Ми-26
Ми-26 | |
Тип: | Транспортно-десантный вертолёт |
Разработчик: | ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель: | Роствертол |
Первый полёт: | 14 декабря 1977 года |
Статус: | В производстве, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: | ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Казахстана, ВВС Украины, ВВС Беларуси |
Годы производства: | С 1980 |
Единиц произведено: | 310 |
Стоимость единицы: | $20-25 млн (на 2011 год) |
История создания и производства
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.
Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.
Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО «Роствертол»), двигателя Д-136 — на Запорожском ПО «Моторостроитель» (сегодня АО «Мотор Cич», главный конструктор Ф.М. Муравченко).
Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.
В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 — 01-03), вторая — пять (№№02-01 — 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).
Назначение
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения спасательных работ.
Способен перевозить груз массой до 20 т на расстояние до 400 км на высоте более 1 500 м.
Конструктивные особенности
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси.
Фюзеляж
Фюзеляж полумонококковой конструкции выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым — штурман-радиооператор, между летчиками на откидном сиденье может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена отдельная кабина для четырех пассажиров.
В центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина. Она оснащена механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов по полу кабины, который оборудован рольгангами и крюками для крепления грузов. Кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками.
Хвостовая балка с плоской нижней поверхностью для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регулируемым на стоянке стабилизатором.
Несущий винт восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы имеют усовершенствованные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокоррозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с.
Рулевой винт
Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы из стеклопластика.
Шасси
Шасси неубирающееся трехопорное, со сдвоенными основными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120х450 мм отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.
Силовая установка
Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке).
Двигатели Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).
Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02м, масса 3640 кг.
Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.
Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.
Оборудование
Оборудование. Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036.
Пилотажный комплекс ПКВ-26-1 включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему траекторного управления, систему директорного управления, систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.
Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-863 и Р-828, связную KB радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8, бортовую телевизионную аппаратуру БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-УЗ», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.
Описание конструкции
Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. С двумя двигателями мощностью 11 400 л.с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.
Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00 × 3,25 × (2,95-3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку.
В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций.
На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (в США фирмой Sikorsky производится аналогичный по задачам, в полтора раза уступающий Ми-26 в грузоподъёмности, CH-53E Super Stallion).
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Технические характеристики
- Экипаж: 5 (2 у Ми-26Т2)
- Пассажировместимость: 85 солдат или 70 десантников с полным снаряжением или 60 носилок для раненых и три места для сопровождающих медработников
- Грузоподъёмность: 20 000 кг
- Длина: 40,02 м
- Длина фюзеляжа: 33,74 м
- Диаметр несущего винта: 32,0 м
- Диаметр рулевого винта: 7,61 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота:
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 804,25 м²
- База шасси:
- Колея шасси: 5,0 м
- Масса пустого: 28 200 кг
- Нормальная взлётная масса: 49 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 56 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках:
- Объём топливных баков: 12 000 л (14 800 л в четырех ПТБ или 4780 л в двух ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136
- Мощность двигателей: 2 × 11 400 л. с. (взлётная)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 295 км/ч
- Крейсерская скорость: 265 км/ч
- Практическая дальность: 800 км
- Перегоночная дальность: 2350 км (с четырьмя ПТБ)
- Продолжительность полёта:
- с максимальным запасом топлива:
- Практический потолок: 6500 м
- Статический потолок: 1520 м
- Динамический потолок: 4600 м
- Скороподъёмность:
- Вертикальная скороподъёмность:
Модификации
- В-29 — прототип
- Ми-26 — военный транспортный вариант
- Ми-26А — улучшенный вариант
- Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
- Ми-26MS — медицинский вариант
- Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
- Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
- Ми-26ПК — «летающий кран»
- Ми-26T — гражданский транспортный вариант
- Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
- Ми-26TC — грузовой вариант
- Ми-26ТМ — «летающий кран»
- Ми-26ТП — пожарный вариант
- Ми-26ПП — постановщик помех
- Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
- Ми-26ТЗ — топливозаправщик
- Ми-27 — воздушный пункт управления
Ми-27
В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.
Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.
Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.
Применение
- Афганская война
- Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
- Гражданская война в Анголе
- Карабахская война
- Первая чеченская война
- Вторая чеченская война
Первое боевое применение Ми-26 прошли в 1984-ом году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР дислоцированного в г.Душанбе.
