Содержание

Маресьев А. П. — это… Что такое Маресьев А. П.?

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева — героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Биография

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году (в возрасте 21 года) призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Алексей Маресьев в конце войны

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Памятник в Камышине

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев. [4]
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [5]

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.

Фильмы об А. П. Маресьеве

Примечания

  1. Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
  2. Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
  3. Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
  4. Описание памятной общественной медали «За верность авиации»
  5. Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru

См. также

Ссылки

 Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Маресьев А. — это… Что такое Маресьев А.?

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева — героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Биография

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году (в возрасте 21 года) призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Алексей Маресьев в конце войны

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Памятник в Камышине

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев. [4]
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [5]

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.

Фильмы об А. П. Маресьеве

Примечания

  1. Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
  2. Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
  3. Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
  4. Описание памятной общественной медали «За верность авиации»
  5. Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru

См. также

Ссылки

 Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Маресьев, Алексей Петрович — Википедия

Алексей Петрович Маре́сьев (7 [20] мая 1916, Камышин, Саратовская губерния — 18 мая 2001, Москва) — советский военный деятель, лётчик. Герой Советского Союза.

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре — до ранения и семь — после.

Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Детство и юность[править]

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Камышинского уезда Саратовской губернии. Русский [1]. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. Мать и соседи не верили в то, что А. П. Маресьев станет лётчиком. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Участие в Великой Отечественной войне[править]

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен[прояснить]. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»[2]. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1102.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения[2].

После войны[править]

А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год<center>

С 1946 года в отставке. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Семья[править]

  • Был женат: супруга — Галина Викторовна, в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС, умерла в 2002 г.
  • Имел двоих сыновей:
    • Виктор (1946 г. р.) — инженер-автомобилист;
    • Алексей (1958—2001) — инвалид с детства.

Обстоятельства смерти[править]

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • Герой Советского Союза (24 августа 1943)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения[5]
  • Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами[6]
  • Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986) 
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество[7]
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • Два ордена Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976)
  • Орден Красной Звезды
  • Орден Почёта (26 июля 1991) — за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами[8]
  • Орден Дружбы (ЧССР) (1986)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами[9]
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения[10]
  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева.[11], в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны[12].
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске[13].
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Алексей Маресьев открыл школу № 31 в городе Петров Вал, Камышинский район, Волгоградская область.
  • В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО).
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.[1]
Надгробный памятник
на Новодевичьем кладбище Москвы
Обелиск на улице Маресьева
в городе Ибреси
Почтовый конверт
«Герой Советского Союза, летчик А.П. Маресьев»
Мемориальная доска
на доме 19 по Тверской улице Москвы
Мемориальная доска на часовне в городе Батайске Ростовской области

Памятник А.П. Маресьеву в родном городе Камышине

Отражение в искусстве[править]

Фильмы[править]

Музыка[править]

  • Ибресинская лётная школа
  • Бадер, Дуглас Роберт (летал и воевал без обеих ног)
  • Белоусов, Леонид Георгиевич (летал и воевал без обеих ног)
  • Елькин, Леонид Ильич (летал и воевал, будучи слепым на левый глаз)
  • Лебедь, Анатолий Вячеславович (десантник, продолжал воевать без ступни ноги)
  • Прокофьев-Северский, Александр Николаевич (лётчик-ас Первой мировой войны, летал без одной ступни)
  • Рудель, Ганс-Ульрих (летал и воевал без ноги)
  • Сакаи, Сабуро (японский лётчик-ас, летал и воевал без одного глаза)
  • Сорокин, Захар Артёмович (летал и воевал без обеих ступней)
  • Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин, 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  • А. П. Маресьев. . «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
  • Бондаренко А. С., Бородин А. М. (руководитель группы), Логинов И. М., Меринова Л. Н., Науменко Т. Н., Новиков Л. Н., Смирнов П. Н. Строки из биографии // Герои-Волгоградцы / Литературная обработка В. И. Ефимова, В. И. Псурцева, В. Р. Слобожанина, В. С. Смагоринского; вступление А. С. Чуянов. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1967. — С. 221—229. — 471 с. — 25 000 экз.

 Маресьев, Алексей Петрович. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Маресьев, Алексей — это… Что такое Маресьев, Алексей?

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева — героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Биография

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году (в возрасте 21 года) призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Алексей Маресьев в конце войны

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Памятник в Камышине

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев. [4]
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [5]

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.

Фильмы об А. П. Маресьеве

Примечания

  1. Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
  2. Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
  3. Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
  4. Описание памятной общественной медали «За верность авиации»
  5. Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru

См. также

Ссылки

 Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Маресьев — это… Что такое Маресьев?

Маресьев, Алексей Петрович

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Биография

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Алексей Маресьев в конце войны

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Памятник в Камышине

Фильмы об А. П. Маресьеве

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.

Примечания

  1. Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
  2. Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
  3. Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
  4. Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru

См. также

  • Сорокин, Захар Артёмович — советский лётчик-истребитель. Подобно Маресьеву, летал и воевал без обеих ног.
  • Белоусов, Леонид Георгиевич — советский лётчик-истребитель. Также летал и воевал без обеих ног.
  • Ковзан, Борис Иванович — советский лётчик-истребитель. Продолжал воевать после потери одного глаза.
  • Драченко, Иван Григорьевич — советский лётчик-штурмовик. Продолжал воевать после потери одного глаза.
  • Туржанский, Борис Александрович — советский лётчик-истребитель. Воевал, а так же работал лётчиком-испытателем после потери одного глаза.
  • Гильшер, Юрий Владимирович — русский лётчик Первой мировой войны, летал и воевал после потери левой ступни.
  • Прокофьев-Северский, Александр Николаевич — русский лётчик-истребитель Первой мировой войны, летал и воевал после потери правой ноги.
  • Ганс-Ульрих Рудель — самый знаменитый и результативный пилот пикирующего бомбардировщика. Продолжал воевать после потери одной ноги.
  • Сабуро Сакаи — один из самых результативных японских асов. Продолжал воевать после потери одного глаза.
  • Дуглас Бадер — английский лётчик. Стал асом, летая без обеих ног.
  • Джессика Кокс
  • Олег Золотухин — российский пилот-спортсмен. Выжил после авиакатастрофы в 2006 году, потерял обе ноги, но смог вернуться в авиационный спорт.
  • Лапенас, Витаутас — литовский пилот, чемпион СССР и Европы по высшему пилотажу. Потеряв в катастрофе ногу, пальцы на руке, вернулся в мировой авиационный спорт.

Ссылки

 Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Алексей Петрович Маресьев |

Алексей Петрович Маресьев — летчик, Герой Советского Союза, известный своим подвигом самоспасения во имя жизни.

Он родился в Камышине 20 мая 1916 года в многодетной семье, где было четверо сыновей. Алексей закончил школу ФЗУ, работал на заводе токарем и учился на рабфаке. С детства увлекала его мечта о небе, хотя здоровье вряд ли позволило бы осуществить эту мечту: он страдал малярией, жаловался на нестерпимые боли в суставах. К счастью, Маресьеву пришлось сменить климат: по путевке комсомола он отправился на Дальний Восток строить Комсомольск-на-Амуре. Климат помог, здоровье улучшилось. Алексей записался в аэроклуб, а в 1939 году поступил в школу пилотов в Чите, вскоре переведенную в Батайск под Ростовом.

Как надежный и старательный курсант Алексей был оставлен после окончания школы летчиком-инструктором. Началась Отечественная война, и Алексей не мог оставаться в стороне, просился на фронт. Уже в начале войны на Северо-Западном фронте он сбил четыре самолета и получил орден Красного Знамени. Сражался Маресьев храбро и умело. Но в марте 1943 года был сбит на Демянском направлении.

Это случилось, когда его звено сопровождало штурмовики, вылетевшие на бомбежку вражеского аэродрома. Горели самолеты со свастикой. Но вот поднялись «юнкерсы», завязался жестокий бой. Одного Алексей поверг на землю. Его авиазвено сражалось неистово, прикрывая штурмовиков. Но вот самолет Маресьева вздрогнул, мотор сбился с ритма и застучал частыми рывками. «Подбит» — обожгла летчика мысль. А самолет тянуло вниз прямо на темнеющий лес. Алексея вырвало из кабины, он упал на широкую ель и заскользил по ней вниз, падая в снег.

Жизнь была спасена, но нужно было пробираться к своим. Он пошел к линии фронта. Вскоре идти стало невозможно, ноги были обморожены. Алексей обессилел и потерял счет времени. Но внутренняя сила жизни в нем говорила: не сдавайся! И он полз и полз, и так продолжалось восемнадцать дней. Вконец обессилившего, его нашли партизаны…

В госпитале после ампутации голеней обеих ног заключение врачей было суровым и трагичным для летчика: к летной службе не годен. Смириться с этим Алексей не мог. Он стал тренироваться на протезах, пробовал даже танцевать. Воля этого человека поразила врачей, поразила его неистовая страсть к небу. Настойчивость победила: Маресьеву разрешили летать сначала в тылу, а потом и участвовать в боях. Уже летом 43-го он сражался на Курской дуге и в августе получил звание Героя Советского Союза.

После войны Алексей Петрович возглавлял Советский комитет ветеранов войны. Много добрых дел было на его счету. Писатель Борис Полевой написал о нем книгу «Повесть о настоящем человеке», получившую известность во всем мире. Он был награжден многими орденами, в том числе орденом Ленина. Самолет одной гвардейской дивизии был назван «Алексей Маресьев», а сам летчик получил титул «Национальный герой» вместе с мантией и шашкой лауреата.

Скончался А. П. Маресьев 18 мая 2001 года. В историю он войдет как человек-легенда.

Другие интересные статьи

www.good-asteria.ru

Алексей Маресьев — Биография

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7 мая 1916 — 18 мая 2001) — лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Детство и юность

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!». Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского лётчика Первой мировой войны А. Н. Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо .

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

  • В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
  • В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
  • В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
  • С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
  • В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
  • 7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева в Большом театре.
  • 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
  • 3 сентября 1968 года был назван почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
  • 11 июля 1973 года — почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
  • 7 июня 1977 года — почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
  • В 1989 году избран народным депутатом СССР.
  • 25 апреля 1990 года был назван почётным гражданином города Орла.

Семья

Был женат (супруга — Галина Викторовна, в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС, умерла в 2002 г.). Имел двоих сыновей: Виктор (1946 г. рожд.) — инженер-автомобилист; Алексей (1958 г. рожд., умер в 2001 г.) — инвалид с детства.

Смерть

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

pomnipro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *