Топливная система вертолёта Ми-8Т

1. Назначение, краткая характеристика вертолёта Ми-8Т

3. Основные технические данные топливной системы

5. Приборы контроля и арматура управления

7. Расчёт потребного количества топлива

9. Аварийные случаи полёта из-за отказов в топливной системе

1. Назначение, краткая характеристика вертолёта Ми-8Т

Общие сведения

Вертолёт Ми-8Т предназначен для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты в труднодоступной местности, а также для проведения специальных авиационных работ в различных отраслях народного хозяйства.

По весовой категории вертолёт Ми-8Т относится к вертолётам 1 класса.

Вертолёт спроектирован по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. На вертолёте установлены два турбовинтовых двигателя ТВ2-117АГ со взлётной мощностью 110 кВт каждый, что обеспечивает возможность посадки вертолёта при отказе одного из двигателей.

Вертолёт Ми-8Т предназначен для перевозки грузов массой до 4000 кг или 22 (24) служебных пассажиров. При необходимости переоборудуется в санитарный, перегоночный варианты и вариант с внешней подвеской грузов.

Вертолёт в санитарном варианте может перевозить 12 лежачих больных и сопровождающего мед. работника.

Вертолёт с внешней подвеской грузов перевозит крупногабаритные грузы массой до 3000 кг вне фюзеляжа.

Перегоночный вариант вертолёта необходим для выполнения полётов с увеличенной дальностью (от 620 до 1035 км), в этом случае в грузовую кабину вертолёта за счёт коммерческой нагрузки устанавливают один или два дополнительных топливных бака.

Существующие варианты вертолёта снабжены электролебёдкой, позволяющей с помощью бортовой стрелы поднимать (опускать) на борт вертолёта грузы массой до 150 кг, а также при наличии полиспаста затягивать в грузовую кабину грузы массой до 2600 кг.

Экипаж вертолёта состоит из двух пилотов и бортмеханика.

Лётные данные

Масса вертолёта:

Пустого 7 000 кг ± 0,5%

нормальная взлётная 11 100 кг

максимальная взлётная 12 000 кг

Скорость полёта:

максимальная при нормальной взлётной массе 250 км/ч

максимальная при максимальной взлётной массе 230 км/ч

минимальная при горизонтальном полёте 60 км/ч

крейсерская на высоте 500 метров 220 км/ч

экономическая 120 км/ч

Дальность полёта:

с заправкой 2160 кг 620 км

с заправкой 3445 кг 1 035 км

Высота полёта до 6 000 м

Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолёта и бесперебойной подачи его к насосам регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.

Топливо на вертолёте размещается в расходном и двух основных подвесных баках. Расходный бак установлен в верхней части фюзеляжа за редукторным отсеком, а подвесные топливные баки крепятся с помощью трёх или четырёх стальных лент снаружи у бортов фюзеляжа.

Подвесные баки связаны между собой соединительными трубопроводами с перекрывными кранами, расположенными под полом кабины.

Для увеличения дальности и продолжительности полёта на вертолёт могут быть установлены в кабине центральной части фюзеляжа один или два дополнительных топливных бака. Они подключаются в общую топливную систему питания двигателей.

Подача топлива к двигателям производится из расходного бака двумя подкачивающими насосами ЭЦН-40. Из подвесных топливных баков топливо перекачивается в расходный бак насосами ЭЦН-75, по одному насосу в каждом баке. При установке на вертолёт двух дополнительных баков они соединяются между собой общим трубопроводом с перепускным краном.

Трубопровод от патрубка перепускного крана подсоединяется к переднему соединительному трубопроводу подвесных баков между двумя перекрывными кранами, расположенными в грузовом полу между шп. № 6 и 7 центральной части фюзеляжа. Из расходного бака топливо через перекрывные краны, фильтры тонкой и грубой очистки с помощью двух насосов ЭЦН-40, работающих одновременно подаётся в двигатели.

Принцип работы

Подача топлива к двигателям осуществляется из расходного топливного бака 16 подкачивающими центробежными насосами ЭНЦ-40 (22). Насосы забирают топливо из бака и под давлением 0,4 — 1,2 кгс/см2 подают его в магистраль питания двигателей через обратные клапаны 15 и 21, открытые пожарные краны 13 в блоки фильтров 9. Из фильтров топливо, очищенное от механических примесей, подается к насосам-регуляторам НР-40ВГ 7 двигателей. В случае засорения фильтра тонкой очистки топливо, пройдя фильтр грубой очистки, через перепускной клапан 3 блока фильтров поступает к насосу-регулятору НР-40ВГ без тонкой фильтрации.

Для непрерывной подачи топлива в магистрали питания двигателей подкачивающие насосы ЭЦН-40 (22) закольцованы, а установленные обратные клапаны 15 и 21 после насосов при отказе любого из них блокируют отказавший насос, и топливо от одного работающего насоса подается в магистрали обоих двигателей. При отказе обоих насосов топливо в результате подсоса, создаваемого насосами-регуляторами двигателей, через обратный клапан 24 поступает к двигателям.

Расходный бак по мере выработки топлива автоматически пополняется из подвесных баков центробежными насосами эцн-75б (27). насосы установлены в подвесных баках и подают топливо по трубопроводам через обратные клапаны 18и поплавковый клапан уровня 19,который предохраняет расходный бак от переполнения. на случай заедания поплавкового клапана уровня в закрытом положении в топливной системе предусмотрена магистраль перепуска топлива, которая соединяет полость корпуса обратных клапанов с расходным баком, минуя поплавковый клапан уровня. в магистрали перепуска установлен электрический перекрывной кран 17, управляемый из кабины экипажа, открытие и закрытие которого производится выключателем с трафаретом перепуск топлива, установленным на правой приборной доске над красным табло осталось топлива 270 л. перепуск топлива происходит при преждевременном включении этого табло и при наличии достаточного количества топлива в баках по топливомеру.

При включении крана перепуска контролируется количество топлива по топливомеру в расходном баке. Выключение крана перепуска топлива производится после заполнения расходного бака топливом не более чем на 420 л.

Подвесные баки 26соединены между собой двумя трубопроводами, что обеспечивает равномерную выработку топлива из левого и правого баков, а также полную выработку топлива из подвесных баков при отказе одного из насосов ЭЦН-75Б. Блокировка отказавшего насоса обеспечивается обратными клапанами 18,которые установлены в корпусе в месте подсоединения трубопроводов от насосов ЭЦН-75Б. Расположение насосов в противоположной стороне подвесных топливных баков позволяет обеспечивать поступление топлива в расходный бак при различных эволюциях вертолета.

Подача топлива в керосиновый обогреватель КО-50 (

2) осуществляется от магистрали питания правого двигателя. Трубопровод КО-50 подсоединяется к угольнику после пожарного крана. В его магистрали установлен перекрывной электромагнитный клапан 610200А (34).

3. Основные технические данные топливной системы

Применяемое топливо Т-1, ТС-1, РТ

Вместимость топливных баков:

Расходный 445 л

Левый подвесной 1140 (745) л

Правый подвесной 1030 (680) л

Дополнительный 915 л

Производительность насосов:

Подкачивающие ЭЦН-40 (ПЦР-1Ш) 2100 л/ч

Перекачивающие ЭЦН-75 750 л/ч

Давление топлива за насосами:

Подкачивающие ЭЦН-40 (ПЦР-1Ш) 0,8 кг/см2

Перекачивающие ЭЦН-75 0,4 кг/см2

Давление топлива перед форсунками 16-60 кг/см2

Погрешность топливомера (t= 20°Cи U= 27 В) ± 5 %

Загорание табло «Осталось топлива 270 л 270 л ± 3 %

Расход топлива на 2 двигателя для транспортных полётов 580 кг/ч

топливная система вертолет аварийный

Принципиальная схема топливной системы:

1 — дополнительные топливные баки; 2 — керосиновый обогреватель КО-50; 3 — перепускной клапан блока фильтров; 4 — фильтр грубой очистки; 5, 6, 25, 29, 30, 33 — сливные краны; 7 — насосы НР-40ВГ; 8 — фильтр т

mirznanii.com

4. Заправка вертолета

4.1. Инструкция по заправке вертолета топливом

Для вертолета применяются следующие виды топлива: Т-1, ТС-1, РТ, изготовленные по ГОСТ 10227-86, и их смеси в любых соотношениях. Температура начала кристаллизации топлив ТС-1 и РТ в зависимости от содержания в них парафиновых углеводородов находится в пределах минус 50…минус 60°С.

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации минус 60°С и ниже применяются без ограничений.

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации минус 55… минус 59°С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны 1 (ГОСТ 16350-80).

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации минус 50… минус 54°С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны I при температуре воздуха на земле не ниже минус 45°С.

Смесь двух партий топлив с различной температурой начала кристаллизации применяется с ограничениями, установленными для топлива, имеющего более высокую температуру начала кристаллизации.

В зимний период при посадке вертолета, заправленного топливом с температурой начала кристаллизации минус 50…минус 54°С, в зоне I заправку (дозаправку) производить не позднее 1 ч после посадки топливами ТС-1, РТ или их смесью с температурой начала кристаллизации не выше минус 60°С. Если стоянка вертолета продолжается более 1ч, топливо с температурой начала кристаллизации минус 50…минус 54°С сливается в соответствии с рекомендациями «Инструкции по технической эксплуатации» данного типа вертолета. При температуре воздуха в аэропорту вылета 5°С и ниже, а также при полетах за Полярный Круг и из-за Полярного Круга независимо от температуры воздуха и продолжительности полета в топливо добавлять противокристаллизационную жидкость: жидкость «И», изготовленную по ГОСТ 8313-88 высшего и первого сортов; ТГФ, изготовленную по ГОСТ 17477-86; ТГФ-М, изготовленную по ТУ 6-10-1457-79; И-М, изготовленную по ТУб-10-1458-79, в количестве 0,1+ 0,05 % (по объему). При базировании вертолета на ледоколах независимо от температуры окружающего воздуха и продолжительности полета в топливо добавлять противокристаллизационную жидкость в количестве 0,2+0,02% (по объему).

Бортмеханику необходимо:

— проверить по паспорту или контрольному талону кондиционность топлива;

— проверить пломбировку топливозаправщика и состояние сетчатых фильтров в заправочных пистолетах;

— слить отстой топлива из отстойника топливозаправщика;

— слить 1-2 л топлива через заправочный пистолет в чистую тару, убедится в чистоте отстоя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.ЕСЛИ В ТОПЛИВЕ, СЛИТОМ ИЗ ОТСТОЙНИКА ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКА ИЛИ ПИСТОЛЕТА, ОБНАРУЖАТСЯ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕСИ, КРИСТАЛЛЫ ЛЬДА ИЛИ ВОДА, ЗАПРАВКУ НЕ ПРОИЗВОДИТЬ И ДОЛОЖИТЬ ОБ ЭТОМ ИНЖЕНЕРУ;

— заземлить вертолет и топливозаправщик;

— проверить наличие около вертолета необходимых средств пожаротушения;

— убедится в том, что все потребители электроэнергии на вертолете выключены, за исключением приборов контроля заправки;

— слить отстой топлива с вертолета из регламентированных точек слива.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ВО ВРЕМЯ ЗАПРАВКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— ПЕРЕКЛЮЧАТЬ БОРТОВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ;

— ПОДСОЕДИНЯТЬ АЭРОДРОМНЫЕ ИСТТОЧНИКИ ПИТАНИЯ;

— ПРОИЗВОДИТЬ НА ВЕРТОЛЕТЕ ИЛИ НА РАССТОЯНИИ ОТ НЕГО МЕНЕЕ 25 М КАКИЕЛИБО РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСКРООБРАЗОВАНИЕМ.

А. Б.

Заправка топливных баков от топливозаправщика:

А. — заправка топливом дополнительного топливного бака; Б. — заправка топливом подвесного топливного бака.

Заправка топливом производится через заливные горловины баков. Расходный бак может быть заправлен перекачкой из подвесных баков. Слив топлива из баков производится через три сливных крана, установленных:

— на правом подвесном баке;

— на левом подвесном баке;

— в фюзеляже справа по полету между шп. N 12 и 13 внизу (из расходного бака). Если на вертолете установлен дополнительный бак, то топливо сливается из сливного крана этого бака. Слив топлива производится самотеком в наземную тару. Для ускорения слива топлива из основных (подвесных) баков через расходный бак необходимо одновременно выключить насосы основных и расходного баков.

studfiles.net

Топливная система вертолета

 

Топливная система и ее агрегаты обеспечивают:

 

  • —   подачу топлива к двигателям при работе на марках топлива и их смесях, принятых для эксплуатации данного вертолета;

  • —   автоматическую выработку топлива в заданной последовательности при возможных эксплуатационных вариантах заправки баков топливом на всех режимах полета вертолета;

  • —   возможность ручного управления выработкой топлива в необходимой последовательности в случае неисправности автоматики и при всех возможных сочетаниях числа работающих и неработающих двигателей;

  • —   возможность раздельного включения и выключения каждого бакового электроприводного насоса подкачки и перекачки топлива;

  • —   возможность перекрестной подачи топлива по магистралям перекрестного питания из любой группы баков к любому двигателю;

  • —   питание двигателей СУ топливом при выключенных насосах подкачки для заданных режимов работы двигателей.

 

Топливная система должна конструироваться и размещаться так, чтобы предотвращалось воспламенение паров топлива внутри системы в результате прямых ударов и смещающихся разрядов молнии в зоны с высокой вероятностью прямого удара.

 

Принципиальная схема топливной системы:

 

  • 1 — дополнительные топливные баки;
  • 2 — керосиновый обогреватель КО-50;
  • 3 — перепускной клапан блока фильтров;
  • 4 — фильтр грубой очистки; 5, 6, 25, 29, 30, 33 — сливные краны;
  • 7 — насосы НР-40ВГ;
  • 8 — фильтр тонкой очистки;
  • 9 — блоки фильтров;
  • 10 — сливной кран дренажного бачка;
  • 11 — дренажный бачок;
  • 12 — клапаны консервации;
  • 13 — пожарные краны;
  • 14 — магистраль питания правого двигателя;
  • 15, 18, 21, 24 — обратные клапаны;
  • 16 — расходный топливный бак;
  • 17 — перекрывной кран 768600МА магистрали перепуска топлива;
  • 19 — поплавковый клапан;
  • 20, 36 — заливные горловины;
  • 22 — подкачивающие насосы ЭЦН-40;
  • 23 — сигнализаторы давления СД-29А;
  • 26 — подвесные топливные баки;
  • 27 — перекачивающие насосы ЭЦН-75;
  • 28, 31, 32 — перекрывные топливные краны;
  • 34 — перекрывной электромагнитный кран 610200А.

avia.pro

Как летает вертолет?

Как летает вертолет?

Авиация – сколько в этом слове завораживающего и невероятного! Чего стоят одни только самолёты и вертолёты! А задумывались ли вы, как летает вертолет? Ну, с самолётом всё понятно, крылья позволяют ему держаться в небе, не падая, лететь вперёд, в сторону. «А вот вертолёт таких крыльев не имеет» — скажете вы. И будете правы только наполовину. Но об этом подробней.

Принцип полета вертолета

Вероятно, все видели винт, расположенный на крыше у вертолёта. Именно он и отвечает за поднятие машины в воздух. Несущий винт больших размеров состоит из лопастей, которые при вращении и подымают вертолёт. Они выполняют функцию крыла, как у самолёта, вот только по размеру меньше, а количество их больше. Когда заводится двигатель, лопасти винта начинают вращение, заставляя летательный аппарат взлетать в небо. Сила, которая применяется к каждому крылу-лопасти, суммируется в общую силу, которая применяется ко всей машине в целом. Именно эта аэродинамическая сила перпендикулярная по отношению к плоскости, создающейся при вращении всех лопастей и винта в целом, способствует поднятию в воздух тяжёлого летательного аппарата. Если сила вращения винта больше, чем вес всего летательного аппарата, он будет взлетать. Если сила меньше, полёт не будет совершён. А вот если сила одинаковая, вертолёт застрянет на месте. Можно посмотреть подробней о том, как летает вертолет, на видео. Вы заметите, что после того как лопасти набирают обороты, вертолёт начинает взлетать, но не сразу. Сперва он немного зависает, а уж после того как набирает обороты, взлетает.

Топливо для полета

elhow.ru

Что же такое радиоуправляемый вертолет?

 Многие из нас в далеком детстве мечтали о радиоуправляемой модели вертолета, а так взрослый человек, по сути, большой ребенок, то со временем мечта вполне может обрести реальное воплощение.

Но что же такое радиоуправляемый вертолет? Как его выбрать и где купить? С кем посоветоваться и проконсультироваться? С подобными вопросами сталкивается любой начинающий авиамоделист, решивший приобрести радиоуправляемую модель вертолета.
Цель данной статьи дать ответы на основные важные вопросы, которые непременно возникнут перед покупкой

Итак начнем.

Глава 1. Силовые установки.

Я думаю всем известно, что есть два типа силовой установки – электрическая и ДВС (двигатель внутреннего сгорания). 

Электрическая силовая установка. 
В подавляющем большинстве это безколлекторный двигатель. В качестве “топлива” для электрической установки используются литий-полимерные (LiPol ) аккумуляторные батареи либо в последнее время набирают популярность нанофосфатные аккумуляторы A123 (LiFePo4). 

Рассмотрим литий полимерные аккумуляторы (LiPol):
Основные факторы у аккумуляторной батареи это ток отдачи, количество банок в сборке аккумулятора и емкость. Ток отдачи обычно обозначается буквой C, количество банок буквой S, емкость mAh. Разберемся, на что влияют эти параметры.
Ток отдачи – чем выше ток отдачи, тем большую мощность выдает батарея в полете, меньше вероятность “задушить” мотор при выполнении сложных маневров. Для вертолетов используются батареи с током отдачи не менее 20C, лучшим выбором является 25C или даже 30C. Чем выше ток отдачи указанный производителем, тем выше стоимость батареи. 
Количество банок в сборке аккумулятора – чем больше банок тем больше вольтаж который выдает аккумулятор, соответственно выше обороты ротора, лучше динамика или как говорят моделисты – “лучше пуляет” =)
Емкость – ну тут думаю понятно, это аналогично тому сколько объем топливного бака, влияет прежде всего на длительность полета модели, но надо учитывать тот фактор, чем более емкий аккумулятор, тем больше его вес и опять-таки выше стоимость.

Рассмотрим на примере следующий пак:

FlighPower 25C 6s 2500 mAh 

FlighPower – на данный момент самый качетсвенный и продвинуты бренд, выпускающий силовые батареи для авиамоделей, характеризуется очень хорошей постоянной токоотдачей вплоть до самого конца полета и высокой стомостью. 25C – максимальный продолжительный ток отдачи в полете, 6s – пак собран из шести банок емкостью 2500 mAh.

Нанофосфаты A123 (LiFePo4): 
Буду краток, неплохой выбор в качестве тренировочных акков, но нужно иметь мощное зарядное устройство от 200 Ватт и выше, которое способно выдавать 10А ток и желательно поддерживающее эти типы аккумуляторов. Из существенных минусов – относительно небольшая емкость 2300 mAh, большой вес – 70 грамм одна банка, не очень удобные размеры и форм фактор – большие толстые цилиндры, а так же способность сильно просаживаться по вольтажу под нагрузками. Кроме того такой пак вам придется собрать самостоятельно, а тут как минимум надо уметь паять =) Из плюсов – относительно недорогие, количество циклов(зарядов) более 1000, не бояться ударов в пределах разумного, не критичны переразряд, короткое замыкание, широкий диапазон температур использования от -30 до +60 по Цельсию, высокие токи отдачи до 120 Ампер!

ДВС двигатели 
Делаться на две категории – калильные двигатели, работающие на специальном топливе для калильных двигателей с добавлением нитрометана и бензиновые двигатели, работающие на обычном низкооктановом бензине с добавлением масла (аналогично мопеду). 
Начнем с калильных двигателей — наиболее популярные топливные бренды выпускающие топливо для модельных двигателей: Byron fuel и Cool Power fuel. Обратите внимание что топливо для вертолетных двигателей специальное и имеет аббревиатуру Heli. Отличие в количестве масла которое оно содержит в своем составе, вязкости и некоторых других параметрах. Не рекомендуется использовать топливо для самолетов или автомашин в вертолетных двигателях. Топливо обычно продается расфасованным в специальную пластиковую герметичную тару объемом 1 US галлон (3,77 литра). Цена зависит от количества нитрометана входящего в состав топлива. Чем больше нитрометана, тем больше мощности может выдать двигатель, соответственно лучше динамика, сложнее задушить мотор на сложных маневрах и резких перекладках шага, но и тем дороже стоимость топлива и быстрее идет износ двигателя! На момент написания статьи (сентябрь 2008 года) цена за галлон топлива колеблется от 1350р за топливо с 15% нитрометана до 1600р с 30% нитрометана. Для вертолетов обычно используется топливо с 15% и 30% нитрометана. Есть так же варианты с 20 и 25 процентами, но они как мне кажется менее популярны. Кроме того, для некоторых двигателей, например производства Yamada, производитель рекомендует использовать специальное топливо, произведенное именно для этих двигателей. К сожалению, не могу раскрыть подробности в чем же заключается отличие в Byron fuel Heli for Yamada от просто Byron fuel Heli, но такое имеет место быть. И если вы приобрели двигатель Yamada, есть смысл задумать о специальном топливе для него. В тоже время другие производители калильных вертолетных двигателей – OS Max, Tunder Tiger, Hatori, Align, JR не требуют использования особых марок топлива, к ним подойдет любое вертолетное топливо.

Бензиновые двигатели. Основной плюс в том, что топливо обходится фактически даром, я думаю вы имеет представление, сколько стоит литр 76ого бензина =) Прибавить сюда еще стоимость масла в итоге получим минимум 10кратный выигрыш по сравнению с топливом для калильных двигателей. Кроме того, бензиновые двигатели обычно снабжены стартером и вам не придется использовать внешнее стартовое оборудование для запуска двигателя. Тем не менее почему же бензиновые модели менее популярны чем калильные и электро? Основной отрицательный фактор это более высокая цена на такую модель, существенно больший вес модели по сравнению с нитро аналогом, а так же малое количество брендов производящих модели вертолетов с бензиновой силовой установкой. Пока мне лично известны две модели – Predator Gasser и X Cell Spectra. Обе модели относятся к 90ому (самому большому) классу радиоуправляемых вертолетов, производятся в США и имеют весьма не бюджетную стоимость, как на саму модель, так и на запасные части. Тем не менее существуют так называемые gas conversion kits (набор запчастей для переделки в бензиновую версию), производимыми сторонними компаниями. С помощью такого набора вы можете переделать вертолет с калильным двигателем в модель с бензиновым. На данный момент такие киты существуют для моделей Align Trex 600 nitro, Align Trex 700 nitro, Tunder Tiger Raptor 90. Стоимость таких китов средняя и находится в районе 350 долларов. Так что если вы хотите супер дешевый в плане топлива вертолет, и вы не стремитесь к супер жесткому и динамичному 3d полету, то есть повод задуматься о приобретении бензинового варианта либо конверсионного кита. Рассмотрим минусы и плюсы обоих вариантов.

Глава 2. Плюсы и минусы силовых установок

Электрическая силовая установка.

Плюсы: 
— Простота в настройке, не требуется обкатка двигателя;
— Не нужно зависеть от погодных и климатических условий и проводить подстройку двигателя;
— В виду отсутствия топлива как такого, на модели не образуется масляно-грязевой налет;
— В полете нет выхлопа, уровень шума ниже;
— Нет потребности в установке дополнительного оборудования типа: регулятор оборотов основного ротора (governor), автоматическая система подстройки карбюратора (smart carb), датчик температуры двигателя;
— Ненужно покупать и возить с собой стартовое оборудование (накал, стартер, топливо, помпа, свинцовая батарея, свечной ключ)
— Хранить вертолет можно где угодно, запаха он не имеет;
— Ненужно регулярно тратиться на покупку топлива;

Минусы:
— Длительность полетного времени меньше чем у ДВС в 1,5-2 раза, в зависимости от используемых аккумуляторов и стиля полета. На ДВС вы спокойно можете летать 9-12 минут, а на некоторых ДВС двигателях даже 17-19 минут, на электро, в лучшем случае — 4-7 минут;
— Необходимо иметь достаточный запас заряженных аккумуляторов по приезду на место полетов;
— Придется купить недешевое хорошее зарядное устройство, а в большинстве случаев придется докупить и второе, дабы иметь возможность заряжать аккумуляторы оперативно на месте полетов;
— Время заряда аккумуляторов достаточно велико – от часа до полутора, при зарядке аккумуляторы необходимо балансировать;
— Стоимость хорошего аккумулятора ощутимо бьет по карману, а в случае краша вы рискуете не только потратиться на ремонт тушки вертолета, но и купить новый аккумулятор, т.к. высока вероятность повреждения от удара;
— Аккумуляторы весьма ограничены по сроку службу, обычно после 50-60 циклов (зарядок), аккумулятор уже начинает терять емкость и степень токоотдачи;
— Необходимо следить за полетным временем, дабы не допустить переразряда аккумулятора, в случае с ДВС вы визуально видите сколько осталось топлива в баке, с электро вам придется определить максимально допустимое полетное время для ваших аккумуляторов, правда в этом случае вам поможет регулятор, которые вовремя включит отсечку;
— Литий-полимерные (LiPol) аккумуляторы достаточно опасны в эксплуатации и могут воспламеняться или даже взрываться при неправильной эксплуатации;
— Использование электроустановок в больших вертолетах (60-90 класс) обойдется в очень большие деньги;

Силовая установка ДВС калильного типа:

Плюсы: 
— Позволяет летать больше за единицу времени по сравнению с электро, ограничение лишь ваш текущий запас топлива;
— Правильно настроенный двигатель не теряет мощности в зависимости от уровня топлива (заряда) в баке;
— Ремонтопригодность, не требующая особых навыков;
— В случае краша вы не рискуете угробить дорогостоящую силовую батарею;

Минусы:
— Предварительная обкатка;
— Подстройка двигателя под изменяющиеся погодные условия;
— Контроль за температурой двигателя;
— Достаточно токсичный и дымный выхлоп;
— Необходимость покупать недешевое топливо;
— Крайне желательна установка дополнительного оборудования – говернер;
— Срок службы двигателя ограничен;
— Способствует образованию масляно-грязевого налета на механике вертолета;
— Нужно дополнительное стартовое оборудование;

Силовая установка ДВС бензинового типа:

Плюсы:
— Копеечная стоимость топлива;
— Большой срок службы двигателя;
— Не требуется дополнительное стартовое оборудование;
— Позволяет летать больше за единицу времени по сравнению с электро, ограничение лишь ваш текущий запас топлива;
— Правильно настроенный двигатель не теряет мощности в зависимости от уровня топлива (заряда) в баке;
— В случае краша вы не рискуете угробить дорогостоящую силовую батарею;

Минусы:
— Существенно больший вес по сравнению с нитро и электро аналогами;
— Меньшая мощность по сравнению с нитро аналогами, менее оборотистые;
— Достаточно высокая стоимость бензиновых систем;
— Характерный бензиновый запах, хранить модель дома будет проблематично;
— Небольшой выбор среди производителей;

Глава 3. Классы вертолетов.

Итак, с мото-установками, думаю все более-менее понятно, перейдем к не менее интересной теме – классы вертолетов. Какие существуют классы? В чем же отличие между ними? На что это влияет? И чем они характеризуются?

Сразу оговорюсь, что микро и мини вертолеты выходят за рамки данной статьи и рассматриваться здесь не будут. Если у кого-то возникнет желание дополнить, буду очень признателен. Скажу несколько слов только о соосниках.

Соосники. 

По большому счету это игрушки. Фактически не дающие каких-либо навыков пилотирования. Основное назначение, это получить порцию веселья, не погружаясь в вертолетную тематику сильно глубоко и не тратя на это много денег. Готовый к полету соосник обойдется в 200-300 долларов, летать на нем можно в большой квартире или зале, где нет движений воздуха, т.е. сквозняка. На какие-либо серьезные фигуры типа петель, бочек, переворотов естественно соосник не способен. Управлять им сможет даже ребенок без какой-либо предварительной тренировки. Резюме – игрушка, которую не очень жалко потом подарить или просто выкинуть в случае краша.

450й класс

Пожалуй самый популярный класс до недавнего времени. К представителям вертолеты имеющие длину лопасти основного ротора 320-325мм, общий диаметр основного ротора до 700мм. Длина тушки 650-670 мм, полетный вес 750-800 грамм. Вертолеты данного класса бывают только на базе электрической силовой установки. Тип используемой силовой батареи LiPol 16-20C 3s-4s 1800-2100 mAh. Привод хвостового ротора – ремень.
Некоторые моделисты устанавливают элементы А123, но они явно тяжеловаты для данного класса, да не совсем эстетично это выглядит.
К ярким представителям этого класса вертолетов относятся следующие модели:

Align Trex 450 SE
Pigeon 450 M1
3DX/HDX 450 SE
Thunder Tiger Mini Titan 325

Данный список можно существенно расширить, но я указал лишь те модели с которыми сам имел дело.

Для начала традиционно рассмотрим плюсы и минусы, характерные для данного класса, а далее проведем краткий обзор вышеперечисленных моделей.

Плюсы:
— Сравнительно небольшая стоимость кит набора;
— Великолепная динамика;
— Стоимость запчастей существенно ниже, чем у более старших классов;
— Более чем бюджетная стоимость силовых аккумуляторов;
— В виду небольших размеров вертолета, полетный комплекс очень мобильный и не занимает много места;
— Большое количество производителей и в большинстве случаев совместимость запчастей, исключение TT Mini Titan 325;
— Вертолет способен выполнять все фигуры пилотажа, которые могут более старшие классы;
— В виду своего небольшого веса, меньше страдает при краше, чем более большие вертолеты;
— Требуется гораздо меньшее пространство для полетов;

Минусы:
— В виду своего малого веса и более чем скромного размера полеты при ветре больше 2-3м/с для новичков будут уже проблемой;
— При удалении более чем на 10 метров, особенно в условиях недостаточной освещенности, начнутся проблемы с пониманием ориентации вертолета;
— Достаточно быстрый износ деталей в виду их мини размера;
— Отрицательная стабильность по сравнению с большими классами;

Резюме:
450й класс с одной стороны достаточно бюджетен и универсален в плане эксплуатации, но в тоже время я бы не рекомендовал его новичкам, которые собираются покупать свой первый вертолет. Поверьте, падать на нем вы будите раза в 2-3 больше, чем на более старшем классе. Этому способствует динамка, отрицательная стабильность и скромные размеры. Мое мнение данный класс вертолетов лучше покупать после того, как уже хорошо освоены навыки пилотирования реальных моделей и выработана моторика на должном уровне.

Остановимся более подробно на конкретных моделях. Дабы не было вопросов, рядом с названием модели я буду указывать две цены: одну розничную в рублях в Российских магазинах, вторую в долларах США в заграничных интернет магазинах без учета стоимости доставки.

Align Trex 450 SE V2
Цена (Россия): 
Цена (Internet Shop):

Trex 450 – вертолет, который продвинул 450й класс на новый уровень и имеет, пожалуй, первое место по продажам во всем мире. На данный момент наберется порядка десятка клонов этой модели, но главное не забывать о том, что оригинал это все-таки Align Trex 450! =) На данный момент выпущена версия Align Trex 450 SE V2. Которая имеет некоторые конструктивные изменения. Тем не менее 80% деталей совместимы с более ранней версией Align Trex 450 SE. Кит поставляется наполовину в пресобранном состоянии, все основные узлы уже собраны на локтайте. К качеству сборки претензий нет.

Плюсы:
— Хорошее качество изготовления;
— Богатая комплектация, в ките есть все, чтобы собрать вертолет из коробки, вплоть до липучек, тапка для лопастей, стяжек, локтайта и смазки, а так же силовая батарея, качественные карбоновые лопасти, регулятор, мотор;
— Практически все детали вертолета выполнены из карбона и метала;
— Стеклопластиковое канопи имеющее яркий окрас, позволяющий лучше видеть модель на удалении;
— Механика имеет минимум люфтов, используются упорные подшипники, как в основных так и в хвостовых держателях лопастей;
— Автомат перекоса позволяет настраивать большие коллективные и циклические углы;
— Практически все наиболее расходные запчасти (балки, валы, шестерни и т.д.) производитель комплектует по две штуке в одной упаковке, т.о. вы покупаете две запчасти по цене одной;

Минусы:
— Не очень удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, что при монтаже и обслуживании доставляет некоторые неудобства;
— Есть проблемы с направляющим роликом ременного привода хвостового ротора, ремень может захлестнуть и срезать;
— Не всегда комплектный аккумулятор хорошего качества, не стоит ожидать от него многого;

Резюме:
Оригинал есть оригинал. Летает он конечно замечательно, хотя и имеет свои конструктивные проблемы. Стоимость Align Trex 450 SE V2 несколько выше нежели у его клонов, но это оправдано качеством изготовления и богатой комплектацией, которая дается в кит наборе. А если посчитать любой аналогичный клон, в такой же комплектации кроме Pigeon 450 M1, то цена клона вплотную приблизиться к стоимости Align Trex 450 SE V2.

Pigeon 450 M1
Цена (Россия): 
Цена (Internet Shop):

На данный момент, пожалуй, самый удачный клон Align Trex 450 SE. Обычно поставляется в виде практически собранной тушки с использованием локтайта в комплекте с деревянными лопастями, без регулятора, мотора, силовой батареи и прочих плюшек, которые есть в поставке оригинального Tex 450. Так что кроме самого вертолета вам придется озаботиться выбором и докупкой двигателя, регулятора, а так же силовой батареи.

Плюсы:
— Более чем бюджетная стоимость кит набора вертолета, при достаточно хорошем качестве изготовлении;
— Очень низкая стоимость запчастей, примерно в 1,5-2 раза ниже, чем у других клонов и оригинала;
— Практически все детали вертолета выполнены из G10 и метала;
— Удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, не создающее проблем при их монтаже и обслуживании;
— Упрощенный привод хвостового ротора — отсутствует промежуточная шестерня;
— Некоторые детали совместимы с Align Trex SE V2;

Минусы:
— Малая распространенность данной модели;
— Придется дополнительно докупить мотор и регулятор;

Резюме:
Хороший клон. Если мало денег или очень хочется сэкономить, то Pigeon 450 M1, пожалуй лучший выбор. Единственный момент на который стоит обратить внимание это доступность запчастей, прежде чем покупать данную модель, решите где будите доставать на него запчасти. Правда при их копеечной стоимости можно набирать сразу десятками в запас =)

3DX/HDX 450 SE
Цена (Россия): 
Цена (Internet Shop):

Пожалуй самый неоднозначный клон. С одной стороны присутствуют все отличительные черты серьзной модели – используемые материалы, более-менее нормальная комплектация с другой стороны некоторые существенные конструктивные недоработки и достаточно высокая цена ставит вопрос о правильности выбора данной модели.

Плюсы:
— Удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, не создающее проблем при их монтаже и обслуживании;
— Практически все детали вертолета выполнены из G10 и метала;
— Удачный конструктив хвостового ротора, лучше чем у Align Trex 450SE V2;
— В ките вертолета уже идет двигатель и деревянные лопасти;
— Некоторые детали совместимы с Align Trex SE V2;

Минусы:
— Проблемы с автоматом перекоса, при определенных углах нередки случаи, когда автомат перекоса просто клинит, чтоб приводит к падению вертолета;
— Есть претензии к качеству используемых материалов, метал используемый в данной модели очень мягкий и вязкий, нередки случаи с заклиниванием обгонной муфты; 
— Придется дополнительно докупить регулятор;
— В большинстве случаев запчасти продаются по штучно, что в целом стоит выше, чем аналогичные позиции для Align Trex 450;

Резюме:
В какой-то мере, аргументом в пользу покупки данной модели может стать доступность запчастей в ближайшем модельном магазине. В остальном, я бы сказал, модель имеет существенные минусы, и не слишком низкую цену по сравнению с оригиналом, чтобы быть стать лучшим выбором.

Thunder Tiger Mini Titan 325
Цена (Россия): 
Цена (Internet Shop):

Самый неудачный и проблемный вертолет. Странно вообще видеть такую модель от столь именитого производителя, как Thunder Tiger. Особых плюсов у данной модели кроме комплектации я не нашел, сплошные минусы.

Плюсы:
— В составе кита идет мотор, регулятор и деревянные лопасти;

Минусы:
— Полностью пластиковый вертолет, хрупкая и нежесткая конструкция;
— Слабые наконечники шаровых, имеющие тенденцию соскакивать при жесткой посадке;
— Устранить “бабочку” лопастей основного ротора в стоковом варианте практически невозможно;
— Не совместим по запчастям ни с чем кроме самого себя;
— Чтобы привести эту модель в более-менее нормальное состояние придется докупить
весь тюнинг, что по суммарным затратам перекроит стоимость любой из предыдущих рассмотренных моделей;

Резюме:
Покупать данную модель категорически не советую. Получите проблемный вертолет, с которым будет больше косяков, чем полета. Если же вы непоколебимый фанат Thunder Tiger и не на что другое смотреть просто не можете, советую обратить внимание на более старшие классы этого производителя, либо закупать вместе со стоковой тушкой весь доступный на него тюнинг.

rc-dom.ru

ЗАПРАВКА СИСТЕМ ВЕРТОЛЕТА | Авиация

1. Меры предосторожности при заправке вертолета
горюче-смазочными материалами

Заправка вертолета топливом и маслом производится из топливоза­правщиков, прицепных топливоцистерн, маслозаправщиков или из на­земных емкостей.

При заправке вертолета горюче-смазочными материалами на стоян­ке должны быть исправные противопожарные средства.

В целях обеспечения противопожарной безопасности заправка вер­толета при грозовых разрядах, работающих двигателях или других ра­ботах, связанных с включением и выключением источников энергии, запрещается.

Перед заправкой топливом вертолет и топливозаправщик должны быть надежно заземлены, так как возможно образование искрового раз­ряда и воспламенение топлива в процессе заправки. Объясняется это следующим.

При движении топлива по трубопроводам происходит его трение о стенки трубопроводов, в результате чего стенки заряжаются статическим электричеством одного знака, а топливо заряжается электричеством противоположного знака. Попадая в емкость, изолированную от земли, например в топливные баки, топливо передает свой заряд стенкам ба­ков. В результате электризации стенки баков и металлические части заправочных средств могут получить настолько высокий потенциал, что в случае прикосновения к ним металлических деталей, имеющих потен­циал какой-либо другой величины, или деталей, не имеющих потенциала (заземленных), будет происходить искровой разряд. Электрическая иск­ра может воспламенить пары топлива.

Причиной пожара может послужить простое прикосновение запра­вочным пистолетом к открытой горловине топливного бака незаземлен — ного вертолета или топливозаправщика.

При заземлении всего заправочного оборудования и вертолета по­тенциалы их выравниваются и искровой разряд между заправочным пистолетом и горловиной бака не возникает.

На местах заправки должно быть стационарное заземление в виде отрезка оцинкованной трубы, закопанного в землю до уровня грунтовых вод. При заземлении в трубу вставляется штырь заземления топливоза­правщика или штырь заземления вертолета. Провод заземления должен подсоединяться к узлам шасси вертолета.

Заземление необходимо производить при всех без исключения спосо­бах заправки вертолета.

Во время заправки вокруг вертолета на расстоянии не менее 25 м не должны производиться какие-либо работы, связанные с йскрообра — зованием (электросварка и др.) или применением открытого огня (роз­жиг подогревателя и др.). Также не должно быть на расстоянии менее 25 м от заправляемого вертолета других вертолетов или самолетов с ра­ботающими двигателями.

При заправке не разрешается производить на вертолете работы по ^проверке электрооборудования или подсоединение и отключение аэро­дромных источников питания.

При заправке вертолета топливом и маслом необходимо принять все :меры к тому, чтобы влага и пыль не могли попасть в системы питания топливом и маслом. При необходимости заправки во время дождя, снега или сильного ветра заливные горловины должны быть закрыты специ­альным чехлом.

При заправке баков от топливозаправщика не следует допускать из­быточного давления в раздаточном шланге. Для этого пистолет топли­возаправщика нужно открывать непосредственно перед включением на­соса, а перед закрытием клапана пистолета нужно подать команду во­дителю о выключении насоса.

Переполнение топливных баков при заправке не допускается, так как уровень топлива должен обеспечивать свободу его расширения при уве­личении температуры.

Для заправки применяются топлива ТС-1, ТЧ/Г 2 по ГО£¥~10227—62 Т-Тс присадкой «ПМАМ по ГОСТ 10227-=б2. Прд-шереходе с топлива ТС-1 на топливо ТС-2 подрегулировка топлрвйых агрегатов не тре­буется.

Перед заправкой вертолета топливом необходимо проверить остаток топлива в баке. Для этого следует включить электропитание и топливо — мер в кабине пилота.

По прибытии топливозаправщика техник обязан проверить; паспорт на топливо и наличие разрешения на заправку; пломбировку топливозаправщика; исправность и чистоту раздаточных устройств; исправность заземления топливозаправщика.

По паспорту проверяется соответствие марки топлива и физико-хи­мических показателей требованиям ГОСТа.

На топливозаправщике должны быть опломбированы: заливная гор­ловина, фильтр, дыхательный клапан и крышка приемного патрубка.

По формулярам проверяется ‘общая наработка фильтров топливоза­правщика и выполнение регламентных работ на них, а также исправ­ность и чистота фильтра раздаточного пистолета.

^ Вертолет и топливозаправщик перед началом заправки должны быть надежно заземлены.

Если топливозаправщик не допускается к заправке ввиду, его техни­ческой неисправности или некондиционности топлива, об этом делаете» отметка в формуляре топливозаправщика или в паспорте на топливо.

ч( При заправке топливом необходимо соблюдать все правила проти­вопожарной безопасности.

а Контроль запра, вки производится по топлиївомеру, визуально через; заливную горловину и при помощи сигнализации полной заправки топ­ливного бака.

Заправку вертолета топливом производить в такой последователь­ности:

очистить ветошью крышку заливной горловины;

включить питание в кабине пилота;

открыть лючок «Сшнализация заправки бака», расположенный на правом борту фюзеляжа, и включить переключатель;

открыть крышку заливной горловины;

вставить раздаточный пистолет в горловину и плотно прижать к стенке;

нажать на клапан пистолета и подать команду «Включить насос»;

при загорании лампы на табло «Бак заполнен» прекратить подачу топлива от топливозаправщика. Для предотвращения «выбивания» топ­лива через заливную горловину, необходимо заправку последних 100 л топлива производить при работе топливозаправщика на пониженных оборотах.

После заправки следует закрыть заливную горловину топливного ба­ка, выключить переключатель сигнализации заправки и закрыть лючок. В кабине пилота по показанию топливомера убедиться в полной заправ­ке бака. Через 10—-’15 мин после заправки слить отстой топлива и убе­диться, что в нем нет механических примесей и воды, в зимнее время — кристаллов льда.

При наличии на вертолете дополнительных баков их заправляют че­рез заливные горловины после заправки основного топливного бака при закрытой горловине основного бака.

При полной заправке всех баков открывать заливную горловину ос­новного бака запрещается. Контроль заправки дополнительных баков ведется по мерным линейкам, установленным в крышках их заливных горловин. Полная емкость каждого дополнительного бака — 238 л.

Для сохранения центровки в допустимых пределах при заправке ос­новного и одного дополнительного бака следует устанавливать дополни­тельный правый бак.

Слив топлива из топливной системы вертолета осуществляется при помощи специального шланга через кран, расположенный в нижней части фюзеляжа, для чего необходимо предварительно открыть лючок..

ooobskspetsavia.ru

Заправка вертолёта топливом — МегаЛекции

Порядок выработки топлива самолёта МиГ-29

Слив топлива из баков производится через общий сливной узел непосредственно в топливозаправщик. Остаток топлива сливается через сливные пробки. Слив топлива в полете не предусмотрен.

 

Порядок выработки топлива указан в Таблице 1

Таблица 1

Порядок выработки топлива
№ п/п Вырабатываемые баки Количество вырабатываемого топлива (литры) Срабатывают агрегаты
Бак № 1 По 2-ому шт. СД поз.33 L–157мм откр. спец.клапан ПФБ
ПФБ полностью  
Бак № 1 Вкл. ГТН и СН бака №3 по 1-ому шт. СД поз.35 L–200
Бак № 3 По 3-ому шт. СД поз.53 откр.кл.упр. СН кр.баков
Кр. баки 70(часть) По СД кр.баков откр. клапан выработки ПКБ
ПКБ полностью Закр. спец.кл. выработки ПКБ
Кр. баки остаток  
Бак № 3 По 5-ому шт. СД поз.53 выкл.ГТН и СН бака №3
Накладной бак полностью  
Бак № 3 По 6-ому шт. СД поз.53 СН бака №3А
Бак № 1 По нижнему СД бака №1 поз.138 вкл. ГТН и СД бака №3
Бак № 3А полностью  
Бак № 3 остаток По нижнему СД бака №3 выкл.ГТН бака №3, СН кр.бака и СН бака №3А
Бак № 1 остаток  
Бак № 2 полностью  
Бак аккум. полностью  

Особенности топливной системы вертолёта Ми-8Т. Принципиальная схема, размещение основных агрегатов топливной системы.

Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолёта и бесперебойной подачи его к насосам регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.

Топливо на вертолёте размещается в расходном и двух основных подвесных баках. Расходный бак установлен в верхней части фюзеляжа за редукторным отсеком, а подвесные топливные баки крепятся с помощью трёх или четырёх стальных лент снаружи у бортов фюзеляжа.



Подвесные баки связаны между собой соединительными трубопроводами с перекрывными кранами, расположенными под полом кабины.

Для увеличения дальности и продолжительности полёта на вертолёт могут быть установлены в кабине центральной части фюзеляжа один или два дополнительных топливных бака. Они подключаются в общую топливную систему питания двигателей.

Подача топлива к двигателям производится из расходного бака двумя подкачивающими насосами ЭЦН-40. Из подвесных топливных баков топливо перекачивается в расходный бак насосами ЭЦН-75, по одному насосу в каждом баке. При установке на вертолёт двух дополнительных баков они соединяются между собой общим трубопроводом с перепускным краном.

Трубопровод от патрубка перепускного крана подсоединяется к переднему соединительному трубопроводу подвесных баков между двумя перекрывными кранами, расположенными в грузовом полу между шп. № 6 и 7 центральной части фюзеляжа. Из расходного бака топливо через перекрывные краны, фильтры тонкой и грубой очистки с помощью двух насосов ЭЦН-40, работающих одновременно подаётся в двигатели.

Принцип работы

Подача топлива к двигателям осуществляется из расходного топливного бака подкачивающими центробежными насосами ЭНЦ-40 (22). Насосы забирают топливо из бака и под давлением 0,4 — 1,2 кгс/см2 подают его в магистраль питания двигателей через обратные клапаны, открытые пожарные краны в блоки фильтров . Из фильтров топливо, очищенное от механических примесей, подается к насосам-регуляторам НР-40ВГ 7 двигателей. В случае засорения фильтра тонкой очистки топливо, пройдя фильтр грубой очистки, через перепускной клапан 3 блока фильтров поступает к насосу-регулятору НР-40ВГ без тонкой фильтрации.

66) Основные правила эксплуатации топливных систем ВС.

 

Эксплуатация топливной системы

 

Перед полётом бортмеханик обязан проверить:

Герметичность агрегатов и соединений топливной системы;

Герметичность закрытия пробок заливных горловин;

Чистоту отстоя топлива, слитого из каждого бака;

Герметичность закрытия сливных кранов;

Чистоту дренажных трубок;

Работу насосов и пожарных кранов по загоранию табло.

В полёте экипаж обязан контролировать:

Работу подкачивающих и перекачивающих насосов по световым табло;

Давление топлива перед форсунками двигателей, которое должно быть в пределах 40-60 кг/см2 (на режиме МГ — 16-35 кг/см2).

Расход и наличие топлива в баках через каждые 20 минут полёта.

Контроль топлива

Переключателем П-8УК проверить количество топлива во всех баках, показания смотреть по указателю топливомера.

В положении «Сумма» топливомер даёт показания с большей погрешностью.

Количество топлива в дополнительном баке в «Сумму» не входит.

Если на вертолёте установлены два дополнительных бака, то замерить топливо можно только в одном из них, но количество топлива в другом баке равно количеству топлива в первом по принципу сообщающихся сосудов. В данном случае показания дополнительного бака следует умножать на два.

После окончания замера топлива во всех баках показания следует сложить. Количество топлива в литрах умножить на плотность керосина равную 0,8 кг/л и получаем массу топлива в килограммах.

Следует помнить, что топливомер имеет погрешность измерения ± 2,5% от предела на нулевой отметке шкалы и ± 5% от верхнего предела на остальных отметках шкалы.

Заправка вертолёта топливом

 

Перед заправкой вертолёта топливом следует проверить:

пригодность топлива по паспорту,

наличие визы и подписи должностного лица службы ГСМ, разрешающей заправку,

соответствие номера заправщика по паспорту,

наличие пломб на устройствах, соединённых с внутренней полостью топливозаправщика,

исправность и чистоту заборных, фильтрующих и раздаточных средств,

чистоту отстоя топлива, слитого из ТЗ (отстой не должен содержать воды, льда, снега и механических примесей),

наличие противопожарных средств на стоянке.

Необходимо заземлить вертолёт и ТЗ, установить под колёса вертолёта и ТЗ упорные колодки, разрядить заправочный пистолет от статического электричества (прикоснуться пистолетом о неокрашенный участок вертолёта, но не ближе 3 м от заправочной горловины).

Для контроля количества заправляемого топлива перед заправкой следует включить аккумуляторы и АЗС «Топливомер».

Для полной заправки топливной системы необходимо рукоятками установить перекрывные краны в положение «закрыто», открыть заливную горловину бака, вставить в неё заправочный пистолет и заправить бак топливом. Аналогично заправить второй подвесной, а затем расходный баки.

Контролировать заправку по загоранию световых табло «Бак полон», расположенных по бортам фюзеляжа, для этого необходимо переключатель «Топл. Запр. — Контроль» поставить в положение «Топл. Запр.» на левой панели электропульта. Предварительно проверить загорание этих табло в режиме «Контроль». Открыть перекрывные краны и, проверив состояние крышек заливных горловин, установить их на место.

При частичной заправке баков контроль производить по указателю топливомера, для чего переключатель устанавливают на замер количества топлива, заправляемого в бак.

Чистоту заправленного в баки вертолёта топлива контролируют через 15 мин после окончания заправки. Для этого через сливные краны каждого бака нужно слить 0,5 — 1 л топлива в чистую стеклянную тару и проверить наличие в нём воды, льда и снега и механических примесей. При наличие воды в слитом топливе после введения в тару 3 — 4 кристаллов марганцовокислого калия (на 0,5 л топлива) топливо окрасится в фиолетовый цвет. Присутствие остальных включений определяют визуально.

Для слива топлива на вертолёте предусмотрены сливные краны, обеспечивающие индивидуальный слив из каждого бака. В случае слива большого количества или всего топлива из баков необходимо пользоваться специальным шлангом, один конец которого присоединить к сливному крану, а другой опустить в тару для слива топлива и открыть кран. Слив осуществляется самотёком. Для ускорения слива топлива из подвесных баков пользуются перекачкой топлива из подвесных баков в расходный, для чего следует включить бортовые насосы подвесных и расходного баков. В этом случае слив топлива через расходный бак происходит под давлением.

Запрещается сливать топливо на срок более 24 ч без консервации агрегатов топливной системы вертолёта и двигателя во избежание выхода их из строя.

При заправке и сливе топлива обращать внимание на исправность конструктивных элементов заливных и сливных точек, а также на надёжность контровки после заправки и слива.

Примечания

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации — 60˚С и ниже применяются без ограничений.

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации от — 55 до 59˚С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны I1.

Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации от — 50 до 54˚С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны I1.

Смесь двух партий топлива с различной температурой начала кристаллизации применяется с ограничениями, установленными для топлива, имеющего более высокую температуру начала кристаллизации.

В зимний период при посадке вертолёта, заправленного топливом с температурой кристаллизации от — 50 до — 54˚С, в зоне I1 заправку (дозаправку) производить не позднее 1 часа после посадки топливами ТС-1, РТ или их смесью с температурой начала кристаллизации не выше — 60˚С. Если стоянка вертолёта продолжается более 1 часа, топливо с температурой начала кристаллизации от — 50 до — 54˚С сливается в соответствии с рекомендациями «Инструкции по технической эксплуатации» данного типа вертолёта.

При температуре воздуха в аэропорту вылета 5˚С и ниже, а также при полётах за Полярный Круг и из-за Полярного Круга независимо от температуры воздуха и продолжительности полёта в топливо добавлять противокристаллизационную жидкость: жидкость «И» (высшего и первого сортов), ТГФ, ТГФ-М и И-М в количестве 0,1+/-0,25% (по объёму). При базировании вертолётов на ледоколах независимо от температуры наружного воздуха в топливо добавить противокристаллизационную жидкость в количестве 0,2 +/ — 0,25% (по объёму).

Меры предосторожности в процессе заправки вертолёта топливом

Заправка вертолёта топливом должна осуществляться за пределами помещений.

Топливозаправщики должны устанавливаться таким образом, чтобы:

аварийно-спасательные и противопожарные транспортные средства имели доступ к ВС,

имелся свободный подъездной путь, по которому в случае аварийной обстановки можно было бы быстро отвести ТЗ от ВС,

двигатели ТЗ не находились в непосредственной близости с топливными баками ВС.

Все наземные транспортные средства, обслуживающие ВС, не должны в ходе заправки проезжать близко к топливным бакам или останавливаться там.

Выхлопные системы всех транспортных средств, которые должны работать в зоне заправки, следует подвергать регулярному и очень строгому осмотру в целях исключения неполадок, которые могут привести к возникновению искр или огня, способных воспламенить топливо или его пары.

Не следует заправлять ВС в непосредственной близости от работающих или проверяемых радиолокаторов, которые имеются на ВС или наземных установках.

Не следует устанавливать или снимать аккумуляторы ВС и не следует присоединять, включать или отключать подзарядные устройства.

В течении всего периода заправки не следует подсоединять наземные генераторы энергии.

Не следует использовать инструменты, которые могут быть источником искр.

Открытый огонь и устройства с открытой горелкой должны быть запрещены на перроне и в других местах в пределах 25 метров от любого заправляющегося ВС. К открытом огню относятся:

Горящие сигареты,

Нагреватели с открытым огнём,

Сварочные горелки или газовые резаки,

Тигели или другие источники открытого огня.

Лицам, занимающегося заправкой топливом ВС, не следует иметь при себе или пользоваться зажигалками или спичками.

Следует проявлять крайнюю осторожность, если заправка топливом происходит во время гроз и при наличии молний. Заправка должна быть приостановлена, если в непосредственной близости от аэропорта происходит сильные разряды атмосферного электричества.

Переносное противопожарное оборудование, пригодное для первоначального применения в случае возгорания топлива, находится в состоянии готовности. Путём регулярных осмотров и технического ухода за оборудованием следует обеспечивать, чтобы оно находилось в рабочем состоянии.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *