Содержание

Самые знаковые военные вертолеты в истории вертолетостроения

Январь 1942 года — памятный в истории авиастроения СССР. Тогда вертолет Сикорского первый раз поднялся в небо. Случилось это 13 января. Это первый во всем мире летательный аппарат, созданный для военной отрасли. Притом работа над его конструированием известным ученым, а по совместительству и непосредственно авиаконструктором Игорем Сикорским, была начата еще во времена дореволюционной России. Но реализовать все планы у него получилось, лишь эмигрировав в Соединенные Штаты.

Вертолеты СССР — это отдельная глава в истории великого государства, которого больше нет на карте мира. В свое время страна считалась одним из лидеров в авиастроительстве, и не зря. За годы существования были разработаны десятки моделей летательных аппаратов. А некоторые из них оказались знаковыми для мирового вертолетостроения и вошли в ТОП-10:

  1. «Сикорский R-4».
  2. МИ-1.
  3. МИ-8.
  4. КА-31.
  5. КА-50.
  6. МИ-26.
  7. «Сикорский UH-60».
  8. «Боинг AH-64 Apache».
  9. «Хьюи».
  10. МИ-24.

Познакомимся с каждой моделью ближе, заодно разберемся, чем же они заслужили статус знаковых для мирового вертолетостроения.

Sikorsky R-4 — универсальная многоцелевая машина

Самый первый вертолет киевского конструктора И. Сикорского (это была модель VS-300) покорил небо в 1939 г. Притом пилотировал эту машину сам создатель. Дизайн и внешний вид у нее был простой, даже отсутствовала обшивка на фюзеляже. Мотор у VS-300 стоял «Лайоминг», мощность которого составляла всего 65 лошадок. Этот вертолет тяжело поддавался управлению, мешали сильные вибрации, вследствие чего и продержался в полете буквально пару секунд. Однако Сикорского такое положение дел не смутило.

В 1942 г. он представил публике свою новую машину — R-4. Этот вертолет брал разгон до 120 км/ч, мог преодолевать 180 км пути, поднимался и набирал высоту до 3650 м (с 1 пилотом, 2800 м — с 2 членами экипажа). Главное назначение «Ховерфлай» заключалось в участии в спасательных операциях.

Sikorsky R-4 стоял на вооружении армии Соединенных Штатов, а уже с 1945 г. его взяли и в Великобританию. Более того, его задействовали на Аляске и в Мьянме (тогда Бирме) во времена войны. Задачей R-4 было обеспечение продвижения военных отрядов в условиях джунглей. Его также использовали для доставки груза, эвакуации раненных.

МИ-1 — пионер вертолетостроения СССР

Эти машины также самые первые стали выпускаться серийно. По техническим параметрам МИ-1 — военный вертолет, однако он широко эксплуатировался в народном хозяйстве, на службе в ВВС СССР.

Выпускали МИ-1 в нескольких городах: Оренбург (с 1954 г.), Ростов (начало производства с 1957), потом лицензию на изготовление выкупила Польша. Всего построили свыше 2500 единиц техники. Интересно, что на счету МИ-1 более 20 (а точнее — 27) мировых рекордов, среди которых показатель:

  • наивысшей скорости — «выжал» 141,39 км/ч;
  • дальности полета —1654,5 км;
  • набор высоты — 6,7 км.

Этот русский вертолет и сегодня широко распространен и эксплуатируется во многих государствах по всему миру.

Лидер по популярности — МИ-8

Это тот случай, когда советский вертолет не просто удивил, а получил статус настоящей сенсации. Выпуск МИ-8 начался в 1965 г., хотя история зародилась раньше — под конец 50-х. Тогда Хрущев предложил известному авиаконструктору М. Милю отправиться в Штаты с целью закупки нескольких вертолетов Сикорского, осмотреть принципы производства.

Среди особенностей МИ-8, которые и сделали его сенсацией:

  • 2 двигателя (по 1500) с компрессором на 12 ступеней. Если один из них в процессе полета отказывал, то движение полностью обеспечивал второй;
  • грузоподъемность. Салон вмещает три члена экипажа и еще 24 десантника или 28 пассажиров;
  • скорость — способен наращивать ее до 225 км/ч.

Презентация широкой публике состоялась в 1965 г. в Ле-Бурже. За всю историю существования модели выпустили свыше 12 000 единиц техники в разных модификациях.

Вертолет, которому нет аналогов

КА-31 впервые взлетел в 1986 г. Главной его особенностью был радиолокационный дозор. КА-31 отличается многофункциональностью. Его можно использовать, как в качестве сухопутной боевой машины для противовоздушной обороны, так и базировать на военных кораблях.

В оснащении этого летательного аппарата имеется комплекс радиоэлектроники. За счет него вертолет получил важные опции:

  • возможность автоматизированного полета по запрограммированному ранее маршруту в любую погоду, независимо от климатических условий;
  • функцию обнаружения и взятия на автосопровождение до двух десятков целей;
  • способность передачи информации по каналу с телекодированием.

По боевым параметрам КА-31 не имеет равных аналогов во всем мире. Он может даже выявлять цели класса «самолет-вертолет» и видит их на предельно малых высотах и дальних рубежах. Его можно использовать при обнаружении надводных военных плавсредств, команд сопровождения.

Вариация КА-31 предназначена для установки на корабле. Он способен обеспечивать защиту от воздушных атак, в т. ч. и против боевых суден вне покрытия ДРЛО или береговых радиолокационных станций.

В наши дни КА-31 используют для вооружения два государства: Индия и Российская Федерация.

Черная акула

Так называется советский вертолет — КА-50. Впервые опытная версия покорила небо в 1982 г. Это первый вертолет России и даже во всем мире, в котором установлено катапультируемое сиденье. Оно обеспечивает пилоту возможность спасения в любом режиме полета.

Безопасности экипажа уделено особое внимание. Кабина КА-50 полностью бронированная. Для ее обшивки используются плиты из металла, их общая масса — более 300 кг. Опытным путем было определено, что они обеспечивают защиту даже от пуль и осколков снарядов (калибр 12,7 и 20 мм соответственно).

Тестировали военный вертолет в условиях строгой секретности, поблизости Москвы. Чтоб отвести лишний интерес у любопытной публики, создатели замаскировали боевой аппарат под транспортный. Для этого они изменили немного оформление фюзеляжа (дорисовали краской иллюминаторы и двери).

Боевое крещение для «Черной акулы» состоялось в Чечне. Зимой 2001 года КА-50 был задействован в военной антитеррористической операции. Важными функциями летательного аппарата являются возможность выполнения боевых функций в экстремально сложных горных условиях и отличная маневренность.

МИ-26 — крупнейший в мире

Это летательный аппарат многофункционального транспортного назначения, который используют как в военных целях, так и гражданскими авиалиниями. МИ-26 — самый большой вертолет России. Более того, он является крупнейшим на сегодняшний день в мире. Впервые он взлетел в 1977 г.

Этот вертолет может поднимать около 20 т груза, который берет на борт грузового отделения и внешнюю подвеску. Также для тяжелого багажа установлена лебедка. Она способна поднимать до 500 кг. Летательный аппарат вмещает 82 человека военного десанта, до 60 ед. носилок с ранеными. Развивает максимальную скорость до 295 км/ч.

«Черный ястреб» Сикорского

UH-60 — вертолет 21 века, хотя и сконструировали его 40 лет тому назад. Его грузоподъемность равна 1500 кг на борт и дополнительно берет 4 т на внешнюю подвеску. Вместимость — 14 человек.

Сегодня созданы еще и базовый UH-60 для сухопутных целей и пара противолодочных моделей — SH-60F («Океанский ястреб») SH-60B («Морской ястреб»). Еще семейство включает линейку палубных, санитарных версий, аппаратов для военных операций и огневой поддержки.

Также UH-60 используют в качестве штабного транспорта для чиновничьего аппарата высшего ранга.

Apache от «Боинг» — герой спецоперации «Буря в пустыне»

Культовая модель стала прообразом многих боевых вертолетов современности. Его регулярно используют военно-воздушные силы Израиля.

На Boeing AH-64 предусмотрена установка противотанковых ракет Hellfire (16 шт.), комплексов «Стингер» (позволяют вести воздушный бой) и автопушки.

«Хьюи» — звезда военных действий во Вьетнаме

«Ирокез» использовался армией США для доставки военных, боеприпасов, продуктов питания, эвакуации раненых. За все 11 лет, на протяжении которых длилась вьетнамская война, на счету «Хьюи» рекордные 36 млн вылетов.

Характерной чертой этой военной машины является абсолютное отсутствие брони. И потери составили всего 1 шт. на 18 вылетов.

МИ-24 — герой Афгана

«Крокодил» — это транспортно-боевой аппарат, впервые поднявшийся в небо в 1969 г. Данный вертолет — гибрид, он создавался по принципу «летающая БМП». МИ-24 лишен возможности взлетать с места, а огромные пилоны — не что иное, как крылья.

Уникальность «Крокодила» еще и в том, что эта тяжелая бронированная машина является одним из наиболее скоростных вертолетов во всем мире (разгон — до 320 км/ч).

МИ-24 участвовал в боевых сражениях на Памире, Кавказе, в Экваториальной Африке и азиатских пустынях. Особую славу этот вертолет получил после войны в Афганистане, став настоящим героем тех времен.

Еще МИ-24 — это единственный в мире летательный аппарат, которому удалось сбить в воздушном сражении боевой самолет-истребитель F-4 (он же «Фантом»).

Боевой вертолет МИ-24Д. СССР

Главная Патронат Патронаж

Высокая мобильность вертолетов, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли к ним внимание военных еще в начале 1950-х годов. Но только через полтора десятилетия, накопленный опыт их использования, и в первую очередь, успешное применение вооруженными силами США специализированных боевых вертолетов во время войны во Вьетнаме в 1960-х – начале 1970-х годов, подвели советское военное командование к выводу о создании подобных вертолетов и для Вооруженных сил СССР. Еще в 1967 году под руководством генерального конструктора М.Л. Миля на Московском машиностроительном заводе в инициативном порядке на базе вертолета Ми-8 была начата разработка нового транспортно-боевого вертолета. К этому времени у нас еще не сложился единый подход к боевой винтокрылой машине — часть специалистов считала, что вертолет должен иметь черты штурмовика, другие же — ратовали за универсальную машину с вооружением и обладающую возможностью перевозить отделение десантников.

Этот взгляд разделял и Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко. В 1968 году главнокомандующие сухопутных войск и ВВС утвердили тактико-технические требования к новому боевому вертолету В-24. Он создавался на конкурсной основе фирмами М.Л. Миля (Московским вертолетным заводом) и Н.И. Камова (вертолетным заводом в г. Улан-Уде). На В-24 предполагалось использовать двигатели ТВ3-117, разработанные для Ми-14, трансмиссию и несущую систему Ми-8 (лопасти несущего винта, автомат перекоса, главный редуктор и рулевой винт). Рассматривались варианты однодвигательного и двухдвигательного вертолетов. ОКБ Камова представило на конкурс вертолет Ка-25Ш, являвшийся модификацией корабельного Ка-25, однако победителем стал более перспективный В-24 — конструкции Миля.

6 мая 1968 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке вертолета В-24 с силовой установкой Ми-14. Его разработкой руководил заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов, а ведущим конструктором машины стал — В. М. Ольшанец. Общее руководство над всеми работами по созданию нового боевого вертолета осуществлял сам М.Л.Миль (а после его смерти в 1970-м году — генеральный конструктор ОКБ М.Н. Тищенко). Новый советский транспортно-боевой вертолет В-24 (в отличие от американских боевых вертолетов Белл AH-1G «Хью Кобра», предназначавшихся для непосредственной поддержки наземных войск и борьбы с танками противника), собирались использовать не только для этих целей, но также и для: высадки тактических десантов в зоне прорыва и при захвате плацдармов; сопровождения десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов; для борьбы с вертолетами противника; для транспортировки груза и для эвакуации раненых. Поэтому экипаж этого вертолета должен был состоять из летчика и стрелка-оператора систем вооружения (дополненных в случае необходимости бортмехаником), размещенных в кабине в носовой части, и сам вертолет должен был принять на борт отделение десантников с личным оружием и боеприпасами. Предполагалось, что вертолет будет обладать высокими летными характеристиками и иметь мощное ракетно-пушечное вооружение и усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование; будет способен выполнять задачи днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в том числе, и на предельно малых высотах.

Большое внимание при проектировании уделялось высокой боевой живучести вертолета и безопасности экипажа, что должно было обеспечиваться бронированием кабин и важнейших агрегатов и дублированием основных систем, а также использованием средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях в боевых условиях. При выходе из строя одного двигателя второй автоматически должен был переводиться на взлетный режим. Состав вооружения первоначально был аналогичен вертолету Ми-4АВ (комплекс К-4А), но позже в него вошли новые виды вооружения.

Первый опытный вертолет В-24 (вскоре получивший обозначение «Ми-24») впервые поднялся в воздух 15 сентября 1969 года. Во время испытаний вертолеты Ми-24 с нормальной взлетной массой 11 тонн достигали максимальной скорости 320 км/ч в боевом варианте и 340 км/ч в транспортном и имели крейсерскую скорость соответственно 270 и 280 км/ч, при этом, динамический потолок составлял 4950 м. В случае отказа одного двигателя вертолет мог продолжать полет с одним работающим двигателем еще в течение часа.

Во время испытаний опытного образца вертолета в НИИ ВВС был выявлен целый ряд недостатков. Поскольку часть из них устранить не удалось, а на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» уже началось изготовление первой партии серийных вертолетов и командование ВВС пошло на компромисс: устранение недостатков переносилось на последующие модификации.

В 1970 — 1972 годах выпускался Ми-24А, который в отличие от первого варианта В-24, имел высокорасположенные крылья большего размаха с отрицательным поперечным углом, на концах которых монтировались пилоны для пусковых установок ПТУР «Фаланга М» с полуавтоматическим управлением. В 1974 году в НИИ ВВС прошли государственные испытания усовершенствованной модели вертолета Ми-24Д, получившего новую носовую часть с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в отдельных кабинах и модернизированной системой вооружения. В этой модели вертолета рулевой винт размещался слева по борту, что впоследствии стало обязательным для всех вертолетов (вместо прежнего правого размещения).

В процессе испытаний Ми-24Д был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования этого вертолета: вираж; разворот; форсированный разворот; горка; боевой разворот; поворот и разворот на горке; пикирование и т.д. Параллельно велись работы по созданию еще одной модификации вертолета — Ми-24В, получившего на вооружение комплекс сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» нового поколения и автоматический прицел летчика АСП-176 (модификация прицела для истребителя-бомбардировщика Су-17). 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской армии. В 1981 году в серийное производство пошел новый вариант вертолета Ми-24П — с неподвижной 30-мм двуствольной пушкой ГШ-30, установленной в обтекателе сбоку фюзеляжа, а с 1989 года был налажен выпуск вертолетов Ми-24ВП — модификации Ми-24П с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23, смонтированной в подвижной носовой установке НППУ-23. Наряду с ними, в 1980-х годах также производился и вертолет-разведчик химической и радиационной обстановки Ми-24Р — (созданный на базе Ми-24Д) с повышенной системой жизнеобеспечения.
Вертолеты Ми-24Р широко использовались для определения масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Всего до 1992 года, когда серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен, было построено более 5200 вертолетов в различных модификациях.

Вертолет Ми-24 был выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, а также с трехопорным шасси, полностью убирающимся в полете в фюзеляж. Несущая система Ми-24 созданная на базе вертолета Ми-8, имела множество особенностей конструкции, в том числе: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки; его лопасти получили стеклопластиковую обшивку; а многие элементы были выполнены из алюминиевого сплава. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117, установленных рядом в общем обтекателе сверху фюзеляжа. Там же размещалась и вспомогательная силовая установка — газотурбинный двигатель АИ-9В. Начиная с вертолетов Ми-24Д, на воздухозаборники двигателей устанавливались пылезащитные устройства, а на соплах — экранирующие выхлопные устройства. Главный редуктор и двигатели были защищены стальными 8-мм броневыми плитами. Фюзеляж и хвостовая балка — полумонококовой конструкции. Для создания дополнительной подъемной силы в полете и частичной разгрузки несущего винта вертолет получил небольшое крыло с отрицательным поперечным углом (-12°). В носовой части фюзеляжа размещалась двухместная кабина экипажа: стрелок-оператор сидел в отдельной передней кабине, за ним — летчик, кабина которого для удобства обзора была приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка. Летчик имел бронированное кресло с откидной бронеспинкой и бронезаголовником; кресло стрелка было не бронировано; между кабинами располагалась бронеперегородка; лобовые стекла — броневые, кроме того, в экипировку экипажа входили и специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. На случай выхода пилота из строя в кабине стрелка-оператора монтировался второй комплект управления. Доступ в кабину стрелка осуществлялся с левого борта через откидывающуюся вверх панель остекления, а в кабину летчика — через бронированную дверь с левого борта. Бортмеханик размещался на откидном сиденье в грузовом отсеке. В кабине для десантников имелись двухстворчатые двери с каждого борта; 8 откидывающихся сидений и 8 окон, 4 из которых — в верхних створках дверей, могли откидываться внутрь, для ведения десантниками огня из стрелкового оружия. В кабине могли также устанавливаться 4 носилок с ранеными.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеоусловиях. Аппаратура связи включала в себя командные УКВ-радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ-радиостанцию «Карат М-24» и самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оборудование управления вооружением включало оптико-электронную обзорно-прицельную систему и радиокомандную систему наведения ракет; пушечный прицел ПКВ или на Ми-24В — ИПС; приемник предупреждения о радиолокационном облучении; станцию создания активных помех СОЭП-В1А «Липа»; фотокинопулемет, а также контейнеры АСО-2 со 132 ложными целями. Вооружение состояло из — встроенного и подвесного, причем его состав менялся в зависимости от модификации. В качестве встроенного вооружения на вертолетах Ми-24А устанавливалась носовая подвижная пулеметная установка НУВ-1 с одноствольным 12,7-мм пулеметом А-12,7; вертолет Ми-24Д оснащался установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением с 12,7-мм четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7.

Вертолеты Ми-24 ранних модификаций использовали в качестве подвесного вооружения четыре (по две на рельсовых направляющих по бокам фюзеляжа, а затем на концевых пилонах крыла) ПТУР «Фаланга-М» с ручным радиокомандным управлением (позднее с полуавтоматической системой управления). Начиная с вертолета Ми-24В их заменили новыми ПТУР 9К113/9М114 «Штурм-В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах могло достигать 12. Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могли также устанавливаться: управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60; блоки неуправляемых авиационных ракет УБ-32-57; УБ-20-57; Б8В20-А с ракетами С-8; Б13Л1 с ракетами С-13; пусковые установки АПУ-68УМ3 для тяжелых ракет С-24Б; универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л; контейнеры ГУВ-8700 с двумя четырехствольными 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 и одним четырехствольным 12,7-мм ЯкБ-12,7; контейнеры ГУВ-1 с одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»; до 1500 кг обычных или химических бомб; универсальные контейнеры для разбрасывания мин; контейнеры мелких грузов КМГУ-2; выливные баки; блоки осветительных ракет и другое авиационное вооружение. Боевой вертолет огневой поддержки МИ-24 стал основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил СССР. Вертолет, главным образом, предназначался для авиационной и огневой поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника. Кроме этого, вертолет мог выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи. Вертолеты Ми-24 по своему составу вооружения и массе боевой нагрузки превосходили все серийные зарубежные боевые вертолеты, а также, обладая комбинированной несущей системой (несущий винт — крыло), отличались высокой маневренностью, что позволяло осуществлять на них сложный пилотаж.

Ми-24 успешно использовались в военных действиях в Афганистане и нашли широкое применение во многих других военных конфликтах для непосредственной поддержки наземных войск, подавления огневых точек и борьбы с танками. Особенно эффективными вертолеты Ми-24, имеющие мощное вооружение и грузовую кабину, оказались при спасении экипажей сбитых самолетов и вертолетов и эвакуации раненых в боевых условиях. Серийное производство вертолетов Ми-24 продолжалось с 1970 по 1991 год. Всего на Машиностроительном заводе «Прогресс» (г. Арсеньев) и Вертолетном заводе (г. Ростов-на-Дону) было изготовлено 2570 Ми-24 всех модификаций.

Экипаж — 2 человека
Двигатель — 2 х ТВ2-117АТ
Мощность — 2200 л.с.
Диаметр несущего винта — 17,3 м
Масса пустого вертолета – 8500 кг
Масса максимальная взлетная – 11 500 кг
Масса полной нагрузки – 2500 кг
Количество десантников – до 8 человек
Максимальная скорость на высоте/у земли — 320 / 270 км/ч
Практический потолок – 4950 м
Максимальная дальность – 450 км

Вооружение — встроенное стрелково-пушечное (в зависимости от модификации): 1х12,7-мм пулемет А-12,7 или 1х12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 или 23-мм пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30 Боевая нагрузка – до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 блока УБ-32-57 НАР С-5 или 2 блока УБ-20-8 НАР С-8 и 4 ПТУР «Фаланга-М» или 12 ПТУР «Штурм-В» или УР «воздух-воздух» Р-60 или 240-мм НАР С-24Б, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л; контейнеры ГУВ с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб калибра от 50 до 500 кг.


Контакты по вопросам патроната:

Тел.: +7 (499) 449-82-13

Е-mail: [email protected]

Поддержать проект

САМОЛЕТ-БОМБАРДИРОВЩИК ИЛ-4. СССР

РЕЧНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР «ШМЕЛЬ» ПРОЕКТА 1204. СССР

ПЛАВАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ FORD GPA. США

КОРАБЕЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-25. СССР

КОМАНДИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ ГАЗ-67Б. СССР

ГРУЗОВОЙ КРЫТЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ВАГОН — «ТЕПЛУШКА». СССР


Украина просит у союзников современные самолеты — модернизацию своего оборудования советских времен : NPR

Украина просит у союзников современные самолеты — модернизацию своего оборудования советских времен Военные Украины просят у своих союзников современные самолеты для бороться с русскими войсками. А пока она обходится оборудованием советских времен, таким как многие старинные вертолеты в парке Украины.

Европа

Услышано во всех случаях

Украина просит у союзников современные самолеты — апгрейд своей советской техники

Украинские военные просят у союзников современные самолеты для борьбы с российскими войсками. А пока она обходится оборудованием советских времен, таким как многие старинные вертолеты в парке Украины.

МЭРИ ЛУИЗА КЕЛЛИ, ВЕДУЩАЯ:

С начала войны Украина запросила у Запада современное оружие. Кое-что прибыло, но часто войскам приходится довольствоваться техникой советских времен. Элеонора Бердсли из NPR встретилась с вертолетной бригадой, которая остается вдохновляющей силой в военных действиях Украины, несмотря на ее старые самолеты.

ELEANOR BEARDSLEY, BYLINE: На рассвете на востоке Украины три вертолета советских времен стоят, окутанные туманом, на покрытом рытвинами асфальте в неизвестном месте посреди черных вспаханных полей.

(ПЕРЕКРЕСТНЫЕ СВЯЗИ)

БЕРДСЛИ: Бригада в последнюю минуту проверяет пусковые установки, загруженные десятками тонких серых ракет. Позади в стеллажах сложены сигнальные ракеты. Виталий, которому не разрешено называть свою фамилию, является представителем 18-й армейской авиационной бригады, которая летает на этих стареющих вертолетах.

ВИТАЛИ: Каждая миссия очень опасна, но у нас нет другого выбора. Мы должны делать свою работу, потому что мы хотим жить в свободной стране, и мы хотим жить как свободные люди.

БЕРДСЛИ: Эти вертолеты Ми-8 и Ми-24 использовались Советской армией в Афганистане. Сегодня они атакуют российские войска вдоль восточного фронта на Донбассе. Виталий говорит, что пилоты обходятся отсутствием современных зенитных систем раннего предупреждения, летая низко, чтобы избежать российских радаров. По его словам, у пилотов есть много уловок, чтобы компенсировать недостаток техники, хотя он не может их раскрыть.

ВИТАЛИ: Они сделали много миссий, которые некоторые пилоты из-за границы просто говорят, что это невозможно. Но наши летчики это делают.

БЕРДСЛИ: Эти вертолетные подразделения сыграли свою роль в предотвращении захвата киевского аэродрома Гостомель в начале войны. Весной им удалось незаметно перелететь через оккупированную Россией территорию, доставить боеприпасы и эвакуировать раненых с мариупольского металлургического комбината «Азовсталь».

ВИТАЛИ: У нас семь рейсов — 16 вертолетов идут в Мариуполь — но мы потеряли только три.

БЕРДСЛИ: Виталий не сообщает подробностей о потерях.

(ЗВУК ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ)

БЕРДСЛИ: После трехчасовой задержки, чтобы рассеялся туман, видимость имеет важное значение. Пилоты забираются в свои кабины. Вертолеты окрашены в сине-желтые глаза жуков и выглядят как гигантские насекомые, взлетающие в воздух.

(ВЗГЛЯД ЛОПАСТЕЙ ВЕРТОЛЕТА)

БЕРДСЛИ: Теперь солнце блестит на ветровом стекле. Погода хорошая. Они собираются вылететь на помощь в битве за Бахмут.

(ВЗГЛЯД ЛОПАСТЕЙ ВЕРТОЛЕТА)

БЕРДСЛИ: Через час они снова появляются на горизонте. Теперь мы можем поговорить с пилотами.

РОМАН: О, ты всегда чувствуешь, что это может быть не счастье, а какое-то удовлетворение. Такое ощущение, что да, сегодня тот день, когда я сделал что-то, чтобы приблизить победу к нам.

БЕРДСЛИ: Это Роман, 36 лет. Он ровесник своего вертолета. Он говорит, что они используют и неуправляемые ракеты, а это значит, что им нужно подбираться очень близко к своим целям.

РОМАН: Мы делаем все возможное, используя старые боеприпасы, но нам нужен новый, потому что русские используют такие же вертолеты, а у них их больше.

БЕРДСЛИ: Роман мечтает летать на американском Apache или Blackhawk.

ВИТАЛИЙ: После взлета…

БЕРДСЛИ: Сорокашестилетний пилот Виталий говорит, что боится перед каждым вылетом. Но после взлета адреналин и решительность берут верх. Он говорит, что обычно ты осознаешь, насколько ты был близок к тому, чтобы быть сбитым русским истребителем, только когда миссия закончена.

(ЗВУК ВЫСТРЕЛЫ)

БЕРДСЛИ: Кадры GoPro с вылета показывают запуск ракет, когда вертолет низко пролетает над землей. Виталий выполнял миротворческие миссии ООН в Африке и собирался уйти в отставку, когда началось вторжение. Его двоюродный брат был убит русскими в Бахмуте в этом месяце.

ВИТАЛИЙ: (Не говорит по-английски).

БЕРДСЛИ: «Я их просто ненавижу», — говорит он. «Они пришли сюда с мечом, и они умрут здесь от меча».

Элеонора Бердсли, NPR News, на Донбассе.

Copyright © 2023 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Смотрите, как Украина использует вертолеты советской эпохи в борьбе с Россией Вторжение России в Украину.

Каждый день они могут совершать по три-четыре боевых вылета, говорит командир, чей двухэкипажный вертолет Ми-24, построенный около 40 лет назад, старше его.

«Выполняем боевые задачи по уничтожению техники противника, живой силы противника; мы работаем с кабрированием с расстояния, откуда противник не может достать нас своей системой ПВО», — сказал командующий, который говорил на условиях анонимности из соображений оперативной безопасности, в соответствии с военными уставами.

Конфликт в Украине в значительной степени является артиллерийской войной, когда территория дюйм за дюймом сражается под обстрелом снарядов и ракет. Но авиационные возможности Украины играют немалую роль в борьбе, сказал летчик.

«Значение вертолетов огромно», — сказал командир, который входит в состав 12-й армейской авиационной бригады Украины.

На кадрах с камеры, прикрепленной к вертолету во время недавнего боевого вылета, видно, как он летит над полями, испещренными воронками от артиллерийских обстрелов, и стреляет ракетами по российским траншеям, прорезающим ландшафт.

«Стреляем с большого расстояния и попадаем в цель чётко, как будто на мишени крест и [ракеты] сами идут туда, куда надо», — сказал командир.

Однако он хотел бы летать на более новой модели.

«Нужно освоить что-то новое, что-то из-за границы», — сказал командир. «У него лучшие характеристики. На нем можно больше маневрировать, на нем больше ракет и мощнее вооружение. Мы можем выполнять больше задач с лучшим качеством и с меньшим риском для нас».

Несколько стран, в том числе США и Великобритания, обязались отправить или уже отправили вертолеты Украине в рамках военной помощи с начала войны, спровоцированной вторжением России в феврале 2022 года.

Поделиться:
Подробнее В воздушной войне
Возможность подключения решит проблему использования ИИ американскими военными, заявляет чиновник или JADC2.
Как три космических агентства сотрудничают в области предупреждения о ракетах нового поколения
Чиновники Космических сил говорят, что уточнение ролей и объединенный программный офис усилили сотрудничество в области архитектуры отслеживания ракет следующего поколения.