В 1960 году в Центре был создан учебный отдел. В 1967 году были открыты постоянно действующие курсы усовершенствования подготовки руководящего состава частей, соединений и объединений ВВС, которые в 1971 году были переименованы в Центральные офицерские курсы. В учебном отделе прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Центре на новую авиационную технику переучились 11 лётчиков-космонавтов СССР.
В Центре проходили службу тридцать один Герой Советского Союза и Российской Федерации. За заслуги в освоении авиационной техники почётного звания «Заслуженный военный лётчик (штурман)» удостоен сорок один человек. За большой вклад в научную разработку проблем боевого применения авиационных комплексов и средств поражения сорок военнослужащих получили учёную степень кандидата наук.
С 1997 года начальником Центра является генерал-майор Харчевский Александр Николаевич - заслуженный военный лётчик Российской Федерации, кандидат военных наук, почётный академик Международной академии «Человек в аэрокосмических системах».
В настоящее время Центр является основной базой переучивания лётного состава на авиационные комплексы типа МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30. На Центральных офицерских курсах двух – трёхмесячную подготовку проходят: заместители командиров авиационных полков, командиры авиационных эскадрилий, командиры авиационных звеньев, руководители полётами, офицеры боевого управления, начальники командных пунктов, начальники парашютно-десантной и поисково-спасательной службы, специалисты контрольно-записывающей аппаратуры, отделения обработки информации, офицеры руководящего штурманского состава.
Разнообразны международные связи липецких авиаторов. В 50-е годы в Липецке обучались вьетнамские лётчики. Тесное взаимодействие налажено с индийскими ВВС в ходе освоения авиационных комплексов четвёртого поколения. В 1992 году впервые в истории фронтовой авиации липецкие лётчики на истребителях Су-27 совершили перелёт в США. В 1995 году представители Центра принимали участие в совместных лётно-тактических учениях с пилотами ЮАР. В 2004 году делегация авиацентра с дружеским визитом посетила Норвегию, а в 2006 году Францию. Свою боевую технику и воздушную выучку в липецком небе демонстрировали американские и французские лётчики. В 2006 году в рамках Венского соглашения 1999 года центр представлял Военно-воздушные Силы России инспекторам 32 государств-участников ОБСЕ.
Лётная профессия предъявляет к человеку высочайшие требования к его моральным качествам, физическим возможностям и профессиональным навыкам. Липецкие авиаторы неоднократно проявляли мужество в критических ситуациях, возникавших во время полётов. Лётчики Л.А.Кривенков и С.М.Шерстобитов, Е.И.Захаров и В.И.Новосёлов пожертвовали собой, спасая жизнь другим. Героем Российской Федерации стал начальник Липецкого ЦБП и ПЛС генерал-майор авиации С.С. Осканов, удостоенный в 1992 году этого звания посмертно за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.
Символом славной авиационной истории является памятник на площади Авиаторов - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19. Надпись на его постаменте гласит: «Монумент установлен в августе 1969 года в честь подвигов воинов-лётчиков местного гарнизона в годы гражданской, Великой Отечественной войн и в память о расположении в городе Липецке эскадрильи имени В.И.Ленина».
Командование ВТА
Историческая справка
Военно-транспортная авиация - один из родов военной авиации, входящей в состав Военно-воздушных сил Российской Федерации. Она предназначена для десантирования воздушного десанта воздушным и посадочным способами, обеспечения манёвра войск по воздуху, перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств. Имея на вооружении уникальную по грузоподъемности и дальности полета авиатехнику, Военно-транспортная авиация на протяжении всей своей истории выполняла правительственные задания по оперативному предназначению как внутри страны, так и за рубежом – в США, Индонезии, Англии, Колумбии, Судане и многих других странах.
История военно-транспортной авиации прошла сложный путь от отдельных авиационных подразделений 30-х годов до оперативно-стратегического объединения Верховного Главного командования в настоящее время.
Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое практическое подтверждение еще в годы первой мировой, а затем и гражданской войн.
В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. |