60 лет старине Хью

Белл UH-1 «Хью»

Со времен войны во Вьетнаме Белл UH-1 «Хью» был самым известным вертолетом в мире. Для многих он был тогда своеобразным символом военного конфликта. Вертолет оказался долгожителем, он будет эксплуатироваться и в XXI столетии, занимаясь перевозками солдат или грузов.

Во время войны в Корее американская армия получила первую возможность проверить вертолеты в реальных боевых условиях.

Первыми такую проверку прошли вертолеты Белл Н-13 «Сиу» и Сикорский Н-19. На основе полученного опыта армия США разработала требования к будущим вертолетам. Был объявлен конкурс, который в 1955 г. выиграла фирма «Белл». Она заключила контракт на постройку трех опытных вертолетов «Модель 204», получивших обозначение ХН-40.

Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 октября 1956 г. На нем стоял один ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 825 л. е., который был ограничен вертолетной трансмиссией 700 л. с. За тремя вертолетами ХН-40 последовали шесть предсерийных YH-40. От опытных они отличались незначительными изменениями, из которых самым значительным было удлинение фюзеляжа на 305 мм. Когда армия оформила первый заказ, то им было присвоено обозначение HU-1 и собственное имя «Ирокез». В американской армии вертолетам традиционно присваиваются имена племен североамериканских индейцев. Однако, исходя из обозначения HU-1, вертолет быстро получил неофициальное название «Хью», которое навсегда к нему приклеилось. Оно не исчезло даже после того, как в 1962 г. вертолет стал обозначаться UH-1.

Первая серийная модификация HU-1A имела один двигатель Лайкоминг T53-L-1. Его экипаж состоял из двух пилотов, а в кабине можно было перевозить шесть солдат или двух раненых на носилках. Следующим в серию поступил HU-1B, у которого за счет некоторого увеличения размеров кабины появилось седьмое место, а число носилок с пострадавшими возросло до трех. Кроме того, у несущего винта были новые лопасти. Первые серийные экземпляры оснащались ГТДТ53-1-5 мощностью 960 л. е., позднее стали устанавливаться двигатели Т53- L-11 мощностью 1100 л. с. В 1962 г. вертолеты HU-1A и HU-1B получили новые обозначения UH-1A и UH-1B соответственно. В 1965 г. на смену вертолетам UH-1B стали приходить машины UH-1C.

В Корпусе морской пехоты США эксплуатировались другие варианты вертолетов, включая UH-1E. На этой машине имелись спасательная лебедка, тормоз несущего винта и специальная авионика. В передней части фюзеляжа имелась турельная установка ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М60. На вооружении Корпуса были также учебно-тренировочные вертолеты ТН-1Е со спаренными органами управления. ВВС США использовали вертолеты UH-1F для материально-технического обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен», a TH-1F – для обучения. В ВМС было 22 поисково-спасательных вертолета НН-1К, 90 учебно-тренировочных TH-1L и восемь многоцелевых UH-1L. Всего для вооруженных сил США было построено почти 2500 вертолетов семейства «Модель 204».

Вертолет UH-1B имел гражданский и экспортный вариант «Модель 204В», который широко выпускался по лицензии. В Италии этот вертолет выпускался фирмой «Агуста» под обозначением АВ 204. В Японии машину строила фирма «Фуджи»; там она была известна как Фуджи – Белл 204В-2. Японская модификация отличалась более мощным ГТД и рулевым винтом, перенесенным на правую сторону концевой балки.

В начале 1960 г. фирма «Белл» предложила американской армии вертолет «Модель 205», являвшийся усовершенствованным вариантом 204-й модели. В июне 1960 г. фирма получила контракт на постройку семи вертолетов YUH-1D для оценочных испытаний. От предшественника новый вертолет сохранил тот же двигатель T53-L-11, но зато получил несущий винт с увеличенным диаметром. Фюзеляж был удлинен, в результате чего в кабине могли разместиться 12-14 солдат или шесть раненых на носилках в сопровождении санитара. В кабине также можно было перевозить грузы массой до 1815 кг.

«Модель 205» имеет более вместительные топливные баки и возможность размещения дополнительного бака. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в августе 1961 г. Армия США оформила заказ на постройку вертолетов, присвоив им обозначение UH-1D. Первая машина поступила на вооружение в августе 1963 г. Фирма «Белл» выпустила 2008 таких вертолетов, после чего начала производство варианта UH-1H. От предыдущей модели он отличался только установкой ГТД Лайкоминг T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Выпускался вертолет до 1986 г.


Вертолеты UH-1N американских ВВС находились в составе воздушного мобильного командования, учебно-тренировочного командования и космического командования. Показанный на фото вертолет имеет специальную яркую окраску, которая использовалась на опытных машинах


Универсальный «Хью» может действовать в любых условиях. Показанный здесь вертолет СН-118 канадских вооруженных сил демонстрирует возможность выполнения поисково-спасательной операции в тайге


Среди многих зксплуатантов вертолетов семейства Белл UH-1 находится армейская авиация ФРГ. Состоящие у нее на вооружении вертолеты UH-1D, собиравшиеся по лицензии немецкой фирмой «Дорнье», применялись для перевозки десантников и выполнения поисково-спасательных заданий 

«Модель 205» имела большое число модификаций. В частности, было построено три вертолета ЕН-1Н, предназначенных для радиоэлектронного противодействия, и почти 220 вертолетов UH-1V, служивших в качестве поисково-спасательных и санитарных. Американские ВВС получили 30 поисково- спасательных вертолетов НН-1Н. Армия получила 3573 многоцелевых UH-1H, часть из которых состоит на вооружении и в настоящее время.

В 1968 г. между фирмой «Белл» и двигателестроительной компанией «Пратт-Уитни Канада» состоялись переговоры, в результате которых было достигнуто соглашение о совместном финансировании разработки двухдвигательного варианта вертолета UH-1. Вскоре такой вертолет, получивший обозначение «Модель 212», был создан и стал поступать на вооружение ВВС и Корпуса морской пехоты США (UH-1N) и вооруженных сил Канады (СН-135).

Вертолет успешно продавался во многие страны, например в Германию, Тунис, Аргентину, Перу, Южную Корею, Замбию, на Филиппины и др. Гражданский вариант Белл 212 поставлялся более чем в 40 стран мира.

В начале 1970-х годов фирма «Белл» в инициативном порядке разработала вертолет 214А «Хью Плас», который заинтересовал вооруженные силы Ирана. Первый серийный вертолет 214А был передан Ирану в апреле 1975 г. В этой стране ему присвоили название «Исфахан» по названию города, где планировалось строить его по лицензии. После Исламской революции в декабре 1978 г. контракт на лицензию был разорван. Вертолет 214А оснащен одним ГТД Авко Лайкоминг LTC4B-8D мощностью 2930 л. с. В Иране они использовался для перевозки войск. В вооруженных силах Ирака, Ирана, Брунея, Омана, Таиланда и Перу эксплуатировались вертолеты Белл 214ST, обладавшие большей грузоподъемностью.

Впервые боевое применение вертолета UH-1 произошло во Вьетнаме в конце 1962 г., когда группе этих вертолетов пришлось оказывать поддержку десантным вертолетам Пясецкий Н-21 «Шони». Вертолеты Н-21 были оснащены одним пулеметом калибра 7,62 мм, но его явно было недостаточно для подавления зенитного огня. Вертолеты Белл UH-1A «Ирокез», входившие в подразделение многоцелевых тактических транспортных вертоле

тов (UTTHC – Utility Tactical Transport Helicopter Company), были вооружены двумя 7,62-мм пулеметами и блоками с 16 PC калибром 70 мм. Эти вертолеты стали неотъемлемой частью многочисленных военных операций американской армии. Однако сначала их применение оказалось чрезвычайно неэффективным, так как их мобильность не соответствовала тактике южновьетнамских партизан Вьетконга.

В ноябре 1963 г. американцы стали получать вертолеты UH-1В, вооружение которых состояло из четырех 7,62-мм пулеметов М60 и блоков с 70-мм PC FFAR (Folding Fin Aircraft Rockets). Непосредственно в частях эти вертолеты часто до- оснащались еще одним пулеметом М60, который размещался в проеме грузовой двери. По мере расширения военных действий число вертолетов «Хью» во Вьетнаме возрастало. Появлялись машины, оснащенные прожекторами для ночных операций, а также 40-мм гранатометами ХМ-5.

Однако самой распространенной задачей для вертолетов «Хью» была эвакуация больных и раненых. Основные боевые действия велись в районах, куда легко могли долететь вертолеты. Поэтому число оставшихся в живых американских солдат, получивших ранения во время войны во Вьетнаме, оказалось существенно большим по сравнению с предыдущими военными конфликтами, так как вертолеты могли быстро доставить пострадавших в ближайшие больницы.

После войны во Вьетнаме вертолеты UH-1 были участниками многих вооруженных конфликтов. Например, в июне 1967 г. во время шестидневной войны с арабскими странами Израиль использовал вертолеты для перевозки войск. В ходе войны между Ираком и Ираном первый применял вертолеты Белл 214ST в качестве боевых, а второй задействовал машины Белл 214А в качестве военно- транспортных. В 1990-1991 гг. ВВС США использовали вертолеты в боевых действиях в Персидском заливе, где UH-1H и UH-1V успешно выполняли транспортные задачи и занимались эвакуацией раненых.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Белл UH-1H «Ирокез»

Тип. Многоцелевой вертолет.

Силовая установка. 1 ГТД Текстрон Лайкоминг T53-L-13 мощностью 1400 л. с.

Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость 205 км/ч, начальная скороподъемность 8.1 м/с, эксплуатационный потолок 3840 м, дальность полета 510 км (без резервов топлива).

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 2365 кг, максимальная взлетная масса 4310 кг. Размеры. Диаметр несущего винта 14,63 м, ометаемая площадь 167,8 м2 , длина с вращающимися винтами 17,62 м. высота с вращающимися винтами 4,41 м. Число мест экипажа 1, десантников с вооружением 11 – 14 или 6 раненых на носилках в сопровождении одного санитара.


Первый из многих: вертолет Белл 204 с бортовым номером 55-4459 оказался первой многоцелевой машиной ХН-40 для армии США. Спустя годы во время войны во Вьетнаме он получил широкую известность как UH-1 «Хью»


Развитие вертолетов «Хью» 

В 1950-х годах в армии США, занимаясь поисками будущего летательного аппарата, придумали термин «воздушная мобильность». Фирма «Белл» предложила вертолет, который во время испытаний превзошел все ожидания.


Одна из первых фотографий вертолета ХН-40, опубликованная в американской прессе. Вертолет, проходивший испытания в армейском центре в Форт-Худе (шт. Техас), пролетает над тяжелыми танками М60А1 (слева) и М47. Через несколько лет во Вьетнаме вертолет «Хью» сам превратился в «летающий танк»

В настоящее время вертолеты UH-1 «Хью» остаются среди наиболее известных летательных аппаратов в мировой истории. Они стоят в одном ряду с такими самолетами, как истребитель Супермарин «Спитфайр», транспортный самолет Дуглас DC-3 и первый в мире широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер Боинг 747. Однако так было не всегда.

В самом начале 1950-х годов армия США не видела особой пользы от вертолетов. Во время войны в Корее (1950 – 1953 гг.) командование армии слишком поздно поняло, насколько эффективны могут быть вертолеты. Один из офицеров даже охарактеризовал такое поведение «преступным». Корпус морской пехоты занял совсем другую позицию. Там с самого начала поняли ценность вертолетов, используя их во время десантных операций. Только к концу корейской войны в армии изменили отношение к вертолетам.

Некоторые армейские начальники, особенно генералы Джеймс Гевин и Гамильтон Хо- узи, настаивали на превращении армии стандартного типа в аэромобильную. По их мнению, надо просто выбросить из головы мысль о доставке армейских подразделений на поле боя с помощью грузовиков. В Пентагоне связались с фирмой «Белл» и заказали у нее многоцелевой транспортный вертолет ХН-40, представлявший собой вариант гражданского вертолета «Модель 204». Один из представителей военного ведомства сказал президенту фирмы Лоуренсу Беллу: «Это будет наш воздушный грузовик».

Опытный вертолет ХН-40 выполнил первый полет 22 октября 1956 г. Пилотировал вертолет летчик-испытатель Флойд Карлсон. Машина была оснащена одним ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 700 л. с. и двухлопастным несущим винтом диаметром 13,4 м. Похожий на головастика вертолет показал прекрасные летные характеристики, причем настолько впечатляющие, что армейские начальники сразу же заказали предсерийную партию. К концу 1956 г. в США появилось огромное количество программ разработки авиационной техники, что потребовало создать новую систему обозначений. В армии появилась своя система, отличная от принятой в ВВС. В результате обозначение ХН-40 превратилось в XHU-1.

С началом серийного производства вертолеты HU-1A и HU-1B получили название «Ирокез» в честь индейского племени, обитавшего на северо-западе Соединенных Штатов. Обозначение HU-1 вскоре превратилось в легендарное популярное имя «Хью», даже несмотря на то, что в 1962 г. после перестановки букв превратилось в UH-1.


Окрашенный в оливковый цвет предсерийный вертолет YH-40 (бортовой номер 56-6726) несет на внешней подвеске джип М551. Этот вертолет был одной из шести предсерийных машин YH-40, которые в серийном производстве получили обозначение HU-1A


Несмотря на то, что ракета MGM-29A «Сержант» могла нести ядерную боеголовку, она не оставила следа в истории. Наоборот, как и военно-транспортный самолет Локхид С-130А «Геркулес»(на заднем плане) вертолет HU-1A «Ирокез» навсегда вписал свое имя в историю авиационной техники


Сверху. Вертолет с бортовым номером 60-3547, будучи еще на чертежной доске, имел обозначение ХН-40. Первый полет он выполнял как HU-1B, а после 1962 г. стал обозначаться HU-1B, т. е. «Хью»


Слева. Раскрашенные в яркие цвета (белый и красный) эти три армейских вертолета Белл HU-1B сфотографированы в момент передачи на вооружение

За девятью опытными вертолетами последовали девять предсерийных. Во второй половине 1950-х годов проблем с финансированием не было, ибо ситуация в мире была сложной и напряженной. Советский лидер Никита Хрущев угрожал применением ядерного оружия. Мир сотрясали военные конфликты в Азии и Африке, особенно в Конго. Еще до того, как в мае 1959 г. фирма «Белл» получила контракт на постройку 173 вертолетов UH-1А, член американского сената Джон Кеннеди в своем выступлении предсказал,что в следующем десятилетии американским солдатам придется сражаться не на учебном, а на реальном поле боя.

Первая модификация исходной модели HU-1B поднялась в воздух 27 апреля 1960 г. Она могла перевозить экипаж из двух пилотов и семь солдат со скоростью около 205 км/ч на расстояние свыше 390 км. В 1960-х годах появились более эффективные вертолеты UH-1D и UH-1H с существенно улучшенными характеристиками, но к этому времени вертолеты «Хью» были тепло встречены в войсках. Их особенно полюбили ремонтники, которые наконец получили вертолеты, способные быстро восстанавливаться и снова отправляться в полет.

Управление армейской авиации, также известное как «комитет Хаузи» (его называли так в честь одного из наиболее дальновидных генералов), проводил испытания нового «белловского» вертолета в различных климатических условиях, заставляя его выполнять различные задания. В то время «холодная война» могла в любой момент перерасти в «горячую». Поэтому в армии старались приспособить вертолеты «Хью» в своеобразное «воздушное такси» в прифронтовой зоне для перевозки тактических ракет «Онест Джон», «Литтл Джон» и «Сержант», способные нести атомные боеголовки. Позже, когда в ВВС США оценили потенциальные возможности «Хью», был выдан заказ на вертолеты UH-1F для обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен».

В 1961 г. президент Джон Кеннеди посетил базу армейской авиации в Форт-Брэгге (шт. Северная Каролина), где ознакомился с вертолетом «Хью». К тому времени в армии США, вдохновленной новыми взглядами президента на ведение военных действий, сформировали уникальное подразделение – 1-ую кавалерийскую дивизию. Эмблемой этой дивизии был силуэт головы жеребца. Этому подразделению выпала честь стать первым в реализации доктрины воздушной мобильности с применением вертолетов. Со временем оно было преобразовано в воздушную кавалерийскую дивизию. Фирма «Белл» теперь могла не беспокоиться о будущем: вскоре число заказов перевалило за 1000-ю отметку. В заявлении фирмы отмечалось, что новый вертолет «несомненно обречен на успех, где бы он ни оказался». В то время никто не догадывался, насколько потрясающим он будет.

Со временем тактика аэромобильных подразделений уточнялась, к пилотированию вертолетов стали допускаться пилоты в чине уоррент-офице- ра (что соответствует младшему лейтенанту в российской армии). В 1960-х годах в 1-ю кавдивизию начались поставки вертолетов UH-1B. Они же стали поступать в центр летной подготовки армейской авиации в Форт-Ракере (шт. Алабама).

Вертолеты «Хью» обладали прекрасными возможностями по эвакуации больных и раненых. Неслучайно в марте 1962 г. личный состав 57-го медицинского полка, дислоцированного в Форт-Блиссе (шт. Техас), получил приказ быть в готовности к отправке за океан. Сначала думали, что это будет одна из баз в Европе. Командир экипажа одного из вертолетов UH-1B сказал, что слышал от вышестоящего начальника название страны, куда отправят полк. Летчик сказал: «Я знаю, куда нас пошлют. Название этой страны не сходит со страниц газет, это настоящая горячая точка. Нас отправят в Конго». В ответ на это командир подразделений заметил: «Это неверно. Неделю тому назад я услышал о месте нашего будущего размещения». Он выдержал паузу и добавил: «Это Вьетнам».

http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/vertolety_illyustri…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aviator.guru

Белл UH-1 «Хью». «Вертолеты. Иллюстрированная энциклопедия»

 

Со времен войны во Вьетнаме Белл UH-1 «Хью» был самым известным вертолетом в мире. Для многих он был тогда своеобразным символом военного конфликта. Вертолет оказался долгожителем, он будет эксплуатироваться и в XXI столетии, занимаясь перевозками солдат или грузов.

Во время войны в Корее американская армия получила первую возможность проверить вертолеты в реальных боевых условиях. Первыми такую проверку прошли вертолеты Белл Н-13 «Сиу» и Сикорский Н-19. На основе полученного опыта армия США разработала требования к будущим вертолетам. Был объявлен конкурс, который в 1955 г. выиграла фирма «Белл». Она заключила контракт на постройку трех опытных вертолетов «Модель 204», получивших обозначение ХН-40. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 октября 1956 г. На нем стоял один ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 825 л. е., который был ограничен вертолетной трансмиссией 700 л. с. За тремя вертолетами ХН-40 последовали шесть предсерийных YH-40. От опытных они отличались незначительными изменениями, из которых самым значительным было удлинение фюзеляжа на 305 мм. Когда армия оформила первый заказ, то им было присвоено обозначение HU-1 и собственное имя «Ирокез». В американской армии вертолетам традиционно присваиваются имена племен североамериканских индейцев. Однако, исходя из обозначения HU-1, вертолет быстро получил неофициальное название «Хью», которое навсегда к нему приклеилось. Оно не исчезло даже после того, как в 1962 г. вертолет стал обозначаться UH-1.

Первая серийная модификация HU-1A имела один двигатель Лайкоминг T53-L-1. Его экипаж состоял из двух пилотов, а в кабине можно было перевозить шесть солдат или двух раненых на носилках. Следующим в серию поступил HU-1B, у которого за счет некоторого увеличения размеров кабины появилось седьмое место, а число носилок с пострадавшими возросло до трех. Кроме того, у несущего винта были новые лопасти. Первые серийные экземпляры оснащались ГТДТ53-1-5 мощностью 960 л. е., позднее стали устанавливаться двигатели Т53- L-11 мощностью 1100 л. с. В 1962 г. вертолеты HU-1A и HU-1B получили новые обозначения UH-1A и UH-1B соответственно. В 1965 г. на смену вертолетам UH-1B стали приходить машины UH-1C.

В Корпусе морской пехоты США эксплуатировались другие варианты вертолетов, включая UH-1E. На этой машине имелись спасательная лебедка, тормоз несущего винта и специальная авионика. В передней части фюзеляжа имелась турельная установка ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М60. На вооружении Корпуса были также учебно-тренировочные вертолеты ТН-1Е со спаренными органами управления. ВВС США использовали вертолеты UH-1F для материально-технического обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен», a TH-1F – для обучения. В ВМС было 22 поисково-спасательных вертолета НН-1К, 90 учебно-тренировочных TH-1L и восемь многоцелевых UH-1L. Всего для вооруженных сил США было построено почти 2500 вертолетов семейства «Модель 204».

Вертолет UH-1B имел гражданский и экспортный вариант «Модель 204В», который широко выпускался по лицензии. В Италии этот вертолет выпускался фирмой «Агуста» под обозначением АВ 204. В Японии машину строила фирма «Фуджи»; там она была известна как Фуджи – Белл 204В-2. Японская модификация отличалась более мощным ГТД и рулевым винтом, перенесенным на правую сторону концевой балки.

В начале 1960 г. фирма «Белл» предложила американской армии вертолет «Модель 205», являвшийся усовершенствованным вариантом 204-й модели. В июне 1960 г. фирма получила контракт на постройку семи вертолетов YUH-1D для оценочных испытаний. От предшественника новый вертолет сохранил тот же двигатель T53-L-11, но зато получил несущий винт с увеличенным диаметром. Фюзеляж был удлинен, в результате чего в кабине могли разместиться 12-14 солдат или шесть раненых на носилках в сопровождении санитара. В кабине также можно было перевозить грузы массой до 1815 кг.

«Модель 205» имеет более вместительные топливные баки и возможность размещения дополнительного бака. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в августе 1961 г. Армия США оформила заказ на постройку вертолетов, присвоив им обозначение UH-1D. Первая машина поступила на вооружение в августе 1963 г. Фирма «Белл» выпустила 2008 таких вертолетов, после чего начала производство варианта UH-1H. От предыдущей модели он отличался только установкой ГТД Лайкоминг T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Выпускался вертолет до 1986 г.

litresp.ru

Читать онлайн Вертолеты. Иллюстрированная энциклопедия

Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • OdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 7343Детективы и Триллеры 8269Проза 2213Любовные романы 10588Приключения 6416Детское 7685

litra.info

Bell AH-1 Huey Cobra Белл AH-1 «Хью Кобра». Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты

Bell AH-1 Huey Cobra

Белл AH-1 «Хью Кобра»

ВЕРТОЛЕТ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ

Предназначен для сопровождения многоцелевых и транспортных вертолетов, непосредственной поддержки сухопутных войск и борьбы с бронетехникой противника.

В марте 1965 г. компания «Белл» начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, ис- пытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.

Серийный вертолет AH-1G, ставший базовым для дальнейших модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0,25 м Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов Для планера вертолета применена окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков Шасси неубираю- щееся лыжное выполнено из алюминиевых сплавов, с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали.

Силовая установка состоит из одного турбоваль- ного ГТД размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухозаборниками, выхлопным соплом, отклоненным вверх, на котором установлен кожух для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака

Электронное оборудование включает средства связи (между членами экипажа КВ-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резеовный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

Вооружение состоит из контейнеров с НУР со складывающимся оперением, которые подвешиваются под крылом на внешних пилонах, и универсальной турельной установки М-28, вмещающей либо два пулемета, либо два 40-мм реактивных гранатомета. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта AH-1 J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z 14) и в Израиль (6 машин).

В дальнейшем производились следующие варианты

ТН-1G «Хью Кобра» – обозначение учебно-тре- нировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.

AH-1 J «Си Кобра» – первоначальный вариант для Корпуса морской пехоты США, оснащенный силовой установкой с двумя турбовальными двигателями Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с. в номинальном режиме, но со взлетной или боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.с.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали использоваться во Вьетнаме морскими пехотинцами.

AH-1Q «Хью Кобра» – 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973- 1974 гг. для запуска противотанковых ракет «Тоу».

AH-1 R «Хью Кобра» – вариант, подобный AH-1G, но с более мощным тур- бовальным двигателем T53-L-703.

AH-1 S «Хью Кобра» – общее обозначение, под которым существующие аппараты АН-1 были модернизированы для возможности противотанковой борьбы с помощью ракет «Тоу», а также обозначение вновь построенных аппаратов. Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин AH-1G и 93 машины AH-1Q с усовершенствованными коробкой передач и трансмиссией, улучшенным несущим винтом, двигателем T53-L-703 и ракетами «Тоу»; 100 подобных вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с перспективной радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1 S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с улучшенной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин

AH-1F- «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все лучшие качества вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушки.

АН-1Т «Улучшенный Си Кобра» – в целом улучшенная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку повышенной мощности T400-WV-402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м Построено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок – октябрь 1977 г.).

AH-1W «Супер Кобра» – вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра» Является наиболее совершенной машинои из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты AH-1J и вышеназванный АН-1 Т. Первый полет совершил 16 ноября 1983 г. Первый серийный вертолет АН-1 W поставлен в марте 1986 г для Корпуса морской пехоты США Для продления срока службы возможна модернизация вертолета в следующие модификации: АН-1 W IWS – модификация вертолета с новой кабиной экипажа усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика; АН-1 BW – модификация AH-1W с четырехлопастным несущим винтом, причем две лопасти могут складываться, и новой втулкой от вертолета Белл 412 Первый полет совершил 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость – до 370 км/ч, максимальная скорость – до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость – до 297 км/ч.

АН-1 W «Веном» – развитие вертолета АН-1 BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для ВС Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), двумя газотурбинными двигателями и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на предыдущих вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок сидит спереди, летчик – сзади) Сиденья, боковые панели и наиболее ответственные элементы конструкции бронированы Электронное оборудование управления вооружением размещено в отсеке под носовой частью Горизонтальное оперение находится на хвостовой балке впереди вертикального стреловидного оперения, на котором расположен двухлопастной рулевой винт. Возможна установка колес для рулежки по земле.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1625 л.с., размещенных сверху фюзеляжа в горизонтальном положении и имеющих боковые воздухозаборники. Сопла имеют эжек- торные устройства, снижающие температуру отработанного воздуха, что уменьшает ИК-заметность вертолета. Топливная система состоит из двух баков (общая емкость около 1150 л), расположенных в фюзеляже. Возможна подвеска двух дополнительных топливных баков различной емкости.

Радиоэлектронное оборудование включает средства связи, навигационное оборудование (без РЛС) и системы опознавания.

Вертолет оснащен электрической универсальной турельной системой с трехствольной пушкой М-197 (калибр 20 мм, скорострельность 675 выстр./мин). Управление турелью осуществляется первым или вторым летчиком посредством нашлемного прицела или прицельного устройства в комплекте ракетного вооружения.

В противотанковом варианте вертолет может быть вооружен восьмью ПТУР «Тоу» или «Хеллфайр», в варианте для ведения воздушного боя – УР AIM-9L «Сайдуиндер» или «Стингер». Предусматривается также подвеска двух контейнеров с пушками калибра 20 мм, НУР FFAR калибра 70 мм или НУР «Зуни» калибра 127 мм. Комплект вооружения вертолета дополняется автоматами рассеивания дипольных отражателей ALE-39 и трассеров SU-44, а также дымовых шашек.

Во время боевых операций в зоне Персидского залива Корпус морской пехоты США использовал до 50 вертолетов АН-1 W. Налет отдельных машин достигал 16 ч в сутки при коэффициенте готовности выполнения задания 92%.

Поставки серийных вертолетов прекращены в 1986 г., однако они остаются в составе парка боевых вертолетов США (и других стран мира) и, предположительно, будут выведены из него лишь в начале XXI в. Для продолжения срока службы вертолеты постоянно модифицируются, в частности предусматривается установка ракет класса «воздух-воздух» «Стингер» для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночью, а также повышения безопасности экипажа и надежности эксплуатации.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

AH-1S AH-1W

Экипаж, чел. 2 2

Скорость, км/ч:

максимальная 315 282

крейсерская 227 278

Статический потолок, м 3720 3660

Дальность, км:

перегоночная 577 635

действия 200 – Масса, кг:

максимальная взлетная 4535 6690

пустого вертолета 2993 4630

Габариты вертолета, м:

диаметр несущего винта 13,42 14,63

длина 13,59 13,87

высота 4,12 4,32

Двигатель, л.с.:

ГТД General Electric T700-GE-401 1800

ТВД avko leikoming Т53-К-703 – 2 по 1690

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Музей вертолетов: легкий вертолет Hiller H-23C ( OH-23C) Raven.

Еще один вертолет,который мы можем увидеть в музее вертолетов в Великобритании,это Hiller H-23C, это вариант UH-12C с трехместной кабиной,цельным фонарем и металлическими лопастями, 145 таких вертолетов было построено для US Army. В 1962 году были переименованы в OH-23C.

Музей вертолетов,Великобритания.
все,что у меня есть по UH-12
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш вертолет это Hiller H-23C с заводским номером:1045 и гражданской регистрацией:G-ASTP.

Немного истории:
Hiller UH-12C, G-ASTP/N9750C, c/n 1045, был построен в Palo Alto, California, в 1961 и оснащен одним 200hp поршневым двигателем Franklin 6V4-200-C33. Первоначально он трудился в США и был позже продан в Bristow Helicopters в начале 1964 года для использования для начальной летной подготовки,в их Flying Training Schools в Redhill и Middle Wallop в Великобритании. Он был списан со службы в 1976 году. 20 октября 1980 продан Leon Goddard, The Laurels, Thornicombe, Blandfo, RD Dorset с c/r G-ASTP (HILLER UH-12C, 1045).
24 января 1990 гражданская регистрация, G-ASTP, прекращена. Куплен The Helicopter Museum in 1990. Реставрация началась в 1997 году и была завершена к 2001 году.

На пике серийного выпуска вертолетов UH-12/OH-23 компания «Hiller» вошла в состав «Fairchild Corporation», но в 1973 году была образована новая «Hiller Aviation», которой отошли права на конструкцию и техническую оснастку для производства UH-12E.

Данная компания в течение нескольких лет осуществляла техническое обслуживание вертолетов данного типа по всему миру. С апреля 1984 года компания «Hiller» работала под брендом «Rogerson Helicopters», а еще позже — «Rogerson Hiller», которая в 1991 году и возобновила выпуск поршневого UH-12E под названием Hauler.

Компания сегодня известна как «Hiller Aircraft Corp.» и занимается заменой поршневых моторов вертолетов на ГТД.

Общий вид вертолета,веден установленный вертикально шестицилиндровый двигатель Franklin 6V4-200-C33 мощностью 200 лс.

Лопасти основного винта сняты в ангаре.

Двигатель крупнее и редуктор над ним.

Кабина с фантастическим обзором.

Попытка заглянуть внутрь. На панели приборов предупреждение о радиоактивности. Видимо подсветка с солями радия.

Три места,два с органами управления и одно справа без них.

Табличка с описанием вертолета.

Вид спереди,из кабины выступает ПВД.

Перед пассажиром есть огнетушитель.

Хвостовая балка с валом наружу.

Общий вид кабины.

Конструкция втулки винта.

Автомат перекоса.

Рулевой винт.

Вид сзади. А тут не было риска в такой открытой конструкции,что что-то отвалится и попадет в рулевой винт?

На фоне более крупного собрата.

ЛТХ:
Модификация OH-23C
Диаметр главного винта, м 10.80
Диаметр хвостового винта, м 1.68
Длина,м 8.69
Высота ,м 3.08
Масса, кг
пустого 745
нормальная взлетная 1135

Внутренние топливо, л 174
Тип двигателя 1 ПД Franklin 6V4-200-C33
Мощность, лс 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 134
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 222
Скороподъемность, м/мин 343
Практический потолок, м 4940
Статический потолок, м 3290
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

igor113.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *