Вертолеты в бою Журнал Министерства обороны Российской Федерации

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №10 2022 Г

 

Ю. АКВИЛЯНОВ,

полковник в отставке

 

Война в Афганистане длилась без малого десять лет, с 1979 по 1989 год. Ее начало знаменовалось вводом в ДРА Ограниченного контингента советских войск с целью вооруженной поддержки Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в результате Апрельской революции 1978 года.

В длительной и оказавшейся роковой для Советского Союза войне в Афганистане военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десантов, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности — спектр задач, стоявших перед советскими летчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы — очень высока. Неудивительно, что самолеты и вертолеты были самой главной целью афганских моджахедов, постоянно с помощью США,  ряда западноевропейских и исламских государств совершенствовавших свою систему противовоздушной обороны.

В этой войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. Более того, их работа началась еще до появления в Афганистане советских войск. В данной статье рассматриваются  некоторые аспекты действий вертолетов в ходе войны в Афганистане.

Группа высажена

К марту 1979 года в ДРА из СССР была поставлена эскадрилья  транспортных вертолетов Ми-8, которые размещались на авиабазе Баграм вместе с эскадрильей советских транспортных самолетов Ан-12. Там же находился  узел связи и десантный батальон для их охраны (для маскировки десантников одели в комбинезоны авиатехников). Летом к ним присоединилась прибывшая из Бухары эскадрилья вертолетов Ми-8 подполковника А.

Белова. Эскадрилья обеспечивала перевозку представителей высшего руководства страны и  связь, от участия в боевых действиях предписывалось воздерживаться.

В первых числах декабря 1979 г. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.  Устинов довел до руководящего состава Генерального штаба информацию о том, что в ближайшее время, возможно, будет принято политическое решение о направлении в Афганистан группировки советских войск в количестве до 75 тысяч человек.

В середине декабря 1979 года вертолетчиков Туркестанского и Среднеазиатского военных округов подняли по тревоге с приказом — перебазироваться на приграничные площадки в Калай-Муре, Кокайды и Сандыкачи. «Для сокрытия операции был пущен слух о предстоящей высадке в Иране с целью поддержки антишахской революции, экипажам даже выдали карты этой страны» [1].

Легенду поддерживали вплоть до 25 декабря, когда вертолетные части приступили к переброске военнослужащих  и материально-технического обеспечения на места сосредоточения у границы с Афганистаном и высадке десантов для захвата ключевых позиций и аэродромов на его территории.

25 декабря 1979 г. в 18:00 по местному времени началась переброска по воздуху частей воздушно-десантных войск на аэродромы Кабул и Баграм. Для переброски личного состава и техники 103-й вдд и отдельного парашютно-десантного полка было совершено 343 самолето-рейса, в том числе 66 рейсов Ан-22, 77 — Ил-76 и 200 — Ан-12. Всего на оба аэродрома было доставлено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.

По воспоминаниям советского военного советника при правительстве ДРА полковника В.Д.  Герасименко в кабульском аэропорту происходило следующее: «Самолеты Ил-76 с равными интервалами приземлялись, сворачивали на рулежки и еще в движении опускали рампы, раскрывали все люки. На кратковременных остановках при работающих двигателях из нутра бортов высыпали десантники и выскакивали от 1 до 3 БМД, выкатывались артиллерийские орудия и другая техника. Самолеты рулили дальше и по мере освобождения ВПП взлетали и уходили за новым личным составом и техникой» [2].

Основными пунктами дислокации советской авиации были базы в Баграме (тут базировалось наибольшее количество советских самолетов и вертолетов) и Шинданде (тут, кроме всего прочего, производился ремонт и техническое обслуживание авиатехники).

Советские авиачасти совместно с афганскими базировались на четырех аэродромах (Кабул, Баграм, Шинданд и Кандагар), еще на четырех аэродромах базировались раздельно советские (Кундуз, Файзабад и Джелалабад) и афганские (Мазари-Шариф) части. Джелалабад использовался только вертолетчиками.

Общий штатный состав советской авиационной группировки в Афганистане (ВВС 40-й армии) первоначально включал два авиационных полка и одну отдельную эскадрилью, один смешанный авиационный и три отдельных вертолетных полка, три отдельных вертолетных эскадрильи и один вертолетный отряд.

Группа высажена

Всего 60 боевых самолетов и 19 военно-транспортных самолетов, 253 боевых и транспортно-боевых вертолета. С учетом физико-географических условий и дислокации общевойсковых соединений и отдельных частей 40-й армии и назначенных для них районов боевых действий авиационная группировка в Афганистане (ВВС 40-й А) была разделена на четыре группы: «Север», «Центр», «Юг» и «Запад» [3].

Вертолетный парк более чем в три раза превосходил парк боевых и военно-транспортных самолетов ВВС 40-й армии. На них и легла наибольшая нагрузка  по решению боевых задач в ходе Афганской войны.

К началу 1980 г. в составе 34-го смешанного авиакорпуса, приданного группировке советских войск в Афганистане, насчитывалось 110 вертолетов, из них 85  % Ми-8 — им и предстояло стать «рабочей лошадью» Афганской войны. Появление такой армады на афганских аэродромах вызвало настоящую панику у передовых команд — размещение и особенно заправка множества вертолетов были нешуточной проблемой для небогатой местной службы снабжения.

2 января 1980 года силами крупного вертолетного десанта был взят под контроль Кандагар — второй по величине город страны. Тем же способом обеспечивалось оперативное размещение гарнизонов в удаленных местах, на важных дорогах и узловых пунктах, позволявших контролировать целые районы. Успевшая укрепиться в провинциях оппозиция при этом нередко оказывала сопротивление.

Так, в приграничном Кундузе мятежникам удалось перерезать дорогу в северные районы.

Для восстановления движения 12 февраля с помощью Ми-8 у кишлака Коджагар высадили десантную роту, которая захватила единственный в этих местах мост. С этой операции вертолетчики привезли первых убитых — штурм стоил жизни семерым десантникам [4].

В боевых действиях в Афганистане в различные периоды участвовали следующие вертолетные части и подразделения: 181-й и 280-й отдельные вертолетные полки; 292-й, 335-й вертолетные полки и 162-й вертолетный полк 73-й ВА; 146-й отдельный вертолетный отряд; 205-я, 239-я, 254-я, 262-я, 302-я и 320-я отдельные вертолетные эскадрильи.

Кроме того, в 50-м отдельном смешанном авиационном полку (50 ОСАП)  было четыре эскадрильи: 1-я аэ — транспортные самолеты Ан-12, Ан-26; 2-я аэ — самолеты специального назначения Ан-26РТ, Ан-26ЗОБ, Ан-26РР, Ан-26М; 3-я вэ — боевые вертолеты Ми-24Д, В, П; 4-я вэ — транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТ, Ми-8Т, Ми-9ВКП.

Важнейшей задачей вертолетов в первую военную зиму стало снабжение дислоцированных в ДРА частей. Снежная погода сделала немногочисленные дороги непроходимыми, и вертолеты стали едва ли не единственным средством доставки всего — от продовольствия и боеприпасов до зимней одежды, дров и книг для гарнизонных библиотек, обеспечивая хоть сколько-нибудь сносное существование введенным в спешке войскам, насчитывавшим тогда 81800 человек.

Посадка разведгруппы в вертолет

Значительную долю грузов составляли стройматериалы — доски, арматура и цемент, шедшие на сооружение блокпостов и застав на дорогах и перевалах. Грузовую кабину набивали под завязку, лишь бы машина могла подняться, и вертолет с торчавшими наружу сучковатыми бревнами не вызывал удивления. Провинциальный центр Файзабад, полностью отрезанный от центра сплошными снежными завалами, вертолеты спасли от голода. После размещения войск часть вертолетной группировки отозвали назад.

Однако характер боевых действий вновь потребовал наращивания численности винтокрылых машин. Весной 1980 года вертолетные части вновь стали стягивать в ДРА, размещая их по гарнизонам и распределяя зоны ответственности: Ми-8 из Баграма и Кабула работали в центре страны и Чарикарской долине (до перевала Саланг и Митерлама на востоке). Базировавшийся в Кандагаре 280-й вертолетный полк держал под контролем южный пояс — магистральное шоссе и прилегающие к нему районы. Западными провинциями и прикрытием границы с Ираном занималась эскадрилья из Шинданда.

В северных провинциях действовали Ми-8 181-го ОВП из Файзабада и Кундуза, лежавшего у трассы Кабул — граница СССР и отличавшегося хорошим снабжением. При необходимости — проведении операций, переброске и снабжении войск — осуществлялся маневр силами вертолетной группировки с использованием других аэродромов, где местами базирования служили асфальтированные полосы, насыпные «пятачки» щебенки или наскоро уложенные металлические настилы. Такими базами были лежащий среди горных распадков Газни, торговый Герат и продуваемые жарким «афганцем» Фарах и Лашкаргах (тут же переименованный авиаторами в Лошкаревку).

Для оперативности нередко приходилось работать небольшими группами из 1–2 звеньев с полевых площадок, где даже заправка представляла проблему. Для ее решения устраивали полевые хранилища из уложенных на земле объемистых резиновых «бурдюков» с керосином или посылали на помощь «корову» — Ми-8 или Ми-6 с топливом. В августе 1980 года вертолеты-танкеры обеспечили высадку крупного десанта в Меймене на северо-западе страны, снабдив горючим два вертолетных полка.

Для более тесного взаимодействия вертолетные эскадрильи придавались каждой из трех (5-й, 108-й и 201-й) мотострелковых и 103-й воздушно-десантной дивизиям, отрядами вертолетов усиливали 66-ю и 70-ю отдельные мотострелковые бригады.

Размещенные в ДРА вертолетные части обычно имели в составе от одной до четырех эскадрилий. Часто они, сформированные на базе нескольких полков и доукомплектованные на месте отдельными машинами и летчиками из разных округов, представляли собой «сборную солянку».

Практика осуществления плановых замен в составах афганских полков заключалась в том, что из полков, находившихся в Союзе, в Афганистан отправлялись вертолетные эскадрильи в полном составе. То есть полк, дислоцированный в Афганистане, носил один неизменный номер, но его эскадрильи могли принадлежать различным полкам и по окончании срока командировки возвращались в свои части. По этой же схеме происходили плановые замены и в отдельных вертолетных эскадрильях. Доукомплектование подразделений отдельными экипажами осуществлялось в случае боевых потерь или единичных замен.

В целях подготовки летных экипажей, планируемых для отправки в Афганистан, на территории Туркестанского ВО было создано несколько учебных центров ВВС 40-й армии — на аэродромах Чирчик и Каган для армейской авиации, на аэродромах Мары и Чирчик — фронтовой, где летный состав мог проходить подготовку в климато-географических условиях, максимально сходных с афганскими.     

Подготовка летного состава, направляемого по замене в части, дислоцирующиеся на аэродромах Афганистана, проводилась в три этапа, каждый из которых состоял из теоретической и летной подготовки.

Первый этап проводился на аэродромах постоянного базирования, второй этап — в 1038-й ЦПЛС на аэродроме Чирчик и полигоне Чирчик-Горный, третий этап — на аэродромах Афганистана.

Такая подготовка была крайне необходима, так как посадки и взлеты с высокогорных или запыленных площадок при высоких температурах являются одними из самых сложных элементов в летной подготовке пилота-вертолетчика.

Вот что вспоминает об этом Герой Советского Союза летчик-испытатель Василий Петрович Колошенко: «Двигатели, выбрасывая из жаровых труб раскаленные газы, раскручивают несущий винт. Несущий винт отбрасывает вниз горячий воздух и перемешивает его с раскаленными газами, выходящими из двигателей. Эта смесь, опускаясь до земли, растекается в стороны, поднимает пыль, а затем поднимается вверх и вновь попадает в винт. Вокруг вертолета образуется настолько плотная пелена из воздуха, раскаленных газов и пыли, что еще до взлета вертолет оказывается в нисходящем потоке воздуха. Подняться вертикально вверх вертолет с тяжелым грузом не может, для этого недостаточно его многих тысяч лошадиных сил» [5].

В результате прохождения программы доподготовки в специальных центрах летный состав был в целом готов к ведению боевых действий с применением новых тактических приемов в условиях Республики Афганистан.

Статистика более чем десяти тысяч полетов на диапазоне высот от двух до пяти и выше тысяч метров убеждала, что хорошо тренированный, психологически подготовленный летчик выдерживает около часа полета в этих условиях. Эксплуатационные данные, которые соответствовали требованиям боевой учебы вертолетчиков в мирное время, перестали удовлетворять их в реальной боевой обстановке.

Превышения расчетных характеристик, как следствие, повлекли за собой многие явления, к которым как летчики, так и техники оказались не подготовленными даже теоретически.

Жизнь и боевая обстановка заставили значительно расширить рамки летной эксплуатации вертолетов. То, что еще вчера в мирных условиях считалось невозможным и недопустимым, здесь становилось нормой.

Такой нормой в ходе войны в Афганистане стали  развороты с креном 45 градусов и более, боевое применение всех видов средств поражения на углах пикирования в 30 градусов и более, уникальные посадки вертолетов на карнизы гор на высотах три и более тысячи метров, эвакуация больных и раненых из труднодоступных мест, доставка негабаритных грузов на внешней подвеске.

Ми-24 выходят к цели

Наиболее сложные полеты выполнялись для обеспечения высокогорных застав и разведпостов, контролировавших перевалы и дороги. Чтобы забросить туда продовольствие, топливо, боеприпасы и обычную воду, Ми-8 предельно облегчали, снимая броню, фермы подвески, часть оборудования, сиденья в грузовой кабине, а иногда даже вооружение и створки грузолюка. «Раздетый» вертолет мог набрать лишнюю пару сотен метров высоты, но приземлиться часто оказывалось негде, и машину приходилось удерживать на весу, приткнувшись к выступу скалы одним колесом, пока из кабины выбрасывали груз и принимали людей. Иногда, с разгону забравшись на высокогорную площадку, вертолет оттуда уже не мог взлететь нормально. На этот случай была отработана методика срыва, при которой вертолет соскальзывал вниз, набирал в падении достаточную скорость и переходил в горизонтальный полет.

Однажды капитан Кабдулин сумел забрать таким образом сразу 30 блокированных на вершине человек, объяснив потом, что вторично подняться на эту площадку он просто не смог бы.

Вертолетчики вынужденно познакомились с такими необычными явлениями, как «затягивание в пикирование», «валежка», «подхват», «вихревое кольцо» и т. д. Каждый такой случай становился предметом тщательного анализа: разбирались действия летчика в каждом необычном явлении, учитывались все параметры полета, на каком этапе при выполнении какого элемента оно возникло. По крупицам собирался опыт, и обрабатывались рекомендации по каждому конкретному случаю.

Система целенаправленной подготовки авиационных кадров к боевым действиям в целом себя оправдала — личный состав включался в боевые действия в основном более или менее подготовленным в техническом, тактическом и морально-психологическом отношениях.

И все же требовалось два-три месяца боевой работы, чтобы заметно возросло качество техники пилотирования, тактического мышления и боевого применения летного состава. Так, точность бомбометания у летчиков с отличной подготовкой по прибытии в Афганистан составляла 60  м, с хорошей — 90 м и с удовлетворительной — 130 м.

По истечении срока адаптации она понижалась более чем вдвое, значительно возрастало количество прямых попаданий. Примерно в такой же прогрессии росли результаты применения неуправляемых ракет и стрелково-пушечного вооружения. Особенностью в деятельности летного состава было также и то, что непосредственно в ходе боевых действий летчикам приходилось постигать все боевые возможности своих вертолетов.

Практически впервые в истории советской армейской авиации в ходе войны в Афганистане возникла необходимость широкого применения воздушных десантов.

Разгром крупных мятежных группировок на большой площади осуществлялся войсками путем окружения, рассечения и уничтожения противника по частям. По скоплениям мятежников внутри кольца окружения наносились массированные удары фронтовой и армейской авиации.

Серьезную сложность для советских войск представляли боевые действия по уничтожению противника в пещерах и кяризах (подземный канал, соединяющий место потребления с водоносным слоем). Так, в обязательном порядке велась тщательная разведка этих объектов, обнаруживались подходы и колодцы, осуществлялось их блокирование силами мотострелковых подразделений, вертолетов и артиллерии.

В самых различных условиях, и особенно в горах, применялись обходящие отряды, действовавшие при поддержке вертолетов. Боевые действия в Афганистане велись не только в тактическом, но и в оперативном масштабе.

Так, неоднократно за десять лет проводились армейские операции в Панджшерском районе. Группировка лидера моджахедов Ахмад Шаха Масуда одновременно охватывалась с фронта, флангов и тыла. Это становилось возможным во многом благодаря широкому применению маневра по воздуху целыми батальонами и даже полками.

Как вспоминает участник боевых действий Владимир Маймескул, «в Панджшере главой движения моджахедов тогда был будущий министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд, которого в 2001 г. взорвал смертник. По агентурным данным, он окончил два военно-политических вуза в СССР — то есть он знал, с кем воюет».

На равнинной местности между самолетами и вертолетами осуществлялось постоянное взаимодействие. К  примеру: ударная группа фронтовой авиации выходила на цель через 1–2 минуты после группы доразведки и подавления средств ПВО на предельно малой высоте и с отличным на 90 градусов боевым курсом, при этом соблюдался боевой порядок «колонна пар» 5–6 км (20–30 с). Боевая зарядка — ФАБ-500, ОФАБ-500.

Удар наносился с горизонтального полета с высоты 50–100 м. После нанесения удара и выполнения противозенитного (противоракетного) маневра группа занимала заданный эшелон и уходила на аэродром посадки. Таким образом, общее время огневого воздействия составляло 4–6 минут.

Ударная группа вертолетов Ми-24 выходила на боевой курс на высоте 15–50 м и скорости 200–250 км/ч через 3–4 минуты после удара фронтовой авиации. Огневое воздействие на противника осуществлялось комплексным применением оружия: пуск ПТУР производился с дальности 3500–4000 м, стрельба НАР — с дальности 1500–2000 м, сброс бомб — с высоты 40–60 м на скорости 200–250 км/ч.

Атака цели выполнялась с нескольких направлений, вследствие чего достигалась наибольшая внезапность нанесения удара и уменьшалась эффективность воздействия ПВО противника. Фотоконтроль выполняла группа контроля результатов удара (пара Ми-8МТ) с обязательным прикрытием вертолетами Ми-24.

Опыт боевых действий в Афганистане показал высокую эффективность нанесения совместных авиационных ударов по целям, расположенным в равнинной местности. Высокую эффективность ударов обеспечивали надежное управление и налаженная организация взаимодействия между группами различного тактического назначения [6].

Ведение боевых действий в горах значительно затрудняло использование предельно малых высот, в узких долинах и ущельях ограничивался маневр в горизонтальной плоскости, а атаки могли выполняться только с одного-двух направлений. Боевой порядок вытягивался в глубину, что увеличивало время удара. При полете на высоте более 2000  м ограничивались маневренные характеристики вертолетов, снижалась точность и эффективность применения средств поражения.

«Хорошо устроился»

При организации и выполнении удара в ущельях или их отрогах учитывались следующие выводы и рекомендации:

— в узких ущельях и пещерах, как правило, располагались важные объекты, хорошо прикрытые средствами ПВО от ударов с воздуха, что требовало особого внимания по их вскрытию, подавлению и уничтожению; — поскольку узкие ущелья ограничивали боевые возможности по маневрированию, то летчику необходимо было уделять особое внимание выбору направления захода для атаки. Если заход для атаки был возможен только с одного направления, то атаку выполняли с ходу и один раз;

— обязательно выполняли полет на доразведку с целью вскрытия огневых средств объекта удара. Кроме того, выделялась демонстративная группа с задачей вскрытия и подавления средств ПВО противника, составом не менее звена вертолетов Ми-24;

— в состав ударной группы в обязательном порядке выделялись экипажи с наиболее высоким уровнем подготовки к полетам в горах;

— при выходе из атаки расстояние от склона гор для вертолетов должно было составлять не менее 1000 м, что обеспечивало выполнение маневра при уходе от цели, не выходя за ограничения;

— в состав боевого порядка включалась группа постановки САБ для противодействия ПЗРК.

Особенностью подготовки к нанесению авиационного удара в ущелье являлось более тщательное изучение объектов удара, подхода к ним и ожидаемого противодействия средств ПВО. Перед вылетом, кроме характеристики цели, изучалась конфигурация ущелья по карте масштаба 1 : 200 000, определялась крутизна склонов, превышение (принижение) целей относительно аэродрома вылета для учета поправки характеристического времени при автоматическом режиме работы прицела и высота стрельбы (сброса) в ручном режиме.

В ожидании своих

При нанесении ударов по важным целям в базовых районах противника, расположенных в узких, извилистых ущельях, требовался большой наряд сил с различной боевой зарядкой. В состав боевых порядков включались ударные группы фронтовой и армейской авиации, группы доразведки и целеуказания, демонстративная, подавления средств ПВО, боевого управления, прикрытия боевых порядков, контроля результатов удара, группа ПСО.

Демонстративная группа — пара (иногда — звено) Ми-24 — назначалась для навязывания боя моджахедам, вскрытия огневых точек ПВО на входе в ущелье и их поражения. Она входила в район удара за 5 минут до подхода группы доразведки цели.

После отработки истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков в дело вновь вступали вертолеты.

Авиационный удар вертолетами Ми-24 с использованием ПТУР производился в боевом порядке «колонна вертолетов» с дистанцией 1500–1200 м и интервалом 200–300 м между вертолетами.

Выход в район удара производился после нанесения удара фронтовой авиацией не раньше чем через 5 минут. Точно обнаружив и опознав цель, ведущий производил пуск ПТУР «Штурм» с дальности 2,5–3 км, уходя от цели боевым разворотом с набором безопасной высоты. Ведомый пары осуществлял пуск ПТУР с дальности 3,5–4 км, при этом уточнял месторасположение цели относительно разрыва своего ПТУР.

Вторая пара обеспечивала прикрытие, выполняя стрельбу НАР по склонам ущелья на его входе. Дальность стрельбы — 1500–2000 м с пологого пикирования, при этом высота стрельбы — 1500–1200 м. При выходе из атаки учитывалось следующее: с увеличением высоты полета более 2500 м для уменьшения радиуса разворота вертолета необходимо уменьшить скорость полета и увеличить крен.

Это можно выполнить, только используя маневр «поворот на горке» с гашением скорости до минимально допустимой 100 км/ч и созданием крена до 40–45 градусов. Далее производился разгон скорости до 180–200 км/ч со снижением и отворотом по курсу.

Минимальная ширина ущелья при этом — до 1000 м. Если ширина ущелья была менее 1000 м, атаку цели на малой высоте производить было нецелесообразно. Тогда заходы выполнялись только со средних высот и только самолетами фронтовой авиации.

Особенно эффективной оказывалась совместная работа штурмовиков и вертолетчиков, успевших с малых высот изучить местность и лучше ориентировавшихся в районе удара. Пара Ми-8, кружа над целью, вела разведку и указывала Су-25 местонахождение противника сигнальными ракетами и трассирующими пулеметными очередями. Первыми к цели выходили 2–4 самолета, подавлявшие зенитные точки. После них пара-звено Ми-24 подчищали местность от уцелевших очагов ПВО, открывая дорогу ударной группе из одного-двух звеньев Су-25 и боевых вертолетов. Если того требовали обстоятельства, для большей убедительности удар наносили полными составами эскадрилий (по 12–18 Су-25 и Ми-24).

Штурмовики выполняли несколько заходов с высоты 900–1000 м, после чего их тут же сменяли вертолеты, добивая цели и не оставляя противнику шансов уцелеть. Задачей вертолетов было и прикрытие выходивших из атаки самолетов, после чего те, в свою очередь, снова обрушивались на ожившие огневые точки.

Силами такой группы 2 февраля 1983 года провели операцию в провинции Мазари-Шариф, где были захвачены и убиты советские специалисты, работавшие на местном заводе азотных удобрений. Кишлак Вахшак, в котором хозяйничала банда, атаковала четверка Су-25, ее поддерживали звено Ми-24 и шесть Ми-8, блокировавших селение и не давших противнику уйти из-под удара. На кишлак обрушились две ОДАБ-500П, десять тонн обычных фугасных авиабомб и сорок ракет С-8, после чего он практически перестал существовать.

Подобные операции выполнялись и после взятия душманами пленных. Отбить их можно было только силой, и у ближайшего селения проводили демонстрационный БШУ. Приглашение к диалогу выглядело достаточно убедительным, и, если пленные были еще живы, после первых же ударов местные старейшины шли на переговоры, соглашаясь вернуть их, лишь бы самолеты были отозваны. Такой «дипломатией штурмовиков», обменом на захваченных моджахедов, а то и выкупом за годы войны удалось вернуть из плена 97 человек.

Поисково-спасательные мероприятия относились к разряду наиболее опасных и ответственных, сопоставимых с десантированием, с той лишь разницей, что вытаскивать раненых или погибших приходилось из мест, которые к прилету вертолета буквально кишели моджахедами.

Был даже такой эпизод, когда члены экипажа сбитого Ми-24П, навалившись грудью на хвостовую балку, развернули своего «горбатого» в сторону приближающихся моджахедов и стреляли по ним авиационной пушкой. В плен к правоверным никто не хотел попадать: по 40-й армии шли слухи, что за сбитого летчика душманам их хозяева обещали 1  млн афгани.

Замечательным летчиком был комэск 181-го ОВП Вячеслав Гаинутдинов, ставший Героем Советского Союза уже в апреле 1980 года. Награду он получил за спасение зажатой в кишлаке разведгруппы, сумев взлететь и отыскать ее в пыльную бурю. Приземлившись под огнем прямо в селении, он прикрывал отход группы, отстреливаясь и вертясь на одном колесе, пока разведчики пробивались к вертолету по узким улочкам. Майор Гаинутдинов погиб через четыре месяца после награждения, в День авиации — сгорел в вертолете, сбитом на взлете в Кундузе.

Приведенные примеры показывают, что вертолетчики делали все возможное,  а иной раз и не очень возможное, чтобы спасти наших бойцов в критические моменты.

К началу вывода советских войск на 15 мая 1988 года ВВС 40-й армии располагали 331 вертолетом. Первоочередной задачей их экипажей стала защита городов и аэродромов от участившихся минометных и ракетных обстрелов.

Непрерывное вертолетное патрулирование, наряду с минными заграждениями, оказалось наиболее эффективной мерой обороны. Рабочий день на авиабазах начинался в 4–5 часов утра со взлета дежурного звена вертолетов, прочесывавших периметр в поисках вражеских стрелков. До наступления темноты «вертушки» кружили вокруг аэродрома, прикрывая взлет и посадку самолетов. Ночью на них подвешивали САБы.

Прикрывая авиабазы, ставшие последними плацдармами, вертолетчики не всегда могли защитить себя: в ставший черным декабрьский день 1988 года попадание одного снаряда в крышу клуба, где летчики собрались у телевизора, унесло жизни сразу 11 человек.

В 9:45 утра 15 февраля 1989 года БТР с командармом Борисом Громовым, замыкавший уходившие колонны, пересек мост на государственной границе. И лишь получив доклад о выходе «первого», Ми-8 сняли пять групп прикрытия и самыми последними покинули Афганистан.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гагин В.В. Воздушная война в Афганистане. — Воронеж: типография «Оригами», 2004. — С. 22.
  2. Жирохов М.А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989. — М.: ЗАО Издательство «Центрполиграф», 2012. — С. 11.
  3. Жирохов М.А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989. — М.: ЗАО Издательство «Центрполиграф», 2012. — С. 12.
  4. Марковский В. Жаркое небо Афганистана. — М.: «Техника — молодежи», 2000.
  5. Жирохов М.А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989. — М.: ЗАО Издательство «Центрполиграф», 2012.
  6. Жирохов М. А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989. — М.: ЗАО Издательство «Центрполиграф», 2012.
  7. Газета «Комсомольская правда», 2  марта 1989 г.

проблемы и недостатки машин, лучшие пилоты

Введение советских войск в Афганистан в 1979 году, задуманное для обозначения присутствия и поддержки правопорядка, подтвердило знаменитый тезис «война план покажет». Ограниченному контингенту пришлось вступить в полномасштабную войну с моджахедами. В Афганистане боевые винтокрылы и вертолетчики стали основной силой советских войск, тактика их использования изменилась, сами аппараты оснастили новыми вооружениями.

Содержание

Почему вертолеты вытеснили артиллерию

Планы советского командования, рассчитывающего, что войска в Афганистане будут патрулировать территории, охранять важные объекты и дороги, провалились. Пришлось вступить в войну.

Боевые действия в Афгане велись в особых условиях – отсутствии линии фронта, невозможности спрогнозировать места появления очередного отряда моджахедов и вовремя подтянуть войска. Быстроходные бомбардировщики были бессильны сбросить свой груз в нужном месте, доставка артиллерии на поле боя затруднялась особенностями ландшафта. На это просто не хватало времени.

Опыт корейской и вьетнамской войны уже доказал эффективность винтокрылов, вертолетные площадки делали первыми в советских военных гарнизонах в Афганистане. Появляясь над полем боя, винтокрылы поддерживали огнем войска, могли сбросить бомбы на огневые точки, вывезти раненых, доставить и забрать десантные группы. Звук летящих вертушек устрашал врагов и вселял уверенность в победе у советских солдат.

Когда вертолетчики прибыли в Афганистан

Использование вертолетов в афганской операции планировалось заранее. Десантные группы, целью которых был захват дворца Амина, прибыли в Афганистан в декабре 1979 года. Их доставили на вертолетах. Таким образом, вертолетчики первыми включились в военные действия, которые продлились до 1989 года.

Первые боевые столкновения доказали эффективность ведения войны с воздуха. Авиации у оппозиции не было, винтокрылы на первых порах были почти неуязвимы и легко расправлялись со скоплениями моджахедов. Но афганцы быстро перестроились, получили поддержку и оружие, война приобрела затяжной характер.

Десятилетний опыт войны изменил тактику использования винтокрылов, сами вертолеты, вооружения были доработаны и усовершенствованы.

Какие вертолеты принимали участие в войне

Во время афганской войны статус вертолетных соединений полностью определился, эскадрильи стали придавать сухопутным войскам, летные командиры получили право влиять на принятие тактических и стратегических решений командования.

Боевыми единицами вертолетных войск были милевские аппараты – различные модификации Ми-8 и Ми-24. В условиях партизанской войны, развязанной «духами», им пришлось решать массу задач:

  • патрулирование и сопровождение колонн;
  • огневая поддержка наземных войск;
  • доставка десантных групп;
  • преследование противника;
  • снабжение войск;
  • эвакуация раненых, спасение сбитых летчиков.

Основной ударной единицей был Ми-24 с частичным бронированием фюзеляжа и основных узлов. Вертолет оснащали разными видами вооружений:

  • крупнокалиберный пулемет, стреляющий вперед;
  • неуправляемые ракетные снаряды;
  • ПТУР комплекса «Фаланга».

Модифицированный Ми-24В нес подвижную пулеметную установку, из которой можно было стрелять назад, НАР, 16 ПТУР. Для поражения укрепрайонов вооружения дополняли авиабомбами или зажигательными баками.

Транспортные Ми-8 оснащали НАР типа С-5, бомбами, но с ударными винтокрылами Ми-24 по огневой мощи рабочие лошадки соперничать не могли.

Их использовали в десантных операциях, для доставки грузов, организации рейдов и засад. По результатам эксплуатации милевцы модифицировали транспортник, войска получили новую машину Ми-8МТ с форсированными двигателями.

С 1981 года, когда у афганцев появились «Стингеры», началась настоящая охота на вертолеты и летчиков. Потери винтокрылов разных модификаций к 1989 году – времени окончания войны достигли страшных цифр. Было уничтожено 333 вертолета.

Эксплуатация машин в условиях боевых действий стала настоящей проверкой техники и мастерства экипажей. Винтокрылы пришлось дорабатывать, исходя из боевых задач и выявленных недостатков.

Изменялась и тактика боевого применения – после появления ПЗРК вертолеты стали летать на больших высотах, чтобы не стать добычей моджахедов со «Стингерами».

Война шла в тяжелых условиях сильно пересеченной местности, страшной жары. При взлете-посадке винты поднимали облака пыли, летчики слепли и задыхались, не видели земли и приборов в кабинах. Ручки управления приходилось обматывать, чтобы не сжечь руки – температура в кабине поднималась до рекордных высот.

В условиях горной местности, суженного пространства вертолеты не могли нормально взлетать – машины уходили в пике, теряли скорость, сваливались. Вращение винтов приводило к разрежению воздуха под машиной, аппарат резко бросало вверх (подхват). Опытные летчики сумели использовать подхват для резкого набора высоты и превратили в особенность пилотирования.

Найденное решение

С постоянно возникающими при эксплуатации вертолетов трудностями боролись пилоты и технический состав, сопровождающий летные подразделения. Уже в 1980 году в Афганистан прибыли летчики-испытатели и милевцы, возглавляемые главным конструктором ОКБ Тищенко.

Они на месте изучили возникающие проблемы и оперативно приступили к их устранению. Конструкторам удалось усовершенствовать несущую систему, и модифицированные Ми-24 уже не страдали от подхвата.

Немало пришлось потрудиться милевцам, чтобы защитить машины от ПЗРК. Вертолеты обнаруживали по тепловому хвосту, поэтому конструкторы разработали несколько защитных элементов.   Установили рассеиватели выхлопа, оснастили машины средствами инфракрасного противодействия – генераторами ИК-помех, термическими ракетами-ловушками с блоком отстрела.

Доработали милевцы и Ми-8 – транспортник оснастили танковым вариантом пулемета Калашникова, установили защиту. Для усиленных двигателей Ми-8МТ предусмотрели пылезащитное устройство.

Известные вертолетчики в афганской войне

Из-за невозможности использовать танки и артиллерию вертолеты превратились в главную ударную силу советских войск. Вертолетчики на афганской войне демонстрировали не только мужество и стойкость, но и профессиональную смекалку, знания, находили новые способы пилотирования винтокрылов, давали советы конструкторам, как усовершенствовать машины.

На счету летчика Александра Райляна, удостоенного звания Героя Советского Союза, 150 боевых вылетов. Александр летал на сверхнизких высотах, что позволяло уходить от огня ПЗРК. Его опыт лег в основу разработки новой тактики полетов, которую в дальнейшем использовали при обучении вертолетчиков.

Герой Советского Союза Николай Майданов нашел, как преодолеть недостаток подъемной силы при взлете. Он начинал полет в горизонтали, нависая над пропастью, затем уходил вверх.

Справка: 22 вертолетчика, участвовавших в афганской войне, представлены к званию Героя Советского Союза, ордена и медали получили несколько тысяч.

На винтокрылы и их экипажи шла настоящая охота, огромные премии платили за сбитый вертолет, за захваченного живым вертолетчика. Летчики и машины гибли от огня моджахедов и при ошибках пилотирования в сложных условиях. Без отдыха работали технические службы – вертолеты получали повреждения при каждом вылете.

Боевой опыт Афганистана стал важной вехой в изменении тактики военных действий. ОКБ Камова и Миля работали над совершенствованием боевых машин, делая вертолеты более защищенными, вооруженными и маневренными. Разработали сложные системы навигации, поиска, целеуказания, оснастив винтокрылы мощной электроникой. Но опыт афганской войны показал, что только профессиональные навыки летчиков, их самоотверженность и находчивость превращают технику в грозное оружие.

афганских пилотов, воевавших вместе с американскими войсками, ищут себе постоянный дом в США: NPR

32-летний полковник Салим Факири летал на вертолетах Black Hawk для ВВС Афганистана. Он и его семья были переселены в Финикс. Адриана Зебраускас для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас для NPR

ФЕНИКС — Ветераны войны в Афганистане говорят, что без принятия Закона об урегулировании ситуации в Афганистане десятки тысяч людей, помогавших силам США во время 20-летней войны, могут быть брошены в Афганистане или даже лишиться права остаться, если они уже находитесь в США

Во вторник Конгресс действительно предложил увеличить количество специальных иммиграционных виз для афганцев, но сторонники говорят, что программа в настоящее время не работает, и программа SIV по-прежнему открыта только для афганцев, которые работали на американцев, а не те, кто поступил на службу в собственные вооруженные силы.

Среди тех, кто настаивает на переменах, есть Джек Маккейн, пилот ВМС, служивший в Афганистане, и сын покойного сенатора Джона Маккейна из Аризоны. Младший Маккейн старался вести себя сдержанно, когда в 2018 году его направили в Афганистан на один год.

«Примерно через три четверти после моей командировки мне стало известно, что они точно знают, кто я такой, — говорит Маккейн.

Все сомнения исчезли, когда в августе 2018 года Маккейн взял экстренный отпуск, чтобы присутствовать на похоронах своего отца в Аризоне.

Полковник ВВС Афганистана Салим Факири со своим другом лейтенантом ВМС Джеком Маккейном в Кандагаре, Афганистан, 2018 год. Джек Маккейн скрыть заголовок

переключить заголовок

Джек Маккейн

«Если бы кто-то из них хотел или заставил члена семьи сделать из меня высокопоставленную мишень, они могли бы это сделать», — говорит Маккейн. «Этого никогда не случалось, даже когда я был единственным советником по авиации в Гильменде (где доминировали талибы), где это было бы очень легко»9.0009

«Они защищали меня или, по крайней мере, хранили секрет. Я не могу переоценить, насколько это важно для меня», — говорит Маккейн.

Обучение афганских орлов

Что касается пилотов, которых он тренировал, Маккейн прошел ключевое испытание для афганцев – мужество под угрозой. Полковник ВВС Афганистана Салим Факири говорит, что они с Маккейном подружились после того, как их первый совместный полет закончился аварийной посадкой в ​​нескольких милях от их базы в Кандагаре.

«Небезопасный район! Я беспокоился о Джеке и других советниках, которые были со мной», — вспоминает Факири. «Но Джек просто расслабился. Он связывался с другими людьми на земле, [говоря]: «Нам нужен вертолет. Этот самолет не будет летать». И я сказал: «Окей, какой он смелый!»

Афганские пилоты помогали Маккейну обучаться полетам на вертолетах американского производства Black Hawk, которые стали известны как афганские орлы, и они сыграли ключевую роль в оказании помощи афганскому правительству в перевозке своих элитных сил специального назначения в различные горячие точки по всей огромной стране. Факири сказал, что Маккейн говорил о том, чтобы однажды пригласить его в Аризону, но Факири хотел остаться и бороться за будущее своей страны.

32-летний полковник Салим Факири позирует фотографу после интервью в Фениксе, 8 декабря 2022 года. Адриана Зебраускас для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас для NPR

32-летний полковник Салим Факири позирует фотографу после интервью в Фениксе, 8 декабря 2022 г.

Адриана Зебраускас для NPR

«Мы много лет были жертвами террористов, и это послужило для меня серьезной причиной, чтобы встать и сражаться», — говорит Факири.

Падение Кабула

Факири и афганские орлы все еще выполняли задания после падения Кабула в августе 2021 года, когда американские войска отступили в аэропорт Кабула. Факири попытался переправить припасы в очаг сопротивления в Панджшерских горах, но вскоре понял, что все кончено.

«Силы сопротивления больше не могут бороться с талибами. И они попросили меня приехать в аэропорт Кабула», — говорит Факири.

Задача заключалась не только в спасении жизней его пилотов, но и в том, чтобы уберечь вертолеты Black Hawk и единственных афганцев, которые знали, как управлять ими, из рук талибов. Для Факири решение бежать было неприятным после того, как он провел свою взрослую жизнь в боях.

«Мы делали это 20 лет, а через 24 часа все наоборот, и вместо того, чтобы помогать бороться, все убирались», — говорит он.

Однако Факири знает, что ему повезло. К тому времени у афганских орлов уже были друзья, пытавшиеся помочь им в Соединенных Штатах. Мэгги Фельдман-Пилч из аналитического центра Атлантического совета в Вашингтоне объединилась с Джеком Маккейном во время хаоса вокруг Кабульского авиалайнера.

Афганский пилот вертолета Рашид Ахмад Муслим, 25 лет, смотрит в окно дома в Чандлере, штат Аризона, 11 декабря 2022 года. Адриана Зебраускас для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас для NPR

«Это было много проб и ошибок. Это было некрасиво», — говорит Фельдман-Пилч. «Это произошло благодаря удаче и длительным усилиям».

Постоянные усилия, так как за две недели обзвонили все возможные связи, заручились поддержкой друзей и семьи и очень мало спали.

«Днем я работал на американской стороне, пытаясь заручиться поддержкой. А ночью я начинал отправлять сообщения всем афганским группам, пытаясь переместить их или переправить через линию фронта», — говорит Маккейн.

Во время одной из крупнейших воздушных перебросок в истории силы США спасли более 120 000 человек, когда американцы отступили, а Афганистан снова попал в руки талибов. Но подавляющее большинство до сих пор не имеют легального статуса в Соединенных Штатах, говорит Фельдман-Пилтч.

«Если не по их вине не будет принят Закон об урегулировании в Афганистане, несмотря на то, что они соблюдали все правила, они вдруг окажутся здесь нелегально», — говорит она.

Несмотря на поддержку со стороны американских генералов и дипломатов, а также двухпартийную поддержку в Конгрессе, во вторник законопроект, похоже, застопорился, и его сторонники надеялись на долгосрочную поправку в Сенате.

Афганский пилот вертолета Рашид Ахмад Муслим, 25 лет, со своей женой Насрин Халими, 22 года, которая находится на третьем месяце беременности, и их сыном Мохаммадом, 14 месяцев, в своем доме в Чендлере, штат Аризона, 11 декабря 2022 года. Адриана Зебраускас для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас для NPR

Переселены

Факири и около 300 афганских орлов и члены их семей были переселены в Аризону, где они тяжело трудятся, будучи беженцами.

«У меня был навык. У меня был диплом. Но я его потерял. Здесь он стал нулем», — говорит один из афганских пилотов, Рашид Ахмад Муслим, 25 лет.

Его мать и сестра посещают уроки английского языка. Его младшие братья уже почти свободно говорят.

«Я бы хотел, чтобы они закончили школу, поступили в колледж, поступили в университет на высшую степень», — говорит Муслим.

Сам Муслим работает в кофейной компании, чтобы прокормить семью. Его жена родила их первого ребенка в прошлом году на американской базе в Германии. У него и многих афганских орлов есть прошения о предоставлении убежища, которые должны позволить им остаться в США, но у него есть амбиции помимо этого. Рашид говорит, что он и все остальные афганские орлы хотят снова летать.

Абида Муслим, 23 года, во время вечернего урока английского языка для беженцев и просителей убежища в Чандлере, штат Аризона, 8 декабря 2022 года. Адриана Зебраускас скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас

Абида Муслим, 23 года, во время вечернего урока английского языка для беженцев и просителей убежища в Чандлере, штат Аризона, 8 декабря 2022 г.

Адриана Зебраускас

«[У нас] такие хорошие навыки, поэтому я надеюсь использовать их. Они храбрые пилоты. Они умные пилоты. Если это невозможно, мы не сдадимся. Даже если я не смогу сейчас, в будущем я может учиться в частном порядке», — говорит он.

Несмотря на то, что США обучали их летать в боевых условиях, они не могут быть пилотами в Соединенных Штатах без визы на постоянное жительство, даже несмотря на то, что страна сталкивается с нехваткой коммерческих пилотов и новобранцев из США.

Джек Маккейн говорит, что разделяет их разочарование. Он говорит, что видел, как афганцы шли на риск, достойный высших боевых медалей, и они делали это, спасая как афганские, так и американские войска под огнем.

«Я потерял нескольких пилотов, пока был там, поэтому они абсолютно заслуживают всего, что мы можем для них сделать. Они сражались на стороне Соединенных Штатов», — говорит он. «Огромное количество этих пилотов хотели бы вернуться к полетам, но они не могут. И им трудно принять это, потому что США обучали их».

Афганский пилот вертолета Рашид Ахмад Муслим, 25 лет, со своим 14-месячным сыном Мохаммадом в своем доме в Чандлере, штат Аризона. Мохаммад родился на военной базе США в Германии. Адриана Зебраускас для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Адриана Зебраускас для NPR

Афганский пилот вертолета Рашид Ахмад Муслим, 25 лет, со своим 14-месячным сыном Мохаммадом в своем доме в Чандлере, штат Аризона. Мохаммад родился на военной базе США в Германии.

Адриана Зебраускас для NPR

Маккейн считает, что без их почетной службы он, возможно, никогда не вернулся бы домой.

Они заслужили право остаться, говорит он, и летать в США.

Специальный репортаж: пилоты подробно описывают хаотическое крушение афганских ВВС

ВАШИНГТОН, 29 декабря (Рейтер) — За несколько часов до того, как 15 августа Кабул был захвачен талибами, афганские ВВС сокращались. Вместо того, чтобы наносить воздушные удары по наступающим повстанцам, некоторые летчики дрались друг с другом.

В аэропорту Кабула несколько военнослужащих афганских ВВС, охранявших аэродром, пытались прорваться к готовящемуся к взлету военному вертолету, по словам пилота афганских ВВС, управлявшего вертолетом, и двух других людей, знакомых с инцидентом. Вертолет направлялся через город, но гвардейцы были убеждены, что он покидает страну, и решили не остаться позади, сообщил пилот Рейтер. Другой охранник, пытаясь остановить их, направил пистолет на кабину.

Последовал бедлам. Раздались выстрелы. Пули пробили вертолет. Разлетелись обломки и металл, ранив пилота и еще одного летчика на борту; оба требовали лечения. «Мое лицо налилось кровью, — сказал пилот.

Президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны позже в тот же день, ускорив крах поддерживаемого США правительства быстрее, чем предсказывали даже самые пессимистичные военные аналитики. Через несколько часов талибы ворвались в Кабул, спровоцировав хаотичную эвакуацию американцев, которая нанесла ущерб президентству США Джо Байдена.

О рукопашной с участием военнослужащих ВВС Афганистана перед падением Кабула ранее не сообщалось. Рейтер также узнал эксклюзивные подробности от летчиков и бывших афганских чиновников, которые участвовали в секретной операции по доставке Гани и его окружения в соседний Узбекистан 15 августа, а также о том, какую роль мог сыграть хаос в аэропорту в сроках его отъезда.

Эти эпизоды входят в число подробных отчетов, составленных Reuters более чем двумя десятками человек, включая пилотов, военнослужащих, правительственных чиновников и других ветеранов конфликта в Афганистане и США. Их истории дают новый взгляд на последние дни афганских ВВС, которые когда-то были жемчужиной вооруженных сил страны.

Соединенные Штаты потратили миллиарды на создание летающих сил в Афганистане, чтобы дать Кабулу преимущество над исламскими повстанцами. В результате бомбардировок погибло бесчисленное количество боевиков Талибана, не имевших собственной авиации.

Но этот проект провалился всего через несколько недель после того, как Соединенные Штаты начали прекращать поддержку в середине 2021 года в рамках своего окончательного вывода войск из страны.

Боевики в кроссовках и потрепанных пикапах стремительно захватили незащищенные авиабазы, а солдаты, охранявшие эти объекты, сдавались, зачастую без боя. Боеприпасы кончились. Самолет пришел в негодность. Пилоты вытащили исправные самолеты и вертолеты обратно в Кабул, чтобы защитить столицу, последний оплот правительства.

Но они никогда не применят эту стратегию. Известие об уходе Гани вызвало массовый исход летчиков, пытающихся спасти свое оборудование и самих себя. Пилоты, экипажи и даже некоторые из их родственников бессистемно забрались в самолеты и бежали из страны. По словам афганских и американских официальных лиц, более четверти национального флота оказались в соседних Узбекистане и Таджикистане.

«Честно говоря, мы потеряли контроль», — сказал в конце один бывший сотрудник ВВС Афганистана.

902:22 Падение было настолько быстрым, что Пентагон немедленно направил американские войска в Кабул, чтобы вывести из строя десятки оставленных американских самолетов, чтобы сделать их бесполезными для талибов.

Джон Мишель, бригадный генерал в отставке, который когда-то возглавлял тренировочную миссию США для афганских ВВС, выразил сожаление, но не удивление по поводу деморализованного финала. Он утверждает, что шаблон США, по которому он был смоделирован, не подходил для такого места, как Афганистан.

«Это был чрезмерно амбициозный проект, который с самого начала был обречен», — сказал Мишель.

СОЗДАН НА НЕУДАЧУ

Быстрый распад был символом более широких неудач 20-летнего участия США в Афганистане.

Наряду с элитными подразделениями спецназа, афганские ВВС были задержаны Соединенными Штатами как доказательство того, что стремление создать современные вооруженные силы для борьбы с талибами приносит свои плоды. Усилия подготовили сотни отважных пилотов, которые блестяще показали себя под огнем. Но силы по-прежнему зависели от своих американских партнеров в основных функциях, включая техническое обслуживание самолетов и логистику. Обнищавшему Афганистану, изобилующему коррупцией, не хватало военно-промышленной экосистемы и большого количества талантов, необходимых для того, чтобы такое предприятие могло существовать самостоятельно.

Решение администрации Байдена в этом году вывести из Афганистана весь американский военный персонал и контрактников, поддерживающих афганские ВВС, быстро выявило эту слабость. Видеочаты с удаленным персоналом службы поддержки не могут заменить помощь на местах.

Отвечая на вопрос о выводах Reuters о пагубных последствиях прекращения оказания практической помощи, Пентагон заявил, что поддерживал афганские ВВС даже после вывода войск, выплачивая зарплату летчикам, обучая пилотов за границей и даже нанося авиаудары с зарубежных баз за пределами Афганистана. для поддержки афганских ВВС и сухопутных войск до начала августа.

Генерал Фрэнк Маккензи, глава Центрального командования вооруженных сил США, в апреле предупредил Конгресс, что он обеспокоен «способностью афганских ВВС летать… после того, как мы прекратим поддержку этих самолетов».

Это не заняло много времени. По мере того как талибы продвигались по Афганистану, захватывая провинцию за провинцией, афганские ВВС должны были сделать больше, чем когда-либо, для поддержки барахтающейся наземной войны: бомбардировки, спасательные операции, транспортировка войск. Тем временем его самолеты выходили из строя из-за чрезмерного использования и отсутствия обслуживания. По данным Пентагона, только в период с конца июня по конец июля силы потеряли каждый пятый годный к использованию самолет.

Боеприпасов тоже не хватало, как стало известно Reuters. Афганский пилот, попросивший называть его только по имени, Шах, вспомнил, как в июле выполнял опасную миссию по медицинской эвакуации для восстановления раненых и погибших афганских солдат в Спин-Болдаке, недалеко от границы с Пакистаном. Шах сказал, что у него есть два вооруженных ударных вертолета MD-530 для сопровождения его вертолета UH-60 Black Hawk. Но один из пилотов предупредил, что у них заканчиваются боеприпасы, и они не смогут помочь, если Шах попадет под огонь талибов, вспоминает летчик.

Шах описал отчаянную борьбу на площадке восстановления. «Мы складывали тела, — вспоминал он. «Не было даже времени проверить (на) их сердцебиение из-за высокого риска». Шах до сих пор находится в Афганистане, скрываясь от талибов.

Нехватка бомб с лазерным наведением, используемых для точного наведения на позиции талибов, также была тщательно охраняемой тайной в Кабуле в последние недели войны, сказал Хамдулла Мохиб, советник по национальной безопасности Афганистана.

«Мы опасались, что, если мы обнародуем эту информацию, это еще больше приободрит талибов и деморализует наземные войска», — сказал Мохиб агентству Reuters.

Пентагон в заявлении агентству Рейтер подтвердил, что приостановил поставки бомб с лазерным наведением GBU-58 до краха Афганистана, но не уточнил. Представитель министерства обороны США заявил, что Вашингтон не считает, что это решение нанесло ущерб военным операциям в Афганистане.

Повелители неба над Афганистаном, пилоты афганских ВВС, такие как полковник Мохаммад Тавик Сафи, оказались в опасности, поскольку региональные авиабазы ​​под ними были захвачены талибами.

Сафи был командиром крыла в Мазари-Шарифе, руководил операциями на севере и северо-востоке Афганистана. Он сказал Рейтер, что знал о назревающих проблемах 14 августа, когда местные войска афганской армии перестали отвечать на его звонки. Солдаты, предназначенные для защиты города и его аэродрома, внезапно сдались. Около 150 оставшихся летчиков были предоставлены сами себе.

Сафи отдал приказ своим летчикам отступить в Кабул, находящийся в 200 милях от него, где афганские ВВС надеялись перегруппироваться для контратак. По его словам, к тому времени, когда он поднял в воздух свой собственный легкий штурмовик А-29 «Супер Тукано», быстро приближавшиеся повстанцы уже нанесли удар по его самолету. Сафи удалось приземлиться, но он был тяжело ранен. Спасенный вертолетом, Сафи был переправлен в Узбекистан, где он был госпитализирован и в конце концов эвакуирован в Соединенные Штаты в октябре.

Талибы также охотились на афганских пилотов на земле. В последние месяцы войны исламские боевики уделяли особое внимание убийствам летчиков, когда они покидали базу, — преднамеренная стратегия, направленная на ослабление ухудшающегося преимущества в воздухе правительства, поддерживаемого США. По сообщению Reuters в июле, по меньшей мере семь пилотов были убиты за пределами базы в этом году в результате серии целенаправленных убийств.

Дальше будет больше. Последним, кто погиб в этой ударной кампании талибов, возможно, был Хамидулла Хабиби, пилот вертолета Black Hawk, прошедший обучение в США. За неделю до того, как талибы захватили Кабул, Хабиби был убит в столице 7 августа бомбой-липучкой, прикрепленной к автомобилю, заявили бывшие чиновники и член семьи. Талибы взяли на себя ответственность.

Летчики также столкнулись с опасностью со стороны своих соотечественников, когда Афганистан распался. Пилоты располагали бесценным средством спасения, и некоторые афганцы были готовы на все, чтобы попасть на борт своего самолета.

Потасовка между летчиками 15 августа в кабульском аэропорту предвещала несколько дней назад в провинции Герат на северо-западе Афганистана.

Талибы объявили о победе в Герате 12 августа. Незадолго до этого правительственные чиновники и солдаты в провинции поссорились из-за того, кто может эвакуироваться, используя последние доступные вертолеты афганских ВВС в лагере Зафар, где дислоцируется 207-й корпус афганской армии, сказал пилот и два бывших афганских чиновника, знакомые с инцидентом.

Абдул Сабур Кане, губернатор провинции Герат, и Исмаил Хан, влиятельный командир ополчения, потребовали, чтобы их вывезли на самолете вместе с двумя другими сообщниками, сообщили афганские источники. Но афганская армия не позволила им. На базе были сотни солдат и всего пара вертолетов. Сообщение: Либо все уходят, либо никто, говорили люди.

«Солдаты, они им не разрешили» забрать вертолеты, сказал пилот.

Хан и его сообщники позже были захвачены талибами, а затем освобождены. Связаться с Ханом и Кейном для комментариев не удалось.

МЯЧ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ

Когда Соединенные Штаты проиграли войну талибам, они оставили после себя целый арсенал оружия, которым будут вооружать бывших врагов Америки на долгие годы вперед. На кадрах из Афганистана видно, как повстанцы вооружены штурмовыми винтовками M4 Carbine, облачены в бронежилеты американского производства и пилотируют бронетехнику, поставленную США. Обеспечение того, чтобы они не унаследовали ВВС, также стало неотложной последней задачей Соединенных Штатов.

По оценкам афганских пилотов, они отправили 46 самолетов в соседний Узбекистан и как минимум еще 17 самолетов в Таджикистан, где они и остаются. Соединенные Штаты рассматривают просьбы этих стран Центральной Азии о сохранении некоторых из этих самолетов, сообщили Рейтер официальные лица США.

Потом было дело рук майора армии США Фрэнка Кесслера. Военнослужащий 82-й воздушно-десантной дивизии Кесслер вылетел в Афганистан 17 августа, через два дня после падения Кабула. Его задачей было найти афганские самолеты и другую военную технику, а затем уничтожить их, чтобы они не попали в руки талибов.

В своем первом интервью о своей миссии Кесслер сообщил агентству Рейтер, что его команда из примерно 100 человек обнаружила 73 военных самолета в аэропорту Кабула. Работа Кесслера усложнялась из-за ограничения, переданного высшим руководством: не использовать взрывчатые вещества и вести себя сдержанно.

Международный аэропорт Кабула в августе был в центре внимания. Вашингтон заключил хрупкое соглашение с талибами-завоевателями, позволяющее американским военным проводить операции по эвакуации с аэродрома до 31 августа. Взрывы самолетов в аэропорту могут усилить панику среди толп афганцев, пытающихся сесть на самолет. Этот звук мог также предупредить талибов о том, что американцы уничтожают некоторые из самых ценных военных трофеев. Нужны были более тонкие методы.

«Мы не могли взять термитную гранату или прикрепить С-4 (взрывчатка) ко всему оборудованию», — сказал Кесслер.

Он отказался сообщить, как именно группа вывела из строя самолеты, в основном UH-60 Black Hawk и вертолеты Ми-17 российского производства. Но представитель министерства обороны США, говоря на условиях анонимности, сказал, что саботаж охватывал весь спектр от мелкого вандализма, такого как забивание топливопроводов песком, до удаления чувствительного высокотехнологичного оборудования. На изображениях аэропорта Кабула, опубликованных СМИ после эвакуации США, видны вертолеты и самолеты с выбитыми окнами, вырванной авионикой и отсутствующими дверями.

«У нас там был персонал ВВС… (который) понимает, как работают самолеты и как заставить их не работать», — сказал Кесслер.

Новое правительство Талибана выразило надежду на создание собственных ВВС. Это побудило афганских пилотов, прошедших подготовку в США, выйти из укрытия, чтобы помочь.

Желающих было немного.

Шесть военнослужащих афганских ВВС, которые все еще находятся в Афганистане, рассказали Рейтер, что боятся своих бывших противников и отчаянно хотят покинуть страну. Пятеро скрывающихся описали такие меры предосторожности, как переезд из дома в дом, удаление конфиденциальной информации со своих мобильных телефонов и, в некоторых случаях, разлучение с семьей из-за опасений за безопасность своих родственников.

Дэвид Хикс, американский бригадный генерал в отставке, который когда-то руководил обучением афганских ВВС, теперь возглавляет благотворительную организацию по эвакуации и расселению бывшего афганского персонала. Его группа считает, что это помогло вывезти сотни летчиков и членов их семей, но, по оценкам, гораздо больше людей все еще остаются в Афганистане.

«Не будет преуменьшением сказать, что они в отчаянном положении, — сказал Хикс.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

После столкновения 15 августа в аэропорту Кабула, в результате которого двое летчиков получили ранения, силы безопасности аэродрома не позволили взлететь еще одному вертолету ВВС Афганистана. Этот был приписан к президентскому флоту Гани. В конечном итоге ему разрешили вылет, но только после того, как один из пилотов на борту поспорил с силами безопасности и вмешалась служба безопасности Гани, по словам нескольких афганцев, знакомых с инцидентом.

Противостояние обеспокоило ближайшее окружение президента. Растет обеспокоенность по поводу способности собственных сил Гани защитить его, сказал Reuters Мохиб, советник по национальной безопасности. Инцидент, хотя и не единственный фактор, способствовал принятию решения о том, что пора вывести Гани из Афганистана, сказал Мохиб.

«Одна из причин, по которой было принято решение о том, что пора эвакуироваться, заключалась в том, что этот вертолет фактически был взят в заложники», — сказал Мохиб. «Был страх, что некоторые (афганские солдаты) стали изгоями».

Беспорядки продолжались, когда Гани и сопровождающие его лица начали посадку на три вертолета на территории дворца, чтобы бежать в Узбекистан, сообщил Рейтер один из пилотов. После того, как президент, его жена и некоторые высокопоставленные чиновники, в том числе Мохиб, оказались на борту, некоторые из телохранителей Гани дрались друг с другом за оставшиеся места, обмениваясь ударами, сообщил Reuters пилот.

Три вертолета вместе покинули дворец незадолго до 15:00, летя низко, чтобы избежать радаров, и направились на север, чтобы сохранить миссию в секрете, сказал пилот. Вскоре последовал четвертый вертолет. Один из вертолетов был настолько переполнен, что экипаж приказал выбросить бронежилет за борт, чтобы облегчить нагрузку. Всего на четырех самолетах находилось 54 человека, половина из которых — охрана президента.

Пилотам сообщили пункт назначения за несколько минут до взлета. Они не смогли уведомить свои семьи и ушли только с лётными комбинезонами, рассказали Рейтер два пилота. Узбекские официальные лица тоже были удивлены. Необъявленная посадка афганцев в аэропорту Термеза вызвала драку со стороны узбекской службы безопасности, сообщили Рейтер два афганских пилота.

В МИД Узбекистана от комментариев отказались.

Прибыв на узбекскую землю, Гани собрал последний знак президентской благодарности экипажу.

«Вы спасли нам все жизни», — сказал им президент с мрачным лицом, сообщил Рейтер один из пилотов.

Вскоре Гани вылетел в Абу-Даби, столицу Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), где было объявлено, что он и его семья были приняты по «гуманитарным соображениям».

Рейтер не смог связаться с Гани через министерство иностранных дел ОАЭ или через бывших членов его правительства.

Около 17 летчиков — пилотов, бортинженеров и обслуживающего персонала — руководили безумным броском Гани в Узбекистан. Они сели на чартерный рейс в Абу-Даби 16 августа и в конце концов были переведены в гуманитарный лагерь. Все они все еще ожидают переселения в США.

Сказав, что они чувствуют себя забытыми правительством США и беспокоятся за свои семьи в Афганистане, двое пилотов обратились за помощью к Америке во время интервью агентству Reuters.

«Мы выполнили свой долг», — сказал один из них.

Представитель посольства США в Абу-Даби отказался комментировать отдельные случаи пилотов, но сказал в своем заявлении, что обработка, проверка и проверка афганцев для переселения в Соединенные Штаты являются главным приоритетом.