Sikorsky UH-60 Black Hawk — это… Что такое Sikorsky UH-60 Black Hawk?
Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (англ. Sikorsky UH-60 Black Hawk, дословно: «Чёрный ястреб») — американский многоцелевой вертолёт. Поступил на вооружение Армии США, заменив вертолёт Bell UH-1.
Лётные испытания опытной модификации UH-60 были завершены в 1974 г., в 1976 г. вертолёт выиграл конкурс на поставку в Армию США. До 1985 года Армия США закупила более 300 вертолётов UH-60. К середине 1990-х гг. было построено более 2600 вертолётов.
При установке дополнительных пилонов может оснащаться ПТУР AGM-114 Hellfire, дополнительными топливными баками для полетов большой дальности. Также в передней части грузового отсека может устанавливаться пулемет М240 и М134.
Текущая модель, используемая в армии США — UH-60M
Модификации вертолёта
- UH-60A Black Hawk (первоначальный серийный вариант), поставлялись в армии США, Бахрейна, Колумбии, Филиппин и Саудовской Аравии
- UH-60A Credible Hawk — вертолеты поставлялись в ВВС США в середине 1980-х годов в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями со сдвижными боковыми щитками, выполненными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю
- EH-60C Black Hawk — для выполнения специальных операций РЭБ
- НН-60D Night Hawk — ночная модификация вертолета, предназначенная для ВВС США.
- МН-60А Velcro Hawk — 30 машин UH-60A, модифицированные для выполнения специальных операций.
- МН-60А Embassy Hawk — модификация вертолета для действий на европейском театре военных действий.
- МН-60G Pave Hawk — модификация, предназначенная для проведения боевых спасательных и специальных операций; оснащен цветным метеорадиолокатором Bendix, допплеровской навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, инерциальной навигационной системой, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, подавителем инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, выдвигающейся штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, индикацией на лобовом стекле, цифровой шиной данных, дополнительными пушками и т. д.
- VH-60A — девять вертолетов с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета.
- UH-60B — транспортная модификация вертолета с усовершенствованными двигателями.
- YEH-60B — вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (на вооружении с 1981 года)
- YSH-60B — серия из 5ти опытных вертолетов Си Хок для ВМС США.
- SH-60B Sea Hawk — серийный противолодочный вертолет Си Хок; оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буйков, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла; оснащался аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой; был вооружен двумя торпедами Mk 46.
- SH-60F Ocean Hawk — спецмодификация для участия в противолодочных операциях.
- НН-60J Jayhawk — модификация для проведения поисково-спасательных операций.
- UH-60J — спецмодификация для ВВС Японии, оптимизированным для спасательных операций; оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.
- МН-60К — армейский вариант для специальных операций; оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании Texas Instruments, системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями Т700-GE-701C, тормозом несущего винта; обнаружитель реактивной струи ракеты, антирадар, автомат сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, система подавления ИК-излучения двигателей HIRSS (Hover Infra-Red Suppressor Subsystem), подавитель радиосигналов и приемник лазерного обнаружения; опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.
- UH-60L — вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С; военным ведомством США было заказано 190 вертолётов такой модификации, которая осуществлялась на базе вертолётов UH-60A.
- VH-60N Presidential Hawk
- UH-60M — модификация оснащённая цифровой двухканальной ЭДСУ Hamilton Sundstrand и новой кабиной, также вертолёт оснащён усовершенствованными двигателями General Electric T700-701 с цифровой системой управления. Первый полёт длительностью 60 минут совершила 3 сентября 2008 года с аэродрома Уэст Палм Бич в штате Флорида.[4]
- UH-60P — по заказу армии Республики Корея изготовлены 100 вертолетов UH-60L, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.
- UH-60Q Dustoff Hawk — медицинский вариант для эвакуации с поля боя и из районов катастроф, используется модифицированный корпус вертолёта UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи в воздухе.
- S-70A — серия экспортных вертолетов Блэк Хок для армии Саудовской Аравии и Австралии, в том числе: 21 боевой вертолет S-70A-1 Desert Hawk и 8 санитарных вертолётов S-70A-L1. Оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены в ВВС Австралии.
- S-70B-6 — модификация противолодочного вертолёта, предназначенная для ВМС Греции.
- S-70C — гражданские модификации вертолётов для поставок в Бруней и Китай.
- S-70i — экспортная модификация UH-60, предназначенная для производства в Польше. Первый опытный предсерийный образец изготовлен в 2010 году с частичным использованием деталей из США, в мае 2012 года были изготовлены 3 вертолёта и начато производство еще одного[5].
- WS-70 — вертолеты S-70/UH-60, построены по американской лицензии на фирме Westland Helicopters в Великобритании.
Летно-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации UH-60L.
Источник данных: Jane’s [6].
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник)
- Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих больных
- Длина: 19,76 м
- Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки)
- Диаметр несущего винта: 16,36 м
- Диаметр рулевого винта: 3,35 м
- Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м²
- База шасси: 8,83 м
- Колея шасси: 2,705 м
- Масса пустого: 5224 кг
- Нормальная взлётная масса: 7907 кг
- Максимальная взлётная масса: 11113 кг
- Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя)
- на подвеске: 4082 кг
- Объём топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C
- Мощность двигателей: 2 × 1880 л.с. (2 × 1402 кВт)
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 361 км/ч
- Максимальная скорость: 296 км/ч
- Крейсерская скорость: 282 км/ч
- Практическая дальность: 584 км
- Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS)
- Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин
- Практический потолок: 5835 м
- Статический потолок: 2330 м
- Вертикальная скороподъёмность: 7,87 м/с
- Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлётной массе)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: в кабине:
- 2 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта M134 или
- 2 × 12,7 мм пулемёта GAU-19
- Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS)
- Боевая нагрузка: до 4536 кг
- Управляемые ракеты:
- Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70
- Подвесные топливные баки:
- 2 × 870 л на внешних подвесках
- 2 × 1703 л на внутренних подвесках
На вооружении
Происшествия
- 16 августа 2012 года UH-60 Black Hawk разбился в уезде Шах-Вали-Кот провинции Кандагар. Погибли 7 американских, 3 афганских военных и 1 гражданский. Талибы заявили, что вертолёт был сбит ими[8], в то время как руководство коалиционных сил не комментировало причастность боевиков к инциденту[9]
- 10 ноября 2012 S-70 разбился в Турции, погибли 14 военнослужащих национальной армии и 3 члена экипажа.
Галерея
Примечания
- ↑ 1 2 Jane’s, 2004.
- ↑ «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System», p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
- ↑ Army Research, Development and Acquisition Magazine, 1980, v. 21, N 6 July-August, pp. 1-4
- ↑ Начаты испытания вертолета UH-60M с цифровой ЭСДУ
- ↑ С. Корчагин. Производство в Польше транспортных самолетов «Брыза» и вертолетов «Интернэшнл блэк хок»» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (782), 2012. стр.64-66
- ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
- ↑ 1 2 Австралия приостановила полеты вертолетов Black Hawk
- ↑ Талибы сбили «Черный ястреб». Погибли 7 солдат США
- ↑ В Афганистане рухнул военный вертолет, погибли семь американских солдат и четверо афганцев
Литература
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
Sikorsky S-70 (UH-60) Black Hawk Сикорский S-70 (UH-60) «Блэк Хоук». Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты
Sikorsky S-70 (UH-60) Black Hawk
Сикорский S-70 (UH-60) «Блэк Хоук»
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ
Предназначен для транспортирования личного состава и военных грузов, высадки десанта, эвакуации раненых и проведения поисково-спасательных работ.
Вертолет компании «Сикорский» S-70 – многоцелевой военно-транспортный вертолет. Разработан для замены машин UH-1 и должен был перевозить 11 военнослужащих в полном снаряжении. Опытный экземпляр YUH-60A поднялся в воздух 17 октября 1974 г , а 23 декабря 1976 г. он был объявлен победителем на конкурсе проектов, оставив позади машины фирм «Белл» и «Боинг-Вертол»
Первый серийный вертолет UH-60A «Блэк Хоук», оснащенный двумя ТВД Дженерал Электрик T700-GE-700 мощностью на валу 1163 кВт/1560 л.с., взлетел 17 октября 1978 г. Он был способен перевозить до 20 человек и справляться с грузом на внешних подвесках до 2000 кг После установки дополнительных пилонов UH-60A мог нести ракеты «Хеллфайр», топливные баки для полетов большой дальности и пулемет М-60 в передней части кабины
Для ВМС США разработан морской вариант SH-60B «Си Хоук» (S-70L) Он имел в передней нижней части фюзеляжа обзорную РЛС, средства радиоэлектронной поддержки, пилон с правого борта машины для магнитного обнаружителя, установку для запуска акустических буев, автоматическое складывание лопастей винтов, устройство складывания хвостовой балки и усовершенствованное шасси. Первый из пяти опытных образцов поднялся в воздух 12 декабря 1979 г. Первые поставки сделаны 24 марта 1983 г. Вертолет SH-60B используется на фрегатах и эскадренных миноносцах, а вариант SH-60F стал заменой вертолета SH-3H «Си Кинг». К середине 90-х годов было построено около 2000 вертолетов H-60/S-70 в различных вариантах для заказчиков из 20 стран.
YUH-60A – три опытных вертолета, участвовавшие в конкурсе UTTAS. После испытательных полетов была произведена значительная их модификация, которая выразилась в новой форме хвостовой части, более высоком обтекателе фюзеляжа, окнах в кабине и вале привода винта.
UH-60A – первоначальный серийный вариант транспортного вертолета-штурмовика «Блэк Хоук». На нем хвостовая балка складывалась вручную. В процессе эксплуатации постоянно усовершенствовался. Были размещены спасательные лебедки и приспособления для перевозки внешних грузов, пулемет M60D заменен на мини-пушку М134, на выхлопное сопло установлены экраны для снижения инфракрасного излучения, имелась проволочная защитная сетка над кабиной «черный ящик», навигационная система AN/ARN-148 «Омега», приемопередатчик спутниковой связи и глобальная навигационная спутниковая система. Таможенная служба США использовала его под обозначением UH-60A «Пот Хоук» для проведения операций по борьбе с наркобизнесом. Вертолеты UH-60A поставлялись ВВС Бахрейна, Колумбии, Филиппин и в сухопутные войска Саудовской Аравии.
Вертолеты UH-60A «Кредибл Хоук» поставлялись ВВС США в середине 1980-х гг. как спасательный вариант во время боевых действий для замены машин НН-3 в Космической спасательной службе (ARRS). Отличается от армейского вертолета «Блэк Хоук» большим количеством оборудования.
ЕН-60А – вертолет для выполнения специальных электронных операций.
НН-60А – единственная модификация вертолета HH-60D для ВВС США.
МН-60А – 30 машин UH-60A, модифицированные для специальных операций. Получил прозвище «Велкро Хоук».
VH-60A – девять вертолетов с салоном класса VIP.
UH-60B – обозначение армейского транспортного варианта вертолета «Блэк Хоук» с кабиной учебно- боевого самолета и усовершенствованными двигателями.
YEH-60B – вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (первый вертолет взлетел 6 февраля 1981 г.).
YSH-60B – опытный вертолет «Си Хоук» для ВМС США (первый полет 12 декабря 1979 г.).
SH-60B – серийный противолодочный вертолет «Си Хоук» (первый полет 11 февраля 1983 г.) для обнаружения и идентификации подводных целей в радиусе 185 км. Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и разведывательные операции, патрулирование, а также эвакуацию раненых и доставку снаряжения на крейсеры и эсминцы. Оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буев, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла, аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой. Вооружен двумя торпедами Мк.46. Имеет систему RAST, которая позволяет осуществлять посадку на палубу корабля в условиях килевой качки 5°, бортовой качки 28° и вертикальной качки 4,6 м. Пи- лотажно-навигационное оборудование включает радионавигационную систему AN/ARN-118(V), радиовысотомер AN/APN-194(V), доплеровский радиолокатор AN/APN-127 и УКВ-радиокомпас AN/ARA-50 дециметрового диапазона.
ЕН-60С – серийный вертолет, разработанный для обнаружения и подавления радиопередач противника с устройством обнаружения излучателя Квик Фикс II (66 машин).
HH-60D – боевой спасательный вариант вертолета «Найт Хоук» для ВВС США, оснащенный кабиной, совместимой с приборами ночного видения, штангой для дозаправки в воздухе, приспособлениями для перевозки внешних грузов, экранами для снижения инфракрасного излучения, системой защиты от ракет с инфракрасным наведением, антиобледенителем воздушного винта, цветным метеорадиолокатором. Совершил первый полет 17 августа 1988 г. Начал поступать на вооружение в 1990 г.
Конструкция планера вертолета аналогична конструкции вертолетов серии SH-60. Она защищена от коррозии.
В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из двух летчиков, расположенных на сиденьях рядом. Конструкция фюзеляжа не предусматривает посадку вертолета на воду, поэтому имеются узлы крепления надувных баллонетов для удержания вертолета на плаву в случае аварийной посадки. При размещении вертолета на палубе и в ангаре лопасти несущего винта складываются, устанавливаясь над хвостовой балкой, а концевая балка со стабилизатором и рулевым винтом складывается поворотом влево на 180° и устанавливается вдоль хвостовой балки.
Силовая установка состоит из двух ГТД, имеющих антикоррозионную защиту и встроенные воздухоочистители инерционного типа.
Для посадки вертолета на палубу корабля в условиях качки использована система RAST: с зависшего над палубой вертолета опускается трос, который связывается с тросом, скрепленным со швартовочным устройством на палубе. После закрепления вертолета трос подтягивается палубной лебедкой, а летчик плавно снижает вертолет, совершая посадку на платформу, установленную на рельсах. Сразу же после касания вертолет фиксируется на платформе, лопасти и концевая балка складываются, и машина на платформе втягивается в ангар.
Вертолет оборудован приемником А/АО-39, станцией создания ИК-помех А/АО-144 и устройством выбрасывания противорадиолокационных отражателей А/А Е-39, а также спасательной лебедкой. Несет на борту пулеметы М60 калибра 7,62 мм.
Между кораблем и вертолетом предусматривается как шифровальная, так и открытая (голосовая) связь с помощью УКВ- и КВ-ра- диостанций. На вертолете использованы также две РЛС (доплеровская РЛС AN/ARN-217 для автоматического управления вертолетом на режиме висения и поисковая РЛС AN/ARS-124 для обнаружения воздушных и надводных целей) и активная система опознавания «свой-чужой». РЛС AN/ARS-124 имеет антенну с линейной решеткой, которая помещается в плоском обтекателе под носовой частью вертолета для обеспечения кругового обзора. HH-60G – вариант для проведения поисково-спасательных операций (проект).
SH-60F «Оушн Хоук» – вариант для обеспечения противолодочных операций.
MH-60G «Пэив Хоук» – вариант для боевых спасательных и специальных операций. Оснащен цветным метеорадиолокатором, навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, ИНС, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, экранами для снижения инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, ИЛС, цифровой шиной данных и дополнительными пушками.
НН-60Н «Рескью Хоук» – вертолет ВМС США для боевых спасательных и специальных операций.
HH-60J «Джейхоук» – палубный поисковый и спасательный вертолет частей береговой охраны, совершивший первый полет в августе 1989 г. Снабжен поисковой всепогодной РЛС, спасательной лебедкой и крюком для буксировки грузов, с дополнительными топливными баками общей емкостью 1365 л, которые позволяют совершить полет на расстояние 555 км и принять на борт 6 пострадавших.
UH-60J – экспортный вариант для Японии. Фактически является вертолетом S-70A-12 (UH-60L), оптимизированным для спасательных операций. Оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.
МН-60К – армейский вариант для специальных операций. Оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании «Техас Инструменте», системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями T700-GE-701C, тормозом несущего винта; обнаружителем реактивной струи ракеты, антирадаром, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, экранами для снижения инфракрасного излучения, приемником лазерного обнаружения. Опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.
UH-60L – вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С. Заказано 190 машин, при этом модифицировались варианты UH-60A.
MH-60L – вертолеты UH-60L, временно оборудованные для специальных операций.
UH-60P – 100 вертолетов UH-60L, заказанных армией Республики Корея, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.
UH-60Q «Дастофф» – медицинский вариант для эвакуации, использующий корпус машины UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи.
S-70A – партия экспортных вертолетов «Блэк Хоук». Армия Саудовской Аравии получила 21 вертолет S-70A-1 «Дезерт Хоук» и 8 машин санитарного варианта S-70A-L1, все они были оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены ВВС Австралии, следующие 38 вертолетов собраны на фирме «Хоукер Де Хэвилленд».
S-70B-6 – противолодочный вариант для Греции.
S-70C – обозначение гражданских вариантов «Блэк Хоук» и «Си Хоук» для Брунея и КНР.
S-70C(M)-1 «Тандерхоук» – вариант на базе SH-60F, поставлялся ВМС КНР начиная с 1993 г.
WS-70 – вертолеты S-70/UH-60, построенные по лицензии на фирме «Уэстленд Геликоптере» в Великобритании.
Вертолет S-70 выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ТВД и трехстоечным шасси. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, полумонококовой конструкции, из легких сплавов, при стоянке имеет низкое расположение над землей для облегчения грузовых операций.
Вертолет может перевозиться внутри транспортных самолетов С-130, С-141 или С-5А. Носовую и центральную части фюзеляжа занимает кабина экипажа и грузовая кабина. Задняя часть фюзеляжа сужается и плавно переходит в конусообразную хвостовую балку с отогнутой вверх концевой балкой в виде большого киля, на котором с левой стороны установлен рулевой винт. Предусматривается складывание хвостовой балки.
Кабина экипажа трехместная. Первый и второй летчики размещаются на бронированных сиденьях. Сиденье и группа пилотажно-навигационных приборов первого летчика справа. Место третьего члена экипажа (командира или стрелка) слева в глубине кабины экипажа, обращено к окну. Каждый комплект управления включает рычаг управления общим шагом, ручку управления циклическим шагом и педали управления.
Силовая установка вертолета UH-60A состоит из двух ТВД мощностью по 1540 л.е., размещенных в гондолах по обеим сторонам пилона несущего винта.
Вертолет снабжен трехстоечным неубирающимся шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом. Применение шасси такой схемы повышает эксплуатационную безопасность, предохраняя рулевой винт при резкой посадке или рулежке по неровной поверхности. Имеет систему подвески внешних грузов.
На вертолете применена система управления с использованием элементов повышенной прочности: тяг из толстостенных труб и усиленных качалок, изготовленных из высокопрочной стали, алюминиевых сплавов повышенной прочности и титана.
Пилотажно-навигапионное оборудование включает: автоматический радиокомпас AN/ARN-89, приемник сигналов радиомаяков VOR, приемник маркерных и глиссадных маяков AN/ARN-123(V)1, гирокомпас AN/ASN-43, радиовысотомер AN/APN-209(V)2, доплеровский радиолокатор AN/ASN-128, приемник предупреждения о радиолокационном излучении AN/APR-39 (V) 1, ИК-систему противодействия AN/ALQ-144.
Предусмотрена подвеска различных вариантов вооружения: до четырех пусковых установок с 320 противотанковыми минами, до шестнадцати ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу», до четырех кассет системы минирования М56, ракета «Стингер» класса «воздух- воздух», контейнеры с аппаратурой РЭБ и другое оборудование. В проемах сдвижных панелей передних дверей можно установить пулеметы М-230 калибра 7,62 мм. На внешней подвеске может транспортироваться гаубица калибра 105 мм и 50 снарядов к ней, а в кабине – расчет из пяти человек.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ UH-60A
Экипаж, чел. 2-4
Скорость, км/ч:
максимальная 268
крейсерская 237
Потолок, м:
статический 3170
динамический 5790
Дальность, км:
перегоночная 2220
действия 600 Масса, кг:
максимальная взлетная 9980
нормальная взлетная 9260
пустого вертолета 5735
Максимальная полезная нагрузка, кг 3630
Число перевозимых людей, чел.:
десантников 10
раненых 6
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 16,36
длина 15,26
высота 5,13
Двигатель: ТВД General Electric T700-GE-401, л.с 2 по 1725
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Первый вертолет UH-60А+ Black Hawk для ВВС Афганистана
Как было сообщено 15 августа 2017 года на странице в www.facebook.com операции НАТО «Resolute Support» в Афганистане, завершены работы по ремонту, модификации, подготовке и испытаниям первого американского многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60А+ Black Hawk, предназначенного для передачи ВВС Афганистана. Передача должна быть произведена конце сентября вместе с тремя другими однотипными вертолетами, работы над которыми завершаются. Четыре передаваемых вертолета будут использованы для подготовки афганского личного состава на данный тип.Первый модифицированный американский многоцелевой вертолет Sikorsky UH-60А+ Black Hawk, предназначенный для передачи ВВС Афганистана. 15.08.2017 (с) www.facebook.com/ResoluteSupport
Напомним, что, как уже сообщалось, США в рамках программы Afghan Aviation Transition Plan (AATP) планируют поставить ВВС Афганистана из наличия американской армейской авиации 159 модернизированных многоцелевых вертолетов Sikorsky UH-60A Black Hawk (дорабатываемых в вариант UH-60A+) для замены наличного парка ранее приобретенных для Афганистана в России вертолетов Ми-17В-5.
На 2017 финансовый год США предварительно выделили 814 млн долл для поддержки ВВС Афганистана, и планировалось. что этих средств будет достаточно для ремонта, модернизации и подготовки первых 53 вертолетов UH-60A+ для Афганистана. В дальнейшем по ААТР предусматривается выделение дополнительных средств для поставки примерно 30 вертолетов в год. Фактические поставки вертолетов в строевые части ВВС Афганистана должны были быть начаты в начале 2019 года, при этом первые четыре упомянутых UH-60A+ должны были быть доставлены в Афганистан уже осенью 2017 года для подготовки афганского личного состава.
Ранее на средства американскогоф инансирования через АО «Рособоронэкспорт» для ВВС Афганистана в России были закуплены 63 вертолета Ми-17В-5 новой постройки, однако парк этих вертолетов сокращается из-за боевых потерь, аварий, физического износа и неквалифицированного обслуживания афганским составом. Так, в декабре 2016 года командущий 207-м корпусом афганской армии генерал Моджахеддин Гора погиб в результате катастрофы вертолета Ми-17, вызванной, согласно официальному заключению, неправильным техническим обслуживанием. На ноябрь 2016 года в ВВС Афганистана оставалось 47 «новых» вертолетов Ми-17, а на апрель 2017 года — 46, из которых 18 были в нелетном состоянии как ввиду выхода из строя, так и прохождения планового ремонта (номинально общее количество вертолетов семейства Ми-8/17 всех модификаций в ВВС Афганистана на конец 2016 года составляло 78). Поскольку серьезные формы обслуживания и ремонта Ми-17 производятся за пределами Афганистана, вынуждая надолго выводить машины из эксплуатации, это и дальше сокращает численность их парка, и, как ожидается, к середине 2018 года она может упасть до критически низкого уровня, когда летными могут вообще не остаться ни одного вертолета. На апрель 2017 года ВВС Афганистана располагали 68 летчиками для Ми-17, но 35 из них были инструкторами, не принимавшими участие в боевых действиях на регулярной основе.
Представители министерства обороны США утверждают, что переучивание летчика Ми-17 на UH-60A займет всего 12 недель, а подготовка нового летчика «с нуля» — от 9 до 13 месяцев, в зависимости от начального уровня знания английского языка курсантом. Наличие 35 афганских летчиков-инструкторов теоретически дает возможность подготовить до 100 новых летчиков UH-60A в течении года.
Афганистану будут передаваться вертолеты UH-60A выпуска 1980-х годов из состава армейской авиации США, которые при этом будут модернизированы в вариант UH-60A+, включая, в частности, установку новых более мощных двигателей — предположительно, типа General Electric T700-GE-701C, которые используются на вертолетах версий UH-60L/M.
Идея замены Ми-17 в афганских ВВС на UH-60A встречает многочисленную критику как в самих США, так и среди афганских военных. Отмечается, что с учетом того, что афганский личный состав с трудом справляется с обслуживанием Ми-17, обслуживание вертолетов другого типа западного производства может составить для него еще большую проблему. Стоимость обслуживания также возрастет еще более. Эксплуатация вертолетов UH-60A+ в ВВС Афганистана потребует присутствия увеличенного числа американских инструкторов и технических специалистов.
Вертолет Ми-17В-5 является более грузоподъемным, поднимая в афганских условиях до 9000 фунтов полезной нагрузки и имея удобную широкую кормовую грузовую дверь или рампу. UH-60A+ будет способен принимать лишь 2300 фунтов груза, и имеет лишь бортовые двери. Кроме того, вертолеты Ми-17 оснащены вооружением, прежде всего в виде 57-мм и 80-мм НАР, и активно используются в Афганистане в качестве ударных машин. В течении 2016 года вертолеты Ми-17 ВВС Афганистана применяли вооружение 623 раза — почти столько же, сколько считающийся основным ударным вертолетом афганской авиации MD Helicopters MD-530F (662 раза). В период с 1 июня по 30 ноября 2016 года вертолеты Ми-17 выполнили более 80 процентов всех действий ВВС Афганистана по непосредственной авиационной поддержке афганских войск, согласно отчету Пентагона. UH-60A штатно не оснащен ударным вооружением, хотя сейчас заявляется, что «до 60 вертолетов». планируемых к поставке Афганистану, будут дополнительно оснашены вооружением, включая пусковые установки НАР, и, даже, возможно, управляемых ракет.
bmpd.livejournal.com
Вертолет Sikorsky «UH-60 Black Hawk»
Вертолет UH-60 “Блэк Хок” появился в 1974г в результате осуществления правительственной программы США UTTAS. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, ставшей уже традиционной для Сикорского.
Фирмой Сикорского была проделана огромная работа по удовлетворению требований программы UTTAS: в четыре-пять раз повысить надежность и живучесть вертолета. В частности, нашли большое применение композиционные материалы, составляющие 17% массы вертолета, и высокопрочные материалы, предотвращающие развитие трещин после боевых повреждений. Лонжерон лопасти несущего винта (НВ) выполнен из титанового сплава, обшивка из стеклопластика. Вертолет оснащен бронированными сидениями экипажа и пассажиров (11 десантников). Усилено крепление двигателей и главного редуктора. Стойки шасси имеют двухкамерные амортизаторы. При аварийном ударе о землю автоматически включается система пожаротушения. Имеются сигнализаторы повреждения лопастей.
На входе в воздухозаборник имеется встроенный фильтр очистки воздуха от песка, пыли и посторонних предметов. Уменьшено число деталей силовой турбины, применена модульная конструкция двигателя с быстроразъемными соединениями. Вертолет UH-60 вооружен 7,62-мм пулеметом «Миниган», имеются два пилона с четырьмя точками подвески НУР, бомб или дополнительных топливных баков. Защитное вооружение включает ложные тепловые цели (ЛТП) и систему предупреждения об облучении. В 1981 году появилась очередная модификация вертолета ЕН-60А «Квик Фикс». Главное отличие состоит в наличии оборудования РЭБ. Наряду с программой UTTAS, ВМФ США объявил конкурс на создание оборудования для палубного противолодочного вертолета. В 1974 году конкурс выиграла фирма IBM, которая выбрала в качестве базового вертолета UH-60. Фирма Сикорского модифицировала вертолет UH-60, выпустив новую модель SH-60B «Си Хок». Основные изменения коснулись несущего винта, снабженного тормозом и хвостовой балки. Существенно изменилась система вооружения. Вертолет “Си Хок” может нести две торпеды Мk46. Для поиска подводных лодок вертолет SH-60 сбрасывает 25 радиогидроакустических буев и буксирует измеритель магнитных аномалий. Другая модификация SH-60 – ЕН-6ОВ “СВ Хэло” (1981г.) снабжена вращающейся антенной РЛС, установленной под фюзеляжем. Новый вариант SH-60F «СВ Хело» (1987г.) предназначен для противолодочного прикрытия авианосцев и имеет активный погружаемый гидролокатор.
НН-60А «Найт Хок» – боевой и поисково-спасательный вертолет ВВС США. Он оснащен поисковым оборудованием, индикатором с движущейся картой и системой ночного видения. МН-60G «Пейв Хок» во многом аналогичен НН-60В, но отличается большим радиусом действия. Вертолет «Синк Хок» оснащен системой связи, в том числе спутниковой для командного состава армии. МН-60К – вертолет для войск специального назначения, оборудованный для полетов в сложных погодных условиях. На нем установлена система следования рельефу местности.
Диаметр винта 16.4 м
Длина 19.2 м
Масса 4.8 – 9.2 т
Грузоподъемность 3630 кг
Двигатели: 2 ТВД Дженерал Электрик T-700-GE-700, 1119 кВт х 2
Динамический потолок 5790 м
Статический потолок 3170 м
Максимальная скорость 296 км/ч
Дальность полета 600 км
Экипаж 3 человека
Вооружение: 7.62мм-пулемета М60, 72 НУР, ПТУР “Хелфайер”
Год принятия на вооружение 1976
war-book.ru
Sikorsky UH-60 Black Hawk — это… Что такое Sikorsky UH-60 Black Hawk?
Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (англ. Sikorsky UH-60 Black Hawk, дословно: «Чёрный ястреб») — американский многоцелевой вертолёт. Поступил на вооружение Армии США, заменив вертолёт Bell UH-1.
Лётные испытания опытной модификации UH-60 были завершены в 1974 г., в 1976 г. вертолёт выиграл конкурс на поставку в Армию США. До 1985 года Армия США закупила более 300 вертолётов UH-60. К середине 1990-х гг. было построено более 2600 вертолётов.
При установке дополнительных пилонов может оснащаться ПТУР AGM-114 Hellfire, дополнительными топливными баками для полетов большой дальности. Также в передней части грузового отсека может устанавливаться пулемет М240 и М134.
Текущая модель, используемая в армии США — UH-60M
Модификации вертолёта
- UH-60A Black Hawk (первоначальный серийный вариант), поставлялись в армии США, Бахрейна, Колумбии, Филиппин и Саудовской Аравии
- UH-60A Credible Hawk — вертолеты поставлялись в ВВС США в середине 1980-х годов в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями со сдвижными боковыми щитками, выполненными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю[3]
- EH-60C Black Hawk — для выполнения специальных операций РЭБ
- НН-60D Night Hawk — ночная модификация вертолета, предназначенная для ВВС США.
- МН-60А Velcro Hawk — 30 машин UH-60A, модифицированные для выполнения специальных операций.
- МН-60А Embassy Hawk — модификация вертолета для действий на европейском театре военных действий.
- МН-60G Pave Hawk — модификация, предназначенная для проведения боевых спасательных и специальных операций; оснащен цветным метеорадиолокатором Bendix, допплеровской навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, инерциальной навигационной системой, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, подавителем инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, выдвигающейся штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, индикацией на лобовом стекле, цифровой шиной данных, дополнительными пушками и т. д.
- VH-60A — девять вертолетов с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета.
- UH-60B — транспортная модификация вертолета с усовершенствованными двигателями.
- YEH-60B — вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (на вооружении с 1981 года)
- YSH-60B — серия из 5ти опытных вертолетов Си Хок для ВМС США.
- SH-60B Sea Hawk — серийный противолодочный вертолет Си Хок; оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буйков, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла; оснащался аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой; был вооружен двумя торпедами Mk 46.
- SH-60F Ocean Hawk — спецмодификация для участия в противолодочных операциях.
- НН-60J Jayhawk — модификация для проведения поисково-спасательных операций.
- UH-60J — спецмодификация для ВВС Японии, оптимизированным для спасательных операций; оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.
- МН-60К — армейский вариант для специальных операций; оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании Texas Instruments, системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями Т700-GE-701C, тормозом несущего винта; обнаружитель реактивной струи ракеты, антирадар, автомат сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, система подавления ИК-излучения двигателей HIRSS (Hover Infra-Red Suppressor Subsystem), подавитель радиосигналов и приемник лазерного обнаружения; опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.
- UH-60L — вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С; военным ведомством США было заказано 190 вертолётов такой модификации, которая осуществлялась на базе вертолётов UH-60A.
- VH-60N Presidential Hawk — вертолет с салоном класса VIP; оснащен метеорадиолокатором, кабиной с улучшенной звукоизоляцией и VIP-салоном, скрытыми соплами, мощной электроникой, устойчивыми и мощными средствами связи.
- UH-60M — модификация оснащённая цифровой двухканальной ЭДСУ Hamilton Sundstrand и новой кабиной, также вертолёт оснащён усовершенствованными двигателями General Electric T700-701 с цифровой системой управления. Первый полёт длительностью 60 минут совершила 3 сентября 2008 года с аэродрома Уэст Палм Бич в штате Флорида.[4]
- UH-60P — по заказу армии Республики Корея изготовлены 100 вертолетов UH-60L, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.
- UH-60Q Dustoff Hawk — медицинский вариант для эвакуации с поля боя и из районов катастроф, используется модифицированный корпус вертолёта UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи в воздухе.
- S-70A — серия экспортных вертолетов Блэк Хок для армии Саудовской Аравии и Австралии, в том числе: 21 боевой вертолет S-70A-1 Desert Hawk и 8 санитарных вертолётов S-70A-L1. Оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены в ВВС Австралии.
- S-70B-6 — модификация противолодочного вертолёта, предназначенная для ВМС Греции.
- S-70C — гражданские модификации вертолётов для поставок в Бруней и Китай.
- S-70i — экспортная модификация UH-60, предназначенная для производства в Польше. Первый опытный предсерийный образец изготовлен в 2010 году с частичным использованием деталей из США, в мае 2012 года были изготовлены 3 вертолёта и начато производство еще одного[5].
- WS-70 — вертолеты S-70/UH-60, построены по американской лицензии на фирме Westland Helicopters в Великобритании.
Летно-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации UH-60L.
Источник данных: Jane’s [6].
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник)
- Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих больных
- Длина: 19,76 м
- Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки)
- Диаметр несущего винта: 16,36 м
- Диаметр рулевого винта: 3,35 м
- Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м²
- База шасси: 8,83 м
- Колея шасси: 2,705 м
- Масса пустого: 5224 кг
- Нормальная взлётная масса: 7907 кг
- Максимальная взлётная масса: 11113 кг
- Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя)
- на подвеске: 4082 кг
- Объём топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C
- Мощность двигателей: 2 × 1880 л.с. (2 × 1402 кВт)
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 361 км/ч
- Максимальная скорость: 296 км/ч
- Крейсерская скорость: 282 км/ч
- Практическая дальность: 584 км
- Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS)
- Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин
- Практический потолок: 5835 м
- Статический потолок: 2330 м
- Вертикальная скороподъёмность: 7,87 м/с
- Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлётной массе)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: в кабине:
- 2 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта M134 или
- 2 × 12,7 мм пулемёта GAU-19
- Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS)
- Боевая нагрузка: до 4536 кг
- Управляемые ракеты:
- Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70
- Подвесные топливные баки:
- 2 × 870 л на внешних подвесках
- 2 × 1703 л на внутренних подвесках
На вооружении
Происшествия
- 16 августа 2012 года UH-60 Black Hawk разбился в уезде Шах-Вали-Кот провинции Кандагар. Погибли 7 американских, 3 афганских военных и 1 гражданский. Талибы заявили, что вертолёт был сбит ими[8], в то время как руководство коалиционных сил не комментировало причастность боевиков к инциденту[9]
- 10 ноября 2012 S-70 разбился в Турции, погибли 14 военнослужащих национальной армии и 3 члена экипажа.
Галерея
Примечания
- ↑ 1 2 Jane’s, 2004.
- ↑ «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System», p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
- ↑ Army Research, Development and Acquisition Magazine, 1980, v. 21, N 6 July-August, pp. 1-4
- ↑ Начаты испытания вертолета UH-60M с цифровой ЭСДУ
- ↑ С. Корчагин. Производство в Польше транспортных самолетов «Брыза» и вертолетов «Интернэшнл блэк хок»» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (782), 2012. стр.64-66
- ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
- ↑ 1 2 Австралия приостановила полеты вертолетов Black Hawk
- ↑ Талибы сбили «Черный ястреб». Погибли 7 солдат США
- ↑ В Афганистане рухнул военный вертолет, погибли семь американских солдат и четверо афганцев
Литература
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
Ссылки
См. также
3dic.academic.ru
Пентагон планирует модернизацию парка вертолетов UH-60L » Военное обозрение
Как сообщает интернет-портал warspot.ru, корпорация Northrop Grumman успешно завершила лётные испытания новой модели многоцелевого вертолёта, получившей название UH-60V Black Hawk. Модернизация состоит в замене оборудования пилотов новыми датчиками и приборами, что значительно повышает осведомлённость экипажа и улучшает боевые возможности вертолёта. Ресурс службы машин продляется минимум на 10 лет. В результате обновления вертолеты полностью соответствуют самой современной модели вертолёта Black Hawk, который выпускается под индексом UH-60M.Модернизированный вариант разрабатывался с 2014 года, первый полет был совершен 19 января 2017 года. Всего Пентагон планирует довести 760 вертолетов UH-60L до версии UH-60V, которые должны дополнить 1375 машин модификации UH-60M, уже состоящих на вооружении американской армии.
UH-60 Black Hawk (англ. «Черный ястреб») — это многоцелевой вертолет, созданный американской компанией Sikorsky. Вертолет находится на вооружении американской армии, где он сменил известный Bell UH-1, являющийся одним из символов войны во Вьетнаме. Новая винтокрылая машина была предназначена для транспортировки 11 военнослужащих в полной экипировке. Опытный экземпляр вертолета поднялся в небо 17 октября 1974 года, а 23 декабря 1976 года вертолет стал победителем объявленного военными конкурса и был запущен в серийное производство. Вертолет выпускается до сих пор. С 1977 года было произведено более 4 тысяч вертолетов UH-60 Black Hawk различных модификаций, из которых около 2500 состоит на вооружении американской армии. Широкой публике вертолет знаком по художественному фильму «Падение «Черного ястреба», в котором рассказывается о событиях в столице Сомали в 1993 году.
Ctrl Enter
Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
topwar.ru
Многоцелевой вертолет Сикорский UH-60A «Блэк Хок»
В 1965 году война во Вьетнаме еще только набирала обороты, и вертолету UH-1 лишь предстояло снискать мировую известность. Но уже в то время военные США озаботились поиском подходящей замены для «Ирокеза».
В конце 1965 года Министерство обороны приступило к работам по проекту UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System — «авиационная транспортная система общего назначения»). Темп работ поначалу был неспешным: с одной стороны, имеющиеся вертолеты UH-1 пока удовлетворяли требованиям военных, а с другой — уроки войны во Вьетнаме вынуждали неоднократно корректировать требования к новой машине. Окончательно они были сформулированы лишь в январе 1972 года.
Согласно им, новый вертолет должен был перевозить 11 полностью экипированных солдат или 3150 кг груза в любых климатических условиях. Максимальная скорость определялась в 320 км/ч, крейсерская — 270 км/ч. Силовая установка должна была состоять из пары ТВлД T700-GE-700, разрабатываемых фирмой «Дженерал Электрик» с 1967 года. Жизненно важные узлы машины следовало защитить от поражения пулями калибра 7,62 мм. Требовалось применить колесное шасси (а не лыжное, как на UH-1). Наконец, габариты вертолета должны были позволять перевозить его (со сложенными лопастями винта) военно-транспортными самолетами С-130 (1 вертолет), С-141 (2)иС-5 (6).
Финалистами конкурса стали ведущие вертолетостроительные фирмы США — «Боинг-Вертол» со своим проектом «модель 179» и «Сикорский» с S-70. Прототипы, получившие военные обозначения YUH-61 и YUH-60 соответственно, вышли на испытания практически одновременно — в ноябре и октябре 1974 года. По итогам двухлетнего цикла тестов лучшим признали изделие «Сикорского» — его и приняли на вооружение армейской авиации США под обозначением UH-60A «Блэк Хок».
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ «ЧЕРНЫХ ЯСТРЕБОВ»
UH-60A — базовый вариант, комплектовавшийся двигателями T700-GE-700 (1500 л. с). Вертолет построен по классической одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом. Лопасти винта, изготовленные из титана и композитов, способны выдерживать попадание снаряда калибром 23 мм. Основным силовым элементом конструкции фюзеляжа является так называемая коробка — потолок и пол кабины, соединенные мощными шпангоутами. Такая конструкция, выполненная из стали и титана (с дюралевой обшивкой) обеспечивает высокую прочность, что особенно важно при жесткой посадке. Борта кабины экипажа и частично пол защищены кевларовыми пластинами. Сиденья экипажа и десанта бронированы, а гидравлическая система дублирована, что существенно повышает живучесть вертолета. Вертолет оборудован бортовым комплексом РЭБ, включающим станцию предупреждения о радиолокационном облучении, станцию активных тепловых помех и устройства выброса тепловых ловушек и радиолокационных отражателей. UH-60L- вариант, выпускавшийся с 1989 года. Отличается новыми двигателями Т700-GE-701C (1900 л. с.) с цифровой системой управления, усовершенствованным оборудованием кабины экипажа, а также увеличенной с 3600 до 4100 кг грузоподъемностью. UH-60M выпускается с 2006 года. Двигатели T700-GE-701D (2000 л. с), полностью цифровое БРЭО, новый центральный компьютер. Грузоподъемность — 4500 кг.
S-70i — экспортный вариант UH-60M, лишенный части стандартного американского армейского оборудования (это позволяет экспортировать вертолеты без получения специального разрешения Конгресса США). Выпускается с 2010 года на заводе в Польше (г. Мелец).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
- ЕН-60А — вертолет РЭБ, оборудованный соответствующей аппаратурой (к настоящему времени все такие машины переоборудованы в обычные транспортные).
- ЕН-60С и EH-60L — воздушные командные пункты с дополнительным радиооборудованием.
- Вертолеты UH-60Q HH-60L и НН-60М — медико-эвакуационные модификации на базе соответственно UH-60A, UH-60L и UH-60M.
- МН-60А — вариант для сил специального назначения, снабженный инфракрасной станцией FUR, расширенным составом радиооборудования и аппаратуры РЭБ.
- МН-60К — модификация для спецназа с инфракрасной станцией и РЛС следования рельефу местности, а также с двигателями T700-GE-701C. Появилась в 1986 году.
- MH-60L — аналог МН-60А, но на базе UH-60L VH-60N «Уайт Хок» — вариант для обслуживания президента США, базирующийся на модели UH-60A. Поскольку такие вертолеты эксплуатируются авиацией морской пехоты, то они получили двигатели «флотской» модификации T700-GE-401C (как на палубных SH-60B «Си Хок»).
- AH-60L «Арпиа» — ударный вертолет, выпускающийся для Колумбии. Вооружен подфюзеляжной установкой с 20-мм пушкой, а также различными типами ракет, имеет соответствующее прицельное оборудование.
- UH-60J и UH-60JA — модификации, производящиеся по лицензии в Японии фирмой «Мицубиси». Первая из них — поисково-спасательная, предназначенная для ВВС и ВМС, вторая — транспортная, поставляющаяся армии.
- UH-60P — вариант, строившийся по лицензии в Южной Корее (около 150 единиц). Базируется на UH-60L, но отличается некоторыми усовершенствованиями.
Для экспорта выпускаются многочисленные модификации под обозначением S-70A с соответствующими цифровыми индексами — от S-70A-1 (для Саудовской Аравии) до 5-70А-50 (для Израиля).
СЛУЖБА
Американский многоцелевой вертолет Сикорский UH-60A «Блэк Хок» стал основным транспортным и штурмовым вертолетом сухопутной армии США.
В июне 1979 года вошли в строй первые серийные вертолеты UH-60A- их получила 101-я боевая авиабригада, входящая в состав 101-й воздушно-штурмовой дивизии. В последующие годы они поступили на вооружение всех без исключения дивизий армии США — как тяжелых (танковых и механизированных), так и легких (воздушно-штурмовых, сформированных в 1980-е годы легких пехотных и воздушно-десантных).
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Боевым дебютом для «Блэк Хоков» стала высадка на Гренаду 8 октябре 1983 года — в ней участвовали вертолеты этого типа из состава 82-й воздушно-десантной дивизии. Опыт показал, что UH-60A является надежной и живучей конструкцией. Одна из машин этого типа получила 47 попаданий от малокалиберного оружия (7,62 мм), но благополучно вернулась на базу. У другого «Блэк Хока» в пяти местах были пробиты топливные баки — но течь заметили только на следующий день!
Ни одна машина в ходе этой операции не была потеряна — равно как и во время вторжения в Панаму в декабре 1989-го, в котором также участвовали UH-60A 82-й дивизии. Здесь «Блэк Хоки» использовались для высадки десантов, захватывавших ключевые объекты инфраструктуры. По-настоящему массово применялись «Черные ястребы» во время операции «Буря в пустыне» в феврале 1991 года. Перед ее началом американцы сосредоточили в Саудовской Аравии более 400 вертолетов этого типа — как обычных UH-60, так и «спецназовских» МН-60.300 из них одновременно участвовали в одной боевой операции — высадке 101-й воздушно-штурмовой дивизии 24 февраля. Привлекались «Блэк Хоки» и для других операций — в частности, МН-60 высаживали и эвакуировали группы спецназа. Потери «Черных ястребов» во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» были минимальными и составили всего шесть машин, причем четыре погибли в летных происшествиях и лишь два — от огневого воздействия противника.
Справедливости ради отметим, что случались в карьере UH-60 и провалы. Наиболее известный — операция 3-4 октября 1993 года в Могадишо (Сомали), которая стоила американцам трех вертолетов этого типа. В 1994-м американские войска в целях прекращения гражданской войны и предотвращения гуманитарной катастрофы высадились на Гаити. В этой операции вертолеты UH-60L перевозили бойцов 10-й горной дивизии с авианосцев «Америка» и «Дуайт Эйзенхауэр».
С декабря 1995 года «Блэк Хоки» служили в составе сил ООН и НАТО на территории бывшей Югославии. После начала в 2001 году глобальной войны с терроризмом «Блэк Хоки» стали непременными участниками всех ее операций, включая войны в Афганистане и Ираке. Только иракская кампания, начавшаяся в 2003 году, стоила американцам к настоящему времени 24 «Черных ястребов» (семь — боевые потери, остальные — в авариях и катастрофах).
ЗА РУБЕЖОМ
Помимо США «Блэк Хоки» служат в вооруженных силах примерно 30 стран мира. В частности, весьма интенсивно эксплуатируются такие вертолеты в Колумбии (в армейской авиации, ВВС и полиции), применяясь в борьбе против повстанцев и наркокартелей. Специально для нужд Колумбии разработана и поставляется ударная модификация AH-60L «Арпиа». В Латинской Америке различные модификации UH-60 служат в Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили. Интенсивно эксплуатируются UH-60 в ВВС Израиля, участвуя в операциях против палестинских боевиков. Часть из них доработана в вариант огневой поддержки, вооруженный подфюзеляжной пушечной установкой и ПТУР «Спайк». На Ближнем Востоке такие машины служат в Египте, Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании, ОАЭ. Большим количеством построенных по лицензии «Блэк Хоков» располагают Южная Корея и Япония. Накопив положительный опыт применения «Черных ястребов» армией и жандармерией в действиях против курдских повстанцев, Турция также приобрела лицензию на эту машину, и в ближайшее время начнется выпуск S-70 и в этой стране. В 1987-1989 годах 24 вертолета S-70C — якобы «гражданской» модификации «Блэк Хока» — были поставлены в Китай. Эти машины интенсивно эксплуатируются армейской авиацией. Благодаря своим высоким летным качествам китайские S-70C служат, главным образом, в высокогорных районах Тибета. В последнее время появилась информация о начале испытаний в Китае вертолета Z-20 — «клона» S-70.
Несмотря на то, что с момента первого полета S-70 прошло 40 лет, этот вертолет продолжает выпускаться и совершенствоваться, являясь одним из наиболее распространенных военных вертолетов мира.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5166warfor.me