Для чего нужны вертолёты с соосными винтами — к годовщине первого полёта Ка-8
Двенадцатого ноября 1947 года в воздух поднялась первая в нашей стране машина с соосной схемой расположения несущих винтов — это был экспериментальный прототип, разработанный знаменитым советским авиаконструктором Николаем Камовым — Ка-8 «Иркутянин». До сих пор Россия остаётся единственным государством в мире, наладившим массовое производство машин с соосными винтами, нигде в мире серийно вертолёты такой схемы не производятся, только опытные и экспериментальные образцы. О том, для чего нужна соосная схема, а также о её главных преимуществах и недостатках читайте в этой статье, подготовленной по материалам РИА Новости.
Первый соосный летательный аппарат КБ имени Камова К-8 «Иркутянин» больше напоминает летающий мотоцикл, нежели привычный вертолёт. Во-первых, у него отсутствует фюзеляж. Вся конструкция состоит из стальных труб, закреплённых на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в небольшом открытом кресле. Максимальная взлётная масса Ка-8 — всего 320 килограммов, длина — 3,7 метра, высота 2,5 метра. Скромны и лётные характеристики: «Иркутянин» был способен подниматься на 250 метров максимум и разгоняться до 80 километров в час. Впрочем, за скоростью и высотой при создании «первенца» камовцы не гнались. Настоящим прорывом стали несущие трёхлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение — визитная карточка практически всех камовских вертолётов.
В соответствии с третьим законом Ньютона, который гласит, что «взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны», вертолёт традиционной схемы постоянно доворачивает в сторону, противоположную вращению несущего винта. Чтобы компенсировать момент вращения, на хвостовую балку устанавливается рулевой винт, парирующий момент вращения несущего винта. Соосным вертолётам Камова нет необходимости в рулевом винте, т.к. их несущие винты сами вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины и снижает её уязвимость.
Ка-8 предназначался для связи и разведки, машина была построена всего в трёх экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолёт поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолёты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом».
Любопытный факт: само слово «вертолёт» вошло в обиход именно благодаря Камову. Именно так 8 февраля 1929 года на заседании Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа авиаконструктор назвал своё изобретение — летательный аппарат Каскр-1, который на самом деле таковым не являлся, а был типичным автожиром. Классический вертолёт (в современном его понимании) тогда назывался «геликоптером» (от французского hélicoptère, заимствованного в конце XIX века) и носил это имя всю первую половину прошлого века. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить Ка-8 публике. Тот подумал и ответил: «вертолёт».
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолёты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. Первый появился в конце 1948 года и практически не отличался от оригинальной машины. Он получил более мощный двигатель, больший диаметр несущих винтов и радиостанцию. Кроме того, в Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путём складывания спинки кресла. Испытания этой машины были непростыми. Вертолёт раз за разом терял винтами воздушный поток. Однажды это привело к трагедии. Лётчик-испытатель Михаил Гуров поднял Ка-10 над испытательной площадкой на 200 метров, проверяя, насколько машине хватает топлива на такой высоте. Для этого он вел аппарат на номинальных оборотах. Скорости лопастей оказалось недостаточно, и вертолёт упал. Гуров скончался по пути в больницу.
Впрочем, со временем Ка-10 довели до ума. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолёта. К 1953 году в строю уже было девять машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолёт практически не болтает даже в шторм. Кроме того, военный вариант машины получил полноценную приборную панель с высотомером, спидометром, компасом, вариометром и указателем оборотов несущих винтов.
Ка-15 стал первым вертолётом Николая Камова, пошедшим в крупную серию. Всего было построено 354 машины этого типа. Ка-15 задумывался как противолодочный вертолёт, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным — сказывалась малая грузоподъёмность. В итоге во флоте разработали необычную тактику боевых троек. Первый Ка-15 нёс два гидроакустических буя для обнаружения подлодок. На втором была установлена аппаратура управления и слежения. Глубинные бомбы же устанавливались на трётьем. Понятно, что такой подход снижал общий боевой вес Ка-15. К тому же было несколько случаев схлёстывания лопастей несущих винтов, что приводило к крушению вертолёта. Вряд ли стоит винить в этом конструкторов: соосная схема в то время была малоизведанной областью. Приходилось учиться на ошибках.
По сравнению с традиционной схемой с рулевым винтом, соосная схема гораздо сложнее в техническом и конструктивном плане. Наличие двух соосных валов и реализация синхронизации вращения винтов усложняют конструкцию трансмиссии. Для исключения схлёстывания лопастей при любых манёврах винты имеют большой разнос по высоте, что дополнительно утяжеляет конструкцию и существенно увеличивает высоту вертолёта и существенно поднимает его центр тяжести.
В других странах серийных машин такой конструкции просто нет — это отечественное ноу-хау. На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, до массового производства дело так и не дошло.Всего для нужд Военно-морского флота КБ Камова разработало более десятка различных моделей вертолётов.
На сегодняшний день в составе авиации ВМФ имеется 63 многоцелевых Ка-27 и 16 поисково-спасательных Ка-27ПС, 28 транспортно-боевых Ка-29, а также несколько машин радиолокационного дозора Ка-31.
Эти вертолёты способны выполнять самый широкий круг задач: вести разведку, высаживать десант на побережье, поддерживать его огнём, спасать сбитых над морем лётчиков, выслеживать подводные лодки противника и многое другое. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска» — серьёзные лётные происшествия с ними — единичные случаи.
«У соосных вертолётов выше грузоподъёмность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, габариты соосного вертолёта меньше, что очень удобно при использовании, например, на нефтяных площадках, — рассказал РИА Новости Заслуженный лётчик-испытатель России, старший лётчик-испытатель АО «Камов» Александр Папай. — При соосной схеме управляемость вертолёта выше, выше манёвренность и лучше высотные характеристики, потому что вся мощность идёт на основные винты. А манёвренность нужна при ведении боевых действий. Соосный вертолёт симметричен, у него нет в полёте дополнительных кренов».
Весь накопленный за десятилетия опыт камовцы использовали при создании машин и для армейской авиации. О «Чёрных акулах» Ка-50 и их двухместных модификациях Ка-52 «Аллигатор» слышали, наверное, все. Бронированные и вооруженные самыми современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолёты соосной схемы прекрасно себя чувствуют не только над морем, но и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.
Ка-50 над Москвой (Южное Бутово)«Чёрная акула» получилась очень живучей. В одном из боевых вылетов экипаж отстрелялся по боевикам с малой высоты, в результате чего в одну из лопастей попал крупный осколок. Вертолёт без проблем долетел до аэродрома Ханкала, где повреждённый участок просто отрезали. После этого он своим ходом добрался до пункта базирования. В целом же лётчики в Ка-50 буквально влюбились. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования придаёт экипажам уверенности, что в сочетании с высокой автоматизацией полёта и отличными манёвренными характеристиками самым положительным образом влияет на боевой дух лётчиков.
Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52, дебютировавшего в Сирии. В марте 2016 года несколько «Аллигаторов» были переброшены на авиабазу Хмеймим и используются в различных операциях. Обкатали на Ближнем Востоке и палубную модификацию Ка-52К, получившую обозначение «Катран». Обе машины прекрасно показали себя в не самом привычном для них климате.
На сегодняшний день в частях армейской авиации стоят на вооружении более 100 «Аллигаторов». До конца 2017 года Минобороны должно получить ещё 14 машин. Наравне с милевскими Ми-28Н и Ми-35 они будут оставаться основными ударными вертолётами Российской армии в ближайшие десятилетия.
Загрузка…aviation21.ru
Как летает вертолет
Вертолеты летают, потому что у них крутятся длинные лопасти несущего винта, чьи поперечные сечения по форме похожи на сечение самолетных крыльев. Подъемная сила вертолетных лопастей может меняться, если изменять угол наклона всех лопастей одновременно.
А различные повороты машины выполняются при помощи изменения наклона отдельно каждой лопасти при ее вращении. Если надо лететь вперед или назад, поворачивать налево или направо, вращающийся несущий винт поворачивают в направлении желаемого маневра.
В хвостовой части вертолета установлен еще один, небольшой вспомогательный несущий винт. Он нужен для того, чтобы, вращаясь, уравновешивать такое действие главного винта, которое могло бы привести к закручиванию всего вертолета вокруг его вертикальной оси. Другими словами, вспомогательный винт позволяет машине стабильно держаться в воздухе. Кроме всего прочего, вертолеты могут неподвижно зависать в воздухе. Для<» этого требуется, чтобы вес машины оказался равен подъемной силе, создаваемой несущим винтом.
Главный несущий винт
В поперечном сечении лопасть главного несущего винта похожа на крыло самолета. Воздушный поток, обтекая верхнюю и нижнюю поверхность лопасти, создает над ней пониженное давление и рождает подъемную силу.
Вспомогательный несущий винт
Сила, возникающая при вращении главного винта, стала бы раскручивать весь вертолет, если бы не было стабилизирующего эффекта от работы вспомогательного винта, расположенного на хвосте.
Втулка главного несущего винта
Чтобы вертолет был стабилен в полете, пилот устанавливает нужный угол лопастей главного винта. Для этого служит устройство, известное как кольцо автомата перекоса. Оно укреплено на валу несущего винта. Вертолет может лететь, кружить или неподвижно парить в воздухе в соответствии с тем, как пилот установит это кольцо. Ниже на рисунке показаны перемещения кольца вверх и вниз, которые приводят к изменению наклона лопасти винта. Кроме того, кольцо автомата перекоса можно наклонять, чтобы изменить угол наклона винтового диска.
Пилотирование вертолета
1. Чтобы лететь вперед, пилот толкает рычаг управления от себя. При этом винтовой диск наклоняется к носу.
2. Чтобы набирать высоту, пилот увеличивает общий тангаж всех лопастей, пока подъемная сила не превзойдет силу тяжести.
3. Чтобы висеть неподвижно, пилот удерживает такой угол наклона винта, чтобы подъемная сила и сила тяжести были равны.
4. Чтобы дать задний ход, пилот наклоняет винтовой диск по направлению к хвосту.
5. Чтобы повернуть, пилот поворачивает винтовой диск влево или вправо.
6. Чтобы изменить курс, пилот устанавливает нижний угол наклона лопастей вспомогательного винта.
information-technology.ru
Что такое ВЕРТОЛЕТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ — Энциклопедия Кольера — Словари
Энциклопедия Кольера
ВЕРТОЛЕТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ К статье ВЕРТОЛЕТ Впервые вертолеты использовали в военных целях во время Второй мировой войны для несения патрульной службы и спасательных работ. Эвакуация раненых с поля боя была главной задачей для вертолетов во время войны в Корее. Эти вертолеты имели поршневые двигатели, и поэтому скорость их полета и грузоподъемность были невысокими. Американские вертолеты с газотурбинными двигателями появились во время войны во Вьетнаме. Роль вертолетов значительно возросла. Военные вертолеты использовались для наблюдения, транспортировки войск и снаряжения. Позже вертолеты начали принимать активное участие и в боевых действиях. Вооруженный реактивными снарядами и ракетами, вертолет стал высокоэффективным средством борьбы с танками. Дальнейшее усовершенствование оптических приборов расширило возможности применения вертолетов для контроля за передвижением войск даже ночью (с помощью инфракрасных приборов ночного видения). Появились вертолеты-разведчики и вертолеты для выполнения специальных заданий, таких, как борьба с террористами. В сухопутных войсках США насчитывается более 7000 действующих вертолетов. ВМС, морская пехота и ВВС США также используют вертолеты. Вертолеты находят универсальное применение как транспортное средство. Они используются для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах. Почти четверть гражданских вертолетов США принадлежит частным компаниям. Служебные вертолеты компаний используются главным образом для перевозки работников в деловые центры, филиалы компании и аэропорты. Вертолеты обслуживают также и обычных пассажиров. Во многих крупных городах имеются рейсовые вертолеты, которые курсируют между центром города и ближайшими аэропортами. Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие — для обнаружения лесных пожаров. Универсальность вертолетов содействовала их успешному применению в многочисленных совершенно различных областях человеческой жизнедеятельности.
www.slovopedia.com
Для чего нужны вертолёты с соосными винтами — к годовщине первого полёта Ка-8
Двенадцатого ноября 1947 года в воздух поднялась первая в нашей стране машина с соосной схемой расположения несущих винтов — это был экспериментальный прототип, разработанный знаменитым советским авиаконструктором Николаем Камовым — Ка-8 «Иркутянин». До сих пор Россия остаётся единственным государством в мире, наладившим массовое производство машин с соосными винтами, нигде в мире серийно вертолёты такой схемы не производятся, только опытные и экспериментальные образцы. О том, для чего нужна соосная схема, а также о её главных преимуществах и недостатках читайте в этой статье, подготовленной по материалам РИА Новости.
Первый соосный летательный аппарат КБ имени Камова К-8 «Иркутянин» больше напоминает летающий мотоцикл, нежели привычный вертолёт. Во-первых, у него отсутствует фюзеляж. Вся конструкция состоит из стальных труб, закреплённых на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в небольшом открытом кресле. Максимальная взлётная масса Ка-8 — всего 320 килограммов, длина — 3,7 метра, высота 2,5 метра. Скромны и лётные характеристики: «Иркутянин» был способен подниматься на 250 метров максимум и разгоняться до 80 километров в час. Впрочем, за скоростью и высотой при создании «первенца» камовцы не гнались. Настоящим прорывом стали несущие трёхлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение — визитная карточка практически всех камовских вертолётов.
В соответствии с третьим законом Ньютона, который гласит, что «взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны», вертолёт традиционной схемы постоянно доворачивает в сторону, противоположную вращению несущего винта. Чтобы компенсировать момент вращения, на хвостовую балку устанавливается рулевой винт, парирующий момент вращения несущего винта. Соосным вертолётам Камова нет необходимости в рулевом винте, т.к. их несущие винты сами вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины и снижает её уязвимость.
Ка-8 предназначался для связи и разведки, машина была построена всего в трёх экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолёт поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолёты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом».
Любопытный факт: само слово «вертолёт» вошло в обиход именно благодаря Камову. Именно так 8 февраля 1929 года на заседании Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа авиаконструктор назвал своё изобретение — летательный аппарат Каскр-1, который на самом деле таковым не являлся, а был типичным автожиром. Классический вертолёт (в современном его понимании) тогда назывался «геликоптером» (от французского hélicoptère, заимствованного в конце XIX века) и носил это имя всю первую половину прошлого века. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить Ка-8 публике. Тот подумал и ответил: «вертолёт».
Вертолёт Ка-15
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолёты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. Первый появился в конце 1948 года и практически не отличался от оригинальной машины. Он получил более мощный двигатель, больший диаметр несущих винтов и радиостанцию. Кроме того, в Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путём складывания спинки кресла. Испытания этой машины были непростыми. Вертолёт раз за разом терял винтами воздушный поток. Однажды это привело к трагедии. Лётчик-испытатель Михаил Гуров поднял Ка-10 над испытательной площадкой на 200 метров, проверяя, насколько машине хватает топлива на такой высоте. Для этого он вел аппарат на номинальных оборотах. Скорости лопастей оказалось недостаточно, и вертолёт упал. Гуров скончался по пути в больницу.
Впрочем, со временем Ка-10 довели до ума. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолёта. К 1953 году в строю уже было девять машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолёт практически не болтает даже в шторм. Кроме того, военный вариант машины получил полноценную приборную панель с высотомером, спидометром, компасом, вариометром и указателем оборотов несущих винтов.
Ка-15 стал первым вертолётом Николая Камова, пошедшим в крупную серию. Всего было построено 354 машины этого типа. Ка-15 задумывался как противолодочный вертолёт, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным — сказывалась малая грузоподъёмность. В итоге во флоте разработали необычную тактику боевых троек. Первый Ка-15 нёс два гидроакустических буя для обнаружения подлодок. На втором была установлена аппаратура управления и слежения. Глубинные бомбы же устанавливались на трётьем. Понятно, что такой подход снижал общий боевой вес Ка-15. К тому же было несколько случаев схлёстывания лопастей несущих винтов, что приводило к крушению вертолёта. Вряд ли стоит винить в этом конструкторов: соосная схема в то время была малоизведанной областью. Приходилось учиться на ошибках.
Вертолёт Ка-15 на поплавках
По сравнению с традиционной схемой с рулевым винтом, соосная схема гораздо сложнее в техническом и конструктивном плане. Наличие двух соосных валов и реализация синхронизации вращения винтов усложняют конструкцию трансмиссии. Для исключения схлёстывания лопастей при любых манёврах винты имеют большой разнос по высоте, что дополнительно утяжеляет конструкцию и существенно увеличивает высоту вертолёта и существенно поднимает его центр тяжести.
В других странах серийных машин такой конструкции просто нет — это отечественное ноу-хау. На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, до массового производства дело так и не дошло.
Всего для нужд Военно-морского флота КБ Камова разработало более десятка различных моделей вертолётов.
Эти вертолёты способны выполнять самый широкий круг задач: вести разведку, высаживать десант на побережье, поддерживать его огнём, спасать сбитых над морем лётчиков, выслеживать подводные лодки противника и многое другое. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска» — серьёзные лётные происшествия с ними — единичные случаи.
«У соосных вертолётов выше грузоподъёмность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, габариты соосного вертолёта меньше, что очень удобно при использовании, например, на нефтяных площадках, — рассказал РИА Новости Заслуженный лётчик-испытатель России, старший лётчик-испытатель АО «Камов» Александр Папай. — При соосной схеме управляемость вертолёта выше, выше манёвренность и лучше высотные характеристики, потому что вся мощность идёт на основные винты. А манёвренность нужна при ведении боевых действий. Соосный вертолёт симметричен, у него нет в полёте дополнительных кренов».
Весь накопленный за десятилетия опыт камовцы использовали при создании машин и для армейской авиации. О «Чёрных акулах» Ка-50 и их двухместных модификациях Ка-52 «Аллигатор» слышали, наверное, все. Бронированные и вооруженные самыми современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолёты соосной схемы прекрасно себя чувствуют не только над морем, но и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.
Ка-50 над Москвой (Южное Бутово)
«Чёрная акула» получилась очень живучей. В одном из боевых вылетов экипаж отстрелялся по боевикам с малой высоты, в результате чего в одну из лопастей попал крупный осколок. Вертолёт без проблем долетел до аэродрома Ханкала, где повреждённый участок просто отрезали. После этого он своим ходом добрался до пункта базирования. В целом же лётчики в Ка-50 буквально влюбились. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования придаёт экипажам уверенности, что в сочетании с высокой автоматизацией полёта и отличными манёвренными характеристиками самым положительным образом влияет на боевой дух лётчиков.
Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52, дебютировавшего в Сирии. В марте 2016 года несколько «Аллигаторов» были переброшены на авиабазу Хмеймим и используются в различных операциях. Обкатали на Ближнем Востоке и палубную модификацию Ка-52К, получившую обозначение «Катран». Обе машины прекрасно показали себя в не самом привычном для них климате.
Ударный вертолёт Ка-52
На сегодняшний день в частях армейской авиации стоят на вооружении более 100 «Аллигаторов». До конца 2017 года Минобороны должно получить ещё 14 машин. Наравне с милевскими Ми-28Н и Ми-35 они будут оставаться основными ударными вертолётами Российской армии в ближайшие десятилетия.
kazanhelicopter.ru
Все, что вы хотели знать о покупке вертолета
Nov 19, 2015
Использование воздушного пространства в нашей стране регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации №138 от 11.03.2010 г. Согласно ему полеты в воздушном пространстве класса G (в основном здесь летает малая авиация) осуществляются без получения диспетчерского разрешения.
За час до вылета пользователи воздушного пространства класса G уведомляют о своей деятельности органы управления полетами. Не для контроля. Для получения полетно-информационного обслуживания. Им будут предоставлены необходимые консультации, чтобы полет не представлял опасности.
Полеты возможны как в дневное, так и в ночное время. При планировании полета пользователь обязан иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию. А за час до вылета уведомить о нем диспетчеров по телефону или через интернет.
Воздушное пространство над территорией России разделено на 3 класса:
- класс А: полеты только по приборам с постоянной связью с центрами управления полетами. Это территория транспортных и пассажирских самолетов. Нет ограничений по скорости. Все полеты управляются диспетчерами, ведется контроль за рассредоточением судов на установленные интервалы;
- класс С: разрешены полеты по приборам и визуальные полеты (к примеру, ваш полет на вертолете в зоне аэродрома). Все полеты эшелонируются и обслуживаются диспетчерами, обязательна двусторонняя радиосвязь с центром управления полетами. Скорость судов, летающих по правилам визуальных полетов на высоте ниже 3,05 км, не должна превышать 450 км/ч. Все полеты носят разрешительный характер.
- класс G: визуальные полеты. Ограничение по скорости на высоте ниже 3,05 км не более 450 км/ч.
При планировании траектории полета надо также учитывать наличие на пути следования зон, полеты над которыми запрещены. Обычно это ключевые промышленные комплексы и стратегически важные для страны объекты.
Нужен ли мне вертолет?
Вертолет – быстрый, маневренный удобный вид транспорта. Он неприхотлив к взлетной площадке. Главное, чтобы ее размер в 1,5 раза превышал диаметра винта, а поверхность была ровной.
Вертолет эффективен при преодолении плохих дорог и «пограничных» дистанций – там, где на машине путь отнимет много времени и сил, а самолеты не летают.
Полет на вертолете захватывает дух и дарит множество новых эмоций.
Как выбрать вертолет
Хотите купить вертолет? Обращайтесь к специалистам нашей компании! Мы поможем во всех вопросах.
При покупке вертолета учитывается масса показателей – вес машины и ее экономичность, количество двигателей, винтов, посадочных мест.
Вертолеты с инжекторным двигателем (Robinson R44) выгоднее с экономической точки зрения, с газотурбинным Agusta AW119 Ke, Robinson R66) легче и мощнее, но сложнее в управлении.
Двухдвигательные (Agusta Bell 429, Agusta AW 139) безопаснее, но дороже однодвигательных (Agusta AW119 Ke, Bell 407).
Легкие вертолеты (Agusta Bell 429, Bell 206, Agusta GRAND) характеризуются взлетным весом от 1 до 4,5 тонн, средние – до 13 тонн (Agusta AW 139, Eurocopter EC-175, Eurocopter EC-225 Super Puma). Разделение вертолетов на средние и тяжелые в России и зарубежных странах неодинаково, поэтому некоторые вертолеты на Западе будут определены как тяжелые, а у нас они будут считаться средними.
Большинство популярных в России вертолетов имеют 6–8 пассажирских мест, но есть и исключения. Для перелетов маленьких компаний удобен четырехместных Robinson R44, а на борту Agusta AW 139 поместится дюжина пассажиров.
При выборе вертолета немаловажным фактором остается его цена, которая весьма разнится в зависимости от выбранной модели. Стоимость легких многоцелевых вертолетов Robinson начинается от 617 500 $, современного высококлассного Agusta AW 139 достигает 14 160 000 €.
К основной стоимости приплюсовывается ТО, которое могут осуществлять только специализированные центры, имеющие сертификат на обслуживание конкретных видов вертолетов.
Стоимость техобслуживания относительно невысока. К примеру, годовое обслуживание Robinson R44 (через каждые 50 летных часов) составит около 9 тысяч долларов. Во многих сервисах вам не только произведут осмотр или ремонт техники, но и помогут с доставкой необходимых запчастей или комплектующих.
Подумывая приобрести вертолет непосредственно у производителя, учтите, что не все вертолеты сертифицированы в нашей стране, а значит есть вероятность купить машину и не иметь возможности на ней летать. Поэтому перед покупкой обязательно проконсультируйтесь у специалистов.
Стоимость вертолета
Стоимость вертолета во многом зависит от его комплектации и модификации. Популярный в России Robinson R44 может иметь разные двигатели, металлические шасси или поплавки для посадки на воду, укомплектован оборудованием для полетов в темное время суток. Цена вертолетов Robinson R44 начинается от 617 500 $. Недорогой, но надежный. Отличается невысокой стоимостью обслуживания и хорошо знаком нашим умельцам.
Раза в два дороже обойдется покупка его преемника – пятиместного Robinson R66. Легкие и средние итальянские вертолеты Agusta, равно как американские Bell, облегчат ваш кошелек не менее чем на 4,3 миллиона долларов.
Состоятельные клиенты обратят внимание на Bell 429 (8 670 586 $), продолжающий работать даже при неисправности одного двигателя. В базовой комплектации он использует для посадки лыжи, но может быть оборудован убирающимися колесами-шасси, за счет чего увеличится скорость вертолета.
Современный комфортный Agusta AW 139, стоимостью от 14 160 000 €, отличается высокими техническими показателями и классом безопасности, низким уровнем шума и вибрации.
Содержание вертолета
Если планируете летать или летаете много, техобслуживание вертолета проводите по налету. При редких вылетах – по календарному графику. В зависимости от модели ТО может производиться поагрегатно или всего вертолета сразу.
Просты и экономичны в обслуживании вертолеты Robinson. Через каждые 50 летных часов одновременно проводят ТО и двигателя, и планера. Стоимость его составит около 500 $, техобслуживание 100 часов – около 4000 $. Через 2200 летных часов или 12 лет вертолету потребуется капитальный ремонт.
Расходы на топливо вертолетов Robinson составят около 5 000 руб/ч.
Содержание дорогих моделей вертолетов выше: 8 000–15 000 $/год ТО плюс расходы на топливо от 7 000 до 12 000 руб/ч.
Издержки на содержание зависят также от места хранения техники. Что это будет – лужайка у дома или теплый закрытый ангар. Базирование вертолета на открытой площадке в Москве обойдется не меньше чем 40 тысяч руб/мес, в неотапливаемом ангаре – от 60 000 руб/мес, в теплом – от 70 000 руб/мес.
Чтобы снизить стоимость содержания вертолета и даже получить прибыль, сдавайте его в аренду.
Хранение вертолета
Для хранения вертолета удобнее всего использовать открытую площадку возле загородного дома или воздвигнуть собственный ангар. Современные технологии позволяют соорудить прочную, но легкую в монтаже/демонтаже конструкцию.
При отсутствии возможности оборудовать собственную площадку базируйте вертолет на одном из вертодромов, выбрав для него место на открытом пространстве, в неотапливаемом или отапливаемом ангаре.
Покупка б/у вертолета
Купить новый высококлассный вертолет получится только на заказ. Иногда срок ожидания покупки растягивается до 2 лет. Порой нет времени или желания ждать. Отпугивают цены и привлекает мысль, что за одни и те же деньги возможно купить б/у технику, но более высокого уровня.
Своевременный ремонт и качественное техобслуживание дарят ресурсному вертолету вторую жизнь. Но чтобы быть уверенными в безопасности полетов, покупайте б/у вертолеты только у надежных партнеров, тех, кто дорожит своей репутацией и жизнью своих клиентов. Или воспользуйтесь услугами компании, которой вы доверяете, по предпродажной диагностике технических характеристик машины с обязательной выдачей гарантии.
Стоимость ресурсного вертолета
Если летных часов мало и с момента выпуска вертолета прошло менее 3 лет, стоимость его не будет сильно разниться с новым. Хотите, чтобы цена была ощутимо ниже, ищите вертолет старше 3 лет.
Вертолеты не изнашиваются так быстро, как авто. При грамотном, своевременном техобслуживании он прослужит долго.
У кого покупать
Гарантировать качество покупки могут только официальные, сертифицированные дилеры производителей (отечественные или зарубежные). Их немного.
После того, как нашли потенциального продавца, постарайтесь узнать о нем все, что возможно.
Почитайте отзывы на официальном сайте и в блогах, поинтересуйтесь наличием сертификатов от производителя (как дилерских, так и на техобслуживание).
Крупные, серьезные компании занимаются не только продажей вертолетов, но и техобслуживанием, ремонтом, предоставляют владельцам вертолетов услуги по базированию, регистрации площадок или самих вертолетов, обучению.
Где покупать
Напрямую с завода-производителя приобрести машину не получится, так как иностранные компании предпочитают продавать вертолеты через дилерские сети.
За покупкой вертолета можно отправиться заграницу или оформить заказ у российских дилеров. Покупка в России обойдется несколько дороже, но избавит вас от бумажной волокиты. Официальные дилеры возьмут на себя оформление всех документов по растаможиванию и регистрации вертолета. Третий вариант – небезопасный и рискованный – покупка по объявлению.
Как сэкономить на таможне
Зарегистрировать вертолет в России возможно только после должного прохождения процедуры ввоза, в том числе уплаты импортной пошлины в размере 18,5–18,6 % от стоимости вертолета и 18 % НДС.
Сэкономить на этом этапе не получится. При подозрении в занижении стоимости вертолета, указанной в декларации, на таможне могут потребовать заключение Торгово-Промышленной палаты о таможенной стоимости товара.
Долго ли ждать поставки?
В крупных компаниях всегда есть в наличии несколько вертолетов популярных, востребованных моделей, ждущих своего покупателя. Информация о них меняется в режиме real time, поэтому, запланировав покупку, обзвоните дилеров для уточнения ассортимента.
При оформлении заказа на поставку вертолета с завода-производителя время ожидания составит от полугода до 2 лет.
Регистрация вертолета
Регистрацией воздушного судна гражданского назначения занимается Федеральное агентство воздушного транспорта, или Росавиация. После подачи необходимых документов, перечень которых прописан на официальном сайте агентства:
- вертолету присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки;
- собственнику выдается свидетельство о госрегистрации воздушного судна.
Прежде чем совершить свой первый полет на вертолете, необходимо также получить Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно и Свидетельство летной годности.
Вертолет куплен. Что дальше?
Определить место базирования вертолета, зарегистрировать вертолетную площадку, получить уроки вождения.
При приобретении вертолета у крупного дилера приятным бонусом к покупке является гарантийное техобслуживание. Если покупали вертолет по объявлению, необходимо найти компанию, имеющую сертификаты от производителя на ТО вертолетов нужной вам марки.
Регистрация вертолетной площадки
Мы поможем вам зарегистрировать вертолетную площадку, оформить на нее аэронавигационный паспорт. Что необходимо от вас?
- участок, удовлетворяющий требованиям к посадочным площадкам для вертолетов: он должен быть ровным, площадью в 1,5 раза превышающей диаметра винта;
- право собственности на вышеуказанный участок;
- разрешение местных органов власти на размещение площадки.
vipsky.ru
Как летает вертолет. | АВИАЦИЯ, ПОНЯТНАЯ ВСЕМ.
Здравствуйте, друзья!
МИ-1. Первый серийный вертолет в СССР.
А действительно интересно, как летает вертолет? Как этот удивительный (без преувеличения ) летательный аппарат не только держится в воздухе, но и красиво летает. Еще как красиво! Я неоднократно был свидетелем пилотажа серийного боевого вертолета МИ-24 над аэродромом города Бжег в Польше. Вертолет уже заслуженный ветеран, но грозная боевая машина, отлично зарекомендовавшая себя в Афганистане, и летает так, что дух захватывает, и взгляд оторвать от этого действа невозможно.
Так что же позволяет ей это делать? Ведь вроде бы несуразный по сравнению с самолетом летательный аппарат. Рискуя в который раз повторить самого себя скажу, что на самом деле принцип полета вертолета достаточно прост. И кое-что для его объяснения мы уже знаем.
Слышали, наверное, расхожее выражение «винтокрылая машина»? Оно достаточно правильное. Самолет держит в воздухе крыло, а у вертолета эти функции выполняет винт большого диаметра. Его называют несущим винтом. Каждая лопасть несущего винта представляет собой, по сути дела, крыло, имеющее аэродинамический профиль, и движущееся при вращении винта в воздушном потоке. Вот, пожалуй, принципиально и все :-). Что при этом происходит с крылом мы с Вами уже разобрались здесь и здесь. Возникает аэродинамическая сила, приложенная к каждой лопасти и, как их сумма, общая сила приложенная к винту и через него ко всему вертолету. Сила эта всегда перпендикулярна плоскости вращения винта.
Силы, действующие на вертолет.
Если она направлена вверх и больше веса вертолета, то он поднимается вертикально, если она равна весу, то он зависает в воздухе. Просто, неправда ли? Но теперь Вы вправе спросить, а как же вертолет двигается вперед? Ведь никакого горизонтального винта, как , например у винтового самолета у него нет и реактивного двигателя тоже. Что же создает ему тягу?
Как всегда все элементарно :-). Эту роль выполняет все тот же несущий винт. Если плоскость вращения винта наклонить, то вместе с ней наклонится и суммарная аэродинамическая сила. И теперь ее можно будет разложить на две составляющие: вертикальную, которая поднимает вертолет вверх и держит его в воздухе и горизонтальную, которая заставляет его двигаться вперед. Хотя правильней сказать не вперед, а туда, куда она направлена. Можно и вбок или назад, что вертолет с успехом и делает, кстати.
Вот, собственно, и все. На вопрос о том, как летает вертолет мы ответили. Конечно теория и практика этого вопроса значительно сложнее, но общий принцип полета именно таков.
Скажу, что на самом деле несущий винт вместе с массивной осью и тяжелыми сопутствующими механизмами никуда не отклоняется. Это, мягко говоря, трудно осуществимо и технически нецелесообразно. И тем не менее плоскость вращения винта наклоняется. Говоря вертолетным языком создается «перекос винта». Достигается он за счет изменения положения лопастей, которые подвешены к оси на специальных шарнирах, а управляет этим процессом специальное устройство, называемое «автомат перекоса несущего винта». Все, вертолет полетел… И именно туда, куда нам нужно.
КА-52 Аллигатор. Хвостового винта нет.
Всех эти заумных понятий мы еще очень популярно (и незаумно :-))коснемся в дальнейших наших разговорах, а сейчас я напоследок еще упомяну об одной необходимой вещи. Вы наверняка все видели у вертолетов маленький хвостовой винт и задавали себе вопрос: «Для чего он?». Отвечаю. Я думаю все, даже ярые нелюбители физики слышали про три закона Ньютона. А если не слышали, то поверьте мне на слово, я знаю, что говорю :-). Так вот третий закон в популярной форме гласит: «Каждое действие равно противодействию.» Именно согласно этому выражению возникает так называемый реактивный момент. То есть если несущий винт вертолета вращается, например, вправо, этот момент будет стремиться повернуть корпус вертолета влево (или же наоборот). Чтобы устранить эту совсем ненужную тенденцию и существует хвостовой винт. Он работает, как обычный тянущий самолетный винт и, создавая тягу, обратную реактивному моменту просто его уравновешивает. А если вертолету нужно повернуть, то тяга этого винта меняется за счет поворота его лопастей.
Есть достаточно вертолетов без хвостового винта. Это, например, всем известные КА-50 и КА-52. Но у них на одной оси как бы два несущих винта. И вращаются они в разные стороны, тем самым уравновешивая вредный реактивный момент.
Все. Сказано уже более чем достаточно. Теперь если Вас спросят как летает вертолет, Вы без труда сможете на этот вопрос ответить. И я Вам советую присмотреться к современным типам этого летательного аппарата. Они сейчас развились в некий тип, стоящий в определенном смысле особняком от традиционной авиации и иной раз просто завораживают своим видом и своими возможностями… Хотя, впрочем, продолжение следует…
P.S. Напоследок маленький ролик с участием МИ-24. Не российского, к сожалению. Вот так люди заботятся о технике, тем более такой заслуженной. Второй ролик – пилотаж Ми-24.
Фото и картинки кликабельны.
No related posts.
avia-simply.ru
Как устроен вертолет?
Вертолетом называется летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого создается одним или несколькими несущими винтами, приводимыми во вращение одной или несколькими силовыми установками (двигателями).
Наиболее распространенный тип вертолета с одним винтом и поршневым двигателем состоит из следующих основных частей: несущего винта, фюзеляжа, рулевого винта и шасси.
Несущий винт 1 служит для создания подъемной силы и тяги. При вращении несущего винта летчик с помощью ручки управления вертолетом 16 через автомат-перекос может изменять направление полной аэродинамической силы несущего винта R, перпендикулярной плоскости вращения концов лопастей, и тем самым создавать составляющую Р этой силы, направленную по касательной к траектории полета. Она аналогична силе тяги воздушного винта поршневого самолета или силе реакции газовой струи реактивного самолета и может меняться по величине в зависимости от угла наклона несущего винта, а следовательно, полной аэродинамической силы R.
Изменение величины аэродинамической силы несущего пиита осуществляется рычагом общего шага 17, с помощью которого производится перемещение вертолета в вертикальной плоскости (спуск и подъем).
В фюзеляже 2 вертолета расположены кабина для экипажа и пассажиров, поршневой двигатель 3 с системой передачи (трансмиссией) к главному редуктору 7 и баки с горючим н маслом.
В кабине экипажа сосредоточено все управление вертолетом и двигателем, в том числе: ручка управления вертолетом, рычаг общего шага несущего винта, ножное управление (педали), управление триммерами, системы управления двигателем, приборы и агрегаты, размещенные как на приборной доске, так и в других местах кабины, и другое оборудование вертолета.
Рычаг общего шага связан с дроссельной заслонкой двигателя. Это необходимо для того, чтобы при изменении шага несущего винта, т. е. при изменении нагрузки на двигатель, изменять газ так, чтобы обороты двигателя были постоянными. Поэтому рычаг общего шага несущего винта называют рычагом «шаггаз».
Трансмиссия на вертолете состоит из редуктора двигателя с муфтой включения и приводами на вентилятор и главный вал.
Главный редуктор вертолета через автомат-перекос и втулку связан с лопастями несущего винта, а через вал, расположенный в хвостовой балке, промежуточный редуктор и концевой вал, расположенный в концевой балке, связан с хвостовым редуктором 15 и рулевым винтом.
Рулевой винт служит для погашения реактивного момента, передаваемого от несущего винта на фюзеляж, а также для поворота вертолета вокруг вертикальной оси. Втулка рулевого винта механически связана с педалями ножного управления 18. Перемещая педали, летчик меняет общий шаг рулевого винта и изменяет тем самым величину развиваемой им тяги TV.
В полете требуется координированное действие всем;1 тремя органами управления в кабине — ручкой управления, рычагом «шаг-газ» и педалями.
Шасси. Вертолет имеет неубирающиеся шасси с передним колесом.
Посмотреть все вертолеты
avia.pro