Вертолет Крокодил | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

В свое время транспортно-боевой вертолет МИ-24 считался одним из лучших вертолетов своего класса, за что и получил название “Крокодил”. Словно крокодил, он появлялся из ниоткуда, и хоронил все самые смелые надежды противника на успех боевой операции. Тем не менее, на Московском вертолетном заводе им. Миля прекрасно понимали, что прогресс не стоит на месте, и другие мировые лидеры по производству боевых вертолетов постоянно совершенствуют свою продукцию, внедряя все новые наработки. Чтобы не уступать конкурентам, в 2005 году специалисты завода произвели модернизацию МИ-24, оснастив его новейшей обзорно-прицельной системой, а также уникальным комплексом электронной индикации и навигации. Новинка получила название МИ-35 “Крокодил”.

Вертолет Ми-24 «Крокодил»

Серийное производство “Крокодилов” было начато ОАО “Росвертол” в 2005 году в Ростове-на-Дону. Основное производство было направлено для удовлетворения нужд армии России, однако часть произведенных транспортно-боевых вертолетов пошла на экспорт. Вертолет может круглосуточно использоваться в бою, в частности, для эвакуации раненных солдат, поддержки сухопутных войск и поражения вражеской бронетанковой техники. Кроме того, благодаря наличию внешней подвески и широкой кабины, вертолет применяется для перевозки большого перечня грузов.

МИ-35 отличают превосходные летные характеристики, что позволяет использовать “Крокодил” в сложных условиях высокогорья и повышенных температур. За счет усовершенствованной конструкции значительно возросла боевая мощь вертолета, снизилась его акустическая заметность для противника, а также была в значительной мере снижена трудоемкость передового технического оснащения. “Сердцем” вертолета стали новейшие сверхмощные двигатели ВК-2500 от завода “Климов”. На сегодняшний день вертолеты “Крокодил” стоят на защите не только российской армии, но и армии Азербайджана, Бразилии и Венесуэлы.

Вертолет МИ-35 «Крокодил»

В 2010 году со стороны Министерства обороны Российской Федерации в адрес ОАО “Росвертол” поступил заказ на производство партии вертолетов “Крокодил” в количестве 22 единицы. Характеристики и возможности вертолета насколько удивили военных, что в дальнейшем для нужд российской армии было произведено еще 27 вертолетов МИ-35. Информация о возможностях техники распространилась далеко за пределы России. Так, Венесуэла, Азербайджан и Бразилия оформили заказы на выпуск партии вертолетов в общем количестве 46 единиц.

Вертолет “Крокодил” способен поражать цели на близких и дальних расстояниях в любых погодных условиях благодаря оснащению противотанковыми ракетами “Штурм” и двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л, калибр 23 мм. Но перед разработчиками стояла еще одна задача – уменьшить достаточно внушительный вес вертолета. С этой задачей они справились великолепно, сделав более легким фиксированное шасси “Крокодила” и оснастив его укороченными крыльями. Понизить уровень шума и существенно улучшить управляемость получилось благодаря внесенным в X-образный рулевой винт коррективам. Мощные же двигатели сделали возможным осуществление полетов на недоступную ранее высоту.

Вертолет МИ-35 «Крокодил»

Система ночного видения и улучшенная обзорно-прицельная система ОПС-24Н может эффективно применяться как в дневное, так и в ночное время суток, а распознать и поразить цель на любом расстоянии позволяет новейшая тепловизионная система наблюдения. За счет наличия связанной с бортовым компьютером спутниковой системой навигации вертолета, расчет необходимого маршрута производится еще быстрее. Кроме того, система навигации позволяет до 2 раз сократить время появления маршрута на цветном экране монитора, что дает возможность командиру вертолета быстрее сориентироваться в ситуации и принять правильно решение.

Вертолет МИ-35 «Крокодил»

Кроме боевой, существуют и другие версии “Крокодила” – санитарная, грузовая и десантная. Грузовая версия МИ-35 позволяет транспортировать внутри грузовой кабины до 1500 кг. боевых припасов, а за счет наличия системы внешней подвески, масса перевозимого груза может увеличиваться до 2400 кг. Десантная версия вертолета дает возможность перевозить до 8 десантников вместе с их личных вооружением. Особым спросом пользуется санитарная версия “Крокодила”. В таком вертолете без труда можно расположить двоих сидячих и двоих лежачих раненных бойцов, доставив их в госпиталь для оказания первой медицинской помощи.

Чтобы выполнение боевых задач вертолетом было еще эффективнее и оперативнее, “Крокодил” получил целый набор устройств и оборудования, в частности:

  • прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;
  • комплекс электронной индикации и навигации КНЭИ-24;
  • новейшую обзорно-прицельную систему ОПС-24Н, которая включает в себя гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;
  • светотехническое оборудование, полностью адаптированное к применению очков ночного видения.

Все это сделало “Крокодил” одним из ведущих транспортно-боевых вертолетов, способных решать самые различные задачи, начиная от транспортировки грузов и раненных военных, и заканчивая ведением прицельного огня по наземной и воздушной технике противника. Это по-настоящему современный, круглосуточный и всепогодный вертолет, который стоит того, чтобы им гордиться.

www.mzk1.ru

"Крокодил" » Военное обозрение

Уж не знаю за что эта машина получила столь меткое прозвище, но посмотрев на неё, как говориться, в упор, на расстоянии нескольких метров, это действительно первое, что приходит на ум ... а второе - то, что нужно "делать ноги" и причем очень быстро ...
До этого момента к вертолётам я относился достаточно спокойно, и даже полетав на Ми-8 на Севере и в Сибири не сильно проникся к этим винтокрылым машинам.
Но близкое знакомство с Ми-24 в 344 Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации действительно изменило мое отношение к ним ...
2.

В состав центра входит 696 инструкторский испытательный вертолётный полк, в котором ведется подготовка летчиков высшей категории с присвоением им квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер», кроме этого в Центре ведется подготовка иностранных военных специалистов летного и технического состава. В настоящее время проблем с топливом нет и обучение идёт полным ходом. Одни экипажи сменяют другие прямо на ВПП не останавливая вращение лопастей винтов, что-бы не тратить время на руление и повторный запуск ...

3.

В небе "жарковато" ... размеренная карусель по квадрату: взлёт - круг - посадка и так по нескольку раз за день, до полного расхода топлива ...
4.

После взлёта - круг левый ...
5.

И вскоре уже посадка по осевой на впп ...
6.

А потом снова взлёт ...
7.

Ми-24 (по классификации НАТО "Hind" — Лань) транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.
Стал первым российским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. На сегодняшний день уже имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался и в годы Афганской войны, и в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. О ТТХ говорить не буду - всё давно уже есть в сети ...
8.

Бронированные кабина пилота и основные узлы позволяют не реагировать на автоматные и винтовочные пули. В Афганистане лобовое бронестекло держало пули от ДШК (12,7 мм). К тому же все системы управления сдублированы так, что даже их повреждение не гарантирует уничтожения вертолета. Душманам приходилось использовать пулеметы калибра 14,5 мм и ПЗРК «Стрела» (изредка «Stinger»), при этом известны случаи, когда вертолет возвращался на базу с десятками пробоин, но живой. Известен случай в Афганистане, когда иранский F-4 «Фантом» выполнил пуск ракетой «Спароу». На базу тогда прилетело своим ходом "пол-вертолёта", что конечно является рекордом ...
Душманы "ласково" прозвали 24-ку - «шайтан-арба» ...
9.

После выхода в свет фильма Бондарчука "9-я рота" в памяти конечно остались те шикарные кадры с Ми-24, медленно вплывающими в кадр ...
Даже при просмотре чувствовалась сила и мощь этой машины ... но то, что испытываешь, находясь рядом в реале - действительно впечатляет!
А уж фотографировать в таких условия, поверьте, далеко не простое занятие, тут бы на ногах устоять, не до ракурсов )))

10.

А тем временем всё новые и новые экипажи занимают места в кабинах и продолжают полеты ...
11.

Взлёт ...
12.

Висение с поворотами - тоже часть тренировок ...
13.

В воздухе становится тесно от работающих машин, но места хватает всем, у каждого экипажа свои задачи и свой маршрут ...
14.

В работе обе ВПП базы ...
15.

Удачная машина с интересной судьбой, и поэтому не удивительно, что именно этот вертолёт установлен на постамент в центре части ...
16.

Я рад, что смог познакомится с "Крокодилом" лично, и приятно, что его модифицированные версии ещё в строю на ряду с современными боевыми машинами ...
17.

В преддверии вопросов о серой окраске повторю комментарий из прошлого поста: - После одной из поездок в США, бывшему министру обороны Сердюкову, "захотелось" перекрасить воздушные суда по типу американских, в темно-серый цвет... С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу, этот приказ (по окраске в серый цвет) был отменен, а в замен него был издан другой, в котором указано (приблизительно): "...цвет окраски воздушных судов должен соответствовать цвету окружающей среды той местности, где базируется техника ..." Возвращать камуфляж будут постепенно, по мере ремонта бортов окрашенных в темно-серый цвет.

Выражаю благодарность пресс-службе Министерства обороны, а так-же всему составу 344-у ЦБП и ПЛС за возможность съёмок на территории центра.

topwar.ru

24 - советский вертолет, который уважительно называют «Крокодилом» и «Колесницей Сатаны»

Вертолет Ми-24 по прозвищу «Крокодил». | Фото: cont.ws.

Сложно поспорить с тем, что Ми-24 – это один из наиболее успешных боевых вертолетов в мире. «Колесница Сатаны», как называли ее враги, – это огромная боевая машина более 17 метров в длину, которая одним своим появлением нередко заставляла противника буквально бежать с поля боя.

Эта грозная машина приняла участие во множестве военных конфликтов и внушила противнику страх и уважение. Подробнее о легендарном вертолете – далее в обзоре.

Ударный вертолет Ми-24 с подвешенным вооружением. | Фото: nlo-mir.ru.

Начало амбициозного проекта по созданию вертолета-«терминатора» было положено еще в конце 1960-х годов, когда в Советском Союзе проанализировали роль армейской авиации США во время Вьетнамской войны. Тогда же появилось несколько противоположных взглядов на то, какие функции должны выполнять вертолеты в современной войне. Одни военные считали, что это должен быть легковооруженный транспорт, а другие видели универсальную машину, выполняющую примерно ту же роль, что и наземные БМП. Также не исключался вариант создания универсального вертолета, пригодного для решения разнообразных задач.

Американский ударный вертолет Bell AH-1 Cobra, 1970-е годы. | Фото: ru.wikipedia.org.

Американцы пошли первым путем и сконструировали исключительно ударный вертолет Bell AH-1 «Кобра». Это легкий летательный аппарат с богатым набором вооружения класса «воздух-земля» и мощным бронированием. Но перевозить грузы эта машина не могла.

Первые экземпляры вертолета Ми-24 имели кабину с большой площадью остекления. | Фото: vpk.name.

В Советском Союзе разработку нового проекта поручили ОКБ М. Л. Миля. Несколько лет Михаил Леонтьевич Миль готовил разнообразные проекты и макеты и, в конечном итоге, военными была выбрана наиболее удачная конструкция. Машина неоднократно модернизировалась и до сих пор стоит на вооружении в десятках стран мира.

Пара вертолетов Ми-24 ВВС Украины летит на боевое задание. | Фото: pikabu.ru.

Вид из кабины оператора вооружением вертолета Ми-24. | Фото: russianplanes.net.

Вертолет Ми-24 имеет тандемный кокпит, где друг за другом размещаются оператор вооружения и летчик. Позже в состав экипажа добавили борттехника. А за кабиной находится грузовое отделение.

Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117В мощностью от 1500 до 2800 л.с. каждый. Благодаря высокой удельной мощности, обтекаемому фюзеляжу и убирающемуся шасси Ми-24 развивает скорость в полете до 335 км/ч. И до сих пор с этим результатом отечественная машина является одним из самых быстрых вертолетов в мире.

Пулемет ЯкБ-12,7 установлен в носовой турели вертолета Ми-24. | Фото: ru.wikipedia.org.

Арсенал, перевозимый на вертолете Ми-24. | Фото: nlo-mir.ru.

Ми-24 и его более поздние модели и варианты имеют широкий спектр нагрузок оружием, но основное вооружение состоит из блоков неуправляемых ракет НУРС/НАР, носового пулемета (обычно четырехствольный ЯкБ-12,7 скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту) и противотанковых ракет «Фаланга», «Штурм» или «Атака». Также на некоторые модификации вертолета устанавливались ракеты «воздух-воздух», пушки и гранатометы. Конфигурация оружия легко меняется в зависимости от потребности в данный момент.

Вертолет Ми-24 штурмует ракетами наземные укрепления. Фото: nlo-mir.ru.

Российский вертолет Ми-35 получил немало обновлений в сравнении с Ми-24. | Фото: vimpel-v.com.

Помимо этого, боевая машина может поднимать до 2,4 тонны вооружения и грузов и может перевозить 8 десантников или 4 раненых на носилках.

На протяжении многих лет было выпущено немало модификаций Ми-24, но общая концепция и задачи боевой остались неизменными. Вертолет известен под названиями Ми-25 (экспортный вариант), а также как Ми-35. Почти за полвека с момента начала выпуска, всего собрано около 3500 экземпляров всех вариантов вертолета.

Военные летчики, пилотировавшие Ми-24, называли свои машины «Галя» и «Крокодил». Вертолеты ранних серий, с очень остекленной кабиной, получили прозвища «Веранда» и «Стакан».

Вертолет Ми-24 в небе над советской военной колонной. | Фото: pikabu.ru.

Ми-24 – вертолет непосредственной поддержки войск. | Фото: rostec.ru.

Боевое крещение Ми-24 получил в Африке, в стычках стран «третьего мира». А уже в 1980-х годах, когда СССР проводил активную политику в Афганистане, Ми-24 впервые увидел «большую» войну. Вертолет весьма успешно себя проявил при поддержке советских пехотных подразделений, защите конвоев и в качестве транспорта.

Однако вскоре Ми-24 стал главным образом атакующим вертолетом, а транспортные функции были отданы Ми-8. Благодаря уменьшению веса вертолета, экипаж стал устанавливать пулеметы на обеих дверях для дополнительной защиты и хранить запасные боеприпасы в грузовом отсеке. Израсходовав основной боекомплект, летчик садил машину в укромном месте, и члены экипажа перевооружали вертолет.

Моджахеды называли Ми-24 шайтан-арба («колесница сатаны») из-за их огромной боевой мощи. Часто одно только появление советского вертолета полностью срывало атаки афганцев и обращало их в бегство.

Полет вертолета Ми-24 в горах. | Фото: nlo-mir.ru.

Демонстрационный вертолет Ми-24 военно-воздушных сил Венгрии, раскрашенный под грозную хищную птицу. | Фото: pikabu.ru.

Правда, стоит отметить, что Ми-24 все же сбивали с земли из пушек и пулеметов. А когда из США в Афганистан стали завозить ракетные комплексы «Стингер», то условия боевой работы советских летчиков ухудшились, особенно на малых высотах.

Также большую роль сыграли Ми-24 во время чеченских войн, где российские вертолеты применялись против вражеской бронетехники, пехоты и даже авиации.

Источник

zagopod.com

Летающие «крокодилы» | Warspot.ru

Даже через четверть века после распада Советского Союза созданные в этом государстве образцы вооружения продолжают находиться на вооружении армий многих стран. Наряду с такими признанными бестселлерами, как автомат Калашникова, танк Т-55 и истребитель МиГ-29, одним из наиболее узнаваемых продуктов советского военно-промышленного комплекса в мире является ударный вертолёт Ми-24, известный также под неофициальным прозвищем «Крокодил».

Серийное производство этой замечательной машины началось ещё в далёком 1971 году и продолжается до сих пор. По сей день Ми-24 (со своими экспортными модификациями Ми-25 и Ми-35) является одним из двух самых распространённых специализированных ударных вертолётов. По данным World Air Forces, в 2015 году в мире насчитывалось 897 активно использовавшихся Ми-24/25/35. На первом же месте с небольшим отрывом расположился американский «Апач» AH-64 (1083 вертолёта). При этом, однако, американская машина используется армиями всего полутора десятков стран, тогда как Ми-24 и его экспортные варианты приняты на вооружение примерно в шестидесяти государствах мира.

В этом фотообзоре предлагаем познакомиться с 25-ю вертолётами Ми-24, Ми-25 и Ми-35 из различных стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

Пара Ми-24 ВВС Азербайджана. Вооружённые силы этой страны имеют около 50 подобных вертолётов, в том числе в экспортной модификации Ми-35 Ми-24 ВВС Алжира. Эта страна имеет более 30 таких вертолётов, модернизированных южноафриканскими и украинскими предприятиями до уровня Super Hind Mk. III Ми-24 вооружённых сил Армении. В этой стране насчитывается, по разным данным, от 11 до 15 таких вертолётов в разных модификациях Белорусские Ми-24. В вооружённых силах этой страны насчитывается около двух десятков таких вертолётов Ми-35 бразильских ВВС. В этой стране имеется 12 таких вертолётов Один из венгерских Ми-24. До недавнего времени в ВВС Венгрии насчитывалось 12 таких вертолётов, в настоящее время снятых с вооружения. Оснащённая ими эскадрилья была расформирована Ещё один вариант окраски венгерского Ми-24. По классификации НАТО вертолёт носит название Hind, «Лань», что, возможно, и определило выбор изображения для этой машины Ми-24 в «обычном» камуфляже венгерских ВВС Вьетнамский Ми-24А. Вооружённые силы этой страны имеют около 25 вертолётов Ми-24 Один из вертолетов семейства Ми-24 ВВС Индии. Здесь насчитывается около 20 Ми-25 и Ми-35 Ми-35 армии Ирака. В армии этой страны имеется порядка 16 таких вертолётов Казахский Ми-24. Вооружённые силы Казахстана имеют на вооружении около 20 таких вертолётов Ми-35 ВВС Кипра. Киприоты имеют 11 таких вертолётов Кубинский Ми-24. На «Острове Свободы» имеется около 12 таких вертолётов, большая часть которых находится на хранении Македонский Ми-24. Вооружённые силы этой страны располагают четырьмя такими вертолётами. Ещё около 10 машин находятся на хранении Единственный Ми-24 ВВС Нигера В вооружённых силах Перу имеется 18 вертолётов Ми-25 и Ми-35 Польский Ми-24. В армии Польши имеется около 30 таких вертолётов Ми-24 российских ВВС. В вооружённых силах и других силовых ведомствах России имеется более 200 этих вертолётов Ми-24 ВВС Судана. У военной авиации этой страны имеется около 40 Ми-24 и Ми-35 Два украинских Ми-24. В вооружённых силах Украины насчитывается около 130 таких вертолётов Ещё один украинский Ми-24 в составе миротворческих сил ООН в Либерии Чешский Ми-24. В ВВС этой страны имеется, по разным данным, от 15 до 27 вертолётов Ми-24 и Ми-35 Два чешских Ми-35 Эфиопский Ми-24А. Вооружённые силы Эфиопии, по разным данным, имеют от 8 до 18 Ми-24

warspot.ru

Летающие «Крокодилы» 20 удивительных фактов о боевом вертолете Ми-24

Этот вертолет стал таким же узнаваемым символом советской военной мощи, как автомат Калашникова. Помимо выдающихся боевых качеств, Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил», а также фирменной чертой отечественного оружия — неприхотливостью в самых сложных условиях применения. Ми-24 поставлялся и поставляется до сих пор в более чем 50 стран мира.

На заводе «Роствертол», давнем партнере банка ВТБ, и сегодня производятся его новейшие модификации на экспорт под индексом Ми-35. Всего же изготовлено около 3500 единиц, так что не удивительно, что «Крокодил» до сих пор остается основой парка ударных вертолетов России. Вот несколько фактов из биографии легендарного вертолета.

1. Летающая БМП

Первый полет Ми-24 совершил 19 сентября 1969 года, став вторым в мире специализированным ударным вертолетом после АН-1 «Кобра» (США). При его создании было принято два оригинальных технических решения. Первое оказалось не слишком удачным: Ми-24 создавался на базе агрегатов транспортного Ми-8 согласно концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в котором могли размещаться восемь десантников. Однако в реальности им редко пользовались. Если кабина пилотов имела бронирование, то отсек для десантников ничем не защищался, а поскольку Ми-24 приходилось летать над полем боя под огнем противника, то желающих участвовать в подобном аттракционе в качестве пассажиров находилось мало. Вести же прицельный огонь из открытых дверей, как это практиковали американцы во Вьетнаме, не было возможности из-за скоростей, на которых действовал Ми-24. В результате отсек для десантников стал бесполезным грузом, из-за которого вертолет получился хоть и быстрым, но тяжелым. Максимальная взлетная масса Ми-24 составляет 11 500 кг. Для сравнения: у АН-1 этот параметр равняется 4500 кг.

2. Канатоходец

Недостаток маневренности Ми-24 отчасти проявился в одном необычном эпизоде: в воздушном бою американского и советского вертолета, который произошел в 1983 году на границе ГДР И ФРГ. Выполнявший разведывательный полет вдоль границы Ми-24 встретился с АН-1, летевшим с аналогичной миссией. Пилоты затеяли маневренный бой без применения оружия. В ходе схватки Ми-24 заложил такой вираж, что потерпел катастрофу. Проблема в том, что для увеличения скорости диаметр несущего винта у Ми-24 сделали значительно меньше, чем у аналогичного по массе и мощности Ми-8 (17,4 м против 21,3 м). Лопасти при этом стали короче, но шире. Такой винт дает меньшее сопротивление, но из-за увеличившейся нагрузки и угрозы срыва потока на лопастях пилотаж Ми-24 требует мастерства и большой точности. Летчики говорят, что управлять этим вертолетом «так же просто, как ходить по канату». 

3. Окрыленный

Вторая конструктивная особенность Ми-24 оказалась в целом довольно удачной. Этот вертолет оснащен внушительными по размерам крыльями (размах 6,4 м). Они используются не только для подвески вооружения, как на других боевых вертолетах, но и создают в полете до 28% подъемной силы, разгружая несущий винт и повышая грузоподъемность вертолета. На самом деле Ми-24 — нечто среднее между вертолетом и самолетом. Это отражается и на тактике его применения. Если ударные вертолеты западных стран активно используют режим висения, подскакивая для атаки из-за складок местности или деревьев, то козырь Ми-24 — скорость.

4. Рекордсмен

Ми-24 — один из самых быстрых вертолетов в мире. А если говорить о серийной технике, то, пожалуй, самый быстрый. Он развивает в горизонтальном полете скорость 335 км/ч. В 1978 году на Ми-24 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости для вертолетов — 368,4 км/ч. Правда, для снижения веса и сопротивления воздуха рекордный Ми-24 летал без оружия, брони и крыльев. Превзойдено это достижения было лишь в 1986 году британским многоцелевым вертолетом Westland Lynx («Рысь») — 400,87 км/ч. Однако экземпляр для рекордной попытки мало походил на серийную машину: он использовал на 40% более мощные двигатели, а также специальные лопасти несущего винта. Скорость обычной «Рыси» не превышает 260 км/ч.   

5. По-самолетному

Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают с разбега, по-самолетному. Ходили даже слухи, что он вообще не может взлетать вертикально или зависать в воздухе. Зависать на месте Ми-24 может, но взлететь вертикально с максимальной нагрузкой на нем и в самом деле затруднительно. Особенно в горах, где воздух разрежен, или в странах с жарким климатом, когда из-за высокой температуры падает мощность двигателя. В Афганистане Ми-24 обычно взлетали с разбега в 100–150 метров, разгоняясь на переднем колесе. Садились тоже по-самолетному, но по другой причине: нужно было двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами, чтобы видеть землю.

6. Броня крепка  

Одно из основных отличий ударного вертолета — наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сиденья и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло Ми-24 ни разу не было пробито, хотя после одного из вылетов в нем насчитали шесть пулевых отметин. На Ми-24 возлагалась не только задача огневой поддержки войск и прикрытия колонн на земле, но и защита гражданских и транспортных самолетов. В Кабуле, к примеру, два Ми-24 сопровождали при посадке рейсовые самолеты «Аэрофлота», отстреливая тепловые ловушки. При обнаружении пуска ПЗРК им предписывалось идти на ракету и прикрывать пассажирский самолет собой. 

7. Недетские игрушки

Ми-24 мог нести очень мощное вооружение. На его крыльях можно было вешать «игрушки» общей массой 2400 кг. Для сравнения: боекомплект танка Т-72 весит меньше тонны. Стандартная нагрузка Ми-24 в Афганистане состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), двух бомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемета. Первоначально Ми-24 оснащался четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов и скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту, который устанавливался на носовой турели. В 1982 году Ми-24, атакуя караван душманов в Афганистане, одной очередью из такого пулемета разрубил пополам автобус. Однако сложная кинематика ЯкБ-12,7 оказалась слишком капризной в полевых условиях. На смену пулемету пришла двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К, устанавливаемая на модификации Ми-24П («пушечный»). Она имела калибр 30 мм и оказалась столь мощной, что установить ее в подвижной турели было невозможно. Пушка крепится неподвижно сбоку фюзеляжа, поэтому прицеливание ведется не оператором вооружения, а пилотом, для чего требуется переориентация всего вертолета. В итоге был найден компромисс: двуствольная автоматическая пушка ГШ-23 калибра 23 мм могла устанавливаться в носовой турели и за счет большей точности и скорострельности не уступала в эффективности пушке калибра 30 мм. А в конце 1980-х годов Ми-24 стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух — воздух».

8. Огонь и натиск

В Афганистане наиболее эффективными в борьбе с душманами показали себя не высокоточные боеприпасы, а блоки с неуправляемыми авиационными ракетами. Обычно Ми-24 на высокой скорости делал боевой заход, с расстояния 1200–1500 м давал залп НАР, «подметая» поле боя оперенными стальными стрелами, составлявшими начинку их боеголовок (до 2200 «гвоздей» в каждой ракете), а на подлете пилот открывал огонь из пушки, давая возможность оператору прицельно сбросить бомбы. Любопытно, что американцы, столь охотно демонстрирующие «рекламные» ролики о применении высокоточного оружия с вертолетов, в реальных условиях при огневом противодействии с земли переходят на ту же тактику: удары НАР на большой скорости.

9. И в каждой турбине мы слышим…

Один из секретов надежности Ми-24 — двигатели ТВ3-117В, те же, что стоят и на Ми-8, самом массовом вертолете в мире. Этот двигатель был разработан в 1972 году в Ленинграде в ОКБ им. В.Я. Климова. До недавнего времени изготавливался на Украине, но в свете последних событий производство его новейшей модификации ВК-2500 освоено в России. Этот уникальный двигатель поразительно надежен. В Афганистане песок съедает даже оковку передних кромок несущих винтов, а ТВ3-117 продолжал работать порой со «щербатой» турбиной. Однажды в одном из снятых на ремонт двигателей недосчитались 17 лопаток турбины из 51. Между тем надежность для боевого вертолета –качество, быть может, даже более важное, чем защищенность и ударная мощь. В период с 2001 по 2009 год США во время боевых действий в Ираке и Афганистане потеряли 79 своих ударных вертолетов АН-64. При этом от огня противника пострадали 11 машин, а 68 разбились без посторонней помощи. 

10. Истребитель танков

Когда мы говорим о специфической тактике применения Ми-24, то надо иметь в виду, что этот вертолет создавался в первую очередь для борьбы с танками, для чего оснащался великолепным комплексом противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Штурм». В реальности в роли истребителя танков ему удалось себя попробовать лишь во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов, которую называли последней классической войной в истории человечества. Например, в первые три месяца военных действий только один из иракских Ми-24 уничтожил 55 танков противника. Потом успехи стали скромнее просто потому, что у Ирана кончились танки. 

11. Вертолет против вертолета

Ирано-иракская война впервые в истории стала ареной интенсивных воздушных боев между вертолетами. В основном сражались ударные Ми-24 и АН-1 «Кобра», применяя друг против друга ПТУР. Вот описание типичного боя: 25 февраля 1984 года три иранских АН-1 внезапно атаковали тройку иракских Ми-24. Но «Крокодилы» шли растянутой цепью, поэтому «Кобры» запустили ПТУР Tow с предельной дистанции и промахнулись. Этот выстрел известил иракцев об атаке, они развернулись и пошли на противника. Им удалось увернуться от шести медленных и маломаневренных иранских ПТУР, а затем пуском собственных ракет сбить две «Кобры». Третья попыталась скрыться, но Ми-24 без труда догнал ее и с дистанции 1,5 км расстрелял залпом НАР. В тот день все сложилось удачно для Ми-24, но исход таких боев был разным. Ирак заявил о 16 воздушных победах «Крокодилов» над «Кобрами» при потере шести Ми-24. Иран называет прямо противоположные цифры. Истина, скорее всего, посредине: противники были достойны друг друга.  

12. Ночной бой

Одерживал Ми-24 победы и над куда более современными вертолетами вооруженных сил США. К примеру, в 1999 году сербский Ми-35 (экспортная модификация Ми-24) сбил новейший американский ударный вертолет АН-64 «Апач» и транспортный UH-60, участвовавшие в операции спасения пилота разбившегося F-16. Примечательно, что это победа была одержана в ходе ночного боя, несмотря на то, что Ми-24, изготовленный в 1986 году, уступал в оснащенности куда более современному АН-64D, запущенному в производство в 1993 году. Единственным преимуществом Ми-35 были ПТУР «Штурм» новейшей модификации с дальностью действия 7 км. Оснащенность сыграла злую шутку с американцами. «Апач» имел радар кругового обзора. Сербы засекли его излучение, по пеленгу скрытно вышли на дистанцию 6700 м и произвели пуск ракеты «Штурма». Уничтожив «Апач», сербский вертолет догнал и расстрелял UH-60.

13. Стопроцентная победа

22 июля 2002 года северокорейский Ми-35 сбил АН-64 Южной Кореи. Редкий случай 100-процентно подтвержденной победы. Изначально Южная Корея опровергала факт уничтожения своего вертолета, утверждая, что он упал из-за неполадки системы следования рельефу местности. Однако эксперты США провели собственное расследование и обнаружили в обломках «Апача» вольфрамовые стержни, используемые в качестве поражающих элементов в ракетах Ми-35. Редкий случай, когда американцы сами стремились доказать факт поражения своего оружия, поскольку версия технической неполадки грозила колоссальными финансовыми убытками производителю АН-64, американской компании McDonnell Douglas. В большинстве других случаев соперники подтверждать победы Ми-24 не спешили.       

14. Легенды Ми-24

8 июня 1982 года в небе Ливана произошло уникальное событие: сирийский Ми-24 сбил сверхзвуковой истребитель. Вертолет был атакован израильским F-4 «Фантом», который выдал себя излучением радара. Ми-24 развернулся в сторону противника и выпустил ему в переднюю полусферу две ракеты «воздух — воздух» Р-60 с расстояния 8 км. Обе попали в истребитель, несшийся в атаку со скоростью, почти в полтора раза превышающей скорость звука. 27 октября того же года, по сообщению правительственной иракской газеты «Багдад обзервер», Ми-24 сбил иранский «Фантом». Разумеется, обе эти победы остались неподтвержденными. 

15. На равных

Что касается дозвуковых самолетов, то с ними Ми-24 расправлялся довольно уверенно. В Никарагуа он сбивал «антикварные» американские истребители F-86, соперничавшие с МиГ-15 еще во времена Корейской войны в 1950–1953 годах, а также легкие штурмовики А-37. Есть сведения (разумеется, неподтвержденные), что иракский Ми-24 сбил американский штурмовик А-10, атаковавший колонну танков, которую вертолет прикрывал. В 1992 году в Абхазии Ми-24 сбил с помощью ПТУР «Штурм» грузинский штурмовик Су-25, а в декабре 1994 года во время первой чеченской войны Ми-24 сбил ракетой Р-63 транспортный Ан-12, перевозивший оружие и деньги для боевиков.

16. Гроза хулиганов 

Благодаря своей скорости Ми-24 начал использоваться в СССР для перехватов легкомоторных самолетов, нарушавших границу. Активно привлекаться для этих целей вертолет стал после скандальной посадки на Красной площади Матиаса Руста 28 мая 1987 года. Есть сведения по крайней мере о пяти случаях, когда Ми-24 принуждал подобных нарушителей к посадке. Однажды при заходе на посадку воздушный хулиган попытался сбежать, но Ми-24 догнал его, зашел выше и прижал к земле. Кстати, в мае 2015 года журналист телеканала «Звезда» на таком же, как был у Руста, самолете Cessna попытался пролететь из Калининградской области через западную границу России курсом на Москву, чтобы повторить «подвиг» немца. Не прошло и минуты, как рядом появился Ми-24, который потоком воздуха от винтов «сдул» самолет на несколько десятков метров ближе к земле и заставил его идти на посадку. «Если бы Руст столкнулся с таким напором, то вряд ли бы решился лететь дальше», — делился впечатлениями от полета журналист. 

17. Не для слабонервных

Еще одним козырем Ми-24 считается психологическое воздействие на противника. Сочетание размеров, скорости, хищного внешнего вида и характерного звука производят впечатление, которое трудно передать словами. Знаменитые кадры из «Апокалипсиса сегодня» с полетом группы UH-1 «Ирокез» под музыку Вагнера покажутся вальсом бабочек в сравнении с атакой Ми-24. Недаром афганские душманы говорили: «Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолетов». 

Корпус морской пехоты США специально закупил Ми-24 для тренировки личного состава на «вертолетобоязнь». В США в Форт-Полке, штат Луизиана, существует подразделение поддержки угрозы, использующее Ми-24 для обучения военнослужащих противодействию вертолетной атаке. По признанию американцев, даже те части, которые проходили тренировку с американскими вертолетами, в первые дни обучения оказываются неспособны защищаться от Ми-24. «Эта штука атакует не так, как американские вертолеты, — говорит руководитель «курсов». — Все происходит внезапно. Потом ребята даже удивляются, как они были напуганы».

18. Глазами противника

В середине 80-х годов разведка США в результате секретной операции раздобыла Ми-24. Изучал его американский летчик Джеф Слейтон. Вот как он вспоминает момент, когда впервые увидел советский вертолет, причем не в небе, а на земле, в полутемном ангаре: «У меня задрожали колени. Моя первая мысль была: ну и здоровенная дура!» 

«Он вынослив, как трактор, — рассказывает Стив Дэвидсон, другой американский летчик, освоивший Ми-24. — Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы — и можете лететь. С нашими вертолетами так не получится. А в полете он идет ровно, как кадиллак 1962 года». 

«Если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений, Ми-24 оказался бы на самом верху моего списка», — утверждает Слейтон.

19. По-прежнему в строю

У России есть куда более современный вертолеты, чем ветеран Ми-24. К примеру, Ми-28 — гораздо более защищенная и эффективная боевая машина. Его двигатели разнесены и экранированы элементами конструкции, так что поразить одновременно обе силовые установки практически невозможно. В Ми-28 применено множество новшеств, например, энергопоглощающее шасси, спасающее экипаж при жесткой посадке. Бронекабина с бронеостеклением выдерживает попадание снарядов калибром 20 мм. Композитные лопасти продолжают работать после попадания снарядов калибра 30 мм. И все же Ми-24 не только не снимается с вооружения, но и продолжает производиться в Ростове-на-Дону в виде своей новейшей модификации Ми-35. 

Дело в том, что Ми-28 — машина современная, дорогая, предназначенная для борьбы с бронетехникой. Однако большинству развивающихся стран вертолет для современной войны не по карману, да и просто не нужен. А в качестве оружия для операций против незаконных вооруженных формирований лучшего выбора, чем надежный, доступный по цене и проверенный в деле Ми-24, просто не существует. Отсюда и тот интерес, который продолжают проявлять к этому вертолету во всем мире. Вот и в 2015 году подписаны новые контракты на поставку Ми-24 в Ирак, Сирию, Афганистан и Пакистан. Более того, именно эти вертолеты закупает для своих нужд ФСБ России. Продолжаются закупки Ми-35 и российским Министерством обороны. 

20. Вертолет будущего

В самом конце 2015 года, 23 декабря, на летно-испытательной станции Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилино впервые взлетел экспериментальный скоростной вертолет. Это не новая разработка, и даже не прототип будущего вертолета, а летающая лаборатория для отработки двигателей, трансмиссии и винтов для скоростей полета в районе 400 км/ч. Макет этой машины под названием «Демонстратор перспективного скоростного вертолета» был показан публике на авиасалоне МАКС-2015. И вот винтокрылая машина совершила первый полет. Под ее обтекаемыми обводами без труда угадываются хищные контуры Ми-24. Именно на базе легендарного «Крокодила» сделан этот облагороженный с точки зрения аэродинамики «лебедь». Потенциал вертолета, впервые взлетевшего более 35 лет назад, до сих пор позволяет создавать на его основе экспериментальную технику.

xn--b1aecn3adibka9mra.xn--p1ai

Охота на «Крокодила» » Военное обозрение

ЮАРовские штурмовики «Импала» против ангольских вертолетов Ми-25
Осенью 1985 г. армия Анголы (FAPLA) и воевавшие на ее стороне кубинские подразделения провели операцию, известную на Западе под наименованием «Секонд Конгрес». Целью операции являлось восстановление правительственного контроля над провинцией Кузомбо и нанесение поражения отрядам повстанческого движения УНИТА в районе «столицы» мятежников – города Джамба.

Авиационную поддержку осуществляли эскадрильи ВВС Анголы, базировавшиеся на аэродромах Менонга и Квито-Кванавале. В Менонге размещались самолеты, в Квито – вертолеты: четыре Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), два Ми-8 и четыре Ми-17. На боевые «крокодилы» возлагались задачи эскортирования транспортных вертолетов, «расчистка» площадок перед высадкой десантов и оказание непосредственной воздушной поддержки.
При сопровождении «восьмерок» вертолеты Ми-25 летали на высоте порядка 900 – 1800 м, держась чуть выше и в стороне от транспортных машин. Иногда «вертушки» сопровождали пилотируемые кубинцами истребители МиГ-23, ходившие кругами на высотах 4000 – 5000 м.

Наступление правительственных войск развивалось успешно: к октябрю лидер повстанцев Савимби оказался в очень тяжелом положении – правительственные войска вышли на ближние подступы к Джамбе. Помощь УНИТА в очередной раз пришла из ЮАР. На авиабазу Ранду были переброшены ударные самолеты ВВС ЮАР «Импала». Совместными действиями южноафриканцев и отрядов Савимби наступление ФАПЛА в конце октября удалось остановить. Однако разведка доносила, что ангольские войска готовят новую операцию, причем быстрый маневр правительственным войскам обеспечивали вертолеты.

Южноафриканский легкий штурмовик «Импала»

Савимби лично обратился к своим южноафриканским союзникам с предложением использовать для борьбы с вертолетами штурмовики «Импала». Первой реакцией на эту идею стало недоумение. Во-первых, тактику воздушного боя самолетов против вертолетов в Африке еще никто не применял и даже не разрабатывал. Во-вторых, существовали опасения, что нарастающее использование ВВС ЮАР приведет к эскалации конфликта, в частности – к ответным ударам ангольских МиГов по авиабазам на территории самой ЮАР.

После долгих колебаний решение об использовании самолетов против ангольских вертолетов, в первую очередь – Ми-25, все же было принято.
Южноафриканская разведка установила крайне низкие профессиональные навыки экипажей «крокодилов». Ангольские летчики имели плохую штурманскую подготовку, из-за чего маршруты полетов прокладывались только вдоль заметных естественных ориентиров – рек или дорог. В плохую погоду вертолеты не летали, полностью отсутствовала дисциплина в радиопереговорах экипажей.

Все это, конечно, облегчало задачу «Импалам», но ведь и южноафриканские пилоты не имели ни малейшего опыта ведения воздушных боев, а тем более – с вертолетами, их учили только наносить удары по наземным целям.

После принятия решения о борьбе с вертолетами Претория немедленно организовала серию летных испытаний по выработке наилучшей тактики атак Ми-25 реактивными самолетами. Вертолеты «Пума» имитировали типичные профили полета ангольских «чопперов» (chopper – «дровосек» – западное прозвище Ми-25).

Проблема осложнялась наличием серьезной угрозы «Импалам» со стороны МиГ-23. МиГи, как уже говорилось, пилотировали кубинцы, чья подготовка, по меньшей мере, не уступала подготовке южноафриканских летчиков, а при равном мастерстве пилотов шансов в воздушном бою с МиГами у «Импал» не было никаких; в конце концов «Импала» – это всего лишь модификация итальянского учебно-тренировочного самолета МВ.326К.

Южноафриканцы могли надеяться лишь на внезапную скоротечную атаку, для чего в район боя требовалось выходить на высоте макушек деревьев, чтобы не попасть на экраны ангольских радаров.

Атака вертолетов должна выполняться с задней полусферы с небольшим превышением по высоте, однако и тут было все не просто. Во-первых – это традиционная тактика воздушного боя, которую худо-бедно знали ангольские вертолетчики. Поэтому Ми-25 не исключали атаки с хвоста и периодически виражили, проверяя наличие противника в задней полусфере. Во-вторых, скорость «Импалы», даже увешанной подвесным вооружением, гораздо выше скорости вертолета, то есть при неудачной атаке самолет проскакивал вперед, подставляя свой хвост под огонь мощного оружия «крокодила».


В конце концов наилучшей была признана атака парой на минимальной скорости, близкой к режиму сваливания. При этом самолеты выполняли еще и «ножницы», стремясь хоть как-то уравнять свою скорость со скоростью вертолетов. Первым по замыкающему вертолету должен был открывать огонь ведущий пары, а на долю ведомого оставался лидирующий Ми-25. К счастью для южноафриканцев, им не надо было заниматься «свободной охотой» – маршруты и даже время пролета вертолетов были хорошо известны и не менялись в течение недель. Зона предстоящих боев находилась в 35 минутах полета «Импал» от аэродрома Ранду, а на схватку отводилось всего несколько минут.

Бойцы ангольской повстанческой армии УНИТА позируют на обломках Ми-8, сбитого южноафриканцами 29 сентября 1985 г.

Для перехвата выделялось четыре пары самолетов, из них три – ударных, и одна – «подстраховывающая». Она должна была в случае неблагоприятного развития событий прикрывать сбитого летчика до прибытия двух поисково-спасательных вертолетов «Пума». Весь полет предстояло совершать в режиме радиомолчания. Летчикам запрещалось отвлекаться на любые другие цели, кроме вертолетов, даже если встреча с Ми-25 почему-то не состоится. Мониторинг ситуации на маршруте полета вертолетов осуществляли легкие одномоторные разведчики, которые базировались на аэродромах подскока. Команда на взлет «Импал» давалась только после обнаружения противника.

Вечером 27 сентября 1985 г. в летной комнате аэродрома Ранду из репродуктора прозвучало кодовое слово «Браво», – вертолеты обнаружены. Пара Ми-25 поднялась в воздух с авиабазы Квито-Кванавале. Четыре пары самолетов взлетели с интервалом в четыре минуты и взяли курс на север.

Первым визуальный контакт с вертолетами установил ведущий второй пары «Импал». Ми-25 шли на высоте примерно 600 м. Летчик беспрепятственно занял исходное положение для атаки сзади сверху. Атака прошла как на учениях – очередь из 20-мм пушки ведомой «Импалы» прошила фюзеляж Ми-25 от рулевого винта до носовой турельной установки. Вертолет вспыхнул, но летчик продолжал управлять машиной в надежде благополучно приземлиться. Тогда «Импала» развернулась и атаковала второй раз, выпустив из подкрыльевых блоков неуправляемые ракеты.

Кадры фотокинопулемета, на которых запечатлены попадания 20-мм снарядов «Импалы» в ангольский Ми-25

Ведущий преследовал другой Ми-25. Летчик второго вертолета развернулся на 180° и начал пикированием уходить к земле. «Импала» вышла в атаку с перегрузкой 5G и с довольно неудачного ракурса – снизу сбоку. Летчик открыл огонь из пушки на дистанции примерно 500 м. В качестве точки прицеливания он выбрал выхлопное сопло ВСУ вертолета. Согласно отчету летчика девятнадцать снарядов попало в фюзеляж вертолета, примерно напротив главного редуктора. Южноафриканец не удержался от возможности полюбоваться результатами своей работы. На предельно малой скорости он прошел над Ми-25, наблюдая за агонией сбитой машины. От вертолета отлетели панели обтекателей двигателей, потом – лопасти несущего винта, затем «крокодил» завалился на хвост и, беспорядочно кувыркаясь, упал на землю.

Ведомый тем временем тоже праздновал победу. В очередном заходе он добил Ми-25 из пушки; у вертолета тоже полетели в разные стороны лопасти несущего винта, машина врезалась в землю и взорвалась.

Южноафриканские самолеты на предельно малой высоте, опасаясь встречи с МиГами, устремились на свою базу. Первая «охота» успешно завершилась.
Через два дня, 29 сентября, в 9 часов утра на аэродроме Ранду вновь прозвучал сигнал «Браво». На сей раз с Квито-Кванавале взлетела пара Ми-8 под охраной двух Ми-25. «Импалы» пошли на взлет. Противника долго искать не пришлось – вертолеты следовали на высоте 900 метров, повторяя изгибы реки Ломба. «Восьмерки» летели строем фронта, примерно в километре за ними друг за другом шли «крокодилы».

Южноафриканцы не стали изобретать велосипед: ведущий пары атаковал замыкающий Ми-25 из задней полусферы с превышением по высоте в 300 м. Длинная очередь из пушки прошлась по фюзеляжу вертолета, Ми-25 загорелся, но полет продолжил.

В то же время проблемы возникли у самой «Импалы» – выход на предельно низкую скорость и пороховые газы от стрельбы нарушили работу двигателя. Все же летчик решил атаковать второй Ми-25, но, занимая положение для удара, он прошел под носом горящего «крокодила», получив порцию свинца из четырехствольного пулемета ЯкБ. Анголец не только пытался держать горящий вертолет на курсе, но и не упустил шанса атаковать. Правда, повреждения южноафриканского штурмовика оказались не смертельны. С расстояния 500 м «Импала» расстреляла второй Ми-25. Вертолет не загорелся, но по спирали устремился вниз. При столкновении с землей он взорвался.

Еще один сбитый ангольский Ми-8

После уничтожения эскорта, «Импалы» набросились на транспортники. Ведомый Ми-8 им удалось сбить, но ведущий вовремя нырнул к земле и начал петлять среди деревьев. Все попытки достать его снарядами авиапушек закончились безрезультатно. Бой пока что вела только одна пара самолетов. Не справившись с «вертлявой» «восьмеркой», юаровские пилоты позвали на помощь товарищей, однако вскоре Ми-8 пропал из виду.

В послеполетном отчете пилоты «Импал» отмечали, что вертолет агрессивно маневрировал, даже пытаясь атаковать самолеты на встречных курсах. Маневры, которые проделывал летчик Ми-8, указывали на хорошее знание им тактики воздушного боя, и южноафриканцы решили, что в кабине сидел не африканец, а русский.

Подоспевшая вторая пара «Импал» сумела-таки вновь обнаружить уцелевший вертолет, однако попытки поразить его успеха не имели. «Восьмерка» продолжала интенсивно маневрировать, периодически разворачиваясь для имитации лобовой атаки. В конце концов, самолеты все-таки вынудили пилота Ми-8 приземлиться и расстреляли вертолет уже после посадки.
В это время к месту боя подошла третья пара «охотников», а ведущий первой пары засек два МиГ-23. Ангольские истребители стремительно пронеслись над местом схватки на высоте всего 10-15 метров, после чего свечой на форсаже взмыли в небо, занимая положение для атаки. Теперь уже «Импалы» выступали в роли дичи.

Южноафриканские истребители все же сумели без потерь «унести ноги».

«Охота на крокодилов» увенчалась полным успехом: потеряв за два дня шесть вертолетов, ангольцы отказались от использования «вертушек» для перевозки войск и грузов. Успех сопутствовал южноафриканцам, прежде всего, по причине внезапности нападения. Так, если бы в последнем бою на месте Ми-8 оказался Ми-24, то еще не известно, чем бы завершился этот бой («восьмерка» могла лишь имитировать атаки из-за отсутствия бортового вооружения).

Убедительная победа самолетов над вертолетами вовсе не поставила крест на использовании винтокрылых штурмовиков в многолетней ангольской войне. Уже зимой 1985-86 г.г. Ми-25 поддерживали наступление бронетанковых частей ФАПЛА в районе Мавинги и Кассинги, став причиной тяжелых потерь в отрядах УНИТА.

topwar.ru

«Крокодил» - многоцелевой вертолёт МИ-24

В конце семидесятых со взлетно-посадочной полосы поднялась новая модель вертолета. Он был похож внешне на крокодила . МИ-24. Вслед за опытным экземпляром в серию запущены десять машин.

В Арсеньевске – пять экземпляров, и в Москве – пять экземпляров. На заводах и проводили опытные испытания. Максимальная скорость вертолета составляла 320 км/час. Режим крейсерской скорости – 270 км/час.

 

Удалось устранить сложную проблему для скоростных вертолетов – вибрацию фюзеляжа. Конструкторы продолжили работу над усовершенствованием вооружения машины.

Пулеметная установка следующей опытной партии была уже подвижной и управлялась дистанционно. Противотанковый комплекс Фаланга-П, оснащенный Радугой-Ф (система наведения), увеличил точность попадания ракеты в четыре раза.

Вертолету постарались придать большую маневренность, что в очередной раз повысило эффективность боевой машины. Но в войсках пилоты обнаружили существенные недостатки «крокодила».

Визуальный обзор из кабины был… Неудачный обзор был, в общем. Создатели разработали новую кабину для вертолета. Теперь пилот и оператор получили каждый свое индивидуальное обзорное место.

Дополнительно постарались избавиться от тени, отбрасываемой на обзорное стекло различными наружными приборами и лопастями. Вертолет МИ-24 все время подвергался модернизации и доработке. Установили пластиковые лопасти, несущий винт насадили на эластомерную втулку.

Теперь у машины есть неубирающиеся шасси, меньшего размера крыло, улучшенный блочный держатель. Необходимость избавиться от лишних трехсот килограммов достигнуто за счет многоместной авиационной пусковой установки.

 

МИ-24 стал подниматься на триста метров с более высокой скоростью, увеличившейся до 12,6 м/сек.

Вертолет оснащен вычислительным комплексом БВК-24, на борту установлены тепловизор с телевизионными каналами, используемые при ночных полетах. Есть лазерный дальномер, прибор определения радиолокационного облучения.

Есть очки для ночных полетов всему экипажу. Умная машина имеет в своем арсенале систему автоматического управления полетом ВАУП-1. Она стабилизирует вертолет при маневренных кренах, при наборе высоты и скоростных режимах.

Присутствует аппарат специальной связи, оповещающий экипаж об аварии на борту. Конструкторское бюро постарались разработать вертолет в мельчайших подробностях удобным для работающего экипажа.

Модернизируя боевой ударный вертолет МИ-24, конструкторам удалось повысить эффективность стрельбы по одиночным целям в полтора раза. Увеличена зона поражения в два с половиной раза. Боевая эффективность ударной машины повысилась в целом в два раза. Это очень высокие показатели.

«Крокодил» поднимает восемь десантников с боекомплектом. В боевых условиях летчики берут на борт значительно больше. «Крокодил» экспортировался во многие страны мира. Ударный боевой вертолет активно принимал участие в войне на территории Афганистана и Чечни.

В мире «крокодил» занимает самое распространённое место. Всего произведено от 3500 до 6000 штук по различным источникам. Огромное число модификаций вертолета МИ-24 приветствуется вертолетчиками. Каждая модель лучше предыдущей.

Винтокрылую машину охотно закупают страны СНГ. И восемнадцать стран мира ежегодно приобретают летающего «крокодила».

aeslib.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о