Содержание

сторожевик проекта 12150 «Мангуст» » Военное обозрение

Абхазский морпорт Очамчиры принял два российских сторожевика типа «Мангуст», которые прибыли, согласно международных договоренностей, на усиление пограничной морской группы, которая осуществляет охрану черноморских рубежей республики. Встреча кораблей началась с торжественной церемонии. Два сторожевика серии «Мангуст» теперь пришвартованы в порту Очамчиры. Ожидают в скором времени прибытия корабля проекта «Соболь», который дополнит российскую пограничную группировку, насчитывающую в данное время 8 кораблей. «Соболь» станет последним судном и полностью укомплектует российских морских пограничников.
Данные сторожевики – современные корабли, способные быстро маневрировать и развивать скорость до 90 км/ч. Они имеют на борту современное скорострельное вооружение и оборудование.

Усиление корабельной группировки завершено и в городе Сочи – корабли призваны обеспечивать безопасность будущих олимпийских игр. Кроме кораблей серии «Мангуст», в мероприятиях будут задействованы корабли серий «Соболь» и «Охотник». Так, самым крупным сторожевым кораблем сочинской группировки стал корабль класса «Охотник» — сторожевой корабль с вертолетами на борту, вооруженный современным вооружением и оборудованием.

Корабль проекта 12150 «Мангуст»
Сторожевой патрульный катер класса «Мангуст» разработан санкт-петербургским ЦМКБ «Алмаз» специально для Федеральных пограничников РФ. Производством сторожевиков занимает Рыбинский завод «Вымпел», который может создавать для пограничников около 5-ти катеров данного класса в год. При острой необходимости эта цифра может быть увеличена почти вдвое. Таких катеров не производят больше нигде в мире. Эти катера, если сравнивать их с аналогичными зарубежными кораблями, не уступают им по своим характеристикам. Основной задачей сторожевиков «Мангуст» является осуществление патрулирования российских территориальных вод, охраны морской государственной границы, выполнение функций таможенной службы, охрана морских ресурсов, борьба с незаконным выловом рыбы, контрабандой и морской нелегальной транспортировкой.

Устройство катера класса «Мангуст»
Корпус пограничного катера изготовлен из алюминиевых сплавов с примесями магния. Внешние обводы корабля придают ему форму глубокого «V», которая обеспечивает катеру возможность набора большой скорости до 50 узлов. Корпус катера поделен на 6 отсеков, и при затоплении одного из них он сможет продолжить движение и выполнять поставленные задачи. Подводная часть катера получила электрохимическую протекторную защиту, поверх которой нанесен слой антикоррозийного покрытия – краска и грунт от фирмы «Хемпелс».

Силовая катера состоит из двух дизельных двигателей М470 «Звезда» общей максимальной мощностью 2.6 тысячи кВт с приводами «ACD-14». Для обеспечения подачи бортовой электроэнергии катер оснастили дизельным генератором имеющим мощность 16 кВт и аккумуляторными батареями 12-24 В. Кроме того, катер получил комплекс интерцепторов, которые будет обеспечивать сохранение им высокой скорости и ходовой при волнении моря до 4-х баллов.

Оборудование катера – современный комплекс навигации и связи, обеспечивающий современный уровень безопасного кораблевождения. Он состоит из радиолокационной станции, электронного прокладчика, гирокомпаса, магнитного компаса, системы спутниковой связи, лага, эхолота, УКВ радиостанций и аварийного радиобуя от системы «КОСПАС-САРСАТ». По требованию возможна установка на борт катера КВ радиостанции.

Вооружение
Сторожевой катер класса «Мангуст» может нести различное вооружение, в зависимости от решаемых задач или по требованию заказчика его устанавливают еще на заводе. Стандартный вариант оснащения «Мангуста» вооружением:
— 14.5 мм тумбовая стационарная пулеметная установка;
— один-два пулемета калибра 7.62 мм;
— ПЗРК «Игла»;

— гранатомет противодиверсионного типа «ДП-64»;
— гранатомет АГС-17.

Кроме пулеметов, заказчику сразу предлагают установить ракетный комплекс «Вихрь». Он обладает возможностью лазерного наведения и дальностью применения ракет до 10-ти километров. Из дополнительного оборудования, можно отметить наличие надувной лодки, имеющей жесткий корпус и собственный мотор и стрелу для принятия/отдачи грузов весом до 140 килограмм.

Основные характеристики:
— водоизмещение норма/макс -23.6/30 тонн;
— длина – 18.7 метров;
— ширина – 4.4 метра;
— осадка – 1.1 метра;
— скорость эконом/макс – 35/71 км/ч;
— автономность плавания до 2 суток;

Модификации катера
— проект 12150 – базовый вариант катера класса «Мангуст»;
— проект 12150В – катер с предустановленным ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь» — пусковая ракет и 30 мм скорострельное орудие. Боезапас – 4 ракетных выстрела и 500 боеприпасов для орудия;

— проект 12159М – специальная модификация катера для МЧС России. Основное предназначение – выполнение поисковых и спасательных работ. Основное оборудование аварийно-спасательного назначения. Производится серийно, первый катер уже сошел со стапелей.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049055057053124049052049048.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.vympel-rybinsk.ru/12150.htm

topwar.ru

Скоростной патрульный катер «Мангуст» Проект 12150

Скоростной патрульный катер «Мангуст» проекта 12150 предназначен для:

  • действия по вызову и несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля над соблюдением кораблями и судами установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих прибрежных районах морей;
  • проведения аварийно-спасательных работ, спасения экипажей и пассажиров при авариях кораблей, катеров, судов и иных плавсредств;
  • обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время скоростные патрульные катера «Мангуст» проекта 12150 строятся крупной серией (построено более 70 единиц) для нужд различных ведомств (Береговая охрана ПС ФСБ России, ВМФ России, МВД России, ФТС России, МЧС России, коммерческие организации и др.) в различной комплектации (с дизелями различных марок, водомётами, приводами Арнесона и т.д.).

Энергетическая установка и движители

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-редукторных агрегатов суммарной максимальной мощностью 2280 кВт (3100 л.с.), которые работают на приводы Арнесона с частично-погруженными винтами фиксированного шага или на водометные движители.
Дизель-генератор мощностью 25 кВт.

Вооружение

Для выполнения поставленных задач на катере предусмотрена установка следующего вооружения:

  • универсальный боевой модуль с дистанционным управлением «БДМ «Управа-Корд» — 1 компл.;
  • или

  • 14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка МТПУ — 1 компл.

Кроме того, на катере предусмотрена возможность установки комплектов сменного вооружения, набираемого из следующих видов оружия:

  • пулемет Калашникова модернизированный бронетранспортерный (ПКМБ) калибра 12,7 мм – 1-2 компл.;
  • автоматический гранатомет АГС калибра 30 мм – 1-2 компл.;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64 — 1 компл.;
  • переносной зенитный ракетный комплекс типа «Игла» – 1-2 компл.
Навигационное вооружение
  • интегрированная навигационная система — 1 компл.
  • магнитный компас Азимут 90-1 — 1 компл.
  • гирокомпас PGM-C-009 — 1 компл.
Средства связи и наблюдения
  • спутниковая станция Inmarsat типа Sailor 500 Fleet Broadband — 1 компл.
  • ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ и телексом типа Sailor 6300 — 1 компл.
  • УКВ р/с с ЦИВ типа Sailor 6222 — 1 компл.
  • спутниковая станция стандарта Inmarsat-С типа Sailor 6110 mini-C — 1 компл.
  • приемник NAVTEX типа NX-700A — 1 компл.
  • аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ типа TRON 40S — 1 компл.
  • радиолокационный ответчик типа TRON SART — 2 компл.
  • носимая УКВ радиостанция типа SP3520 — 3 компл.
  • средства внутрикорабельной связи и трансляции
Модернизация

Совместно с ЦМКБ «Алмаз» предприятием проведена модернизация катера проекта 12150 «Мангуст», результатом которой стало значительное улучшение его боевых, тактических, мореходных и технических характеристик, а также заметно улучшилась обитаемость катера.

www.vympel-rybinsk.ru

Скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»

Катер с превосходными мореходными характеристиками. В целях расширения его экспортных возможностей предусмотрено использование широкой номенклатуры главных двигателей, движителей, навигационного и другого оборудования. В настоящее время катера настоящего проекта успешно строятся крупной серией (более 70 единиц) для нужд различных ведомств (Береговая охрана ПС ФСБ России, ВМФ России, МВД России, ФТС России, МЧС России, коммерческие организации и др.) в различной комплектации (с дизелями различных марок, водомётами, приводами Арнесона и т.д.).

Катер предназначен для действий по вызову и несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля над соблюдением кораблями и судами установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах морей, для проведения аварийно-спасательных работ, спасение экипажей и пассажиров при авариях ЛА, кораблей, катеров, судов и иных плавсредств, для обеспечения экологической безопасности.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Водоизмещение, Т 32,2
Размерения, м 19,8 х 4,6
Скорость, уз ок. 50
Автономность, сут 1
Дальность плавания, миль
400

ПРОПУЛЬСИВНАЯ УСТАНОВКА

2 х дизеля типа М470К / 2 х дизеля MTU 10V2000M94 / 2 х дизеля типа MAN V12-1550
2 х привода Арнесона марки ASD-14 / водомёты
1 х дизель-генератор 25 кВт

ВООРУЖЕНИЕ

1 х БДМ «Управа-Корд» / 1 х МТПУ, 14,5 мм
1 — 2 x автоматических гранатомета АГС-17 калибра 30 мм
1 х ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64
2 х ПЗРК типа «Игла»

НАВИГАЦИОННОЕ ВОРУЖЕНИЕ

1 х интегрированная навигационная система
1 х магнитный компас Азимут 90-1
1 х гирокомпас PGM-C-009

СРЕДСТВА СВЯЗИ И НАБЛЮДЕНИЯ

1 х спутниковая станция Inmarsat типа Sailor 500 Fleet Broadband
1 х ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ и телексом типа Sailor 6300
1 х УКВ р/с с ЦИВ типа Sailor 6222
1 х спутниковая станция стандарта Inmarsat-С типа Sailor 6110 mini-C
1 х приемник NAVTEX типа NX-700A
1 х аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ типа TRON 40S
2 x радиолокационных ответчика типа TRON SART
3 х носимые УКВ радиостанции типа SP3520
Средства внутрикорабельной связи и трансляции

almaz-kb.ru

Катер Мангуст — характеристики, описание, история проекта

Продолжаем обзор популярных представителей отечественного судостроения, и сегодня у нас на очереди патрульный катер Мангуст. Это судно поступило на службу почти 20 лет назад, и до сих пор ежегодно выпускаются его оригинальные образцы, а также усовершенствованные модификации. В статье рассмотрим историю проекта, ознакомимся с техническими параметрами данного плавсредства и узнаем стандартную комплектацию катера. Итак, приступаем!

Содержание статьи

Проект 12150 или история создания катера «Мангуст»

Первые планы по разработке патрульного судна появились в конце 90-ых годов. Проектированием занимались сотрудники морского конструкторского бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербург, на счету которого уже числились десятки успешных масштабных проектов судов самого разного назначения. Специалисты качественно выполнили свою работу, и вскоре папка с эскизами новейшего катера глиссирующего типа получила гордое наименование «Проект 12150».

Стоит отметить, что разработка судна изначально проводилась с четко поставленными задачами. Конструкторы проектировали специальный быстроходный катер для патрулирования территориальных вод, проведения рейдов и обеспечения сопутствующих нужд силовых госструктур. И до сих пор судно используется строго по назначению: «Мангуст» можно увидеть лишь в рядах таможенной службы, МЧС, морской полиции, инспекции рыболовной охраны и подобных специализированных подразделений.

К 2000 году проект 12150 был готов к производственному запуску, которым занялся судостроительный завод г. Рыбинска «Вымпел». Первые образцы катеров этой серии взяли на вооружение пограничники, а затем уже судно заслужило себе громкую славу и в других силовых ведомствах.

А в 2013 году, специально для Военно-морского флота, катер береговой охраны «Мангуст» был существенно модернизирован. К проектированию вновь были подключены сотрудники питерского ЦБМК «Алмаз», а непосредственно воплощением чертежей в жизнь занимались специалисты рыбинского ССЗ «Вымпел». В итоге катер получил увеличенную надстройку и измененную внутреннюю компоновку, а также на борту разместили пулеметную установку с возможностью автономного управления. Таким образом, в модифицированной версии были улучшены все основные параметры плавсредства: мореходные, технические, боевые и тактические.

Катер «Мангуст» – технические характеристики и описание конструкции

Рассмотрим подробнее, какими характеристиками обеспечили конструкторы и инженеры отечественный сторожевой катер типа «Мангуст».

Внешний вид и корпус

Судно произведено из прочного, но крайне легкого сплава алюминия с магнием, при этом корпус катера, как видно на фото, отличается V-образной формой, образованной внешними обводами. Вообще, формат «глубокого V» стандартен для плавсредств, спроектированных с акцентом на глиссирование, и катер проекта 12150 «Мангуст» не стал здесь исключением из правил. Дело в том, что V-образный корпус при движении обеспечивает лучшее гидродинамическое сопротивление, что в свою очередь способствует резкому скачку скорости судна.

По внутреннему строению катер разделен на 6 отсеков, причем их расположение и конструкционные особенности тщательно продуманы: при затоплении любого отдела, или даже сразу двух отсеков, судно продолжает надежно удерживаться наплаву. За это свойство «Мангуст» негласно прозвали непотопляемым. Еще по внутреннему интерьеру можно отметить, что катер позволяет комфортно перевозить экипаж из 6 человек. Для их размещения предусмотрен 4-местный кубрик и две одноместные отдельные каюты.

С наружной стороны корпус катера оснастили двухэлементной защитой от проявления коррозионных процессов. Она состоит из протекторного электрохимического слоя и лакокрасочного покрытия со специальным антикоррозионным нанесением.

Продумана и безопасность нахождения катера на воде. Мореходные качества позволяют «Мангусту» двигаться на полной нагрузке двигателей при силе волн до двух баллов, и безопасно плавать на заниженной скорости с волнением моря в четыре балла. При этом на больших волнах катер сохраняет высокие ходовые качества за счет предусмотренных в конструкции бор­то­вых ин­тер­цеп­то­ров. Эти механизмы существенно снижают подъем глиссирующих суден с V-корпусом на волнах высотой более 1 м.


Ходовые качества

Передвижение катера «Мангуст» обеспечивается энергетической установкой, включающей в себя два дизель-редукторных агрегата (ДРА). Первые модели судна оснащались отечественными дизелями с 12 цилиндрами, затем их заменили на немецкие четырехтактные 10-цилиндровые движки, каждый мощностью в 1120 Квт (1 500 л.с.) и объемом в 2450 оборотов за минуту. Однако, с 2015 года в сборку вновь вернули российские дизельные двигатели завода «Звезда», обладающие 12 цилиндрами и воздушным компрессором. В сумме два таких двигателя обеспечивают судну ходовую мощность в 2 600 лошадиных сил.

Соответственно, катер «Мангуст» способен развивать максимальную скорость в 50 узлов (92 км/ч). Наиболее экономичный расход топлива же зафиксирован при значении скорости в 36 узлов (67 км/ч). На такой скорости и с полным топливным баком судно способно пройти свыше 400 миль.

Оснащение оборудованием

Катер оснащен дополнительным дизельным генератором мощностью 16 кВт. Агрегат питает всю бортовую электросеть, вырабатывая 3-фазный переменный ток с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Также для электрооборудования на судне используются аккумуляторные батареи с напряжением 12/24 В.

По арсеналу техники катера типа «Мангуст» могут похвастаться навигационно-связным комплексом, обеспечивающим максимально безопасное и комфортное судовождение. Например, в состав комплекта входят такие приборы, как:

  • При­ём­ник NAVTEX;
  • Электронный прокладчик;
  • РЛС;
  • Спутниковая система;
  • УКВ радиоустановка;
  • Эхолот.

И это лишь часть оборудования, т.к. еще можно отметить магнитный и гироскопический компасы, ра­дио­ло­ка­ци­он­ный от­вет­чик, лаг, аварийный буй и несколько радиостанций. При этом всеми техническими устройствами управляют дистанционно, для чего предусмотрена специальная панель, расположенная в рулевой рубке.

Кроме того, на каждом «Мангусте» есть выездная надувная лодка с жестким дном и подвесной мотор для нее. Также можно отметить наличие грузовой стрелы, способной поднимать грузы весом до 140 кг, и, конечно же, внушительный арсенал оружия. Но о нем поговорим отдельно.

Вооружение

В качестве основного оружия на катере выступает 14,5-мм пулемет КПВТ, размещенный в кормовой части судна. Пулеметная установка позволяет поражать береговые, воздушные и надводные цели, обладающие броней легкой степени. Дальность поражения составляет 2 000 м, высота – до 1 500 м.

Также можно укомплектовать катер водолазным снаряжением и дополнительным оружием: пулеметами, гранатометами и даже ПЗРК «Игла».

Таблица основных параметров

ХарактеристикиЗначение
Длина корпуса19, 5 м
Ширина4, 4 м
Водоизмещение27, 2 т
Высота борта на миделе2, 2 м
Скорость максимальная (в узлах)50 узлов
Скорость рекомендуемая (в узлах)36 узлов
Расчетная дальность плаваниясвыше 400 миль
Автономный режимдо 2-ух суток
Состав команды6 человек

Просмотры: 223

motorlodok.ru

Мангуст (патрульные катера проекта 12150) Википедия

Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» — серия быстроходных глиссирующих катеров прибрежной зоны. Предназначены для использования спецслужбами, таможенной службой, рыбоохраной и т. п. при волнении моря до 4 баллов.

На конец 2006 года цена такого катера составляла ₽9 000 000.

История

Катера проекта 12150 «Мангуст» спроектированы в «ЦМКБ „Алмаз“» и производятся в России на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске.

Серийно выпускаются с 2000 года.

Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).

Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.

В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).

На 2010 год — заказ 5 катеров.

На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.[1]

В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке[2].

5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.[3]

Устройство

Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.

Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов(ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг.[4] Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт*.

В 2015 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды».[5] Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.

Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Разновидности

  • 12150М — многоцелевой, поисково-спасательный.
  • 12150А — патрульный/противодиверсионный для ВМФ[6]
  • 12150В — малый ракетный катер.
  • 12151 — без вооружения.
  • 12152

Представители

Цвета таблицы:
 Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду
 Зелёный  — действующий в составе ВМФ

НазваниеЗав. №ЗаложенСпущенВ строюМесто службыСостояниеПримечания
ПСКА-600026005.6.200120.8.2001В строюГоловной катер проекта.
0264811.5.2017В строю
ПКАСС-2010264912.5.2017В строю
ПКАСС-6500265017.5.2017В строю
ПКАСС-6510265123.5.2017В строю
02652
ПКАСС-7060265327.11.2017
02654?18.5.2018«Чёрное море»75-й по счёту построенный катер проекта и 50-й – для ПС ФСБ России.[7][8]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Мангуст (патрульные катера проекта 12150) Википедия

Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст»

Катер МЧС проекта 12150М в порту Сочи
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • ССЗ «Вымпел»
Операторы
  • БОХР ПС ФСБ России
    МЧС России
    ВМФ России
Годы в строю с 2000
Построено 75
В строю >69
Основные характеристики
Водоизмещение 28,7 т (полное)
Длина 19,45 м (наибольшая)
Ширина 4,4 м (наибольшая)
Высота 2,2 м (высота борта на миделе)
Осадка 1,16 м (наибольшая)
Двигатели 2 × М470М
или MTU 10V 2000 M93
или М470МК
1 × ДГ
Мощность 2 × 1100 кВт (М470М, М470МК)
или 1120 кВт (MTU)
1 × 16 или 26 кВт
Движитель 2 × ЧПВ (привод Арнесона)
или водомёт
Скорость хода до 50 узлов (наибольшая)
36 узлов (экономическая)
Дальность плавания 410 миль на 36 узлах
Автономность плавания 2 суток
Экипаж 3-6
Вооружение
Артиллерия 1 × МТПУ 14,5 мм пулемёт
или удалённо управляемая пулемётная установка (в пограничном и военном исполнении)

ru-wiki.ru

Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» Википедия

Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» — серия быстроходных глиссирующих катеров прибрежной зоны. Предназначены для использования спецслужбами, таможенной службой, рыбоохраной и т. п. при волнении моря до 4 баллов.

На конец 2006 года цена такого катера составляла ₽9 000 000.

История

Катера проекта 12150 «Мангуст» спроектированы в «ЦМКБ „Алмаз“» и производятся в России на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске.

Серийно выпускаются с 2000 года.

Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).

Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.

В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).

На 2010 год — заказ 5 катеров.

На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.[1]

В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке[2].

5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.[3]

Устройство

Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.

Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов(ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг.[4] Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт*.

В 2015 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды».[5] Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.

Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Разновидности

  • 12150М — многоцелевой, поисково-спасательный.
  • 12150А — патрульный/противодиверсионный для ВМФ[6]
  • 12150В — малый ракетный катер.
  • 12151 — без вооружения.
  • 12152

Представители

Цвета таблицы:
 Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду
 Зелёный  — действующий в составе ВМФ

НазваниеЗав. №ЗаложенСпущенВ строюМесто службыСостояниеПримечания
ПСКА-600026005.6.200120.8.2001В строюГоловной катер проекта.
0264811.5.2017В строю
ПКАСС-2010264912.5.2017В строю
ПКАСС-6500265017.5.2017В строю
ПКАСС-6510265123.5.2017В строю
02652
ПКАСС-7060265327.11.2017
02654?18.5.2018«Чёрное море»75-й по счёту построенный катер проекта и 50-й – для ПС ФСБ России.[7][8]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *