Авиакомпания «ЮТэйр» — ВО-105 фото, описание, схема салона и характеристики

Легкие вертолеты ВО 105 благодаря использованию жесткого несущего винта отличаются высокой маневренностью. Конструкция: вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и полозковым шасси. Фюзеляж цельнометаллический типа полумононокок из алюминиевых сплавов. В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями для пилотов и тремя сиденьями для пассажиров. Сзади кабины имеется багажный отсек и грузовой люк с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых газотурбинных двигателей Аллисон (Rolls-Royce) 250-С20 B или С28С. Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л. Возможна установка дополнительных баков. Стандартное оборудование включает КВ и УКВ радиостанции, приборы пилотирования и контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской РЛС, систему повышения устойчивости, посадочную фару.

Количество:1
Дальность полета, км:555
Максимальная высота полета, м:3048
Крейсерская скорость, км/ч:
245
Максимальная взлетная масса, кг:2500
Размеры кабины (длина/высота/ширина),(м):8,81/3/1,58
Диаметр несущего винта:9,84
Количество лопастей:4-нв + 2-хв
Масса максимальной загрузки:2500
Полный запас топлива в основных баках,(л).:580
Максимальная скорость,(км/ч):270
Практическая дальность,(км):555
Перегоночная дальность,(км):
990

www.utair.ru

Вертолет MBB Bo 105. Фото. Характеристики.

 

 

MBB Bo 105 — немецкий ударный и многоцелевой  вертолёт. Выпускается в гражданских и военных модификациях.
Разработан немецкой компанией MBB (DASA).

 

MBB Bo 105 фото.

Первый полёт совершил в 1967, всего к 2001  произведено больше, чем 1200 вертолетов разных модификаций. Имеется на вооружении многих стран мира, эксплуатируется широко в гражданской авиации.

 

MBB Bo 105 фото.

 

Характеристики вертолета MBB Bo 105:

 

  • Количество членов экипажа:1 
  • Наибольшее количество пассажиров:2 носилок или 4 пассажира
  • Длина:8,55м 
  • Диаметр несущего винта:9,82м 
  • Диаметр рулевого винта:1,9м 
  • Высота:2,98м 
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:76,05кв.м
  • Профиль крыла:NACA23012
  • Колея шасси:2,5м 
  • Вес пустого:1120кг 
  • Нормальный взлётный вес:2000кг 
  • Наибольший взлётный вес:2300кг 
  • Объём баков с топливом:570л 
  • Силовая установка:2×турбовальных Allison250C20 
  • Мощность двигателей:2×400л. с. (2×294кВт) 
  • Максимально допустимая скорость:270км/ч 
  • Наибольшая скорость:232км/ч 
  • Продолжительность полёта:6ч35мин (с добавочными баками) 
  • Практический потолок:5030м 
  • Точки подвески:2 
  • Боевая нагрузка:456кг 
  • Скороподъёмность:6,7м/с 

 

Практическая дальность:

  • у земли:585км 
  • на высоте:656км (на 1525м) 

 

Перегоночная дальность:(с добавочными баками) 

  • у земли:1030км 
  • на высоте 1525 м:1158км

 

Статический потолок:

  • с применением эффекта земли:2715м 
  • без применения эффекта земли:1735м 
     

Нагрузка на диск:

  • при нормальном взлётном весе:26,5кг/кв.м
  • при наибольшем взлётном весе:30,5кг/кв.м

 

MBB Bo 105 фото кабины.

 

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-земля»:8×TOW или 6×HOT 

 

Дополнительное вооружение:

  • система НBS202 с 20мм пушкой RheinmetallMk20Rh302 (525 патронов)
  • турель EmersonFlexibleTurretSystem с 7,62мм шестиствольным пулеметом M134Minigun (1000 патронов)

 

MBB Bo 105. Галерея. 

 

Посмотреть другие вертолеты

Avia.pro

avia.pro

На страже Леса — вертолет BO-105 » Казавиалесоохрана

 

   

                                             Вертолет BO — 105

История создания 

Вертолет BO-105 задумывался как двухтонный многоцелевой вертолет, созданный с применением передовых технологий и материалов. Машина оказалась очень удачной, свидетельством чего является тот факт, что до сих пор в эксплуатации находится более 400 вертолетов.

«Вертолет BO-105 прославился прежде всего благодаря универсальности, надежности и отказоустойчивости в эксплуатации. Тот факт, что и спустя 50 лет после первого полета модель находится в эксплуатации, лучше всего характеризует высокий уровень качества этого вертолета. Пионер современных технологий вертолетостроения, BO-105 по-прежнему оказывает влияние на модельный ряд компании», — сказал Вольфганг Шодер, генеральный директор немецкого подразделения Airbus Helicopters.

Разработка вертолета началась в начале 1960-х годов в компании Messerschmitt-Boelkow-Blohm.

Главным новшеством вертолета стала бесшарнирная титановая втулка несущего винта со стекловолоконными лопастями. В отличие от традиционной для того времени конструкции с горизонтальными и вертикальными шарнирами, был разработан новый тип несущего винта, где крепление лопастей осуществлялось при помощи только осевого шарнира.

Такой несущий винт позволил значительно сократить расходы на обслуживание по сравнению с традиционными за счет гораздо меньшего числа подвижных частей. Кроме того, особенности конструкции несущего винта BO-105 повышают гибкость эксплуатации и маневренность — качества, делающие эту модель востребованной и сегодня.

С момента поставки первой машины в 1970 году более 300 клиентов по всему миру приобрели примерно 1400 вертолетов BO-105. Причем значительная часть из них – около 600 машин были приобретены военными ведомствами разных стран. Кроме того, вертолет выпускался по лицензии в Индонезии, на Филиппинах, в Испании и Чили.

Порядка 400 вертолетов, около трети от общего числа произведенных машин, по-прежнему находятся в эксплуатации. Вертолет BO-105 с наибольшим налетом выполняет авиационные работы на Фолклендских островах. Общий налет BO-105 по всему миру превысил 8 млн часов. Компания Airbus Helicopters обеспечивает комплексное обслуживание этого легкого вертолета и гарантирует поставку запасных частей в долгосрочной перспективе.

Летно-технические характеристики

Легкие вертолеты ВО-105 благодаряиспользованию жесткого несущего винта отличаются высокой маневренностью, на них выполняют фигуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова», и был установлен ряд мировых рекордов скорости и дальности (1 714 км. в 1974г.)

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и полозковым шасси. Фюзеляж цельнометаллический типа полумононокок из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие не силовые элементы выполнены из стеклопластика. В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями для пилотов и тремя сиденьями для пассажиров. Сзади кабины имеется багажный отсек и грузовой люк с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок.

Шасси неубирающееся полозковое. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек, могут устанавливаться съемный колеса или четыре надувных баллонета.

Несущий винт четырехлопастной с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозийной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Профиль лопасти, модифицированный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент.

Рулевой винт двухлопастный диаметром 1,9 м с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане изготовлены из стеклопластика.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых газотурбинных двигателей Аллисон (Rolls-Royce) 250-С20 B или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов.

 

Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л. Возможна установка дополнительных баков. Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная.

Электрооборудование включает два стартер - генератора постоянного тока напряжения и розетку наземного питания. Стандартное оборудование включает КВ и УКВ радиостанции, приборы пилотирования и контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской РЛС, систему повышения устойчивости, посадочную фару и т.д.

Максимальная взлетная масса машины составляет 2,3 т., максимальная скорость –232 км/ ч, дальность полета - до 1100 км (с дополнительными баками). Практический потолок — до 5 км.

Преимущества и технологические достижения BO-105 были использованы при создании легких вертолетов h235 и h245. Преемник BO-105 — модель h235 с передовым бесшарнирным и бесподшипниковым узлом крепления лопастей несущего винта. Широкое использование композитных материалов на основе углеродного волокна позволило увеличить ресурс компонентов несущего винта. Кроме того, вертолет h235 отличается рядом преимуществ, таких как «стеклянная кабина», автоматическая система управления и рулевой винт в кольцевом аэродинамическом канале типа Fenestron, — которые позволяют повысить уровень безопасности и снизить уровень шума.

Эксплуатация

Вертолет BO-105 и сегодня находится в строю, эта машина активно эксплуатируется в нескольких десятках стран. Многие десятилетия BO-105 успешно использовался по всему миру, как в гражданской, так и в военной авиации.

В Казавиалесоохране вертолет BO-105 используются для проведения лесоавиационных работ, а также авиарейдов направленных на выявление и пресечение фактов браконьерства, нарушений правил охоты и рыболовства, проводимых совместно с природоохранными органами.

aviales.kz

Музей вертолетов: ударный вертолет Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105M

Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105 — немецкий многоцелевой и ударный вертолёт. Выпускается в военных и гражданских модификациях.

Разработан германской компанией MBB (DASA).

Совершил первый полёт в 1967 году, всего к 2001 году было произведено более 1200 вертолётов различных модификаций. Находится на вооружении многих стран во всем мире, широко эксплуатируется в гражданской авиации.

Наш борт это Bo 105M : в армии он имел обозначение «VBH» (Verbindungshubschrauber; ‘вертолет-разведчик’), легкий танспортный и спасательный вертолет. Позже их заменил модифицированный и разоруженный PAh2.

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш вертолет это MBB Bo.105M C/N: S-5100 D-HZYR(также был 8100) German Army Aviation

В 1961 г. фирма Bölkow, входившая в объединение Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов.

Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 году при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.

Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Allison 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Westland Scout начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 года, однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 года.

Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД MAN Turbo 6022(ничего не смог найти по этому двигателю кроме мощности-300 лс) состоялся 20 декабря 1967 года, однако предпочтение было отдано американским ГТД Allison 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 году и были сертифицированы в ФРГ в 1971 году и в США в 1972 году.

Правительством ФРГ в 1976 году были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.

Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 году и к 1994 году было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые получили широкое применение и используются в 40 странах.

Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 года на Филиппинах, где фирмой «PADC» было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой «IPTN» было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой «CASA» было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы «МВВ Канада» произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой «ENAER» было произведено 96 вертолетов.

Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета BO.105M/VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105/РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 году. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 — армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 — для армейской разведки, 14 — для наблюдения, 28 — противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 года) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Во.105 LS — 2,2 млн долларов.

Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 году.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие несиловые элементы выполнены из стеклопластика.

В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями — для летчика и второго летчика (или пассажира) и тремя съемными сиденьями для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3. По бокам фюзеляжа расположены две передние двери на петлях и две задние двери, сдвигаемые по направляющим.

В задней нижней части кабины находится багажный отсек размерами 1,85 х 1,2 х 0,57 м с задним грузовым люком с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Пол кабины и багажного отсека состоит из семи съемных панелей, обеспечивающих доступ к топливным бакам и проводке системы управления.

Силовая панель под двигателями выполнена из титанового сплава. Коническая хвостовая балка типа полумонокок, с передней частью, выполненной заодно с фюзеляжем, и отъемной задней частью. Киль и стабилизатор с концевыми шайбами, неуправляемые.

Несущий винт четырехлопастный, с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний.

Профиль лопасти модифицированный несимметричный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка, хорда лопасти 0,27 м, крутка линейная -8. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент. Окружная скорость концов лопастей 218 м/с.

Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1,9 м, с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка. Профиль лопасти NACA 0012, хорда лопасти 0,12 м. Окружная скорость концов лопастей 221 м/с.

Силовая установка состоит из двух турбовалъных ГТД со свободной турбиной Allison 250-С20В или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Выхлопные патрубки отогнуты под углом 45 градусов. Сухая масса двигателя 71,5 кг.

Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов привода вспомогательных агрегатов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 14,2:1, к рулевому винту 2,7:1. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 514 кВт/690 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/380 л. с. при работе одного двигателя.

Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л, четырех топливных насосов, фильтров, клапанов и трубопроводов. Возможна установка дополнительных баков. Система смазки двигателей включает масляный бак емкостью 12 л, трансмиссии — 11,6 л.

Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м; длина лыж 2,7 м.

Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная, с давлением 10,2 мПа/ 105 кг/см2 и расходом 6,2 л/мин. Электрооборудование включает два стартер-генератора постоянного тока напряжением 24 В и емкостью 22 А ч и розетку разъема наземного питания.

Оборудование стандартное включает KB- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской PJIC, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.

MBB стал частью концерна Eurocopter в 1991 году,который продолжил выпуск типа вплоть до 2001 года. Bo 105 формально заменен на линейку вертолетов Eurocopter,а именно новым Eurocopter EC135,который сам по себе является развитием Bo 105.

Хвостовая балка.

Заботливо укрыт чехлом…

Модификации :
Во.105A первый серийный вариант с двумя ГТД Allison 250-C18;
Во.105ATH противотанковый вертолет. Вооружён ПТУР Хот. Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании;
Во.105 С и СВ базовый гражданский и военный вертолеты с двумя ГТД Allison 250-С-20 взлетной мощностью по 290 кВт/400 л. c.;
Во.105 CBS гражданский вертолет с увеличенной по длине кабиной на 6 мест и удлиненным на 0,25 м фюзеляжем; модификация была разработана совместно с фирмой Boeing-Vertol в соответствии с требованиями североамериканского рынка; произведено 616 гражданских вертолетов Во.105 СВ и CBS; 5 вертолетов Во.105 CBS поставлены в Россию, где используются в министерстве по чрезвычайным ситуациям для поисково-спасательных работ;
Bo.105L модификация с ГТД Allison 250-С28 мощностью по 410 кВт/550 л. с. Первый полет состоялся в 1981 году, сертификация в конце 1983 года. Производится по лицензии в Канаде;
Bo.105LOH вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании;

Во.105М/ВН (Verbindungs und Веobachtunge Hubschranber) вертолет для разведки и наблюдения с разведывательным оборудованием;
Во.105МSS морской вертолет, оснащенный посиковым радаром;
Во.105GSN разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой «Рейнметалл». Изготовлено 18 вертолётов.;
Вo.105P/РАН-1 (Panzer Abwehr Hubschrauber) противотанковый вертолет с ПТУР «Хот» 2;
Во.105LS вертолет, с двумя ГТД Allison 250-C28C и увеличенной взлетной массой;
Во.106 опытный вертолет, развитие вертолета Во. 105, с увеличенной по размерам кабиной, улучшенными аэродинамическими обводами и более мощными ГТД. Совершил первый полет 25 сентября 1973 года, использовался в качестве летающего стенда для испытаний элементов новых вертолетов;
Во.107 и Во.108 демонстрационные вертолеты для испытаний элементов конструкции и систем нового вертолета SC-135;

Во.105 НСН (Hoch-Geschwindigke-its-Hubschrauber) экспериментальный вертолет для исследований характеристик в полете с большой скоростью. Вертолет был снабжен вспомогательным среднерасположенным крылом и имел улучшенные аэродинамические обводы, как у вертолета Во.106. В марте 1975 года в пологом пикировании на вертолете была достигнута скорость 404 км/ч;
Во.115 усовершенствованный боевой вертолет, развитие вертолетов Во.105 и Во.106, со вспомогательным среднерасположенным крылом для подвески вооружения и подфюзеляжной пушечной турель-ной установкой; имел двухместную кабину экипажа из стрелка и летчика, расположенных тандемом, разрабатывался по контракту с министерством обороны ФРГ; в 1974 году был построен натурный макет вертолета, в 1976 году разработка вертолета была прекращена;
Во.105 СВ-4 «Super Five» усовершенствованный вертолет Во.105 СВ, сертифицирован в 1993 году, основная серийная модификация; с 1993 года снабжен новым несущим винтом с большей на 150 кг тягой и меньшим уровнем вибрации. Лопасти имеют до 0,8 относительного радиуса, постоянную хорду и профиль DM-h5, концевая часть суживающаяся, с профилем DM-h4;
Во.105KLH вертолет Во.105СВS-5, производимый по лицензии в Корее.

ЛТХ:
Модификация Bo.105
Диаметр главного винта, м 9.84
Диаметр хвостового винта, м 1.90
Длина,м 8.56
Высота ,м 3.00
Масса, кг
пустого 1688
нормальная взлетная 2380
максимальная взлетная 2500
Внутренние топливо, кг 320
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт
при взлете 2 х 313
при полете 2 х 298
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 1112
Дальность действия, км 318
Скороподъемность, м/мин 540
Практический потолок, м 4265
Статический потолок, м 2560
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира или две носилок

igor113.livejournal.com

Bo.105

Розработка лёгкого вертолёта Bo.105 началась в 1961 году западногерманской фирмой «Бельков», входящей в концерн «Мессершмитт-Бельков-Блом». Вертолёт проектировался как гражданский, но предусматривалось и его военное применение. Первый полёт прототипа с двигателями BMW6022 состоялся 16 февраля 1967 года. В 1969 году начались испытания предсерийных вертолётов с американскими двигателями «Аллисон 250-C18». В 1971 году вертолёт сертифицирован в ФРГ, в 1972 — в США. Серийное производство началось в 1975 году.

Bo.105 построен по одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым стеклопластиковами винтами. При необходимости винты могут складываться. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. В передней части фюзеляжа находится кабина для экипажа и пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через 4 двери (по 2 с каждой стороны). В задней части фюзеляжа размещён грузовой отсек размером 1,85х1,2х0,57 м, над которым находится отсек силовой установки. Силовая установка состоит из 2 турбовальных ГТД «Аллисон 250-C20B». Каждый из двигателей имеет собственную топливную систему и систему смазки. Шасси неубирающееся лыжное (для передвижения на земле на лыжи могут устанавливаться колёса). Система управления модульная, резервированная, бустерная. Вертолёт оснащался спасательной лебёдкой. Военные модификации могут нести до 6 ПТУР «Хот-2» или 8 ПТУР «Тоу».

Вертолёты Bo.105 отличаются высокой маневренностью. На них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова.

В 1975-1994 годах изготовлено более 1400 вертолётов Bo.105 различных модификаций. На Bo.105 установлен ряд международных рекордов. Вертолёт поставлялся на экспорт в 36 стран мира. Кроме того, он производелся по лицензии в Канаде (250 вертолётов), Индонезии (155), Испании (160), Чили (96) и на Филиппинах (76). 5 вертолётов Bo.105CBS закупило МЧС России и эксплуатирует в качестве спасательных. Их достоинством является то, что они целиком помещаются в салоне Ин-76ТД и таким образом могут доставляться куда угодно.

Модификации вертолёта:

  • Bo.105 — прототип. Первый полёт 16 февраля 1967 года.
  • Bo.105A — первый серийный.
  • Bo.105ATH — противотанковый. Вооружён ПТУР «Хот». Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании.
  • Bo.105C — гражданский с двигателями «Аллисон 250-C20».
  • Bo.105CB — военный с двигателями «Аллисон 250-C20».
  • Bo.105CBS — гражданский с удлинённым на 0,25 м фюзеляжем. Изготовлено 616 вертолётов.
  • Bo.105CBS-4 «Супер Файв» — модернизированный. Отличается новым несущим винтом. Сертифицирован в 1993 году.
  • Bo.105GSH — разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой «Рейнметалл». Изготовлено 18 вертолётов.
  • Bo.105L — с двигателями «Аллисон 250-C28». Первый полёт в 1981 году. Производится с 1983 года по лицензии в Канаде.
  • Bo.105LOH — вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании.
  • Bo.105M (VBH) — вертолёт связи и разведки. Выпускался в 1979-1984 годах. Изготовлено 227 вертолётов для Бундесвера.
  • Bo.105P (PAH-1) — противотанковый. Вооружён ПТУР «Хот-2». Выпускался с 1980-1984 годах. Изготовлено 212 вертолётов для Бундесвера.
  • Bo.106 — опытный с увеличенной кабиной и более мощными двигателями. Первый полёт состоялся 25 сентября 1973 года.
  • Bo.107, Bo.108 — демонстрационные с элементами вертолёта SC-135.
  • Bo.115 — модернизированный боевой вертолёт (проект). В 1974 году построен полномасштабный макет.
  • Bo.115HCH — опытный. Испытывался в 1975 году.

Лётно-технические характеристики (Bo.105CBS)

Двигатели«Аллисон»
250-C20B
Взлётная мощность, э.л.с.2х420
Диаметр несущего винта, м9,84
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина вертолёта
высота до втулки несущего винта

11,86
8,81
2,53
3,0
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

1300
2300
2500
Число пассажиров, чел.4
Запас топлива, л:580
Крейсерская скорость, км/ч240
Скороподъёмность, м/с7,5
Потолок, м

статический без учёта влияния земли
статический с учётом влияния земли
динамический

460
1525
5180
Практическая дальность полёта, км555
Продолжительность полёта, ч.3,4
Экипаж, чел.2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. — М.: «Бумеранг», «Апрель», 1994. — С. 145.
  2. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 82-83.
  3. Ружицкий Е.И. Вертолёты. — Т. 1. — М.: «Виктория», АСТ, 1997. — С. 19-24.
  4. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 243-248.

aviaros.narod.ru

Вертолет «Мессершмитт-Белков-Блом» Bo 105 | Военное оружие и армии Мира

Небольшой, быстрый, надежный MBB Bo 105 стал одним из самых востребованных легких многоцелевых вертолетов на мировом рынке. Его серийное производство осуществлялось более 30 лет.

Фирма «Белков», входящая в концерн «Мессершмитт-Белков-Блом» (Messerschmitt-Bolkow-Blohm — MBB), в 1961 году начала, в инициативном порядке, разработку легкого вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Вертолет должен был использоваться и в гражданских, и в военных целях. Высокие характеристики машины обеспечивала революционная схема несущего винта — с бесшарнирным креплением лопастей. Сами лопасти, изготовленные из стеклопластика, благодаря большой упругости обеспечивали эффективное маховое движение. Полномасштабная разработка вертолета началась в 1964 году при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших 60 % объема разработки.

Испытания MBB Bo 105 с различными двигателями проходили с 1966 по 1969 год. Вертолет был сертифицирован в ФРГ в 1971-м, в США-в 1972 году.

ПРОИЗВОДСТВО И ПОСТАВКИ

Серийное производство началось в 1975 году. В 1976 году правительство ФРГ заказало 227 вертолетов Bo 105M/BH в разведывательном и связном вариантах (поставлено 124) и 212 Bo 105 P/PAH-1 в противотанковом варианте (поставлено 219). Поставки были завершены в 1984-м. До 1994 года было произведено более 1400 машин — примерно 800 гражданских и 600 военных. Вертолеты получили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме Германии, MBB Bo 105 производились по лицензии: на Филиппинах — было построено 76 вертолетов, в Индонезии — построено 155 единиц, в Испании — 160, в Канаде — 250 и в Чили — 96.

70 вертолетов Bo 105 CB было поставлено министерству обороны Испании, в т. ч. 18-для армейской разведки, 14-наблюдательных, 28 — противотанковых. Для ВМС Мексики было изготовлено 12 вертолетов, для ВВС и армии Швеции — 24.

Цена вертолета Bo 105CBS (по курсу 1992 г.) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Bo 105LS — 2,2 млн долларов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Несиловые элементы, включая обтекатели двигателей, выполнены из стеклопластика. Кабина с двумя сиденьями спереди (для пилота и второго пилота) и тремя съемными сиденьями для пассажиров.

Несущий винт четырехлопастный. Лопасти прямоугольной формы из армированного стеклопластика снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Рулевой винт двухлопастный из армированного стеклопластика с полужестким креплением лопастей. Силовая установка — два турбовальных ГТД «Аллисон» 250-С2ОВ или С28С установлены в верхней части фюзеляжа.

Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета.

Стандартное оборудование включает КВ- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской РЛС, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MBB BO 105 (PAH-1)

Тип: противотанковый вертолет
Экипаж, чел.: 2
Двигатели: 2 х ГТД «Аллисон» 250-С20В мощностью 2 х 400 л. с.
Размеры, м:
длина: 8,56 (без несущего винта)
диаметр несущего винта: 9,84
диаметр рулевого винта: 1,9
высота: 2,98
Вес, кг:
пустого: 1688
нормальный взлетный: 2380
максимальный взлетный: 2500
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 270
практический потолок, м: 4265
дальность, км: 575 (на высоте 1500 м)
Вооружение: 2 точки подвески, боевая нагрузка: 456 кг; УР «воздух — земля»: 8 х «Тоу» или 6 х «Хот»;
дополнительное вооружение: система HBS 202 с 20-мм пушкой «Рейнметалл» Мк 20 Rh 202 (525 патронов), турель «Эмерсон» Flexible Turret System с 1 х 7,62 мм шестиствольным пулеметом М134 «Миниган» (1000 патронов)

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь