Содержание

победный год / Регионы России / Независимая газета

Прошел год с начала второй чеченской кампании. Каким бы ни был военный итог этой кампании, он, что совершенно очевидно, пока никаким образом не повлиял на политическое урегулирование этого конфликта.

Россия может, как в первой чеченской кампании, проиграть войну, но чеченцы не станут от этого более лояльны к России. Скорее даже наоборот, тогда они стали еще более агрессивны.

Россия может, как во второй чеченской кампании, одержать убедительную военную победу, заняв все крупные и не очень населенные пункты, может взять под военный контроль практически всю территорию Чечни. Но Россия не смогла решить главного вопроса любой войны — победа возможна лишь при условии полной капитуляции одной из сторон. Ни Масхадов, ни Басаев не капитулировали и капитулировать не будут, поскольку, по сути, не они определяют генеральную линию в этой войне с чеченской стороны. Они ее только осуществляют.

Характерный пример — задержание и арест бывшего полевого командира, бывшего наиболее радикально настроенного чеченского террориста Салмана Радуева. После ареста всему миру открылось (и в прямом — без бороды и усов, и в переносном смысле) истинное лицо одного из самых кровожадных лидеров Чечни. Вместо отморозка и экстремиста на экранах ТВ предстал слабый, издерганный и потерявший всю свою уверенность инвалид. Спрашивается, чем же так в свое время он привлекал матерых чеченских боевиков, сотнями становившихся под его знамена?

Дело в том, что он привлекал их не своим родством с Дудаевым, не только политическими и воинственными лозунгами, не только успешно проведенными террористическими операциями (реальными или присвоенными), а тем, что в нужный момент и в нужном месте персонифицировал собой идею чеченской независимости. Поэтому от того, что Радуев оказался в руках российских спецслужб, количество чеченской независимости, ненависти к России не уменьшилось.

Потому что спецслужбы арестовали и переправили в Москву персонификацию идеи. А сама идея осталась жить и действовать в Чечне.

И Масхадов, и Басаев, и Удугов — персонификация того же, в сущности, чеченского представления о своем будущем. Этих лидеров чеченской независимости можно переловить и убить поодиночке или всех вместе. Но чеченцев это вряд ли остановит.

То есть политическое урегулирование в Чечне при нынешнем противостоянии политических сил невозможно. Потому что со стороны России в этих переговорах могут участвовать конкретные государственные и политические лица, а с чеченской — персонифицированные носители идеи чеченской независимости (какова реально эта независимость и является ли независимостью в действительности — другой вопрос).

О том, что политическое урегулирование в Чечне невозможно, говорит и еще один факт, вернее, группа фактов. Ни до первой чеченской кампании, ни в период между двумя кампаниями, ни сейчас российская власть так и не смогла создать в Чечне хоть сколько-нибудь реальную действующую, авторитетную для большинства чеченскую (не по идее, а по чисто национальным, этническим признакам) власть.

Кадыров, являющийся главой чеченской администрации, сидит в Гудермесе и фактически не может и не пытается управлять Чечней. Он — не марионетка России в общепринятом смысле этого слова. Он просто человек, имеющий определенное влияние в определенных кругах и кланах чеченского общества. Как только он почувствует (или если почувствует), что сможет обходиться без поддержки России, скорее всего будет проводить, скажем осторожно, собственную прочеченскую (и скорее всего антироссийскую) политику.

Бывший заместитель Кадырова, а ныне лицо без определенных политических занятий Гантамиров, имеет определенное политическое влияние в других чеченских круга и кланах. И оба этих чеченских лидера, пользующиеся поддержкой официальной Москвы, не могут договориться между собой. Возможно, потому, что имеют в конечных своих целях иные, чем Россия, интересы.

Итак, итоги первого года второй чеченской кампании позволяют сделать несколько выводов.

1. Российская армия одержала безусловную военную победу во второй чеченской кампании, разбив более или менее регулярные воинские контингенты Чечни.

2. Победа армии РФ над вооруженными силами Ичкерии не означает победы над сепаратистами, поскольку побежденные, несмотря на явное свое поражение, не капитулировали. Следовательно, война, но другими силами и средствами, будет продолжаться.

3. Россия не смогла найти никакого политического решения чеченской проблемы. Следовательно, политическое противостояние России и Чечни также будет продолжаться. При этом позиция Чечни в этой ситуации (когда Россия — Голиаф, а Чечня — Давид) будет всегда более выгодной.

4. Россия не может отпустить Чечню, поскольку это будет означать не просто крах всей северокавказской политики РФ, но будет началом конца самой Федерации. Чечня для России, как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бросить невозможно.

5. Россия, что на сегодня самое главное, не смогла создать в Чечне не только легитимного, но хоть сколько-нибудь реально действующего пророссийского правительства. Происходящее в Чечне ныне по эту (российскую) сторону фронта очень напоминает то, что происходило чуть более года назад по ту (чеченскую) сторону, — война кланов и их лидеров за абсолютную власть, неумение и нежелание договориться.

6. Лидеры Ичкерии (Масхадов, Басаев и др.) готовы драться за независимость Чечни (в том виде, как они ее понимают) до последнего чеченца. Потому что и сами эти лидеры — персонификация идеи чеченской независимости. Их арест, смерть или личный отход от участия в активных военных и политических делах ничего не меняет по сути. Политическое и военное противостояние будут продолжать другие, поскольку Россия борется не с идеей, а с ее носителями.

7. Россия победила. Война продолжается.

ПИР-Центр

Дмитрий Евстафьев

Вопросы безопасности, Том 6, Номер 2(116), Январь 2002

Введение

Нынешняя зимняя кампания знаменует начало третьего годичного цикла присутствия российских войск в Чечне и это дает основания подводить некоторые итоги деятельности и российских войск, и федеральных органов государственной власти по стабилизации положения в Чечне.

После установления относительно плотного контроля федеральных сил над большей частью территории Чечни прошло более двух лет (если считать отправным моментом декабрь 1999 года). Это дает возможность сравнивать политическую и военную эффективность действий Москвы во Второй чеченской войне с периодом 1994–1996 годов, когда общая продолжительность присутствия в Чечне федеральных сил не превысила 20 месяцев.

 

Одновременно нельзя не обратить внимание на то, что сегодняшний период в развитии ситуации в Чечне считается принципиально важным, своего рода переломным. Во многом это связано с тем, что пока федеральным силам не удалось как на военном, так и на политическом уровне доказать нереверсируемость военно-политической ситуации в Чечне, то есть отсутствие каких-либо перспектив возвращения представителей сепаратистской элиты к власти. Сложившееся положение отчасти связано с относительно вялым течением военно-политической обстановки в Чечне в летний период 2001 года, которой сопутствовали не вполне понятные политические маневры федерального руководства, связанные со стремлением смягчить давление на Россию со стороны государств Запада по поводу нарушения прав человека.

Также следует упомянуть и откровенно неудачно проведенную федеральными войсками осеннюю компании 2001 года, которая в принципе поставила вопрос о наличие у федерального центра политической воли для проведения решающих силовых операций. А главное, – на протяжении всего 2001 года оставалась принципиальная неясность относительно стратегических планов Кремля в Чечне, то есть, насколько Центр действительно принял окончательное решение создавать механизмы жесткого и долгосрочного удержания Чечни в орбите своего влияния и насколько рассматривает варианты использования 
чеченского фактора
 в более широкой политической комбинации.

 

В таких условиях именно зимняя компания 2001–2002 годов стала восприниматься как решающий момент для добивания остатков боевиков и окончательного гарантирования федеральной группировки от поражения, сравнимого с падением Грозного в августе 1996 года, после которого российское руководством было вынуждено пойти на политическую капитуляцию, имевшую значительные политические последствия. Однако отмеченные военно-политические процессы развиваются на фоне изменяющейся политической конъюнктуры как внутри Чечни, так и вне ее, что создает исключительно комплексную ситуацию с точки зрения механизма принятия решений. В предварительном плане можно отметить, что механизм, определяющий характер и особенности принятия политических решений высшим российским руководством имеет очевидную тенденцию к усложнению, но главное – в нем появляются новые элементы, которые в период Первой чеченской войны считались вторичными, например, вопрос об экономической политике в Чечне, а федеральное руководство оказалось лишь ограниченно способным к функциональной интеграции новых элементов в свою стратегию. В результате, в целом политика федерального центра в Чечне как с точки зрения социально-политических приоритетов, так и в военно-силовой сфере, развивалась по схожей с Первой чеченской войной модели.

 

Политический контекст

Хотя в начале 2001 года многими прогнозировалось начало серьезных процессов организационной дезинтеграции созданной в Чечне системы власти под грузом внутренних противоречий, этого не произошло.

Напротив, и Ахмад Кадыров, и Беслан Гантамиров, и другие активные деятели пророссийской части чеченской элиты проявили сравнительно высокую степень морально-политической устойчивости и внутренней консолидированности. Это особенно проявилось в момент появления наиболее острых сомнений в готовности Кремля продолжать операцию в Чечне, когда президент Владимир Путин согласился на проведение консультаций с представителями Аслана Масхадова с незаявленной изначально повесткой дня. Тот факт, что в этот момент не появилось ни одного перебежчика в стан сепаратистов (даже на уровне местных администраций), более того, все основные фигуранты пророссийской части чеченской элиты консолидированно публично выступили против переговоров с представителями Аслана Масхадова, говорит о наличии у ее ведущих представителей стратегического инстинкта выживания и значительной политической воли. Это, возможно, свидетельствует о том, что социально-политическая структура чеченского общества и элиты существенно изменилась за прошедшее время и в ней появились новые – в персональном и институциональном смысле – элементы, которые абсолютно не заинтересованы в восстановлении прежней системы отношений, характерной для дудаевской Чечни или Чечни межвоенного периода. Это говорит о том, что процессы передела собственности и контроля над наиболее доходными сферами Чечни продвинулись уже довольно далеко. В противном случае, Ахмад Кадыров, Беслан Гантамиров и их союзники могли бы опираться только на поддержку российских структур и были бы вынуждены действовать исключительно в рамках сформулированных в Москве задач.

 

Однако, несмотря на появление нового и весьма существенного позитивного момента, политический контекст операции в Чечне оставался сложным, причем российское руководство в политическом смысле на протяжении всего 2001 года оказалось зависимо от четырех основных факторов.

 

Во-первых, Аслан Масхадов при всех политических и военных неудачах и виртуальности своего влияния в Чечне, а также конфликте с основными полевыми командирами, смог сохранить в целом свой имидж, как легитимного лидера значительной части чеченского народа. Тогда как российские ставленники не смогли нарастить собственную легитимность, оставшись, по сути, крупными полевыми командирами, в том числе и в силу того, что вместо формирования мощной коалиции, в течение 2001 года интенсивно занимались борьбой за власть, чем повторили в худшем виде политическую парадигму межвоенной Чечни. Безусловно, самопродление Асланом Масхадовым своих полномочий в качестве президента Ичкерии без всяких попыток даже имитировать созыв некоего института (например, Совета старейшин или сходного с институциональной точки зрения органа), который мог бы придать дополнительный вес его решению, доказывает явную маргинализацию Аслана Масхадова как политического деятеля. Однако Москва пока никак не смогла сделать этот фактор частью своей политики, особенно в международном контексте, более того, заявив о начале переговоров с представителями Аслана Масхадова, она тем самым подкрепила его положение как единственного легитимного политика Чечни со стороны оппозиции. Таким образом, 2001 год, начатый под знаком попыток делегитимизации Аслана Масхадова и уравнивания его с Шамилем Басаевым и Хаттабом, закончился прямо противоположным результатом, что будет иметь существенные последствия для дальнейшего развития ситуации в республике.

 

Во-вторых, налицо сохранение серьезного давления на Россию со стороны Запада и либерально-гуманитарных кругов внутри страны с требованиями обозначить процесс мирного урегулирования в Чечне, под которым понимается прямой допуск видных представителей сепаратистов к институтам власти в республике. Очевидно, что прекращение давления на Москву по чеченскому вопросу после террористических актов 11 сентября со стороны западных государств и, прежде всего, США носило временный характер. После решения основных задач по созданию обеспечивающей инфраструктуры на территории постсоветских государств Центральной Азии, для чего требовался нейтралитет со стороны России, оно было возобновлено. Известное заявление государственного департамента США по поводу операции федеральных сил в Аргуне, степень жесткости которого совершенно не соответствовала реальному масштабу события, продемонстрировало, что для США был важен только повод для обозначения темы Чечни в качестве важнейшего инструмента информационного взаимодействия с Россией. Тем более маловероятно, чтобы Запад допустил продолжение давления со стороны России на Грузию. Такой поворот ситуации ставит российское руководство – на фоне сохраняющейся публичной легитимности Аслана Масхадова – перед сложной дилеммой. Либо начать, как минимум, имитировать переговорный процесс, ухудшая свое положение внутри страны (с учетом той негативной реакции, которую повлекла за собой встреча Виктора Казанцева и представителя Аслана Масхадова Ахмеда Закаева), либо вступить в полемику с Вашингтоном, легитимизировав, таким образом, процесс свертывания заявленных после 11 сентября механизмов сотрудничества.

 

В-третьих, можно говорить и об отсутствии возможностей осуществлять крупные финансовые расходы, направленные на восстановление социально-экономической сферы Чечни. Это связано с усилением общей напряженности в экономической ситуации в стране и ухудшением бюджетной ситуации, что потребовало изменения механизмов обеспечения лояльность той части чеченской элиты, которая пошла на союз с Москвой в 1999 году. В перспективе это может иметь политический эффект. Хотя пока вопрос о чеченской дани не фигурирует в информационном обороте, его наличие подразумевалось при обсуждении вопроса о формировании бюджета на 2002 год в Государственной Думе. В современных условиях вопрос о расходовании средств, выделяемых на обеспечение лояльности Чечни в той или иной форме, становится политическим, поскольку может исключительно легко послужить запалом крупного коррупционного скандала, особенно, будучи спаренным ситуацией неясности относительно стратегических планов российского руководства. Прямым результатом усложнения ситуации в финансово-экономической сфере является организационноепровисание правительства Чечни, которое стало совершенно очевидным в декабре 2001 года, однако признаки которого обозначились еще летом. Фактически, правительство Чечни во главе со Станиславом Ильясовым стало распорядительным органом, утрачивающим контроль над финансовыми потоками. Естественным результатом такого развития событий может стать утрата правительством своего нынешнего статуса как института, относительно автономного от администрации Ахмада Кадырова. Тем более что дублирование функций между Станиславом Ильясовым, Владимиром Елагиным и соответствующими аппаратами становится очевидным.

 

В-четвертых, в качестве важнейшего фактора, определяющего обстановку, надо отметить сохранение, несмотря на определенные усилия федеральных властей, источников для подпитки сепаратистов финансами и людскими ресурсами, главным из которых является отсутствие признаков появления в Чечне механизмов экономического саморазвития и отраслей экономики в традиционном понимании этого термина. Несмотря на несколько ранее заявленных программ по расширению числа рабочих мест, наиболее привлекательными отраслями чеченской экономики на протяжении всего 2001 года оставались незаконные операции с нефтепродуктами и торговля. Коммерческая основа военной активности сепаратистов стала наиболее очевидна в ходе минной войны в Чечне в августе–октябре 2001 года. При этом показательно, что Москва так и не смогла найти эффективные средства противодействия минным постановкам на коммерческой основе. Причем ситуация имела тенденцию к еще большему усложнению, поскольку во второй половине 2001 года в республике начался масштабный передел сфер влияния в нефтяном бизнесе, в результате которого произошла определенная централизация процесса добычи и переработки нефти, а также системы торговли нефтепродуктами. В результате, значительное число жителей республики, которое ранее занималось незаконным нефтяным промыслом, осталось без средств к существованию и оказалось вынуждено идти на заработки к боевикам, поскольку альтернативных возможностей зарабатывания денег федеральные власти предложить не смогли.

 

На этом фоне важнейшим фактором, который будет определять развитие ситуации в Чечне на обозримую перспективу будет являться конституционный процесс, который был инициирован Бесланом Гантамировым, но который получил существенную поддержку и со стороны своего политического конкурента Ахмада Кадырова, и со стороны федеральных органов власти. Согласие Ахмада Кадырова и его окружения присоединиться к конституционному процессу, по всей видимости, связано с их опасениями относительно того, что Кремль в процессе переговоров с представителями Аслана Масхадова вполне может пожертвовать нынешней чеченской элитой, которая с формальной точки зрения оказалась совершенно нелегитимизирована. Процесс создания новой Конституции Чечни не только создаст пророссийской части чеченской элиты новую легитимность, которая будет в качественном отношении совершеннее существующей легитимности Аслана Масхадова. Конституционный процесс поставит представителей основных кланов и общественно-политических групп перед простой и понятной дилеммой: либо пытаться своими действиями подкреплять легитимность прежней (после августа 1996 года, а в генетическом отношении – дудаевской) чеченской государственности с сомнительными перспективами трансформации такой деятельность в понятные политические и экономические дивиденды, либо начать процесс встраивания в формирующуюся обновленную чеченскую государственность (которая будет обновлена и фактически, и формально – показательно, что очень большое значение уделяется смене государственной символики), и, таким образом, получить, возможно, доступ к определенным экономическим ресурсам.

 

Можно с уверенностью говорить о том, что конституционный процесс в Чечне, который мыслился первоначально как вспомогательное мероприятие, становится сейчас важнейшим фактором политической жизни республики. Если Ахмаду Кадырову и Беслану Гантамирову удастся, с одной стороны, обеспечить участие в процессе обсуждения максимально широкого круга лиц с точки зрения представляемых ими тейповых и клановых групп, а с другой, обеспечить конструктивное участие в данном процессе диаспоры, то их реальная легитимность – даже, если конституционный процесс в обозримой перспективе останется процессом без результата – станет выше, нежели у Аслана Масхадова. Однако, в таком случае Кремлю придется быть более кооперативным по отношению к своим союзникам и такие политические маневры, как переговоры с представителями Аслана Масхадова без учета мнения администрации Чечни, станут невозможными. Таким образом, местная администрация приобретает дополнительные факторы устойчивости и даже определенную политическую автономность от Москвы.

 

Военная ситуация

С военной точки зрения положение российских войск представляется довольно стабильным, во всяком случае никаких признаков масштабной дестабилизации обстановки в ключевых районах Чечни на сегодняшний день не отмечается. Российской группировки к концу 2001 года удалось наладить систему рейдовых (поисковых) мероприятий в предгорных районах Чечни и ограничить свободу маневра ведущих полевых командиров, прежде всего, Шамиля Басаева, Хаттаба, Руслана Гелаева и Вахи Арсанова. Также заметным успехом федеральных сил (хотя значительный вклад внесла и активность местных властей) является разрушение в ряде регионов системы ваххабитских джамаатов (что выразилось в уничтожении довольно большого количества их руководителей), которые не просто были средством координации в действиях боевиков, но и выполняли функции альтернативного центра власти. Региональные проявления этого центра власти по своей реальной влиятельности в начале Второй чеченской войны в ряде мест (например, во Веденском районе или в Урус-Мартане) превосходили созданные при участии федеральных сил местные органы власти.

 

Очевидная стабилизация военной обстановки и отсутствие, за редким исключением, попыток силовых демонстраций со стороны боевиков (за исключением неудачной операции по установлению частичного контроля над Гудермесом) связаны, во многом со стратегией руководства боевиков на сохранение в неприкосновенности костяка вооруженных формирований, который составляют профессиональные бойцы и наемники. Это предопределило активное использование в операциях против российских войск массовки из числа местных жителей, пришедших к боевикам на идейной, родовой (через механизм кровной мести) или коммерческой основе. И именно массовка, в силу меньшего уровня военного профессионализма и худшей организованности, понесла наиболее значительные потери в ходе летней и осенней кампаний 2001 года. В силу этого обстоятельства оказались нарушенными традиционные связи между боевиками и местными авторитетами, которые обеспечивали устойчивость функционирования инфраструктуры обеспечения для боевиков. Именно с этим следует связывать масштабную политику личного террора в отношении представителей местных органов власти со стороны боевиков, которая обозначилась начиная с июня 2001 года. Тогда как раньше основные усилия тратились на обеспечение максимального контроля над кадровым наполнением местных администраций, которые в ряде регионов Чечни, например, в Веденском и Курчалоевском районах, практически полностью контролировались сепаратистами, а значит, не возникало никакой потребности в осуществлении личного террора в отношении местных руководителей. Напротив, боевики были даже заинтересованы в создании условий для демонстрации видимости успешности функционирования местных органов власти. В особенности это проявлялось в 2000–2001 годах применительно к местным органам власти в Веденском районе. Теперь такое положение меняется.

 

В то же время, географическая локализация военно-силовой нестабильности в основной период ведения боевых действий (весна–осень) осталась прежней. В основном организованные на постоянной основе боевые группировки сепаратистов действуют в Веденском, Шатойском, Шаройском и Курчалоевском районах республики, а также в районе городов Аргун и Урус-Мартан. То есть именно там, где находились центры сопротивления федеральным войскам и в период Первой чеченской войны, и в начале нынешней контртеррористической операции. Иными словами, несмотря на значительные усилия федеральным войскам так и не удалось разрушить инфраструктуру базирования и тылового обеспечения боевиков, поскольку – и это проявляется в особенности в зимний период – боевые действия ведутся сепаратистами преимущественно не в районе наиболее политически и военно приоритетных целей (где операции осуществляются методами рейдов, как например, в Грозном, Шали или Гудермесе), а местах наиболее комфортного пребывания и облегченной организации отхода после осуществления той или иной операции. Особенно чувствительным данное обстоятельство оказывается применительно к Урус-Мартану, в котором у боевиков имеется и значительная идеологическая поддержка. А главное, который занимает, по сути, ключевое географическое положение в Чечне.

 

Последнее обстоятельство представляется исключительно важным. Это связано с тем, что с учетом существенного сокращения количественного силового потенциала боевиков, перед ними на 2002 год встает задача добиться консолидации своего влияния и присутствия в ключевых в экономическом и политическом отношении точках Чечни, что даст возможность компенсировать частичную утрату позиций в горных районах республики и сокращение возможностей финансовой подпитки. Действительно, если в ряде ключевых точек республики (которые определены на практике уже довольно давно: Урус-Мартан, Алханкала, Аргун, Шатой и Шаро-Аргунское ущелье, а также некоторые другие населенные пункты, расположенные вдоль экономически приоритетной трассы Ростов-Баку) будет создан стабильно функционирующий режим день-ночь, у боевиков не будет принципиальных сложностей с получением контроля над существенными экономическими ресурсами. Таким образом, потенциальное содержание весенне-летней кампании 2002 года вполне может оказаться связанным с формированием новых условий для функционирования военной системы боевиков, которая будет, прежде всего, выражаться в смене основных очагов ведения боевых действий, на более экономически перспективные. Однако зимняя кампания 2001–2002 годов приобретает в этой связи большое значение как период, в ходе которого для боевиков принципиально важно закрепиться в указанных опорных точках, а по возможности, – и легализоваться.

 

Показательно, однако, что многие действия федерального командования в ходе зимней 2001–2002 годов кампании носят имиджевый характер. Это особенно проявляется при анализе информационного потока о событиях в Чечне, в котором сообщалось об успехах федеральных войск в октябре–ноябре (то есть в период, когда происходил активный процесс перехода боевиков на зимние квартиры), когда имелись наиболее благоприятные возможности для нейтрализации профессиональной части боевиковпо частям. В действительности, успехи российских войск ограничились отстрелом нескольких полевых командиров среднего звена и организацией сдачи в плен нескольких малочисленных отрядов, оказавшихся без финансовой подпитки и вне основной сети управления боевиков. Это, естественно, вызвало раздражение политического руководства страны, которое уже информационно позиционировало зимнюю кампанию 2001–2002 годов, как период, после которого ситуация перейдет окончательно в классическое русло вялотекущей партизанской борьбы без единого центра у боевиков. В результате, федеральное командование было вынуждено пойти на крупные мероприятия в Курчалоевском районе, Аргуне и Шали, хотя, по всей видимости, реальный масштаб событий был меньше заявляемого в печати. В особенности это касается операции в Аргуне. А главное, большие сомнения вызывает версия руководства федеральной группировки о применении тактики заманивания в отношении боевиков.

 

Однако очевидно, что полноценного механизма выявления и нейтрализации боевиков, которые уже проникли в крупные населенные пункты и смогли там частично легализоваться на основе семейных и родовых связей, у федерального командования нет. И главный вопрос, насколько удастся создать такую ситуацию, когда возвращение весной к активное боевой деятельности станет, с их точки зрения, бесперспективным. А это требует активного сочетания силовых средств и, прежде всего, разрушения остатков системы централизованного управления крупными и средними отрядами, и социально-экономических действий, то есть формирование более перспективных направлений для самореализации особенно в том, что касается молодежи. Естественным элементом такой политики является и полная делегитимизация основных лидеров боевиков, включая их физическое устранение, что потребует от Москва, помимо принятия чисто военных решений, и разработки новой экономической стратегии. В противном случае, даже те относительно скромные достижения, которые были получены в результате кампании 2001 года, могут быть утрачены.

 

Вместо заключения

Безусловно, на сегодняшний день ситуация в Чечне не предполагает возникновения каких-то острых кризисных моментов. При всем том, что боевики продолжают фактически контролировать значительную часть горных районов, а в большинстве предгорных районов сохраняется режим день-ночь, потенциал боевиков уже недостаточен для того, чтобы осуществлять или даже угрожать осуществлением крупных акций, которые могут существенно изменить расстановку сил в Чечне. Более того, существенным достижением федеральных сил является сокращение возможностей боевиков оказывать дестабилирующее воздействие на силовую обстановку в сопредельных российских регионах (примером чему является относительно спокойное проведение выборов в Кабардино-Балкарии, которая ранее считалась подверженной ваххабитскому влиянию). В то же время, можно отметить странное противоречие в поведении российского федерального руководства. В настоящее время, нет никаких внутренних факторов, которые бы обуславливали необходимость развития переговорного процесса с лидерами боевиков. Российское общественное мнение пока довольно спокойно относится к продолжению боевых действий, более того, проявило свое негативное отношение к попыткам прозондировать возможность примирения с боевиками на основе признания легитимности Аслана Масхадова. Но внешние условия, в частности, стратегия активного сближения с Западом, анонсированная Владимиром Путиным после 11 сентября 2001 года, требует форсированного изъятия из оборота фактора Чечни как источника трений между Россией и западными странами. Таким образом, можно ожидать, что вопрос о необходимости ведения или хотя бы убедительной имитации ведения переговорного процесса, будет так или иначе возникать в ближайшем будущем.

 

Главная концептуальная проблема российской политики в Чечне заключается в том, что Москва пока так и не смогла выбрать стратегическую модель, по которой она будет обеспечивать в дальнейшем нахождение Чечни под своим контролем. Принципиально вопрос стоял либо о восстановлении прежней системы организации чеченского общества по кланово-родовой модели (то есть через представительство в местных органах власти согласно тейповой принадлежности и вытеснение наиболее активных элементов за пределы республики), при которой конституционные органы власти республики играют вспомогательную, формальную роль. Или же решиться на разрушение тейповой системы организации общества, попытавшись выстроить в Чечне – безусловно, с определенным учетом местной специфики – некое подобие гражданского общества. В ходе первой чеченской войны Москва, видимо, тяготела к первому сценарию. Разрушение при деятельном участии Москвы тейповой структуры создало идейно-политический вакуум, в который и интегрировались радикальные исламисты, появление которых принципиально изменило сущность чеченского конфликта и создало дополнительную угрозу для влияния Москвы. Однако попытка восстановить тейповую структуру чеченского общества, во-первых, потребует существенных материальных затрат (что уже в частности проявилось в процессе осуществления мероприятий по восстановлению социальной сферы Чечни), аво-вторых, не гарантирует, что новые лидеры, которых выдвинет тейповая аристократия будут контролируемы. Конституционный процесс является своего рода паллиативом, направленным на то, чтобы заполнить политический вакуум, который на фоне активизации операций федеральных войск является весьма чувствительным.

 

Однако отсутствие четких ориентиров для политики федерального центра и общественно понятных критериев для принятия тех или иных функционально значимых решений по ходу операции в Чечне (например, оснований для увеличения или сокращения численности группировки) может в ближайшее время стать политическим фактором. В условиях, когда уже обозначились контуры предвыборной кампании 2003–2004 годов, это становится опасным. Так что федеральный центр будет вынужден в той или иной степени изменить свою стратегию балансирования между различными вариантами продолжения присутствия в Чечне и различными группами в руководстве. Хотя возможность сохранения стратегической неясности относительно будущего Чечни останется.

Выходные данные cтатьи:

Вопросы безопасности, Том 6, Номер 2(116), Январь 2002

«Добро пожаловать в ад, часть II». Вторая чеченская война

Фотогалерея

20 лет назад Владимир Путин, на тот момент премьер-министр России, начал военную операцию в Чечне. Как она проходила и к каким последствиям привела?

1 Мужчина, размахивающий флагом сепаратистов в Грозном, столице Чечни. 1995 год. Многие здания в городе были разрушены российскими бомбардировками в ходе войны 1994 года между федеральными войсками и чеченскими повстанцами, которая де-факто закончилась независимостью Чечни.

2 Чеченский мужчина, 1994 год. Конфликты между Чечней и российским центром насчитывают многовековую историю, в которой было место репрессиям сродни геноциду чеченцев. Александр Солженицын описывал чеченских сокамерников в советском ГУЛАГе как нацию, «которая совсем не поддалась психологии покорности».

3 Порка «провинившегося» в Грозном. 1996 год. Разрушительная война и последовавшая за этим относительная изоляция сделали Чечню благоприятной почвой для разрастания экстремизма. Насилие на улицах стало серьезной проблемой. В 1997 году регион объявил переход к шариату, здесь начали проводить публичные казни.

4 Российские военные сражаются с боевиками, вторгшимися в соседний Дагестан и начавшими там атаки. Нападения стали одним из катализаторов второй по счету в постсоветский период войны в Чечне.

5 Еще одним катализатором войны стала серия взрывов жилых домов в Москве и двух других городах, в результате которых погибло более 300 человек. Путин обвинил «террористов» из Чечни и отдал приказ на проведение массированной воздушной кампании на Северном Кавказе. Туманные обстоятельства ЧП породили подозрения, что взрывы планировали в Кремле, чтобы оправдать вторжение в Чечню. 

6 1 октября 1999 года Путин отдал распоряжение о наступлении на Чечню. На фото — продвижение войск 2 октября.

7 Российские федеральные войска ведут огонь по позициям чеченских повстанцев. Наземное наступление сопровождалось интенсивным применением артиллерии и авиации.

8 Чеченские боевики наблюдают через прицел за федеральными войсками. 17 октября.

9 Российские боевые вертолеты над чеченским селением. Использование оружия дальнего радиуса действия позволило военным относительно легко продолжать наступление, но вместе с тем привело к большим жертвам среди гражданского населения.

10 Российская ракета «Точка», способная нести полтонны взрывчатки, направляется на дорогу, используемую чеченскими повстанцами. Ноябрь 1999 года. Российские войска запустили несколько тактических баллистических ракет в центр Грозного 21 октября. В один миг были убиты более 100 человек. Это вызвало международное возмущение.

11 Нефтяные месторождения в Чечне, одном из нескольких нефтедобывающих регионов России. Через Чечню проходит трубопровод. Российские военные, по сообщениям, получали доходы от нефтяного богатства Чечни на протяжении 1990-х годов.

12 Надпись «Добро пожаловать в ад, часть II» на бетонном блоке на окраине Грозного. Ее, по-видимому, нанесли военные из подразделения федеральных войск Иркутской области, расположенной в Сибири. Продолжение надписи гласит: «Мы вернулись».

13 Федеральные войска во время перестрелки в Грозном. Январь 2000 года.

14 Военные поднимают российский флаг в центре Грозного. Февраль 2000 года. К тому времени, когда федеральные силы установили контроль над городом, большая его часть была превращена в руины после применения бомб и других видов оружия в ходе боевых действий.

15 Женщина пробирается сквозь завалы в Грозном. Столица Чечни, дважды пережившая удары за одно неполное десятилетие, стала самым разрушенным городом на земле.

16 Российские морские пехотинцы патрулируют территорию. Февраль 2000 года. После взятия Грозного боевики действовали в горах и лесистой местности.

17 Чеченские боевики отдыхают в лесу под Грозным в декабре 1999 года.

18 Позиции российских военных в горах Чечни. Апрель 2000 года.

19 Когда федеральные войска начали наступление на горы, война приняла новый оборот. Исламистские боевики, в том числе иностранные, устраивали засады и совершали убийства. Российские войска проводили массированные атаки, в том числе на гражданские объекты.

20 Российский военнослужащий во время боев за населенный пункт Комсомольское. В марте 2000 года в Комсомольском были убиты более 700 человек, в основном мирные жители. Весной того же года Путин, избранный президентом в марте и вступивший в должность в мае, ввел прямое правление из центра над Чечней.

21 В октябре 2002 года боевики-исламисты ворвались в московский театр и взяли в заложники почти тысячу зрителей, актеров и других людей, требуя вывода федеральных войск из Чечни. Власти заявили, что все нападавшие были убиты при штурме театрального центра, проведенного через три дня после его захвата. Тогда погибли также 130 заложников, многие — из-за воздействия примененного спецслужбами нервнопаралитического газа, закачанного в здание. Критики назвали операцию по спасению людей неудачной.

Эта фотография содержит контент, который может показаться оскорбительным или недопустимым.

22 После захвата театра в 2002 году боевики совершили еще несколько нападений на гражданские объекты за пределами Чечни. 1 сентября 2004 года они захватили школу в Северной Осетии, взяв в заложники более 1 100 человек — учеников, родителей и сотрудников. Боевики требовали ухода России из Чечни. Российский спецназ начал операцию, которая, по мнению критиков, была провальной. Трехдневное противостояние в Беслане закончилось гибелью 334 человек, в том числе 186 детей.

This image contains sensitive content which some people may find offensive or disturbing — Click to reveal


После захвата театра в 2002 году боевики совершили еще несколько нападений на гражданские объекты за пределами Чечни. 1 сентября 2004 года они захватили школу в Северной Осетии, взяв в заложники более 1 100 человек — учеников, родителей и сотрудников. Боевики требовали ухода России из Чечни. Российский спецназ начал операцию, которая, по мнению критиков, была провальной. Трехдневное противостояние в Беслане закончилось гибелью 334 человек, в том числе 186 детей.

23 В марте 2000 года Ахмад Кадыров (слева) был назначен исполняющим обязанности главы Чечни. Бывший сепаратист, ставший прокремлевским политиком, был убит в 2004 году. Его сын Рамзан (справа) был назначен по указу Путина главой Чечни в 2007 году и по-прежнему сохрнаяет свой пост. Чечня была восстановлена благодаря ​​крупным финансовым вливаниям из Москвы. Правозащитные организации говорят, что Кадыров правит Чечней с помощью насилия и запугивания и что именно он несет ответственность за нарушения прав человека, в том числе похищения, пытки и убийства.

24 В апреле 2009 года Москва объявила о прекращении своей «контртеррористической операции» в Чечне. По оценкам, в результате конфликта погибли от 50 тысяч до 80 тысяч человек, в основном мирных жителей.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Флаги и гербы регионов

ПРОФИЛЬ

Создан 10 декабря 1992

Столица Грозный

Чеченская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа

Площадь 15 600 кв. км

Население 1516,9 (2022)

Этнические группы

(Национальная перепись 2010 г., %)

Чечен — 95,27

Российский — 1,93

Другие — 2,8

Административные деления (202).

Муниципальные районы — 15

Городские районы — 2

Сельские города — 4

Сельские районы — 213

География и климат

северного склона Большого Кавказского хребта и на прилегающей Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности.

Республика граничит с республиками Дагестан и Ингушетия и Ставропольский край; у него есть состояние граница с Грузией.

Рельеф разделен на четыре зоны: альпийская, горная, предгорья и равнины. Район имеет высокую сейсмическую интенсивность (землетрясения силой до 9,0 баллов).

В регионе континентальный климат с мягкой зимой и жаркое лето. Температуры варьируются в зависимости от географического положения и высоты над уровнем моря. Январь — самый холодный месяц (средняя температура -1,5°С) июль — самый жаркий (средняя температура 25,3°С). Климат в горной местности имеет терапевтические преимущества и позволяет развивать бальнеотерапию.

Регион здесь находятся особо охраняемые природные территории, в том числе Советский государственный природный Святилище, Аргунский историко-архитектурный музей-заповедник, семь биологические памятники и один памятник природы – Аргунский.

Правительство

Законодательная власть в лице Парламента Чеченской Республики, который является постоянным, высшим и единственным органом законодательной авторитет в регионе.

В Парламенте 41 депутат, избираемый в едином избирательный округ по системе пропорционального представительства.

Действующий Парламент Чеченской Республики был избран в сентябре 2021 года. Срок его полномочий истекает в сентябре 2026 года.

Исполнительная власть Правительство Чеченской Республики; есть также некоторые другие органы исполнительной власти.

Глава Чечни Республика — высшее должностное лицо республики, возглавляющее чеченскую исполнительной власти республики и имеет право возглавлять Правительство Чеченской Республики, ее высший исполнительный орган, наделенный государственной властью. Граждане России, проживающие в республике, избирают Главу Чеченской Республики сроком на пять лет. Срок полномочий действующего Главы Чеченской Республики истекает в сентябре 2026 года.

Правительство Чечни Республика является высшим постоянно действующим исполнительным органом, наделенным государственной властью. Формируется Главой Чеченской Республики, действует под его руководством.

Экономика и природные ресурсы

Чеченская Республика реализует ряд федеральных и региональные программы экономического и социального развития.

Наибольшие доли в региональном ВВП принадлежат государственному управлению (более 19%), оптовой и розничной торговле (более 12%) и строительство (более 12%). Доля отрасли и сельское хозяйство составляет более 10%.

Промышленность ориентирована на добычу сырья производство и распределение электроэнергии, газа и воды а также обработка.

Сырье (около 11% в структуре промышленного производства) добывается на разведанных газовых и нефтяных месторождениях (Грознефтегаз Компания). Имеются также месторождения сырья для строительства промышленность и минеральная вода. Это единственная прибыльная отрасль, но это также имеет тенденцию к сокращению производства из-за того, что существующие месторождения истощаются, а новые не исследуются. Геологоразведка — еще одна важная область экономического развития.

Производственный сектор (около 25% в структуре промышленной производства) включает нефтепродукты, нерудные полезные ископаемые, машинное строительство и пищевая промышленность (Мединстумент Гудермесский завод, Завод Трансмаш, Завод Оргтехника, Опытный завод Минпрома, Грозный Электромеханический завод и Аргунский мясокомбинат).

Федеральный газопровод Баку-Новороссийск пересекает республику. Нефтехимический комплекс является основой региона экономике, а ее модернизация ускорит ее социально-экономическое разработка.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми и комбинированные тепловые и тепловые электростанции. Трубопроводы обеспечивают доступ к сетям газоснабжения на Южном Кавказе и Республика Дагестан («Газпром межрегионгаз Грозный»).

Чеченэнерго — распределитель электроэнергии в республике. Необходимо строительство новых электростанций для развития обрабатывающей промышленности. Работа является идет строительство каскада гидроэлектростанций на реке Аргунь, а также теплоэлектроцентраль станции в городах Агрун и Грозный. Более 90% домохозяйства в области имеют доступ к газоснабжению система.

В сельском хозяйстве животноводство более заметно, чем растениеводство растет. Мясо-молочное производство, овцеводство, производство зерна, бобовых культур и подсолнечника традиционные сельскохозяйственные угодья. Есть выгодные условия для выращивания овощей и фруктов, а также для разведения рыбы.

Основными культурами, возделываемыми в республике, являются фрукты, овощи, крупы и бобовые; основные направления животноводства — мясные и молочное производство, а также разведение овец (наур АПК и Чеченагрохолдинг) и птицеводство (Староюртовская и Урус-Мартановская птицефабрики и Наурская Инкубатор-Птицефабрика).

При поддержке федерального центра, руководства Чеченской Республики удалось сформировать портфель инвестиционных проектов для промышленности, энергетика, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, отдых и туризм.

Культура и туризм

Современная культура Чеченской Республики лучше всего представлена ​​в ее столице, город Грозный. В столице есть Лермонтовский государственный русский Драматический театр, Чеченский государственный драматический театр имени Нурадилова и Шахбулатов Чеченская государственная филармония и Национальный музей Чеченской Республики. Национальные танцевальные труппы, такие как Вайнахская государственная танцевальная труппа. и Детский государственный танцевально-песенный ансамбль «Даймохк», широко известны за пределами региона.

Сердце Чечни Соборная мечеть – главная столица ориентир. Он назван в честь Ахмата Хаджи Кадырова, первого президента Чеченской Республики. Он является частью замечательного комплекса и считается крупнейшей мечетью в России и Европе.

В Чеченской Республике есть все необходимые ресурсы для различных видов туризма, в том числе познавательного, спортивного, рекреационный, историко-культурный и смешанный туризм.

Живописные пейзажи, свежий горный воздух и горные озера а также многочисленные исторические, культурные и архитектурные достопримечательности и возможность получить представление о кавказская культура делает Чечню привлекательной и увлекательной назначения и создать все условия для туризма и развитие рекреации.

Туристические маршруты включают заповедники республики и святилища (Аргунский историко-архитектурный музей-заповедник, Ведено и Шалинские биологические заказники).

Другая особая достопримечательность, расположенная в горной части республики – это каменные башни, возвышающиеся над горными селениями. террасы. Они считаются наиболее значительными архитектурными шедевр Чеченской Республики и стали чем-то как каменные хроники для исследователей. Более 300 храмов и 100 мечети, многие из которых являются архитектурными жемчужинами, принадлежат религиозным учреждениям региона.

Развитие альпийского туризма должно дать мощный импульс к инвестициям и деловой активности людей, живущих в горных районах Чечни. Всего в заведении кластера горного туризма станет дополнительным фактором для развития малого и среднего бизнеса в регионе.

Минеральные источники играют важную роль в развитие туризма. Они уникальны по своему составу, объединяя сероводородные, радоновые и радиевые эманации. химическое состав Ярышмардонских источников аналогичен всемирно известным мацестинским минеральным водам. Серноводск, Особенно популярны Горячеводские, Брагунские и Исти-Суйские термальные источники. ценен для бальнеотерапии.

Казначейство нацелилось на дополнительных пособников российской агрессии в Украине

ВАШИНГТОН – Сегодня в рамках своего продолжающегося реагирования на ужасающую агрессивную войну России против Украины Управление Министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC) внесло в список 22 человека и 2 организации, в том числе несколько лиц, которые продвигали цели Правительства Российской Федерации (Пр) в Украине как до, так и во время дальнейшего вторжения России в Украину в 2022 году. Нацистская военизированная группировка, которая участвовала в боевых действиях вместе с российскими военными на Украине, а также с двумя ее высокопоставленными руководителями.

Сегодняшние действия предпринимаются в координации с действиями, предпринятыми Министерством торговли США, которое вводит дополнительные меры экспортного контроля для дальнейшего согласования с партнерами и союзниками, а также Государственным департаментом США, которое нацелено на оборону России и высокотехнологичных отраслей, а также доверенных лиц.
 

«Соединенные Штаты продолжат предпринимать решительные действия, чтобы привлечь Россию к ответственности за ее военные преступления, злодеяния и агрессию», — заявила министр финансов Джанет Л. Йеллен. «Поскольку Украина продвигается вперед, защищая свою свободу, сегодня мы предпринимаем шаги, чтобы еще больше подорвать способность России восстановить свою армию, привлечь к ответственности виновных в насилии и еще больше изолировать Путина в финансовом плане».

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УКЛОНЕНИЯМ

В ответ на новое вторжение России в Украину в феврале 2022 года Соединенные Штаты и международная коалиция союзников и партнеров предприняли оперативные действия, чтобы существенно перекрыть доступ России к мировой финансовой инфраструктуре. В ответ Россия изо всех сил пыталась найти новые способы обработки платежей и проведения транзакций. Прямо или косвенно российские финансовые технократы поддерживали неспровоцированную войну Кремля. Сегодняшние назначения нацелены на эти усилия. OFAC также публикует раздел «Часто задаваемые вопросы» (FAQ), чтобы предоставить дополнительные указания относительно повышенного риска содействия усилиям России по уклонению от санкций за счет более широкого использования Национальной системы платежных карт (НСПК) или Национальной платежной системы «Мир» с учетом широких санкций. наложенных на финансовую систему России в этом году.

Владимир Валерьевич Комлев (Комлев) является Председателем Правления и Генеральным директором НСПК, компании, принадлежащей Центральному банку Российской Федерации, управляющей сетью платежных карт «Мир». Россия создала собственную государственную карточную платежную систему в 2014 году, опасаясь санкций США и Европы. В своей роли Комлев продвигал сеть «Мир» в других странах, что в конечном итоге могло помочь России в обходе международных санкций.

Комлев обозначен в соответствии с Э.О. № 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг в экономике Российской Федерации, а также за то, что она является или была руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров Правительства Российской Федерации.

Жидков Виктор Олегович (Жидков) — Председатель Правления и Правления Небанковской кредитной организации «Акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) — центрального депозитария ценных бумаг России. В своей роли Жидков реализует стратегию развития НРД и отвечает за усиление роли депозитария в инфраструктуре финансового рынка России.

Жидков обозначен в соответствии с Э.О. 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг экономики Российской Федерации.

 

Астанин Эдди Владимирович (Астанин) — Председатель Правления, Председатель Правления Открытого акционерного общества «Небанковская кредитная организация Центральный контрагент Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ НКЦ), Московская фондовая биржа поставщик клиринговых услуг. До 2020 года Астанин также занимал должности Председателя Правления и члена Наблюдательного совета НРД.

Астанин внесен в список согласно Э.О. 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг экономики Российской Федерации.

Андрей Геннадьевич Мельников (Мельников) — генеральный директор Российского агентства по страхованию вкладов, государственной организации, которую Кремль использует для ликвидации финансовых учреждений и получения доступа к зарубежным активам. Мельников ранее был разработан OFAC в 2017 году в соответствии с Э.О. 13660 за ответственность, соучастие или прямое или косвенное участие в действиях или политике, которые угрожают миру, безопасности, стабильности, суверенитету или территориальной целостности Украины, а также за утверждение государственной власти над любой частью или регионом Украины. Украина без разрешения Правительства Украины.

Сегодня OFAC назначило Мельникова в соответствии с Э.О. № 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг в экономике Российской Федерации, а также за то, что она является или была руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров Правительства Российской Федерации.

РОССИЙСКИЙ СЛУЖАЩИЙ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ДЕПОРТАЦИИ УКРАИНСКИХ ДЕТЕЙ

Мария Алексеевна Львова-Белова (Львова-Белова) является Уполномоченным Президента России по правам ребенка и, работая непосредственно под руководством Путина, руководила усилиями России по депортации тысяч украинских детей в Россию . Усилия Львовой-Беловой, в частности, включают насильственное усыновление украинских детей в российские семьи, так называемое «патриотическое воспитание» украинских детей, законодательные изменения, направленные на ускорение предоставления гражданства Российской Федерации украинским детям, а также преднамеренное изъятие украинских детей сил России.

Львова-Белова обозначен в соответствии с Е.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров правительства России. Львова-Белова также находится под санкциями Австралии, Канады, ЕС, Швейцарии и Великобритании.

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА РАМЗАНА КАДЫРОВА И ЕГО СЕМЬЮ

Рамзан Ахматович Кадыров (Кадыров), лидер российской Чеченской Республики и жестокий военачальник, имеющий связи с предыдущими случаями пыток и убийств, мобилизовал чеченцев на войну в Украине . Публично назвав себя «пехотинцем» Путина, Кадыров был повышен до звания «генерал-лейтенант» за свою роль в дальнейшем вторжении России в Украину. Союзные Кадырову чеченские подразделения действовали в Буче, где российские войска зверствовали и разрушали дома. Кадыров вербуется для участия в военных действиях России через клубы смешанных единоборств, что позволяет ему и его подразделениям продолжать свою деятельность в Украине.

Кадыров накопил огромное состояние благодаря своим близким отношениям с Владимиром Путиным. Экстравагантность Кадырова включает в себя дом в Объединенных Арабских Эмиратах, частный зоопарк, дорогие личные автомобили и щедрый фонд пожертвований.

Вместе с переименованием Кадырова в соответствии с Э.О. 14024, OFAC приняло меры в отношении некоторых из его ближайших родственников:

  • Медни Мусаевна Кадырова (Медни) — одна из жен Кадырова.
  • Фатима Шайхиевна Хазуева (Фатима) — одна из жен Кадырова.
  • Аминат Ахмадова (Аминат) — одна из жен Кадырова.
  • Айшат Рамзановна Кадырова (Айшат) — старшая из взрослых дочерей Кадырова, занимается культурой в Чечне.
  • Карина Рамзановна Кадырова (Карина) — одна из взрослых дочерей Кадырова, руководитель образовательного учреждения в Чечне.
  • Табарик Рамзановна Кадырова (Табарик) — одна из взрослых дочерей Кадырова.

Медни, Фатима, Аминат, Айшат, Карина и Табарик были назначены супругами или совершеннолетними детьми Кадырова. Сам Кадыров был переназначен согласно указу Е.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров правительства России. Кадыров ранее был назначен в соответствии с Э.О. 13818 в декабре 2020 года и в декабре 2017 года в соответствии с Законом Сергея Магнитского об ответственности за верховенство права от 2012 года. Кадыров также находится под санкциями Австралии, Канады, ЕС, Японии, Швейцарии и Великобритании.

OFAC также приняло меры в отношении Общества с ограниченной ответственностью Firdaws (Firdaws), которое позиционирует себя как первый «национальный модный бренд» Чечни. Firdaws принадлежит Айшат, но изначально был запущен Медни.

Firdaws был включен в список в соответствии с E.O. 14024 за то, что она принадлежала или контролировалась, или действовала или намеревалась действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Айшат.

Дополнительно OFAC определило Турпал-Али Вахаевич Ибрагимов (Ибрагимов), двоюродный брат Кадырова. Ибрагимов занимал многочисленные высокие посты в Чечне и, как сообщается, участвовал во внесудебных казнях.

Ибрагимов внесен в список согласно Э.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров правительства России.

РОССИЙСКАЯ НЕО-НАЦИСТСКАЯ ВОЕННАЯ ВОЕННАЯ ВОЕННОСТЬ, ВОЮЮЩАЯ НА УКРАИНЕ

Оперативная группа «Русич» (Русич) — неонацистская военизированная группировка, которая участвовала в боевых действиях вместе с российскими военными на Украине, в том числе под Харьковом, в 2022 году. «Русич» имеет долгую историю. за участие в боевых действиях на стороне пророссийских марионеток в Донбассе на Украине, а в 2015 году наемников-русичей обвинили и засняли на пленку в совершении зверств против погибших и взятых в плен украинских солдат. Русич связан с группами, определенными OFAC, Частной военной компанией «Вагнер» и Межрегиональной общественной организацией «Союз добровольцев Донбасса».

Русич возглавляют Алексей Юрьевич Мильчаков (Мильчаков) и Ян Игоревич Петровский (Петровский). Мильчаков, заработавший репутацию крайне жестокого человека, был ранен в первом бою Русича под Харьковом, Украина, в 2022 году. Петровский, высланный из Норвегии в 2016 году после объявления угрозы национальной безопасности, является ведущим военным инструктором Русича и заменил Мильчакова. командиром после ранения.

Русич внесен в перечень в соответствии с Э.О. 14024 за ответственность или соучастие, или за прямое или косвенное участие или попытку участия в деятельности, которая подрывает мир, безопасность, политическую стабильность или территориальную целостность Соединенных Штатов, их союзников или их партнеров, за или от имени или в интересах, прямо или косвенно, Правительства РФ. Мильчаков и Петровский были назначены в соответствии с Е.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров Русича. Мильчаков также находится под санкциями Австралии, Канады, ЕС, Швейцарии и Великобритании.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ, НАРУШАЮЩИХ УКРАИНЦОВ

После оккупации Россией Крымского региона Украины прокуроры и судьи, действующие в качестве российских оккупационных властей в так называемой Республике Крым, часто выносили политически мотивированные решения, не соблюдали гарантии справедливого судебного разбирательства и несправедливо преследуют религиозные и этнические меньшинства.

Сергей Викторович Булгаков (Булгаков) якобы «заместитель прокурора и старший советник юстиции» так называемой «Республики Крым». Булгаков стал предполагаемым «заместителем прокурора и старшим юрисконсультом» так называемой Республики Крым в августе 2014 года. До незаконного вторжения России в Крым Булгаков был сотрудником прокуратуры Украины по Крыму, и против Булгакова было возбуждено уголовное дело. за государственную измену на Украине после того, как он начал действовать как доверенное лицо России.

Булгаков обозначен в соответствии с Э.О. 13685 для работы в Крымской области Украины.

Андрей Николаевич Долгополов (Долгополов) является предполагаемым председателем Киевского районного суда в Симферополе в так называемой Республике Крым, а Михаил Николаевич Белоусов (Белоусов) и Виктор Анатольевич Можелянский (Можелянский) являются судьями в том же суде. Трое чиновников считаются наиболее активными в Киевском райсуде в вынесении политически мотивированных решений и называются «миссионерами Кремля». Все трое участвовали в вынесении приговоров в отношении украинских моряков, захваченных Федеральной службой безопасности (ФСБ) России в ноябре 2018 года во время рейда на украинский военный корабль. Организация Объединенных Наций выразила обеспокоенность по поводу того, что судебные решения не соответствовали судебным гарантиям, необходимым для судебного преследования военнопленных в соответствии с международным гуманитарным правом. Эти судьи также выносили предвзятые решения в отношении представителей этнических меньшинств региона, в том числе крымских татар.

Долгополов, Белоусов и Можелянский внесены в список согласно Е.О. 13685 для работы в Крымской области Украины. Долгополов, Белоусов и Можелянский также находятся под санкциями Канады, ЕС и Швейцарии.

Ермакова Мария Геннадьевна (Ермакова) назначена «судьей» в Джанкойский районный суд т.н. Республики Крым, а Павел Валерьевич Крылло (Крылло) назначена «судьей» в Гагаринский Районный суд в Севастополе. Оба назначенных судьи вынесли суровые приговоры членам групп религиозных меньшинств, включая Свидетелей Иеговы, на основании их осуществления религиозных свобод, что противоречит международному праву прав человека.

Ермакова и Крылло внесены в список согласно Э.О. 13685 для работы в Крымской области Украины.

Дмитрий Сергеевич Грамашов (Грамашов) — сотрудник ФСБ России, разыскиваемый властями Украины за незаконную деятельность в Крыму и преследование журналиста в целях репрессий. Грамашов также участвовал в массовых обысках и арестах этнических крымских татар и помогал России в ее политике борьбы с проукраинским населением полуострова.

Грамашов обозначен в соответствии с Э.О. № 13685 для работы в Крымской области Украины и согласно Е.О. № 13660 за утверждение государственной власти над какой-либо частью или регионом Украины без разрешения Правительства Украины.

ЗАПРЕТ НА УСЛУГИ КВАНТОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И РАСШИРЕНИЕ САНКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Минфин также принимает дополнительные меры по прекращению доступа России к ключевому сервису от компаний США. Сегодня OFAC вынесло постановление в соответствии с E.O. 14071, запрещающий экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, где бы они ни находились, услуг квантовых вычислений любому лицу, находящемуся в Российской Федерации. Этот запрет вступит в силу с 00:01 по восточному летнему времени 15 октября 2022 года. В связи с этим определением OFAC выпускает новое руководство. Это действие дополняет дополнительные действия, предпринятые сегодня Министерством торговли, которое ввело дополнительный экспортный контроль в Россию и Беларусь в отношении оборудования, программного обеспечения и технологий квантовых вычислений, среди прочего. Кроме того, Государственный департамент ввел дополнительные санкции в отношении российских компаний, поддерживающих его возможности квантовых вычислений, которые помогают поддерживать российскую военную машину. В совокупности эти действия правительства США еще больше подорвут способность России воссоздавать свои вооруженные силы с помощью передовой технологической поддержки, на которую она ранее полагалась со стороны Соединенных Штатов.

Параллельно с этим действием OFAC идентифицировал сектор квантовых вычислений экономики Российской Федерации в соответствии с Э.О. 14024. Это постановление позволяет налагать санкции на любое физическое или юридическое лицо, решившее действовать или действовавшее в этом секторе экономики Российской Федерации, и тем самым расширяет возможности Соединенных Штатов по быстрому наложению на Россию дополнительных экономических издержек за ее войну. на выбор в Украине. Это действие основано на предыдущих определениях, предусматривающих санкции в отношении тех, кто работает или работал в бухгалтерском учете, создании трастов и корпораций, управленческом консалтинге, аэрокосмической, морской, электронной, финансовой сфере, технологиях, а также обороне и связанных с ними материальных секторах экономики Российской Федерации. .

САНКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЯ

В результате сегодняшних действий все имущество и интересы в собственности вышеперечисленных лиц, которые находятся в Соединенных Штатах или находятся во владении или под контролем лиц США, заблокированы, и о них необходимо сообщить OFAC. Кроме того, любые организации, которые прямо или косвенно принадлежат одному или нескольким заблокированным лицам на 50 и более процентов, также блокируются. Все операции лиц США или в пределах (или транзитом) Соединенных Штатов, которые связаны с любой собственностью или интересами в собственности определенных или заблокированных лиц, запрещены, если только они не разрешены общей или специальной лицензией, выданной OFAC, или освобождены. Эти запреты включают в себя внесение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг любым заблокированным лицом или в его пользу, а также получение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг от любого такого лица.

Для получения информации о процессе подачи заявки на исключение из любого списка OFAC, в том числе из списка лиц особого назначения и заблокированных лиц OFAC, см. FAQ 897 OFAC. Дополнительная информация о программах санкций, администрируемых OFAC.

Для идентификации информации о лицах и организациях, на которые наложены санкции, или об имуществе, выявленном сегодня.

###
 

Военно-стратегические вопросы конфликтов в Чечне (1994-2008 гг.) | Исторический портал Histmag.org

Краткая история Чечни в ХХ веке

Artykuł stanowi podstawę referatu, który autor wygłosił na XVII Ogólnopolskim Zjeździe Historyków Studentów. Publikujemy go w oryginalnej formie anglojęzycznej – w razie zainteresowania Czytelników tekst zostanie opublikowany także w języku polskim.

После большевской революции территория, населенная чеченцами, вошла в состав Горской АССР. В этой республике в 1922 года была выделена Чеченская автономная область, а затем в 1924 году она вошла в состав РСФСР. Наконец, в 1936 году была создана Чечено-Ингушская АССР в составе РСФСР. Вместе с чисткой интеллигентской элиты в 30-е годы там была проведена насильственная коллективизация и атеизация. Во время Второй мировой войны немцы захватили часть Кавказа, а некоторые чеченцы организовали национальное восстание и сотрудничали с нацистами в борьбе за независимость от Советского Союза. По этой причине в 1944 Сталин принял решение о роспуске Чечено-Ингушской АССР и депортации ее граждан в Сибирь и Казахстан.

Автономия области была восстановлена ​​в 1957 году в период десталинизации и разрешено возвращение чеченцев на родину. При этом процесс русификации продолжался, русский язык был привилегированным в школах, на факультетах и ​​т.д.

Когда Советский Союз разваливался, президент Дудаев объявил о создании независимой Чечни, что в конечном итоге привело к Первой и Второй чеченским войнам.

Первая чеченская война

Война началась в 1994 году, когда Россия направила армию в это кавказское государство, пытаясь остановить отделение Чечни, и закончилась в 1996 году, когда был подписан мирный договор. Несмотря на подавляющее превосходство сил Федерации, они не могли контролировать мятежную провинцию. Соглашение, положившее конец войне, предоставило де-факто независимости Чечне.

Вторая чеченская война

7 августа 1999 года в Дагестан вошли отряды Шамиля Басаева, пытавшиеся поддержать исламских повстанцев-сепаратистов. 19 сентябряВ России произошло 99 серий терактов, в которых обвиняли чеченцев (хотя Александр Литвиненко утверждал в своей книге, что эти события были организованы российскими спецслужбами, чтобы дать повод для второго вторжения в Чечню). В сентябре 1999 года начались авиаудары, и 1 октября российская армия перешла границу Чечни. На этот раз наступление было подготовлено лучше, Россия установила контроль над регионом и создала промосковское правительство. Несмотря на это, чеченцы до сих пор организуют партизанские действия.

Подход России к Первой чеченской войне

В эпоху коммунизма партия занимала позицию, согласно которой национальная безопасность гарантируется ядерным оружием и большой армией. Возможная война рассматривалась как столкновение «в Центральной Европе с высококвалифицированным, технологически развитым противником», в котором решающую роль должны были сыграть тяжелые вооружения, такие как ствольная артиллерия или танки. После распада Советского Союза мало что изменилось — «Генеральный штаб не спешил отказываться от своей фиксации на «классической» форме военных действий». Российские лица, принимающие решения, не относились серьезно к чеченцам и городским боям; было убеждение, что демонстрации силы будет достаточно, чтобы умиротворить этот регион. Именно поэтому колонны танков при поддержке конной пехоты были отправлены в Грозный.

Начало войны

Высокомерие и невежество российского руководства можно наглядно проиллюстрировать цитатой генерала Павла Грачева (который также был министром обороны во время Первой чеченской войны), который утверждал, что можно «взять Грозный с одним десантно-штурмовым полком за два часа». Такое отношение и менталитет способствовали неподготовленности к городскому бою. Когда русская армия вошла в Грозный, это было очень легко заметить – целые танковые колонны уничтожались практически без усилий, потому что держали строгий строй. Русские также не обращали особого внимания на погодные условия, что ограничивало поддержку частей с воздуха. Борис Громов заявил, что декабрь, когда началась атака, был «наихудшим временем для начала операции: практически постоянная облачность не оставляет возможности для эффективного применения авиации». 900:05

Танки продвигаются в горные районы Чечни, 1995 г. (источник).

Из-за настроя офицеров и отсутствия денег на маневры солдаты не были готовы к городским боям; такому обучению внимания не уделялось. Можно даже расширить это утверждение — они не были готовы к войне. Павел Грачев признал, что «некоторые пилоты нарабатывают от 15 до 20 часов в год. Это ничтожно мало… Чтобы пилот был в отличной форме, ему нужно от 150 до 200 часов налета». Питер Дейнекин сказал: «Поскольку мы получаем только треть того, что нужно ВВС [сумма денег], наши пилоты постепенно теряют высокий уровень подготовки». Мало того, что они были необученными. Многие солдаты даже не знали, как пользоваться своим снаряжением (например, очками ночного видения или даже оружием). Лучшим свидетельством этого являются первоначальные потери, которые «показали, что подготовка перед развертыванием была недостаточной».

В отношении оборудования были многочисленные случаи, когда радиоустройства были несовместимы друг с другом. Более того, чеченцы имели доступ к российской системе связи, поскольку в начале войны федеральная армия не использовала никакого шифрования. Отсутствие связи между подразделениями часто приводило к братоубийству — один из участников утверждал, что 60 процентов потерь были от дружественного огня. С картами Чечни тоже была проблема — масштабы часто были неверными, а иногда солдаты ими не экипировались. Эдуард Воробьев сказал: «Боже мой, наши танковые войска пошли в бой без карт города!»

Еще одним важным фактором была координация действий – слишком много разных министерств и ведомств в ведении войск (МО, МВД, ФСБ и т. д.) и у них не было большого опыта совместной работы , что привело к видимому отсутствию сотрудничества. При этом ответственность за поражения была размыта.

Изменения во время войны

Когда российские политики и военачальники поняли, что их подход к войне был совершенно неправильным и что состояние войск было действительно плохим, стали проявляться некоторые изменения. Во-первых, во время битвы под Грозным были уволены некоторые командиры (например, Стасков, Петгрук). Количество солдат было увеличено до 30 000 человек, и большая их часть была сосредоточена возле столицы Чечни. Это решение дало России подавляющее преимущество над врагом.

Российский вертолет, сбитый чеченскими боевиками недалеко от столицы Чечни Грозного, 1994 г. (фот. Михаил Евстафьев, лик. CC ASA 2,5).

Следующим шагом стала организация тренировочных лагерей в провинции и отправка на поле боя хорошо подготовленных групп спецназа и снайперов. Были созданы более мелкие тактические подразделения, чтобы сделать бой в городе более эффективным (тем не менее, снова возникла проблема взаимодействия между этими группами, хотя трудности с радиосвязью были решены). Эти изменения привели к гораздо меньшему количеству жертв, чем в начале войны, тем не менее их было недостаточно для победы в этой борьбе.

Мирное время – 1996-1999

После Первой чеченской войны российское руководство осознало, что армия в нынешнем состоянии не способна выполнять свою основную задачу – защищать страну и обеспечивать безопасность. Был представлен и вступил в силу план реформ вместе с некоторыми личными изменениями. В июле 1996 года (за месяц до окончания войны) Грачева отправили в отставку, и новым министром обороны России стал Игорь Родионов. Правительство также пыталось решить проблему сотрудничества. 19 июля98 Ельциным были подписаны «Основы (Концепция) государственной политики Российской Федерации в области военного строительства на период до 2005 года», что наделяло высокими полномочиями командующего военным округом, в ведении которого находились теперь все войска в область. Начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин так объяснил цель реформы: «Существенное расширение полномочий командующего военным округом (. ..) преследует следующие цели: повышение качества планирования применения Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации в интересах обороны, а также организации взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения их… повышать качество оперативного и боевого учебные мероприятия для всех войск».

Интерес к новым видам подготовки, особенно для горного боя и противоповстанческих операций. Снайперы получили учебные пособия по ряду операционных сред. По словам Виктора Казанцева, Россия хотела бы добиться того, чтобы «в каждом полку был мотострелковый батальон, целенаправленно обученный для действий в горах». Наконец, все войска (МО, МВД, ФСБ, д.), выполняли совместные маневры.

Больше средств было потрачено и на обучение: «около 10% средств, выделенных в военный бюджет, направляется на военную подготовку». Тем не менее, обучением в городских условиях по-прежнему пренебрегали, потому что новая стратегия предполагала избегать его, когда это возможно. Игорь Сергеев также представил создание «отрядов будущего» в 1998: войска с новой техникой и доступом к хорошей инфраструктуре. Согласно этому плану, одна из этих частей должна находиться в Северо-Кавказском военном округе. Штатная армейская техника также должна была быть заменена современным вооружением. Тем не менее, мы все еще можем найти в результатах реформы старое советское мышление — Казанцев хвастался наличием большого количества новой танковой артиллерии, что, на мой взгляд, обычно не является самым важным фактором в борьбе с повстанцами.

Чеченский боец ​​стоит у здания Дворца правительства во время короткого перерыва в боях в Грозном, январь 1995 г. (фот. Михаил Евстафьев, уд. УК АСА 2,5).

Российские политики тоже поняли, что для обеспечения безопасности на Северном Кавказе недостаточно создать сильную армию, которая наводит сиюминутный порядок. Появились планы по экономическому развитию этого региона, что должно было предотвратить бунт национальных меньшинств. Тем не менее почти ничего не было сделано для реализации этих концепций.

Вторая чеченская война

Россия сделала выводы из первой чеченской войны и подход к боевым действиям был совершенно другим. Важнейшим условием было свести к минимуму потери, атакуя издалека и не позволяя чеченцам подходить ближе, чем на несколько сотен метров. Для достижения этой цели часто применялся сильный артиллерийский огонь и удары с воздуха. Генерал-полковник Каратуев сказал: «Мы исходили из того принципа, что каждая мотострелковая рота, каждая воздушно-десантная рота должны быть усилены артиллерийской или минометной батареей». Фронтальная атака на Грозный также была отклонена; вместо этого город был окружен и перед взятием неоднократно подвергался артиллерийскому обстрелу.

В ходе операций были созданы небольшие группы штурмовых отрядов, которые сыграли решающую роль при осадах городов, поселков и сел. Танки, в отличие от первой войны, играли лишь вспомогательную роль. С другой стороны, жизненно важное значение имели снайперы, гранатометчики и огнеметчики.

Хотя подготовка перед отправкой войск в Чечню все еще была неэффективной, мы увидели значительный прогресс. Устав запрещал идти в бой, если военнослужащий не пробыл в армии хотя бы несколько месяцев (все же были такие случаи, «в некоторых частях обнаруживалось до 50% солдат со сроком службы менее полугода»). В пригородах городов были организованы городские сборы для подготовки частей к боям в Грозном. Важное значение имело и более широкое использование контрактников, которые обычно были лучше подготовлены к участию в войне. Наконец, для наведения порядка в Чечне Россия использовала из 9От 0 000 до 100 000 (числа варьируются в зависимости от источника) солдат, поддерживаемых лоялистским ополчением.

Многое было сделано для улучшения координации между подразделениями — например, была создана четкая система командования. Воздушные и артиллерийские атаки были лучше подготовлены и синхронизированы с армейскими действиями. Во избежание недоразумений между различными силами (МО, МВД и т. д.), когда им приходилось сотрудничать, им часто ставились разные цели. Другой метод заключался в том, чтобы передать управление подразделениями командирам, которые были друзьями. Хотя улучшения были существенными, некоторые проблемы сохранялись. Начальники МО и МВД спорили о своих полномочиях, координация между Россией и лоялистской милицией была не особенно эффективной.

Русские поняли, что в первую войну они проигрывали не только сражения, но и поддержку прессы и общественности, что в современной войне жизненно необходимо для достижения успеха. Перед второй войной был введен новый фактор доктрины безопасности – жесткий контроль над прессой. На мой взгляд, это было эффективно, и на этот раз русские поверили, что война справедлива и необходима.

Хотя многое было сделано для улучшения качества армии, остались и старые проблемы. Мы видели нехватку действительно квалифицированных кадров как в авиации, так и в сухопутных войсках, и российская армия все еще боролась с недостаточным количеством унтер-офицеров. Уровень потерь также был высоким, но ниже, чем в первую войну. По официальным данным, из 1999 по 2002 год, также в результате братоубийства. Война в Чечне еще не окончена, но Россия контролирует большую часть территории республики и пытается инициировать процесс стабилизации.

Выводы

Как мы видим, российские подходы к первому и второму чеченским конфликтам были разными. Во время первой войны мир был потрясен неэффективностью России в борьбе с повстанцами, проблемами координации и, наконец, поражением. Соглашение с чеченцами в 1996 году было унижением для Федеративной Республики, но Россия сделала выводы из первого конфликта и приняла некоторые меры по изменению своей армии. Можно сказать, что они усвоили урок и улучшили такие вещи, как: сотрудничество, тактическое мышление или общение с прессой. Некоторые проблемы, такие как хулиганство, алкоголизм, нехватка унтер-офицеров, низкие зарплаты, призывная армия и старая техника, все еще присутствуют в российской армии, но, на мой взгляд, ситуация улучшается. Президент Дмитрий Медведев недавно обнародовал план армейской реформы, но ее результатов придется ждать как минимум пару лет.

См. также

  • Rdzenni mieszkańcy czy nieproszeni goście? Historia Osetyjczyków i Osetii Południowej

Библиография

  1. Баев П, Пойдет ли Россия на военную победу в Чечне? (Сандхерст, Исследовательский центр по изучению конфликтов, 2000 г.).
  2. Blandy C.W., Чечня: два федеральных вмешательства, промежуточное сравнение и оценка (Sandhurst, Центр изучения конфликтов, 2000).
  3. Де Хасс М., Российская безопасность и авиация 1992-2002 (Лондон, Рутледж, 2004 г.).
  4. Данлоп Дж. Б., Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта (Кембридж, Cambridge University Press, 1998)
  5. Евангелиста М., Чеченские войны: пойдет ли Россия по пути Советского Союза? (Вашингтон, издательство Брукингского института, 2002 г.).
  6. Херд Г.П., «Контртеррористическая операция» в Чечне: аспекты «информационной войны», Журнал славянских военных исследований, 13:4 (2000), стр. 57-83.
  7. Херспринг Д. Р., «Подрыв боевой готовности в вооруженных силах России 1992-2005 гг.», Вооруженные силы и общество, Vol. 32, № 4 (2006), стр.: 513-531.
  8. Jamestown Foundation, Chechnya Weekly, 4:5 (2003 г.), номера страниц отсутствуют.
  9. Литвиненко А., Фельштинский Ю., Взрывная Россия. (Нью-Йорк, Encounter Books, 2007).
  10. Главный С.Ю., Северо-Кавказский военный округ: Защита интересов России на Кавказе (1996-19 августа99) (Сандхерст, Центр изучения конфликтов, 2000).
  11. Marshall-Hasdell D., Российская авиация в Чечне (Sandhurst, Центр исследований конфликтов, 1996).
  12. Олкиер О., Чеченские войны в России 1994-2000 гг. – уроки городских боев (Санта-Моника, RAND, 2001).
  13. Орр М., «Лучше или не так уж и плохо?» Оценка боевой эффективности России во Второй чеченской войне», в Вторая чеченская война, под редакцией А. Алдиса (Сандхерст, Институт стратегических и боевых исследований, 2000), стр.