Березняк Александр Яковлевич
Юрий Алексеевич Гагарин. Человек-легенда. Первым из землян побывал в космосе. Свой исторический полёт совершил 12 апреля 1961 года. Как-то Ю. А. Гагарин сказал: «Без полёта Григория Яковлевича Бахчиванджи не могло быть 12 апреля 1961 года…». Почему Юрий Алексеевич это произнёс? Кто такой Бахчиванджи?
Специалисты, имеющие отношение к авиации, о нём знали. А вот непосвящённым людям это имя стало известно лишь после того, когда ему Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 апреля 1973 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). О нём, лётчике-испытателе, о подвиге, который он совершил, написали центральные газеты.
Ракетный самолёт БИ-1.
15 мая 1942 года Бахчиванджи совершил первый в СССР полёт на самолёте БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Во время очередного, седьмого, испытательного полёта на БИ погиб. Случилось это 27 марта 1943 года. В этот день он проник в ту область аэродинамики, куда ещё не дошли экспериментаторы.
К словам Ю. А. Гагарина, наверное, можно и нужно бы добавить и фамилии создателей первого в истории нашей страны самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), который обладал скоростью, значительно превышавшей скорость полёта поршневых самолётов.
БИ-1 был спроектирован А. Я. Березняком и А. М. Исаевым. Их имена долгое время были засекречены.
Первым из плена секретности был освобождён Алексей Михайлович Исаев. Он умер 25 июня 1971 года и из некролога, опубликованного в центральных газетах, стало известно, что это авиаконструктор, специалист в области авиационных и ракетных двигателей. А. Я. Березняк пережил друга и коллегу на три года. 10 июля 1974 года в газете «Социалистическая индустрия» был напечатан некролог, в котором говорилось, что на 62-м году жизни скончался выдающийся конструктор авиационной промышленности Александр Яковлевич Березняк. Сообщалось, что он родился в 1912 году в селе Бояркино Московской области.
Дом в с. Бояркино, где в детстве жил А. Я. Березняк. Фото А. Кузовкина.
В один из приездов в Бояркинскую среднюю школу соседнего Озёрского района по поводу юбилея дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск Михаила Ефимовича Катукова (школа носит его имя), я поинтересовался, а не в этом ли Бояркино родился А. Я. Березняк. Оказалось, что здесь родился, и дом, в котором он жил, сохранился.
Я прошёл по улице Школьной в сторону шоссе Коломна – Озёры. Вот и дом № 7, смотрит тремя окнами на дорогу. Случайно или нет, но нынешние хозяева покрасили его в голубой цвет – цвет неба, с которым связана была многие годы творческая судьба Александра Яковлевича Березняка.
Родился он 16 декабря (29 декабря по новому стилю) 1912 года в семье коломенского уездного агронома. В то время село Бояркино находилось в Коломенском уезде.
Трудовую жизнь Березняк начал в шестнадцать лет на одной из строек в Москве, где освоил профессию слесаря. А в 1931 году перешёл на завод авиационных винтов слесарем-сварщиком. И отсюда через год по комсомольской путёвке его направили на учёбу в Московский авиационный институт.
Окончив четыре курса, устроился работать конструктором в КБ. Хотя было трудно совмещать учёбу и работу, Березняк не роптал на судьбу. Наоборот, был счастлив, что так сложились обстоятельства: полученные на занятиях в вузе знания находили применение и проверялись на практике.
Александр Яковлевич Березняк.
В январе 1938 года студент Березняк закончил учёбу в МАИ, получив диплом с отличием. Это было не столь удивительно: немало студентов завершали учёбу с такой же оценкой. Многих поразило другое. Дипломный проект Александра Березняка, оценённый авторитетной комиссией высшим баллом, не был, как водится, сдан в архив. Было принято решение по проекту студента построить самолёт – сухопутный самолёт, на котором можно установить мировой рекорд скорости.
С проектом самолёта, разработанным Березняком, познакомились специалисты ВВС. Они в своём заключении, перечислив рекорды скорости, установленные англичанами, итальянцами, немцами, написали:
Как видно из данных по установлению рекордов скорости, мы сильно отстали от капиталистических стран по рекордам скорости на малых дистанциях. Мы и здесь должны быть по меньшей мере на уровне капиталистических стран, мы имеем больше данных к тому, чтобы быть впереди фашистских стран.
А в конце документа зафиксировали своё авторитетное мнение:
Проект может быть в основном принят для постройки рекордного скоростного самолёта.
Это был редчайший случай, когда опытные инженеры ВВС заинтересованно занялись анализом студенческого проекта и дали блестящую характеристику и работе, и автору.
Судьба 26-летнего инженера решилась в наркоматовских кабинетах. Выпускника МАИ направили в ОКБ профессора В. Ф. Болховитинова. Березняк этому неслыханно обрадовался, ведь Виктор Фёдорович в институте был его руководителем работы.
Однако так сложились обстоятельства, что построить самолёт не удалось. Бюро получило задание решить другие неотложные задачи.
Молодой специалист Березняк работал начальником бригады механизмов и шасси. Но мысль о создании скоростного самолёта не покидала инженера. После долгих раздумий Березняк твёрдо решил, что достичь желаемого результата можно лишь использовав жидкостной ракетный двигатель. Образцов для подражания не было. Пришлось идти своим путём, а быть первопроходцем всегда во много раз труднее.
Немало сомнений терзало душу конструктора, необходимо было с кем-то поделиться задуманным – создать ракетный истребитель. Появилось желание посоветоваться, поспорить. И Березняк нашёл единомышленника – начальника бригады двигателей Алексея Михайловича Исаева, разработки которого отличались смелыми, но оправданными необходимостью и практикой решениями.
Работа увлекла обоих. Занимались созданием принципиально новой машины вечерами и в выходные дни. Новое дело так заинтересовало друзей, что стали меньше внимания уделять основной работе. Это заметил Болховитинов. Пришлось раскрываться и рассказать о своём проекте шефу. Он познакомился с проведёнными расчётами. а они доказывали, что предлагаемый истребитель-перехватчик, хотя и мог находиться в воздухе ничтожно мало времени – 5 минут, так как жидкостной ракетный двигатель был очень «прожорливым», однако очень быстро набираемая высота и обещавшая скорость самолёта до 800 километров в час и более должны были обеспечивать перехват любого самолёта противника, появившегося над аэродромом.
Виктор Фёдорович, познакомившись с эскизным проектом, сделал заключение:
– Всё это у вас может получиться.
Конверт с портретом конструктора А. Я. Березняка.
Начавшаяся Великая Отечественная война придала новый импульс работе. И уже 9 июля 1941 года проект за семью подписями, в том числе А. Я. Березняка, А. М. Исаева, конструктора двигателя Л.
С. Душкина, был послан в Государственный Комитет Обороны и Военный совет ВВС.Конструкторы требовали три-четыре месяца на постройку опытного образца. Но были изданы постановление ГКО и приказ наркома, которыми на выпуск не чертежей, а реального самолёта были даны 35 дней.
Спорить не будешь – время суровое, военное. ОКБ Болховитинова объявили на казарменном положении. Березняк и Исаев чертили на ватманах, и листы сразу же уносили в цех, где с них снимали размеры, делали болванки, заготовки.
Через месяц и десять дней машину выкатили из ворот цеха на аэродром. В сентябре начались стендовые испытания ракетного двигателя. Горючим для самолёта являлся керосин, а окислителем – стопроцентная азотная кислота.
Самолёт продули в новой аэродинамической трубе ЦАГИ и начали буксировочные полёты. А потом лётчик-испытатель Б. Н. Кудрин испытывал машину в планерном варианте, без двигателя.
Ракетный самолёт БИ-1.
Первый советский самолёт без винта был построен. Ему дали имя – БИ, в честь конструкторов-создателей Березняка и Исаева.
Осенью 1941 года ОКБ эвакуировали на Урал, под Свердловск. Работа над БИ усиленно продолжалась.
Лётчиком-испытателем первого советского ракетного самолёта БИ был назначен капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи, принимавший участие в боях с фашистами, сбивший несколько вражеских самолётов.
И вот наступила историческая дата – 15 мая 1942 года. Г. Я. Бахчиванджи впервые поднял в воздух новый самолёт. За полётом следили все, кто находился на аэродроме. Ведь на их глазах свершалось историческое событие…
Буквально через несколько минут после посадки Г. Я. Бахчиванджи сел писать отчёт о полёте, по горячим следам, пока свежи впечатления и ощущения.
Березняк вчитывался в то, что написал лётчик-испытатель. Конструктору очень важно знать, как вела себя машина в полёте, что необходимо сделать при доработке:
«Полёт на данном типе самолёта в сравнении с обычными типами самолётов исключительно приятен, потому что перед лётчиком нет винта мотора, не слышно шума. Выхлопные газы в кабину не попадают. <…> По лёгкости управления самолёт стоит выше современных истребителей».
Отчёт лётчика-испытателя аккуратно положили в папку, сверху которой чётко выведено: «Совершенно секретно». Через несколько минут туда же лёг и ещё один документ – вывод Государственной комиссии:
«Взлёт и полёт самолёта БИ-1 с ракетным двигателем, впервые применённым в качестве основного двигателя самолёта, доказал возможность практического осуществления полётов на новом принципе, что открывает новое направление в развитии авиации».
После войны ещё несколько лет А. Я. Березняк занимался созданием самолётов с ЖРД, проводил испытания и исследования возможностей самолёта со стреловидным крылом, с установленным на нём двухкамерным жидкостно-ракетным двигателем на дозвуковых, трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях полёта. Исследователи, в том числе и Березняк, делали первые шаги по преодолению скорости звука.
В конце 1940-х годов А. Я. Березняк разработал проект истребителя- перехватчика с трёхкамерным ЖРД, со скоростью, в два раза превышающей скорость звука.
В 1950-е годы А. Я. Березняк создал крылатую ракету, которая вошла в ракетную систему К-10, предназначавшуюся для борьбы с надводными кораблями, её можно было использовать и в атаках по береговым объектам. «К-десяткой» были оснащены ракетоносцы Ту-16.
Мемориальная доска А. Я. Березняку в Дубне.
В 1957 году А. Я. Березняка назначили главным конструктором опытного конструкторского бюро, впоследствии ставшим машиностроительным конструкторским бюро «Радуга» в городе Дубне Московской области. На этом посту он внёс большой вклад в создание и организацию производства новых образцов техники.
За создание ракеты класса «корабль-корабль» – П-15 главный конструктор А. Я. Березняк и ведущий конструктор М. Н. Гальперин были удостоены Ленинской премии. Эта ракета оказалась настолько удачной, эффективной, надёжной, удобной, простой в эксплуатации, что её в различных модификациях изготавливали более 30 лет.
За большие заслуги доктор технических наук Александр Яковлевич Березняк был награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями, ему были присуждены Ленинская и Государственная премии, присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
На Памире в честь выдающегося конструктора одна из труднодоступных вершин носит название «Пик Березняка». Именем конструктора названа улица в городе Дубне, там же в МКБ «Радуга» в честь него установлена мемориальная доска.
Автор: Анатолий КУЗОВКИН
Номер газеты: 3 (885) от 24 января 2018 г.
Александр Березняк: создатель первого ракетного истребителя и гиперзвуковых крылатых ракет
29 декабря 1912 года родился Александр Яковлевич Березняк — выдающийся советский авиаконструктор, создатель первого экспериментального истребителя БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем, один из первопроходцев в области разработки и создания крылатых ракет. Сегодня «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» — один из мировых лидеров в области создания высокоточного оружия, специализирующийся на разработке, производстве и модернизации управляемых ракет различных классов, а также работах в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов.
Трудовая жизнь Александра Березняка началась в шестнадцать лет на одной из московских строек, где он освоил профессию слесаря. В 1931 году он поступил работать слесарем-сварщиком на завод авиационных винтов, откуда через год по комсомольской путевке отправился на учебу в Московский авиационный институт. После окончания МАИ в 1938 году А. Березняк устроился на работу в ОКБ профессора Виктора Болховитинова, который был руководителем его преддипломной практики. Дипломный проект А. Березняка получил не просто высший балл, он оказался настолько интересным и глубоко проработанным, что в ОКБ было принято решение строить на его основе самолет для установления мирового рекорда скорости. Однако в те годы построить самолет не удалось — время ставило перед ОКБ другие первоочередные задачи.
Тем не менее, мысль о создании скоростного самолета не покидала будущего авиаконструктора. Расчеты показывали, что достичь рекордных скоростей можно, используя жидкостной ракетный двигатель (ЖРД). Единомышленником А. Березняка стал начальник бригады двигателей Алексей Исаев. За основу двигателя взята конструкция Леонида Душкина. В. Болховитинов, познакомившись с расчетами, подтвердил перспективность проекта. Несмотря на то, что предлагаемый истребитель-перехватчик с ЖРД мог находиться в воздухе всего около пяти минут, он был способен развивать скорость до 800 км/ч и более, обеспечивая перехват любого самолета противника, появившегося над аэродромом.
Начало войны придало работе новый импульс: в июле 1941 года проект был рассмотрен в Государственном Комитете Обороны (ГКО) и на Военном совете ВВС. На постройку опытного образца постановлением ГКО давалось всего 35 дней. Через месяц и десять дней машину удалось выкатить на аэродром. Самолет получил имя БИ-1 в честь своих создателей А. Березняка и А. Исаева. В сентябре стартовали стендовые испытания ракетного двигателя, после продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ прошли буксировочные полеты. В сентябре-октябре 1941 года летчик-испытатель Борис Кудрин выполнил на БИ-1 15 полетов в планерном варианте для того, чтобы подтвердить соответствие аэродинамических характеристик расчетным.
Осенью 1941 года ОКБ В. Болховитинова эвакуировалось на Урал, где работа над БИ-1 продолжилась. 15 мая 1942 года летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи впервые поднял в воздух новый самолет. В общей сложности полет длится 3 минуты 9 секунд, за минуту самолет набрал высоту 840 м, достиг максимальной скорости 400 км/ч. В серию БИ-1 так и не пошел, однако опыт создания самолета с ракетным двигателем доказал возможность практического осуществления полетов на новом принципе.
В 1943-1951 годах А. Березняк в составе разных КБ изучал материалы по ракетной и авиационной технике немецких инженеров для использования их опыта в отечественных разработках. В 1951 году заводу № 1 в Иваньково (ныне Дубна) было предписано освоить серийное производство ракеты КС разработки ОКБ-155 Артема Микояна и вплотную заняться тематикой «Б» — разработкой и созданием ракет различного типа базирования, в первую очередь — крылатых ракет класса «воздух-поверхность» для вооружения самолетов дальней и фронтовой авиации. В 1957 году А. Березняк стал главным конструктором филиала ОКБ-155-1, где были созданы модификации КС (ракеты КСС и КС-7) и стартовала работа над авиационными ракетами большой дальности класса «воздух-поверхность» К-10, К-10С, К-10СД, К-10СДВ, Х-20 и Х-20М. В 1966 году ОКБ-155-1 было преобразовано в Машиностроительное КБ «Радуга».
Разработки МКБ «Радуга» оказались ключевыми для отечественного ракетостроения: ударные ракеты Х-20, К-10С, КСР-5 и Х-22 авиационного базирования превратили бомбардировочную и военно-морскую авиацию в ракетоносную, ракеты семейства Х-55 обеспечили принципиально новое качество вооружения дальней авиации, введя ее в триаду стратегического сдерживания. Ракета Х-22 последовательно прошла целый ряд модернизаций, став родоначальницей целого семейства изделий, предназначенных для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Разработка ракет Х-28, Х-58, Х-59, Х-59М сделала фронтовую авиацию ударной ракетоносной. Противокорабельные комплексы с ракетами П-15 «Термит» стали основой создания нового класса боевых кораблей — ракетных катеров.
В 1971 года А. Березняк обратился к руководству СССР с идеей создания дозвуковых стратегических крылатых ракет, способных совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. Предложение не получило поддержки, и только в 1976 году, уже после смерти конструктора, в СССР было решено начать подобные работы после того, как в США приступили к испытаниям «Томагавков».
В 2004 году ГосМКБ «Радуга» вошло в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В общей сложности на МКБ «Радуга» разработано, испытано и передано в серийное производство более 50 типов крылатых ракет различного класса и назначения. Продолжаются изыскания в области перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов, составляющих будущее высокоточного ракетного оружия.
История проведения авиасалонов МАКС хранит память о показах целого ряда уникальных изделий ГосМКБ «Радуга». Посетители МАКС-95 могли увидеть на открытой стоянке гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90, способный нести две боеголовки с индивидуальным наведением. На МАКС-97 были впервые публично представлены два варианта гиперзвуковой летающей лаборатории «Радуга Д2», первый — на базе ракеты Х-22, второй — специально созданный носитель для отработки в летных экспериментах перспективных гиперзвуковых технологий на скорости до М=7.
Из года в год КТРВ демонстрирует на МАКС ракетное вооружение различного класса и назначения, представляя одну из наиболее масштабных и впечатляющих экспозиций. В разные годы на выставочном подиуме корпорации представлялись такие продукты ГосМКБ «Радуга» как авиационные управляемые ракеты повышенной дальности Х-59МК и Х-59МК2, модернизированная противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» с управляемой ракетой Х-59М2Э, корабельные ракетные комплексы «Москит-Э» с противокорабельными ракетами типа 3М-80Е и 3М-80Е1.
Дайджест прессы за 29 декабря 2022 года | Дайджест публикаций за 29 декабря 2022 годаАвторские права на данный материал принадлежат компании «АО «Авиасалон»». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Если вы думаете, что я стерва, вам следует познакомиться с GFOTY
$root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>••• $root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>свернутьпо ГФОТИ
поддерживается
ЭТРК-03
киаран
renere
Нинабель/Варрего Вальес
ария
Крошка
Каллум Фаулер
39782178
ксарусуракс
Эмиэль Бос
хXS4L0M3Xx
Кристоф Флессер
Ленни
диджейджиджейджи
AllanInSpace
депстерр
для убоя
¯\_(ツ)_/¯
Джон Араужо
др_анрак
скат
Дэниел Мид
Сет Джонсон
Джон Адлер
эроктраэ
Роузхолла
FailedstiCKЧувак
Мэтт Томас
гипер-сю
бордовое одеяло
ДЖЕЙМС БЕРБЕРИ
jtjtjtjt
петеррамси
Роберт Гилбертсон
postavant_jt
Тайлер!
Крис Кенни
сеорлхаарнбиу
теги
теги
электронный поп танец осел поп Лондонконтакт / помощь
Связаться с GFOTY
Потоковая передача и
Справка по загрузке
Активировать код
Пожаловаться на этот альбом или аккаунт
Если вам нравится GFOTY, вам также могут понравиться:
Bandcamp Daily — ваш путеводитель по миру Bandcamp
На Bandcamp Radio
Артистка Warp Records Касса В целом берет на себя руководство BC Weekly!
слушать сейчас
- войти
- условия использования
- конфиденциальность
- политика авторского права
- переключиться на мобильный вид
История феминистского гимна Мередит Брукс
Наряду с множеством других, эта песня помогла заложить основу для современных артистов, поскольку они борются со стереотипом о том, как должна звучать или выглядеть женщина-рокер.
Фото: Билл Томпкинс/Getty Images
90-е доказали, что альтернативная музыка перестала быть мужской игрой. Женщины были неотъемлемым элементом популяризации жанра, например, такие артисты, как Аланис Моррисетт, No Doubt , Гвен Стефани, , Шерил Кроу, , Garbage, , Ширли Мэнсон, и The Cranberries, , Долорес О’Риордан, возглавляющая атаку. Среди этого урожая была Мередит Брукс, которая укрепила свои позиции в альтернативном роке с помощью единственной мелодии: «Bitch» 1997 года.
Брукс начала свою карьеру в 1976 году в качестве подростка, участницы женской группы Sapphire, выступающей в Сиэтле и ее родном Орегоне. После распада группы в 1980 году Брукс присоединился к недолговечной рок-группе Lips, а также к женскому трио The Graces вместе с Джией Чамботти и бывшей Go-Go Шарлоттой Каффи. Позже она переехала в Лос-Анджелес, чтобы начать сольную карьеру, и выпустила одноименный дебютный альбом в 1919 году. 86.
Прорыв Брукса произошел в 1995 году после подписания контракта с Capitol Records. Два года спустя был выпущен ее определяющий карьеру альбом Blurring the Edges . «Bitch», заглавный сингл альбома, пронизан сырым, освежающим взглядом на многогранную личность женщины. «Я ненавижу мир сегодня» — смелый способ начать песню, но это припев, который делает ее такой отчетливой: «Я сука, я любовник / Я ребенок, я мать / Я грешница, я святая / Мне не стыдно / Я твой Ад, я твоя мечта / Я ничто посередине / Знаешь, ты не хотела бы этого по-другому ».
Meredith Brooks — Bitch (Официальное музыкальное видео)
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Наряду с противостоянием ожиданиям патриархального общества, тексты также подчеркивают калейдоскопическую природу женщины. «Эта песня родилась, потому что я был так расстроен, у меня было десять лет альбомных нарезок и ни одного сингла. Однажды я возвращалась домой с сеанса, полная ПМС в большом фанке», — сказала соавтор сценария Шелли Пайкен The Tennessean в 2018 году. «Я подумала про себя, мой бедный парень, с которым я жила, теперь замужем за , ему придется разобраться с этим, когда я вернусь домой. И благослови его Бог, он любит меня такой, какая я есть. Я подумала: «Он любит меня, даже когда я могу быть такой стервой».
Стиви Никс спела о жизненных невзгодах в песне «Иногда это стерва» 1991 года, но Брукс была первой артисткой, которая прямо назвала себя таковой на хитовой пластинке. Несмотря на то, что руководители лейбла не решались выпустить его из-за названия, «Bitch» пользовался успехом: сингл продержался четыре недели на втором месте в Billboard Hot 100 и получил две номинации на «Грэмми» в категориях «Лучшее женское вокальное рок-исполнение» и «Лучшая рок-песня». В культурном плане песня превратилась в феминистский гимн, который гордо возместил уничижительное оскорбление.
Послушайте «Bitch» Мередит Брукс в Apple Music или Spotify.
После «Bitch» Брукс выпустила четыре альбома, последним из которых был детский альбом If I could Be… в 2007 году. Она также была сопродюсером альбома Barenaked Дженнифер Лав Хьюитт 2002 года вместе с фронтменом New Radicals Греггом. Александр. «Стерва» также обрела новую жизнь спустя годы после выхода. Он появлялся в телесериалах и фильмах, таких как Черный сирота , Glee , 30 Rock и — совсем недавно — Little Fires Everywhere 2020 года . Сообщается, что Бритни Спирс даже кратко произнесла мелодию во время своей резиденции в Лас-Вегасе в 2016 году.
Вместе со своими сверстниками Мередит Брукс «Bitch» помогла заложить основу для современных артистов, поскольку они борются со стереотипом о том, как должна звучать или выглядеть женщина-рокер. Вдохновение можно увидеть у Хейли Уильямс из Сент-Винсента и Paramore, а также у тех, кто плавает между поп-музыкой и роком, включая Холзи, Майли Сайрус и Бебе Рексу, чей сингл 2018 года «I’m a Mess» вставил Брукса. Женщины в конечном счете контролируют свою личность, и если это делает их «Стервами», то они с гордостью владеют этим.