Топ 10 Маленьких вертолетов

Простота пилотирования и обслуживания, а также сравнительно низкая цена – это главные условия, которые позволяют «малой авиации» развиваться наравне с большими вертолетами. Приобретая все больше поклонников, легкие вертолеты на сегодня становятся не только проще, но и безопаснее. В нашем топе мы рассмотрим самые маленькие вертолеты в мире.
1 Вертолет GEN H-4 (Япония), 70 кг


На сегодня это — самый маленький вертолет в мире, что засвидетельствовано даже в Книге Рекордов Гиннеса. GEN H-4, созданный одноименной японской компанией, имеет лопасти длиной 4 метра и вес всего лишь в 70 кг. У этого вертолета нет хвоста, т.к. он оснащен винтами соосного принципа действия, и это позволило значительно уменьшить его размеры. Грузоподъемность этого «малыша» впечатляет – он способен летать с весом в 210 кг (то есть ровно втрое больше собственного весе). Продаваться вертолет будет в разобранном виде, как конструктор, и, по замыслу производителей, будет собираться владельцем за 30 часов. Предложение более чем интересное, а что касается стоимости, то предположительно она будет начинаться с 200 тыс. долларов США.

2 Вертолет  Mosquito Air (Канада), 115 кг


На второе место мы ставим именно этот вертолет. Название уже говорит само за себя – «Москит»! Его разработка велась почти 10 лет, и «Москит» соединил в себе высокую надежность и легкость в управлении с маленькими размерами и очень хорошей маневренностью. Двигатель вертолета мощностью в 60 л.с. и 5-тиметровые лопасти с легкость поднимают в воздух машину и пилота общим весом до 300 кг. При этом сама машина весит всего 115 кг. Стоимость этой машины и ее модификаций стартует от 40 тыс. долларов.

3 Вертолет AirScooter II (США), 136 кг


Впервые этот вертолет взлетел в 2004 году, и изначально задумывался для экстремальных забав. Но на сегодня он и патрульный, пограничный, почтовый, а также учебный, поскольку, как оказалось, он имеет хорошие летные характеристики и очень надежен в использовании. Вес AirScooter II — всего 136 кг, объем двигателя — 65 л.с., скорость — 90 км/ч, потолок – 3 тыс. метров. На сегодня этот аппарат «разлетелся» (во всех смыслах) в 23 страны по цене в 50 тыс. долларов за единицу.

4 Вертолет Dynali h3S (Бельгия), 230 кг


Этот легкий двухместный вертолет впервые поднялся в воздух в 2004 году. Он также мал и максимально удобен в эксплуатации, имеет высокие летные характеристики. Двигатель в 130 л.с. разгоняет машину до 160 км/ч на высоту в 3,6 км. Диаметр винта — 7 метров, грузоподъемность — 230 кг. Поставляется в разобранном виде, сборка требует около 250 часов. Стоимость вертолета составляет 95 тыс. евро.

5  Вертолет Heli-Sport CH-7 (Италия), 200 кг


Итальянцы также стараются не отставать в малой авиации. Они изготовили и продали уже более 400 своих сверхлегких вертолетов марки СН-7. Популярность он стал приобретать практически сразу с момента своего производства в 1996 году. Диаметр винта — 5,8 м., вес — 200 кг, максимальная скорость – 192 км/ч. В некоторых модификациях стоимость аппарата достигает 85-90 тыс. евро.

6 Вертолет Robinson R22 (США), 230 кг


Легкий вертолет этой марки можно смело назвать «дедушкой» современных сверхлегких вертолетов. Созданный еще в 1975 году, он существует в более чем 3 тыс. экземпляров, эксплуатируемых в 60-ти странах мира. Основная масса современных вертолетов использует в своих конструкциях решения, найденные именно в R22. Сегодня этот вертолет стоит 258 тыс. долларов.

7 Вертолет DF Helicopters DF334 (Италия), 290 кг


Двухместный сверхлегкий вертолет, также разработанный уже довольно давно — в 1980-х годах, за это время только подтвердивший свою надежность (вот уж точно, «в бой идут одни старики»…). Вес — всего 290 кг., винт – 6,8 м., скорость — 148 км/ч, стоимость — от 120 тыс. евро.

8 Вертолет Skyline SL-222 (Украина), 377 кг


Легкий многоцелевой вертолет, который производится с 2011 года. Так же, как и его «собратья», может транспортироваться на обычном автоприцепе, прост и надежен в эксплуатации. Вес составляет 377 кг, стоимость — 149 тыс. долларов.

9 Вертолет RotorWay EXEC 162F (США), 445 кг


С 2003 года именно эта машина стала одной из самых популярных в своем классе. С весом всего в 445 кг и скоростью в 185 км/ч «EXEC» поднимается на 3048 м. Стоимость — от 280 тыс. долларов.

10  Вертолет Беркут-ВЛ (Россия), 477 кг


Сегодня разработка этого вертолета находится в стадии окончательных испытаний, но имеет хорошие перспективы развития. Двигатель в 140 л.с. поднимает 477 кг (вес вертолета) на высоту в 4 км и развивает скорость в 185 км/ч. В скором времени ждем достойного представителя России на рынке легкой авиации!
Легкая авиация может воплотить мечту каждого человека о полете. И мы видим, что на сегодня уже существуют вертолеты стоимостью с хороший автомобиль. Поэтому очень вероятно, что в скором времени появятся и более доступные аппараты, а может быть, и еще меньших размеров!

VRT500: прорыв в легком весе

У нового легкого вертолета VRT500 задача совсем не из легких – вывести Россию на мировой рынок вертолетов с взлетной массой до двух тонн. Категория таких винтокрылых машин с одним двигателем является самой массовой в мире. Подобного вертолета российского производства пока нет, сегодня в гражданской авиации используются только западные аналоги.

Традиции отечественной конструкторской школы, современная авионика и дизайн от разработчиков внешнего облика Ferrari – у новейшего VRT500 есть все шансы стать прорывом для России в классе легких вертолетов.

Борьба в сверхлегком весе

«Вертолеты России» – не только единственный разработчик и производитель вертолетов в России, но и один из мировых лидеров отрасли. Ежегодно холдинг поставляет заказчикам порядка 200 вертолетов различных типов.

В первую очередь, это военные машины, в числе которых два типа современных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52, новый Ми-35М, созданный на основе всемирно известного Ми-24, а также легендарное семейство Ми-8/17. Среди последних гражданских моделей – вертолет среднетяжелого класса Ми-38 и средний Ка-62, легкие «Ансат» и Ка-226Т.

В 2017 году руководитель холдинга Андрей Богинский заявил о планах по завоеванию самого массового мирового сегмента отрасли – легких вертолетов. В число перспективных разработок компании было включено создание сверхлегкого однодвигательного вертолета. На сегодняшний день такой машины российского производства пока нет, поэтому в гражданской авиации используются иностранные аналоги.

Идея создания отечественного вертолета в сверхлегкой категории не является новой. В начале 1990-х годов отечественные конструкторы начали работы по этому направлению, в результате которых появились Ми-34 разработки МВЗ им. Миля, «Актай» Казанского вертолетного завода (КВЗ) и Ка-115 разработки ОКБ им. Камова. Эти машины по ряду причин так и не дошли до серийного производства. Наиболее успешным оказался Ми-34, но и данный проект был закрыт в 2012 году.

Таким образом, после этого у холдинга «Вертолеты России» не осталось ни одной машины в данном сегменте. И вот спустя шесть лет публике представлен VRT500 – новый легкий однодвигательный вертолет с взлетной массой 1600 кг. Полноразмерный макет был эффектно презентован в мае 2018 года на выставке HeliRussia. В апреле этого года состоялась иностранная премьера вертолета, на выставке Fuorisalone в рамках Миланской недели дизайна.

Итальянский дизайн и российская конструкторская школа

Презентация в Милане не случайна. «Вертолеты России» рассматривают Европу в качестве потенциального рынка и планируют уже в этом году подать заявку на сертификацию VRT500 в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), после чего вертолет будет готов к выходу, как на российский, так и на международный рынок.

Уже сейчас в холдинге отмечают интерес к проекту со стороны иностранных заказчиков. «VRT500 станет конкурентоспособным продуктом на рынке легких однодвигательных вертолетов и позволит холдингу войти в сегмент, в котором он пока не представлен», – считает гендиректор КБ «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» Александр Охонько.

Планы экспортных поставок, особенно на рынки Европы, во многом определили и подход к внешнему облику машины. Одним из разработчиков дизайна VRT500 выступила ItalDesign. Эта итальянская инжиниринговая компания в основном известна как создатель дизайна автомобилей. С момента основания в 1968 году ItalDesign была задействована в производстве многих известных автомобилей, в том числе, таких как Alfa Romeo, BMW, Ferrari, Lamborghini, Maserati.


Ведущие зарубежные компании принимают участие и в создании основных систем вертолета VRT500. В частности, представители КБ «ВР-Технологии» ранее заявляли, что в качестве двигателей рассматриваются изделия компаний Pratt & Whitney Canada и Safran Helicopter Engines. Напомним, что первая компания специализируется на производстве двигателей серии PW207, которые устанавливаются на вертолеты «Ансат», а французская Safran выпускает двигатели Arrius для Ка-226Т.

Информации о «начинке» VRT-500 не так много, но уже сейчас известно, что он будет оснащаться современным комплексом авионики, построенным по принципу «стеклянная кабина».

Новый вертолет сможет развивать скорость до 250 км/ч и совершать полеты на дальность до 860 км.

Одно из основных преимуществ новинки – самая объемная в своем классе грузопассажирская кабина общей вместимостью до 5 человек, с возможностью брать на борт до 730 кг полезной нагрузки. При этом разработчикам удалось уменьшить габариты самого вертолета – диаметр винта и длину хвостовой балки. Это стало возможно благодаря использованию соосной схемы, которая серийно применяется исключительно на вертолетах российского производства. Так у VRT500 появился дополнительный плюс при использовании в ограниченном пространстве, например, в условиях городской застройки или в горах.

Вертолет VRT500 предполагается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной модификациях. При этом в своем сегменте он станет первым в мире медицинским вертолетом с возможностью погрузки-выгрузки унифицированной тележки-каталки через задние створки кабины.

Все эти качества в перспективе позволят VRT500 занять до 15% мирового рынка гражданских вертолетов с массой до двух тонн, уверены разработчики.


Вертолет уже успешно завершил первый этап аэродинамических испытаний на базе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). К настоящему времени специалисты «Вертолетов России» приступили к разработке рабочей конструкторской документации машины. В 2020 году планируется начать испытания первого опытного образца, а первый серийный VRT500 должен появиться в конце 2021 года. Ожидается, что к 2030 году будет произведено и реализовано порядка 700 машин.

Таким образом, легкий VRT500 ждет длинный путь до полноценной серии и нелегкая конкуренция на рынке. Однако с новой машиной у России есть все шансы занять свою нишу в мировом сегменте легких вертолетов.

Индийские военные вводят легкий боевой вертолет (LCH)

ВВС Индии (IAF) получили местный легкий боевой вертолет (LCH) в рамках инициативы «Сделано в Индии». Недавно премьер-министр Индии Нарендра Моди символически передал LCH главному маршалу авиации В.Р. Чаудхари.

После Каргильской войны 1999 года ВВС почувствовали потребность в мощном вертолете, способном наносить точные удары на больших высотах. Это заложило основу для исследований и разработок LCH, получивших санкцию правительства Индии в октябре 2006 г.

Вслед за IAF к программе в декабре присоединился корпус армейской авиации (AAC). Совокупная потребность IAF и AAC в LCH достигла 160.

Почему LCH является мощной платформой (HAL), LCH — двухмоторный вертолет весом от пяти до восьми тонн. Он позиционируется как единственный в мире ударный вертолет, способный взлетать и приземляться на высоте до 5000 метров (16 400 футов), обладая при этом значительной полезной нагрузкой.

LCH становится отличной платформой для поддержки войск, дислоцированных в высокогорных районах (ВВП). Он может работать при различных температурах, от 50 градусов по Цельсию на снежных пиках до 50 градусов по Цельсию в пустыне.

Это делает его очень гибкой платформой, которая подходит для различных моделей развертывания индийского военного персонала.

LCH ВВС Индии действует в высокогорном секторе Ладакх. (Изображение HAL)

В качестве легкого ударного вертолета местный вертолет наносит смертельный удар ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Он вооружен 20-мм пушкой и может нести 70-мм ракеты. LCH может обнаруживать и нейтрализовывать как воздушные, так и наземные цели с помощью современной авионики и вооружения.

Измельчитель управляется вручную во время работы и может быть развернут на 180 градусов и даже перевернут. LCH может даже вращаться на 360 градусов; это влечет за собой то, что боевой вертолет может быстро вращаться в воздухе.

Специальный боевой вертолет

Компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) заявила в своем пресс-релизе, что LCH — это специальный боевой вертолет, впервые разработанный и разработанный в Индии.

LCH — единственный в мире ударный вертолет, способный совершать посадку и взлет на высоте 5000 м (16400 футов) со значительной загрузкой вооружения и топлива, отвечающий специфическим требованиям вооруженных сил Индии.

HAL активно инициировала предварительные действия по запуску производственной деятельности 15 LCH LSP с внутренним финансированием. Закупка материалов для всех 15 вертолетов завершена. Три вертолета готовы к отправке пользователям, остальные вертолеты находятся на завершающей стадии производства.

Легкий боевой вертолет HAL (через Твиттер)

HAL инициировала различные мероприятия по планированию и разработала подробный генеральный план для достижения максимальной производственной мощности в 30 вертолетов в год, чтобы обеспечить производство оставшихся 145 LCH.

Комплект улучшенной радиоэлектронной борьбы (EW), направленное инфракрасное противодействие (DIRCM), ракеты класса «воздух-земля», канал передачи данных, противорадиолокационные ракеты (ARM), бомбы, ядерная, биологическая и химическая (NBC) защита и кусачки встраиваются в LCH.

Являясь уникальным вертолетом в этой весовой категории и с такими возможностями, LCH также должен иметь хороший экспортный потенциал.

Изменит ли LCH правила игры для IAF?

Бывший заместитель начальника ВВС маршал авиации Бхушан Гокхале (в отставке) сказал EurAsian Times: « Это хорошая индукция, особенно для использования в гористой местности. Это было долгожданным. Я очень надеюсь, что Индия, будь то Организация оборонных исследований и разработок (DRDO), Hindustan Aeronautics Limited (HAL) или частная промышленность, смогут разработать технологию двигателя, которая сделает многие основные системы вооружений действительно «Сделано в Индии». »

Автор и аналитик, капитан группы Т.П. Сривастава (в отставке) сказал, «Индукция LCH в IAF является большим местным достижением. Но только в том случае, если он будет работать лучше, чем Друв.

Капитан капитан Джонсон Чакко (в отставке) высказал мнение , « Большая часть наших сухопутных границ проходит по горам. [LCH] лучшая платформа для запуска оружия класса «воздух-земля» — это тихоходный самолет, поскольку он дает пилоту достаточно времени. К сожалению, нам понадобилась война (Каргил), чтобы понять это, хотя все знали о существовании Гималаев и войне 62 года. Запуск LCH давно назрел.

LCH запускает ракету класса «воздух-воздух» по движущейся воздушной цели во время испытаний оружия. (через Твиттер HAL)

Он может ослабить атакующие возможности противника и нарушить его логистику. Напряженность в отношениях с Китаем не должна быть спусковым крючком для нашей реакции. Нам нужно наращивать потенциал для ведения боевых действий в горах. Противостоящее оружие повысит живучесть LCH».

Когда его спросили, может ли эта разработка способствовать достижению целей индийцев по коренизации, ветеран-истребитель сказал: « Ускорение коренизации зависит от увеличения доли полностью местных деталей в вертолете с ALH в качестве основы. »

Военный писатель, обозреватель и аналитик Джозеф П. Чакко сказал: » LCH дает индийской армии преимущество в ведении боевых действий на большой высоте, которым не обладает ни одна другая страна. На более низких высотах это лучше, чем то, что в окрестностях. Будучи Чоппером индийского происхождения, Индия также контролирует удобство обслуживания. В ходе испытаний были доказаны возможности LCH по борьбе с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), по воздуху, а также ночью и днем.

Что касается китайского утверждения вдоль восточного сектора ЛАК, аналитик сказал: «: Он [БК] уже работает в ЛАК. Хорошо уничтожать китайскую бронетехнику, конвои и бункеры. LCH предназначался для уничтожения труднодоступных целей в горах, таких как во время Каргильской войны. »

Капитан группы Бадал Дебнат (в отставке) сказал: « Боевые вертолеты будут играть очень важную роль в любой будущей войне. Индии нужен вооруженный боевой вертолет для эффективной атаки танковых соединений противника во время боя. Внедрение LCH — отличный способ сделать наши ВДВ более мощными. »

Объясняя развертывание LCH в восточном секторе ЛАК, ветеран ВВС сказал, что LCH предоставит индийским силам большое тактическое преимущество в горах против средств НОАК, поскольку мы сможем преодолеть ограничения гористой местности очень легко. «

При необходимости LCH может атаковать противника в глубину и », — добавил он.

Подчеркивая национализацию оборонной промышленности, капитан Бадал сказал: «Да, мы импортируем наши основные системы вооружения последние 70 лет… пришло время индийским вооруженным силам поощрять местные оружейные платформы. LCH — это большой шаг вперед к Атма Нирбхар Бхарат. »

Вице-маршал авиации Манмохан Бахадур (в отставке), бывший дополнительный генеральный директор Центра исследований военно-воздушных сил (CAPS), написал в Твиттере об этой разработке: «В мире нет вертолета, который может доставлять вооружение на 15 тысяч футов. Пишут с 2012 года, когда я впервые на нем полетал, что надо ехать на полную катушку для ЛЧ. Хорошо, он официально введен в должность — давайте обеспечим получение всего обещанного вооружения и авионики».

Введение LCH дополняет недавнее заявление министра обороны Индии Раджнатха Сингха о том, что Индия намерена достичь 90% индигенизации в оборонной технике.

  • Аритра Банерджи — журналист, работающий в сфере защиты, работавший как в онлайн-, так и в печатных СМИ. Особое внимание он уделял вопросам, связанным с военными кадрами, тактической психологией, отношениями между военными и СМИ, профессиональным военным образованием и боевой подготовкой. С ним можно связаться по электронной почте: [email protected] .
  • Следите за EurAsian Times в новостях Google

Повторяющиеся технические сбои, растущие опасения по поводу флота Advanced Light Helicopters

«Если вовремя не исправить возможные недостатки, они также повлияют на гражданский и экспортный потенциал ALH» | Кредит Фотографии: ВИПИН ЧАНДРАН

Пестрая история индийского усовершенствованного легкого вертолета (ALH-Dhruv) достигла дна, когда 8 марта 2023 года в новостях появился Dhruv (IN-709) из недавно приобретенного флота индийских ВМС вертолетов ALH Mk-III MR. Сообщается, что вертолет «морской роли» (MR), выполнявший обычный полет, испытал «внезапную потерю мощности и быструю потерю высоты» недалеко от побережья Мумбаи до полудня. Экипаж из трех человек успел совершить незапланированную аварийную посадку (вынужденную или предупредительную посадку на воду), покинул судно и благополучно вернулся.

Это первая авария с участием флота ALH ВМС Индии с тех пор, как в 2003 году на авиабазе ВМС Индии INS Garuda в Кочи, штат Керала, было создано подразделение интенсивных полетов и испытаний (IFTU). крупных аварий с участием ALH, используемых в других службах, ВМС Индии и Береговой охране Индии удавалось поддерживать чистоту своего списка до этого года. Однако был еще один инцидент, 26 марта, когда индийская береговая охрана ALH Mk-III MR (CG-855) во время испытательного полета потерпела крушение в международном аэропорту Кочина вскоре после взлета с базы береговой охраны в аэропорту.

Что заставило новый вертолет с менее чем 600-часовым налетом совершить вынужденную посадку в море недалеко от Мумбаи, в настоящее время расследуется военно-морской комиссией по расследованию (BoI). Согласно сообщениям, в состав группы также входят военнослужащие индийской армии и индийских ВВС.

Если сопоставить заявление ВМС Индии с имеющимися кадрами, становится очевидным, что посадка на воду прошла успешно. Первоначальные отчеты и фотографии показывают, что вертолет плавает в вертикальном положении с помощью аварийных поплавков, которые выполнили свое предназначение. Спасательные команды прибыли на место без задержек, а спасательные команды использовали дополнительные поплавки для повышения плавучести вертолета. Плавучие краны аккуратно подняли коптер и доставили его на берег. Безопасный результат указывает на хорошую отдачу от инвестиций, сделанных в современные средства выживания, обучение экипажа, поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные операции. Все пилоты ALH в вооруженных силах Индии проходят тщательную подготовку на авиасимуляторах.

Вскоре после этого ВМС Индии и Береговая охрана Индии приостановили свои операции ALH. В течение двух дней после аварии весь флот ALH во всех службах был остановлен для проведения необходимых проверок безопасности — указание на то, что ВМС Индии, возможно, обнаружили доказательства потенциально серьезного отказа, который может повлиять на все марки ALH (основные варианты, согласно его производителю Hindustan Aeronautics Limited (HAL) принадлежат Dhruv Mk-I, Mk-II, Mk-III и Mk-IV). Такое заземление для разовых проверок обычно следует после крупных аварий; это связано с техническими причинами и не должно рассматриваться как повод для беспокойства.

Крушение в Кочи произошло в то время, когда службы только начали подготовку партий вертолетов к полету. На видеозаписи из Кочи видно, как вертолет кружит вскоре после взлета, прежде чем врезаться в обочину взлетно-посадочной полосы. CG-855 является одним из первых из 16 Mk-IIIMR, принятых на вооружение Береговой охраной за последние два года. Эта авария, вероятно, повлияет на пролет и продолжительность продолжающихся учений по заземлению, одних из самых продолжительных за последнее время.

Сосредоточьтесь на возможных недостатках

Во всем мире большинство авиационных происшествий (более 80%) происходит по вине человека. Тем не менее, некоторые отказы — это «слишком много» — неприемлемо для сертифицированного вертолета. На флоте ALH случались крупные аварии, которые были вызваны или связаны с критическим отказом или поломкой в ​​цепи управления полетом. Такие неудачи почти всегда будут катастрофическими. Таким образом, сертификация требует определенного уровня надежности и резервирования этих систем, чтобы предотвратить крупный отказ в течение всего срока службы парка. Тем не менее, было зарегистрировано как минимум четыре или пять случаев внезапной потери управления ALH из-за поломки тяг управления полетом (также называемых «усилителями»), которые обеспечивают продольное, поперечное и коллективное управление.

Угроза в Мумбаи указывает на то, что было сделано недостаточно для устранения серьезных недостатков. Понятно, что регулирующий орган, Центр военной летной годности и сертификации (CEMILAC) в Бангалоре, серьезно отнесся к аварии в Мумбаи и отказам управления на ALH.

На карту поставлено многое

В межведомственной борьбе за достижение амбициозных целей «Атманирбхар Бхарат» ни одна из сторон не может позволить себе упустить из виду безопасность. И IN-709, и CG-855 — совершенно новые вертолеты, каждый из которых налетал менее 600–800 часов. Флот не может долго оставаться на земле, поскольку эти вертолеты являются спасательным кругом для личного состава на многих удаленных оборонительных постах; теперь их должен будет обслуживать стареющий парк Chetak / Cheetah. Две аварии за три недели не предвещают ничего хорошего ни для одной из сторон, учитывая, что HAL, по всем признакам, становится универсальным поставщиком вертолетов для удовлетворения всех потребностей служб.

Возможные недостатки в конструкции, производстве, контроле качества или сертификации, если их не исправить вовремя, также повлияют на гражданский и экспортный потенциал ALH. Всем заинтересованным сторонам имеет смысл работать на военной основе, чтобы устранять сбои в проектировании и производстве. На карту поставлено гораздо больше, чем репутация, например, безопасность и долговечность всех последующих производных (Легкий универсальный вертолет, Легкий боевой вертолет и Индийский многоцелевой вертолет). Более 300 таких машин составляют основу службы вертикального подъема в вооруженных силах Индии.