Содержание

А зори здесь тихие… Х/ф / Художественный / Russia.tv

Один из любимейших советских фильмов о войне, снятый по одноименной повести Бориса Васильева.

Действие картины разворачивается в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в далеких лесах Карелии.

В тылу расквартировано два отделения взвода зенитных войск. Старшине Федоту Васкову поручают руководство отрядом девушек-добровольцев, полных надежд на светлое будущее.

В скором времени Васков и пятеро девушек-зенитчиц, отправившись в разведку, обнаруживают среди болот и глухих карельских лесов высадившийся немецкий десант. Об этом необходимо срочно сообщить в штаб, и маленький отряд, отрезанный от своих, все силы отдает ради выполнение этой задачи. В живых остается только старшина…

Интересные факты

  • Фильм «…А зори здесь тихие» – лидер проката 1973 года, собрал 66 млн зрителей.
  • Картина была снята в память о медсестре, которая во время войны вынесла режиссера-фронтовика с поля боя и спасла от смерти.
  • Натурные съемки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии (в районе Рускеальских водопадов) и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.

Премии и награды

  • Всесоюзный кинофестиваль в Алма-Ате (1973) – первый приз.
  • Памятный приз на МКФ в Венеции (1972).
  • Номинация на премию «Оскар» (1973) в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
  • Государственная премия СССР 1975 года и премия Ленинского комсомола 1974 года. Удостоены: режиссер Станислав Ростоцкий, автор повести и сценария Борис Васильев, оператор Вячеслав Шумский, актер Андрей Мартынов.
  • Лучший фильм 1972 года по опросу журнала «Советский экран».

Режиссер: Станислав Ростоцкий
Авторы сценария: Борис Васильев, Станислав Ростоцкий
Оператор: Вячеслав Шумский
Композитор:

Кирилл Молчанов
В ролях: Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Ирина Долганова, Андрей Мартынов, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Алексей Чернов, Юрий Сорокин, Виктор Авдюшко, Владимир Ивашов, Кирилл Столяров, Борис Токарев, Игорь Костолевский, Инна Кмит

2 серии

russia.tv

А зори здесь тихие (фильм, 1972)

«А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.

История создания

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне 1960—1970-х годов. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке (Москва). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти

[1].

Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году[2].

Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. Андрей Мартынов, которому на момент съёмок исполнилось только 26 лет, сыграл роль 32-летнего (по книге) старшины Федота Васкова и на экране выглядел намного солиднее своих лет[3].

Сюжет

Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в Карелии.

У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитных войск. К старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу.

Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов взвода, командир отделения Рита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Осянина, вернувшись в расположение, докладывает об этом старшине Васкову, и тот принимает решение остановить вражескую группу.

Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват диверсантов, возможной целью которых является Кировская железная дорога.

Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один старшина. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. Когда он конвоирует их в тыл, его нагоняют советские солдаты, возглавляемые «товарищем Третьим» и Кирьяновой. После демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной.

Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску в районе гибели Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Галины Четвертак и Сони Гурвич.

Отличия от книги

Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях:

  • Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его размышлениями.
  • В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была убита одна зенитчица — «подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».
  • Далее в фильме происходит небольшой конфликт между Кирьяновой и старшиной по поводу того, что не нужно было расстреливать парашютиста, а Осянину предлагают представить к награде. Майор, начальник Васкова, осматривая сбитый самолёт, спрашивает: «Зачем им понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.
  • Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и «окающий» северный акцент в её речи.
  • В книге Васков захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись до автомата, но старшина опережает его и убивает из автомата, который забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в чине гауптмана) (в книге о пленении его Васковым не упоминается).
  • В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь — имя умершего в деревне перед войной сына Васкова («не уберегла маманя»). В фильме же Игорем зовут именно сына Осяниной. Кроме того, Васкова, своего приёмного отца, он называет «батя» (в книге — «тятя»).

Названия серий

  • 1-я серия — «Во втором эшелоне»
  • 2-я серия — «Бой местного значения»

Информация о съёмках

В ролях

Васков и пять зенитчиц. Кадр из фильма
  • Андрей Мартынов — Федот Евграфович Васков, старшина, комендант разъезда
  • Ирина Шевчук — Рита Осянина, младший сержант, командир отделения
  • Ольга Остроумова — Женя Комелькова
  • Елена Драпеко — Лиза Бричкина
  • Ирина Долганова — Соня Гурвич
  • Екатерина Маркова — Галина Четвертак
  • Людмила Зайцева — Кирьянова, старший сержант, помкомвзвода
  • Алексей Чернов — товарищ «Третий», майор
  • Алла Мещерякова — Мария Никифоровна, квартирная хозяйка старшины
  • Нина Емельянова — Полина Егоровна Егорова
  • Юрий Сорокин — Игорь, сын Риты Осяниной
  • Борис Токарев — Осянин, муж Риты, лейтенант-пограничник
  • Георгий Мартынюк — Лужин, возлюбленный Жени Комельковой, майор, позднее полковник
  • Юрий Перов
  • Кирилл Столяров — Сергей Столяров
  • Игорь Костолевский — Миша, однокурсник Сони Гурвич, с которым она начала встречаться перед войной и который ушёл добровольцем в первые дни войны
  • Владимир Ивашов — охотник, гость Бричкиных, в которого влюбилась Лиза
  • Виктор Авдюшко — помкомвзвода
  • Владимир Рудый — зенитчик
  • Ирина Кмит — зенитчица
  • Наталья Пярн — зенитчица
  • Евгений Меньшов — турист
  • Светлана Борисова — девушка-туристка
  • Тамара Яренко — мать[4]
  • В эпизодах: А. Грибушин, Т. Гунина, П. Меркулов, Е. Перова, Т. Садовская, Н. Ступицкая, Г. Успенская, Владимир Шевченко, И. Широких, Г. Шкловская, В. И. Антонов, Лариса Кичанова, А. А. Кожанов (нет в титрах)

Съёмочная группа

Технические данные

  • Производство: Киностудия им. М. Горького
  • Художественный фильм, двухсерийный, чёрно-белый c цветными эпизодами
  • 1 серия 10 частей — 2725 м — 98 минут на 24 кадр/с (94 минуты на 25 кадр/с)
  • 2 серия 9 частей — 2449 метров — 88 минут на 24 кадр/с (85 минут на 25 кадр/с)
  • Изображение широкоэкранное анаморфированное, соотношение сторон 2,35:1
  • Весь фильм, и черно-белые и цветные эпизоды, был отпечатан на цветной пленке

Художественные особенности

Кадр из фильма. Галя Четвертак представляет себя Марион Диксон. Цитата из фильма «Цирк»

Действие фильма проходит в тылу, и название второй серии «Бой местного значения» подчеркивает то, что произошедшее — всего лишь эпизод большой войны, который, тем не менее, привлёк пристальное внимание. История пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне

[5].

Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле.

Особые сложности возникли в связи со съёмкой эпизода в бане. В советском кинематографе того периода весьма редко допускались столь откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой так:

Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать[6]

.

Признание

Общая известность

Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне[5][7].

В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика»[8][9].

«А зори здесь тихие…» наряду с фильмом «Как закалялась сталь» — один из самых популярных советских фильмов в Китае. Его высоко ценил Дэн Сяопин[5]. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят римейк — телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий).

Призы и награды

Интересные факты

  • В одном из эпизодов старшина спрашивает у Жени Комельковой, глядя на её волосы: «Крашеные, поди?», — на что та отвечает: «Ой… Свои». Актрисе Ольге Остроумовой действительно пришлось перекрашивать волосы во время съёмок фильма[6].
  • Кирилл Столяров, исполнивший роль Мартынова (Сергея Столярова) из фильма «Цирк» в мечтах Гали Четвертак, — сын Сергея Столярова.
  • В фильме зенитчицы ведут огонь из ЗПУ-4, которая была принята на вооружение в 1949 г.
  • В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского Государственного Университета.
  • Перед президентскими выборами 2012 года в России, в ходе дебатов между Сергеем Мироновым и Владимиром Жириновским на программе «Поединок», последний сказал поддерживавшей Миронова Елене Драпеко, что «ещё раз снимет фильм „А зори здесь тихие“» в «психушке», где ей, по его словам, предстоит «сидеть»[10].

DVD-релиз

  • 2 DVD (PAL) региональный код: 5
  • Дистрибьютор: RUSCICO
  • Субтитры: (13 языков)
  • Звуковые дорожки: Русский DTS, Русский Mono
  • Формат изображения: WideScreen 16:9 (1.78:1).
  • Длительность 160 мин, СССР[11]

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Действие фильма разворачивается в мае 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Достаточно далеко от линии фронта, неподалеку от живописных лесов Карелии находятся два отделения взвода зенитчиков, командует которыми бывший разведчик и ветеран Финской войны — старшина Федот Васкин. Под его командованием служит много юных девушек, которые добровольцами отправились на войну сразу после окончания школы. У каждой из них своя история и своя трагедия. Рыжеволосая красавица Женя Комелькова лишилась всей семьи: немцы расстреляли на ее глазах маму, сестру и брата. Она отправилась на фронт за своим возлюбленным, который не мог ответить ей взаимностью, потому что был женат.

Рита Осянина одна из первых записалась в добровольцы, после того как ее мужа лейтенанта убили во время контратаки 1941 года. У Риты есть сын, о котором не знает никто, кроме старшины, однако он не мешает ей отчаянно сражаться за родину.

Простая деревенская девушка Лиза Бричкина на войне оказывается случайно. Влюбившись в заезжавшего к ним в хозяйство охотника, девушка следует за ним в город, где поступает в техникум. Однако начать обучение ей так и не удается из-за начавшейся войны. Низенькая, робкая и нежная Галина Четвертак выросла в детском доме и совсем не приспособлена к военной жизни, но вместе с другими девушками готова на подвиг.

Еврейка Соня Гурвич знает немецкий и могла бы пойти в переводчицы, но их много, а зенитчиц мало, поэтому ее направили сюда. В определенный момент Васков узнает, что неподалеку от их базы высадился специальный отряд немецких диверсантов. По сведениям разведки они собираются пробраться на Кировскую железную дорогу и устроить диверсию на жизненно важной транспортной артерии. Старшина понимает, что надо любой ценой остановить противника. Он берет пять лучших зенитчиц и отправляется на операцию, в ходе которой выясняется, что немцев не шесть, как Васков думал, а шестнадцать. Неопытным, только приехавшим из тыла девушкам приходится вступить в неравным бой с элитой войск СС.

www.ivi.tv

Фильм А зори здесь тихие (2015): фото, видео, список актеров

Компания Star Media приобрела права на экранизацию повести у родственников писателя Бориса Васильева, ушедшего из жизни в марте 2013 года. 

Режиссером «А зори здесь тихие…» стал Ренат Давлетьяров. Кроме того, он вместе с генпродюсером компании Star Media Владиславом Ряшиным занялся продюсированием ленты про группу девушек-зенитчиц, вступивших в неравный бой с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

По мнению режиссера Рената Давлетьярова, повесть Васильева гораздо сложнее, чем фильм Ростоцкого, и содержит нюансы, которые в силу эпохи и идеологии он обозначил лишь слегка. Новая картина же станет современной версией книги.

По словам Давлетьярова, хотя времена и технологии кинопроизводства изменились, съемочной группе хочется сделать кино про отвагу, подвиги и переживания молодых девчонок на войне, но на языке, понятном молодому зрителю.

Летом 2014 года стало известно, что российские кинематографисты приступают к созданию новой экранизации повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. Съемки начались 4 июля в Подмосковье. Здесь были отсняты первые сцены с участием одной из главных исполнительниц — актрисы Анастасии Микульчиной (сериалы «Сонька Золотая ручка» и «Красавица»), которой досталась роль Риты Осяниной. В подмосковном поселке отсняли несколько эпизодов, которых нет в оригинальном фильме, — это 22 июня, первый день войны. Дальнейшие съемки фильма проходили в Карелии — там,  где происходит действие повести.

Кроме Анастасии Микульчиной, в «А зори здесь тихие…» принимают участие актеры: Петр Федоров, Екатерина Вилкова, Евгения Малахова, Андрей Мерзликин, Дарья Мороз, Софья Лебедева, Илья Алексеев, Юлия Полынская, Кристина Асмус, Агния Кузнецова, Илья Алексеев.

Премьера «А зори здесь тихие…» — 30 апреля 2015 года.  

«Многие воспримут неоднозначно наше желание воплотить на экране повесть Васильева, так как это было уже сделано в 1972 году Станиславом Ростоцким, и его фильм стал легендой советского кино. Но именно поэтому к 70-летнему юбилею Великой Победы мы хотим выпустить в прокат картину и рассказать историю, которая не оставит равнодушными современную молодежь», — сказал режиссер и один из продюсеров фильма Ренат Давлетьяров.

 

Сюжет фильма А зори здесь тихие… (2015)

Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной Войны вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда, фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС, «сверхлюди». А против них — старшина Васков и пятеро девчонок-зенитчиц.

Казалось бы, бой местного значения, но на кону — стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить нацистскую диверсию, и какой ценой? 

Съемочная группа фильма А зори здесь тихие… (2015)

Режиссер: Ренат Давлетьяров.

Сценаристы: Юрий Коротков, Артем Виткин, Ренат Давлетьяров.

Оператор: Семен Яковлев.

Художник: Артем Кузьмин.

Продюсеры: Ренат Давлетьяров, Владислав Ряшин.

Производство: Интерфест, Реал-Дакота, Star Media.

В ролях: Пётр Фёдоров, Евгения Малахова, Агния Кузнецова, Анастасия Микульчина, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Андрей Мерзликин, Дарья Мороз, Виктор Проскурин, Максим Дрозд, Илья Алексеев, Юлия Полынская.

www.vokrug.tv

«А зори здесь тихие»: анализ. «А зори здесь тихие», Васильев: краткое содержание

Повесть «А зори здесь тихие», написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни — 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ «А зори здесь тихие», опишем краткое содержание этой повести.

Война — это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери — сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ «А зори здесь тихие» начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Краткое содержание событий повести

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения — именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении «А зори здесь тихие», содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои — девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник — выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир — Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

«А зори здесь тихие» — это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита — пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина — нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она — самая бесстрашная, мужественная, она — мать. Женя Комелькова — белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич — это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. Лиза Бричкина всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. «А зори здесь тихие» изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты… о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ «А зори здесь тихие» позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои «А зори здесь тихие» сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои «А зори здесь тихие». Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она — девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени — немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность — девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что «завтра будет и для нее».

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении «А зори здесь тихие», остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-«сестричек». Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, смелость, мужество, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он «всех пятерых положил».

Заключение

Читая произведение «А зори здесь тихие», невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение «А зори здесь тихие», и тем, что ее герои — девушки, вынужденные участвовать в войне.

fb.ru

Полное содержание А зори здесь тихие Васильев Б.Л. [1/7] :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / А зори здесь тихие

    1
    
     На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.
     Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.
     А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.
     Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.
     — Чепушиной занимаетесь! — гремел прибывший по последним рапортам майор. — Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..
     — Шлите непьющих, — упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. — Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.
     — Евнухов, что ли?
     — Вам виднее, — осторожно говорил старшина..
     — Ладно, Васков!… — распаляясь от собственной строгости, сказал майор. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…
     — Так точно, — деревянно согласился комендант. Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.
     — Вопрос сложный, — пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. — Два отделения — это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то — сомневаюсь…
     Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:
     — С командиром прибыли?
     — Не похоже, Федот Евграфыч.
     — Слава богу! — Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. — Власть делить — это хуже нету.
     — Погодите радоваться, — загадочно улыбалась хозяйка. — Радоваться после войны будем, — резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.
     И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.
     — Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — тусклым голосом отрапортовала старшая. — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
     — Та-ак, — совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…
     Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.
     — Из расположения без моего слова ни ногой, — объявил он, когда все было готово.
     — Даже за ягодами? — бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.
     — Ягод еще нет, — сказал он.
     — А щавель можно собирать? — поинтересовалась Кирьянова. — Нам без приварка трудно, товарищ старшина, — отощаем.
     Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:
     — Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.
     — Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, — сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. — Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.
     Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.
     Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:
     — Демаскирует.
     — А есть приказ, — не задумываясь, сказала она.
     — Какой приказ?
     — Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.
     Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…
     Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка — это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, — вот это было совсем уж никуда не годно.
     А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.
     А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.
     — Вдовая она, — поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. — Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.
     Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.
     Ну, прежде всего, конечно, дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают — это все так. А внутри — беспорядок:
     — Люда, Вера, Катенька — в караул! Катя — разводящая. Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка полная, это надо порушить, а как? Попробовал он насчет этого со старшей, с Кирьяновой, поговорить, да у нее один ответ:
     — А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.
     Смеются, черти…
     — Стараешься, Федот Евграфыч?
     Обернулся: соседка во двор заглядывает, Полинка Егорова. Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.
     — Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя.
     Хохочет. И ворот не застегнут: вывалила на плетень прелести, точно булки из печи.
     — Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю — в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.
     — Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди соответственно.
     — Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат и с солдаток.
     Вот ведь петля какая! Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти? А ему она не подчинена: он этот вопрос с крикуном майором провентилировал.
     Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно особо разобраться надо. Совершенно особо…
     Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну, писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого, четвертого, у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху было, если б про медведя узнали! Это ж надо: не от газов в мировую, не от клинка в гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже — медведь заломал! Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели…
     Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они, не гляди что рядовые, — наука: упреждение, квадрант, угол сноса. Классов семь, а то и все девять, по разговору видно. От девяти четыре отнять — пять останется. Выходит, он от них на больше отстал, чем сам имеет…
     Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А кого винить? Разве что медведя того, невежливого…
     Странное дело: до этого он жизнь свою удачливой считал. Ну не то чтоб совсем уж двадцать одно выходило, но жаловаться не стоило. Все-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было, но с других концов, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов саданула, но Федот Евграфыч устоял все ж таки. Устоял…
     Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер, и с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей Марии Никифоровне, за догадливость.
     Вот за тот осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кое-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили ему пакгауз тот блюсти. Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно.
     Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня спокойно. А теперь…
     Вздохнул старшина.
    
     2
    
     Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер — встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся.
     Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях, ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати. Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс — и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее провожать.
     И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки.
     Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс.
     Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать, потому что до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев. Но они пошли к коменданту города, а от него — к ее родителям и все-таки добились своего.
     Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.
     На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год она родила мальчика (назвали его Альбертом — Аликом), а еще через год началась война.
     В тот первый день она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойная и рассудительная, но тогда ее спокойствие объяснялось просто: Рита еще в мае отправила Алика к своим родителям и поэтому могла заниматься спасением чужих детей.
     Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. Застава жила, а с нею жила и надежда, что муж цел, что пограничники продержатся до прихода армейских частей и вместе с ними ответят ударом на удар, — на заставе так любили петь: «Ночь пришла, и тьма границу скрыла, но ее никто не перейдет, и врагу мы не позволим рыло сунуть в наш советский огород…» Но шли дни, а помощи не было, и на семнадцатые сутки застава замолчала.
     Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.
     А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу — направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Фронт тут попятился немного: зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер где-то между бывшей заставой и тем городком, где познакомился когда-то лейтенант Осянин с ученицей девятого «Б»…
     Теперь Рита была довольна: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул, съежился; корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.
     — Стреляй, Рита!.. Стреляй! — кричали зенитчицы. А Рита ждала, не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют, уже благодаря своего немецкого бога, она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру, девчонки крича от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:
     — Пройдет, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…
     Кирьянова была боевой девахой: еще в финскую исползала с санитарной сумкой не один километр передовой, имела орден. Рита уважала ее за характер, но особо не сближалась.
     Впрочем, Рита вообще держалась особняком: в отделении у нее были сплошь девчонки-комсомолки. Не то чтобы младше, нет: просто — зеленые. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах да поцелуйчиках, а Риту это сейчас раздражало.
     — Спать!.. — коротко бросала она, выслушав очередное признание. — Еще услышу о глупостях — настоишься на часах вдоволь.
     — Зря, Ритуха, — лениво пеняла Кирьянова. — Пусть себе болтают: занятно.
     — Пусть влюбляются — слова не скажу. А так, лизаться по углам — этого я не понимаю.
     — Пример покажи, — улыбнулась Кирьянова. И Рита сразу замолчала. Она даже представить не могла, что такое может случиться: мужчин для нее не существовало. Один был мужчина — тот, что вел в штыковую поредевшую заставу на втором рассвете войны. Жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая.
     Перед маем расчету досталось: два часа вели бой с юркими «мессерами». Немцы заходили с солнца, пикировали на счетверенки, плотно поливая огнем. Убили подносчицу — курносую, некрасивую толстуху, всегда что-то жевавшую втихомолку, легко ранили еще двоих. На похороны прибыл комиссар части, девочки ревели в голос. Дали салют над могилой, а потом комиссар отозвал Риту в сторону:
     — Пополнить отделение нужно. Рита промолчала.
     — У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна. Женщины на фронте, сами знаете, — объект, так сказать, пристального внимания. И есть случаи, когда не выдерживают.
     Рита опять промолчала. Комиссар потоптался, закурил, сказал приглушенно:
     — Один из штабных командиров — семейный, между прочим, — завел себе, так сказать, подругу. Член Военного совета, узнав, полковника того в оборот взял, а мне приказал подругу эту, так сказать, к делу определить. В хороший коллектив.
     — Давайте, — сказала Рита.
     Наутро увидела и залюбовалась: высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца.
     — Боец Евгения Комелькова в ваше распоряжение…
     Тот день банным был, и, когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую, как на чудо, глядели:
     — Женька, ты русалка!
     — Женька, у тебя кожа прозрачная!
     — Женька, с тебя скульптуру лепить!
     — Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!
     — Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате…
     — Несчастная баба! — вздохнула Кирьянова. — Такую фигуру в обмундирование паковать — это ж сдохнуть легче.
     — Красивая, — осторожно поправила Рита. — Красивые редко счастливыми бывают.
     — На себя намекаешь? — усмехнулась Кирьянова. И Рита опять замолчала: нет, не выходила у нее дружба с помкомвзвода Кирьяновой. Никак не выходила.
     А с Женькой вышла. Как-то сама собой, без подготовки, без прощупывания: взяла Рита и рассказала ей свою жизнь. Укорить хотела отчасти, а отчасти — пример показать и похвастаться. А Женька в ответ не стала ни жалеть, ни сочувствовать. Сказала коротко:
     — Значит, и у тебя личный счет имеется. Сказано было так, что Рита — хоть и знала про полковника досконально — спросила:
     — И у тебя тоже?
     — А я одна теперь. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили.
     — Обстрел был?
     — Расстрел. Семьи комсостава захватили и — под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все! Сестренка последней упала — специально добивали…
     — Послушай, Женька, а как же полковник? — шепотом спросила Рита. — Как же ты могла, Женька…
     — А вот могла! — Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой. — Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?
     Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и — странное дело! — Рита словно бы чуть оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела. Даже смеялась иногда, даже пела с девчонками, но самой собой была только с Женькой наедине.
     Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет — заслушаешься.
     — На сцену бы тебя, Женька! — вздыхала Кирьянова. — Такая баба пропадает!
     Так и кончилось Ритино старательно охраняемое одиночество: Женька все перетряхнула. В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка. И глазки вдруг засверкали, и улыбка появилась, и грудки, как грибы, выросли. И поскольку Галка эта от Женьки больше и на шаг не отходила, стали они теперь втроем: Рита, Женька и Галка.
     Известие о переводе с передовой на объект зенитчицы встретили в штыки. Только Рита промолчала: сбегала в штаб, поглядела карту, сказала:
     — Пошлите мое отделение.
     Девушки удивились, Женька подняла бунт, но на следующее утро вдруг переменилась: стала за разъезд агитировать. Почему, отчего — никто не понимал, но примолкли: значит, надо, Женьке верили. Разговоры сразу утихли, начали собираться. А как прибыли на разъезд, Рита, Женька и Галка стали вдруг пить чай без сахара.
     Через три ночи Рита исчезла из расположения. Скользнула из пожарного сарая, тенью пересекла сонный разъезд и растаяла в мокром от росы ольшанике. По заглохшей лесной дороге выбралась на шоссе и остановила первый грузовик.
     — Далеко собралась, красавица? — спросил усатый старшина: ночью в тыл ходили машины за припасами, и сопровождали их люди, далекие от строевой и уставов, — До города подбросите?
     Из кузова уже тянулись руки. Не ожидая разрешения, Рита встала на колесо и вмиг оказалась наверху. Усадили на брезент, набросили ватник.
     — Подремли, деваха, часок,,. А утром была на месте. — Лида, Рая — в наряд!
     Никто не видал, а Кирьянова узнала: доложили. Ничего не сказала, усмехнулась про себя: «Завела кого-то, гордячка. Пусть ее, может, оттает…» И Васкову — ни слова. Впрочем, Васкова никто из девушек не боялся, а Рита — меньше всех. Ну, бродит по разъезду пенек замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов. Кто же его всерьез-то принимать будет?
     Но форма есть форма, а в армии особенно. И форма эта требовала, чтобы о ночных путешествиях Риты не знал никто, кроме Женьки да Галки Четвертак.
     Откочевывали в городишко сахар, галеты, пшенный концентрат, а когда и банки с тушенкой. Шальная от удач Рита бегала туда по две-три ночи в неделю: почернела, осунулась. Женька укоризненно шипела в ухо:
     — Зарвалась ты, мать! Налетишь на патруль, либо командир какой заинтересуется — и сгоришь.
     — Молчи, Женька, я везучая!
     У самой от счастья глаза светятся: разве с такой серьезно поговоришь? Женька только расстраивалась:
     — Ой, гляди, Ритка!
     То, что о ее путешествиях Кирьянова знает, Рита быстро догадалась по взглядам да усмешечкам. Обожгли ее эти усмешечки, словно она и впрямь своего старшего лейтенанта предавала. Потемнела, хотела одернуть — Женька не дала. Уцепилась, уволокла в сторону:
     — Пусть, Рита, пусть что хочет думает!
     Рита опомнилась: правильно. Пусть любую грязь сочиняет, лишь бы помалкивала, не мешала, Васкову бы не донесла. Занудит, запилит — света невзвидишь. Пример был: двух подружек из первого отделения старшина за рекой поймал. Четыре часа — с обеда до ужина — мораль читал: устав наизусть цитировал, инструкции, наставления. Довел девчонок до третьих слез: не то что за реку — со двора зареклись выходить.
     Но Кирьянова пока молчала.
     Стояли безветренные белые ночи. Длинные — от зари до зари — сумерки дышали густым настоем зацветающих трав, и зенитчицы до вторых петухов пели песни у пожарного сарая. Рита таилась теперь только от Васкова, исчезала через две ночи на третью вскоре после ужина, а возвращалась перед подъемом.
     Эти возвращения Рита любила больше всего. Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, забросив связанные ушками сапоги за спину. Шлепать и думать о свидании, о жалобах матери и о следующей самоволке. И оттого, что следующее свидание она может планировать сама, не завися или почти не завися от чужой воли, Рита была счастлива. Но шла война, распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно. И, обманывая коменданта тихого 171-го разъезда, младший сержант Маргарита Осянина и знать не знала, что директива имперской службы СД за ° С219/702 с грифом «ТОЛЬКО ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ» уже подписана и принята к исполнению.
    
     3
    
     А зори здесь были тихими-тихими.
     Рита шлепала босиком: сапоги раскачивались за спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед разъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину. Старшина же Васков вставал ни свет ни заря и сразу шел щупать замки на пакгаузе. А Рита как раз туда должна была выходить: пенек ее был в двух шагах от бревенчатой стены, за кустами.
     До пенька осталось два поворота, потом напрямик, через ольшаник. Рита миновала первый и — замерла: на дороге стоял человек.
     Он стоял, глядя назад, рослый, в пятнистой плащ-палатке, горбом выпиравшей на спине. В правой руке он держал продолговатый, туго обтянутый ремнями сверток; на груди висел автомат.
     Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал ее росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела сквозь редкую еще листву на чужого, недвижимо, как во сне, стоящего на ее пути.
     Из лесу вышел второй: чуть пониже, с автоматом на груди и с точно таким же тючком р руке. Они молча пошли прямо на нее, неслышно ступая высокими шнурованными башмаками по росистой траве.
     Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Они прошли рядом: крайний коснулся плечом ветки, за которой она стояла. Прошли молча, беззвучно, как тени. И скрылись.
     Рита обождала — никого. Осторожно выскользнула, перебежала дорогу, нырнула в куст, прислушалась.
     Тишина.
     Задыхаясь, кинулась напролом: сапоги били по спине. Не таясь, пронеслась по поселку, забарабанила в сонную, наглухо заложенную дверь:
     — Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..
     Наконец открыли. Васков стоял на пороге — в галифе, тапочках на босу ногу, в нижней бязевой рубахе с завязками. Хлопал сонными глазами:
     — Что?
     — Немцы в лесу!
     — Так… — Федот Евграфыч подозрительно сощурился: не иначе, разыгрывают… — Откуда известно?
     — Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…
     Нет, вроде не врет. Глаза испуганные…
     — Погоди тут.
     Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре. Хозяйка в одной рубахе сидела на кровати, разинув рот:
     — Что там, Федот Евграфыч?
     — Ничего. Вас не касается.
     Выскочил на улицу, затягивая ремень с наганом на боку. Осянина стояла на том же месте, по-прежнему держа сапоги за плечом. Старшина машинально глянул на ее ноги: красные, мокрые, к большому пальцу прошлогодний лист прилип. Значит, по лесу босиком шастала, а сапоги за спиной носила: так, стало быть, теперь воюют.
     — Команду — в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!
     Бросились в разные стороны: деваха — к пожарному сараю, а он — в будку железнодорожную, к телефону. Только бы связь была!..
     — «Сосна«! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо поломка… «Сосна«!.. «Сосна»!..
     — «Сосна» слушает.
     — Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепе!..
     — Даю, не ори. Чепе у него…
     В трубке что-то долго сипело, хрюкало, потом далекий голос спросил:
     — Ты, Васков? Что там у вас?
     — Так точно, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…
     — Кем обнаружены?
     — Младшим сержантом Осяниной… Кирьянова вошла, без пилотки, между прочим. Кивнула, как на вечерке.
     — Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать…
     — Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим — тоже по голове не погладят. Как они выглядят, немцы твои?
     — Говорит, в маскхалатах, с автоматами. Разведка…
     — Разведка? А что ей там, у вас, разведывать? Как ты с хозяйкой в обнимку спишь?
     Вот всегда так, всегда Васков виноват. Все на Васкове отыгрываются.
     — Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?
     — Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.
     — Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл. Кирьянова там?
     — Тут, товарищ…
     — Дай ей трубку.
     Кирьянова говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да раз пять поддакнула. Положила трубку, дала отбой.
     — Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.
     — Ты мне ту давай, которая видела.
     — Осянина пойдет старшей.
     — Ну, так. Стройте людей.
     — Построены, товарищ старшина.
     Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года…
     — Вольно!
     — Женя, Галя, Лиза… Сморщился старшина:
     — Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…
     — Умеют.
     Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:
     — Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
     — Я знаю.
     Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился:
     — Что — я? Что такое я? Докладывать надо!



[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / А зори здесь тихие


Смотрите также по произведению «А зори здесь тихие»:


www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *