Палубный вертолет «Минога»: описание и интересные факты

Российский перспективный палубный вертолет «Минога» должен сменить на боевом посту заслуженного «ветерана» Ка-27. Авиаэксперты сходятся во мнении, что новая машина при меньших габаритах будет гораздо мощнее предшественника, а современное оснащение и грамотная комплектация сделают ее грозным и действенным оружием.

Основной вертолет флота

С 1981 года главным авиационным средством обнаружения подводных лодок противника и проведения поисково-спасательных операций в составе Военно-морского флота России служит палубный вертолет Ка-27.

Навигационное, пилотажное и противолодочное (автоматизированная поисково-прицельная система «Осьминог») оборудование, весьма инновационное для своего времени, постепенно утратило актуальность и морально устарело. После многочисленных вариантов модернизации машины (всего было произведено более 400 единиц) стало очевидно, что палубной авиации необходим качественно новый вертолет.

Прирожденный хищник

С 2016 года ведутся летные испытания четырех опытных образцов морского варианта знаменитого «Аллигатора» — Ка-52К «Катран». От сухопутного собрата машину отличают складывающиеся лопасти и несущие консоли, усиленные стойки шасси и дополнительная антикоррозийная обработка. Тактико-технические характеристики «Катрана» выше всяких похвал, а полезная боевая нагрузка, превышающая две тонны, делает геликоптер настоящим летающим арсеналом.

Но дело в том, что машина создавалась специально для авианосцев и вертолетоносцев (в частности, под незабвенные «Мистрали»). Возможно размещение вертолета и на больших противолодочных кораблях, а вот эксплуатация на эскадренных миноносцах и ракетных крейсерах сопряжена с определенными проблемами.

Приоритетное направление

С 2015 года в конструкторском бюро АО «Камов» по заказу Минобороны Рф стартовал проект по созданию многофункционального морского геликоптера. Официальную информацию о новом изделии 450 (корабельный вертолет «Минога») трудно назвать исчерпывающей. На прошедшей в рамках выставки Helirussia-2016 пресс-конференции один из руководителей холдинга «Вертолеты России» поведал журналистам о начале опытно-проектировочных работ.

Генеральный конструктор и непосредственный руководитель проекта С. Михеев (АО «Камов»), отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, подтвердил, что создание многовариантного перспективного вертолетного комплекса — приоритетный вектор деятельности его подразделения. Палубный вертолет «Минога» пройдет государственные испытания не раньше чем через десятилетие. На данный момент согласована техническая конфигурация машины, размеры привязаны к корабельным стандартам, определены главные тактико-эксплуатационные и экономические характеристики, проведены аэродинамические испытания корпуса. По убеждению конструктора, первый опытный вертолет «Минога» поднимется в небо в 2020 году. В будущем планируется разработка общевойсковой и гражданской версии машины.

Мнения авиаэкспертов

Авиационный эксперт В. А. Карнозов и военный летчик Д. Дрозденко сходятся во мнении, что создаваемый аппарат будет иметь не столь впечатляющие габариты, чем его предшественники. Это позволит ему базироваться на кораблях меньшего размера, а на судах классов фрегат и корвет вместо одной старой машины разместить две новые. В связи с усовершенствованием и миниатюризацией радиоэлектронной базы максимальный взлетный вес геликоптера специалисты указывают в районе пяти-шести тонн (для Ка-27 эта цифра составляет 12 т).

Морской вертолет «Минога» будет иметь традиционную для «камовских» машин соосную схему. Преимущество такой конструкции не только в особенностях аэродинамики: отсутствие заднего рулевого винта позволяет ограничить размеры фюзеляжа диаметром несущих винтов. Применение композитных материалов и особая форма лопастей, минимизирующие на больших скоростях возможность срыва воздушного потока, снижают сопротивление и увеличивают скорость полета машины до 320 км/ч.

«Умное» железо

«Объединенная приборостроительная корпорация» активно включилась в проект «Минога». Вертолет планируется оснастить новейшим комплексом связи, разработанным структурным подразделением ОПК — нижегородским НПП «Полет». В автоматизированную комплексную систему управления с перепрограммируемой платформой интегрированы подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы. Защищенные и помехоустойчивые широкополосные каналы связи способны обеспечить передачу не только голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. При этом максимально уменьшено количество внешних антенн. Так, антенную систему «Аист-62» предполагается встраивать в корпус фюзеляжа вертолета.

Разработанный комплекс легко интегрируется в любые автоматизированные системы ведения боя и управления войсками. Специалисты «Полета» продолжают работы по совершенствованию и модернизации приборов и оборудования.

Силовая установка

Вертолет «Минога» предполагается комплектовать двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В (или, по некоторым данным, адаптированными вариантами ВК-2500).

Силовые агрегаты нового поколения просты в обслуживании, обладают значительным ресурсом. Модульная конструкция гарантирует хорошую ремонтопригодность в эксплуатационных условиях. Топливная экономичность обеспечивается высоким уровнем параметров и КПД основных узлов и агрегатов. Более подробную информацию вы можете видеть в таблице ниже.
Технические характеристики ТВ7-117В
Максимальная мощность (л. с.)3500
Мощность при взлетном режиме (л.с.)2500
Мощность при крейсерском режиме (л.с.)1650
Расход топлива г/л. с.*ч208
Общий ресурс (час)6000 (в перспективе — 12000)
Межремонтный интервал1500
Длина (м)1,78
Высота (м)0,727
Ширина (м)0,635
Масса (кг)380

Морской дьявол

Противолодочное оборудование нового проекта держится в строжайшем секрете, но уже сейчас специалисты называют вертолет «Минога» кошмаром для подводных лодок. С уверенностью можно сказать, что в этом отношении показатели палубного Ка-92 будут намного превосходить возможности его предшественника, до сих пор считающиеся уникальными. Ка-27 с уверенностью обнаруживает, отслеживает и ликвидирует субмарины, функционирующие на глубинах до 500 метров при скорости до 75 км/ч. Максимальное удаление геликоптера от судна базирования достигает 200 км. Вертолет выполняет поставленные боевые задачи в любое время суток при непростых метеоусловиях и волнениях морской поверхности до 5 баллов по шкале Бофорта (высота волн — до 2,5 м, скорость ветра — до 10 м/с).

Смена поколения

Продолжающаяся эксплуатация аппаратов Ка-27 позволит инженерам и военным специалистам довести до совершенства создаваемый вертолет «Минога». Называя десятилетний период реализации проекта, генеральный конструктор АО «Камов» С. Михеев уточнил, что только после испытания геликоптера в армии и на флоте можно говорить о «рождении» новой модели. Для работы над проектом будет использован полувековой опыт вертолетостроения холдинга и эксплуатации винтокрылых машин.

Следует отметить, что разговоры о новом морском вертолете пятого поколения для ВМФ России упорно ведутся с 2009 года. Сведения о нем в различных источниках весьма противоречивы и, по-видимому, связаны с секретностью разработок и производства. Сам факт подтверждения высшими руководителями холдинга «Вертолеты России» начала работ гарантирует, что в ближайшее десятилетие флот получит новый корабельный вертолет.

fb.ru

Палубный вертолёт Ка-40 — Альтернативная История

Понравился мне быстроходный корабль док Чёрный орёл коллеги Fonzeppelin.В поисках перспективной техники набрёл вот на такой аппаратик.думаю как раз к моменту принятия на вооружение он  попадет на палубу Чёрного орла.

Уже несколько лет в Люберцах на ВНТК им Н.И.Камова ведутся работы по созданию перспективного палубного вертолета Ка-40. Вертолет выполнен по традиционной для фирмы Камов соосной схеме с двумя несущими винтами противоположного вращения. Применение соосной схемы позволяет уменьшить габаритные размеры, что очень важно для вертолетов корабельного базирования.

На Ка-40 планируется поставить два новых ГТД ТВа-3000 взлетной мощностью по 1864 кВт ( ГТД ТВЗ-117, установленные на Ка-27, имеют взлетную мощность по 1641кВт ). Важнейшим преимуществом ГТД ТВа-3000 является возможность развивать чрезвычайную мощность 2796 кВт за 30 с, что особенно важно в случае аварийной посадки. Нормальная взлетная масса составит 12-13 т, а максимальная взлетная 14-15 т. 


По сравнению с Ка-27, новый корабельный вертолет будет более экономичным и надежным. Его предполагают оснастить более совершенным бортовым цифровым электронным оборудованием и вооружением. Применение новой бортовой электроники позволит вертолету Ка-40 действовать в сложных метеоусловиях и ночью. В состав поискового оборудования войдут новые пассивные радиогидроакустические буи РГБ-16-1, работающие в диапазоне частот 2-5 кГц. Буй может выставляться с вертолета, летящего с любой скоростью и находящегося на высотах от 150 до 2000 м при волнении моря до 5 баллов.
В состав вооружения включены новые противолодочные торпеды с водометным движителем, управляемые глубинные бомбы КАБ-250ПЛ и кассетные глубинные бомбы РБК-100 ПЛАБ-ЮК. Глубинные бомбы КАБ-250ПЛ могут поражать подводные лодки на глубинах до 600 м. Кассетная бомба РБК-100 весит 125 кг и содержит шесть небольших глубинных бомб. Штатным российским противолодочным вооружением является авиационная противолодочная ракета АПР2 весом 575 кг. Ракета достигает скорости 115 км/ч и может уничтожать малошумные подводные лодки на глубинах от 300 до 500 м. В настоящее время разрабатывается новая ракета АПРЗ с водометным движителем вместо твердотопливного реактивного двигателя, установленного на ракете АПР-2. 

Вертолет Ка-40 предназначен для действий против подводных лодок, в качестве поисково-спасательного, разведывательного и целеуказания для загоризонтного наведения управляемых ракет. 

Несмотря на недостаточное финансирование, ВМФ крайне заинтересован в новом высокоэффективном корабельном вертолете, в частности, из-за необходимости компенсировать значительное уменьшение количества противолодочных вертолетов вследствие вывода из состава флота авианесущих крейсеров. Однако все тот же хронический недостаток средств пока не позволяет назвать сроки окончания работ по созданию перспективной машины.

Известно также, что данная машина построена по модульному принципу, аналогично вертолету Ка-26

Ну и еще добавлю ,конвертоплан Ми-30.Думаю он впишется в ангар

alternathistory.com

Ка-65. Перспективный палубный вертолет «Минога»

Автор: по материалам topwar.ru

05 июня 2019, 06:41

В сети появились фотографии первого опытного образца перспективного палубного вертолета, изготавливаемого на НТЦ Камова. Новый вертолет проекта Ка-65 «Минога» должен заменить тяжелый корабельный вертолет Ка-27.

Попавшая в открытые источники фотография полноразмерного макета перспективного морского вертолета «Минога», создаваемого АО «Камов» (иногда обозначается как Ка-65). Снимок сделан, предположительно, в ангаре АО «Камов» на Летно-испытательной и доводочной базе (ЛИиДБ) АО «Вертолеты России» в Томилино (Люберецкий район Московской области).

Полноразмерный макет перспективного морского вертолета «Минога», создаваемого АО «Камов» (справа). 
Фото: (с) via aviaforum.ru.


Напомним, что создание перспективного морского вертолета для ВМФ России ведется АО «Камов» в рамках ОКР «Минога-ЭП» по контракту с Министерством обороны Российской Федерации от 28 ноября 2014 года. Вертолет должен быть оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ7-117ВК максимальной взлетной мощностью 3000 л.с. (кратковременная чрезвычайная мощность — 3750 л.с.) разработки АО «Климов».

Изображение, предположительно, перспективного морского вертолета «Минога», создаваемого АО «Камов».
Фото: (с) из официальной презентации Министерства торговои и промышлености РФ.

Перспективный палубный вертолет Ка-65 «Минога», находящийся на стадии опытно-конструкторских работ, появился на фотографиях из социальных сетей. На них корпус первого опытного образца этой машины находится в полуразобранном состоянии, а сам вертолет находится, судя по всему, в цеху НТЦ Камова. 

 

 

 

Первые разговоры о возможной разработке нового вертолета пошли в 2015 году. Тогда начальник морской авиации военно-морских сил Игорь Кожин заявлял, что машину ВМФ могут получить уже к 2020 году. Позднее, в 2016 году, генеральный конструктор АО «Камов» информационному агенству ТАСС Сергей Михеев сделал уточнение – на разработку может уйти около 10 лет. 

 

Характеристики турбовальныого двигателя ТВ7-117ВК разработки АО «Климов» и проектное изображение раннего варианта перспективного морского вертолета «Минога», создаваемого АО «Камов», 2015 год
Фото: (с) кадр из презентации АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)


Новый вертолет должен заменить корабельный вертолет Ка-27, который состоит на службе без малого 50 лет. Новая винтокрылая машина, будучи более легкой, должна при этом стать более мощной.

Вертолет строится по традиционной для Камова соосной схеме. Создан специальный комплекс связи для этой машины, который должен обеспечить полную интеграцию в автоматизированные системы управления войсками и боем.

 

Источник /Фото

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Корабельные противолодочные вертолёты

Милитаристские круги основных стран агрессивного блока НАТО, и в первую очередь США, постоянно уделяют внимание развитию и совершенствованию всего арсенала корабельных, авиационных и других сил и средств борьбы с подводными лодками. При этом значительная роль отводится корабельным вертолётам.

Командования ВМС стран — участниц НАТО к началу 70-х годов стали рассматривать вертолёт как неотъемлемую часть вооружения корабля, которое значительно расширяет его возможности в борьбе с подводными лодками. Так, оперативная зона действия противолодочных вертолётов значительно превышает дальность действия современных корабельных систем ПЛУРО. В частности, дальность стрельбы корабельных систем «Асрок» (США), «Малафон» (Франция), «Икара» (Великобритания) не более 24 км, в то время как радиус действия современного вертолёта «Си Кинг» около 350 км.

Вертолёт, как считают зарубежные военно-морские специалисты, имеет существенное преимущество перед кораблём в использовании средств обнаружения и поражения подводных лодок. Так, авиационные буксируемые гидроакустические станции (ГАС) работают в условиях значительно меньших помех, чем корабельные, и имеют большую эффективность. Вертолёты могут взаимодействовать также с противолодочными самолётами для более точного определения местоположения лодки, обнаруженной самолётами, и в случае если корабельные противолодочные силы находятся на большом удалении от неё.

В иностранной прессе отмечалось, что в США в последнее время расширились работы по созданию новых типов более эффективных противолодочных вертолётов и оснащению их новейшим радиоэлектронным оборудованием. Больше стал обновляться парк противолодочных вертолётов в ВМС Великобритании, Франции, Италии и других стран НАТО. При этом наметилась тенденция к созданию лёгких пилотируемых вертолётов весом до 5—6 т, предназначенных не только для борьбы с подводными лодками, но и для борьбы с воздушными целями, ведения радиотехнической разведки, создания помех, осуществления поисковоспасательных работ, снабжения кораблей в море и переброски личного состава. Один-два таких вертолёта предполагают базировать на каждом корабле даже небольшого водоизмещения. Продолжается также строительство и совершенствование тяжёлых вертолётов (взлётный вес свыше 9 т) для вооружения крейсеров-вертолётоносцев, десантных вертолётоносцев и авианосцев.

На основании материалов, опубликованных в зарубежной печати, ниже приводятся краткие данные о состоянии и перспективах развития противолодочных вертолётов США и других стран блока НАТО.

США

ВМС США имеют многочисленный парк противолодочных вертолётов. Из них вертолёты SH-3 «Си Кинг» (модификации SH-3A и SH-3D, принятые на вооружение в 1961 и 1966 годах соответственно) являются основными для многоцелевых авианосцев. Всего выпущено 325 машин, из них 250 SH-3A и 75 SH-3D. Вертолёт SH-3D (рис. 1) оснащён более мощной силовой установкой и улучшенным оборудованием. Запас топлива в его внутренних баках 3180 л.


Рис. 1. Противолодочный вертолёт SH-3D «Си Кинг»

Вертолёт SH-3D построен в амфибийном варианте (основные стойки шасси убираются внутрь и снабжены поплавками). Оборудован опускаемой ГАС типа AN/AQS-13 (угол сканирования луча 180°) и автоматической системой стабилизации, поддерживающей заданную высоту зависания. Он может использоваться и в качестве поисково-спасательного вертолёта, для чего имеется лебёдка грузоподъёмностью 270 кг. С помощью наружного тросового крюка может транспортировать груз весом до 3630 кг.

Вертолёты «Си Кинг» с 1971 года переоборудуются в вертолёты (SH-3H) с улучшенными боевыми возможностями. Они оснащаются более совершенной радиоэлектронной аппаратурой, обеспечивающей решение задач поиска и обнаружения не только подводных лодок, но и надводных кораблей, ведения радиотехнической разведки и постановки помех корабельным радиолокационным станциям.

Вертолёты SH-3H имеют магнитный обнаружитель, приёмное устройство которого размещено за правым поплавком (в левом находятся держатели дымовых маркеров). Под днищем в районе стоек основного шасси смонтирована опускаемая ГАС, а за ней — обтекатель антенной системы поисковой РЛС. В задней части корпуса вертолёта смонтирована убирающаяся антенна приёмника сигналов от радиогидроакустических буёв (РГБ), а внизу под кабиной — аппаратура радиотехнической разведки. Имеются установки для сбрасывания РГБ и радиолокационных отражателей. Противолодочные торпеды на держателях подвешиваются к понсонам вертолёта. Лётные испытания первых опытных образцов SH-3H с кораблей начались в 1972 году.

В конце 60-х годов за рубежом была выдвинута концепция создания лёгких вертолётов многоцелевого назначения (система «Лэмпс») для вооружения кораблей небольшого водоизмещения. Основным назначением этих вертолётов является борьба с подводными лодками. В соответствии с концепцией американские военно-морские специалисты планировали разработать вертолёты в три этапа — сначала вертолёты для системы «Лэмпс» Мк1, затем «Лэмпс» Мк2 и «Лэмпс» Мк3.

В системе «Лэмпс» Мк1, принятой на вооружение в 1971—1972 годах и являющейся промежуточной используются вертолёты SH-2D и SH-2F (рис. 2), переоборудованные из многоцелевых вертолётов HH-2 «Си Спрайт». Наибольшее распространение получили вертолёты SH-2F. Они оснащены магнитным обнаружителем AN/ASQ-81, 15 активными и пассивными буями, морскими маркерами, канадской поисковой РЛС LN66 и аппаратурой записи и отображения поступающей информации. Запас топлива во внутренних баках 1500 л. По одному-два вертолёта базируется на эскадренных миноносцах и фрегатах.


Рис. 2. Противолодочный вертолёт SH-2F системы «Лэмпс» Мк1

Вертолёты системы «Лэмпс» Мк2, как сообщает зарубежная печать, не получили дальнейшего развития. Часть аппаратуры, которая проходила испытания на двух опытных образцах YSH-2E, предполагается установить на вертолёт системы «Лэмпс» Мк3. Работы по его созданию начались в начале 70-х годов, а к концу 1975 года планировалось построить опытный образец. По своим боевым возможностям этот вертолёт должен был значительно превосходить SH-2F. В работе на конкурсной основе участвовало 13 фирм, которые за основу брали как серийные образцы, так и машины, находящиеся в стадии разработки или лётных испытаний. Новый вертолёт должен по весу и размерам в максимальной степени удовлетворять условиям базирования на корабле, а также размещения на нём торпед Мк46 и совершенного электронного оборудования. Последнее включает ЭВМ для сбора, обработки и отображения данных, радиогидроакустические буи AN/SSQ-53 и AN/SSQ-50, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81 и поисковую РЛС AN/APS-124 для обнаружения кораблей. Корабль-носитель планируется оснастить современной аппаратурой связи, приёма и обработки информации.

По сообщению американской прессы, в настоящее время командование ВМС США отдаёт предпочтение вертолёту YUH-60A фирмы «Сикорский» (переоборудованный вариант армейского многоцелевого тактического вертолёта), разработанному по программе UTTAS.

В конструкцию вертолёта должны быть внесены следующие изменения:

  • разработаны узлы подвески торпед и оборудованы помещения для всего комплекса аппаратуры поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей;
  • созданы автоматически складывающиеся лопасти несущего винта и хвостового оперения, чтобы вертолёт мог разместиться в корабельном ангаре;
  • установлены спасательные лебёдки и носовая стойка шасси (вместо хвостового колеса).

Силовая установка должна состоять из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1536 л. с., 83% деталей вертолёта должны быть идентичны деталям вертолёта YUH-60A. В 1976 финансовом году на разработку вертолёта «Лэмпс» Мк3, включая создание и испытание всего комплекса оборудования, запрашивалось около 35 млн. долларов. Первоначально планируется построить 200 таких машин.
Великобритания

В настоящее время с кораблей различных классов используются противолодочные вертолёты «Си Кинг» HAS.1, «Уосп» HAS.1 и «Уэссекс» HAS.1. Основным из них является вертолёт «Си Кинг», построенный в 1969 году по лицензии на базе американского вертолёта S-61. Па вертолёте установлено оборудование английского производства: опускаемая ГАС типа 195 фирмы «Плесси», поисковая РЛС типа AN391, доплеровская навигационная станция AD580 фирмы «Маркони-Эллиот», радиовысотомер AN/APN-171 и автоматическая система управления полётом «Луис Ньюмарк» Мк31. Максимальный запас топлива составляет 3700 л. Английские вертолёты «Си Кинг» поставлялись под различными обозначениями в Пакистан (Мк40), ФРГ (Мк41), Норвегию (Мк43) и Австралию (Мк50).

«Уосп» и «Уэссекс», как сообщает зарубежная печать, устарели и будут заменяться новым противолодочным вертолётом «Линкс» HAS.2 англо-французской разработки.

«Линкс» (рис. 3) разрабатывался с 1968 года для вооружения главным образом английских и французских эскадренных миноносцев. Лётные испытания его начались в 1972 году, а поставки в части — в 1975—1976 годах. До 1980 года планируется построить около 500 машин для английских ВМС и сухопутных войск.


Рис. 3. Противолодочный вертолёт «Линкс» h5S.2 (английский вариант) во время лётных испытаний с тремя фотоаппаратами, смонтированными в подвесном контейнере

Фюзеляж цельнометаллической конструкции. Кабина, рассчитанная на двух человек, имеет большую площадь остекления для лучшего обзора. Шасси трёхколесное, неубирающееся, с самоориентирующимся носовым колесом. Для облегчения посадки на палубу корабля колёса основных стоек шасси (колея 2,77 м, база 3,01 м) могут устанавливаться под углом 45°. Вертолёт оснащён двумя газотурбинными двигателями, сухой вес каждого 136 кг, максимальная мощность по 900 л.с. Топливо (726 кг) содержится в пяти мягких баках, размещённых под полом кабины. Внутри кабины можно установить два дополнительных бака с 726 кг топлива. Предусмотрено протектирование баков.

Вертолёт оснащается автоматическим устройством управления полётом, включающим дублированную систему улучшения устойчивости по тангажу, крену, рысканию и общему шагу, а также одноканальную систему стабилизации курса. На вертолётах для флота Великобритании имеется также устройство стабилизации истинной высоты полёта и выполнения автоматического координированного разворота. Вертолёты ВМС Франции, кроме того, могут автоматически переходить в положение висения. Французский вариант вертолёта предполагается оснастить опускаемой ГАС и установить специализированную цифровую ЭВМ AQS-901 для обработки сигналов, поступающих от РГБ, и отображения их на индикаторах.

На английском варианте предусматривается применение УР AS.12 и разрабатываемых в настоящее время «Скьюа» (длина 2,4 м, вес около 180 кг). Вертолёт, оснащённый лебёдкой и соответствующим дополнительным оборудованием, может использоваться для поисково-спасательной службы.

В июле 1975 года вертолёт «Линкс» совершил посадку на палубу эскадренного миноносца «Шеффилд» (Великобритания). В это же время фирма «Уэстленд» получила заказ на 127 вертолётов, из них: 62 — для английских сухопутных войск и 30 — для флота, 18 — для ВМС Франции, девять — для Бразилии и восемь — для Нидерландов. Вертолетами «Линкс», судя по сообщениям иностранной печати, заинтересовались Норвегия, Дания, ФРГ и Австралия.

Франция

Для борьбы с подводными лодками предназначаются вертолёты собственного производства — SA-321G «Супер Фрелон» и SA-316 «Алуэтт» 3, а также американские — «Сикорский» HSS-1. Вертолёты последних двух типов устарели и будут заменены вертолётами «Линкс» HAS.2.

Вертолёты «Супер Фрелон» находятся в составе флота с 1970 года и действуют с десантных вертолётоносцев. Они относятся к современным тяжёлым машинам, нижняя часть фюзеляжа которых выполнена в форме летающей лодки. Вертолёт оснащён опускаемой ГАС, поисковой панорамной РЛС с аппаратурой опознавания «свой — чужой», доплеровской навигационной РЛС и радиовысотомером. Большое количество аппаратуры вызвало увеличение экипажа до пяти человек. При проведении операций по поиску подводных лодок продолжительность полёта составляет 4 ч. Вертолёт может использоваться для постановки и траления мин.

Разрабатываемый для Франции вариант противолодочного вертолёта «Линкс» будет оснащён вооружением и оборудованием французского производства.

Италия

Италия имеет на вооружении противолодочные вертолёты: АВ 204AS, АВ 212ASW (фирмы «Агуста-Белл»), А 106 («Агуста») и ASH-3 «Си Кинг» («Агуста-Сикорский»).

Вертолёт АВ 204AS — противолодочный вариант американского многоцелевого вертолёта UH-1B «Ирокез». Оснащён газотурбинным двигателем (запас топлива 700 л), ГАС и поисковой РЛС AN/APN-195. Общее время поиска с использованием гидроакустической станции 1 ч 40 мин (55% времени вертолёт находится в положении висения). Радиус действия 110 км. Имеется вариант, вооружённый УР AS.12, для борьбы с быстроходными катерами.

Вертолёт А 106 относится к классу лёгких одноместных машин. Запас топлива 200 л (с дополнительными баками 600 л), максимальная дальность полёта 250 км (с подвесными баками 740 км), а продолжительность полёта соответственно 1 ч 40 мин и 4 ч 30 мин.

Вертолёт АВ 212 ASW разработан на базе вертолёта АВ 204 AS и относится к классу средних машин, используемых с палуб небольших кораблей днём и ночью в любых метеорологических условиях. Оснащён гидроакустической станцией AN/AQS-13B с переменной глубиной погружении (максимальная до 137 м), поисковой РЛС MELARI-5955, доплеровской навигационной станцией AN/APN-172, радиовысотомером AN/АРМ-171, навигационным счётно-решающим устройством СМA-708 и автоматической системой управления полётом с гиростабилизированной платформой. Запас топлива 813 л, время поиска с двумя торпедами при скорости полёта 167 км/ч составляет 3 ч (50% времени он находится в режиме висения).

Вертолет ASH-З «Си Кинг» строится в Италии по американской лицензии. На нем установлена поисковая РЛС AN/APN-195 и доплеровская навигационная РЛС AN/APN-182.

В качестве противолодочного оружия наибольшее распространение получили торпеды американского производства типа Мк43, Мк44 и Мк46.

Основные характеристики корабельных противолодочных вертолётов

www.zvo.su

Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 2-я » Военное обозрение

Средства ПЛО для Puma Naval

В 2001 году румынское агентство военных исследований (ACTTM) продемонстрировало на международной специализированной выставке EXPO Mil (Бухарест, Румыния) авиационный вариант гидролокатора SIN-100.


Судя по комментариям, переделка румынского локатора под нужды палубной авиации восторга не вызвала.

Выставка EXPO Mil 2001.

На полу лежит гидролокатор SIN-100 (Румыния)

На той же выставке агентство ACTTM продемонстрировало прототип “пусковой установки для противолодочных гранат” (lansator de grenade anti-submarine). ПУ монтировались на внешних узлах подвески авиатехники и были рассчитаны на использование боеприпасов, которые уже производились на механическом заводе TOHAN S. A. (Брашов, Румыния). Речь шла о глубинных бомбах BAE-1 калибра 45 кг, из которых вес ВВ составлял 25 кг. Заявленная скорость погружения глубинных бомб BAE-1 — около 2,1 м/сек.


Выставка EXPO Mil 2005.


По правую руку от манекена — ПУ для глубинных бомб BAE-1 (Румыния)


Выставка EXPO Mil 2001.


Глубинная бомба BAE-1 (Румыния)

Я считаю, что применение глубинных бомб калибра до 50 кг эффективно на малых глубинах: для охраны внешних рейдов и прибрежных акваторий, а также пограничных рек. Они хороши для вооружения сторожевых катеров, например, “типа 80” ВМС Швеции или кораблей Дунайской флотилии ВМС Румынии. Но для противолодочных действий в открытом море эти бомбы, мягко говоря, малоэффективны.

В 2007 на выставке EXPO Mil румынский завод TOHAN S. A. продемонстрировал на своём стенде пусковую установку для легких противолодочных торпед воздушного базирования производства Portsmouth Aviation Ltd.

Не ясно, собирались ли румыны производить их по лицензии, или речь шла о приобретении партии таких ПУ.


Выставка EXPO Mil 2007.

ПУ для авиационных торпед пр-ва Portsmouth Aviation

Румынский автор, у которого я позаимствовал эту информацию (George GMT), пишет, что ему до сих пор не удалось узнать, был принят на вооружение хоть один из вышеуказанных образцов, или нет.

Тот же автор выложил и фото других румынских глубинных бомб пр-ва завода TOHAN S. A. Видимо, для расширения диапазона знаний, так как к вертолётной тематике они вряд ли имеют отношение.

Puma SOCAT

В начале 90-х годов румынское предприятие IAR совместно с израильской компанией Elbit Systems приступило к составлению плана модернизации вертолётного парка вооружённых сил Румынии (проект “Пума-2000”). Целью программы было создание современного ударного вертолёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с бронетехникой противника. С 1999 по 2005 модернизацию прошло 25 машин, и они поставлялись в ВС под обозначением IAR 330 Puma SOCAT. Это обошлось румынской казне в 150 млн. евро.

SOCAT (Sistem Optronic de Cercetare și Anti-Tanc).
Sistem Optronic (рум.) = оптико-электронная система.
Cercetare (рум.) = наблюдение, разведка.
Anti-Tanc (рум.) для борьбы с танками.

То есть это версия вертолёта, которая оснащена оптико-электронной системой для разведки, а также поиска и уничтожения танков на поле боя.

Вооружение Puma SOCAT (истребителей танков):
Ракетное:
32х НАР С-5К или С-5M в 2х подвесных блоках на пилонах;
8х ПТУР Spike-ER от Rafael в 2х подвесных блоках на пилонах;

Пушечное:
1х 20-мм пушка M621 (GIAT/Nexter) на носовой подвижной турели THL 20.

Проходил испытания и вертолёт, оснащённый теми же пушками M621, но в подвесных контейнерах (NC 621). Однако предпочтение отдали пушке на носовой турели.

Убийца танков IAR 330 Puma SOCAT румынских ВВС

Пума Навал второго поколения

В 2008 году компания IAR получила заказ на адаптацию 3-х машин Puma SOCAT под нужды румынского флота. Они должны были заменить вертолёты Puma Naval предыдущего поколения на палубах фрегатов “Мэрэшешть”, “Реджеле Фердинанд” и “Реджина Мария”. В марте 2009 года ВМС Румынии получили вертолёты Puma Naval нового поколения. Это стало возможно благодаря сотрудничеству не только с Elbit Systems Ltd., но и другими производителями: Turbomecanica, Aerostar, Aeroteh, Aerofina, Airbus Helicopters, Rafael, Breeze Eastern, Rockwell-Collins, Terma AS, Thales Underwater Systems, CCIZ, Condor.

Puma Naval 2-го поколения сохранили ИК обзорно-прицельную систему Elbit, установленную на Puma SOCAT и, наконец, в 2011 году получили бортовые РЛС Telephonics RDR-1500B.

Корпуса Puma Naval прошли антикоррозийную обработку, а сами машины получили более богатое оснащение.

Вот неполный список :
— РЛС кругового обзора;
— система предупреждения об лазерном облучении;
— система РЭБ;
— автоматическая идентификационная система судов;
— аппаратура обнаружения аварийных маяков;
— электромеханическая система складывания лопастей несущих винтов;
— подвесной топливный бак;
— фиксатор (гарпун), стопорящий вертолёт на палубе корабля;
— 2 посадочно-поисковые фары;
— энергопоглощающие кресла пилотов;
— спасательная лебедка;
— костюмы лётные с теплоизоляцией и спасательные жилеты для экипажа.


Выставка BSDA 2014 (Black Sea Defense & Aerospace Exhibition)
Демонстрировался 3-й вертолёт Puma Naval-2 (бортовой номер 142)


Подвесной топливный бак вдоль борта вертолёта.
Вдоль другого борта — учебная торпеда


Система “Гарпун” на палубной модификации вертолёта «Пума»


Палубная команда крепит вертолёт к палубе фрегата по-походному


А таким образом вертолёт крепится в ангаре фрегата.
2007-й год, программа «Пума Навал» действует всего 2 года

Вооружение «Пума Навал»
Прошедшие адаптацию палубные Пумы лишились ракетно-пушечного и стрелкового вооружения. Вопрос с использованием вертолётами глубинных бомб калибра 45 кг остался нераскрытым. А что взамен?

Был составлен и утверждён план модернизации палубных вертолётов. Он включал в себя установку различного вооружения, систем и оборудования. Реализация плана была разбита на несколько этапов.

Этап E1 реализован в период 2005-2008 гг. Сертификация машины в утверждённой конфигурации проведена в мае 2007 года, поставка модернизированных вертолётов завершена в декабре 2008.

Этап E2A: в период 2008-2011 гг. Сертификация — в июне 2011, поставка машин в ноябре 2011.

Этап 2B: 2012-2015 гг. (разбит на 2 подэтапа 2B-1 и 2B-2). Сертификация обоих подэтапов в сентябре 2014, поставки машин (2B-1) октябрь-январь 2014 и 2B-2 сентябрь-декабрь 2015 года.

17 декабря 2015 года ВМС Румынии получили еще один вертолёт Puma Naval версии 2B-2. И теперь 57-я вертолетная группа “Тузла” насчитывает 4 машины. На этом план “Puma Naval” по разработке палубных вертолётов для ВМС Румынии завершился.

После финализации этапа 2B-2 вертолёты Пума Навал должны были стать действительно многоцелевыми. Специально для операции НАТО “Атланта” один из вертолётов получил шкворневые (вертлюжные) установки в дверном проёме для монтажа 7,62/12,7-мм пулемётов.


Техники устанавливают ДШКМ на Puma Naval 2-го поколения


Антипиратская операция “Атланта”, 2012 год.
Воздушный стрелок (door gunner) румынского вертолёта с ДШКМ.
Функцию стрелка выполняет бортмеханик, он же по совместительству оператор лебёдки

После операции “Атланта” были предложены варианты вооружения вертолётов Пума Навал 12,7-мм пулемётом Browning M2 и даже шестиствольным скорострельным пулемётом M134 Minigun. От Браунинга румыны отказались, а в конце 2012 года был принят на вооружение 6-ствольный Миниган: 7,62-мм пулемет GAU-17 (M134D Minigun) от Dillon Aero.

Но, судя по всему, дальше выставочных демонстраций и учебных стрельб дело не дошло. Оно и понятно, ведь, по заявлению автора статьи в romanialibera.ro, на апгрейд одного антипиратского вертолёта (установка оптико-электронной системы наблюдения и ДШКМ) государство потратило 500 тыс. евро.


Крупнокалиберный пулемёт Браунинг М2


6-ствольный Миниган на выставке BSDA 2014. Эх! Мечты, мечты… На полу видны гидроакустические буи

После выставки с вертолёта демонтировали Миниган, буи забрали и он полетел на базу за другим апгрейдом: будут монтировать пусковые установки для торпед СтингРей. 09 августа 2013 года Министерство национальной обороны Румынии (MApN) объявило тендер на закупку лёгких торпед в количестве 18 единиц. Из бюджета выделено 55 млн. лей (USD 16,5-17 млн.).

Пока шёл тендер, пользователи на румынских форумах гадали: закупают торпеды то ли для фрегатов, то ли для палубных вертолётов. И сравнивали достоинства лёгких торпед. Кому отдадут предпочтение: то ли британским Стингрей, то ли американским MU-90 (замена Mark 46)?

Наконец, всё прояснилось: закупили у англичан Sting Ray. Ходили слухи, что торпеды не новые. Вроде как они были выведены британцами из эксплуатации, прошли восстановительные работы и затем проданы Румынии.


Первая торпеда Стингрей на вооружении ВМС Румынии.
Сейчас адмирал толкнёт речь, а батюшка освятит всё вокруг


Демонстрация на день ВМС Румынии (15 августа 2015).
Вертолёт Пума Навал готовится произвести пуск учебной торпеды.
В комментарии к фото говорится, что торпеда произведена в Румынии и является полным аналогом торпеды Стингрей. О как!


Пуск учебной торпеды Стингрей

Силовая установка вертолётов Пума

Силовая установка вертолётов Пума состоит из двух газотурбинных двигателей (ГТД) Тюрмо (Turmo) IV-CA мощностью 1588 л.с. каждый. Они производятся в Румынии с середины 70-х годов по лицензии французской компании Turbomeca. В качестве топлива используется керосин.


Где-то в районе Сомали. Машина налетала более 250 часов и техники возятся с движком. Операция Атланта, 2012 год

Мистер Пума Навал

Палубные вертолёты румынских ВМС базируются на аэродроме Тузла, близ порта Констанца. Это подразделение называется “57-я вертолетная группа Тузла” (Grupul 57 Elicoptere Tuzla). С момента формирования группы (2005 г.) на протяжении 10 лет её бессменным командиром являлся коммандер Тудорел Дуцэ. Этот офицер совершил свой первый полет 34 года назад, во время учёбы в военном колледже «Димитрие Кантемир» (Брашов, Румыния).

Последовало два десятилетия службы в Военно-воздушных силах Румынии, во время которых он совершенствовал свои профессиональные навыки.

1984 год: закончил Военное авиационное училище лётчиков «Аурел Влайку» (Бузэу, Румыния). Присвоено звание лейтенанта, освоил профессию “военный летчик-пилот вертолета”.

1995 год: закончил Военную техническую академию (Бухарест, Румыния). Получил степень бакалавра.

2002 год: закончил Объединенный военный колледж (Париж, Франция). Получил степень магистра.

2003 год: переведён на службу в Военно-морские силы Румынии. В течение года проходит обучение во Французском институте по безопасности полетов (Париж, Франция). По окончании курсов получил диплом “офицер по безопасности полетов”.

В ноябре 2005 года при Главном штабе военно-морских сил Румынии был создан Центр управления авиацией. Шефом Центра управления авиацией (и командиром вертолетной группы) был назначен коммандер Тудорел Дуцэ*. Его звание соответствует званию капитана 2-го ранга (ВМФ) или подполковника сухопутных сил. Уже в декабре первая группа из 8-ми морских офицеров стала курсантами летного училища “Аурел Влайку” (Şcoala de Aplicaţie pentru Forţele Aeriene «Aurel Vlaicu»). Это училище 21 год назад закончил и сам коммандер, тогда ещё молодой лейтенант.

* Тудорел — это уменьшительно-ласкательная форма имени Тудор (Фёдор). Я понимаю, когда так обращается мама или любящая жена. Но представить, что старшина или младший офицер докладывает подполковнику: “Федюнчик! Ваше приказание выполнено!”, я не могу.

Коммандер Дуцэ по праву считается основателем военно-морской авиации Румынии. За огромный вклад в дело создания, развития и отстаивание интересов военно-морской авиации ему дали прозвище “Человек Пума Навал” (Omul «Puma Naval»).

Не сочтите за пафос, но для румынской морской авиации этот человек сравним с Василием Филипповичем Маргеловым.


Мистер “Пума Навал” коммандер Тудорел Дуцэ

Коммандер принимал личное участие практически во всех учениях и походах. Например, в международной операции “Атланта” по борьбе с сомалийскими пиратами. ВМС Румынии отправила на операцию фрегат “Реджеле Фердинанд” с палубным вертолётом на борту. Пилотировал машину коммандер Дуцэ.


Операция “Атланта”, 2012 год.
Тудорел Дуцэ у вертолёта Puma Naval, палуба фрегата “Regele Ferdinand”

Учения 2-й группировки кораблей НАТО на Чёрном море в марте 2015 (Standing NATO Maritime Group 2) также не обошлись без участия господина Дуцэ. Машиной под управлением коммандера был доставлен на борт фрегата “Реджина Мария” министр обороны Румынии Мирча Душа (Mircea Dusa). В то утро дул сильный ветер, море было неспокойным, высота волн достигала 3 метров, но вертолёт с министром совершил удачную посадку.


Министр обороны Румынии благодарит коммандера за полёт.
Учения Standing NATO Maritime 2015, палуба фрегата “Regina Maria”

Тудорел Дуцэ свободно владеет французским и английским языками и благодаря этому получил прекрасную подготовку не только в Румынии, но и за рубежом. За безупречную службу и профессионализм коммандер Дуцэ отмечен высшими правительственными наградами, в том числе орденами “За заслуги/доблесть” различных степеней.

2009 год: кавалерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Cavaler).

2013 год: офицерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Ofiţer).

2014 год: кавалерская степень ордена “За военные заслуги” (Ordinul Virtutea Militară în grad de Cavaler).

Примечателен факт, что в 2013 офицерскую степень ордена вручали и другим высшим офицерам, в том числе и начальнику главного штаба ВМФ Румынии контр-адмиралу Александру Мыршу (Alexandru Mîrşu). За свою долгую службу Тудорел Дуцэ накопил около 3000 часов лётного опыта, а весной 2015 года он вышел на заслуженную пенсию.

Последний полёт коммандера

22 апреля 2015 года коммандер Дуцэ совершил свой последний полёт в качестве военного пилота. Отец румынской военно-морской авиации и командир вертолётной группы поднял машину с аэродрома Тузла на родной военной базе недалеко от Констанцы. Всё начиналось как обычно: предполётный медицинский контроль, затем брифинг и получение полётной документации. В тот день было пасмурно и дождливо, но иногда сквозь тучи проглядывало солнце. Погода была безветренной, но ненадолго пилот оказался в зоне турбулентности. Как сказал коммандер Дуцэ после посадки, смена погоды во время полёта — краткое содержание всей его жизни, которую он провёл в воздухе. С такими моментами сталкивается любой пилот за время своей долгой карьеры. Будущий военный пенсионер облетел аэродром и порт Мангалия: словом всё то, что за десятилетие стало родным и близким. Во время полёта и до самой посадки вертолёт коммандера сопровождала пара легкомоторных Diamond DA20. Своеобразный почётный караул или кортеж в знак уважения достойному командиру и человеку.


Посадка отслужившего своё коммандера Тудорела Дуцэ

На лётном поле встречать пилота выстроились многие его сослуживцы. Присутствовал даже начальник главного штаба ВМФ Румынии и друг лётчика контр-адмирал Александр Мыршу. В ангаре коллеги организовали небольшую церемонию прощания. После короткой речи уже бывший командир вертолётной группы со словами «передаю управление в хорошие руки» вручил ручку управления вертолётом (джойстик) своему преемнику. Основатель воздушных сил ВМФ вышел на пенсию, но проект Пума Навал продолжит развиваться и после его ухода.

Крайний полёт коммандера в качестве военного пилота.

Ниже я попытался составить сравнительную таблицу нескольких палубных вертолётов. В сравнении участвуют: IAR 330 Puma Naval (палубная модификация IAR 330 Puma) ВМС Румынии.; SH-32 Cougar (палубная модификация Super Puma AS-532SC) ВМС Чили; Lynx HAS.3 (HAS = Helicopter, Anti-Submarine) Королевского ВМФ Великобритании.

Любопытные факты

Итальянская Аэроспасьяль (Aerospatiale) после нескольких слияний стало частью Eurocopter, затем Aérospatiale-Matra и наконец Airbus Helicopters.
Вертолёты Уэстленд «Линкс» — совместная разработка британской фирмы Westland и французской Aérospatiale.

Английская Уэстленд (Westland) также несколько раз поглощалась и вначале стала частью AgustaWestland, затем Finmeccanica, а с 28 апреля 2016 Leonardo-Finmeccanica.

Французская Turbomeca входит в группу Safran. В 1968 году было зарегистрировано совместное предприятие Rolls-Royce Turbomeca Limited (RRTM).

Англо-французское СП было создано для разработки ТВД Adour для истребителя SEPECAT Jaguar (СЕПЕКАТ “Ягуар”). Совместное предприятие разработало и производит два типа авиадвигателей: турбовентиляторный (ТРДД) Адур и газотурбинный (ГТД) RTM322. В 2001 году компания Rolls-Royce Turbomeca получила контракт в 1 млрд. USD на оснащение 399 немецких, французских и голландских вертолетов Eurocopter NHI NH90 двигателями RTM322. По состоянию на 2012 год Turbomeca поставляет двигатели для установки на гражданские и военные вертолеты не только Eurocopter, но и других ведущих производителей: AgustaWestland, Sikorsky, HAL, NHI.

В 2013 году шли переговоры с Россией на предмет установки двигателей Turbomeca Ardiden 3G на Ка-62 и Arrius 2G1 на Ка-226Т.

На румынском сайте rumaniamilitary.ro кто-то высказал мнение, что, судя по всему, IAR 330 PUMA Naval — лебединая песня румынского вертолётостроения. Но многие уверены, что у предприятия IAR есть будущее. Действительно, есть куда двигаться: можно наладить производство новых моделей двигателей взамен разработки 40-летней давности.
Во-первых, этими двигателями можно заменить устаревшие на вертолётах ВВС и ВМС Румынии (около 40 ед.).

Во-вторых, около 60 вертолётов было экспортировано в следующие страны: Республика Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Конго, Кения, Ливан, ОАЭ, Пакистан, Судан, ЮАР. Возможно, и эти страны пожелают получить новые двигатели для своих машин.

Даже Великобритания выкупила у ЮАР 6 вертолётов на запчасти для нужд королевских ВВС. То есть и у англичан есть некоторое количество аналогичных вертолётов.

Всего произведено более 170 вертолётов марки IAR 330 Puma, и многие нуждаются в запчастях или модернизации. Да и IAR 316 Алуэтт было произведено около 130 машин для которых нужны комплектующие. К тому же производитель предлагает гражданскую модификацию IAR 330 Puma VIP в комплектации VVIP для комфортного размещения 12 ВИП-персон.

Да, авиастроительная промышленность Румынии не в лучшем состоянии. И доказательством тому факт, что начиная с 2000 года предприятие IAR разделилось на 3 компании:

IAR Ghimbav — производство и ремонт вертолётов.
Construcţii Aeronautice — производство и ремонт самолётов.
Top Therm — производство окон и дверей из ПВХ.

Короче, крутятся и выживают, как могут. Но, как говорится, поживём — увидим.

Ниже выкладываю любопытные видео с участием палубного вертолёта «Пума».

Автор благодарит Bongo за консультации.

КОНЕЦ.

Источники информации:
Журнал “Marina Romana” (янв. — фев. 2006 г.).
Савинский Юрий Эзекейлевич. Helicopter universe // Мир вертолета.
https://www.facebook.com/tudorel.duta
https://www.facebook.com/ForteleNavaleRomane/
https://www.facebook.com/grupul.deelicoptere.1/
http://www.navy.ro/despre/organizare/istoric_elicopt.php
http://www.cartula.ro/forum/topic/7343-iar-316-b-alouette-naval/
http://m.ziarulevenimentul.ro/stiri/stiinta-si-tehnica/elicopterul-iar-316b-alouette—33248.html
http://www.rumaniamilitary.ro/date-despre-iar-330-puma-naval
http://romaniaforum.info/board3-marina-romana-romanian-navy/board636-armament-naval/board683-elicoptere-navale-maritime-helicopters/1480-i-a-r-330-puma-naval/#post4232
http://www.resboiu.ro/bsda-2014-iar-330-puma-naval/
http://www.rumaniamilitary.ro/radarul-de-pe-puma-naval http://www.rumaniamilitary.ro/un-elicopter-antisubmarin-puma-naval-prima-varianta
http://www.rumaniamilitary.ro/puma-naval-sm-sau-super-puma#prettyPhoto
http://www.rumaniamilitary.ro/torpila-sting-ray-pe-puma-naval
http://www.rumaniamilitary.ro/date-despre-iar-330-puma-naval
http://www.rumaniamilitary.ro/firmele-britanice-si-nu-doar-ele-interesate-de-industria-de-aparare-romaneasca
http://www.helicopter-database.de/photo_search.php?type=99999®=&cn=3140&operator=99999&airport=99999&author=99999&PhotoDate=99999&photoid=99999&category=99999&sortby=99999&country=99999&count_select=ja&PageNum=1
http://www.bizbrasov.ro/2015/12/16/iar-ghimbav-livreaza-joi-ultimul-elicopter-iar-330-puma-naval/
http://www.resboiu.ro/puma-naval-lansare-a-unei-torpile-de-exercitiu/
http://www.resboiu.ro/marina-primeste-maine-cel-de-al-patrulea-elicopter-puma-naval/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0-25
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_07/p9.php http://www.airwar.ru/enc/uh/ka126.html
http://russianplanes.net/type/Kamov/Ka-26
http://avia.pro/blog/vertolyot-iar-330-tehnicheskie-harakteristiki-foto
http://www.aviastar.org/helicopters_eng/ka-126.php
http://suntemromania.blogspot.md/2015/03/797exercitii-pe-mare-reporter-in-focul_17.html
http://romaniaforum.info/board3-marina-romana-romanian-navy/board636-armament-naval/board683-elicoptere-navale-maritime-helicopters/1480-i-a-r-330-puma-naval/#post4232
http://target.ucoz.ru/publ/24-1-0-385 http://www.mapn.ro/cpresa/2547_Prezentarea-elicopterului-IAR-330-PUMA-NAVAL

topwar.ru

Первый советский палубный вертолет Ка-15

Опыт создания вертолетов соосной схемы, полученный при разработке машин Ка-8 и Ка-10, вскоре оказался востребованным. Военные моряки сочли такую схему оптимальной для компактного корабельного вертолета.

В августе 1950 года, когда опытный Ка-10 еще только проходил испытания, в конструкторском бюро Н. Камова началась предварительная проработка проекта более совершенной машины. Новый вертолет создавали по традиционной компоновке с расположением кабины экипажа перед двигателем (на Ка-8 и Ка-10 пилот находился за двигателем). Сочтя неудачным применение поплавкового шасси на Ка-8 и Ка-10, главный конструктор выбрал для Ка-15 колесное четырехопорное шасси (на первом прототипе шасси было поплавковым). Вертолет получил закрытую двухместную кабину и двухкилевое хвостовое оперение. В качестве силовой установки выбрали поршневой радиальный двигатель АИ-14В мощностью 255 л. с.

ИСПЫТАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

9 июня 1951 года инициатива Н. Камова была «узаконена» постановлением совета министров СССР о начале финансирования разработки Ка-15. Первый опытный экземпляр вертолета впервые поднялся в воздух 14 апреля 1953 года.

Летные испытания вскрыли ряд проблем, часть из которых удалось решить внесением изменений в конструкцию машины, а часть — выработкой особых рекомендаций по пилотированию. 6 ходе испытаний на вертолете Ка-15 летчиком В. В. Винницким были поставлены два мировых рекорда — на маршрутах 100 и 500 км были показаны средние скорости 162,784 км/ч и 170,455 км/ч соответственно.

Важным этапом в истории камовской машины стали флотские испытания, проводившиеся на крейсерах «Куйбышев» и «Кутузов». Вместе с Ка-15 в них участвовал конкурент — корабельный вариант вертолета Ми-1. По итогам испытаний Ка-15 был признан более подходящим для базирования на кораблях, и в мае 1955 года государственная комиссия подписала акт с рекомендацией о принятии вертолета на вооружение. В следующем году на авиа заводе в Улан-Удэ начался серийный выпуск Ка-15. До 1964 года изготовили 354 серийные машины.

СЛУЖБА

В 1957 году в составе авиации Балтийского флота сформировали первую часть, вооруженную вертолетами Ка-15 — 225-ю отдельную эскадрилью корабельных вертолетов (в апреле следующего года она вошла в состав 413-го отдельного вертолетного полка). В том же году сформировали 257-ю отдельную эскадрилью на Тихоокеанском флоте, а также 830-й отдельный противолодочный вертолетный полк на Северном флоте. Опыт эксплуатации Ка-15 на кораблях и береговых аэродромах показал как сильные, так и слабые стороны камовской машины. Небольшие размеры вертолета позволяли эксплуатировать его с небольших площадок — вполне достаточным считался размер ВПП 9 х 5 м. Вот, пожалуй, и все плюсы Ка-15. Недостатков было больше, и главный из них — малая грузоподъемность вертолета, что 8 сочетании с солидными массогабаритными характеристиками тогдашней поисковой аппаратуры исключало выполнение противолодочных задач одной машиной. Для этого требовалось выделить минимум три вертолета.

Первый из них нес два радиогидроакустических буя РГБ-Н массой по 45 кг. Они сбрасывались в районе предполагаемого местонахождения вражеской субмарины. На втором Ка-15 устанавливали аппаратуру СПАРУ-55. принимающую сигналы от буев.

Наконец, третий вертолет нес средства поражения — две 50-килограммовые глубинные бомбы ПЛАБ-МК и оптический прицел 0ПБ-1Р. Естественно, такая сложная система была малоэффективной. На Ка-15 испытывали также другие средства поиска подлодок — магнитометр АПМ-56 «Чита», опускаемые гидроакустические станции «Вишера» и «Клязьма». Но они так и не вошли в состав оборудования Ка-15. В итоге уже в 1963 году Ка-15 сняли с вооружения противолодочной авиации. Чуть дольше прослужили учебные вертолеты УКа-15. снабженные двойным управлением.

В ГРАЖДАНСКОЙ СФЕРЕ

До начала 1970-х годов демобилизованные Ка-15 служили в Аэрофлоте и ДОССАФ. Они применялись для подготовки курсантов, а также для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в Молдавии, Украине, Казахстане. Некоторое количество Ка-15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов. В этой роли Ка-15 имел преимущества перед Ми-1 благодаря меньшим размерам и отсутствию длинной хвостовой балки с рулевым винтом, На базе Ка-15 создали гражданский четырехместный вертолет Ка-18 «Малютка». Завод в Улан-Удэ в 1959-1961 годах выпустил 111 таких машин, эксплуатировавшихся около полутора десятилетий.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KAMOB Ka-15

  • Тип: одномоторный палубный вертолет
  • Экипаж, чел.: 2
  • Двигатель: поршневой АИ-14В максимальной мощностью 255 л. с.
  • Размеры, м:
    — длина фюзеляжа: 6,26
    — высота: 3,35
    — диаметр несущих винтов: 9,96
  • Вес, кг:
    — пустого вертолета: 968
    — нормальный взлетный: 1360
    — максимальный взлетный: 1460
  • Технические характеристики:
    — максимальная скорость, км/ч: 155
    — дальность полета, км: 310
    — практический потолок, м: 3500
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь