Боевое применение вертолёта Ми-24 в Афганистане

_Ми-24П ведет стрельбу из пушки: перед самой машиной видны фонтаны разрывов. Район Черных гор под Кандагаром, осень 1987 г_
Пулемет заклинивало, заедал газовый двигатель, страдала кинематика. Высокий темп стрельбы требовал такой же скорости подачи ленты, тянувшейся по извилистому рукаву, и та нередко рвалась при рывках. Использование специальных двухпульных патронов, разработанных для ЯкБ-12,7 и способных вдвое повысить плотность огня, влекло за собой отказы из-за слабой заделки пуль в дульце гильзы: при рывках ленты они разбалтывались, шли с перекосом и не раз приводили ко вздутию и разрыву стволов. В 50-м полку, начавшем боевую работу весной 1980 г., благодаря настойчивости службы вооружения выяснилось, что изрядная часть отказов носит заводские причины и стоящие на вертолетах ЯкБ-12,7 вообще не проходили положенные при сдаче испытания отстрелом. Случались отказы системы управления (следящих сельсинов синхронизации и электроприводов наводки), при которых пулемет бил в сторону от линии визирования и не возвращался в нейтральное положение. Избавляясь от дефекта, пулемет иногда фиксировали по оси вертолета, и огонь из него при помощи своего автоматического прицела АСП-17В вел летчик.

Неоднократно для устранения дефектов приезжали доработчики, проблемы пыталось решить КБ, но результаты оставались скромными. Впрочем, отчасти неисправности обуславливались жесткими условиями эксплуатации и не всегда полноценным присмотром за оружием, требовавшим чересчур много внимания в напряженной боевой работе, а обслуживания «по состоянию» ЯкБ-12,7 явно не терпел. Летом 1982 г. в 4-й эскадрилье Кандагарского полка из 20 вертолетов Ми-24 пулеметы нормально работали только на семи машинах, заслужив ироническую расшифровку своего наименования «Якобы стреляет». Положение почти не изменилось и в последующие годы, когда значительную часть пулеметных «двадцатьчетверок» вытеснили пушечные Ми-24П.

По рассказу А. Маслова, «в мае 1986 г. из-за неработающего пулемета нам пришлось летать вовсе без него. Работали тогда в районе Чакарай, долбили один кишлак, и у меня в самый интересный момент пулемет заклинило. После вылетов до поздней ночи с ним возились, перемазались все, устали, но так и не сделали. Пришлось вызывать оружейников из Кабула, прилетели они, копались-копались с пулеметом, так ничего и не исправили, сняли вообще и бросили в грузовую кабину. Летали с дыркой на месте пулемета, в кабине сквозило. На другой день специалист нам окончательно пулемет доломал. Уже когда вернулись на базу в Кабул, заменили его на новый».

С появлением мощных НАР С-8 новыми блоками Б-8В20 в первую очередь старались оборудовать пулеметные машины, компенсируя дальнобойными реактивными снарядами неудовлетворительную работу пулемета. К весне 1987 г. в отряде 205-й отдельной вертолетной эскадрильи, приданном спецназу в том же Кандагаре, оставался единственный Ми-24В, на котором ЯкБ-12,7 не выдерживал и нескольких дней без очередного отказа. По отзыву ведавшего вооружением лейтенанта А. Артюха, «пулемет из нас всю душу вытянул, добиться его устойчивой работы никак не удавалось и пришлось даже получить второй, чтобы менять заклинивший. Ничего не помогало — ни регулярные чистки, ни набивка и смазка лент. Вылет без отказа мы уже считали удачей, а бывало, что за день он клинил по два раза. Потом вдруг в очередной раз оборвало ленту, но пулемет не заклинил и вдруг стал работать нормально. Мы на него дышать боялись, не трогали и не чистили, только пополняли ленту. Что произошло — так и осталось непонятным, но он отлично стрелял полтора месяца, пока вертолет не сбили 16 февраля…»

Появление Ми-24П с двуствольной пушкой ГШ-2-30К в исполнении 9А623К, отличавшейся удлиненными на 900 мм стволами от применявшихся на штурмовиках Су-25, позволило снять большую часть про

fishki.net

Советские вертолеты в Афганистане | Военное оружие и армии Мира

Вертолеты сыграли особую роль в афганской войне. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круг задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск.

Согласно первоначальным планам советского командования, ввод войск в Афганистан обеспечивался значительным количеством вертолетных частей. К началу 1980 года в этой стране находилось 110 советских вертолетов, в том числе 80 многоцелевых Ми-8, 24 тяжелых транспортных Ми-6, но всего шесть транспортно-боевых Ми-24. Такая пропорция обусловливалась тем, что поначалу предполагалось лишь размещение гарнизонов в городах, охрана дорог и предприятий. Но очень скоро советские части вынуждены были втянуться в полномасштабные боевые действия. Это привело к быстрому увеличению парка ударных вертолетов: на рубеже февраля — марта 1980 года в Афганистан перебросили еще две эскадрильи Ми-24Д.

ВОЙНА ВЕРТОЛЕТОВ

Боевые действия в Афганистане характеризовались отсутствием четкой линии фронта, очаговым характером боев и широким применением моджахедами тактики засад. Это требовало быстрой реакции советских войск, которую могли обеспечить только вертолеты. Свой отпечаток накладывал и гористый характер местности, когда противники пытались овладеть господствующими высотами. Огромную поддержку в этом оказывала авиация.

Каждый советский гарнизон в Афганистане обязательно оборудовался вертолетной площадкой, посадочные «пятачки» имели даже удаленные заставы и блокпосты. Такое решение, перенятое у американцев с их вьетнамским опытом, упрощало снабжение и связь, позволяя в крайнем случае рассчитывать на эвакуацию. Упрощалась и организация взаимодействия с наземными частями. Базируясь на полевых площадках, вертолетчики могли получать задачи и целеуказания из первых рук, а быстрый «подскок» к месту удара делал его своевременным и эффективным.

Успешным действиям вертолетчиков способствовал смешанный состав полков и отдельных эскадрилий. Плотное взаимодействие транспортных Ми-8 и боевых
Ми-24 обеспечивало достаточность сил для широкого круга задач.

В 40-й армии удалось успешно решить очень сложный для советских вооруженных сил вопрос включения авиационных частей в состав общевойсковых объединении. Предпринятая попытка реализовать подобную структуру на территории СССР, сведя вертолетные части в армейскую авиацию и передав ее с начала 1980 года в подчинение командованию военных округов для лучшего взаимодействия, особого успеха не имела. В Афганистане же командующий авиацией имел свой «голос» в руководстве армии, задания в интересах подразделений сухопутных войск проходили через его штаб, отдававший конкретные распоряжения авиаторам. Вертолетные эскадрильи придавались каждой дивизии 40-й армии; 5, 108-й и 201-й мотострелковым и 103-й воздушно-десантной. 66-я и 70-я отдельные мотострелковые бригады получили в свое распоряжение отряды вертолетов.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Первые бои и первые потери вынудили вертолетчиков кардинально пересмотреть тактику боевого применения и во многом отойти от действовавших в то время наставлений. Задания выполнялись минимум парой, экипажи страховали друг друга на случай вынужденной посадки. Но должную эффективность ударов обеспечивало минимум звено (четыре машины), а лучше — восьмерка. Многое было позаимствовано из тактики штурмовой авиации Второй мировой войны — она, как оказалось, могла быть удачно адаптирована к новой технике. Наиболее простым приемом была атака с круга. Более сложной являлась «ромашка»: роспуск группы на подходе и чередующиеся удары с разных сторон с минимальными интервалами по времени, что требовало отличной координации действий.

В условиях огневого противодействия противника большое значение имели противозенитные маневры, например «ножницы» с «раскачкой» по высоте (курсу), когда верхняя пара прикрывала атакующую. Если целью была цепь огневых точек, ее атаковали фронтом, когда строй вертолетов (как правило, уступом) словно гребнем прочесывал местность. А вот в ущельях приходилось действовать «гуськом», нанося удары один за другим с минимальными интервалами. Основной акцент в вертолетных операциях делали на внезапность, непрерывность огневого воздействия и взаимное прикрытие. Огромное значение имели гибкость тактики и ее совершенствование — шаблонные действия тут же наказывались, при повторном полете по тому же маршруту можно было наткнуться на засаду.

Поэтому, чтобы не попасть под одну очередь и успеть среагировать, уклонившись или подавив огневую точку, при следовании к цели или патрулировании интервал между вертолетами держали увеличенным до 1200-1500 м.

Усиление ПВО моджахедов заставило советское командование к 1987 году почти полностью отказаться от применения вертолетов для огневой поддержки войск. Бомбово-штурмовые удары теперь выполняли менее уязвимые самолеты, вертолеты же прикрывали их и, в лучшем случае, завершали налет, «подчищая» местность после удара. Все чаще вертолеты использовали для работы ночью.