Авиационная пушка ШВАК. Оружие советских асов » Военное обозрение

Крупнокалиберные пулеметы и первые пушки появились на борту самолетов еще в годы Первой мировой войны, но тогда это были лишь робкие попытки по усилению огневой мощи первых летательных аппаратов. До середины 30-х годов XX века данное оружие в авиации использовалось лишь эпизодически. Настоящий расцвет авиационных скорострельных пушек пришелся на предвоенные годы и годы Второй мировой войны. В Советском Союзе одной из самых известных авиационных пушек, которая устанавливалась на огромное количество самолетов от И-16 до Ла-7, а в составе турелей использовалась на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2, была 20-мм авиационная автоматическая пушка ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационная Крупнокалиберная). Главным образом, данная пушка использовалась для вооружения советских истребителей.

При этом ни одна из советских авиационных пушек не могла похвастаться такими объемами производства, как ШВАК. В достаточно тяжелом для всей страны 1942 году советские предприятия смогли выпустить 34 601 авиационную пушку данного типа. Выпуск ШВАК был налажен на Тульском оружейном, Ковровском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. Всего в СССР с учетом предвоенного выпуска было изготовлено более 100 тысяч экземпляров 20-мм авиационной пушки ШВАК. Ее слегка измененный вариант использовался также для вооружения легких танков, к примеру, массового танка Т-60. Учитывая объемы производства и использования данной артиллерийской системы, её справедливо относят к «оружию Победы».

ШВАК – это первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Она была принята на вооружение в 1936 году и производилась вплоть до 1946 года, когда были собраны последние 754 пушки данного типа. Авиационная пушка выпускалась в четырех вариантах: крыльевая, турельная, мотор-пушка и синхронная. Мотор-пушка отличалась наличием ствола большей длины и амортизатора. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который был принят на вооружение еще в 1934 году. Различие было лишь в диаметре используемого ствола. Испытания крупнокалиберного пулемета ШВАК продемонстрировали конструкторам, что благодаря имеющемуся запасу прочности калибр системы может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы, просто путем замены ствола. Пушка ШВАК имела ленточное питание, процесс перезарядки осуществлялся механически или пневматически.

Авиационная пушка ШВАК

Синхронные ШВАК на истребителе Ла-5

Впервые новую пушку установили на истребителе ИП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича. Летом 1936 года она была предъявлена в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. При этом для её доводки потребовалось около четырех лет. Только в 1940 году пушку ШВАК конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Семёна Владимировича Владимирова стали монтировать на советские истребители, как в развалке блока цилиндров авиационного двигателя М-105 (мотор-пушка), так и в крыле. Боевой дебют новой советской авиационной пушки пришелся на 1939 год. Авиапушки ШВАК стояли на истребителях И-16, которые использовались в боях с японцами на Халхин-Голе.

Конструктивно 20-мм авиационная пушка ШВАК повторяла предшествующие ей модели пулеметов ШКАС и ШВАК (12,7 мм). Автоматика пушки работала на основе газоотвода. Авиапушка имела неподвижный ствол, который в собранном виде был соединен с собранной коробкой при помощи запорного вкладыша. Как и в предшествующих разработках, в 20-мм авиационной пушке ШВАК была применена изюминка систем Шпитального – барабанный 10-позиционный механизм поэтапного извлечения патрона из ленты, благодаря его использованию обеспечивалась высокая скорострельность системы. Но данная схема работы требовала использования собственного рантового патрона с выступающим фланцем-закраиной, которая цепляясь за винтовой паз барабана пушки. По этой причине никакой другой тип патрона в оружии Шпитального использоваться не мог.

Сегодня можно смело говорить о том, что идея унификации оружия под различные калибры является вполне здравой. Многие системы в мировой практике шли тем же путем, сегодня в первой четверти XXI века мультикалиберное оружие переживает настоящий расцвет. Однако в случае с моделями Шпитального все было не так однозначно. Все дело в том, что его первый проект авиационного пулемета ШКАС строился вокруг уже имеющегося патрона винтовочного калибра 7,62х54R с закраиной, что было полностью обоснованно для достижения пулеметом высокого темпа стрельбы. Но уже ШВАКи потребовали от советской промышленности создания принципиально новых боеприпасов рантовой конструкции. В варианте с 12,7-мм пулеметом подобное решение оказалось неудачным. Данный калибр задумывался, как универсальный, его планировалось использовать не только в авиации. При уже существовавшем на тот момент дегтяревском 12,7х108 мм патроне, который был более удобен для магазинного питания, даже напористости, которая была характерна для Шпитального, было недостаточно, чтобы продавить параллельное производство аналогичного рантового патрона 12,7х108R. Такой патрон в СССР выпускался недолго параллельно с производством небольшой серии крупнокалиберных пулеметов ШВАК. В конце концов, его просто сняли с производства.

Крыльевая ШВАК на истребителе И-16 тип-17

А вот 20-мм версию ШВАК ждала гораздо более успешная судьба. На момент разработки данной авиационной пушки иных 20-мм патронов в Советском Союзе просто не существовало. В качестве возможного варианта рассматривалось производство «Длинного Солотурна» – мощного швейцарского боеприпаса калибра 20х138R, под который в КБ-2 создавался универсальный автомат Атслега АП-20, однако в целом, ниша 20-мм боеприпасов в СССР не была заполнена, что полностью развязало руки создателям авиапушки ШВАК.

К другим негативным моментам унификации 12,7-мм и 20-мм версий ШВАК специалисты относят тот факт, что группа Владимирова, стремясь сохранить единую конструкцию узлов двух авиационных систем, была вынуждена уровнять геометрические размеры по длине двух типов патронов. Длина обоих патронов составляла 147 мм, что обеспечивало единую конструкцию самого трудоемкого в производстве узла системы – барабанной конструкции подачи. Однако, если 12,7-мм патрон был достаточно мощным для своего класса, то новый 20х99R оказался одним из самых слабых боеприпасов 20-мм калибра среди своих иностранных аналогов.

В конечном итоге мотор-пушка составляла основу вооружения советских истребителей Як и ЛаГГ, в крыльевом варианте она шла также на первые штурмовики Ил-2 с боезапасом по 200 снарядов на ствол. Начало Великой Отечественной войны подстегнуло как массовый выпуск 20-мм авиапушек ШВАК, так и внедрение синхронных версий орудия, которые с 1942 года стали появляться на истребителях Лавочкина, ставили их и на отдельных сериях истребителя МиГ-3.

Авиамотор ВК-105ПФ с мотор-пушкой ШВАК

А вот турельная версия ШВАК похвастаться успешной судьбой не могла и в советской авиации не прижилась. Слишком тяжелая и громоздкая она не вписывалась в легкие турельные установки наших бомбардировщиков. Ее применение было крайне ограниченным. Пушка устанавливалась на летающей лодке МТБ-2 (АНТ-44), а также на опытном бомбардировщике Мясищева ДБ-102. Практически единственным серийным боевым самолетом, на котором штатно ставилась турельная версия ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого на протяжении всех военных лет был практически штучным. А уже в самом конце войны на верхней турели бомбардировщика Ер-2 также была установлена пушка ШВАК.

Таким образом, главным потребителем авиационных пушек ШВАК на протяжении всего периода их производства, была советская истребительная авиация. ШВАК стояли на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и Пе-3. Когда с производства был снят истребитель И-16, а штурмовики Ил-2 начали перевооружаться новой 23-мм авиационной пушкой ВЯ, выпуск крыльевой версии ШВАК был практически полностью свернут. Только в 1943 году было выпущено 158 таких пушек для перевооружения ленд-лизовских Харрикейнов, где их установили вместо 7,7-мм пулеметов Браунинга. А в конце войны крыльевой вариант пушки снова нашел свое применение, став наступательным вооружением двухмоторного высокоскоростного бомбардировщика Ту-2.

Одновременно с этим мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в конструкции в 1941-42 годах монтировалась на легких танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволяло значительно увеличить мощность их огневого воздействия на противника и давало танкистам возможность поражать легкобронированную технику противника (бронепробитие – до 35 мм подкалиберным снарядом), противотанковые пушки, пулеметные гнёзда и живую силу врага. Вариант пушки под обозначением ШВАК-танковая или ТНШ-20 (танковая Нудельмана-Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60.

Пушка ТНШ-20 в легком танке Т-60

В мае 1942 года специалисты НИИ ВВС пришли к заключению, что 20-мм авиационная пушка ШВАК безотказно работает на истребителях И-16 (в крыле), Як-1 и ЛаГГ-3 (через редуктор). Снаряд данной пушки эффективен при действии по самолетам противника, броневикам, легким танкам и автомашинам, железнодорожным бензоцистернам. Для действия по средним и тяжелым танкам снаряд пушки ШВАК не эффективен. В целом снаряд ШВАК по весу, а значит и эффективности разрывного действия, уступал снаряду немецких авиационных пушек того же калибра (снаряд ШВАК весил 91 грамм, а немецкой авиационной пушки MG FF – 124 грамма). Также отмечалось, что по эффективности действия по целям ШВАК существенно уступала 23-мм авиационной пушке ВЯ.

Сравнивая советскую ШВАК с немецкой авиационной пушкой MG FF, приходишь к выводу о том, что германская пушка, использовавшая энергию отдачи свободного затвора (на ШВАК – газоотвод), обладала преимуществом лишь в весе и разрывной силе используемых снарядов. При этом начальная скорость снаряда у немецкой пушки была минимум на 220 м/с меньше, но секундный залп для крыльевых авиационных пушек был практически одинаков. При этом MG FF была на 15 кг легче, в том числе за счет использования более короткого ствола. В то же время данное преимущество немецких пушек с появлением в СССР новой авиационной пушки Б-20 было утрачено.

Сегодня объективно оценивать значение 20-мм авиационной пушки ШВАК достаточно сложно. Безусловно, ей был присущ определенный букет недостатков – слабый боеприпас с неважной баллистикой, эксплуатационная и технологическая сложность, которые особенно на начальном этапе производства вели к высокой стоимости пушки. В то же время первый недостаток легко компенсировался огромной скорострельностью ШВАК, которая достигала 800 выстрелов в минуту, а снижение стоимости происходило за счет налаживания массового производства и адаптирования промышленности. Стоит отметить, что по скорострельности ШВАК не имела равных среди серийно производившихся авиационных пушек других государств. Правда, синхронные версии, которые ставились на отличные советские истребители Ла-5 и Ла-7, в зависимости от режима работы двигателя имели меньшую скорострельность – 550-750 выстрелов в минуту.

Сравнение патрона 20х99R с другими боеприпасами

В любом случае можно говорить о том, что авиапушка Шпитального-Владимирова стала одним из тех знаковых образцов вооружения Красной Армии, которые смогли обеспечить нашей стране победу в Великой Отечественной войне. По словам летчиков-истребителей тех лет, мощи даже сравнительно слабых 20-мм снарядов пушки ШВАК было достаточно для борьбы с любой авиационной техникой Люфтваффе. Конечно, если бы у Германии массово появились тяжелые бомбардировщики или советской авиации пришлось столкнуться в небе с армадами американских «летающих крепостей», нашим истребителям пришлось бы нелегко, однако в действительности ничего этого не произошло.

Важно помнит и о том, что в Советском Союзе альтернативы ШВАК долгое время просто не существовало. Разработка перспективной авиационной пушки Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича Березина, также созданной им на базе крупнокалиберного пулемета и основанной на том же принципе работы, что и ШВАК, из-за болезни конструктора серьезно затянулась. По этой причине авиационная пушка ШВАК, несмотря на ее «слабость», оставалась основным вооружением истребителей Великой Отечественной войны.

Немалую роль играла и выучка советских летчиков, которая росла во время войны и позволяла эффективно использовать имеющееся в их распоряжении вооружение. Не секрет, что личный состав ВВС РККА, который встретил войну 22 июня 1941 года, имел крайне низкую квалификацию и практически полное отсутствие опыта боевого применения своих самолетов. Исключение составляли только командные кадры, которые успели пройти Испанию, Халхин-Гол, зимнюю войну с Финляндией, но таких летчиков было мало. Да и они, в основном, передавали накопленный опыт в соответствии с учебным «Курсом боевого применения истребительной авиации». Подтверждением этому был расход боеприпасов по воздушным целям, который изменялся на протяжении всей войны от первых ее месяцев к последним. Если на начальном этапе войны советские летчики часто открывали огонь по противнику с дистанции 300-400 метров, то уже в 1942 году, набравшись опыта, – с расстояния 100-150 метров, а иногда и с 50 метров. Это вело к увеличению точности стрельбы и сокращению расхода боеприпасов. Применительно к авиационной пушке ШВАК это повышало эффективность ее снарядов. Когда самолет противника превращался в дуршлаг, меньшая разрывная сила снарядов советской пушки не имела уже существенного значения.

Крыло немецкого истребителя Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

За предвоенный период и годы Второй мировой войны советская промышленность выпустила более 100 тысяч авиационных пушек ШВАК, что делает ее одной из самых массовых артиллерийских систем в истории авиации. Производство ШВАК было прекращено только в 1946 году. На смену ей пришла более совершенная авиационная пушка Б-20, которая, обладая схожими боевыми характеристиками, была более надежной и легкой.

Тактико-технические характеристики ШВАК:
Длина/масса:
Крыльевой вариант – 1679 мм/40 кг.
Турельный вариант – 1726 мм/42 кг.
Мотор-пушка – 2122 мм/44,5 кг.
Длина хода подвижных частей – 185 мм.
Темп стрельбы – 700-800 выстр/мин.
Начальная скорость снаряда – 815 м/с.
Патрон – 20х99 mm R.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/weapon/guns/shvak.html
http://nvo.ng.ru/armament/2018-08-10/13_1008_weapons.html
http://www.airbase.ru/alpha/rus/sh/shvak/20/shvak.html
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Боеприпасы авиационных пушек ШВАК ТНС Б-20 — Патроны

 

Автор материала Евгений Кравченко ака Jhonni patronen.su

 

  1. БЗ с навинтным алюминиевым колпаком, без лысок
  2. БЗ с навинтным алюминиевым колпаком, с лысками
  3. БЗ с навитным томпаковым баллистическим колпаком
  4. БЗ с накатанным томпаковым колпаком
  5. БЗ с бакелитовым коричневым баллистическим колпаком
  6. БЗ с армированным сеткой пластиковым баллистическим колпаком
  7. БЗ с черным пластиковым баллистическим колпаком
  8. БЗ с навитным жестяным баллистическим колпаком
  9. БЗ с накатанным жестяным баллистическим колпаком
  10. БЗ с бакелитовым коричневым баллистическим колпаком и двойным кольцевым обжимом снаряда к пушке Б20
  1. Осколочно-фугасный снаряд
  2. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд
  3. Осколочно-зажигательный снаряд -вершинка окрашена в красный
  4. Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд -вершинка окрашена в красный цвет
  5. Бронебойно-зажигательный снаряд — вершинка окрашена в черно-красный цвет
  6. Трассирубщий снаряд — без окраски
  7. Лафетопробный снаряд — без окраси, либо холостая втулка окрашена в белый. Упаковка с лафетопробными снарядами маркировалась надписью «Лафет»
  8. Практический снаряд- баллистический втулка окрашена в белый цвет

Пример маркировки донной части патронов ШВАК

  1. 38г. — год изготовление
  2. 22 — партия
  3. з176 — номер завода изготовителя, завод номер 176
  4. Технологическое клеймо

Клейма на донной части гильз патронов ШВАК различных годов и производителей:

Пример маркировки донной части снарядов ШВАК производителями корпусов снарядов

Устройство патронов 20х99R

Типы патронов ШВАК

Устройство унитарных 20-мм патронов БЗ БЗТ

  1. Баллистический жестяной колпачек
  2. Бронебойный сердечник
  3. Кольцевая вальцовка колпака
  4. Зажигательная шашка ДУ-5
  5. Корпус снаряда
  6. Ведущий поясок снаряда
  7. Донная, запоясковая часть снаряда
  8. Гильза патрона
  9. Пороховой заряд патрона
  10. Наковаленка
  11. Капсюль центрального боя
  12. Головной взрыватель А-20
  13. Ударник
  14. Резьбовая втулка
  15. Капсюль-детонатор
  16. Основной заряд ВВ
  17. Зажигательная шашка
  18. Колпачек трассера
  19. трассирующий состав
  20. Огнепроводный канал
  21. Закраина, рант, фланец

Виды порохов в патронах 20-мм ШВАК

Сравнение гильзы пулеметного патрона 12.7х108R и гильзы пушечного патрона ШВАК 20х99R

Гильза патрона ШВАК цилиндрической формы, с выступающей закраиной «фланцем», изготавливались из латуни. Капсюль центрального боя синхронный диаметром 9-мм, крепился кольцевым кернением. Маркировка наносилась на донную часть. Крепление снаряда осуществлялось закаткой участка дульцы гильзы в кольцевую проточку расположенную в запоясковой части снаряда. Снаряды к пушке Б-20 как правило имели двойной кольцевой обжим. Ближе к концу войны, стык соединения гильзы со снарядом окрашивали лаком

Усиленный синхронный капсюль

Для стрельбы из синхронных пушек ШВАК использовались патроны только патроны с усиленным 9мм капсюлем


 

ВЗРЫВАТЕЛИ К СНАРЯДАМ АВИАЦИОННЫХ ПУШЕК ШВАК И Б-20


Слева взрыватель В-195 и головной взрыватель МГ-201 справа

 

 Головной взрыватель К-6 слева и учебный макет взрывателя А-20

Укупорка боеприпасов

Целиком книгу в PDF формате можно скачатьздесь , здесь и здесь

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

ШВАК

Основные данные 20-мм пушки ШВАК
Характеристика Крыльевая Турельная Мотор-Пушка
Общая длина, мм 1679 1726 2122
Масса, кг 40 42 44,5
Длина хода подвижных частей, мм 185
Темп стрельбы 700-800
Начальная скорость снаряда, м/c 815
Масса ОЗ снаряда, г 96
Масса ВВ ОЗ снаряда, г 27,5
Масса БЗ снаряда, г 96,6
Масса метательного заряда, г 19,2
Масса патрона, г 185
Масса звена, г 38

Описание

Полигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. На оснований этих испытаний инженерами А. И. Гнатенко, П. Е. Ивановым,. Г. И. Миханевым, А. Ф. Поповым и А. И. Голышевым была выполнена конструктивная отработка 20-мм пушки ШВАК. Но возникали вопросы, как поведет себя пушка в воздухе и как отразится ее установка на летно-тактических данных самого самолета. Всесторонние испытания системы, проведенные В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, окончательно решили ее судьбу. В 1936 г. была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК — первой советской системы авиационных пушек, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола. Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневма-тическое или механическое.

20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей.

Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества.

Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, ко-торый имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохра-нитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П. Г. Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 г. началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза.

В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

Тем не менее, в годы войны развернулось массовое про-изводство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. — 26499 пушек, в 1944 г. — 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

Несмотря на недостатки, создание 12,7/20-мм системы ШВАК явилось открытием нового направления в мировой военной технике, давшего жизнь целому ряду бикалиберных образцов. Позже, во время второй мировой войны, немцы создали бикалиберное оружие 13/20-мм (МО-132/135). По этому же пути пошли в дальнейшем и американцы. В 1943-1945 гг. в нашей стране конструкторами С. Е. Рашковым, В. Е. Шенцовым и С. С. Розановым также впервые в мире была создана крупнокалиберная автоматическая авиационная бикалиберная пушка РШР-57/45 со сменными стволами 45- и 57-мм калибра.

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолетов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях ‘Харрикейн’ взамен 7,92-мм пулеметов ‘Браунинг’. Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву.

Источники:

  • Д. Н. Болотин Советское стрелковое оружие
  • А.Б. Широкорад История авиационного вооружения

Ссылки:

Фотографии и схемы

  • [ x] патрон 12,7 к пулемету ШВАК//
  • комментарии (2)

     

    www.airbase.ru

    Патрон 20х99R к авиационной 20-мм пушке ШВАК — Патроны

    На основе уже стоявшего на вооружение пулемета 12,7-мм ШВАК в 1935-36 годах была разработана 20 мм авиа пушка ШВАК,под патрон 20х99R. На ранних этапах производства патронов к пушке ШВАК 20мм на снаряды устанавливались чуствительные взрыватели мгновенного действия МГ-3. Но этот тип головного взрыватели мог давать разрывы снарядов в канале ствола, поэтому был заменен на взрыватель МГ201. В 1938г. и этот головной взрыватель заменен более чувствительным К-6, отлично срабатывавшем при попадании в перкалиевую обшивку самолетов. В этом типе взрывателя была решена проблема разрыва снаряда в канале ствола при выстреле — К-6 взводился только на расстоянии 0.3-0.5 метра от дульного среза.


    Взрыватели в 20 мм  ОФ снарядах авиапушки ШВАК
    1.  МГ3. 2. МГ201. 3. К6.


    Маркировка взрывателя МГ-201 снаряда 20 мм ШВАК)

    ОФ снаряды (осколочно-фугасные) снаряды, используемые в боеприпасах к ШВАК имели небольшой заряд ВВ и при попадании в обшивку самолета наносили не такие серьезные повреждения. В результате появилась потребность в создании пушки большего калибра, способной наносит ощутимые повреждения самолету противника даже при попадании 1-2 снарядов, таким образом начались разработки боеприпаса калибра 23мм

    20 мм снаряды к авиа боеприпасам:

    — ОФ снаряд раннего периода производства к патрону авиационной пушки ШВАК.
    — ОФ снаряд позднего периода производства к патрону авиационной пушки ШВАК.
         — ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х80 немецкой авиационной пушки MG151/20.
        — ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х80RB немецкой авиационной пушки MG FF.
    — ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х138В Soloturn

    Различные 20 мм боеприпасы:

    — 20х99R ШВАК. ( Россия)
    — 20х80 MG151/20. (Германия)
    — 20х80RB MG FF. (Германия)
    — 20x110RB Oerlikon. (Швейцария)

    Варианты бронебойно-зажигательных снарядов 20 мм с различными баллистическими колпаков:

    1. — алюминиевый с резьбой
    2. — бакелитовый с резьбой
    3. — свинцовый с резьбой
    4. — стальной штампованный рефленный колпак
    5. — стальной штампованный гладкий колпак
    6. — стальной штампованный омедненный колпак


    1. ранняя гильза с 6-мм капсюлем и вкладной наковальней. 2. гильза с 9-мм усиленным капсюлем и штампованной наковальней 3. опытный вариант гильзы с электрокапсюлем

    Ранние выпуски (1938-1939гг.) 20-мм унитарного выстрела к авиапушке ШВАК имели капсюль диаметром 6мм с вкладной наковальней, позже стали производить гильзы с увеличенным до 9мм капсюлем , а наковаленка штамповалась вместе с гильзой в донце имелось два затравочных отверстия. В 1944-1945гг.также были попытки внедрения в устройство 20-мм боеприпасов электрокапсюля, но в виду различных технических проблем данный вариант не был запущен в серийное производство.

    Металлическая разъемно-звеньевая лента патрона 20х99R к пушкам ШВАК

    ТТХ патрона 20х99R ШВАК
    — Общий вес патрона — 185 г.
    — Вес снаряда — 91-98 г.
    — Вес порохового заряда — 20 г.
    — Вес гильзы — 72 г.
    — Вес — патрона со звеном — 223 г.
    — Вес самого звена — 38 г.
    — Усилие извлечения снаряда из гильзы — >250 кг.
    — Усилие извлечения патрона из ленты — 4-6 кг.


    Осколочно-фугасный выстрел с головным взрывателем типа МГ-201


    Осколочно-зажигательный трассирующий выстрел с головным взрывателем типа К-6

     

    xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

    Авиационное вооружение СССР — ШВАК, 20-мм


    Авиационная пушка Шпитального — Владимирова

    20-мм


    Как уже говорилось, по устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.

    Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.

    20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38.

    Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 800 выстр./мин.

    Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

    Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 2,75 г взрывчатого вещества.

    Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

    Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

    В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника.
    По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

    В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

    В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2с.

    Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

    Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. — 26499 пушек, в 1944 г. — 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

    Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

    Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.


    Источники


    • «История авиационного вооружения.» /А.Б. Широкорад/

    www.airpages.ru

    ШВАК (пушка) — это… Что такое ШВАК (пушка)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.

    Авиапушка ШВАК.

    ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

    История создания

    Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

    Устройство

    По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

    Основные характеристики
    Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
    Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
    Вес 40 кг. 42 кг 44,5 кг.
    Длина хода подвижных частей 185 мм.
    Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
    Начальная скорость снаряда 815 м/c
    Патрон 20x99R
    Тип ОЗ[1] БЗ[2]
    Масса(г.) 96 96,6
    Длина(клб.) 2,4 3,1
    1. Осколочно-зажигательный
    2. Бронебойно-зажигательный

    Боекомплект

    Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

    Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 291 день] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 291 день] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

    20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

    В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

    Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

    Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

    Снаряды 20×99 мм R

    Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули [г] Дульная скорость [м/с] Описание
    ОЗ [1] HEI 96.0 770 с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
    ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
    ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
    ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
    БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо

    бакелитовой баллистической оболочке

    БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
    БЗ [2] API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
    БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
    ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь в взрывчатой оболочке
    ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

    Производство

    Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

    • 1942 год — 34601
    • 1943 год — 26499
    • 1944 год — 25633
    • 1945 год — 13433
    • 1946 год — 754

    Применение

    20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.На первых моделях Ила, с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

    Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40), Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

    Источники

    • А. Б. Широкорад. «История авиационного вооружения»
    • Д. Н. Болотин. «Советское стрелковое оружие»

    См. также

    • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
    • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
    • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

    Ссылки

    Примечания

    1. Осколочно-зажигательные
    2. Бронебойно-зажигательные

    dic.academic.ru

    20-мм пушка ШВАК Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.

    ШВАК
    И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
    Длина 1679—2122
    Масса снаряда, г 91—96
    Масса патрона, г примерно 200
    Масса пушки, кг 40—44,5
    Калибр, мм 20
    Число стволов 1
    Боекомплект, патронов 150—2500
    Темп стрельбы, выст/мин 700—800
    Начальная скорость, м/с 800

    ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

    История создания[ | ]

    Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

    Производство[ | ]

    Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

    Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

    • 1942 год — 34 601
    • 1943 год — 26 499
    • 1944 год

    ru-wiki.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о