Многоцелевой ударный вертолет Ми-25. — Российская авиация
Многоцелевой ударный вертолет Ми-25.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.
На базе Ми-24Д был создан экспортный вариант — Ми-25, который отличался несколько иным составом бортового оборудования. Вертолет предназначался для поставок в государства, не входившие в состав стран Варшавского договора. Ми-25 поступил на вооружение Афганистана, Алжира, Анголы, Индии, Ирака, Камбоджии, Северной Кореи, Эфиопии, Кубы, Ливии, Никарагуа, Перу, Йемена, Сирии и Вьетнама.
В 1985 году два вертолета индийских ВВС были захвачены пакистанской армией. Обе машины были тщательно изучены и облетаны пакистанскими и западными летчиками. В апреле 1987 года вооруженные силы Чада захватили три ливийских Ми-25, один из которых был отправлен в США.
ЛТХ:
Модификация: Ми-25
Диаметр несущего винта, м: 17,30
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина,м: 21,50
Высота, м: —
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8340
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ТваД ТВ3-117
Мощность, л.с.: 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1125
Боевая дальность, км: 595
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1300
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: 1 х 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (на подвижной установке УСПУ-24, БК-1470 патронов)
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 4 х ПТУР 9М17П «Фаланга-ПВ», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР типа С-5: С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.
Ми-25 ВВС Индии.
Ми-25 ВВС Сирии.
Ми-25 из состава ООН.
Ми-25 ВВС Индии. Рисунок.
Ми-25 ВВС Ирака. Рисунок.
Ми-25 ВВС Перу. Рисунок.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. Вадим Михеев. Винтокрылый штурмовик Миля.
Эспринт. Николай Секач. Боевой вертолет Ми-24.
Авиация и Время. Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Под сенью знамен боевых.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-24.
Вадим Михеев. МВЗ им.М.Л.Миля 50 лет.
Авиация и Время. Юрий Григорьев. Исторический очерк боевого вертолета.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-25».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Боевые вертолеты Ми-25 и Ми-35
«Краткая справка: Экспортная модификация российского боевого вертолета Ми-24, вертолеты Ми-25/Ми-35. История создания, модификации, боевое применение»
Боевой вертолет Ми-25/Ми-35 — экспортный вариант Ми-24
История создания вертолетов Ми-24 и Ми-35
Есть такая шутка — «что такое вертолеты? это души погибших танков». Наверняка, её вспоминает каждый, кто хоть раз увидит боевой вертолет Ми-24. Однако, за рубежом «крокодил» (прозвище Ми-24 за характерный внешний вид) больше известен под экспортными обозначениями: Ми-25 и Ми-35. Ми-25 представляет собой экспортный вариант модификации Ми-24Д, а Ми-35 — модификации Ми-24В.
Оба варианта от «российской» версии отличаются комплексами бортового оборудования, и теоретически представляют её полную копию. Так ли это на самом деле, сказать трудно, но технические характеристики Ми-24 соответствующих модификаций и экспортных аналогов практически совпадают.
- Вертолеты типа Ми-25 экспортировались в: Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Йемен, Камбоджу, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию.
- Вертолеты типа Ми-35 экспортировались в: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Зимбабве, Индию, Индонезию, Кипр, Мьянму, Намибию, Перу, Сенегал, Судан, Узбекистан, Чехию, Шри-Ланка, Эритрею, Эфиопию.
Ми-25 ВВС Индии
Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35
См. статью о боевом вертолете Ми-24.
Вертолет Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-х лопастным рулевым винтами.
Фюзеляж полумонокок, цельнометаллический. На фюзеляже установлено небольшое крыло, консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора.
Силовая установка состоит из 2х ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.
Кабины членов экипажа раздельные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.
Боевой вертолет Ми-25/Ми-35
Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35
- Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д.
- Ми-25У — экспортный вариант Ми-24ДУ с полноценным двойным управлением, но без пулемёта.
- Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
- Ми-35М1
- Ми-35М2 — высотный, с двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, измененным составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета «Игла-В», пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
- Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
- Ми-35МО — ночной, с оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
- Ми-35ПН — ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- «Mission-24» — модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.
Характеристики Ми-25, Ми-35 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевой вертолет |
Год выпуска: | Как у Ми-24Д и Ми-24В |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 2х ТВ3-117 мощностью 2200 л.с. / 2х ТВ3-117В мощностью 2225 л.с. |
Максимальная скорость: | 320 км/ч |
Практический потолок: | Статический: 1300 м / 2000 м, динамический: 4500 м / 4600 м |
Дальность полета: | 595 км (боевая), 1000 км (перегоночная с подвесными баками). |
Масса пустого: | 8340 кг / 8500 кг |
Максимальная взлетная масса: | 11500 кг (нормальная взлетная 11200 кг). |
Размах крыльев: | Диаметр несущего винта: 17,3 м, размах крыла: 6,66 м. |
Длина: | По фюзеляжу: 17,506 м, с учетом винтов: 21,35 м. |
Высота: | До втулки несущего винта: 4,39 м, по рулевому винту: 5,47 м. |
Площадь крыла: | 6,75 кв.м. |
Вооружение: | Пушка, управляемые ракеты, НУРС (как у Ми-24 соответствующих моделей, но штатное вооружение заменено экспортными аналогами). |
Характеристики приведены для моделей Ми-25/Ми-35, там где они различаются, данные даны через дробь
Боевое применение Ми-25 и Ми-35
Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях:
- гражданская войны в Республике Чад (1980-1987)
- ирано-иракская война (1980-1988)
- 5-ая арабо-израильская война в Ливане (1982)
- гражданская война в Никарагуа (1983-1990)
- гражданская война в Анголе (с 1985 года)
- индо-пакистанский конфликт (1987)
- гражданская война в ЭФиопии (1988-1991)
- война в Кувейте (1990 г). Л
Также вертолеты успешно работали:
- Операции против сепаратистов на юге Ливана (Ливия)
- Операции против ТОТИ в Шри-Ланке (Индия)
- Операции против «красных кхмеров» в Камбодже (Вьетнам)
- Операции против наркомафии (Перу)
- Против мятежников и пиратов в Эфиопии (правительство Эфиопии)
На «совести» «экспортников» есть также два любопытных эпизода:
- Первый в мире бой между боевыми вертолетами (иракский Ми-25 против иранского AH-1J «Си Кобра», 1980 г.).
- Первая победа боевого вертолета над боевым самолетом (иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 «Фантом II», 24 октября 1982 г.).
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
25 — это… Что такое Ми-25?
Ми-24 | |
---|---|
Первый полёт: | 19 сентября 1969 года |
Принят на вооружение: | 1972 |
Производитель: | Роствертол |
Модификации: | Ми-24А, Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24БМТ, Ми-24В (Ми-35), Ми-24Д (Ми-25), Ми-24П (Ми-35П), Ми-24ВП, Ми-24ВМ (Ми-35М) |
Габариты | |
Диаметр несущего винта: | 17,3 м |
Диаметр рулевого винта: | 3.908 м |
Высота с вращ. винтами: | 5,47 м |
Длина фюзеляжа: | 17,51 м |
Ширина фюзеляжа: | 1,7 м |
Высота: | 5,7 м |
Основные массы | |
Пустой: | 7580 кг |
Нормальная взлётная: | 10500 кг |
Максимальная взлётная | 11000 кг |
Максимальная грузоподъёмность: | 2400 кг |
Масса груза на внешней подвеске: | 2000 кг |
Внутренний запас топлива: | 2100 кг |
Силовая установка | |
Количество, тип, марка: | 2 х ТВ3-117 |
Мощность: | 2 х 2200 л.с. |
Вспомогательная силовая установка: | Аи9 |
Лётно-технические характеристики | |
Экипаж: | 2 чел. |
Пассажиров: | 8 чел. |
Крейсерская скорость: | 270 км/ч |
Максимальная скорость в горизонтальном полёте: | 320 км/ч |
Дальность полёта практическая: | 450 км |
Дальность полёта перегоночная: | 1000 км |
Средний расход топлива: | 780 л/час |
Статический потолок: | 1500 м |
Динамический потолок: | 4500 м |
Допустимый угол крена: | 45 град. |
Вооружение | |
Число точек подвески: | 4 |
Управляемое ракетное: | Штурм-В |
Неуправляемое ракетное: | С-5, С-8, С-24 |
Ми-24 (Hind по классификации НАТО) — советский транспортно-боевой вертолёт. В 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Экипаж — 2 человека, имеется кабина для десанта из 8 человек. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на Ростовском вертолётном заводе.
Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков.
Модификации
Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки HАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М»
Ми-24А — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 гг. Построено около 250 штук.
Ми-24Б — Ми-24А с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения.
Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, серийно не выпускался.
Ми-24У — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Д — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 гг. Изготовлено около 350 машин.
Ми-24ДУ — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-24В — самый массовый вариант. 4 ПТУР 9К113 Штурм-В с системой наведения Радуга-Ш. В середине 80-х годов вертолет получил подвески для 8 и 16 ПТУР. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки НАР Б-8В20А с НУРС С-8, блоки Б-13Л1 с НУРС С-13Б и тяжелые НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000 вертолетов.
Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
Ми-24П — Ми-24В со спаренной пушкой ГШ-30К, размещенной на правом борту в неподвижной установке У-280, боекомплект — 250 снарядов. Пулемет ЯкБ-12,7 демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.
Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
Ми-24ВП — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 250 снарядов) в подвижной установке НППУ-24. На позднесерийных вертолётах появились ПТУР Атака-В и обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для ПТУР. Выпускался с 1989 года.
Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н, всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех «Липа», подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Игла-В.
Ми-24 в трёх проекциях
Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении.
Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2).
Ми-24ВК2/ПК2 или Ми-35ВН/ПН — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24.
Ми-24К/Р — разведывательная модификация, оснащалась аэрофотоаппаратом АФА-100.
Ми-24РХР — вертолёт радиохимической разведки. Контейнеры ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС(Оценка уровня заражения местности).
Ми-24ПН — приспособленный к ночным боевым действиям. На вертолете Ми–24ПН установлен бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО–24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения «Зарево». Модернизированные вертолёты этой модификации поставляются в войска с 2004 года.
Дополнительное вооружение
Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолетные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемет Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62).
Также Ми-24 может нести пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом в 250 снарядов.
Ми-24 в конце 80-х гг. получили ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами.
На вооружении
- Россия
- Армения
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Афганистан
- Беларусь
- Болгария — В конце 70-х началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-ой эскадрильи 24-ой вертолётной базы.[1]
- Венгрия — В 1978-79 годах на вооружение 87-го вертолётного авиаполка поступило 30 Ми-24Д. В 1984-85 годах полк получил ещё 12 Ми-24В. В 1995 году Венгрия приобрела в Германии 14 Ми-24Д и 6 Ми-24П, ранее стоявших на вооружении армии ГДР.[2]
- Венесуэла — 10 Ми-35М2[3]
- Вьетнам
- Грузия
- Индия — Первым соединением ВВС Индии вооруженным штурмовыми вертолётами, стала 125-ая эскадрилья штурмовых вертолётов, сформированная 1 ноября 1983 года. Первоначально пилоты эскадрильи тренировались на вертолётах других типов, так как первые Ми-25 поступили в эскадрилью только 5 мая 1984 года. Второй штурмовой эскадрильей стала 104-ая эскадрилья, получившая Ми-35 в 1990 году. Всего индийские ВВС приобрели около 40 Ми-25 и примерно 20 Ми-35. в 2001—2003 годах, 25 вертолётов были модернизированы фирмой IAI, было установлено более современное БРЭО, а так же вертолёты были оснащены противотанковыми ракетами Рафаэл Спайк.[4][5]
- Ирак
- Казахстан — 42 Ми-24В
- Куба
- Македония
- Монголия
- Никарагуа — В октябре 1984 болгарский транспорт «Христо Ботев» выгрузил в никарагуанском порту Эль Блуфф первую четвёрку Ми-25. Всего в Никарагуа было поставлено 18 вертолётов, которые сразу же включились в боевые действия против контрас, в ходе которых было потеряно как минимум два Ми-25.[6]
- Перу
- Польша — Первые Ми-24Д Польша получила в 1978 году, а в конце 80-х начали поступать усовершенствованные Ми-24В. Всего на вооружение 49-го полка штумовых вертолётов поступило 16 Ми-24Д, столько же Ми-24В стояло на вооружении 56-го полка. В 1996 году парк ударных вертолётов пополнился шестнадцатью Ми-24Д из арсенала бывшей ГДР. Шесть Ми-24В из 56-го полка были отправлены в Ирак. 24 декабря 2004 года эти вертолёты прибыли в Кувейт, а 23 января 2005 года они уже выполнили первые боевые вылеты.[7]
- Сирия
- Словакия — После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, Словакии отошли 8 Ми-24Д, 10 Ми-24В и один Ми-24ДУ.[8]
- Судан
- Украина
- Хорватия — В мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или на Украине. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-ая эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР «Спираль». Один невооруженный Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нем установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-ая эскадрилья, в которой на тот момент находили все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение.[9]
- Чехословакия — Вооруженные силы Чехословакии получили первые Ми-24 в августе 1978. Всего в составе первой партии было получено 38 Ми-24Д и 2 учебно-тренировочных Ми-24ДУ, которые поступили на вооружение 51-го вертолётного полка. Вторая партия состояла из 30 Ми-24В, поступивших в 11-ый вертолётный полк.[10]
- Чехия — После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, Чехии отошли 16 Ми-24Д, 20 Ми-24В и один Ми-24ДУ. Все они были сведены в одну 331-ю вертолётную эскадрилью. С 2003 по 2006 год, в счет погашения советского долга Чехия получила 17 новых Ми-35 в целом идентичных Ми-24В.[11]
- Шри-Ланка — В 1995 году ВВС Шри Ланки приобрели первые три подержанных украинских Ми-24В, которые поступили в 401-ую эскадрилью, вскоре в ноябре того же года, Ми-24 были сгруппированы во вновь созданной 9-ой вертолётной штурмовой эскадрилье. Затем было приобретено ещё три Ми-24В, опять же украинских. В 1996-1999 годах у Украины, с целью восполнения потерь, было закуплено ещё несколько Ми-24, по разным данным их число колеблется от четырёх до десяти. Кроме того, была закуплена пара Ми-35, которые стали единственными машинами этого типа приобретенные Шри Ланкой в России. В 2000 году было приобретено ещё три Ми-35П. После 2000 года, все оставшиеся в строю штурмовые вертолёты были модернизированы израильской компанией IAI Elta. Ми-24 активно использовались против боевиков ТОТИ и при этом они несли ощутимые потери, всего было сбито и уничтожено на аэродромах не менее десяти вертолётов.[12][13][14]
- Эфиопия
Аварии и катастрофы
[15]
Боевое применение
Примечания
- ↑ Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Болгарии. // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 11. — С.36.
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.
- ↑ Россия завершила поставку вертолетов Венесуэле
- ↑ Official website of Indian AirForce.
- ↑ Indian Air Force
- ↑ Nicaragua, 1980—1988
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Польши // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 9. — С.47.
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Словакии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 2. — С.52.
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Хорватии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.42-45.
- ↑ Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.47-48.
- ↑ Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.48.
- ↑ ACIG:Sri Lanka, since 1971
- ↑ Михаил Жирохов. Война в «раю»
- ↑ Sri Lanka Air Force
- ↑ В Саратовской области разбился ударный вертолет Ми-24, экипаж погиб
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Ми-25 Википедия
Ми-24 | |
---|---|
Тип | ударный вертолёт |
Разработчик | ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель | «Завод № 168» (Роствертол) РВПО Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» |
Первый полёт | 19 сентября 1970 года |
Начало эксплуатации | 1972 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС России ВВС СССР (бывший) ВВС Украины ВВС Беларуси |
Единиц произведено | ~ 3500[1][2] |
Варианты | Ми-35М Ми-24ПУ1 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Кроил».
Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.
Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев).
На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache[3][4].
Содержание
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 3 Модификации
- 4 Дополнительное вооружение
ru-wiki.ru
Ми-35 Википедия
Ми-24 | |
---|---|
Тип | ударный вертолёт |
Разработчик | ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель | «Завод № 168» (Роствертол) РВПО Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» |
Первый полёт | 19 сентября 1970 года |
Начало эксплуатации | 1972 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС России ВВС СССР (бывший) ВВС Украины ВВС Беларуси |
Единиц произведено | ~ 3500[1][2] |
Варианты | Ми-35М Ми-24ПУ1 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Кроил».
Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.
Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев).
На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache[3][4].
Содержание
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 3 Модификации
- 4 Дополнительное вооружение
ru-wiki.ru
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ми-24 | Опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7 (боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа. |
Ми-24 Super Hind | Глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой с участием АО «Роствертол»[6]. Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка. |
Ми-24 Super Hind Mk. II | |
Ми-24 Super Hind Mk. III | Модификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой и украинским государственным предприятием «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» для ВВС Алжира в 1999—2004 годах[7]. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта[7]. |
Ми-24 Super Hind Mk. IV | Модификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой и украинскими государственными предприятиями «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» и «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»» для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24[7][8][9]. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов[7]. |
Ми-24 Super Hind Mk. V | |
Ми-24А (изделие 245) | серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях. |
Ми-24Б (изделие 241) | Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолёт прошёл испытания в 1971—1972 годах[10]. |
Ми-24БМТ (изделие 247) | минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался. |
Ми-24В (изделие 242) | Самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года[10]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов. |
Ми-24ВК-1/2/1.2 | (Экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4 (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М). |
Ми-24ВК-2/ПК-2 | Модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24[11]. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению. |
Ми-24ВМ | Модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ[12]. Поставляется в войска России с 2011 года[13]. |
Ми-24ВП (изделие 258) | Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся лётчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался[источник не указан 1464 дня]. |
Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И | Проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были. |
Ми-24В- | Украинский ремоторизованный вариант Ми-24В, оснащённый двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО «Мотор Сич», что позволило увеличить максимальную высоту полёта на 1500 м и повысить грузоподъёмность вертолёта на 1000 кг[14][15] |
Ми-24Д (изделие 246) | С новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин[16]. |
Ми-24ДУ (изделие 249) | Учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У. |
Ми-24К (изделие 201) | Разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины. |
Ми-24М (изделие 247) | Противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.[источник не указан 659 дней] |
Ми-24П (изделие 243) | Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг. |
Ми-24ПН | Модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолётов переданы в 2004 году[17]. |
Ми-24ПС | Милицейский патрульно-спасательный вертолёт. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружён 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащён системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолёта установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебёдка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащён метеолокатором и пулемётно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители. |
Ми-24ПУ1 | Украинская модернизация Ми-24П. Установлены: модернизированные двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полётной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GPS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году[18]. Было построено три опытных экземпляра, которые в октябре 2016 года были переданы в войска[19]. |
Ми-24Р (изделие 2462) | Вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин. |
Ми-24РА | Вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика. |
Ми-24У (изделие 244) | Учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления. |
Ми-24ХР | Вертолёты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки заражённых районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолёты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолётных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям. |
Ми-25 | Экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования. |
Ми-35 | Экспортный вариант Ми-24В. |
Ми-35ВН/ПН | Экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2. |
Ми-35М | Экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся. |
Ми-35П | Экспортный вариант Ми-24П |
Ми-35ПМ | Версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов. |
www.http-wikipediya.ru