Какое из 73 течений в исламе спасется?

На просторах Всемирной сети и в речах некоторых мусульман часто можно услышать обсуждение темы разобщённости представителей ислама, их принадлежности к различным течениям. При этом подобные разговоры сопровождаются отсылкой к хадису Пророка Мухаммада (с.г.в.), в котором говорится, что его умма разделится на 73 течения, из них лишь одна попадёт в Рай, а остальные окажутся в Аду.

К сожалению, иногда основанная на этом хадисе тема становится обоснованием для действий радикального характера, а сам факт разделения мусульман на разнообразные течения оценивается как, безусловно, отрицательное явление.

Тем не менее, всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Например, в Коране есть следующий аят:

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты…» (6:159)

Некоторые авторитетные исламские богословы отмечали, что в данном случае речь идёт о христианах и иудеях, тогда как другие приводили доводы о том, что этот аят касается, прежде всего, мусульман. Не вдаваясь в подробности дискуссии, отметим лишь, что плюрализм мнений является для Корана совершенно нормальным явлением. В качестве подтверждения можно привести аят из суры «Худ»:

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих» (11:118)

В этой связи разногласие в среде мусульман по целому ряду вопросов вероучения стало закономерным явлением, о котором говорил сам Пророк Мухаммад (с.г.в): «Подобно тому, как сыны Израилевы разделились на 72 группы, так и моя община распадётся на 73 течения. Только одна из них сможет попасть в Рай, остальные окажутся в Огненной Геенне» (хадис от ат-Тирмизи).

В источниках изречений Посланника Всевышнего (с.г.в.) есть несколько версий этого хадиса. Различия касаются его первой части, где говорится о сынах Израилевых, середины хадиса, в которой ведётся речь о числе течений, и конца высказывания, повествующем о попадании разделившейся общины Мухаммада (с.г.в.) в Ад. За исключением последнего случая, отмеченные разночтения практически никак не влияют на смысл высказывания.

Гораздо более интересным и важным является богословская дискуссия, которая ведётся несколько столетий, относительно признания этих слов Пророка Мухаммада (с.г.в.). Первая группа исламских учёных полностью соглашается с этим хадисом, не ставя под сомнение его соответствие Корану. Другой лагерь богословов придерживается противоположной точки зрения, отказываясь признавать хадис достоверным. Здесь следует остановиться поподробнее.

Так, современный богослов Юсуф аль-Кардави склонен отвергать хадис о 73 течениях из-за его отсутствия в сводах достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима. Этот довод является спорным, потому как величайшие хадисоведы не ставили перед собой цель непременно собрать все достоверные высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.), о чём они открыто сами заявляли. Другими аргументами богослова выступают смысловое противоречие хадиса кораническим положениям о попадании уверовавших людей в Рай, а также наличие разных версий хадиса, что, по его мнению, свидетельствует о недостоверности высказывания и, соответственно, невозможности использовать его в качестве довода при решении шариатских вопросов.

Другой наш современник, покинувший этот мир шахидом в 2013 году, сириец Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты не отвергает хадис о 73 течениях. Однако он предлагает весьма любопытную его трактовку, которая позволяет решить существующие проблемы, в частности, использование этого изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.) радикальными проповедниками для вербовки в ряды своих преступных организаций новых рекрутов.

Так, сирийский богослов отмечает, что ни в одной из версий хадиса не говорится о мусульманах как таковых. В изречениях используется выражение «моя община». Саид Рамадан аль-Буты говорит, что в данном контексте речь идёт об общине призыва, с которым пришёл в этот мир Пророк Мухаммад (с.г.в.). Кроме того, в арабской версии хадиса, когда упоминаются течения, используется не слово «фирка», которым обозначают группы внутри ислама, а термин «милля», служащий для обозначения отдельной религии. Рассматривая хадис именно под таким углом, мы видим, что течениями внутри общины призыва будут уже не отдельные мусульманские группы, а другие религии. Тем самым снимается противоречие о попадании мусульман в Ад. Фактически спасшейся группой будет являться вся исламская умма. Таким образом, общиной Мухаммада (с.г.в.), по сути, является всё человечество с начала его пророческой миссии, ведь коранический призыв будет актуален до Судного дня.

Трактовка Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты позволяет решить множество проблем, которые провоцируются отсутствием знания у мусульман и недобросовестными умыслами разного рода проповедников и идеологов.

islam.global

73 течения. Достоверный ли хадис?

Общества, народы, цивилизации развиваются и укрепляются только в том случае, когда гарантированы свободы и сильны нравственные постулаты. Если же те или иные народы, нации духовно опустошаются и налицо их нравственная деградация и моральное разложение, то аналогичные процессы упадка и расстройства начинают происходить и на государственном уровне. Передаются следующие мудрые слова: «Когда Всевышний желает тому или иному народу блага, то Он (1) дарует власть над его людьми тем из их числа, кто мудр[1], (2) судейство — ученым мужам, (3) а богатства — тем из них, кто щедр [и проявит это качество для позитивного развития общества и его процветания]. В противном же случае Господь (1) ставит во главе народа глупцов, (2) судейство передает в руки невежд, (3) а богатства — в распоряжение жадных и скупых людей»[2]. После этих слов на ум приходит широко известное высказывание о том, что «люди получают тех правителей, которых заслуживают»[3].

Ранее, когда Ислам практиковался со всей широтой и глубиной заложенного в нем благородства, когда еще не был разменной монетой в чьих-либо интересах, а являлся фактически образом жизни, мусульмане отличались мудростью, тактичностью, проницательностью и дальновидностью как на межгосударственном уровне, так и на уровне простого человеческого общения.

Как-то в Медине Пророк зашел в дом, где собралось много знатных людей, сидя что-то обсуждавших. Увидев Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), каждый начал тесниться и высвобождать место, чтобы он сел именно рядом с ним. Мухаммад остановился в дверях и, взявшись за [створки двери], сказал: «Главы племен! На вас огромная ответственность. Ведь руководители правят и сохраняют свою власть, пока выполняются три условия: (1) когда будут взывать к ним о милосердии, они проявят его, (2) вынося приговор, будут справедливы, (3) а подписывая какие-либо соглашения, будут обязательны в их выполнении. Если же эти условия правитель не соблюдает, то на нем проклятие Господа, ангелов и всех людей»[4].

В заключение приведу удивительно прозорливое высказывание семисотлетней давности одного из ученейших мужей исламского богословия: «Воистину, Творец даст возможность развиться справедливому обществу (сегодня таковому больше соответствует именно демократическое общество. — Ш. А.), даже если оно полностью атеистическое. И Он, Господь миров, не даст благоденствия тираническому, тоталитарному режиму и его обществу, даже если они являются верующими (мусульманами)»[5].

Нравственность с точки зрения Священного Корана и Сунны — это основной гарант (наиглавнейшая составляющая) полноценности веры и мирского существования. Нарушение возвышенной связи общества со Всевышним, а также потеря им веса и значения на мировой арене напрямую связаны с разрушением морально-нравственных устоев государства[6].

Какова достоверность хадиса, часто цитируемого среди людей как религиозно грамотных, так и малограмотных, о том, что «иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, мусульмане разделятся на 73 течения, только одно из которых попадет в Рай»? Если этот хадис достоверный, то как его понимать в практическом плане?

По данному вопросу есть хадисоведческое исследование у имама Юсуфа аль-Кардави. Думаю, что просмотреть его и проанализировать будет достаточным для ответа на поставленный вопрос.

1. Несмотря на то что хадис имеет очень важное смысловое значение, он отсутствует в обоих самых авторитетных сводах хадисов: своде имама аль-Бухари и в своде имама Муслима. То есть он не является достоверным по тем критериям, по которым производился отбор этими выдающимися богословами-мухаддисами.

2. В наиболее распространенном варианте хадиса, переданном Абу Хурайрой, говорится о разобщенности мусульман и количестве течений. При этом оговорка, что «все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения», отсутствует[7]. Некоторые хадисоведы говорили о достоверности риваята (версии хадиса), переданного Абу Хурайрой. Однако такие ученые, как например Ибн Хаджар, аз-Захаби и другие, занимавшиеся подробными исследованиями достоверности слов, приписываемых Пророку, утверждали, что этот хадис нельзя считать достоверным по причине несоответствия критериям достоверности одного из передававших его.

3. Что же касается риваятов, где в конце говорится о том, что «все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения»[8], то эти версии недостоверны иснадом (цепью передававших). Если кто-то и говорил об их достоверности, то он имел в виду ту частичную достоверность (хасан ли гайрихи), которая предположительно может быть, когда по одному вопросу имеется несколько недостоверных хадисов. Но такого рода предположительно достоверные хадисы принимаются во внимание тогда, когда смысл их соответствует общему духу веры и не вступает в противоречие с аятами или уже точно достоверными хадисами. А упомянутое повествование вступает в противоречие со многими религиозными положениями и является весомой причиной и импульсом к разжиганию смут и смертоносных конфликтов, где каждая из сторон будет приписывать себе избранность пред Богом и безжалостно оскорблять, унижать и уничтожать противоборствующую сторону, с уверенностью в их неверии и безбожии. Исламские ученые говорили: «Страшитесь стать ослепленными и обманутыми словами: «все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения». Это недостоверное дополнение противоречит религиозным правилам, и наиболее вероятно, что оно было специально внедрено атеистами-безбожниками».

4. Также немало исламских ученых-богословов как прошлого, так и настоящего указывали на смысловую недостоверность текста хадиса.

Та часть человечества, которая последовала за заключительным посланником Творца, упоминается в Священном Писании как «наилучшая» из тех, что когда-либо следовали за пророками и посланниками (см. Св. Коран, 3:110). А текст хадиса говорит о том, что мусульмане окажутся хуже иудеев и христиан, так как разделятся на б

ольшее количество течений. Об иудеях сказано в Писании: «Мы [говорит Господь] пустили меж них враждебность и ненависть [друг к другу] до Конца Света» (см. Св. Коран, 5:64), а о христианах: «Мы [говорит Господь миров] взяли ранее обещание и с тех, кто говорил «мы — христиане», а они [нарочно или с течением веков] забыли (оставили позади, вывели из практики) [важную] часть того, что напоминалось им [в том числе и о приходе заключительного Посланника]. [За проявление такой непокорности] Мы посеяли между ними враждебность и ненависть [друг к другу, между представителями разных христианских течений, и не закончится это] до Конца Света. В последующем [в Судный День] Всевышний объявит им о том, что они делали» (Св. Коран, 5:14). Что же касается последователей заключительного Посланника, то о них нет такого рода повествований в Священном Коране.

Также история не подтверждает того, что иудеи и христиане когда-либо разделялись на такое большое количество течений.

К тому же упомянутое повествование указывает на то, что подавляющая часть мусульман окажется в Аду, а это явно вступает в противоречие со многими аятами и хадисами, где, например, говорится о том, сколь значительно будут помилованы последователи последнего Пророка, а также о том, что они будут составлять одну третью часть обитателей Рая, а в некоторых хадисах — половину.

5. Даже если принять во внимание некоторую достоверность первой части хадиса, то она никак не говорит о постоянстве такого рода разделений до Конца Света. А также не указывает на то, что отделившиеся и отклонившиеся перестанут быть мусульманами.

6. Да, были радикальные течения, которые объявляли себя единолично правыми, смотрели на всех остальных враждебно, с ненавистью. Однако они не имели продолжения и мимолетно упоминались в истории[9].

*ахлюПророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Верующий (мусульманин) является братом [по вере] для другого мусульманина. Не имеет права один из них предавать и обманывать другого, лгать ему и оставлять без помощи. Мусульманин не имеет права посягать на честь, жизнь и имущество другого[10]. Набожность вот здесь, — при этом Пророк трижды указал на грудь[11]. — Предостаточно человеку зла, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере»[12].

А что касается уважения к старшим и снисхождения к младшим, то, думаю, будет достаточно следующих слов посланника Божьего: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших»[13].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В другом риваяте сказано: «…тем из их числа, кто кроток и терпелив».

[2] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 30, хадис № 391, «да‘иф»; аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998. С. 33.

[3] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 398, хадис № 6406, «да‘иф».

[4] Св. х. ат-Табарани. См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим. С. 33.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] См. своды хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1223, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. [б. м.]: ар-Райян ли ат-турас, [б. г.]. Т. 2. С. 1321, хадис № 3991; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 429, хадис № 3991; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 503, хадис № 4596.

[8] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. [б. г.]. Т. 2. С. 1322, хадисы № 3992, 3993; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 429, хадисы № 3992, 3993; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 503, хадис № 4597.

[9] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 3 т. Кувейт: аль-Калям, 2001. Т. 3. С. 83–87.

[10] Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между верующими. Что касается отношений с неверующими, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка. Например: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]». Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[11] То есть корни набожности и богобоязненности формируются не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а из благородных качеств и характеристик души.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 13/236; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 569, хадис № 1932, «хасан».

[13] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 568, хадисы № 1925, 1926.

umma.ru

Хадис о семидесяти трех течениях

Есть известный хадис о том, что умма мусульман разделится на семьдесят три течения, и все они будут в Аду, кроме одного, это и есть спасшаяся группа Ахлю-с-Сунна Валь-Джамаа.

Ас-Сахави говорит в «Аль-Макасид аль-Хасана»: «Хадис о «разделении общины» приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хасан сахих». Также этот хадис приводит Абу Дауд от Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение или семьдесят два течения, так же христиане. И разделится моя община на семьдесят три течения, и все они в Огне, кроме одной». Мы спросили: «Кто это, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Кто [придерживается того же], чего [придерживаюсь] я и мои сподвижники». Также этот хадис приводят ибн Хиббан и аль-Хаким в своих «Сахихах». Аль-Хаким сказал: «Это величайший хадис в вопросах основ [религии]»».

О достоверности этого хадиса высказались Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Мунзари, аш-Шатыби в «Аль-Итисам»  и ас-Суюты в «Аль-Джами ас-Согир» .

Что касается заявления некоторых современных «мыслителей» о недостоверности этого хадиса или его части «и все они в Огне, кроме одной», то их критика хадисов, в принципе, не может быть принята, потому что правом определения достоверности и недостоверности хадиса обладают только мухаддисы, достигшие степени «аль-хафиз», а эти люди даже простыми мухаддисами не являются.

Имам ас-Суюты в своей книге «Альфият» по терминологии хадисов говорит:

«Бери его, если на это хафиз указал,
Или из сборника, в котором собраны только достоверные».

Также в качестве довода можно услышать, что эти хадисы не приводятся у Бухари и Муслима и поэтому недостоверны. Это удивительные слова, потому что ни Бухари, ни Муслим не ставили для себя задачи собрать ВСЕ достоверные хадисы, как они ясно говорят в предисловии к своим сборникам. И поэтому сам факт отсутствия какого-то хадиса у Бухари или Муслима не указывает автоматически на его недостоверность.

Что касается смысла хадиса, то, разумеется, в Аду заблудшие группы окажутся не как неверующие, но как грешные мусульмане, ахлю-кабаир (кто совершал большие грехи). Но те из них, кто отвергал ма’люм мин ад-дин би д-дарура (то есть то, что однозначно известно из религии) – к примеру, те заблудшие, кто, говорил, что имам Али, да будет Аллах им доволен, был Богом, творцом небес и земли, или утверждающие, что Коран искажен, – они кяфиры и будут в Аду вечно.

Но в основе мы говорим, что ахлю-бида, люди, которые искажают религию, не кяфиры (неверующие), пока не отрицают то, что однозначно известно из религии. К примеру, то, что Аллах – Единственный Творец мира, что Он совершенен, Ему не присущи недостатки, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний Пророк, после него не будет других пророков и откровений, что намаз или пост обязательны, что зина (прелюбодеяние) или алкоголь запретны и т. д. Если они это отрицают, как те, которые говорят, что их учитель Гулям Ахмад был пророком, наби (они говорят, что он не расуль, у него не было нового шариата или новой книги, но что он получил вахью, откровение от Аллаха), такие люди – неверующие.

Рашид Исаев

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

73 ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ — Архив

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

uHkOrHuTo    0

  • Almost Profi
  • Members
  • 0
  • 567 posts
  • 15 Years, 10 Months and 28 Days

Nahj_al_balaga    0

  • Pro-Active
  • Amateurs
  • 0
  • 182 posts
  • 14 Years, 11 Months and 30 Days

Nahj_al_balaga    0

  • Pro-Active
  • Amateurs
  • 0
  • 182 posts
  • 14 Years, 11 Months and 30 Days

*ArabiaN*    0

  • Old & Wise
  • Members
  • 0
  • 6,280 posts
  • Gender:Female
  • From:Dubai, UAE
  • 14 Years, 11 Months and 13 Days

R.E.M.    0

  • Орел наш Дон Рэба
  • Members
  • 0
  • 5,397 posts
  • Gender:Male
  • From:г. Баку, Азербайджан
  • 15 Years, 6 Months and 23 Days

Salam    0

  • Newbie
  • Newbies
  • 0
  • 15 posts
  • 14 Years, 11 Months and 24 Days

R.E.M.    0

  • Орел наш Дон Рэба
  • Members
  • 0
  • 5,397 posts
  • Gender:Male
  • From:г. Баку, Азербайджан
  • 15 Years, 6 Months and 23 Days

Nahj_al_balaga    0

  • Pro-Active
  • Amateurs
  • 0
  • 182 posts
  • 14 Years, 11 Months and 30 Days

www.disput.az

بسم الله الرحمن الرحيم — LiveJournal

Хадис о 73 течениях и отведение сомнений относительно него

Это отведение сомнений относительно хадисуль-Ифтирак (хадиса о 73-х течениях), которые распространяют невежды, желающие ввести в заблуждение мусульман и мусульманок, кот. только только стали понимать путь праведных предков, во главе кот. сам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
То, что собрано в этой статье, это ответ одной нашей сестре, которая наткнулась на статью «по поводу лживого хадиса о 73 течениях и «джамагата»», и просила разъяснить его.
Я решил выложить ответ на нашем форуме, чтобы братья и сестра могли еще раз прочитать, освежить в памяти некоторые положения связанные с манхаджем, и указать тем, кто столкнется с этой статьей, на данный ответ.

Я приведу ее по частям, сразу отвечая на нее, так как составил ее для этой сестры.

По поводу лживого хадиса о 73 течениях и «джамагата»


Агузу билляхи минаш шайтани раджим Би-сми-Лляхи ар-Рахмани ар-Рахим

بسم الله الرحمن الرحيم


Мы так же прибегаем к защите Аллаха от проклятого шайтана, и просим его повести нас путем Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, путем сахабов, да будет доволен ими Аллах всеми. Так же я прибегаю к Аллаху от таких невежд как автор этой статьи, буду называть его «афтор».
Когда я прочитал эту статью, кстати таких я уже читал несколько до этого, мне хотелось просто дать ссылку на статьи о саляфии, как вот эта например:
Саляфия
Но отвечу по возможности, объяснив некоторые положения связанные с пониманием хадиса и пониманием такой основы как манхадж – путь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, путь претворения приказов и запретов Всевышнего Аллаха, к чему никогда не призывает заблудшие секты.

По поводу лживого хадиса о 73 течениях и «джамагата»
1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, вводящих мою умму в заблуждение» (Ибн Маджа 3952).
2. Зияд ибн Худайр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушают ошибки ученых, споры лицемеров о Книге Аллаха и решения вводящих в заблуждение имамов” (ад-Дарими 1/71).


Немного о понимание этих хадисов, т.к. понимание Афтора меня как мусульманина не удовлетворяют ! Я не знаю кто он, что о нем говорят уляма, которых он в этой статье уже успел опорочить и тем самым поел отравленного мяса.
Имам Ибн ‘Асакир сказал: “Поистине, плоть ученых отравлена, и то, что случится с тем, кто их порицает, известно! Аллах умертвит сердце того, кто отзывается плохо об ученых, прежде чем он умрет сам”.
(см. “Табайин кизб аль-муфтара” 27)
Имам Ахмад говорил: “Поистине, плоть ученых отравлена! Тот, кто ощутит его запах – заболеет, а кто отведает – умрет!”
(см. “аль-Ма‘ид фи адабиль-муфид” 71)
имам Бадру-Ррашид пишет: “Тот, кто ненавидит ученого без явной причины, для того есть опасения что он впал в куфр!”
(см. “Альфаз аль-куфр” 42)
То же самое говорил и имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в “аль-И’лям би къауаты’ аль-Ислям” 98.
Он также сказал: “И также впал в куфр тот, кто говорит на ‘алима – ‘ууайлим”.
(см. “Альфаз аль-куфр” 45)
Т.е. тот, кто называет ученого (‘алима) в уменьшительной форме «учёнишка» (‘ууайлим), тем самым умаляя его достоинство.
Шейх ‘Али аль-Къари говорил: “Если кто-то возненавидел ученого без бытовой или иной причины, тогда его ненависть является ненавистью к шариатскому знанию, и нет сомнения в куфре того, кто отверг шариатское знание, не говоря уже о том, кто проявляет по отношению к нему ненависть!”
(см. “Шарх Альфаз аль-куфр” 55)

Вот хадис под № 1.
Передал его Саубан, раб посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кот. сказал:


زويت لي الأرض حتى رأيت مشارقها ومغاربها . وأعطيت الكنزين الأصفر ( أو الأحمر ) والأبيض ( يعني الذهب والفضة ) وقيل لي إن ملكك إلى حيث زوى لك . وإني سألت الله عز و جل ثلاثا أن لا يسلط على أمتي جوعا فيهلكهم فيه . ولن أجمع عليهم من بين أقطارها حتى يفني بعضهم بعضا ويقتل بعضهم بعضا . وإذا وضع السيف في أمتي فلن يرفع عنهم إلى يوم القيامة . وإن مما أتخوف على أمتي أئمة مضلين . وستعبد قبائل من أمتي الأوثان . وستلحق قبائل من أمتي بالمشركين . . وإن بين يدي الساعة دجالين كذابين . قرييا من ثلاثين . كلهم يزعم أنه نبي . ولن تزال طائفة من أمتي على الحق منصورين . لا يضرهم من خالفهم حتى يأتي أمر الله عز و جل


«Показана мне была земля так, что я видел ее восток и запад, и даны мне были две сокровищницы желтая (или красная) и белая (имеется в виду золото и серебро). И сказано было мне: «Ты овладеешь тем что было показано тебе». И я попросил Своего Господа Великого о трех вещах: чтобы Он не губил моих последователей, посылая на них голод, и чтобы никакой враг не объединился против них и не смог их одолеть, кроме того, который находится в их собственных рядах, и если будет поднят меч в моей умме (среди нее), то уже не опуститься кроме как с наступлением Судного Дня. И я боюсь для своей общины имамов вводящих в заблуждение . И будет часть моей общины поклоняться идолам (чему-то помимо Аллаха). Так же из признаков Часа появление даджалей, лжецов, около тридцати. Все они будут думать что они пророки ! Но не перестанет существовать община в моей умме, кот. будут на истине, и будут они побеждающие. Не навредят им те, кот. будут противоречить им (в другой версии так же: «те кот. оставят их без поддержки») пока не придет веление Аллаха Великого Всевышнего !»
Великий хадис, в нем много уроков для мусульманина.
В «шархе» у имама ибну Маджа к этому хадису говорится:
«Имамы вводящие в заблуждение» — т.е. те, кот. призывают к нововведениям». Т.е. к тому, на что не было приказа Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как сказано в хадисе, кот. приводят имам Бухарий и Муслим, от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو ردّ


«Тот кто внесет в наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто».
(сахих Бухари и Муслим)
Так же у имама Муслима передается хадис:

من عمل عملا ليس عليه أمرنا فهو ردّ


«Тот, кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто».
Так же эти хадисы приводит имам ан-Науауи в «арба’ийн».
И поэтому в хадисе о 73 течениях, кот. является достоверным, мутауатир, как об этом будет сказано немного ниже, говориться именно о мусульманах, кот. попадут в грех, такое как бид’а, и этот грех страшнее чем аль-кабяир, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег свою умму по милости своей и по приказу Аллаха. И не верить в хадис, в достоверности кот. нет сомнения, кроме как у тех, кто не освоил науку хадиса, и не обратился к тем, кто преуспел в ней, является великим заблуждением !
Пусть Аллах убережет нас от этого !

Хадис №2, кот. привел брат от Зияда ибну Худейра, кот. спросил Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:


هَلْ تَعْرِفُ مَا يَهْدِمُ الإِسْلاَمَ؟ قَالَ قُلْتُ : لاَ. قَالَ : يَهْدِمُهُ زَلَّةُ الْعَالِمِ وَجِدَالُ الْمُنَافِقِ بِالْكِتَابِ وَحُكْمُ الأَئِمَّةِ الْمُضِلِّينَ


«Знаешь ли ты что становится причиной разрушения Ислама ?» Я сказал «Нет». Он ответил: «Разрушают его ошибки ученого, споры мунафика в отношение Курана, постановления (решения) имамов вводящих в заблуждение !»
(хадис приводит ад-Дарими, 220, абу Ну’айм в «хилья», достоверность его подтвердил шейх, имам, мухаддис Альбаний в «мишкатуль-масабих», 269)
Этот хадис так же вбирает в себя много пользы, как то, что нельзя следовать слепо за имамами, кот. как и все люди могут ошибиться, хотя их ошибки редкие, а необходимо следовать доводам – Курану, Сунне, и пониманию сахабов, их пути, как приказал нам Всевышний Аллах:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милостивый»


(сура Али Имран, 31)
Так же приказ не отклоняться и не перечить пути пророка и пути сахабов:

وَمَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا

А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!


(сура ан-Ниса, 115)
Нет вопросов относительно следование слову Аллаха, Куран, что является прямым путем и милостью Аллаха к Его творениям, так же относительно следования Сунне, и пониманию сахабов, а так же тех кто взял их понимание и последовал ему:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние


(сура Тауба, 100)

Далее Афтор продолжил:


От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения». В другом хадисе от Му’ауии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». И ещё в другой версии от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сказано: «И раздел
ится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники».
В другой версии хадиса, рассказанном со слов ‘Ауфа ибн Малика сказано, что на вопрос, «Кто же они, это спасшаяся группа?» – пророк ответил: «Это – джама’а».
Эти хадисы содержатся в сборниках Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджи 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хакима 1/128, и Ибн Абу ‘Асыма 63, и все заблудшие ученые считают их достоверными, о чём с соизволения Аллаха разъясню ниже с указанием хадисов и аятов.


Что касается степени достоверности, хадис достоверный, передается многими путями, от таких сахабов, как абу Харэйра, Му’ауя ибну аби Суфьян, Анас ибну Малик, ‘Ауф ибну Малик аль-Ашджа’ий, абу Умама аль-Бахилий, Са’д ибну аби Уаккас, ‘Амр ибну ‘Ауф аль-Музаний, ‘абдуЛлах ибну ‘Амр ибнуль-’Ас, абу Дарда да будет всеми ими доволен наш Господь !
Многие из этих иснадов достоверные, есть же в некоторых из них слабость, кот. не влияет на хадис в совокупности, и принимается как довод, и поступается в соответствии с ним.
Достоверность его подтвердили такие имамы как Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Вот сам матн этого хадиса:

إن بني إسرائيل تفرقت على ثنتين و سبعين ملة و تفترق أمتي على ثلاث و سبعين ملة كلهم في النار إلا ملة واحدة ما أنا عليه و أصحابي


«Поистине бану Исраиль разделяться на семьдесят две группы, а моя умма разделиться на семьдесят три, все они в Огне, кроме одной !» Спросили сахабы: «Кто это о посланник Аллаха ?» На что он ответил: «Те, кто на чем я и мои сахабы !» (или как в другий версии: «аль-джама’а»).

Так же сказал аль-Хаким в отношение передачи от абу Хурайры:

«Сахих, удовлетворяет условиям имама Муслима».
Т.е. передатчики надежны, иснад крепкий.
Что касается передачи от Му’ауии, да будет доволен им Аллах, то аль-Хаким так же сказал: «Эти иснады соответствуют тому, чтобы брать этот хадис в довод, и подкреплять его достоверность».
С ним же согласился имам аз-Захаби.
Хафиз ибну Хаджар сказал в «тахридж аль-ахадис аль-кяшшаф», стр. 63: «хасан» (хороший хадис).
О доствоверности этого хадиса так же говорил ибну Касир в «тафсире», 2/482, аш-Шатыбий в «аль-и’тисам», 2/186, имам аль-Багдадий в «фирк бейналь-фирак», стр. 7 и др.
Это подтверждается другим известным хадисом:

فَإِنَّهُ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ بَعْدِى فَسَيَرَى اخْتِلاَفاً كَثِيراً ، فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِى وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ ، عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ ، وَإِيَّاكُمْ وَالْمُحْدَثَاتِ ، فَإِنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ ». وَقَالَ أَبُو عَاصِمٍ مَرَّةً :« وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الأُمُورِ ، فَإِنَّ كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌ »


«Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
Сказал абу ‘Асым: «избегайте новшеств, ибо каждое нововведение – заблуждение !»
(хадис приводит абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз ибн ‘абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макдиси, шейх аль-Альбани. Версия хадиса от ад-Дарими, 96 из «сунан»)
Так же его приводят Ахмад, аль-Бейхаки, ат-Табараний, аль-Хаким, имам ан-Науауи, абу Ну’айм, аль-Багауий, ибну Хиббан и др.

Эти хадисы указывают на то, что мусульмане разделяться на течения, и кто-то из них станет придумывать в религии то, что не имеет к ней отношения, как в поклонение, так и в адабах. Эти мусульмане будут в опасном положение, многие из них станут совершать ширк, как это видно из первого хадиса, кот. привел Афтор в своей статье, как например суфии, шииты и др., другие же станут вводит в Ислам свое неправильное понимание Курана и хадисов, на основание чего станут излишествовать в вопросе такфира, хуруджа, следующие будут истолковывать сыфаты Аллаха своими мозгами, считая что они очищают Аллаха, говоря о том, на что нет довода ни в Куране ни в Сунне, как аш’ариты, матуридиты. Таблиг, кот придумал поездки и свой метод призыва, взяв знания у индийских и пакистанских суфиев, забывая о том, что призыв это поклонение и запрещено внедрять свой метод, и говорить что это исламский призыв. Хизбут-Тахрир, кот. оставили призыв к таухиду, и занялись построением халифата, разрешая то, что запретил Аллах, как курение, поцелуи посторонних женщин, продажу спиртного для вклада в призыв, говоря при этом что мы пересмотрели и теперь не дозволяем его продажу !!! А как же шариат ?? Как же приказ Аллаха о его запрете изначально ! Что это за игры с религией, где следование тому, что установлено Аллахом !?!?
Религия завершена, нет в ней места разделением, а есть только обязанность следования Сунне и пути саляфов (праведных предков) – сахабов, и имамов, кот. взяли их знание и доводы из аятов и хадисов !
Вот эти секты и эти течения, мусульмане, однако ошибаются и отходят от пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует ! Как же быть, как вылечиться от этого ???
Вот они хадисы, кот. рассказывают нам о лечение, оставленные посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достоверные и ясные, и им не противоречит ни что из слов и дел его и его сахабов !