В 1988-ом была проведена первая уникальная операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию проводил Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37
27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.
Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.
Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.
Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.
Авиапроисшествия и катастрофы
- Катастрофа с Ми-26 19 августа 2002 в Чечне стала крупнейшей по числу жертв в истории военной авиации СССР/России и крупнейшей катастрофой вертолёта в истории мировой авиации. Он был сбит чеченскими боевиками под Ханкалой ракетой из ПЗРК «Игла-1М». Тогда погибло 127 человек.
Авиапроисшествия и катастрофы | ||||
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы/Проишествия | Погибло/всего на борту | Краткое описание |
26.01.1983 | н/д | близ Торжка | 6/6 | Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте |
18.10.1985 | н/д | пгт. МосковскийТаджикистан | 1/н.д. | Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта |
24.06.1987 | 51 | близ Кутаиси | 1+17/18 | Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта |
11.12.1987 | н/д | близ аэродрома города Кварели | 3/6 | Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта |
14.05.1989 | 06003 | близ Лабытнанги | 0/н.д. | Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки. |
1989 | 72 | аэродром Телави | 0/н.д. | Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую |
13.12.1989 | н/д | близ Ростова | 5/5 | Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский» |
20.03.1990 | 06024 | близ Киренска | 9/9 | Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта |
18.08.1990 | 06023 | Тюменская область | 5/5 | Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза |
15.07.1991 | н/д | близ Чирчика | 0/н.д. | Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе |
03.03.1992 | н/д | близ села Сейдиляр | 12/50 | Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК |
12.05.1992 | н/д | близ села Вазашен | 8/8 | Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м. |
27.02.1993 | 06193 | аэропорт Steung Treng | 0/14 | Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН |
15.10.1993 | 06043 | близ Нефтеюганска | 0/н.д. | Разбился |
19.10.1995 | 95 красный | близ мыса Неупокоевка островаБольшевик | 8/18 | Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт |
19.10.1996 | н/д | округ Капит | 1/2 | Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске |
18.08.1997 | н/д | близ города Ключи | 0/7 | Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта |
25.09.1999 | н/д | близ Ботлиха | 0/н.д. | Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов |
20.03.2000 | н/д | округ Капит | 2/5 | Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины |
21.02.2001 | н/д | близ аэродромаМарково | 0/н.д. | Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе |
01.12.2001 | 92 красный | близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края | 2/18 | Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км |
19.08.2002 | 89 красный | близ Ханкалы | 127/152 | Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле. |
03.05.2003 | 06075 | близ Читы | 12/12 | Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт. |
02.12.2006 | 29112 | близ Кандагара | 8/8 | Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях. |
14.07.2009 | ER-MCV | Гильменд | 1+6/6 | При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета. |
14.12.2010 | Z3076/D | аэродромСатвари | 0/8 | Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта. |
20.12.2011 | 06121 | близ Тайлаково | 1/6 | При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел. |
05.06.2012 | н/д | в 200 км от Сургута | 0/5 | Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта. |
Эксплуатанты
Бывшие эксплуатанты
- Молдавия
weapons-russia.ru
26 — Самый большой вертолет в мире
- Подробности
- Категория: Военные Вертолеты России
- Опубликовано: 17.10.2016
Ми-26 — самый большой вертолет в мире, разработанный в 70-ых года 20-го века для уникальных транспортных операций
- Общее описание
- Технические характеристики
- Летные характеристики
- Силовая установка
- Корпус
- Оборудование
Вертолет Ми-26 — это детище советских авиаконструкторов, которое было разработано в 70-х годах прошлого столетия. Основной задачей ОКБ Миля было создание винтокрылой машины с высокими подъемными характеристиками, которая одинаково хорошо подошла для военного и гражданского применения. Уже в 1988 году Ми-26 доказал свою состоятельность. Первое летное испытание было связано с доставкой, сбитой на территории Афганистана, боевой машины Ми-8. Транспортировка осуществлялась на внешней подвеске. Уже тогда стало ясно — многолетние работы над созданием вертолета увенчались успехом. Вертолет Ми-26 — это самая большая винтокрылая машина в мире, которая закрепила за собой официальный рекорд книги рекордов Гиннеса: 224 парашютиста были подняты на отметку 6,5 км. Это знаменательное событие, обратившее пристальное внимание общественности, состоялось в сентябре 1996 года.
По вместительности машина сравнима с самолетами. Но она имеет значительно меньшую дальность полета. Без дозаправки, этот вертолет способен преодолеть всего 800 км, однако, он не требует протяженной взлетной полосы и может обеспечить переброску техники и контингента в труднодоступные регионы. На Ми-26 установили немалое число рекордов. Только Ирине Копец принадлежат 9 достижений мирового значения. Также можно считать рекордом полет по замкнутому кругу на средней скорости 279 км/ч. Расстояние, которое пришлось преодолеть пилотам, в августе 88 года, составило 2000 км. Полет был осложнен метеоусловиями.
Технические характеристики Ми-26
- Максимальная длина вертолета — 40 м.
- Ширина грузового отсека — 3,2 м.
- Длина фюзеляжа — 33,7 м.
- Величина внешнего диаметра несущего винта — 32 м.
- Количество лопастей вертолета — 8. Современный Ми-26 оборудован металлопластиковыми лопастями. Такое решение снижает вес вертолета.
- Значение площади, отметаемой лопастями — 804,25 м.кв.
- Диаметр рулевого винта — 7,61 м.
- Высота вертолета — 8,145 м.
Летные характеристики
- Крейсерская скорость — 265 к/мч. Максимальная скорость — 295 к/мч.
- практический потолок — 4600 м
- статический потолок — 1800 м
- динамический — составляет 6500 м.
- Вес пустого вертолета — 28200 кг.
- Нормальная взлетная масса — 49500 кг., Максимальный взлетный вес — 56000 кг.
- Грузоподъемность в грузовой кабине — 20000 кг
- Грузоподъемность на внешней подвеске — 20000 кг. При таких циклопических цифрах часовой расход топлива составляет 3100 кг/час.
В 1982 году борт Вертолета Ми-26 взял груз массой 25 т и при этом совершил подъем на высоту 4000 метров.
На борту самого большого вертолета способны разместиться 82 солдата или 68 экипированных парашютиста. В случае эвакуации раненых бойцов, в грузовом отсеке могут поместиться 60 солдат и три врача сопровождения. Стоит отметить, что экипаж машины состоит из 6 человек.
Двигатель Ми-26
Силовая установка Ми-26 представлена двумя двигателями производства АО «МОТОР СИЧ», ранее ЗПО «Моторостроитель». Мотор Д-136 — это двухкаскадный трехвальный авиационный турбодвигатель модульного типа. Пять из десяти модулей являются взаимозаменяемыми. Камера сгорания двигателя — кольцевая. Компрессор двигателя — осевой, состоит из 6 каскадов низкого давления и 7 — высокого. Конструкция компрессора аналогична Д-36. Единственным отличием является отсутствие перегородки между каскадами низкого и высокого давлений. Турбина компрессора — одноступенчатая. Силовая турбина — двухступенчатая с охлаждаемыми лопатками.
class=»eliadunit»>Взлетная мощность каждого двигателя составляет 11400 л. с. Объем бортовых топливных баков — 12000 л. Емкость четырех подвесных топливных баков (ПТБ) — 14800 л. Двух ПТБ — 4780 л. Дальность полета при перегонке — 2350 км (при установке четырех ПТБ и заправке бортовых топливных баков). Тяговое усилие вертолета передается редуктором винта, находящегося в зацеплении с валом силовой турбины двигателя. Вспомогательные агрегаты мотора приводятся в движение от турбины высокого давления через специальные коробки. Все узлы двигателя доступны для ремонта и обслуживания. Моторесурс мотора был увеличен за счет пылезащитных устройств перед воздухозаборником.
Корпус Ми-26
Фюзеляж представляет собой полумонококовую конструкцию, имеющую переменное сечение. Носовая часть — это радиопрозрачный обтекатель, который закрывает комплекс РЛС. За ним располагается экипажная и кабина сопровождающих. Далее, фюзеляж переходит в грузовой и задний отсеки. Основной материал корпуса — сплав алюминия.
Оборудование Ми-26
На борту Вертолета Ми-26 установлен комплекс радиоэлектронного оборудования, позволяющего выполнять задачу транспортировки в любое время суток и при любых метеоусловиях. Новейшая модификация вертолета Ми-26Т2 несет на своем борту систему БРЭО-26. Также она оборудована удобной кабиной и системой навигации на основе ГЛОНАСС. Основное отличие военной версии машины — это система навигации. Гражданская модификация отличается специальной подвеской, которая позволяет транспортировать морские контейнеры. Необходимость использования машины для транспортировки дров побудила разработчиков оснастить ее специальным захватом.
Участие в спасательных операциях
По вторжении многонациональной коалиции в Афганистан, вертолетом Ми-26 была проведена эвакуационная операция поврежденной техники. Это два вертолета СН-47 «Чинук», принадлежащих ВВС США и винтокрылая машина AS-532 «Кугуар», принадлежащей ВВС Голландии. Вертолет Ми-26 применялся, в качестве транспортного вертолета, при конфликте в Нагорном Карабахе. Первая и вторая чеченские кампании также не обошлись без него. Не стало исключением использование самого большого вертолета в африканских конфликтах. Так, Ми-26 не является боевой машиной и он уязвим перед ручными ракетными комплексами.
Заключение
Вертолет Ми-26 — это машина, которая как нельзя лучше подходит для решения военных и гражданских задач. Его назначение не ограничивается ни перевозкой больших грузов, ни спасательными операциями. Он применяется для ликвидации техногенных катастроф и природных катаклизмов. Круг задач, решаемых с его помощью, постоянно расширяется.
class=»eliadunit»>tehnorussia.su
26 — это… Что такое Ми-26?
Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
История создания и производства
Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего по состоянию на 2011 год изготовлено 310 машин (по данным реестра воздушных судов). Выпуск продолжается.
Описание конструкции
Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. С двумя двигателями мощностью 11 400 л.с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.
Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00 × 3,25 × (2,95-3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку.
В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций.
На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (в США фирмой Sikorsky производится аналогичный по задачам, в полтора раза уступающий Ми-26 в грузоподъёмности, CH-53E Super Stallion).
Бортовое оборудование
Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.
Тактико-технические характеристики
Три проекции Ми-26 Грузовая кабина Ми-26Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Источник данных: [4]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Модификации
Ми-26 эвакуирует Чинук- V-29 — прототип
- Ми-26 — военный транспортный вариант
- Ми-26А — улучшенный вариант
- Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
- Ми-26MS — медицинский вариант
- Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
- Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
- Ми-26ПК — «летающий кран»
- Ми-26T — гражданский транспортный вариант
- Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.[6]
- Ми-26TC — грузовой вариант
- Ми-26ТМ — «летающий кран»
- Ми-26ТП — пожарный вариант
- Ми-26ПП — постановщик помех
- Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
- Ми-26ТЗ — топливозаправщик
- Ми-27 — воздушный пункт управления
Ми-27
В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий[7]. Машина получила обозначение Ми-27.
Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и гальюн.
Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия[8].
Применение
27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста[9].
Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.[10][11][12]
Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.[13]
Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге
Авиапроисшествия и катастрофы
Эксплуатанты
Бывшие эксплуатанты
См. также
Примечания
Литература
Шунков, Виктор Николаевич — Справочное издание «Боевые вертолёты»
Ссылки
dic.academic.ru
Ми 26 самый большой вертолёт в мире
Ми-26 (Изделие 90)(НАТО Halo – Ореол) – крупнейший в мире серийный многоцелевой транспортный вертолет. Использовался как в военной, так и в гражданской авиации. За свой внешний вид прозван летчиками – Летающая корова.
В 70-х годах конструкторское бюро им. Миля разрабатывало многоцелевой вертолет способный перевозить полезных грузов до 20 т. И 14 декабря 1977 первый Ми-26 поднялся в воздух.
Ми-26 представляет собой одновинтовой вертолет с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. Цельнометаллический корпус состоит из кабины экипажа, кабины для пассажиров сопровождающих груз, грузовую кабину, и задний отсек с люком для погрузки грузов. Для тяжелых грузов имеется лебедка способная затянуть в вертолет объекты весом до 500 кг. Также Ми 26 способен перевозить грузы на внешней подвеске. Вертолет может вместить в себе 82 десантника или 60 носилок с ранеными.
На вертолете Ми 26 устанавливались два газотурбинных двигателя ЗМКБ Прогресс Д-136 или Д-127. Мощностью 11400 л. с. каждый. Способные разогнать вертолет до 295 км/ч и поднять груз до 20 т.
Было построено много модификаций Ми-26:
V-29 – прототип
Ми-26 — военный
Ми-26А — модернизированный Ми-26
Ми-26М — с улучшенной производительностью
Ми-26MS — медицинский
Ми-26НЕФ-М — противолодочный
Ми-26П — гражданский вмещающий 63 пассажира
Ми-26ПК — кран
Ми-26T — гражданский транспортный
Ми-26Т2 —сокращено количество членов экипажа, улучшено БРЭО
Ми-26TC — грузовой
Ми-26ТМ — летающий кран
Ми-26ТП — пожарный
Ми-26ПП — постановщик помех
Ми-26TS — экспортный Ми-26T
Ми-26ТЗ — топливозаправщик (2 шт.)
Ми-27 — воздушный пункт управления
За весь период использование вертолета, Ми-26 применялись в Афганской войне, в ликвидации аварии на ЧАЭС, в Карабахском конфликте, в первой и второй войне в Чечне. Всего разбилось 26 вертолета. Ми-26 используется в таких странах как Россия, Казахстан, Украина, Беларусь, Узбекистан, Китай, КНДР, Лаос, Камбоджа, Мексика, Венесуэла, Перу.
Ми-26 применялся при эвакуации из Афганистана поврежденного вертолета СН-47 Чинук (ВВС США) и вертолета AS-532 Кугар (ВВС Нидерландов), использовался при перевозки самолета Ту-134.
Больше картинок и фотографий с вертолетом Ми 26 вы можете посмотреть в нашей галерее.
Характеристика Ми 26:
Длина – 35,91 м (с винтами 40,02)
ширина – 6,02
Высота – 8 м
Диаметр несущего винта – 32 м
Диаметр рулевого винта – 7,61 м
Грузовая кабина:
длина – 12 м
высота – 3,25 м
ширина – 3,25 м
Масса:
пустого – 28,2 тонны
взлетная – 56 тонн
максимальная масса груза – 20 т
Двигатели – 2 газотурбинных ЗМКБ Прогресс Д-136 или Д-127
Мощность – 2 x 11400
Скорость – 295 км/ч
Дальность полета – 1905 км
Практический потолок – 6500 м
Пассажиро вместимость – 200 чел.
Экипаж – 5 человек
Цена – 20-25 млн. долларов
Произведено – 300 шт.
Видео Ми 26:
unikteh.ru
Ми-26 | |
---|---|
Ми-26 ВВС России на авиасалоне МАКС-2013 | |
Тип | тяжёлый транспортно-десантный вертолёт |
Разработчик | → ОКБ М.Л. Миля |
Производитель | Роствертол , Ростов-на-Дону |
Первый полёт | 14 декабря 1977 года[1] |
Начало эксплуатации | 1980 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС СССР (бывший) ВВС России см. эксплуатанты |
Годы производства | с 1980 года[1] |
Единиц произведено | 318 |
Стоимость единицы | $20-25 млн (на 2011 год)[2][3] |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Самый большой в мире вертолёт Ми-26
Созданный в КБ Миля могучий Ми-26 имеет размеры и мощность несравнимую с другими серийными машинами во всём мире и до сих пор удерживает это превосходство, продолжая работать как в военных, так и в гражданских сферах.
История создания самого большого вертолёта в мире Ми 26
В конце 1971 в авиапроме СССР одобрили задание на разработку вертолёта Ми-26, а к декабрю 1972 года КБ Миля подготовило эскизный проект. Для того чтобы технически грамотно разместить оборудование и силовые установки, в Москве, на заводе изготовили макет будущего вертолёта. После окончательного завершения проектирования конструкции и систем машины в 1974 году сложился целостный вид вертолёта. В этом же году приступили к сборке первого прототипа для лётных испытаний.
Морозным декабрьским днём 1977 года, ведущий лётчик-испытатель КБ Г.Р. Карапетян с экипажем, оторвал от земли огромную машину и провёл в режиме висения несколько минут. Вскоре начались госиспытания, которые продлились до конца лета 1980 года, после чего правительственная комиссия выдала разрешение на выпуск первой серии.
Головную машину серии построили в Ростове на лётном производственном объединении и 25 октября 1980 года этот гигантский Ми-26 совершил висение и полёт по кругу. В 1983 году новые вертолёты начали поступать на вооружение ВВС Советского Союза, а через три года приступили к эксплуатации новой машины в подразделениях «Аэрофлота».
Ми 26 схема вертолёта
Особенности конструкции Ми-26
Перед ведущим конструктором стояла трудная задача создать вертолёт по грузоподъёмности вдвое большей, чем может поднять Ми-6 и равный по величине нагрузке транспортного Ан-12. Решение М.Л. Миля было однозначно – классическая одновинтовая схема с восьмилопастным несущим винтом и рулевым винтом с пятью лопастями из композитных материалов.
Расположение лопастей на макете Ми 26
Специально для Ми-26 был создан новаторский несущий винт из восьми лопастей, состоящий из стального лонжерона и стеклопластика, образующего форму лопасти. По всей длине лопасти встроили систему, обнаруживающую на ранней стадии появление микротрещин. Как на несущем, так и на хвостовом винте лопасти оснащались электроподогревом.
Ещё одним новшеством, нашедшим применение на Ми-26, стал главный редуктор машины, изготовленный по необычной схеме, неизвестной до этого и развивающий мощность вдвое большую, чем у редуктора вертолёта Ми-6, с крутящим моментом на выходе, увеличенным на 50%.
Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями Д-136 мощностью в 11400 л.с. Расход топлива у этих могучих силовых установок составляет 3100 литров в час, что даёт при полной заправке 12 тонн выполнять перелёт на дальность 800 км.
Кабина экипажа, просторная и эргономичная, в ней с удобством размещались четверо человек: два лётчика, бортовой техник и в остеклённом носу штурман, бортовой механик находился за перегородкой, в соседней кабине. Размеры грузовой кабины для вертолёта были необычайно большие: длина протянулась почти на двенадцать метров, ширина оставалась неизменной – 3.2 м, по высоте в районе центроплана расстояние составляло 2,95 м, а в конце кабины – 3,17 м.
Ми 26 кабина
Ми-26 мог разместить в просторной кабине 82 бойца или 68 десантников с парашютами, в санитарном исполнении 60 раненных и трёх человек медперсонала. Одна из характеристик Ми-26, негабаритные грузы весом до 20 тонн доставлялись на внешней подвеске.
Ми 26 салон вертолёта
Шасси вертолёта не убираются и состоят из трёх опор с усиленными амортизаторами и регулируемым клиренсом для удобства при погрузке и разгрузке. Опора, размещённая снизу на балке, выполнена убирающейся.
Тактико-технические характеристики и грузоподъёмность Ми 26
Размеры
- Диаметр несущего винта – 32 м.
- Длина самого большого вертолёта при вращающихся винтах – 40,03 м.
- Высота вертолёта – 8,15 м.
Силовая установка
- Двигатели – 2 х Д-136.
- Мощность – 2 х 11400 л.с.
Весовые данные
- Вес пустой машины – 28150 кг.
- Максимальный взлётный вес – 56 т.
- Нормальный взлётный вес – 49,5 т.
- Максимальный вес груза – 20 т.
- Максимальный вес груза на внешней подвеске – 20 т.
Лётные данные
- Максимальная скорость – 295 км/час.
- Крейсерская скорость – 255 км/час.
- Статический потолок – 2900 м.
- Динамический потолок – 4600 м.
- Дальность полёта – 490 км.
- Перегоночная дальность – 1800 км.
Катастрофы Ми-26
Всего с начала эксплуатации по июль 2014 года зафиксировано 32 катастрофы. Обстоятельства, приведшие к лётным происшествиям:
- Отказ и разрушение рулевого винта – 5.
- Отказ управления – 3
- Отказ двигателя и редуктора – 5.
- Жёсткая посадка – 4.
- Несоблюдение правил полётов с грузом на внешней подвеске – 4.
- Сбиты в результате боевых действий – 6.
- Плохие метеоусловия, перегрузка, учебные полёты и пр. – 5.
Погибли в результате этих катастроф 217 человек, особенно тяжёлая катастрофа произошла под Ханкалой в Чечне, где погибли 127 наших соотечественников. 19 августа 2002 года из Моздока в Ханкалу вылетел Ми-26 на борту которого находилось 152 военнослужащих, одни возвращались из отпуска, другие летели к новому месту службы.
При подлете к Ханкале командир вертолёта майор О. Ботанов услышал хлопок и сразу сработали системы, предупреждающие о пожаре правого двигателя. Чтобы не допустить разрастание очага пожара, командир начал интенсивное снижение. Подход к земле на большой вертикальной скорости привёл к удару хвостовой балкой об землю.
Вертолёт начал разрушаться, военнослужащие находящиеся вблизи иллюминаторов и дверей быстро покинули горящую машину. Кабина вертолёта не пострадала и экипаж кинулся спасать горящих людей, стараясь быстрее вытащить их наружу. По воле случая машина приземлилась на минном поле, потушить огонь было невозможно и некуда эвакуировать пострадавших. Когда были расчищены проходы среди мин, вертолёт окончательно сгорел.
Позже установили, что вертолёт загорелся из-за попадания в него ракеты ПЗРК «Игла», а много погибших – это результат перегруженности машины в два раза, вследствие чего аварийная посадка была жёсткой.
Интересные факты о Ми 26
Уникальные возможности Ми-26 по перевозке негабаритных грузов на внешней подвеске подняли престиж этой машины и получили широкую известность во всём мире.
Ми 26 аэрофлот
Впервые зимой 1986 года была выполнена доставка на внешней подвеске планера Ту-124 в городок Щёлково-2, масса этой махины равнялась восемнадцати тоннам, управлял вертолётом пилот С. Сугушкин.
В 1988 году экипаж во главе с командиром О. Мариковым на Ми-26Т забрал, упавший Ми-8 в горной местности на высоте более трёх тысяч метров и перенёс его по воздуху в Тбилиси.
Таким же способом доставили в Таганрог самолёт Бе-12, вынуждено севшего из-за отказа двигателя в северной части Ростовской области.
В Папуа Новой Гвинеи экипаж Ми-26Т авиаотряда с Ухты, возглавляемый командиром А. Фатеевым искусно провёл операцию по вытаскиванию из болотистой почвы самолёта «Бостон» ВВС США, упавшего туда при вынужденной посадке во время последней мировой войны. В октябре 1994 года раритет доставили в порт Мананг и с тех пор он находится в австралийском музее ВВС.
Галерея: фото вертолёта Ми 26
Видео: взрыв вертолёта Ми 26
Дискавери о Ми 26 видео
aviarf.ru
Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26ТС. — Российская авиация
Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26ТС.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.
Ми-26ТС — сертифицированный по номерам летной годности СНГ вариант самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Машина была сертифицирована Авиарегистром МАК в соответствии с требованиями Норм летной годности гражданских вертолетов (НЛГВ-2), гармонизированных с Федеральными авиационными правилами США (FAR-29), после чего 27 сентября 1995 года получила обозначение Ми-26ТС («С» — сертифицированный).
Для вертолета разработан многочисленный ряд вариантов оборудования, позволяющий эффективно, безопасно, с высоким уровнем комфорта использовать машину для решения самого широкого круга задач — от пассажирских перевозок (включая VIP), до выполнения высокоточных монтажных работ, погрузочно-разгрузочных операций, тушения пожаров. По желанию заказчика вертолет может быть оснащен дополнительным оборудованием, значительно расширяющим возможности машины при выполнении различных видов работ с грузом на внешней подвеске, в частности:
-точного монтажа оборудования массой до 20 т;
-трелевки древесины;
-разгрузки контейнеровозов на рейде.
Оборудование включает подвесную кабину летчика-оператора с механическим управлением (кабина размещается на месте левой передней двери центральной части фюзеляжа, оператору обеспечивается возможность прямого наблюдения за грузом), систему ориентации груза, систему точного висения с ТВ-головкой, цветную обзорную телеустановку, захваты для трелевки древесины.
В настоящее время на «Роствертоле» прорабатывается 70-местный пассажирский вариант Ми-26ТС, а также туристический вариант с салоном 1-го класса на 12 человек и экономического класса на 24 человека. При этом учитываются требования отечественных норм летной годности НЛГВ-2, американских FAR-29 и европейских IAR-29, что дает право надеяться на получении отечественного и зарубежного сертификатов типа. Однако для этого предстоит решить ряд достаточно сложных проблем, требующих комплекса доработок базового вертолета, и связанных с увеличением массы конструкции. Так, следует обеспечить аварийное приводнение машины и ее покидание пассажирами в строго оговоренное время. Необходимо также провести цикл сертификационных испытаний. Все эти работы требуют значительных финансовых затрат, что не внушает оптимизма в отношении их скорого завершения.
В последние годы на «Роствертоле» подготовили проект реанимационно-эвакуационного вертолета Ми-26ТС «Летающий госпиталь». Он должен обеспечить доставку медиков, диагностику, оказание помощи пострадавшим на борту, а также их эвакуацию. Конструктивная особенность этого варианта — установка в грузовой кабине различных функциональных модулей с сохранением возможности транспортировки на внешней подвеске оборудования для полевого госпиталя (энергоблоков и др.).
Весьма привлекательно выглядит оснащение Ми-26ТС современной авионикой. Внедрение системы контроля тех-состояния и наработки агрегатов позволит сократить трудоемкость ТО примерно на 20%. Оснащение вертолета современной навигационной системой, пилотажно-навигационными приборами, системой картографической индикации, метеорадиолокатором, приборами контроля за работой силовой установки, прецизионной системой автоматического управления висением, очками ночного видения и др. позволит обойтись в экипаже без штурмана и бортинженера, функции которых возьмут пилоты, т.к. рабочие нагрузки на них будут значительно снижены.
В 1987 году на МВЗ для ведения геологоразведочных работ построили летающую лабораторию Ми-26 Л235. В настоящее время на «Роствертоле» разработан проект близкой по назначению машины, получившей обозначение Ми-26ТС «Геолог». Вертолет предназначен для сейсморазведки нефтяных и газовых месторождений в прибрежных районах и должен доставлять на внешней подвеске к месту работ специальную платформу. «Геолог» оснащается баллонетами, спецстворками, лебедкой СЛГ-1500, спасательным плотом ПСН-6АК и другим необходимым оборудованием.
ЛТХ:
Модификация: Ми-26ТС
Диаметр главного винта, м: 32,00
Диаметр хвостового винта, м: 7,61
Длина, м: 33,73
Высота, м: 8,15
Масса, кг
-пустого: 28200
-нормальная взлетная: 49600
-максимальная взлетная: 56000
Внутренние топливо, л: 12000
Тип двигателя: 2 х ГТД Д-136
-мощность, кВт: 2 х 8380
Максимальная скорость, км/ч: 295
Крейсерская скорость, км/ч: 255
Практическая дальность, км: 2000
Дальность действия, км
-с заправкой основных топливных баков: 680
-с заправкой основных и доп. топливных баков: 1800
Практический потолок, м: 6500
Статический потолок, м: 1520
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: до 70 пассажиров или до 20 пассажиров VIP или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими или 20000 кг груза в кабине или 18500 кг на подвеске.
Ми-26ТС на стоянке. Вертолет готовят к передаче в Китай.
Ми-26ТС на стоянке. Еще одна машина для КНР.
Ми-26ТС на стоянке.
Ми-26ТС в полете.
Ми-26ТС в полете на авиасалоне MAKС-2013.
Ми-26ТС Пожарной службы Греции.
Ми-26ТС Пожарной службы Греции.
Ми-26ТС Пожарной службы Греции с внешней подвеской «Bamby-Bucket» на тушении пожара.
Ми-26ТС китайской компании «Qingdao Helicopters Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «Qingdao Helicopters Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «Qingdao Helicopters Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «China Flying Dragon Special Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «China Flying Dragon Special Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «China Flying Dragon Special Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «China Flying Dragon Special Aviation».
Ми-26ТС китайской компании «China Flying Dragon Special Aviation».
.
.
Список источников:
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Авиация и Время. Игорь Величко. Изящный грузовоз.
Крылья Родины. А. Самохин. Вертолет-гигант Ми-26.
Фотоархив сайта russianplanes.net
xn--80aafy5bs.xn--p1ai