оЕПБШИ ОПНРНРХО лХ-10й ОЕПЕДЕКЮКХ МЮ НОШРМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ ЛХКЕБЯЙНИ ТХПЛШ ХГ РПЕРЭЕЦН ЯЕПХИМНЦН БЕПРНКЕРЮ No. 5680202й. пСЙНБНДХК ПЮАНРЮЛХ БЕДСЫХИ ЙНМЯРПСЙРНП ю. у. яЕПЛЮМ. лЮЬХМС НЯМЮЯРХКХ МНБШЛ ЬЮЯЯХ Х апщн, РНОКХБМШЛХ АЮЙЮЛХ ЛЕМЭЬЕИ ДКХМШ, ОПЕДОПХМЪКХ ПЪД ДНОНКМХРЕКЭМШУ ЛЕП ОН ЯМХФЕМХЧ ЛЮЯЯШ ЙНМЯРПСЙЖХХ. б ХРНЦЕ ОСЯРНИ лХ-10й ЯРЮК АНКЕЕ, ВЕЛ МЮ ОНКРНПШ РНММШ КЕЦВЕ ЯБНЕЦН «ДКХММНМНЦНЦН» ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮ. нДМЮЙН ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРЭ БЕПРНКЕРЮ ОПХ ЩРНЛ МЕЛМНЦН ЯМХГХКЮЯЭ. еЦН ЛНДЕПМХГХПНБЮММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ БМЕЬМЕИ РПНЯНБНИ ОНДБЕЯЙХ АШКЮ ПЮЯЯВХРЮМЮ ЛЮЙЯХЛСЛ МЮ 11, 8 Р. пЮАНРЮРЭ Я АНКЭЬНИ ЙНМЖЕМРПХПНБЮММНИ МЮЦПСГЙНИ МЕ ОНГБНКЪКЮ ОПНВМНЯРЭ ЙНМЯРПСЙЖХХ. оНД МНЯНБНИ ВЮЯРЭЧ лХ-10й, МЮ ЛЕЯРЕ ЬЮУРШ ЮБЮПХИМНЦН ОНЙХДЮМХЪ, ПЮГЛЕЯРХКХ УНПНЬН НЯРЕЙКЕММСЧ ДНОНКМХРЕКЭМСЧ ЙЮАХМС, Б ЙНРНПНИ МЮУНДХКНЯЭ ПЮГБЕПМСРНЕ ОПНРХБ ОНКЕРЮ ПЮАНВЕЕ ЛЕЯРН. оПХ ОПНБЕДЕМХХ ЯРПНХРЕКЭМН-ЛНМРЮФМШУ Х ОНЦПСГНВМШУ ПЮАНР Б МЕЕ ОЕПЕУНДХК ОХКНР-НОЕПЮРНП, ЙНРНПШИ СОПЮБКЪК БЕПРНКЕРНЛ, ОПЕЙПЮЯМН МЮАКЧДЮЪ ЦПСГ Х ЛЕЯРН ЕЦН СЯРЮМНБЙХ. оЕПБШИ ОНКЕР НОШРМНЦН лХ-10й ЯНЯРНЪКЯЪ 6 ЯЕМРЪАПЪ 1966 Ц. бЯЙНПЕ МЮВЮКХЯЭ цНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ Б цНЯмхх цю, ЙНРНПШЕ ОПНБНДХКЮ АПХЦЮДЮ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ХМФЕМЕПЮ б. х. лЮЯКНБЮ. б ЩРНР ОЕПХНД ЛЮЬХМС ХЯОНКЭГНБЮКХ ДКЪ ЛНМРЮФМШУ ПЮАНР Б кЕМХМЦПЮДЕ Х дЮЦЕЯРЮМЕ, Ю Б лНЯЙБЕ БЕПРНКЕР, ОХКНРХПСЕЛШИ т. х. аЕКСЬЙХМШЛ, ОНДМЪК ПЮДХНАЮЬМЧ, НЯБНАНФДЮЪ ЛЕЯРН ОНД ЯРПНХРЕКЭЯРБН 10-ЩРЮФМНЦН ФХКНЦН ДНЛЮ, Х ОЕПЕМЕЯ ЕЕ МЮ ЯРЮДХНМ «яРПНХРЕКЭ». оПНБЕДЕМХЕ ЩРНИ НОЕПЮЖХХ АЕГ ОПХЛЕМЕМХЪ «КЕРЮЧЫЕЦН ЙПЮМЮ» ОНРПЕАНБЮКН АШ НЙНКН 1, 5 ЛЕЯЪЖЮ. б 1967 Ц. лХ-10й Я СЯОЕУНЛ ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЯЪ МЮ оЮПХФЯЙНЛ ЮБХЮЯЮКНМЕ. бН БПЕЛЪ ПЮАНРШ БШЯРЮБЙХ Я ЕЦН ОНЛНЫЭЧ АШК ДЕЛНМРХПНБЮМ ГЮБНДЯЙНИ ЛНЯРНБНИ ЙПЮМ Я 11 -РНММШЛХ ТЕПЛЮЛХ. цх ОПНДНКФЮКХЯЭ ДН 1968 Ц. нМХ ОНГБНКХКХ ЯДЕКЮРЭ БШБНД, ВРН ОПХ БШОНКМЕМХХ ЖЕКНЦН ПЪДЮ ПЮАНР ОПХЛЕМЕМХЕ БЕПРНКЕРЮ НАУНДХРЯЪ МЮ 50% ДЕЬЕБКЕ, ВЕЛ АЮЬЕММШУ ЙПЮМНБ, РПЕАСЕР МЮ 70% ЛЕМЭЬЕ ПЮАНВЕИ ЯХКШ Х ОНГБНКЪЕР ПЕЬХРЭ ГЮДЮВС МЮ 70% АШЯРПЕЕ. рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ, ПЮГБНПЮВХБЮРЭ ЯЕПХИМШИ БШОСЯЙ лХ-10й ЯПЮГС МЕ ЯРЮКХ. бНЕММНЕ БКХЪМХЕ, НЙЮГЮММНЕ МЮ ЛЮЬХМС ОПХ ЕЕ ПНФДЕМХХ, РЕОЕПЭ ЯЙЮГШБЮКНЯЭ ЯЮЛШЛ МЕЦЮРХБМШЛ НАПЮГНЛ. хЯОШРШБЮЪ МЕДНЯРЮРНЙ ЩМЕПЦНБННПСФЕММНЯРХ, лХ-10 ЛНЦ БГКЕРЮРЭ Я ЦПСГНЛ МЮ ОКЮРТНПЛЕ, ХЯОНКЭГСЪ ПЮГАЕЦ, Ю «ЙПЮМ» РЮЙНИ БНГЛНФМНЯРХ АШК КХЬЕМ. б ХРНЦЕ ЕЦН МНПЛЮКЭМСЧ БГКЕРМСЧ ЛЮЯЯС ОПХЬКНЯЭ НЦПЮМХВХРЭ 37 Р, Х БЕЯНБЮЪ НРДЮВЮ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я АЮГНБНИ ЛЮЬХМНИ ЯМХГХКЮЯЭ, ЯНЯРЮБХБ 31%. оН-ОПЕФМЕЛС ЯСЫЕЯРБЕММНИ ОПНАКЕЛНИ НЯРЮБЮКЯЪ БШЯНЙХИ СПНБЕМЭ БХАПЮЖХХ. бШЯЙЮГШБЮКХЯЭ Х ДПСЦХЕ ГЮЛЕВЮМХЪ, Б ВЮЯРМНЯРХ, РПЕАНБЮКНЯЭ СКСВЬХРЭ СЯКНБХЪ ПЮАНРШ ОХКНРЮ-НОЕПЮРНПЮ. дНБНДЙЮ БЕПРНКЕРЮ ПЮЯРЪМСКЮЯЭ МЮ МЕЯЙНКЭЙН КЕР, ОНЯКЕ ВЕЦН ОНЯКЕДНБЮКН ПЕЬЕМХЕ Н ЕЦН ЯЕПХИМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ. бШОСЯЙ лХ-10й МЮВЮКЯЪ Б пНЯРНБЕ 23 ЛЮПРЮ 1974 Ц. б ОПНЖЕЯЯЕ ОНДЦНРНБЙХ Й МЕЛС АШКЮ ДНПЮАНРЮМЮ ЯХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ БЕПРНКЕРЮ Х СБЕКХВЕМЮ ОНДБЕЯМЮЪ ЙЮАХМЮ, Ю Б ЯКЕДСЧЫЕЛ ЦНДС МЮ лХ-10й БМЕДПХКХ ЯХЯРЕЛШ ЦЮЬЕМХЪ БХАПЮЖХИ Х ЙНКЕАЮМХИ ЦПСГЮ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ. мЮ БЕПРНКЕРЮУ Я ЯЕПХИМШЛХ No.No. 04121- 04135 МЕ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ НАРЕЙЮРЕКХ ЙХКЕБШУ АЮКНЙ, Ю МЕЙНРНПШЕ ХГ МХУ НЯМЮЫЮКХЯЭ ЙЕПНЯХМНБШЛХ НАНЦПЕБЮРЕКЪЛХ йн-50, ЙНРНПШЕ ЛНМРХПНБЮКХЯЭ ОН ОПЮБНЛС АНПРС. б 1977 Ц. НДХМ ХГ ЮБРНПНБ — РНЦДЮ ЯРСДЕМР уюх, ОПНУНДЪ ЯН ЯБНХЛХ НДМНЙСПЯМХЙЮЛХ ОПЮЙРХЙС МЮ пНЯРНБЯЙНЛ ГЮБНДЕ, ГЮЯРЮК Б ЯАНПНВМНЛ ЖЕУЕ НДХМ ХГ ОНЯКЕДМХУ БШОСЫЕММШУ «КЕРЮЧЫХУ ЙПЮМНБ». мЮЛ СДЮКНЯЭ НЯЛНРПЕРЭ ЛЮЬХМС Х ДЮФЕ НЖЕМХРЭ «СДНАЯРБН» ОЕПЕУНДЮ ХГ НЯМНБМНИ ЙЮАХМШ Б ОНДБЕЯМСЧ. б РН БПЕЛЪ ОПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЪ ОПНХГБНДЯРБЕММЮЪ НЯМЮЯРЙЮ «ДЕЯЪРЙХ» АШКЮ ДЕЛНМРХПНБЮМЮ Х ЯЙКЮДХПНБЮМЮ Б ЖЕУЮУ. мЮ КЕРМН-ХЯОШРЮРЕКЭМНИ ЯРЮМЖХХ МЮУНДХКЯЪ НДХМ лХ-10, ГЮ ОНКЕРЮЛХ ЙНРНПНЦН МЮЛ ОНЯВЮЯРКХБХКНЯЭ МЮАКЧДЮРЭ. оН ДЮММШЛ лбг, БЯЕЦН Б пНЯРНБЕ БШОСЯРХКХ 55 БЕПРНКЕРНБ лХ-10 ПЮГКХВМШУ ЛНДХТХЙЮЖХИ. оН ДНЙСЛЕМРЮЛ «пНЯРБЕПРНКЮ», лХ-10й АШКН ОНЯРПНЕМН 17 ЩЙГЕЛОКЪПНБ (Б 1976 Ц. ЯДЮКХ 7 Х Б 1977 Ц. — 10). хГБЕЯРМН РЮЙФЕ, ВРН ПНЯРНБВЮМЕ ОЕПЕДЕКЮКХ ДБЮ «ДКХММНМНЦХУ» БЕПРНКЕРЮ Б «ЙЮЬЙХ», ЕЫЕ 3-4 «ДЕЯЪРЙХ» ОЕПЕДЮКХ лбг ДКЪ ЯНГДЮМХЪ МЮ ХУ АЮГЕ НОШРМШУ ЛЮЬХМ Х 20 ОЕПЕНАНПСДНБЮКХ Б ОНЯРЮМНБЫХЙХ ОНЛЕУ. яБНЕЦН ПНДЮ ОПНКНЦНЛ Й ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ лХ-10й Б ОНДПЮГДЕКЕМХЪУ юЩПНТКНРЮ ЯРЮКХ ПЮАНРШ, БШОНКМЕММШЕ КЕРВХЙЮЛХ лбг Х цНЯмхх цю МЮ НОШРМНИ Х ОЕПБШУ ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМЮУ. н МЕЙНРНПШУ СФЕ СОНЛХМЮКНЯЭ БШЬЕ, ЯПЕДХ ДПСЦХУ БШДЕКХЛ «ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙСЧ» ЛХЯЯХЧ ЩЙХОЮФЮ б. о. йНКНЬЕМЙН, ЙНРНПШИ БШРЮЫХК ХГ АНКНРЮ мХБХИ ЛНУ ОНД мНБЦНПНДНЛ НАМЮПСФЕММШИ ЛЕЯРМШЛХ ОНХЯЙНБХЙЮЛХ хК-2, ЯАХРШИ Б ЦНДШ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ. оНЯКЕ ПЕЯРЮБПЮЖХХ ЩРНР ЬРСПЛНБХЙ АШК СЯРЮМНБКЕМ МЮ РЕППХРНПХХ ХКЭЧЬХМЯЙНИ ТХПЛШ. б юЩПНТКНР лХ-10й ЯРЮКХ ОНЯРСОЮРЭ Б ЯЕПЕДХМЕ 1970-У ЦЦ. нМХ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ РНКЭЙН РПЕЛЪ КЕРМШЛХ НРПЪДЮЛХ: 223-Л, ПЮЯОНКНФЕММШЛ Б сУРЕ (йНЛХ юяяп), 255-Л, МЮУНДХБЬХЛЯЪ Б рЧЛЕМХ, Х ОНДПЮГДЕКЕМХЕЛ ХГ ОНДЛНЯЙНБМНЦН лЪВХЙНБН. аНКЭЬХМЯРБН БШОСЫЕММШУ «КЕРЮЧЫХУ ЙПЮМНБ» ПЮЯОПЕДЕКХКХ ЛЕФДС СУРХМЖЮЛХ Х ЯХАХПЪЙЮЛХ (ОПХЛЕПМН ОН 7-8 ЛЮЬХМ). йПНЛЕ РНЦН, ЙЮЙ ЛХМХЛСЛ НДХМ РЮЙНИ БЕПРНКЕР ОНОЮК Б ЙПЮЯМНДЮПЯЙХИ бмхх оюму. оН ЯБХДЕРЕКЭЯРБС ДКХРЕКЭМНЕ БПЕЛЪ ПЮАНРЮБЬЕЦН Б сУРЕ б. лХРХМЮ, ЯПЕДХ БЯЕУ ХЛЕБЬХУЯЪ РЮЛ ЛХКЕБЯЙХУ ЛЮЬХМ «ДЕЯЪРЙЮ» БШДЕКЪКЮЯЭ НЯНАНИ РПСДМНЯРЭЧ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ. бХАПЮЖХЪ ЙНКНРХКЮ лХ-10й, Б ОНКЕРЕ ХМНЦДЮ БШБЮКХБЮКХЯЭ ОПХАНПМШЕ ДНЯЙХ, КНОЮКХЯЭ ЬОЮМЦНСРШ, ОПНБЮКХБЮКЯЪ ЦХДПНАКНЙ. оНПНИ ЙЮГЮКНЯЭ, ВРН ДНБЕЯРХ ЛЮЬХМС ДН «СЛЮ» МЕ СДЮЯРЯЪ. нДМЮЙН АКЮЦНДЮПЪ УНПНЬЕЛС БГЮХЛНДЕИЯРБХЧ лбг, ПНЯРНБЯЙНЦН ГЮБНДЮ Х ЩЙЯОКСЮРЮМРНБ, БЕПРНКЕР ДНБНКЭМН АШЯРПН ОПЕБПЮРХКЯЪ Б ДНЯРЮРНВМН МЮДЕФМШИ «БНГДСЬМШИ ЙПЮМ». х УНРЪ Б ЙПЕИЯЕПЯЙНЛ ОНКЕРЕ БХАПЮЖХЪ НЯРЮБЮКЮЯЭ ГМЮВХРЕКЭМНИ, МЮ БХЯЕМХХ ЕЕ СПНБЕМЭ АШК ЯСЫЕЯРБЕММН ЯМХФЕМ, ВРН ОНГБНКХКН НВЕМЭ СЯОЕЬМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ лХ-10й МЮ ПЮГКХВМШУ ЯРПНИЙЮУ. мЮОПХЛЕП, Б 1975-80 ЦЦ. СУРХМЯЙХЕ ЩЙХОЮФХ ОПНБЕКХ АНКЕЕ 50 ЯКНФМШУ ЛНМРЮФЕИ Я ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЛ ЩТТЕЙРНЛ ЯБШЬЕ 1 ЛКМ. ПСА. яПЕДХ БШОНКМЕММШУ ХЛХ ПЮАНР БШДЕКЪКХЯЭ СЯРЮМНБЙЮ 70-Л ПЕРПЮМЯКЪЖХНММНИ БШЬЙХ МЮ ЛЮПЬПСРЕ ЦЮГНОПНБНДЮ мЮДШЛ-сУРЮ Х НОНП кщо-500 ОПХ ОПНЙКЮДЙЕ КХМХХ ВЕПЕГ бНКЦС Б ПЮИНМЕ йНЯРПНЛШ. б РНР ФЕ ОЕПХНД РЧЛЕМЯЙХЕ ЮБХЮРНПШ ОПХМЪКХ СВЮЯРХЕ Б ПЕЙНМЯРПСЙЖХХ ЯРЮПШУ СПЮКЭЯЙХУ ГЮБНДНБ, ЦДЕ ОПНБЕКХ ПЪД АСЙБЮКЭМН ЧБЕКХПМШУ НОЕПЮЖХИ. рЮЙ, ЩЙХОЮФ м. аЮАХМЖЕБЮ Х МЮГЕЛМЮЪ АПХЦЮДЮ ЛНМРЮФМХЙНБ СЯРЮМНБХКХ МЮ ГЮБНДЕ ОН ПЕЛНМРС ЦНПМН-ЛЕРЮККСПЦХВЕЯЙНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Б бЕПУМХУ сТЮКЪУ ДБЕМЮДЖЮРЭ МЮДДСБЮЕЛШУ БЕМРХКЪЖХНММШУ ЬЮУР, ЙЮФДЮЪ ХГ ЙНРНПШУ БЕЯХКЮ НЙНКН 10 Р. йНМЯРПСЙЖХХ БШЯНРНИ Я РПЕУЩРЮФМШИ ДНЛ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ Б ДЮБМН ОНЯРПНЕММШЕ ОПНХГБНДЯРБЕММШЕ ЙНПОСЯЮ, БОПХРШЙ Й ДЕИЯРБСЧЫЕЛС РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЛС НАНПСДНБЮМХЧ. оПХ ЩРНЛ 7 ЬЮУР БЕПРНКЕРВХЙХ ДНЯРЮБХКХ БМСРПЭ ЖЕУНБ, ДКЪ ВЕЦН ОПХЬКНЯЭ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКХММШЕ 35-ЛЕРПНБШЕ РПНЯШ. мЮ ЯВЕРС ЩЙХОЮФЕИ «ДЕЯЪРНЙ» АШКХ Х БНБЯЕ СМХЙЮКЭМШЕ ДНЯРХФЕМХЪ. б 1980 Ц. СУРХМЯЙНЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЕ «КЕРЮЧЫХУ ЙПЮМНБ», ЙНРНПШЛ ПСЙНБНДХК НВЕМЭ ХГБЕЯРМШИ ОХКНР КЮСПЕЮР цНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОПЕЛХХ яяяп р. лЮКЭЖЕБ, БОЕПБШЕ Б ЛХПНБНИ ОПЮЙРХЙЕ ОПХЛЕМХКН НДМНБПЕЛЕММН ДБЮ БЕПРНКЕРЮ ДКЪ ЛНМРЮФЮ РЪФЕКШУ ЛЕРЮККНЙНМЯРПСЙЖХИ. яНАПЮММЮЪ МЮ ГЕЛКЕ Х ГЮЙПЕОКЕММЮЪ МЮ ОНБНПНРМШУ СГКЮУ 100-Л ПЕРПЮМЯКЪЖХНММЮЪ ЛЮВРЮ, БЕЯХБЬЮЪ 40 Р, ГЮРЕЛ АШКЮ ОНДМЪРЮ Б БЕПРХЙЮКЭМНЕ ОНКНФЕМХЕ ДБСЛЪ лХ-10й. б ЯКЕДСЧЫЕЛ ЦНДС ЮМЮКНЦХВМСЧ ПЮАНРС ОПНБЕКХ Б рЧЛЕМЯЙНИ НАКЮЯРХ. оН НЖЕМЙЮЛ цНЯмхх цю, ЯЕАЕЯРНХЛНЯРЭ ЛНМРЮФМШУ ПЮАНР Я ОПХЛЕМЕМХЕЛ лХ-10й НЙЮГЮКЮЯЭ Б 1, 5 ПЮГЮ МХФЕ, ВЕЛ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ лХ-6. сБЕКХВЕМХЧ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ «ДЕЯЪРЙХ» ЯОНЯНАЯРБНБЮКН БМЕДПЕМХЕ ОЕПЕДНБШУ РЕУМНКНЦХИ Х ПЮГКХВМШУ ОПХЯОНЯНАКЕМХИ. рЮЙ, СФЕ Б МЮВЮКЕ 1980-У ЦЦ. ЮПЯЕМЮК ДНОНКМХРЕКЭМШУ ЯПЕДЯРБ ДКЪ ПЮАНРШ Я БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙНИ ОНОНКМХКЯЪ «ЙПЧЙНЛ-ЯЮЛНГЮУБЮРНЛ», ОНГБНКЪБЬХЛ ОНДЖЕОКЪРЭ ЦПСГ АЕГ ОНЛНЫХ РЮЙЕКЮФМХЙНБ, «КНБХРЕКЕЛ» ДКЪ АЕГКЧДМНЦН ЛНМРЮФЮ, ЯХЯРЕЛНИ ЮГХЛСРЮКЭМНИ НПХЕМРЮЖХХ ЦПСГЮ. нДМЮЙН «ДЕЯЪРЙЮ» ДЮБЮКЮ БНГЛНФМНЯРЭ МЕ РНКЭЙН ДНАХРЭЯЪ БОЕВЮРКЪЧЫЕЦН ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЩТТЕЙРЮ — Б ХЯРНПХЧ БЕПРНКЕРЮ БНЬКХ НОЕПЮЖХХ, АКЮЦНДЮПЪ ЙНРНПШЛ СДЮКНЯЭ ЯНУПЮМХРЭ ОЮЛЪРМХЙХ ЙСКЭРСПШ Х РЕУМХЙХ, Ю РЮЙФЕ СМХЙЮКЭМШЕ ОПХПНДМШЕ ЙНЛОКЕЙЯШ. мЮОПХЛЕП, ЙНЦДЮ АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ БНГБЕЯРХ РЕКЕБШЬЙС МЮ НДМНИ ХГ БЕПЬХМ хКЭЛЕМЯЙНЦН УПЕАРЮ (МЕДЮКЕЙН НР лХЮЯЮ), ОНД СЦПНГНИ СМХВРНФЕМХЪ НЙЮГЮКХЯЭ ЦЕЙРЮПШ ПЕКХЙРНБНЦН КЕЯЮ ЛЕЯРМНЦН ГЮОНБЕДМХЙЮ. дКЪ ПЕЬЕМХЪ ГЮДЮВХ РПЮДХЖХНММШЛХ ЯОНЯНАЮЛХ РПЕАНБЮКЮЯЭ ОПНЙКЮДЙЮ ДНПНЦХ, БШПСАЙЮ АНКЭЬНИ ОКНЫЮДЙХ ОНД МЮГЕЛМСЧ ЯАНПЙС ЙНМЯРПСЙЖХИ, БГПШБМШЕ ПЮАНРШ. яНАПЮРЭ БШЬЙС АЕГ ЯРНКЭ БЮПБЮПЯЙХУ РЕУМНКНЦХИ ОНГБНКХК лХ-10й, ЙНРНПШЛ ЛЮЯРЕПЯЙХ СОПЮБКЪК РЧЛЕМЯЙХИ ЩЙХОЮФ БН ЦКЮБЕ Я ю. лЮПВЕМЙН. мЕЯЛНРПЪ МЮ БПНФДЕММШЕ МЕДНЯРЮРЙХ, «ДЕЯЪРЙЮ» ОПЕЙПЮЯМН ОНДУНДХКЮ ДКЪ НЦПНЛМШУ РЕППХРНПХИ яяяп. мЕАНКЭЬНИ ОЮПЙ БЕПРНКЕРНБ СЯОЕЬМН ЯОПЮБКЪКЯЪ Я ЛМНЦНВХЯКЕММШЛХ ГЮЪБЙЮЛХ, ОНЯРСОЮБЬХЛХ ХГ ПЮГКХВМШУ ПЕЦХНМНБ ЯРПЮМШ. оПХКХВМЮЪ ОЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, УНПНЬЕЕ МЮБХЦЮЖХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ОНГБНКЪКХ АШЯРПН ОЕПЕАПЮЯШБЮРЭ ЛЮЬХМШ Я НДМНИ ЯРПНИЙХ МЮ ДПСЦСЧ, БШОНКМЪЪ ОЕПЕКЕРШ ДМЕЛ Х МНВЭЧ. мЮ ЦЮГЕРМШУ Х ФСПМЮКЭМШУ ОНКНЯЮУ РН Х ДЕКН ОНЪБКЪКХЯЭ ЯННАЫЕМХЪ НА НВЕПЕДМНЛ «ДЕЪМХХ» лХ-10й. рН Б вЕКЪАХМЯЙЕ МЮ ЙПШЬЕ ЦНЯРХМХЖШ СЯРЮМНБКЕМ ГДНПНБЕММШИ ПЕЙКЮЛМШИ ЩЙПЮМ, РН Б уЮПЭЙНБЕ Х лХМЯЙЕ ЯЛНМРХПНБЮМШ РЕКЕБШЬЙХ, РН ЯН 150-ЛЕРПНБНИ РПСАШ рщж Б аХПЧКЕБЕ ЯМЪР РЕУМНКНЦХВЕЯЙХИ ЙПЮМ. мЮДН ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ДЮКЕЙХЕ ОСРЕЬЕЯРБХЪ АШКХ БШЦНДМШ НРПЪДЮЛ, РЮЙ ЙЮЙ ОПХ ОКЮМНБНИ ЯНЖХЮКХЯРХВЕЯЙНИ ЩЙНМНЛХЙЕ ГЮПОКЮРЮ ГЮБХЯЕКЮ МЕ ЯРНКЭЙН НР ЙНКХВЕЯРБЮ Х ЙЮВЕЯРБЮ БШОНКМЕММНИ ПЮАНРШ, ЯЙНКЭЙН НР ОПНБЕДЕММШУ Б БНГДСУЕ ВЮЯНБ. я ПЮЯОЮДНЛ яяяп ПЮГБЮКХКЮЯЭ Х ЙНЦДЮ-РН ЯЮЛЮЪ АНКЭЬЮЪ Б ЛХПЕ ЮБХЮЙНЛОЮМХЪ юЩПНТКНР. еЕ ПЕЦХНМЮКЭМШЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЪ ЯРЮКХ ОПЕБПЮЫЮРЭЯЪ Б ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМШЕ ОПЕДОПХЪРХЪ, Х С «ДЕЯЪРНЙ» ОНЪБХКХЯЭ МНБШЕ БКЮДЕКЭЖШ. мЮ ЛЕЯРЕ 223-ЦН Х 255-ЦН НРПЪДНБ БНГМХЙКХ ЮБХЮЙНЛОЮМХХ «йНЛХЮБХЮРПЮМЯ» Х «рЧЛЕМЭЮБХЮРПЮМЯ». вРНАШ БШФХРЭ Б ЯКНФМШУ СЯКНБХЪУ, РЕУМХЙС ЯРЮКХ ЯДЮБЮРЭ Б ЮПЕМДС. рЮЙ, Б 1992 Ц. РЧЛЕМЯЙХИ лХ-10й НЙЮГЮКЯЪ Б ПЮЯОНПЪФЕМХХ ЙНЛОЮМХХ Skytech, ЬРЮА-ЙБЮПРХПЮ ЙНРНПНИ ПЮЯОНКНФЕМЮ Б аПЧЯЯЕКЕ. нАГЮБЕКЮЯЭ «КЕРЮЧЫХЛ ЙПЮМНЛ» Х ПНЯЯХИЯЙЮЪ ТХПЛЮ «бГКЕР», ЯНГДЮММЮЪ ОПХ мон цНЯмхх «юЩПНМЮБХЦЮЖХЪ». б ОНЯКЕДМХЕ 10 КЕР Б АХНЦПЮТХЧ лХ-10й БНЬКХ МНБШЕ ХМРЕПЕЯМШЕ ПЮАНРШ. мЮОПХЛЕП, «яЙЮИРЕУ» НВЕМЭ СЯОЕЬМН ХЯОНКЭГНБЮКЮ ЯБНЧ «ДЕЯЪРЙС» ДКЪ СЯРЮМНБЙХ ПЮДХНЛЮВР Б юКЭОЮУ. б 1999 Ц. ОПХМЮДКЕФЮЫЮЪ «бГКЕРС» ЛЮЬХМЮ, ЙНРНПНИ СОПЮБКЪК ЩЙХОЮФ я. б. оЕРСУНБЮ, ЯНБЕПЬХКЮ ОЕПЕКЕР ХГ ОНДЛНЯЙНБМНЦН яНКМЖЕБН Б пНЯРНБ-МЮ-дНМС, ЦДЕ Я ЕЕ ОНЛНЫЭЧ СЯРЮМНБХКХ МЮ ЙНКНЙНКЭМЧ ЙЮТЕДПЮКЭМНЦН ЯНАНПЮ НЦПНЛМШИ ОНГНКНВЕММШИ ЙСОНК. б 2001 Ц. БЕПРНКЕР «йНЛХЮБХЮРПЮМЯЮ» ОЕПЕМЕЯ МЮ ДЕРЯЙСЧ ОКНЫЮДЙС ОНЯЕКЙЮ бНИ-бНФ НРКЕРЮБЬХИ ЯБНИ ЯПНЙ ъЙ-40, С ЙНРНПНЦН ОЕПЕД РПЮМЯОНПРХПНБЙНИ ДЕЛНМРХПНБЮКХ ЙПШКН Х ЦНПХГНМРЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ. б РНЛ ФЕ ЦНДС РЧЛЕМЖШ БНДПСГХКХ МЮ йПЕЛЕМВСЦЯЙНИ РЕКЕБШЬЙЕ МНБСЧ ЮМРЕММС. нДМЮЙН Б ЖЕКНЛ ХМРЕМЯХБМНЯРЭ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ лХ-10й ЯСЫЕЯРБЕММН ЯМХГХКЮЯЭ, Х ОПХВХМНИ РНЛС ЯРЮКН МЕ РНКЭЙН СУСДЬЕМХЕ НАЫЕЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЯХРСЮЖХХ. б МНБЕИЬХЕ БПЕЛЕМЮ НЯНАСЧ ЮЙРСЮКЭМНЯРЭ ОПХНАПЕК БНОПНЯ ОПНДКЕМХЪ ЯПНЙНБ ЯКСФАШ ЛЮЬХМ. оЕПБНМЮВЮКЭМН ДКЪ лХ-10й АШКХ СЯРЮМНБКЕМШ ЯКЕДСЧЫХЕ ПЕЯСПЯШ: ДН 1-ЦН ЙЮОХРЮКЭМН-БНЯЯРЮМНБХРЕКЭМНЦН ПЕЛНМРЮ — 1000 В (3 ЦНДЮ), МЮГМЮВЕММШИ — 8000 В (15 КЕР). гЮРЕЛ ЯПНЙХ ОПНДКЕБЮКХЯЭ, МН Х НМХ ЯРЮКХ ХЯРЕЙЮРЭ. вРНАШ ОПНДНКФХРЭ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ лХ-10й, МЕНАУНДХЛН ОПНБЕДЕМХЕ НОПЕДЕКЕММШУ ПЮАНР, Б РНЛ ВХЯКЕ ГЮЛЕМШ ПЪДЮ ЮЦПЕЦЮРНБ (КНОЮЯРЕИ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, ПЕДСЙРНПНБ, ДБХЦЮРЕКЕИ). нДМЮЙН ХГШЯЙЮРЭ БНГЛНФМНЯРХ ДКЪ ТХМЮМЯХПНБЮМХЪ ЩРХУ ЛЕПНОПХЪРХИ ПНЯЯХИЯЙХЛ ЮБХЮЙНЛОЮМХЪЛ НЙЮГЮКНЯЭ БЕЯЭЛЮ ЯКНФМН, Х Я 2000 Ц. «ДЕЯЪРЙХ» МЮВЮКХ СРХКХГХПНБЮРЭ. оПХВЕЛ, Б сУРЕ ОЕПБНИ МЮ ЯКНЛ ОНЬКЮ ЯЮЛЮЪ МНБЮЪ ЛЮЬХМЮ RA-04135. рЕУМХВЕЯЙХ ОНДДЕПФЮРЭ Б ХЯОПЮБМНЯРХ МЕАНКЭЬНИ ОЮПЙ лХ-10 — ГЮДЮВЮ БОНКМЕ ПЕЮКЭМЮЪ. дКЪ ЩРНЦН ЛНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ ГЮОЮЯШ ЮЦПЕЦЮРНБ СФЕ МЕ КЕРЮЧЫХУ лХ-6 ЮПЛЕИЯЙНИ ЮБХЮЖХХ яСУНОСРМШУ БНИЯЙ пНЯЯХХ. оНЙЮ ДНЯРСО Й РЮЙНЛС ХЯРНВМХЙС МЮЬКЮ РНКЭЙН ЙНЛОЮМХЪ «бГКЕР». б ЙНМЖЕ 2000 Ц. ЕЕ БЕПРНКЕР ОЕПЕКЕРЕК МЮ ЮЩПНДПНЛ еЦНПКШЙЯЙЮЪ (пНЯРНБЯЙЮЪ НАК. ) Й ЛЕЯРС АЮГХПНБЮМХЪ 325-ЦН НРДЕКЭМНЦН РПЮМЯОНПРМН-АНЕБНЦН бо. мЮ ЯЙКЮДЮУ ЩРНИ ВЮЯРХ ОНЯКЕ ОЕПЕБННПСФЕМХЪ Я лХ-6 МЮ лХ-26 НЯРЮКЯЪ ГЮОЮЯ ПЮГМНЦН «ДНАПЮ», ЯРНКЭ МЕНАУНДХЛНЦН ДКЪ ОПНДКЕМХЪ ФХГМХ «ДЕЯЪРЙХ». 23 ДЕЙЮАПЪ МЮ лХ-10й ГЮЛЕМХКХ КНОЮЯРХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. лЮЬХМЮ ЯМНБЮ ОПХНАПЕКЮ ПЮАНВСЧ ТНПЛС, Х Б 2001 Ц. Я ЕЕ ОНЛНЫЭЧ АШКХ СЯРЮМНБКЕМШ ДЕРЮКХ ЛМНЦНРНММНИ БШРЪФМНИ БЕМРХКЪЖХХ МЮ ЙПШЬЕ ГДЮМХЪ жЕМРПЮКЭМНИ ХГАХПЮРЕКЭМНИ ЙНЛХЯЯХХ Б лНЯЙБЕ.
яУЕЛШ:
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020 |
Вертолет Ми-10. Фото. Характеристики. История
Зимой 1958 года по правительственному указу в Советском Союзе началось проектирование новой машины, которая могла бы перевозить большие грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под названием Ми-10. Новый аппарат был создан на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 километров.
При разработке проекта было добавлено требование о перевозке огромных баллистических ракет. В новой модели вертолета сохранилась полностью такая же силовая установка, как и в предыдущей модели. Не поменялось и управление машиной. Наибольшие метаморфозы произошли с фюзеляжем вертолета. Корпус нового вертолета был узким и относительно низким, но при этом он имел пассажирский отсек длиной в 16 метров, где можно было перевозить 28 пассажиров.
Для дальних пролетов на вертолет можно было установить дополнительные топливные баки. Грузы на этой машине можно было перевозить двумя способами. Первый − это перевозка контейнеров с ракетами, которые удерживал захват с гидравлической системой. Второй способ − это перевозка груза на платформе, которая крепилась на стойках шасси.
Впервые вертолет Ми-10 (его при конструировании также называли моделью В-10) оторвался от земли летом 1961 года. Уже осенью следующего года данная машина совершила рекорд по подъему грузов, он смог поднять груз массой в 15 тонн на высоту больше двух километров. Еще через год данный проект хотели вообще закрыть, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет с помощью вертолетов. На момент отказа от проекта в 64 году было изготовлено всего лишь 24 машины данной модели. Именно по этой причине вертолет не имел большого авторитета и не был востребован в народном хозяйстве.
Особенности конструкции
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет четыре опоры шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию с кабиной для двоих пилотов в носовой части фюзеляжа. Кабина пилотов имеет очень хороший обзор во все стороны, что позволяет более точно производить подруливание к грузам. Грузовой отсек имеет весьма внушительные размеры и составляет 60 м3. По правому борту вертолета размещена грузовая дверь, возле которой установлена лебедка, с помощью которой можно поднимать грузы до двухсот килограммов. Для контроля погрузки и монтажа грузов под кабиной пилотов установлена гондола, с помощью которой пилоты имеют больший и лучший обзор.
Шасси вертолета Ми-10 состоит из 4 стоек, которые имеют большую длину и оснащены масляными амортизаторами. Каждая опора имеет по два колеса, а колея шасси составляет 5 метров с базой в 8,75 метра. Хвостовая балка машины оснащена предохранительной опорой. Главный винт машины полностью такой, как имел вертолет Ми-6, только уменьшился его наклон вперед до 45′.
Вертолет Ми-10 оборудован точно такой же силовой установкой, как и предыдущая модель. Трансмиссия осталась тоже без изменений. Данная модель имеет два топливных бака, общая емкость которых − 9 тысяч литров. Для больших перелетов этот аппарат оснащается дополнительными баками, которые можно разместить на шасси и по бокам вертолета. Кроме того, на перегонах машины устанавливают дополнительные баки в средине грузового отсека.
Оборудование вертолета точно такое же, как и на Ми-6. Новая машина имеет автопилот трехканальной системы. Для жесткого удержания грузов при перевозках вертолет оснащен креплениями и захватами, которые работают с помощью гидравлики, управление ими можно осуществлять из кабины летчиков. Для постоянного контроля положения грузов машина оборудована телевизионной системой наблюдения.
Общее описание и испытания вертолета Ми-10
За счет того, что все агрегаты были взяты с предыдущей модели вертолета, а не разработаны заново, новая модель Ми-10 была готова уже через один год после начала разработки. Испытания новой машины проходили достаточно успешно, и уже 4-й полет был на расстояние в 3 тысячи километров. Первый длительный полет прошел тоже успешно, при нем вертолет производил посадки для дозаправки. Летчиками был установлен тот факт, что этим вертолетом можно перевозить грузы и технику разных геометрических размеров с помощью платформы, которая устанавливается между стойками шасси.
Весною 1961 года вертолет модели Ми-10 потерпел крушение на пути в Москву из Казани, при этом погибли все, кроме штурмана. Авария случилась из-за падения давления масла в двигателе, при этом вертолет совершал аварийную посадку с большой горизонтальной скоростью. О крушении сообщили Милю, он вместе с военной комиссией прибыл на место крушения.
После этой аварии была доработана масляная система на всех последующих моделях Ми-10, кроме того, вертолет оснастили мягкими тросами. Они крепились снаружи корпуса и служили пилотам для аварийного покидания вертолета.
Первое представление вертолета Ми-10 широкой публике произошло летом 61 года на параде ВВС СССР. Данным вертолетом был привезен геологический домик, который был установлен возле трибун гостей и использовался как торговая точка. В сентябре этого же года вертолет установил мировой рекорд: Ми-10 смог поднять 15 тонн груза на высоту более 2,3 тысячи метров.
При государственных испытаниях вертолет тестировали на перевозку различных грузов как внутри вертолета, так и с использованием наружной платформы и креплений. При тестах на наружной платформе перевозили автобусы, грузовые автомобили и другую технику, которая сама могла заехать на платформу. Кроме самоходных аппаратов, вертолет мог с легкостью перевозить стандартные железнодорожные контейнеры.
Несмотря на то, что большинство грузов, которые перевозились не внутри вертолета, создавали аэродинамические проблемы в полете, вертолет все же производил качественную и быструю транспортировку. За счет того, что все испытания происходили достаточно интенсивно, они закончились даже раньше, чем было запланировано государственной комиссией.Государственная комиссия дала добро на производство и полеты этой машины. Была подтверждена безопасная перевозка грузов, масса которых составляет 15 тонн. Но при этом всеми были отмечены и недостатки машины. Специалисты заметили достаточно большой уровень вибрации корпуса при малых скоростях полета.
Также были предъявлены претензии к установленной телевизионной системе, с помощью которой летчики якобы должны были наблюдать за погрузкой и осуществлять её. Но в реальности данная система могла только показать колебания грузов при перевозке, а погрузка происходила почти вслепую. Для того чтобы контролировать погрузку, пилоту нужно было смотреть в окно или вовсе вылезать из форточки кабины пилотов.
Одним плюсом при погрузке было то, что кабина пилотов размещена очень высоко из-за длинных опор шасси. За счет этого пилотам было легче осматривать все вокруг во время погрузки. Но длинные стойки шасси имели недостатки при взлете и посадке, поскольку вертолет очень раскачивало на его ходулях.
Серийный выпуск вертолета Ми-10 был принят в 61 году, но в реальности он откладывался много раз. На это влияло снижение интереса военных к ракетно-вертолетным устройствам и технические неполадки машины. Серийный выпуск новой «десятки» начался в марте 1964 года на ростовском заводе.
Ми-10 (изделие «60», по коду НАТО:Harke)— транспортный военный вертолёт (летающий кран), развитие Ми6. Спроектирован в 1961—1964, на вооружение принят в 1963. Производился серийно на Ростовском вертолётном заводе.
Ми10К— гражданский вариант Ми10, оптимизированный для исполнения монтажных строительных работ.
Ми-10 фото.
20. 02.1958 правительство СССР выдало указ приступить к созданию «летающего крана» на основе Ми6. Задание предусматривает грузоподъёмность 12т при дальности 250км и наибольшую (при перевозке на краткие расстояния)— 15т. В процессе создания задание дополнено требованием по транспортировке баллистических и крылатых ракет, что и стало главной задачей Ми-10.
Сохранив схему управления и силовую установку Ми-6, конструкторы заменили новым фюзеляж вертолёта— низким и узким, в который все же вписался отсек длиной 15.95м для транспортировки грузов или 28 пассажиров; в течение перегонов можно в него устанавливать добавочные топливные баки. Чтобы при взлёте отрывались одновременно все колёса от земли, правые стойки шасси сделаны на 300мм короче, чем левые, при этом наименьший клиренс — 3.75м.
Ми-10 фото.
Характеристики вертолета Ми-10:
Количество членов экипажа:3
Нормальная грузоподъёмность:12000 кг
Наибольшая грузоподъёмность:15000кг
Грузоподъёмность груза на подвеске:8000кг
Грузоподъёмность внутри фюзеляжа:3000кг
Длина:41,89м
Длина фюзеляжа:32,86м
Диаметр несущего винта:35,0м
Диаметр рулевого винта:6,3м
Наибольшая ширина фюзеляжа:3,0м
Высота:9,9м
Площадь, ометаемая несущим винтом:962кв. м
База шасси:8,285м
Колея шасси:7,55м
Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс):3,73м
Вес пустого:27100кг
Нормальный взлётный вес:38000кг
Наибольший взлётный вес:43550кг
Наибольший вес топлива во внутренних баках:8230кг
Объём баков с топливом:10620л
Силовая установка: 2х ТВД Д25В
Мощность двигателей:2х 5500л.с. (2х 4100кВт)
Наибольшая скорость:235км/ч
Скорость на эшелоне:
при массе 38000кг и менее:220км/ч
при массе более 38000 кг:180км/ч
Практическая дальность:250км
Продолжительность полёта:1ч30мин
Перегоночная дальность:695км
Продолжительность полёта:3ч45мин
Практический потолок:3000м
Наибольшая скороподъёмность:6,3м/с
Вертолет Ми-10. Галерея.
Посмотреть другие вертолеты
Avia.pro
Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность / Вертолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф
Зимой 1958 года по правительственному указу в Советском Союзе началось проектирование новой машины, которая могла бы перевозить большие грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под названием Ми-10. Новый аппарат был создан на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 километров.
Вертолет Ми-10 — видео
При разработке проекта было добавлено требование о перевозке огромных баллистических ракет. В новой модели вертолета сохранилась полностью такая же силовая установка, как и в предыдущей модели. Не поменялось и управление машиной. Наибольшие метаморфозы произошли с фюзеляжем вертолета. Корпус нового вертолета был узким и относительно низким, но при этом он имел пассажирский отсек длиной в 16 метров, где можно было перевозить 28 пассажиров.
Для дальних пролетов на вертолет можно было установить дополнительные топливные баки. Грузы на этой машине можно было перевозить двумя способами. Первый − это перевозка контейнеров с ракетами, которые удерживал захват с гидравлической системой. Второй способ − это перевозка груза на платформе, которая крепилась на стойках шасси.
Впервые вертолет Ми-10 (его при конструировании также называли моделью В-10) оторвался от земли летом 1961 года. Уже осенью следующего года данная машина совершила рекорд по подъему грузов, он смог поднять груз массой в 15 тонн на высоту больше двух километров. Еще через год данный проект хотели вообще закрыть, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет с помощью вертолетов. На момент отказа от проекта в 64 году было изготовлено всего лишь 24 машины данной модели. Именно по этой причине вертолет не имел большого авторитета и не был востребован в народном хозяйстве
Особенности конструкции
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет четыре опоры шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию с кабиной для двоих пилотов в носовой части фюзеляжа. Кабина пилотов имеет очень хороший обзор во все стороны, что позволяет более точно производить подруливание к грузам. Грузовой отсек имеет весьма внушительные размеры и составляет 60 м3. По правому борту вертолета размещена грузовая дверь, возле которой установлена лебедка, с помощью которой можно поднимать грузы до двухсот килограммов. Для контроля погрузки и монтажа грузов под кабиной пилотов установлена гондола, с помощью которой пилоты имеют больший и лучший обзор.
Шасси вертолета Ми-10 состоит из 4 стоек, которые имеют большую длину и оснащены масляными амортизаторами. Каждая опора имеет по два колеса, а колея шасси составляет 5 метров с базой в 8,75 метра. Хвостовая балка машины оснащена предохранительной опорой. Главный винт машины полностью такой, как имел вертолет Ми-6, только уменьшился его наклон вперед до 45′.
Вертолет Ми-10 оборудован точно такой же силовой установкой, как и предыдущая модель. Трансмиссия осталась тоже без изменений. Данная модель имеет два топливных бака, общая емкость которых − 9 тысяч литров. Для больших перелетов этот аппарат оснащается дополнительными баками, которые можно разместить на шасси и по бокам вертолета. Кроме того, на перегонах машины устанавливают дополнительные баки в средине грузового отсека.
Оборудование вертолета точно такое же, как и на Ми-6. Новая машина имеет автопилот трехканальной системы. Для жесткого удержания грузов при перевозках вертолет оснащен креплениями и захватами, которые работают с помощью гидравлики, управление ими можно осуществлять из кабины летчиков. Для постоянного контроля положения грузов машина оборудована телевизионной системой наблюдения.
Общее описание и испытания вертолета Ми-10
За счет того, что все агрегаты были взяты с предыдущей модели вертолета, а не разработаны заново, новая модель Ми-10 была готова уже через один год после начала разработки. Испытания новой машины проходили достаточно успешно, и уже 4-й полет был на расстояние в 3 тысячи километров. Первый длительный полет прошел тоже успешно, при нем вертолет производил посадки для дозаправки. Летчиками был установлен тот факт, что этим вертолетом можно перевозить грузы и технику разных геометрических размеров с помощью платформы, которая устанавливается между стойками шасси.
Весною 1961 года вертолет модели Ми-10 потерпел крушение на пути в Москву из Казани, при этом погибли все, кроме штурмана. Авария случилась из-за падения давления масла в двигателе, при этом вертолет совершал аварийную посадку с большой горизонтальной скоростью. О крушении сообщили Милю, он вместе с военной комиссией прибыл на место крушения. Причиной аварии стал отказ привода масляного насоса, который установлен в редукторе. После этой аварии была доработана масляная система на всех последующих моделях Ми-10, кроме того, вертолет оснастили мягкими тросами. Они крепились снаружи корпуса и служили пилотам для аварийного покидания вертолета.
Первое представление вертолета Ми-10 широкой публике произошло летом 61 года на параде ВВС СССР. Данным вертолетом был привезен геологический домик, который был установлен возле трибун гостей и использовался как торговая точка. В сентябре этого же года вертолет установил мировой рекорд: Ми-10 смог поднять 15 тонн груза на высоту более 2,3 тысячи метров.
При государственных испытаниях вертолет тестировали на перевозку различных грузов как внутри вертолета, так и с использованием наружной платформы и креплений. При тестах на наружной платформе перевозили автобусы, грузовые автомобили и другую технику, которая сама могла заехать на платформу. Кроме самоходных аппаратов, вертолет мог с легкостью перевозить стандартные железнодорожные контейнеры. Несмотря на то, что большинство грузов, которые перевозились не внутри вертолета, создавали аэродинамические проблемы в полете, вертолет все же производил качественную и быструю транспортировку. За счет того, что все испытания происходили достаточно интенсивно, они закончились даже раньше, чем было запланировано государственной комиссией.
Государственная комиссия дала добро на производство и полеты этой машины. Была подтверждена безопасная перевозка грузов, масса которых составляет 15 тонн. Но при этом всеми были отмечены и недостатки машины. Специалисты заметили достаточно большой уровень вибрации корпуса при малых скоростях полета.
Также были предъявлены претензии к установленной телевизионной системе, с помощью которой летчики якобы должны были наблюдать за погрузкой и осуществлять её. Но в реальности данная система могла только показать колебания грузов при перевозке, а погрузка происходила почти вслепую. Для того чтобы контролировать погрузку, пилоту нужно было смотреть в окно или вовсе вылезать из форточки кабины пилотов.
Одним плюсом при погрузке было то, что кабина пилотов размещена очень высоко из-за длинных опор шасси. За счет этого пилотам было легче осматривать все вокруг во время погрузки. Но длинные стойки шасси имели недостатки при взлете и посадке, поскольку вертолет очень раскачивало на его ходулях.
Серийный выпуск вертолета Ми-10 был принят в 61 году, но в реальности он откладывался много раз. На это влияло снижение интереса военных к ракетно-вертолетным устройствам и технические неполадки машины. Серийный выпуск новой «десятки» начался в марте 1964 года на ростовском заводе.
В 1964 году была построена новая модификация — вертолет-кран Ми-10К, с укороченным четырехопорным шасси и дополнительной подвесной кабиной в гондоле под носовой частью фюзеляжа с полным комплектом органов управления и сиденьем для летчика, обращенным назад. При проведении монтажных и погрузочно-разгрузочных работ один из летчиков переходит в подвесную кабину и садится лицом к грузу, получая возможность одновременно осуществлять управление вертолетом и наблюдать за грузом. Первый полет вертолета Ми-10К состоялся в январе 1965 года.
Тактико-технические характеристики Ми-10
— Главный конструктор: М.Л. Миль
— Первый полёт: 15 июня 1960 года
— Конец эксплуатации: 2009
— Годы производства: 1964 — 1969
— Единиц произведено: 44
Экипаж Ми-10
— 3 человека (2 пилота и борттехник)
Грузоподъёмность Ми-10
— нормальная: 12 000 кг
— максимальная: 15 000 кг (за счёт массы топлива)
— груз на подвеске: 8000 кг
— внутри фюзеляжа: 3000 кг
Габаритные размеры Ми-10
— Длина: 41,89 м
— Длина фюзеляжа: 32,86 м
— Диаметр несущего винта: 35,0 м
— Диаметр рулевого винта: 6,3 м
— Максимальная ширина фюзеляжа: 3,0 м
— Высота: 9,9 м (с остановленным хвостовым винтом)
— Площадь, ометаемая несущим винтом: 962 м²
— База шасси: 8,285 м
— Колея шасси: 7,55 м
— Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс): 3,73 м
Вес Ми-10
— Масса пустого: 27 100 кг
— Нормальная взлётная масса: 38 000 кг
— Максимальная взлётная масса: 43 550 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 8230 кг (максимальная)
— Объём топливных баков: 10 620 л
Двигатели Ми-10
— Тип двигателя: 2 × ТВД Д-25В
— Мощность двигателей: 2 × 5500 л. с. (2 × 4100 кВт)
Скорость Ми-10
— Максимальная скорость: 235 км/ч
Крейсерская скорость:
— при массе 38000 кг и менее: 220 км/ч
— при массе более 38000 кг: 180 км/ч
— Скороподъёмность: 6,3 м/с (максимальная)
Дальность полета Ми-10
— 250 км практическая
— 695 км перегоночная
Практический потолок
— 3000 м
Фото Ми-10
Кабина Ми-10
Салон Ми-10
Топливные баки (каждый 1200 литров)
Хвостовая балка Ми-10
Mil Mi 10 Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Фотографии по адресу Einbetten
Durchstöbern Sie 40
mil mi 10 Стоковая фотография и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Питчер сборной Солт-Ривер Тайлер Скотт разминается между подачами во время игры Аризонской осенней лиги между Mesa Solar Sox и Salt River… Питчер сборной Солт-Ривер Тайлер Скотт разминается между подачами во время игры Осенней лиги Аризоны между Mesa Solar Sox и Солт-Ривер … Инфилдер Солт-Ривер Рафтерс Трэвис Демеритт идет с первого на третье место на сингле Инфилдера Солт-Ривер Рафтерс Исана Диаса, скользя под тегом … Гигантский летающий кран-вертолет Ми-10 российского производства, способный поднимать 25 тонн груза между его специальным широким четырехколесным шасси… Сотрудники чистят транспортный вертолет Ми-17 во время подготовки к Международному авиасалону в Фарнборо 2016 в Фарнборо, Великобритания, на… Dr. Доктор Хс. Мануэла Шмид , Мартина Крюгер , Берни Бланкс , «VITA»-Mitarbeiter, бэкэрте Kinder und Erwachsene im Rollstuhl mit ihren… Вертолет Ми-10 выставляется на салоне Aéronautique du Bourget, военно-транспортные вертолеты Ми-17 видны в полете во время военного парада, посвященного окончанию военного конфликта в Нагорном Карабахе. ..Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» летит во время заключительного этапа армейских учений «ДИМИТРА» в районе Коциатиса, на окраине Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» совершает полет во время заключительного этапа армейских учений «ДИМИТРА» в районе Коциатиса, на окраине …Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» совершает полет во время Заключительный этап армейских учений «ДИМИТРА» в районе Коциатиса, на окраине…Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» совершает полет во время заключительного этапа армейских учений «ДИМИТРА» в районе Коциатис, на окраине с. …Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» совершает полет на заключительном этапе Армейские учения «ДИМИТРА» в районе Коциатиса, на окраине…Кипрский боевой вертолет Ми-24 «Хинд» совершает полет во время заключительного этапа армейских учений «ДИМИТРА» в районе Коциатиса, на окраине… Сотрудники работают на вертолетах Ми-8 на Казанском вертолетном заводе, эксплуатируемом АО «Вертолеты России», в Казани, Россия, в пятницу, 10 июля,.Ми-10: первый «летающий кран»
Фото: РИА «Новости»/Михаил Кухтарев
Всего Ми-10 производился всего пять лет. Всего было выпущено два десятка этих вертолетов. Последний вертолет законсервирован в 2009 году. Но все же, когда люди произносят его кодовое имя, у них возникает либо восхищение, либо зависть. Они никогда не бывают равнодушными. Ми-10 стал легендой и остается ею по сей день.
Вертолет установил восемь мировых рекордов. Среди них, например, абсолютный мировой рекорд грузоподъемности, установленный в 1961 году, когда на высоту 2200 м было поднято 15 103 кг. Также рассмотрим рекорд, установленный в 1965 году, когда самолет смог поднять еще более тяжелую полезную нагрузку в 25 105 кг на недостижимую ранее высоту 2 840 м. Но место в истории Ми-10 заслужил не только своими рекордными достижениями.
Идея создания автокрана возникла у конструкторов в 1950-е годы. Успешный предыдущий опыт использования таких вертолетов для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске повлиял на конструкторов при разработке Ми-10. Воздушный кран не требовал много топлива. Он предназначался для перевозки грузов на короткие расстояния и низко к земле. Возможность наведения вертолета поверх полезной нагрузки (вертолет должен был практически садиться на нее) значительно ускоряла и упрощала работу. Самое главное, это увеличило грузоподъемность вертолета не менее чем на 20% по сравнению с другими вертолетами с аналогичными кузовами.
Проектирование автокрана началось в 1958 году по заказу правительства СССР. По заданию на проектирование самолет должен был перевозить не менее 12 т груза на расстояние до 250 км, а на более короткие расстояния — до 15 т груза единовременно.
Вертолет требовался для перевозки всех видов полезной нагрузки: топливных баков, санитарного и оперативного оборудования, мобильных лабораторий и даже пассажиров, которые, разумеется, перевозились в специализированных кабинах. Однако в ходе работы над проектом к заданию на проектирование добавилось еще одно требование: от конструкторов требовалось обеспечить возможность вертолета нести крылатые и баллистические ракеты. Это последнее требование стало основной задачей для Ми-10.
Автокран создан на базе Ми-6. Вертолет унаследовал от предшественника силовую установку, несущий и рулевой винты, трансмиссию, гидросистему и системы управления (кроме особенностей, связанных с установкой гидрозахватов). Практически единственным компонентом, который нуждался в доработке, был корпус вертолета.
В кабине установлена специальная телевизионная система с камерой под фюзеляжем для упрощения маневрирования над полезной нагрузкой и обеспечения видеотрансляции полезной нагрузки во время полета. Кабина также могла перевозить экипаж до 28 человек в дополнение к грузовой полезной нагрузке или могла перевозить только груз массой до 3 тонн. Внутри фюзеляжа устанавливалась лебедка, способная поднимать грузы массой до 15 т на высоту до 30 м. Особенностью конструкции Ми-10 была возможность поворота части фюзеляжа и оси несущего винта относительно вертикальной плоскости кабины на 1°30˝ вправо, что позволяло одновременно развести колеса при взлет и предотвратил крен вертолета. Для того чтобы кабина оставалась горизонтальной при стоянке вертолета, правая стойка шасси была на 300 мм короче левой.
Фото: Борис Клиэнтер/обзор ТАСС
На разработку Ми-10 ушел год. Первый прототип автокрана поднялся в воздух 15 июня 1960 года. Второй образец был показан на авиасалоне в 1961 году. Он перевозил на трибуны укрытие, предназначенное для геологических полевых партий. Как упоминалось выше, в том же году вертолет установил свой первый мировой рекорд. Однако Ми-10 не спешили запускать в серийное производство. Воздушный кран поступил в серийное производство только в 19 г.64 на Ростовском вертолетном заводе № 168 (ныне Роствертол).
В 1965 году вертолет был показан на Парижском авиасалоне. В следующем году вертолет приобрела голландская авиакомпания, а оставшуюся часть партии тут же выкупили американцы. В США вертолет успешно использовался в нефтяной промышленности.
Но в СССР судьба вертолета резко изменилась. Специалисты оборонно-промышленного комплекса отказались от использования вертолета для перевозки ракет. Ми-10 не особо подходил для службы в народном хозяйстве, так как все полезные грузы должны были оснащаться специальными крюками, пригодными для использования с гидроподъемником. Кроме того, большие нагрузки создавали слишком большое сопротивление воздуха. Массивная ходовая часть сводила на нет все преимущества легкого фюзеляжа. Из кабины пилотов, расположенной слишком высоко, пилотам было не очень хорошо видно землю, и телекамера мало что делала для решения этой проблемы.
Фото: Иван Сапоги/обзор ТАСС
Проект быстро оказался под угрозой закрытия. Всего с конвейера сошло 24 самолета (некоторые из них были задействованы во время Афганской войны 1979-1989 гг.). В 1969 году серийное производство Ми-10 было прекращено.
В 1974 году специалистами была разработана гражданская модификация этого вертолета – Ми-10К, предназначенная для строительно-монтажных работ. Конструкторы отказались от гидроподъемника и внешней платформы. Укоротили стойки (за счет уменьшения высоты ходовой части), что уменьшило вес и лобовое сопротивление. Вместо телекамер вертолет оборудовали второй, подвесной кабиной и дополнительными рычагами управления. «Коротконогий» Ми-10К остается на вооружении России и по сей день.
Роствертол — российская аэрокосмическая компания, входящая в холдинг «Вертолеты России». Завод основан 1 июля 1939 года. Более 70 лет здесь производится авиационная техника. Выпускает вертолеты Ми уже более 40 лет. В советское время предприятие носило название Завод № 168, а позже было переименовано в Ростовское вертолетное производственное объединение (Роствертол).
фотографий mi10 на Flickr | Фликр
CCCP-04102 Миль Ми-10 Майк
24
Монино, август 2003 г.
Ми-10 Харке Пшемыслав Бурдзинский
114
Ми-10 Харке
CCCP-04102
Центральный музей ВВС — Монино
Россия
24.08.2019
RA-04121_МильМи-10_ЮТЭйрРосвертол_Ростов Тони Осборн — Rotorfocus
20
Ми-10К Harke-B
хранится на заводе Роствертол в Ростове-на-Дону, Россия.
Центр Помпиду Мец Николя Лебрен
68
testfoto Xiaomi Mi10 T Pro Герт де Вель
39
industrieterrein op vroegere, сайт Philips, Лимбург (Хасселт),
миль10 Тео Пападопулос
40
Сан-Франциско Бэй по миру-на-земле.org
7
Картахена по миру-на-земле. org
9
Боевое воздушно-десантное орудие CAA-20 Minotaur Эйнон
42
САА-20 «Минотавр» — легкое противотанковое штурмовое орудие, предназначенное для поддержки воздушно-десантных войск.
Машина была вооружена мощной 90-мм противотанковой пушкой, способной уничтожить все угрозы, известные на тот момент Эстианской империи. За это пришлось заплатить очень тонкой бронезащитой и небольшим запасом в 30 снарядов на борту.
Машина также имела 7,62-мм пулемет и 20-мм зенитную установку.
О ЦП:
Минотавр был первым проектом моей недавней тенденции строить наземные транспортные средства, что делает его в какой-то степени базовым. Тем не менее, я все еще думаю, что автомобиль заслуживает того, чтобы его показали.
Создан на базе советской АСУ-85.
Надеюсь, вам понравится!
Не забудьте посетить мою страницу Flickr, чтобы увидеть много других фотографий других автомобилей!
www. flickr.com/photos/einon/
Эйнон
Олимпос, Остров Карпатос по миру-на-земле.org
11
Умбрийские народные костюмы в Corsa All’Anello по миру-на-земле.org
5
Мил МИ-10 CCCP-04102 Алекс Ванинг Видео APVW
10
Ле Бурже 1965
Xiaomi Mi10 T Pro от Testfoto Герт де Вель
24
Industrieterrein op vroegere, сайт Philips в Лимбурге (Хасселт)
testfoto Xiaomi Mi10 T Pro Герт де Вель
42
industrieterrein op vroegere, сайт Philips в Лимбурге (Хасселт)
Сяоми Ми10 Т Про Герт де Вель
38
Картахена по миру-на-земле.org
5
Carnaval de Negro y Blancos, Пасто по миру-на-земле.org
5
Нантулле, Франция по миру-на-земле.org
7
Остров Гиарос, Греция по миру-на-земле.org
8
Остров Гиарос
Рядом с Вилламар, Сардиния по миру-на-земле. org
6
Сан-Франциско Бэй по миру-на-земле.org
7
Ми-10К Роб Шлейферт
16
Брюссель, международный, 7 августа 1993 г.
Гражданский вертолет, снятый с совершенно неправильной позиции? Но это редкость! Этот российский Ми-10К некоторое время в 19-м базировался в Брюсселе.93. Эксплуатировался компанией Skytech, у которой также были Ми-26 в Бельгии.
Ми-10К «Харке-Б» — воздушный кран, разработанный на базе Ми-6 «Крюк». Буква К в МИ-10К означает коротконогий. 17 были построены в 1970-х годах. Источник: Wikipedia
RA-04130 был списан в аэропорту Остенде (Бельгия) в 1998 или 1999 году.
Гора Шаста по миру-на-земле.org
5
Plaza de la Trinidad, Гецемани по миру-на-земле.org
6
Ми-10 | RA-04130 | ОСТ | 19960817 Уолли Х.
10
Ми-10
RA-04130
Вертолет Skytech
OST EBOS Аэропорт Остенде Брюгге
Гора Шаста по миру-на-земле. org
5
Остров Тилос, Греция по миру-на-земле.org
7
Олимпос, Остров Карпатос по миру-на-земле.org
6
Гора Тупек, Баффинова Земля по миру-на-земле.org
5
Тинос Хора по миру-на-земле.org
6
Пустынный заповедник Чихуахуа, Форт-Дэвис, Техас, ноябрь 2020-7 г. Рик Бернс
6
Вид на округ Джефф Дэвис из пустынного заповедника Чиуауа, Форт-Дэвис, Техас.
Олимпос, Остров Карпатос по миру-на-земле.org
6
Пейзаж Карпатоса по миру-на-земле.org
6
Xiaomi Mi10 T Pro от Testfoto Герт де Вель
37
industrieterrein op vroegere, сайт Philips в Лимбурге (Хасселт)
Нантулле, Франция по миру-на-земле.org
5
CCCP-04102 — Миль Ми-10 Шон Ноэль О’Коннелл
19
ВВС СССР
Советский военный вертолет схемы «летающий кран», разработанный на базе Ми-6, поступивший на вооружение в 1963.
Производство началось 5 марта 1964 г. на заводе в Ростове-на-Дону, первый полет серийного самолета состоялся 10 сентября 1964 г. Всего с 1964 г. было построено сорок длинноногих вертолетов Ми-10. до 1969 г.
CCCP-04102 (44 белый) впервые был выставлен в Западной Европе на Парижском авиасалоне в июне 1965 г. в аэропорту Ле Бурже. Списан в Центральный музей ВВС в подмосковном Монино в декабре 1974 года.
28-08-2019
Эсковеду, Южная Сардиния по миру-на-земле.org
4
Мелун, Франция по миру-на-земле.org
4
Каската делле Марморе / Водопад Марморе по миру-на-земле.org
6
Баффинова Земля по миру-на-земле.org
4
Баффинова Земля по миру-на-земле.org
4
Рядом с Серраманна, Сардиния по миру-на-земле.org
4
Страда Коллегаменто Серраманна
Афины Сити по миру-на-земле.org
5
Гренландия по миру-на-земле.