Вот так же понимание другого хадиса, в кот. говориться о спасшейся группе:


«Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они, это спасшаяся группа?!” На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это – аль-джама’а».
В другой версии сказано: «Это – сауадуль-а’зам».
Смысл слов “аль-джама’а” и “сауадуль-а’зам” разъяснил в другой версии хадиса сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». Которая приводилась выше.
(хадис приводит имам Ахмад 4/102, абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Обе версии хадиса достоверные).
Имам аль-Аджурри сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос: «Кто спасшаяся община?», отвечал: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». В другом хадисе: «Это Сауадуль-а’зам». А в другом хадисе «Это аль-Джама’а». Все эти названия имеют один смысл!”
(см. “аш-Шари’а” 1/14)

Получается со слов этого Афтора, что все имамы, в числе кот., точнее во главе кот. сахабы, таби’ины, имамы, уляма, кот. я перечислил – все они заблудшие ?!
А кто сам этот Афтор ?? Куда он прет, призывая поверить ему и оставить путь и понимание сахабов ?!?

kahhar-786.livejournal.com

Отношение ахли-сунны к хадису о «73-х течениях» — История ислама — Статьи

В современном мире самой большой опасностью для Ислама является такфиризм. Это вирус, разъедающий мусульманский мир изнутри. Такфиризм – это отвратительный предлог, который оправдывает обезглавливание собрата по вере, присвоение его имущества и надругательство над его честью.

Чтобы оправдать свою такфиристскую деятельность, радикальные элементы не гнушатся никакими средствами.  Даже Священный Коран и благословенная сунна превращается в их руках в оружие. Вырывая коранические аяты из контекста, они трактуют их по своему, ссылаются на выдуманные хадисы, издают безответственные фетвы. В этой статье мы выскажемся относительно одного из самых «достоверных» доводов такфиристов – хадисе о «73-х течениях». Мы проанализируем его лишь на основании источников ахли-сунны, поскольку ваххабисты, занимающиеся такфиризмом, позиционируют себя как представители ахли-сунны.

«Иудеи разделились на 71, христиане – на 72 течения. Моя же умма разделится на 73 течения; только одно из них попадет в Рай, остальные же отправятся в Ад».

Этот хадис в разновидных вариациях встречается и в источниках ахли-сунны, и в шиитских источниках. Интересно, но каждый мазхаб утверждает, что именно он и будет в Раю. В различных вариантах в глаза бросаются сделанные впоследствии добавления. Например, согласно варианту, приведенном в «Сунане аль-Тирмизи», когда у Пророка (с) спросили, какое же именно течение попадет в Рай, тот ответил: «Я и мои сподвижники идем дорогой этого течения» (хадис 2641). В других источниках ахли-сунны также содержатся хадисы подобного содержания.

Несмотря на то, что некоторые ученые ахли-сунны очень старались доказать, что единственным течением, которое попадет в Рай, является мазхаб ахли-сунна валь-джамаат, в этом направлении не было достигнуто единогласие. Часть великих ученых (например, Мухаммад Абдух, Шатиби и др.) заявили, что очень трудно определить, какое же именно течение спасется от Ада.

Отметим, что в источниках ахли-сунны известно 8 способов передачи хадисов. То есть хадис повествуется от 8-ми сподвижников: Авф ибн Малик, Муавийа ибн Абу Суфьян, Абдуллах ибн Амр ибн Ас, Сад ибн Абу Ваггас, Амр ибн Авф Мазани, Абу Амама Бахили, Анас ибн Малик и Абу Хурейра. Хадис каждого сподвижника затем передается различными документами.

Такие видные ученые ахли-сунны, как Тирмизи, Ибн Хаббан, Хаким Нишабури считали хадис достоверным. Однако анализируя этот хадис методом хадисоведения самой ахли-сунны, можно найти серьезные проблемы. Становится очевидным, что хадис не может считаться достоверным, так как документы, подтверждающие его, являются слабыми. Исследования ученых ахли-сунны позволяют утверждать это.

(см: http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=149147)

Единственным достойным внимания можно считать вариант хадиса, передаваемый от Абу Хурейры. Но в данном случае в конце хадиса не говорится о спасении и Аде. То есть хадис повествуется следующим образом: ««Иудеи разделились на 71, христиане – на 72 течения. Моя же умма разделится на 73 течения». Отметим, что даже хадис от Абу Хурейры не считается достоверным, а является хадисом «хасан» (хадис средней достоверности), потому что и в его документах имеется изъян. В таком случае, хадис, который на первый взгляд является мутаватир (то есть переданный от различных источников на основании независимых документов), на самом деле скатывается до уровня хадиса, не имеющего научного подтверждения.

Некоторые ученые (в том числе Ибн Хазм Андулуси, Шовкани, а из современных — -Юсиф Гардави) считали хадис слабым и недостоверным. Например, в своей книге «аль-Фаваид аль-маджмуа филь-ахадис аль-мовзуа», которую Шовкани посвятил надуманным хадисам, повествуется и об этом хадисе (стр.502). А имам Фахр Рази и Абульхасан Ашари не высказали окончательного мнения о достоверности или слабости данного хадиса, ограничившись лишь выражением своих сомнений.

Юсиф Гардави считает одним из доказательств недостоверности этого хадиса тот факт, что он не был передан такими учеными ахли-сунны, как Бухари и Муслим. Другой видный ученый – Абдуррахман Бадави, заостряя внимание на таком факте, что посвященной такой важной тематике хадис не встречается в источниках 1-го и 2-го веков по хиджре, считает этот подозрительным.

Из современных ученых Мухаммад Аммара отмечает, что точно определить количество исламских течений просто невозможно. Потому что ученые пришли по этому поводу к различным результатам. Например, Ашари считал, что этот показатель равен 100, Шахристани – 76, Гази Абдульджаббар – 5, Харазми – 7.

Из видных ученых ахли-сунны Санани, Мухаммад Сейид Ахмад Масир, Рамазан аль-Бути выдвинули теорию, относительно которой под течениями в хадисе следует понимать два понятия: течение приглашения (призыва) и положительно ответившие на это течения. Первое охватывает все человечество, потому что Пророк (с) был ниспослан для всего мира. А под вторыми понимается нынешняя мусульманская умма, принявшая его приглашение. Таким образом, разделившееся на 73 течения – это течения призыва, а достойная Рая – это те, кто ответил положительно на призыв.

Некоторые ученые хоть и соглашались с достоверностью хадиса, все же не утверждали, что в Рай отправятся представители только одного течения. По их мнению, представители любого течения могут попасть и в Рай, и в Ад. Просто всех обитателей Рая оценили как одно течение, чтобы отделить от заблудшего большинства.

На протяжении всей истории ученые проводили различные изыскания, чтобы определить эти 73 течения. Результаты же были очень противоречивыми. Например, Абу Мансур Багдади в своей книге «аль-Фарг бейн аль-фираг» отмечает, что из 72-х заблудших течений 20 относится к шиизму, 20 – хариджитам, 20 – кадаритам, 5 – мурджии, 3 – наджаритам, остальные 4 же – бакрийа, каррамийа, заррарийа и джахмийа. Течение же, которое отправится в Рай – мазхаб ахли-сунна валь-джамаат (Багдади, Абу Мансур. Аль-Фарг бейн аль-фираг, стр. 35-38). Однако назвать эти исследование полным очень трудно. Потому что каждый ученый ссылался лишь на те течения, которые возникли до них. Хотя Пророк (с) не ограничивал этот хадис временными рамками. И сказать точно, какие течения возникнут и исчезнут до Судного дня, просто невозможно.

Некоторые ученые утверждали, что в хадисе указано не конкретное число, а просто большое количество, и считали ненужным определять конкретное число течений. По их мнению, основываясь на некоторых образцах, встречаемых в Коране и сунне, правильнее будет принять показатель 73 как показатель множества. Например, как в аяте «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз» (Товба, 70) число 70 используется не как конкретный показатель, а как степень множества.

В конце же, как результат, можем отметить, что в мазхабе ахли-сунны имеются серьезные разногласия и сомнения в виде передачи хадиса, степени его достоверности и трактовке. Как минимум, утверждение в конце хадиса о том, что лишь одно течение из 73-х попадет в Рай, а остальные отправятся в Ад, не принимается большим числом ученых ахли-сунны. Подавляющее же большинство среди ахли-сунны, кто утверждает, что данный хадис достоверен, являются представителями салафизма.

Натиг Рагимов

islam.az

www.islam.az

Исламские течения

TR | UK | KK | BE | EN |
исламские течения тихого, исламские течения мирового
Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

Сунниты

Основная статья: Сунниты

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. أهل السنة‎‎ ‘ахль ус-сунна) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Суннитские правовые школы

Основная статья: Мазхаб

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили свое существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определенного мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Суфизм

Основная статья: Суфизм

Суфизм (от араб. صوفية‎‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Однако все противоречащие исламу обряды отвергаются признанными учеными суфиями, которые говорят о суфизме лишь как об очищении сердца и воспитании искренности, что необходимо каждому мусульманину. Настоящий же суфизм обязательно должен соответствовать шариату.

При всём этом существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

Тарикаты
Основная статья: Тарикат

Тарикат (араб. طريقه‎‎) (Сулук) — путь познания Бога, синоним суфийского братства. Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествующий хакике.

► Тарикаты
Хаджи-мюриды
Основная статья: Хаджи-мюриды

Хаджи-мюриды — мусульманское религиозное течение в форме суфизма, распространенное в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии, главным образом среди чеченцев и ингушей.

Салафия

Салафи́я (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون‎‎), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты», идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун». В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

Ваххабизм

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами. Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953).

Джамаат таблиг

Джамаа́т Табли́г (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎‎) — аполитичное религиозное движение,

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *