описание, технические характеристики, схема и история
Испокон веков человек стремился в небо, поэтому неудивительно, что с годами ему это удалось. На сегодняшний день авиация – это не только пассажирские и грузовые перевозки, но и также оборона воздушных рубежей государства. В этой статье пойдёт речь о таком воздушном судне, как вертолет Ка-27. О том, как создавалась эта машина и каковы ее характеристики, мы и поговорим.
Историческая справка
Весной 1970 года, после окончания рассмотрения полетов «Океан» главнокомандующий ВМФ провел совещание с главным конструктором НИИ Камова и с заместителем командующего авиацией флота генерал-лейтенантом Наумовым. В результате разговора было вынесено решение об открытии нового проекта. Окончательное постановление о начале разработки специального противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для морских суден проект 1143, было принято на заседании Совета Министров СССР в апреле 1972 года. Заседание же Госкомиссии по воздушной машине прошло летом следующего года.
Начало производства
Вертолет Ка-27, по своей сути, является улучшенной версией Ка-25. Серийное создание новой машины происходило на заводе в городе Кумертау. Однако этому предшествовал полет опытного образца, который первый раз совершил взлёт в воздух 8 августа 1973 года. В декабре того же года машина осуществила первый полет по круговой траектории.
Схема вертолета Ка-27 вполне стандартна для КБ Камова и является двухвинтовой соосной. Стоить отметить, что это боевое воздушное судно примерно в три — пять раз превышало возможности своего предшественника Ка-25. В частности, такие параметры, как продолжительность и протяженность полета, увеличились почти на 40%. Также установка более мощных и надежных двигателей привела к увеличению удельной тяговооруженности в 1,7 раза.
Служба
Вертолет Ка-27 был принят на вооружение в апреле 1981 года. До этого в 1978 году на ракетный крейсер «Минск» было поставлено пять машин. В 1979 года на аэродроме Североморск-2 сформировали специальный вертолетный полк, состоящий исключительно из Ка-27.
Сегодня Ка-27 служит на крейсере «Адмирал Кузнецов», а также на других эсминцах и противолодочных кораблях. Кроме того, машина продавалась в Китай, Индию, Сирию, бывшую Югославию.
Основное назначение
Вертолет Ка-27 служит для обнаружения, ведения слежения и нейтрализации подводных судов противника, которые следуют на глубине до 500 м со скоростью не более 75 км/ч и удалены от головного корабля до двух сотен километров. При этом допускается волнение моря в 5 баллов. Метеоусловия могут быть как нормальные, так и сложные. Время суток роли не играет.
Также вертолёт способен выполнять поставленные перед ним задачи как самостоятельно, так и находясь в составе группы.Конструктивные элементы
Боевой вертолет Ка-27 оснащен трехлопастными винтами с противоположным вращением, которые складываются во время стоянки на корабле. Лопасти этих винтов производятся из стеклопластика, а их втулки – титановые.
Фюзеляж машины выполнен из цельного алюминиевого сплава. Для стабильного обеспечения как продольной, так и путевой устойчивости вертолета используется хвостовое оперение, имеющее два киля. Шайба каждого киля имеет неуправляемый предкрылок и повернута носком к оси самого фюзеляжа.
Шасси имеет четыре опоры неубирающегося типа и оснащено гидросистемой для небольшого подъема вертолета с целью обеспечения удобного доступа в грузовой отсек. Характерная черта передних колес – самоориентация. Также есть возможность установки лыж.
Силовая часть воздушного судна
В качестве привода на вертолете используются два турбовальных двигателя ТВ 3, суммарная взлетная мощность которых составляет 2х2200 лошадиных сил, и редуктор ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную частоту вращения во время полета.
Главными источниками электрической электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока с частотой 400 Гц, которые приводятся в действие редуктором ВР-252. Генераторы работают в параллельном режиме, но непосредственно к сети подключён лишь левый, а правый находится в резерве. Постоянный ток на вертолете получается путем преобразования из переменного с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.
Аварийное питание обеспечивают две батареи никель-кадмиевого типа, а также два преобразователя тока.
Во время аварийной посадки на водную поверхность активируются надувные баллонеты, которые в процессе нормального полета уложены в свернутом положении в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже. Важно отметить, что баллонеты не гарантируют требуемой плавучести машине при отключённых двигателях.
Также российский вертолет Ка-27 снабжен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и прочей информации об обнаруженной подводной лодке.
В состав экипажа входят три человека: пилот, штурман-координатор и оператор противолодочной системы.
«Осьминог»
Именно так называется специальный бортовой комплекс, в составе которого значится:
- Радиолокационная станция, которая решает навигационные задачи и поиск подводных лодок, всплывших на поверхность. Обтекатель системы находится на носу фюзеляжа.
- Опускаемая гидроакустическая станция. Размещена она в заднем отрезке фюзеляжа и определяет координаты подводных лодок.
- Устройство вычисления и прицела. Обеспечивает автоматический вывод вертолета в точку для последующего сброса поражающих средств.
- Буй радиогидроакустического типа.
- Обнаружитель магнитный.
Помимо этого, противолодочный вертолет Ка-27 способен сбрасывать маркеры, генераторы дыма, маяки-ответчики.
Надводные цели это боевое воздушное судно во время полета на высоте до 500 м обнаруживает:
- Если ЭПР до 250 м – минимум 25 км.
- Если ЭПР 2 м – не менее 5 км.
Отличительная черта системы «Осьминог» – наличие специальной цифровой информационно-вычислительной подсистемы, а также высочайшая степень автоматизации самого процесса обнаружения лодок. Особого внимания заслуживает скорость работы системы: за один час своей работы она способна провести детальное обследование водной поверхности, площадь которой не превышает 2000 квадратных километров.
Оружейное оснащение
С целью уничтожения подводных лодок корабельный вертолет Ка-27 в специальном отсеке хранит торпеды противолодочного класса АТ-1МВ, а также авиационные бомбы, калибр которых — в пределах от 50 до 250 килограмм. Кроме того, на авиамашине при необходимости можно установить управляемые ракеты для нейтрализации подводных суден типа АПР-2Э.
Технические параметры
Палубный вертолет Ка-27 обладает следующими техническими характеристиками:
- Количество человек в экипаже – 3.
- Нормальная взлетная масса – 11 000 кг.
- Максимальная скорость полета – 270 км/ч.
- Крейсерская скорость полета – 230 км/ч.
- Динамический потолок полета – 2950 м.
- Реальная дальность полета – 800 км.
- Несущий винт имеет диаметр 15,9 м.
- Длина машины – 11,3 м.
- В сложенном виде судно имеет высоту 5,4 м.
- Показатель грузоподъёмности – 5000 кг.
- Вес топлива в баках – 12 000 кг.
Модификации
Вертолет Ка-27 ПСД предназначен для выполнения поисково-спасательных работ. У него увеличенная максимальная взлетная масса, которая равна 12 000 кг. Также на нем усилена подвеска шасси, смонтированы вспомогательные топливные баки, благодаря чему суммарная вместимость топлива вертолета составила 4830 литров.
Также существует модель Ка-27Е. Этот вертолет располагался на морском судне обеспечения «Апшерон» и служил для обследования кораблей на наличие на их борту различных опасных радиоактивных материалов и элементов.
Ка-27ПЛ является корабельным противолодочным вариантом вертолета, а Ка-28 – экспортная модель авиамашины. Данная модификация вертолета окрашивается так: на борт наносится белая краска, а на фюзеляж и брюхо – красные полоски.
Воздушное судно оснащено мощными средствами спасения, освещения и спасения. К грузоподъёмной лебедке при необходимости присоединяют сиденье или пояс для космонавтов. Кроме того, в наличии на борту также имеются надувные пояса, две лодки, плоты.
Очень удобно также и то, что поисково-спасательная модель вертолета вполне может быть переоборудована эксплуатирующим персоналом в учебный вариант. Для этого на месте штурмана монтируется рукоять управления в продольно-поперечном направлении, педали, рычаг шага.
В случае применения вертолета в роли санитарного можно установить носилки в количестве 4 шт., пару складных табуретов, столик для медицинского работника, кислородные приборы.
Вертолет Ка-27 ПС – самая востребованная модель, так как в большинстве своем эксплуатируется в роли транспортного воздушного судна на морских объектах и морских базах. Изначально он является спасательной машиной, которая разыскивает и оказывает помощь экипажам терпящих бедствие судов, а также осуществляет поиск приземляющихся воздушных кораблей. Экипаж этого вертолета составляет четыре человека, в числе которых нашлось место и фельдшеру-спасателю, который, в свою очередь, в обязательном порядке имеет специальную водолазную и медицинскую подготовку. Также он обязан уметь опускаться на лебедке с высоты пятьдесят метров.
Что касается цены авиационной машины, то точная стоимость вертолета Ка-27 оборонным ведомством России не разглашается.
fb.ru
Ка-27 «Хеликс»: палубный противолодочный вертолет. Справка
Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8 и 2° соответственно. Высокая энерговооруженность в сочетании с эффективной несущей системой обеспечивает применение вертолета в широком диапазоне повышенных температур воздуха и высокой влажности.
Первый полет опытного образца вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. После завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27, был принят на вооружение. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау.
В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз превосходил своего предшественника Ка-25: летно-тактические характеристики вертолета, в частности дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и надежные двигатели обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по сравнению с Ка-25.
Ка-27 имеет относительно высокий фюзеляж. В передней его части находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом. Под кабиной экипажа смонтирована бортовая РЛС с антенной, закрытой радиопрозрачным обтекателем. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической станции. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления.
Состоящая из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117 силовая установка размещена под средней частью фюзеляжа. Мощность каждого из двигателей достаточна для продолжения полета на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей силовая установка вертолета включает в себя и турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы составляет 4760 л, для ее заправки требуется 16 минут. Соосные несущие винты вертолета имеют по три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.
Вертолет имеет неубирающееся четырехстоечное шасси. На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть.
Для борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковой системой «Осьминог-Э», обеспечивающей обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров движения и выработку рекомендаций на применение оружия. Система «Осьминог-Э» состоит из следующих подсистем: гидроакустической (радиоакустические буи, опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3), индикации навигационно-тактической обстановки, информационно-вычислительной машиной. Система позволяет в течение одного часа обследовать водную поверхность площадью до 2000 кв. км.
Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные ракеты АПР-2Э.
Модификации вертолета:
Ка-27ПЛ — корабельный противолодочный вертолет.
Ка-28 — экспортный вариант.
Ка-27ПС — вертолет для поисково-спасательных операций. Кроме электролебедки и подъемного сиденья, которыми оснащены вертолеты Ка-27 — на нем имеется дополнительное поисковое и спасательное оборудование и средства для оказания медицинской помощи.
Ка-29 — транспортно-боевой вертолет для морской пехоты.
Ка-31 — вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км.
Основные характеристики:
Экипаж, человек — 3
Масса нормальная взлетная, кг — 11000
Скорость максимальная, км/ч — 270
Скорость крейсерская, км/ч — 230
Потолок динамический, м — 2950
Практическая дальность, км — 800
Диаметр несущего винта вертолета, м — 15,90
Длина вертолета, м — 11,30
Высота вертолета, м — 5,40
Материал подготовлен на основе информации сайта www.ka27.info
ria.ru
Палубный противолодочный вертолет КА-27
Палубный противолодочный вертолет КА-27 является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25 и выполнен по традиционной для ОКБ Н. И. Камова двухвинтовой соосной схеме. Первый полет опытного образца вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. После завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27, был принят на вооружение. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау. В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз превосходил своего предшественника Ка-25: летно-тактические характеристики вертолета, в частности дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и надежные двигатели обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по сравнению с Ка-25.
Основным назначением базирующегося на боевых кораблях противолодочного вертолета Ка-27 является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок. Вертолет может также использоваться при проведении поисково-спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.
Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта обеспечивает достижение повышенной маневренности, повышает безопасность полетов при их выполнении с кораблей и придает вертолету компактность, что особенно важно при базировании его на кораблях класса «эсминец». Относительно высокий фюзеляж; вертолета имеет длину всего 11,3 м.
В передней его части находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом. Под кабиной экипажа смонтирована бортовая РЛС с антенной, закрытой радиопрозрачным обтекателем. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической станции. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления.
Состоящая из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117 силовая установка размещена под средней частью фюзеляжа. Мощность каждого из двигателей достаточна для продолжения полета на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей силовая установка вертолета включает в себя и турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы составляет 4760 л, для ее заправки требуется 16 минут. Соосные несущие винты вертолета имеют по три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.
Высокая энерговооруженность в сочетании с эффективной несущей системой обеспечивает применение вертолета в широком диапазоне повышенных температур воздуха и высокой влажности. Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8 и 2° соответственно.
Вертолет имеет неубирающееся четырехстоечное шасси. На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть.
Установленное на вертолете пилотажное и навигационное оборудование обеспечивает высокоточное решение навигационных задач днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях над лишенной ориентиров местностью. Оно делает возможным автоматический вывод вертолета в точку применения сбрасываемых средств поиска и поражения подводных лодок. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время висеть в автоматическом режиме со стабилизацией заданной высоты, что необходимо при работе с опускаемой гидроакустической станцией.
Для борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковой системой «Осьминог-Э», обеспечивающей обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров движения и выработку рекомендаций на применение оружия. Система «Осьминог-Э» состоит из следующих подсистем: гидроакустической (радиоакустические буи, опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3), индикации навигационно-тактической обстановки, информационно-вычислительной машиной. Система позволяет в течение одного часа обследовать водную поверхность площадью до 2000 кв. км.
Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные ракеты АПР-2Э.
Модификации вертолета Ка-27:
Ка-27ПЛ — корабельный противолодочный вертолет;
Ка-28 — экспортный вариант;
Ка-27ПС — вертолет для поисково-спасательных операций. Кроме электролебедки и подъемного сиденья, которыми оснащены вертолеты Ка-27, на нем имеется дополнительное поисковое и спасательное оборудование и средства для оказания медицинской помощи;
Ка-31 — вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км;
Ка-32 — многоцелевой вертолет, послуживший основой для создания целого ряда специализированных модификаций.
Основные характеристики вертолета Ка-27
Экипаж, человек: 3;
Масса нормальная взлетная, кг: 11000;
Скорость максимальная, км/ч: 270;
Скорость крейсерская, км/ч: 230;
Потолок динамический, м: 2950;
Практическая дальность, км: 800;
Длина вертолета, м: 11,30;
Высота в сложенном виде, м 5,40
tehnowar.ru
Корабельный многоцелевой вертолет Ка-27 | Военное оружие и армии Мира
Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м, в районах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км, днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Вертолет был разработан под руководством главного конструктора Н. И. Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева. Первоначальный опытный вертолет, получивший обозначение Ка-252, совершил первый полет 24 декабря 1973 года. Серийное производство вертолетов Ка-27 было начато в 1979 году на авиационном заводе в Кумертау, где было построено около 270 машин различных модификаций. В части вертолеты начали поступать в 1979 году. Винтокрылые машины базировались на эскадренных миноносцах, ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях. В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Кроме СССР, России и Украины, вертолеты эксплуатировались во Вьетнаме, Индии, Китае, на Кубе, в Сирии и Югославии.
КОНСТРУКЦИЯ
Несущая система построена по соосной схеме. Винты — трехлопастные, противоположного вращения. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки
лопастей — из титана.
Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, оснащенное гидравлической системой приподъема вертолета для удобства доступа в грузовой отсек. Передние колеса самоориентирующиеся. Основными источниками электроэнергии служат два генератора трехфазного переменного тока 200 В 400 Гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25УЗ и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А. Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ КА-32
Ка-32 — гражданская модификация вертолета Ка-27ПС. На базе последнего было поручено разработать гражданский палубный вертолет, предназначенный для ледовой разведки в условиях Арктики. Позже конструкторы приняли решение сделать вертолет многоцелевым.
Первый полет был совершен 8 октября 1980 года. В 1981 году вертолет впервые продемонстрирован зарубежным специалистам в Минске на международной конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве. В 1985 году Ка-32 демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Его серийное производства началось в 1986 году на Кумертауском авиационном производственном предприятии. По состоянию на 2013 год выпущено более 160 вертолетов Ка-32 в различных модификациях.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-27
- Тип: корабельный многоцелевой вертолет
- Двигатель: 2 х ГТД ТВЗ-117 мощностью 2 х 2000 л. с. (на взлетном режиме)
- Размеры, м:
— длина: 11,3
— ширина: 3,8
— высота: 5,4
— диаметр несущего винта: 15,9 - Вес, кг:
— пустого: 6100
— максимальный взлетный: 12 000 - Технические характеристики:
— максимальная скорость, км/ч: 250
— практический потолок, м: 5000
— дальность, км: 800 - Вооружение:
— бомбовое: ПЛАБ-250-120, ОМАБ
— торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
3556warfor.me
Морской вертолет Камов Ка-27 — Техническая библиотека Neftegaz.RU
Несмотря на недостатки, вертолеты Ка-25ПЛ неплохо проявили себя при поиске и слежении за подводными лодками (ПЛ) и позволили выработать более обоснованные требования, которым должны отвечать противолодочные вертолеты. Ограниченные объемы кораблей, размеры взлетно-посадочных площадок, ангаров и лифтоподъемников оставляли в силе основное требование — вертолет должен иметь небольшие габариты.
Поиск с применением гидроакустических станций (ГАС) связан с многократными разгонами и торможениями, в связи с чем требовалось существенного улучшить вибрационные характеристики, устойчивость и управляемость на переходных режимах. Висение над водной поверхностью должно обеспечиваться с высокой точностью. Учитывая сложность этих режимов, желательно было иметь на противолодочных вертолетах системы автоматической стабилизации и автоматического управления по заданной программе. Корабельные вертолеты ведут поиск ПЛ на значительных удалениях от кораблей, и если произошел отказ одного двигателя, то оставшийся должен обеспечить продолжение полета. Это тем более важно, так как аварийные средства вертолета не обеспечивают безопасной посадки на воду, особенно при волнении более трех баллов. Имелось и множество соображений по защите от воздействия морской среды и электромагнитных волн корабельных средств на аппаратуру, пиротехнические устройства и экипаж вертолета.
Ка-25ПЛ многим из этих требований не удовлетворял и морально устарел, поэтому назрела необходимость в новом корабельном вертолете. Некоторые надежды возлагались на вертолет нового поколения Ка-252, к проработке которого ОКБ Н.И.Камова приступило в 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968 г. началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) для Ка-252.
15 мая 1970 г., после окончания грандиозных по масштабам маневров «Океан», главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков принял Главного конструктора Н.И.Камова и в присутствии заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Н.А.Наумова выслушал и, судя по всему, одобрил предложения по новому вертолету. Следует отметить, что С.Г.Горшков был большим сторонником развития корабельной авиации. Перспективными вертолетами предполагалось вооружить новые строящиеся тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев», «Минск» и другие, запланированные на последующие годы. 3 апреля 1972 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление № 231-86, в соответствии с которым ОКБ Камова поручалось разработать тяжелый корабельный противолодочный вертолет Ка-252 по ТТТ ВВС и ВМФ от 28 октября 1971 г. Важнейшими являлись требования базирования на тех же кораблях, что и Ка-25 и выполнение гидроакустического поиска ПЛ на удалении до 200 км в течение 1 ч 25 мин в поисково-ударном варианте. После выхода правительственного решения о создании вертолета Ка-252, работы в ОКБ под руководством заместителя Главного конструктора М.А.Купфера развернулись в полном объеме.
Заседание макетной комиссии по вертолету состоялось в июле 1973 г. Представленные материалы по облику вертолета показывали, что в случае успешной реализации задуманного вертолет будет обладать несравненно более высокими по сравнению с Ка-25ПЛ характеристиками, интегрируя все новое, что к этому времени было создано или находилось в разработке и было близко к завершению. Ка-252 предназначался для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных ПЛ следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч в районах поиска, удаленных от корабля базирования (места взлета) до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Как следовало из представленных материалов, вертолет мог обеспечить выполнение основных тактических и вспомогательных задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах. В Ка-252 закладывалась возможность транспортировки на небольшие расстояния людей и грузов с помощью унифицированной системы подвески. Однако обращало внимание, что в докладе о боевых возможностях производилось сравнение еще не существовавшего Ка-252 с уже состоявшим на вооружении ВМС США противолодочным вертолетом SH-3D, и заявлялось, что Ка-252 будет уступать американскому сопернику по ряду важнейших показателей. Подобное положение некоторым показалось недопустимым. Но после знакомства с предлагаемым составом оборудования, члены комиссии были вынуждены признать, что лучшего у нас все равно не было, а с имевшимся требовать от отечественных противолодочных вертолетов более высоких характеристик и сравнивать их с зарубежными образцами было, по меньшей мере, некорректно. Мощные и надежные двигатели ТВЗ-117 должны были в 1,7 раза повысить энерговооруженность вертолета по сравнению с Ка-25ПЛ. За счет этого планировалось улучшить летно-тактические характеристики Ка-252 на 30-40%.
Наибольший интерес вызвала новая концепция построения ППС «Осьминог» несравненно более высокого уровня, чем ППС «Байкал» вертолета Ка-25ПЛ. В «Осьминоге» явно просматривалась идеология построения ППС самолетов Ил-38 и Ту-142М. Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактическую обстановку, возможность взаимного ориентирования вертолетов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска ПЛ. Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка». На Ка-252 предполагалось установить новую опускаемую ГАС с лучшими, чем у ГАС ВГС-2 вертолета Ка-25ПЛ, характеристиками. Главным конструктором было принято пожелание летного состава улучшить обзор с рабочего места летчика. Акт макетной комиссии главнокомандующий ВВС утвердил 27 августа 1973 г. Если по летно-тактическим характеристикам и ожидаемой эффективности вертолет Ка-252 должен был превзойти своего предшественника, то темпы его разработки и испытаний, увы, не отличались от традиционных.
Летчик-испытатель Е.И.Ларюшин впервые поднял Ка-252 в воздух с аэродрома летно-испытательного комплекса Ухтомского вертолетного завода 8 августа 1973 г. После нескольких висений полеты были прерваны, и только 24 декабря летчик-испытатель Н.П.Бездетнов произвел первый полет по кругу. Это случилось через месяц после смерти Н.И.Камова. Конструкторское бюро возглавил С.В.Михеев, под руководством которого и были продолжены работы по Ка-252. Дальнейшие испытания велись с частыми нарушениями сроков, их переносом по различным причинам. В результате испытания по этапу А (совместные МАП и ВВС) растянулись почти на четыре года — с января 1974 г. по октябрь 1977 г. Были выполнены 2197 полетов с налетом 1396 ч. В мае 1977 г., параллельно с еще не закончившимся этапом А, начался этап испытаний Б. Как это часто бывает, по итогам этапа А и еще до окончания этапа Б в декабре 1977 г. было выдано заключение о запуске Ка-252 в серию на авиационном заводе в г.Кумертау. На этапе испытаний Б были выполнены 464 полета с налетом 500 ч. Испытания не всегда шли гладко и четырежды прерывались для устранения неполадок двигателей, редуктора свободного хода, аппаратуры «Привод-СВ» и ГАС. По завершении летно-конструкторских испытаний были проведены летно-морские, в ходе которых были выполнены 109 взлетов и посадок на палубы кораблей проектов 1134 и 1143 при ботовой качке до 10 градусов.
Испытания вскрыли целый ряд недостатков и несоответствий с требованиями заказчика. В частности, ведущие летчики подполковники Ю. Тишков, Н.Трушков, А.Смирнов, А.Положенцев и другие отмечали, что не обеспечивается приемлемая стабилизации режима висения; рычаги управления двигателем расположены под правую руку, что не дает возможность одновременного запуска двигателя в воздухе и пилотирования. Большим оказалось количество операции при запуске двигателя — порядка 20. Имелись претензии и к неудобному размещению членов экипажа на рабочих местах, что свидетельствовало о недостаточном внимании к этому на макетной комиссии. В Акте по результатам испытаний отмечено, также, что кабина негерметична, сдвижные двери закрывались неплотно, и при отрицательных температурах у членов экипажа мерзли руки. Общие замечания по пилотажно-навигационному комплексу (ПНК) были сформулированы очень емко: «…большая отказность ПНК не позволяет выполнять боевую задачу с необходимой эффективностью, снижает морально-психологический настрой экипажа». Устранение замечаний потребовало длительного времени, однако часть выявленных недостатков так и не устранили, и они периодически дают о себе знать в эксплуатации серийных вертолетов. 14 апреля 1981 г., через 9 лет после выхода Постановления о начале работ, Ка-252 был принят на вооружение под обозначением Ка-27.
За создание нового боевого корабельного вертолета в 1982-м коллективу разработчиков, в том числе С.В.Михееву, М.А.Купферу и И.А.Эрлиху, присуждена Ленинская премия.
Серийное производство было начато в 1977 г. на вертолетном заводе в г. Кумертау. После прохождения летных испытаний и принятия на вооружение ВМФ новый вертолет получил обозначение Ка-27. К 1981 г. вертолеты Ка-27 были развернуты на эсминцах и ракетных крейсерах, на вертолетоносцах «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а затем на авианесущем корабле «Адмирал флота Кузнецов».
Многоцелевые вертолеты Ка-27 стали базовыми для разработки ряда модификаций и семейства новых вертолетов, среди которых: Ка-27ПЛ — основной корабельный противолодочный вертолет ВМС России. Поступил на вооружение в 1982 г. Поставлено более 100 вертолетов. Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем. Вертолеты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку, другой ее поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000кв.км. По боевой эффективности вертолеты Ка-27ПЛ превосходят вертолеты Ка-25 в 3-5 раз.
Вертолеты были поставлены также ВМФ Индии и Югославии под обозначением Ка-28.
ЛТХ Ка-27ПЛ
Экипаж, чел. 2
Диаметр главного винта, м 15,74
Длина, м 9,75
Высота, м 5,37
Масса пустого вертолета, кг 4100
Масса нормальная взлетная, кг 6670
Масса максимальная взлетная, кг 7150
Макс. скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 1200
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 ГТД ГТД-3Ф 2 900
Дополнительная информация
Базовое применение Противолодочный вертолет
Конструктор Камов Н.И.
КБ ОКБ Камова
Индекс КБ Ка-252
Индекс ВС Ка-27
Заводы ВЗ в Кумертау
Начало разработки 1972
Построен 1973
1-й полёт 08.08.1973
Испытатели Е.И. Ларюшин
Начало гос. испытаний 1974
Принят на вооружение 1977
Выпуск Серийный
Произведено
Модификации
Модель Описание
Ка-252 Прототип. Отличался носовой частью от Ка-25. Первый полёт 24 декабря 1973 года.
Ка-27ПЛ Основная противолодочная модификация.
Ка-27ПС Корабельный поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС предназначен для поиска и эвакуации с помощью внешней подвески приводнившихся космических аппаратов и их экипажей, для поиска и спасения терпящих бедствие в море на удалении до 300 км с подъемом на борт до 12 пострадавших. Оборудован специальными бортовыми пилотажным и навигационным комплексами Ка-252ПС (модификация комплекса Ка-252ПЛ) и радиоаппаратурой вывода на космические корабли.
Ка-252ТЛ Создан базе Ка-27ПС для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914. Первый вылет — 12 ноября 1982 года.
Ка-27ПСД Поисково-спасательный Ка-27ПСД является дальнейшим развитием Ка-27ПС. Он отличается тем, что имеет увеличенную до 12000 кг максимальную взлетную массу. На нем усилено шасси, установлены дополнительные топливные баки. Общая вместимость топливной системы у этого вертолета достигла 4830 л. На базе Ка-27ПС создан вертолет Ка-252ТЛ для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914. Первый вылет — 12 ноября 1982 года.
Ка-28 Экспортный вариант, начиная с июня 1986 года поставлено ВМС других стран около 30 единиц.
Ка-29 (Ка-252ТБ) Развитие Ка-27, транспортно-боевой вертолет для морской пехоты. Отличается конструкцией носовой части фюзеляжа, двигателями ТВ3-117В. Разработан в начале 80-х годов.
Ка-31 (Ка-27РЛД) Развитие Ка-27, вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км.
Ка-32 Развитие Ка-27, многоцелевой вертолет, послуживший основой для создания целого ряда специализированных модификаций. Отличается составом оборудования. Может нести на внешней подвеске до 5 т груза.
neftegaz.ru
Военные технологии — Ка-27 Палубный противолодочный вертолет
В мае 1970 г. после завершения разбора маневров «Океан» Главком ВМФ принял Главного конструктора Н. И. Камова и заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Наумова и заслушал предложения по новому вертолету. Постановление о разработке противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для кораблей проекта 1143 и других, было принято Советом Министров СССР в апреле 1972 г. Заседание Государственной комиссии по вертолету состоялось в июле следующего года.
Ка-27 является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25 и выполнен по традиционной для ОКБ Н.И. Камова двухвинтовой соосной схеме. Первый полет опытного образца вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. После завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27, был принят на вооружение. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау. В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз превосходил своего предшественника Ка-25: летно-тактические характеристики вертолета, в частности дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и надежные двигатели обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по сравнению с Ка-25.
Основным назначением базирующегося на боевых кораблях противолодочного вертолета Ка-27 является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок. Вертолет может также использоваться при проведении поисково-спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.
Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта обеспечивает достижение повышенной маневренности, повышает безопасность полетов при их выполнении с кораблей и придает вертолету компактность, что особенно важно при базировании его на кораблях класса «эсминец». Относительно высокий фюзеляж; вертолета имеет длину всего 11,3 м.
В передней его части находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом. Под кабиной экипажа смонтирована бортовая РЛС с антенной, закрытой радиопрозрачным обтекателем. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической станции. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления.
Состоящая из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117 силовая установка размещена под средней частью фюзеляжа. Мощность каждого из двигателей достаточна для продолжения полета на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей силовая установка вертолета включает в себя и турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы составляет 4760 л, для ее заправки требуется 16 минут. Соосные несущие винты вертолета имеют по три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.
Высокая энерговооруженность в сочетании с эффективной несущей системой обеспечивает применение вертолета в широком диапазоне повышенных температур воздуха и высокой влажности. Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8 и 2° соответственно.
Вертолет имеет неубирающееся четырехстоечное шасси. На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть.
Установленное на вертолете пилотажное и навигационное оборудование обеспечивает высокоточное решение навигационных задач днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях над лишенной ориентиров местностью. Оно делает возможным автоматический вывод вертолета в точку применения сбрасываемых средств поиска и поражения подводных лодок. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время висеть в автоматическом режиме со стабилизацией заданной высоты, что необходимо при работе с опускаемой гидроакустической станцией.
Для борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковой системой «Осьминог-Э», обеспечивающей обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров движения и выработку рекомендаций на применение оружия. Система «Осьминог-Э» состоит из следующих подсистем: гидроакустической (радиоакустические буи, опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3), индикации навигационно-тактической обстановки, информационно-вычислительной машиной. Система позволяет в течение одного часа обследовать водную поверхность площадью до 2000 кв. км.
Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные ракеты АПР-2Э.
Модификации вертолета:
Ка-27ПЛ : корабельный противолодочный вертолет.
Ка-28 : экспортный вариант.
Ка-27ПС : вертолет для поисково-спасательных операций. Кроме электролебедки и подъемного сиденья, которыми оснащены вертолеты Ка-27, на нем имеется дополнительное поисковое и спасательное оборудование и средства для оказания медицинской помощи.
Ка-29 : транспортно-боевой вертолет для морской пехоты.
Ка-31 : вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км.
Ка-32 : многоцелевой вертолет, послуживший основой для создания целого ряда специализированных модификаций.
ammokor.ucoz.ru
Камов Ка-27 — Global wiki. Wargaming.net
Ка-27 во время международных учений
Разработка и производство
СССР Страна разработки |
ОКБ «Камов» Разработчик |
С. В. Михеев Главный конструктор |
24 декабря 1973 г. Первый полет |
Кумертауский вертолетный завод Производитель |
267 шт. Выпущено всего |
История эксплуатации
14 апреля 1981 года. г. Принятие на вооружение |
1980 и по сей день гг. Годы эксплуатации |
СССР,Россия, Украина,Вьетнам, Индия, КНР, Сирия. Основные эксплуатанты |
ТАКР «Минск»,ТАКР «Адмирал Кузнецов»,эсминцы,большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155),ракетные крейсера проекта 1144. Носители |
Общие проектные данные
12,25 м / / м. Длина / Размах крыла / Высота |
15,9 м м. Диаметр несущего винта |
6100 кг / 10 700 кг / 12 000 кг кг. Масса (пустого/норм./макс.) |
Двигатель
2 × турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК Тип |
2 шт. Количество |
2 × 2000 л. с. (на взлётном режиме) л.с. Максимальная мощность |
2 x 2400 л. с. кгс Максимальная тяга |
Лётно-тактические характеристики
Скорость полета |
290 км/ч км/ч . . . максимальная (на высоте) |
270 км/ч км/ч . . . максимальная (у земли) |
220 км/ч км/ч . . . крейсерская |
5000 м м. Потолок |
900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220км/ч) км. Дальность полёта (макс.) |
Экипаж
3 Количество человек |
Вооружение
Бомбовое: ПЛАБ — 250 −120, ОМАБ
Торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»
Описание
Ка-27 (Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», по кодификации НАТО: Helix — «Спираль») — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов умер в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года. На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501). Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.
История
Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря выполнен первый полёт по кругу.Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года. Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск». В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов (830 ОКПЛВП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143. 14 апреля 1981 года принят на вооружение. В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов» и на других БПК. По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).
Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.Конструкция вертолета
Несущая система построена по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной стоянке для компактности буксировки и постановки вертолёта в ангар. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки лопастей — из титана. Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.
Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ на аэродромеШасси четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся благодаря демпферу «Шимми». Возможна установка лыж. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ,ВМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.
Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока 200 в 400 гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно и синфазно, но к бортсети подключен только левый, а правый является резервным. Генераторов постоянного тока на вертолёте нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из переменного трёхфазного 200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б.
Сеть 36 в 400 гц запитана от двух понижающих трансформаторов. Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А. При аварийной посадке на воду используются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 м³, надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом,но мощности и объёма баллонов не хватает для надувания баллонет,поэтому происходит дополнительный забор воздуха через эжекторы из атмосферы (краны баллонов — пиротехнические). Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке. Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.
вооружение
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг. На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Тактика применения
Вертолеты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку, другой её поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000 км². По боевой эффективности вертолеты Ка-27 превосходят вертолеты Ка-25 в 3-5 раз.
См. также
Галерея изображений
Вертолёт Ка-27ПЛ в полёте
Вертолёт Ка-27ПС в полёте
Российский Ка-27 на американском крейсере УРО Vella Gulf, 2003 год
Ка-27, тренировка по высадке досмотровой группы
Вертолёт Ка-27ПС на БПК «Адмирал Чабаненко»
Вертолёт Ка-27 садится на площадку «Петра Великого» во время арктического похода крейсера (2013 год)
wiki.wargaming.net