Двигатель АЛ-31ФН серии 4 для Китая ?

Как сообщает издание «Air&Cosmos» в материале «Saliout propose la poussee vectorielle pour les J-10 chinois», новая модификация российского двигателя АЛ-31ФН серии 4 может быть установлена на китайских истребителях J-10.


В ходе Международного двигателелстроительного форума МДФ-2018, который проходил в Москве 4-6 апреля 2018 года, АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) представило двигатель АЛ-31ФН с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), разработанный в АО «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Двигатель предлагается Китаю для новых модификаций истребителя J-10.

Предположительно, двигатель АЛ-31ФН серии 4 в цеху АО «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Москва, октябрь 2017 года (с) sdelanounas.ru

«Салют» начал изучать ОВТ 15 лет назад, первоначально при содействии КБ Климова. Прототип двигателя с ОВТ – соплом КЛИВТ был установлен на опытном самолете МиГ-29М-ОВТ, оснащенном двигателями РД-33. «Салют» приобрел документацию на КЛИВТ, но затем серьезно его доработал. В итоге, по словам сотрудника предприятия, «Наше сопло больше не имеет ничего общего с КЛИВТ».


Сопло «Солюта», как и КЛИВТ – «трехмерное». Оно может отклоняться на 16 градусов в вертикальной плоскости и на 8 градусов – по горизонтали. Отклонение по всем плоскостям важно для однодвигательного самолета, такого как J-10. На двухдвигательных самолетах (Су-30, Су-35, Су-57) «трехмерный» эффект достигается за счет правильной установки сопел с перемещением в двух плоскостях. Эти самолеты оснащаются двигателями с ОВТ, вектор тяги которых может изменяться в пределах +/- 15 градусов, которые разработаны в КБ Люльки.


Основным источником выручки «Салюта» является производство двигателей АЛ-31ФН в различных модификациях для Китая. В 1992-2004 годах Китай приобрел 280 истребителей Су-27 и Су-30, но затем приступил к производству их собственных клонов J-11 и J-16. Двигатели для этих самолетов, за исключением нескольких машин с китайскими двигателями, выпускаются «Салютом».


«Салют» является единственным производителем двигателей АЛ-31ФН, специально разработанных для китайского истребителя Chengdu J-10. АЛ-31ФН («изделие 39») отличается от АЛ-31Ф («изделие 99В») коробкой приводов, распложенной снизу («Н» — от «нижний»). В 1997-1998 годах Китай получил девять опытных двигателей АЛ-31ФН для прототипов J-10, а затем порядка 400 двигателей для серийных самолетов (первые десять J-10 выпущены в 2002 году).


АЛ-31ФН серий 1 и 2 были поставлены для J-10 ранних производственных партий. Их ТТХ мало отличаются от базового АЛ-31Ф, включая тягу (12,7 тонн в форсажном режиме и 7,6 тонн на номинале). Двигетели второй серии, производимые с 2011 года, имеют увеличенный ресурс.


С 2013 года «Салют» поставляет в Китай двигатели АЛ-31ФН серии 3 («изделие 39М1»), которыми оснащаются истребители J-10B. На них устанавливается новый компрессор низкого давления КНД-924-4 диаметром 924 мм (ранние варианты имели диаметр 905 мм) и новую цифровую систему управления двигателем КРД-99Т. Максимальная тяга двигателя достигает 13,5 тонн, он имеет увеличенный ресурс. Он получил сертификат 10 апреля 2014 года. В российских СМИ сообщали, что в 2012 году Китай заказал 137 двигателей АЛ-31ФН серии 3.


В настоящее время «Салют» предлагает двигатели АЛ-31ФН серии 4, которые идентичны 3 серии, за исключением наличия ОВТ. Судя по всему, Китай еще не закупил эти двигатели.


bmpd.livejournal.com

АЛ-31Ф Википедия

АЛ-31Ф

Двигатель АЛ-31ФН
Тип Турбовентиляторный двигатель
Страна СССР СССР
Использование
Годы эксплуатации с 1984 года
Применение Су-27 и его модификации
Развитие АЛ-41Ф1
Производство
Конструктор А. М. Люлька, В. М. Чепкин
Год создания c начала 1970-х до 1985 года
Производитель АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «УМПО»
Годы производства с 1981 года
Варианты АЛ-31Ф
АЛ-31ФП
АЛ-31Ф серии 3
АЛ-31ФН
АЛ-31Ф М1
АЛ-31Ф М2
Р-32
АЛ-31СТ
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 1530 кг
Длина 4950 мм
Диаметр 1180 мм
Рабочие характеристики
Тяга 7670 кгс
Тяга на форсаже 12500 кгс
Ресурс 1000 ч
Температура турбины 1427 °C
Степень повышения давления 23
Управление электромеханическое
Расход воздуха до 112 кг/с
Расход топлива 3,96 кг/с кг/ч
Удельный расход топлива 0,75 [1] кг/кгс·ч
Степень двухконтурности 0,571
 Медиафайлы на Викискладе

АЛ-31Ф — базовый двигатель серии авиационных высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами.

Разработан под руководством А. М. Люльки в НПО «Сатурн». АЛ — первые буквы имени и фамилии: Архип Люлька, модель — 31, Ф — форсажная камера.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Особенности конструкции
  • 3 Модификации
    • 3.1 АЛ-31Ф
      • 3.1.1 Характеристики
    • 3.2 АЛ-31ФП
    • 3.3 Р-32
    • 3.4 АЛ-31Ф3
    • 3.5 АЛ-31ФН
    • 3.6 АЛ-31Ф М1
    • 3.7 АЛ-31Ф М2
    • 3.8 АЛ-31Ф М3
    • 3.9 АЛ-41Ф1С (Изделие 117С)
    • 3.10 АЛ-31СТ
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

ru-wiki.ru

31ФП — это… Что такое АЛ-31ФП?

АЛ-31ФП — высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДДФ) модульной конструкции, созданный на базе АЛ-31Ф и сохранивший все достоинства пред­шественника. Основное отличие — отклоняемое в вертикальной плоскости на угол до ±15 градусов реактивное сопло.

Двигатели АЛ-31ФП и его модификации устанавливаются на истребители поколения «4++»: Су-30МКИ, Су-35БМ, Су-37.

Производитель — ОАО «УМПО», г. Уфа.

Изделие 117

Изделие 117 — двигатель пятого поколения первого этапа для перспективного авиационного комплекса пятого поколения с тягой 15000 кгс[2][3]. Создан на основе двигателей АЛ-31Ф и АЛ-41Ф. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель состоит из новых деталей на 80%[4]. От предшественников его отличает повышенная тяга (15000 кгс против 12500 у АЛ-31Ф), полностью цифровая система управления, плазменная система зажигания, новая турбина большего диаметра, значительно повышенный ресурс (4000 часов против 1000 у АЛ-31Ф) и улучшенные расходные характеристики.[4]

29 января 2010 года с двигателем «Изделие 117» начались летные испытания истербителя пятого поколения ПАК ФА.

Примечания

Ссылки

Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
ПрототипыТР-1  · ТР-3  · ТР-2Су-11, Ил-22, И-211
АЛ-5Ил-46
АЛ-7АЛ-7Ф  · АЛ-7Ф-1  · АЛ-7Ф-2  · АЛ-7П  · АЛ-7ПБИл-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110
АЛ-21ФАЛ-21Ф-3Су-24, Су-17, МиГ-23Б
АЛ-31ФАЛ-31ФП  · АЛ-31К  · АЛ-31ФН  · Изделие 117С  · Изделие 117Су-27 и его модификации, ПАК ФА (117)

dic.academic.ru

АЛ-31СТ — надежный, экологичный, наш! — Бизнес России

Историки и экономисты констатируют: конверсия конца 80-х — начала 90-х годов себя не оправдала. Тем не менее можно привести отдельные примеры успешного перевода военных разработок на мирные рельсы. Одним из таких прорывных решений стало создание газотурбинного привода для газоперекачивающих агрегатов (ГПА) АЛ-31СТ. Он ведет свою родословную от двигателя АЛ-31Ф, который по сей день поднимает в небо боевые самолеты. Привод разработан ОКБ имени А. Люльки — филиалом ПАО «УМПО» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации «Ростех»), серийно выпускается в Уфе в ПАО «УМПО».

А вместо сердца — авиамотор

Разработка АЛ-31СТ под руководством генерального конструктора проекта В.М. Чепкина началась в 1989 году. В 1990-м план по конверсии серийного двигателя АЛ-31Ф, предназначенного для всемирно известных самолетов Су-27, был одобрен на заседании государственного газового концерна «Газпром». Освоение изделия прошло в кратчайшие сроки — уже в 1994 году первый привод АЛ-31СТ был установлен в действующий ГПА-Ц-16 на компрессорной станции «Карпинская» ООО «Тюментрансгаз». В 1996 году все технические параметры изделия были подтверждены в ходе межведомственных испытаний. Если КПД его предшественника НК-16СТ составлял 29%, то двигатель нового поколения уже мог похвастаться 37-процентным КПД. Это дало сравнительную годовую экономию топливного газа до 14 миллионов кубометров на каждый ГПА. Для осуществления инжиниринга и взаимодействия с основным заказчиком — ПАО «Газпром» — в 1999 году создана дочерняя компания УМПО АО «Уфа-АвиаГаз».

Нет предела совершенству

Несмотря на целый ряд преимуществ двигателя АЛ-31СТ, которые тот продемонстрировал уже в первые годы эксплуатации, его разработчики постоянно трудятся над повышением надежности и экологичности привода.

Одним из мероприятий по совершенствованию ГТД стало снижение уровня выброса вредных веществ, в первую очередь — оксидов азота и углерода. Результат первого проекта по созданию низкоэмиссионной камеры сгорания впечатлил как исследователей, так и заказчиков: он позволил довести уровень выбросов оксидов азота до 45…55 ppm (исходный показатель — 150 ppm). В 2014 году стартовал инновационный проект «Чистая камера», к которому подключились ведущие академические институты страны. Задача — снизить выбросы оксидов азота до уровня менее 25 ppm.

Когда один час равен тысячам

Успех работ по повышению надежности АЛ-31СТ стал возможен благодаря созданию в Уфе в 2012 году комплекса для проведения эквивалентно-циклических испытаний (ЭЦИ) газогенератора двигателя АЛ-31СТ. Это позволило в сжатые сроки проверять работоспособность всех технологических и конструкционных новшеств и улучшать эксплуатационные характеристики изделия. Ведь всего несколько часов на стенде соответствуют тысячам часов работы в эксплуатации на компрессорной станции!

В 2014–2015 годах на стенде успешно прошли эквивалентно-циклические испытания на подтверждение работоспособности опоры и рабочих лопаток турбины высокого давления новой конструкции. В настоящее время эти новшества внедрены в серийное производство и в эксплуатацию. Улучшенной ТВД комплектуются все новые, а также ремонтные двигатели АЛ-31СТ. 

Лучший в Башкортостане, привлекательный для заказчиков

Повышение надежности и экологичности АЛ-31СТ не прошло незамеченным — в этом году двигатель стал победителем регионального конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и был выдвинут на соискание премии «100 лучших товаров России». Итоги соревнования будут подводиться в ноябре, во Всемирный день качества.

Правительством Республики Башкортостан и ПАО «Газпром» принято решение о создании на базе ЗАО «Уфа-Авиагаз» совместного предприятия по сборке, испытаниям и ремонту двигателей АЛ-31СТ, а это означает, что растущий спрос заказчиков на данные двигатели будет удовлетворен.

По самым скромным подсчетам, один привод АЛ-31СТ сегодня может перекачивать до 36 миллионов кубометров газа в сутки и обеспечивать голубым топливом до 2,5 тысячи домов в год. Это современный, качественный и надёжный газотурбинный привод, отвечающий запросам самых требовательных заказчиков.

На заглавном фото: комплекс для проведения эквивалентно-циклических испытаний АЛ-31СТ в городе Уфе.

ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»

Факс:
(347) 238-37-44

Адрес:
450039 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, 2

glavportal.com

АЛ-31Ф

Турбореактивный двигатель АЛ-31Ф («изделие 99») разработан в 70-х годах на Московском машиностроительном производственном предприятии «Салют» под руководством генерального конструктора В.М.Чепкина для самолёта Су-27 и его модификаций. Серийное производство организовано в 1981 году на Уфимском машиностроительном производственном объединении.

АЛ-31Ф представляет собой двухвальный двухконтурный турбореактивный двиатель со смещением потоков за турбиной. Двигатель имеет модульную конструкцию. Он состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, 10-ступенчатого компрессора высокого давления с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления, одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. Двигатель имеет верхнее расположение агрегатов. Маслосистема замкнутая. Запуск осуществляется от воздушного стартера. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.

Модификации:

  • АЛ-31К — двигатель для палубного самолёта Су-33. Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной антикоррозионной защитой.
  • АЛ-31СТ — двигатель для газоперекачивающих станций.
  • АЛ-31Ф — базовый. Устанавливается на Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-34, Су-35.
  • АЛ-31ФM1 — модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс, назначенный ресурс до 2000 часов.
  • АЛ-31ФM2 — форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором низкого давления. Ресурс увеличен до 3000 часов.
  • АЛ-31ФM3 — форсированный.
  • АЛ-31ФН — с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.
  • АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) — с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса увеличена на 110 кг, длина — на 0,4 м. Устанавливался на Су-30МКИ, Су-33УБ, Су-37. Поставляется на экспорт в Индию.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр
высота

4945
910
1240
Масса, кг1530
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:

на максимальном режиме
на форсаже
на крейсерском режиме

0,75
1,96
0,666
Степень двухконтурности0,571
Расход воздуха через компрессор, кг/с112
Степень повышения давления в компрессоре23
Температура газа перед турбиной, °C1387
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

7850
12500
Частота вращения ротора, об/мин.
Ресурс, час.

Литература

  1. Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ // Авиация и космонавтика. — 1998. — № 11-12. — С. 15-19.
  2. Уфимские моторы // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 21-22.
  3. Фомин А. Су-27. — М.: «Гончар», «Полигон», 1993. — С. 14-16.
  4. Чепкин В.М. Шедевр двадцатого века // Двигатель. — 2000. — №3. — С. 12-13.
  5. Язов Г. Первенец авиационного двигателестроения // Крылья Родины. — 1996. — №6. — С. 30.

aviaros.narod.ru

АЛ-31Ф — WiKi

АЛ-31Ф — базовый двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, общей для обоих контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным реактивным соплом. Двигатель — модульный.

Состоит из компрессора низкого давления осевого 4-ступенчатого, с регулируемым входным направляющим аппаратом (ВНА), компрессора высокого давления осевого 9-ступенчатого, с регулируемым ВНА и направляющими аппаратами первых двух ступеней, турбины высокого и низкого давления — осевые одноступенчатые; лопатки турбин и сопловых аппаратов охлаждаемые (пленочное охлаждение). Основная камера сгорания — кольцевая.

В конструкции двигателя широко применяются титановые сплавы (до 35 % массы) и жаропрочные стали. Лопатки турбин имеют полости в виде лабиринтов, для охлаждения газы подаются из диска в лопатку и проходят через отверстия по кромкам (пленочное воздушное охлаждение), для крепления лопатки к диску используется хвостовик ёлочного типа. Вал каждого ротора опирается на 2 роликовых и 1 шариковый подшипник[источник не указан 1780 дней]. После турбины установлен 11-лепестковый смеситель. Для обеспечения стабильной работы ФК установлен затурбинный кок, плавно переводящий поток из кольцевого в круглое сечение, с антивибрационными отверстиями, а также в форсажной камере установлены антивибрационные продольные экраны.

Двигатель имеет электрическую систему зажигания. Пусковая система может запускать двигатель как на земле, так и в полёте. Для запуска двигателя на земле используется пусковое устройство, расположенное в выносной коробке двигателя. На обычных режимах работы двигателя для экономии топлива охлаждение турбин частично отключается.

Применение регулируемых ВНА КНД и КВД даёт более высокую устойчивость к помпажу, на практике это означало, что двигатели сохранят работоспособность при попадании самолёта в штопор и при пуске ракет. Двигатель в полёте может использоваться на всех режимах без ограничений. Время приемистости из режима малого газа до режима “максимал” на малой высоте 3—5 секунд, на средней — 5 с, на большой высоте — 8 с. Номинальная частота вращения ротора высокого давления — 13 300 об./мин.

АЛ-31Ф

Базовый вариант двигателя используется на истребителях Су-27 и его модификациях. Первоначально назначенный ресурс серийных АЛ-31Ф составлял всего 100 часов, при требовании ВВС СССР в 300 часов, но затем со временем он был доведён до 1500 часов. Межремонтный ресурс на максимальных режимах работы составлял от 5 до 15 часов. Максимальное количество циклов запуска (TAC) — 300. Двигатели АЛ-31 производят предприятия УМПО и НПЦ газотурбостроения «Салют».

Характеристики
  • Длина: 4945 мм
  • Диаметр входа: 905 мм
  • Масса: 1488 кг
  • Стендовая тяга на форсаже: 12 500 кгс
  • Тяга на режиме максимал: 7770 кгс
  • Температура газов перед турбиной: 1665 К
  • Степень сжатия: 23:1
  • Степень двухконтурности: 0,56
  • Расход воздуха: 112 кг/с
  • Удельный расход топлива:
    • крейсерский режим: 0,67 кг·кгс/час
    • в режиме максимал: 0,75 кг·кгс/час
    • на режиме полный форсаж: 1,92 кг·кгс/час

На базе АЛ-31Ф разработано большое количество модификаций.

АЛ-31ФП

Основное отличие от базового двигателя АЛ-31Ф — управляемый вектор тяги, значительно повышающий манёвренные характеристики самолёта. Изменение вектора возможно на угол до ±15° в вертикальной плоскости. «ФП» означает форсажный поворотный. Двигатель разработан в НПО Сатурн, производится на УМПО.

Двигатели АЛ-31ФП устанавливаются на истребители Су-30СМ, Су-30МКИ.

  • Длина 4942 мм
  • Входной диаметр 905 мм
  • Наружный диаметр 1277 мм
  • Масса 1520 кг

Р-32

Форсированный двигатель АЛ-31Ф для рекордного самолёта П-42, созданного на базе Су-27. Форсажная тяга двигателя была повышена до 13600 кгс.

АЛ-31Ф3

Вариант двигателя АЛ-31Ф для палубного истребителя Су-33. В отличие от базового АЛ-31Ф появился дополнительный особый режим (ОР) с тягой 12800 кгс, кратковременно используемый при взлёте самолёта с палубы с полной боевой нагрузкой или при экстренном уходе на второй круг.

АЛ-31ФН

Модификация АЛ-31Ф с нижним расположением коробки агрегатов для китайского истребителя Chengdu J-10. Имеет повышенную на 200 кгс силу тяги по сравнению с базовым вариантом. Разработан в ММПП Салют. КНР закупила в общей сложности 399 единиц АЛ-31ФН на сумму 500 млн долларов в 2013[3].

Контракт на проведение НИОКР между Китаем и Россией был подписан в 1992 году, финансирование так же осуществлялось со стороны Китая. В 1994 году двигатель был окончательно спроектирован.

Первоначально двигатель разрабатывался совместно НПО Сатурн с ММПП Салют, но после 1998 года ММПП Салют разработал документацию и наладил серийное производство АЛ-31ФН самостоятельно. В 1999 году при Министерстве юстиции было создано Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности (ФАПРИД). Стремясь делегитимизировать права разработчика, генеральный директор ММПП Салют Юрий Елисеев сумел подписать с ФАПРИД лицензионный договор (№ 1-01-99-00031), который стал самым первым договором такого рода, заключенным вновь созданным агентством. Ссылаясь на него, Салют рассматривает лицензионный договор 1998 году с Сатурном как ничтожный.

АЛ-31Ф М1

Модернизированный двигатель АЛ-31Ф ММПП Салют с четырёхступенчатым компрессором низкого давления КНД-924-4 с увеличенным с 905 до 924 мм диаметром, обеспечивающим на 6 % больший расход воздуха, а также более совершенной цифровой системой автоматического управления (степень сжатия 3,6). Температура газов перед турбиной у этого двигателя повышена на 25°С. Двигатель двухконтурный, первый контур проходит через «рубашку» для охлаждения, затем смешивается за турбиной с горячим вторым контуром двухвальный.

Первый полёт 25 января 2002 года, серийно производится с 2006 года для истребителей семейства Су-27[4], устанавливается без доработок в любые истребители, в том числе ранних годов выпуска, установлены на 1 полку Су-27СМ/СМ2. Принят на вооружение ВВС РФ в 2007 году[5].Имеет повышенную силу тяги (13 300 кгс), межремонтный ресурс 1000 часов[6], назначенный ресурс 2000 часов при сохранении габаритных размеров и веса. Удельный расход топлива был снижен. Имеет модификацию с управляемым вектором тяги, с ресурсом 800 часов[6].

  • Длина 4,945 м
  • Максимальный внешний диаметр 1,14 м
  • Масса 1520 кг

АЛ-31Ф М2

Двигатель АЛ-31ФМ2 — турбореактивный двухконтурный двигатель на базе АЛ-31Ф. Лопатки турбины с перфорацией по кромкам, изготавливаются литьём, температура перед входом в турбину увеличена на 100°С в сравнении с АЛ-31Ф. Тяга двигателя на особом режиме 14 500 кгс[7], на режиме полный форсаж 14 100 кгс[8]. Назначенный ресурс модернизированного двигателя превышает 3 000 часов. Двигатель имеет минимальные отличия от серий 3, 20 и 23. Повышены тяговые характеристики при снижении удельных расходов топлива, в том числе и на бесфорсажных режимах. Не требует доработки борта самолёта при постановке на самолёты типа Су-27, Су-30, Су-34, в отличие от двигателей других серий. В 2012 двигатель впервые показан на 2-м Международном форуме «Технологии в машиностроении-2012 (ТВМ-2012)[9]. СЛИ запланированы с 2013 года.

АЛ-31Ф М3

3-й этап модернизации АЛ-31Ф ММПП Салют, дополнительно устанавливается новый трёхступенчатый КНД с широкохордными лопатками пространственного профилирования и увеличенной степенью повышения давления до 4.2 (КНД-924-3), что позволяет увеличить тягу до 15 300 кгс (получено на статических испытаниях). Лопатки и диск 3-х ступенчатого КНД представляют собой единое целое (блиск), вместо 9 ступеней КВД планируется уменьшить число до 6[10]. С 2002 года двигатель находился на стендовых испытаниях.

АЛ-41Ф1С (Изделие 117С)

Двигатель «первого этапа» для истребителя поколения 4++ Су-35БМ, принятому на вооружение ВВС РФ (ныне ВКС) под обозначением Су-35С, с тягой 14 000 кгс на полном форсаже (14500 в чрезвычайном режиме)[11][12]. Создан на основе двигателей АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и АЛ-41Ф. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель на 80 % состоит из новых деталей[13]. От предшественников его отличает повышенная тяга (14000[14] кгс против 12500 у АЛ-31Ф), полностью цифровая система управления, плазменная система зажигания, новый компрессор большего диаметра, значительно повышенный ресурс (4000 часов против 1000 у АЛ-31Ф) и улучшенные расходные характеристики[13]. Коробка агрегатов расположена сверху двигателя. Стоимость разработки составила 3 млрд руб[15].

Прирост тяги получен за счёт увеличения диаметра компрессора с 905 до 932 мм[16]. Длина двигателя увеличена до 4990 мм. Тяга на чрезвычайном режиме — 14 500, на максимале — 8800 кгс.

НПО Сатурн в 2008 году провел 200-часовые испытания, в том числе 16 часов — «горячие»[17].

АЛ-31СТ

«Наземная» стационарная модификация АЛ-31Ф мощностью 16 МВт[18] для применения в качестве привода газоперекачивающих станций.

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *