Вертолет Як-24 — «летающий вагон» – Военное оружие и армии Мира
Одной из распространенных в мире схем вертолетов является продольная двухвинтовая. А вот в СССР она распространения не получила. Единственным ее советским представителем стал вертолет Як-24.
Особенно популярна продольная двухвинтовая схема в США. По такой схеме было создано несколько серийных вертолетов фирмой «Пясецки», а позже – «Боинг Вертол». Один из них – СН-47 «Чинук» – производится и в настоящее время. Экспериментировали с продольной схемой и британцы, выпустив небольшой серией вертолет Бристоль «Бельведер». Война в Корее, в ходе которой американцы впервые широко применяли вертолеты, продемонстрировала отставание Советского Союза в этой области. С целью ликвидации образовавшегося разрыва в 1951 году в СССР началась разработка двух новых вертолетов: 12-местного Ми-4 в конструкторском бюро Михаила Миля и 24-местного Як-24 в КБ Александра Яковлева. Работы по проектированию Як-24 возглавил Игорь Эрлих. Для новой машины выбрали продольную схему (с двумя двигателями и двумя несущими винтами), считавшуюся в то время наиболее подходящей для транспортных вертолетов.
ИСПЫТАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО
Изготовление Як-24 поручили Ленинградскому авиазаводу № 272, где построили четыре опытных образца: два для наземных испытаний и два для летных. В ходе испытаний выполнили 142 полета. Испытания шли трудно. Основной проблемой оказалась вибрация, грозившая разрушением конструкции вертолета. Для ее устранения на 0,5 м обрезали лопасти несущих винтов. Острота проблемы снизилась, хотя вибрация полностью не исчезла, и 15 ноября 1952 года было принято решение завершить заводской этап испытаний. Несмотря на явную недоработанность вертолета, в конце 1952 года его передали на государственные испытания.
Они заняли 2,5 года. Серийное производство Як-24 удалось начать лишь в апреле 1955-го. До I960 года изготовили всего 40 таких вертолетов (ряд источников называют значительно большие цифры – около 100 экземпляров).МОДИФИКАЦИИ ВЕРТОЛЕТА
Первые серийные машины были рассчитаны на перевозку 30 солдат или 3000 кг груза. В 1958 году появился вариант Як 24У с увеличенным диаметром несущих винтов и цельнометаллическим фюзеляжем – в отличие от опытных и первых серийных машин, фюзеляж у которых обшивался полотном. Он вмещал 40 солдат или 3500 кг груза – например два автомобиля ГАЗ-69. Погрузка и выгрузка техники облегчалась наличием в хвостовой части фюзеляжа большого люка. В 1960 году построили несколько экземпляров пассажирского вертолета Як-24А Нереализованными остались проекты вертолета Як-24К для перевозки высокопоставленных лиц и Як-24П с турбовинтовыми двигателями.
СЛУЖБА
В конце 1955 года на Як-24 установили два мировых рекорда: подъем груза весом 4 т на высоту 2902 м и 2 т на 5082 м. В августе того же года Як-24 впервые представили публике на параде в Тушино. В следующем году в авиационном празднике участвовало четыре Як-24, высадивших на тушинский аэродром десант с техникой. В 1959 году вертолеты Як-24 были продемонстрированы на маневрах в ГДР и под Киевом. Интересной модификацией стал Як-24 в варианте трубоукладчика. Он предназначался для транспортировки и автоматической раскладки по трассе труб полевого магистрального трубопровода ПМТ-100.
Трубоукладочное устройство включало установленные по бортам фюзеляжа съемные кассеты емкостью по 44 трубы каждая. Трубы в кассете укладывались в два ряда. Сброс труб производился автоматически поочередно с правого и левого бортов. Як-24 стал первопроходцем и в освоении другой ныне широко распространенной профессии вертолетов – летающего крана. Один вертолет принимал участие в восстановлении Екатерининского дворца в Пушкине. С этой целью Як-24 оборудовали системой внешней подвески, а в систему управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения.
В июне 1959 года с помощью такого крана были заменены 30 деревянных ферм крыши дворца на 18 стальных ферм массой по 2000 кг.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА Як-24
- Тип: двухмоторный транспортный вертолет
- Экипаж, чел.: 3
- Вместимость: до 30 солдат, или 18 раненых на носилках, или 3000 кг груза.
- Двигатели: поршневые АШ-82В максимальной мощностью по 1725 л. с.
- Размеры, м:
– длина: 21,34
– высота: 6,50
– диаметр винтов: 20,2 - Вес, кг:
– пустого вертолета: 10 607
– нормальный взлетный: 14 270
– максимальный взлетный: 16 800 - Технические характеристики:
– максимальная скорость, км/ч: 173
– дальность полета, км: 650 (с максимальной нагрузкой – 255)
– практический потолок, м: 5000
Сборная модель Военно-транспортный вертолет Як-24
Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители .
..3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerALARMEAlclad IIALERTEAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQAT CollectionsATCAtlanticAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCALCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrazyHandsCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBROSSELBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDIXIDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTESLATHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUMMUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки
Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:701:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000
СброситьНайти
Як-24 | Weaponsystems.net
NATO: Horse
Обзор
Як-24
Як-24 хранится в музее.
Источник: Питер де Йонг @ www. horizonten.nl — © Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Происхождение
Советский Союз
Тип
Транспортный вертолет
Поступил на вооружение
1955 (официально)
1959 (эксплуатация)
Статус
Выведен из эксплуатации
Разработка
1951 — 1952 (проект)
1952 — 1955 (Советские госиспытания)
Разработчик
СССР — Яковлева КБ
Производство
1955 — 1960
Производитель
Советский Союз
Произведено
Около 100, по некоторым данным только 40
Обозначения 9001 7
Лошадь (название в отчетах НАТО)
Летающий Вагон (русское прозвище)
По-русски «летающий вагон»
Известные пользователи
Советский Союз
Описание
Введение
Як-24 — советский транспортный вертолет времен холодной войны. Он был произведен в конце 1950-х годов, чтобы обеспечить большую грузоподъемность, чем Ми-4 Гончая. Это была первая и последняя попытка ОКБ Яковлева разработать вертолет. Несмотря на то, что он побил различные рекорды, это был неудачный проект. С появлением гораздо более мощного Ми-6 о Як-24 вскоре забыли.
Компоновка
Конструкция Як-24 очень проста и проста. Длинное коробчатое шасси образует планер. Шасси крепится к большим стойкам спереди и сзади. Набор тандемных роторов спереди и сзади обеспечивает подъемную силу. Два радиальных двигателя Швецова АШ-82В обеспечивают мощность несущих винтов, причем каждый двигатель может обеспечивать мощность обоих несущих винтов. Несмотря на использование проверенных несущих винтов и двигателей Ми-4 Гончая, Як-24 оказался механически ненадежным. Як-24 предназначался для войскового транспорта и не был вооружен. Як-24 имел очень простую конструкцию и не имел специальной авионики или датчиков. Работать с ним ночью было бы очень сложно, если не невозможно.
Грузоподъемность
Первые версии Як-24 могли перевозить 30 десантников, 18 носилок или 3 т груза. Усовершенствованный Як-24У мог перевозить 40 десантников или 3,5 т груза. Большой планер позволял нести 2 ГАЗ-69А или легкие противотанковые орудия. Последний Як-24А также использовался как летающий кран и мог поднимать до 5 т внешнего груза.
Мобильность
Установка тандемного винта затрудняла управление Як-24. Мощные двигатели обеспечивают достаточную мощность для достижения скорости 195 км/ч с ограниченным количеством груза. Запас хода составляет скромные 430 км.
Пользователи
Як-24 эксплуатировался только в СССР. Из-за технических проблем было выпущено небольшое количество и срок службы был недолгим. Небольшое количество было произведено для гражданского использования и эксплуатировалось Аэрофлотом.
Варианты
Як-24
Як-24 в полете.
Источник: www.snariad.ru — © авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Варианты Як-24
Як-24
Ранняя серийная модель, построенная в виде прототипов и мелкосерийного производства. Во время тестирования были обнаружены проблемы с вибрацией.
Як-24У
Усовершенствованный вариант, представленный в 1957 году. Отличался цельнометаллическим планером и более широкими лопастями несущего винта. Это позволило увеличить переносимый вес. Сообщается, что Як-24У был перестроен из существующего Як-24 и, возможно, также произведен на заводе.
Як-24А
Окончательная серийная модель, выпущенная в очень ограниченном количестве. Гражданский вариант для использования Аэрофлотом. В основном используется как летающий журавль. Способен поднимать 5 т на внешней подвеске.
Детали
Факты Як-24У
Общий
Происхождение
Советский Союз
Тип
Транспортный вертолет
Экипаж
4 (2 пилота, бортинженер, радист) 900 17
Размеры
Длина
Фюзеляж 21,34 м
Роторы 34,0 м оборачивают
Высота
6,50 м
Вес пустого
11,0 т
Максимальный взлетный вес
15,8 т
Движение 90 124
Силовая установка
2 радиальных двигателя Швецова Яш-82В
Выходная мощность
1700 л. с. каждый
Установка ротора
Два трехлопастных несущих винта одинакового размера
Диаметр
21,0 м для каждой лопасти винта
Площадь диска
693 м² вместе
Производительность
Максимальная скорость
175 км/ч
Рабочий диапазон
265 км
Дальность перегона
430 км
Потолок
2,7 км
Скороподъемность
3,15 м/с
Транспортная вместимость
Пассажиры
40 военнослужащих или 18 носилок
Грузоподъемность
3,5 т
Яковлев Як-24: отец знаменитого CH-47 Chinook?
CH-47 Chinook очень известен и является символом возможностей вооруженных сил США по воздушным перевозкам. Но, возможно, вдохновение для американских конструкторов пришло из Советского Союза, яковлевского Як-24, двухвинтового вертолета, похожего на CH-47, но с очень ограниченным производством и обслуживанием. Родился в 1950-х годов советский Яковлев Як-24 считается первым в мире действующим вертолетом с тандемным ротором.
Первый полет Як-24 совершил в июле 1952 г., официально принят на вооружение в 1955 г. Вертолет создан в ответ на Заявку на более крупный вертолет, способный перевозить 24 человека, передан в ОКБ Яковлева под Александр Яковлев. Он был оснащен двумя звездообразными двигателями Швецова АШ-82В мощностью 1700 л.с. и имел нетипичную для советских вертолетов тандемную схему расположения винтов.
Двигатели и система трансмиссии были идентичны уже зарекомендовавшему себя однодвигательному Ми-4, но Як-24 оказался менее удачным. Его двигатели были соединены вместе, так что каждый из них мог приводить в движение один или оба несущих винта, но такое расположение вызывало сильные вибрации планера. После частичного решения проблем новый вертолет был заказан для производства ВВС СССР, которое началось в 1955 году на заводе № 272 в Ленинграде.
youtube.com/embed/Pp1JiSuRyek?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Як-24 мог перевозить до 19десантников, 12 носилок или 2000 кг груза, включая полевые орудия или армейский автомобиль ГАЗ-69. В носовой части находилась установка 12,7-мм пулемета, управляемая радистом. Як-24 также использовался как летающий кран с внешней нагрузкой 4000 кг.
В 1957 году была разработана усовершенствованная модель Як-24У, перестроенная из серийного вертолета, с цельнометаллическими несущими винтами большего диаметра и цельнометаллическим более широким фюзеляжем. Он мог перевозить 40 солдат или 3500 кг груза, включая истребитель танков АСУ-57. Он завершил программу испытаний в 1958, но в производство не пошел. Гражданским вариантом для Аэрофлота на 30 пассажиров был Як-24А 1960 года выпуска, но и он не производился.
Данные по Як-24 противоречивы, а иногда и противоречивы, точное количество выпущенных вертолетов неизвестно, оценки колеблются от 40 до 100 единиц в зависимости от источника данных.