Содержание

А зори здесь тихие… (2015) смотреть онлайн бесплатно

5.60Третья по счету известная экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (первый фильм, и второй). Кстати, неожиданно очень хорошая экранизация. И что интересно — по словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, только в реальности было семеро солдат-мужчин служивших в тылу после серьезных ранений (подробнее внизу страницы).

Для проведения ряда диверсионных действий в глубоком Советском тылу десантируется группа немецких диверсантов. Они должны незамеченными пройти на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Волею случая на их пути встает пять молодых девчонок-зенитчиц под командованием старшины Васкова. Под угрозой стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Сумеют ли хрупкие девушки и опытный старшина противостоять профессиональным немецким диверсантам?


Год: 2015
Страна:
Россия
Режиссер: Ренат Давлетьяров
Жанры Фильма:
драма, военный, история
В ролях снимались:
Пётр Фёдоров Анастасия Микульчина Женя Малахова Агния Кузнецова Софья Лебедева Кристина Асмус Екатерина Вилкова Анатолий Белый Дарья Мороз Виктор Проскурин

Занимательные факты о фильме:

  • Фильм не является ремейком одноимённого советского фильма 1972 года. Основная часть съёмок фильма проходила в Карелии летом и осенью 2014 года.
  • По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась.


voenhronika.ru

Cериал Русский военный сериал «А зори здесь тихие…» 2015 года в высоком качестве смотреть на сайте онлайн

  • Режиссер
  • Ренат Давлетьяров
  • В ролях
  • Пётр Фёдоров
  • Анастасия Микульчина
  • Женя Малахова
  • Агния Кузнецова
  • Софья Лебедева
  • Кристина Асмус
  • Екатерина Вилкова
  • Анатолий Белый
  • Дарья Мороз
  • Виктор Проскурин
  • и другие
Full HD 12+ Рейтинг: (Общий: 3.5)

«А зори здесь тихие…» — новая экранизация известной повести Б. Васильева. Действие фильма происходит в мае 1942-го года, вдали от передовой. Зенитное подразделение старшины Васкова состоит только из женщин, необученных и необстрелянных. В этот район немцы забрасывают десантный отряд, который должен устроить диверсию на важных для снабжения войск транспортных магистралях: железной дороге и Беломоро-Балтийском канале. Узнав про десант, Васков решает остановить немцев любой ценой. Он отбирает пять наиболее опытных девушек и отправляется в лес, устроить фашистам засаду, не зная, что немцев не 6, а 16 человек.

Этот сериал входит в подборки:

С сериалом «А зори здесь тихие…» также смотрят:

  • Несокрушимый

    Несокрушимый

    2018, Россия. Военный

  • По законам военного времени

    По законам военного времени

    2015, Украина. Военный

  • По законам военного времени 2

    По законам военного времени 2

    2018, Украина. Военный

  • Спасти Ленинград

    Спасти Ленинград

    2019, Россия. Военный

  • До свидания, мальчики

    До свидания, мальчики

    2014, Россия. Военный

  • Битва за Севастополь

    Битва за Севастополь

    2015, Россия. Военный

  • Тихий океан

    Тихий океан

    2010, США. Военный

  • Бомба

    Бомба

    2013, Россия. Военный

  • 28 панфиловцев

    28 панфиловцев

    2016, Россия. Военный

  • Женский Батальонъ

    Женский Батальонъ

    2015, Россия. Военный

  • Показать ещё

kino.1tv.ru

…А зори здесь тихие (1972) смотреть онлайн бесплатно

7.90

Бывалый солдат Васков давно уже привык видеть смерть вблизи… Но того, что произошло тогда в карельских болотах он не забудет никогда.


Он никогда не сможет простить себе, что не сберег своих девчат, до последней минуты веривших в жизнь, в завтрашний день: так глупо, так несуразно умирать в девятнадцать лет. Потрясенный ворвался Васков в сторожку, где спрятались уцелевшие фашисты, чтобы отомстить за загубленные молодые жизни…

В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

Фильм разделен на две части. Первая часть более спокойная и рассказывает про жизнь девчат, что с ними было до войны. Это, показывается яркими, цветными воспоминаниями. Вторая часть фильма уже идет более динамичная и жестокая, там показывается как пятеро девчат и товарищ Старшина вступают в не равный бой с немцами и для многих из них это заканчивается очень печально.


Год: 1972
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Жанры Фильма:
драма, военный, история
В ролях снимались:
Елена Драпеко Екатерина Маркова Ольга Остроумова Ирина Шевчук Ирина Долганова Андрей Мартынов Людмила Зайцева Алла Мещерякова Алексей Чернов Виктор Авдюшко

Занимательные факты о фильме:

  • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
  • Васков говорит в произведении и в фильме фразу: «…а зори здесь тихие». С рассветом в лесу начинают щебетать птицы — это заметно на контрасте с тихой ночью, но Васков по всей видимости приметил странное отсутствие утреннего распева.
  • С банным эпизодом потом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
  • В «Зорях…» была и другая сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
  • Занимает по посещаемости 10-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  • Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле.
  • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
  • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
  • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
  • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень не доволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
  • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
  • Действие фильма проходит в тылу, и название второй серии «Бой местного значения» подчеркивает то, что произошедшее — всего лишь эпизод большой войны, который, тем не менее, привлёк пристальное внимание. История пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне.
  • В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика».
  • «А зори здесь тихие…» наряду с фильмом «Как закалялась сталь» — один из самых популярных советских фильмов в Китае. Его высоко ценил Дэн Сяопин. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят римейк — телевизионный сериал «А зори здесь тихие».
  • В одном из эпизодов старшина спрашивает у Жени Комельковой, глядя на её волосы: «Крашеные, поди?», — на что та отвечает: «Ой… Свои». Актрисе Ольге Остроумовой действительно пришлось перекрашивать волосы во время съёмок фильма.
  • Кирилл Столяров, исполнивший роль Мартынова (Сергея Столярова) из фильма «Цирк» в мечтах Гали Четвертак, — сын Сергея Столярова.
  • В фильме зенитчицы ведут огонь из ЗПУ-4, которая была принята на вооружение в 1949 г.
  • В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского Государственного Университета.


voenhronika.ru

А зори здесь тихие… — Posmotre.li

«А зори здесь тихие…» — повесть советского писателя Бориса Васильева, пожалуй, самое известное (хотя и далеко не самое крупное) произведение. Основано на реальных событиях. Названием стала фраза, произнесённая Васковым в разговоре с Гурвич.

Действие происходит во время Великой Отечественной войны в болотистых лесах Карелии. Это неглубокий тыл: наземных военных действий не ведётся, но немецкие самолёты прилетают регулярно. С ними борются зенитчицы под руководством старшины Васкова, в непосредственные обязанности которого входит отлов сбитых лётчиков. Размеренные боевые будни нарушаются после того, как одна из его подчинённых сходила ночью в самоволку и увидела пару немцев. Васков решил, что это разведчики, и с пятёркой девушек он победит двоих фрицев. Вот только их оказалось не два, а шестнадцать… В общем, все умерли. Ну, почти все. Диверсанты «пропустили» Васкова, и это им дорого обошлось.

  • Старшина Федот Евграфович Васков, коммунист. Не шибко грамотный (закончил всего 4 класса), но по-крестьянски мудрый мужичок. В 14 лет потерял отца и практически вытащил семью на себе, не дав пойти по миру. Был женат, но пока воевал с финнами, жена сбежала с любовником, а сын Игорь вскоре умер. Попросил своего командира прислать солдат, чтоб непьющие и не охочие до баб, ну тот и выполнил его просьбу… Васков поначалу испытывает острый дискомфорт от того, что должен командовать дамами, а среди них — и образованные, и острые на язык. «Ну, бродит по разъезду пенёк замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Сначала кажется обычным строевиком-занудой, но когда доходит до дела, проявляет себя крутым. Единственный, кто выжил, хотя и лишился руки.
  • Младший сержант Рита Осянина. Единственная, кто успел выйти замуж в неполных 18 лет в 1939 и родить сына в 1940. Муж, красный командир, пограничник, погиб на фронте, а к ребёнку она как раз и бегала в самоволку — таскала паёк. «Откочёвывали в городишко сахар, галеты, пшённый концентрат, а когда и банки с тушёнкой». Смертельно ранена в бою осколками гранаты в живот, после чего застрелилась, чтобы не мешать Васкову разобраться с врагами.
    • «Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал».
  • 19-летняя Женя Комелькова, дочь красного командира. Вся семья была расстреляна немцами. Женя выжила чудом — её укрыла соседка-эстонка. После этого она пробралась к женатому полковнику, с которым крутила роман ещё до войны, и стала его любовницей (т. е. ППЖ). Дабы пресечь этот разврат, Женю и отправили к зенитчицам. «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Немцы её ранили, и она уже лёжа стреляла, пока были патроны. Немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её гордое и прекрасное лицо…
    • «Женька ничего не боялась. Скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку и матчиш, пела под гитару и крутила романы с затянутыми в рюмочку лейтенантами. Легко крутила, для забавы, не влюблялась… Красивое белье было Женькиной слабостью. От многого она могла отказаться с легкостью, но подаренные матерью перед самой войной гарнитуры упорно таскала в армейских вещмешках».
    • Сцена в бане:
«— Женька, ты русалка!
 — Женька, у тебя кожа прозрачная!
 — Женька, с тебя скульптуру лепить!
 — Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!
 — Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на чёрном бархате…
 — Такую фигуру в обмундирование паковать — это ж сдохнуть легче».
  • Лиза Бричкина. 19-летняя дочь лесника, бывшего партизана. «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах — не поймешь, где шире. Здорова, хоть паши на ней». В детстве училась в школе, общалась со сверстниками, работала в колхозе. В 14 лет осталась жить на кордоне у отца-лесника, ухаживая за больной кашляющей матерью. Влюбилась в приехавшего из города охотника. Уезжая, он велел отпустить Бричкиным целых три кило сахару и оставил Лизе записку: «Тебе надо учиться, Лиза. В лесу совсем одичаешь. В августе приезжай: устрою в техникум с общежитием». Через месяц умерла мать, и отец запил. А потом началась война… Утонула, переходя болото без слеги — несмотря на опыт жизни в лесу
    • «Толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек». «Крякаешь хорошо. Ты все примечай. Кусты не качаются ли, птицы не шебаршатся ли. Человек ты лесной, все понимаешь». «Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от русской родимой печки». «С кустов роса сбита, — торопливо сказала вдруг Лиза Бричкина. — Справа еще держится, а слева от дороги сбита. — Вот глаз! — довольно сказал старшина».
«


— Ладно, приказано считать волков врагами населения. Взялись мы за это всенародно и всенародно же перестреляли всех волков во всей России. Что будет?
— Как что будет? — улыбнулся охотник, — Дичи много будет…
— Мало!… Бегать им надо, зверью-то, чтоб в здоровье существовать. Зайцы зажиреют, обленятся, работать перестанут без волков-то. Своих волков выращивать начнем или за границей покупать для страху?
— А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович? — вдруг тихо спросил гость.
— Чего меня кулачить? — вздохнул лесник. — Прибытку у меня два кулака да жена с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.
— Им?…
— Ну, нам!…

»
— Разговор Бричкина и городского гостя
  • Соня Гурвич. Еврейка, дочь врача из Минска. Подсвечено: «— Родители еврейской нации? — Естественно».[1]Поступила в московский вуз, из Москвы и ушла добровольцем. Естественно, о судьбе родных не знала, только надеялась, что они ушли. Пошла на фронт как переводчик, но переводчиков хватало, а зенитчиков — нет. За знание языка Васков и взял её на операцию. Немец пырнул её ножом в грудь, когда она побежала за кисетом для Васкова. «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошёл он до сердца с первого раза: грудь помешала…»
    • «Писклявый такой голосишко». «Под винтовкой, подсумком, скаткой да сидором, гнулась, как тростинка…» «Заморыш воробьиный». «Худющая, как весенний грач». «Днем и ночью, зимой и летом папа Соломон Аронович Гурвич брал чемоданчик и в любую погоду шел пешком, потому что извозчик стоил дорого. А вернувшись, тихо рассказывал о туберкулезах, ангинах и малярии. У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт».
  • Галя Четвертак. Сирота, росла в детдоме. Фамилию получила, «потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше». В детдоме прославилась выдумками: «У меня мама — медицинский работник». У неё сдали нервы, она выбежала наперерез диверсантам, и её застрелили из автомата.
    • «А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама — медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама». В детдоме «постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию. Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя упорно штурмовала военкома, и подполковник в порядке исключения направил Галю в зенитчицы». «Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка. И глазки вдруг засверкали, и улыбка появилась, и грудки, как грибы, выросли». «Поднятый воротник прятал ее голову вместе с пилоткой, и между казенных отворотов уныло торчал красный хрящеватый носик».
  • Помкомвзвода сержант Кирьянова. Участвовала в финской войне как санитарка.
  • Персонажи-призраки, которых вспоминают главные герои — муж и ребёнок Риты, семья Жени и её любовник полковник Лужин («красив, таинствен и героичен: за Халхин-Гол имел орден Красного Знамени, за финскую — звёздочку»), отец Лизы и приехавший из города поверяющий, очкастый сокурсник Сони и её семья.
  • Женщины и дети из разъезда, в котором расположен отряд зенитчиков.
  • Немецкие диверсанты, числом шестнадцать.
  • А двести двадцать не хочешь? Взаимные 220. С одной стороны, старшина и девушки полагали, что им предстоит отловить всего двух нервничающих фрицев (для чего отряда из шести бойцов было бы более чем достаточно), а не сойтись в бою с шестнадцатью вооружёнными до зубов диверсантами. С другой стороны, если бы эти отборные немецкие бойцы знали, что им дадут таких пестелей не равные по уровню противники, а пять девушек и битый жизнью мужичок-старшина (точнее, на тот момент девушек осталось три, а в боях поучаствовали и вовсе две!), они застрелились бы ещё в Германии.
  • Безобидная рана — аверсия: ранение в руку с последующим купанием в болоте закончилось для Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку — нет.
  • Бой-баба — все зенитчицы с прикрученным фитильком. Составили бригаду амазонок.
  • Восемь девок, один я — без комментариев.
  • Враги сожгли родную хату — у Жени, Сони, с прикрученным фитильком — у Риты.
  • Дыра в сюжете — почему матёрый разведчик Васков не подумал, что диверсантов может быть немного больше, чем двое?
    • Обоснуй — переоценил достоверность разведданных, а точнее — их точность и квалификацию невольного разведчика. Если короче, то совершил ошибку вследствие решения, принимаемого «на ходу».
  • Жертвенный агнец — Соня, Галя и даже Лиза.
  • Жертвенный лев:
    • Рита, которой старшина вручил трофейный пистолет-пулемёт, в первом бою прикрыла Васкова, у которого закончились патроны в автомате.
    • Женя прикладом винтовки пробила затылок убийце Сони, который дрался с Васковым. В первом бою быстро опомнилась и из трёхлинейки «била в белый свет, как в копейку. Попала — не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда». В развязке стреляла из автомата, уводя врагов в лес, что добавило в её личный счет еще пару фрагов. Словом, отомстила сполна.
    • Сам старшина был близок к этому, но не получилось…
  • Зловещее болото — Лиза утонула в болоте. Да и раненый Васков получил гангрену, «искупавшись» пару раз там же. Будь там более здоровая местность, может быть, руку бы и сохранил.
  • Крутой с ребёнком — Рита.
  • Моложе, чем выглядит — Васкову 32 года, но он изрядно побит жизнью и выглядит на все 50, и девушки за глаза называют его стариком.
  • Несовместимая с жизнью трусость. Галка сидела в надежном укрытии, немцы шли мимо, болтали о погоде и ни о чем не подозревали. Не выдержала и ломанулась, не разбирая дороги, по открытой местности на глазах у полдюжины изумленных автоматчиков. И сама погибла, и Васкова подставила, и в том бою старшина потерял время, силы и запалы от гранат.
  • Несовместимая с жизнью тупость — опытный разведчик Васков не додумался, что диверсантов может быть далеко не двое, в результате потерял весь отряд в неравном бою. Возможный обоснуй — не было времени ждать подкрепления.
  • Пережить своих детей — мама Риты и папа Лизы, возможно, пережили дочек.
  • Пистолетом можно бить — Женя оглушила прикладом по затылку диверсанта, дравшегося с Васковым на ножах.
  • Платоническая любовь:
    • Соня и очкарик-сокурсник, безымянный в книге, Миша в экранизации Ростоцкого.
    • Лиза и приезжий из города, к которому она в ночнушке и платке пришла на сеновал, где у него постель. Но он отправил её спать. «Глупости не стоит делать даже со скуки».
  • После такого не выживают пополам с Самоубийственная самоуверенность — застрелив Галю, немцы гонялись по лесу за Васковым, тот оторвался от них и попадал в болото. У диверсантов не было доказательств, что старшина утоп, и тем не менее о его существовании забыли. Хотя то, что Женя в последнем бою не могла стрелять из двух немецких пистолетов-пулемётов МP-40, вроде бы должно было навести на мысль. Вместо того, чтобы прочесать местность, немцы завалились спать, не осознав, что поблизости бродил вооруженный и очень злой мужик.
  • Принцессы не какают — аверсия. «Для ночных дел я вам самолично нужник поставил».
  • ПТСР — у Васкова был залеченный ПТСР еще с советско-финской. После того, как в одиночку повязал остаток диверсионной группы, получил рецидив, осложненный потерей руки и комплексом вины за гибель девушек.
  • Ребёнок в память о нём — Васков стал усыновил ребёнка Риты.
  • Связали и заткнули — в развязке Васков, угрожая гранатой без запала, заставил пятерых немцев повязать друг друга, пятого связал сам.
  • Символическое имя Лизы Бричкиной — трагическая псевдоаллюзия (нарочитое несовпадение как минимум части сути при формальном сходстве некоторых деталей и подсветке этого сходства). Утонула, как и заглавный персонаж «Бедной Лизы».
  • У страха глаза велики — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало.
    • Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и страшным матом. То, что этот злой мужик тут один и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга.
  • Хороший плохой конец. Из 6 главных героев в живых остался один, и то покалеченный, зато диверсанты обезврежены.
    • По поводу диверсантов Васков прямо в тексте говорит, что получилось бессмысленное самопожертвование — у железной дороги, куда их пытались не пустить, всяко охрана получше, чем пять девчат да старшина с наганом! Зато сын Риты Осяниной обрел приемного отца в лице Васкова, война выиграна, а память о девушках сохранена.
2 мира — 2 Шапиро 2 фильма — 2 Васкова

Станислав Ростоцкий[править]

Двухсерийный фильм 1972 года. Особенность — инверсия тропа Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое: фильм чёрно-белый, воспоминания пяти героинь о счастливой мирной жизни — цветные. Автор статьи не страдает от излишней сентиментальности, однако при просмотре этих эпизодов не мог сдержать слёз. И зигзаг: воспоминания Жени о расстреле семьи сделаны в чёрно-красных тонах. Также в цвете сняты пролог и эпилог, действие которых происходит в наше время.

  • Рита родила ребёнка, к ней в роддом пришёл муж.
  • Женя увидела красавца военного, прибывшего на службу. Потом её семья отмечала Первомай, сидя за столом, а она танцевала с военным. Потом отец упрекал её в том, что она флиртует с женатым человеком. Потом красный командир учил её стрелять.
    • А потом она слышала крики и пулемётные очереди.
  • Лиза вспоминала маму. Потом приехавшего из города проверяющего — как он работал. Потом — как она пришла к нему вечером в ночнушке и платке. Потом он прислал ей открытку с приглашением приехать в город и поступить в техникум.
  • Соня вспоминала, как она сидит в читальном зале, студент оказывается всё ближе к ней, и наконец, они едят один бутерброд. Потом в новый 1941 год катаются на катке, падают и смеются. Потом её парень Миша ушёл добровольцем на фронт, а ей подарил на память книгу.
  • Галя видела себя кинозвездой из фильма «Цирк». После представления её везли в нарядном платье и карете домой — в детдом им. Крупской.

Расхождения с книгой есть в статье в Википедии, пересказывать смысла нет. Ну разве что это:

  • Ай, молодца!: Рита застрелила спасшегося из подбитого самолета немецкого лётчика. А ведь Васков хотел его взять как «языка»!
  • Сцена в бане: начальник товарищ Третий посоветовал Васкову сделать приятное для девушек. В книге упоминание о бане есть, но не как о награде за успешный бой. Обнажёнка на советском экране, мягко говоря, не приветствовалась, но автор всё-таки отснял. Впрочем, пикантных подробностей немного. Посыл был таков: эти красивые женские тела предназначены природой для любви, а не для войны.
  • Визуальная отсылка — многократно показываемая часовня на фоне озера отсылает к картине Левитана «Над вечным покоем».
  • Нести как невесту — так Васков выносил Женьку из озера.
  • Отказаться от награды — авторская отсебятина: в оригинале не было подобной сцены, в которой Рита отказалась.
  • Ружьё Чехова: знал бы товарищ Третий, как немецкое командование заинтересовал их разъезд после хорошей стрельбы по самолётам…

Интересный факт: Андрей Мартынов, исполнитель роли Васкова, был женат на немке из Германии.

КНР[править]

Фильм Ростоцкого так понравился китайцам, что в 2005 г. Мао Вэйнин снял совместный китайско-российский телесериал. В его создании принял участие автор оригинальной повести Борис Васильев: при его участии сюжет был ощутимо расширен и дополнен. Всего было снято 20 серий; тем не менее, обе существующие версии имеют меньший хронометраж: 19 серий в китайской и 12 в русской (откуда исключена вся откровенная клюква). В это трудно поверить, но адаптация вышла вполне достойной.

Ренат Давлетьяров[править]

Односерийная экранизация 2015 года. Это именно новая экранизация повести, а не ремейк советского фильма; здесь больше действия, и многие акценты расставлены по-другому. Более подробно изложена предыстория девушек-зенитчиц, в том числе и некоторые детали из судеб их близких, о которых сами девушки узнать уже не могли. Впечатления зрителя изложены в статье Кино и немцы.

  1. ↑ Прототипом была жена писателя, Зоря Альбертовна По́ляк.
Вторая мировая война
Великая Отечественная война 1944 • Der Arzt von Stalingrad • Elser — Er hätte die Welt verändert • Stalingrad (немецкий, 1993 г.). • А зори здесь тихие… • Я — русский солдат • Баллада о солдате • Белорусский вокзал • Белый взрыв • Беспокойное хозяйство. • Битва за Севастополь. • Брестская крепость. • Бункер (2004) — про последние дни в бункере Гитлера. • Был месяц май. • В августе 44-го. • В бой идут одни «старики». • В двух шагах от „Рая“. • Война под крышами • Сыновья уходят в бой • Два бойца. • Жаворонок. • Женя, Женечка и Катюша. • Живые и мёртвые • Возмездие • Звезда • Иван Макарович • Иваново детство • Иди и смотри • Летят журавли Михаила Калатозова (приз Каннского фестиваля). • Моабитская тетрадь • Мы из будущего. • Небесный тихоход. • Обратной дороги нет. • Одинокая женщина в Берлине. • Операция Валькирия. • Отец солдата. • Охота на „Единорога“. • Парень из нашего города. • Побег в небо. • Подвиг разведчика. • Полонез Огинского • Помни, Каспар! • Посол Советского Союза • Проверено — мин нет • Пятёрка отважных • Разведчики • Смелые люди — истерн о спасении породистых лошадей • Снайпер Саха • Спокойный день в конце войны. • Танк Клим Ворошилов-2. • Ты не сирота • Фронт. • Трилогия Фронт без флангов, Фронт за линией фронта, Фронт в тылу врага. • Хроника пикирующего бомбардировщика. • Чистое небо. • Это было в разведке. • Я родом из детства • 17 мгновений весны • Взорванный ад • Их знали только в лицо • Как вас теперь называть? • Щит и меч • Один из нас • Майор Вихрь
Польша Польские дороги • Город • Город 44 • Канал • Пепел и алмаз • Четыре танкиста и собака. • Ставка больше, чем жизнь. • Пианист • Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну
Скандинавия 9 апреля
Атлантика Das Boot. • Под нами враг. • Дюнкерк.• Потопить „Бисмарк“.
Тихий океан, Китай, Индокитай • Тора! Тора! Тора! • Пёрл-Харбор • Мидуэй • The Cocpit • The Eternal Zero • The Pacific • Ямато • Камикадзе: за тех, кого мы любим • Цветы войны. • Империя Солнца • Отряд 731. • Смерть и слава в Чандэ. • Город жизни и смерти. • Мост через реку Квай. • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс! • Переправа • Мой путь • Покушение• Тонкая красная линия. • Несломленный. • Away all boats • The Hundreds Regiments Offencive • Восемьсот героев
Второй фронт Ярость. • Спасти рядового Райана. • Band of Brothers — Спилберговский минисериал. • Игра в имитацию • Самый длинный день. • Мост слишком далеко • Die Brüke • Пушки острова Наварон. • Уловка 22. • Бункер (фильм 2001)
Африка • Как я выиграл войну. • Desert rats.
Холокост Auschwitz • Выбор Софи • Жизнь и судьба • Жизнь прекрасна! • Мальчик в полосатой пижаме • Переход (фильм 1979) • Серая зона • Список Шиндлера • Сын Саула • Эйхман
Прочее Убийство на улице Данте • Последнее дело комиссара Берлаха • Gandhi to Hitler • Нигде в Африке • Спасительная пустыня • Семь лет в Тибете • Софи Шолль: последние дни • Крик совы и Ликвидация • Бесславные ублюдки. • Старое ружьё
Искусство на военную тематику
Древний мир. Средневековье Троянская война (Гомер, «Илиада») • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc») • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2)
Новое время Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода)
Первая мировая война Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1
Гражданская война в России Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia
Вторая мировая война и её последствия

Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация)
Кино: Экранизации Васильева («А зори здесь тихие…» Ростоцкого) • «Я — русский солдат») • «Баллада о солдате» (спецприз Каннского фестиваля) • «Белорусский вокзал» • «Битва за Севастополь» • «Брестская крепость» • «В бой идут одни «старики»» • «Два бойца» • Звезда • «Иваново детство» • «Иди и смотри» • «Летят журавли» (приз Каннского фестиваля) • Мы из будущего • «Парень из нашего города» • Переход (фильм 1979) • «Подвиг разведчика» • Танк «Клим Ворошилов-2» • Фронт • Бесславные ублюдки • Дюнкерк • Мост через реку Квай • Сахара • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс • The Eternal Zero

Телесериалы, видеоигры и музыка: «17 мгновений весны» • Крик совы • Ликвидация • Тихий шторм • Владимир Высоцкий • Sabaton! • Польская «Маки на Монте-Кассино» • Call of Duty • В тылу врага
Войны XX века Корейская война (M.A.S.H) • Война во Вьетнаме (Стивен Кинг, «Сердца в Атлантиде» • Apocalypse Now • Форрест Гамп • Цельнометаллическая оболочка • We were soldiers • Хранители • Сабатон • Battlefield Vietnam) • Война в Афганистане (Киплинг • Александр Афанасьев (Период распада • Противостояние/Наступление/Силовой вариант • Бремя Империи • Sabaton • Наутилус Помпилиус • ДДТ) • Война в Персидском заливе (Александр Афанасьев, половина книг • Lost • Sabaton) • Война в Сомали (Чёрный Ястреб) • Первая чеченская война (Чистилище • ДДТ) • Вторая чеченская война (Грозовые ворота • Спецназ)
Третья мировая война 1984 • 451 градус по Фаренгейту и «Марсианские хроники» Р. Бредбери • Период распада • «Красный шторм поднимается» Тома Клэнси • Звёздный путь • Fallout • Red Alert 2 и 3 • Arma 2 • Серия Wargame • «Ария» (и «Мастер»), «Воля и разум»
Разное Капитанская дочка • Тарас Бульба • «Мулан»

posmotre.li

Читать А зори здесь тихие… — Васильев Борис Львович — Страница 1

Борис Васильев

А зори здесь тихие…

1

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

— Чепушиной занимаетесь! — гремел прибывший по последним рапортам майор. — Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

— Шлите непьющих, — упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. — Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

— Евнухов, что ли?

— Вам виднее, — осторожно говорил старшина..

— Ладно, Васков!… — распаляясь от собственной строгости, сказал майор. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

— Так точно, — деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

— Вопрос сложный, — пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. — Два отделения — это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то — сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

— С командиром прибыли?

— Не похоже, Федот Евграфыч.

— Слава богу! — Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. — Власть делить — это хуже нету.

— Погодите радоваться, — загадочно улыбалась хозяйка.

— Радоваться после войны будем, — резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

— Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — тусклым голосом отрапортовала старшая. — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

— Та-ак, — совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

— Из расположения без моего слова ни ногой, — объявил он, когда все было готово.

— Даже за ягодами? — бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

— Ягод еще нет, — сказал он.

— А щавель можно собирать? — поинтересовалась Кирьянова. — Нам без приварка трудно, товарищ старшина, — отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

— Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его.

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

— Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, — сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. — Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

— Демаскирует.

— А есть приказ, — не задумываясь, сказала она.

— Какой приказ?

— Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка — это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, — вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

— Вдовая она, — поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. — Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают — это все так. А внутри — беспорядок:

online-knigi.com

А зори здесь тихие… (все серии, 2005) смотреть онлайн бесплатно

7.90Это тот самый совместный российско-китайский сериал о котором так много говорили по телевидению в далеком 2005 году. Изначально он снимался на китайские деньги — для Китая, поэтому по российскому ТВ его показали только один раз. Из себя сериал представляет расширенный римейк знаменитой советской кинокартины «А зори здесь тихие…» 1972 года, по одноимённой повести Бориса Васильева.

Пересказывать сюжет наверно нет смысла, стоит отметить лишь отличия от оригинального фильма: более развиты сюжетные линии второстепенных героев, о всех персонажах вы узнаете много нового и интересного, что даст более целостную картину их жизни, и лучше понять мотивы их поступков. Так же стоит отметить неожиданно отличную основную музыкальную тему сериала «Мы вернемся назад…».

А зори здесь тихие. 1 серия

А зори здесь тихие. 2 серия

А зори здесь тихие. 3 серия

А зори здесь тихие. 4 серия

А зори здесь тихие. 5 серия

А зори здесь тихие. 6 серия

А зори здесь тихие. 7 серия

А зори здесь тихие. 8 серия

А зори здесь тихие. 9 серия

А зори здесь тихие. 10 серия

А зори здесь тихие. 11 серия

А зори здесь тихие. 12 серия


Год: 2005
Страна: Россия, Китай
Режиссер: Мао Вэйнин
Жанры Фильма: боевик, драма, военный
В ролях снимались: Андрей Соколов, Татьяна Остап, Дарья Чаруша, Елена Мальцева, Снежана Гладнева, Александра Теряева, Людмила Колесникова, Анна Милена Амон, Любовь Казакова

Занимательные факты о сериале:

  • Сериал снят в 2005 году Центральным телевидением Китая (CCTV), ремейк одноимённой картины 1972 года.
  • Большой успех картины 1972 года «А зори здесь тихие» в Китае послужил причиной для начала работы над совместным российско-китайским проектом, приуроченным к 60-летию со дня Победы.
  • В версии для показа в Китае 19 серий, в версии для российских зрителей — 12 серий (сокращению подверглись сцены, где нарочито и многозначительно разыгрываются человеческие драмы, а также эпизоды, которые для российского зрителя выглядят неправдоподобно).
  • В редактировании сценария нового фильма принимал участие писатель Борис Васильев.
  • Во время показа телесериала в Китае в мае 2005 года его посмотрели более 400 млн человек.
  • В фильме немецкая диверсионная группа вооружена пистолетом-пулеметом М3 производства США, принятым на вооружение в декабре 1942 года. Китай производил нелицензионную копию М3 — Тип 36.
  • Соня читает книгу стихотворений А.С.Пушкина, изданную в 1970-е годы.
  • Телесериал снимался в более двух лет.
  • Кроме нескольких натурных съемок на территории России, в Москве и Амурской области, большая их часть проходила в китайской провинции Хэйлунцзян, в городе Хэйхэ. В настоящее время администрация провинции Хэйлунцзян превратила место съемок телесериала в одну из достопримечательностей провинции.
  • чтобы как можно реалистичнее воссоздать неповторимый облик русской деревни времен Второй мировой войны, усилиями съемочной группы на протяжении приблизительно 1.5 месяца из России была привезена партия древесины, чтобы берегу реки Амур воссоздать настоящий облик русской деревни 40-х годов прошлого века. В этой деревне располагалось более 30 деревянных изб, хранилище, небольшая церквушка.
  • Сделать из романа, объемом в 70 тыс. слов, 19-серийный телесериал потребовало некоторого сюжетного дополнения. Поэтому, генеральный продюсер телесериала Вэй Пин и автор сценария Лан Юнь специально ездили в Москву показать проект сценария Васильеву, спросить его мнение насчет сценария. Накануне съемок директор картины Цзя Сяочэнь и другие члены съемочной группы снова отправились в Москву к Васильеву, где подробно рассказали ему сценарий. Выслушав китайских кинематографистов, седой Васильев взволнованно воскликнул: «Прошло так много времени, никак уж я не думал, что вы, китайцы, решите снимать мою повесть».


voenhronika.ru

Борис Васильев — А зори здесь тихие

1

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

— Чепушиной занимаетесь! — гремел прибывший по последним рапортам майор. — Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!…

— Шлите непьющих, — упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. — Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

— Евнухов, что ли?

— Вам виднее, — осторожно говорил старшина.

— Ладно, Васков!.. — распаляясь от собственной строгости, сказал майор. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

— Так точно, — деревянно согласился комендант. Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

— Вопрос сложный, — пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. — Два отделения — это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то — сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

— С командиром прибыли?

— Не похоже, Федот Евграфыч.

— Слава богу! — Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. — Власть делить — это хуже нету.

— Погодите радоваться, — загадочно улыбалась хозяйка. — Радоваться после войны будем, — резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

— Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — тусклым голосом отрапортовала старшая. — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

— Та-ак, — совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

— Из расположения без моего слова ни ногой, — объявил он, когда все было готово.

— Даже за ягодами? — бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

— Ягод еще нет, — сказал он.

— А щавель можно собирать? — поинтересовалась Кирьянова. — Нам без приварка трудно, товарищ старшина, — отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

— Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

— Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, — сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. — Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

— Демаскирует.

— А есть приказ, — не задумываясь, сказала она.

— Какой приказ?

— Соответствующий. В нем сказано, что военнос

www.knigger.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *