Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты


Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках. 

Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. 

Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля. История применения вертолетов в СССР берет свое начало в 1956 году. Первые вертолеты серии Ми принадлежали классу легких и использовались в целях разведки, переброски людей и снаряжения.

 Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. 

В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.

 Однако уже Ми-4 использовался непосредственно для тушения. На борту имелась мотопомпа и были смонтированы 2 бака общим объёмом 2000 литров. Вертолет мог сформировать струю длиной до 30 м. Тяжелые грузовые вертолеты Ми-6 транспортировали пожарную технику и оборудование в труднодоступные территории. 

Применение пожарных вертолетов в тушении в конце XX века заключалось в подъеме большого количества воды на внешней подвеске и сбросе ее в очаг пожара. МИ-8, МИ-26, КА-32А — все они широко применялись для сброса воды. Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки.

 Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. 

Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске. Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.


 Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью. Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным.

 Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации. 

Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.

 Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. 

Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании. Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26.

 Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса.

 При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды.

 В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара.


 Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. 13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России».

 Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

 Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

 Вертолётный парк МЧС России При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. 

Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь. Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8». Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226».


 Санитарная авиация МЧС России Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения. – На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров. Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие. 

Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226» Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей.

 Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире. 

Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.

 Санитарный вертолёт «Ансат» Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». 

Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. 

Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров.

 В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование. Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники. 


Пожарно-спасательная авиация МЧС России Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

 Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. 

Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.

 Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске. Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения.

 По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров. 

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А» Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. 

Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом. Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. 

По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.

 Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. 

Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях.

 В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

khoroshevskiy.mos.ru

На ковре-вертолете. Один день из жизни пилота-пожарного – Москва 24, 19.09.2018

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Какие птицы сильнее всего досаждают пилотам, зачем нужен «бычий глаз» и где у вертолета стоп-кран – читайте в материале специального корреспондента портала Москва 24 Виталия Воловатова.

«Дорогая, не жди меня к ужину! Я отправляюсь в командировку…на другой конец Москвы». А впрочем, куда ты денешься? Ты ведь – всего лишь пальма в горшочке.


Чудна профессия журналиста, и нелегка вместе с тем. Каждый здесь найдет что-то особенно тяжелое персонально для него. Кто-то не выдерживает ударных нагрузок на новостях, когда на текст отводится не более 15 минут. Иные теряются, когда нужно позвонить министру, депутату или знаменитому артисту. Другие не могут с холодной решимостью заглянуть в глаза матери, что потеряла в пожаре единственного ребенка.

А что же я? Мне безумно тяжело вставать в 6 утра. И почему это «Остафьево» находится так далеко?! Впрочем, возмущения стоит придержать: выхожу на «Красносельской», без труда нахожу микроавтобус департамента ГОЧСиПБ. Солнышко приветливо греет через окна – можно устроиться поудобнее на стандартном жестком сиденье и немного вздремнуть.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

На земле

Аэропорт «Остафьево» – закрытый, режимный объект. Поэтому на входе нас тщательно проверяют, а потом пересаживают в другой автобус. Тот, на котором мы приехали, остается ждать снаружи. Подробности об этом автобусе: в нем более удобные кресла, на подголовниках которых – кожаные чехлы с вышитой эмблемой МАЦ, то есть Московского авиационного центра. Именно к ним в гости мы сегодня и едем.

На режимном аэродроме у столичных воздушных спасателей есть два объекта, назовем их «Ангар» и «Северная стоянка» (потому что и сами пилоты их так называют). Как легко догадаться, ангар – не что иное, как огромный авиационный гараж. Тут вертолеты моют, ремонтируют и обслуживают. Тут же базируются санитарные ВК117С-2. Эти иностранные винтокрылые машины надежны и современны. Но вот наш климат не очень любят – а потому в ненастье скрываются за высокими дверями ангара, чтобы всегда быть в тепле и сухости. А перед вылетом техники выкатывают их на специальных тележках, впрочем, мой коллега Иван Носатов уже показывал это в своем материале.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Еще здесь находятся бытовые модули для пилотов и технического персонала. В комнате отдыха – кожаные диваны и кресла, шкаф с печеньками и холодильник с продуктами. По стенам развешаны разнообразные карты, схемы и таблицы. Подробности об этой комнате: на холодильнике есть наклейка с изображением заряженного спортивного седана известной немецкой марки, у которой четыре кольца на капоте.

На Северной стоянке располагаются пожарно-спасательные Ка-32А, а также гордость отечественной авиации – тяжелый транспортник Ми-26Т. Этот монстр способен поднять 20 тонн – что в недрах огромной грузовой кабины, что на внешнем подвесе. Эту громадину используют только для тушения крупномасштабных пожаров, которые, к счастью, в Москве бывают нечасто. Потому сейчас гигант отдыхает под брезентом.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Со мной сегодня Никита – он щелкает затвором фотокамеры и восхищенно качает головой. Он очень любит вертолеты! Как и я, впрочем. В детстве я даже собирал их масштабные копии из пластика. Помню, тогда на меня произвели впечатление вертолеты Ка, потому что у них было два несущих винта на одной оси, и не было рулевого винта. И вот они перед нами – в жизни куда более занятные и грозные, чем на экране.

Но уникальная конструкция, в первую очередь, несет сугубо практический смысл. Ка-32А – идеальный для города вертолет. И об этом нам рассказал сегодняшний герой, второй пилот первой авиационной эскадрильи МАЦ Владимир Раткин. Мы нашли его в одном из вагончиков, которые тут собраны в целый бытовой комплекс.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


«Вертолеты обычной компоновки боятся бокового ветра. Когда воздушные потоки набегают на рулевой винт, они могут заставлять его крутиться быстрее, либо медленнее – смотря, с какой стороны дует ветер. А если порыв будет очень сильным, то вертолет может потерять управление и закрутиться волчком. В городе это значит, что ты заденешь хвостом какое-нибудь здание. Но «Камовы» не боятся бокового ветра, к тому же у них несущий винт полностью ометает габариты корпуса – то есть если помещается винт, поместится и весь вертолет. В плотной городской застройке это серьезное преимущество!», – рассказал он.

Перед нами на диване сидит крепкий, коренастый мужчина с уставным ежиком седеющих волос. Отставной военный, он всю жизнь провел в небе. Около 90% пилотов МАЦ – бывшие военные летчики, и Владимир Раткин не исключение. Он тридцать лет отдал служению Родине, налетал уже более двух тысяч часов. Кому-то может показаться, что это не так и много. Но стоит помнить, что одно дело – пилот пассажирского лайнера, который выполняет дальние магистральные рейсы. Они, наверное, за месяц налетают если не столько, то полстолько. А вертолеты пожарные и тем более военные…в общем, лучше бы, чтоб им не было надобности отрывать колеса от земли.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


«В 2013 году вышел в отставку, получил квартиру в Балашихе. Где-то год было становление – когда увольняешься, обустраиваешь жилье, привыкаешь к гражданской жизни. Потом начал искать место, где можно было бы опять связать себя с авиацией. Потому что если всю жизнь занимался одним делом – менять стезю уже не хочется», – объясняет наш герой.

Покинул ряды армейской авиации он в звании майора. Летал на ударном вертолете Ми-24. Конечно, хочется расспросить подробнее, послушать военные байки… Но мы вспоминаем, что эта машина, в народе прозванная «Крокодилом» – летающий броневик, огневой мощи которого хватит, чтобы стереть с лица земли небольшой поселок. А потому не будем задавать лишних вопросов. Лучше осмотримся.

В воздухе

В бытовке весьма комфортно: диваны, шкафы с книгами, огромный телевизор во всю стену. В соседних комнатах есть кровати, микроволновка, холодильник и чайник. И даже велотренажер. Пилоты должны поддерживать себя в отличной форме! Ведь их смена начинается, как и у машиниста метро или «Аэроэкспресса» – с обязательной медкомиссии. Подробности об интерьере: на полках книжного шкафа стоит исключительно фантастика и фэнтези – отечественная и зарубежная. Вот уж правда, профессионалы-романтики!

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


И в остальном рабочая смена тех, кто летает под облаками, тоже напоминает будни тех, кто ездит по земле или же под землей. Боевое дежурство – двенадцатичасовое и бывает «в день» или «в ночь». А после идут выходные. Согласно законодательству, пилот вертолета должен работать 48 часов в неделю – поэтому их плавающий график можно условно обозначить, как «день через два». Словом, как у многих. Но, конечно, тут гораздо больше специфических сложностей, и начинаются они на регулярном инструктаже.

«Дежурный штурман проводит брифинг, знакомит нас с воздушной обстановкой в районе Москвы. Кто куда летает, в каких зонах есть запрет на полеты, иные ограничения. После аэронавигационной обстановки идем на метеоконсультацию. Там узнаем, погодные условия на ближайшие 12 часов: направление и скорость ветра, влажность, давление, высоту нижней границы облаков, ожидаемую вертикальную и горизонтальную видимость», – загибает пальцы Владимир Раткин.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Ну а уже потом пилоты расходятся по точкам: экипажи санитарных вертолетов остаются в Ангаре, а Владимир и его коллеги по эскадрильи отправляются на Северную стоянку. Кстати, их вертолеты квартируют здесь – прямо в поле. Выносливые «Камовы» не боятся дождей и морозов, они – как настоящие советские солдаты, стойко переносят «все тяготы и лишения службы». Наш герой рассказал, что эти машины спокойно заводятся при температуре до -14 по Цельсию. А в более серьезные холода к ним подходит специальная аэродромная машина – эдакий огромный промышленный фен. Механики накрывают двигатели и верхнюю часть редуктора брезентовыми трубами-чехлами, по которым поступает горячий воздух.

Вообще на летном поле много различной техники, которая обслуживает вертолеты и поддерживает их в постоянной готовности к вылету. Даже самой суровой зимой на прогрев уходит не более семи минут. Моя раллийная машина, например, греется минут десять… Ох, не быть мне спасателем с такими нормативами!

«Когда поступает вызов, мы бежим к вертолету, запуск двигателей, прогрев. Командир экипажа запрашивает воздушный коридор и разрешение на взлет. Я строю маршрут полета и все – «колеса в воздух!» До ближайшей точки на МКАД около семи минут лета, если говорить о севере Москвы – то это минут 20, ну может 25. Грубо говоря, максимум через полчаса мы можем оказаться в любой точке города», – рассказывает наш герой.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Кстати, движение в воздухе несколько сложнее, чем можно подумать. Казалось бы: естественных преград нет, всякие овраги-заборы не мешают, набрал высоту – и лети себе по кратчайшему расстоянию от одной точки до другой! Но нет. Здесь должен быть порядок – в небесах, как и на земле, очень напряженный трафик. Хоть его и не всегда видно. Тут тоже есть свои магистрали, развязки и парковки. А ориентироваться пилотам помогает…навигатор. Выглядит он как помесь какого-нибудь «дубльгиса» или «гуглокарт» и баллистического вычислителя для миномета.

Владимир Раткин строит маршрут. Нам, кстати, скоро предстоит вылет – пойдем на тренировочный полигон, который пилоты между собой называют «Объект Остров» или просто «Остров». А будем мы там, как они говорят, «поддерживать штаны» – то есть тренироваться, забирать и сбрасывать воду всякими способами. Ну вот, маршрут построен! Только вместо привычного «Направляйтесь на юго-восток и поверните направо», мы видим на экране переплетение каких-то линий и непонятных значков поверх привычной карты районов. А вот и ближайшая развязка – точка «Тиара» (что бы это ни означало).

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Вылет не экстренный, а потому к вертолету мы отправляемся не бегом, а спокойным шагом. По пути наш герой замечает стайку птиц, весело кружащихся и чирикающих над деревьями на краю летного поля. Ругается сквозь зубы и поясняет, что у пилотов с птицами отношения натянутые – пернатые могут повредить машину и помешать выполнению задачи.

«Самые нелюбимые птицы – это ласточки и стрижи! Они очень быстрые, и когда ловят мошку, движутся хаотично и непредсказуемо. Причем поднимаются иногда и до ста метров. Их бывает очень трудно обойти», – отмечает он.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


А коллега нашего героя, идущий рядом, рассказывает армейскую байку о том, что однажды экипаж транспортного самолета повстречался с гусем на высоте в девять тысяч метров! Интересно даже не то, зачем гусь поднялся так высоко – а то, чем он там вообще дышал? Будем надеяться, нам такой сюрприз сегодня не светит.

В бою

Заглядываю через плечо Владимира Раткина: на навигаторе отмечены все вертолетные площадки Москвы. А еще – все пожарные водоемы, где можно набрать воду. По большому счету, это и Патриаршие, и Чистые – и вообще любой пруд в городе. При необходимости, пожарные вертолеты могут брать воду, откуда угодно. Метки на карте нужны больше вертолетам с пятитонным резиновым ведерком на внешнем подвесе.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


У нашей же машины есть уникальная система, позволяющая не только сбрасывать воду ровно вниз – но также тушить пожары горизонтально и вбок. Под брюхом «Камова», вместо запасных топливных баков, смонтирован резервуар на три тонны воды, а еще – длинный «хобот» с насосом на конце.

«Заборное устройство достаточно опустить на полметра, чтобы набрать воды. По большому счету, я могу наполнить бак хоть из лужи! Буквально. Уже были такие случаи», – говорит пилот.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Насос настолько мощный, что наполняет трехтонную емкость за 40 секунд! А сколько вам бы потребовалось времени, чтобы вычерпать три тонны воды? Ка-32А – машинка надежная и мощная, но прожорливая. Поэтому такая система особенно актуальна. Пилотам не нужно «далеко ходить» за водой. А значит, без дозаправки они успеют сделать больше сбросов.

Вертолеты МАЦ участвуют в ликвидации пожаров с 2005 года. И «боевым крещением» стал завод «Серп и молот» – тогда пилоты сбросили более 135 тонн воды на огромную территорию, объятую пламенем. А через год они помогали Греческой Республике – столичные пилоты сделали там 62 вылета. Потом были вернисаж «Измайлово», склады Черкизовского рынка, театр Немировича-Данченко и театр Петросяна на Петровке. «Москва-Сити» и, конечно, «Синдика».

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


«Мы выполняли ночное пожаротушение. Было сложно: очень плохая видимость, трудно определить расстояние, ЛЭП не видны. Катера МГПСС подсвечивали нам, когда мы забирали воду. А на месте пожара координировались с наземными силами. Здание высокое – и пожарные стояли на этих гусаках (имеются в виду подъемники – М24), и приходилось проходить между ними, аккуратно, чтобы не задеть», – вспоминает наш герой.

Тогда у его вертолета было внешнее водосливное устройство – то есть, то самое ведро. Сейчас, с новой системой работать гораздо удобнее. Во-первых, проще рассчитывать траекторию, ведь снизу нет груза на тридцатиметровом тросе. Во-вторых, можно подойти ближе к очагу возгорания и работать более точно. И в третьих, тушить пожар можно в трех направлениях.

«Командир выдерживает высоту, я корректирую боковую наводку и скорость, а бортмеханик пристегивается ремнями, открывает левую створку и наблюдает за тем, как идет забор воды или тушение», – объясняет принцип Владимир Радкин.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


А тем временем, «Камову» пора взлетать! Наш герой занимает свое место в кабине. Мы уже знаем, что будет дальше: они проверят работу всех систем, командир по рации запросит разрешение на взлет, а когда «дадут небо», он снимет стоп-краны (да-да, в вертолете они есть), свист винтов и вой турбин усилится. Машина оторвется от земли, ляжет на курс и отправится на тренировочный полигон вблизи подмосковного города Дзержинский.

Им туда лететь минут 15, нам же по земле – несколько дольше. Впрочем, пилоты обещали подождать немного. И хочется с ними, но не положено. В прочем, у Ка-32А в десантном отсеке – жесткие откидные сиденья, а в автобусе МАЦ удобные кресла. Так что мы с фотографом, пожалуй, даже в выигрыше.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Сегодня программа простая: забор воды из русла Москвы-реки и сброс ее разными способами. В качестве объекта «пожаротушения» избрали отдельно стоящее дерево на другом берегу. Едва ступив из автобуса в высокую траву, я тут же подумал, что неплохо бы удочку… Но уже пару минут спустя рыбацкая идиллия будет бесповоротно нарушена! К радости рабочих на барже, что припарковалась в затоне.

Грозная белая «стрекоза» кружилась над акваторией, зависая в нескольких метрах над поверхностью воды, резко уходя в небо, закладывая виражи. Снова и снова она заходила на цель, била тугой струей из курсовой пушки, сбрасывала воду из створок, проходя на бреющем полете. А иногда зависала, поворачиваясь боком – и тогда наступала очередь бортмеханика. Он укреплялся страховочными ремнями, после чего смело высовывался наружу и водил стволом брандспойта из стороны в сторону.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


День был ясный и солнечный – поэтому ориентироваться можно было по визуальным показателям. Но Ка-32А способен выполнять боевые задачи почти в любых погодных условиях! На борту есть несколько дублирующих навигационных систем. А на самый крайний случай конструкторы предусмотрели для пилотов «бычий глаз». Это маленький шарик, размеченный как компас – внутри в специальной жидкости плавает намагниченная стрелка. Этот прибор приведет экипаж на базу, что бы ни случилось.

Первый раз, когда «Камов» набирал воду, мы с Никитой встали на самом краю обрывистого берега, метрах, может, в десяти. Мы с восхищением смотрели, как винтокрылая машина приближается, как начинает снижаться, как опускает в воду хобот… Потом не видели ничего – так как приняли внезапный душ. Оказалось, что вертолет создает очень мощный ветер своими винтами, и потому вода мелкими каплями разлетается далеко. Очень далеко. И кто б мог подумать?


Мокрые, но донельзя счастливые, мы забрались в автобус МАЦ. Я с наслаждением растягиваюсь в удобном кресле с кожаным подголовником. Нас вернули к цивилизации, в объятья того вечно шумного, никогда не спящего города, который, увидев в небе маленькую точку пожарного вертолета подумал: «Ученья идут!». Ну что ж, пусть так и будет!

Остановка, автобус – уже обычный, городской. Располагаемся с фотографом у окна. Я меланхолично смотрю на меняющий за окном пейзаж. По долгу службы, я бывал во многих местах, видел людей разных профессий. И потому, порой, задаюсь вопросом – а хотел бы я работать вместе с очередным героем моих материалов? Наверное, каждому – свое, и каждый должен делать то, в чем силен. Но вот вертолеты меня восхитили! Вот на Ка-32А я хотел бы летать. Жаль – здоровье не позволит.

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов


Из этих размышлений меня вырвал контролер. Так, где там моя козырная юбилейная Тройка? Работники «Мосгортранса» рассказывали моему коллеге Анатолию Федотову, что часто люди становятся зайцами от рассеянности – они прикладывают карту к валидатору, но забывают проверить, списалась ли плата за проезд. Интересно, а я не забыл? Никита хихикает в кулак – видимо, да.

Читайте также

Воловатов Виталий

www.m24.ru

Системы горизонтального пожаротушения для вертолетов

В настоящее время во многих городах мира остро стоит проблема защиты высотных зданий от пожара. Для решения этой проблемы может быть использован вертолет, оснащенный пожарной системой. Вертолет способен быстро, минуя дорожные заторы, прибыть к месту пожара и сразу же приступить к тушению. Но действуя традиционным способом  – сбрасывая воду на  крышу здания, можно причинить ущерб больший, чем нанесет сам пожар (происходящий в одной из квартир). Поэтому конструктора пытаются создавать различные типы систем горизонтальное тушения для  размещения их на вертолете. Реализация этой идеи привлекает, как возможностью пустить водяную струю в окно горящей квартиры, так и экономным расходом тушащего вещества. Кроме того, зависнув рядом с источником открытого огня (что намного безопаснее) можно заливать его навесной струей.

В связи с  чисто техническими ограничениями применять такую водяную пушку предпочтительнее на соосных вертолетах ввиду необходимости вынесения сопла за  радиус несущего винта (у соосных вертолетов он меньше).

Пожарный вертолет Ка-32А1 с системой горизонтального тушения в работе

В случае использования подобной системы на  вертолете с хвостовым винтом струя воды будет либо разбиваться потоком воздуха, либо необходимо будет создавать пушку с необычайно длинным стволом. Хотя такие попытки предпринимались. Еще в 1971 году был создан вертолет Ми-6 ПЖ2 с водометом размещенным в носовой части фюзеляжа. Но эта установка использовалась для тушения лесных пожаров.

На пожарном вертолете Ми-6 ПЖ2 работает носовой комбинированный лафетный ствол. Испытания на Химкинском водохранилище.

В первом случае предполагалось подавать огнетушащую жидкость по пожарному рукаву к  вертолету от  водяного насоса высокого давления. Главный недостаток проекта  – низкая оперативность: автомобиль со специальной насосной станцией и рукавом необходимо было доставлять к месту пожара по земле.

Пример соместной работы вертолета и наземной пожарной машины

Во втором проекте – «СПВ» (система пожаротушения высотная) — два сменных пластиковых бака с водой крепились на внешней грузовой подвеске и соединялись шлангами с системой горизонтального пожаротушения. Давление, необходимое для подачи тушащей жидкости, создавалось подрывом специальных пиропатронов внутри баков. Но ввиду быстрого падения давления так и не удалось достичь равномерности и  дальности. Кроме того, перезарядка баков или их замена создавали дополнительные сложности.

Третий вариант  – совместная разработка с  российской фирмой «Темперо» установки горизонтального пожаротушения «Игла-В». Это вододисперсная система, основанная на  газодинамической технологии, при которой осуществляется разгон частиц или капель огнегасящего компонента сжатым воздухом. Распыленная до дисперсного состояния вода под  большим давлением выстреливается короткими импульсами. Объем воды в баках под полом вертолета составлял 740 л. С внешней стороны фюзеляжа по левому борту крепилась батарея баллонов со сжатым воздухом. Заявляемая разработчиком дальность «выстрела»  – около 50  м. Длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания, а её высокая скорость и, как следствие, отсутствие сильного искривления траектории струи облегчает прицеливание и позволяет направить струю далеко вглубь горящего помещения. Кроме того предлагаемая система обеспечивает значительно более эффективное тушение, чем традиционные пожарные средства. Размер капель в струе составляет около 100 мкм.

При попадании в зону горения происходит их интенсивное испарение, образующийся при этом пар вытесняет воздух, а благодаря высокой скорости происходит срыв пламени. Воздействие одновременно трех факторов тушения позволяет ликвидировать пожары намного меньшим количеством воды, чем при использовании традиционных средств. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи. Кроме бытовых пожаров с помощью системы может производиться тушение нефтепродуктов. Вертолет, оснащенный системой также может использоваться при тушении пожаров на промышленных предприятиях, автозаправочных станциях, лесных пожаров, а также пожаров в труднодоступных местах (например в горах). Кроме того на вертолете может монтироваться другое спасательное оборудование, что позволяет использовать его как средство спасения при различных чрезвычайных ситуациях.

Пожарный вертолет Ка-32А1 с установкой «Игла-В»

В настоящее время система “Игла-В” предназначена для вертолета Ка-32А фирмы “Камов”, но может быть установлена на любой другой. Соответственно его грузоподъемностью будет определяться длительность работы установки. На 49-м Всемирном салоне “БРЮССЕЛЬ-ЭВРИКА — 2000” “Игла-В” получила золотую медаль.

Технические характеристики системы  Игла-В

Огнетушащее веществоВода, вода с пенообразующими добавками
Расход ОТВ10 кг/с
ДальностьБолее 50 метров*
Размер капельОколо 100 мкм
Скорость капельОколо 110 м/с
Запас ОТВБолее 700 литров

* Дальность при размещении на базе вертолета Ка-32. При размещении на наземных средствах доставки дальность системы может достигать 80 м и более.

Преимущества газодинамической технологии пожаротушения

  • универсальность системы по видам очагов — возможность тушения твердых материалов, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся горючих жидкостей, электрооборудования под напряжением;
  • тушение производится мелкораспыленной водой, значительно сокращается ее расход для ликвидации очага, зданию наносится меньший дополнительный ущерб, связанный с попаданием большого количества воды на расположенные ниже этажи;
  • высокая скорость струи, отсутствие искривлений траектории, позволяет направить ее далеко вглубь горящего помещения, при этом динамика и состав струи, имея все преимущества мелкораспыленной воды, не приведут к разрушению конструкций и оборудования зданий;
  • обеспечение дальности действия системы при меньших энергетических потребностях оборудования по сравнению со струйными средствами;
  • прицельное тушение через окно здания, при этом длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи.

Недостатки газодинамической технологии пожаротушения

  • сложности с  перезарядкой и заправкой воды и воздуха;
  • громоздкость установок;
  • недостаточная эффективность водяной пыли по противодействию некоторым видам пожаров.

Водяная пушка IFEX 3000

Голландская компания IFEX разработала собственную вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на  EUROCOPTER Ecureuil AS-350 B2/B3, с установкой внешнего топливного бака воды на 300 л и двойной пушки  2 х 18 л,  и на Kaman K-MAX, со встроенным резервуаром для воды до 2000 л и двойной пушки 2 х 25 л.  Производитель утверждает что 100 л. выпущенных из их водяных IFEX пушек по эффективности приравниваются к 1000 л. сброшенным с вертолета обычным способом. Эффективная «стрельба» ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 100 м. К воде могут добавляться присадки. Система может пополняться из окрестных водоемов в режиме висения.

Недостатком данного устройства является малый запас воды и время «перезарядки», составляющее 2-3 с. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то ее использование достаточно ограничено. На вертолете S-64F Helitanker также может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в  вертикальной плоскости. Ее использование ограничено дальностью стрельбы, стоимостью и громоздкостью самого носителя.

Работа установки IFEX c вертолета

На вертолетном заводе ФГУП «КумАПП» в Кумертау адаптировали  вертолеты Ка-32 к сертифицированным образцам западного спецоборудования – системе борьбы с огнем Fire Attack разработанной американской фирмой Simplex.  Она позволяет вертолету сбрасывать до 3140 л воды (раствора), что больше, чем у других аналогичных вертолетных систем. Первоначально разработанная Simplex в 1993 году система борьбы с огнем для Ка-32 также пользовалась повышенной популярностью среди азиатских и восточноевропейских операторов. К началу 2009 года Simplex было поставлено 48 различных систем борьбы с огнем для вертолетов Ка-32, что сделало компанию ведущим производителем противопожарной техники для этой модели вертолетов. Однако нужно отметить, что успехи вертолета Ка-32 в качестве платформы для Fire Attack Simplex делит с корейской LG Int., которая разработала для Ка-32 бак, вмещающий 5000 л. Система Fire Attack Simplex может быть установлена и демонтирована без особых инструментов за 15 минут.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с установкой пожаротушения Fire Attack от американской фирмы Simplex

У всех вышеперечисленных систем горизонтального пожаротушения главным недостатком является то, что наведение на цель (в одной плоскости, а  то и  в обеих) осуществляется пилотом. При расходе тушащего вещества (снижении массы), порывах ветра, изменении движения огня ему крайне сложно не только удерживать машину, но еще и отслеживать процесс тушения. Впрочем, это вопрос опыта пилота.

Современная система горизонтального пожаротушения в работе

Системы горизонтального тушения  уже доказали, что имеют право на жизнь!

fire-truck.ru

Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты.


Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных. Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках.

Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.

История применения вертолетов в СССР берет свое начало в 1956 году. Первые вертолеты серии Ми принадлежали классу легких и использовались в целях разведки, переброски людей и снаряжения. Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.


 Однако уже Ми-4 использовался непосредственно для тушения. На борту имелась мотопомпа и были смонтированы 2 бака общим объёмом 2000 литров. Вертолет мог сформировать струю длиной до 30 м. Тяжелые грузовые вертолеты Ми-6 транспортировали пожарную технику и оборудование в труднодоступные территории. Применение пожарных вертолетов в тушении в конце XX века заключалось в подъеме большого количества воды на внешней подвеске и сбросе ее в очаг пожара. МИ-8, МИ-26, КА-32А — все они широко применялись для сброса воды.

Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске.

Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.


Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.

Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным. Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации. Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.


Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании.

Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26. Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса. При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды.

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий.

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8». Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226». Санитарная авиация МЧС России Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения. –

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров. Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие. Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи. Санитарный вертолёт «Ка-226» Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций. Санитарный вертолёт «Ансат» Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.


Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники. Пожарно-спасательная авиация МЧС России Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями. Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске. Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения. По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту.


Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров. Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А» Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире. Заключение Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

voykovsky.mos.ru

Пожарный вертолёт

Главная → Энциклопедия → П

Пожарный вертолёт — вертолёт, предназначенный для выполнения задач специализированными пожарными службами. В городских условиях пожарный вертолёт используются для эвакуации людей при пожарах в многоэтажных зданиях, а также для доставки ОТВ и тушения крупных пожаров. Пожарный вертолёт широко применяются в службе авиалесохраны. Преимущества пожарный вертолёта: быстрота реагирования, независимость от проходимости местности, оптимальный обзор и возможность маневрирования. Использование пожарного вертолёта обеспечивает: воздушное наблюдение за лесными массивами, разведку зоны пожара и руководство его тушением; тушение пожаров в местах, недоступных для наземных пожарных команд; сдерживание развития пожара до прибытия наземных команд; снижение температуры в зоне пожара для облегчения пожарным доступа к очагу; прокладку защитных полос с помощью воды, пены, растворов химических веществ; доставку на место пожара людей и средств тушения с возможностью десантирования пожарных команд. За рубежом вертолёты стали применять в целях пожаротушения и спасения людей с 1950. В СССР первые пожарные вертолёты для тушения лесных пожаров и пожаров, возникающих при авиационных катастрофах, были созданы в конце 1960-х гг. Впервые опыты по спасению людей с использованием вертолёта Ка-26 проведены в 1970. Из современных пожарных вертолётов можно отметить Ка-32А1, МИ-8МТ (МТВ), Ми-26ТС. Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Русский лес и его охрана. Постоянно действующая вьтставка. Путеводитель. Центральная база авиационной охраны лесов. М.. 1986: Применение авиации для тушения пожаров и спасения людей: Обзорная информ. Вып. 3/89. М., 1989; Средства обеспечения пожарной безопасности и ведения аварийно-спасательных работ. 1999. Каталог-справочник. Вып. 4. М., 1999.

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |

xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai

Технические характеристики пожарных вертолетов

Во-105,Бк-117, Ка-226

Тактико-технические характеристики

Во-105

Бк-117

Ка-226

Длина вертолета (вращающийся несущий винт)

12 м

13 м

13 м

Высота вертолета

3 м

3,36 м

4,15 м

Максимальная взлетная масса

2500 кг

3350 кг

3400 кг

Максимальная скорость

250 км/ч

260 км/ч

205 км/ч

Максимальный запас топлива

450 кг

550 кг

871 кг

Максимальная время полета

2 ч 15 мин

2 ч 15 мин

4 ч 36 мин

Максимальная дальность полета

550 км

550 км

873 км

Экипаж, чел

2

2

1-2

Количество пассажиров

3 чел

6 чел

6 чел

Диапазон температур наружного воздуха

— 45 … +50 оС

Технические характеристики пожарных вертолетов

(Ми-8т, Ми-26т, Ка-26, Ка-32а)

Показатели

Ми-8т

Ми-26т

Ка-26

Ка-32а

Мощность силовой установки, л.с

1102

239

4400

20000

Грузоподъемность, кг

4000

1035

5000

20000

Максимальная скорость, км/ч

200

140

250

295

Дальность полета, км

640

410

450

590

Количество топлива, л

1450

710

2200

10000

Количество мест для пожарных, шт

24

4-6

13

120

Максимальная продолжительность полета, ч

2,2

3,5

2,5

2

Вместимость водосливного устройства, м3

2,0

До 4,5

Технические характеристики пожарных вертолетов

(Ка-32а1, Ми-26тс, Впж-2)

Показатели

Ка-32а1

Ми-26тс

Впж-2

Боевая модель вертолета

Ка-32а1

Ми-26тс

Ми-26тс

Численность экипажа, чел

2

2

2

Вместимость емкости для воды, м3

5,0

10; 15

15

Скорость полета с заправкой ОТВ, км/ч

170

0 — 180

0 — 180

Скорость полета при тушении пожара, км/ч

0 — 80

0 — 120

0 — 180

Удельный расход ОТВ, м2

2 — 3,5

2 — 2,5

2 — 2,54

Площадь покрываемая ОТВ, м2

До 1000

1500 — 4000

До 4000

Время сбора воды, с

35 — 45

35 — 45

Технические характеристики пожарных самолетов

Показатели

Самолет пожарный

Ил-76ТП

БЕ-12П200

БЕ-200

Базовая модель самолета

Ил-76ТД

БЕ-12

БЕ-200

Количество емкостей для воды, шт

2

2

8

Вместимость емкости (общая), м3

44,0

6,0

12,0

Количество метеопатронов, шт

384

Площадь покрываемая ОТВ, м2 (одновременный слив)

500х100

28х75

50х120

Удельный расход ОТВ, м2

1,5 – 2,0

2,85

3,0

Численность экипажа, чел

4 — 6

3

2

Скорость полета самолета при сбросе ОТВ, км/ч

240 — 400

160

200

Количество мест для парашютистов-десантников, чел

40

Время слива ОТВ, с

6 — 7

1 — 2

2 — 3

Дальность полета, км

5000

1500

1400 — 2500

Взлетная дистанция, км

2,3

1,0

studfiles.net

виды и характеристика авиационной техники

Возгорание лесных угодьев, особенно в жаркую и душную погоду способно привести к крайне плачевным последствиям: уничтожение большого количества посадок, деревень, а также к человеческим жертвам. Поэтому большое значение имеет быстрое обнаружение очага возгорания и предотвращение его распространения. Тушение лесных пожаров самолетом наиболее действенный способ справиться с возгоранием, и не дать распространиться огню на рядом расположенные важные объекты.

Созданная в 1995 г, пожарная авиация МЧС по сей день является действенной и высокоэффективной службой при тушении возгораний с воздуха.

Тушение пожаров с воздуха

К основным направлениям, где применяется авиационная техника МЧС, относятся:

  1. транспортировка пожарных, технических и спасательных средств, огнетушащих веществ;
  2. доставка личного состава на объект возгорания;
  3. спасение и эвакуация потерпевших;
  4. защита населенных пунктов от огня путем организации заградительных полос из огнезадерживающих веществ и растворов;
  5. тушение пожаров с самолета путем сброса водного залпа на очаг возгорания.

Виды и характеристика авиационной техники

Парк пожарной авиации насчитывает большое количество воздушных судов. Большую часть составляют вертолеты, оставшаяся часть — это самолеты различных видов.

Тушение пожара вертолетом осуществляется с помощью водной бомбардировки места, которое необходимо затушить.

Пожарные вертолеты представлены 2 видами:

  1. Сухопутные;

Для полноценной работы таких вертолетов необходим, в ближайшей доступности, водоем. Сухопутный вертолет имеет подвесной водосбросный ковш, с помощью которого он и зачерпывает необходимую воду.

  1. Вертолеты-амфибии;

Здесь вертолет имеет на борту собственную водную цистерну и, как правило, водонепроницаемый корпус. Также есть дополнительный бак с пенообразующей жидкостью.

Для тушения пожаров с вертолета чаще всего устанавливаются: напорные рукава с ручными стволами на 240 м, баки для воды емкостью на 5.000 литров, 2-4 насоса для подачи воды, поворот-штанги, переносные огнетушители (не более 10), бак с пенообразователем на 200 литров.

Однако с помощью только пожарных вертолетов не всегда возможно справиться с возгоранием, особенно, если поблизости нет водных объектов.  Поэтому при больших площадях возгорания происходит тушением пожаров самолетом.

Самолеты практически всегда применяются для тушения лесных, степных пожаров и на нефтекомбинатах.

К таким самолетам относятся:

  • В конце 90-х был создан самолет Ил-76ТД, который способен за один вылет обрушить на площадь, охваченную огнем до 42 т воды и огнетушащих растворов.
  • Самолет – амфибия наиболее перспективная модель.

Самолет для тушения пожаров БЕ-200 способен самостоятельно заправиться водой, путем посадки на водоем и заполнения баков за несколько секунд в режиме глиссирования. Он ловко доставляет и сбрасывает на место пожара до 12 тонн воды. Данный пожарный самолет показал себя прекрасно не только при тушении пожаров, но и в сдерживании распространения огненного очага. Прекрасно он выполняет патрулирование лесных площадей.

Пожарная авиация показала свою высокую эффективность в тушении пожаров с воздуха.

Однако есть и некоторые недостатки в применении пожарных самолетов:

  1. У сухопутных видов самолетов довольно длинный временной промежуток между вылетами;
  2. Эксплуатация и поддержание самолетов в боевой готовности обходится довольно дорого. Целесообразно их применять, когда вред от пожара будет превышать стоимость нескольких полетов таких самолетов;
  3. Пожарные самолеты имеют очень большую площадь разброса воды, поэтому их нужно использовать только на больших территориях возгорания.

fire-truck.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *