Проект 885 Ясень

Многоцелевая атомная подводная лодка 

Проект 885 «Ясень»  разработана СПМБМ «Малахит», главный конструктор — В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). Поисково-исследовательские работы по разработке атомной подводной лодки (ПЛА) 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛА с классическим торпедо-ракетным вооружением по проекту 885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было включено в программу строительства Флота на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА.

30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ «Малахит» на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  «Оникс» (1987 г.). В 1989 г. принято решение о доработке проекта 885 под ПКР «Оникс» и крылатых ракет «Гранат» с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.

Проектирование ПЛА завершено в 1991 г. Головная лодка проекта К-560 «Северодвинск» 10.12.1993 г. внесена в списки кораблей ВМФ и заложена на ПО «Севмаш» (г.Северодвинск) 21.12.1993 г. с заводским номером 160. 

Подводная лодка пр.885 К-590 «Северодвинск», 05.10.2011 г.
(фото Михаила Кравцова, http://forums.airbase.ru/)

Вывод ПЛА «Северодвинск» из стапельного цеха ПО «Севмаш» состоялся 15.06.2010 г., а спуск на воду из спускового дока прошел 24.06.2010 г. После прохождения испытаний 30 декабря 2013 г. головная ПЛА проекта 885 К-560 «Северодвинск» официально принята ВМФ России в опытную эксплуатацию. 

В 2012 г. объявлены планы включения в состав ВМФ до 2020 г. 7 лодок проекта — головной лодки проекта 885 и шести лодок усовершенствованного проекта 885М.

Проект 885 в ВМФ России

Головная подводная лодка К-560 «Северодвинск» принята в состав Флота 17.06.2014 г. и несет службу на Северном флоте. первая серийная ПЛА проекта 885 К-561 «Казань» спущена на воду 8 апреля 2017 г. Принятие лодки Флотом ожидается в 2018-2019 г.г. Строительство еще 5 лодок проекта 885М планируется завершить в 2023 году. 

Конструкция подводной лодки

Конструкция лодки одно-полуторакорпусная — лодка имеет смешанный архитектурно-конструктивный тип с однокорпусной конструкцией на части длины корпуса. Прочный корпус лодки разделен на 10 отсеков и выполнен из высокопрочной маломагнитной стали. Новый метод компоновки блоков ЭУ и  вспомогательного оборудования, систем охлаждения и электроснабжения позволил уменьшить шумность на 10-15 Дб.  Используются вибропоглощающие слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, других конструкций, сокращающие вибрационные шумы на 10-30 Дб. Оборудование монтируется на вибропоглощающих сотовых каркасах из композиционных материалов. Каждый конструкционный блок покрыт звукоизолирующими панелями. Используется специальное противогидроакустическое покрытие лодки. 

Двигательная установка

На лодке использована ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) нового типа:  интегральная моноблочная с совмещением в одном блоке реактора и паро-производящей установки (ППУ). Реактор — водо-водяной с трубопроводами теплоносителя первого контура, размещенными в корпусе реактора. Паропроизводящая установка (ППУ) мощностью до 200 МВт. Начиная с лодок проекта 885М планируется использование полностью обновленной конструкции моноблочной энергетической установки.

— 1 х блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) «Мираж» производства Калужского турбинного завода, вероятно, с улучшенной амортизацией мощностью около 43000 л.с.

— 1 х гребной электродвигатель малого хода

— 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью по 410 л.с Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

.

.

ТТХ подводной лодки

Экипаж - 85-90 чел (32 офицера)

Длина - 133 м
Ширина - 11,5 м
Осадка - 9,4 м

Водоизмещение надводное - 9500 т
Водоизмещение подводное - 11800 т

Скорость надводного хода - 16 уз
Скорость подводного хода - 31 уз
Дальность плавания - неограниченная
Глубина погружения предельная
- 600 м Автономность - 100 сут

 

 

Проекции ПЛА пр.885 «Ясень» и пр.08851  (http://paralay.com/)


Вооружение

Пусковая установка вертикального пуска СМ-346  универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3Р-14В. 2 ряда по 4 модуля пусковой установки вдоль бортов в корпусе лодки за ограждением выдвижных устройств. Боекомплект - до 32 х ракет  П-800 "Оникс" или "Калибр" .

2 х 5 х 533-мм бортовых торпедных аппарата, размещенных в центральной части корпуса за центральным постом. Боекомплект -  30 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др. Возможно применение крылатых ракет, ракет ПЛРК "Водопад", мин и т.п.

Зенитные комплексы - несколько переносных зенитных ракетных комплексов "Игла-1М".

Пуск КР 3М-14 «Калибр» с ПЛА К-329 «Северодвинск» пр.885, июнь 2013 г. (http://forums.airbase.ru/)

 

Оборудование

 БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Округ"
Гидроакустический комплекс МГК-600 "Иртыш-Амфора-Ясень" нового поколения разработки ЦНИИ "Морфизприбор"Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура"
РЛС и прочее оборудование - в соответствии с требованиями к лодкам такого класса
Выдвижные телескопические устройства разработки СПМБМ "Малахит"  

Модификации:

Проект 885 «Ясень» — первоначальный проект ПЛА СПМБМ «Малахит», главный конструктор В.Н.Пялов.

Проект 885 / 08850 «Ясень» — головная лодка серии К-560 «Северодвинск», заводской №160, заложена на ПО «Севмаш» 21.12.1993 г. Принята в опытную эксплуатацию ВМФ России в 2013 г.

Проект 885М / 08851 «Ясень-М» — модернизированный проект ПЛА, вторая и последующие лодки семейства «Ясень». Строительство серии из 6 лодок планируется завершить в 2023 г.

dfnc.ru

АПЛ пр-та 885 «Ясень» и проблемы ввода её в строй

Главком ВМФ Владимир Высоцкий в среду выступил с резкой критикой ОАО «Севмаш», которое строит для ВМФ атомные подводные лодки.

По его словам, «Севмаш» завысил стоимость многоцелевой подлодки «Северодвинск», которая должна до конца текущего года войти в состав российского Военно-морского флота.

«Цены завышены, но цены завышены безграмотно», – цитирует Высоцкого РИА «Новости». При этом главком выразил уверенность в том, что ситуация с «Северодвинском» все же разрешится в пользу ВМФ, который не планирует отказываться от покупки.

По мнению руководителя центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, задача оптимизации трат в настоящее время действительно очень остро стоит перед Минобороны: «Проблема в том, что чем больше мы денег выделяем, тем меньше мы вооружений закупаем. Потому что растут цены, нет достаточного контроля за качеством, за ценообразованием, плохая система финансирования и реализации государственных контрактов», – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД.

По мнению эксперта, в РФ нет реальных конкурсов, по итогам которых государственным оборонным заказом награждали бы самых лучших, и эту систему нужно пересматривать.

Напомним, ранее Высоцкий говорил, что военные моряки до конца 2011 года получат в свое распоряжение три новых атомных подводных лодки. Кроме многоцелевой подлодки «Северодвинск» в это число входят два стратегических крейсера – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

АПЛ «Северодвинск», вызвавшая возмущение главкома ВМФ, относится к новейшему – четвертому – поколению подводных лодок. Это головной корабль проекта 885 «Ясень». Водоизмещение субмарины составляет до 9,5 тыс. тонн, длина – 120 метров. АПЛ была спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге. Лодка была заложена на предприятии «Севмаш» в 1993 году. По словам специалистов предприятия, длительный период строительства обусловлен не только экономическими трудностями, но и принципиально новыми архитектурными особенностями проекта и вооружением АПЛ. Корабль должен быть передан российскому флоту в 2011 году.

Высоцкий в среду также сообщил, что ближайший пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» состоится со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий» до конца текущего лета.

Однако на этом испытания «Булавы» не закончатся. По словам Высоцкого, еще один запуск до конца этого года будет сделан с другого носителя – АПЛ «Александр Невский».

Напомним, стратегические ракетоносцы «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» относятся к АПЛ проекта 955. Главное их оружие – межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава». Это новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета. В настоящее время почти все стратегические АПЛ России оснащены баллистическими ракетами, работающими на жидком топливе, которое считается более опасным при эксплуатации.

Долгое время испытания «Булавы» проходили неудачно. Однако в последнее время специалистам оборонки удалось довести ее до ума – во вторник, 28 июня, эта ракета успешно ушла со штатного носителя – подлодки «Юрий Долгорукий». Военные планируют провести до конца года еще четыре испытательных пуска.

Кроме того, Высоцкий в среду высказался о ситуации в Арктике. По его мнению, в настоящее время интересам России в этом регионе мира все чаще угрожают страны НАТО и ряд восточноазиатских государств. «В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз…, которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ», — заметил он.

Главком отмечает, что действия НАТО в Арктике принимают «системный коалиционный характер». Кроме НАТО повышенную активность на севере земного шара проявляют Китай, Япония, Корея, Малайзия и Тайланд.

maxpark.com

что же там под брезентом? » Военное обозрение

Несмотря на то, что головной атомный подводный крейсер (АПКР) пр. 885 начали проектировать, заложили, спустили на воду, передали ВМФ и ввели в состав сил постоянной готовности СФ соответственно 26, 23, 6, три и около года назад (28.09.1990, 21.12.1993, 15.06.2010, 30.12.2013 и 03.2016), состав его вооружения до сих пор относится к разряду гостайны. Прежде всего, это касается количества торпедных аппаратов, и всё же начнём с ПУ.
1. АПКР К-560 «Северодвинск» в ПД-50, 82 СРЗ, Росляково, Мурманск, 15.01-18.02.2017

Пусковые установки

С установками вертикального пуска (УВП) всё более-менее ясно (по крайней мере, для пр. 885 без буквы «М»), однако и тут периодически случаются разночтения. Так, в выпуске №12/2015 уважаемой мною «Морской коллекции» фигурируют 8 ПУ комплекса «Калибр-ПЛ» с боезапасом 24 ракеты или ракето-торпеды [1-6], а в соответствующей статье англоязычной Википедии − 32 «Оникса» или 40 «Калибров».

Чтобы внести ясность, для начала воспользуемся размещёнными ниже фотоматериалами. На фото 2 (корма слева, нос справа) отчётливо видны первые три крышки УВП правого борта (если ПУ пронумерованы в соответствии со ст. 377 Корабельного устава, они должны иметь номера 1, 3 и 5). На фото 3 и 4 можно разглядеть все четыре крышки УВП левого борта − вытянутым прямоугольником с диагональной штриховкой, как и на ПБ, обозначена вторая с носа УВП (не уверен, но, может быть, это ПУ для ракет с СБЧ, доля которых во времена Холодной войны составляла 25% [2-512]?).

На фото 5, сделанном на Обуховском заводе и опубликованном без подписи 17.05.2013, запечатлена круглая плоская деталь с четырьмя круглыми отверстиями, которая, судя по всему, относится к УВП пр. 885, т. к. завод производит изделия для ВМФ (на момент публикации − 25% от общего объёма), а именно «пусковые установки для противокорабельных ракет семейства Club [«Калибр»] корабельного и подлодочного базирования». Судя по диаметру отверстий (не менее 800 мм, если взять за ориентир длину плеча рабочего), деталь вполне подходит для УВП «Ясеня» − диаметр ТПС «Оникса» равен 720 мм. В некоторых источниках установка именуется СМ-343, однако это не совсем так.

Самая достоверная информация по БЧ-2 пр. 885 (от С. Кудрявцева, доцента кафедры «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» БГТУ «Военмех»): «Основным вооружением АПЛ проекта 885 являются ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» с крылатыми ракетами вертикального пуска, размещёнными в ТПС. Для сопряжения этих ракетных комплексов используется универсальная корабельная система управления стрельбой. Тридцать два ТПС с ракетами находятся в восьми универсальных вертикальных шахтных ПУ СМ-346, расположенных в два ряда. ПУ СМ-346 разработаны в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В. Ф. Потапова. Конструкторская документация на ПУ передана заводу-изготовителю для серийного производства в 1989 г.

Универсальная пусковая установка СМ-346 предназначена для размещения ТПС СМ-324 или ТПС 3С44 с крылатыми ракетами различных комплексов. ПУ СМ-346 устанавливается в прочном корпусе АПЛ. Четыре ТПС с крылатыми ракетами размещаются в люльке, подвешенной внутри контейнера пусковой установки на амортизаторах продольной и поперечной амортизации. Создание универсальной пусковой установки СМ-346 открыло широкие возможности по варьированию ракетного боекомплекта в зависимости от поставленных боевых задач и по модернизации ракетных комплексов…» [3-4].

Торпедные аппараты

Приличной фотографии, дающей исчерпывающее представление о количестве ТА на «Ясене», в открытом доступе нет до сих пор. Все торпедные аппараты расположены ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ) − при съёмке лодки в надводном положении они не видны по определению, а при доковании торпедный отсек всегда прикрывают брезентом (фото 7 и 8). Поэтому даже уважаемые судомоделисты с профильного форума Авиабазы, воссоздающие по крупицам облик АПКР пр. 885, не могут быть уверены доподлинно в достоверности своих чертежей. В своё время в качестве возможных вариантов назывались шесть (илл. 9) [4-52], восемь (илл. 10) [4-52] [5-67] [6-653] и десять ТА (оригинал).

Наверное, первым снимком, на котором торпедные аппараты «Ясеня» (точнее, закрывающие их снаружи щитки) можно наблюдать «в натуре» стало фото 1, сделанное в период 15.01-18.02.2017 в плавдоке ПД-50 82 СРЗ (Росляково, Мурманск). Благодаря удачно съехавшему брезенту (по недосмотру, а может быть и нарочно − вспомним историю со «Статусом-6») отчётливо видны два верхних ТА левого борта, кончики третьего и четвёртого и угадывается пятый. Наряду с картинкой со стенда в вестибюле «Малахита» (фото 11) и моделью, представленной на «Армии-2016» (фото 12), снимок от коллеги avsky даёт достаточно оснований считать, что АПКР пр. 885 вооружён десятью торпедными аппаратами.

Вопрос с калибром ТА пока остаётся открытым. Есть мнение, что при наличии большого количества УВП для разнообразных крылатых ракет и ракето-торпед необходимость в крупнокалиберных (650-мм) подводных боеприпасах отпадает сама собой, однако А. Царьков, включивший в состав вооружения «Северодвинска» помимо 8 533-мм ТА два 650-мм [1-6], считает иначе. Про 650-мм ТА упоминают в своей замечательной книге и В. Ильин с А. Колесниковым [7-160].

Напомню, что для создания оптимальных условий для работы носовой антенны ГАК большого диаметра впервые в истории нашего атомного подводного кораблестроения торпедные аппараты были вынесены из носовой оконечности во 2-й отсек и расположены по бортам под углом к диаметральной плоскости. Судя по одному из интервью гендиректора «Малахита», все связанные с этим проблемы удалось решить − на испытаниях подтвердилась правильность схемы акустической развязки носовой оконечности, торпедные аппараты стреляли нормально (ссылка 4) (надо полагать, что каким-то образом удалось обеспечить и вызывавшую опасения продольную прочность торпед при выходе из ТА под ненулевым курсовым углом на больших скоростях подводного хода).

На первый взгляд, число ТА на борту 885 представляется избыточным − ведь в пр. 671 всего шесть 533-мм аппаратов, в 671РТ, 671РТМ(К) и 971 − четыре (плюс 2/2/4 «экзотических» 650-мм). Думается, что отличие торпедного вооружения «Ясеня» от предшественников сродни различию между самозарядными винтовками (карабинами) с магазинами разной ёмкости (скажем, СВТ и СКС). С учётом ошибок в прицеливании и применения ложных целей, в скоротечном дуэльном подводном бою количество готовых к стрельбе боеприпасов играет едва ли не решающее значение − тем более, что наши главные противники (ПЛА типа «Вирджиния») могут выпустить залпом всего четыре торпеды.

Кроме того, большое количество торпедных аппаратов позволяет при необходимости иметь в них б’ольшую номенклатуру средств поражения, готовых к немедленному применению. В сочетании с универсальными УВП (американские ПЛА несут в своих 12 VLS только «Томагавки») 10 ТА делают пр. 885 недосягаемым для конкурентов.

Заключение

Несмотря на все наши кораблестроительные недомогания, атомные подводные крейсера с необыкновенно мощным и разнообразным вооружением в настоящее время строим только мы, причём строим серийно − пять корпусов одновременно. На «Казани» неделю назад приняли воздух (смонтировали систему ВВД), спуск на воду К-561 и закладка седьмого «Ясеня» с вероятностью близкой к 100% произойдут в 2017 г..

Напомню, что кроме 885М на Севмаше строятся пять РПКСН пр. 955А и две ПЛАСН пр. 09851 и 09852, и к концу года суммарное надводное водоизмещение подводных атомоходов, строящихся на стапелях одного СМП превысит 150 000 тонн. Наряду с ударными темпами строительства ДЭПЛ на Адмиралтейских верфях, это даёт довольно веский повод говорить о постепенном оздоровлении российского военного кораблестроения − раз получилось у двух предприятий, получится и у других. Я не могу (и не хочу) запретить грустить, возмущаться, ругаться матом и пить горькую тем, кто не верит, что нам удастся построить полноценный океанский флот (судя по комментариям, таковых немало), но одновременно не могу и не хочу отказывать себе в удовольствии верить в это. ■


2. К-560 «Северодвинск», Североморск, 09.05.2015
3. «Северодвинск» на госиспытаниях, 15.10.2013 (
4. К-560 «Северодвинск», церемония подъёма флага, 17.06.2014
5. Деталь УВП СМ-346, Обуховский завод, СПб
6. Двухракетный залп ПКРК «Оникс», предп. 07.11.2013
7. «Северодвинск», спуск на воду с помощью плавдока «Сухона», 15.06.2010
8. «Северодвинск», 15.06.2010
9. Боковой вид АПКР пр. 885, «исправленный Кафовский»
10. Продольный, поперечный разрезы и план АПКР пр. 885
11. Боковой вид АПКР пр. 885 со стенда СПМБМ «Малахит»
12. Модель АПКР пр. 885 на выставке «Армия-2016»
13. Продольный разрез АПКР пр. 885. Уточнение: третий отсек − жилой, четвёртый − электро-механический)
14. Внешние виды АПКР пр. 885
15. Внешние виды АПКР пр. 885
16. Вид сбоку АПКР пр. 885, носовая оконечность правого борта

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *