Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты

Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных. Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках.

 

Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.

 

История применения вертолетов в СССР берет свое начало в 1956 году. Первые вертолеты серии Ми принадлежали классу легких и использовались в целях разведки, переброски людей и снаряжения. Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.

 

Однако уже Ми-4 использовался непосредственно для тушения. На борту имелась мотопомпа и были смонтированы 2 бака общим объёмом 2000 литров. Вертолет мог сформировать струю длиной до 30 м. Тяжелые грузовые вертолеты Ми-6 транспортировали пожарную технику и оборудование в труднодоступные территории. Применение пожарных вертолетов в тушении в конце XX века заключалось в подъеме большого количества воды на внешней подвеске и сбросе ее в очаг пожара. МИ-8, МИ-26, КА-32А — все они широко применялись для сброса воды.

 

Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске.

 

Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.

 

Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.

 

Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным. Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации. Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.

 

Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании.

 

Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26. Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса. При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды.

 

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий.

 

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

 

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

 

Вертолётный парк МЧС России При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

 

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8». Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226». Санитарная авиация МЧС России Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.

 

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров. Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие. Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи. Санитарный вертолёт «Ка-226» Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

 

Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций. Санитарный вертолёт «Ансат» Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

 

Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники. Пожарно-спасательная авиация МЧС России Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

 

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями. Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске. Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения. По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту.

 

Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров. Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А» Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

 

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире. Заключение Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

 

Источники:

Фейсбук ВКонтакте Одноклассники Мой мир Твиттер Инстаграм

 

Фото: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

savelovskoe.ru

Ми-8/17

Общая информация

Вертолеты типа Ми-8/17 разработки Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля являются одной из самых удачных разработок российской вертолетостроительной школы. Высокие летно-технические характеристики, надежность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от -50 до +50 градусов по Цельсию), многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – вот те качества, которые позволили завоевать доверие операторов к этим вертолетам во всем мире.

Сферы применения вертолетов типа Ми-8/17 расширяются за счет постоянной модернизации и возможности оснащения вертолета широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач.

  • Грузовой вариант вертолета Ми-8/17 является базовым и позволяет перевозить различные грузы массой до 4000 кг внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.
  • Пассажирский вариант позволяет перевозить до 26 пассажиров. Вертолет отличается низким уровнем шума и вибрации, оборудован системой управления внутрикабинным климатом, имеет аварийные выходы в соответствии с современными правилами безопасности. В нем все продумано, чтобы обеспечить пассажирам комфорт и безопасность во время полета. VIP-вариант вертолета Ми-8/17 предназначен для перевозки от 7 до 14 пассажиров в условиях повышенной комфортности. Интерьер вертолета разрабатывается по индивидуальным эскизам в соответствии с желаниями заказчика. Вертолет отличается самым большим салоном в данном классе и идеально подходит для размещения оборудования класса люкс. VIP-вариант может быть оснащен системами развлечения, аппаратурой спутниковой связи, специальным связным и другим оборудованием по желанию заказчика.
  • Поисково-спасательный вариант вертолета Ми-8/17 позволяет эффективно выполнять поиск и спасение пострадавших круглосуточно в любую погоду. Вертолет оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Поисково-спасательный вариант используется специалистами Министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах по всему миру.
  • Противопожарный вариант вертолета Ми-8/17 обеспечивает тушение пожаров с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику.

Вертолеты типа Ми-8/17 производятся на Улан-Удэнском авиационном заводе и Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России». По состоянию на 2014 г. произведено более 12 тысяч таких машин, что является рекордным показателем в мире среди двухдвигательных вертолетов. Они были поставлены более чем в 100 стран мира, их общий налет насчитывает около 100 миллионов часов.

В настоящее время выпускаются следующие модели гражданского назначения типа Ми-8/17: Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-1, Ми-171, Ми-171А1 и Ми-172

www.russianhelicopters.aero

Спасательный вертолет МЧС России. Пожарный и санитарный вертолеты МЧС

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. Ниже будут рассмотрены специальные вертолёты МЧС России. Фото этих машин также можно увидеть в статье.

История появления отряда «Центроспас»

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России

При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8».

Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226».

Санитарная авиация МЧС России

Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.

Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие.

Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226»

Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.

Санитарный вертолёт «Ансат»

Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.

Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.

Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Его описание следует ниже. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А»

Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.

Заключение

Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

fb.ru

Пожарный вертолет МИ-6ПЖ: описание и ЛТХ

Пожарный вертолёт Ми-6ПЖ разработан в ОКБ-329 М.Л. Миля в 1967 году на базе транспортного вертолёта МИ-6. В этом же году он демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже. В 1971 году изготовлен второй вариант — Ми-6ПЖ2, который успешно прошёл испытания.

Пожарный вертолет Ми-6ПЖ на испытаниях на Химкинском водохранилище. 1967 год

Ми-6ПЖ отличался от базового вертолёта отсутствием крыла. Внутри фюзеляжа были установлены бак на 12 т воды с центральной сливной горловиной, бак для пенообразователя, насосы, спасательное оборудование. Для забора воды из водоёма служили опускаемые штанги на поворотно-распределительных опорах. На внешней подвеске вертолёт мог доставлять к месту пожара в специальной сетке 6 мягких полуторатонных баков с огнегасящей жидкостью.

Пожарный вертолет МИ-6ПЖ

6 августа 1967 года при тушении пожара на юге Франции Ми-6ПЖ потерпел катастрофу, в которой погиб лётчик-испытатель Ю.А.Гарнаев (в г. Ле-Ров близ Марселя ему установлен памятник).

Начиная с 1971 года несколько вертолётов Ми-6 было переоборудовано в вариант Ми-6ПЖ2. Ми-6ПЖ2 отличался новой лафетной установкой с комбинированным стволом в носу фюзеляжа. Они неоднократно применялись для тушения лесных пожаров.

Пожарный вертолет Ми-6ПЖ2 в работе

Один вертолёт в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино.

Пожарный вертолет Ми-6ПЖ2 — экспонат в Монино

Летно технические характеристики

ДвигателиД-25В
Взлётная мощность2х5500 э.л.с.
Диаметр несущего винта35 м
Габариты
Длина вертолёта с вращающимися винтами41,74м
Длина фюзеляжа (без рулевого винта)33,165 м
Ширина фюзеляжа3,2 м
Высота до втулки несущего винта9,156 м
Размах крыла15,3 м
Площадь крыла35 м2
Масса пустого вертолета28,724 т
Масса взлетная нормальная40,5 т
Масса взлетная максимальная42,5 т
Коммерческая нагрузка
Нормальная6 т
Максимальная12 т
На внешней пожвеске3 т
Число пассажиров, чел.61
Запас топлива9805 кг
Скорость
Максимальная у земли300 км/ч
Крейсерская250 км/ч
Динамический потолок4500 м
Скороподъёмность у земли6,5 м/с
Практическая дальность полёта555 км
Экипаж5 чел.
Полезная нагрузка12000 кг воды

Фотографии

fire-truck.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *