Ка-52 Аллигатор — характеристики и как ВСУ уничтожило все мифы об этом вертолете — УНИАН

С 24 февраля Вооруженные Силы Украины уничтожили уже с десяток новейших Ка-52 армии РФ.

Вертолет Ка-52 / Минобороны Российской Федерации

Российская пропаганда создала вокруг ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» один из величайших своих мифов. О нем рассказывали, как о самой новой и эффективной машине в арсенале армии РФ. Мол, именно в этой машине объединилась исключительная маневренность, высокоточное оружие и беспрецедентный для вертолета уровень бронирования.

Но, как это произошло с другой российской техникой, реальность оказалась далекой от пропагандистских историй про «аналоговнет».

ВСУ «приземлили» Ка-52

Характеристики Ка-52 на бумаге

Сначала следует развенчать миф о том, что Ка-52 это российская разработка. На самом деле это просто двухместная версия вертолета Ка-50 «Черная акула», который разрабатывался еще в 70-х годах, то есть полвека назад, а свой первый полет совершил в 1982 году.

Видео дня

Но в итоге, только в 2010-х годах, то есть через 30 лет, на волне бешеных нефтедолларов, в серию пошла двухместная версия, которую начертили в 80-х годах в качестве разведывательно-командной машины. Она, кстати, поднялась в небо еще в 90-е.

Вертолет Ка-52 / Холдинг «Вертолеты России»

Ка-52 — характеристики:

  • Экипаж: 2 человека;
  • Максимальная скорость: 300 км/ч;
  • Дальность полета: 1100 км;
  • Боевая погрузка: 2800 кг.

Главными особенностями Ка-52 в РФ называли мощный прицельный комплекс и бортовой комплекс обороны, который способен обеспечить защиту от зенитных ракет всех видов.

В агитках российских пропагандистов боевое использование Ка-52 выглядело как безнаказанный расстрел в любое время суток противника высокоточными ракетами «Вихрь» с 6-10 км, а если даже враг коварно использует ПЗРК, то система безопасности сообщит пилотам и поставит помехи.

Вертолет Ка-52 / Холдинг «Вертолеты России»

Проверка Ка-52 реальным боем

Но одно дело писать об «аналоговнет», а совсем другое — реальное боевое использование. И бои в Украине очень быстро расставили все по своим местам.

В частности, оказалось, что в двухместном Ка-52, не то что «бронекапсулы», а брони нет от слова совсем. На практике его можно вывести из строя винтовочным калибром 7,62 мм. То есть пулеметным огнем, который прошивает вертолет во всех проекциях, включая моторный отсек и кабину.

В реальном бою использование ракет «Вихрь» встречается только на агитационных российских видео, снятых по принципу — куда ракета попала там и была цель.

В видео с реальным боевым применением Ка-52 чаще использует неуправляемые реактивные снаряды, которыми стреляет из кабрирования — задирая нос вертолета для увеличения дальности стрельбы.

Российские ударные вертолеты запускают ракеты вблизи Попасной Луганской области

Такой маневр позволяет лишь  приблизительно прицеливаться в район цели, а нужен он лишь для того, чтобы не заходить в зону пуска ПЗРК. И этот факт дополнительного говорит о надежности бортового комплекса обороны Ка-52.

А окончательный гвоздь у него был забит противотанковым ракетным комплексом «Стугна-П». Именно из этого оружия от ДККБ «Луч» украинские десантники уничтожили находящийся в воздухе Ка-52.

Работа ПТРК «Стугна»

Для понимания уровня «унижения», ПТРК — это оружие которое предназначено для уничтожения бронетехники. Результативная стрельба из нее по вертолетам в воздухе технически, конечно, возможна, однако это исключительные случаи, которые в истории по всему миру было просто единичными и превращались в легенды.

Дело в том, что скорость полета противотанковой ракеты около 720 км/ч, а ракета из переносного зенитного ракетного комплекса типа Stinger почти в четыре раза быстрее — 2700 км/ч, более того, она более маневренная и имеет собственную систему наведения.

То есть уничтожение Ка-52 с ПТРК — это настоящая оплеуха украинских оружейников и бойцов всему рашистскому военно-промышленному комплексу.

Как устроен вертолет Ка-52 «Аллигатор»

  • Истории

Армейский анекдот про крокодилов, которые пусть низэнько, но летают, больше не будет казаться тебе таким смешным. Перед тобой первое летающее земноводное! Вожак стаи винтокрылых штурмовиков — вертолет Ка-52 «Аллигатор».

19

Боевые вертолеты хорошо зарекомендовали себя в локальных конфликтах (если понятие «хорошо» вообще приложимо к машинам для массового убийства). Однако же давно стало ясно, что успех вылета зависит не столько от удачных одиночных действий, сколько от слаженной работы группы. Увы, пилоту одноместной машины некогда командовать коллегами: своих дел невпроворот. 

Поэтому военные создали двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 «Черная акула», того самого «Аллигатора».

На его просторах рядом с пилотом легко умещается командир группы или штурман — оператор вооружения. Ка-52 снабжен мощным комплексом электронных средств наблюдения, связи и наведения. Все это превращает «Аллигатор» в превосходного вожака стаи «боевых птиц» (и плевать на некоторое несоответствие законам природы).

Ка-52 выгодно отличается от импортных машин подобного класса. Например, соосная схема несущих винтов делает ненужным хвостовой рулевой винт.

Благодаря этому существенно снижаются моменты инерции, что в сочетании с допустимой вертикальной перегрузкой в 3,5 единицы позволяет «Аллигатору» выполнять резкие маневры, недоступные конкурентам. А насколько важно для боевого вертолета мгновенно увернуться от вражеской ракеты, ты не понаслышке знаешь и сам… Это Ка-52 тоже умеет.

Впрочем, главная задача «Аллигатора» все же не трусливо уворачиваться, а наводить на врага стаи боевых товарищей по небу с помощью цифровой системы внешнего целеуказания. Она позволяет передавать разведанные координаты цели на значительные расстояния и дает возможность винтокрылым штурмовикам («Винтокрылые штурмовики» — отличное название для панк-группы, скажи?) идти в атаку, даже когда они вообще не видят цель.

Кстати, для многострадального вертолетоносца «Мистраль» разрабатывается специальная корабельная версия «Аллигатора».

в отличие от многих других вертолетов, в Ка-52 летчики сидят на катапультируемых креслах! Проблема с расчленением пилотов несущими винтами решается просто: в аварийной ситуации сначала отстреливаются лопасти, а потом уже вылетают кресла.

При всем этом стоимость Ка-52 составляет треть цены его американского конкурента AH-64D «Апач Лонгбоу», то есть всего 20 миллионов долларов за штуку. Бери аллигатора, дорогой. Последний остался!

«Мангуст», «Длинный лук апачей»? Пусть «Аллигатор» и проигрывает конкурентам по ряду показателей, зато у него самое устрашающее имя!

AH-64D Apache Longbow

Взлетный вес, max: 8006 кг
Cкорость, max: 276 км/ч
Скороподъемность, max: 13 м/с
Практический потолок: 4465 м
Вооружение: 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека

Agusta A.129 Mangusta

Взлетный вес, max: 4100 кг
Скорость, max: 315 км/ч
Скороподъемность, max: 11 м/с
Практический потолок: 6500 м
Вооружение: 12,7-мм пулемет, 8 ПТУР BGM-71 TOW, 2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3P
Экипаж: 2 человека

Eurocopter PAH-2 (HAP) Tiger

Взлетный вес, max: 6000 кг
Скорость, max: 280 км/ч
Скороподъемность, max: 6,4 м/с
Практический потолок: 3500 м
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871; 8 ПТУР Hot2 и/или TRIGAT LR; 4 УР «воздух-воздух» Mistral и/или FIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека

Автор текста:Николай Поликарпов

Сравнение российских ударных вертолетов Ка-52 HOKUM с западной техникой

Мир Вертолет

Министерство обороны Великобритании объявило в понедельник, что с начала вторжения 24 февраля в Украине было подтверждено не менее 23 подтвержденных потерь российских ударных вертолетов Ка-52 HOKUM «Аллигатор».

«Это составляет более 25 процентов находящийся на вооружении ВВС России 90 вертолетов Ка-52, и почти половина общих потерь вертолетов России в Украине», — говорится в сообщении министерства.

«Российские ударные вертолеты, вероятно, особенно пострадали от украинских переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), в то время как вертолеты часто действуют с менее постоянным верхним прикрытием от боевых самолетов, чем можно было бы ожидать в соответствии с российской военной доктриной», — добавили в министерстве.

«России по-прежнему не удается поддерживать достаточное превосходство в воздухе для надежного осуществления эффективной непосредственной авиационной поддержки вблизи линии фронта, а ее артиллерийские боеприпасы на исходе.

«Российские командиры, вероятно, все чаще прибегают к рискованным вылетам боевых вертолетов как к одному из немногих доступных вариантов оказания непосредственной поддержки войскам в бою.»

Украинская армия имеет четыре десятка фронтовых ударных вертолетов Ми-24, 20 транспортных Ми-8 или Ми-17 и три Ми-2, все они советской разработки.

США передали Украине 16 Ми-17, которые изначально были закуплены для афганского правительства.

По мнению военных экспертов, двумя наиболее боеспособными и смертоносными ударными вертолетами являются российский Ка-52 «Аллигатор» и американский Boeing AH-64E Apache Guardian.

Как сравнить эти два вертолета?

Вместимость

Apache — ударный вертолет с двумя турбовальными двигателями, представленный в 1986 году, производство которого продолжается по мере совершенствования технологий. В нем могут разместиться два члена экипажа, причем оба члена экипажа могут летать и управлять оружием независимо друг от друга.

Ка-52 — модифицированный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула» — двухместный ударный вертолет, совершивший первый полет 19 июня.97 и выпускается до сих пор.

Скорость и производительность

Ка-52 быстр и маневренен в воздухе благодаря двум соосным несущим винтам противоположного вращения.

Российские СМИ утверждают, что он может поворачиваться на 90 градусов на месте, сообщает National Interest .

По данным airforce-technology.com, он может развивать максимальную скорость 196 миль в час, максимальную высоту примерно 18 000 футов и максимальную дальность полета 683 мили.

Новейшая версия Apache имеет максимальную скорость 188 миль в час, максимальную высоту 20 500 футов и максимальную дальность полета 299 миль, по данным американских военных. Apache использует более распространенный одиночный винт с четырьмя лопастями, а также хвостовой винт.

Российский вертолет Камов Ка-52 на взлетно-посадочной полосе авиасалона в Дубае в 2021 году в эмирате Персидского залива. Ка-52 — современный ударный вертолет российской разработки, но он понес большие потери в войне на Украине. Джузеппе Касе

Оружие

Системы управления огнем и наведения вооружения Apache являются самыми современными в мире. Вертолет может использовать системы обнаружения и маркировки целей, а также системы ночного видения пилотов. Он также может отслеживать до 256 целей в радиусе 30 миль. Он может нести 16 ракет Hellfire и 76 2,75-дюймовых ракет. Он также оснащен 30-мм цепной пушкой M230E1, которая может сделать 1200 выстрелов, помогая ему в атаках ближнего боя.

Ка-52 может нести различное вооружение. На них можно установить смертоносные ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 с тепловым наведением, которые доказали свою эффективность при использовании против боевиков ИГИЛ и сирийских повстанцев в 2010-х годах. Он также может устанавливать противотанковые управляемые ракеты, ракеты класса «воздух-земля» Х-25МЛ и 80-мм неуправляемые реактивные снаряды С-8. По данным airforce-technology.com, он может с легкостью уничтожать бронированные и небронированные наземные цели, а также передовой персонал и низкоскоростные воздушные цели.

Тем не менее, AH-64E может получать видео и данные от дронов, а некоторые могут даже контролировать траекторию полета дронов.

Ка-52 шустрее и обладает большей огневой мощью, чем американский вертолет, но технологии дронов Apache превосходят российские самолеты.

«Российский Ка-52 — это эффективный ударный вертолет, который в целом сравним с американским AH-64 Apache», — сказала Newsweek Каролина Херд, российский аналитик из Института изучения войны (ISW). «Технические характеристики сами по себе не объясняют количество сбитых самолетов или боевую эффективность, поскольку ключевую роль играют навыки пилота, условия эксплуатации и множество других факторов».

Хотя ISW не может проверить обстоятельства каждого сбитого Ка-52, высокие потери вертолетов, вероятно, вызваны целым рядом факторов, включая первоначальную и продолжающуюся неудачу России в установлении превосходства в воздухе и эффективное использование Украиной ПЗРК и других воздушных средств. Системы защиты, сказала она.

«Российские силы, вероятно, проводят воздушные операции повышенного риска с меньшим подавлением ПВО Украины, чем было бы предпочтительно для таких миссий, из-за их продолжающейся неспособности обеспечить превосходство в воздухе (и без безопасности, которой они пользовались во время миссий в Сирии из-за слабая противовоздушная оборона)», — добавил Хёрд. «Мы не можем подтвердить уровень технического обслуживания российских вертолетов, хотя российское техническое обслуживание в целом было плохим на протяжении всей войны».

Обновление от 26.10.22, 3:10 утра по восточному времени: эта статья была обновлена, чтобы включить комментарий от Каролины Хёрд из Института изучения войны.

Российские военные меняют тактику, чтобы не допустить «отрубания» своих «Аллигаторов» Ка-52 в войне на Украине -52 «Аллигатор» в продолжающейся войне на Украине.

  • В преддверии ATACMS США Украина может получить свои первые ракеты большой дальности из Великобритании, которые могут «штурмовать» оборону России

  • Украинский новый бронетранспортер БТР-60М впервые замечен на поле боя

По данным Министерства обороны Украины, Россия потеряла почти 287 вертолетов. Хотя в оценке не учитываются потери ударных вертолетов, в некоторых сообщениях указывается, что украинские средства ПВО уничтожили восьмую часть парка боевых вертолетов России.

В последней разработке, как сообщается, изменила тактику ведения боя, чтобы предотвратить сбитие своих дорогих и современных вертолетов, особенно Ка-52 «Аллигатор», украинскими зенитными и переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). .

В первую очередь сократили дистанцию ​​проникновения и перестали летать вглубь украинской территории. В докладе утверждается, что российские вертолеты, такие как Ка-52, Ми-28 и Ми-24, редко действуют в тылу Украины. Они движутся вдоль линии фронта, поражая украинские цели неуправляемыми или управляемыми ракетами.

Вертолеты по-прежнему уязвимы для украинской обороны, гораздо меньше, чем год назад.

Второй модификацией боевой тактики, введенной российскими военными, является указание российским вертолетным подразделениям, дислоцированным на передовой, оказывать более мощную поддержку против ударов украинских беспилотников и артиллерийских обстрелов, число которых увеличилось за последние несколько месяцев.

Для защиты вертолетов, дислоцированных на передовых базах, построены укрепления и другие формы защиты. 440-й отдельный вертолетный полк ранее был показан в видео, опубликованном Кремлем, из настоящей крепости, металлических контейнеров, запасных шин и земляных валов.

Далее, третья боевая тактика заключалась в переходе к использованию вертолетных ячеек в рамках одной миссии, чтобы гарантировать, что если один вертолет в ячейке не имеет конкретной боевой возможности, ее может обеспечить другой вертолет, участвующий в этой миссии.

Например, EurAsian Times сообщило о совместных полетах Ка-52 и Ми-28 на основе видео, опубликованного Минобороны России в прошлом месяце. На нем показаны два вертолета, взлетающие вместе, и Ка-52, атакующие украинские наземные позиции, что указывает на то, что Ми-8 МТПР-1 получил задание вывести из строя радары ПВО для прикрытия Ка-52.

Изменения стратегии произошли в результате неожиданной боевой потери ударных вертолетов.

Уместно отметить, что ударные вертолеты ВКС, такие как Ка-52 или Ми-28 и Ми-24, должны летать на достаточно малых высотах, чтобы уничтожить украинскую наземную технику. Однако это также означает, что они являются легкой мишенью для украинских ПЗРК.

В последовавшем конфликте Москва потеряла несколько Ка-52, которые обошлись стране примерно в 219 миллионов рублей за вертолет. Таким образом, смена тактики, хотя и не подтвержденная официально, имеет смысл, поскольку страна вступает в еще один год войны, и конца боевым действиям не видно.

Ка-52 «Аллигатор» — наиболее часто используемая штурмовая платформа в российской военной кампании на Украине.

С тех пор, как этот вертолет был снят с производства, он позиционировался как один из лучших ударных вертолетов в мире, не имеющий конкурентов.

Россия утверждает, что Аллигатор имеет лучшую оптику, приборы ночного видения и высокоточные ракеты, чем другие российские боевые вертолеты, такие как Ми-24/35 Hind и Ми-28 Havok. Следовательно, парк Ка-52 использовался больше, чем другие российские боевые корабли.

Сообщается, что ударные вертолеты Ка-52 штурмовали аэропорт Гостомель (Гостомель) 24 февраля, когда Россия начала вторжение в Украину с целью захвата взлетно-посадочной полосы. Несколько из этих передовых вертолетов с тех пор были развернуты и потеряны в бою.

Согласно последним данным, собранным военным трекинговым блогом Oryx на основе визуальных подтверждений, Россия на данный момент потеряла в Украине не менее 31 такого вертолета, или четвертую часть парка из 140-141 вертолета К-52, ВКС имелось в его инвентаре до вторжения.

Изображение файла: Вертолеты Ка-52

Совокупные потери флота Ми-24/35 Hind и Ми-28 Havok, составившие 12 и 11 соответственно, практически равны количеству потерянных Аллигаторов.

Министерство обороны Великобритании опубликовало аналогичную оценку в октябре 2022 года, заявив, что Москва потеряла более четверти своего парка боевых вертолетов Камов Ка-52 в продолжающемся конфликте. В то время потери были привязаны к 23.

(1/4) С момента вторжения в Украину было подтверждено не менее 23 подтвержденных потерь российских ударных вертолетов Ка-52 HOKUM. Это составляет более 25% находящегося в строю парка ВВС России из 9 самолетов.0 Ка-52 и почти половина всех потерь вертолетов России в Украине.

— Министерство обороны 🇷🇺 (@DefenceHQ) 25 октября 2022 г.

В одиннадцатилетнюю годовщину вторжения, 24 января, Украина объявила, что всего за 30 минут сбила три ударных вертолета Ка-52. В то время в твиттере ВВС Украины говорилось, что вертолеты были сбиты зенитными ракетами.

Изменение боевой тактики по защите Ка-52 и других ударных вертолетов происходит после того, как Россия, как полагают, разместила несколько истребителей и ударных вертолетов вдоль границы с Украиной, что вызвало опасения по поводу неминуемого воздушного налета в ознаменование первой годовщины Вторжение.