Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

На вооружение китайского вертолета «WZ-10» ударного типа поступили новые ракеты — ПТУР. Ресурс «Chinese Military Review» представил общественности снимки вертолета «WZ-10» с новейшими ракетами на подвесках.
Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

Эти ракеты являются образцами управляемых противотанковых ракет. Кроме данных ракет, вертолет обеспечили автоматической пушкой расположенной в носовой части и ракетами класса «Air-to-air» TY-90. Как всегда китайские военные держат в тайне характеристики нового вооружения, засекречены и ТТХ новых ракет. Исходя из информации неофициальных источников, военные эксперты считают, что китайские ПТУРы «HJ-10» схожи по характеристикам с ракетами американских «Апачей» — AGM-114 Hellfire. Согласно опубликованной статье на ресурсе «Chinese Military Review», противотанковые «HJ-10», в переводе «Красная стрела» могут быть оснащены широким диапазоном головок самонаведения. ГСН могут быть с инфракрасными датчиками лазерного наведения, радаром миллиметрового диапазона. Сам вертолет проектируется и разрабатывается уже 15 лет. Первый образец WZ-10 поднялся в небо в 2003 году. Поступил на вооружение НОАК в 2009 году. Сам «WZ-10» имеет фюзеляж узкопрофильного типа, ступенчатую двойную кабину. Впереди находится наводчик, позади него расположили кресло пилота. Поднимают вертолет в небо два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PT6C-67C обшей мощностью 3050 л.с. Вертолет оснащен системой управления электродистанционного типа, лобовое стекло имеет систему индикации. Кроме того, вертолет обеспечили различными датчиками, автоматической системой запуска ложных целей, имеется генератор инфракрасных помех. «WZ-10» по классу относится к таким вертолетам, как «Denel AH-2 Rooivalk» и «A129 Mangusta». По своим характеристикам китайский «WZ-10» позиционируется ниже американского вертолета «AH-64 Apache». Вертолет ударного типа «WZ-10» — модификация перспективного десантно-транспортного вертолета «Z-10» .

Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

Вертолет «WZ-10» разработан научно-исследовательским институтом «CH-DI». Разработка вертолета проходила совместно с французским подразделением Еврокоптера и англо-итальянской компанией «Агуста-Уэстленд». Французы спроектировали несущую систему вертолета «WZ-10», англичане и итальянцы – трансмиссию. Полное имя — Zhishengji-10. Вертолет создан по одновинтовой схеме с 3-х опорным шасси и опорой хвостовой части. В фюзеляже применены композитные материалы, вертолет имеет короткое крыло с клиновидными консолями. Крыло и фюзеляж укреплены, исходя из возможности аварийной или непредвиденной посадки. Винт имеет пять лопастей, правое вращение и может выполнять свои функции даже при попадании в него из стрелкового оружия. Рулевой винт имеет четыре лопасти, состоит из 2-х модулей и расположен на хвостовой балке справа. Винтокрылая машина способна транспортировать габаритные грузы. По известным данным, максимальный взлетный вес вертолета до 6 тонн. На борту расположена предупредительная система о запуске ракет и система обнаружения лазерного облучения. В носовой части стоит обзорно-прицельная система, и на турели установили инфракрасную систему переднего обзора. Снизу, под фюзеляжем, стоит система автоматического запуска ПРЛ отражателей и ИК ловушек. Вооружение – пушка 20-30 мм калибра, ракеты класса «Air-to-air» VP TY-90 и ПТУРы HJ-10 или блоки НАР. В данное время китайские конструкторы трудятся над собственной разработкой двигательных установок «SAFC WZ9»

Еще один таинственный представитель китайской авиапромышленности — вертолет «Z-19». Скорее всего, данный вертолет заменит европейский «Eurocopter Dauphin». Интернет-ресурс «China Defense Blog» представил на обозрение снимок ударного «Z-19». Новая машина двухместного типа, является модификацией «Z-9W».

Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

Внешне вертолет напоминает европейский вертолет «Eurocopter Dauphin». Но здесь ничего удивительного нет, ведь базовый «Z-9W» создавали по лицензии «Dauphin». Китайские конструкторы внесли в конструкцию вертолета кое-что новое. Вертолет получил элементы малозаметности, снизили шум работы двигателя и шум газовых отработок, покрасили фюзеляж радиопоглощаемой краской. Практически все основные элементы остались от «Z-9W», проверенные временем они снижают риски эксплуатации вертолета. Возможно китайские конструкторы создадут свой двигатель, но пока используются базовые двигатели. Вертолет создается как дополнение к «крупногабаритному» Z-10. Вероятно, китайские военные будут использовать связку вертолетов для выполнения различных задач. Вооружение стандартное: ПТУРы, пушка калибра 23 мм, ракеты «Air-to-air» и НАР в различных конфигурациях.

Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение

Приложение — Коммерсантъ Вертолетная промышленность (96899)

Китай рассматривает вертолетную промышленность как одну из важнейших точек роста своего авиакосмического промышленного комплекса. Стратегической целью реорганизации вертолетной индустрии, проведенной в 2008 году, является завоевание 15% мирового рынка вертолетов в ближайшие 20 лет.

Армия и народ

Китайская вертолетная промышленность сохраняет многие недостатки, характерные для китайского ВПК и большинства высокотехнологичных отраслей в целом. Это недостаточный потенциал самостоятельных инноваций, зависимость от поставок импортных компонентов и постепенная утрата ценовых преимуществ при не всегда высоком качестве.

Важнейшей проблемой для китайской авиационно-промышленной корпорации Avicopter, государственного холдинга по производству вертолетов, является слабость его позиций даже на внутреннем рынке гражданской техники. В 2015 году Avicopter продал в Китае лишь четыре гражданские машины. Компании с трудом удается реализовывать свою продукцию даже таким лояльным потребителям, как полиция и чрезвычайные службы: они чаще выбирают западные машины, собранные в КНР по «отверточной» технологии.

В прошлом году, по данным гонконгской консалтинговой компании AGS, в Китае было продано 62 газотурбинных гражданских вертолета, в том числе 23 машины производства Airbus и 13 — Bell Helicopter. На третьем месте находилась Sikorsky Aircraft с 11 машинами, а четвертое делили Finmeccanica Helicopters и «Вертолеты России», поставившие по 5 гражданских машин. Российские поставки — это пожарные вертолеты Ка-32А11ВС.

Всего по состоянию на 2015 год в Китае эксплуатировалось более 700 гражданских вертолетов. Из них 246 приходилось на малые поршневые машины производства Robinson Helicopter, 11 единиц на технику марки «Ми», 12 — марки «Камов». Вертолеты китайского производства составляют около 2,1% парка.

Совершенно другая картина в парке военных вертолетов, эксплуатируемых Народно-освободительной армией Китая (НОАК) и Народной вооруженной полицией (аналог российской национальной гвардии): эти структуры закупают почти все 200 вертолетов, производимых Avicopter каждый год. Только сухопутные войска НОАК имеют более 1 тыс. вертолетов, в основном произведенных Avicopter.

На втором месте по общему числу эксплуатируемых в Китае боевых вертолетов находится российская техника: только машин Ми-8/Ми-17 в китайских вооруженных силах больше 400. Зависимость от поставок средних российских транспортных вертолетов сохраняется, несмотря на расширение производства китайских машин семейства Z-8, находящихся примерно в той же категории. Техника собственного производства пока не вполне удовлетворяет китайских военных с точки зрения эксплуатационных характеристик.

На своем крыле

Тем не менее Китай является четвертым по значению центром вертолетостроения в мире после США, Европы и России. Экспорт вертолетов военного назначения в 2014-2015 годах, по неполным данным стокгольмского института SIPRI, составил около 30 машин. Китай активно строит мировую сервисную сеть для своих вертолетов и переходит от простого экспорта вертолетной техники к передаче лицензий на ее производство. В 2012 году аргентинский производитель Fabrica Argentina de Aviones приступил к выпуску легких вертолетов AE-350 — лицензионного варианта китайского Z-11.

КНР самостоятельно удовлетворяет потребности своих вооруженных сил в боевых вертолетах, легких и частично средних транспортных вертолетах и в большинстве типов вертолетов для военно-морских сил. Среди других государств, пожалуй, только США и Россия могут похвастаться более высоким уровнем самообеспечения вертолетной техникой. Самодостаточность в производстве военных вертолетов дает надежды на наращивание экспорта и важна с военно-политической точки зрения.

Перед отраслью стоят две задачи. Необходимо повышать качественные и количественные показатели

Боевые вертолеты КНР. Авиация и время 2013 05

Боевые вертолеты КНР

Сергей Михайлов/ Москва

Выставка Airshow China, прошедшая осенью 2012 г., вновь преподнесла несколько сюрпризов, заставивших СМИ в очередной раз поразмышлять о бурном развитии авиационной промышленности Китайской Народной Республики. На этот раз в области боевых вертолетов. Впервые на выставке в воздухе были продемонстрированы сразу два образца: вертолеты WZ-10 и WZ-19. Достоверной информации по этим машинам было не много, а вот догадок и предположений — предостаточно.

Необходимость наличия у сухопутных войск полноценного боевого вертолета в НОАК осознавали достаточно давно. В начале 1980-х гг. там приступили к формированию опытных подразделений воздушной огневой поддержки. С 1982 г. в некоторых частях восточных военных округов на учениях стали применяться «малые» эскадрильи вооруженных транспортных вертолетов. Уже на начальном этапе стало ясно, что для выполнения боевых задач требуется специализированный вертолет, который должен составить основу нового рода войск. Однако в те годы создание такой машины для авиапромышленности КНР было непосильной задачей. Получить от Запада готовое решение проблемы оказалось невозможным ввиду жестких ограничений экспорта необходимых технологий. Не лучше складывались отношения и с СССР, к тому же советские боевые вертолеты по каким-то причинам китайцев не устраивали.

В конце 1970-х гг. руководство страны решило активно развивать гражданское вертолетостроение, что позволяло накопить необходимый опыт и получить нужные технологии. Первым шагом стала лицензионная сборка французского вертолета AS365N1 Dauphin. 2 июля 1980 г. было подписано соглашение с французской компанией Aerospatiale (сегодня она входит в концерн Eurocopter). Харбинская корпорация НАМС должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР. Сборка началась в 1981 г. Первая партия включала 28 машин, которым присвоили местное наименование Z-9. Следующие 20 вертолетов соответствовали варианту AS365N2 и назывались Z-9A. Последний из них был собран в январе 1992 г.

Легкий многоцелевой вертолет Z-11W

В 1985 г. вертолетное производственное объединение Hafei в Чанхэ (г. Цзинджчжэнь, провинция Цзянси) начало выпуск вертолета Z-8 (аналог SA321Ja Super Frelon) взлетной массой 12 т. В 1986 г. в НОАК создали авиацию сухопутных войск, основу которого должны были составлять вертолетные подразделения. По мнению некоторых тайваньских экспертов, к тому времени Z-9 не удовлетворял китайских военных, и они остро поставили вопрос о необходимости вооружения частей НОАК современной вертолетной техникой.

В начале 1990-х гг., после известных событий на площади Тяньаньмэнь и последовавших санкций Запада, Китай испытывал жесткие ограничения на получение новых технологий. К тому времени в СССР шли испытания Ми-28А и Ка-50, которые стали показывать на международных авиасалонах. Учитывая наметившееся потепление отношений, руководство КНР обратилось с предложением купить партию боевых вертолетов «Ми», но получило отказ.

Уже после распада СССР Китай начал получать российские вертолеты Ми-17. По данным журнала Flight, к концу 2012 г. на вооружении ВВС насчитывалось 330 машин семейства Ми-8/17, и было заказано еще 52 вертолета. В ноябре 2000 г. на выставке в Чжухае россияне показали вертолет Ка-50. В начале XXI века китайские летчики ознакомились и с Ми-35, но заказов на него не последовало. В ходе выставки Airshow China-2004 Генеральный конструктор МВЗ Алексей Самусенко сообщил, что Китаю предложен ночной ударный вертолет Ми-28НЭ. Машина получила экспортный паспорт и разрешение на поставку в КНР. Но и этот вертолет в Китай не попал.

В 1991 г.[1] институт CHRDI приступил к созданию легкого вертолета Z-11, который был поразительно похож на европейский AS350B Ecureuil. Первый полет Z-11 состоялся 22 декабря 1996 г. К тому времени в Китае уже эксплуатировались 8 вертолетов Ecureuil, построенных в Европе. Однако китайцы заявляли, что Z-11 полностью разработан местными специалистами. В апреле 2001 г. он получил сертификат типа.

Среди вариантов вертолета есть и военный — Z-11WA, способный нести 4 ПТУР HJ-8, контейнеры с пушками или блоки НАР. «Шарик» с датчиками оптико-электронных систем был установлен над кабиной экипажа. В 1997 г. появились сообщения, что ВВС НОАК заказали 20 таких вертолетов для 4-го авиаполка армейской авиации.

В 1992 г. в Поднебесной новый импульс получила программа овладения «критическими технологиями». В 1994 г. заместитель главного инженера завода Hafei Ли Мин начал разрабатывать технологию производства лопастей винтов из композитных материалов, что было включено отдельной строкой в государственный план на 8-ю пятилетку. Одновременно шло формирование производственного центра с собственной исследовательской базой.

К тому времени в КНР был освоен выпуск деталей вертолетов Z-9, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено производство двигателяTurbomecaArriel 1С1 мощностью740 л.с., получившего обозначение WZ8A. Планеры двух вертолетов Z-9A-100 уже на 72,2 % были китайскими, а двигатели — на 91 %. Первая машина поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство, получив обозначение Z-9B. В отличие от французского аналога AS365N его фенестрон включал 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических.

На вооружение Z-9B был принят в 1994 г. и пока остается самым массовым вертолетом армейской авиации НОАК. Он способен перевозить 8-10 бойцов с экипировкой, решать задачи спасения и связи, управления артиллерией, РЭБи др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа.

Для авиации ВМС НОАК выпускается специализированный вариант Z-9C, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС. В состав вооружения входят две торпеды или ПКР с телевизионным наведением.

Накопленный опыт позволил создать и ударный вариант Z-9W (или WZ-9 — Wuzhuang Zhisheng-9). Его первый полет состоялся в 1989 г., и вскоре машину запустили в производство. В состав вооружения были включены 4 ПТУР Norinco HJ-8A или HJ-8E, два контейнера с 12,7-мм пулеметами или с пушками калибром 23 мм, два блока НАР калибром 57 или 90 мм.

Предусматривалась также подвеска управляемых ракет TY-90, которые прошли испытания в 1998 г. В противотанковой конфигурации Z-9W оснащался гиростабилизированным оптическим прицелом, установленным над кабиной. Вертолеты оснащались двигателями WZ8G (китайский вариантТВД Arriel 2С, созданный предприятием SAEC) мощностью по 839 л.с., или, что более вероятно, двигателями WZ8F мощностью по 764 л.с.

Экспортный вариант вертолета Z-9W получил обозначение Z-9G. На нем устанавливались двигатели WZ-8A (лицензионные французские ТВД Arriel 1C) мощностью по 705 л.с. Затем последовали разведчикZ-9WZ (2004 г.), усовершенствованный вариант Z-9WE (2007 г.) и ночной вариант Z-9WA, который легко отличить по «шарику» оптико-электронной системы под носовой частью фюзеляжа. Приборная доска кабины была дополнена двумя большими многофункциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим экраном в центре приборной доски.

В 2012 г. ВВС КНР эксплуатировали 210 вертолетов семейства Z-9, еще 25 машин служили в ВМС страны. Z-9 экспортировали в Боливию, Камбоджу, Кабо-Верде, Гану, Кению, Лаос, Мали, Мавританию, Намибию, Венесуэлу, Пакистан, Замбию и Египет.

Ночной ударный вертолет Z-9WA

Подвесное вооружение вертолета Z-9W

Следующий военный вариант этого вертолета — WZ-19 — существенно отличался по конструкции от своих предшественников. Трансмиссия и хвостовая часть фюзеляжа, судя по фотографиям, изменились мало, а носовая часть и нижняя часть средины фюзеляжа были переделаны полностью. Фюзеляж стал значительно уже, пилоты располагались тандемом в двухместной кабине.

Этот вертолет разработала Харбинская авиационно-промышленная группа (HAIG). Его изображения появились в Интернете в день китайского Нового года — 30 января 2011 г. Согласно источникам в Сети, первый полет WZ-19 выполнил в мае 2010 г., однако предполагается, что 18 сентября того же года опытный экземпляр разбился. По крайней мере, один вертолет (или макет) был построен с Т-образным оперением. В марте 2011 г. стало известно, что в состав вооружения вертолета входят ПТУР KD-8, УР «воздух-воздух» PL-90, блоки НАР, контейнеры с пушками калибром 23 мм.

Вероятно, этот вертолет был создан в качестве «дополнения» более тяжелого WZ-10. До недавнего времени эксперты полагали, что первые исследования возможности создания собственного армейского боевого вертолета в Китае начались еще в конце 1970-х гг. Однако тогда работы не вышли из стадии теоретических изысканий. Вторая попытка была предпринята не ранее 1994 г. Вероятно, разработку боевого вертолета в КНР начал институт CHDRI (Chinese Helicopter R & D Institute) с привлечением 602-го и 608-го НИИ. Стремясь задействовать в проекте западных партнеров, боевой вертолет «маскировали» под якобы создаваемый параллельно гражданский вариант.

Такая уловка принесла плоды. 15 мая 1997 г. был заключен контракт с французским отделением концерна Eurocopter на разработку несущей системы (сроком на 9 лет, его стоимость оценивалась в 70–80 млн. USD). 22 марта 1999 г. последовала еще одна сделка (ее стоимость оценивали в 30 млн. USD) — на этот раз с фирмой Agusta. Итальянские специалисты должны были «консультировать» при разработке трансмиссии (а фактически, по некоторым данным, ее спроектировали) и провести «анализ вибраций». Тема «китайский средний вертолет» (СМН — China Medium Helicopter) появилась в документах концерна AgustaWestland в июле 2002 г. Тогда же в китайских источниках появилось название Z-10. По некоторым данным, итальянцы поставили в Китай три комплекта трансмиссии, четвертый комплект был изготовлен совместно. Наконец, в середине 2001 г. был заключен контракт с канадской фирмой Pratt & Whitney of Canada (P & WC) на поставку десяти двигателей РТ6С-67С для комплектации первых пяти опытных образцов нового вертолета.

Одновременно Китай активно интересовался южноафриканским вертолетом Rooivalk и в 2001 г. даже попытался купить один экземпляр, но фирма Denel предложение отклонила. Следствием этого процесса стало появление в Интернете картинок вертолета Rooivalk с опознавательными знаками ВВС КНР.

Громкое заявление на выставке «Хели Экспо-2013» в Лас-Вегасе (шт. Невада) сделал Генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев. По его словам, технический проект вертолета в весовой категории 6 т был разработан фирмой «Камов» в рамках контракта с китайским правительством. Тут же был продемонстрирован слайд с изображением общего вида вертолета «941», подписью Сергея Михеева и датой — 11.01.1996 г.

Z-11W

Z-9W с ПТУР HJ-8

Z-9WA

WZ-19

«По понятным причинам, эта информация держалась в секрете, — сказал он корреспонденту еженедельника «Флайт». — Проект «941»… не базировался на какой-либо конструкции ударного вертолета советской эпохи, а специально разрабатывался под уникальные требования КНР. Они задали нам желаемый вес, мы обсудили предварительные эксплуатационные характеристики, подписали контракт и выполнили его». По словам Михеева, в последующей работе, связанной с созданием вертолета WZ-10, фирма «Камов» не принимала участия, и остальная часть работ была выполнена в Китае в рамках полученного кредита. Она включала создание опытных образцов и боевой машины, которая в настоящее время принята на вооружение китайских Вооруженных сил.

Более подробно процесс разработки проекта «941» описал Михаил Лавров в апрельском номере журнала «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра». Переговоры по разработке аванпроекта боевого вертолета начались в 1994 г., а 12 июня 1995 г. камовцы уже получили исходные данные для проекта, в которых указывалось, что вертолет должен быть двухместным с тандемным расположением экипажа, выполнен по нормальной схеме с рулевым винтом. Вооружение: пушка калибром 23 мм, ПТУР, блоки НАР и артиллерийские контейнеры на внешней подвеске. Тип двигателей задан не был, называлась только мощность и расход топлива. Состав БРЭО и требования к живучести описывались достаточно подробно. Проект был разбит на несколько этапов, каждый из которых требовал защиты перед заказчиком.

С. Михеев поручил руководство работой начальнику отдела технического проектирования В. Дорину, внешний облик вертолета сформировал С. Носов. В 1996 г. материалы проекта (компоновка, результаты аэродинамических продувок модели и т. д.) были переданы заказчику. Окончательная защита аванпроекта состоялась в КНР. Работу принимал лично генеральный директор CHDRI У Фа Лин.

Промышленная группа CHAIG (Changhe Aircraft Industries Group или Changhe Feiji Gongye Gongsi) к тому времени уже имела определенный опыт строительства винтокрылых машин. Здесь с 1985 г. выпускали вертолеты Z-8, с 1997 г. — Z-11. С конца 1990-х завод изготавливал хвостовые части американских вертолетов S-92, фюзеляжи вертолетов Schweizer 300, фюзеляжи и хвостовые балки вертолетов А 109Е.

Трансформация проекта «941» в реальный вертолет, судя по всему, шла с трудом. В Интернете есть фотографии (скорее всего макета) машины, которая в точности соответствовует аванпроекту. По мере появления реальных агрегатов — трансмиссии и двигателей, облик вертолета несколько изменился.

Проект сразу получил уровень особой секретности, сопоставимый с таковым истребителя J-10. Заместитель начальника управления закупок вооружений НОАК генерал-полковник Сюй Хуанчжун лично постоянно навещал компанию и контролировал ход работы. Но режим секретности продержался недолго. В мае 1999 г. тайваньская газета «Дуньлинь Синьвэньбао» опубликовала обзорную статью по проекту, в которой назвала примерные сроки его выполнения. По мнению тайваньских военных, вертолет должен был совершить первый полет в сентябре 1999 г. По их утверждению, в мае на аэродроме исследовательского вертолетного центра Наньчана уже стояли пять машин, подготовленных для проведения испытаний. В этой же статье со ссылкой на тайваньских военных утверждалось, что уже в 2000 г. на одном из заводов корпорации AVIC–II должно начаться производство установочной партии.

То ли из-за проблем с работами по вертолету WZ-10, то ли из-за стремления срочно сократить отставание от Тайваня, который планировал приобрести партию боевых вертолетов в США, в 2000 г. правительство Китая вновь обратилось к России с предложением купить партию Ка-50. Получив «грубый и немотивированный отказ», руководство страны приняло решение ускорить темпы работ по проекту WZ-10.

Вертолет Z-9W, вооруженный ПТУР

Подготовка торпед к подвеске на вертолеты Z-9C

Ударный вертолет WZ-19

В 2002 г. были готовы два опытных экземпляра: «01»для наземных испытаний и «02» — летный. В мае 2002 г. начались наземные комплексные испытания опытного образца, которые прошли успешно. По данным тайваньских военных, 17 декабря 2003 г. опытный образец поднялся в воздух. Согласно другим данным, первый взлет состоялся 29 апреля 2003 г. или в марте того же года. Первый этап испытаний завершился к концу года, после чего машина была несколько доработана. В частности, четырехлопастный несущий винт заменили пятилопастным, изменили конфигурацию выхлопных устройств двигателей.

В 2004 г. на испытания вышел второй летный экземпляр. К тому времени на заводе в Changhe построили 6 вертолетов. Доподлинно известно, что в течение 2004 г. все они были переданы на испытания. Одна машина разбилась в ходе испытательного полета из-за неполадок в гидравлической системе. 15 декабря 2004 г. на одном из опытных вертолетов совершил пробный полет командующий авиацией сухопутных войск НОАК Жун Сяншэн. Он сам управлял машиной и после полета дал ей высокую оценку. Через два дня, 17декабря 2004 г., генеральный директор корпорации AVIC–I Лю Гаочжоу с группой экспертов посетил 602-й НИИ. Он высоко оценил результаты работы по проекту WZ-10.

Именно с декабря 2004 г. и начались интенсивные летные испытания. По свидетельствам проживающих в районе аэродрома жителей, полеты проводились днем и ночью. В марте 2005 г. интенсивность испытаний несколько снизилась, хотя был построен и совершил первый полет по крайней мере еще один опытный вертолет. К октябрю налет всех опытных машин превысил 400 ч. К началу февраля 2006 г. планировалось перенести испытания на полигон для проведения практических стрельб.

В 2006–2007 гг. один вертолет проходил испытания в CFTE (China Flight Test Establishment), еще два — на авиабазе ВВС в Цзиндэчжень. В конце 2007 г. сообщалось, что испытания вошли в финальную фазу. Всего было построено 6 или 8 опытных вертолетов, в том числе, как минимум, 4 проходили летные испытания. Один из них был разрушен на посадке в июле 2007 г. К началу 2007 г. налет опытных вертолетов достиг 500 ч.

WZ-10 (борт. № 034)

WZ-10 (борт. № 03 до и после доработки)

WZ-10 (борт. № LH96101)

WZ-10 (борт. № LH96101)

Оценочные испытания вертолета в армейской авиации НОАК проходили в 2006–2007 гг., после чего WZ-10 был рекомендован к запуску в серийное производство и для постановки на вооружение. Ожидалось, что это может произойти в 2008–2009 гг.

Однако возник вопрос с двигателями. Международное сотрудничество было поставлено под угрозу, когда в октябре 2007 г. в брошюре завода Changhe двигатели боевого вертолета были идентифицированы как изделия канадской фирмы. Представитель P & WC заявил тогда, что действительно компания в 2001–2002 гг. поставила КНР 10 двигателей РТ6С-67С для оснащения гражданского варианта вертолета, а «боевой вариант получит двигатели национальной разработки».

Под давлением США канадцы приостановили сотрудничество по проекту, и китайским специалистам ничего не оставалось, как рассчитывать только на свои силы. Но созданный ими двигатель WZ9 оказался менее мощным, чем оригинальный РТ6С-67С, что, естественно, сказалось на характеристиках вертолета. В связи с этим была предпринята попытка снизить массу конструкции вертолета. По другим сведениям, рассматривались многие варианты силовой установки, в том числе и двигатели фирмы Turbomeca. В итоге разработчики остановились на турбовальных двигателях MTR390 европейской компании MTR. Активное участие в выборе двигателя принимали специалисты 602-го НИИ. Была разработана программа улучшения технических характеристик двигателя, повышения надежности его систем. По некоторым сведениям, все это удалось реализовать на практике, что позволило обеспечить вертолет мощным и надежным двигателем, «а также повысить вес полезной нагрузки с 1500 до 2000 кг».

В начале 2010 г. из КНР стали поступать сообщения, что серийное производство WZ-10 все-таки началось. Его развернули не на харбинском заводе, который продолжает изготавливать вертолеты семейства Z-9, а на авиационном заводе в «небольшом» (всего 1,5 млн. жителей) городишке Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси).

Серийный вариант вертолета (по некоторым сведениям, он носит название WZ-10M) несколько отличается от первых опытных образцов. Например, увеличено боковое остекление кабины экипажа, сделаны сдвижные форточки. Существенно изменилась конфигурация мотогондол, на которых появились «нормальные» воздухозаборники, прикрытые сетками. Выхлопные трубы двигателей направлены вбок (на опытных экземплярах — вверх). Изменился состав оборудования, странную бочкообразную конструкцию под носом фюзеляжа сменил обычный «шарик» с датчиками оптико-электронной системы.

Эксплуатационные испытания проходили с конца 2010 г. в 5-м вертолетном полку ВВС НОАК (PLA 5th Light HeliaJ Regiment) в Хучжоу. В них принимали участие, по крайней мере, 7 вертолетов (бортовые номера LH 95102-LH 95112).

Вертолет WZ-10 выполнен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и Х-образным рулевым винтом. Два турбовальных двигателя установлены по бокам фюзеляжа, позади главного редуктора. Фюзеляж имеет характерную «оребренную» форму. Бронированная кабина экипажа с плоским остеклением выполнена по схеме «тандем». Трапециевидное крыло небольшого размаха используется для разгрузки в горизонтальном полете несущего винта и крепления узлов подвески вооружения. Шасси вертолета — неубираемое, колесное, с хвостовой опорой.

Армейский боевой вертолет WZ-10

Подвижная пушка и блок датчиков прицельной оптико-электронной системы. Справа — один из опытных WZ-10

Считается, 4TOWZ-10 имеет электродистанционную систему управления, а приборное оборудование строится по принципу «стеклянной кабины». В носовой части фюзеляжа размещена поворотная турель с прицельной оптико-электронной системой, включающей, вероятно, тепловизионный и телевизионный каналы, а также лазерный дальномер-целеуказатель. В состав бортового оборудования также входят современные системы навигации и радиосвязи, бортовой комплекс обороны, состоящий из различных пассивных и активных средств противодействия.

Комплекс вооружения вертолета включает носовую установку с пушкой калибром 23 мм, а также подвешиваемые на подкрыльевых пилонах (по два узла под каждой консолью крыла) до восьми противотанковых управляемых ракет типа HJ-9 или HJ-10 (аналоги ПТУР «Тоу» и «Хеллфайр» соответственно), до восьми УР «воздух-воздух» TY-90 и блоки НАР разных калибров.

WZ-10 был принят на вооружение в феврале 2011 г. По некоторым данным, такие машины поступили на вооружение 5-й вертолетной бригады 1-й армии Нанкинского военного округа (г. Нанкин), 8-й вертолетной бригады 38-й армии Пекинского военного округа (Баодин, провинция Хэбэй), 6-й вертолетной бригады 42-й армии Гуанчжоуского военного округа (аэродром Саньшуй-Даляо, провинция Гуандун), 9-й вертолетной бригады 54-й армии Цзинаньского военного округа (г. Синьсян, провинция Хэнань), 1 — й вертолетной бригады 39-й армии Шэньянского военного округа (г. Ляоян, провинция Ляонин).

Один из Z-11W, поставленный для армейской авиации Аргентины. С 2013 г. на местном авиазаводе FAdeA эти вертолеты выпускаются по лицензии

Z-9C авиации ВМС НОАК

Группа вертолетов Z-9WA из 4-го авиаполка армейской авиации КНР

Один из опытных вертолетов WZ-10

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Китайские вертолёты вооружились новыми ракетами?

Китайские боевые вертолёты, возможно, получили новое вооружение. Вчера, 3 августа, в соцсетях появилось изображение неопознанной ракеты класса «воздух-земля», выпущенной с ударного вертолёта Z-10.

На кадре из видосюжета, снятого государственным телеканалом China Central Television 13 (CCTV 13) на учениях авиационных подразделений сухопутных войск НОАК, видно, что новое оружие похоже на ракету Blue Arrow 21 (BA- 21). Эта ракета, разработанная китайской госкорпорацей Norinco, два года назад демонстрировалась на выставке Airshow China 2018 в Чжухае. По неофициальным данным, дальность действия BA-21 составляет около 18 км. При этом неопознанная ракета имеет другую конфигурацию хвостовой части по сравнению с ракетой BA-21, показанной на Airshow China 2018.

​Кадр из видеосюжета, снятого телеканалом CCTV 13 facebook.com - Китайские вертолёты вооружились новыми ракетами? Кадр из видеосюжета, снятого телеканалом CCTV 13
facebook.com

Основной боевой вертолёт НОАК Z-10 (также известен как WZ-10) разработан в Китае на основе эскизного проекта российского ОКБ Камова, выполненного в 1995 году. Z-10 построен по классической схеме с тандемным размещением экипажа, который состоит из 2 человек. Машина предназначена, в первую очередь, для борьбы с танками, но также может уничтожать воздушные цели. Помимо управляемых и неуправляемых ракет, Z-10 вооружён 23-мм пушкой.

​Ударный вертолёт Z-10 chinesemilitaryreview.blogspot.com - Китайские вертолёты вооружились новыми ракетами? Ударный вертолёт Z-10
chinesemilitaryreview.blogspot.com

Новые китайские вертолеты Z-20 на вооружении армейской авиации НОАК

Качественные фотографии новых китайских многоцелевых вертолетов Z-20, поступивших на вооружение одной из частей армейской авиации НОАК и свидетельствующие, что насыщение частей этими вертолетами, начатыми серийными поставками только в конце 2018 года, продолжается. Сама часть не называется, но судя по бортовому номеру (LH951725) вертолета Ми-17-1В, засветившемуся в той же фотосессии (наряду также с вертолетами Z-9 и WZ-10), речь идет, согласно западным данным о распределении бортовых номеров, о сформированной в конце 2017 года 81-й бригаде армейской авиации Центральной зоны боевого командования НОАК в Тунсяне в Тунчжоу (южный пригород Пекина) (серия бортовых номеров LH951ххх).

fe63fab5eb87

Новый китайский многоцелевой вертолет Z-20, предположительно, из состава 81-й бригады армейской авиации Центральной зоны боевого командования НОАК в Тунсяне в Тунчжоу (южный пригород Пекина) (с) via china-defense.blogspot.com

Напомним, что ранее в 2019 году первые поступившие в состав строевых частей армейской авиации НОАК серийные вертолеты Z-20 были замечены в составе 161-й воздушно-штурмовой бригады Центральной зоны боевого командования НОАК в Синьсяне (провинция Хэнань) (серия бортовых номеров LH953ххх). 1 октября 2019 года шесть вертолетов Z-20 были продемонстрированы на военном параде в честь 70-летия КНР.

Вертолет Z-20 имеет класс взлетного веса около 10 тонн и выглядит как полный клон американского вертолета Sikorsky UH-60 Black Hawk, визуально отличаясь главным образом несколько иной несущей системой (имеющей в частности пятилопастный несущий винт). Напомним, что в КНР в 1980-е годы были поставлены 24 вертолета Sikorsky S-70C-2 — «коммерциализированной» версии вертолета UH-60, которые до сих пор находятся в эксплуатации в армейской авиации НОАК.

Разработка Z-20 осуществлялась с 1990-х годов совместно научно-исследовательским институтом AVIC China Helicopter Research and Development Institute (CHRDI, ранее НИИ-602) и обеими китайскими вертолетостроительными предприятиями — Harbin Aircraft Industry Group (HAIG, в составе Hafei Aviation Industry Company) в Харбине и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC, бывшее Changhe/Jingdezhen Aircraft Industry Group). в Чанхэ (город Цзинджчжэнь). Первоначально программа именовалась СМН.

Строительство прототипов Z-20 и его серийное производство осуществляется HAIG в Харбине. Первый прототип Z-20 (бортовой номер «20001») совершил первый полет в Харбине 23 декабря 2013 года. Всего к концу 2015 года было построено не менее шести летных опытных образцов Z-20, и серийное производство для НОАК было начато в 2018 году.

До сих пор неясным остается вопрос о двигателях вертолета Z-20. Предположительно, прототипы оснащались двумя китайскими турбовальными двигателями WZ-9 разработки и производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC, Чжучжоу, провинция Хунань), которые используются на китайском боевом вертолете WZ-10. Однако сообщалось, что на серийных машинах Z-20 планировалось использовать разрабатываемые CNSAIC перспективные двигатели WZ-11 (cчитается, что это безлицензионный клон Pratt & Whitney Canada PT6B-67) или WZ-16 (фактически модифицированная лицензионная деривация двигателя Turbomeca Ardiden, изначально предназначенная для китайско-европейского вертолета Z-15).

d8ac0d356877

0dfe4d694470

Новые китайские многоцелевые вертолеты Z-20, предположительно, из состава 81-й бригады армейской авиации Центральной зоны боевого командования НОАК в Тунсяне в Тунчжоу (южный пригород Пекина) (с) via china-defense.blogspot.com

Музей ВВС Китая ч.6: Вертолеты

В самом дальнем углу музея,на открытом воздухе собраны представители нескольких поколений вертолетного парка китая. Начиная от наших Ми-4,далее их лицензионные копии Z-5, глубоко модернизированный китайцами Ми-4,превратившийся в Z-6 и наконец снова наши Ми-8 и Ми-6.

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Парочка наших Ми-4 обосновались на этой открытой площадке.Первый зеленый Ми-4 с бортовыми номерами 7272.

В нашей стране отдельные вертолеты этой модели эксплуатировались до 1980-х годов. Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования катастрофы Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области


Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащенным встроенным вооружением.
В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом ТКБ-481М


Но и здесь разбито стекло. Я уж не полез внутрь,кто его знает,как отреагируют китайцы.

Мне порой кажется,что китайцы слегка приукрашивают действительность на табличках с описаниями самолетов-вертолетов.Попытка заглянуть внутрь салона. Не удалась,но зато понятно,что я все же был в этом музее:-))

мощные стойки шасси.Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.


Вид сзади,видны грузовые двери.У многих экспонатов стоят огнетушители,но не у всех. Означает ли это ,что борт более пожароопасен,чем остальные?

Вид справа. Еще раз отметим круглые иллюминаторы у наших вертолетов.

второй Ми-4,белого цвета,номер 8673.

У этого вертолета присутствуют крепления по бокам,для дополнительного оборудования и возможно вооружения? Или только баки?

Хвостовое оперение.Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.За ним видим три из четырех Ми-8.

вид сзади:Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками.


Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой;

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.

а вот и этот дополнительный подвес,что это такое?

В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т.

С передними колесами у него какие-то нелады.

Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним.

Далее переходим к Z-5, перед нами вертолет,которым управляли верные солдаты Chen Xiu-wen,которые смогли предотвратить предательство группы Lin Biao:-))) Вот они ,три штуки. Внешнее различие от родных Ми-4,это прямоугольные иллюминаторы вместо круглых у Ми-4.

Z-5 (Zhishengji-5) — многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе советского вертолета Ми-4. Разработка вертолета была начата в 1958 году(а на табличках написано,что успешно был клонирован Ми-4 в 1950 году?:-))).

Необходимая документация была передана китайским авиастроителям в 1958 году,сборку вертолета Ми-4 поручили предприятию в Харбине. Машина получила обозначение Z-5 (Zhishengji-5), это был первый вертолет, который строился на данном заводе.

первый опытный вертолет китайской сборки был облетан 14 декабря 1959 года, а сертификация была завершена в конце того же месяца. Уже в 1959 году было начато серийное производство вертолета.

По имеющейся информации, первая партия китайских Ми-4 оказалас

Многоцелевой вертолет Harbin Z-20 (Китай)

Китайская авиационная промышленность накапливала опыт проектирования и производства техники за счет копирования зарубежных образцов, причем подобные процессы имеют место и сейчас. В этом году в серию пошел многоцелевой вертолет Harbin Z-20, предназначенный для разных структур Народно-освободительной армии. Считается, что в основе этого китайского проекта лежит зарубежная машина – однако ее конструкция подверглась серьезной переработке.

Один из опытных вертолетов Z-20. Фото Airwar.ru

Иностранные корни


В середине восьмидесятых Китай на фоне потепления отношений с США приобрел у компании Sikorsky 24 многоцелевых вертолета S-70C-2 – гражданской версии военного UH-60 Black Hawk. Насколько известно, часть этих машин до сих пор остаются в эксплуатации. Параллельно с использованием импортной техники шло изучение ее конструкции для последующего заимствования наработок.

В девяностых годах руководство КНР приняло решение о разработке собственного вертолета с взлетной массой ок. 10 т и летно-техническими характеристиками на уровне S-70 / UH-60. Такая машина в будущем должна была поступить на вооружение армейской авиации, ВВС и ВМС НОАК, заменив устаревшие образцы. В течение некоторого времени программа разработки нового вертолета была известна как CMH. Позже проект переименовали в Z-20.

Проектные работы велись сразу несколькими предприятиями КНР. Исследования проводил институт AVIC China Helicopter Research and Development Institute, инженерные задачи решали предприятия Harbin Aircraft Industry Group (HAIG) и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Площадкой для строительства опытной и серийной техники выбрали завод HAIG.

В основу проекта CMH / Z-20 легла конструкция импортного вертолета S-70C-2. При этом не предполагалось простое копирование чужого образца. У машины марки «Сикорский» заимствовали ряд основных компоновочных и инженерных решений, тогда как основные агрегаты и некоторые аспекты общей схемы создавались самостоятельно. В связи с этим планер Z-20 похож на S-70, но несущая система имеет серьезные отличия. Также разница проявляется в составе силовой установки, приборного оснащения и т.д.

Китайские нововведения


Внешне китайский вертолет Z-20 похож на американский «прототип». Он имеет ту же аэродинамическую схему и схожий фюзеляж большого удлинения с характерным низким профилем и большой шириной. Сохранены компоновка, конструкция основных агрегатов, шасси и т.д.
Китайский вертолет Sikorsky S-70C-2. Фото Plane-encyclopedia.com

Китайские инженеры не стали прямо заимствовать винты и разработали собственные изделия. Z-20 получил пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой. Втулки винтов, по всей видимости, разрабатывались самостоятельно и на основе имеющегося опыта.

До сих пор не раскрыта точная информация о двигателях китайского вертолета. Машина получает два турбовальных двигателя, помещаемые в гондолах на бортах фюзеляжа. Между ними располагается главный редуктор. Ранее в зарубежных источниках появлялись неподтвержденные сообщения, согласно которым опытные Z-20 комплектовались двигателями WZ-9 производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC). Также сообщалось, что серийные машины могут получить двигатели WZ-11 или WZ-16 от CNSAIC. Какие изделия используются на реальных серийных образцах – неизвестно.

В любом случае мощность двигателей достигает 2000-2100 л.с., что позволяет получить требуемую энерговооруженность и обеспечить желаемые летные характеристики. Примечательно, что по мощности двигателей и соответствующему потенциалу вертолет Z-20 заметно превосходит имеющиеся S-70C-2.

Комплекс бортового оборудования и средств управления фактически разработан с нуля на основе доступных систем. Специально для Z-20 создана новая электродистанционная система управления. Также используются актуальные системы навигации и связи, выгодно отличающиеся от оснащения старой импортной техники.


Общий вид первого опытного Z-20. Рисунок Airwar.ru

В остальном вертолет Harbin Z-20 мало отличается от более старого S-70C-2. Он предназначается для транспортировки людей и грузов. Для них предусматривается объемная кабина в фюзеляже; возможно использование внешней подвески. Вертолет управляется двумя пилотами и может перевозить 10 человек или сопоставимый груз.

При необходимости Z-20 может решать боевые задачи, для чего получает вооружение. В проемах бортовых дверей могут монтироваться пулеметные установки. Также предусматривается подвеска блоков неуправляемых снарядов и пушечных или пулеметных контейнеров.

Вертолеты в воздухе


Первый опытный вертолет Z-20 был построен в конце 2013 г. Его первый полет состоялся 23 декабря. Сборка прототипов продолжалась, и вскоре на испытания вышли новые машины. Начиная с осени 2015 г., в разных источниках сообщалось о существовании пяти опытных вертолетов. Все они выполняли полеты, и с их помощью осуществлялись все необходимые мероприятия.

Испытания опытных машин и наладка серийного производства заняли несколько лет. Первые сообщения о старте поставок техники заказчику появились лишь весной текущего года. В мае были опубликованы первые фото вертолетов Z-20 с опознавательными знаками НОАК и бортовыми номерами, указывающими на эксплуатацию в строевой части. Эта техника принадлежит 161-й воздушно-штурмовой бригаде Центральной зоны боевого командования китайской армии.


Опытный вертолет на испытаниях. Фото Airwar.ru

Все это показывает, что серийное производство запущено, и теперь Harbin Z-20 будут массово поступать в войска. При этом, по старой китайской традиции, объемы заказов, планы по строительству и стоимость техники не разглашаются. В течение следующих лет в этих вопросах придется полагаться исключительно на предположения, оценки и данные разведок.

По всей видимости, первые партии вертолетов Z-20 будут поступать в армейскую авиацию и распределяться между различными частями и соединениями. Появление собственного среднего многоцелевого вертолета позволит самостоятельно выполнять переоснащение частей необходимым количеством техники. Впрочем, такие процессы могут затянуться на несколько лет – даже если речь идет только об армейской авиации.

Прежде всего, Z-20 будет использоваться в качестве транспорта для солдат и грузов, способного также оказывать огневую поддержку. Следует ожидать появление модификации для морской авиации. Она должна отличаться противокоррозионным исполнением и иметь иной состав оборудования. Корабельный вариант Z-20 будет полезен как транспорт и как носитель противолодочных систем.

Ранее китайские авиастроители говорили о принципиальной возможности создания экспортной модификации вертолета. Такой вариант Z-20, имея достаточно высокие характеристики и невысокую цену, должен будет заинтересовать развивающиеся государства. В качестве возможных заказчиков рассматривались Пакистан, Иран и другие страны Азии и Африки.

Оригинальная копия


Недавние новости о начале эксплуатации серийных машин Harbin Z-20 ставят точку в длительной истории разработки нового многоцелевого вертолета среднего класса. Кроме того, они наглядно показывают желания и возможности Китая в деле строительства новой авиационной техники, а также демонстрируют используемые подходы.
Одна из машин, эксплуатируемых в 161-й воздушно-штурмовой бригаде. Май 2019 г. Фото Haohanfw.com

В основе проекта Z-20 лежат идеи и решения, заимствованные у иностранного образца. Их переработали и дополнили в соответствии со своими возможностями и компетенциями. В результате получилась «копия» существующего вертолета, в некоторой мере превосходящая оригинал. Впрочем, не следует забывать и про большую разницу в возрасте двух образцов.

Следует отметить, что пока КНР отстает от других стран в сфере средних многоцелевых вертолетов. Основными машинами этого класса в войсках остаются лицензионные копии зарубежных образцов или полностью импортная техника. Ситуация начала меняться лишь в последние годы, с появлением проектов Z-18 и Z-20. Тем не менее, и они основываются на зарубежном опыте.

И все же в итоге НОАК и другие структуры получают необходимую технику с требуемыми характеристиками. Сохраняется серьезное отставание от ведущих стран мира, но в динамике ситуация выглядит позитивно. Китай постепенно нарабатывает опыт для разработки и строительства всей необходимой авиационной техники, и новейшие серийные вертолеты Z-20 подтверждают его успехи в этом деле.

Вертолет, получивший название «Супер большая белая акула», вызывает фурор на авиашоу в Тяньцзине (ВИДЕО) — RT World News

Прототип вертолета футуристического вида привлек огромное внимание, просто сидя на земле на авиашоу в Тяньцзине, Китай. «Супер большая белая акула» выглядит как летающая тарелка или робот-пылесос.

Изображения кругового винтокрылого аппарата появились в сети накануне пятой выставки China Helicopter Exposition, которая официально открылась в Тяньцзине в четверг.В то время как на «начальной стадии проектирования» , , согласно машинно-переведенному знаку на выставке, предполагается, что он основан на «зрелых» конструкторских технологиях , используемых в современных американских и российских ударных и грузовых вертолетах.

На знаке также указано, что новый «концептуальный дизайн лопастей воздушного винта был успешно применен в конструкции вертолетов».

На схеме в разрезе машины, которая распространилась в китайском Интернете, показаны два пилота, сидящие в кабине, установленной в центре гигантского винта, заключенного в блюдцеобразный корпус вертолета.

На всех изображениях и видео из Тяньцзиня показан прототип, сидящий на земле, а не в полете. Если он действительно поднимается в небо, это будет означать, что китайские конструкторы вертолетов наконец-то решили задачу создания действующего винтокрылого аппарата — то, что ставило в тупик западных изобретателей со времен Второй мировой войны.

Самым известным из этих экспериментов является VZ-9 Avrocar, «летающая тарелка» , разработанная Avro Canada в 1958 году в качестве секретного оружия для холодной войны.Однако он так и не смог преодолеть проблемы с тягой и стабильностью и был отменен в 1961 году.

Что касается «Супер большой белой акулы», некоторые пользователи социальных сетей уже отметили, что она больше похожа на роботизированные пылесосы из семейства Roomba, чем на модель. в честь глубоководного хищника.

Думаете, вашим друзьям будет интересно? Поделись этой историей!

.

ДОМ

Единственная в мире вертолетная выставка с динамической экспозицией!


Мероприятие, которое нельзя пропустить для профессионалов роторов, желающих:

  • Повышение узнаваемости своего бренда в Китае
  • Сеть с лучшими профессионалами
  • Углубить свои знания о текущих проблемах рынка
  • Продемонстрируйте свои инновации и технологии

China Helicopter Exposition обещает полный график интересных деловых возможностей, конференций и семинаров, статических дисплеев и демонстрационных полетов.

витрина

Китайская выставка вертолетов предлагает профессионалам винтокрылых машин идеальную возможность продемонстрировать свои приложения, возможности и продукты.

Летные демонстрации

Последние инновации будут продемонстрированы в реальных полетах ведущих международных и китайских компаний.

Конференции / Мастер-классы

China Helicopter Exposition предлагает исключительную программу конференций и семинаров, которые предоставляют профессионалам возможность открыть для себя новые инновации и приложения, а также узнать о новых рыночных тенденциях и проблемах.

Индивидуальные встречи

Каждый зарегистрированный участник получит индивидуальный заранее составленный график встреч. 100% на основе вашего личного выбора компаний.Сэкономьте недели на поиске и познакомьтесь с целевыми профессионалами винтокрылой техники всего за 2 дня.

,

Китайская военная авиация: вертолеты III

В мае 2015 года сообщалось, что Китай и Россия только что подписали соглашение о совместной разработке усовершенствованного тяжелого вертолета (AHLH) для китайского рынка. Двухмоторная конструкция кажется больше американского CH-53E, но меньше российского Ми-26. Максимальная масса вертолета составляет 38,2 т, максимальная скорость — 300 км / час. Его потолок составляет 5700 м, а дальность действия — 630 км. Последние новости (сентябрь 2015 г.) предполагают, что Китай приступил к разработке нового поколения малозаметного ударного вертолета с некоторыми характеристиками, аналогичными характеристикам американского RAH-66.По сравнению с более ранними Z-10 / Z-19 он должен был иметь лучшую маневренность, живучесть и совместную боевую способность. Вертолет может поступить на вооружение армии НОАК уже в 2020 году и заменит серию Z-9WA / WE . Z-18 Белая цапля
Сообщалось, что 602 Institute / Changhe разрабатывает улучшенный средний транспортный вертолет ( Z-18 ) для замены старого военно-морского Z-8 . Предполагается, что вертолет основан на более ранней конструкции AC313 и отличается измененной конструкцией нижней части фюзеляжа и улучшенными турбовальными валами WZ-6C (~ 1300 кВт), в результате чего увеличено внутреннее пространство и увеличена нагрузка, а также улучшены характеристики при эксплуатации. большая высота и температура.Он также имеет установленный в носовой части метеорологический радар и турель FLIR / TV. Под фюзеляжем установлены дополнительные антенны связи и навигации. Антенна SATCOM была установлена ​​наверху хвостовой балки. Лопасти несущего винта и хвостовая балка можно сложить, чтобы сэкономить место для парковки на борту корабля. Z-18 поступил на вооружение ПЛАН (S / N 380, 381, 382) и находится на борту авианосца Liaoning для перевозки экипажа. Кроме того, для PLAN были разработаны противолодочный / противокорабельный вариант ( Z-18F ) и вариант AEW ( Z-18J ).
— Последнее обновление 05.06.20 Z-18J Летучая мышь
Вертолет PLAN Z-18J AEW только что приземлился на палубу авианосца Liaoning. На вертолете установлена ​​выдвижная антенна радара, расположенная внутри полностью переработана задняя часть фюзеляжа. Предполагается, что радар представляет собой многорежимную АФАР дальнего действия, разработанную 38-м институтом (дальность обнаружения ~ 200 км). Когда вертолет находится в воздухе, открывается задняя дверь, и вращающаяся антенна опускается вертикально и может обеспечить охват на 360 °.После операции антенна убирается в фюзеляж. Конструкция Z-18J похожа на французский вертолет наблюдения AS-532 Horizon. Подобно Z-18 , турель FLIR устанавливается под носом для работы ночью и в плохую погоду. Дополнительные антенны для MAWS и RWR также установлены на носовой и задней части фюзеляжа. На поплавках были установлены пусковые установки для взрыва. Опытный образец Z-18J был впервые замечен возле CHAIC в 2009 году, когда антенна радара находилась снаружи.По крайней мере, три находятся на борту авианосца «Ляонин» для поддержки истребителя J-15 (серийные номера 300, 301). В результате его лопасти несущего винта и хвостовая балка можно сложить для экономии места для парковки. Еще Z-18J закупаются для авианосца Shandong и / или Type 075 LHD. Однако из-за ограниченной полезной нагрузки и внутреннего пространства Z-18J его характеристики не могут сравниться с характеристиками корабельного самолета ДРЛО с неподвижным крылом с полной функциональностью C 3 I, такого как американский E-2C.Таким образом, Z-18J — временная мера до тех пор, пока самолет АВАКС с неподвижным крылом не поступит на службу. Помимо ДРЛО, вертолет оборудован подъемником с правой стороны носовой части фюзеляжа для целей SAR. — Последнее обновление 02.07.20

Z-18F Sea Eagle

Впервые представленный в феврале 2014 года, Z-18F представляет собой противолодочный / противокорабельный вариант на основе Z-18 транспортный вертолет. У него есть большой радар для поиска поверхности под носом, поэтому турель FLIR / TV была перемещена на правый борт.Предполагается, что через круглое отверстие в нижней части фюзеляжа будет установлен новый низкочастотный гидролокатор. Антенны MAWS и RWR устанавливаются на носовой и задней части фюзеляжа. На днище фюзеляжа установлены дополнительные антенны связи и навигации. На вертолете также установлено по 4 пилона по обеим сторонам фюзеляжа, возможно, для установки торпед Ю-7К и АШМ (например, YJ-9). Вдоль его задней погрузочной аппарели расположены 30 небольших отверстий для сброса гидроакустических буев. Были построены два прототипа (01 и 02), которые проходят различные испытания.В качестве тяжелого противолодочного вертолета Z-18F предполагается разместить на борту авианосца Liaoning, Shandong и / или Type 075 LHD. Один прототип Z-18F (01?) Был замечен на борту авианосца Liaoning в январе 2017 года. Последнее изображение (июнь 2019 года) свидетельствует о том, что Z-18F находился на вооружении на борту авианосца Liaoning (S / N 33x). ). Последнее изображение (ноябрь 2019 г.) показывает, что в Чанхэ разрабатывается улучшенный вариант Z-18F с моторным отсеком Z-8CJ с новыми отечественными двигателями внутри.
— Последнее обновление 27.11.19

Z-8G / L

С конца 2014 года армия НОАК оценивает свою собственную версию Z-18 ( Z-8G ) на высокую высотные операции в Тибете. Его дальность составляет около 1000 км. По сравнению с военно-морским Z-18 , армейская версия имеет дополнительную выступающую носовую часть, которая напоминает российский Ми-171Е и должна уменьшать лобовое сопротивление во время полета. Он имеет стеклянную кабину.Под носом установлен радар слежения за местностью. Он также имеет антенну SATCOM, а также антенны Beidou / GPS, установленные на верхней части хвостовой балки для связи на большие расстояния. Предполагается, что Z-8G заменит Z-8A / B , которые в настоящее время находятся на вооружении армии НОАК. Недавнее видео (январь 2018 г.) показало, что Z-8G поступил на вооружение армии НОАК с антенной SATCOM на верхней части хвостовой балки или без нее (серийный номер LH 9538xx, 9118xx, 9828xx, 9718xx). Согласно последним новостям, широкофюзеляжный вариант Z-8G ( Z-8L ) впервые совершил полет в конце 2017 года.Вертолет имеет некоторое сходство с американским S-92 с большими спонсонами (внешними топливными баками) по обеим сторонам фюзеляжа. Следовательно, его внутреннее грузовое пространство было значительно увеличено. Вертолет также имеет датчики RWR и MAWS, установленные с обеих сторон его передней и задней части фюзеляжа, а также радар отслеживания местности под носовым обтекателем. Предполагалось, что турели DIRCM (или просто датчики LWR), подобные американскому AN / AAQ-24, были установлены по бокам спонсонов, которые обеспечивают самозащиту от ПЗРК с ИК-наведением.По слухам, устанавливались новые турбовальные двигатели (WZ-7?). Последний спутниковый снимок (октябрь 2019 г.) показал, что было построено как минимум два прототипа. Последние новости (апрель 2020 г.) свидетельствуют о том, что Z-8L завершила высотные испытания.
— Последнее обновление 12.04.20

Z-20


Новый универсальный вертолет общего назначения «Китайский средний вертолет» (CMH) в классе 10т разрабатывался на 602 / Харбин / Чанхэ с конца 90-х годов.Предполагалось, что он будет основан на американском S-70C , который в настоящее время все еще находится на вооружении НОАК, но также имеет некоторые общие черты с Z-10 , такие как несущий винт с пятью лопастями и два канадских двигателя PT6C-76C. Однако реализация проекта была отложена из-за разработки приоритетного ударного вертолета Z-10 . Подобно Z-10 , вертолет также потерпел несколько неудач из-за определенных технических / политических препятствий, таких как получение подходящего двигателя, а также разработка новой системы трансмиссии (с помощью Eurocopter).Проект (теперь обозначенный как Z-20 , K / JZ20), наконец, набрал полную скорость после того, как Z-10 был запущен в производство в 2010 году. Вертолет имеет стеклянную кабину с как минимум 5 MFD. Для защиты пилотов устанавливались наплечные бронеплиты. Он также имеет коробчатую PNVS, установленную под подбородком, управляемую HMD пилота, и две антенны RWR с обеих сторон передней и задней части фюзеляжа. Датчики LWR были установлены по обеим сторонам носа с антеннами ECM наверху.На крыше кабины установлена ​​новая антенна IFF. В носовой части были встроены метеорологический радар и радар слежения за землей. На хвостовой балке были установлены антенна SATCOM, две пары дозаторов мякины / вспышки плюс антенна Beidou. Установлена ​​система управления полетом FBW. Использовалась технология активного шумоподавления / вибрации. Вертолет также оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-10 (~ 1600 кВт). Таким образом, Z-20 обладает сильными возможностями в плане связи, навигации и самозащиты, что делает его более живучим на поле боя, чем Ми-17 серии .Ожидается, что он будет иметь больший грузовой отсек и больший запас топлива, чем S-70C . Кроме того, он также обладает отличной способностью работать на большой высоте над Тибетом. Предполагается, что Z-20 со временем заменит большое количество российских вертолетов серии , находящихся на вооружении армейской авиации. По слухам, первый прототип сошел с конвейера в декабре 2012 года. Однако точный тип двигателя, использованного на прототипе, до сих пор неясен (российский ТВ3-117ВМ?).Прототип Z-20 # 20001 совершил свой первый полет на аэродроме HAIG 23 декабря 2013 года, почти через 30 лет после того, как Китай впервые приобрел S-70C . Как минимум 4 прототипа (№ 632, 633, 635, 636) проходят испытания в CFTE. Ходили слухи, что местный турбовальный двигатель WZ-11 (1500 кВт) был выбран для Z- 20 , но это не было подтверждено. Могли быть запланированы дополнительные варианты, включая ASW и SAR. Предполагалось, что Z-20 будет запущено в серийное производство в 2018 году.На последнем снимке (май 2019 г.) предполагается, что Z-20 поступил на вооружение армии НОАК (S / N 9532xx, 9822xx) в темно-зеленой цветовой гамме и с меньшей антенной SATCOM.
— Последнее обновление 15.12.19

Z-20F / J

В январе 2019 года впервые появились слухи о том, что корабельный противолодочный вариант ( Z-20F , H / JZ20F) похож на американский MH- 60R разрабатывался для PLAN, и в конце 2018 года его прототип впервые поднялся в воздух. Он оснащен электронными складывающимися лопастями несущего винта и хвостовой балкой, волоконно-оптической сетью связи, интегрированной радиочастотной системой и системой аварийного плавания (передние и задние подушки безопасности).В результате задняя стойка шасси была перенесена вперед в заднюю часть фюзеляжа. Горизонтальный стабилизатор также был изменен, чтобы его можно было складывать вверх. Z-20F также имеет переработанную носовую часть, новую цилиндрическую башню EO / LR перед носом, антенну радара для поиска поверхности под подбородком, круглое смотровое окно за кабиной, новую антенну SATCOM на верхней части хвоста. стрела, индикатор аварийного положения (CPI) и антенна UHF / VHF под хвостовой балкой.Датчики RWR и / или MAWS могли быть установлены на обеих сторонах носа, а также на самом фюзеляже. прямоугольный Матрицы датчиков MAD (или антенны ESM / ELINT, аналогичные израильским AES-210) были установлены с обеих сторон в носовой части, а также в хвостовой части фюзеляжа. Коробчатая пусковая установка гидроакустического буя могла быть установлена ​​на левом борту фюзеляжа. Погружной гидролокатор можно было спустить через круглое отверстие в брюхе. На хвостовой балке могли быть установлены пусковые установки для измельчения / осветления. З-20Ф мог нести 2 легкие торпеды (Ю-9К) под внешними пилонами для противолодочной обороны.Ожидается, что Z-20F будет сначала размещен на борту Type 055 DDG, заменив старый вертолет Z-9C ASW. Помимо противолодочного варианта, в разработке находится также корабельный транспортно-штурмовой вариант ( Z-20J ). Он может нести ASM малой дальности (8 KD-10 или 4 YJ-9) под внешними пилонами против малых надводных кораблей или FAC. Датчики MAWS были установлены на обеих сторонах подбородка, а также на самом фюзеляже. Z-20J , как ожидается, будет размещен на борту Type 075 LHD.
— Последнее обновление 17.07.20

,

китайских вертолетов: последние новости, фотографии и видео о китайских вертолетах

  • Новости Индии | Автор Вишну Сом | Вторник, 19 мая, 2020

    "Spurt In Chinese Helicopter Activity Near Ladakh": IAF Chief To NDTV

    Индийские военно-воздушные силы (IAF) осведомлены о китайском присутствии в некоторых частях Ладакха и бдительны в отношении вторжений китайских военных вертолетов, в том числе в районе Галвана на северо-востоке Ладакха, где индийские и китайские солдаты участвуют в противостоянии.

  • Новости Индии | Автор Вишну Сом | Вторник 12 мая, 2020

    Chinese Choppers Seen Near LAC In Ladakh, Air Force Deploys Jets: Report

    Истребители Сухой-30 ВВС Индии были дислоцированы во время противостояния китайских и индийских солдат 5 мая у Линии фактического контроля в Ладакхе, сообщает NDTV.

  • Новости Индии | АНИ | Вторник 12 мая, 2020

    Chinese Choppers Spotted Near Ladakh LAC Prompt Alert, IAF Fighters Rushed In

    После драки между войсками Народно-освободительной армии Китая и индийскими войсками вдоль ЛАК в Северном Сиккиме, которая привела к ранениям с обеих сторон, Китай, похоже, продолжает воинственный путь в отношении Индии, на этот раз вдоль Линии фактического контроля в Ладакхе. ,

  • Новости Индии | Под редакцией Дипшики Гоша | Понедельник, 5 июня 2017 г.

    India To Raise Airspace Violation By Chinese Choppers: Sushma Swaraj

    Министр иностранных дел Сушма Сварадж заявила сегодня, что Индия сообщит Китаю о нарушении воздушного пространства двумя двумя вертолетами китайских вертолетов ее Народно-освободительной армии, которые в субботу на несколько минут зависли над Уттаракхандс Чамоли, что вызвало обеспокоенность у органов безопасности по поводу четвертого такого вторжения. в воздушное пространство Индии…

  • Новости Индии | Пресс-трест Индии | Воскресенье 31 июля, 2016

    Chinese Army Carried Out Air Sorties Ahead Of Transgression In Uttarakhand

    Накануне своего вторжения в район Барахоти в Уттаракханде Народно-освободительная армия Китая провела разведывательную миссию с использованием высококлассных самолетов, вооруженных радаром с синтезированной апертурой (SAR), который обеспечивает съемку обширной территории с высоким разрешением.

  • Новости Индии | Пресс-трест Индии | Вторник, 15 июля 2014 г.

    Two Chinese Choppers Entered Uttarakhand in April, June

    Два китайских вертолета дважды заходили на территорию Индии в Уттаракханде в апреле и июне, после чего армия начала акции протеста с китайской армией, сообщил сегодня Rajya Sabha.

  • Мировые новости | Рейтер | 31 декабря 2013 г., вторник

    Trapped Antarctic ship passengers can

    Пассажиры и команда на борту российского корабля, который на восемь дней застрял во льдах у берегов Антарктиды, планировали встретить Новый год ужином, напитками и песнями, ожидая перерыва в метели, чтобы позволить китайскому вертолету спасти их.

  • Мировые новости | Агентство Франс Пресс | Понедельник, 30 декабря 2013 г.

    Antarctic ship passengers to be evacuated by Chinese helicopter: Russia

    Россия заявила в понедельник, что большинство пассажиров, застрявших на судне научной экспедиции у берегов Антарктиды, будут эвакуированы китайским вертолетом, если позволит погода.

  • Новости Индии | Индо-азиатская служба новостей | Среда, 2 мая 2012 г.

    Antarctic ship passengers to be evacuated by Chinese helicopter: Russia

    Признавшись в нарушении китайскими вертолетами воздушного пространства Индии в марте этого года, министр обороны А.К. В среду Энтони заявил, что эти инциденты были обсуждены с Пекином по дипломатическим каналам.

  • Новости Индии | Нитин Гохале | Четверг, 10 сентября 2009 г.

    China plans to dominate India?

    Китайские вертолеты, войска и каменные знаки недавно были обнаружены на территории Индии, граничащей с Китаем.Итак, что же задумал Китай?

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *