Ка-52 Аллигатор Боевой Ударный Российский Вертолет, Технические Характеристики (ттх), Скорость, Аэродинамика, Вооружение, Чертежи и Фото
Ка-52, или как его еще называют, «Аллигатор» — российский боевой ударный вертолет, предназначенный для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя. Ка-52 – это модернизация Ка-50.
История
В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».
Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.
В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.
За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.
В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач» — только стоил дешевле.
Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.
Черная акула и Аллигатор
В середине 80-х был объявлен победитель конкурса: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Соосная схема этой машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, дороже стоит и их обслуживание. С другой стороны, применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повысить эффективность работы двигателя, сделать вертолет более маневренным и подвижным. Вес машины также становится меньше по сравнению с вертолетами классической схемы. Но управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.
Проблема К-50 заключалась в том, что этим вертолетом управлял всего один человек. Эффективно вести машину и одновременно наводить оружие — очень непросто, особенно в сложных условиях (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – ею и стал боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «Черной акулы», и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.
Рождение «Аллигатора»
Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.
Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.
ТТХ вертолета
Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.
Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.
На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.
На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.
Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже в таблице приведены ТТХ вертолета Ка-52.
Общие данные | |
Экипаж, чел | 2 |
Масса, кг: | |
максимальная взлётная | 10800 |
нормальная взлётная | 10400 |
Скорость, км/ч: | |
Максимальная | 310 |
Крейсерская | 250 |
максимальная на пикировании | 350 |
Максимальная вертикальная перегрузка | 3 |
Потолок, м | 3600 |
Дальность действия, км | 520 |
Диаметр несущих винтов, м | 14,5 |
База шасси, м | 4,92 |
Колея шасси, м | 3,67 |
Основное вооружение | 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь» |
Дополнительное вооружение | блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В» |
Максимальная перегрузка | 3,5 |
Двигатель ВК-2500 | |
Мощность, л.с.: | |
чрезвычайный режим | 2700 |
взлётный режим | 2400 |
Размеры | |
Длина, м | 14,2 |
Ширина, м | 7,3 |
Высота, м | 5 |
В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К – корабельный вариант машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить во Франции.
Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.
Видео о Ка-52
militaryarms.ru
фото Ка-52 «Аллигатор», вертолёт Ка-52.
Ка-52 («Аллигатор») – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции. Создан на базе одноместного Ка-50. На вооружении российской армии состоит около 80 этих машин.
Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»История создания и эксплуатация
Идея нового вертолета, который мог бы одновременно проводить разведку в боевых условиях, обнаруживать и уничтожать различные цели, а также поддерживать и координировать действия групп вертолетов, возникла в КБ Камова еще в начале 1980-х годов. Однако неблагоприятные условия последующих лет не позволили осуществить первоначальный проект. Основой новой машины стал уже пошедший в серию Ка-50 («Черная акула»).
Испытания прототипов Ка-52 начались в 1997 году и продолжались около десяти лет, после чего было построено несколько опытных предсерийных экземпляров для государственных испытаний, которые машина выдержала успешно. Серийное производство вертолета для вооруженных сил России началось в 2011 году, после его официального принятия на вооружение.
С 2015 года Ка-52 участвуют в военных операциях России в Сирии. Они оказывают огневую поддержку войскам, привлекаются к охране базы ВВС в Латакии и сопровождают поисково-спасательные вертолеты.
Имеются планы использовать Ка-52 на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в качестве палубных вертолетов.
Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Особенности конструкции
В отличие от своего предшественника «Черной акулы», Ка-52 — двухместная машина. Один член экипажа выполняет функции пилота, второй оператора, но предусмотрена также возможность совмещения управления и ведения огня любым из пилотов. Такое дублирование, а также взаимное расположение пилотских кресел (рядом друг с другом) делает Ка-52 очень удобной тренировочной машиной.
Носовая часть Ка-52 более сглаженная и обтекаемая, за счет чего достигнуто повышение аэродинамики вертолета и снижение его заметности для радаров обнаружения. В остальном фюзеляж и винты практически не отличаются от Ка-50.
Авионика вертолета была усовершенствована, а радиолокационная система Ка-52 оснащена двумя антеннами – для воздушных и наземных целей.
Экипаж защищен бронированной кабиной и, в случае необходимости, может катапультироваться с любой высоты до 4000 м.
Ка-52 «Аллигатор»Смотрите также фото бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь».
Вооружение
Для выбора цели используется система «Самшит», оснащенная тепловизором и лазерным целеуказанием. Общая боевая нагрузка достигает 2000 кг на первых моделях (4 точки подвески)и 2,8 т. на машинах, произведенных после 2012 года (6 точек подвески).
Ка-52 может быть вооружен 12-ю управляемыми ракетами. Для уничтожения бронетехники Ка-52 использует ПТУР «Вихрь», для борьбы с воздушными целями применяются управляемые ракеты Р-73. Есть также возможность использования высокоточных ракет Х-25.
Неуправляемые ракеты на вооружении: 80 ракет С-8 (по 20 в 4-хблоках) или же 20 ракет С-13 (по 5 в 4-х блоках). Они предназначены для ударов по наземным целям, включая цели, находящиеся в укрытиях.
Автоматическая 30-мм пушка имеет боекомплект 460 снарядов. Ка-52 «Аллигатор» Ка-52 «Аллигатор»Модификация Ка-52К
Разработка версии вертолета для базирования на корабельной палубе велась для предполагавшейся покупки Россией вертолетоносцев «Мистраль». Этот вариант назвали Ка-52К («Катран»). Он получил складывающиеся винты, а также значительно усиленную РЛС, позволяющую засекать цели на расстоянии 300 км. Кроме того, эта модификация должна оснащаться ракетным комплексом «Гермес», способным уничтожать бронетехнику на расстоянии до 100 км.
После отказа Франции продать «Мистрали» России, выпуск палубного варианта Ка-52 не был осуществлен в полной мере. Тем не менее, предполагается, что российский ВМФ должен получить около 40 таких вертолетов. Заинтересованность в приобретении этих машин проявил также Египет.
Ка-52 «Аллигатор»komotoz.ru
Ка-52 «Аллигатор»
Общая информация
Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Ка-52 «Аллигатор» может обеспечивать разведку целей, целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие вертолеты и командные пункты сухопутных войск. Вертолет может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
- Ка-52 «Аллигатор» снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Конструкция вертолета соответствует требованиям российских и международных стандартов к боевым вертолетам и их технической эксплуатации.
- Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов. Высокие летные характеристики, достигнутые, в том числе, за счет соосной схемы расположения винтов, позволяют вертолету быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции.
- На Ка-52 «Аллигатор» установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500, обеспечивающих возможность полетов на высотах свыше 5000 метров. Статический потолок равен 4000 метрам, что позволяет вертолёту осуществлять взлет и посадку в условиях жаркого климата и высокогорья. Также Ка-52 «Аллигатор» может применяться в холодном климате и в условиях обледенения.
- Ка-52 «Аллигатор» оснащен самой современной авионикой и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи.
- Ка-52 «Аллигатор» имеет высокую защищенность экипажа, современные автоматизированные системы для облегчения пилотирования, а также удобен в обслуживании на земле.
www.russianhelicopters.aero
Вертолёт Ка 52 «Аллигатор» — Авиация России
Успешным продолжением концепции вертолёта Ка 50 с одним пилотом «Чёрная акула» по праву считается двухместная машина Ка 52, получившая прозвище «Аллигатор» и известная в классификации НАТО как Hokum-B. Этот боевой вертолёт предназначается для координации работы ударных вертолётов, ведения разведки и указания целей в ходе боя, участия в антитеррористических операциях и для прикрытия спецназа.
История создания Ка 52
Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного Ка 50
, попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52. Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года. Ка 52 СМК серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К.
Краткое описание вертолёта
Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.
Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.
Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.
В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.
Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.
Тактико-технические данные Ка 52
Ка 52 фотоЛётные характеристики вертолёта Ка 52
- Крейсерская скорость – 270 км/час.
- Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.
- Перегоночная дальность – 1160 км.
- Практическая дальность – 460 км.
- Статический потолок – 4000 м
- Динамический потолок – 5500 м.
- Скороподъёмность – 600 м/мин.
- Допустимая перегрузка – 3,5 g.
Технические данные вертолёта Ка 52
- Длина вертолёта – 14,2 м.
- Высота вертолёта – 5 м.
- Диаметр винтов – 14,5 м.
- Размах крыла – 7,3 м.
- Максимальный взлётный вес – 12200 кг.
- Вес топлива во внутренних баках – 1487 кг.
- Двигатели – 2 Х ВК-2500.
- Мощность на взлётном режиме – 2 х 2400 л.с.
- Мощность на чрезвычайном режиме – 2 х 2700 л.с.
- Мощность на крейсерском режиме – 2 х 1750 л.с.
- Экипаж – 2 чел.
Вооружение вертолёта Ка 52
- Пушечное – 1 х 30-мм 2А4А.
- Точек подвески – 6.
- Боевая нагрузка – 2800 кг.
- УР «воздух-земля» — 4 х ПТУР «Штурм ВУ»
- УР «воздух-воздух» — 2 х «Игла-В» на пилонах.
- НУР С-8 – 4 Х 20 шт.
- НУР С-13 – 4 Х 5 шт.
В настоящее время в войска поставлена и освоена 81 единица этих вертолётов.
Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»
Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет Ми 28Н для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52.
Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.
Ка 52 и Ми 28Н в Сирии
Ка 52 «Аллигатор» и Ми 28Н «Ночной охотник» получили боевое крещение в боях против ИГИЛ в сирийской пустыне. С конца 2015 года эти вертолёты базируются в сирийской провинции Латаки на аэродроме Хмеймим и имеют практически одинаковое вооружение, состоящее из 30-мм пушки, двух типов УР «Атака»и НАР С-80. Ка 52 на борту имеет оборонный комплекс «Президент-С», с помощью которого несложно подавить ПЗРК террористов, составляющих основу ПВО.
Ка 52 принял участие в боевой операции при освобождении города Хомс в апреле этого года, а Ми 28Н весной 2016 года показал свои возможности в боях за Пальмиру.
Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео
The following two tabs change content below.Рекомендуем к просмотру
comments powered by HyperCommentsaviarf.ru
Мы видим тебя, Ка! Вертолет Ка-52 «Аллигатор» — вожак стаи винтокрылых штурмовиков
Боевые вертолеты хорошо зарекомендовали себя в локальных конфликтах (насколько понятие «хорошо» вообще приложимо к машинам для массового убийства). Однако же давно стало ясно, что успех вылета зависит не столько от удачных одиночных действий, сколько от слаженной работы группы. Увы, пилоту одноместной машины некогда командовать коллегами: своих дел невпроворот. Поэтому военные создали двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» — того самого «Аллигатора».
На его просторах рядом с пилотом легко умещается командир группы или штурман — оператор вооружения. Ка-52 снабжен мощным комплексом электронных средств наблюдения, связи и наведения. Все это превращает «Аллигатор» в превосходного вожака стаи «боевых птиц» (и плевать на некоторое несоответствие законам природы).
Ка-52 выгодно отличается от импортных машин подобного класса. Например, соосная схема несущих винтов делает ненужным хвостовой рулевой винт. Благодаря этому существенно снижаются моменты инерции, что в сочетании с допустимой вертикальной перегрузкой в 3,5 единицы позволяет «Аллигатору» выполнять резкие маневры, недоступные конкурентам. А насколько важно для боевого вертолета мгновенно увернуться от вражеской ракеты, ты не понаслышке знаешь и сам… Это Ка-52 тоже умеет.
Впрочем, главная задача «Аллигатора» все же не трусливо уворачиваться, а наводить на врага стаи боевых товарищей по небу с помощью цифровой системы внешнего целеуказания. Она позволяет передавать разведанные координаты цели на значительные расстояния и дает возможность винтокрылым штурмовикам («Винтокрылые штурмовики» — отличное название для панк-группы, скажи?) идти в атаку, даже когда они вообще не видят цель.
Кстати, для многострадального вертолетоносца «Мистраль» разрабатывается специальная корабельная версия «Аллигатора».
Ну и в отличие от многих других вертолетов, в Ка-52 летчики сидят на катапультируемых креслах! Проблема с расчленением пилотов несущими винтами решается просто: в аварийной ситуации сначала отстреливаются лопасти, а потом уже вылетают кресла.
При всем этом стоимость Ка-52 составляет треть цены его американского конкурента AH-64D «Апач Лонгбоу», то есть всего 20 миллионов долларов за штуку. Бери аллигатор, дорогой. Последний остался!
Конкуренты
«Мангуст», «Длинный лук апачей»? Пусть «Аллигатор» и проигрывает конкурентам по ряду показателей, зато у него самое устрашающее имя!
AH-64D Apache Longbow
Взлетный вес, max: 8006 кг
Cкорость, max: 276 км/ч
Скороподъемность, max: 13 м/с
Практический потолок: 4465 м
Вооружение: 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека
Agusta A.129 Mangusta
Взлетный вес, max: 4100 кг
Скорость, max: 315 км/ч
Скороподъемность, max: 11 м/с
Практический потолок: 6500 м
Вооружение: 12,7-мм пулемет, 8 ПТУР BGM-71 TOW, 2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3P
Экипаж: 2 человека
Eurocopter PAH-2 (HAP) Tiger
Взлетный вес, max: 6000 кг
Скорость, max: 280 км/ч
Скороподъемность, max: 6,4 м/с
Практический потолок: 3500 м
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871; 8 ПТУР Hot2 и/или TRIGAT LR; 4 УР «воздух-воздух» Mistral и/или FIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека
www.maximonline.ru
вертолет российского производства :: SYL.ru
«Летающие танки», поддерживающие наступательный порыв пехоты, наносящие точечные удары со сверхмалых высот, находящие малоразмерные цели в условиях любой, даже очень низкой, видимости, — все эти определения присущи особому классу боевой авиации, а именно ударным вертолетам. Как и наземная бронетехника, они должны обладать такими важными свойствами, как высокая защищенность, маневренность и огневая мощь. В России подобные машины начали создавать относительно недавно, но уже добились впечатляющих результатов. Последним словом конструкторской мысли стал вертолет Ка-52 «Аллигатор», вобравший в себя все полезные черты известных зарубежных и отечественных аналогов, но во многом опередивший время.
Формирование образа ударного вертолета
Вертолеты применялись в войсках со времени окончания Второй мировой войны. Отношение к ним представителей армий союзников (у СССР их не было) отличалось на этом этапе определенным скепсисом. Боевой нагрузки «коптеры» брать много не могли, для высадки десантов тоже казались малопригодными, тихоходны, радиус действия ограничен — для чего же можно использовать такую «игрушку», малополезную и уязвимую? В Корее вертолеты американцы начали применять более широко, главным образом для эвакуации раненых, что сразу отразилось на показателе смертности (сыграл свою роль тот самый «золотой час», в течение которого необходимо доставить истекающего кровью солдата на операционный стол).
Во Вьетнаме винтокрылы по эффективности уже занимали ведущие позиции, их использовали как для медицинских перевозок, так и в качестве «лошадей воздушной кавалерии». Во второй половине этой бесславной войны появились и ударные образцы («Кобра»). Чаще же для этой цели просто переоборудовали обычный «Хьюи», вооружив его кассетами реактивных снарядов и пулеметами. Тем не менее первый шаг был сделан, новый класс авиатехники родился. Современные вертолеты имеют четкое функциональное деление. Ударные машины атакуют вражеские позиции, транспортные — доставляют грузы и вывозят раненых.
В СССР и России
Примерно такую же эволюцию, как и за рубежом, ступень за ступенью проходило и отечественное авиастроение, правда с некоторым опозданием. Российские боевые вертолеты первых поколений также создавались на базе универсальных образцов путем дооснащения и переоборудования. Ми-4 стал первой машиной, имеющей в военном варианте встроенное стрелковое вооружение. Самая массовая винтокрылая машина Ми-8 получила ракеты на внешних подвесных пилонах, на ее базе (силовая установка заимствована полностью) был спроектирован знаменитый «Крокодил», ветеран Афганистана Ми-24, который, впрочем, был многократно раскритикован военными специалистами именно за свою универсальность. Для того чтобы эффективно выполнять ударные функции, он оказался слишком тяжелым, а для десантирования у него вместимость маловата. Тем временем накопленный американцами опыт диктовал необходимость узкой специализации. «Черная акула» Ка-50 стала первым и сразу же достаточно удачным ответом на их «Апач». Дальнейшим развитием концепции считается боевой вертолет «Аллигатор».
«Первый блин»
Ка-52 задумывался и создавался в условиях тяжелейшего экономического кризиса, царившего в стране после развала СССР. Первый прототип с целью экономии материальных средств проектировали в 1994 году как вариант «Черной акулы» для двух членов экипажа, с сохранением максимальной номенклатуры комплектующих изделий. Стремление к удешевлению само по себе похвально и очень часто вполне оправданно, но в данном случае оказалось уместным лишь частично. Угловатым и тяжеловесным, а главное — слишком заметным для вражеских радаров получился первый вертолет «Аллигатор». Характеристики его значительно ухудшились по сравнению с прототипом. В результате государственная комиссия отправила проект на доработку, не «зарубив», впрочем, его окончательно и отдав предпочтение милевскому Ми-28. Главные претензии предъявлялись остеклению и вообще всей носовой части, не имевшей достаточного пространства для размещения современной авионики с учетом модификационных перспектив.
Испытания и первые попытки поставки на экспорт
Начиная от восемнадцатого шпангоута и далее к носу вся конструкция «Черной акулы» претерпела существенные изменения. Осенью 1996 года прототип был готов. Черная машина с надписью «Аллигатор» была продемонстрирована общественности и сразу заинтересовала специалистов. В июне 1997 года летчик А. Смирнов поднял в воздух и «подвесил» первый опытный «Аллигатор». Вертолет управлялся хорошо, и начался этап его испытания в различных вариантах комплектации навигационным и прицельным оборудованием. Попытка в 1999 году предложить его турецкой армии успехом не увенчались, так как, по условиям тендера, сборка и частичная комплектация должна была производиться вне России, что противоречило соображениям технологической безопасности. По той же причине было свернуто участие в конкурсе на поставку машины для Республики Кореи (2000 год). Эти события, конечно, влияли на экономическое положение КБ им. Камова, но перспективы оказались в конечном счете лучше ожидаемых.
Запуск в производство
2006 год оказался счастливым: в деле продвижения камовской машины состоялся масштабный прорыв. Основным соперником «Аллигатора» считался Ми-28Н КБ им. Миля, долгое время опережавший его по перспективам дальнейшего производства. Обе машины оказались настолько хороши, что Министерство обороны долгое время не могло выбрать лучшую, но в конце концов приняло соломоново решение. В серию был запущен и милевский «Ночной охотник», и «Аллигатор». Вертолет Ка-52 первоначально предполагалось поставить на вооружение подразделений спецназа, а Ми-28Н сделать общевойсковым образцом. Планы эти со временем изменили, хотя обе замечательные машины нашли широкое применение в Российской армии. Базовое производство размещено в Приморье, на Арсеньевском авиазаводе.
Общая схема и планер
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет классическую для КБ Камова схему с соосными винтами, при которой надобность в компенсационно-рулевом пропеллере отсутствует. Хвостовая часть заимствована у «Черной акулы» и представляет собой балку с оперением. Стабилизатор неподвижный, горизонтальная плоскость оснащена рулем поворота. Крыло имеет размах 7 м 30 см и оснащено шестью пилонами внешней подвески. Шасси убираются, что снижает заметность и улучшает аэродинамику. Длина планера — 14200 мм, диаметр винтов – 14,5 метров. Масса пустой машины – 7,8 т, в снаряженном состоянии – 10,4 т. До 2,3 т боевой нагрузки может нести Ка-62 «Аллигатор». Вертолет имеет запас топлива во внутренних протекторированных баках до полутора тонн и еще более 2 т в ПТБ (подвесных). Боевой радиус зависит от массы нагрузки и скорости, он может достигать в перегоночном режиме тысячи километров, или 520 км при полете на малой высоте. Скорость максимальная – 310 км/ч, крейсерская – 270 км/ч. Допустимая перегрузка — до 3,5 g. Российский вертолет «Аллигатор» в настоящее время — единственный представитель этого класса авиатехники в мире, способный выполнять фигуры высшего пилотажа, в частности петлю Нестерова.
Кабина
Зарубежные конструкторы ударных вертолетов отдавали предпочтение тандемной схеме размещения экипажа. Такая посадка пилота и оператора вооружений имеет свои достоинства, главное из которых – уменьшение поперечного сечения, а следовательно, снижение аэродинамического сопротивления и площади лобового поражения. Иначе спроектирован «Аллигатор». Вертолет обладает достаточной броневой защитой (особое остекление), а в условиях современного боя наиболее вероятна опасность боковых попаданий осколками снарядов носимых компактных ЗРК. В случае поражения машины экипаж имеет возможность покинуть ее через боковые двери или катапультироваться после автоматического отстрела лопастей. Управление эргономично, дублировано (индикация на лобовом стекле, мониторах и дополнительных приборах). Предусмотрена также система нашлемного целеуказания, ночное видение и многие другие элементы интеллектуального управления как машиной, так и вооружением.
Силовая установка
Двигатели, редукторы и композитно-полимерные малошумящие винты также взяты от «Черной акулы». Два турбинных мотора ТВЗ-117ВМА имеют максимальную суммарную мощность 4400 л. с., но есть усиленный вариант (ГТД ВК-2500), обеспечивающий на 400 л. с. больше. Двигатели разрабатывались совместно с запорожским заводом «Мотор Сич», но, учитывая последние события на Украине, следует предположить, что в ближайшее время санкт-петербургскому ОАО «Климов» придется справляться с заказами в одиночку.
Конструктивно силовая установка включает большое количество полимерных подшипников, что привело к снижению точек смазки до трех.
Вооружение
Мощная быстродействующая авионика, способная различать и определять принадлежность целей в практически неограниченном диапазоне (воздушных, наземных, тихоходных, скоростных и т. д.), позволяет управлять всем спектром боевой оснастки вертолета Ка-52. Вооружение представлено высокоточной 30-мм скорострельной артиллерийской системой НППУ-80, ракетами «воздух – земля» ПТУР «Вихрь» с лазерным вооружением, УР «воздух – воздух» («Игла-В»), пушечными контейнерами и авиабомбами разных калибров. Комбинации возможны различные, в зависимости от того, какая задача ставится экипажу.
Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет выполнять боевую работу как в индивидуальном, так и в групповом режиме с высокой степенью согласованности. На массу нагрузки влияет удаленность цели (наличие подвесных топливных баков) и дополнительной радиоаппаратуры электронной борьбы для подавления активности неприятельской ПВО. «Аллигатор» имеет возможность подкрадываться к цели по настильным курсам с огибанием препятствий, даже таких сложных, как опоры ЛЭП и провода.
«Аллигаторы» – в войска!
Если верить доступным источникам, лучшего ударного вертолета в мире сейчас нет. Российская армия уже получила десятки таких машин, а в ближайшее время их количество будет исчисляться трехзначной цифрой. Министерство обороны в 2011 году заказало холдингу «Вертолеты России» 140 единиц Ка-52 «Аллигатор», кроме этого, еще 32 вертолета модификации «К» (корабельный) поступят на флот. Эти машины в современном бою куда эффективнее обычных «сухопутно-наземных» танков.
www.syl.ru
Александр Младенов о вертолете Ка-52 «Аллигатор» » Военное обозрение
Известный зарубежный авиационный обозреватель Александр Младенов посвятил большую статью ударному вертолету Ка-52. Как обычно, П.2 не поленился перевести интересный и содержательный текст.
В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г.
В августе 2003 г. тогдашний главком ВВС В. Михайлов публично подтвердил готовность ВВС изыскать средства на разработку боевого вертолета нового поколения. Не один, а два боевых вертолета должны были поступить на замену сильно загруженных и изношенных вертолетов Ми-24. Информированные обозреватели сначала решили, что это заявление является очередной пиар-акцией российских военных или в лучшем случае искренним выражением тайной мечты генерала. Но сегодня, спустя девять лет после этого события, мечта сбылась и армейская авиация, входящая в состав ВВС России, получает три типа боевых вертолета: Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М.
Двухместный вертолет соосной схемы Ка-52 (код НАТО: «Hokum-B») является наиболее совершенным из всей троицы. Изначально планировалась закупить для российских ВВС ограниченное число этих вертолетов, которые должны были поддерживать силы специальных операций, но в итоге численность Ка-52 в армейской авиации превысит таковую Ми-28Н.
Ка-52 может применять тяжелые системы управляемого и неуправляемого оружия, оснащен современным (по крайней мере, по нынешним российским стандартам военной электроники) круглосуточным обзорным комплексом и системой обмена данными. Этот двухместный вертолет позиционируется как особенно эффективный в нерегулярных боевых действиях (противопартизанской войне — и намного более приспособленный для этого, чем его предшественник, одноместный Ка-50, а также устаревший Ми-24), а также весьма эффективный для борьбы с танками и непосредственной поддержки войск.
Начальная партия из 12 Ка-52 для армейской авиации была заказана в 2009 г., и в декабре 2010 г. первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые будут обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу 2013 г.
Сообщалось, что в конце 2011 г. закончились государственные совместные испытания Ка-52 и что вертолет имеет полностью доведенную авионику, которая включает в себя миллиметровую РЛС «Арбалет-52», круглосуточную гиростабилизированную оптико-электронную систему ГОЭС-451 и полностью работоспособный бортовой комплекс обороны «Витебск». Хотя ни одна из этих современных систем не была установлена на вертолеты первой партии, переданные в конце 2010 — начале 2011 г., есть планы по их установке на эти вертолеты.
Предшественник Ка-52
Вертолет Ка-50 (код НАТО «Hokum») совершил первый полет в 1982 г., а в начале 1990-х гг. он был выбран в качестве нового ударного вертолета для российских ВВС, который был призван дополнить, а потом и заменить Ми-24. Ка-50 был принят на вооружение в 1995 г., в том же году первый вертолет поступил на вооружение ЦБПиПЛС в Торжке. Вскоре финансирование закончилось, в результате в 1990-е гг., вероятно, было произведено только четыре Ка-50.
Еще четыре вертолета были поставлены в 2008 и 2009 гг. Два Ка-50 применялись в Чечне в период с декабря 2000 по март 2001 г. Основная причина, по которой вертолеты были направлены туда, заключалась в том, что КБ Камова и ВВС хотели оценить соосную схему нового боевого вертолета в реальных боевых условиях. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых совершили более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1». Все выпущенные боеприпасы поразили свои цели.
Развитие
Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева. Он известен как отец Ка-50 и является самым долго работающим главным конструктором в современной российской авиационной индустрии, возглавляя КБ Камова на протяжении более 40 лет.
Прототип Ка-52 с серийным номером «061» совершил первый полет 25 июня 1997 г. под управлением шеф-пилота КБ Камова А. Смирнова. Вертолет интенсивно использовался для проведения различных испытаний, а также участвовал в рекламных акциях. Поэтому состав датчиков и БРЭО мог меняться несколько раз в году. В 2003 г. он завершил государственные летные испытания по подтверждению заявленных летных характеристик. В 2006 г. министерство обороны России выделило средства на развитие различных систем вертолета, а также создание производственной линии на ААК «Прогресс» в г. Арсеньеве.
Второй прототип Ка-52 («062»), построенный на «Прогрессе», впервые поднялся в воздух в июне 2008 г., а третий прототип («063»), который стал первым предсерийным вертолетом, совершил первый полет в октябре того же года. За ним последовало еще три экземпляра (№№ «051-053»), и все вертолеты приняли участие в заключительном этапе государственных совместных испытаний вертолета, которые проводились российскими ВВС при участии КБ Камова и успешно завершились 20 ноября 2011 г. Это дало возможность приступить к полномасштабному выпуску вертолета, оснащенного РЛС, системой обмена данными и двумя типами ПТУР.
Соосная схема винтов, на которой специализируется КБ Камова, позволяет вертолету иметь меньшие размеры и вес по сравнению с вертолетами обычной схемы. При сравнении вертолетов с соосной и обычной схемой идентичной массы и одинаковой мощности двигателей, можно увидеть, что размеры вертолета соосной схемы на 35—40% меньше. Отсутствие рулевого винта означает отсутствие приводов хвостового руля и соответствующей трансмиссии, которые тянутся за пределы ометания несущего винта. Это является важным фактором для безопасности полета и боевой живучести.
Э.А. Петросян, заместитель главного конструктора КБ Камова, объяснял: «При сравнении уровня безопасности вертолетов соосной и классической схем следует учитывать многочисленные факторы, такие как надежность, прочность, сопротивление усталостным явлениям и боевая живучесть. Следует отметить важность «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полета. В этом отношении соосная схема Ка-52 имеет преимущества благодаря простоте управления, лучшей маневренности, а также более высоким аэродинамическим характеристикам по сравнению с вертолетами классической схемы. Более того, потеря киля или руля направления, например, из-за жесткой посадки в режиме авторотации, не сильно повлияет на безопасность полетов».
При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим.
Защита экипажа и размещение пилотов «бок о бок»
Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»). Признанный шеф-пилот КБ Камова и бывший военный летчик-испытатель А.С. Папай, имеющий налет более 7700 часов, поддерживает мнение своих предшественников: «Могу подтвердить, что когда летчики располагаются бок о бок, взаимодействие происходит быстрее, удобнее и проще по сравнению с тандемной схемой. В большинстве случаев они понимают друг друга вообще без слов, используя только жесты — это так называемое «чувство локтя»«. Его мнение также разделяют и имеющие боевой опыт ветераны Федеральной Службы Безопасности, в ходе контртеррористической операции в Чечне выполнявшие в условиях сложного рельефа чрезвычайно успешные ночные вылеты на модифицированном вертолете Ми-8МН, вооруженном ракетами и способном применяться круглосуточно. Они оценили расположение пилотов «бок о бок» благодаря лучшему контролю за обстановкой и намного более эффективному обмену информацией в ходе напряженных вылетов при поиске и уничтожении управляемым вооружением хорошо замаскированных целей.
Кабина пилотов Ка-52 отличается от Ка-50. Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.
По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел.
Улучшенный прицельный комплекс
На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52» (также известный как БРЭО-52), который базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта Mil-Std-1553B). В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. Система нашлемного целеуказания для наведения бортового оружия находится на стадии разработки, но до сегодняшнего момента российская электронная промышленность так и не смогла создать подобные системы, сопоставимые с западными аналогами.
Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ».
РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров.
По словам Михеева, «интеграция РЛС прошла на удивление гладко благодаря значительному опыту работы с РЛС, который наша компания накопила в ходе разработки морских вертолетов Ка-25 и Ка-27. Мы отказались от идеи размещения РЛС в надвтулочном обтекателе, так как установка РЛС в носовой части дает определенный выигрыш в массе вертолета. Например, нет ограничений по размеру антенной решетки и массогабаритных характеристик приборного оборудования РЛС. Кроме того, здесь намного меньше ощущаются вибрации».
Летные испытания РЛС «Арбалет-52» на первом прототипе Ка-52 в 2004 г. подтвердили проектные характеристики. Хотя у РЛС нет возможности автоматического распознавания цели, этот режим может быть добавлен в будущем. По словам летчиков, режим индикации движущихся целей также функционировал хорошо.
Управляемое вооружение
По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла.
Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». «Атака» применяется из пакета, состоящего из шести контейнеров. Изначально система наведения была радиокомандной, но затем ее заменили на лазерную, для которой используется ГОЭС-451. Ка-52 в основном будет применять модификацию 9М120Ф, оснащенную фугасной / термобарической БЧ для поражения живой силы на открытом пространстве и в укрытиях, имеющей дальность стрельбы 6 км.
ПТУР 9А4172 «Вихрь-1» имеет дальность стрельбы до 10 км, и является основным оружием для поражения бронированных целей. Ракета применяется с подвесной установки АПУ-6 на шесть ракет (вертолет может нести до двух АПУ-6), она оснащается тандемной БЧ, способной пробить до метра брони за системой активной защиты. ПТУР оснащается ударным и неконтактным взрывателями, в зависимости от типа цели пилот может выбрать тип взрывателя. При использовании неконтактного взрывателя «Вихрь» может использоваться в качестве эффективного оружия в классе «воздух-воздух», способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 800 км/ч.
Другой системой ПТУР, которая может быть установлена на Ка-52, является двухступенчатая ракета большой дальности «Гермес-А», испытательный запуск которой с Ка-52 впервые имел место в 2003 г. Это очень крупная система — транспортно-упаковочный контейнер имеет длину 3,5 метра и весит 107 кг. Система может применяться по принципу «выстрелил, наблюдал, откорректировал» и «выстрелил-забыл». Он оснащена тандемной фугасной БЧ. Кроме бронецелей, ПТУР может применяться для поражения укрепленных укрытий, кораблей и самолетов. На Ка-52 может быть подвешено до четырех ракет «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В», оснащенных ИК ГСН и применяемых в пусковых установках на две ракеты.
Неуправляемое, но потрясающе точное оружие
Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. По словам Папая, 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. По его словам, «при запуске с Ка-52 недорогой НУРС С-8 уже не может считаться оружием, которое применяется по площадям, теперь это уже высокоточное оружие». Обычно НУРС С-8 применяется с дистанции в 1,5 км.
Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз. Горизонтальная наводка осуществляется за счет разворота всего вертолета, но скорость его разворота сопоставима со скоростью поворота пушечной установки вертолета Ми-28Н. НППУ-80 считается весьма точным оружием как в подвижном, так и зафиксированном режимах. По словам Попая, «мы в ходе обычных тренировок достигаем точности на уровне 1.2-1.4 углового мил, то есть на дальности 1000 метров снаряды попадают в цель размером 1,5м Х 1,5 м».
Пушка 2А42 была выбрана благодаря своей надежности, в особенности в условиях запыленности и грязи, а также благодаря возможности использовать боеприпасы сухопутных войск. Ее скорострельность составляет 900 выстрелов в минуту в скорострельным режиме и 200-300 выстрелов в медленном, также имеется режим стрельбы одиночными снарядами. Благодаря высокой скорости снаряда (980 м/с) и его относительно большой массе, что приводит к большому кинетическому эффекту, 2А42 является одной из самых мощных в мире пушек , установленных на вертолетах, если не самой мощной. На дальности 1500 метров бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 15 мм при угле встрече в 60°. Максимальная эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.
Будущее Аллигатора выглядит многообещающим
В 2011 г. Министерство обороны решило закупить дополнительное число Ка-52, подписав контракт на 140 вертолетов, последние из которых должны быть поставлены в 2020 г. Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на сентябрь 2011 г. «Прогресс» выпустил 17 Ка-52 (включая два прототипа и три предсерийных вертолета), и еще 12, как представляется, находились на различных этапах сборки.
Ка-52 также рассматривается в качестве нового ударного вертолета для использования с УДК «Мистраль». Первый прототип Ка-52 проходил испытания на палубе французского УДК Mistral в ходе его визита в Санкт-Петербург в декабре 2009 г. Морской вариант вертолета Ка-52К будет оснащен складывающимися лопастями и крыльями, усиленным шасси, системой жизнеобеспечения экипажа в море и антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования. На нем в носовой части также будет установлена новая РЛС сантиметрового диапазона обзора и целеуказания ПКР Х-35. В августе 2011 г. корпорацией «Фазоторон-НИИР» было объявлено о разработке новой РЛС с ФАР для Ка-52К на базе РЛС «Жук-АЭ». К испытаниям первого прототипа планируется приступить в 2012 г.
Авиационное крыло каждого из четырех УДК «Мистраль» будет состоять из восьми боевых и восьми десантно-штурмовых вертолетов. ВМФ России будет нуждаться в минимум 40 новых боевых вертолетах, и, по словам Михеева, первые серийные Ка-52К планируется поставить в войска в конце 2014 — начале 2015 гг., что должно совпасть в датой передачи первого УДК «Мистраль».
Он также считает, что Ка-52 имеет хорошие экспортные перспективы, добавляя, что на нем может быть установлено новое оборудование и авионика западного образца. Начало эксплуатации Ка-52 в армейской авиации России значительно улучшит шансы на подписание экспортных контрактов, а российские СМИ сообщали о имеющемся интересе к вертолету со стороны многих стран.
topwar.ru