В Америке признали: Ка-52М «Аллигатор» лучше «Апач» — Статьи — Армии и войны
В рейтинг пяти лучших ударных вертолетов мира, составленный американским журналом Military Watch, вошли три российских винтокрылых машины, одна американская и одна китайская. Рейтинг составлялся с учетом всех характеристик — летных, эксплуатационных и, разумеется, ударных. Вот эта великолепная пятерка.
5 место — китайский вертолет CAIC WZ-10, принятый на вооружение в 2011 году. Всего было построено 100 машин, которых отличает современная авионика, а также уникальный арсенал ракетного вооружения.
WZ-10 оснащен не только управляемыми ракетами «воздух-поверхность», используемыми для поражения наземных целей, но и «воздух-воздух» для нанесения ударов по воздушным целям. Разумеется, с истребителем даже четвертого поколения WZ-10 сразиться не может, но вполне успешно может справляться с вертолетами и даже со штурмовиками.
На фото: вертолет WZ-10 Народно-освободительной армии Китая (НОАК) (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)
Надо сказать, в прошлом десятилетии ни один вертолет мира не имел ракет «воздух-воздух». И только теперь они внедряются в вооружение российских ударных вертолетов. Больше такого нет ни у кого.
При создании этой машины прослеживается русский след. ОКБ Камова по заказу КНР создало эскизный проект «941». Но все остальное делали китайцы без участия российских специалистов — провели ОКР, построили опытные образцы, довели их до полной боевой готовности.
Двухместный вертолет оснащен стеклянной кабиной. Кабина и остекление бронированные. Использовано снижение радиолокационной и инфракрасной заметности. Два турбовальных двигателя мощностью по 1400 л.с. тем не менее обеспечивают вполне приличную боевую нагрузку в 1500 кг и максимальную скорость, равную 300 км/ч. Способен брать на боевой вылет до 16 противотанковых ракет. Остальные характеристики довольно туманны и неоднозначны.
4 место — Ми-24 по прозвищу «Крокодил». Ветеран холодной войны, тем не менее, после ряда модернизаций поддерживает хорошую форму. Его отличает повышенная бронированность, высокая мощность силовой установки, очень серьезная взлетная масса, достигающая 12 тонн, масса ракет на внешней подвеске, равная 2500 кг.
Максимальная скорость — 324 км/ч, дальность — 450 км.Последняя модификация — Ми-24П-2М — имеет практически всё, чем оснащаются самые современные российские ударные вертолеты: оптико-локационную систему, РЛС с фазированной антенной решеткой, эффективный комплекс РЭБ, а также значительный набор ракетного вооружения — «Атака», «Вихрь», неуправляемые ракеты, а также ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-60. Также для нанесения ударов по наземным целям используется ракета «Гермес-А» с уникальной дальностью в 20 км.
Так что ветеран вполне дееспособен, что он полностью доказал во время сирийской командировки.
На фото: многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 (Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС)
3 место — McDonnell Douglas AH-64 Apache. Он на 12 лет моложе, чем Ми-24, будучи принятым на вооружение в 1984 году. Однако его последняя модификация AH-64E Apache Guardian появилась в 2012 году, в то время как Ми-24П-2М — в 2019 году.
«Апач» является самым совершенным и мощным ударным вертолетом НАТО. Но при этом по силовым характеристикам он мало отличается от российского «Крокодила». Примерно та же скорость и дальность. И полезные нагрузки сопоставимы. Но при этом есть и несомненные достоинства.
На фото: вертолет AH-64 Apache (Фото: Zuma/TASS)
Это высотный вертолет с потолком в 6000 метров. Также у него надвтулочное расположение РЛС, что дает преимущество при выполнении боевого задания в холмистой или гористой местности — «Апач» может вести круговое наблюдение, спрятавшись за какой либо преградой и приподняв над ней винт, сверху которого расположена РЛС.
Но при этом вооружение «Апача», можно сказать, застряло в прошлом веке.
Собственно, это был стандарт, которому тогда следовали вертолетостроители других стран мира. Россия в этом отношении ушла вперед. Американский вертолет вооружен автоматической пушкой калибра 30 мм, а также 76-ю неуправляемыми реактивными снарядами калибра 700 мм или 16-ю управляемыми противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire.
Противотанковая ракета в соответствии с критериями современности обладает двумя существенными недостатками, которые, правда, нивелируются при военных действиях против нерегулярных соединений, имеющих примитивное вооружение.
Во-первых, ракета имеет лазерное наведение на цель. Это означает, что пилот должен сопровождать ракету лучом лазера до тех пор, пока она не достигнет цели. В этот период вертолет не может маневрировать и, следовательно, его существенно проще сбить.
Во-вторых, «Хеллфайр» имеет максимальную дальность 11 километров. И, значит, для ее пуска вертолет должен войти в зону противовоздушной обороны малой дальности, глубина которой порядка 12−15 км. Конструкторы «Апача» решили обезопасить вертолет от ПЗРК типа «Стингер» или «Игла», дальность стрельбы которых не превышает 5−6 км.
Второго недостатка лишен даже Ми-24П, не говоря уж о «Ночном охотнике» и «Аллигаторе».
2 место — Ми-28НМ «Ночной охотник». 1 место — Ка-52М «Аллигатор».
Об этих вертолетах необходимо писать вместе, поскольку, несмотря на принципиальную разницу в использованной схеме полета этих машин, у них много общего. И прежде всего вооружение, которое существенно превосходит по боевым возможностям вооружение и «Апача», и всех прочих вертолетов мира.
На фото: ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» (Фото: Эрик Романенко/ТАСС)
В настоящий момент управляемые ракеты «воздух-поверхность» на этих двух вертолетах представлены «Штурмом» и «Атакой», а также «Гермесом-А», имеющим дальность 20 км. Есть ракета «воздух-воздух» (до 16 штук) «Игла», при помощи которой можно отстреливать беспилотники.
Однако ведутся работы по оснащению «Ночного охотника» и «Аллигатора» последней модификации противотанковой ракеты «Вихрь-1». Она сверхзвуковая, имеет скорость 600 м/с. Боевая часть тандемная кумулятивная или осколочно-фугасная. Дальность — 12 км. Но самое главное в этой модификации то, что она оснащена инфракрасной головкой самонаведения. То есть относится к типу «выстрелил и забыл» — пилоту не надо сопровождать ракету лазерным лучом, подвергая вертолет опасности поражения зенитной ракетой ПЗРК или ЗРК. ГСН сама найдет цель и выведет на нее ракету.
И еще одна ракета, которая совсем скоро займет место на подкрыльевых точках подвески Ми-28НМ и Ка-52М, — легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) или же «изделие 305».
При этом ЛМУР имеет рекордную для своего класса дальность — 25 км. При встрече в небе одного из этих вертолетов с «Апачем» участь американского вертолета предрешена, поскольку у него отсутствует вооружение «воздух-воздух», а пушка стреляет лишь на 3 км.
Авионика этих двух вертолетов не одинакова, но имеет одинаковые функции и характеристики. Правда, есть отличие в РЛС — у «Ночного охотника» станция имеет надвтулочное расположение, как и у «Апача».
Различия распространяются на летные и энергетические характеристики вертолетов. У Ка-52М соосное расположение винтов. В связи с чем эта машина более маневренна. Также она имеет более высокую скорость — 315 км/ч. Обладает рекордной для ударных вертолетов боевой нагрузкой — 2800 кг. Дальность также больше — 520 км. По высотности «Аллигатор» лишь незначительно уступает «Апачу» — 5500 м против 6000 м.
Военный вертолет Ка-52М «Аллигатор» совершил первый полет — Экономика и бизнес
МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. «Вертолеты России» провели первый полет опытного образца новейшего модернизированного военного вертолета Ка-52 «Аллигатор», сообщил Минпромторг РФ.
Спецпроект на тему
«В ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52. На данной машине будут применены все лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт», — сообщили в министерстве.
На новом вертолете Ка-52М установлена модернизированная оптико-электронная система с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей, новый цифровой привод, который позволит повысить точность прицеливания при стрельбе из пушки. Модернизированный вертолет также получил новый радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой и управляемую ракету с повышенной дальностью, говорится в сообщениях Минпромторга и «Вертолетов России».
Вертолет можно эксплуатировать при любой температуре, в том числе в арктических условиях. Его шасси оснащено колесами с более высокой несущей способностью и износостойкостью, светотехническим оборудованием на базе светодиодов, применен новый интерьер кабины пилотов. «Масштабная реконструкция и техническое перевооружение производства в рамках федеральной целевой программы позволили значительно расширить технологические возможности ААК «Прогресс» и приступить к выпуску более совершенной и надежной боевой техники — модернизированных вертолетов Ка-52 в интересах Вооруженных сил России», — отметил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Как сказал гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский, к опытно-конструкторским работам по модернизации вертолета Ка-52 с учетом опыта его боевого применения компания приступила по поручению министра обороны РФ в прошлом году. «Ракетное вооружение Ка-52М унифицировано с вооружением другого новейшего вертолета Ми-28НМ, что позволило значительно увеличить дальность поражения целей», — отметил Богинский.
Летные испытания Ка-52М будут проводиться специалистами разработчика (АО «НЦВ Миль и Камов») совместно со специалистами ААК «Прогресс». Часть этапов пройдет на территории предприятия-изготовителя, а затем машины передадут разработчику. По окончании предварительных сдаточных испытаний начнутся государственные совместные испытания.
Вертолет Kamov Ka-52 «Alligator» — история разработки, фотографии, чертежи, технические данные
Ка-52 предназначен для решения обычных для боевого вертолета задач борьбы с бронированными целями и огневой поддержки сухопутных войск, а также для разведки целей и их распределения между боевыми вертолетами. При этом благодаря взаимному адаптированию вертолетов Ка-52 и Ка-50 обеспечивается решение всех задач сухопутных войск. Вертолет Ка-52 может использоваться также для обучения летного состава.
Ка-52 представляет собой дальнейшее развитие боевого вертолета Ка-50. При создании вертолета было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что нс только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение летными частями. Первый полет опытного образца состоялся 25 июня 1997 года. Вертолет проходит испытания, на авиазаводе в г. Арсеньеве ведется подготовка к его серийному производству.
Конструктивно Ка-52 отличается от своего предшествеп ника прежде всего наличием бронированной двухместном кабины. Катапультируемые кресла летчика и штурмана-оператора расположены рядом. Необходимость во втором члене экипажа возникла вследствие того, что вертолет создан для ведения боевых действий ночью и для выполнения фун кций управления боевыми действиями группы ударных вертолетов (поиск целей, целеуказание и целераспредсленис, связь с наземными и воздушными командными пунктами).
Как и на Ка-50, бронированная кабина обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23мм. Она оборудована тремя многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами, на которые выводится необходимая информация. Члены экипажа в полете используют шлемы с нашлемными прицелами и встроенной системой индикации. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест, и при необходимости любой из членов экипажа может взять на себя пилотирование вертолета или управление оружием.
В состав бортового всепогодного интегрального радиоэлектронного комплекса пилотирования, навигации, управления оружием, прицеливания и применения средств поражения введены тепловизор французской фирмы «Томсон» (в дальнейшем планируется заменить его тепловизором отечественной разработки), новая бортовая РЛС «Арбалет» миллиметрового диапазона, выдающая трехмерную информацию о тактической обстановке, а также другое оборудование. Для автоматического обмена разведывательной и прицельной информацией между вертолетами в группе с командным пунктом управления вертолет имеет аппаратуру закрытой связи.
Вертолет имеет такое же вооружение, как Ка-50. В перспективе в состав вооружения обоих вертолетов планируется ввести усовершенствованный вариант противотанковой ракеты «Шквал», обладающей значительно увеличенной бро-непробиваемостью и большей дальностью пуска, а также новую мощную противотанковую ракету с дальностью пуска до 15км.
Ка-52, также как Ка-50, создан с учетом требований безотказного выполнения боевой задачи, а при возникновении отказа — обеспечения быстрой ликвидации неисправности в полевых условиях и восстановления нормального функционирования систем. Это достигается наличием встроенных систем контроля, оперативной информации и диагностики состояния систем, обеспечивающих минимальное вмешательство обслуживающего персонала при различных видах подготовки вертолета. Обслуживание систем вертолета осуществляется снаружи без применения стремянок, для подготовки вертолета к повторному вылету требуется минимальное время. Реализованнью в конструкции вертолета технические решения делают возможным его боевое применение в течение 12 суток с минимальным уровнем обслуживания в отрыве от основной базы.
Технические данные Ka-52
Экипаж: 2, диаметр несущих винтов: 14.50м, длина фюзеляжа: 13.53м, высота: 4.95м, взлетный вес: 10800кг, максимальная скорость: 300км/ч, статический потолок без учета влияния земли: 3600м, дальность полета с полной заправкой: 520км, перегоночная дальность: 1200км, вооружение: 1 x 30-мм пушка, 12 ПТУР «Вихрь» |
«Вертолеты России» завершили передачу вертолетов Ка-52 в рамках Гособоронзаказа 2020 года
19 ноября 2020 г. , AviaStat.ru – ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) передала Министерству обороны Российской Федерации все запланированные к поставке в 2020 году боевые разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор» в соответствии со сроками и условиями государственного контракта.
По завершении всех необходимых наземных и летных испытаний, а также оформления документации на прием-передачу техники, вертолеты Ка-52 были приняты представителями эксплуатирующих организаций в установленный контрактом срок. В настоящее время боевые машины готовятся к отправке в места постоянной дислокации.
Кроме того, в настоящий момент на предприятии проводятся опытно-конструкторские работы по модернизации вертолета Ка-52 совместно со специалистами разработчика — АО «НЦВ Миль и Камов».
«Этот год был для нас непростым, прежде всего – с точки зрения эпидемиологической обстановки. Несмотря на все сложности в условиях пандемии, нам удалось не только выполнить все обязательства по государственному контракту в срок, но и поднять в небо наш первый модернизированный «Аллигатор» – Ка-52М», — рассказал управляющий директор ААК «Прогресс» Юрий Денисенко.
На новом вертолете Ка-52М установлена модернизированная оптико-электронная система с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей, новый цифровой привод, который позволит повысить точность стрельбы из пушки. Модернизированный Ка-52 также получил новый радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой и управляемую ракету с повышенной дальностью.
Лопасти несущего винта Ка-52М оснащены более мощным нагревательным элементом, что позволит эксплуатировать вертолет во всем диапазоне температур, включая арктические условия. Вертолет оснащен колесами шасси с повышенной несущей способностью и износостойкостью, а также светотехническим оборудованием на базе светодиодов. На модернизированном «Аллигаторе» применен и новый интерьер кабины пилотов, который обеспечит выполнение современных эргономических требований, в том числе, при пилотировании в темное время суток в очках ночного видения.
Александр Младенов о вертолете Ка-52 «Аллигатор»
Известный зарубежный авиационный обозреватель Александр Младенов посвятил большую статью ударному вертолету Ка-52. Как обычно, П.2 не поленился перевести интересный и содержательный текст.
В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г.
В августе 2003 г. тогдашний главком ВВС В. Михайлов публично подтвердил готовность ВВС изыскать средства на разработку боевого вертолета нового поколения. Не один, а два боевых вертолета должны были поступить на замену сильно загруженных и изношенных вертолетов Ми-24. Информированные обозреватели сначала решили, что это заявление является очередной пиар-акцией российских военных или в лучшем случае искренним выражением тайной мечты генерала. Но сегодня, спустя девять лет после этого события, мечта сбылась и армейская авиация, входящая в состав ВВС России, получает три типа боевых вертолета: Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М.
Двухместный вертолет соосной схемы Ка-52 (код НАТО: «Hokum-B») является наиболее совершенным из всей троицы. Изначально планировалась закупить для российских ВВС ограниченное число этих вертолетов, которые должны были поддерживать силы специальных операций, но в итоге численность Ка-52 в армейской авиации превысит таковую Ми-28Н.
Фото Александра Младенова
Ка-52 может применять тяжелые системы управляемого и неуправляемого оружия, оснащен современным (по крайней мере, по нынешним российским стандартам военной электроники) круглосуточным обзорным комплексом и системой обмена данными. Этот двухместный вертолет позиционируется как особенно эффективный в нерегулярных боевых действиях (противопартизанской войне — и намного более приспособленный для этого, чем его предшественник, одноместный Ка-50, а также устаревший Ми-24), а также весьма эффективный для борьбы с танками и непосредственной поддержки войск.
Начальная партия из 12 Ка-52 для армейской авиации была заказана в 2009 г., и в декабре 2010 г. первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые будут обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу 2013 г.
Сообщалось, что в конце 2011 г. закончились государственные совместные испытания Ка-52 и что вертолет имеет полностью доведенную авионику, которая включает в себя миллиметровую РЛС «Арбалет-52», круглосуточную гиростабилизированную оптико-электронную систему ГОЭС-451 и полностью работоспособный бортовой комплекс обороны «Витебск». Хотя ни одна из этих современных систем не была установлена на вертолеты первой партии, переданные в конце 2010 — начале 2011 г. , есть планы по их установке на эти вертолеты.
Предшественник Ка-52
Вертолет Ка-50 (код НАТО «Hokum») совершил первый полет в 1982 г., а в начале 1990-х гг. он был выбран в качестве нового ударного вертолета для российских ВВС, который был призван дополнить, а потом и заменить Ми-24. Ка-50 был принят на вооружение в 1995 г., в том же году первый вертолет поступил на вооружение ЦБПиПЛС в Торжке. Вскоре финансирование закончилось, в результате в 1990-е гг., вероятно, было произведено только четыре Ка-50.
Еще четыре вертолета были поставлены в 2008 и 2009 гг. Два Ка-50 применялись в Чечне в период с декабря 2000 по март 2001 г. Основная причина, по которой вертолеты были направлены туда, заключалась в том, что КБ Камова и ВВС хотели оценить сооснуюусхемы нового боевого вертолета в реальных боевых условиях. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых совершили более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1». Все выпущенные боеприпасы поразили свои цели.
Развитие
Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева. Он известен как отец Ка-50 и является самым долго работающим главным конструктором в современной российской авиационной индустрии, возглавляя КБ Камова на протяжении более 40 лет.
Прототип Ка-52 с серийным номером «061» совершил первый полет 25 июня 1997 г. под управлением шеф-пилота КБ Камова А. Смирнова. Вертолет интенсивно использовался для проведения различных испытаний, а также участвовал в рекламных акциях. Поэтому состав датчиков и БРЭО мог меняться несколько раз в году. В 2003 г. он завершил государственные летные испытания по подтверждению заявленных летных характеристик. В 2006 г. министерство обороны России выделило средства на развитие различных систем вертолета, а также создание производственной линии на ААК «Прогресс» в г. Арсеньеве.
Второй прототип Ка-52 («062»), построенный на «Прогрессе», впервые поднялся в воздух в июне 2008 г. , а третий прототип («063»), который стал первым предсерийным вертолетом, совершил первый полет в октябре того же года. За ним последовало еще три экземпляра (№№ «051-053»), и все вертолеты приняли участие в заключительном этапе государственных совместных испытаний вертолета, которые проводились российскими ВВС при участии КБ Камова и успешно завершились 20 ноября 2011 г. Это дало возможность приступить к полномасштабному выпуску вертолета, оснащенного РЛС, системой обмена данными и двумя типами ПТУР.
Соосная схема винтов, на которой специализируется КБ Камова, позволяет вертолету иметь меньшие размеры и вес по сравнению с вертолетами обычной схемы. При сравнении вертолетов с соосной и обычной схемой идентичной массы и одинаковой мощности двигателей, можно увидеть, что размеры вертолета соосной схемы на 35—40% меньше. Отсутствие рулевого винта означает отсутствие приводов хвостового руля и соответствующей трансмиссии, которые тянутся за пределы ометания несущего винта. Это является важным фактором для безопасности полета и боевой живучести.
Э.А. Петросян, заместитель главного конструктора КБ Камова, объяснял: «При сравнении уровня безопасности вертолетов соосной и классической схем следует учитывать многочисленные факторы, такие как надежность, прочность, сопротивление усталостным явлениям и боевая живучесть. Следует отметить важность «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полета. В этом отношении соосная схема Ка-52 имеет преимущества благодаря простоте управления, лучшей маневренности, а также более высоким аэродинамическим характеристикам по сравнению с вертолетами классической схемы. Более того, потеря киля или руля направления, например, из-за жесткой посадки в режиме авторотации, не сильно повлияет на безопасность полетов».
При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим.
Фото Александра Младенова
Защита экипажа и размещение пилотов «бок о бок»
Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»). Признанный шеф-пилот КБ Камова и бывший военный летчик-испытатель А.С. Папай, имеющий налет более 7700 часов, поддерживает мнение своих предшественников: «Могу подтвердить, что когда летчики располагаются бок о бок, взаимодействие происходит быстрее, удобнее и проще по сравнению с тандемной схемой. В большинстве случаев они понимают друг друга вообще без слов, используя только жесты — это так называемое «чувство локтя»«. Его мнение также разделяют и имеющие боевой опыт ветераны Федеральной Службы Безопасности, в ходе контртеррористической операции в Чечне выполнявшие в условиях сложного рельефа чрезвычайно успешные ночные вылеты на модифицированном вертолете Ми-8МН, вооруженном ракетами и способном применяться круглосуточно. Они оценили расположение пилотов «бок о бок» благодаря лучшему контролю за обстановкой и намного более эффективному обмену информацией в ходе напряженных вылетов при поиске и уничтожении управляемым вооружением хорошо замаскированных целей.
Кабина пилотов Ка-52 отличается от Ка-50. Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.
По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел.
Улучшенный прицельный комплекс
На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52» (также известный как БРЭО-52), который базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта Mil-Std-1553B). В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. Система нашлемного целеуказания для наведения бортового оружия находится на стадии разработки, но до сегодняшнего момента российская электронная промышленность так и не смогла создать подобные системы, сопоставимые с западными аналогами.
Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ».
РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров.
По словам Михеева, «интеграция РЛС прошла на удивление гладко благодаря значительному опыту работы с РЛС, который наша компания накопила в ходе разработки морских вертолетов Ка-25 и Ка-27. Мы отказались от идеи размещения РЛС в надвтулочном обтекателе, так как установка РЛС в носовой части дает определенный выигрыш в массе вертолета. Например, нет ограничений по размеру антенной решетки и массогабаритных характеристик приборного оборудования РЛС. Кроме того, здесь намного меньше ощущаются вибрации».
Фото КБ Камова
Летные испытания РЛС «Арбалет-52» на первом прототипе Ка-52 в 2004 г. подтвердили проектные характеристики. Хотя у РЛС нет возможности автоматического распознавания цели, этот режим может быть добавлен в будущем. По словам летчиков, режим индикации движущихся целей также функционировал хорошо.
Управляемое вооружение
По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла.
Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». «Атака» применяется из пакета, состоящего из шести контейнеров. Изначально система наведения была радиокомандной, но затем ее заменили на лазерную, для которой используется ГОЭС-451. Ка-52 в основном будет применять модификацию 9М120Ф, оснащенную фугасной / термобарической БЧ для поражения живой силы на открытом пространстве и в укрытиях, имеющей дальность стрельбы 6 км.
ПТУР 9А4172 «Вихрь-1» имеет дальность стрельбы до 10 км, и является основным оружием для поражения бронированных целей. Ракета применяется с подвесной установки АПУ-6 на шесть ракет (вертолет может нести до двух АПУ-6), она оснащается тандемной БЧ, способной пробить до метра брони за системой активной защиты. ПТУР оснащается ударным и неконтактным взрывателями, в зависимости от типа цели пилот может выбрать тип взрывателя. При использовании неконтактного взрывателя «Вихрь» может использоваться в качестве эффективного оружия в классе «воздух-воздух», способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 800 км/ч.
Другой системой ПТУР, которая может быть установлена на Ка-52, является двухступенчатая ракета большой дальности «Гермес-А», испытательный запуск которой с Ка-52 впервые имел место в 2003 г. Это очень крупная система — транспортно-упаковочный контейнер имеет блину 3,5 метра и весит 107 кг. Система может применяться по принципу «выстрелил, наблюдал, откорректировал» и «выстрелил-забыл». Он оснащена тандемной фугасной БЧ. Кроме бронецелей, ПТУР может применяться для поражения укрепленных укрытий, кораблей и самолетов. На Ка-52 может быть подвешено до четырех ракет «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В», оснащенных ИК ГСН и применяемых в пусковых установках на две ракеты.
Неуправляемое, но потрясающе точное оружие
Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. По словам Папая, 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. По его словам, «при запуске с Ка-52 недорогой НУРС С-8 уже не может считаться оружием, которое применяется по площадям, теперь это уже высокоточное оружие». Обычно НУРС С-8 применяется с дистанции в 1,5 км.
Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз. Горизонтальная наводка осуществляется за счет разворота всего вертолета, но скорость его разворота сопоставима со скоростью поворота пушечной установки вертолета Ми-28Н. НППУ-80 считается весьма точным оружием как в подвижном, так и зафиксированном режимах. По словам Попая, «мы в ходе обычных тренировок достигаем точности на уровне 1.2-1.4 углового мил, то есть на дальности 1000 метров снаряды попадают в цель размером 1,5м Х 1,5 м».
Фото КБ Камова
Пушка 2А42 была выбрана благодаря своей надежности, в особенности в условиях запыленности и грязи, а также благодаря возможности использовать боеприпасы сухопутных войск. Ее скорострельность составляет 900 выстрелов в минуту в скорострельным режиме и 200-300 выстрелов в медленном, также имеется режим стрельбы одиночными снарядами. Благодаря высокой скорости снаряда (980 м/с) и его относительно большой массе, что приводит к большому кинетическому эффекту, 2А42 является одной из самых мощных в мире пушек , установленных на вертолетах, если не самой мощной. На дальности 1500 метров бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 15 мм при угле встрече в 60°. Максимальная эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.
Будущее Аллигатора выглядит многообещающим
В 2011 г. Министерство обороны решило закупить дополнительное число Ка-52, подписав контракт на 140 вертолетов, последние из которых должны быть поставлены в 2020 г. Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на сентябрь 2011 г. «Прогресс» выпустил 17 Ка-52 (включая два прототипа и три предсерийных вертолета), и еще 12, как представляется, находились на различных этапах сборки.
Ка-52 также рассматривается в качестве нового ударного вертолета для использования с УДК «Мистраль». Первый прототип Ка-52 проходил испытания на палубе французского УДК Mistral в ходе его визита в Санкт-Петербург в декабре 2009 г. Морской вариант вертолета Ка-52К будет оснащен складывающимися лопастями и крыльями, усиленным шасси, системой жизнеобеспечения экипажа в море и антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования. На нем в носовой части также будет установлена новая РЛС сантиметрового диапазона обзора и целеуказания ПКР Х-35. В августе 2011 г. корпорацией «Фазоторон-НИИР» было объявлено о разработке новой РЛС с ФАР для Ка-52К на базе РЛС «Жук-АЭ». К испытаниям первого прототипа планируется приступить в 2012 г.
Фото Александра Младенова
Авиационное крыло каждого из четырех УДК «Мистраль» будет состоять из восьми боевых и восьми десантно-штурмовых вертолетов. ВМФ России будет нуждаться в минимум 40 новых боевых вертолетах, и, по словам Михеева, первые серийные Ка-52К планируется поставить в войска в конце 2014 — начале 2015 гг., что должно совпасть в датой передачи первого УДК «Мистраль».
Он также считает, что Ка-52 имеет хорошие экспортные перспективы, добавляя, что на нем может быть установлено новое оборудование и авионика западного образца. Начало эксплуатации Ка-52 в армейской авиации России значительно улучшит шансы на подписание экспортных контрактов, а российские СМИ сообщали о имеющемся интересе к вертолету со стороны многих стран.
Оригинал: Co-axial Alligator — Александр Младенов
Air Forces Monthly, March 2012
Перевод Андрея Фролова
Ка-52 «Аллигатор» и AH-64D/E Apache с точки зрения вооружений
Ка-52 с полным набором вооружения, пушка наведена на нижнюю полусферу. Фото «Вертолеты России»
Любой ударный вертолет представляет собой воздушную платформу для несения и применения ствольного и/или ракетного вооружения. Именно характеристики пушек и ракет вносят решающий вклад в общую боевую эффективность такой машины. Рассмотрим с такой точки зрения два современных образца техники ведущих держав – российский Ка-52 «Аллигатор» и американский AH-64D/E Apache.
Вертолет как платформа
Максимальная взлетная масса Ка-52 достигает 10,8 т. Из них не менее 2 т приходится на полезную нагрузку в виде разнообразных вооружений и боеприпасов. Вертолет имеет встроенное орудие и точки внешней подвески. Предсерийные «Аллигаторы» и машины первых партий имели по два узла подвески под каждым крылом. Впоследствии их количество довели до шести. Две пары средних предназначаются для более тяжелой нагрузки, крайние – для легкого оружия.
Агрегаты РЛК «Арбалет». Фото Bastion-karpenko.ru
Ка-52 оснащается прицельно-пилотажно-навигационным комплексом «Аргумент-52» или «Аргумент-2000». Основным средством наблюдения и обнаружения целей в этом ПрПНК является РЛК «Арбалет» с антенной, размещенной под носовым обтекателем. Локатор способен обнаружить воздушную цель размером с самолет с расстояния 15 км. Наземные цели типа «танк» засекаются с 12 км. Обеспечено сопровождение 20 наземных и воздушных целей. Также имеется оптико-электронная станция ГОЭС-451 с характеристиками обнаружения не ниже, чем у РЛК.
Максимальная взлетная масса последних модификаций «Апача» превысила 10 т. При этом нормальная боевая нагрузка не превышает 800 кг. Вертолет оснащается встроенной пушечной установкой и имеет четыре подкрыльевых пилона для подвески вооружений, а также два узла для легкой нагрузки на законцовках.
Надвтулочная РЛС AN/APG-78. Фото Wikimedia Commons
Прицельно-навигационный комплекс AH-64D/E включает радиолокационный комплекс AN/APG-78 Longbow с надвтулочной антенной кругового обзора. Дальность обнаружения крупных воздушных и наземных целей – не менее 6-8 км. Предусматривается всесуточная ОЭС TADS с близкими параметрами дальности. TADS интегрирована с системой ночного видения пилотов.
Винтокрылая артиллерия
Вертолет Ка-52 оснащен встроенной установкой НППУ-80 с 30-мм автоматической пушкой 2А42 с переменным темпом стрельбы. Боекомплект – 460 снарядов с селективной подачей. Установка НППУ-80 размещена на правом борту фюзеляжа и позволяет стрелять вперед и вниз, а также вправо. Слева от установки остается крупная мертвая зона, перекрытая фюзеляжем. Для управления огнем используется ОЭС, синхронизируемая с движением пушки.
«Аллигатор» также способен нести два подвесных контейнера УПК-23-250. Такое изделие вмещает двуствольную пушку ГШ-23Л и 250 снарядов. Стрельба возможна только вперед, с применением штатных прицельных устройств.
Носовая часть «Апача» с приборами TADS. Фото Wikimedia Commons
AH-64D/E имеет только встроенное пушечное вооружение. Под носом размещена полноповоротная установка с 30-мм орудием M230. Боекомплект – 1200 снарядов двух типов с возможностью выбора. Управление огнем осуществляется с применением системы TADS и связанных с нею средств.
Неуправляемое оружие
«Аллигатор» способен атаковать наземные цели при помощи достаточно широкой номенклатуры неуправляемых вооружений. Он может нести до четырех блоков с неуправляемыми ракетами двух типов. Блоки Б-8В20А вмещают по 20 ракет С-8 с дальностью не менее 2 км. Блоки Б-13Л5 несут по пять ракет С-13, летящих на 3-4 км. На вооружении состоит ряд модификаций обеих ракет с отличающимися характеристиками и боевыми возможностями.
Ка-52 также способен нести бомбы. На каждом из основных пилонов возможна подвеска свободнопадающей или управляемой авиабомбы калибром до 500 кг – всего до 4 штук общей массой 2 т.
Пушечная установка вертолета AH-64D. Фото US Army
Неуправляемое вооружение «Апача» включает ракеты Hydra 70 и их производные. Дальность полета такого оружия, в зависимости от модификации, достигает 8-10 км. Предусматривается широкий выбор боевых частей. На любом из пилонов вертолета размещается пусковая установка требуемого типа с 7 или 19 направляющими. Прицельно-навигационный комплекс с соответствующим обновлением позволяет использовать управляемые ракеты AGR-20A APKWS, унифицированные с Hydra 70.
Ракетный потенциал
Управляемое противотанковое вооружение российского Ка-52 состоит из комплексов 9К113У «Штурм-ВУ» и 9К121М «Вихрь-М». В обоих случаях возможен монтаж двух пусковых установок с шестью ракетами на каждой.
«Аллигатор» с неуправляемыми ракетами С-8 и подвесными топливными баками. Фото Минобороны РФ
Для применения с «Штурмом» предлагаются управляемые ракеты 9М120 «Атака» разных модификаций. Основные версии «Атаки» позволяют поражать цели на дальностях до 6 км; разработана модификация с дальностью 10 км. Наведение осуществляется по командам с носителя. Предложены несколько типов боевой части: основной является тандемная кумулятивная, пробивающая не менее 800 мм брони за динамической защиты. Разработаны фугасная, осколочная и объемно-детонирующие БЧ нескольких типов.
Комплекс «Вихрь» использует ракету 9М127 и ее модификации. Это сверхзвуковая ракета с дальностью стрельбы до 10 км днем и 6 км ночью. Наведение осуществляется по лазерному лучу, направленному на цель вертолетом-носителем. Используется высокоэффективная тандемная БЧ.
Блок неуправляемых ракет Hydra 70. Фото US Army
Основным оружием AH-64D/E для поражения наземных целей является управляемая ракета AGM-114 Hellfire, используемая с четырехместными пусковыми установками. На вооружении США и других стран состоит ряд модификаций этого изделия с отличающимися летными и боевыми характеристиками. Разные модификации оснащаются полуактивной лазерной или активной радиолокационной ГСН. Применяются разные БЧ, включая тандемную кумулятивную. Дальность полета ракет всех типов – 8 км.
С целью получения максимальных практических результатов вертолеты Apache почти всегда используют ракету AGM-114L Longbow Hellfire или ее производные. Эти изделия комплектуются АРГСН и работают по принципу «запустил-забыл». Такое оружие позволяет вертолету более эффективно скрываться за естественными преградами и выходить из-под их защиты на минимальное время.
По воздушным целям
Ка-52 способен защищать себя от истребителей или вертолетов противника. Для этого в концевой части крыла устанавливается пусковое устройство для двух управляемых ракет «Игла» с инфракрасной ГСН. Дальность пуска – до 6 км, в зависимости от модификации ракеты.
Пусковая установка с ракетами 9М120 «Атака». Фото Vitalykuzmin.net
Схожие возможности имеет и AH-64D/E, однако он использует ракеты AIM-92 Stinger. ТПК с этими ракетами закрепляются на законцовке крыла, выше и ниже плоскости. Боекомплект – 4 ракеты. При помощи «Стингеров» обеспечивается защита «Апача» в радиусе 8 км.
Соотношение сил
При сравнении комплексов вооружения и боевых возможностей Ка-52 и AH-64D/E явного лидера определить не удастся. Обе машины и их оружие имеют те или иные особенности, которые определяют преимущества перед конкурентом или отставание от него.
Российский РЛК «Арбалет» превосходит американскую станцию AN/APG-78 по дальности обнаружения целей. Однако она размещается в носу фюзеляжа и следит только за передним сектором, тогда как изделие Longbow имеет круговой обзор и позволяет вести наблюдение из-за укрытий. Таким образом, в зависимости от условий, преимущества в радиолокации и обнаружении целей могут иметь оба вертолета.
Вертолет Apache с типовой боевой нагрузкой — неуправляемые ракеты и изделия AGM-114. Фото US Army
Американская машина имеет более удачную пушечную установку с большими углами наводки, не ограниченную фюзеляжем. Кроме того, «Апач» имеет в разы больший боекомплект. Однако «Аллигатор» может нарастить свою огневую мощь при помощи подвесных пушечных контейнеров. Также российский вертолет имеет очевидные количественные и качественные преимущества в неуправляемом вооружении. Широкая номенклатура модификаций С-8 и С-13 дает преимущества перед изделиями Hydra 70. Кроме того, в некоторых ситуациях преимуществом станет способность применения авиабомб.
Ка-52 может использовать ракеты «Вихрь» и «Атака», наиболее совершенные модификации которых имеют дальность стрельбы до 10 км, – существенно больше, чем у AGM-114. Однако ракета Longbow Hellfire не нуждается во внешнем управлении, что сокращает риски для носителя. При этом оба вертолета способны осуществлять запуск ракет из-за пределов зоны поражения ПВО ближнего действия.
Ка-52 ведет стрельбу неуправляемыми ракетами. Фото Минобороны РФ
В ближайшем будущем ожидается расширение номенклатуры управляемых вооружений. Так, американский вертолет планируется оснащать израильскими ракетами Spike с широкими возможностями. Для российских машин создается новый ракетный комплекс «Гермес» с увеличенной дальностью полета. Интеграция новых вооружений очевидным положительным образом скажется на боевом потенциале Ка-52 и AH-64D/E.
Возможности по активной самозащите примерно равны и определяются применением ракет от серийных ПЗРК. Кроме того, оба вертолета располагают современными бортовыми комплексами обороны со средствами разного рода.
Таким образом, Ка-52 и AH-64D/E имеют достаточно высокие характеристики и эффективное вооружение, позволяющие им решать поставленные боевые задачи, с той или иной спецификой. Оба вертолета прошли проверку практикой и подтвердили свои возможности в ходе реальных конфликтов. Все это указывает на то, что и «Аллигатор», и «Апач» могут считаться лучшими в своем роде – но лучшими они являются немного по-разному.
Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Вертолетная промышленность (117776)
Модернизация российских вертолетов после их применения в Сирии позволит усилить экспортный потенциал продукции отечественного авиапрома.
Современная фронтовая авиация немыслима без ударных вертолетов. Вертолетный флот наращивают практически все армии мира, поскольку он выполняет самые разные задачи: от многочасового патрулирования в любых климатических условиях до уничтожения танков и обнаружения подводных лодок противника.
В войсках США используется более 3,5 тыс. вертолетов разного назначения. На втором месте по численности вертолетного флота — армия России: в наших войсках более 1 тыс. машин, причем около 300 из них — ударные вертолеты. Армия Китая занимает третье место по числу боевых вертолетов: в ее вертолетном парке больше 600 машин. Примерно такое же количество вертолетов насчитывают сухопутные силы и ВМС Индии. В ВВС Израиля больше 200 вертолетов, примерно столько же в армиях Италии, Франции, Германии и Великобритании.
Наследие 1960-х
Ударные вертолеты — одна из основных составляющих американской фронтовой авиации. В 1967 году во Вьетнаме США впервые применили ударный вертолет Bell AH-1G «Хью Кобра». Это была небольшая однодвигательная машина весом чуть более 4,5 тонны, предназначенная для уничтожения танков и бронетехники противника. Вертолет был вооружен 20-миллиметровой авиапушкой и мог нести до 1,5 тонны боевой нагрузки на пилонах, включая неуправляемые и противотанковые ракеты, а также имел на борту пулеметы и гранатометы.
До сих пор в корпусе морской пехоты США используются его последние модификации Bell AH-1Z «Вайпер» и Bell AH-1W «Супер Кобра». Обе эти машины снабжены двумя двигателями мощностью 1800 л. с. и оборудованы композитными несущим и рулевым винтами, модернизированной авионикой и улучшенной прицельной системой. Система ночного видения NTS дает возможность наносить удары по целям в темное время суток и при плохой видимости, а максимальная взлетная масса почти вдвое больше, чем у предшественников,— 8,4 тонны.
Вертолет вооружен 20-миллиметровой трехствольной пушкой с боекомплектом 750 патронов, а также шестью пилонами для управляемых и неуправляемых ракет Hydra 70, AIM-9 Sadewinder, AGM-114 Hellfire. Эти боевые вертолеты стоят на вооружении морской пехоты США, а также ВВС Тайваня и Турции. Всего было построено более 1,3 тыс. вертолетов обеих модификаций.
Благодаря бронированию отдельных элементов кабины, бортов, сидений, боковых проекций двигателя «Вайпер» и «Супер Кобра» имеют лучшую защищенность по сравнению с предшественником: вертолет выдерживает поражение одиночным снарядом калибра 23 мм. Поэтому они являются эффективным оружием при поддержке десантных операций морской пехоты. Однако в качестве армейского вертолета они не используются в армии США, поскольку уступают в боевой нагрузке и бронировании более тяжелому Boeing AH-64 «Апач».
Китайский «Камов»
Одноклассником этих американских вертолетов является китайский ударный вертолет CAIC Z-10 взлетной массой около 7 тонн, разработанный при участии ОКБ «Камов» в 2003 году. Это основной тип вертолета, стоящий на вооружении армии КНР. «Он немного крупнее европейских Tiger и А129 Mangusta, но чуть меньше американского AH-64 и российских Ми-28Н и Ка-52»,— рассказывает главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин, отмечая, что вертолет оснащен современным комплексом вооружения и эффективными прицельными системами.
Это первая машина подобного класса, созданная в Китае. Она обладает двумя турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 мощностью около 1300 л. с., развивает скорость до 300 км/ч и несет на себе 1,5 тонны вооружения: 23-миллиметровую пушку, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» TY-90, ракеты «воздух-земля» — до восьми противотанковых управляемых ракет HJ-10 «Красная стрела», а также неуправляемые ракеты калибра 90 мм или 57 мм. Кабина пилотов и все стекла бронированные.
На вооружении армии Китая стоит не менее 100 таких вертолетов, в ближайшее время будет создана экспортная версия машины для поставок союзникам Китая.
Легкие и опасные
Большинство европейских стран и некоторые страны Ближнего Востока имеют на вооружении более легкие вертолеты максимальной массой до 6 тонн. К таким машинам относится Eurocopter PAH-2 «Тигр». Он был разработан еще в 1970-е годы, но в серийное производство пошел лишь в начале XXI века. Согласно техническому заданию, эта машина должна была быть как можно менее заметна для средств обнаружения противника, а ее бронированию отводилась второстепенная роль. Фюзеляж на 80% состоит из полимерных композиционных материалов, хотя борт машины выдерживает попадание одиночного снаряда калибра 23 мм. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищен от электромагнитного импульса.
Вертолет оснащен двумя двигателями Turbomeca Rolls-Royce MTR390 мощностью 1303 л. с. каждый, что позволяет ему развивать скорость до 315 км/ч. Эксперты отмечают высокий уровень систем вооружения и бортовой электроники боевой машины. Вертолет вооружен 30-миллиметровой авиапушкой, на четырех точках подвески разместится до 1,5 тонны боевой нагрузки. Машина способна нести четыре управляемые ракеты класса «воздух-земля» на внутренних узлах. Кроме того, вертолет может быть оснащен двумя ракетами, работающими по воздушным целям.
Всего было произведено более 200 «Тигров», они стоят на вооружении Германии, Франции, Австралии и Испании. Вертолеты этого типа применяли в военном конфликте в Мали в 2013 году — правда, не совсем удачно: одна машина была сбита, пилоты погибли. В конфликтах в Ираке и Сирии «Тигры» не применялись.
Турция выбирает итальянское
Еще более легкие ударные вертолеты — А129 «Мангуст» итальянской фирмы Leonardo (ранее — AgustaWestland) и созданный на его базе турецкий ударный вертолет Т-129 ATAK. Взлетный вес обеих машин — 5 тонн.
А129 тоже был разработан в 70-х годах прошлого века, однако первые поставки ВВС Италии начались лишь 20 лет спустя. Два газотурбинных двигателя Gem Mk 1004D Piaggio (Rolls-Royce) позволяют на взлете развивать мощность 960 л. с. и достигать максимальной скорости 315 км/ч. Бронирование кабины позволяет машине и стеклам выдерживать попадание 12,7-миллиметровой бронебойной пули. Кроме того, вертолет сможет выдержать попадание 23-миллиметрового снаряда в топливную систему или несущий винт.
Основным противотанковым вооружением А129 являются противотанковые ракетные комплексы TOW американского производства. На подкрыльевых узлах подвески размещается до восьми ракет, возможно применение американских управляемых противотанковых Hellfire и неуправляемых ракет калибра 70 мм. Также на вертолете может быть размещена установка с пушкой или пулеметом калибра 12,7 мм под носовой частью фюзеляжа.
Модификация Т129 появилась осенью 2009 года, после того как итальянский концерн выиграл тендер на поставку 51 боевого вертолета турецкой армии по программе ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters). T-129 оснащаются бортовым оборудованием турецкой фирмы Aselsan: система связи, бортовой компьютер, приборы навигации и сенсоры, тепловизионная система прицеливания и наблюдения AselFLIR-300T, радар Mildar. На вертолете предусмотрена установка ракет Umtas турецкой компании Roketsan. Aselsan также разрабатывает программное обеспечение для вертолета.
Т-129 оснащен двумя газотурбинными двигателями LHTEC CTS800-4A, что дает ему возможность развивать скорость до 270 км/ч. Боевая машина оснащена стационарной 20-миллиметровой трехствольной автоматической пушкой Гатлинга, четырьмя пусковыми установками неуправляемых ракет калибра 70 мм и 81 мм, а также контейнерами с пулеметами калибра 12,7 мм. Машина может оснащаться управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» в разных сочетаниях.
На вооружении Италии стоит 75 вертолетов A129, в ВВС Турции — около 30 машин Т129 разных модификаций. 5 мая 2015 года два боевых вертолета Т129 турецкой армии впервые приняли участие в боях против курдских вооруженных формирований, сражающихся за автономию. В феврале 2018 года T129 участвовали в операции «Оливковая ветвь» в Африне (Сирия). Одна машина потерпела крушение, пилоты погибли.
Дневной охотник
Однако лидерами среди боевых ударных вертолетов в мире считаются вертолеты массой от 10 тонн. Это российские Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», а также Boeing AH-64 «Апач». Американский вертолет находится на вооружении сухопутных сил США еще с 1980-х годов, а обе российские машины пошли в серию только восемь-десять лет назад.
AH-64 производился в разных модификациях, однако самой современной является версия AH-64D «Апач Лонгбоу». На вертолете установлены два двигателя Т700-GE-701C мощностью 1890 л. с., которые позволяют развивать максимальную скорость 365 км/ч. Особенность «Лонгбоу» — установленная над плоскостью несущего винта грибообразная антенна РЛС «Лонгбоу» миллиметрового диапазона.
«Основная нынешняя боевая модель AH-64 Apache (взлетная масса — 10,4 тонны) создана немногим ранее Ми-28 и Ка-50 — предшественников нынешних Ми-28Н и Ка-52 — и прошла ряд модернизаций, имея самый современный комплекс вооружения и прицельные системы»,— рассказывает главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. Вертолет оборудован системой ночного видения с многократным увеличением, оптической системой и телевизионной системой, работающей днем. Отличительной чертой «Апачей» стала нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту стрелять, совершив движение головой. Вертолет вооружен 30-миллиметровой пушкой, может нести до 76 неуправляемых ракет и 16 ракет класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire.
Вертолет выдерживает попадание 12,7-миллиметровой бронебойной пули в корпус, а также способен сохранять боеспособность не менее получаса после поражения 23-миллиметровым снарядом. В вертолете используется двойная гидравлическая система, защищены топливные баки, наиболее важные узлы машины покрыты дополнительной броней.
«Апач» считается вторым по массовости боевым вертолетом в мире: было произведено более 2 тыс. машин, которые стоят на вооружении в 15 странах. За почти 40-летнюю историю этот вертолет накопил колоссальный боевой опыт: эти машины применяли в Ираке в операции «Буря в пустыне» (1991), в Югославии (1999), при вторжении в Ирак (2003), в Афганистане (2007), в вооруженном конфликте в Йемене (2014), в войне в Сирии. Во всех этих конфликтах «Апач» зарекомендовал себя как надежный и живучий боевой вертолет, использующий тактику подскока: машина прячется за складками местности, затем ненадолго поднимается, ловит надвтулочным радаром цель, пускает ракеты и снова уходит в зону безопасности. Этот американский вертолет был призван стать носителем высокоточного вооружения, предназначенного для атак на вражескую технику и инфраструктурные объекты.
Тяжелая воздушная поддержка
Все эти тактические характеристики «Апача» можно назвать главными его отличиями от российского Ми-28Н «Ночной охотник». Тактика отечественного штурмовика — прямая поддержка войск в бою. Однако, в отличие от вертолета предыдущего поколения — ударного вертолета Ми-24, Ми-28Н не приспособлен для эвакуации и перевозки солдат. Он предназначен для установки мощного вооружения как для борьбы с живой силой противника, так и для поражения бронетехники.
Машина вооружена 30-миллиметровой пушкой 2А42 с 300 патронами. На четырех точках подвески размещается более 1,6 тонны боевой нагрузки, которые включают 16 противотанковых ракет, 2 пусковые установки на 20 ракет по 80 мм или 122 мм. Также возможна установка контейнеров с 23-миллиметровыми пушками, 30-миллиметровыми гранатометами, пулеметами калибра 7,62 мм и 12,7 мм.
Вертолет максимальной взлетной массой 12,1 тонны оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500, способными выдавать в критический момент 2700 л. с. Это позволяет разогнать машину до 324 км/ч.
По данным экспертов, живучесть Ми-28Н выше, чем «Апача»: кабина машины представляет собой «ванну», выполненную из 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики. Двери кабины защищены керамической броней, толщина лобовых стекол кабины — 42 мм (выдерживает попадание пули 12,7 мм), боковых стекол и стекол дверей —22 мм (7,62 мм). Борт вертолета выдерживает попадание 20-миллиметрового снаряда, а лопасти сохраняют работоспособность даже при попадании снаряда калибра 30 мм (для «Апача» предельно допустимый калибр снаряда, попавшего в винт,— 23 мм).
Сейчас все Ми-28Н снабжаются бортовым комплексом обороны «Витебск» (экспортный вариант — «Президент-С»). Он предназначен для защиты летательных аппаратов от зенитных ракет с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. «Витебск» может отслеживать пуск ракет в радиусе несколько сотен километров от вертолета и «увести» ракету от цели. Вертолет снабжен самыми современными системами радиоэлектронного оборудования, куда входит система автоматического управления, система управления оружием, сопровождения цели, навигационное оборудование. Кроме того, вертолет способен передавать разведывательную информацию другим вертолетам и самолетам.
В ВКС России несут службу более 100 Ми-28Н, 15 вертолетов было поставлено армии Ирака, несколько машин получил Алжир.
Проверка боем
По результатам боевого применения Ми-28Н в Сирии намечен очередной этап модернизации вертолета. В новой модификации Ми-28НМ, которая готовится к серийному выпуску, оптимизирована кабина пилотов, улучшены навигационные системы, усовершенствованы экранно-выхлопные устройства (для повышения защиты от ракет с тепловыми головками наведения). Серьезно изменилась авионика, выросла производительность бортового вычислителя, но главным новшеством будет установка надвтулочной РЛС, разработка которой ведется уже несколько лет.
Модернизации после боевой работы в Сирии ожидает еще один российский разведывательно-ударный вертолет — Ка-52 «Аллигатор». Этот вертолет уникален прежде всего возможностью летать на скорости 140 км/ч боком и задом и при этом вести прицельный огонь. Кроме того, соосные винты позволяют ему выполнять фигуру высшего пилотажа «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Это позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО и вести круговой обстрел цели из 30-миллиметровой пушки, способной пробивать броню толщиной 15 мм с расстояния 1,5 км. На вертолете стоят те же двигатели, что и на Ми-28Н,— ВК-2500. Они могут разогнать машину до 350 км/ч.
Как и у Ми-28Н, у «Аллигатора» есть бронекапсула, защищающая экипаж. Броня, образованная разнесенными стальными и алюминиевыми листами весом до 350 кг, спасает от пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибром до 23 мм. Вертолет оборудован нашлемной системой целеуказания «Обзор-800», которая дает команды по наведению головкам управляемых ракет класса «воздух-воздух». Кроме того, «Аллигатор» обладает самыми современными средствами навигации, управления вооружением и связи. Например, радар Ка-52 РЛС РН01 «Арбалет» позволяет сопровождать одновременно до 20 целей, а дальность их обнаружения достигает 15 км. Однако и это не предел: Минобороны требует от производителя кратно увеличить мощность радара.
Кроме того, вполне возможно, что на борт вертолета будет устанавливаться сверхдальнобойный противотанковый комплекс «Гермес-А», который позаимствуют у морской модификации Ка-52 «Катран». Эта ракета способна поражать наземные цели на расстоянии до 100 км и воздушные — до 20 км. Сейчас на «Аллигаторе» установлены ракетные комплексы «Вихрь-М» с дальностью поражения 10 км, блоки неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие.
«Аллигатор» является абсолютным мировым рекордсменом по массе подвесного оружия для ударных вертолетов: она достигает 2 тонн. Ка-52 может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты «Атака» и «Вихрь», управляемые ракеты класса ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля».
В ВКС РФ стоит на вооружении около сотни этих вертолетов. Технические и боевые характеристики машины позволяют ей конкурировать с американским «Апачем», поэтому экспортный потенциал ее высок: известно, что как минимум 46 «Аллигаторов» будет поставлено в армию Египта.
Локализация боевых столкновений и конфликтов в различных точках планеты делает ударные вертолеты безальтернативным средством решения множества современных боевых задач. Создатели ударных вертолетов будут работать над улучшениями конструкции, добиваясь увеличения скорости, дальности обнаружения противника, совершенствуя дальнобойные и высокоточные системы вооружения, внедряя элементы искусственного интеллекта в управление машиной и автоматизируя обмен информацией в ходе боя. А это значит, что оборонные ведомства будут продолжать вкладывать средства в этот сегмент авиационной техники, который уже многие десятилетия доказывает свою необходимость в бою.
Дмитрий Шапкин
фото Камов Ка-52 Аллигатор авиация на JetPhotos
Если вы ищете фотографии определенного типа самолета, используйте это меню.
Обратите внимание, что из-за нехватки места в этом меню представлены только некоторые наиболее востребованные самолеты в нашей базе данных.
Если самолета, который вы ищете, нет в этом списке, используйте поле «Ключевые слова» ниже в меню поиска.
Некоторые пункты меню включают общую модель самолета, а также более конкретные варианты этого авиалайнера.Эти варианты обозначаются знаком — перед названием самолета.
Например, при выборе «Boeing 747» будут показаны результаты со всеми лайнерами Boeing 747 в нашей базе данных, а при выборе «- Boeing 747-200» будут показаны все варианты Boeing 747-200 в нашей базе данных (Boeing 747-200, Boeing 747- 212B, Боинг 747-283F и др.)
Если вы ищете фотографии конкретной авиакомпании, используйте это меню.
Обратите внимание, что из-за нехватки места в этом меню представлены только авиакомпании, 10 и более фотографий которых есть в нашей базе данных.Если авиакомпании, которую вы ищете, нет в этом списке, используйте поле «Ключевые слова» ниже в меню поиска.
Авиакомпании перечислены в алфавитном порядке.
Если вы ищете фотографии, сделанные в определенной стране или в определенном аэропорту, используйте это меню.
Все страны, представленные в нашей базе данных, включены в это меню выбора, которое автоматически обновляется по мере роста базы данных.В базе данных должно быть не менее 20 фотографий из определенного аэропорта, прежде чем этот аэропорт будет добавлен в этот список.
Используйте эту опцию, чтобы включить в поиск только фотографии, сделанные конкретным фотографом.
Это выпадающее меню, в дополнение к каждому фотографу, доступному в качестве ограничителя поиска, также показывает количество фотографий, находящихся в настоящее время в базе данных для каждого конкретного фотографа, заключенного в скобки. Например, вариант:
— Пол Джонс [550]
.. указывает, что в настоящее время в базе данных всего 550 фотографий, сделанных Полом Джонсом.
Примечание. Общее количество фотографий, заключенное в скобки, обновляется четыре (4) раза в час и может быть несколько неточным.
Фотографы должны иметь 100 или более фотографий в базе данных, прежде чем их имя будет включено в это меню выбора..
Выбор «Все фотографы» является выбором по умолчанию для этой опции.
Если вы ищете определенную категорию фотографий, используйте это меню.
Вы можете выбрать отображение только фотографий из определенных категорий, таких как «Специальные схемы окраски», «Фото кабины экипажа» и т. д. В этот список постоянно добавляются новые категории.
Поле «Ключевые слова», пожалуй, самое полезное поле, включенное в нашу поисковую систему.
Используя это поле, вы можете искать любое слово, термин или комбинацию терминов в нашей базе данных.
Каждое поле фотографии охватывается процедурой поиска по ключевым словам.
Поле «Ключевые слова» идеально подходит для поиска таких сведений, как регистрация самолетов, имена фотографов, конкретные названия аэропортов/городов, определенные схемы окраски (например, «Wunala Dreaming») и т. д.
Чтобы использовать поле «Ключевые слова», начните с выбора поля поиска Keyworld. . Вы можете выбрать конкретное поле базы данных (авиакомпания, самолет и т. д.) или сопоставить ключевое слово со всеми полями базы данных.
Затем выберите ограничитель ключевых слов. Есть три варианта, из которых можно выбрать:
— точно
— начинается с
— содержит
Выберите соответствующий ограничитель для вашего поиска, затем введите ключевые слова, которые вы хотите найти, в поле справа.
Поле поиска по ключевым словам не чувствительно к регистру.
Используйте этот параметр, чтобы включить в поиск только фотографии, сделанные в определенном году.
Это выпадающее меню, в дополнение к каждому году, доступному в качестве ограничителя поиска, также показывает количество фотографий, находящихся в настоящее время в базе данных для каждого конкретного года, заключенного в скобки. Например, вариант:
— 2003 [55000]
.. указывает, что в настоящее время в базе данных 55 000 фотографий, сделанных в 2003 году.
*Примечание. Общее количество фотографий, заключенное в скобки, обновляется четыре (4) раза в час и может быть несколько неточным.
Кроме того, в этом меню можно выбрать десятичные диапазоны (1990–1999 и т. д.). При выборе диапазона десятилетий будут показаны все фотографии, соответствующие другим критериям поиска из выбранного десятилетия.
Выбор «Все годы» является выбором по умолчанию для этой опции.
«Российский вертолет Ка-52 (а.
..» по стрелкам Страна-участникAllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные и антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаити Остров Херд a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Опубликовано фото из кабины Ка-52 «Нильский крокодил»
В Интернете появилось фото из кабины ударного вертолета «Нильский крокодил». 46 Ка-52 в настоящее время являются одной из самых совершенных машин, состоящих на вооружении ВВС Египта. В соцсетях опубликовано фото, сделанное из кабины ударного вертолета Ка-52 «Нильский крокодил». На снимке видно, как вертолет в сопровождении такой же машины летит над пустыней.
«Нильский аллигатор» — вариант российского вертолета «Ка-52» «Аллигатор», предназначенный для ВВС Египта. В 2015 году Каир приобрел десантные корабли «Мистраль», построенные для ВМФ России.Корабли были адаптированы для использования вертолетов Ка-52 «Катран» — морского варианта со складными лопастями и улучшенными антикоррозионными свойствами. Затем
Каир подписал контракт с Москвой на поставку 78 машин: из них 32 были палубными, а 46 — в специальной версии, разработанной с учетом климатических условий Египта и Ближнего Востока. Их называют «нильский крокодил».
В сентябре 2016 года Египет и Россия подписали соглашение, по которому первоначальный состав из 30 египетских пилотов и 70 наземных экипажей должен был пройти обучение в России.
В вертолете широко используются антикоррозийные материалы. На машине установлена дополнительная система охлаждения, усилена конструкция фюзеляжа. Кроме того, в качестве мер по снижению полетной массы в жарком климате конструкторам машины удалось уменьшить массу шасси.
Машина оснащена оптико-электронным прицельным комплексом ОЭС-52. Кроме того, в состав оборудования вертолета входят система противоракетной обороны «Президент-С» и РЛС «Арбалет-52». Наземную цель вертолет может обнаружить на расстоянии до 25 км, воздушную — до 15 км.
В начале июня 2019 года ВВС Египта объявили, что Ка-52 официально вошли в состав ВВС. Известно, что часть машин находилась на авиабазе Вади-эль-Джандали (аль-Катамея/аль-Хатами). На аэродроме базируется экипаж 550-го штурмового вертолета, 51-я эскадрилья которого оснащена AH-64D Apache Longbow.
Несмотря на то, что поставки были осуществлены с опережением графика, у Ка-52 «Нильский крокодил» при вводе в эксплуатацию возникли технические проблемы. По сообщениям СМИ, двигатели теряли мощность на разных режимах полета, также были проблемы с системами ночного видения и навигации, другой авионикой.
Сообщалось, что эти проблемы легли в основу решения Египта закупить 10 AH-64E Apache Guardians. Именно тогда производитель активно занялся устранением недостатков, используя опыт сирийской кампании. Согласно заявлению ВВС Египта о включении в их состав вертолетов «Камов» удалось устранить недостатки.
Фейсбук
Твиттер
Пинтерест
Камов Ка-52 Аллигатор — Россия — ВВС | Авиация Фото #0919970
Эта фотография защищена авторским правом и не может быть использована без надлежащего разрешения.
Подпись
Российский «Аллигатор» — ударный вертолёт — развитие «Чёрной акулы» Ка-50. МАКС 2005г.
Фотограф
Исследуйте другие замечательные фотографии
Фотоальбомы, содержащие эту фотографию
Альбом
Взгляды
Нравится
Фотографии
Обновлено
ЛУЧШИЙ ИЗ ВОЕННЫХ ВЕРТОЛЕТОВ
БД фото самолетов — по одному лучшему (на мой взгляд) фото для каждого типа или основной модификации.
Фото Copyright © Федор Борисов — TransportPhoto Images — Russian APT. Все права защищены. Airliners.net не имеет отношения к какой-либо организации, упомянутой или изображенной здесь.
Все товарные знаки являются собственностью их владельцев.
Kamow / Камов Ка-52 Аллигатор — Технические характеристики
Камов / Камов Ка-52 Аллигатор
Боевой вертолет
Камов Ка-52 — двухмоторный двухместный боевой вертолёт с соосными несущими винтами, разработанный Советским конструкторским бюро ОКБ Камова (ОКБ-2) , сегодня Камов ОАО , Россия, производства Арсеньевской авиационной компании ПРОГРЕСС, ООО.
Камов Ка-52 является двухместным развитием Камов Ка-50. Ка-52 оборудован катапультными креслами для обоих пилотов.г. | 2 TurboShaft Engines | |
Модель двигателя | Klimov TW3-117VMA / TV3-117VMA | |
Мощность двигателя (каждый) | 1638 кВт | 2197 SHP |
Speed | 350 км/ч | 189 узлов 217 миль/ч |
Потолок обслуживания | 5.486 м | 18 000 футов |
Диапазон | 459 км | 248 морских миль 285 миль. |
Вес пустого | 7,700 кг | 16,976 фунтов | |
макс. Вес взлета | 11.300 кг | 24.912 LBS |
|