Авиационный двигатель – пятое поколение » Военное обозрение
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) он же Т-50 совершил свой первый полет 29 января 2010 года. В настоящее время было выполнено более 40 испытательных полетов. Новейший российский истребитель 5-го поколения, который призван заменить самолеты МиГ-29 и Су-27, должен поступить на вооружение ВВС России в 2015 году. В настоящее время самолет оснащается двигателями АЛ-41Ф1, которые являются глубокой модернизацией двигателей АЛ-31ФП, устанавливаемых на самолеты 4-го поколения. Данное решение является переходным и на данном этапе отвечает большинству требований предъявляемых к двигателям 5-го поколения. Разработка принципиально нового двигателя должна закончиться не ранее 2015 года.Двигатель АЛ-41Ф1 (изделие 117) – авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель, оснащенный форсажной камерой и имеющий управляемый вектор тяги, обеспечивающий самолету дополнительную маневренность. Данный двигатель по заявлениям производителя НПО «Сатурн» отвечает всем требованиям, которые предъявляются к двигателям 5-го поколения. В том числе позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа, а также оснащен полностью цифровой системой управления и имеет плазменную систему зажигания. Не смотря на внешние сходства с двигателем предыдущих поколений, АЛ-41Ф1 получил около 80% совершенно новых деталей и отличается от двигателей 4-го поколения повышенной силой тяги, более сложной системой автоматизации, новой турбиной и улучшением расходных характеристик
В настоящее время данный двигатель производится в двух вариантах: АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С устанавливаемых на многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 и многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С
Основные отличия от реактивных двигателей прошлого поколения:
Камера сгорания.
Компрессоры низкого и высокого давления.
Увеличенный до 932 мм. диаметр турбины.
Всеракурсное управление вектором тяги ±16° в любом направлении и ±20° в плоскости.
Плазменная система зажигания.
Цифровая АСУ с элементами распределенных параметров.
Благодаря всем этим усовершенствованиям удалось существенно увеличить силу тяги двигателя с 12 500 кгс до 15 000 кгс и увеличить ресурс двигателя в 4 раза с 1000 до 4000 часов. При этом возросла надежность, и снизился расход топлива. Впервые на двигателе была реализована плазменная система зажигания, которая сделала возможным безкислородный пуск двигателя.
Двигатель получил полностью цифровую систему управления с полной ответственностью, все гидравлические агрегаты выступают только в роли исполнителей. Дополнительно конструкцией предусмотрен один центробежный генератор, который должен в случае отказа всей электроники (к примеру, из-за воздействия ядерного взрыв) позволить самолету благополучно вернуться на базу, работая в пониженном режиме.
До 2015 года все летные испытания ПАК ФА будут проходить с использованием именно этих двигателей. Именно с изделием 117 самолет пройдет все испытания своих летно-технических характеристик. Установка, испытания и сертификация новых двигателей, потребуют сравнительно небольшого периода времени считают военные специалисты, а их разработка с нуля займет от 5 до 7 лет.
Константин Макиенко – замдиректора Центра анализа стратегий и технологий считает, что тех глубоко модернизированных двигателей 4-го поколения, которые сейчас есть у НПО «Сатурн» достаточно для всех сегодняшних потребностей отечественных ВВС, в том числе и для самолета ПАК ФА, по крайней мере, на период испытаний. По мнению эксперта, потребность в настоящем двигателе 5-го поколения – по габаритам, массе, техническим характеристикам – появится лишь через 10 лет.
В этом смысле время у Министерства обороны есть, потому что потребность в более совершенных двигателях появится тогда, когда появятся более тяжелые самолеты (оптимизируемые под ударные задачи или двухместные). Существует такая закономерность, при которой самолет в среднем прибавляет к своему весу 1% в год. При сроке эксплуатации в 30-50 лет, тягу двигателей необходимо будет поднять на 30-50%. Таким образом, наращивание энергетических возможностей двигателей станет актуальным на уровне 2020 года, когда начнут появляться новые модификации самолета.
topwar.ru
Изделие 117 Википедия
АЛ-41Ф1 | |
---|---|
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
Тип | Турбовентиляторный двигатель |
Страна | Россия Россия |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 2010 года |
Применение | Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) |
Создан на основе | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие | Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] |
Производство | |
Конструктор | НПО «Сатурн» |
Производитель | УМПО |
Обозначение | Изделие 117 |
Годы производства | с 2008 года |
Варианты | АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | 1608 кг |
Длина | 4990 мм |
Диаметр | 1180 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс |
Тяга на форсаже | АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) кгс |
Ресурс | 4000 ч |
Зажигание | плазменное |
Управление | цифровое (АЛ-41Ф1) электромеханическое (АЛ-41Ф1С) |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не прошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
Содержание
- 1 Варианты
- 1.1 АЛ-41Ф1
- 1.2 АЛ-41Ф1С
- 2 См. также
- 3 Ссылки
- 4 Примечания
Варианты[ | ]
- АЛ-41Ф1 (изделие 117) — для многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57
- АЛ-41Ф1С (изделие 117С) — для многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С
АЛ-41Ф1[ | ]
Изделие 117 Википедия
АЛ-41Ф1 | |
---|---|
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
Тип | Турбовентиляторный двигатель |
Страна | Россия Россия |
Годы эксплуатации | с 2010 года |
Применение | Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) |
Создан на основе | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие | Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] |
Конструктор | НПО «Сатурн» |
Производитель | УМПО |
Обозначение | Изделие 117 |
Годы производства | с 2008 года |
Варианты | АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) |
Сухая масса | 1608 кг |
Длина | 4990 мм |
Диаметр | 1180 мм |
Тяга | АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс |
Тяга на форсаже | АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) кгс |
Ресурс | 4000 ч |
Зажигание | плазменное |
Управление | цифровое (АЛ-41Ф1) электромеханическое (АЛ-41Ф1С) |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не прошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3]
Варианты
АЛ-41Ф1
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости [5]
- цифровая АСУ с элементами распределённых параметров
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании Су-57 была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом Су-57 двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
АЛ-41Ф1С
Двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с УВТАвиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С, начали поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
См. также
Ссылки
Примечания
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик) | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1) |
wikiredia.ru
АЛ-41Ф1 — Википедия
(эта статья, скорее всего, удалена из Википедии)
«АЛ-41Ф1» | |
---|---|
АЛ-41Ф1С на МАКС-2009 | |
Тип: | ТРДДФ |
Страна: | Россия Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 2010 года |
Применение: | АЛ-41Ф1 — ПАК ФА АЛ-41Ф1С — Су-35С |
Создан на основе: | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие: | Тип 30 (второй этап)[2] |
Производство: | |
Конструктор: | НПО «Сатурн» |
Производитель: | УМПО |
Обозначение: | Изделие 117 Изделие 117С |
Годы производства: | с 2008 года |
Варианты: | АЛ-41Ф1 АЛ-41Ф1С |
Массогабаритные</br>характеристики | |
Длина: | 4990 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 8800 кгс |
Тяга на форсаже: | 15000 кгс |
Ресурс: | 4000 ч |
Зажигание: | плазменное |
Управление: | цифровое |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
АЛ-41Ф1[править]
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему,
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости [5]
- цифровая АСУ с элементами распределённых параметров
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом ПАК ФА двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
АЛ-41Ф1С[править]
Двигатель АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) с УВТАвиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями «Изделие 117С» начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
www.wiki-wiki.ru
Модернизированный двигатель — 117С сделает Су-35 более мощным
www.arms-expo.ru
Приложение — Коммерсантъ Business Guide (42157)
Тендер на создание двигателя пятого поколения второго этапа, по сути, становится для участвующих в нем предприятий вопросом сохранения моторостроительного направления. Победитель тендера будет обеспечен работой как минимум на ближайшие тридцать лет, проигравшему придется искать для загрузки конструкторского подразделения и производства новое направление деятельности.
В конце октября возобновился тендер ВВС России на двигатель для второго этапа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Претендентами на выход в его финальную часть и получение бюджетного финансирования остаются две крупнейших кооперации в военном двигателестроении. Первая — это созданный в августе 2007 года двигателестроительный холдинг во главе с ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют»». Вторую кооперацию возглавляют рыбинское ОАО «НПО «Сатурн»» и ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Тендерной комиссии придется не только выбрать наиболее совершенное техническое предложение. Куда важнее, чтобы она не дала втянуть себя в войну, идущую между государством и частными владельцами «Сатурна» и УМПО за производственные активы этих двух предприятий.
Что хотят получить в следующем поколении
Как только заговорили об истребителях пятого поколения, появились и требования к двигателям поколения «5». За рубежом требования к двигателям для обоих разработанных на сей день истребителей пятого поколения (F-22 и F-35) не составляли секрета, поскольку к участию в тендере на их разработку планировалось привлечь максимальное количество двигателестроительных фирм США, и даже не исключалась международная кооперация. В этом, кстати, отличие российского тендера от американского. Технические требования к двигателю пятого поколения российских ВВС открыто никогда не публиковались, поскольку считаются государственной тайной. Однако основные российские разработчики моторов для боевых самолетов еще до объявления в 2007 году конкурса сами сформулировали основные требования к двигателю, который мог бы действительно считаться мотором нового поколения. Например, генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин считает: «Двигатель пятого поколения должен обеспечить не только высокую грузоподъемность, маневренность машины, но и сверхзвуковой крейсерский полет. На современных моторах, стоящих на истребителях Су или МиГ, это возможно только при кратковременном включении форсажа, что приводит к перерасходу топлива и износу самого мотора».
Заместитель директора и главный конструктор Научно-технического центра имени А. Люльки Евгений Марчуков более конкретен: «На самом деле четкого определения, что такое двигатель пятого поколения, нет. Обычно поколения газотурбинных двигателей разделяются по их главной характеристике — удельному весу, то есть отношению веса двигателя к тяге. Для серийного двигателя АЛ-31Ф четвертого поколения этот показатель составляет около 0,12. У двигателя пятого поколения — эта цифра 0,1, то есть 1 кг веса двигателя создает 10 кг тяги. Двигатели первого поколения создавали тягу чуть больше своего веса — на 1 кг веса приходилось не более 1,5 кг тяги». По словам господина Марчукова, температура газа в моторах пятого поколения должна быть не ниже 2000 градусов по шкале Кельвина. Кроме того, с экономической точки зрения принципиально важна низкая стоимость жизненного цикла. Цена двигателя должна быть невысокой. Двигатель с лучшими удельными характеристиками должен стоить мен
www.kommersant.ru
АЛ-41Ф1 — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
АЛ-41Ф1 | |
---|---|
295px АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
Тип: | ТРДДФ |
Страна: | Россия22x20px Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 2010 года |
Применение: | АЛ-41Ф1 — ПАК ФА, АЛ-41Ф1С — Су-35С |
Создан на основе: | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие: | Тип 30 (второй этап)[2] |
Производство: | |
Конструктор: | НПО «Сатурн» |
Производитель: | УМПО |
Обозначение: | Изделие 117, изделие 117С |
Годы производства: | с 2008 года |
Варианты: | АЛ-41Ф1, АЛ-41Ф1С |
Массогабаритные</br>характеристики | |
Длина: | 4990 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 8800 (9500 ПАК ФА 1 этапа) кгс |
Тяга на форсаже: | 14000 (15000 ПАК ФА 1 этапа) кгс |
Ресурс: | 4000 ч |
Зажигание: | плазменное |
Управление: | цифровое |
АЛ-41Ф1 (изделие 117) — российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
Варианты
АЛ-41Ф1
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости [5]
- цифровая АСУ с элементами распределённых параметров
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом ПАК ФА двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
АЛ-41Ф1С
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
См. также
Напишите отзыв о статье «АЛ-41Ф1»
Ссылки
- [http://www.mil.ru/848/1045/1273/vvs/19207/index.shtml?id=37297 В «НПО Сатурн» завершены испытания изделия 117С]
- [http://www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html Интервью с А. Давиденко]
- [http://www.redstar.ru/2007/08/11_08/5_02.html ПАК ФА — тендерные условия]
Примечания
- ↑ [http://www.redstar.ru/2007/08/11_08/5_02.html ПАК ФА: тендерные условия]
- ↑ [http://lenta.ru/news/2013/12/16/engine/ Разработан техпроект двигателя второго этапа для ПАК ФА]
- ↑ 1 2 3 [http://www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html «СУ»ДАРЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ]
- ↑ 1 2 [http://www.aviaport.ru/digest/2010/04/27/194329.html Двухконтурная интеграция] — Aviaport.ru
- ↑ [http://warfare.be/db/lang/rus/catid/255/linkid/2280/ ПАК-ФА Сухой Т-50]
- ↑ [http://rian.ru/defense_safety/20101122/299425254.html «Сухой»: второй истребитель 5-го поколения начнёт полёты до конца года]
- ↑ [http://www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html «Су»дарь расправляет крылья]
- ↑ [http://lenta.ru/news/2008/02/07/engines/ Двигатели для истребителей Су-35 прошли испытания]. Lenta.ru (7 февраля 2008). Проверено 13 августа 2010. [http://www.webcitation.org/6760HWdhQ Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012].
- ↑ [http://lenta.ru/news/2008/02/20/su35/ Су-35 поднялся в воздух на новых двигателях]. Lenta.ru (20 февраля 2008). Проверено 13 августа 2010. [http://www.webcitation.org/6760IuFrz Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012].
- ↑ [http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/news.asp?id=165284&sec=1679 УМПО начало поставку двигателей 117С для истребителя Су-35С]
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
Отрывок, характеризующий АЛ-41Ф1
Полюбила звёздочку и ты?..Дождь ли лил, мела ли в поле вьюга,
Вечерами поздними с тобой,
Ничего не зная друг о друге,
Любовались мы своей звездой.
Лучше всех была она на небе,
Ярче всех, светлее и ясней…
Что бы я не делал, где бы не был,
Никогда не забывал о ней.
Всюду огонёк её лучистый
Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь…
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала…
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»…
Маму полностью покорили папины стихи… А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались… Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал… Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода…
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку… Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит… Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты… Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию… И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.
Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку… И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»… Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили… Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей… Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты…
Мама с ним очень подружилась и старалась, как могла, помочь ему как можно скорее забыть всё плохое, хотя у неё самой время было очень и очень непростое. За прошедшие месяцы она сумела сдать подготовительные и вступительные экзамены в медицинский институт. Но, к её большому сожалению, её давней мечте не суждено было сбыться по той простой причине, что за институт в то время в Литве ещё нужно было платить, а в маминой семье (в которой было девять детей) не хватало на это финансов… В тот же год от, несколько лет назад случившегося, сильнейшего нервного потрясения, умерла её ещё совсем молодая мама – моя бабушка с маминой стороны, которую я также никогда не увидела. Она заболела во время войны, в тот день, когда узнала, что в пионерском лагере, в приморском городке Паланге, была сильная бомбардировка, и все, оставшиеся в живых, дети были увезены неизвестно куда… А среди этих детей находился и её сын, самый младший и любимый из всех девяти детей. Через несколько лет он вернулся, но бабушке это, к сожалению, помочь уже не могло. И в первый год маминой с папой совместной жизни, она медленно угасла… У маминого папы – моего дедушки – на руках осталась большая семья, из которой только одна мамина сестра – Домицела – была в то время замужем.
o-ili-v.ru