Военно-воздушные силы России — Documentation

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с ВВС России) Стратегический бомбардировщик Ту-95МС Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 Фронтовой бомбардировщик Су-34 Самолёт ДРЛО А-50 Воздушный командный пункт Ил-80 Учебно-боевой самолёт Як-130 Транспортно-боевой вертолёт Ми-24

Военно-воздушные силы России — род сил в составе Воздушно-космических сил России. По общей численности самолётов и вертолетов всех типов ВВС России делят второе место в мире с военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая, уступая только ВВС США.

[1]

Парк российских ВВС насчитывает порядка 2000 летательных аппаратов разного класса. Сейчас в их составе — около сотни самолётов стратегической и дальней авиации, около 450 истребителей, до 300 фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, до 80 разведчиков и порядка 220 самолётов военно-транспортной авиации. Численность вертолётов различного назначения — около 900 единиц.[2]

[править] Тактическая авиация

Сегодня этот вид боевой техники обновляется в ВВС России быстрее других. В 2013 году отмечалось, что за последние годы Минобороны получило несколько партий новых самолётов. Среди них сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ, Су-30М2 и Су-27СМ3. В 2013 году ожидаются первые поставки в авиацию ВМФ России легких палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также подписание целого ряда контрактов. Многие из этих соглашений Минобороны планирует заключить на МАКС-2013. Надо отметить, активно идет и модернизация парка тактической авиации России — на данный момент новое оборудование и вооружение получили уже около двух сотен истребителей, перехватчиков, штурмовиков и бомбардировщиков. Активно идет подготовка к началу производства перспективного комплекса фронтовой авиации — Т-50, который в будущем станет основной ударной силой ВВС России.

[3]

[править] Дальняя авиация

В настоящее время на вооружении дальней авиации России стоят несколько типов летательных аппаратов — самый большой в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, стратегический ракетоносец Ту-95МС, многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, выполненный на его же базе разведчик Ту-22МР и топливозаправщик Ил-78М.

[4]

Главный российский «стратег» — Ту-160 — на сегодняшний день является одним из самых эффективных в мире. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тыс. кгс на форсаже. Максимальная скорость полёта на большой высоте — свыше 2000 км/ч, максимальная дальность — свыше 13 тыс. км. То есть свою боевую нагрузку — 40 тонн вооружения — машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале — стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы. По данным агентства «Авиапорт», по совокупности характеристик и составу вооружений этот самолет по праву считается лучшим в мире в своем классе и значительно превосходит американский аналог B-1B «Лансер». Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени С. П. Горбунова. Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых самолета Минобороны получило в 2000-ом и 2008-ом годах. Сейчас все Ту-160 входят в авиагруппу 6950-ой Гвардейской авиабазы 1 разряда, которая базируется в Энгельсе Саратовской области. Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновленные Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.

[5]

На смену этой машине через 12 лет придет новая — перспективный комплекс дальней авиации. Её облик уже практически определен. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец. Его отличие от существующих самолетов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения, сообщил главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев. «ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьезнее. Все остальные задачи будут решать ракеты»

, — сказал он. Панируется, что новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова. Еще в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершен и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. К слову, проект самолета был утверждён в марте 2013 года. По некоторым данным, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён уже через год.[6]

На Казанском авиазаводе выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности — Ту-22М3. Его максимальная взлетная масса — свыше 124 тонн, дальность полета — 7 тыс. км. Он оснащен парой двигателей тягой до 50 тыс. кгс. Вооружен самолет сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами. Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков — до версии Ту-22М3М. Год назад по этой схеме уже прошел модернизацию первый самолет. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения — новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолета, как выяснилось, не единственная. В 2012 году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины — в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Таким образом, на сегодняшний день в ВВС уже 5 модернизированных по двум программах Ту-22М3. Всего же по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов — соответствующий контракт с Минобороны подписан еще года назад. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3. Точное их число неизвестно по понятным причинам.

[7]

Разведчик Ту-22МР по своим летным характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновленного бортового радиоэлектронного оборудования самолета. На сегодняшний день данных о ходе модернизации Ту-22МР пока нет.[8]

Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 1980-х годах. Его предок — Ту-95 — был принят на вооружение ВВС СССР еще в 1965 году. К слову сказать — Ту-95МС не был какой-либо модернизацией Ту-95. По сути, на тот момент это был новая машина. Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолет способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тыс. км. На нем установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тыс. лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика, ещё 3 десятка числятся в резерве. Уже в 2013 году первые самолеты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновленные машины получат новый навигационный комплекс. А современный прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.

[9]

Топливозаправщик Ил-78М — машина, которая может гарантированно обеспечить топливом «стратегов» в заданной точке воздушного пространства. На сегодняшний день этот самолет является единственным топливозаправщиком в российских ВВС. Он выполнен на базе военно-транспортного оперативно-стратегического Ил-76МД и может заправлять топливом не только самолеты дальней, но и тактической авиации, а также машины дальнего радиолокационного обнаружения и разведки (ДРЛОиР). Самолет оснащен 4 турбореактивными двигателями общей мощностью около 50 тс. Ил-78М обладает максимальной взлетной массой в 210 тонн и может взять на борт свыше 90 тонн топлива, которое размещается в 3-х баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн горючего при удалении от точки вылета в 1800 км или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км. Этих машин сейчас всего 19 в российских ВВС. Все они построены еще в СССР. В 2012 году капитальный ремонт на Рязанском авиаремонтном заводе прошел один заправщик. А полтора месяца назад Ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера — Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжелого рампового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолета предшественника — новые более мощные, но и более экономичные двигателя ПС-90А-76. Они почти на 20 % экономичнее. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолета сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Первый опытный самолет этой модификации на заводе обещают построить за год, а госиспытания машина пройдет уже в 2015-ом. По некоторым данным, после этого заправщик может попасть в ГОЗ и начнёт серийно выпускаться для нужд Минобороны. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолетов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.

[10]

Таким образом, за несколько лет парк стратегической авиации России пополнил один новый Ту-160, а на «Авиастре-СП» строится первый опытный заправщик Ил-78М-90А. Модернизацию уже прошли не менее 5 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и один топливный заправщик Ил-78М.[11]

[править] Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация в структуре военно-воздушных сил России по разнообразию авиапарка уступает лишь боевой авиации. На сегодняшний день в ее состав входят сверхтяжелый турбореактивный военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», тяжелые турбореактивный военно-транспортный Ил-76МД, а также турбовинтовой Ан-22 «Антей». Из пассажирских — турбореактивные Ил-62, Ту-154 и Ту-134, турбовинтовые Ан-140-100, L-410UVP-E20 и Ан-24. Легкие военно-транспортные Ан-72 и Ан-26, средний военно-транспортный Ан-12ПП и легкий транспортно-пассажирский поршневой самолет Ан-2. Говорить о каждой из этих машин нет смысла, поскольку многие из них совсем скоро пойдут под списание. Потому остановимся на самых интересных и важных и тех, которые в последние годы подверглись модернизации либо поступили в войска только с заводов.

[12]

За последние 2 года в ВВС России, согласно контрактам, поступило 3 турбовинтовых грузопассажирских самолета Ан-140-100 — один в 2011-ом, 1 — в 2012 году и один пока в этом. Ещё один такой самолет был направлен в авиацию ВМФ России. Таким образом, самарский завод «Авиакор», где производят эту технику, полностью выполнил поставки по двум договорам. Еще по двум завод в ближайшие годы построит для Минобороны ещё 10 бортов. Напомним, Ан-140-100 предназначен для перевозки до 52 пассажиров и грузов, а также на международных линиях, с возможностью эксплуатации как на аэродромах с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП. Отличительные черты самолета — высокие летные характеристики и топливная эффективность, надежность и экологичность, высокий уровень комфорта на борту.[13]

Тот же «Авиакор» передал ВВС России и, вероятно, 3 последних новых Ту-154М — по одному с 2010-го по 2013 годы. Это версия знаменитого советского пассажирского самолета с усовершенствованными экономичными двигателями.[14]

Кроме того, Минобороны получило 9 новых легких турбовинтовых пассажирских самолетов L-410UVP-E20 за последние 3 года. Самолет это чешский, но завод Aircraft Industries c 2008 года более, чем наполовину принадлежит российской Угольно-металлургической компании, которая находится в Верхней Пышме, что в Свердловской области.[15]

В 2013 году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолете установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Сейчас ульяновский завод «Авиастар-СП» строит 3 серийных Ил-76МД-90А. Срок сдачи самолетов Минобороны — 2014—2015-е годы. Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на ГАО «ТАПОиЧ» — Ташкентском производственном объединении имени В. П. Чкалова. Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт — крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет. Кроме этого, в конце мая Минобороны заключило контракт с ТАНТК им. Г. М. Бериева на поставку 6 самолетов-амфибий Бе-200 ЧС. Все машины должны быть поставлены до конца 2016 года.[16]

Помимо производства новой техники на авиаремонтных заводах идет капитальный ремонт и предыдущей модели Ил-76 МД. За последние три года уже отремонтировано минимум 3 борта. Также были восстановлены два самолета дальней противолодочной обороны (ДПЛС) Ту-142М3 — по одному в 2011-ом и 2012-ом. Эта машина стала выпускаться с середины 80-х годов прошлого века. За основу нового самолета противолодочной обороны тогда взяли стратегический бомбардировщик Ту-95РЦ. На борту летающего охотника за подлодками установили модернизированную поисково-прицельную систему «Коршун» с радиогидроакустической аппаратурой «Заречье». На самолете была заново спроектирована кабина экипажа, усовершенствована система заправки топливом в воздухе. Вооружение Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет. На данный момент, по некоторым данным, в ВВС России осталось около полутора десятков этих машин. Видимо, все борта, которые еще имеют ресурс, будут модернизированы в ближайшие годы.[17]

В 2013 году капремонт на Ивановской авиаремонтном заводе прошел один Ан-22 — тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, предназначенный для перевозки до 60 тонн груза на расстояние до 5000 км. Он стал первым в истории советским широкофюзеляжным самолётом. Прошел плановый капитальный ремонт и Ил-22ВКП. На 20 авиаремонтном заводе его подлатали и модернизировали. Машина обзавелась новой аппаратурой связи и бортовыми компьютерами для командования штаба. Также важнейшим изменением стало появление радиоретранслирующей станции, передающей и принимающей информацию в цифровом формате. Благодаря этому нововведению, борт стал совместим с различными автоматизированными системами управления войсками. Передача самолета Минобороны состоялась около 2-х месяцев назад.[18]

Также за 3 года ульяновский завод «Авиастар-СП» отремонтировал и модернизировал 3 Ан-124-100. Этих сверхтяжелых военно-транспортных самолетов в ВВС России осталось около двух десятков. В 2012 году Минобороны и завод подписали контракт, согласно которому ульяновцы отремонтируют 6 «Русланов», причем 3 из них — в 2013 году. Первый обновленный борт заводчане уже передали на испытания.[19]

Однако, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий, несмотря на стабильные поставки новой и модернизированной техники ВТА в войска, остается ряд острых нерешенных проблем. Одной из важнейших он считает отставание России в разработке военно-транспортных самолетов грузоподъемностью 18-20 тонн. «Имеющиеся Ан-12 бесконечно устарели, а создание среднего многоцелевого самолета на замену этим машинам уже более 10 лет не может двинуться с места. При этом самолеты в этой нише крайне востребованы на мировом рынке. Если ОАО „Ил“ будет и дальше работать над проектом МТА с прежней ошеломляющей динамикой, рынок будет потерян в пользу американцев и бразильцев», — отмечает Макиенко. Действительно, пока развитие проекта МТА — многоцелевого самолета средней грузоподъемности — не очень заметно. Сейчас, видимо, идут работы над созданием опытных образцов самолета. По словам заместителя директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, как только они появятся и будет, что показать потенциальным клиентам, обе стороны СП — и Россия, и Индия — обещают его всячески поддерживать. «Рособоронэкспорт» активно подключится к продвижению МТА на мировом рынке, как только появятся первые опытные образцы этого самолета. После того, как создадут прототип, испытают и представят самолет, начнется этап его производства одновременно в России и Индии. После этого «Рособоронэспорт» начнет играть большую роль.[20]

[править] Авиация специального назначения

Впервые за долгие годы в ближайшее время Минобороны получит 4 спецборта — два самолёта радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р и два лайнера воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо». Один из них Минобороны получили прямо на МАКС-2013. Об оборудовании этих самолетов известно лишь, что оно будет самым современным и позволит выполнять возложенные на экипажи функции в полном объеме. Оба контракта сейчас выполняет КнААЗ им С. П. Горбунова. Кроме того, был модернизирован один Ил-22ВКП.[21]

[править] Разведывательная авиация

В ноябре 2011 года ТАНТК им Г. М. Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля 2013 года — второй серийно модернизированный самолет ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие, в обновленной машине осуществлен переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК- индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. Также в отличие от базового самолёта, А-50У имеет комнаты отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет. Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения — А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдет по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А. Сегодняшний комплекс А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители — до 300 км, а колонны танков — 250 км. По-видимому, все эти характеристики будут значительно расширены и дополнены в новом самолете разведчике.[22]

[править] Армейская авиация

Сегмент армейской авиации в российских ВВС обновляется быстрее всего. Даже тактическая авиация не успевает за вертолетами по поставкам техники.[23]

Сейчас на вооружении вертолетных частей стоят около 350 ударных винтокрылых машин. Из них 66 основных ударных Ми-28Н, 40 многоцелевых всепогодных боевых Ка-52 и 34 транспортно-боевых Ми-35М. Остальные — примерно 226 бортов — различные модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24. Транспортных вертолетов на сегодня в армии около 450. Из них 40 — сверхтяжелые Ми-26, остальные 410 приходятся на транспортные модификации Ми-8. Для учебных целей используется примерно полсотни вертолетов. То есть общее количество машин на данный момент — 850 единиц.[24]

В 2013 году в боевые части уже поступили 8 Ми-28Н, 16 Ка-52. Кроме этого, авиастроители сдали один тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26, 12 многоцелевых Ми-8АМТШ и 2 — Ми-8МТВ5. Пять учебных вертолетов Ансат-У — 5 и столько же многоцелевых Ка-226, возможно, были произведены в 2012 году, но поставлены в 2013 году.[25]

Таким образом, только за первые 7 с половиной месяцев 2013-го в российскую армию уже поступило 49 новых и 1 модернизированный вертолет. Всего же за почти 5 лет поставок российская армейская авиация получила кроме перечисленных выше ударных два корабельных вертолета РЛД Ка-31Р, 12 Ми-26, около 150 Ми-8, 24 Ансат-У и 15 единиц Ка-226. Итого — 343 новых вертолета. Кроме того, один Ми-26 прошел капитальный ремонт. Исходя из планов постройки, резонно предположить, что к 2020 году общее количество вертолетов в армейской авиации вырастет примерно на полторы сотни штук и достигнет отметки в 1000 вертолетов разных классов. При этом почти все они будут относительно свежей постройки.[26]

В январе 2015 года главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев заявил, что истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) начнёт поступать в войска с 2016 года.[27]

[править] Карты

[править] Прочее

  1. ↑ [1]
  2. ↑ ВВС России: начало возрождения
  3. ↑ ВВС России: начало возрождения
  4. ↑ ВВС России: начало возрождения
  5. ↑ ВВС России: начало возрождения
  6. ↑ ВВС России: начало возрождения
  7. ↑ ВВС России: начало возрождения
  8. ↑ ВВС России: начало возрождения
  9. ↑ ВВС России: начало возрождения
  10. ↑ ВВС России: начало возрождения
  11. ↑ ВВС России: начало возрождения
  12. ↑ ВВС России: начало возрождения
  13. ↑ ВВС России: начало возрождения
  14. ↑ ВВС России: начало возрождения
  15. ↑ ВВС России: начало возрождения
  16. ↑ ВВС России: начало возрождения
  17. ↑ ВВС России: начало возрождения
  18. ↑ ВВС России: начало возрождения
  19. ↑ ВВС России: начало возрождения
  20. ↑ ВВС России: начало возрождения
  21. ↑ ВВС России: начало возрождения
  22. ↑ ВВС России: начало возрождения
  23. ↑ ВВС России: начало возрождения
  24. ↑ ВВС России: начало возрождения
  25. ↑ ВВС России: начало возрождения
  26. ↑ ВВС России: начало возрождения
  27. ↑ Главком ВВС России: истребители Т-50 начнут поступать в войска с 2016 года. 24 января 2015
Военно-воздушные силы России
История  1990-е годы (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
ЦФО Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО  Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО  Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область
КФО  Крым • Севастополь
СКФО  Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО  Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский край • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО  Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО  Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО  Якутия • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
Вооружённые силы России
История  1990-е годы (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Генеральный штаб  Главное оперативное управление • Главное разведывательное управление
Объединённые стратегические командования  Запад • Юг • Центр • Восток
История  Военная реформа в России (1991-1999) • Военная реформа в России в 2000-х годах
Вооружённые конфликты  Первая чеченская война • Контртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009) • Пятидневная война • Операция в Сирии
Министры обороны  П. С. Грачёв (1992—1996) • И. Н. Родионов (1996—1997) • И. Д. Сергеев (1997—2001) • С. Б. Иванов (2001—2007) • А. Э. Сердюков (2007—2012) • С. К. Шойгу (с 2012)
Начальники Генштаба  В. П. Дубынин (1992) • М. П. Колесников (1992—1996) • В. Н. Самсонов (1996—1997) • А. В. Квашнин (1997—2004) • Ю. Н. Балуевский (2004—2008) • Н. Е. Макаров (2008—2012) • В. В. Герасимов (с 2012)
Прочее  Сухопутные войска • ВВС • ВМФ • ВДВ

newsruss.ru

Дальняя авиация ВВС России | Экзистенция

Стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами большой дальности способны не только наносить сокрушительные удары по заданным целям в любой точке планеты, но и демонстрировать решимость применения своего оружия.Дальняя авиация – одна из важнейших составляющих российских ударных сил ядерного сдерживания.

По своему статусу, масштабу и характеру выполняемых задач — это средство для решения стратегических задач. На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3,  самолеты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, вертолеты Ми-8 и Ми-26.

В ходе выполнения государственного оборонного заказа в авиационные части дальней авиации поступали модернизированные воздушные суда всех модификаций и авиационные двигатели.

В последнее время возобновлены полеты самолетов дальней авиации по плану стратегического сдерживания. Стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли посадку на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа), благодаря использованию самолетов-заправщиков с аэродромов Северной Африки (Египет) и Юго-восточной Азии (Вьетнам). Также самолеты дальней авиации достигли акваторий Средиземного и Южно-Китайского морей.Впервые, самолеты Ил-78 авиационного полка самолетов-заправщиков командования дальней авиации произвели посадку на аэродроме Каир (Египет), а экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили полёты по плану мероприятий стратегического сдерживания вдоль побережья Норвегии, Великобритании, Испании, Португалии с дозаправкой топливом в воздухе.

План по налету экипажей дальней авиации выполнен на 100%, средний налет составляет 130 ч.

Основные задачи в текущем году – выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в удаленные географические районы на полный радиус действия стратегических бомбардировщиков, в том числе с дозаправкой топливом в воздухе, а также участие в стратегических командно-штабных учениях.

Сирия. Уничтожение баз террористов — одна из задач, которую успешно выполнили ВКС России.

Одним из приоритетных направлений Гособоронзаказа  является  получение с предприятий промышленности модернизированных самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Все машины,  прошедшие модернизацию,  получат  новые  комплексы и системы, что значительно увеличит их боевой потенциал.

Вакуумный подарок от «Белого Лебедя»:

за что американцы так боятся Ту-160

Стратегические ракетоносцы Ту-160М станут основой нестратегического сдерживания вероятного противника от агрессии против России. В прошлом году ВВС получили на вооружение первую такую машину.

А к 2020 году Ту-160М в российской армии будет не менее 10. В отличие от своих предшественников, они смогут применять не только ядерное, но и обычное высокоточное вооружение повышенной мощности.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. За изящество форм тяжелый бомбардировщик-ракетоносец получил красивое имя «Белый лебедь», а в странах НАТО — Blackjack. Особенностью самолета стало крыло изменяемой стреловидности, что позволяет совершать сверхдальние полеты на экономном режиме работы двигателей — без дозаправки в воздухе почти на 14 000 км. Максимальная взлетная масса — 275 тонн. Максимальная скорость — 2230 км/час. Крейсерская — 917 км/час. Боевая нагрузка — 45 тонн.

Стратегические бомбардировщики: отечественный Ту-160 и американский В-В1 были созданы практически в одно время и призваны решать схожие задачи. Возможности самолетов сравнил военный эксперт Михаил Тимошенко. Он напомнил, что изначально оба бомбардировщика создавались для доставки крылатых ракеты с ядерными зарядами на территорию противника. Эксперт отметил, что по многим параметрам отечественный борт опередил заокеанский.

«Ту-160 превосходит B-B1 по максимальной скорости. У нашего бомбардировщика это — 2300 км в час,, то у американского 1328. Боевой радиус Ту-160 — 6000 км, у B-1B — 5500. Наша машина с 45 тоннами боевой нагрузки может сходить к цели, со сверхзвуковой скоростью, на дистанцию 6000 километров, и потом вернуться, зарубежный самолет этого сделать не сможет — у него дальность — 5500 км », — пояснил Тимошенко.

По мнению эксперта, Ту-160 обошел «конкурента» и по боевой нагрузке — 45 тонн против 34 во внутренних отеках. «Некоторые говорят, что у B-1B возможна еще подвеска на внешних узлах, но тогда надо забыть о его максимальной дальности. Она существенно упадет, если на внешних узлах появится дополнительное вооружение», — пояснил эксперт. Существенно отличаются самолеты и своим вооружением.

«У американцев на борту есть кластерные и управляемые бомбы. Они умеют носить и крылатые ракеты, но дальность их существенно меньше, чем у того вооружения, что есть у Ту-160.

Ракеты Х-55 летают на дистанцию до 3 тыс. километров, а более совершенные отечественные модели ракет — до 5 тыс.», — подчеркнул эксперт.Зарубежный самолет больше предназначен для работы по незащищенным целям и преодоления ПРО противника на небольшой высоте. Отечественные Ту-160 созданы для атаки противника крылатыми ракетами на дальних дистанциях. Эксперт особенно подчеркнул, что 200 килограммового ядерного заряда (а именно столько несет каждая из 12 крылатых ракет Ту-160) будет вполне достаточно для уничтожения высокозащищенных целей, к примеру бункеров противника. На их месте останется только воронка диаметром 300 метров и глубиной 50.

Размер имеет значение

В отличие от ядерных ракет, стратегические бомбардировщики — более гибкий инструмент убеждения. Взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом, наши «Белые лебеди» могут легко долететь до побережья США, Великобритании, внезапно оказаться в Индийском океане или у берегов Австралии. Под них специально были сделаны так называемые аэродромы «подскока» — промежуточные базы, где экипаж может отдохнуть, технические службы пополнят запасы топлива, провести обслуживание машин. Министр обороны РФ Сергей Шойгу договорился, что наши бомбардировщики смогут «залетать на перекур» и в страны Латинской Америки: Венесуэлу, Никарагуа и Кубу.Причем, в «чреве» бомбардировщика могут теперь лежать не только стратегические ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новейшие Х-101, а также сверхмощные вакуумные авиабомбы.

Первыми презентацию подобной бомбы в 2003 году сделали американцы, показав боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Эта 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба за свою разрушительную мощь была напыщенно названа американцами «Матерью всех бомб». Бомба разработана конструктором фирмы «Boeing» Альбертом Уимортсом. Ее длина — 10 м, диаметр -1 м. Из ее массы 8,5 т составляет взрывчатка. Это — термобарическая бомба. В таком снаряде в качестве горючего используется окись пропилена или этилена, имеющую температуру кипения около 11 градусов. Во время детонации заряда образовывается аэрозольное облако, вступающее с кислородом в реакцию, в результате чего происходит взрыв. 30 вакуумных бомб способны уничтожить все живое в радиусе более двух тысяч метров.

В 2003 году американские ВВС провели два испытания бомбы GBU-43/B на полигоне в штате Флорида. В ходе операции «Несокрушимая свобода» один экземпляр GBU-43/B отправили в Ирак, но он остался неиспользованным — к моменту его доставки активные боевые действия завершились. У GBU-43/B при всех достоинствах есть существенный минус — ее основной носитель не боевой самолет, а военно-транспортный C-130 Hercules, вываливающий бомбу на цель через погрузочную аппарель — то есть, она может применяться, только если у противника ПВО отсутствует или полностью подавлена. Поэтому российский вариант бомбы превосходит американский аналог не только по боевым характеристикам, но еще и по тому, что может использоваться с лучших в мире стратегических бомбардировщиков Ту-160М.

Отец всех бомб

Российский ответ на «мать всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по центральному телевидению был показан фильм, как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 взлетает с аэродрома. Вот раскрываются створки его бомболюка, и выскальзывает что-то похожее на бочку. На маленьком белом парашюте бомба устремляется к земле. Дальше — взрыв. Затем его последствия: руины многоэтажки (скорее всего какие-то производственные корпуса), обожженная до состояния лунной поверхности земля, обломки военной техники и камней.«Результаты испытаний созданного боеприпаса показали, что он по своей эффективности и возможностям соизмерим с ядерным боеприпасом, — прокомментировал тогда ситуацию замначальника Генштаба Александр Рукшин. — В то же время, и это я особо хочу подчеркнуть, действие этого боеприпаса абсолютно не загрязняет окружающую среду по сравнению с ядерным боеприпасом. Новый боезаряд обеспечит нам возможность обеспечить безопасность государства и в то же время противостоять международному терроризму в любой обстановке и в любом регионе».

«Новая вакуумная авиабомба позволила заменить целый ряд созданных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических ядерных боеприпасов мощностью не более 5 килотонн, которые можно применять на поле боя), — уточнил тогда замначальника Генштаба

По некоторым данным, российский ответ, прозванный по аналогии с американской бомбой «Отцом всех бомб», весит более 7 тонн, а мощность взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества, как отмечают военные, чем в американской бомбе 7,1 против 8,2 тонны соответственно, российский боеприпас в четыре раза мощнее. При этом температура в эпицентре взрыва выше в два раза. Общая площадь поражения, по некоторым данным, превышает американский аналог в 20 раз.

Средство зачистки

Объемно-детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) действуют на основе так называемого объемного взрыва. Создает их московское ГНПП «Базальт». Они предназначаются для поражения целей, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, а также, чтобы проделать проходы в минных заграждениях. Так, американцы во Вьетнаме «расчищали» ими площадки в джунглях для посадки вертолетов. Советская армия в Афганистане бомбила пещеры Тора-Бора и прочие подземные укрепления душманов. В СССР и России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего времени считались объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500 и фугасная ФАБ-9000. Это фугасный снаряд большого калибра, который предназначен для действия по крупным сухопутным и морским целям.В носовой части бомбы находится сложное электромеханическое устройство, предназначенное для боевого взвода и распыления взрывчатого вещества. После сброса устройства через установленное время начинается распыление боевого вещества. Полученная аэрозоль преобразуется в газовоздушную смесь, которую затем подрывает взрыватель. ОДАБ создает ударную волну с избыточным давлением около 3000 кПа (30 кгс/см), фактически образуя в эпицентре взрыва полностью лишенную воздуха вакуумную среду. Этот перепад давления буквально разрывает изнутри все: людей, боевую технику, укрепления и оборонительные постройки противника. Применять бомбы можно в любых погодных условиях с высот 200-1000 м на скоростях 500-1100 км/ч.

Объемно-детонирующие бомбы классифицированы ООН как «негуманные средства ведения войны, вызывающие чрезмерные страдания людей». Однако, несмотря на такую формулировку, они не запрещены и вообще не подпадают ни под один международный договор.

«Применение подобного оружия не регламентируется никакими международными договорами, — подтвердил телеканалу ЗВЕЗДА профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, поэтому это очень опасное средство ведения войны. — По своим характеристикам оно сопоставимо с ядерным, но не несет загрязнения окружающей местности. Так что может быть применено в любой подходящий момент».

P.S.

Что об этом думают наши «партнеры»?

Новые российские крылатые ракеты представляют собой «очень большой вызов» для обороны США, поскольку позволяют дальней авиации поражать североамериканские цели, не покидая воздушного пространства России, заявил в среду глава Командованиявоздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) адмирал Уильям Гортни.

По его словам, российская дальняя авиация качественно лучше советской, и перехват российских ракет намного сложнее, чем перехват советских стратегических бомбардировщиков.

«Крылатые ракеты очень эффективны, против них очень тяжело защищаться, и это очень большой вызов для NORAD», — заявил адмирал Гортни, в прошлом боевой пилот на американских авианосцах. Гортни выступал в Атлантическом совете в Вашингтоне.

«Вызов, который стоит перед нами, — это российская дальняя авиация и угроза российских крылатых ракет с подводных лодок и (других) подводных и надводных платформ. Это вызов, поскольку на протяжении 57 лет NORAD занимался обороной. Предполагалось, что советская или российская дальняя авиация входит в наше боевое пространство, и мы должны иметь дело с ними там», — пояснил командующий NORAD.

«Но Россия выставляет качественно лучшие силы, чем основывавшиеся на количестве Вооруженные силы Советского Союза. У них другая доктрина», — добавил адмирал.

«Они развертывают управляемые ракеты, которые очень точны и обладают очень большим радиусом действия до такой степени, что их дальняя авиация теперь может не покидать российское воздушное пространство и использовать обычные ядерные боеголовки против целей и критически важной инфраструктуры в Канаде, США и на Северо-Западномтихоокеанском побережье (США и Канады)», — добавил он.

«Это заставляет нас ловить стрелы вместо того, чтобы пытаться подстрелить лучников», — заключил Гортни.

P.S.

Андрей Караулов:

США в ужасе от нашего «оружия судного дня» ИЛ-80

Автор программы «Момент истины» Андрей Караулов — о том, как мы в одночасье можем растоптать врага, едва тот успеет «дёрнуться» в сторону России.

Ольга Шаблинская, АиФ.ru:

Андрей Викторович, в недавнем интервью «АиФ» вы рассказали о возрождении оборонных предприятий… Это вызвало полемику среди читателей: мол, в стране кризис, сами с «голой ж…», но зато строим ракеты!

Андрей Караулов:

Либералы скажут тебе, что Путин делает дорогостоящие игрушки, которые невозможно продать нигде в мире, и эти игрушки разорят нашу страну. Но у нас есть «Ил-80» — это «оружие судного дня», именно так назвали его американцы… Управление происходит таким образом: три человека — президент, министр обороны и начальник Генштаба ВС — одновременно нажимая кнопки, дают старт ядерным ракетам страны. Один президент не запустит ядерную ракету, один министр обороны — тоже, и даже президент и министр обороны вдвоём не запустят ядерные ракеты, если не будет третьего — начальника Генерального штаба. А если вдруг во время бомбёжки погиб верховный главнокомандующий, если вдруг во время этой же бомбёжки погибли министр обороны и начальник Генерального штаба, тогда что? То есть, перебили всех…

— И что же тогда?

— А тогда в воздух поднимается огромная машина «Ил-80», и с этого самолёта на все шахты, где есть наши ядерные ракеты — «Рубеж», «Тополь», «Сатана», «Ярс», «Булава», поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране…

Представляешь? Апокалипсис какой-то, перебили всех — и вдруг… поступает команда всем ядерным ракетам… А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и «Ил-80» сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг ещё и самолёт собьют, что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета «Рубеж» — величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идёт команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар. И всё это — разработки учёных Российской Федерации. Когда я про всё это услышал, подумал: точно сошли с ума. А мне говорят: «Караулов, ты просто дурак. Путин давно всё возродил». До Путина, до ракет Соломонова ракеты у нас вырезались безжалостно по договору СНВ-1, СНВ-2. Был проект оставить чуть ли не две ракетные дивизии, а все остальные пустить под нож, под нож, под нож.

— Вы говорите, что «Ил-80» — самое страшное оружие, которого боятся американцы. Но ведь и у них самих ведутся военные разработки…

— У США закон: если оружие противника наносит континенту Америке неприемлемый ущерб, Третья мировая невозможна. США — единственная страна, которая может начать именно мировую войну, единственная страна, которая применила ядерное оружие — вспомните Хиросиму и Нагасаки. Нет больше державы, которая может начать именно мировую войну. Но мы сегодня Америку опередили по военному производству на десятки лет вперёд.

Сегодня у нас снова производятся мощные ракеты, начиная с «Тополя» и заканчивая старой «Сатаной», «Булавой» с морским стартом…

Возвращено производство ракет блуждающего старта. Представьте себе обычный состав, вагоны чуть больше обычных товарных, но… крышки вагона раздвигаются, и вылетает красавица-ракета «Баргузин». У нас было четыре таких комплекса. Михаил Сергеевич Горбачёв их все уничтожил, всё под нож пустил, включая специальный завод в Перми, который был продан по цене двухкомнатной квартиры в Ясенево.

Каждая ракета — это ручная сборка. Каждый может понять: если с «Ил-80» автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны, какие же это технологии! И всё это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это всё наше производство, наши разработки. Производство «Ил-80» — это 600 с лишним заводов и КБ в цепочке, а это огромные трудовые коллективы, а там хорошие зарплаты, средний возраст рабочего на головном предприятии нашего ракетного завода — 38,9 лет, (в Америке — более 50). При этом шесть человек на место на завод, как в институт попасть… Представь, какие там специалисты!

Сегодня весь мир понимает: именно в России рождаются технологии XXI века, в России! Это понимают лучшие умы Индии, лучшие умы Китая, да и лучшие умы Соединённых Штатов.

— В последнем вы уверены?

— Я хочу напомнить о величайшем событии, которое прошло мимо внимания Российской Федерации. В разгар санкций кто стал действующим (не почётным, а именно действующим!) членом Американской академии наук, причём избранным единогласно? Кто? В Нью-Йорке почётную мантию кто получил? Президент Российской академии наук Владимир Евгеньевич Фортов. Это признание лучшими умами наших сегодняшних заслуг.

«Ил-80» продать невозможно, а технологии, из которых он состоит, — влёт. Что обогатит каждого из нас. За твоей спиной и моей спиной под грифом «совершенно секретно» рождаются те технологии, которые не только накормят нашу страну в будущем, нет, часть этих технологий уже в 2016 году будет влёт уходить на мировых рынках. Потому что у каждой оборонной технологии есть второе назначение — гражданское, так было всегда. Трактор и танк создавались рядом, цеха были рядом.

Так что в XXI веке без нас никак. Просто Путин, в отличие от нас с тобой, знает в десятки тысяч раз больше о своей стране. Знает все наши оборонные заводы, в частности, химическую промышленность и нефтяную, и другие отрасли…

 Российская армия находится в состоянии готовности ответить.

НА ЛЮБОЙ УДАР ИЗВНЕ!

И применит все имеющиеся средства для отражения агрессии.

Но, похоже, что

никто пока не готов проверить на себе

этот сокрушительный удар.

arutinov.ru

Военно-воздушные силы СССР — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вое́нно-возду́шные си́лы СССР (ВВС СССР) (инф.) — один из видов Вооружённых сил СССР.

Носили наименование:

  • с 1918 по 1924 год — Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот;
  • с 1924 по 1946 год — Военно-Воздушные Силы РККА;
  • с 1946 по 1991 год — Военно-Воздушные Силы ВС СССР.

В основные задачи ВВС входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), непосредственное уничтожение объектов и войск (сил) противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе. Основой структуры Военно-воздушных сил являлись дальняя (ДА), военно-транспортная (ВТА) и фронтовая авиация[1]. Некоторые части ВВС СССР входили в стратегические ядерные силы страны, что предусматривало использование ядерных средств поражения.

По численности личного состава и количеству летательных аппаратов на момент своего распада являлись самыми крупными Военно-воздушными силами в мире. К 1990 году в их составе находилось 6 079 самолётов разных типов[2]. В декабре 1991 года, в результате развала СССР, ВВС СССР были разделены между Россией и 11 независимыми республиками (Латвия, Литва и Эстония отказались участвовать в разделе Вооружённых Сил СССР по политическим мотивам).

История

Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот

Военно-воздушные силы первого советского государства создавались вместе с Красной Армией. Руководство их строительством осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам под руководством Л. Д. Троцкого[3]. В его составе 2 января 1918 года была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики, председателем которой был назначен К. В. Акашев[3]. Переход к строительству регулярного Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота был начат в соответствии с приказом № 84 Наркомата по военным и морским делам от 25 января 1918 года, которым предписывалось «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». 24 мая 1918 года Всероссийская коллегия была упразднена, и образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухофлот), которое возглавлял Совет в составе начальника Главвоздухофлота и двух комиссаров[4]. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в сентябре 1918 года при штабе Реввоенсовета Республики было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). В конце 1921 года в связи с ликвидацией фронтов Авиадарм был упразднён. Единым органом руководства авиацией стало Главное управление Воздушного Флота.

К ноябрю 1918 года в составе военно-воздушного флота было 38, к весне 1919 года — 61, а к декабрю 1920 года — 83 авиаотряда (в том числе 18 морских)[3]. Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советских самолётов[4]. В распоряжении Главного командования РККВФ также находился дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец»[5].

Военно-Воздушные Силы РККА

wiki-org.ru

Военно-воздушные силы — это… Что такое Военно-воздушные силы?


Военно-воздушные силы
Военно-воздушные силы
(ВВС) — высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его военно-экономического потенциала, дезорганизации государственного военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота, прикрытия группировок войск (сил) и объектов от ударов воздушного противника, обеспечения вооруженных сил данными воздушной разведки, осуществления воздушных перевозок.
ВВС большинства стран состоят из стратегической (дальней), тактической (фронтовой, армейской), военно-транспортной авиации и включают бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную и транспортную, являющиеся родами авиации. В ряде государств в состав военно-воздушных сил входит и авиация ПВО, а армейская авиация является родом сухопутных войск. В США, кроме того, в военно-воздушные сил входят соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно-космические средства. Организационно ВВС обычно состоят из оперативных авиационных объединений, соединений и частей (крыльев — в США), частей тыла, связи и радиотехнического обеспечения, специальных войск.
История военно-воздушных сил связана с развитием авиационной техники (см. Авиация). Появление первых военных самолётов в крупных государствах относится к 1909—1910. В России самолёты в военных целях впервые были использованы на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911. На каждой стороне действовало по одному авиаотряду, которые выполняли задачи по ведению воздушной разведки. Первый боевой опыт русский лётчики получили а 1912—1913 в первой Балканской войне, когда русский добровольческий авиаотряд действовал на стороне Болгарии. Опыт боевого применения авиации и её действия на манёврах послужили основой для дальнейшего развития военной авиации в русский армии. В Уставе полевой службы, изданном в 1912, нашли отражение положения по использованию самолётов как средства разведки и связи.
К началу Первой мировой войны Россия имела 263 военных самолёта (преимущественно французского производства). Франция — 156, Великобритания — 30, США — 30, Германия — 232, Австро-Венгрия — 65, Италия — 30. Эти самолёты ещё не имели бортового вооружения, скорость их составляла 100—120 км/ч, а потолок 2000—3000 м. Они применялись главным образом для ведения воздушной разведки и корректирования артиллерийский огня. Стремление к нанесению ударов по наземным целям с воздуха обусловило создание специального самолёта — бомбардировщика. Эффективная воздушная разведка и успешные бомбардировки вынудили воюющие стороны вести борьбу с самолётами-разведчиками и бомбардировщиками и создать для этих целей самолёт-истребитель. В 1914 в России был принят на вооружение четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» и сформирована первая эскадра из 10 таких самолётов. К лету 1916 её состав увеличился до 20 самолетов. В 1915—1916 на вооружение поступили одноместные самолёты-истребители, в том числе во Франции «Ньюпор» и «СПАД», в Германии «Фоккер», в Великобритании «Скаут-Д», в России французские самолёты «Ньюпор». Одновременно с бурным развитием воздушных средств вооруженной борьбы возникла проблема борьбы за господство в воздухе, которая сводилась главным образом к воздушным боям. Начало активной борьбе с самолётами противника положили русские лётчики П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К .Арцеулов и др. Ими были разработаны фигуры высшего пилотажа и принципы ведения воздушного боя. К концу Первой мировой войны ВВС как самостоятельный род войск состоял из родов авиации: бомбардировочной, истребительной и разведывательной. Численность авиации воюющих государств резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах имелось всего 806 боевых самолётов, то к концу войны Германия имела 2730 самолётов, Австро-Венгрия — 622, Франция — 3321, Великобритания — 1758, США — 740, Италия — 842, Россия —590 самолётов; всего было свыше 10 тысяч самолётов, в том числе разведчиков 44,9%, истребителей 40,4%, бомбардировщиков 14,7%. К концу войны скорость лучших типов самолётов-истребителей достигла 220 км/ч, разведчиков — 180, бомбардировщиков — до 170 км/ч, потолок увеличился до 7000 м.
Современные ВВС создавались вместе с Красной Армией. Руководство их строительством осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. В его составе 2 января 1918 (20 декабря 1917) была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики (председатель К. В. Акашев), на которую возлагались руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений Воздушного флота Республики, сохранение и сбережение авиационного имущества, подготовка авиационных кадров, организация материально-технического обеспечения. Переход к строительству регулярного Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота был начат в соответствии с приказом №84 Наркомата по военным и морским делам от 25 января 1918, которым предписывалось «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». Создаются новые органы управления в центре и на местах. 24 мая 1918 Всероссийская коллегия была упразднена, и образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухофлот), которое возглавлял Совет в составе начальника Главвоздухофлота и двух комиссаров. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в сентябре 1918 при штабе Реввоенсовета (РВС) Республики было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). За Главвоздухофлотом остались вопросы формирования и снабжения авиачастей. В конце 1921 в связи с ликвидацией фронтов Авиадарм был упразднён. Единым органом руководства авиацией стало Главное управление Воздушного Флота, которое в 1924 реорганизовано в Управление военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии с подчинением его Реввоенсовету СССР. Начальник управления военно-воздушных сил являлся одновременно членом РВС. К ноябрю 1918 в составе военно-воздушных сил было 38, к весне 1919 — 61, а к декабрю 1920 — 83 авиаотряда (в том числе 18 морских). Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советский самолётов. Лётные кадры готовились в 1 й Московской, Егорьевской и Зарайской авиационных школах, Военно-морской школе авиации (г. Самара), Петроградской военной школе лётчиков-наблюдателей. Подготовка воздухоплавателей велась на Петроградских советских воздухоплавательных курсах. В 1919 организован Московский авиационный техникум, преобразованный в 1920 в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В 1922 на базе этого института создана Академия Воздушного Флота Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).
В период Гражданской войны советская военная авиация вела активные боевые действия по защите молодой Советской Республики. Её основные задачи: воздушная разведка, поражение живой силы и объектов противника, борьба с его авиацией, корректирование артиллерийского огня, связь, разбрасывание листовок и агитационной литературы. Уже в годы Гражданской войны были решены некоторые вопросы оперативного искусства ВВС, разработаны основные принципы их боевого применения: массирование авиации на главных направлениях, взаимодействие с сухопутными войсками, централизованное управление. На главных направлениях действий сухопутных войск авиаотряды объединились в авиагруппы, что повышало их эффективность. Основные усилия ВВС сосредоточивались на тех фронтах, откуда Республике Советов грозила наибольшая опасность. Всего за годы Гражданской войны советские лётчики произвели около 20 тысяч самолёто-вылетов, сбросили свыше 94000 кг бомб и большое количество агитационной литературы, провели 144 воздушных боя. За мужество и героизм, проявленные в боях на различных фронтах, 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденами Красного Знамени, 16 из них удостоены этой награды дважды, а С. А. Монастырев, И. У. Павлов, П. X. Межерауп, Я. Н. Моисеев, Е. М. Ухин — трижды.
После окончания Гражданской войны начался быстрый количественный и качественный рост ВВС. В 1924—1933 на вооружение поступили истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики ТБ-l и ТБ-3. В 30 с гг. на вооружение были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 (ДБ-Зф). За 1930—1940 производство военных самолётов возросло в 6,5 раза. В 1940—1941 начаты серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 (см. Авиационная промышленность) и перевооружение ими авиаполков. Одновременно совершенствовалась организационная структура ВВС. В 1924 основной организационной структурной единицей стала эскадрилья. В 1927 начато формирование авиабригад. В 1933 создаются авиакорпуса тяжелобомбардировочной авиации, которые предназначались для выполнения самостоятельных оперативных задач, а в 1936 — первое оперативное объединение тяжелобомбардировочной авиации — армия особого назначения. До 1939 в составе советских военно-воздушных сил было сформировано 3 таких армии. В 1940 управления авиационных армий расформированы. Из входивших в их состав частей и соединений была образована дальнебомбардировочная авиация Главного командования Красной Армии. В 1939—1940 ВВС переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. К июню 1941 военно-воздушные сил имели в своём составе 53,4% самолётов-истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков, 2% транспортных самолётов. Организационно военно-воздушные силы делились на авиацию Главного командования (дальнебомбардировочная авиация), фронтовую (военно-воздушные силы военных округов), армейскую (ВВС общевойсковых армий) и войсковую (корпусные эскадрильи). Накануне Великой Отечественной войны подготовка авиационных кадров осуществлялась в 3-х авиационных академиях: Ленинградской военно-воздушной академии, Военно-воздушной, инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, Военно-воздушной академии командного и штурманского состава (ныне Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина), 78 лётных и 18 технических школах и училищах. В 1921—1941 руководство советскими военно-воздушными сил осуществляли А. В. Сергеев (1921—1922), А. А. Знаменский (1922—1923), А. П. Розенгольц (1923—1924), П. И. Баранов (1924—1931), Я. И. Алкснис (1931—1937), А. Д. Локтионов (1937—39), Я. В. Смушкевич (1939—40), П. В. Рычагов (1940—1941).
ВВС многих зарубежных государств в 1918—1939 получили значительное развитие и к началу Второй мировой войны имели в строю боевых самолётов: Германия — 4093, США — 1576, Япония — около 3750, Великобритания — 3891, Франция — 3335, Италия —2802. Удельный вес бомбардировочной авиации в составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной авиации уменьшился. ВВС Германии делились на 5 флотов (оперативных объединений), каждый из которых включал 800—1200 самолётов. ВВС Великобритании были самостоятельным видом вооруженных сил, подчинялись министру авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; морская авиация подчинялась военно-морскому министру. ВВС США во Второй мировой войне не имели единого командования. Авиачасти и соединения, предназначенные для поддержки войск, объединялись в воздушные корпуса, которые подчинялись командованию войск; морская авиация находилась в составе военно-морских сил.
Решением Ставки Главного Командования 29 июня 1941 был создан Военный Совет военно-воздушных сил и учреждена должность командующего военно-воздушными силами —заместителя наркома обороны. Эту должность занимали П. Ф. Жигарев (до апреля 1942), А. А. Новиков (1942—1946). Руководство страны приняло все возможные меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов, строительство которых в соответствии с планом третьей пятилетки началось ещё до войны. Это сыграло решающую роль не только в восполнении значительных потерь советской авиации в начале Великой Отечественной войны, но и позволило увеличить её мощь. На вооружение военно-воздушных сил все больше поступало самолётов-истребителей Як-7, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, двухместных штурмовиков Ил-2 (а с лета 1944 Ил-10), бомбардировщиков Пе-2, Ту-2, пушек, бомб, радиолокационных станций, радиосвязного и аэронавигационного оборудования, аэрофотоаппаратов и другой техники и вооружения. Продолжала совершенствоваться организационная структура военно-воздушных сил. В марте 1942 соединения дальней авиации объединены в Авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК).; учреждена должность командующего Авиацией дальнего действия, на которую был назначен А. Е. Голованов. С мая 1942 во фронтовой авиации стали создаваться авиационные оперативные объединения — воздушные армии (к концу года их насчитывалось 17). Осенью 1942 началось формирование отдельных авиационных корпусов и дивизий резерва ВГК, что позволяло быстро сосредоточивать крупные силы авиации на важнейших направлениях. Высокие боевые качества советских ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в воздушных сражениях на Кубани, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Если в операциях 1941 участвовало 200—500 самолётов, то в 1943—1945 — до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 — до 7500 самолётов.
За годы Великой Отечественной войны фронтовая и дальняя авиация совершили 3124 тысяч боевых самолёто-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. Из 77 тысяч самолётов, потерянных фашистской Германией на советско-германском фронте, 57 тысяч были уничтожены советскими лётчиками в воздушных боях и на аэродромах. Военно-воздушные силы оказали большую помощь партизанам. Авиацией дальнего действия и Гражданского воздушного флота было совершено около 110 тысяч самолёто-вылетов, перевезено свыше 83 тысяч партизан, доставлено им 17 тысяч т вооружения, боеприпасов, продовольствия и других грузов. За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов награждены орденами и медалями, 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды и двое — трижды (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Советские военные лётчики за годы войны совершили более 600 воздушных таранов, при этом 34 лётчика дважды таранили вражеские самолёты, А. С. Хлобыстов — трижды, а Б. И. Ковзан — четырежды. Свыше 500 лётчиков повторили бессмертный подвиг Н. Ф. Гастелло. Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей, 708 получили почётные наименования и 228 удостоены звания гвардейских.
За годы Второй мировой войны значительно улучшились летно-технические характеристики самолётов: скорость истребителей достигла 650—720 км/ч, дальность полёта стратегических бомбардировщиков превысила 6,5 тысяч км, а их максимальная бомбовая нагрузка достигла 8—9 т. Производство боевых самолётов всех воюющих государств за годы войны составило 450 тысяч.
В послевоенные годы основное направление развития советских военно-воздушных сил — переход от поршневой авиации к реактивной. Фронтовая авиация получила на вооружение реактивные самолёты МиГ-9, Як-15, МиГ-15, Ла-15, Ил-28 и др. Оснащалась новой авиационной техникой и транспортная авиация. Созданы вертолётные части. На основе опыта, накопленного в период Великой Отечественной войны, разработаны и изданы новые уставные документы. Для обеспечения надежного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащаются различными радиоэлектронными системами; началось оборудование аэродромов системой посадки самолётов по приборам. Поступление на вооружение ядерного оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения военно-воздушных сил и резко повысило их роль. Одновременно продолжалось развитие авиационной техники. Истребительная авиация получила сверхзвуковые самолёты МиГ-19, вооружённые ракетами класса «воздух — воздух», а на смену устаревшим самолётам-штурмовикам пришли истребители-бомбардировщики МиГ-15бис, Су-7Б, На вооружение дальней авиации поступили новые тяжёлые реактивные и турбовинтовые самолёты Ту-16, Ту-95, М-4, 3М. Увеличилось производство вертолётов. Количественный и качественный рост военно-транспортных самолётов позволил расширить задачи военно-транспортной. авиации. Рост боевых возможностей ВВС требовал совершенствования системы управления. В 1946 была введена должность Главнокомандующего ВВС — заместителя Министра Вооруженных Сил (затем заместитель Министра обороны СССР). Эту должность занимали К. А. Вершинин (1946—1949, 1957—1969), Жигарев (1949—1957), П. С. Кутахов (1969—1984), А. Н. Ефимов (1984—1990), Е. И. Шапошников (1990—91), П. С. Дейнекин (с 1991). Штаб ВВС преобразован в Главный штаб ВВС.
Продолжалось совершенствование организационной структуры частей, соединений, объединений. В составе ВВС оформились дальняя и военно-транспортная авиация как виды авиации. На вооружение истребительной авиации поступили новые реактивные самолёты с ракетным и пушечным вооружением. Вместо штурмовой авиации создана истребительно-бомбардировочная, способная применять как обычные средства поражения, так и ядерное оружие. Фронтовая и дальняя авиация также стали ракетоносными. В военно-транспортной. авиации на смену устаревшим поршневым самолётам пришли турбовинтовые самолёты большой грузоподъёмности.
Большое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных кадров для ВВС. Созданы высшие Военные авиационные училища, начавшие с 1959 подготовку лётчиков-инженеров и штурманов-инженеров. Учреждены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» (1958), «Заслуженный парашютист-испытатель СССР» (1934). В 1965 для лучших мастеров лётного дела были установлены почётные звания «Заслуженный военный лётчик СССР» и «Заслуженный военный штурман СССР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 почётные звания «Заслуженный военный лётчик СССР», «Заслуженный военный штурман СССР» и «Заслуженный парашютист-испытатель» упразднены. Для авиационных специалистов, как и представителей других видов Вооруженных Сил, установлено единое почётное звание «Заслуженный специалист Вооружённых Сил». На вооружение ВВС зарубежных государств (США, Великобритании, Франции, ФРГ) в послевоенный период также поступили реактивные самолёты, оснащённые управляемыми и неуправляемыми реактивными снарядами различных классов и назначения. Основное внимание уделяется развитию тактической авиации (США, ФРГ, Франция), которая рассматривается в качестве основного средства доставки ядерных боеприпасов на театре военных действий и поддержки войск. Для поражения объектов в глубоком тылу в США, Великобритании и Франции были разработаны и приняты на вооружение реактивные стратегические бомбардировщики. Ведутся интенсивные работы по перевооружению военно-воздушных сил новыми типами самолётов.
Советские ВВС к началу 90 х гг. состояли из дальней, фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации. Основу их ударной мощи составляла дальняя авиация, оснащённая сверхзвуковыми ракетоносцами и бомбардировщиками большого радиуса действия, способными накосить удары по наиболее важным наземным (морским) объектам противника на континентальных и океанских (морских) театрах военных действий. Фронтовая авиация, имевшая на вооружении бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители, разведчики, способна вести борьбу с ракетно-ядерными средствами и авиацией противника, его резервами, осуществлять авиационную поддержку сухопутных войск (сил) путём уничтожения главным образом подвижных объектов, надёжно прикрывать их от ударов противника с воздуха, вести воздушную разведку и радиоэлектронную борьбу в оперативной и тактической глубине обороны противника. Армейская авиация, включавшая боевые и транспортные вертолёты и беспилотные летательные аппараты, способна успешно вести боевые действия по поражению наземных (морских), главным образом подвижных, объектов на переднем крае и в тактической глубине, осуществлять десантирование и обеспечивать манёвр войск, а также решать другие задачи. Военно-транспортная авиация, имея на вооружении современные большегрузные самолёты, способна выбрасывать и высаживать десанты со штатным вооружением (включая танки, орудия, ракеты), перевозить по воздуху на большие расстояния войска, вооружение, боеприпасы и материальные средства, обеспечивать манёвр авиационных соединений и частей, эвакуировать раненых и больных, а также вести радиоэлектронную борьбу и выполнять специальные задачи.
Ежегодно в третье воскресенье августа отмечается День Воздушного Флота. Этот праздник был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1933 в честь выдающихся достижений учёных, авиаконструкторов, лётного и технического состава военно-воздушных сил в деле укрепления обороноспособности государства.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Военно-воздушная инженерная академия
  • Военно-транспортный летательный аппарат

Смотреть что такое «Военно-воздушные силы» в других словарях:

  • Военно-воздушные силы РФ — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст …   Википедия

  • Военно-воздушные силы — Военно воздушные силы. 1) Самолет Илья Муромец . 2) Штурмовик Ил 2. 3) Истребитель МиГ 31. 4) Транспортный самолет Ан 124 Руслан . ВОЕННО ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ — (ВВС) вид вооруженных сил. ВВС ряда крупных государств состоят из стратегической, тактической, военно транспортной авиации и авиации ПВО. В США в ВВС входят также соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно космические средства …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ — (ВВС) вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных и совместно с другими видами вооруженных сил действий по разгрому авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыву его военно экономического потенциала,… …   Юридическая энциклопедия

  • ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ — (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для поддержки других видов вооруженных сил, высадки (выброски) воздушных десантов, ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. ВВС включают соединения и части …   Современная энциклопедия

  • военно-воздушные силы — (ВВС) — высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его… …   Энциклопедия «Авиация»

  • военно-воздушные силы — (ВВС) — высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Военно-Воздушные Силы — (ВВС)         вид вооружённых сил государства, предназначенный для самостоятельных действий при решении оперативно стратегических задач и для совместных действий с другими видами вооружённых сил. По своим боевым возможностям современные ВВС… …   Большая советская энциклопедия

  • Военно-воздушные силы — У этого термина существуют и другие значения, см. ВВС (значения). Самолёт 5 поколения Сухой Т 50 …   Википедия

  • ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ — (ВВС) вид во оружейных сил гос ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1 ю мировую войну ВВС вспомогат. род войск, в годы 2 й мировой войны превратились в один из основных видов …   Советская историческая энциклопедия

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *