Морской вертолет Ка-52К » Военное обозрение

Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Недавно стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.

Боевой транспортный корабль- вертолетоносец «Мистраль»

Корабельный расчет БТКВ «Мистраль» включает в себя 160 моряков, корабль может дополнительно вместить 450 пассажиров. Контракт о поставке в ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был заключен с Францией 17 июня 2011 года. Первый такой корабль поступит в распоряжение ВМФ России в 2014 году.

Контракт на поставку в ВВС России

Первенцам модельного ряда Ка-52 «Аллигатор» — последователя концептуальной модели Ка-50, известного как «Черная акула», стал вертолет, который взлетел в июле 2008 года. В конце прошлого года закончился II этап государственных совместных летно-технических испытаний.

История становления Ка-52

В начала 2012 года Ка-52 стал поставляться в ВВС РФ. Свыше десятка вертолетов находятся в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, еще 8 единиц техники несут боевое дежурство на Черниговской авиационной базе в Приморье. В ходе учебных занятий вертолеты задействуются в войсковых учениях, мероприятиях по боевому взаимодействию подразделений, на занятиях по ЛТУБС отрабатывают упражнения по огневой подготовке с применением 30-мм пушек и НУРСов. В своем интервью изданию «Эксперт Online» представитель отдела общественных связей ОАО ААК «Прогресс» Алексей Суконкин сообщил, что в начале осени прошлого года представители МО РФ согласовали контракт на поставку более чем 140 вертолетов типа Ка-52 до 2020 года включительно с управляющим директором «Прогресса» Юрием Денисенко. Этот контракт получил статус официального документа.

Перспективы внедрения Ка-52К

Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Кстати, в начале года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий рассказал, что первые два десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль» получат наименование «Севастополь» и «Владивосток». Планируется, что на каждый «Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 (морской транспортно- боевой вертолет – достойный преемник Ка-27).

В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков». Предполагается, что корабельный вариант «Аллигатора» будет конструктивно доработан, при этом будут сделаны складными лопасти несущего винта и крылья. Боевая машина будет дополнительно укомплектована надувными баллонетами на случай вынужденного приводнения, системой кондиционирования воздуха в кабине. Также боевой вертолёт будет приспособлен к действиям в условиях моря, в том числе будет проведено оснащение необходимыми системами вооружения для ведения морского боя. Ожидается также перевооружение боевой машины противокорабельными ракетами.

На увеличение функционала Ка-52К повлияла достаточно удачная конструкция вертолета. В корабельной модификации боевой машины расширен спектр применения как управляемых, так и неуправляемых видов вооружения, стало возможным несение боевого дежурства в круглосуточном режиме и в любую погоду. Ка-52К, в отличие от «Черной акулы» Ка-50, уже создан в двухместном варианте, в экипаж входит летчик и оператор, которые в определенных ситуациях могут дополнять друг друга.

Как и Ка-52, корабельный вариант вертолета оборудован броневой защитой и улучшенной системой катапультирования, что выгодно выделяет его среди других боевых машин такого типа.

Описание корабельного вертолета К-52К

Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К — уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км.

Осенние испытания К-52К на СФ в качестве боевой машины корабельного базирования дали положительные результаты. Все 4 БТКВ «Мистраль» будут принимать на борт корабельные «Аллигаторы».

Боевые машины Ка-52 «Аллигатор» и Ка-29 перед размещением на «Мистраль» пройдут необходимую модернизацию и перевооружение. С учетом несения боевого дежурства на морских просторах нашей Родины у корабельного вертолета К-52К будет усилено шасси, которое при создании было рассчитано на сухопутный вариант использования боевой машины.

topwar.ru

Фоторепортаж с места производства вертолетов Ка-52 «Алигатор» (43 фото) » Триникси

Фоторепортаж с завода «Прогресс», Арсеньевской авиакомпании, где производятся боевые вертолеты Ка-52 «Алигатор». Фотографии сопровождены рассказом о процессе строительства этих машин.

Авиатехника, произведенная заводом, неоднократно демонстрировалась на международных авиасалонах и выставках вооружений. ААК «Прогресс» на протяжении десятилетий тесно сотрудничал со всемирно известными конструкторскими бюро – А.С. Яковлева, О.К. Антонова, М.Л. Миля, Н.И. Камова, МКБ «Радуга».
Завод начинает свою работу в 8 утра, уже в 8.30 тут негде припарковаться, ведь на заводе трудится более 6000 человек.

Производственная площадь завода – 290 000 кв.м.


Жители Арсеньева уже привыкли к частым полетам вертолетов над городом и даже не обращают на них внимание. Так что вычислить приезжего очень легко:))


Всего на заводе расположено 30 цехов основного и вспомогательного производства. Я начинаю с литейного производства.
В этом цехе установлена не имеющая аналогов в России итальянская комплексная механизированная линия для изготовления форм и заливок алюминиевого, магниевого и чугунно-стального литья.

Передовая технология обеспечивает увеличение размерной точности отливок, их физических характеристик, а также позволяет изготавливать формы для магния, алюминия, стали и чугуна на одном оборудовании.

До последнего времени литейные производства «Прогресса» — титановое, чугунно-стальное, алюминиевое и магниевое, были расположены в разных корпусах. Все это оборудование использовалось более 30 лет, имеет значительный износ, часть комплекса находилась в ремонте или же вообще не работала. Поэтому формы для плавки металлов приходилось изготавливать вручную путем трамбовки земляной смеси. А это очень трудоемкий процесс. Сейчас, с введением в эксплуатацию нового комплекса, формы для отливок изготавливаются не из глины, песка и земли, а из специальных холоднотвердеющих смесей. Что позволяет увеличить размерную точность отливок, а также их плотность и упругость. Данная технология позволяет изготавливать формы для магния, алюминия, стали и чугуна на одном оборудовании.

Далее идем в механический цех программной обработки деталей площадью 1933 кв. м.

Очень точные механические станки с программным управлением, предназначены для обработки крупногабаритных деталей и узлов и выполняют все операции — расточные, токарные, фрезерные.

Цех программной обработки деталей ОАО «ААК «Прогресс» укомплектован станками CTX 300 Alpha-D производства немецкой фирмы DMG. Эта фирма уже поставляла на предприятие токарно-фрезерные центры, которые в настоящее время успешно работают, осваивается широкая номенклатура деталей.

На этих станках обрабатываются все виды материалов, которые применяются сейчас на предприятии.

На заводе была создана группа, которая разрабатывает управляющие программы на новое оборудование. В нее вошли молодые перспективные и ответственные специалисты. На предприятии приобретена программа для виртуальной проверки управляющих программ «Vericut».

Святая святых «Прогресса» – агрегатно-сборочный цех:

Тут из тысяч деталей ваяется облик вертолета

29 октября 2008 г. в городе Арсеньев Приморского края на заводе «Прогресс» началось серийное производство боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор»

Согласно данным из открытых источников, до 2015 года ВВС должны получить 12 машин.

Разработка модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52 на базе одноместного Ка-50 «Черная акула» началась еще в 1994 году. 25 июня 1997 года состоялся первый полет новой машины. Но из-за финансовых трудностей ее не смогли запустить в серийное производство. Решение о начале работ было принято только после создания вертолетостроительной интегрированной группы ОАО «ОПК «Оборонпром», объединившей практически все компании, занятые в разработке и производстве российской вертолетной техники.

Ка-52 может вести боевые действия днем и ночью, как в простых, так и в сложных погодных условиях, применяя все средства поражения. Командирская и разведывательная машина армейской авиации позволяет повысить эффективность групповых действий войск. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.

В процессе производства первоначальные летные характеристики Ка-52 планируют повысить за счет установки более мощных двигателей совместной разработки санкт-петербургского завода им. В.Я.Климова и ОАО «Мотор-Сич». Эти двигатели развивают мощность до 2500 лошадиных сил на взлетном и 2700 лошадиных сил на кратковременном чрезвычайном режимах.

Сейчас «Прогресс» готовит к производству корабельный вариант Ка-52, Ми-34С1 – легкий вертолет, Ка-62 – средний многоцелевой вертолет.

Цех окончательной сборки. Тут можно увидеть Ка-52 в почти готовом виде.

Процесс постройки вертолета от изготовления первых деталей до начала проведения летных испытаний занимает порядка 9 месяцев. В цеху окончательной сборки из множества деталей, компонентов, узлов и агрегатов, включая новейшие двигатели ВК-2500, развивающие мощность на чрезвычайном режиме до 2400 л.с., гиростабилизированной оптико-электронной станции ГОЭС-452, радиолокационного комплекса «Арбалет-52», навигационного комплекса, комплекса радиосвязного оборудования, комплекса самообороны, комплекса аварийного покидания машины и многих других важных систем и создается Ка-52.

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» — двухместная модификация ударного Ка-50. Предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения Ка-50. Это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов.

Вертолет Ка-52 соосной схемы от своего предшественника отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована.

Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг.

Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.

Следующий этап после сборки вертолета – испытания, идем на ЛИС (летно-испытательная станция) и выясняем что полеты в этот день, к сожалению, были отменены.

Огромное спасибо пресс-службе завода за предоставленные снимки. Они тут будут для полноты картины:






Вот и все, идем назад на проходную и в очередной раз проходим мимо «музея под открытым небом». Пускай тоже будет!

В 2006 г. администрацией и Думой Арсеньевского городского округа, а также руководством ААК «Прогресс» принято совместное решение о создании в Арсеньеве Дальневосточного музея авиации.

В экспозиции представлена выпускаемая заводом противокорабельная ракета П-270 «Москит» — советская / российская сверхзвуковая низковысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой.
ПКР «Москит», входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещённых, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника на дальность стрельбы от 10 до 120 км (по низковысотной траектории) и 250 км (при высотном профиле полёта).

Очень интересный экспонат — вертолет Ми-24А.

А вот и модификация Ми-24, более привычная глазу:) Эта техника так же использовалась в вооруженных конфликтах в Афганистане, Эфиопии, Чаде, Ираке.

Всегда нравилась эта «стрекозья» морда

Так же в музее был замечен еще один интересный экспонат — Аэросани Ка-30.

Аэросани — механическое транспортное средство, не оснащенное трансмиссией. Оно движется за счет толкающего воздушного винта, приводимого двигателем внутреннего сгорания. Проще говоря, расположенный сзади винт, вращаясь, заставляет сани скользить на лыжах по снегу или на поплавках по воде. Обычно на аэросанях используются авиационные моторы и винты.

Начиная с 20-х годов аэросани строили в СССР для освоения Севера и военных нужд. В конце 50-х изготовлено несколько десятков саней «Север-2» с использованием кабины и частей кузова автомобиля «Победа». В 1962 году на заводе «Прогресс» началась разработка аэросаней «Ка-30», в большей мере отвечавших поставленным требованиям, с применением современных для тех лет конструктивных решений. Их производство предприятие «Дальмашзавод» в Комсомольске-на-Амуре освоило в 1966-м, а ежегодный выпуск составил 25-30 машин. В производстве «Ка-30» использовались авиационные технологии, разработанные в ОКБ Н.И. Камова.

Отсюда

trinixy.ru

Первый Ка-52К в воздухе | Россия в 21 веке

Морской вертолет КА-52К

Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Недавно стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.

Корабельный расчет БТКВ «Мистраль» включает в себя 160 моряков, корабль может дополнительно вместить 450 пассажиров. Контракт о поставке в ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был заключен с Францией 17 июня 2011 года. Первый такой корабль поступит в распоряжение ВМФ России в 2014 году.

Контракт на поставку в ВВС России

Первенцам модельного ряда Ка-52 «Аллигатор» — последователя концептуальной модели Ка-50, известного как «Черная акула», стал вертолет, который взлетел в июле 2008 года. В конце прошлого года закончился II этап государственных совместных летно-технических испытаний. 

История становления Ка-52

В начала 2012 года Ка-52 стал поставляться в ВВС РФ. Свыше десятка вертолетов находятся в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, еще 8 единиц техники несут боевое дежурство на Черниговской авиационной базе в Приморье. В ходе учебных занятий вертолеты задействуются в войсковых учениях, мероприятиях по боевому взаимодействию подразделений, на занятиях по ЛТУБС отрабатывают упражнения по огневой подготовке с применением 30-мм пушек и НУРСов. В своем интервью изданию «Эксперт Online» представитель отдела общественных связей ОАО ААК «Прогресс» Алексей Суконкин сообщил, что в начале осени прошлого года представители МО РФ согласовали контракт на поставку более чем 140 вертолетов типа Ка-52 до 2020 года включительно с управляющим директором «Прогресса» Юрием Денисенко. Этот контракт получил статус официального документа.

Перспективы внедрения Ка-52К

Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Кстати, в начале года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий рассказал, что первые два десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль» получат наименование «Севастополь» и «Владивосток». Планируется, что на каждый «Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 (морской транспортно- боевой вертолет – достойный преемник Ка-27).

В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков». Предполагается, что корабельный вариант «Аллигатора» будет конструктивно доработан, при этом будут сделаны складными лопасти несущего винта и крылья. Боевая машина будет дополнительно укомплектована надувными баллонетами на случай вынужденного приводнения, системой кондиционирования воздуха в кабине. Также боевой вертолёт будет приспособлен к действиям в условиях моря, в том числе будет проведено оснащение необходимыми системами вооружения для ведения морского боя. Ожидается также перевооружение боевой машины противокорабельными ракетами.

На увеличение функционала Ка-52К повлияла достаточно удачная конструкция вертолета. В корабельной модификации боевой машины расширен спектр применения как управляемых, так и неуправляемых видов вооружения, стало возможным несение боевого дежурства в круглосуточном режиме и в любую погоду. Ка-52К, в отличие от «Черной акулы» Ка-50, уже создан в двухместном варианте, в экипаж входит летчик и оператор, которые в определенных ситуациях могут дополнять друг друга. 

Как и Ка-52, корабельный вариант вертолета оборудован броневой защитой и улучшенной системой катапультирования, что выгодно выделяет его среди других боевых машин такого типа.

Описание корабельного вертолета К-52К

Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К — уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км. 

Осенние испытания К-52К на СФ в качестве боевой машины корабельного базирования дали положительные результаты. Все 4 БТКВ «Мистраль» будут принимать на борт корабельные «Аллигаторы». 

Боевые машины Ка-52 «Аллигатор» и Ка-29 перед размещением на «Мистраль» пройдут необходимую модернизацию и перевооружение. С учетом несения боевого дежурства на морских просторах нашей Родины у корабельного вертолета К-52К будет усилено шасси, которое при создании было рассчитано на сухопутный вариант использования боевой машины.

21russia.ru

Русский вертолет Ка-52 «Аллигатор» и его возможности. ФОТО, ВИДЕО

Сегодня я хочу рассказать вам о грозной российской боевой машине, которой нет равных в воздушном бою среди вертолетов. «Ка-52» является единственным в мире вертолетом подобного класса, который обладает невероятной маневренностью и может совершить мёртвую петлю!!! или воронку, что не под силу ни одному западному аналогу. Советую вам почитать далее об этой разработке российских ученых, которая поступила на вооружение РФ.

Это «Ка-52», грозный боевой вертолет, известный также как «Аллигатор». Возможно, вы неплохо разбираетесь в военной технике и знаете об этой махине достаточно, чтобы понимать её крутизну. Если же нет — давайте исправим эту досадную оплошность. Тем более что в этом году на службу ВМФ России встанет аж 32 «Аллигатора». 

Первый полет «Аллигатора» состоялся еще в 1997-м, только тогда в небо поднялся прототип мощного вертолета. Далее последовали годы доработок и усовершенствования агрегата. В своем нынешнем обличии эта машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.
Летом 2008-го в небо поднялся первый Ка-52 из опытной партии, а уже осенью того же славного 2008-го началось серийное производство вертолета. 

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. «Аллигатор» вооружен 1 × 30-мм пушкой 2А42, боезапас которой — 460 снарядов; управляемыми ракетами «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР «Вихрь»-1 или Штурм-ВУ с лазерной системой наведения, Игла-В — 2 х 2 шт. 

КА-52 способен вести бой даже ночью, может выполнять задачи в любых погодных условиях и поражать цели на расстоянии до 10 км. По словам специалистов, всего дюжина таких вертолётов способна противостоять наступлению целой армии. Являясь единственным в России катапультируемым вертолетом, КА-52 — единственный во всем мире ударный вертолёт, построенный по соосной системе, т.е. у него нет винта на хвосте, но зато сразу два основных. 

«Ка-52» снабжен современным комплексом интеллектуальной обработки видеоинформации в оптико-электронной обзорной и прицельной системе, который разработал для вертолета концерн КРЭТ. Кроме того, «Радиоэлектронные технологии» поставляют для Ка-52 лазерно-лучевую систему наведения управляемого оружия и систему обработки видеоизображений семейства «Охотник», используемую для наведения ракет. Благодаря этим системам вертолет способен оперативно обнаруживать и сопровождать одновременно две цели, осуществляя наведение с высокой точностью ракет классов «Атака» и «Вихрь». 

Несколько лет назад стало известно, что «Ка-52» будет служить и флоту – специалисты приступили к созданию флотовой версии «Аллигатора».
И если буквально недавно началось производство первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль», то 8 апреля 2014 года министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К. И новые вертолеты войдут в состав авиагрупп двух строящихся во Франции для ВМФ России вертолетоносных десантных кораблей-доков. 

В компьютерных играх на Аллигаторе можно «полетать» в таких играх как Enemy Engaged Comanche vs Hokum, Team Alligator, ARMA 2, Fair Strike. 

Кабина пилотов Ка-52 отличается от Ка-50. Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку.
«Лётчика судят бок о бок, а не друг за другом, как принято во всём мире. Плюсов в такой посадке сразу несколько: во-первых, лётчикам проще общаться, а, во-вторых, не нужно дублировать аппаратуру для каждого пилота отдельно». © Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.

Кроме КА52 совершить мёртвую петлю или воронку не под силу ни одному вертолёту в мире. 

В классификации НАТО КА-50 и КА-52 получили наименование HOKUM-A и HOKUM-B. Hokum значит уловка, трюк, обман – очевидный намёк на главные козыри ударного вертолёта 21 века. Скрытность, манёвренность, неуловимость. Этими качествами КА-52 обладает в полной мере.

Вообще, мне немного жаль, что такие крутые машины сейчас не в фокусе у подрастающего поколения. И, наверное, в детстве я бы сгорел от радости, получив в подарок масштабную модельку такого вот «Аллигатора».


zema.su

До 2020 года более 140 вертолетов Ка-52 поступят в войска

146 вертолетов Ка-52 «Аллигатор», показавших высокое качество в Сирии, поступят в войска до 2020 года. Сейчас ведется работа над оснащением вертолетов авиационными средствами поражения повышенной дальности, рассказал в пятницу заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

«Замглавы оборонного ведомства подчеркнул, что вертолет Ка-52 продемонстрировал свою востребованность и высокое качество в ходе сирийской кампании»

«Арсеньевский вертолетный завод, является поставщиком боевых вертолетов Ка-52, которые в количестве 146 штук сконтрактованы до 2020 года. Нареканий к производству нет, контракт выполняется в срок», — сказал Ю. Борисов в ходе посещения Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Николая Сазыкина.

Замглавы оборонного ведомства подчеркнул, что вертолет Ка-52 продемонстрировал свою востребованность и высокое качество в ходе сирийской кампании.

Юрий Борисов /Фото: Сергей Гунеев


«Вертолет имеет серьезный модернизационный потенциал. Мы работаем над оснащением его новым авиационными средствами поражения повышенной дальности», — отметил Ю. Борисов.

Он добавил, что завод также осваивает гражданскую версию — вертолет Ка-62, и выразил уверенность, что он «тоже будет востребован в народном хозяйстве».

Вертолет Ка-52К поступит на авианосец «Адмирал Кузнецов» в этом году

Ю. Борисов также сообщил корабельный вариант вертолета Ка-52К «Катран» поступит на авианосец «Адмирал Кузнецов» уже в этом году.

«Завершается ОКР (опытно конструкторские работы) корабельного вертолета, который у нас пойдет на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в этом году», — сказал он.

В ходе визита Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Николая Сазыкина Ю. Борисов осмотрел производственные мощности предприятия и ознакомился с процессом изготовления вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52К.

Как сообщалось ранее, сегодня на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» начались тренировочные полеты авиации. До недавнего времени авианосец находился на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности, сообщило ТАСС.

Техническая справка    

Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. 

Морская версия боевого вертолета Ка-52К / Фото:bastion-karpenko.ru

Ка-52 «Аллигатор» может обеспечивать разведку целей, целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие вертолеты и командные пункты сухопутных войск. Вертолет может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн. 

Ка-52 «Аллигатор» снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Конструкция вертолета соответствует требованиям российских и международных стандартов к боевым вертолетам и их технической эксплуатации.    

Ранее сообщалось, что на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге холдинг «Вертолеты России» представил Ка-52 «Аллигатор», на базе которого создается морская версия боевого вертолета Ка-52К. 

Специально для базирования на кораблях Ка-52К будет иметь устойчивую антикоррозийную обработку, складные лопасти и консоли крыла и другие технические решения, а ряд систем вертолета адаптируют для применения на флоте.   

По мнению специалистов, «морская» версия «Аллигатора» может быть интересна для стран, которые активно развивают свои Военно-морские силы. В ВМФ России этот вертолет в первую очередь предназначается для возможного размещения на универсальных десантных судах типа «Мистраль».

Фото:bastion-karpenko.ru

Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов. Высокие летные характеристики, достигнутые, в том числе, за счет соосной схемы расположения винтов, позволяют вертолету быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции.  



Тактико-технические показатели   

Летно-технические характеристики

Потолок висения (вне влияния земли), м до    

4000    

Практический потолок, м    

5500
Кол-во х тип двигателя  2х ГТД ВК-2500 или ВК-2500П
Мощность двигателя, л.с.    

2х2400
Максимальная скороподъемность на уровне моря, м/c     

16
Вертикальная скороподъемность на уровне моря, м/с    

12
Максимальная скорость, км/ч    

300    

Крейсерская скорость, км/ч    

260
Перегоночная дальность полета, км    

1110
Практическая дальность полета (внутренние топливные баки), км    

460
Основное вооружение: авиационной пушка 2А42-1 калибра 30 мм.,    


может оснащаться ракетным комплексом «Стрелец»,    


нести пусковые установки для управляемых ракет типа «Атака» и «Вихрь-1»,    


пусковое устройство для неуправляемых ракет типа С-8
Системы спасения    

катапультно-амортизационная система К-37-800М



www.arms-expo.ru

«Аллигатор», сын «Черной акулы» » Военное обозрение

6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.

Маневр в условиях низкого бюджета

Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.

Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.

Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.

И на суше, и на море

Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей.

На снимке: боевой вертолет Ка-50, прозванный среди профессиональных военных «Черной акулой» /Фото: Роман Денисов /ТАСС

Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. – с чрезвычайной.
Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.

Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.

Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.

Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях».


На снимке: боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» на палубе противолодочного корабля Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» /Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Приобретение нового качества

Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» — 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.

ЛТХ Ка-52

Длина – 16 м
Высота – 5 м
Диаметр главного винта – 14,5 м
Масса пустого – 7800 кг
Максимальная взлетная масса – 11300 кг
Масса боевой нагрузки – 2800 кг
Максимальная скорость – 350 км/ч
Крейсерская скорость – 250 км/ч
Дальность – 520 км
Статический потолок – 3600 м
Динамический потолок – 5500 м
Максимальная скороподъемность – 10 м/сек
Допустимый угол крена — +/-70 град
Допустимый угол тангажа — +/-60 град
Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

Ракетное вооружение:
— противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950мм
— неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
— 4 управляемые ракеты «Игла-В»
— контейнеры с пушками или пулеметами.


На снимке: загрузка неуправляемых авиационных ракет в орудия вертолета Ка-52 / Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

topwar.ru

Ка-52 «Аллигатор» … — В ДВИЖЕНИИ …

Ещё один красивый «хищник», с которым удалось познакомиться в 344 ЦБП и ПЛС — ударный вертолёт Ка-52 …

Первое, что бросилось в глаза — то, с какой грацией многотонная машина «танцевала» над полосой, поворачиваясь то одним, то другим боком, вращаясь и наклоняясь в разные стороны словно в ритме медленного вальса и конечно звук от работы двигателей и вращения соосных винтов … шли обычные будничные тренировки экипажей …

( Всё кликабельно до 1400, нажимаем 😉
1.

Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева, который уже 40 лет является главным конструктором, возглавляя КБ Камова. В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г …
2.

Начальная партия из 12 Ка-52 была заказана ещё в 2009 г., и в декабре 2010 г. Первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые должны обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу этого года …
3.

При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим …
4.

Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»).
Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.
По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел …
5.

На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров …
6.

По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла. Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз …
7.

Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ» …
8.

Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на середину лета прошлого года на базу уже поставлено 8 машин для подготовки и переучивания летчиков строевой авиации …
9.

На мой вопрос о взаимодействии с, как мне казалось ранее, конкурирующими Ми-28, представители центра с улыбкой ответили — что этот вопрос задают практически все, кто бывает у них в гостях, и они в очередной раз отвечают, что конкуренции никакой нет — это разные машины, с разными задачими, и они отлично работаю вместе дополняя друг друга. Поэтому и в строевые части будут поставлять оба типа вертолетов, согласно условиям их боевого применения …
10.

Будем надеяться на то, что в ближайшее время наши строевые части, как и запланировано, будут полностью укомплектованы этими прекрасными машинами, в освоении которых огромную роль играют летчики 344 Центра в Торжке …

Выражаю благодарность пресс-службе Министерства обороны, а так-же всему составу 344-у ЦБП и ПЛС за возможность съёмок на территории центра.

p.s. При написании поста исспользованы материалы известный авиационного обозревателя — Александра Младенова.

tankasan.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о