Павел Нахимов – российский великий адмирал. Биография
Нахимов Павел Степанович родился 5 июля 1802 года, в небольшом селе Городок, тогдашней Смоленской губернии. Отцом маленького Паши и десяти его братьев и сестер был майор в отставке.В возрасте тринадцати лет, Павел с первого раза поступает на обучение в Морской кадетский корпус города Санкт-Петербурга. Который уже через три года заканчивает шестым в выпуске.
По окончании кадетского корпуса, Нахимов получает звание мичмана и отправляется на службу в Балтийский флот. Именно здесь, Павел Степанович встретит Михаила Лазарева – капитана второго ранга и своего будущего наставника. Вместе они отправятся в кругосветное путешествие на 1084 дня, в ходе которого Нахимов получит бесценный опыт в навигации по просторам Тихого и Атлантического океана. Свое первое участие в бою, Павел Степанович принимает в 1827 году, в качестве командующего батареей на борту знаменитого корабля «Азова». Именно при активном участии Нахимова, российский флот одерживает победу над турецким, во время исторического Наваринского сражения. За смелость и отвагу, проявленные в бою, Павел Степанович был награжден Георгиевским крестом, получил звание капитан-лейтенанта и стал командиром известного военного фрегата «Паллада» (так же почитать о современном паруснике «Паллада»).
Еще одной заслугой адмирала Нахимова стала его победа в Синопском сражении, во время которого Павел Степанович единолично занимался подготовкой Севастополя к обороне. Однако победа досталась адмиралу тяжелой ценой – истинный моряк вынужден был затопить в Севастопольской бухте не один парусник родного Черноморского флота (среди них был и знаменитый парусник Двенадцать апостолов).
Адмирал Павел Степанович Нахимов, трагически погиб 12 июля 1855 года. За несколько месяцев до смерти, Нахимов, единственный из офицеров, не побоялся носить эполеты – знак отличия, который приносил своему обладателю неминуемую гибель. Именно по эполетам снайперы, расстреливающие командование российского флота, находили свою мишень. yachtrus.com«Адмирал Нахимов». 31 августа 1986. Михаил Броун погиб со своими курсантами. — Страницы Лины Городецкой
М. Г. Лившиц, пассажир: «Это был мой седьмой круиз. Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут- сильный удар…»

П. Тураносов, буфетчик на п/х «Адмирал Нахимов»:
В.Г. Марков, капитан п/х «Адмирал Нахимов»: В 22 часа мы отошли от причала. После прохождения буев Пенайской банки я передал управление судном вахтенному помощнику Чудновскому. Ушел в каюту. Посмотрел в иллюминатор: судно справа не увидел, задернул шторы и пошел мыть руки. Затем сел читать роман «Воспламеняющая взглядом». Это об экстрасенсах. Вскоре услышал три коротких гудка. Минуты полторы я подумал: чьи они? Решил, что подавать их может только «Петр Васев». Я сразу выскочил на мостик, надевая на ходу рубаху и бросился на правое крыло. Увидел большое судно, идущее на нас…»
С.И. Сапожников, матрос п/х «Адмирал Нахимов»: …В 22 часа прозвучало: «Палубной команде аврал, занять места по швартовому расписанию». Но сам отход задержался на полчаса из-за опоздания какого-то важного пассажира. И вот, отданы швартовые, буксиры помогли отойти судну от причала, и пароход стал медленно набирать ход. Нас, матросов, еще долго не отпускал второй помощник капитана Чудновский. Его вахта длилась с 20 до 00 часов, и время шло в его пользу, на мостик он явно не спешил. И, как показали дальнейшие события, лучше бы он там и не появился бы в тот вечер. После аврала мы с друзьями переоделись, и, как обычно, собрались на кормовой палубе, где играла музыка и танцевали пассажиры. Пароход светился многочисленными огнями, огромный плывущий остров, который виден за многие мили ночного моря. Я с товарищем стоял у бара и пил кофе. На минуту я вспомнил, что забыл в каюте ключи от кормовой аварийной партии. В мои обязанности входило по тревоге открыть и выдать аварийное имущество. Но вскоре я забыл о тревогах, наслаждаясь музыкой и видом танцующих пар…»

Хочется вспомнить о 423 пассажирах и членах команды круизного лайнера «Адмирал Нахимов», утонувшего 31 августа 1986 года в море около Новороссийска. Помните ли вы эту трагедию черноморского «Титаника»?

…До Новороссийска была Одесса и Ялта, после — намечались Сочи и Батуми. Лето, солнце, отпуск в разгаре. 5 сентября они должны были вернуться в Одессу, вернуться к будням. Но последний день лета стал последним в жизни почти половины пассажиров.
Роковая ошибка, человеческий фактор, стечение обстоятельств… все вместе, как обычно — привело к страшной незабываемой трагедии. После столкновения с сухогрузом «Петр Васев» лайнер затонул в течение семи минут.

Уцелевших пассажиров и членов экипажа лайнера «Адмирала Нахимова», а также тела, поднятые из воды, доставляли в город. Часть пострадавших добрались до берега вплавь, преодолев около четырех километров. Последнего пассажира, оставшегося в живых, доставили в порт к вечеру 1 сентября, через 19 часов после столкновения… Всего были спасены 820 человек. А большинству погибших было от 26 до 40 лет…. Среди них, кстати, и был сорокалетний Владимир Лившиц, о котором в начале этого очерка вспоминает его двоюродный брат. Погибли целые семьи…

10 и 19 сентября 1986 года список жертв в Цемесской бухте пополнился: погибли два водолаза, работавших по поиску и подъему тел из затопленного лайнера. После этого поисковые работы, в которых участвовали более 50-ти лучших водолазов страны, было решено прекратить. По некоторым данным, 64 пассажира и члена экипажа «Адмирала Нахимова» навсегда остались под водой.
Конечно, есть ассоциации с «Титаником». Валентин, мой киевский друг рассказывал мне, что его дядя был в составе оркестра. В это время на корабле еще длилась развлекательная программа. Музыка играла, люди танцевали. Он не успел спастись…Как и многие…
Сам себе вынес приговор второй капитан «Адмирала Нахимов» Александр Рувимович Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.

А капитаны обоих судов остались живы…
Капитан «Нахимова» Вадим Марков после освобождения из заключения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году Марков умер от рака.

А вот капитану «Петра Васева» Виктору Ткаченко приговор вынесло море…

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль.
В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен Виктор Ткаченко в Тель-Авиве.

***
Читая о трагедии, изучая фотографии погибших я заинтересовалась судьбой одного человека. Михаил Абрамович Броун был руководителем практики курсантов Одесской Мореходной школы. Он погиб вместе с пятью своими учениками.

Рассказать о нем, и его судьбе хочется отдельно. Этот материал был опубликован в журнале «Люди и судьбы» харьковским автором Владимиром Пелевиным:
Передо мною выписка из личного дела Машея Абрамовича Броуна. Родился он 18 июля 1924 года в Харькове в еврейской семье. Родители проживали по ул. Рымарская, 26 кв. 13. Отец Абрам Моисеевич и мать Хана Ароновна — уроженцы Кировоградской области. До революции отец работал наборщиком в типографии, в советское время долго был начальником наборно-печатного цеха типографии завода № 135.
Будущий капитан дальнего плавания в годы войны работал жестянщиком на номерных военных заводах Нижнего Тагила и Перми. В 1952-м он закончил судоводительский факультет одесской мореходки.
А дальше записи в личном деле отдела кадров Черноморского морского пароходства одна интереснее другой: в 1958 году принимается в члены КПСС, не будучи в комсомоле; в 1968-м (в сорок четыре года) заменяет имя Машей на Михаил. К судебной ответственности не привлекался и родственников за границей не имел. Не потому ли так красноречива следующая запись: «В период работы на судах загранплавания ЧМП и Новороссийского морского пароходства с 1952 по 1972 годы побывал почти во всех странах мира»! И только после этого появляется запись: «Допущен к загранплаванию комиссией при Одесском обкоме КП Украины 13.09.1978 г. Протокол № 37».
Более двадцати лет Михаил Броун подменяет помощников капитана и самого капитана, не имея «своего» судна, что уже само по себе вызывало не только сочувствие, но и уважение к его долготерпению. В конце 1972 года под надуманным предлогом (надо полагать, чтобы не ссылаться на известную «пятую графу») его списывают на берег.
Именно с этого времени вплоть до своей гибели на «Адмирале Нахимове» Михаил Абрамович работал мастером производственного обучения курсантов Одесской мореходной школы. Он подготовил для флота сотни высококвалифицированных матросов, за что получил благодарности, награды и ценные подарки.
В свои 62 года Михаил Абрамович летом 1986-го оказался на теплоходе «Адмирал Нахимов» как руководитель практики курсантов — мальчишек из мореходного училища. В момент столкновения с грузовым судном «Петр Васев» М. А. Броун, по свидетельству оставшихся в живых коллег, находился на верхней палубе. Неоднократно принимавший участие в тренировочно-спасательных учениях судовых экипажей, он просто обязан был выжить в катастрофе. Этого не произошло, и тогда пошла гулять версия, что капитан Броун струсил и не прыгнул за борт, боясь утонуть. Среди тех, кто выжил, и тех, кто утонул, его не оказалось. В это просто не могли поверить жена и хорошо знавшие Михаила Абрамовича друзья. Они предположили, что он не стал спасаться и прыгать за борт стремительно погружающегося в море теплохода, а бросился, несмотря на смертельную опасность, спасать своих курсантов, которые находились в помещениях одной из самых нижних палуб.
Поиск погибших уже был прекращен, когда Аза Борисовна Броун обратилась к Гейдару Алиеву, возглавлявшему правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, с просьбой возобновить свернутые работы. Оказывается, жена капитана бывала в рейсах на этом судне, поэтому могла подсказать спасателям, где на затонувшем теплоходе надо было искать ее мужа и курсантов. Так и вышло: водолазы-спасатели нашли руководителя практики и нескольких курсантов на одном из трапов, ведущих наверх с нижней палубы… Капитан-наставник думал не о себе. Ценой собственной жизни он пытался спасти своих учеников. Так кто Михаил Броун после этого, трус или герой?
Казалось, появились все основания с почестями похоронить преподавателя, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Да, предполагалось провести в мореходной школе траурный митинг, торжественно проститься с погибшим. Но ничего этого не было. Произошло нечто непонятное и оскорбительное для семьи, друзей и всей Одессы.
Вот строки из обращения к Президенту Украины Л.Д.Кучме от 29.12.1997:
«Я, жена капитана дальнего плавания Броун Аза Борисовна, еврейка по национальности, и мой муж Броун Михаил Абрамович вдоволь натерпелись от дискриминации в отношении лиц еврейской национальности в Черноморском пароходстве во время, когда им руководил так называемый «ленинец» Данченко. Именно в эти годы высококвалифицированный капитан — мой муж, был низведен до уровня рядового, и ему пришлось работать преподавателем в мореходной школе. Во время трагедии с т/х «Адмирал Нахимов» мой муж погиб как настоящий герой: он не бросился за борт, спасая себя, как это сделали другие, а бросился вниз к своим воспитанникам-курсантам, чтобы спасти их. Внизу, на самой нижней палубе, он успел собрать курсантов и с ними пробивался на верхнюю палубу. Но они не успели, поскольку теплоход продержался на плаву после столкновения не более пяти минут».Итак, тела капитана и курсантов были найдены и подняты на поверхность. Оставалось отдать им последние почести. Но… «Сохраняя традиции дискриминации, новое руководство пароходства продолжило линию издевательств даже над мертвым, — написала в своем обращении Аза Борисовна. — Вначале намеревались гроб с телом моего мужа поставить в здании мореходного училища, чтобы курсанты могли проститься с ним. Но этого не произошло. Гроб привезли во двор дома, где я проживаю, и бросили его, никого при этом не предупредив, в том числе и меня, жену…».
Есть все основания полагать, что такое отношение к заслуженному человеку связано не только и не столько с национальностью Михаила Абрамовича. Михаил Абрамович Броун был опальным капитаном и в открытую возмущался пароходскими беспорядками.В конце концов харьковчанин Михаил Броун был похоронен. Его могила находится на центральной аллее Слободского еврейского кладбища Одессы. На мраморной плите — фото человека в морской форме: почти вся жизнь и трудовая деятельность уроженца сухопутного Харькова была связана с морем. И похоронен он в приморском городе.
Я не знаю, продолжает ли проживать в Харькове его родной брат Олег Абрамович, 1926 г.р., и жив ли он вообще, но мне известно, что у Михаила Абрамовича есть дочь Ирина и сын Владислав, любимая внучка, и что несколько лет назад семья капитана эмигрировала в США.
Дом, в котором жил Михаил Броун (ул. Рымарская, 26. Харьков).
Фото Л. ЛеонидоваВ роковом рейсе отставной капитан руководил плавпрактикой курсантов «шмони», школы морского обучения. Когда на лайнере погас свет, Михаил Абрамович не прыгнул за борт, а побежал вниз, к подопечным, — будущие мотористы, как водится, ютились на самой нижней палубе. Капитан Броун вел своих салажат кратчайшим путем через аварийный выход машинного отделения, но люк оказался заварен…
Тела погибших практикантов и их руководителя водолазы извлекли через вырез в борту.
На могильной плите уже пятнадцать лет парит чайка, душа моряка, вдали зловещий силуэт двухтрубного «Нахимова».Михаил Абрамович порывался взять в учебный рейс внучку, но, к счастью, не взял. Говорят, он был идеальным дедушкой.
***
А вообще, за месяц до гибели лайнера, специальная комиссия Черноморского пароходства, обследовав состояние «Адмирала Нахимова», пришла к выводам, что шестидесятилетнее немецкое судно пора списывать. Однако пароходство все же решило отправить его в августе в круиз, который планировался как последний. На нем, кстати, перед сдачей корабля в металлом планировалось снимать художественный фильм «Катастрофа»…

Трагедия на «Адмирале Нахимове» произошла 31 августа в 23ч 20 мин.
Фотографии этих людей представлены на сайте памяти пассажиров «Адмирала Нахимова». Они были из разных городов и республик Советского Союза, были разных национальностей. В большинстве своем — незнакомые между собой люди. Объединила их одна большая трагедия, одна Судьба на всех…

О памятнике, посвященном жертвам черноморской катастрофы рассказано на сайте памяти «Адмирала Нахимова» и его пассажиров:
…Через год после катастрофы, на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова», был установлен памятный знак дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа.
Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР. Если раньше их было по 150-100 человек и нужно было по 2-3 катера, они выходили к месту гибели парохода, чтобы возложить на братскую могилу венок, то теперь их все меньше и меньше. Черноморского пароходства, которому принадлежал пароход «Адмирал Нахимов», больше не существует…
С 1997 года ежегодно, 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на «Адмирале Нахимове» — «Нахимовец» под руководством Г.В. Андриевской организует «вахты памяти» — поездки в город-герой Новороссийск.
Каждый год, 31 августа, в 10 часов от причала на набережной морвокзала отходит катер. Люди, потерявшие в этой катастрофе своих родителей, детей, внуков, друзей отправляются в море — на место, где до сих пор на дне лежит погибший пассажирский лайнер, чтобы опустить на воду венки. У всех пассажиров катера в руках цветы. По прибытию на место катастрофы, катер ложится в дрейф…
Объявляется минута молчания…
…Включив сирену, катер начинает описывать круги вокруг места гибели судна. На воду летят цветы. Через некоторое время небольшой участок моря будет весь покрыт венками и цветами. После, на берегу, состоится поминальный обед.
Вечером автобус с людьми отправится на мыс Дооб, к памятнику. Здесь, спустившись на несколько ступенек вниз, каждый найдет дорогое для себя имя и будет украшать его венками из цветов и зажигать свечи.
Отсюда, поздним вечером открывается прекрасный вид на Цемесскую бухту и город Новороссийск. Но большинству из тех людей, находящихся в этот момент здесь, вновь покажется сияющий огнями, выходящий из бухты «Адмирал Нахимов», когда еще ничего не предвещало беды. И повернуть бы время вспять, и проплывет мимо мыса Дооб пассажирский пароход — дальше, на юго-восток, в порт Сочи… И все останутся живы…
Когда часы покажут ровно 23 часа 20 минут — включатся сигналы и сирены, зажгутся огни. В эти минуты каждый еще раз помянет своих близких, трагически погибших в ночь на 1 сентября 1986 года.
Прошло тридцать лет…

Светлая память всем им , чья жизнь так жестоко и бессмысленно оборвалась.

Вам понравилось прочитанное? Буду рада, если поделитесь с друзьями. Спасибо!
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
linagor.wordpress.com
Тайна гибели советского круизного лайнера «Адмирал Нахимов» (13 фото) . Чёрт побери

Круизный лайнер *Адмирал Нахимов*
1986-й год был богат на катастрофы и добавил в историю СССР несколько трагических страниц. Речь идет не только о Чернобыле. 16 февраля 1986 г. потерпел крушение советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов». Тогда погиб один человек, но через полгода случилась еще одна трагедия, которая унесла жизни 423-х человек. 31 августа 1986 г. Теплоход «Адмирал Нахимов» в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев» получил пробоину и затонул в течение 7 минут. О загадочных причинах этой катастрофы спорят до сих пор, ведь многие уверены в том, что трагедии можно было избежать.

Лайнер, повторивший судьбу всех кораблей с таким названием
29 августа 1986 г. лайнер вышел в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Длился круиз всего неделю, пассажиры должны были вернуться 5 сентября. Благополучно преодолев часть маршрута, «Адмирал Нахимов» 31 августа в 14:00 прибыл в Новороссийск. Отправление было запланировано на 22:00. Однако после того, как судно покинуло порт, его неожиданно остановили и задержали на 10 минут – из-за опоздавшего генерал-майора Крикунова с семьей. Эти 10 минут стали роковыми.

*Адмирал Нахимов* в Новороссийске, 1981
Судно направилось к выходу из Цемесской бухты, в то же время навстречу лайнеру в бухту следовал сухогруз «Петр Васев», перевозивший зерно. Поскольку суда сближались на пересекавшихся курсах, то, которое было слева, то есть «Адмирал Нахимов», должно было уступить путь. Но капитану сухогруза предложили пропустить теплоход, на что тот дал свое согласие. Оба корабля вышли на связь друг с другом и подтвердили маневр.

Ресторан на теплоходе *Адмирал Нахимов*

Бар на теплоходе *Адмирал Нахимов*
Капитан сухогруза Виктор Ткаченко не видел повода для беспокойства – он полагался на САРП (систему автоматической радиолокационной прокладки курса). Данные устройства не показывали опасного сближения, в то время как его уже было видно невооруженным глазом (как потом выяснилось, локатор мог искажать расстояние до сотни метров). Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» капитан Ткаченко отдал слишком поздно.

Последние часы *Адмирала Нахимова* перед катастрофой, 31 августа 1986
В 23:12 произошло столкновение судов почти под прямым углом. Сухогруз протаранил правый борт теплохода, образовав пробоину величиной около 10 метров. При этом лайнер продолжал движение по инерции, из-за чего пробоина увеличилась в размерах. Вода за несколько секунд заполнила машинное отделение, и судно пошло ко дну. Все, что успели члены команды за эти 7 минут, – спустить на воду несколько надувных плотов. Многие в воде попали под винты сухогруза, продолжавшие работать. Из 897 пассажиров и 346 членов экипажа погибли 423 человека.

Лайнер, повторивший судьбу всех кораблей с таким названием
Позже специалисты пришли к выводу, что для того, чтобы два судна разошлись, не хватило всего 6 секунд. В этой катастрофе было много странных обстоятельств. Видимость была стопроцентной. Оба капитана считались опытными моряками. Но Марков не объявил тревогу, а Ткаченко доложил о столкновении начальнику порта только в 24:31, и помощь пришла через 2 часа после катастрофы. К тому же из-за жары были открыты иллюминаторы в каютах вблизи ватерлинии, а перед выходом из порта, вопреки правилам, оставили открытыми клинкетные двери в поперечных переборках, и вода, хлынувшая в пробоину, заливала один отсек за другим. Все это ускорило затопление судна.

Круизный лайнер *Адмирал Нахимов*

Модель теплохода *Адмирал Нахимов*
Те, кто не верил рациональным объяснениям, искали мистические причины. Дело в том, что это было не первое судно с таким названием. В 1897 г. грузовой пароход «Адмирал Нахимов» затонул у берегов Турции во время шторма. Название перешло к одному из броненосных крейсеров, который был затоплен во время военных действий в 1905 г. В 1925 г. в Германии построили пароход «Берлин», сначала перевозивший пассажиров и грузы, а во время Второй мировой войны служивший госпитальным судном. В 1945 г. он подорвался на мине и пошел ко дну, в 1946 его подняли на поверхность и восстановили, он перешел СССР в счет репараций. В 1957 г. лайнер вышел в плавание под названием «Адмирал Нахимов». Говорили, что он был обречен – все корабли, носившие имя погибшего адмирала, ушли на дно.

Трофейный *Берлин*, ставший впоследствии *Адмиралом Нахимовым*

Трофейный *Берлин*, ставший впоследствии *Адмиралом Нахимовым*
Оба капитана пошли под суд. Вадима Маркова обвинили в том, что он, вопреки правилам, во время расхождения судов находился не на мостике «Адмирала Нахимова», а в каюте, передав управление второму помощнику Чудновскому. А капитана сухогруза Ткаченко признали виновным в том, что, понадеявшись на показания приборов, он не оценил ситуацию визуально и проигнорировал опасность. Обоих приговорили к 15 годам лишения свободы, но через 6 лет обоих помиловали. Ткаченко взял фамилию жены и переехал с семьей в Израиль. В 2003 г. он погиб, по иронии судьбы, в результате крушения яхты. В 2007 г. капитан Марков скончался от рака.

Лайнер, повторивший судьбу всех кораблей с таким названием

Памятник погибшим на теплоходе *Адмирал Нахимов*, мыс Дооб
С тех пор лайнер называют советским «Титаником».
chert-poberi.ru
Круиз смерти. Крушение «Адмирала Нахимова» стало «советским Титаником» | История | Общество
Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.
31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.
Трофейный «Берлин»
Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.
С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.
«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.orgПрестижный отдых и специальные операции
«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.
В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.
Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.orgРейс Одесса – Батуми – Одесса
29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.
Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков, опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.
Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко, который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.«Пётр Васёв» идёт навстречу
С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.
На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.
В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому, который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.
Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.
«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org«Работать немедленно назад!»
Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.
Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».
«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут
Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.
Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.
Гибнущих людей спасали более 60 судов
Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.
В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.
Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.
В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.
Кто виноват?
Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым, а вместе с ней и многочисленная следственная группа.
Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова, куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.
За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».
Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.
Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.
Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.
Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.
www.aif.ru
Тайна гибели «Адмирала Нахимова» » Военное обозрение

30 лет назад, 31 августа 1986 года, в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». В 23 часа 12 минут балкер «Петр Васев» столкнулся с «Адмиралом Нахимовым». Лайнер получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и в течение 7-8 минут он затонул. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов.
Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный. Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек. Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.
С началом Второй мировой войны использовалось как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде, «Берлин» подорвался на мине, и судно оказалось притопленным. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года. Затем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», а позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. С 1949 по 1957 гг. «Адмирал Нахимов» проходил капитальный ремонт в ГДР.
С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий. Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке. Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.
Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.
В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.
А в 23 часа 12 минут произошла трагедия — странное столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом (выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна) ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.
«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л. Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.
В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.
По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.
На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.
Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.
Также отмечалось, что до самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). И прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.
Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли. Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.
Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия. Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа), которые в целом вели к дестабилизации общества и разрушению советской цивилизации. А это было выгодно внешним и внутренним врагам Советского Союза.
Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.
topwar.ru
Мистика «Нахимова» (4 фото)

Почти все суда, носившие имя адмирала Нахимова, потерпели кораблекрушение. Первой в этом списке оказалась грузовая шхуна, построенная в Одессе в 1895 году и перевозившая зерно к берегам Турции, которая через два года после спуска на воду во время шторма затонула вместе с экипажем неподалеку от пролива Босфор.
МОРЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Вторым стал броненосец «Адмирал Нахимов», который во время Цусимского сражения в 1905 году получил несколько пробоин, но не пошел ко дну.
Корабль окружили японские миноносцы и предложили сдаться, однако командир крейсера Н. Родионов высадил команду в спущенные шлюпки, открыл кингстоны и вместе с крейсером пошел ко дну. Как говорят, история оказалась не чужда мистики, поскольку капитана напором воды выбросило наверх, и он остался жив.
Третьим в списке был легкий крейсер «Адмирал Нахимов», заложенный на верфях Николаева в 1912 году. С самого начала его преследовали различного рода неприятности. Так, например, еще не до конца достроенный корабль отступающие бело-
гвардейцы решили буксировать до Одессы, но поторопились и прочно посадили его на мель.
Достроили корабль лишь при Советах в 1926 году, решив дать ему новое название — «Червона Украина», однако мистическое проклятие первого имени за ним сохранилось. 12 ноября 1941 года корабль погиб во время прямого попадания немецкой авиабомбы, когда он находился на рейде в Цемесской бухте.
Следующий крейсер «Адмирал Нахимов», построенный уже после Великой Отечественной войны, в 1950-х годах, был использован для испытания глубинной атомной бомбы, которую взорвали под его днищем. Корабль уцелел, но начал «светиться» в результате сильного радиоактивного заражения. Дезактивация не помогла, и крейсер употребили в качестве мишени, расстреляв ракетами в июне 1961 года.

Продолжило трагический перечень гражданское научно-исследовательское судно «Нахимов», которое при загадочных обстоятельствах затонуло у причала. В 1973 году оно сильно обледенело и перевернулось. Спаслась только половина экипажа.
Шестым в мрачном списке оказался большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов», построенный в 1971 году на верфях в Ленинграде. В 1986 году на маневрах в условиях плохой видимости корабль столкнулся с нашей подводной лодкой и, получив огромную пробоину ниже ватерлинии, с большим трудом добрался до базы. Начатые было ремонт и модернизация судна были признаны нецелесообразными, и в 1993 году корабль был продан частной индийской компании на металлолом.
Однако его злоключения не закончились, поскольку в том же году, по пути к месту его разделки, судно село на мель. Установлено, что еще задолго до списания злополучного судна на нем постоянно случались различного рода мелкие аварии — то начинали отказывать приборы, то кто-нибудь из команды вдруг падал за борт. Многие утверждали, что неоднократно видели в нижних помещениях корабля призрак моряка в старинной матросской робе, что добавляло мистики всей этой истории…
Последним на сегодняшний день случаем оказалась трагическая история с буксиром «Адмирал Нахимов», который по неизвестной причине перевернулся и затонул в Азовском море в начале декабря 2003 года.
Никто из находившихся на нем людей не утонул — всех пострадавших выловило проходившее мимо судно. Специалисты не могли списать это на шторм, поскольку волнение моря в то время не превышало двух баллов и не могло быть причиной аварии.
САМАЯ СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА
Но самой значительной по количеству жертв стала катастрофа, случившаяся в 1986 году с круизным лайнером «Адмирал Нахимов», направлявшимся из Новороссийска в Сочи и под завязку набитым туристами. В Цемесской бухте он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев».
Сам «Васев» почти не пострадал, а «Адмирал Нахимов» получил гигантскую пробоину и в течение нескольких минут ушел на дно, утянув за собой 423 человек, причем некоторые пассажиры, упавшие с палубы, были просто изрублены винтами работающего двигателя. Капитан злополучного корабля остался жив, хотя совсем не умел плавать…

Уже после катастрофы установили, что на судне был недостаток спасательных шлюпок, а те, которые имелись, сильно проржавели и даже приржавели к своим стойкам: оторвать их от палубы было практически невозможно. Да и окажись исправных шлюпок достаточно, ими бы успели воспользоваться очень немногие, поскольку лайнер ушел на дно за 8 минут.
Во время исследования утонувшего корабля погибли два водолаза, после чего все поисковые работы на дне были прекращены. Сегодня весь район крушения лайнера в радиусе около полукилометра официально считается местом захоронения жертв катастрофы, где запрещены какие-либо работы, нарушающие покой мертвецов.
За несколько месяцев до трагедии ленинградское издательство «Судостроение» издало книгу Уолтера Лорда «Последняя ночь», повествующую о гибели «Титаника», несколько экземпляров которой водолазы потом обнаружили среди вещей пассажиров. Не случайно этот корабль называли «русским «Титаником».
Любопытно и вот что: незадолго до крушения киностудия «Мосфильм» зафрахтовала это судно для съемок художественного фильма «Катастрофа».

После ужасной трагедии с круизным лайнером «Адмирал Нахимов» новоафонские монахи вспомнили о давнем пророчестве старца Тихона. Дело в том, что неподалеку от Новороссийска большевики в свое время утопили баржу с 400 монахами. И старец якобы предрек тогда, что на месте трагической расправы через 50 с лишним лет случится самая крупная на Черном море катастрофа…
Уцелевшие после трагедии пассажиры вспоминали, как на корабль прилетели и сели на мачту два аиста, которых не пугала ни музыка из бара, ни человеческие голоса. В это время один из пассажиров произнес: «Птицы сидят порознь — это к разлуке…» Чуть позже при крушении лайнера у этого пассажира погибли жена и ребенок.
В наши дни существует только один корабль с этим мистическим именем — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», который, правда, с 1999 года находится на модернизации и ремонте, а его атомные реакторы заглушены.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Парапсихологов давно интересует мистика «Нахимовых». Надо сказать, в истории морского флота подобное случалось не так уж и редко. Это явление относится исследователями к разряду синхронности — редкой и необъяснимой с позиций официальной науки и самого здравого смысла согласованности событий, их повторяемости во времени в различных вариантах.
По одной из наиболее известных версий, корабли с названием «Адмирал Нахимов» стали жертвами «проклятия имени».
В чем же вина Павла Нахимова?
Известно, что П. С. Нахимов был истинным патриотом России, не мыслил жизни без моря, отдав флоту все свои духовные устремления, денежные сбережения и все свое свободное время. Того же он ждал и требовал от своих подчиненных, удивляясь, что кто-то думает и ведет себя иначе.
Для него было страшным ударом решение командования затопить русские военные корабли на входе в Севастопольскую бухту во время Крымской войны в 1854 году, чтобы преградить ими путь к берегу англо-французской эскадре. Но иного пути для России в то время не было.
Потрясенный до слез, адмирал в окружении большого количества офицеров и матросов якобы в сердцах воскликнул: «Никогда больше ноги моей не будет на палубе корабля!..» Так и случилось: вскоре прославленный адмирал погиб от пули французского стрелка.
Существует предположение, что после затопления российских кораблей испытывающий сильнейшую душевную боль Нахимов начал намеренно искать смерти на редутах побережья, куда перенаправили все пушки с обреченных кораблей. Нахимов, находясь в состоянии душевного слома, называл себя малоуспешным адмиралом и просил не давать его имя каким-либо судам…
nlo-mir.ru
Небывалая трагедия в море или судьба лайнера «Адмирал Нахимов» (пароход «Berlin»)

На глубине 47 м в Цемесской бухте Черного моря не слышен шум винтов проходящих мимо кораблей. Здесь всегда тихо, холодно и темно как в самой настоящей могиле, но это и есть одна огромная могила длиной в 174 метра, в которой до сих пор покоятся останки пассажиров парохода с гордым именем «Адмирал Нахимов».
Именно так называлась когда то эта огромная и уже никому не нужная груда железа, погубившая 24 года назад 423 человеческих жизни. Сейчас тут лежат лишь те, кого так и не удалось отыскать и поднять на поверхность — 64 человека. Мужчины, женщины, дети, старики. Все они обречены остаться в этой пучине вместе с кораблем, невольно ставшим одновременно и их убийцей и надгробным памятником, над которым никогда не будет выбита дата их смерти — ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года 23 часа 20 минут.
Сегодня мало кто знает, что пароход «Адмирал Нахимов», когда-то носил совсем другое имя и ходил под другим флагом. Судно было построено на немецких верфях в Лоббендорфе 25 марта 1925 года, и тут же стал гордостью Германии, получив соответствующее название «Berlin». В течение 14 лет пароход исправно служил сугубо мирным целям — перевозя пассажиров и грузы в Нью-Йорк и обратно. С началом второй мировой войны судно было переоборудовано в военный госпиталь, и в этом новом для себя качестве 31 января 1945 года пароход идет ко дну, подорвавшись на мине в Поморской бухте Балтийского моря.
пароход «Berlin»


В ночь 31 декабря 1946 года на 1 января 1947 года пароход «Berlin» поднимают на поверхность, но раздается взрыв фугаса и корабль тонет во второй раз.
17 сентября 1947 года его поднимают снова, проводят восстановительные работы и в 1957 году судно вновь выходит в плавание, но уже под флагом СССР и под другим именем «Адмирал Нахимов». Выходит что к 1986 году судну пошел седьмой десяток, но тем не менее его продолжали рекламировать как современный лайнер. Перед началом киносеансов в кинотеатрах страны прокручивали ролик об отдыхе на борту корабля, благодаря которому множество любителей морских путешествий буквально штурмовали туристические агентства в надежде приобрести путевку на пароход «Адмирал Нахимов». Немудрено, что путевки заканчивались за полгода до начала летнего сезона. На свадьбу молодоженам вручить такой подарок тоже считалось прекрасным подарком.
пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» фото


лайнер «Адмирал Нахимов» в порту Ялта

на борту «современного» парохода



В порт Новороссийск пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» прибыл 31 августа 1986 года ровно в 14:00, строго по расписанию. Позади, остались порты Одесса, Ялта. Впереди ждали — Сочи, Батуми и возвращение в Одессу, где и должен был закончиться этот круиз, последний в сезоне.
Пароход «Адмирал Нахимов» был набит до отказа. Вместе с командой в каютах разместились 1243 человека. Пассажирский лайнер пришвартовался напротив входа в Морвокзал. До отхода в Сочи было целых 6 часов. Оставаться в каютах было, по меньшей мере, глупо.
Ровно в 22:00 к лайнеру подошел буксир. Был убран трап. Едва корабль начал движение, как раздалась команда «СТОП». Из подъехавших четырех автомобилей «Волга» черного цвета вышел импозантный мужчина в форме с женой и двумя детьми.
Через 10 минут пассажирское судно продолжило маневр. Это был генерал-майор Крикунов — начальник управления КГБ по Одессе и Одесской области. Как ни странно это прозвучит, но именно этот человек невольно стал одним из первых и одним из последних звеньев той самой роковой цепочки событий, которые уже через один час закончатся небывалой трагедией. Можно только догадываться, что чувствовал Вадим Марков капитан парохода «Адмирал Нахимов» скомандовав «СТОП». Ведь он задержал корабль непросто ради генерала КГБ, он это сделал ради человека, из-за которого два года назад рухнула его карьера.
Сияя огнями лайнер «Адмирал Нахимов» покинул Новороссийск. На корабле зазвучала музыка, начались танцы. В этот последний летний вечер город беззаботно отмечал наступление осени. Также беззаботно и весело проводили время пассажиры лайнера.
катастрофа в море
Еще в порту капитану сообщили, что к Новороссийску со стороны Босфора приближается другое судно «Петр Васев» с грузом зерна на борту и по всем расчетам выходило, что у мыса Дообский курсы обоих кораблей должны пересечься. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т. е. лайнер «Адмирал Нахимов», но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили друг от друга вахтенный лайнера еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.
Оба судна сближались. На капитанском мостике вахту нес второй помощник капитана Чудновский, когда Вадим Марков вдруг развернулся и не сказав ни слова покинул мостик, отправившись в свою каюту. Почему капитан в такой критический момент оставляет Чудновского, к тому же уже начинавшего паниковать в одиночку управлять судном, для этого нужно вспомнить историю появления Маркова на корабле. Сюда он был направлен в наказание, когда он прибыл из Лондона. На партийном собрании в Черноморском пароходстве его подвергли серьезной критике, одним из выступавших и был Чудновский. Марков этого не забыл и мстил ему при каждом удобном случае.
Веселье на корабле не прекращалось. Однако вскоре подул легкий норд-ост и народ с палуб постепенно стал перебираться в кинозал. К этому времени между лайнером «Адмирал Нахимов» и сухогрузом «Петр Васев» оставалось 1,5 мили. Вахтенный на пароходе уже несколько раз запросил по радио: «Так вы уступаете нам дорогу или нет», на что был получен ответ в несколько грубой форме «Чего вы морочите голову. Мы вам уступаем дорогу, идите себе спокойно». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко, действительно не видел абсолютно никакого повода для беспокойства. Он стоял у включенного радиолокационного прибора, и не отрываясь смотрел на экран. Невероятно, он так ни разу и не поднял головы, чтобы взглянуть на то, что твориться у него прямо по курсу и при этом не обращал ни какого внимания на неоднократные доклады третьего помощника, который в отличие от Ткаченко собственными глазами видел приближающейся пароход «Адмирал Нахимов» освещенный всеми огнями.
Между тем пассажиры по-прежнему веселились. Марков у себя в каюте с увлечением читал книгу Стивена Кинга, не зная о том, что через считанные минуты он сам окажется одним из участников уже не выдуманного, а реального ужаса.
Корабли же неотвратимо сближались, и между ними оставалась всего 1 миля.
Вахтенный офицер лайнера, крича дал команду, отвернуть от курса, но всего на 5 градусов, а затем на 10 градусов, нарушая при этом правила судовождения: «…судоводитель, увидев прямо по курсу препятствие должен резко изменить курс с максимально большим углом». В этот момент капитан предчувствуя неладное, отшвырнул книгу и появился на капитанском мостике. В это же самое время и капитан сухогруза, отрывая взгляд от экрана САРП (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса) начал стремительно бледнеть. Чудновский крикнул в трубку Ткачеву: «Дайте полный назад» и капитан, повинуясь эмоциям, отдал такую команду. Но грузовое судно продолжало двигаться по инерции со скоростью 10 узлов, так как под действием сил гидродинамики руль сухогруза оказался бесполезен. Столкновение было неизбежно. Прозвучало два глухих удара.
В первые 2-3 минуты коридоры парохода были пусты. Лишь те пассажиры, которые в момент столкновения находились на палубах правого борта, ощутили на себе силу удара в полной мере. Но даже сбитые с ног и кричащие от ужаса все еще не понимали и не осознавали до конца всей тяжести случившегося.
Не понимал этого и капитан Марков, поэтому и не нажал кнопку общего сигнала тревоги. Тем самым лишил многих пассажиров и членов своей команды дополнительных шансов на спасение. Свет в помещениях погас окончательно.
Не проявил мужества и капитан сухогруза — Виктор Ткаченко.
Что лайнер «Адмирал Нахимов» обречен, стало ясно спустя 3 минуты и капитанам и пассажирам. Народ побежал в попытке спастись с тонущего корабля. Люди стали прыгать за борт кто находился на верхних палубах. С нижних палуб пассажиры пытались пробраться наверх.
Столкновение кораблей произошло в 23 часа 12 минут в 2 милях от мыса Дообский, а в 23:20 пароход затонул, спустя каких-то 8 минут.
По коридорам метались в поисках выхода обезумившие от страха люди. Они бежали к ограждениям и падали вниз, разбиваясь о вздыбленный борт.
Чудновский, закрывшись в своей каюте, ушел на дно вместе с кораблем. Ему хватило 8 минут, чтобы выдвинуть против себя обвинения, вынести приговор и самому же исполнить. Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 м, утянув за собой сотни людей не успевших покинуть корабль. Всплыть на поверхность кому-то еще удавалось, а вот вынырнуть из воды, пробившись сквозь месиво тел, вылившейся литры мазута, краски, масла и сделать живительный глоток воздуха на это хватало сил лишь не многим.
В ту страшную ночь перемешалось все: подлость, трудность, самый настоящий героизм и самопожертвование. Стюардессы отдавали свои спасательные жилеты прекрасно понимая, что тем самым обрекали себя на гибель и они погибали. Люди тонули один за другим. Тонули даже те, кто был в спасательных жилетах, потому что одевал их неправильно — обратной стороной в итоге они оказывались лицом вниз. У кого-то сдавали нервы, начиная отчаянно барахтаться в воде, они бессмысленно растрачивали силы и в итоге также уходили ко дну. Кто-то тонул, захлебнувшись краской и мазутом.

Благодаря умелым действиям боцмана В. Г. Лободы и курсантам мореходной школы, проходившие морскую практику на судне, было спасено несколько десятков человек. Они выбрасывали за борт спасательные плоты и жилеты. Пассажиры, которые еще оставались на плаву в надежде смотрели на огни Новороссийска, откуда не могло не прийти спасение, больше им надеяться не что и не на кого.
В порту Новороссийск его капитан Георгий Попов не побоялся подобно Маркову обвинению в паникерстве и приказал всем судам, находившимся в ту ночь на рейде и в порту немедленно следовать в район катастрофы. Кстати, он даже не догадывался, что корабль уже затонул, об этом он узнал спустя 40 минут, а Ткаченко понадобилось целых 40 минут, чтобы собраться с духом, и наконец, сказать правду и ту частичную. Людей спасали буквально за секунду до гибели, выхватывая обмякшие тела уже из-под воды практически с того света. В ту ночь подняли из воды 820 человек. Спасенных могло быть больше, если бы с сухогруза спустили трап.
Всех спасенных людей привозили к причалу Морвокзала, также ярко освещенному как и несколько часов назад, когда здесь стоял готовый к отплытию белоснежный лайнер «Адмирал Нахимов», только вместо веселой музыки теперь всюду звучали крики и плач. Люди метались по причалу, вглядывались в лица друг друга, пытаясь отыскать мужа, жену, детей, но такое счастье выпадало не многим.
Первая информация о гибели парохода «Адмирал Нахимов» прозвучала только в дневном выпуске «Новостей», сообщать стране еще не пришедшей в себя после Чернобыльской катастрофы не рискнули. О том что в этой катастрофе было множество жертв страна догадалась, когда в газете «Правда» от имени правительства, наконец, появились официальные соболезнования родственникам и близким погибших. Это случилось только через 5 дней.
Последнего спасенного пассажира доставили в 18:00 1 сентября. На этом спасательный этап операции был завершен. Настало время следующего — самого горестного и тяжкого — поиск погибших.
официальные и неофициальные версии затопления лайнера «Адмирал Нахимов»
Официальной версией быстрого затопления корабля стали открытые клинкетные двери, которые отделяют друг от друга отсеки. Но собственное расследование катастрофы, которая привела к многочисленным жертвам, провел Давид Чапкис, проходивший практику на лайнере «Адмирал Нахимов». Он уверен, что в любой катастрофе существует множество причин, которые в совокупности приводят к трагическим последствиям.
сухогруз «Петр Васев»
Во-первых, выступ сухогруза — мощный бульб мог протаранить намного более двух отсеков. Дело в том, что в 1912 году когда затонул легендарный лайнер «Титаник» был принят закон, который действует до сих пор, как закон не подлежащий обсуждению. Каждое судно при строительстве должно иметь двухотсечный стандарт, что значит — оставаться на плаву при затоплении двух отсеков. Именно так был построен в Германии пароход «Berlin», но когда спустя 30 лет он превратился в пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», он стал одноотсечным, т. е. находиться наплаву при затоплении только одного отсека. И такое судно продолжало регулярно осуществлять рейсы из года в год.
Во-вторых, на нижних палубах парохода были настежь открыты все 90 иллюминаторов в момент столкновения. В то время в Новороссийске температура воздуха была на много выше 30 градусов по Цельсию, естественно в каютах было нечем дышать, особенно на нижних палубах. Это значит, что система вентиляции не справлялась. Причины, по которой вентиляция работала плохо, шокирует. Когда пароход «Адмирал Нахимов» был подвержен модернизации в 1957 году, его функцией была перевозка заключенных на Дальнем Востоке. Кто-то из высокого ранга чиновников, сэкономив материальные средства, сказал, что для их транспортировки серьезная вентиляция не нужна и деньги выделены не были. Если бы все это можно было исключить судно могло находиться на плаву около суток, следовательно, всех пассажиров можно было спасти.
Причин, из-за которых пароход стремительно затонуло, можно назвать множество и каждая из них взятая в отдельности могла привезти к катастрофе. Однако во время судебного процесса в марте 1987 года о конструктивных недостатках судна разговора не было. Не был назван и ни один из тех с чьего молчаливого согласия пароход «Адмирал Нахимов» несмотря ни на что продолжал упорно эксплуатироваться. Именно для того чтобы отвести от чиновников удар, виновными сделали только капитанов. Обоих капитанов приговорили к 15 лет лишения свободы.
схема столкновения лайнера «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв»

Были и другие версии гибели. Несколько выше было сказано, что рейс был задержан из-за генерал-майора Крикунова. Так вот если бы ни это опоздание, курсы кораблей никогда бы не пересеклись.
Прошло уже 24 года, но вопросы, на которых нет точных ответов продолжают звучать.
координаты затонувшего корабля — 44°35’N, 37°52’E

так выглядит пароход «Адмирал Нахимов» спустя 20 лет
Уже больше двадцати лет лайнер «Адмирал Нахимов» лежит на дне Черного моря не далеко от мыса Дообский. Ему суждено навечно остаться здесь и безропотно ждать, пока соленая морская вода окончательно не превратит его в прах.
У сухогрузного судна «Петр Васев» сложилась иная судьба. Сразу после катастрофы кто-то написал на нем крупными буквами черной краской «УБИЙЦА». Через неделю надпись стерли, а после ремонта исчезло и само название корабля. Из «Петра Васева» он превратился сначала в «Подольск», затем в «An An» и «Myroessa», а сейчас ходит под флагом Мальты с наименованием «Orbit», изредка появляясь в Новороссийском порту.
бывший сухогруз «Петр Васев» фото
сухогруз «Подольск»

сухогруз «Orbit»
Каждый год 31 августа на место катастрофы приезжают те, кто выжил, и те кто навсегда потерял своих близких. Их объединяет одно: боль утрат и рвущие душу воспоминания, от которых негде укрыться и некуда спрятаться.
вечная память погибшим

памятный мемориал на мысе Дооб, Кабардинка, Российская Федерация
На этом месте, где нашли свою смерть 423 человека, уже ничто не напоминает о трагедии, и только бывшие пассажиры, которые ежегодно приезжают суда слышат одно и то же — крики гибнущих людей умоляющих о помощи и снова видят тонущий корабль с гордым именем на борту «Адмирал Нахимов».

Технические данные парохода «Адмирал Нахимов»:
Длина — 174,3 м;
Ширина — 21,1 м;
Водоизмещение — 9000 тонн;
Мощность механизмов — 12000 л.с.;
Скорость — 16 узлов;
korabley.net

