Где снимали фильм «А зори здесь тихие»: исторический фоторепортаж. Ридус
Горный парк «Рускеала» — одна из главных достопримечательностей Карелии. Он расположен в 10 километрах от границы с Финляндией и примерно в 30 километрах от городка Сортавала, спрятанного среди скалистых шхер северо-западного побережья Ладожского озера.
Главной изюминкой парка являются потрясающе красивые заброшенные мраморные карьеры, после прекращения выработки мрамора затопленные водой. Мы посетим Рускеалу в рамках путешествия из Москвы в Санкт-Петербург на большом круизном теплоходе.
Дождливое сентябрьское утро. Трёхпалубный круизный теплоход стоит на рейде Ладожского озера недалеко от Сортавалы. К самой Сортавале, спрятанной среди скалистых шхер, большие круизные суда не подходят — и туристов везут на берег на «Метеорах».

© uritsk. livejournal.com
От Сортавалы до горного парка «Рускеала» — 30 километров на автобусе. Первые каменоломни в этих местах впервые появились ещё в 1765 году, во времена Екатерины II.
На мраморном месторождении тогда было заложено пять карьеров, на которых добывался мрамор четырёх видов. Мрамор Рускеалы использовался при облицовке многих знаменитых зданий Петербурга — Исакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа, Михайловского замка и других.
В советское время рускеальским мрамором были облицованы многие станции Ленинградского метрополитена. Промышленная добыча мрамора осуществлялась здесь на протяжении более 200 лет — вплоть до начала 1990-х годов.
С начала 2000-х бывший главный карьер по добыче мрамора был взят под охрану, стал объектом культурного наследия и сегодня посещается тысячами туристов. По специально организованным тропинкам можно обойти весь карьер по периметру, а по водной глади озера организуются лодочные прогулки, в ходе которых можно заглянуть в мраморные пещеры.
Здесь очень красиво! Даже осенним дождливым сентябрьским днём — давайте полюбуемся!

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
© uritsk. livejournal.com 
© uritsk. livejournal.com
Рядом с мраморным карьером находится ещё одно красивое место — Рускеальские водопады на реке Тохмайоки. Комплекс состоит из четырёх водопадов высотой порядка 3−4 метров.
Как и мраморный карьер, это тоже очень красивое местечко, среди прочего известное ещё и тем, что здесь в 1972 году снимали знаменитый военный фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», одну из самых ярких его сцен, где старшина Васков и Женя Комелькова, чтобы задержать фашистов, не дать им перейти водопад и пустить их длинным кружным путём, изображают лесорубов и безоружные купаются под прицелом спрятавшихся в кустах на другом берегу шестнадцати вооружённых до зубов немецких диверсантов.
Рускеальские водопады сегодня.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
© uritsk. livejournal.com 
© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
Через этот водопад старшина Васков и его мужественный отряд хрупких девушек в фильме по повести Бориса Васильева не дали перейти фашистам.

© uritsk. livejournal.com
Кто забыл — несколько кадров из фильма.
Старшина Васков наблюдает за водопадом, через который во что бы то ни стало надо не дать перейти фашистским диверсантам.

© uritsk. livejournal.com
Старшина и Женя Комелькова, самый красивый боец его отряда, переодевшись «в гражданку», изображают бригаду лесорубов и купаются у водопадов на берегу озера, чтобы привлечь внимание фашистов, испугать их и пустить кружным путём вокруг Легонтова озера. В итоге им это удалось.
© uritsk. livejournal.com
На заднем фоне виден рускеальский водопад в том же ракурсе, что и на современном фото.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
Сортавала — небольшой провинциальный городок, как и всё северо-западное побережье Ладоги, в период между Первой и Второй мировыми войнами бывший в составе Финляндии.
Эти места были отвоёваны Советским Союзом сначала в кровопролитную Финскую войну 1939−1940 годов, а затем повторно в 1944 году по результатам окончания боевых действий между СССР и Финляндией в рамках Второй Мировой войны. Сегодня до границы с Финляндией здесь примерно 25 километров по прямой. А от прежнего финского периода 1918−1940 годов сохранилось немало монументальных зданий, большинство из которых (как впрочем и весь городок) выглядят сегодня, к сожалению, сильно обветшало.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com
Памятник рунопевцу, работа скульптора Алпо Сайло, был установлен в Сортавале также в «финский» период — в 1935 году, к столетию первого издания карело-финского эпоса «Калевала».

© uritsk. livejournal.com
На стоящий на рейде круизный теплоход возвращаемся тем же путём — снова на «Метеоре». «Метеоры», работающие из Сортавалы, ходят преимущественно до Валаама и сегодня носят соответствующие имена — «Игумен Назарий», «Андрей Первозванный», «Преподобный Серафим» и «Патриарх Алексий II».

© uritsk. livejournal.com
Мчимся на «Метеоре» по узостям вдоль шхер Северо-Западной Ладоги.

© uritsk. livejournal.com
А вот и наш теплоход на рейде.

© uritsk. livejournal.com
На этом экскурсионная программа в Сортавале закончена, снимаемся с якоря и берём курс на остров Пеллотсаари, ещё один живописный остров Ладожских шхер.

© uritsk. livejournal.com
Источник
www.ridus.ru
Карелия. Сортавала. Мраморный карьер Рускеала. Водопады, где снимали «А зори здесь тихие»
Горный парк «Рускеала» — одна из главных достопримечательностей Карелии. Он расположен в 10 километрах от границы с Финляндией и примерно в 30 километрах от городка Сортавала, спрятанного среди скалистых шхер северо-западного побережья Ладожского озера.

Главной изюминкой парка являются потрясающе красивые заброшенные мраморные карьеры, после прекращения выработки мрамора затопленные водой. Мы посетим Рускеалу в рамках путешествия из Москвы в Санкт-Петербург на большом круизном теплоходе.

Дождливое сентябрьское утро. Трёхпалубный круизный теплоход стоит на рейде Ладожского озера недалеко от Сортавалы. К самой Сортавале, спрятанной среди скалистых шхер, большие круизные суда не подходят — и туристов везут на берег на «Метеорах».

От Сортавалы до горного парка «Рускеала» — 30 километров на автобусе. Первые каменоломни в этих местах впервые появились ещё в 1765 году, во времена Екатерины II. На мраморном месторождении тогда было заложено пять карьеров, на которых добывался мрамор четырёх видов. Мрамор Рускеалы использовался при облицовке многих знаменитых зданий Петербурга — Исакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа, Михайловского замка и других. В советское время рускеальским мрамором были облицованы многие станции Ленинградского метрополитена. Промышленная добыча мрамора осуществлялась здесь на протяжении более 200 лет — вплоть до начала 1990-х годов. С начала 2000-х бывший главный карьер по добыче мрамора был взят под охрану, стал объектом культурного наследия и сегодня посещается тысячами туристов. По специально организованным тропинкам можно обойти весь карьер по периметру, а по водной глади озера организуются лодочные прогулки, в ходе которых можно заглянуть в мраморные пещеры. Здесь очень красиво! Даже осенним дождливым сентябрьским днём — давайте полюбуемся!













Рядом с мраморным карьером находится ещё одно красивое место — Рускеальские водопады на реке Тохмайоки. Комплекс состоит из четырёх водопадов высотой порядка 3-4 метров. Как и мраморный карьер, это тоже очень красивое местечко, среди прочего известное ещё и тем, что здесь в 1972 году снимали знаменитый военный фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», одну из самых ярких его сцен, где старшина Васков и Женя Комелькова, чтобы задержать фашистов, не дать им перейти водопад и пустить их длинным кружным путём, изображают лесорубов и безоружные купаются под прицелом спрятавшихся в кустах на другом берегу шестнадцати вооружённых до зубов немецких диверсантов.

Рускеальские водопады сегодня.






Через этот водопад старшина Васков и его мужественный отряд хрупких девушек в фильме по повести Бориса Васильева не дали перейти фашистам.

Кто забыл — несколько кадров из фильма.
Старшина Васков наблюдает за водопадом, через который во что бы то ни стало надо не дать перейти фашистским диверсантам.

Старшина и Женя Комелькова, самый красивый боец его отряда, переодевшись «в гражданку», изображают бригаду лесорубов и купаются у водопадов на берегу озера, чтобы привлечь внимание фашистов, испугать их и пустить кружным путём вокруг Легонтова озера. В итоге им это удалось.

На заднем фоне виден рускеальский водопад в том же ракурсе, что и на современном фото 22.

Посетив горный парк «Рускеала», возвращаемся в город Сортавала, где интересно посмотреть шедевры карельской резьбы по дереву.





Сортавала — небольшой провинциальный городок, как и всё северо-западное побережье Ладоги, в период между Первой и Второй мировыми войнами бывший в составе Финляндии. Эти места были отвоёваны Советским Союзом сначала в кровопролитную Финскую войну 1939-1940 годов, а затем повторно в 1944 году по результатам окончания боевых действий между СССР и Финляндией в рамках Второй Мировой войны. Сегодня до границы с Финляндией здесь примерно 25 километров по прямой. А от прежнего финского периода 1918-1940 годов сохранилось немало монументальных зданий, большинство из которых (как впрочем и весь городок) выглядят сегодня, к сожалению, сильно обветшало.




Памятник рунопевцу, работа скульптора Алпо Сайло, был установлен в Сортавале также в «финский» период — в 1935 году, к столетию первого издания карело-финского эпоса «Калевала».

На стоящий на рейде круизный теплоход возвращаемся тем же путём — снова на «Метеоре». «Метеоры», работающие из Сортавалы, ходят преимущественно до Валаама и сегодня носят соответствующие имена — «Игумен Назарий», «Андрей Первозванный», «Преподобный Серафим» и «Патриарх Алексий II».

Мчимся на «Метеоре» по узостям вдоль шхер Северо-Западной Ладоги.

А вот и наш теплоход на рейде.
labuda.blog
«А зори здесь тихие…»: 45 лет спустя
Медвежьегорск — город в Карелии, где уже ступала нога кинематографиста. Владимир Меньшов 30 лет назад снимал здесь «Любовь и голуби». Теперь тут расквартирован кинополк режиссера Рената Давлетьярова.
— Экспедиция в карельские леса, конечно, дороже, чем съемки в Подмосковье, — признает Давлетьяров. — Но это оправданно: снимать здесь, в местах реальных боев, было нашим принципиальным решением. До сих пор находим здесь патроны и хвосты от мин.
Режиссер Ренат Давлетьяров лично выстраивает каждый кадр. Фото: кинокомпании «Реал Дакота» и Star Media.
А вокруг благодать. Воздух пьянит. То редколесье, то ряды высоченных сосен. Гигантские черные валуны «каменной реки» Остер громоздятся, наползая друг на друга, сохнут на солнышке. Ставь камеру и снимай, за тебя уже выстроены десятки идеальных кадров.
За три месяца художники-постановщики выстроили здесь полдеревни — деревянную баню, каменную казарму, два дома и две зенитные установки. Зенитки настоящие: одна 1939 года выпуска, другая — 1977-го. Пиротехник дядя Вова заряжает ту, что посвежее. Конечно, обстреливать местность никто не собирается. Громкий залп орудия — не более чем эффект. Правда, реалистичный.
— Сюда не подходи! — Дядя Вова грозит пальцем, как ребенку. — У меня тут все заряжено.
Наверняка все читали повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о героической судьбе пяти девушек-зенитчиц, которые погибли в неравном бою с фашистами, но так и не пустили их к железной дороге. Отомстил за подопечных старшина Васков — обезоружил немцев и взял в плен.
Петр Федоров заметно изменился: отрастил усы и набрал вес. Фото: кинокомпании «Реал Дакота» и Star Media.
Так вот, роли в картине Давлетьярова распределились следующим образом: Васков — Петр Федоров, Рита Осянина — Анастасия Микульчина, Женя Комелькова — Женя Малахова, Соня Гурвич — Агния Кузнецова, Лиза Бричкина —
Софья Лебедева, Галя Четвертак — Кристина Асмус. Сержанта Кирьянову сыграла Екатерина Вилкова, а на роль майора вместо Андрея Мерзликина, повредившего ногу перед съемками, был введен Анатолий Белый.
Те, кто не читал, наверняка видели одноименный фильм Станислава Ростоцкого, снятый в 1972 году. Конечно, работу Давлетьярова уже успели окрестить ремейком той картины Ростоцкого, но режиссера это не пугает.
— Это скорее спекуляции журналистов для привлечения внимания к картине, —
считает Ренат Давлетьяров. — Сейчас снимается масса новых фильмов: «Экипаж», «Тихий Дон». И что? Просто бывают хорошие фильмы, а бывают плохие. Мы старались уйти от романтизма Ростоцкого. Сцены будут максимально реалистичными. Есть расхождения на уровне сценария: например, из текста Васильева очевидно ясно, что Бричкина вышла из раскулаченной семьи.
«А зори здесь тихие…» прочел в шесть лет»
За основу взят именно первоисточник, а не советский фильм.
— Я сам поклонник великой картиныРостоцкого, — признается Петр Федоров, который специально для съемок отрастил усы и поправился на 10 килограммов. — Но наша задача — быть ближе к книге. Она пронзительная и неоднозначная. Это наш камертон. Я прочел ее в шесть лет. Плакал, когда читал. А наше кино — призыв молодым: не забывать военную литературу и события, в ней описанные. Мой дед — фронтовик, награжден медалью «За оборону Москвы». И когда я спросил у него, стоит ли мне браться за эту работу, он сказал: «Даже не думай, бросай все и соглашайся!»
Анастасия Микульчина отмечала день рождения прямо на площадке: вышло экстремально. Фото: кинокомпании «Реал Дакота» и Star Media.
Без графики и цветокоррекции в наше время в кино никуда, а вот по поводу трехмерного изображения авторы фильма сказали твердо: никакого 3D.
— Экшен для меня всегда играть проще, — соглашается Федоров. — Интересной была сцена, где мой герой берет в плен фашистов. Ренат здорово придумал: стилистически получилось близко к готике. Немцам возвели могущественное логово под отвесной скалой, провели туда водную магистраль — запитали пожарную машину, —
потом запустили дождь, который и сопровождает все действо. Но через семь минут такого дождя цистерна пустеет.
Так что, чтобы снять две сцены, стоит потратить много времени. В итоге получилось и действительно круто!
А сцену с зенитчицами снимают без помех и осадков. Вечерняя дымка над водой только придает колорита.
— Смотришь в бинокль — увидела самолет, командуешь, — объясняет Екатерине Вилковой задачу режиссер. — Ясно?
Штаб Давлетьярова расположен в казарме, оттуда он смотрит картинку, после чего возвращается на площадку, если надо. Над зенитной батареей нависли удочки микрофонов. Вилкова корректирует данные невидимого вражеского самолета, Микульчина за пушкой, Лебедева подает снаряды.
— Азимут — 290, — кричит срывающимся голосом Вилкова. — Дальность — 2500. Заряжай! Короткими! Быстрее!!!
— Стоп! Ты только побеспокойся, что это самолет летит, — командует в рацию Давлетьяров. — Гримеры, сделайте актрисам губы запекшиеся, а то они у вас совершенно румяные.
В ходе съемки вся округа попадает в кадр. Камеры стоят так, чтобы было видно и лес, над которым потом нарисуют самолет, и лица актрис, которые управляются с орудием.
— Перебросьте фокус с Кати на Надю, — снова звучит голос режиссера. —
Камера А уходит на лицо, камера Б — на педаль. Начали!
После совсем уж комариного «Огонь!» Вилковой дядя Вова давит на свои кнопочки — звучит оглушительная канонада, актрисы падают на землю, пространство у реки затягивает дымом…
«Я умирала в свой день рождения»
Чего только не натерпелись актрисы за время съемок! Софья Лебедева, которая панически боится воды, 12 дублей тонула в болоте, Женя Малахова выкрасила волосы, Агния Кузнецова стесала ноги на старом вулкане, Кристина Асмус научилась стрелять, всем вместе им приходилось бегать по карельским лесам в юбках — такая уж форма! Но все это, конечно, не отменяет радости от проделанной работы. Порой такая радость накрывает в совсем уж неожиданные моменты.
— Я умирала в свой день рождения, — делится Анастасия Микульчина. — Это было странно и смешно. Лежу, у меня как бы ранение в живот, он разорван — на мне фарш, мясо, кровь. И тут мне говорят: давай сделаем еще один план. Один дубль. Ренат говорит: «Играешь агонию!» Я начинаю по-серьезному играть, режиссер кричит: «Сильнее! Тебя трясет! Сильнее!» Я надрываюсь. И тут из-за скалы выскакивают ребята с цветами, поливают меня игристым вином «Ламбруско», кричат: «С днем рождения!» Эта сцена навсегда останется в моей памяти. Было классно!
Первый совместный проект компаний Star Media и «Реал-Дакота», готовится выйти в российский прокат 30 апреля следующего года, в преддверии 70-й годовщины со Дня победы над фашизмом.
Что еще снимается
«Истребители-2»
Режиссер-постановщик: Зиновий Ройзман.
Продюсеры: Андрей Анохин, Влад Ряшин.
В ролях: Дмитрий Дюжев, Мария Андреева, Альберт Аванесян, Дмитрий Слинкин, Анастасия Введенская, Антон Семкин, Валентин Касьян.
Фото: Кинокомпания Star Media
Формат: сериал.
Подполковник Бестужев получает приказ о формировании авиационного полка на базе новейших истребителей Як-3. Для этого он собирает старых боевых товарищей. В его полку служат не только мужчины, но и отважные летчицы. Им предстоит нелегкая задача разгадать немецкий оборонительный план под экзотическим названием «Восточная шкатулка». В самый разгар воздушных боев в помощь советским летчикам прибывает эскадрилья французских пилотов. Для смелого летчика не только война становится моральным испытанием, но и любовь.
Выход: 2015 год, «Россия 1».
«Темная сторона души»
Режиссер-постановщик: Вячеслав Лавров.
Продюсеры: Дарья Лаврова, Влад Ряшин.
В ролях: Алексей Секирин, Сергей Колешня, Людмила Гаврилова, Анжелика Кошевая, Сергей Губанов, Александр Обласов.
Фото: Кинокомпания Star Media
Формат: сериал.
Герои решаются отдохнуть от суровых трудовых будней. Но не тут-то было. В тихом пансионате происходит череда странных загадочных событий, финалом которых станет ритуальное убийство молодой девушки. В старинном доме по ночам разгуливает привидение, цель которого — расправиться с хозяйкой дома. А в столице начинает свою смертельную жатву маньяк, возомнивший себя дьявольским мессией.
Выход: 2015 год, «Домашний».
www.ufa.kp.ru
«А зори здесь тихие» и Крест Скорби
После экскурсии по Горному парку Рускеала нас повезли на место съёмок фильма «А зори здесь тихие». Это недалеко от парка Рускеала на реке Тохмайоки. Места эти ещё называют Рускеальские водопады или водопад Ахвенкоски. Очень живописное место.
Уверена, каждый советский человек смотрел фильм «А зори здесь тихие «, снятый в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. А вот современная молодёжь, подростки не больно-то и смотрят советские фильмы, они им не интересны. А потому, когда экскурсовод рассказывала в автобусе про место съёмок некоторых сцен из фильма «А зори здесь тихие», у моих детей это не вызвало особого интереса, трепета, что они там побывают, в отличие от меня.
И вот мы здесь на Рускеальских водопадах.

Как и водопад Кивач, Рускеальские водопады тоже равнинные, но намного меньше. Видим два водопада, скорее они похожи на большие пороги. Один водопад побольше, другой поменьше. Я так поняла, на скалах русло реки Тохмайоки раздвоилось. Бурные потоки двух водопадов образовали небольшое озерко, из которого река уже спокойно продолжает дальше нести свои воды.



Путь по скалам к водопаду, что побольше, оформлен в виде мини-парка.
Много лесенок и мосточков с резными перилами, то тут, то там замечаем очень интересные деревянные скульптуры животных и лесной нечисти. Видимо таким образом вызывается интерес у детской аудитории, да и взрослые с удовольствием разглядывают эти скульптуры.

Зайцы.

Леший, кого-то подслушивает.

Баба Яга завлекает туристов. Вон как нарядилась.

Лесная семейка. Даже не знаю, как и назвать этих персонажей.
Забегая вперёд, скажу, что это живописное место на реке Тохмайоки очень заинтересовало моих детей и им очень захотелось посмотреть советский фильм «А зори здесь тихие». Так что вечером, когда мы вернулись в свой номер в санатории «Марциальные воды» у нас состоялся семейный просмотр легендарного фильма. Смотрели кино и узнавали эти места: скалы, водопады, реку с тем озерком у водопадов. Происходило полное погружение в фильм «А зори здесь тихие», тут и 3D очков не надо.
Вот он этот водопад из фильма. Именно к нему и идут вереницы туристов.


А вот второй водопад, который размером поменьше. Там туристов совсем мало видели, наверное, потому, что, чтобы до него дойти, нужно перейти через больший водопад и пройти через небольшой лесок. А может, есть и другой путь в обход, попроще.

Этот же водопад из фильма «А зори здесь тихие». Узнаёте?

Помните, сцену, когда Женька Комелькова, чтобы спугнуть немцев, устроила представление с купанием в озерке перед водопадом.

Вот тот самый камень-островок, на котором она скинула одежду. Сейчас тут обосновался бобёр.

И ещё один кадр из той сцены с купанием.
Точно такой же пейзаж оказался на одной из фотографий сделанных мной у водопада Ахвенкоски. Удивительные ощущения, правда, будто присутствуешь при тех событиях.

На скале у водопада сейчас домик стоит, вернее декорации. Я всё удивлялась, ведь в фильме «А зори здесь тихие» у водопада никакого домика не было. Из другой сцены, что ли его сюда зачем-то перенесли?


Оказалось всё намного проще. Здесь в 2010 г. снимались сцены для фильма «Тёмный мир». Домик — как раз декорации для «Тёмного мира», их здесь так и оставили. Но «Тёмный мир» я не смотрела, поэтому пейзажи рускеальских водопадов я узнавала и сравнивала только по фильму «А зори здесь тихие».
Посмотрите, мне кажется, у этих скал девчата принимали бой.

Настя облюбовала для фотосессии изогнутую, как лук сосну на скале.
Мы эту сосну узнали в фильме. Вот она на переднем плане.

Туристов здесь довольно много, у водопада все суетятся, желая сфотографироваться на его фоне. Может быть, такое только в выходные дни, а в будние меньше народу, не знаю. Ах, как мне захотелось тут побывать на заре, когда никого нет, послушать предрассветную тишину, нарушаемую лишь шумом водопадов.

Перед входом в мини-парк расположен тир. Как же сын мог пройти-то мимо него. Пострелял, и заработал награду — магнитик.

Кроме тира военную тематику усиливает военно-полевая кухня, а в сувенирном магазине можно увидеть солдатские вещи: гимнастёрка, сапёрная лопата, фляжка, котелок и почему-то оленьи рога. Только по-моему эти вещи выставлены здесь не для продажи (ценников на них не было), а для антуража.


У Рускеальских водопадов мы были недолго, минут сорок, наверное. И поехали в обратный путь. По дороге экскурсовод продолжила рассказ об истории Карелии, о русско-шведских и русско-финских отношениях в нашей истории. Рассказала и про советско-финскую (или советско-финляндскую) войну 1939-1940 г.г., про «Долину смерти» и про «Линию Маннергейма». О том, как много советских солдат погибло за эту короткую зимнюю войну.
И вот наш экскурсионный автобус остановился посреди леса, экскурсовод пригласила пройти к мемориалу Крест Скорби. Он расположен рядом с развилкой автомобильных дорог А131 Питкяранта — Суоярви и Р21 Пряжа — Сортавала.

Вид на развилку дорог от стоянки, что напротив мемориала Крест Скорби.

«Бои в районе города Питкяранта отличались крайне ожесточенным характером и части Красной Армии понесли на этом направлении тяжелые потери. 18-я стрелковая дивизия была почти полностью уничтожена, попав в окружение (из 15 тыс. остались в живых около 1300 человек). В ходе зимней войны это было единственное соединение РККА подвергшееся полному разгрому.
Безвозвратные потери РККА (убитые, умершие от ран, холода и голода, пропавшие без вести) на Питкярантском направлении в целом составили с 30.11.1939 г. по 13.03.1940 г. не менее 35 тыс. человек. Это – наибольшие потери, которые понесли Вооруженные Силы СССР за весь период второй мировой войны на фронте от Свири до Баренцева моря.»
И вот на этом месте, в «Долине смерти» в 19-ти километрах от города Питкяранта, в 2000 году открыт мемориал, посвященный памяти погибшим во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Памятник представляет собой крест метров 5-6 высотой, с обеих сторон к которому прижались с раскинутыми на кресте руками, две, скорбящие по своим погибшим сынам, матери, русская и финская. Крест Скорби установлен на небольшом насыпном холме, а вокруг по склонам холма крупные камни, символизирующие погибших советских и финских воинов.

(кликните на эти фотографии, чтобы увеличить)
Памятник Крест Скорби выполнен по проекту петрозаводского скульптора Лео Ланкинена.
За памятником дорожка, уходящая в лес ко второй части мемориального комплекса.

Здесь на большом валуне установлена мемориальная табличка с такими словами на русском и финском языках.
Россия и Финляндия – две сестры.
Финляндия и Россия – две матери.
Они воплотились в этом Кресте Скорби.
Сами собой.
Их головы слились воедино,
их руки соединились в Надежде.
Чтобы любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого.

В лесу рядом с мемориальным комплексом Крест Скорби земля до сих пор не ровная, вся в ямах – и на земле не затянулись раны от взрывов.

Лес в «Долине смерти» у Креста Скорби.
Это карта, на которой отмечены достопримечательности, которые мы посетили за одну экскурсионную поездку.

Вот так во время нашей экскурсионной поездки по Карелии мы вспомнили две войны. Великую Отечественную, побывав на месте съёмок фильма «А зори здесь тихие» и многим неизвестную советско-финскую войну, побывав у памятника Крест Скорби. Честно признаюсь, про советско-финскую войну я практически ничего не знала, ведь в советских учебниках истории об этом ни слова не упоминалось. Дети же мои напротив прекрасно знали о советско-финской войне 1939-1940 г.г., дочь со школьной программы, ну а сын с телеканала «Звезда». Так что зря я в самом начале рассказа посетовала, что детям не интересно, им интересна история своей страны, ещё и мне нос утёрли своими знаниями.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
«Истоки. Путешествие по России»
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
istoki-tur.ru
Участники съемок фильма «А зори здесь тихие…» рассказали, каково это было
О съемках фильма «А зори здесь тихие…» не написал только ленивый: еще бы, целый месяц в Карелии снимались ведущие актеры российского кино – Петр Федоров, Кристина Асмус, Агния Кузнецова и другие. Повезло приобщиться к кинематографу и обычным жителям Карелии – около 50 человек снялись в массовке фильма. Дмитрий Шишкин, сыгравший в картине одного из немцев, рассказал нам, за что их ругал режиссер, так ли хороша Кристина Асмус в жизни и какие ляпы он уже успел заметить в будущем фильме. А актрисы театра «Творческая мастерская» поведали нам, почему на съемочной площадке так часто жаловались на карельскую погоду.
— Дима, ты на съемки-то сам как попал?
— Друг прислал ссылку на объявление о кастинге. Говорит – сходи, наверняка возьмут. Пришел – меня сфотографировали, на следующий день всех кандидатов отвезли на съемочную площадку, выдали форму, выстроили в ряд, начали отбор. Вот так я и попал в массовку – решили, что на немца я даже очень похож.
— Что тебе понравилось и что не понравилось на съемках?
— Понравился масштаб работы – я сам интересуюсь съемкой и монтажом, поэтому наблюдать за процессом было интересно. Все то, о чем я раньше только читал – о технике, о приемах в съемке, о построении кадра – всё это я увидел вживую. С удовольствием наблюдал за работой каскадеров. Мы снимали сцену с высадкой немецкого десанта: над лесом кружил вертолет, а из него выпрыгивали парашютисты. Так вот один из них – как раз-таки каскадер – во время крупного плана прыгал в кадр со стремянки, которую предварительно поставили посередине болота. Кстати, главный постановщик трюков в фильме работает в Голливуде — сразу после завершения съемок в Карелии он вернулся назад в Америку. Что касается минусов — не понравилась организация: часто приходилось по полдня ждать, пока начнутся съемки, потому что или реквизит был не готов, или помощники режиссера что-то упустили и нужно было в срочном порядке что-то доделывать. Думаю, это никому не нравилось: обстановка на площадке часто была более чем горячей… Бывало, на площадке перебрасывались веским словцом.
— А к вам, «немцам», у режиссера тоже были претензии?
— У нас было много сцен с проходом по лесу, и режиссер (Ренат Давлетьяров – прим.авт.) просил нас расслабиться, не идти с оружием слишком театрально, как в боевиках. Иногда, наоборот, кричал: «Что вы идете, как балерины,*ля!»
— На одной площадке с вами играли известные актеры российского кино. Как они себя вели?
— Все были очень доступны – никто не жаловался и не «звездил». В начале съемок многие «простые смертные» шушукались про Кристину Асмус – мол, где она? Как выглядит? Кого играет? Кристина оказалась простой милой девушкой. Был смешной момент: однажды она и вовсе подошла к одному из петрозаводских ребят, попросив сфотографироваться с ним для своего Инстраграма. Он очень удивился и обрадовался.
— А ляпы на съемочной площадке были?
— Бывали. Например, снимали сцену перестрелки старшины Васкова с немцами. В общем, бежит он с окровавленной рукой по лесу, прижимает ее к груди, а потом – хоп! – и, опираясь на нее же, перепрыгивает через корягу. Причем режиссер ляпа не заметил: о неувязочке ему намекнул один из «немцев». Правда, режиссер от замечания только отмахнулся.
— Премьера фильма в мае следующего года. Рассчитываешь увидеть себя в фильме?
— Рассчитывал. До этого интервью.
Почему ругался режиссер?
Актрисы театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова и Ольга Саханова предпочитают говорить, что они не снимались в фильме «А зори здесь тихие…», а участвовали в съемках. Мол, роли достались совсем скромные, хотя изначально предполагалось, что карельские актрисы сыграют в эпизодах побольше. Но съемки — вещь непредсказуемая. В кадре Виктория и Ольга появляются в образах простых жительниц деревни, где остановились военные. Девушек облачили в костюмы, привезенные с «Мосфильма». Деревянные грабли, ведра, блузки, юбки – весь реквизит был добротный.
На месте съемок построили дома и баню. Да так построили, что не отличишь от настоящих. Особо тщательно отбирали даже массовку. Как рассказывают актрисы, массовку, женщин и детей, привозили на съемочную площадку из Медвежьегорска, и их отсматривал лично режиссер. На съемочной площадке Виктория Федорова и Ольга Саханова провели пять съемочных дней.
— Мы же ожидали, что будет много работы, а получилось приятное времяпровождение, — рассказывает Виктория Федорова.
— Понравилось, что даже к небольшим эпизодам подходили очень серьезно. Перед каждым кадром были две-три репетиции, — говорит Ольга Саханова.
Кстати, из-за капризной карельской погоды съемки одного эпизода могли растянуться на целый день. Съемочной бригаде приходилось просто ждать, когда же закончится дождь.
— Все ругались на Карелию, — смеется Виктория Федорова. – Все только и делали, что укрывали актеров куртками, зонтами, пледами.
Режиссер Ренат Давлетьяров ругался и кричал еще тогда, когда его фильм называли ремейком.
— «Анну Каренину» же снимают каждый раз как первый! Фильм Ростоцкого «А зори здесь тихие…» сразу начинается с военных действий. В фильме Давлетьярова подробнее представлена жизнь в деревне, — говорит Ольга Саханова.
Зевак на съемочной площадке не было. Слишком глухое место. За 5 дней, проведенных Викторией и Ольгой на съемочной площадке, мимо проехали две машины.
— Какая-то женщина мне иступленно махала рукой, — смеется Ольга. – Наверное, думала, что я звезда.
Что касается звезд, Кристины Асмус, Жени Малаховой, Дарьи Мороз, то пообщаться с ними на съемочной площадке — задача трудная. Известные актеры работают и не тратят время на общение. Текст им приходится учить сразу на площадке. Отснявшись, они сразу уезжают в гостиницу.
На вопрос о трудностях Виктория и Ольга в один голос говорят, что не было их. Хотя уезжать на съемочную площадку приходилось в 5 утра, а приезжали в 12 ночи.
— Вот если бы еще это было подкреплено творчеством. Когда не высыпаешься, тебя куда-то везут, и ты все равно делаешь свое дело. Но разочарования нет, мы получили удовольствие. Можно считать это нашей строчкой в романе, — говорят актрисы.
В фильме также снимались актеры «Творческой мастерской» Евгений Костин и Юрий Максимов. Евгений Костин сыграл в серьезной сцене драки в деревне. Именно из-за него начинается эта драка.
— Режиссер по окончании работы очень душевно поблагодарил нашего Женю, — говорит Ольга Саханова.
Что ж, с нетерпением ждем премьеры, которая должна состояться в мае следующего года.
Алла Константинова, Надежда Меккиева
gubdaily.ru
О фильме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие»
…Этот Новый год довелось встретить в Карелии. Впервые увидел Ладожское озеро, восхитившись его спящей зимней мощью и просторами. Дух захватило от серпантинов карельских дорог. От красоты природы и запущенности некоторых карельских пейзажей. «А тут у нас раньше был колхоз–миллионник», — вздохнула экскурсовод, покосившись на обветшалое здание молочной фермы. Да и федеральная трасса Санкт–Петербург — Петрозаводск на некоторых участках далека сегодня от совершенства. Тем не менее я порадовал себя картофельными карельскими пирожками–калитками, местными настойками и копченой рыбой. А наша разношерстная экскурсионная группа побывала в горном парке «Рускеала» в Сортавальском районе — грандиозном мраморном карьере, бывшем месте добычи мрамора для петербургских дворцов и храмов. Сегодня он работает как масштабный туристический комплекс, предлагая посетителям даже незабываемую подземную экскурсию, от которой большая часть нашей любознательной группы тоже не смогла отказаться. Кроме того, мы побывали на знаменитых Рускеальских водопадах — месте съемок фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…». Жаль, времени было мало, но даже тех мгновений хватило, чтобы ощутить дух и силу места. Именно здесь в апреле 1971 года начались съемки картины, покорившей позже весь мир.
За два года до съемок повесть Бориса Васильева была напечатана в журнале «Юность». И стала самым громким литературным событием 1969 года. Затем Юрий Любимов поставил пронзительный спектакль в своем Театре на Таганке. И когда стало известно, что киностудия имени Горького собирается снимать по популярной повести фильм, актрисы буквально оккупировали коридоры студии. Станислав Ростоцкий же хотел, чтобы снимались молодые и неизвестные.
Натурные съемки проходили в деревне Сяргилахта Пряжинского района Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» (здесь снимали сцены внутри бани, сама баня стоит в Сяргилахте и сегодня, попариться в ней может любой желающий). В Сяргилахте местные помнят съемочную группу из Москвы. Тогда казалось невероятным не только увидеть киношников, но и принять участие в съемках. Большинство жителей снялось в массовых сценах.
— В самом начале фильма мужчин провожают на пароход с нашего пирса, так там снялись почти все жители, — вспоминает жительница Сяргилахты Раиса Поплавская. — Я как раз нет: оканчивала восьмой класс, сдавали экзамены, мы, школьники, успели сняться только в середине фильма.
Попасть в массовку было просто, а вот главные роли утверждались очень долго. Каждая из актрис понимала, что такая роль — поворотный пункт в карьере. Станислав Иосифович был настойчив в поиске неизвестных лиц. Самой «опытной» в ансамбле оказалась Ольга Остроумова, которая до этого уже снималась в кино — у Ростоцкого же в картине «Доживем до понедельника». Но именно ее кандидатура вызвала больше всего недовольства на киностудии им. М.Горького.
— У меня не получалось начало картины, — вспоминает актриса. — Когда мою Женьку Комелькову привозят на «перевоспитание»… Меня покрасили зачем–то в рыжий цвет, завили волосы таким мелким бесом… И первые сцены на крупных планах были ужасные. Женя Комелькова должна была выглядеть красавицей, а на экране выходила какая–то стерва. Худсовет киностудии уже хотел снимать меня с роли. И тогда Станислав Иосифович пошел на принцип: «Нет, играть будет она», а мне сказал: «Отдохни неделю: загори, обветрись… И перестаньте ее гримировать!» Сразу все встало на свои места.
— Дело в том, что и Станислав Ростоцкий, и оператор Вячеслав Шумский, и художник Сергей Серебренников прошли в молодости войну, — говорит исполнительница роли старшего сержанта Кирьяновой Людмила Зайцева. — А теперь стояли за нашими спинами и так нас любили, так в нас верили, что нельзя было их подвести.
Свой фильм Ростоцкий посвятил медсестре Анне Чугуновой, которая спасла его на фронте и вытащила из боя на себе. Из–за военной травмы Чугунова не смогла посмотреть готовую картину, потому что потеряла зрение. Тогда режиссер привез ее на студию. Включил киноаппарат и полностью пересказал своей спасительнице картину…
Не верится, что Андрею Мартынову, сыгравшему старшину Васкова, на момент съемок было всего 26 лет. На экране мы видели умудренного опытом коменданта разъезда. Для актера московского ТЮЗа это был дебют. Актер колол дрова, стрелял, бегал… Он понимал, что такая роль — редкий подарок и шанс заявить о себе, потому и к работе подходил самозабвенно.
— Что–то там случилось в какой–то момент, — вспоминает актриса Елена Драпеко. — Мы поймали нужную душевную интонацию… В сцене гибели одной из героинь на площадке разрыдалась наша костюмерша, которая тоже воевала… Мы поняли, что получается великая картина.После выхода фильма Ростоцкого упрекали в том, что цветные вставки отвлекают от сюжета и затормаживают действие. Предлагали сократить, но Ростоцкий полагал, что в истории гибели 5 девушек чувство боли у зрителя может притупиться и в какой–то момент они перестанут сопереживать. Поэтому он придумал этот ход: эти несколько минут нужны зрителям, чтобы перевести дыхание. Режиссер говорил:
— Когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимание на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: «На таком–то фронте ничего существенного не произошло…» Мы не раз ее слышали по радио. Она звучит и в моей картине, но звучит для того, чтобы сказать: «Да, конечно, ничего существенного не произошло, но прекрасные пять девочек погибли».
Кстати
Наряду с картиной «Как закалялась сталь» «А зори здесь тихие…» — один из самых популярных советских фильмов в Китае. В ознаменование 60–летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая совместно с российскими кинематографистами был снят сериал из 19 серий.
В 2015 году вышла новая версия фильма, снятая Ренатом Давлетьяровым к 70–летию Победы. Лента еще до проката вызвала много споров и вопрос «зачем было снимать?».
Твердый отказ идти на премьеру ремейка первой картины в свое время высказала исполнительница роли Риты Осяниной, заслуженная артистка Украины, вице–президент открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» Ирина Шевчук:
— Ремейк? Все на всё имеют право, но зачем? Деньги, бизнес? Я не знаю зачем. Зачем повторять то, что есть живое? Вот это мне непонятно. Раньше говорили о душе, о том, что переживали люди. Сейчас же пытаются визуально показать, как это было страшно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
www.sb.by
Чем новый фильм «А зори здесь тихие…» отличается от прошлых экранизаций? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ
В понедельник, 9 мая, в 18:00 на Первом канале состоится телепремьера военной драмы режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…». Создатели картины говорят, что их фильм не является ремейком одноимённых лент советского режиссёра Станислава Ростоцкого или же китайского режиссёра Мао Вэйнина. Давлетьеров указывает на то, что его картина является новой полноценной и абсолютно самостоятельной экранизацией повести Бориса Васильева.
«Почему нужны новые экранизации? Почему бесконечно ставят «Чайку» в театре? Почему экранизируют «Шерлока Холмса»? Почему продолжается Джеймс Бонд? Моё личное мнение, что повесть Васильева — уникальная по своей драматургии история. Ничего сложнее этой работы я не делал в жизни. Она была сложна и физически, и эмоционально. Я достаточно уверенный в себе человек, но чувствовал груз большой ответственности. Мы рассказываем историю Бориса Васильева современным кинематографическим языком, и для нас сверхзадача — пробудить интерес к книге у молодого поколения», — рассказал режиссёр картины, продюсер и соавтор сценария Давлетьяров.
По словам Давлетьярова, сценарий его фильма максимально приближен к тому, что написал Васильев. Совпадают даже названия картины и повести — «А зори здесь тихие…». На это мало кто обращает внимание, но Ростоцкий для своего фильма перенёс многоточие в начало, его лента называется «…А зори здесь тихие». Ну а картина китайского товарища Мао Вэйнина и вовсе лишилась всяких точек. Она называется просто — «А зори здесь тихие».
Сюжет фильма
Фильм рассказывает о трагической судьбе пяти молодых девушек-зенитчиц в середине Великой Отечественной войны. Они вместе со старшиной Васковым (Пётр Фёдоров) противостоят в Карелии отряду фашистов, которые собираются устроить диверсии в советском тылу. Васкову и девушкам предстоит помешать нацистским захватчикам осуществить свой замысел…
Где снимали новую экранизацию «А зори здесь тихие…»?
Съёмочный процесс в основном проходил в местах, описанных Васильевым, — в карельских посёлках Гирвас и Падун под Медвежьегорском. По словам актёров, природа Карелии с её непроходимыми лесами и болотами является важным действующим лицом, и на съёмочной площадке она помогала вжиться в образ.
«Для меня говорить о трудностях в этой картине — запретная тема, рядом со мной были очаровательные хрупкие девушки, которые бесстрашно ходили по болотам, лазали по горам и лесам. Но самое интересное в кино — приближаться к реальным условиям. В тепличных условиях мы никогда не сможем сыграть по-настоящему, как нам холодно, страшно, тяжело», — рассказал исполнитель главной мужской роли актёр Пётр Фёдоров.
Часть винтовок и пистолетов в кадре — реальные образцы, использовавшиеся в Великую Отечественную войну, но большинство — созданные специально для фильма муляжи оружия того времени.
aif.ru
