Приводная радиостанция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запрос «ПРС» перенаправляется сюда; о противоракетной системе №1 см. ПРС-1.

Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт»[1].

Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания (идентификации радиомаяка) или речевым сообщением[1]. Сигналы опознавания передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями. Диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м)[источник не указан 1447 дней].

Приводные радиостанции входят в обязательный комплект наземного радионавигационного оборудования многих аэродромов (кроме предназначенных только для визуального захода на посадку) в составе

оборудования системы посадки (ОСП). Включает в себя по две станции для каждого курса посадки — дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) и ближний приводной радиомаяк (БПРМ)[1][2][3][4]. Каждое направление посадки имеет особенные позывные ДПРМ и БПРМ. Как правило, однобуквенный позывной БПРМ — первая буква позывного парной ДПРМ[5].

ДПРМ размещается приблизительно в 4000 м от торца ВПП, БПРМ — приблизительно в 1000 м от торца ВПП[4].

Дальность действия ДПРМ при работе на привод по

ru.wikipedia.org

ОПРС Википедия

Запрос «ПРС» перенаправляется сюда; о противоракетной системе №1 см. ПРС-1.

Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт»

[1].

Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания (идентификации радиомаяка) или речевым сообщением[1]. Сигналы опознавания передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями. Диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м)[источник не указан 1447 дней].

ОСП

Приводные радиостанции входят в обязательный комплект наземного радионавигационного оборудования многих аэродромов (кроме предназначенных только для визуального захода на посадку) в составе оборудования системы посадки (ОСП). Включает в себя по две станции для каждого курса посадки — дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) и ближний приводной радиомаяк (БПРМ)[1][2][3][4]. Каждое направление посадки имеет особенные позывные ДПРМ и БПРМ. Как правило, однобуквенный позывной БПРМ — первая буква позывного парной ДПРМ[5].

ДПРМ размещается приблизительно в 4000 м от торца ВПП, БПРМ — приблизительно в 1000 м от торца ВПП

[4].

Дальность действия ДПРМ при работе на привод по радиокомпасу составляет не менее 150 км, БПРМ — не менее 50 км. Мощность излучения устанавливается такой, чтобы погрешность определения курсовых углов с помощью радиокомпаса на борту воздушного судна не превышала ±5º.

Первая система ОСП внедрялась в СССР с 1948 года и включала самолетное оборудование типа АРК-5 (автоматический радиокомпас), ДГМК-1 и МРП-48 (маркерный радиоприемник) и наземное оборудование — ПАР (приводная аэродромная радиостанция), АРП (автоматический радиопеленгатор) и МРМ-48 (маркерный радиомаяк). Эта система позволяла точно выйти в створ полосы и определить пролёт ДПРМ и БПРМ по развороту стрелки АРК на 180°, или более точно — по сигналам МРМ.

Вторая версия системы ОСП была создана в 1956 году. На самолетах установили новое поколение АРК, ГИК и МРП-56. На земле — ПАР-8 (затем более поздние модели — ПАР-9, ПАР-10 и т. д.), МРМ-56. В ОСП была введена ещё одна наземная компонента — КНС (кодовый неоновый светомаяк), установленный на БПРМ и выдающий световые импульсы в соответствии с радиотелеграфным позывным БПРМ.

ОПРС

Приводные радиостанции могут быть установлены отдельно в качестве ОПРС (отдельная приводная радиостанция)[6] — как правило на воздушных трассах. Дальность действия ОПРС — не менее 250 км[2]. ОПРС имеют опознавательный позывной, состоящий из двух[5] символов кода Морзе.

В XX веке ОПРС были основным радионавигационным средством, обеспечивающим движение самолётов и вертолётов по воздушным трассам, однако к концу XX века их значение резко снизилось в связи с широким распространением новых средств радионавигации (VOR, DME), а с наступлением XXI века также GPS-навигации. Например, в 2011 году в филиале «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выведены из эксплуатации 15 из 20 трассовых ОПРС; в эксплуатации остались только две ОПРС в Ульяновском и три в Саратовском центре ОВД[7].

Ферритовая антенна приводной радиостанции для диапазона частот 255—526,5 кГц

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Навигационное оборудование аэродрома. Схема посадки.

Навигационное оборудование аэродрома.

Данный текст я совершенно случайно нашел в своих архивах, хранящихся еще со времен первого Фланкера. Точного авторства и источника указать к сожалению не могу.

Вот что рассказал Панько Александр, который служит в авиации и закончил авиационное училище, об обустройстве аэродромов навигационным оборудованием.

РСБН (радиотехническая система ближней навигации) предназначена для выдачи на борт сигналов по которым определяется азимут и дальность относительно маяка.

ПРМГ (посадочная радио маячная группа) состоит из КРМ и ГРМ.

КРМ (курсовой радио маяк) предназначен для определения на борту смещения от посадочного курса.

ГРМ (глиссадный радио маяк) предназначен для определения на борту смещения от глиссады.

РСП (радиолокационная система посадки) состоит из диспетчерского и посадочного радиолокаторов, предназначена для контроля воздушного пространства вокруг аэродрома и параметров посадки самолетов группой управления полетами.

БПРМ (ближний приводной радиомаяк, отстоит от ВПП на 1км) совместно с ДПРМ (дальний приводной радиомаяк, удален от торца ВПП на 4км) предназнечен для привода ЛА в зону действия ПРМГ, в его состав входят МРМ и КНС. На БПРМ и ДПРМ стоят еще и маркерные радио-маяки, которые своим дествием через звуковой сигнал в кабине отмечают, прохождение приводов (БПРМ и ДПРМ на жаргоне). При этом летчик по получении звукового сигнала должен проконтроллировать свою высоту - на ДПРМ - 200м, на БПРМ - 60м.

МРМ (маркерный радио маяк) предназначен для фиксации на борту пролета над контрольными точками.

КНС (кодонеоновый световой маяк) предназначен для визуальной отметки контрольной точки.

ДРЛГ (дальняя радиолокационная группа) комплекс радиолокационных станций предназначенных для контроля воздушного движения в дальней зоне.

КДП (командно-диспетчерский пункт) сооружение из которого осуществляется централизованное управление воздушным движение в районе аэродрома.

КП (огни конца полосы)

РП (огни разрешения посадки) когда полоса свободна и посадка разрешена огни горят зеленым светом, иначе красным.

ОП (огни подхода)

АГ (огни авиа горизонта) определяют (визуально) курс на полосу, служат для контроля ориентации полосы и отстоят от ее торца на 400-500м

БД (бегущая дорожка) такие бегущие к торцу ВПП огоньки, которые придают посадке большую серъезность :).

Посадка - этап полета самолета с высоты 15м над уровнем торца ВПП до приземления и пробег по аэродрому до полной остановки. Посадка является самым сложным этапом полета поскольку возможности исправления ошибок летчика или автоматических систем уменьшается по мере уменьшения высоты. Посадка включает несколько стадий: выравнивание, выдерживание, парашютирование, приземление:

  • выравнивание обычно начинается на высоте 5-8 м и заканчивается переводом самолета в режим выдерживания на высоте 0.5-1м. В процессе выравнивания вертикальная скорость снижения по глиссаде плавно уменьшается практически до нуля.
  • выдерживание применяется для дальнейшего уменьшения высоты полета с постепенным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений при которых становится возможным приземление и устойчивый пробег самолета. При уменьшении подъемной силы в конце участка выдерживания начинается парашютирование.
  • парашютирование - снижение с увеличивающейся вертикальной скоростью. Так как высота парашютирования мала, в момент приземления вертикальная скорость незначительна.

lockon.spb.ru

Приводная радиостанция - это... Что такое Приводная радиостанция?

Приводная радиостанция (ПРС), NDB (англ. Non-Directional Beacon) представляет собой наземную радиопередающую станцию, предназначенную для радионавигации в авиации.

Приводная радиостанция излучает периодические (телеграфный режим) или тонально-модулированные незатухающие (телефонный режим) колебания, а также позывные сигналы для опознавания (идентификации) радиостанции. Позывные сигналы передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями. При этом, нередко, дальней приводной радиостанции присваивается двухбуквенный позывной, ближней приводной — однобуквенный. Диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м).

Дальность действия дальней приводной радиостанции (ДПРС) при работе на привод по радиокомпасу составляет не менее 150 км, ближней приводной радиостанции (БПРС) — 50 км. Мощность излучения устанавливается такой, чтобы погрешность определения курсовых углов с помощью радиокомпаса на борту летательного аппарата не превышала ±5º.

Могут быть установлены отдельно в качестве ОПРС (отдельная приводная радиостанция) — как правило на воздушных трассах, либо в составе наземного радионавигационного оборудования в районе аэродрома в составе ОСП — оборудования системы посадки (включающего в себя с каждым курсом посадки две ПРС — ближнюю, БПРМ, приблизительно в 1000 м от торца ВПП, и дальнюю, ДПРМ, приблизительно в 4000 м от торца ВПП), предназначенного для неточного захода на посадку.

В 20 веке ОПРС были основным радионавигационным средством, обеспечивающих движение самолётов и вертолётов по воздушным трассам, однако в начале 21 веке их значение резко снизилось в связи с широким распространением новых средств радионавигации (VOR, DME, а также GPS-навигация). Например, в 2011 году в филиале «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выведены из эксплуатации 15 из 20 трассовых ОПРС; в эксплуатации остались только две ОПРС в Ульяновском и три в Саратовском центре ОВД.

[1]

Ферритовые для NDB

Примечания

Ферритовые антенны для Приводная радиостанция (NDB) 255 до 526,5 кГц

См. также

dic.academic.ru

3. средства радионавигации: осп, опрс/ndb, арп/vdf приказ минтранса РФ от 18-01-2005 1 об утверждении федеральных авиационных правил летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 18-01-2005 1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ЛЕТНЫЕ ПРОВЕРКИ НАЗЕМНЫХ СРЕДСТВ... Актуально в 2018 году

Таблица 3.1. Оборудование системы посадки ОСП - ввод

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
ПРИВОДНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
1 ЗД ПРС для обеспечения полетов:
по воздушным трассам
в зоне аэродрома

1,5
(Vвсл = 400 км/час)
Для одной воздушной трассы выполняются два полета: один на рабочей частоте при полете "НА" ("ОТ") ПРС, второй - на резервной, при полете "ОТ" ("НА") ПРС
2 Опознавание в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.1 приложения N 2
МАРКЕРНЫЙ РАДИОМАЯК
3 ЗД МРМ при полете по линиям курса и глиссады
Напряженность поля, Ем
0,5
в комплексе с полетом по траектории снижения
Полетное время рассчитано исходя из стандартного прямоугольного маршрута захода ВС на посадку, равного 0,25 часа (15 мин.)
4 Манипуляция в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.1 приложения N 2
5 Оценка возможности использования ОСП в комплексе с п. п. 1, 3 табл. 3.1 приложения N 2 Полетопригодность ОСП
6 Итого: система ОСП 2,0 Для одной воздушной трассы

Примечание. При вводе в эксплуатацию проводится летная проверка первого и второго комплектов ОСП (ДПРМ, БПРМ) на рабочей и резервной частотах по всем воздушным трассам, которые обслуживает система ОСП. Полет ВСЛ для определения ЗД ПРС выполняется на минимальной безопасной высоте исходя из конкретных условий аэродрома (аэроузла).

Таблица 3.2. Оборудование системы посадки ОСП - периодическая (годовая)

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
ПРИВОДНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
1 ЗД ПРС для обеспечения полетов:
по воздушным трассам
в зоне аэродрома

1,5
(Vвсл = 400 км/час)
Для одной воздушной трассы выполняются два полета: один на рабочей частоте при полете "НА" ("ОТ") ПРС, второй - на резервной, при полете "ОТ" ("НА") ПРС
2 Опознавание в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.2 приложения N 2
МАРКЕРНЫЙ РАДИОМАЯК
3 ЗД МРМ при полете по линиям курса и глиссады
Напряженность поля, Ем
0,5
в комплексе с полетом по траектории снижения
Полетное время рассчитано исходя из стандартного прямоугольного маршрута захода ВС на посадку, равного 0,25 часа (15 мин.)
4 Манипуляция в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.2 приложения N 2
5 Оценка возможности использования ОСП в комплексе с п. п. 1, 3 табл. 3.2 приложения N 2 Полетопригодность ОСП
6 Итого: система ОСП 2,0 Для одной воздушной трассы

Примечания. 1. При периодических летных проверках проводится контроль параметров и характеристик одного комплекта ОСП на рабочей и резервной частотах, при этом проверяются эксплуатационные характеристики системы (ДПРМ, БПРМ) не менее чем на двух воздушных трассах. Воздушные трассы для проверки определяет руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию наземных средств РТОП и связи. При последующих летных проверках комплекты оборудования ОСП проверяются поочередно.

2. Для аэродромов, где схема захода на посадку отличается от стандартной (0,25 часа), необходимо выполнить перерасчет времени летной проверки в соответствии со схемой, приведенной в аэронавигационном паспорте аэродрома (инструкции по производству полетов на данном аэродроме/аэроузле).

3. ЗД ПРС в районе аэродрома определяется в комплексе с полетами по воздушным трассам.

Таблица 3.3. Отдельная приводная радиостанция ОПРС/NDB - ввод

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
1 ЗД ПРС для обеспечения полетов:
по воздушным трассам
в зоне аэродрома

1,0
0,5

Для одной воздушной трассы выполняются два полета: один на рабочей частоте при полете "НА" ("ОТ") ПРС, второй - на резервной, при полете "ОТ" ("НА") ПРС
2 Опознавание в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.3 приложения N 2
3 Оценка возможности использования на трассе в комплексе с п. 1 табл. 3.3 приложения N 2 Полетопригодность ОСП
4 Итого: время на ввод ОПРС 1,0 (0,5) Для одной воздушной трассы

Примечания. 1. При вводе ОПРС в эксплуатацию проводится летная проверка первого и второго комплектов оборудования ПРС на рабочей и резервной частотах на всех воздушных трассах, которые обслуживает данная приводная радиостанция. Полет ВСЛ выполняется на минимальной безопасной высоте исходя из конкретных условий аэродрома (аэроузла).

2. Время летной проверки рассчитано для полета ВСЛ на скорости 400 км/час. Для ВСЛ, скорость которого отличается от указанной, необходимо выполнить перерасчет полетного времени, необходимого на проверку.

3. В случаях, когда в состав ОПРС входит МРМ, летная проверка отдельной приводной радиостанции с маркером проводится один раз в три года в соответствии с программой, приведенной в таблицах 3.4 и 3.5 настоящего приложения. Зона действия трассового МРМ (ширина диаграммы направленности радиомаяка) зависит от высоты полета ВС, т.е. D = f(H).

4. Цифры в скобках (графа 3, таблица 3.3, строка 4 - 0,5 часа) указывают время летной проверки ОПРС, необходимое для проверки при вводе в эксплуатацию аэродромной ОПРС.

Таблица 3.4. Отдельная приводная радиостанция с маркером ОПРС/NDB с МРМ - ввод

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
ПРИВОДНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
1 ЗД ПРС для обеспечения полетов:
по воздушным трассам
в зоне аэродрома

1,0
0,5

Для одной воздушной трассы выполняются два полета: один на рабочей частоте при полете "НА" ("ОТ") ПРС, второй - на резервной, при полете "ОТ" ("НА") ПРС
2 Опознавание в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.4 приложения N 2
МАРКЕРНЫЙ РАДИОМАЯК
3 ЗД МРМ по напряженности поля, Ем в комплексе с полетом по воздушным трассам п. 1 табл. 3.4 (ЗД ПРС) приложения N 2 Ширина диаграммы направленности МРМ (D = f(H))
4 Манипуляция в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.4 приложения N 2
5 Оценка возможности использования на трассе в комплексе с п. п. 1, 2, 3 табл. 3.4 приложения N 2 Полетопригодность ОСП
6 Итого: ОПРС с МРМ 1,0 (0,5) Для одной воздушной трассы

Примечания. 1. При вводе ОПРС (ПРС с МРМ) в эксплуатацию проводится летная проверка основного и резервного комплектов оборудования (ПРС на рабочей и резервной частотах) по всем воздушным трассам, которые обслуживает данная приводная радиостанция.

2. Зона действия трассового МРМ определяется путем измерения напряженности поля (Ем) на границах и внутри зоны действия при полете ВСЛ над маркером (ОПРС) на высоте проверки ПРС (минимально безопасной высоте, исходя из конкретных условий аэродрома/аэроузла).

3. Цифры в скобках (графа 3, таблица 3.4, строка 6 - 0,5 часа) указывают время летной проверки ОПРС, необходимое для проверки при вводе в эксплуатацию аэродромной ОПРС с МРМ.

Таблица 3.5. Отдельная приводная радиостанция ОПРС/NDB с МРМ - периодическая

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
ПРИВОДНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
1 ЗД ПРС для обеспечения полетов:
по воздушным трассам
в зоне аэродрома

1,0
0,5

Для одной воздушной трассы выполняются два полета: один на рабочей частоте при полете "НА" ("ОТ") ПРС, второй - на резервной, при полете "ОТ" ("НА") ПРС
2 Опознавание в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.5 приложения N 2
МАРКЕРНЫЙ РАДИОМАЯК
3 ЗД МРМ по напряженности поля, Ем в комплексе с полетом по воздушным трассам п. 1 табл. 3.5 приложения N 2 Ширина диаграммы направленности МРМ (D = f(H))
4 Манипуляция в комплексе с п. 1 (ЗД) таблицы 3.5 приложения N 2
5 Оценка возможности использования на трассе в комплексе с п. п. 1, 2, 3 табл. 3.5 приложения N 2 Полетопригодность ОПРС
6 Итого: ОПРС с МРМ 1,0 (0,5) Для одной воздушной трассы

Примечания. 1. При периодических летных проверках проверяется один комплект оборудования ОПРС (ПРС - на рабочей и резервной частотах и один комплект МРМ) не менее чем на двух воздушных трассах. Трассы, на которых необходимо проверить эксплуатационные характеристики ОПРС с МРМ, определяет руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию наземных средств РТОП и связи. При последующих летных проверках (с периодичностью один раз в три года) комплекты ОПРС (ПРС с МРМ) проверяются поочередно.

2. Зона действия (D) трассового МРМ (ширина диаграммы направленности) может быть определена путем измерения промежутка времени, на протяжении которого обеспечивается визуальная индикация (звуковая сигнализация) маркера и истинной воздушной скорости полета ВСЛ, по формуле:

D = (V_1 x t_1) + (V_2 x t_2) , где
2

D - ЗД МРМ (D = f(H) ширина диаграммы направленности), м;

V_1 и V_2 - истинная воздушная скорость ВСЛ при полете над МРМ с одного и противоположного направлений полета, м/с;

t_1 и t_2 - продолжительность визуальной индикации (звуковой сигнализации) маркера при полете ВСЛ над МРМ с одного и противоположного направлений, с.

Таблица 3.6. Автоматический радиопеленгатор АРП/VDF - ввод

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
1 ЗД АРП 1,5 Полетное время рассчитано для одной воздушной трассы
2 Ошибка информации о пеленге при полете по:
орбите
воздушной трассе

1,5
в комплексе с п. 1 таблицы 3.6 приложения N 2

Среднеквадратическая ошибка информации о пеленге при полетах по орбите и воздушной трассе не должна превышать +/- 1,5 град.
3 Итого: на один канал АРП 3,0 Полетное время рассчитано для одной воздушной трассы

Примечания. 1. При вводе АРП в эксплуатацию летная проверка проводится для основного и резервного каналов оборудования радиопеленгатора на всех обслуживаемых воздушных трассах (коридорах).

2. Летная проверка АРП выполняется на всех рабочих частотах диапазона (MB, ДМВ) радиопеленгатора.

Таблица 3.7. Автоматический радиопеленгатор аэродромный АРП/VDF - периодическая

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
1 Ошибка информации о пеленге при полете по орбите 1,5 Среднеквадратическая ошибка информации о пеленге при полетах по орбите не должна превышать +/- 1,5 град. С
2 Итого: на один канал АРП 1,5

Примечание. Ошибка информации о пеленге радиопеленгатора АРП оценивается на одном канале MB и трех каналах ДМВ.

Таблица 3.8. Автоматический радиопеленгатор трассовый АРП/VDF - периодическая

N п/п Наименование параметра, характеристики Продолжительность полета ВСЛ, час. Примечание
1 2 3 4
1 ЗД АРП 1,5 Для одной воздушной трассы
2 Ошибка информации о пеленге при полете по воздушной трассе измерения выполняются в комплексе с п. 1 таблицы 3.8 приложения N 2 Среднеквадратическая ошибка информации о пеленге при полетах по трассе не должна превышать +/- 1,5 град.
3 Итого: на один канал АРП 1,5 Для одной воздушной трассы (коридора)

Примечание. При периодических летных проверках радиопеленгатора контролируется работа АРП не менее чем на двух воздушных трассах (коридорах). Трассы, на которых необходимо проверить работу радиопеленгатора, определяет руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию наземных средств РТОП и связи.

www.zakonprost.ru

ОПРС Википедия

Запрос «ПРС» перенаправляется сюда; о противоракетной системе №1 см. ПРС-1.

Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт»[1].

Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания (идентификации радиомаяка) или речевым сообщением[1]. Сигналы опознавания передаются ом Морзе тонально-манипулированными колебаниями. Диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м)[источник не указан 1447 дней].

ОСП[ | ]

Приводные радиостанции входят в обязательный комплект наземного радионавигационного оборудования многих аэродромов (кроме предназначенных только для визуального захода на посадку) в составе оборудования системы посадки (ОСП). Включает в себя по две станции для каждого курса посадки — дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) и ближний приводной радиомаяк (БПРМ)[1][2][3][4]. Каждое направление посадки имеет особенные позывные ДПРМ и БПРМ. Как правило, однобуквенный позывной БПРМ — первая буква позывного парной ДПРМ[5].

ДПРМ размещается приблизительно в 4000 м от торца ВПП, БПРМ — приблизительно в 1000 м от торца ВПП[4].

Дальность действия ДПРМ при работе на привод по радиокомпасу составляет не менее 150 км, БПРМ — не менее 50 км. Мощность излучения устанавливается такой, чтобы погрешность определения курсовых углов с помощью радиокомпаса на борту воздушного судна не превышала ±5º.

Первая система ОСП внедрялась в СССР с 1948 года и включала самолетное оборудование типа АРК-5 (автоматический радиокомпас), ДГМК-1 и МРП-48 (маркерный радиоприемник) и наземное оборудование — ПАР (приводная аэродромная радиостанция), АРП (автоматический радиопеленгатор) и МРМ-48 (маркерный радиомаяк). Эта система позволяла точно выйти в створ полосы и определить пролёт ДПРМ и БПРМ по развороту стрелки АРК на 180°, или более точно — по сигналам МРМ.

Вторая версия системы ОСП была создана в 1956 году. На самолетах установили новое поколение АРК, ГИК и МРП-56. На земле — ПАР-8 (затем более поздние модели — ПАР-9, ПАР-10 и т. д.), МРМ-56. В ОСП была введена ещё одна наземная компонента — КНС (овый неоновый светомаяк), установленный на БПРМ и выдающий световые импульсы в соответствии с радиотелеграфным позывным БПРМ.

ОПРС[ | ]

Приводные радиостанции могут быть установлены отдельно в качестве ОПРС (отдельная приводная радиостанция)[6] — как правило на воздушных трассах. Дальность действия ОПРС — не менее 250 км[2]. ОПРС имеют опознавательный позывной, состоящий из двух[5] символов а Морзе.

В XX веке ОПРС были основным радионавигационным средством, обеспечивающим движение самолётов и вертолётов по воздушным трассам, однако к концу XX века их значение резко снизилось в связи с широким распространением новых средств радионавигации (VOR, DME), а с наступлением XXI века также GPS-навигации. Например, в 2011 году в филиале «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выведены из эксплуатации 15 из 20 трассовых ОПРС; в эксплуатации остались только две ОПРС в Ульяновском и три в Саратовском центре ОВД[7].

ru-wiki.ru

Авиационные аббревиатуры

Поиск Лекций


150х1.5 (ХХХ х Х) = Метеоусловия: Высота нижнего края облачности 150м х видимость 1.5 км
2П = Второй Пилот.
2х180 = Полет по кругу выполняемый двумя разворотами на 180 градусов
< H (лат) = [аш] Высота
ny (лат) = Перегрузка. Измеряется в единицах. По перегрузке контролируется практически весь пилотаж.
S (лат) = Расстояние.
V (лат) = Скорость
Vy (лат) = Вертикальная Скорость
Vпк = Скорость поднятия переднего колеса.

А = Азимут.
АВ = Авиационное Вооружение
АВБП = Авиационное Вооружение и Боевое Применение.
АГД = Авиагоризонт Дистанционный.
АД = Аэродром, Артериальное давление.
АМ = Азимут магнитный.
Ан-26Ш ("Шарапан") = Модификация Ан-26 переоборудованная для обучения курсантов-штурманов. Имеет ряд рабочих мест с дополнительными комплектами навигационного оборудования.
АНО = Аэронавигационный огонь.
АО = Авиационное Оборудование
АП = Авиационный Полк.
АП = Автопилот.
АПА = Аэродромный передвижной источник электропитания (на базе автомобиля "Урал" или ЗиЛ-131)
АРК (РКЛ, РК) = Авиационный Радиокомпас (Радиокомпас Летчика)
Аркан = Элемент боевого маневрирования.
АРП = Автоматический радиопеленгатор
АСК = Авиаспортклуб (аэроклуб)
АСП-3НМУ = (АВ) Авиационный Стрелковый Прицел (МиГ-15, 17, Л-39).
АТ = Авиационная Техника
АТО = Аэродромнотехническое Обеспечение.
АТУ = Авиационно-Техническое Училище.
АТУ (Сетка АТУ) = Аварийная тормозная установка - используется при выкатывании самолета за пределы ВПП
АЭ = Авиационная Эскадрилья
Аэродромы ЧВВАУЛ = Чернигов ("Певцы"), Умань, Ивангород, Конотоп, Свесса, Климово, Городня, Добрянка

БАНО = Бортовой Аэронавигационный огонь.
БАТО = Батальон Аэродромно-Технического Обеспечения.
БИ = Бортинженер.
БК = Военный летчик без класса
Ближний (БПРМ, БПРС) = Ближний Привод. Приводная радиостанция с маркером прохода, расположенная по оси ВПП ~1км от торца.
БМ = Бортмеханик.
Большая Тушка = Самолет Ту-154
Большой = (в радиообмене) Большой самолет типа Ил-76, 86, 62 или Ан-124.
БП = Безопасность Полетов; Боевое Применение
БПСП = Боевое применение средств поражения
БР = Бортрадист.
БТ = Борттехник.
БУ = Боковое Уклонение от ЛЗП; Боковое удаление.

в/ч = Войсковая часть.
ВА = Воздушная Армия; Военная Академия.
ВВА = Военно-Воздушная Академия им. Гагарина (Монино).
ВВАИУ = Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище.
ВВАУЛ = Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков
ВВАУЛШ = Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков и Штурманов
ВВАУШ = Высшее Военное Авиационное Училище Штурманов
ВВЖ = Вертолетовождение (ВН).
ВВИА = Военно-Воздушная Инженерная Академия им. Жуковского (Москва).
ВВК = Военно-Врачебная Комиссия. Сугубо пехотная вещь.
ВВУЗ = Высшее Военное Учебное Заведение
Верификация = Наблюдение за военной деятельностью
Вертушка = Вертолет.
Веселый = Самолет МиГ-21 (Афган)
Взмывание = Ошибка на посадке. Причины: подход на повышенной скорости, повышенный темп взятия ручки на себя.
Вилка = Элемент боевого маневрирования.
Винт = Элемент боевого маневрирования.
ВК = Вентилируемый Костюм.
ВКК = Высотный Компенсирующий Костюм
ВЛК = Врачебно-Летная Комиссия. Каждый летчик проходит ее ежегодно.
ВЛУ ГА = Высшее Летное Училище Гражданской Авиации.
ВЛЭК = Врачебно-Летная Экспертная Комиссия. Аналог ВЛК в ГА.
ВН = Воздушная Навигация.
ВНА = Входной Направляющий Аппарат ТРД. Как правило, набор профилей с изменяемым углом установки.
Водило = Штанга для буксировки самолета.
ВОР (VOR) = Всенаправленный УКВ радиомаяк.
ВОТП = Воздушно-огневая и тактическая подготовка
ВП = Вертолетная Площадка.
ВПП = Взлетно-Посадочная полоса.
ВПР = Высота Принятия Решения (на посадку или уход на второй круг)
Время "Ч" = Начало отсчета в операциях с неизвестным (например, Тревога) или секретным временем начала. Дальше время исчисляется как Ч+1час, Ч+2.15 и т.д.
ВСКП = Выносной Стартовый Командный Пункт
ВСУ = Вспомогательная Силовая Установка для энергообеспечения самолета при выключенных двигателях.
ВТ = Верхняя точка (петли, косой петли и пр.).
ВТА = Военно-Транспортная Авиация.
Второй круг = при ошибке в расчете на посадку летчик увеличивает обороты, выполняет набор высоты и повторный заход по кругу.
ВЦ = Воздушная Цель.
Вывозные полеты = Все полеты с инструктором до первого самостоятельного полета по данному виду ЛП.
Выдерживание = Элемент посадки самолета. Начинается на Н~1м заканчивается касанием.
Выпускающий = Парашютист-инструктор, организующий и контролирующий покидания самолета на УТП.
Выравнивание = Элемент посадки самолета. Заканчивается на Н=1м выдерживанием.
Высокое выравнивание = Окончание выравнивания на Н более 1м.
Высота перехода = Высота установки стандартного давления на высотомерах в наборе высоты.
Высотка (Квадрат) = Здание на аэродроме, где расположена комната высотного снаряжения, столовая, класс предполетных указаний и т.д.
Высший = Высший пилотаж.

ГА = Гражданская Авиация.
Гаргрот = Как правило, металлическое продолжение фонаря кабины. Четко выражен у поздних модификаций МиГ-21 и у МиГ-23.
ГВПП = Грунтовая ВПП.
ГВФ = Гражданский Воздушный Флот.
ГИК = Гироиндукционный Компас.
ГИМО = Главная Инспекция Министерства Обороны.
Глиссада = Установленная траектория снижения самолета.
ГП = Горизонтальный полет.
ГПК = Гирополукомпас.
Грач = Самолет Су-25.
ГШ = Гермошлем летчика.

Д = Дальность, удаление.
ДА = Дальняя Авиация.
Дальний (ДПРС, ДПРМ) = Дальний Привод. Приводная радиостанция с маркером прохода, расположенная по оси ВПП ~4км от торца.
Держки = Рычаги катапультирования
ДЗ = Дежурное Звено.
Добирать = Создавать самолету посадочное положение на выдерживании.
Доп, допы = Дополнительные вывозные полеты
Допуск = Перед первым тренировочным вылетом по любому новому виду подготовки летчик обязан выполнить контрольный полет и получить соответствующий допуск
ДСка [Дээска] = Демисезонная лётная куртка.
Дуб = Парашют Д-1 различных серий. С ним прыгали УТП все военные летчики СССР.
ДШ = Дежурный Штурман.

ЕС УВД = Единая Система Управления Воздушным Движением.

ЖПС = Журнал Подготовки Самолета. Книга, в которой летчик расписывается о приемке самолета перед вылетом и куда заносит замечания по работе АТ после полета.
ЖРД = Жидкостный Реактивный Двигатель.

Засветка = Мощная кучево-дождевая облачность, которая светится на экране локатора.
Зачетный полет = Полет с проверяющим на допуск или на подтверждение/получение класса.
Зеленая ракета = Означает начало полетов.
ЗОМП = Защита от Оружия Массового Поражения.
ЗПС = Задняя Полусфера.
ЗШ (3,5,7) = [зэша] Защитный Шлем летчика.

ИА = Истребительная Авиация.
ИАД = Истребительная авиационная дивизия.
ИБА = Истребительно-Бомбардировочная Авиация.
Ибад = Истребильно-бомбардировочная авиационная дивизия.
Ибап = Истребительно-бомбардировочный авиационный полк.
Иван Иваныч = Небольшой пристрелочный парашют с грузиком.
ИВПП = Искусственная ВПП.
ИК = Истинный Курс; Инфракрасный.
Иммельман = Полупетля.
Инверсия = След водяного пара за самолетом в тропопаузе.
Интерцептор = Отклоняющаяся аэродинамическая поверхность, выполняющая роль элерона (МиГ-23) или тормозного щитка (Ту-134).
ИОД = Имитация отказа двигателя.
ИПМ = Исходный Пункт Маршрута.
Искра = Бортовой комплект оборудования РСБН-5, РСБН-5С.

Кадушка = Некоординированая, вялая бочка. Может быть использована как противозенитный/ракетный маневр.
Капот = Люк доступа к двигателю.
Кача = Качинское ВВАУЛ.
КБП = Курс Боевой Подготовки далее идет род авиации.
КВД = Контур Высокого Давления ТВД.
КВС = Командир Воздушного Судна
КГ = Контроль Готовности к полетам.
КДП = Командный Диспетчерский Пункт ("Вышка")
КЗ = Командир Звена
Класс = Летная квалификация (БК, 3-й, 2-й, 1-й, Снайпер).
КЛП = Курс Летной Подготовки. Напр. ПС - на Пилотажном Самолете.
КМ-32 = Кислородная Маска для ЗШ-3
КНД = Контур Низкого Давления ТВД.
Ковер = Команда "всем срочная посадка на своем аэродроме". Дается при резком ухудшении МУ, пролете через район большого босса, катастрофе на однотипном в ВВС.
Козел = Повторное отделение самолета от земли на посадке.
Кок = Обтекатель воздушного винта.
Комэска = Командир Эскадрильи
Контроль = Диспетчерская служба ГА в дальней зоне и по трассам.
Контрольный полет = Любой полет с инструктором.
КП = Командный Пункт (Училища, Армии и пр.) или Кислородный Прибор.
КПБ = Концевая Полоса Безопасности ВПП.
КПВ = Клапана Перепуска Воздуха на ТВД.
КПМ = Конечный Пункт Маршрута.
КПП = Комбинированный Пилотажный Прибор; Контрольно-Пропускной Пункт.
Краб = Элемент боевого маневрирования; знак выпускника СВУ.
Красная ракета = Означает окончание полетов.
Красный треугольник (круг) = закрашивался в личном графике летной подготовки после тренировочного полета.
КРМ (ГРМ) = Курсовой (Глиссадный) Радио Маяк.
Круг = Диспетчерская служба ГА в районе аэродрома.
Крыша = Элемент боевого маневрирования.
Крюк = Элемент боевого маневрирования.
КТА = Контрольная Точка Аэродрома.
КУВ = Курсовой Угол Ветра.
КУЛП УС ИА-ХХ = Курс Учебно-Летной Подготовки на Учебном Самолете Истребительной Авиации ХХ года.
КУР = Курсовой Угол Радиостанции - угол между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию.
КУС = Комбинированный указатель скорости.
Кучевка = Кучевая облачность.
КЭС (КЭД) = Конструкция и Эксплуатация Самолета (Двигателя).

ЛАМ = Лаборатория Авиационной Медицины.
ЛГ = Летная группа (Летчик-инструктор, и 2-3 его курсанта)
ЛЗП = Линия Заданного Пути.
ЛИИ = Летно-Исследовательский Институт.
ЛИС = Летно-Испытательная Служба.
Литерный борт (ВВС) = Как правило, транспортный самолет, предназначенный для перевозки руководящего состава. Повышенные требования к экипажу, АТ, топливу, обслуживанию.
ЛИЦ = Летно-Испытательный Центр.
ЛМО = Летно-Методический Отдел.
ЛП = Летная Подготовка или Летное Происшествие.
ЛТИ = Летно-Техническое Имущество.
ЛТУ = Летно-Тактические Учения.
Луч = Схема размещения СТО.

Магнитное склонение (МС) = Геофизическая переменная. МК=ИК+_МС.
Маленькая Тушка = Самолет Ту-134.
МБВ = Минимальная Безопасная Высота.
МВЛ = Местные Воздушные Линии; Международные Воздушные Линии.
МВПП = Металлическая ВПП.
МГА = Министерство Гражданской Авиации.
Миллион на миллион = МУ не хуже чем: безоблачно, видимость более 10 км.
Минимум = Метеоусловия от 150х1.5 и хуже.
МК посадки = Магнитный Курс Посадки.
МРД = Магистральная Рулежная Дорожка.
МРП = Маркерный Радиоприемник.
МУ = Метеоусловия.

Наблюдающий = Солдат или курсант, сидящий на ближнем приводе или КДП и визуально контролирующий положение шасси и механизации заходящих на посадку самолетов.
НАЗ = Носимый Аварийный Запас (пища, аварийная РС, спецснаряжение зависит от региона). В самолетах ИА размещен в катапультируемом кресле.
Наземная Цель = При тренировочных полетах это или высыпанный мелом контур или остатки списанных самолетов или техники.
НАР (уст НУРС) = Неуправляемая Авиационная Ракета (Неуправляемый Реактивный Снаряд).
НЗ = Неприкосновенный Запас. Как правило, на случай войны.
Низ, Нижний край = Высота нижнего края облачности. Один из основных критериев МУ.
НКТЛ 29-39 = Тренажер катапультирования из самолетов Л-29 и Л-39.
НЛ (7,10,10М) = Навигационная Линейка.
Нога = Стойка шасси.
Носок = Безщелевой предкрылок.
НПЛ = Наколенный Планшет Летчика.
НПП = Наставление по производству полетов, Навигационно-Пилотажный Прибор.
НПСК = Наземная Поисково-Спасательная Команда.
НТС = Точка Начала Снижения.
НЦ = Наземная Цель.
НШС = Наставление по штурманской службе.

оап = Отдельный авиационный полк
оаэ = Отдельная авиационная эскадрилья.
ОБАТО = Отдельный Батальон Аэродромно-Технического Обеспечения.
ОБУ = Офицер Боевого Управления.
ОВИ = Огни Высокой Интенсивности.
ОЗК = Общевойсковой Защитный Комплект.
ОК = Объективный Контроль. Служба расшифровки пленок бортовых средств регистрации параметров полета.
Окурок = Самолет Як-40.
ОМИ = Огни Малой Интенсивности.
ОП = Опытный Пассажир. Летчик, подстраховывающий курсанта в тренировочном вылете в сложных условиях.
ОПК = Курс Обратный Посадочному.
ОПП = Основные правила полетов.
ОПРС = Отдельная Приводная РС
ораэ = Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья.
ОРЛ = Обзорный Радиолокатор.
ОСП = Основная Система Посадки.
ОЧФ = Остекленная Часть Фонаря кабины самолета.

Паек (пайка) = Нормы питания в лётной столовой. Если на самолете (вертолете) стоит турбина - получи реактивную норму. Если нет - просто лётную.
ПАРМ = Полевая Авиаремонтная Мастерская.
ПВД = Приемник Воздушного Давления.
ПДС = Парашютно-Десантная Служба.
Пеший по лётному = Отработка элементов полета на земле, имитируя траекторию движения самолета моделью или рукой.
ПКК, ПКЭ, Правак = Помощник Командира Экипажа - правый летчик, (Второй пилот) в ВВС.
ПЛП = Предпосылка к Летному Происшествию.
ПМУ = Простые Метеоусловия. Определяются видимостью и высотой нижнего края облачности.
ПНП = Пилотажно-Навигационный Прибор.
По нулям 10 = МУ: безоблачно, видимость более 10 км.
Подход = Диспетчерская служба ГА в ближней зоне.
Ползуны = Демисезонный летный комбинезон.
Помощник Командира Корабля = Правый летчик, (Второй пилот).
Помпаж = Срыв потока с ВНА или лопаток первых ступеней компрессора ТРД.
Порог ВПП = Начало ВПП.
Посадочное Т = 2 прямоугольных полотна (зимой черные, летом белые) выкладывались в виде буквы "Т" изображая собой современную полосу точного приземления.
Посадочный щиток = Безщелевой закрылок.
Последний = Действительно последний, т.е. Больше никогда.
Постановка = Постановка задачи на полеты. Как правило, на 3 дня. За ней следуют предварительная подготовка и контроль готовности.
ППД = Прямопоказывающая дальность (Удаление).
ППК = Противоперегрузочный Костюм.
ППК-У = Парашютный Прибор Командный. Барометрический прибор автоматического открытия парашюта по высоте.
ППМ = Поворотный Пункт Маршрута.
ППС = Передняя Полусфера.
ПРД = Параметры Работы Двигателя.
Предварительная = Предварительная подготовка к полетам. Имеет место после постановки задачи на полеты.
Прибой = Запрос пеленга АРП.
Притереть = Красиво, посадить самолет.
ПРМГ = Посадочная Радиомаячная Группа.
Профотбор = Тестирование различных психофизиологических качеств кандидата при поступлении в летное училище.
ПРП = Помощник Руководителя Полетов.
ПТ = Плановая таблица.
ПТБ = Подвесной Топливный Бак.
ПТК = Пункт Технического Контроля. Производится беглый осмотр самолета перед занятием предварительного старта.

Р. (Радиал) = Азимут магнитный относительно ВОР.
р/о = Радиообмен.
Ранверсман = Переворот.
Разведка = 40 минутный полет на разведку погоды перед началом полетов.
Разлет = Начало полетов.
Рампа = Задняя открывающаяся часть грузового самолета.
Раскрутить колеса = Красиво посадить самолёт.
РБЗ = Руководитель Ближней Зоны.
РВ = Радиовысотомер.
РВС = Радиовещательная Станция.
РД, рулежка = Рулежная Дорожка.
РДЗ = Руководитель Дальней Зоны.
РЗП = Руководитель Зоны Посадки.
РИО = Радиоизотопный индикатор обледенения.
РИО = Радиостанция Информационного Обслуживания.
РК, РКЛ = Радиокомпас Летчика.
РЛС = Радиолокационная Станция.
РЛЭ = Руководство по летной эксплуатации типа (например, Л-39).
РМС-Д, - Р. = Радиомаячная Система Посадки - Директорная, - Ручная.
Роспись = После каждого полета на допуск к новому виду, проверяющий обязан проставить оценки по всем элементам полета, сделать вывод и поставить общую оценку.
РП = Руководитель Полетов.
РРД = Режим Работы Двигателя.
РС = Радиостанция или Реактивный Снаряд.
РСБН = Радиотехническая система ближней навигации.
РСДН = Радиотехническая система дальней навигации.
РСП = Радиолокационная система посадки.
РТС = Радиотехнические Средства.
РУ = Расчетный Угол.
РУ-19 = ВСУ Ан-26,24,30.
РУД = Рычаг управления двигателем.
Руление = Диспетчерская служба ГА по движению техники по земле.
Ручка, РУС = Ручка управления самолетом.
РЦ УВД = Районный Центр Управления Воздушным Движением.
РЭБ = Радиоэлектронная Борьба.
РЭО = Радиоэлектронное Оборудование.

Самописец, САРПП = Система Автоматической Регистрации Параметров Полета. То, что в кино любят называть "черным ящиком". На различных типах стоят различные системы.
Сапфир-5 = Газотурбинный вспомогательный двигатель на Л-39, автоматически запускается при нажатии кнопки "Турбо". Запускается перед запуском основного двигателя на земле.
САУ = Система Автоматического Управления.
Сваливание = Потеря самолетом управляемости из-за выхода на закритические углы атаки.
СВЖ = Самолетовождение (ВН).
СВУ = Сверхзвуковое Входное Устройство. Воздухозаборник любого сверхзвукового самолета.
СД = Самолет и Двигатель.
СДУ = Система Директорного Управления (не путать с курсоглиссадными планками РМС).
СИВ (Шторка) = Система Индикации Видимости.
Синий треугольник (кружок) = закрашивался в личном графике летной подготовки после контрольного полета.
Система = Полет с заходом на посадку с проходом через ДПРС и отворотом на РУ. Как правило, в СМУ.
СМУ = Сложные Метеоусловия. Определяются видимостью и высотой нижнего края облачности.
СП = Система посадки. Напр. СП-50 это РМС аналог ILS, а СП-1 это светотехническая система посадки
СПУ = Самолетное Переговорное Устройство.
СРО = Самолетный Радиоотметчик.
Стандартное давление = 760мм.рт.ст. или 1013,25мбар (гПа).
Старт = Рабочий МК посадки, (напр. С каким стартом сегодня летали? - 194).
Старт (посадка) = Диспетчерская служба ГА в районе аэродрома ниже круга.
Стартовое время = Период времени в течение, которого экипаж имеет право выполнять полет.
Стартовый завтрак = Элемент четырех разового питания летчика (Хлеб, масло, сыр, колбаса, яйцо, чай/кофе). В дни полетов вывозился на старт как отдельный прием пищи.
Створ ВПП = Горизонтальная проекция конуса допустимых отклонений от ПК.
СТО = Светотехническое Оборудование аэродрома.

ТА = Транспортная Авиация
ТАП = Транспортный авиационный полк.
ТБ = Топливный Бак.
ТВГ = Температура Выходящих Газов; Точка Входа в Глиссаду.
ТВД = Турбовентиляторный Двигатель, (т.е. Двухконтурный, напр. Как на Л-39).
ТЗ = Топливозаправщик.
Тип = Как правило, тип самолета. Например, МиГ-21.
ТЛ-39 = Тренажер летчика самолета Л-39.
ТНВ = Точка Начала Выравнивания.
ТНК = Траектория Нейтрального Купола.
ТНР = Точка Начала Разворота.
Торец = Обрез первых плит ВПП.
ТП = Тормозной Парашют. Замок подвесной системы на Л-39.
ТПППР = Техническая Позиция Предполетной Подготовки Ракет.
ТРД = Турбореактивный Двигатель; Теория Реактивных Двигателей.
ТТХ = Тактико-технические характеристики.
Тубус = Фанерная цилиндрическая коробка от ЗШ, ГШ.
ТЩ = Тормозные Щитки.
ТЭЧ = Техническая Эксплуатационная Часть.

УА = Угол Атаки самолета (между вектором скорости и продольной осью).
УАП = Учебный Авиационный Полк.
УВ = Угол Ветра.
Угол = Элемент боевого маневрирования.
< Узел = Элемент боевого маневрирования.
УК = Условный Курс.
УЛО = Учебно-Летный Отдел.
УР = Управляемая Ракета.
УС = Угол Сноса; Учебный Самолет.
УТП = Учебно-Тренировочные Прыжки с парашютом. Каждый летчик должен был выполнить не менее 2-х УТП в год.
УТС = Учебно-Тренировочный Самолет.

ФАБ = Фугасная Авиационная Бомба.
Фальшкиль = Аэродинамический гребень в нижней задней части фюзеляжа.
ФБ = Фотобомбометание.
Фи = Угол отклонения руля высоты.
Флаттер = Прогрессирующая аэродинамическая тряска планера самолета, особенно хвостовой части. Был серьезной проблемой в 20-30-х годах.
Фонарь = Остекление Кабины самолета.
ФС = Фото-Стрельба (фотографирование через прицел положение цели в момент стрельбы, бомбометания, пуска).

ЦЗ = Центральная Заправка. Место от куда выруливают и куда заруливают участвующие в полетах самолеты.

Чебурашка = Самолет Ан-72/74.
Черный тюльпан = Транспортный самолет перевозящий груз 200

Шаг винта = Угол атаки лопастей.
Шайтан = Самолет Ан-26Ш.
Шеф = Летчик-инструктор
Шкраб = Летчик-инструктор.
Шлемофон = Кожаный защитный шлем летчика. В нем летали на всем до МиГ-21. В ЗШ-3 шлемофон можно было одеть отдельно, в последующих (ЗШ-5,7) его уже не было конструктивно.
ШЛИ = Школа Летчиков Испытателей.
Шм = Ширина маршрута.
ШМАС = Школа Младших Авиационных Специалистов.
Шторка = Полет в закрытой кабине (имитация СМУ). Обязательный элемент летной подготовки.

Элка = Самолет Л-39, Л-29.
ЭМИ = (АО) Электромеханический индикатор (Т масла, Р. масла и топлива).
ЭУП = (АО) Электрический Указатель Поворота.
Эшелон = Высота полета ВС по стандартному давлению.
Эшелон перехода = Эшелон установки давления аэродрома (района) на высотомерах при снижении.

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *