Применение 7P для торговых объектов

Originally published at Практика маркетинга и торговли. Please leave any comments there.

«7 – это расширенный маркетинг-микс для сферы обслуживания,  которую попадает и торговля. Успешно пользуюсь этой методикой для анализа и оценки торговых объектов (магазинов).

7P включает:

  • Product
  • Price
  • Place
  • Promotion
  • People
  • Process
  • Physical evidence

1. Product – дословно, товар. В нашем случае – это ассортиментное предложение магазина. Характеристики для изучения:

ХарактеристикаОпределение Как измеряется
ШиринаКоличество потребностей (товарных категорий), представленных в магазине.
</p>
Наименования и количество товарных категорий
ГлубинаПредложение в рамках товарной категории (потребности)Представленные бренды, количество КСЮ
УникальностьНаличие ассортимента, не представленного либо слабо представленного в других сетяхБренды и наименования, не представленные в др. магазинах – перечень.

2. Price – цена.  Ценовая политика данного магазина относительно конкурентов.

ХарактеристикаОпределение Как измеряется
Уровень цен
Установленные цены без дополнительных скидок по сравнению с конкурентами. Для определения берем товары частого потребления – ежемесячного, еженедельного (молоко, хлеб, пиво…)
Отклонение цен от конкурентов
Скидки/АкцииКоличество акция в магазине, разброс предоставляемых скидок, подарков.Количество и товарные категории в которых представлены.
Программа поощрения постоянных покупателейНаличие карты клиента и что она дает покупателю.
  • Условия получения
  • Преимущество, которое дает.
  • Есть ли сегментированные программы.


3. Place – самая важная характеристика магазина – место его расположения.

Особенности района
  • Жилая застройка
  • Количество домохозяйств Учреждения, примыкающие к району
  • Транспортные коммуникации Торговая инфраструктура
  • Визуализация и доступность пешеходного потока
  • Доступность транспортного потока
Анализ конкурирующих объектов
  • Прямые и непрямые конкуренты.
  • Конкуренты в ближней и средней торговых зонах.


4. Promotion – продвижение магазина, включает наружную рекламу, визуализацию магазина, информационные указатели…

Внешний вид магазина
  • Количество витрин
  • Как используются витрины
  • Вывеска
  • Дополнительные элементы
Реклама
  • Борды в округе
  • Ситилайты
  • Промоутеры
УказателиНавигация к магазину

5. People – персонал магазина. Включает кассиров, продавцов, консультантов, охрану.

Количество
  • продавцы в торговом зале
  • кассиры
  • охрана
Качество
  • вежливость
  • предложение помощи
  • знание ассортимента магазина и быстрый поиск
  • знание особенностей продукции и консультация

6. Process – все микро процессы, проходящие на территории магазина. Начиная с открытия двери.


Касса
  • количество касс
  • количество работающих касс
  • скорость обслуживания
  • упаковка товара
  • длина очередей
  • место для корзинки на кассе
Выкладка товара
  • коробки в торговом зале
  • идет ли выкладка и в скольки местах
Хранение сумок и «корзинки»
  • упаковочный столик
  • — количество ящеек хранение
  • — количество занятых ячеек хранения
  • — корзинки и тележки
  • — удобство перемещение с тележкой


7. Physical evidence – ощущения в магазине, его атмосфера.


Освещение
  • достаточное/тусклое/слишком яркое
Запахи
  • воняет
  • неприятные запахи
  • приятные запахи (свежая выпечка)
Звуки
  • шум
  • приятная музыка
  • неприятная музыка
Чистота
  • чисто
  • все слишком сверкает – страшно ходить
  • грязно
Общие характеристики
  • просторно/тесно
  • высокие потолки/низкие потолки
  • широкие проходы/узкие
  • комфортно/хочется поскорее уйти

marketer-ua.livejournal.com

Что такое маркетинг-микс 7P

Перед тем как перейти к детальному рассмотрению одного из самых действенных инструментов маркетинга, нужно дать чёткое определение данного понятия. По факту это достижение стратегических и тактических целей фирмы путём удовлетворения потребностей клиента. Но чтобы достичь сердца человека существует множество путей. Но как можно это сделать в кротчайшие сроки с минимальным применением ресурсного потенциала предприятия? Ответ нам даст комплекс

маркетинга 7Р. В него входят следующие элементы:

— product,

— place,

— promotion,

— price,

— people,

— process,

— physical evidence.

Маркетинг-микс 7P

Каждый из них может принести фирме конкурентное преимущество, но лишь в комплексе они становятся идеальным инструментом. Поговорим о каждом из них более подробно. Product — это ассортимент, уровень качества товара, ширина номенклатуры. Place — путь, который проделывает продукция, попадая на прилавки: маршруты доставки, склады хранения и так далее. Promotion — любой компании необходимо себя рекламировать, стимулировать сбыт, доносить информацию об акциях и скидках. Нужно заключать контракты с рекламными агентствами, создавать спонсорские программы, заниматься благотворительностью. Организацией и контролем таких процессов занимается promotion, дословно продвижение.

Price — цена. Но так ли всё просто, как кажется на первый взгляд? Ведь стоимость является мощнейшим инструментом влияния на потребителя. К примеру, заходя в магазин, человек видит целый ряд продукции, уже по цене он может сделать предварительные выводы. Если товар стоит дорого, значит, он должен быть чем-то лучше остальных. People или personnel в разных учебниках может писаться и так, и так, принципиальной разницы нет. Это люди, которые работают на предприятии, доставляют товар, контактируют с непосредственными клиентами. Process — процесс предоставления услуг. Physical Evidence — окружение, офис, торговый зал или приёмная у юриста. Основную роль играет обстановка, предметы, висящие на стене грамоты, сертификаты, лицензии.

История развития комплекса маркетинг-микс началась со стандартных 4P, потом в процессе постоянной эволюции начали выделяться новые «P». В результате последняя разработка маркетологов насчитывает целых 12 элементов. Тем не менее, многие признанные специалисты считают такую глубокую дифференциацию излишеством. Но есть ещё одно «P», о котором всё же стоит рассказать —

Partnerships, или же долгосрочное сотрудничество. Данный элемент включает в себя все действия, направленные в первую очередь на упрочнение долгосрочных связей с покупателями. В итоге сокращается клиентская база компании, но доходность от каждого потребителя растёт, за счёт увеличения количества предоставляемых ему услуг.

Главная идея вполне проста, объединив все эти элементы, автор долгосрочной стратегии получит выигрышную комбинацию в борьбе за лидерство. — один из сильнейших маркетинговых комплексов, рассчитанный на продажу в первую очередь услуг. Именно в такой среде он будет наиболее эффективным. С помощью этих семи элементов можно создать не просто действенное средство для борьбы с конкурентами. Данный комплекс может стать одним из главных винтиков огромной бизнес-машины по завоеванию лидерских позиций на рынке.

Поделиться в соц. сетях

ibuss.ru

разработка модели маркетинг микс 4Р, 5Р, 7Р — PowerBranding.ru

Модель маркетинг — микс (marketing mix model) или также называемый комплекс маркетинга является основным элементом любой бизнес стратегии. Модель проста и универсальна в использовании, и представляет собой некий чек-лист для результативного развития продукта компании на рынке. Именно из-за своей простоты модель маркетинг микса может использовать любой — даже человек, не являющийся специалистом в области маркетинга.

Изначально комплекс маркетинга состоял из четырех элементов (4P), впоследствии усложнялся и в результате перешел в комплекс маркетинга 5P и 7P. В данной статье мы рассмотрим все три модели маркетинг микса, разберем подробно каждый элемент современного комплекса маркетинга (по Котлеру) и дадим рекомендации по использованию модели на практике. В конце статьи вы сможете ознакомиться с наглядным примером разработки комплекса маркетинга и скачать удобный шаблон составления правильного маркетинг — микса.

Оглавление:

  1. История и эволюция концепции
  2. PRODUCT: Продукт
  3. PRICE: Цена
  4. PLACE: Место продажи
  5. PROMOTIONAL: Продвижение
  6. Расширенные модели маркетинг-микса

История и эволюция концепции

Понятие «маркетинг микс» появилось в статье «Концепция маркетинг-микса», опубликованной Нэлом Борденом (Neil Borden) в 1964 году. С помощью данной концепции Борден хотел систематизировать и описать все инструменты маркетинга, необходимые для создания маркетингового плана по развитию товара компании. На создание такого удобного инструмента для разработки маркетинговой стратегии Бордена подтолкнул его партнер Джеймс Куллитон (James Culliton). Джеймс в 1948 году необычным способом описал маркетолога компании, сравнив его с «миксером из необходимых ингредиентов».

Первоначальный комплекс маркетинга «маркетинг — микс» по Бордену состоял из огромного количества «ингредиентов»: ценообразование, брендинг, дистрибуция, персональные продажи, реклама, промо мероприятия, упаковка, сервис, разработка продукта и т.д. Только впоследствии E. Jerome McCarthy сгруппировал все «ингредиенты» в маркетинг-микс 4Р’s, сделав их удобными для запоминания и для оперативной работы.

Считается, что модель маркетинг микс включает все необходимые параметры продукта, которые может контролировать и развивать маркетолог для результативного продвижения товара на рынке. Цель комплекса маркетинга – разработать стратегию, которая позволит повысить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.

Базовая модель: маркетинг микс 4Р

Изначально, как мы говорили в начале статьи, комплекс маркетинга включал в себя только 4 основных элемента: продукт, цена, место продажи и продвижение товара. Такой маркетинг микс называется базовой моделью 4Р: product, price, pace, promotion.

Элемент «Продукт» отвечает на вопрос «Что необходимо рынку или целевой аудитории?», элемент «Цена» помогает определить стоимость продажи товара и оценить уровень рентабельности продаж, элемент «Место продажи» помогает выстроить правильную модель дистрибуции (или доставки товара до конечного потребителя), а элемент «Продвижение» отвечает на вопрос «Каким способом информация о товаре компании будет распространяться на рынке?».

Давайте разберем каждый элемент комплекса маркетинга 4Р подробно и рассмотрим все параметры, которые должны быть определены в ходе составления базовой модели.

PRODUCT: Продукт

Продукт представляет собой то, что компания предлагает рынку и потребителю. Продуктом может быть как физический товар, так и услуга. Продукт – это первое, с чего начинается работа над маркетинг миксом. Успешный продукт всегда строится на понимании и удовлетворении важных потребностей целевого рынка.

Решения, которые должны быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне «продукт»:

  • Символика бренда: имя, логотип, фирменный стиль
  • Функционал продукта – необходимые и уникальные свойства товара или услуги. Более подробно построить функционал продукта поможет понимание уровней товара – см.Товар
  • Необходимый уровень качества продукта – с точки зрения целевого рынка. Качество продукта должно строится на восприятии потребителей. (Например, Для одних потребителей качество хлеба проявляется через вкус и запах, а для других через сорт пшеницы, используемый для приготовления хлеба.)
  • Внешний вид продукта – стиль, дизайн, упаковка
  • Вариативность или ассортиментный ряд продукта
  • Поддержка и уровень сервиса

PRICE: Цена

Цена является важным элементом комплекса маркетинга, она отвечает за конечную прибыль от продажи товара. Цена определяется на основе воспринимаемой ценности товара потребителем, себестоимости продукта, цен конкурентов и желаемой нормы прибыли.

Решения, которые могут быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне «цена»:

  • Ценовая стратегия входа на рынок (проникновение, снятие сливок и пр)
  • Розничная цена – обязательно необходимо соотносить отпускную цену на товар с желаемой розничной ценой, если компания не является последним звеном в сбытовой цепи. (Отпускная цена проходит ряд наценок и надбавок до того, как достигает целевого потребителя – НДС, наценка оптового звена, наценка розничной сети и т.д.)
  • Ценообразование для различных каналов продаж. Предусматривает разные уровень цен для разных звеньев сбытовой цепи, для разных поставщиков (например, скидки за объем, бонусы для крупных оптовиков и т.д)
  • Пакетное ценообразование предусматривает реализацию одновременно нескольких товаров компании по специальному уровню цен
  • Наличие сезонных скидок или акций
  • Политика относительно промо-мероприятий (условия предоставления скидок, максимальные и минимальные уровни скидок, периодичность промо-мероприятий и т.д)
  • Возможность ценовой дискриминации

PLACE: Место продажи

Место продажи обеспечивает доступность продукта для целевого рынка и означает, что товар компании должен присутствовать на рынке в нужном месте (тем, где целевой потребитель может его увидеть и купить) в нужное время (тогда, когда у целевого потребителя возникает потребность его купить). Другими словами место продажи обозначает модель дистрибуции товара компании.

Решения, которые могут быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне «место продажи»:

  • Рынки, на которых планируется продавать товар (в т.ч. стратегия географической экспансии)
  • Каналы дистрибуции, через которые планируется продавать товар.
  • Вид дистрибуции (эксклюзив, ограниченный список дилеров или неограниченная дистрибуция)
  • Условия дистрибуции товара (скидки и бонусы для дилеров, требования к выкладке товара для дилеров и штрафные санкции и т.д.)
  • Условия выкладки товара и правила выкладки (уровень полки, целевая доля полки, количество фейсингов на полке, дублирование фейсингов, обязательный ассортимент и т.д.)
  • Управление запасами товара и логистика (уровень страховых запасов, требования к срокам годности и т.д)

Для физического товара каналы дистрибуции могут быть следующие: гипермаркеты, супермаркеты, продуктовые магазины у дома, рынки, специализированные магазины; оптовые продавцы или розничные торговцы; электронная коммерция; прямые продажи или сетевой маркетинг; продажи по каталогу и т.д.)

PROMOTIONAL: Продвижение

В контексте маркетинг микса под продвижением понимаются все маркетинговые коммуникации, которые позволяют привлечь внимание потребителя к товару, сформировать знание о товаре и его ключевых характеристиках, сформировать потребность в приобретении товара и повторные покупки.

К продвижению относятся такие маркетинговые коммуникации как: реклама, продвижение в местах продаж, поисковая оптимизация, PR, прямой маркетинг и другие.

Решения, которые могут быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне «продвижение»:

Расширенные модели маркетинг-микса

По мере усложнения конкуренции на всех рынках модель маркетинг микса 4Р также претерпела изменения и превратилась сначала в модель 5Р, а затем в модель 7Р.

Основные составляющие маркетинг-микс 4Р: Product, Price, Place, Promotional могут быть использованы любой компанией. Новые 3Р’s, включенные в модель 7Р: Process, People и Physical Evidence более соответствуют рынку В2В (business-to-business) и подходят для комплекса маркетинга на рынке услуг.

PEOPLE: Люди

Термин появился в связи с развитием маркетинга отношений и маркетинга услуг. Под термином «People» подразумеваются люди, способных оказать влияние на восприятие Вашего товара в глазах целевого рынка:

  • работники, представляющих Вашу компанию и Ваш товар
  • торговый персонал, который контактирует с целевым потребителем
  • потребители, выступающие «лидерами мнений» в категории
  • производители, которые могут оказать влияние на стоимость и качество товара
  • к этому термину также относят важные потребительские группы – лояльных потребителей и VIP-клиентов, генерирующих для компании важный объем продаж

Важность данных людей вызвана тем, что они могут оказывать значимое влияние на восприятие Вашего товара в глазах целевого потребителя. Поэтому в маркетинговой стратегии очень важно отразить:

  • программы, направленные на формирование мотивации, развитие необходимых навыков и компетенций у персонала компании
  • методы работы с «лидерами мнений» и другими лицами, способными оказать влияние на мнение потребителей
  • программы для лояльных покупателей и VIP-клиентов
  • программы лояльности и образовательные программы для торгового персонала
  • методы сбора обратной связи

PROCESS: Процесс

Термин относится к В2В рынку и рынку услуг. Термин описывает процесс взаимодействия между потребителем и компанией. Данному взаимодействию уделяется особое внимание, так как именно оно служит основой для совершения покупки на рынке и формированию лояльности клиента.

В маркетинговой стратегии рекомендуется отдельно отражать программы, направленные на совершенствование процесса оказания услуг целевому потребителю. Цель – сделать приобретение и пользование услугой максимально комфортными для потребителя.

Примером важности процесса для рынка услуг служит процесс и скорость обслуживания в сети быстрого питания McDonalds. Именно правильно отлаженный процесс взаимодействия формирует у сети одно из отличительных преимуществ — скорость.

PHYSICAL EVIDENCE: физическое окружение

Термин относится к В2В рынку и рынку услуг. Термин описывает то, что окружает потребителя в момент приобретения услуги. Физическое окружение позволяет сформировать правильный имидж компании, выделить отличительные характеристики продукта.

В маркетинговой стратегии рекомендуется отдельно прописывать физическое окружение и его ключевые цели.

Примером важности физического окружения может служить важность обстановки номера пятизвездочного отеля.

Использование модели на практике

Мы подготовили наглядный пример разработки комплекса маркетинга для товара компании, который содержит дополнительные модификации модели и подробное руководство по использованию модели на практике.

Готовые решения

У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон для проведения анализа маркетинг-микса товара можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».

Твитнуть Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by

powerbranding.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *