей скорость звука

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Западных военных экспертов особенно насторожила большая площадь крыла этого секретного объекта.

Для истребителя крыло большой площади весьма кстати — оно создает больше подъемной силы; кроме того, вес самолета распределяется по большей несущей поверхности, что делает машину более маневренной.

На основании анализа разведывательных снимков эксперты пришли к выводу, что новый советский самолет обладает высокой маневренностью, а также снабжен парой огромных двигателей.

Какова была его скорость? И могли ли существующие западные типы боевых самолетов сравниться с ним в скоростных показателях?

О новом самолете вскоре сообщили и с Ближнего Востока. В марте 1971 г. израильские радары засекли необычный объект, летевший со скоростью 3,2М — то есть более чем в три раза быстрее скорости звука — на высоте почти в 20 км.

Израильские военные и их американские консультанты никогда не видели ничего подобного. Когда через несколько дней самолет обнаружили снова, Израиль поднял на перехват истребители, но те оказались недостаточно скоростными, чтобы даже приблизиться к цели.

В ноябре того же года израильским ВВС все же удалось обнаружить таинственное воздушное судно в воздухе и обстрелять его ракетами на встречном курсе.

Правда, из-за значительной высоты полета цели ракеты пришлось пускать вверх. Атака провалилась: неопознанная цель пролетела мимо со скоростью почти в три раза больше скорости звука — так стремительно, что к моменту детонации ракет она была уже вне пределов досягаемости перехватчиков.

Пентагон проанализировал имеющуюся информацию и пришел к выводу, что имеет дело с серьезной проблемой.

Американские военные были уверены, что самолет, обнаруженный Израилем, имеет прямое отношение к машинам, которые засекли спутники-шпионы на советских аэродромах.

По всей видимости, у Москвы появился истребитель более скоростной и маневренный, чем любой из тех, что состояли на вооружении ВВС США.

Автор фото, US Navy

Подпись к фото,

В США полагали, что имеют дело с советским истребителем, способным обогнать любой из существовавших тогда американских военных самолетов

Это был классический пример неправильной трактовки разведданных, отмечает Стивен Тримбл — американский редактор британского авиационного портала Flightglobal: «Аналитики завысили возможности самолета, исходя исключительно из его внешнего вида — площади крыла и гигантских воздухозаборников. То, что самолет является очень скоростным, уже было известно из опыта, но при этом предполагалось, что он обладает и высокой маневренностью. Первое было правдой, а вот второе, как впоследствии выяснилось, — нет».

Самолеты, обнаруженные американскими разведывательными спутниками, и объект на израильских радарах представляли собой различные версии одного и того же МиГ-25, созданного в СССР в ответ на разработку нескольких типов американских самолетов в 1960-е гг., от истребителя F-108 до высотного разведчика SR-71 и гигантского бомбардировщика B-70.

Все эти американские машины объединяла одна общая черта: они развивали скорость, в три раза превышающую скорость звука.

В 1950-х гг. СССР в целом держался в русле общемирового прогресса в авиастроении. У Советского Союза были бомбардировщики, способные развивать скорость, сравнимую со скоростью американских бомбардировщиков B-52. Советские истребители, многие из которых были разработаны конструкторским бюро Микояна-Гуревича (МиГ), не уступали истребителям США в плане летных характеристик, хотя их радиолокационное и прочее электронное оборудование и оставалось относительно примитивным.

Однако для перехода от скорости 2М к 3М требовался значительный технологический прорыв. И советским конструкторам необходимо было решить эту задачу как можно скорее.

Работу поручили талантливому конструктору КБ МиГ Ростиславу Белякову. Для того чтобы развивать такую высокую скорость, истребителю необходимы были очень мощные двигатели.

Подходящая силовая установка уже существовала — турбореактивный Р-15 с тягой в 11 тонн, сконструированный в рамках работ по созданию высотной стратегической крылатой ракеты. Новому самолету требовались два таких двигателя.

Автор фото, US Navy

Подпись к фото,

По размерам МиГ-25 был сравним с британским бомбардировщиком Avro Lancaster времен Второй мировой

При таких высоких скоростях полета из-за трения обшивки самолета о воздух выделяется огромное количество тепла.

Американская компания Lockheed сделала планер своего разведывательного самолета SR-71 Blackbird из титана — материала, способного выдерживать высокие температуры.

Но титан весьма недешев и непрост в обработке. Поэтому в качестве материала для МиГ-25 выбрали сталь. Планер сваривали по частям, вручную.

Лишь находясь рядом с МиГ-25 — несколько списанных экземпляров доживают свой век в российских военных музеях — можно в полной мере оценить масштаб работ, стоявший перед советской авиаотраслью. Это гигантский самолет.

Его длина составляет 19,5 м — немногим меньше, чем длина британского бомбардировщика Lancaster времен Второй мировой войны. Такой гигантский планер был необходим для того, чтобы вместить двигатели и огромный запас топлива для них. МиГ-25 нес на борту примерно 13 600 кг топлива, отмечает Тримбл.

Именно из-за тяжелого стального планера МиГ-25 требовалось крыло такой большой площади — не для того, чтобы «перекручивать» истребители США в ближнем маневренном воздушном бою, а просто для того, чтобы машина могла держаться в воздухе.

После взлета МиГ-25 разгонялся до скорости 2,5М; на цель его наводили наземные радары. При сближении с целью на расстояние в 80 км самолет задействовал бортовой радар и атаковал нарушителя воздушного пространства при помощи гигантских шестиметровых ракет «воздух-воздух».

В качестве противовеса американскому самолету-шпиону Blackbird была создана также разведывательная версия МиГ-25, вместо вооружения и радиолокационного прицельного комплекса снабженная камерами и другим специальным оборудованием.

Этот облегченный вариант мог развивать скорость в 3,2М. Именно такой самолет засекли в Израиле в 1971 г.

Но в начале 1970-х американское военное руководство ничего не знало о возможностях МиГ-25, которому было присвоено кодовое название Foxbat по классификации НАТО.

О нем было известно лишь по нечетким снимкам из космоса и по засветкам на израильских радарах. Казалось, что самолет так и останется таинственной угрозой — если только не удастся заполучить экземпляр для изучения.

Проще говоря, если какой-нибудь советский военный летчик не попытается сбежать, прихватив с собой боевую машину.

На первый взгляд, Виктор Беленко был образцовым советским гражданином. Он был летчиком-истребителем — а этот статус давал обладателю определенные блага по сравнению с среднестатистическим жителем СССР.

Автор фото, CIA Museum

Подпись к фото,

Военный билет Беленко выставлен в Музее ЦРУ в Вашингтоне

Но Беленко разочаровался в советской действительности. В личной жизни тоже наметились проблемы: у него были жена и ребенок, но брак находился на грани развала.

Беленко начал сомневаться в преимуществах советского образа жизни и в том, что США действительно являлись олицетворением зла, как утверждали власти страны. «В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, — вспоминал он в интервью в 1996 г. — Но у меня были сомнения на этот счет».

Беленко понимал, что новый боевой самолет, на котором он в то время тренировался летать, может стать его счастливым билетом.

Его часть базировалась на аэродроме Чугуевка в Приморье, неподалеку от Владивостока. От Японии базу отделяло всего 600 с небольшим километров.

МиГ-25 был скоростным и высотным самолетом, но из-за прожорливости двигателей дальность его полета была невелика — добраться до ближайшей авиабазы США не представлялось возможным.

6 сентября 1976 г. Беленко с напарником вылетели для выполнения тренировочного управления. Оба самолета не были вооружены. Беленко уже составил примерный маршрут побега. Его МиГ был заправлен под завязку.

Беленко оторвался от напарника, снизился и направил самолет к берегам Японии.

Он шел на предельно малой высоте над морем — около 30 м — для того, чтобы на первом этапе полета его не засекли ни советские, ни японские радары.

Когда самолет достаточно углубился в японское воздушное пространство, Беленко набрал высоту 6000 м.

Захваченные врасплох японские авиадиспетчеры попытались установить с ним контакт, но радиостанция Беленко была настроена не на ту частоту.

По тревоге поднялись японские истребители, но к тому моменту Беленко снова снизился, пробив толстый слой облачности, и исчез с экранов радаров.

Беленко летел по памяти, ориентируясь на карты, которые изучал перед вылетом. В его первоначальные планы входила посадка на авиабазе Читосе, но топливо заканчивалось, и летчик принял решение приземлиться на первом подвернувшемся аэродроме. Им оказался Хакодате.

Японцы поняли, что происходит, только после посадки МиГ-25.

Японской стороне неожиданно пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком в комплекте со сверхсекретной боевой машиной. Аэропорт Хакодате наводнили представители разведывательных служб. ЦРУ не могло поверить такому везению.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

МиГ-25 привел США к созданию американского истребителя F-15, который до сих пор находится на вооружении ВВС этой страны

МиГ-25 доставили на ближайшую авиабазу.

«Самолет разобрали и в течение нескольких недель тщательнейшим образом изучали, чтобы получить представление о его технических характеристиках», — говорит Тримбл.

Как оказалось, СССР создал вовсе не суперистребитель, появления которого так опасался Пентагон, отмечает Роджер Коннор, куратор Смитсоновского музея авиации и космонавтики. МиГ-25 разрабатывался под очень узкие, специфические задачи.

«Нельзя сказать, чтобы МиГ-25 оказался очень удачной боевой машиной, — говорит Коннор. — Он был слишком дорогим, неповоротливым и не слишком эффективным в бою».

Были и другие проблемы. При полете со скоростью М3 двигатели подвергаются воздействию скоростного напора набегающего воздушного потока.

На Lockheed SR-71 эту проблему решили, установив на воздухозаборниках конические обтекатели, замедлявшие набегающий поток во избежание повреждения двигателей. Истекающей из двигателей реактивной струе придавалось дополнительное ускорение для создания повышенной тяги.

Принцип работы турбореактивных двигателей МиГ-25 заключался в засасывании воздуха в камеры сгорания. На скоростях свыше 3200 км/ч этот принцип переставал работать — напор воздуха мог нарушить корректную работу топливных насосов, в результате чего в двигатель поступало избыточное количество топлива.

А компрессоры в свою очередь выходили на такую мощность, что начинали засасывать компоненты двигателя: самолет начинал поедать сам себя.

Летчикам МиГ-25 запрещалось превышать скорость в 2,8М. У того самолета, который в 1971 г. засекли в Израиле летящим со скоростью 3,2М, двигатели фактически разрушали сами себя, и летчику повезло, что он успел вернуться на базу.

Призрачная угроза МиГ-25 побудила США к созданию нового боевого самолета — высокоскоростного и высокоманевренного истребителя F-15 Eagle. Сейчас, 40 лет спустя, F-15 по-прежнему несет службу в американских ВВС.

Угроза МиГ-25, по поводу которой так переживал Запад, оказалась по большей части фикцией.

Бортовой радар советского перехватчика был основан на технологии, на много лет отставшей от американской: вместо транзисторов в нем использовались вакуумные трубки (впрочем, благодаря этому радар оказывался неуязвим к электромагнитным помехам в случае ядерного взрыва).

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Из-за опасения встретиться с МиГ-25 американские самолеты-шпионы SR-71 Blackbird в течение нескольких лет не летали над территорией СССР

Гигантский расход топлива серьезно ограничивал дальность полета. Единственное, на что был способен МиГ-25, — это быстрый разгон после взлета и очень быстрый полет по прямой для перехвата самолета-нарушителя или в разведывательных целях. И всё.

Частично собранный самолет Беленко погрузили на судно и отправили назад в СССР. Япония выставила Москве счет на 40 000 долларов за перевозку машины и за ущерб, нанесенный аэродрому Хакодате в результате выкатывания МиГ-25 за пределы полосы.

Вскоре стало ясно, что МиГ-25 неспособен перехватить американский самолет-шпион SR-71 — одну из боевых машин, для борьбы с которой он и был предназначен.

«Существенная разница между МиГ-25 и SR-71 заключается в том, что последний, помимо высокой скорости полета, обладает и большой дальностью — его можно сравнить с марафонцем, — говорит Коннор. — А МиГ-25 — спринтер, наподобие Усэйна Болта. Только этот «Болт» еще и бегает медленнее марафонца».

Несмотря на это, СССР построил свыше 1200 единиц МиГ-25. Foxbat пользовался популярностью у стран, которым оказывала поддержку Москва — в эксплуатации второго по скорости полета военного самолета на планете имелась определенная пропагандистская ценность.

По некоторой информации, эти самолеты до сих пор стоят на вооружении ВВС Алжира и Сирии.

Индия в течение 25 лет успешно эксплуатировала МиГ-25 в разведывательном варианте и отказалась от использования данного типа лишь в 2006-м в связи с нехваткой запасных частей.

Самым большим козырем МиГ-25 до определенного момента был страх, внушаемый противнику самим фактом его существования, говорит Тримбл: «До 1976 г. США не знали, что этот самолет не способен перехватить SR-71, и все это время не рисковали залетать в советское воздушное пространство».

Автор фото, US Department of Defense

Подпись к фото,

МиГ-31 по сути является усовершенствованной версией МиГ-25

Беленко в СССР не вернулся. Ему позволили перебраться в США; президент Джимми Картер лично утвердил выдачу перебежчику американского гражданства.

Впоследствии Беленко стал авиаинженером и консультантом ВВС США.

Военный билет Беленко и записи, сделанные им на наколенном планшете во время перелета над Японским морем, сейчас выставлены в Музее ЦРУ в Вашингтоне.

Недостатки МиГ-25, а также поступление на вооружение ВВС США истребителей F-15, подтолкнули советских авиаконструкторов к созданию новых типов боевых самолетов.

По словам Тримбла, в конечном счете это привело КБ Сухого — конкурента МиГ — к созданию семейства истребителей Су-27, которое сейчас представлено большим количеством модификаций.

Именно такого истребителя — скоростного и маневренного — опасался Пентагон в начале 1970-х. Последние варианты семейства Су-27, по мнению Тримбла, возможно, являются самыми лучшими из существующих боевых машин в своем классе.

История МиГ-25 на этом не закончилась. Его технологически более совершенный вариант МиГ-31 оснащен современной авионикой, мощным радаром и более экономичными двигателями.

«В МиГ-31 воплотились все идеи, изначально планировавшиеся для реализации на МиГ-25», — говорит Тримбл.

МиГ-31 поступил на вооружение через несколько лет после окончания холодной войны; сотни экземпляров этого типа продолжают нести службу вдоль российских границ.

У западных экспертов достаточно возможностей наблюдать за МиГ-31 на авиационных шоу, но его «начинка» по-прежнему — военная тайна.

Ведь до сих пор ни один российский летчик не решил угнать этот самолет на Запад.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Дезертирство Виктора Беленко, пилота, угнавшего сверхсекретный советский истребитель МиГ-25

Поделиться этой статьей


31) он был единственным самолетом, способным перехватывать стратегический разведчик Lockheed SR-71A

6 сентября 1976 г. лейтенант Виктор Беленко, пилот части ПВО, базировавшейся на авиабазе Чугуевка севернее Владивостока (некоторые источники сообщают авиабазу Сахаровка) не вернулся из боевого вылета. Его начальство вряд ли было бы слишком расстроено, если бы он упал в Японское море; как бы то ни было, известие о том, что Беленко приземлился в международном аэропорту Хакодате, стало сильным шоком.

Как поясняет Ефим Гордон в своей книге МиГ-25 «Foxbat» МиГ-31 «Foxhound»: линия обороны России, вероятно, никогда не будет известно, связывался ли Беленко с военной разведкой США самостоятельно или был ими нанят ( есть даже теория, что «В Беленко» было просто прикрытием для обученного агента, которому было поручено украсть новейшую советскую военную технику, оттенки Клинта Иствуда в Firefox). Следователи выяснили, что дезертирство не было импульсивным действием недовольного офицера — Беленко ждали в Японии и готовились к бегству. Он помчался в Японию в самый первый раз, когда у него была полная заправка, взяв с собой секретные технические руководства. (Взять руководства в боевой вылет было категорически запрещено.)

Никто на базе не подозревал о дезертирстве. Профиль миссии включал полет на малых высотах, во время которого самолет не мог быть обнаружен наземным радаром. Только после того, как Беленко не вернулся в запланированное время, АТС начала вызывать его по рации, и были отправлены истребители, чтобы попытаться найти место крушения. Сообщение от пограничников о том, что самолет пересек государственную границу и направляется в Японию, пришло слишком поздно: Беленко уже приближался к воздушному пространству Японии, а его эскортировали истребители Воздушных сил самообороны.

Навигационное оборудование МиГ-25П не могло точно направлять самолет при длительном полете на бреющем полете без наличия маяков РСБН ШОРАН (а их, конечно, не было). Радиокомпас мог бы помочь, но опять же пилот должен был знать частоту маркерного маяка в Хакодате, чего не знал персонал в Чугуевке. Как бы то ни было, Беленко так нервничал, что недооценил свою посадку и совершил пролет, повредив шасси и сделав самолет непригодным к полетам. Беленко сделал заявление для прессы и попросил политического убежища в США. Для осмотра самолета из США прибыла большая группа специалистов, но на некоторых этапах работ также принимали участие японские инженеры.

Военное удостоверение бывшего советского летчика Виктора Беленко, Музей ЦРУ

Советское правительство оказало давление на Японию, требуя немедленной доставки похищенного «Foxbat». Поскольку юридических причин не делать этого не было, МиГ-25 был возвращен в разобранном и упакованном виде. Японцы сделали это намеренно, чтобы скрыть «операцию», которую они и специалисты американской разведки предприняли на МиГе.

Когда в Японию прибыла советская делегация во главе с генералом Дворниковым, японские официальные лица пошли на проволочки и бюрократические проволочки. Когда ящики с деталями самолета были доставлены на пристань для погрузки на советское грузовое судно, советские представители потребовали вскрыть ящики для проверки, чтобы убедиться, что ничего не пропало. Японцы намеренно дали им всего несколько часов, надеясь, что «русские» не успеют вовремя все проверить и переупаковать ящики, — но их ждало разочарование.

Советские эксперты быстро выяснили, как много на самом деле известно Западу. Когда МиГ-25 был возвращен в СССР, было установлено, что американцы запустили двигатели и измерили инфракрасную сигнатуру самолета, а также провели подробный анализ систем и авионики, включая радар, и конструкционных материалов. Не умея обращаться с аппаратурой, американцы повредили часть ее и вынуждены были произвести срочный ремонт (в комплекте РЛС были обнаружены чужие предохранители и резисторы).

Инцидент взбудоражил мировую прессу историями о МиГ-25. Авиажурналисты высмеяли конструкцию, назвав ее «грубой» и «инженерной археологией», но признали, что стальной каркас хорошо работает при высоких температурах и может быть легко построен и отремонтирован, не требуя особых навыков от ремонтного персонала. Элементы РЛС были признаны устаревшими; тем не менее, радар произвел впечатление на Запад тем, что имел два диапазона волн, что делало его практически защищенным от помех — чего в то время не было в американских радарах. Фактически США заявили, что «МиГ-25 — единственный самолет, который напугал весь мир». Министр обороны США Шлезингер заявил, что новый советский перехватчик был достаточно мощным оружием, чтобы внести радикальные изменения в системы и стратегии западных вооружений.

Шок, который испытали советское руководство, Министерство обороны и некоторые другие министерства, не поддается описанию. Запад завладел самым секретным самолетом СССР! Хуже того, заявления Беленко, опубликованные в мировой прессе, дали понять, что западные спецслужбы располагали предварительной информацией о новейшем двухместном МиГ-25МП («Изделие83»). Потенциальный противник теперь имел возможность разработать противодействие и в короткие сроки в значительной степени нейтрализовать МиГ-25.

Это вынудило Советское правительство, Министерство обороны и Министерство авиапрома к решительным действиям, которые впоследствии оказались правильными. Жесткая и четкая линия командования в советской системе заставила конструкторские бюро и оборонную промышленность напряженно работать, и значительно улучшенный МиГ-25ПД был запущен в производство всего через два с половиной года после скандального дезертирства.

МиГ-25 имел особое значение для советской ПВО, поскольку (до принятия на вооружение МиГ-31) он был единственным самолетом, способным перехватывать стратегические разведывательные самолеты Lockheed SR-71A, курсировавшие над Баренцевым морем и особенно над Балтика (хотя в автобиографии Беленко утверждает, что SR-71 летали у берегов России, «дразня и играя с МиГ-25, посланными им на перехват, поднявшись на высоты, недоступные советским самолетам, и неторопливо кружась над ними, или мчаться со скоростью, с которой русские не могли сравниться»). Когда Польша пережила волнения в начале 1980-х Запад опасался возможного советского вторжения. Данных со спутников наблюдения за советскими войсками, дислоцированными у западных границ, американцам, по-видимому, оказалось недостаточно, и SR-71 начали боевые вылеты над Балтийским морем. МиГ-25ПД и ПДС, дислоцированные в этом районе, приняли на себя основную тяжесть борьбы с этими шпионами.

Бегство Беленко имело положительный эффект (помимо уже упомянутого долгосрочного) — позволило экспортировать новое оружие. Первые экспортные МиГ-25 были поставлены в 1919 г.79. Экспортные версии перехватчика и разведывательно-ударного самолета с несколько пониженной оценкой были приобретены Алжиром, Болгарией, Индией, Ираком, Ливией и Сирией. Это был нетрадиционный способ выхода на зарубежный рынок – чтобы запустить экспорт, нужно было угнать самолет!

Фото: Дмитрий Пичугин и Леонид Фаерберг (transport-photo.com) через Википедию и ЦРУ


Поделиться этой статьей0001

Лейтенант Виктор Иванович Беленко проснулся рано утром, как он делал это каждый день в течение последних четырех недель, чтобы наблюдать за приближающимся рассветом и высматривать признаки, которые могли бы указать, как будет проходить день. Погода была великолепная, и с того момента, как он увидел огненный диск восходящего солнца, Беленко был уверен, что это будет день.

Будучи летчиком 513-го истребительного авиаполка 11-й воздушной армии Войск ПВО СССР, Беленко совершил бесчисленное количество боевых вылетов и слишком долго жил на грани смерти, чтобы бояться летать. Но сегодня было иначе. Беленко почувствовал, как у него напряглись мышцы рук, ног и живота в предвкушении предстоящей миссии. Беленко подсчитал, что через шесть часов двадцатидевятилетний пилот узнает, умрет он или возродится в новом мире.

МиГ-25ПУ ВВС России. Фото: Леонид Фаерберг/Wikimedia Commons

После непродолжительной тренировки во дворе многоквартирных домов для офицеров на авиабазе Чугуевка в Приморском крае Беленко прослушал инструктаж офицеров, подробно изучающих планы полетов на этот день. Самолеты эскадрильи должны были лететь на восток над морем, где корабли ВМФ запускали беспилотники-мишени, по которым самолеты стреляли ракетами. Затем эскадрилья Беленко отправлялась в другие районы учений, отрабатывала подходы к перехвату, а затем, полагаясь исключительно на приборы, возвращалась на базу и приземлялась. Беленко сидел неподвижно, изображая внимание, пока его мысли метались, обдумывая свой личный план полета. Он рассчитал время, расстояние, скорость, расход топлива, курсы, точки вероятного перехвата, маневры уклонения, обманы и все чрезвычайные ситуации, которые только мог себе представить.

После инструктажа Беленко прошел плановый медицинский осмотр, во время которого врач измерил температуру, пульс и кровяное давление пилота. Беленко беспокоился, не выдаст ли его тело. Давление у него было высокое, но Беленко приготовил объяснение: «Сегодня утром, когда я увидел солнце, я вышел и пробежал, как олень, более шести километров. Я, наверное, еще немного запыхался.

Доктор кивнул, и Беленко присоединился к другим пилотам, ожидающим прыжка на борт одного из самых мощных истребителей в мире.

Военный билет Виктора Беленко. Фото: ЦРУ/Викисклад

МиГ-25 был новейшим советским самолетом и хранился в строжайшем секрете. Он был построен в ответ на ряд самолетов, принятых на вооружение США, от истребителя F-108 до SR-71 «Blackbird» и массивного бомбардировщика B-70. При весе в двадцать девять тонн этот двуххвостый самолет со стреловидными крыльями и длинным носом, похожим на ракету, приводился в движение двумя мощными двигателями, каждый из которых развивает тягу в 11 тонн, достаточную для трехкратного преодоления звукового барьера. Его радары были настолько мощными, что могли убить кролика с расстояния в тысячу метров. В 1967, МиГ-25 установил мировой рекорд, разогнавшись до 2981 километра в час, а в 1973 году он побил рекорды высоты, поднявшись на высоту 118 900 футов. Воздух наверху был настолько разрежен, что пламя двигателя погасло.

МиГ-25 был изготовлен из сплава, содержащего восемьдесят процентов никеля и стали, в отличие от титана, из которого был сделан Lockheed SR-71 Blackbird, потому что титан был дорог, а сталь дешева и в изобилии. Со сталью также было легче работать, и ее можно было сваривать вручную. Обратной стороной использования такого количества стали было увеличение веса, которое приходилось компенсировать огромными крыльями. Большой размах крыла МиГ-25 был ошибочно истолкован американской разведкой как показатель сверхманевренности, другими словами, грозного воздушного истребителя. На самом деле они просто предназначались для удержания его тяжелого планера в воздухе. На самом деле многие возможности МиГ-25 были неизвестны, и это сделало его одним из самых страшных самолетов на Западе. Советы были настолько скрытными, что каждый МиГ-25 был оснащен кнопкой самоуничтожения. Пилоты были проинструктированы, что если они будут вынуждены приземлиться или должны будут катапультироваться из самолета за пределами Советского Союза, они должны нажать кнопку, прежде чем покинуть кабину.

Это был самолет, который Виктор Беленко планировал угнать 6 сентября 1976 года, чтобы бежать на Запад.

Наколенник Виктора Беленко с полетными данными и военным удостоверением личности. Фото: ЦРУ/Викисклад

Беленко поднялся по четырнадцатифутовой металлической лестнице и устроился в зеленой кабине. Ровно в 12:50 он отпустил тормоза, удерживающие самолет, и через несколько секунд взмыл в воздух. Чтобы сэкономить топливо, необходимое для 400-мильного путешествия в Японию, Беленко преждевременно выключил форсажные камеры. Он также поднимался медленнее, чем обычно, и ему потребовалось пять минут, чтобы подняться на высоту 24 000 футов вместо обычных четырех. Полетев некоторое время в строю, Беленко оторвался и позволил самолету скользить вниз, надеясь, что снижение будет настолько постепенным, что диспетчеры радаров сразу этого не заметят. В 19На высоте 1000 футов Беленко внезапно перевел ручку управления вперед и погрузил МиГ в мощное пикирование ко дну долины, после чего выровнялся на высоте 100 футов. Беленко прогремел по долине и через две минуты пронесся над Японским морем. Он нажал кнопку, которая запустила непрерывную передачу маяка, используемого только в экстренных случаях, и через сорок секунд выключила сигнал. Любой, кто слушал сигнал бедствия, предположил бы, что Беленко разбился. Одновременно он выключил свой радар и все другое оборудование, включая радио, чьи электронные излучения можно было отследить.

Чтобы избежать обнаружения советскими радарами, Беленко пришлось лететь низко. Дважды ему пришлось свернуть, чтобы не задеть рыболовецкие суда. Только когда он заметил, что волны также становятся выше, он поднялся на 150 футов. Но на такой малой высоте двигатель потреблял топливо с угрожающей скоростью, и Беленко боялся, что никогда не доберется до авиабазы ​​Хоккайдо в Японии. Рискуя быть обнаруженным, Беленко был вынужден подняться в облака.

После 30 минут полета Беленко понял, что приближается к воздушному пространству Японии, и приглушил двигатели, чтобы показать отсутствие враждебных намерений и облегчить перехват. Беленко надеялся, что его перехватят японские истребители «Фантом» и сопроводят на безопасную посадочную площадку. Японцы уже заметили самолет Беленко на экране своего радара как небольшую вспышку, но «Фантомы» и МиГи, поднявшиеся на его перехват в небе, не смогли обнаружить вторгшийся самолет среди облаков. В конце концов Беленко понял, что ему придется приземлиться самостоятельно, и начал искать возможное место для приземления, например, участок равнины или шоссе. Когда топливо было на исходе, Беленко сделал рывок к земле, и как только облака рассеялись, Беленко увидел впереди аэродром. Беленко подошел слишком быстро, и, несмотря на раскрытие тормозных парашютов, МиГ пролетел мимо взлетно-посадочной полосы, сбил несколько антенн и остановился с поломанным шасси.

Когда известие о дезертирстве Виктора Беленко достигло Советского Союза, посольство СССР в Токио объявило, что Советский Союз обладает «неприкосновенным правом на защиту своих военных секретов», и, таким образом, секретный военный самолет и Беленко будут возвращены им. Многие россияне пытались попасть в самолет, но японские власти их прогнали.

МиГ-25 Виктор Беленко дезертировал в аэропорту Хакодате.

ЦРУ не могло поверить своему счастью. После долгих лет разглядывания расплывчатых спутниковых фотографий здесь был почти нетронутый МиГ-25 с полезным техническим справочником, который тайно пронес Беленко. Вскоре самолет был разобран и тщательно осмотрен. Американцы узнали, что Советы построили не суперистребитель, которого опасался Пентагон, а негибкий самолет, полный недостатков.

Несмотря на то, что технически МиГ-25 мог летать со скоростью 3 Маха, такие высокие скорости оказывали огромное давление на двигатели и сам планер. Полет на скорости 3 Маха более нескольких минут приведет к разрушению двигателей. Пилотов МиГ-25 предупредили, чтобы они никогда не превышали 2,8 Маха. Самолет также имел низкое максимальное ускорение 2,2 g с полными топливными баками при абсолютном пределе 4,5 g. Один МиГ-25 непреднамеренно потянул 11,5 g во время тренировки воздушного боя на малой высоте, и планер потерял форму. Его огромные двигатели потребляли столько топлива, что боевая дальность полета самолета была до смешного мала — всего 29 км.9 километров. Даже на дозвуковых скоростях его дальность полета была слишком мала, чтобы быть эффективным боевым самолетом. Бортовая электроника была основана на ламповой технологии, представляющей собой устаревшую технологию.

Когда американцы узнали все, что можно было знать об этом самолете, японцы упаковали разобранный МиГ-25 в 30 деревянных ящиков и отправили обратно в Советский Союз. Они также взимали с Союза 40 000 долларов за доставку, которые Советы так и не заплатили.

Дезертирство Виктора Беленко и компрометация МиГ-25 побудили Советы разработать новый сверхзвуковой самолет-перехватчик МиГ-31, который продолжает эксплуатироваться ВВС России и ВВС Казахстана. Но на этом история МиГ-25 не закончилась. Несмотря на его недостатки, Советы построили более тысячи МиГ-25. Алжир и Сирия до сих пор летают на них, а Индия добилась больших успехов во время Каргильской войны, до того как самолет был списан в 2006 году.0003

Тем временем Виктора Беленко тепло встретили в Америке. Как и многие посетители из Советского Союза до него, Беленко был ошеломлен своим первым посещением американского супермаркета. Беленко, который был знаком только с советскими мясными рынками с запахом порчи, немытыми урнами и прилавками, гниющими, неубранными остатками еды, был удивлен тем, насколько все чисто, организованно и обильно. Он был убежден, что ЦРУ устроило для него шоу.

«Если бы это был настоящий магазин, женщина менее чем за час могла бы купить в одном только этом месте достаточно еды, чтобы прокормить всю семью на две недели. Но где люди, толпы, очереди? — спросил Беленко.

«Здесь было около 300 костюмов, спортивные куртки, пальто, плащи, открыто висевшие на вешалках, груды брюк и рубашек, открыто лежавшие на прилавках, галстуки в пределах досягаемости любого проходящего; даже обувь была на виду — и все это охранялось всего несколькими приказчиками, — заметил Беленко.

Виктор Беленко в конце концов стал гражданином США в 1980 году. Он женился на учительнице музыки из Северной Дакоты Корал и стал отцом двух сыновей. Сообщается, что он работает аэрокосмическим инженером.

Ссылки:
# Джон Бэррон, Пилот МиГа: Последний побег лейтенанта Беленко
# Стивен Даулинг, Пилот, укравший секретный советский истребитель, BBC ‘ – Журнал «Солдат удачи»

Поделиться этой статьей

Сьюзен Кац Китинг

Оглядываясь назад, кажется уместным, что я встретил Виктора Беленко в Рино. Он был игроком, болтающимся в игорном городке, в окружении пилотов на их быстроходных самолетах, бешено носившихся вокруг пилонов. Я был там много лет назад в поисках историй, которые можно было бы найти на ежегодных гонках Reno Air Races. В то время как эскадрильи старых бипланов, Т-6, Р-51 и других жужжали вдоль линии полета, я прошел за угол позади ангара и внезапно остановился как вкопанный. Передо мной сидел легендарный пилот советского МиГа Виктор Беленко.

— Привет, — сказал он из-за стола, заваленного книгами о его похождениях. — Хочешь автограф?

Я сел поболтать.

Пока мы говорили о самолетах и ​​авиационных шалостях, наш разговор зашел о самом Беленко. Он заверил меня, что его дерзкий побег из Советского Союза во времена холодной войны был таким драматичным, как я слышал. Он не мог сказать этого сейчас. В наши дни о нем помнит меньше людей, не говоря уже о подробностях его дикого бегства на свободу.

Побег через Foxbat

Беленко был уважаемым пилотом советских войск ПВО. Но к 1976 году он хотел покинуть Советский Союз. В то время он базировался под Владивостоком, в составе 513-го истребительного авиационного полка 11-й воздушной армии. Часть находилась на авиабазе Чугуевка. Стоит отметить, что Советские Войска ПВО были отдельным воздушным подразделением от советских ВВС, и что их члены были элитной и надежной группой. Таким образом, Беленко тоже можно было бы доверять. Настолько, что когда в то утро, когда он планировал сбежать, у него поднялось кровяное давление, летный хирург поверил Беленко, когда тот сказал, что ничего не нервничает, и что его давление поднялось из-за того, что он тренировался.

Лейтенант Виктор Иванович Беленко в то время учился управлять новым сверхзвуковым реактивным перехватчиком Микояна-Гуревича МиГ-25. Западные аналитики еще не исследовали настоящий «Foxbat» и считали его весьма реальной угрозой для самолетов НАТО. Министр ВВС Роберт Симанс сказал, что МиГ-25 был «вероятно, лучшим перехватчиком, производимым сегодня в мире».

29-летний Беленко правильно предположил, что Соединенные Штаты захотят получить Foxbat.

Беленко планировал доставить его лично в обмен на убежище. Однако самолет был ненасытным потребителем топлива и не долетал из Чугуевки до американской или канадской авиабазы. Однако теоретически он может достичь базы поддержки в Японии. Может быть.

Свой побег Беленко назначил на 6 сентября 1976 года, когда будет хорошая погода.

«Если бы погода сохранялась, его шансы достичь цели были бы настолько высоки, насколько он мог ожидать», — написал Джон Бэррон в своей книге о Беленко, 9 лет.0006 МиГ Пилот.  

Миссия содержала дополнительные элементы, сказал мне Беленко. В тот день эскадрилья запустит ракеты; так же поступила бы и группа МиГ-23 с других баз. Они запросто могли его сбить. Еще одним фактором, который следует учитывать, было то, что вокруг Японии начали сгущаться облака.

Побег был бы авантюрой, но Беленко пошел на это.

«Почему бы и нет», — сказал он мне с ухмылкой. — Так или иначе, это был мой счастливый день. Он рассмеялся, чтобы убедиться, что я понял, какой удачи он ожидает. «Хороший. Плохо. Все это часть картины удачи».

В день прорыва Беленко забрался в кабину. Он активировал различные переключатели, но не переключатель радара. На земле импульсы радара были настолько мощными, что могли убить кроликов в соседнем поле, сказал мне Беленко.

Он отправился в прекрасный безоблачный день. Он встал в строй со своей эскадрильей. Он пролетел типичную схему. Однако на дальнем конце маршрута он не сделал круг по плану полета. Вместо этого он продолжал идти. Он позволил самолету постепенно снизиться до 19,000 футов. Там он внезапно бросил Foxbat в крутое пике, которое погрузило его на 100 футов. Он несся на такой высоте, где его не заметят радары.

Остальные пилоты его эскадрильи погнались за ним, но Беленко был впереди. Он летел низко и быстро, в какой-то момент приподнявшись, чтобы не попасть под волны. Он приблизился к воздушному пространству Японии.

МиГ-25 Foxbat

Затем началась серия всплываний и спусков, в которых Беленко дал о себе знать японским радарам и снова снизился, чтобы не попасть под обстрел с неба.

Foxbat, конечно же, жрал топливо с огромной скоростью.

В самолете опасно закончился бензин.

«У меня почти ничего не осталось, — сказал мне Беленко. Он сказал это небрежно, как будто описывал мешок попкорна или банку пива. Но посыл был ясен: двигатели скоро заглохнут, и самолет разобьется.

Чудесным образом Беленко заметил аэродром — прямо на него направлялся гражданский лайнер 727.

Барон описал в своей книге, что произошло дальше.

Он рванул МиГ в самый крутой поворот, на который тот был способен, позволил Боингу-727 уйти, пикировал под опасно острым углом и коснулся взлетно-посадочной полосы на скорости 220 узлов. Когда он развернул тормозной парашют и несколько раз нажал на педаль тормоза, МиГ взбрыкнул, затрясся и завибрировал, как будто собирался развалиться. Сгоревшие шины, он с визгом покатился по взлетно-посадочной полосе, замедляясь, но не останавливаясь. Он убежал от северного конца поля, сбил столб, пропахал секунду и, наконец, остановился в нескольких футах от большой антенны в 800 футах от взлетно-посадочной полосы.

Переднее колесо лопнуло, но и только.

Беленко сказал мне, что когда он приземлился, топлива в баке оставалось всего на 30 секунд.

«Я хочу дезертировать»

Пока самолет стоял в Японии, Беленко вылез на крыло. Он выстрелил из пистолета в воздух и подождал, пока подойдут чиновники. Когда они это сделали, Беленко объявил, что хочет дезертировать.

Началась дипломатическая активность. Советский Союз утверждал, что Беленко был одурманен наркотиками, и требовал вернуть его. Япония отказалась. Москва то умоляла, то упрашивала, то угрожала Беленко. Он попросил убежища. Правительство США предоставило его.

«Это было очень напряженное время, — сказал мне Беленко. Но и счастливчик. Его привезли в Соединенные Штаты, и вскоре он стал гражданином США.

В те времена Беленко был известен. Он освоился, завел друзей и нашел хорошую работу.

А что же Foxbat?

Япония удерживала самолет достаточно долго, чтобы американские эксперты могли его детально изучить.