MD 969. Боевой вертолёт в погоне за коммерческим успехом » Военное обозрение

Американская компания MD Helicopters в очередной раз пытается выйти на рынок многоцелевых боевых вертолетов. Этой весной она впервые представила новый вертолет MD 969 Twin Attack Helicopter, способный вести разведку и наносить удары по наземным объектам. Ожидается, что новая машина, построенная на основе уже известной платформы, заинтересует потенциальных заказчиков в США и за рубежом.

Неоднозначная история


В основе нового проекта MD 969 лежит платформа MD 900 Explorer. Этот многоцелевой вертолет был создан в начале девяностых годов, а в 1994-м первые серийные машины отправились к заказчикам. Однако проект нельзя было назвать успешным в коммерческом плане. За следующие два десятилетия удалось продать менее 150 вертолетов двух модификаций: MD 900 и MD 902. Последний заказ появился в 2014 году, и теперь судьба проекта под вопросом.

Опытный вертолет MD 969

Еще в 1995 году MD Helicopters создали боевой вариант MD 900 под названием Combat Explorer. Эта машина демонстрировалась на выставках, но в серию не поступила. Позже появился вариант MD-90 Enforcer, нашедший ограниченное применение в авиации Береговой охраны США. Таким образом, нынешний проект MD 969 является уже третьей попыткой создать на основе «Эксплорера» боевой вертолет.

Технические особенности


Перспективный MD 969 Twin Attack Helicopter во многом повторяет базовую машину. Сохранена существующая схема. Используется тот же планер, незначительно доработанный для монтажа новых систем. При этом применены новые средства наблюдения и устройства для установки вооружения, в том числе и неожиданные.

Вертолет оснащается двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney Canada PW207E мощностью 572 л.с. каждый. Через редуктор мощность подается на пятилопастной несущий винт. Вместо рулевого винта используется система NOTAR. В основании хвостовой балки помещен ротор с управляемым шагом, а на ее бортах предусмотрены форсунки для выброса нагнетаемого воздуха. За счет эффекта Коанда создается необходимая тяга в боковом направлении. Управление по курсу осуществляется при помощи сопел на конце балки. Система NOTAR безопаснее, тише и проще в работе в сравнении с традиционным винтом.

Под носом на вертолете помещается блок оптико-электронной аппаратуры для наблюдения и поиска целей в любое время суток. На месте оператора в кабине находятся все необходимые средства управления. Оператор и пилот отвечают за применение всех имеющихся вооружений.


Серийные MD 902 гражданского назначения

MD 969 оснащен низкорасположенным крылом с четырьмя точками для подвески полезной нагрузки. Под крылом могут подвешиваться блоки 70-мм ракет в неуправляемом или управляемом исполнении, пулеметные контейнеры с 7,62-мм или 12,7-мм вооружением, а также управляемые ракеты AGM-114 Hellfire. Предусматривается установка многоствольного пулемета в дверном проеме одного из бортов. Возможно, в дальнейшем номенклатуру вооружений расширят за счет новых ракет и бомб.

Важнейшей частью комплекса вооружений вертолета является пусковая установка Common Launch Tube (CLT) от компании Systima Technologies. В кабине вертолета удалось поместить такое изделие с семью трубами-контейнерами для ракет AGM-176A Griffin-A. Установка смонтирована под наклоном и направлена назад. Пуск ракет осуществляется прямо из кабины через люк под хвостовой балкой. При запуске ракета выбрасывается из ТПК пороховым аккумулятором давления, а ее двигатель запускается уже в воздухе, что исключает риски для вертолета-носителя и его экипажа.

Пусковая установка CLT может использоваться с ракетами «воздух-поверхность» разных типов. Кроме того, ее можно использовать для запуска некоторых беспилотных летательных аппаратов. Можно предположить, что при наличии интереса со стороны заказчиков в проекте MD 969 будут реализованы и такие возможности.

Экипаж вертолета MD 969 Twin Attack Helicopter состоит из трех человек. Двое помещаются в носовой части кабины, это пилот и оператор. Третий член экипажа находится в грузовой кабине и должен работать с пулеметом и пусковой установкой ракет. Обе кабины имеют развитое остекление, обеспечивающее хороший обзор и облегчающее поиск целей. При этом обитаемые отсеки не имеют никакой броневой защиты.


Конструкция системы NOTAR

По своим габаритам MD 969 соответствует базовому MD 900/902. Он имеет длину около 12 м при несущем винте диаметром 10,3 м. Масса пустого вертолета достигает 1550 кг, максимальная взлетная – около 3,1 т. Крейсерская скорость определена в 242 км/ч, максимальная – около 300 км/ч. Дальность полета – 600 км.

Плюсы и минусы


Новый боевой вертолет от MD Helicopters имеет ряд положительных качеств, но не лишен недостатков. При этом могут возникать проблемы с практической реализацией некоторых преимуществ. Как следствие, реальные перспективы машины неясны.

MD 969 построен на основе существующего вертолета, но получение преимуществ, связанных с унификацией, затруднено. MD 900/902 Explorer строились малой серией, и большинство потенциальных заказчиков вряд ли сможет сформировать смешанный парк боевой и невоенной техники, состав которого упростит обслуживание. Впрочем, применение готовой платформы упростило и ускорило разработку боевого вертолета, что также должно сказаться на его стоимости.

В контексте базовой платформы необходимо рассмотреть рулевую систему типа NOTAR. Такая система имеет определенные преимущества перед традиционным рулевым винтом, но пока не смогла его вытеснить. Использование нестандартного технического решения может быть фактором, негативно влияющим на перспективы всего проекта.

Положительной чертой нового вертолета следует считать предложенный комплекс вооружений. В представленном виде машина несет пулеметы, а также неуправляемые и управляемые ракеты нескольких типов. Вместе с ними используется ОЭС. Благодаря всему этому возможно обнаружение и поражение различных целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Для поражения «мягких» целей могут использоваться стрелковое и ракетное вооружение. Бронетехнику и укрепления следует уничтожать с применением управляемых ракет.


Пусковая установка CLT в кабине вертолета

Боевой радиус стрелкового оружия на борту MD 969 ограничен несколькими километрами – в зависимости от калибра. Для стрельбы на большие дистанции предназначены управляемые ракеты AGM-114 (дальность 11 км) и AGM-176A (20 км). Такое оружие подходит для поражения целей без входа в зону действия ПВО.

Потенциал боевого вертолета существенно ограничивается отсутствием защиты. Экипаж, основные агрегаты и вооружения не имеют бронирования, что приводит к очевидным рискам. Любое попадание в вертолет может привести к самым плачевным последствиям, от срыва выполнения боевой задачи до гибели. При этом возможности по защите вертолета крайне ограничены. Грузоподъемность базового MD 900/902 практически полностью ушла на новые вооружения и системы – запас для установки брони отсутствует.

Неясное будущее


Проект боевого вертолета MD 969 Twin Attack Helicopter от компании MD Helicopters представляет определенный технический интерес, но его коммерческие перспективы неясны. Известные факты не позволяют делать оптимистичные прогнозы и ждать появление многочисленных контрактов на большое количество такой техники.

В основе MD 969 лежит интересный, но не слишком успешный вертолет с неоднозначным обликом и качествами. Боевая машина на базе такого образца имеет плюсы и минусы, причем в некоторых обстоятельствах недостатки могут перевесить преимущества и привести к излишним рискам. Далеко не все потенциальные заказчики могут заинтересоваться незащищенным вертолетом с развитым ракетно-пулеметным вооружением.

Проект MD 969 является уже третьей попыткой MD Helicopters превратить многоцелевой вертолет MD 900/902 в боевую машину. Первая попытка 1995 года оказалась неудачной, вторая имела ограниченный успех, а итоги третьей станут известны лишь в обозримом будущем. Смогут ли новые идеи и решения привести семейство «Эксплорер» к реальному коммерческому успеху, покажет время.

topwar.ru

Вертолёт MD 902 Explorer. Технические характеристики. Фото.

 

MD 902 Explorer – американский многоцелевой лёгкий вертолёт, разработанный в 1996 году авиастроительной корпорацией «MD Helicopters Inc.».

 

Фото MD 902 Explorer

 

Проектирование летательного аппарата модели MD 902 Explorer началось американскими авиапроизводителями в середине 90-х годов прошлого столетия. В качестве основы была взята модель воздушного судна MD 900 Explorer, причём, в большей мере дизайн и внешний вид вертолёта практически не претерпел изменений, в то время, как технические и лётные показатели воздушного судна в значительной мере были улучшены.

По своей сути, вертолёт MD 902 Explorer может называться модернизированным вариантом летательного аппарата MD 900 Explorer, однако, и отнесение его к отдельной модели также не будет ошибочным, так как технические параметры воздушного судна были тщательным образом оптимизированы, что позволило в некоторой мере снизить стоимость проекта, но улучшить эксплуатационные возможности вертолёта.

 

MD 902 Explorer фото

 

Вертолёт модели MD 902 Explorer обладает более высоким показателем маневренности, чем модель MD 900 Explorer, что связано главным образом с наличием более мощной и производительной силовой установки, причём, управление летательным аппаратом в этом случае практически не затруднено.

Воздушное судно MD 902 Explorer было впервые представлено в сентябре 1996 года, однако, первый полёт данного летательного аппарата состоялся лишь через год – 5 сентября 1997 года, что было связано с необходимостью технических доработок. Тем не менее, все испытания это воздушное судно смогло успешно завершить и потому, проект был запущен в серийное производство.

Благодаря более эффективным показателям, летательный аппарат модели MD 902 Explorer оказался достаточно популярным, несмотря на внешнее сходство с моделью MD 900 Explorer. Всего лишь за два года своего производства (по данным на конец 2000 года), авиастроителями из корпорации «MD Helicopters Inc.» было реализовано 57 воздушных судов данной модели.

 

Вертолёт MD 902 Explorer

 

На борту воздушного судна MD 902 Explorer может разместиться до 8 человек, включая одного пилота и семерых пассажиров, причём, это воздушное судно может быть также приспособлено и под транспортировку различного рода грузов, при условии, что максимальная взлётная масса летательного аппарата превышена не будет.

Вертолёт MD 902 Explorer оборудован газотурбинной силовой установкой состоящей из двух авиационных двигателей марки Pratt Whitney Canada PW206E, каждый из которых обладает собственной тягой в 545 л.с., что несколько больше чем у модели MD 900 Explorer. Летательный аппарат может разгоняться до своей максимальной скорости полёта в 260 километров и преодолевать расстояния до 550 километров, в то время как вертолёт модели MD 900 Explorer мог быть задействован на дистанциях в 525 километров.

 

Технические характеристики MD 902 Explorer.

 

  • Экипаж: 1 человек;
  • Вместимость: 7 человек;
  • Длина вертолёта: 11,84 м.;
  • Высота вертолёта: 3,66 м.;
  • Диаметр несущего винта: 10,34 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 1543 кг.;
  • Максимальный взлётный вес: 3130 кг.;
  • Крейсерская скорость: 250 км\ч.;
  • Максимальная скорость полёта: 260 км\ч.;
  • Максимальная дальность полёта: 550 км.;
  • Максимальная высота полёта: 5940 м.;
  • Силовая установка: 2 x Pratt Whitney Canada PW206E;
  • Мощность: 2 x 545 л.с.

 

 

Посмотреть другие вертолеты

Avia.pro

avia.pro

McDonnell Douglas MD 900 Explorer

McDonnell Douglas MD 900 Explorer
Многоцелевой вертолет


    В 1988 г. вертолетное отделение фирмы McDonnel-Douglas начало разработку многоцелевого вертолета нового поколения с системой NOTAR для гражданского и военного применения. Вертолет MD 900 Explorer с одинаковым успехом может использоваться как для выполнения гражданских грузопассажирских перевозок, так и в военных целях для обеспечения наблюдения и связи, борьбы с танками и огневой поддержки войск.

    Разработка вертолета под обозначением MDX была начата фирмой McDonnell-Douglas в 1988 году и проводилась параллельно с разработкой, испытаниями и запуском в серийное производство первых вертолетов с системой NOTAR, у которых для уравновешивания реактивного крутящего момента несущего винта используется не рулевой винт, а струйный руль. Опыт, полученный при создании этих вертолетов, в полной мере использован в конструкции MD 900.
    Первый полет опытного образца вертолета состоялся 18 декабря 1992 года. Вертолет построен по одновинтовой схеме с системой NOTAR и двухдвигательной силовой установкой. Благодаря тому что силовая установка размещена над фюзеляжем, а не в самом фюзеляже, как это было принято на предыдущих моделях многоцелевых вертолетов фирмы фирмой McDonnell-Douglas, практически все внутреннее пространство фюзеляжа может быть использовано в качестве кабины экипажа и грузовой кабины. В кабине экипажа установлены два кресла для летчиков или для летчика и пассажира ? в зависимости от предназначения вертолета. За кабиной экипажа находится грузовая кабина, которая, как правило, не отделяется перегородкой от кабины экипажа. Здесь могут быть установлены до шести кресел для пассажиров или размещены двое носилочных больных. Благодаря тому что пол кабины выполнен на одном уровне, вертолет может быть использован для перевозки грузов на стандартных грузовых поддонах соответствующих размеров. Загрузка крупногабаритных грузов производится через задний грузовой люк, в передней части фюзеляжа по обеим его сторонам имеются также установленные на шарнирах двери для доступа в кабину экипажа, а доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размером 1.2х1.27м. К задней части фюзеляжа пристыкована оборудованная струйным рулем системы NOTAR хвостовая балка, на которой установлен стабилизатор со стреловидными концевыми шайбами. Благодаря широкому использованию в конструкции фюзеляжа современных композиционных материалов (углепластик, кевлар, стекловолокно) и легких сплавов, конструкторам удалось существенно снизить его массу.
    Вертолет имеет полозковое шасси, которое по желанию заказчика может быть заменено на колесное шасси. Для обеспечения возможности посадки на воду могут быть установлены надувные баллонеты.
    За счет использования в силовой установке двух двигателей и возможности продолжения полета на одном двигателе при выходе из строя другого двигателя вертолет обладает более высокой эксплуатационной надежностью, чем предыдущие модели вертолетов семейства MD500/530. На первых серийных вертолетах устанавливаются газотурбинные двигатели Pratt & Whitney PW206B взлетной мощностью 465 кВт. каждый. Возможна также установка двигателей Turbomeca ТМ319. Емкость топливной системы составляет 602 л. Несущий винт вертолета имеет пять лопастей прямоугольной формы в плане. Лопасти изготовлены из композиционных материалов и снабжены противоэрозионными накладками.
    В бортовом радиоэлектронном оборудовании используются электронные системы отображения информации, нашедшие широкое применение на самолетах. В частности, на приборной доске установлены многофункциональные дисплеи (цветные или монохроматические — по желанию заказчика), на которые выводится вся необходимая пилотажная и навигационная информация. На вертолете военного назначения MD 900 Combat Explorer, разрабатывавшемся параллельно с гражданским вертолетом, предусмотрена установка пилотажного и навигационного оборудования, обеспечивающего выполнение боевых задач в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях, а также необходимой прицельной аппаратуры для подвешиваемого вооружения.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение — 1994
Диаметр главного винта — 10,31 м
Длина — 9,85 м
Высота — 3,66 м
Ширина — 1,63 м
Масса, кг
— пустого — 1481
— максимальная взлетная — 3057
Тип двигателя — 2 ГТД Pratt & Whitney PW 206B
Мощность — 2 х 635 л.с.
Максимальная скорость — 278 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность действия — 600 км
Скороподъемность — 852 м/мин
Практический потолок — 6100 м
Статический потолок — 3840 м
Экипаж — 1-2 чел
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1360 кг груза.

www.svvaul.ru

McDonnell Douglas MD 900 Explorer

McDonnell Douglas MD 900 Explorer
Многоцелевой вертолет


    В 1988 г. вертолетное отделение фирмы McDonnel-Douglas начало разработку многоцелевого вертолета нового поколения с системой NOTAR для гражданского и военного применения. Вертолет MD 900 Explorer с одинаковым успехом может использоваться как для выполнения гражданских грузопассажирских перевозок, так и в военных целях для обеспечения наблюдения и связи, борьбы с танками и огневой поддержки войск.
    Разработка вертолета под обозначением MDX была начата фирмой McDonnell-Douglas в 1988 году и проводилась параллельно с разработкой, испытаниями и запуском в серийное производство первых вертолетов с системой NOTAR, у которых для уравновешивания реактивного крутящего момента несущего винта используется не рулевой винт, а струйный руль. Опыт, полученный при создании этих вертолетов, в полной мере использован в конструкции MD 900.
    Первый полет опытного образца вертолета состоялся 18 декабря 1992 года. Вертолет построен по одновинтовой схеме с системой NOTAR и двухдвигательной силовой установкой. Благодаря тому что силовая установка размещена над фюзеляжем, а не в самом фюзеляже, как это было принято на предыдущих моделях многоцелевых вертолетов фирмы фирмой McDonnell-Douglas, практически все внутреннее пространство фюзеляжа может быть использовано в качестве кабины экипажа и грузовой кабины. В кабине экипажа установлены два кресла для летчиков или для летчика и пассажира ? в зависимости от предназначения вертолета. За кабиной экипажа находится грузовая кабина, которая, как правило, не отделяется перегородкой от кабины экипажа. Здесь могут быть установлены до шести кресел для пассажиров или размещены двое носилочных больных. Благодаря тому что пол кабины выполнен на одном уровне, вертолет может быть использован для перевозки грузов на стандартных грузовых поддонах соответствующих размеров. Загрузка крупногабаритных грузов производится через задний грузовой люк, в передней части фюзеляжа по обеим его сторонам имеются также установленные на шарнирах двери для доступа в кабину экипажа, а доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размером 1.2х1.27м. К задней части фюзеляжа пристыкована оборудованная струйным рулем системы NOTAR хвостовая балка, на которой установлен стабилизатор со стреловидными концевыми шайбами. Благодаря широкому использованию в конструкции фюзеляжа современных композиционных материалов (углепластик, кевлар, стекловолокно) и легких сплавов, конструкторам удалось существенно снизить его массу.
    Вертолет имеет полозковое шасси, которое по желанию заказчика может быть заменено на колесное шасси. Для обеспечения возможности посадки на воду могут быть установлены надувные баллонеты.
    За счет использования в силовой установке двух двигателей и возможности продолжения полета на одном двигателе при выходе из строя другого двигателя вертолет обладает более высокой эксплуатационной надежностью, чем предыдущие модели вертолетов семейства MD500/530. На первых серийных вертолетах устанавливаются газотурбинные двигатели Pratt & Whitney PW206B взлетной мощностью 465 кВт. каждый. Возможна также установка двигателей Turbomeca ТМ319. Емкость топливной системы составляет 602 л. Несущий винт вертолета имеет пять лопастей прямоугольной формы в плане. Лопасти изготовлены из композиционных материалов и снабжены противоэрозионными накладками.
    В бортовом радиоэлектронном оборудовании используются электронные системы отображения информации, нашедшие широкое применение на самолетах. В частности, на приборной доске установлены многофункциональные дисплеи (цветные или монохроматические — по желанию заказчика), на которые выводится вся необходимая пилотажная и навигационная информация. На вертолете военного назначения MD 900 Combat Explorer, разрабатывавшемся параллельно с гражданским вертолетом, предусмотрена установка пилотажного и навигационного оборудования, обеспечивающего выполнение боевых задач в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях, а также необходимой прицельной аппаратуры для подвешиваемого вооружения.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение — 1994
Диаметр главного винта — 10,31 м
Длина — 9,85 м
Высота — 3,66 м
Ширина — 1,63 м
Масса, кг
— пустого — 1481
— максимальная взлетная — 3057
Тип двигателя — 2 ГТД Pratt & Whitney PW 206B
Мощность — 2 х 635 л.с.
Максимальная скорость — 278 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность действия — 600 км
Скороподъемность — 852 м/мин
Практический потолок — 6100 м
Статический потолок — 3840 м
Экипаж — 1-2 чел
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1360 кг груза.

www.svvaul.ru

McDonnell Douglas MD 900 Explorer

McDonnell Douglas MD 900 Explorer
Многоцелевой вертолет


    В 1988 г. вертолетное отделение фирмы McDonnel-Douglas начало разработку многоцелевого вертолета нового поколения с системой NOTAR для гражданского и военного применения. Вертолет MD 900 Explorer с одинаковым успехом может использоваться как для выполнения гражданских грузопассажирских перевозок, так и в военных целях для обеспечения наблюдения и связи, борьбы с танками и огневой поддержки войск.
    Разработка вертолета под обозначением MDX была начата фирмой McDonnell-Douglas в 1988 году и проводилась параллельно с разработкой, испытаниями и запуском в серийное производство первых вертолетов с системой NOTAR, у которых для уравновешивания реактивного крутящего момента несущего винта используется не рулевой винт, а струйный руль. Опыт, полученный при создании этих вертолетов, в полной мере использован в конструкции MD 900.
    Первый полет опытного образца вертолета состоялся 18 декабря 1992 года. Вертолет построен по одновинтовой схеме с системой NOTAR и двухдвигательной силовой установкой. Благодаря тому что силовая установка размещена над фюзеляжем, а не в самом фюзеляже, как это было принято на предыдущих моделях многоцелевых вертолетов фирмы фирмой McDonnell-Douglas, практически все внутреннее пространство фюзеляжа может быть использовано в качестве кабины экипажа и грузовой кабины. В кабине экипажа установлены два кресла для летчиков или для летчика и пассажира ? в зависимости от предназначения вертолета. За кабиной экипажа находится грузовая кабина, которая, как правило, не отделяется перегородкой от кабины экипажа. Здесь могут быть установлены до шести кресел для пассажиров или размещены двое носилочных больных. Благодаря тому что пол кабины выполнен на одном уровне, вертолет может быть использован для перевозки грузов на стандартных грузовых поддонах соответствующих размеров. Загрузка крупногабаритных грузов производится через задний грузовой люк, в передней части фюзеляжа по обеим его сторонам имеются также установленные на шарнирах двери для доступа в кабину экипажа, а доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размером 1.2х1.27м. К задней части фюзеляжа пристыкована оборудованная струйным рулем системы NOTAR хвостовая балка, на которой установлен стабилизатор со стреловидными концевыми шайбами. Благодаря широкому использованию в конструкции фюзеляжа современных композиционных материалов (углепластик, кевлар, стекловолокно) и легких сплавов, конструкторам удалось существенно снизить его массу.
    Вертолет имеет полозковое шасси, которое по желанию заказчика может быть заменено на колесное шасси. Для обеспечения возможности посадки на воду могут быть установлены надувные баллонеты.
    За счет использования в силовой установке двух двигателей и возможности продолжения полета на одном двигателе при выходе из строя другого двигателя вертолет обладает более высокой эксплуатационной надежностью, чем предыдущие модели вертолетов семейства MD500/530. На первых серийных вертолетах устанавливаются газотурбинные двигатели Pratt & Whitney PW206B взлетной мощностью 465 кВт. каждый. Возможна также установка двигателей Turbomeca ТМ319. Емкость топливной системы составляет 602 л. Несущий винт вертолета имеет пять лопастей прямоугольной формы в плане. Лопасти изготовлены из композиционных материалов и снабжены противоэрозионными накладками.
    В бортовом радиоэлектронном оборудовании используются электронные системы отображения информации, нашедшие широкое применение на самолетах. В частности, на приборной доске установлены многофункциональные дисплеи (цветные или монохроматические — по желанию заказчика), на которые выводится вся необходимая пилотажная и навигационная информация. На вертолете военного назначения MD 900 Combat Explorer, разрабатывавшемся параллельно с гражданским вертолетом, предусмотрена установка пилотажного и навигационного оборудования, обеспечивающего выполнение боевых задач в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях, а также необходимой прицельной аппаратуры для подвешиваемого вооружения.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение — 1994
Диаметр главного винта — 10,31 м
Длина — 9,85 м
Высота — 3,66 м
Ширина — 1,63 м
Масса, кг
— пустого — 1481
— максимальная взлетная — 3057
Тип двигателя — 2 ГТД Pratt & Whitney PW 206B
Мощность — 2 х 635 л.с.
Максимальная скорость — 278 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность действия — 600 км
Скороподъемность — 852 м/мин
Практический потолок — 6100 м
Статический потолок — 3840 м
Экипаж — 1-2 чел
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1360 кг груза.

www.svvaul.ru

MD Helicopters MD Explorer. Фото. Характеристики.

 

В 1988 вертолетное отделение компании McDonnel Douglas начало проектирование многоцелевого вертолета нового поколения, снабженного системой NOTAR для военного и гражданского использования. Вертолет MD 900 Explorer может с одинаковым успехом применяться как для исполнения грузопассажирских гражданских перевозок, так и в армейских целях для обеспечения связи и наблюдения, огневой поддержки армии и борьбы с танками.

Проектирование вертолета под наименованием MDX было начато компанией McDonnell-Douglas в 1988 и проводилось параллельно с запуском в массовое производство, разработкой, испытаниями первых вертолетов, снабженных  системой NOTAR, у которых с целью уравновешивания крутящего реактивного момента несущего винта применяется струйный руль, а не рулевой винт. Опыт, который получен при создании данных вертолетов, использован в полной мере в конструкции MD900.

 

MD Helicopters MD Explorer фото

Первый полет вертолета прошел 18.12.1992. Вертолет построили по одновинтовой схеме, снабженной системой NOTAR и силовой двухдвигательной установкой. Ввиду того, что силовая установка размещается над фюзеляжем, а не в фюзеляже, как это принято на прошлых моделях многоцелевых вертолетов компании McDonnell Douglas, почти все внутреннее пространство фюзеляжа можно использовать в качестве грузовой кабины и кабины экипажа. В кабине экипажа устанавливаются для летчиков два кресла или для пассажира и летчика  ≈ зависимо  от назначения вертолета. За кабиной экипажа располагается грузовая кабина, которая не отделяется, как правило,  от кабины экипажа перегородкой.

 

MD Helicopters MD Explorer фото кабины

 

Тут можно установить до шести пассажирских кресел для пассажиров или разместить двое носилочных для больных. Ввиду того, что пол кабины сделан на одном уровне, вертолет можно использовать для транспортировки грузов на грузовых стандартных поддонах необходимых размеров. Загрузка крупногабаритных грузов проводится через грузовой задний люк, по обеим его сторонам впереди фюзеляжа есть также двери, которые установлены на шарнирах, для доступа в кабину экипажа, а в грузовую кабину доступ  проводится через две раздвижные двери, размер которых 1.2х1.27м. Сзади фюзеляжа пристыкована хвостовая балка, снабженная струйным рулем NOTAR,  на которой смонтирован стабилизатор с концевыми стреловидными шайбами. Благодаря широкому применению в конструкции фюзеляжа композиционных современных материалов (кевлар, углепластик,  стекловолокно) и более легких сплавов, конструкторам получилось в значительной степени уменьшить его массу. 

У вертолета полозковое шасси, которое может быть по желанию заказчика изменено на колесное шасси. Для того, чтобы обеспечить возможность посадки на воду, можно установить надувные баллонеты.

 

MD Helicopters MD Explorer фото

Благодаря использованию в силовой установке двух моторов и возможности продолжать полет на одном моторе, когда другой двигатель выходит из строя, вертолет имеет более высокую эксплуатационную надежность, чем прошлые модели вертолетов типа MD500/530. На первых серийных вертолетах устанавливали газотурбинные двигатели Pratt&Whitney PW206B взлетной мощностью 465кВт. каждый. Возможна также установка двигателейTurbomecaТМ319. Емкость  системы с топливом составляет 602л. Несущий винт у вертолета имеет пять лопастей в плане прямоугольной формы. Лопасти сделаны из композитных материалов и имеют противоэрозионные накладки.

 

Характеристики вертолета MD Explorer:

 

  • Дальность полета:476км 

  • Крейсерская скорость:248км/час 

  • Наибольшая высота полета:5669м 

  • Наибольший взлетный вес:3130кг 

  • Высота салона:1.24м 

  • Длина салона:1.91м 

  • Наибольшее количество пассажиров:7 

  • Ширина салона:1.45м 

  • Высота:3.66м  

  • Длина:9.86м 

 

 

Посмотреть другие вертолеты

Avia.pro

 

avia.pro

МАКДОННЕЛЛ – ДУГЛАС MD 900 «ИКСПЛОРЕР». Вертолеты. Том II

МАКДОННЕЛЛ – ДУГЛАС MD 900 «ИКСПЛОРЕР»

ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ

В 1988 г. вертолетное отделение фирмы «Макдоннелл-Дуглас» начало разработку многоцелевого вертолета нового поколения с системой NOTAR для гражданского и военного применения. Новый вертолет решено было делать двухдвигательным, с усовершенствованным пятилопастным несущим винтом большего диаметра и с новым фюзеляжем с большей по размерам кабиной, в которой могли разместиться 7 пассажиров при экипаже Из одного летчика. По компоновке новый вертолет, получивший первоначально обозначение MDX, затем MD 900 и наконец MD 900 «Иксплорер», похож на вертолеты MD 520N и MD 600N, возможности развития которых были в основном исчерпаны, но является качественно новым вертолетом, на базе которого могут быть созданы различные модификации. На вертолете сохранена система NOTAR, используемая для уравновешивания реактивного крутящего Момента несущего винта, но подвергшаяся значительному усовершенствованию для повышения ее эффективности.

Вертолет предлагается использовать для пассажирских и грузовых перевозок, обслуживания буровых вышек на море, поисково-спасательных операций и санитарных перевозок, патрулирования и полицейской службы.

Легкий боевой вертолет «Комбат Иксплорер»

Одновременно разрабатывался военный вариант вертолета «Комбат Иксплорер» для непосредственной поддержки с вооружением из НАР и пулеметов в контейнерах и прицельным оборудованием.

Фирма провела анализ рынка для нового вертолета, оценив потребность в 800-1000 вертолетов MD 900 «Иксплорер», и получила зарезервированные заказы на 200 вертолетов от 100 возможных заказчиков.

Было построено 10 опытных вертолетов для наземных и летных испытаний, на которых первый полет был совершен 18 декабря 1992 г., последующие в 1993-1994 гг.; первый предсерийный вертолет совершил первый полет 3 августа 1994 г.; сертификат FAA получен 2 декабря 1994г., а первый серийный вертолет поставлен 16 декабря 1994 г. В 1994 г. произведено 3 вертолета, в 1995 г. – 20 с увеличением производства до 46 в 1997 г. В июне 1995 г» вертолет MD 900 «Иксплорер» был впервые продемонстрирован на авиационно-космической выставке в Париже, а позже и на других выставках.

Расчетная цена вертолета 3 млн долларов, со специальным оборудованием – 6,5 млн долларов, расчетные прямые эксплуатационные расходы – 375 долларов в год.

Разработана усовершенствованная модификация MD 902 с более мощными ГТД и большей грузоподъемностью.

Легкий многоцелевой вертолет Макдоннелл-Дуглас МО «Иксплорер»

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с системой NOTAR вместо рулевого винта, двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж изготовлен с широким применением КМ: кабина экипажа, грузопассажирская кабина и хвостовая балка изготовлены в основном из углепластика, а обтекатель силовой установки – из КМ с применением кевлара. В обшивку из КМ заделана противомолниевая защита.

Общая кабина экипажа и грузопассажирская кабина не имеют перегородки и вместе с багажным отсеком имеют длину 3,93 м, общий объем кабины 4,88 м? , багажного отсека -1,46 м? . В кабине экипажа на правом сиденье размещается летчик, на левом – пассажир или второй летчик, для которого возможна установка второго комплекта управления. В грузопассажирской кабине размещается 6 сидений для пассажиров. Все сиденья рассчитаны на восприятие вертикальной перегрузки 20g и 16g – вперед и назад. Основным силовым элементам фюзеляжа является А-образная ферменная конструкция, к которой крепятся рамы ред уктора и неподвижного вала несущего винта, а также ферменные опоры лыжного шасси.

Доступ в кабину экипажа осуществляется через две открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться в случае необходимости. Грузопассажирская кабина имеет две сдвижные двери размером 1,27 х 1,27 м. По бокам кабины имеется также задний грузовой люк для доступа в багажный отсек.

Хвостовая балка со струйным рулем такая же, как на вертолетах MD 600N; сверху расположен стабилизатор размахом 2,84 м прямоугольной формы в плане, со стреловидными концевыми шайбами, установленными под углом для создания боковой силы, уравновешивающей частично реактивный крутящий момент несущего винта.

Шасси лыжное, отличается небольшой высотой опор; расстояние от земли до фюзеляжа 0,38 м. Опоры могут быть закрыты обтекателями, возможна установка надувных баллонетов. На хвостовой балке установлена предохранительная опора. Лыжи снабжены противоабразивными накладками.

Несущий винт пятилопастный, с бесшарнирным креплением лопастей, изготовлен полностью из КМ. Лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками. Крепятся с помощью упругих элементов. Вдоль носка лопасти установлена противоабразивная накладка из титана. Техническое обслуживание лопастей и втулки – по состоянию. Особенностью конструкции несущего винта является использования неподвижного вала, прикрепленного к фюзеляжу, внутри которого проходит вал несущего винта, как на вертолете Макдоннелл-Дуглас «Апач».

Система NOTAR, используемая вместо рулевого винта, такая же, как на вертолетах MD 600.

Силовая установка состоит из двух ГТД Пратт-Уитни PW 206 В взлетной мощностью по 469 кВт/ 630 л. с., используемых на первых серийных 128 вертолетах. На последующих серийных вертолетах будут устанавливаться ГТД Турбомека ТМ 319-2 «Арриус» 2С взлетной мощностью по 478 кВт/640 л. с. Двигатели установлены рядом сверху фюзеляжа за редуктором несущего винта и закрыты общим обтекателем; воздухозаборники расположены по бокам обтекателя и защищены сеткой. Двигатели снабжены цифровой системой автоматического управления FADES.

Трансмиссия состоит из редуктора несущего винта с приводом агрегатов. Редуктор рассчитан на передачу взлетной мощности 746 кВт/ 800 л. с. и максимальной продолжительной мощности 671кВт/900 л. с.

Топливная система имеет один общий бак емкостью 602 л под полом кабины с одной горловиной для заправки. Возможна установка дополнительного бака емкостью 666 л.

Система управления механическая, без бустеров, как на вертолете MD 520N, включает систему автоматической стабилизации и автопилот. Возможна установка двойного управления.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета в сложных метеорологических условиях. Возможна установка метеорологической РЛС. На серийных вертолетах устанавливается усовершенствованное оборудование фирмы «Силвер Кроун», включающее радиовысотную систему LORAN, спутниковую навигационную систему, многофункциональные дисплеи и др.

Дополнительное оборудование включает обогрев ПВД, тормоз несущего винта, систему внешней подвески грузов массой 1360 кг, нож для резки проводов, убирающиеся посадочные фары, теплозвукоизоляцию кабины, систему кондиционирования и колеса, устанавливаемые на лыжное шасси для рулежки по земле.

Схема вертолета MD «Иксплорер»

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТОЛЕТА MD 900 «ИКСПЛОРЕР»

Размеры, м:

длина вертолета с вращающимися

винтами 11,83

длина фюзеляжа 9,85

высота 3,66

ширина фюзеляжа 1,63

диаметр несущих винтов 10,31

ометаемая площадь, м? 83,5

Двигатели: 2 ГТД Пратт-Уитни PW 206В

взлетная мощность, кВт/л. с. 2 х 469/2 х 630

Массы и нагрузки, кг:

максимальная взлетная с грузом внутри

кабины 2722 кг на внешней подвеске 3057 пустого вертолета 1481

максимальная нагрузка:

в кабине 1163

на внешней подвеске 1361

Летные данные:

максимальная скорость, км/ч 278

максимальная крейсерская скорость, км/ч 250 максимальная скороподъемность, м/с 14,2

статический потолок, м:

с учетом влияния земли 3260

без учета влияния земли 3840

динамический потолок, м 6100

дальность полета, км 530-600

продолжительность полета, ч 3,3-3,5

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *