Туркменская воздушная граница - СВВАУЛ

Туркменская воздушная граница

    Начать этот рассказ следует с 1950 г., когда в связи с ухудшившейся обстановкой на границе с Ираном назрела необходимость усиления дислоцированной здесь советской авиационной группировки. Для этого было принято решение о создании в Туркестанском ВО новой, 38-й истребительной авиадивизии, возглавить которую поручили п-ку М. Р. Грядунову. Первыми ее частями стали 152-й ИАП и предназначенный для его обслуживания БАТО(1), приказ о создании которых вышел 23 декабря 1950 г. Командиром нового авиаполка стал Герой Советского Союза гвардии м-р А. П. Чурилин, которому вскоре присвоили звание подполковника. 13 января 1951 г. он вместе с группой офицеров из 10 человек прибыл в Самарканд и приступил к непосредственному формированию части. 17 марта его летчики получили первые боевые самолеты полка, перегнав из Карши девять Як-3. 29 июля 1952 г. полк перебазировался на вновь отстроенный после катастрофического землетрясения 1948 г. аэродром Ак-Тепе и вскоре заступил на боевое дежурство.

    Практически одновременно со 152-м ИАП был сформирован и вошел в состав 38-й дивизии 156-й полк. Однако эта часть создавалась на территории Московского ВО и сразу же приступила к освоению реактивных МиГ-15бис. В Средней Азии полк оказался только в 1953 г., перебазировавшись на аэродром Ма-ры-2. Кроме того, в 38-ю дивизию входил 188-й ИАП.

    В течение 1953-1960 гг. состав самолетного парка дивизии существенно изменился, его основу теперь составляли МиГ-17. В течение почти всего этого периода каких-либо инцидентов в ее зоне ответственности не произошло - самолеты ВВС Ирана и США ограничивались, в основном, полетами вдоль границы. Но летчикам 38-й НАД все же приходилось применять оружие - на их счету около десятка сбитых автоматических аэростатов, которые запускались с территории Ирана, Турции и Греции. Днем боевого крещения 38-й НАД можно считать 9 апреля 1960 г., когда границу Советской Туркмении нарушил самолет-разведчик U-2, пилотируемый к-ном Г. Пауэрсом. При возвращении нарушителя из рейда командир 156-го ИАП подп-к П. Е. Кузин поднял два МиГ-17, летчики которых получили задание пересечь границу Ирана и преследовать U-2 до предела радиуса действия своих истребителей в надежде, что тот снизится и его удастся уничтожить. Они углубились в воздушное пространство сопредельного государства на 250-300 км, однако успеха эта отчаянная попытка не имела, и пилоты с трудом, почти при пустых баках, вернулись на свой аэродром.

    Возможно, этот случай послужил поводом для кардинального реформирования дивизии. Уже в мае ее передали в состав 30-го отдельного корпуса ПВО, заменив при этом 188-й ИАП на 735-й. Этот полк был сформирован в начале 50-х гг. и сначала зачислен в состав 100-й истребительной дивизии, находившейся в Ярославском соединении ПВО. В 1954 г. его передали в 13-ю ГИАД ТуркВО, и аэродромом базирования стал Ханабад под г. Карши (Узбекистан), где часть осталась и после передачи в 38-ю дивизию(2). Окончательная адаптация 38-й НАД в системе ПВО произошла в феврале 1961 г., когда это соединение было переформировано в 17-ю дивизию ПВО, в которую, кроме названных авиаполков, вошли зенитно-ракетные и радиотехнические части. Одновременно со структурными изменениями вооружение 30-го ОК ПВО было существенно усилено. Корпус получил более 100 новейших ЗРК С-75 "Двина" и значительное количество современных РЛС. Авиаполки в срочном порядке переучились на сверхзвуковые МиГ-19П, а, кроме того, немного позднее одна эскадрилья 156-го ИАП освоила всепогодные Як-28П.

    Первым летчиком 17-й дивизии, удостоенным правительственной награды, стал к-н А. С. Карпенко из 152-го ИАП. 29 ноября 1962 г. во время выполнения учебного задания на его МиГ-19 произошел серьезный отказ силовой установки. Летчик должен был катапультироваться, но тогда самолет неминуемо упал бы на город Безмеин. Карпенко смог отвести машину в сторону и покинул ее только над пустынной местностью. За этот подвиг 10 апреля 1963 г. пилот был награжден орденом Красной Звезды.

Самолет L-26

    В январе 1963 г. 30-й ОК ПВО был развернут в 12-ю Отдельную Армию ПВО, и вдоль границы с Ираном появились новые позиции ЗРК. Это не осталось без внимания со стороны спецслужб Ирана и США, которые решили провести воздушную разведоперацию над данным районом. Она была запланирована на 20 ноября 1963 г. - день, когда в Иран с визитом отправилась официальная делегация СССР во главе с Л. И. Брежневым. Нарушение границы произошло рано утром. Получив сообщение об этом, командир 152-го ИАП п-к М. И. Привалов поднял с аэродрома Ак-Тепе на перехват дежурную пару МиГ-19. Однако из-за сильной мглы найти цель летчикам не удалось. Тогда с Мары-2 взлетели два МиГ-19 156-го ИАП, наведением которых занялся командир полка подп-к Н. М. Хижняк. И хотя пилотам мешала все та же мгла, ведущий пары к-н В. П. Павловский смог обнаружить следовавший на высоте 2000 м самолет-нарушитель, которым оказался двухмоторный поршневой L-26B (военный вариант "Аэро-Коммандера-560"), имевший иранскую гражданскую регистрацию. Павловский дважды подавал сигналы "Следуй за мной", но экипаж вторгшейся машины проигнорировал их и, повернув в сторону Ирана, стал уходить. Тогда с "земли" поступила команда: "Цель за границу не пускать". Выполняя ее, капитан в районе поселка Артык огнем из пушек поджег L-26B, но тот все же перетянул за "ленточку" и упал в районе г. Моминабад. Из самолета выскочили три человека и спаслись от взрыва топливных баков. После этого инцидента Тегеран обвинил СССР в уничтожении гражданского самолета в воздушном пространстве Ирана. Однако расследование, проведенное штабом 12-й ОА ПВО при участии командующего ТуркВО маршала И. И. Федюнинского, доказало: L-26 был сбит над советской территорией. Позднее агентура КГБ установила, что в нем находились представители разведки иранской и американской армий.

    Эта неудача не остановила коллег Джеймса Бонда от дальнейших подобных акций. Вторую попытку они предприняли осенью 1964 г. Накануне иранские власти официально уведомили советскую сторону, что в связи с земельной реформой намечено проведение аэрофотосъемки вдоль границы от Бахардена до Серахса, на удалении 8 км от ее линии. Командование 12-й ОА ПВО решило подстраховаться и поднять в воздух звено истребителей 156-го ИАП. Как оказалось, опасения были не напрасны. Проводивший аэрофотосъемку "Аэро-Коммандер-560" "случайно" нарушил границу в районе Серахсского выступа и углубился в 20-км запретную зону. Это своевременно обнаружили посты радиотехнических войск (РТВ), и служба наведения оперативно вывела звено к-на Печенкина на самолет-нарушитель. Истребители зажали непрошеного гостя с двух сторон, после чего его экипаж без долгих раздумий подчинился командам и приземлился в районе запасного грунтового аэродрома 156-го полка подТенженом, где был арестован. На вопрос, почему они не попытались уйти за границу, иранцы ответили: "Если бы мы не выполнили команду на посадку, нас тут же бы сбили...". Расследование, проведенное под руководством начальника штаба авиации ПВО СССР генерала И. П. Башилова, показало, что как в первом, так и во втором случае официальным работодателем экипажей LКоммандеров¦ была Ирано-американская географо-картографическая компания. Однако отличная оснащенность самолетов специальной аппаратурой и соответствующая подготовка авиаторов американскими инструкторами убедительно доказывали: рейды осуществлялись в интересах разведслужб. В связи с тем, что экипаж самолета-нарушителя беспрекословно выполнил команду советских средств ПВО, через неделю разбирательств и пребывания в Мэрах он вместе со своим самолетом был передан иранской стороне.

Самолет L-20 Beaver

    Прошло почти три года, и в том же районе была предпринята еще одна попытка воздушной разведки мест сосредоточения ЗРК 12-й ОА ПВО. Днем 28 июня 1967 г. в 37 км восточнее Ашхабада в воздушное пространство СССР проник иранский легкомоторный самолет L-20A Beaver, взявший курс на Мары. На его перехват взлетела дежурная пара 156-го ИАП, ведомая замкомэском к-ном О. Г. Степановым. Подойдя к нарушителю, Степанов заставил его совершить посадку на автостраду Ашхабад-Мары в 70 км от Ашхабада.

    В середине 60-х гг. 156-й ИАП получил новейшие перехватчики Су-9, но уже через несколько лет перевооружился на Су-15, а чуть позже: на более совершенные Су-15ТМ. 152-й полк долго летал на стареньких МиГ-19 и только в 1977 г. перешел сразу на истребители третьего поколения МиГ-23М. В 70-е гг. много беспокойства личному составу 17-й дивизии доставляли разведывательные АДА. Это были "шары" нового поколения, запускались они с турецкой базы в г. Эрзрум и несли внушительный арсенал оборудования. В борьбе с "дрейфовиками" особенно отличились летчики 152-го ИАП, которые записали на свой счет 7 АДА. Первый из них сбил в 1971 г. м-р В. А. Гулей, он же через пять лет уничтожил еще один. В 1972 и 1973 гг. два аэростата сбил старший штурман полка подп-к А. К. Белов. В сентябре 1975 г. еще один зонд "снял" Н. М. Михеев. (Следует отметить, что тогда с 11-го по 14-е сентября над территорией СССР появились 11 АДА, имевшие высоту дрейфа 11000-14000 м и скорость около 200 км/ч. По каждому из них поднимались от одного до шестнадцати перехватчиков, которые применяли УР, НАР и огонь пушек. Им удалось уничтожить 8 "шаров" и у двух отбить подвески). В 1978 и 1979 гг. еще два АДА сбили Г. А. Чухонцев и Л. М. Орлов.

    В 70-е гг. в зоне оперативного контроля 17-й дивизии ПВО происходили и единичные вторжения в воздушное пространство СССР пилотируемых ЛА. Весной 1975 г. в 01 ч 20 мин границу нарушил иранский легкомоторный самолет. Его своевременно обнаружили посты РТВ, и на перехват с аэродрома Ак-Тепе взлетел на МиГ-19 ст. л-т В. Антипов. Цель шла на малой высоте над горами, и обнаружить ее оказалось непросто. Тогда советский летчик снизился и попытался отыскать самолет-нарушитель на высоте его полета, но не успел уклониться от склона горы и врезался в нее. Иранской машине удалось уйти, а обломки истребителя и останки летчика обнаружили только спустя несколько дней в районе поселка Фирюза.

    Летчики 152-го ИАП взяли полноценный реванш за гибель своего товарища в 1978 г. 21 июля в 6 ч 21 мин в районе приграничного поселка Багир, недалеко от Ашхабада, наземные посты обнаружили четыре вертолета СН-47С "Чинук" ВВС Ирана, которые углубились в советское воздушное пространство на 15-20 км. В 6.26 цели были обнаружены радиотехническими средствами авиабазы Ак-Тепе, и прибывший на КП полка заместитель командира части подп-к Ю. А. Милослав-ский поднял на перехват МиГ-23 под управлением к-на А. В. Демьянова. Тот обнаружил один вертолет, но опознать его не сумел и принял за своего. К тому же, летчик получил с "земли" команду: "Оружие не включать" Близко не подходить!". В ответах Демьянова при радиообмене чувствовалась какая-то неуверенность, и он был возвращен на аэродром.

Капитан В. И. Шкиндер

    В 6.52 Милославский поднял второй истребитель, пилотируемый к-ном В. И. Шкиндером. Вскоре летчик доложил, что вертолеты опознаны, после чего получил команду: "Атакуйте!". "Чинуки" шли парами на юго-восток вдоль Каракумского канала, но, когда иранцы обнаружили, что их преследует истребитель, они тут же развернулись и стали уходить к горам, в сторону границы. Получив команду на уничтожение цели, Шкиндер выпустил по ближайшему СН-47 две ракеты Р-60. Тут же на КП последовал его доклад: "Первый уничтожил...". Через 8 секунд он уточнил: "Первый упал на землю, горит. Второй уходит к границе. До границы 5 км, постараюсь уничтожить второй вертолет, сейчас доверну". Милославский, чувствуя, что пилот вошел в боевой азарт, предупредил его: "Близко не подходи". В ответ последовало взволнованное сообщение: LВторой дымит, полетели куски от него, пошел к границе...". На запрос КП: "Чем работали?", летчик ответил: "Пушкой" (расход снарядов составил 72 штуки). С момента вылета прошло всего 5 мин 26 с.

    Первый "Чинук", пораженный двумя ракетами, упал в районе поселка Гяуре и полностью сгорел, а вместе с ним погибли и все 8 человек, находившихся на борту. Второй СН-47, получив попадания в двигатель, совершил вынужденную посадку в районе Гяурсской погранзаставы, и четыре члена его экипажа были задержаны пограничниками. Ведущая пара вертолетов успела уйти. Экипаж подбитого "Чинука" около недели находился в Ашхабаде под арестом, затем его перевезли в Москву. Вскоре советская сторона заявила, что "иранские вертолеты заблудились и непреднамеренно нарушили советскую границу", после чего экипаж и останки восьми погибших иранцев вернули Тегерану. Через месяц находившийся в Гяурсе СН-47 был восстановлен советскими специалистами, и иранцы перегнали его на родину. Инцидент был исчерпан. Однако, со слов техников, ремонтировавших этот "Чинук", на подбитом и сбитом вертолетах стояло разведывательное фотооборудование, а на уцелевшей машине были обнаружены несколько отснятых кассет.

    Валерий Шкиндер вскоре был переведен на другое место службы. Его представляли к ордену Боевого Красного Знамени, но Кремль ограничился благодарностью, сославшись на "сложную международную обстановку"! Считается, что к-н Шкиндер провел первый результативный бой на истребителе с вертолетом в истории Советских ВВС и ПВО. Видимо, это первый успешный воздушный бой на самолете с изменяемой стреловидностью крыла в мире вообще. Его схема была размножена и разослана во многие части ПВО для пере-нятия эффективных тактических приемов при борьбе с малоскоростными высокоманевренными целями.

    70-е годы для 17-й дивизии были омрачены, как минимум, тремя тяжелыми летными происшествиями. 3 ноября 1975 г. в районе поселка Бахарден разбились на МиГ-15УТИ летчики 152-го полка к-ны Ро-манцев и Штракин. В 1979 г. во время учебного полета сорвало фонарь на Су-15 из 156-го ИАП, который пилотировал летчик Пак. Самолет вошел в штопор и разбился, пилот погиб. В том же году в 152-м ИАП из-за помпажа двигателя МиГ-23М над аэродромом Ак-Тепе катапультировался летчик Кожанов, а самолет упал в районе ВПП.

    В марте 1980 г. 17-я дивизия была переформирована в 24-й ОК ПВО, при этом ее два авиаполка переданы в состав ВВС ТуркВО. В начале 1981 г., уже находясь в новом подчинении, отличился командир эскадрильи 156-го ИАП м-р Н. В. Рахи-мов, который на Су-15 сбил очередной АДА. Летом того же года в полку произошел последний перехват на этом типе самолета. Заместитель командира эскадрильи к-н Кондаков был поднят в воздух, после того как наземные службы зафиксировали нарушение границы иранским легкомоторным самолетом. Цель шла низко, и хотя летчик опустился до 1500 м, обнаружить ее так и не смог. Однако его истребитель с подвешенными ракетами хорошо видели иранцы. Они решили не испытывать судьбу и приземлились на ближайшей автостраде. При расследовании выяснилось, что два незадачливых "летуна", управлявших одномоторным спортивным самолетом, просто заблудились. Вскоре они вместе со своим аппаратом были отпущены в Иран.

    Для 156-го полка переход под знамена ВВС вылился в переучивание на Су-17МЗ, после чего он с июня 1981 г. стал именоваться истребительно-бомбардировочным (АПИБ). Жизнь показала абсолютную непродуманность решения о выведении истребительной авиации из состава 12-й ОА ПВО (скажем, для выполнения функций перехватчиков пришлось ставить на боевое дежурство Су-17 156-го полка). Поэтому в феврале 1986 г. в 24-й корпус ПВО вернули 152-й ИАП и включили вооруженный МиГ-23М 179-й ГИАП, ранее входивший в ВВС ТуркВО и базировавшийся на аэродроме Небит-Даг. В 1988 г., в свете перестроечных веяний, корпус был переформирован в дивизию, вновь получившую свой 17-й номер. В нее дополнительно включили 366-ю отдельную вертолетную эскадрилью, вооруженную Ми-8 и Ми-24.

    Заметный след в истории 152-го и 156-го полков оставила война в Афганистане. 30 марта 1982 г. с Ак-Тепе в Шинданд отправились два звена МиГ-23М во главе с м-ром И. А. Предикером, которым предстояло прикрывать крупную десантную операцию в районе Рабати-Джали. Успешно выполнив поставленные задачи, группа через месяц без потерь вернулась на родную базу. В дальнейшем летчики 152-го ИАП время от времени совершали боевые вылеты с Ак-Тепе для нанесения ударов по целям на территории ДРА. Как правило, на задание отправлялась одна эскадрилья (10-12 самолетов). Отработав по цели, садились в Шинданде, где дозаправлялись и затем уходили в Союз, на аэродром Мары-2, а уже оттуда возвращались в Ак-Тепе. Таких вылетов было относительно немного и обошлись они без потерь, да что там потери ? даже ни одной пробоины в самолетах не отмечено. А вот 156-му АПИБ повезло гораздо меньше. Он воевал в Афганистане с мая 1983 г. по октябрь 1984 г., потеряв семь Су-17МЗ и двух летчиков.

    В последнее десятилетие существования СССР было отмечено только одно серьезное нарушение воздушной границы на рассматриваемом направлении. Летом 1987 г. со стороны Ирана вторгся неизвестный самолет и зашел на 40 км в глубь советской территории. Цель поначалу "отдали" ЗРВ, однако у ракетчиков произошел какой-то сбой, и тогда с Ак-Тепе подняли в воздух МиГ-23. Однако было потеряно 8 минут, и нарушителю удалось удрать. В один из дней 1989 г. в приграничной зоне, по иранскую сторону, появился вертолет, поведение которого показалось весьма неопределенным. На всякий случай комдив-17 п-к Алтынбаев поднял на перехват МиГ-23 из 152-го полка, пилотируемый подп-ком Осауленко. Вскоре летчик обнаружил над горами в районе н. п. Фирюза потенциального нарушителя и начал его сопровождение. Некоторое время истребитель и вертолет летели параллельно друг другу, каждый по свою сторону границы. В конце концов Lсокол Исламской революции¦ решил не рисковать и отвернул в глубь своей территории.

    В этот же период произошел и весьма курьезный инцидент. Как-то весной 1983 г. РТВ зафиксировали нарушение границы со стороны Ирана. На перехват был поднят Су-17 из 156-го АПИБ. Однако и с Ак-Тепе 152-й ИАП отправил МиГ-23. В результате летчик МиГа принял Су-17 за нарушителя, а летчик "сушки" - наоборот. Оба доложили на свои КП, что видят противника и атакуют его. Вскоре завязался воздушный бой, а в это время нарушитель, которым оказался Ту-22, залетевший по ошибке в иранское воздушное пространство и возвращавшийся назад, преспокойненько сел в Мары-2. На КП обоих полков быстро разобрались, что происходит в воздухе, и разняли драчунов, не доведя дела до стрельбы.

    К сожалению, не обошлось это десятилетие и без серьезных летных происшествий.. Так, 24 июня 1981 г. пилоты 152-го ИАП вновь отвели угрозу падения самолета на Безмеин. В тот день у МиГ-23УБ, которым управляли подп-к А. С. Мовчун и к-н А. X. Худайназаров, при взлете отказал двигатель. Летчики увели машину в сторону от жилых районов, но сами из-за малой высоты спастись не смогли. Посмертно они были награждены орденами Красной Звезды, а на месте их гибели благодарные местные жители установили обелиск. В 90-е гг. дважды в серьезные ситуации попадал уже упоминавшийся зам. командира той же части подп-к Н. Е. Осауленко. В августе 1990 г. у его МиГа на высоте 2100 м произошло самовыключение двигателя. Однако летчик не стал катапультироваться и со второй попытки на высоте всего 400 м смог запустить ТРД, после чего благополучно приземлился на аэродроме. За героизм, выдержку и спасение боевой машины офицер был представлен к ордену Красного Знамени, но... повторилась история со Шкиндером. В марте 1993 г. на долю Осауленко выпало последнее ЛП в полку. При заходе на посадку не вышла носовая опора шасси. Летчик увел самолет подальше от аэродрома, где выполнил каскад фигур высшего пилотажа с большими перегрузками и заставил таким образом переднюю "ногу" покинуть свою нишу.

    В 1990 г. с базы хранения в Сары-Шагане (Казахстан) в Ак-Тепе перебросили около 20 перехватчиков МиГ-25ПД, ранее состоявших на вооружении расформированного в том же году 378-го Трансильванского ИАП, базировавшегося в Запорожье. Самолеты поступили на оснащение двух эскадрилий 152-го ИАП.

     В 1991 г. все летчики освоили дневные полеты, а 4-5 человек летали и в ночное время. Эскадрильи были признаны боеготовыми и приступили к несению боевого дежурства. Уже после распада СССР прошли стрельбы: в 1992 г. летчик А. А. Сафонов первым в полку сбил ракетой Р-40 самолет-мишень Ла-17.

Штурмовики Су-25 ВВС Туркменистана

     В 1990 г. 156-й АПИБ получил новые МиГ-29, но продолжал эксплуатировать некоторое количество Су-17. В таком смешанном составе он и встретил декабрь 1991 г. До 1993 г. полк и другие части, о которых речь шла в этой статье, входили в состав ВВС РФ. Затем они разделили судьбу многих российских полков, расположенных за пределами своей страны: сами части были расформированы, российские авиаторы убыли на родину, а вся авиатехника перешла вооруженным силам государств, образовавшихся из бывших советских республик. При этом базировавшиеся в Ак-Тепе и Мары части стали отдельными смешанными авиаполками нейтрального Туркменистана. Они получили на вооружение самолеты разных типов: МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и Су-17. Недавно там появились Су-25, четверка которых была показана на параде в декабре 1999 г. Именно туда прибывают служить молодые авиаторы туркменских ВВС, недавно окончившие украинские авиационные вузы. 

_______________
Примечания:
1  Батальон аэродромного технического обслуживания
2   В апреле1965 г. 735-й ИАП был передан в 15-ю дивизию ПВО (Самарканд)

www.svvaul.ru

ТЕПЕ - это... Что такое АК-ТЕПЕ?

  • Тепе-Оба — Тепе Оба …   Википедия

  • Тепе-Кермен — Вид на Тепе Кермен с севера …   Википедия

  • Тепе-Гавра — Тепе Гавра, курд. Tepe Gawra, буквально «великий холм»  древнее поселение в Месопотамии, расположенное невдалеке от места, где позднее возникла ассирийская столица Ниневия, в 25 км к северо востоку от современного города Мосул (ныне… …   Википедия

  • тепе — I (тюрк.), холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тепе, тёбе, тобе, тюбе и др.) слово применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (например, г. Курган Тюбе в Таджикистане …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ (холм — в составе географических названий) — ТЕПЕ (тюрк.), холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тебе, тобе, тюбе и др.) применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (напр., г. Курган Тюбе (см. КУРГАН ТЮБЕ) в… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ (холм из остатков древних строений) — ТЕПЕ, холм из остатков древних, главным образом глинобитных, строений и напластований культурного слоя в Ср. Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ — ТЕПЕ, холм из остатков древних, главным образом глинобитных строений и напластований культурного слоя в Средней Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Современная энциклопедия

  • ТЕПЕ — (тюрк.) холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тебе, тобе, тюбе и др.) применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (напр., г. Курган Тюбе в Таджикистане, поселок… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ — холм из остатков древних, главным образом глинобитных, строений и напластований культурного слоя в Ср. Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тепе-Гаура —         Тепе Гавра, многослойное поселение 5 2 тысячелетия до н. э., в 25 км к В. от Мосула (Ирак). Раскапывалось американской археологической экспедицией в 1927 и 1931 38. Нижний слой (XX) содержит материал халафской культуры (См. Халафская… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕПЕ-ГАУРА — Тепе Гавра, многослойное поселение 5 2 го тыс. до н. э., в 25 км к В. от Мосула, в Ираке. Раскапывалось амер. экспедицией Э. А. Спайзера в 1927 и 1931 38. Слой XX содержит материал культуры Халаф (5 го тыс. до н. э.; см. Тель Халаф) времени… …   Советская историческая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Ак-Яйла на карте Туркменистана, где находится, расположение на карте, точное время

    Австралия

    Австрия

    Азербайджан

    Аландские острова

    Албания

    Алжир

    Ангилья

    Ангола

    Андорра

    Антигуа и Барбуда

    Аргентина

    Армения

    Аруба

    Афганистан

    Багамы

    Бангладеш

    Барбадос

    Бахрейн

    Беларусь

    Белиз

    Бельгия

    Бенин

    Бермуды

    Болгария

    Боливия

    Бонэйр

    Босния и Герцеговина

    Ботсвана

    Бразилия

    Британская территория в Индийском океане

    Британские Виргинские острова

    Бруней-Даруссалам

    Буркина-Фасо

    Бурунди

    Бутан

    Вануату

    Великобритания

    Венгрия

    Венесуэла

    Виргинские острова США

    Восточное (Американское) Самоа

    Восточный Тимор

    Вьетнам

    Габон

    Гаити

    Гайана

    Гамбия

    Гана

    Гваделупа

    Гватемала

    Гвинея

    Гвинея-Бисау

    Германия

    Гернси

    Гибралтар

    Гондурас

    Гонконг

    Гренада

    Гренландия

    Греция

    Грузия

    Гуам

    Дания

    Демократическая Республика Конго

    Джерси

    Джибути

    Доминика

    Доминиканская Республика

    Египет

    Замбия

    Западная Сахара

    Зимбабве

    Израиль

    Индия

    Индонезия

    Иордания

    Ирак

    Иран

    Ирландия

    Исландия

    Испания

    Италия

    Йемен

    Кабо-Верде

    Казахстан

    Камбоджа

    Камерун

    Канада

    Катар

    Кения

    Кипр

    Киргизия

    Кирибати

    Китай

    Кокосовые острова

    Колумбия

    Коморы

    Конго

    Корейская Народно-Демократическая Республика

    Коста-Рика

    Кот-д'Ивуар

    Куба

    Кувейт

    Кюрасао

    Лаос

    Латвия

    Лесото

    Либерия

    Ливан

    Ливия

    Литва

    Лихтенштейн

    Люксембург

    Мавритания

    Мадагаскар

    Майотта

    Макао

    Македония (БЮРМ)

    Малави

    Малайзия

    Мали

    Мальдивы

    Мальта

    Марокко

    Мартиника

    Маршалловы о-ва

    Мексика

    Мозамбик

    Молдова

    Монако

    Монголия

    Монтсеррат

    Мьянма (Бирма)

    Намибия

    Науру

    Непал

    Нигер

    Нигерия

    Нидерланды

    Никарагуа

    Ниуэ

    Новая Зеландия

    Новая Каледония

    Норвегия

    Норфолк

    о-в Мэн

    о-ва Питкэрн

    о-ва Уоллис и Футуна

    о. Маврикий

    о. Св. Елены

    Объединенные Арабские Эмираты

    Оман

    Остров Буве

    Остров Рождества

    Остров Херд и остров Макдональд

    Острова Кайман

    Острова Кука

    Острова Теркс и Кайкос

    Пакистан

    Палау

    Палестина

    Панама

    Папский Престол (Государство-город Ватикан)

    Папуа-Новая Гвинея

    Парагвай

    Перу

    Польша

    Португалия

    Пуэрто-Рико

    Реюньон

    Россия

    Руанда

    Румыния

    Сальвадор

    Самоа

    Сан-Марино

    Сан-Томе и Принсипи

    Саудовская Аравия

    Свазиленд

    Северные Марианские о-ва

    Сейшелы

    Сен-Бартелеми

    Сен-Мартен

    Сен-Пьер и Микелон

    Сенегал

    Сент-Винсент и Гренадины

    Сент-Китс и Невис

    Сент-Люсия

    Сербия

    Сингапур

    Синт-Мартен

    Сирия

    Словакия

    Словения

    Соединенные Штаты Америки

    Соломоновы о-ва

    Сомали

    Судан

    Суринам

    Сьерра-Леоне

    Таджикистан

    Таиланд

    Тайвань

    Танзания

    Того

    Токелау

    Тонга

    Тринидад и Тобаго

    Тувалу

    Тунис

    Туркменистан

    Турция

    Уганда

    Узбекистан

    Украина

    Уругвай

    Фарерские о-ва

    Федеративные Штаты Микронезии

    Фиджи

    Филиппины

    Финляндия

    Фолклендские острова (Мальвинские острова)

    Франция

    Французская Гвиана

    Французская Полинезия

    Французские Южные и Антарктические Территории

    Хорватия

    Центральноафриканская Республика

    Чад

    Черногория

    Чехия

    Чили

    Швейцария

    Швеция

    Шпицберген

    Шри-Ланка

    Эквадор

    Экваториальная Гвинея

    Эритрея

    Эстония

    Эфиопия

    Южная Африка

    Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

    Южная Корея

    Южный Судан

    Ямайка

    Япония

    tm.maptons.com

    тепе - это... Что такое Ак-тепе?

  • Тепе-Оба — Тепе Оба …   Википедия

  • Тепе-Кермен — Вид на Тепе Кермен с севера …   Википедия

  • Тепе-Гавра — Тепе Гавра, курд. Tepe Gawra, буквально «великий холм»  древнее поселение в Месопотамии, расположенное невдалеке от места, где позднее возникла ассирийская столица Ниневия, в 25 км к северо востоку от современного города Мосул (ныне… …   Википедия

  • тепе — I (тюрк.), холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тепе, тёбе, тобе, тюбе и др.) слово применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (например, г. Курган Тюбе в Таджикистане …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ (холм — в составе географических названий) — ТЕПЕ (тюрк.), холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тебе, тобе, тюбе и др.) применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (напр., г. Курган Тюбе (см. КУРГАН ТЮБЕ) в… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ (холм из остатков древних строений) — ТЕПЕ, холм из остатков древних, главным образом глинобитных, строений и напластований культурного слоя в Ср. Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ — ТЕПЕ, холм из остатков древних, главным образом глинобитных строений и напластований культурного слоя в Средней Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Современная энциклопедия

  • ТЕПЕ — (тюрк.) холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тебе, тобе, тюбе и др.) применяется в районах распространения тюркских языков. Входит в состав географических названий (напр., г. Курган Тюбе в Таджикистане, поселок… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕПЕ — холм из остатков древних, главным образом глинобитных, строений и напластований культурного слоя в Ср. Азии, на Кавказе (тапа), Ближнем Востоке (тель), в Индии и на Балканах. Тепе возникали в течение тысячелетий; высота до 40 м …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тепе-Гаура —         Тепе Гавра, многослойное поселение 5 2 тысячелетия до н. э., в 25 км к В. от Мосула (Ирак). Раскапывалось американской археологической экспедицией в 1927 и 1931 38. Нижний слой (XX) содержит материал халафской культуры (См. Халафская… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕПЕ-ГАУРА — Тепе Гавра, многослойное поселение 5 2 го тыс. до н. э., в 25 км к В. от Мосула, в Ираке. Раскапывалось амер. экспедицией Э. А. Спайзера в 1927 и 1931 38. Слой XX содержит материал культуры Халаф (5 го тыс. до н. э.; см. Тель Халаф) времени… …   Советская историческая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Ак-тепе — ВиКи

    Ак-тепе (туркм. Ak depe от туркм. ak — хлебные злаки[1] и туркм. depe — бугор, холм[2]) — поселение энеолита и ранней бронзы в южной Туркмении, одновременное с культурой Анау[uz] I-B — III-C (конец 5 — вторая половина 3-го тыс. до н. э.), в 3,6 километрах к юго-западу от Ашхабада, у подножия Копетдага, на правом берегу Ашхабадки[3]. Холм (телль) образовался на ровном месте в результате накопления культурных слоёв. В основном холм состоит из развалин глинобитных домов. Когда такой дом разрушался, на его остатках воздвигался другой такой же; холм тем самым рос[4]. Ак-тепе было последовательно родовой деревней, селищем большой семейной общины, усадьбой малой семьи. Построенное из прямоугольного сырцового кирпича, с лощёной алебастровой штукатуркой стен и пола, жилище последнего периода имело четыре жилые комнаты, хозяйственные помещения, кухню, купальню, домашнее святилище и другие помещения. Обитатели занимались земледелием (зерновые и чечевица), виноградарством и скотоводством, пользовались бронзовыми орудиями, изделиями из алебастра и керамикой ремесленного производства. Ак-тепе хронологически и по уровню хозяйства связан с Анау II, но существенно от него отличается по формам и узорам керамики, несмотря на территориальную близость. Это может говорить о резкой разобщённости смежных племён. Глинобитные дома в Ак-тепе делились, судя по размещению находок, на женские и мужские половины. В первых хозяйственных остатков было много, и керамика преобладала расписная, во-вторых — лишённая росписей. Такая керамика в одновременных могильниках Ирана встречается в мужских могилах[4]. Некоторые вещи происходят из северо-восточного Ирана, типа Шахтепе[en] II и Тепе-Гиссар III[5][6].

    У этого термина существуют и другие значения, см. Актепа.

    Ак-тепе открыли в 1926 году ашхабадские краеведы П. В. Арбеков, Никифоров и Рундау. В 1927 году под руководством сотрудника Ашхабадского музея Владимира Дмитриевича Городецкого (1878—1943) они провели пробные раскопки. Была заложена небольшая выработка в северной части плоской вершины и два шурфа на северо-западном склоне. Было обнаружено большое количество обгоревшего зерна, поэтому телль был назван Ак-тепе (от туркм. ak — хлебные злаки[1]). Самобытный культурный облик Ак-тепе заполнил стратиграфический разрыв между северным и южным холмами Анау. В июне 1927 году Ак-тепе посещают научные профессора Среднеазиатского университета Александр Семёнов и Александр Шмидт. В 1928 году представители Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) Михаил Воеводский и Михаил Грязнов собрали подъемную керамику. В 1929 году Дмитрий Букинич высказался за проведение раскопок Ак-тепе наряду с Анау и Намазга-Тепе. В 1920-х годы Ак-тепе посетил шведский археолог Туре Арне[7].

    В 1930—1931 гг. и 1955—1957 гг. раскапывался Александром Марущенко (1904—1976). Раскопано два верхних слоя и сделан шурф до материкового основания. Ак-тепе возникло во второй половине 5-го тысячелетия до н. э. (Намазга I). Эпоха была заметно влажнее современной, а район памятника подвержен действию селевых потоков. Уровень местности повысился за счет пролювиальных отложений на 3 метра за период от IV тыс. до н. э. (Намазга I) до античности и от античности до наших дней на 0,3 метра. Первоначальное поселение (Намазга I) в значительной мере погребено верхним материком. Был получен керамический комплекс времени Намазга IV. Подтвердился самобытный культурный облик Ак-тепе, где чёрноглиняная керамика (точнее, сероглиняная с чёрным ангобом) преобладает над расписной. Поселение стало исходным для характеристики ранней бронзы Центрального Прикопетдага. «Актепинское время» стало синонимом периода ранней бронзы для памятников в районе Ашхабада. В 1950 году краевед С. А. Ершов провёл сбор керамики. В 1952 году Ак-тепе посетил профессор Борис Куфтин[7].

    При раскопках 1930—1931 гг. обнаружены признаки Ак-тепинского землетрясения, которое произошло около 2 тыс. лет до н. э. Расчёт изосейст землетрясения показал силу сотрясения 9 баллов[3].

    Памятник разрушается местными жителями. По состоянию на 2006 год утрачена половина существовавшего прежде холма времени ранней бронзы[7].

    www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

    Ак-тепе Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Актепа.

    Ак-тепе (туркм. Ak depe от туркм. ak — хлебные злаки[1] и туркм. depe — бугор, холм[2]) — поселение энеолита и ранней бронзы в южной Туркмении, одновременное с культурой Анау[uz] I-B — III-C (конец 5 — вторая половина 3-го тыс. до н. э.), в 3,6 километрах к юго-западу от Ашхабада, у подножия Копетдага, на правом берегу Ашхабадки[3]. Холм (телль) образовался на ровном месте в результате накопления культурных слоёв. В основном холм состоит из развалин глинобитных домов. Когда такой дом разрушался, на его остатках воздвигался другой такой же; холм тем самым рос[4]. Ак-тепе было последовательно родовой деревней, селищем большой семейной общины, усадьбой малой семьи. Построенное из прямоугольного сырцового кирпича, с лощёной алебастровой штукатуркой стен и пола, жилище последнего периода имело четыре жилые комнаты, хозяйственные помещения, кухню, купальню, домашнее святилище и другие помещения. Обитатели занимались земледелием (зерновые и чечевица), виноградарством и скотоводством, пользовались бронзовыми орудиями, изделиями из алебастра и керамикой ремесленного производства. Ак-тепе хронологически и по уровню хозяйства связан с Анау II, но существенно от него отличается по формам и узорам керамики, несмотря на территориальную близость. Это может говорить о резкой разобщённости смежных племён. Глинобитные дома в Ак-тепе делились, судя по размещению находок, на женские и мужские половины. В первых хозяйственных остатков было много, и керамика преобладала расписная, во-вторых — лишённая росписей. Такая керамика в одновременных могильниках Ирана встречается в мужских могилах[4]. Некоторые вещи происходят из северо-восточного Ирана, типа Шахтепе[en] II и Тепе-Гиссар III[5][6].

    Ак-тепе открыли в 1926 году ашхабадские краеведы П. В. Арбеков, Никифоров и Рундау. В 1927 году под руководством сотрудника Ашхабадского музея Владимира Дмитриевича Городецкого (1878—1943) они провели пробные раскопки. Была заложена небольшая выработка в северной части плоской вершины и два шурфа на северо-западном склоне. Было обнаружено большое количество обгоревшего зерна, поэтому телль был назван Ак-тепе (от

    ru-wiki.ru

    Ак-тепе Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Актепа.

    Ак-тепе (туркм. Ak depe от туркм. ak — хлебные злаки[1] и туркм. depe — бугор, холм[2]) — поселение энеолита и ранней бронзы в южной Туркмении, одновременное с культурой Анау[uz] I-B — III-C (конец 5 — вторая половина 3-го тыс. до н. э.), в 3,6 километрах к юго-западу от Ашхабада, у подножия Копетдага, на правом берегу Ашхабадки[3]. Холм (телль) образовался на ровном месте в результате накопления культурных слоёв. В основном холм состоит из развалин глинобитных домов. Когда такой дом разрушался, на его остатках воздвигался другой такой же; холм тем самым рос[4]. Ак-тепе было последовательно родовой деревней, селищем большой семейной общины, усадьбой малой семьи. Построенное из прямоугольного сырцового кирпича, с лощёной алебастровой штукатуркой стен и пола, жилище последнего периода имело четыре жилые комнаты, хозяйственные помещения, кухню, купальню, домашнее святилище и другие помещения. Обитатели занимались земледелием (зерновые и чечевица), виноградарством и скотоводством, пользовались бронзовыми орудиями, изделиями из алебастра и керамикой ремесленного производства. Ак-тепе хронологически и по уровню хозяйства связан с Анау II, но существенно от него отличается по формам и узорам керамики, несмотря на территориальную близость. Это может говорить о резкой разобщённости смежных племён. Глинобитные дома в Ак-тепе делились, судя по размещению находок, на женские и мужские половины. В первых хозяйственных остатков было много, и керамика преобладала расписная, во-вторых — лишённая росписей. Такая керамика в одновременных могильниках Ирана встречается в мужских могилах[4]. Некоторые вещи происходят из северо-восточного Ирана, типа Шахтепе[en] II и Тепе-Гиссар III[5][6].

    Ак-тепе открыли в 1926 году ашхабадские краеведы П. В. Арбеков, Никифоров и Рундау. В 1927 году под руководством сотрудника Ашхабадского музея Владимира Дмитриевича Городецкого (1878—1943) они провели пробные раскопки. Была заложена небольшая выработка в северной части плоской вершины и два шурфа на северо-западном склоне. Было обнаружено большое количество обгоревшего зерна, поэтому телль был назван Ак-тепе (от

    ruwikiorg.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о