Вертолет SA315B «Лама» | Военное оружие и армии Мира
В 1968 году правительство Индии заказало французской фирме «Аэроспасьяль» вертолет, способный работать в высокогорных районах Гималаев. Такая машина была нужна для обслуживания пограничных постов в неспокойных районах границы с Пакистаном и Китаем.
Конструкторы, не мудрствуя лукаво, «скрестили» элементы двух отработанных вертолетов: цельнометаллический ферменный фюзеляж SA313B «Алуэтт» II и силовую установку (вместе с трансмиссией и трехлопастным несущим винтом) БАЗ 16В «Алуэтт» III. В результате новая машина получила изрядный избыток мощности, что позволило существенно поднять потолок.
Вертолет, получивший название SA315B «Лама», был построен и испытан в сжатые сроки: прототип впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 года, а 30 сентября 1970 года машина получила французский сертификат летной годности.
Еще во время испытаний в 1969 году «Лама» продемонстрировала свои уникальные возможности, осуществив посадку с экипажем из двух человек и грузом массой 120 кг на площадку, расположенную на высоте 7500 м над уровнем моря. А 21 июня 1972 года SA315B, пилотируемый Жаном Буле, установил абсолютный мировой рекорд высоты полета для вертолетов, поднявшись на 12 442 м. На такой высоте температура упала до 63 °С ниже нуля, и двигатель вертолета заглох. Запустить его не удалось, и Жану Буле пришлось поневоле установить еще один рекорд, совершив самую длительную в истории посадку на авторотации.
Рекорды стали прекрасным маркетинговым ходом, позволившим расширить продажи «Лам». В повседневной эксплуатации динамический потолок SA315B ограничивался 5400 м, а статический (высота, на которой вертолет способен зависнуть) — 5050 м. Но для большинства эксплуатантов этого вполне хватало. До 1991 года во Франции выпустили 407 вертолетов SA315B.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
«Лама», как и ее «родственники» из семейства «Алуэтт», может применяться в гражданском и военном вариантах. Военные модификации вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, поисково-спасательных операций (в этом случае оборудуется лебедкой грузоподъемностью 160 кг), перевозки людей и грузов, а также медицинской эвакуации (двое носилок и один сопровождающий медик).
Высотный показатель делает SA315B особенно подходящим для горных районов: серийный вертолет может транспортировать на внешней подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другая важная особенность конструкции — универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.
В ИНДИИ
Первый вертолет SA315B, заказанный Индией, был выпущен 6 октября 1972 года. Вскоре Индия приобрела лицензию на производство таких машин. Выпуск их под названием «Читах» освоил концерн HAL. К настоящему времени изготовлено около 300 машин, включая некоторое количество в варианте огневой поддержки. Такой вертолет, получивший название «Лансер», оборудован стрелковым прицелом, а типовой комплект его вооружения включает два комбинированных подвесных контейнера, в каждом из которых установлен 12,7-мм пулемет и три направляющие для 70-мм неуправляемых ракет.
Совершенствование «Ламы» в Индии продолжается. В 2016 году ее армейская авиация получила первые из 20 заказанных вертолетов «Читал» — модификации «Читаха», оборудованной более мощным и современным турбовальным двигателем «Турбомека» ТМ333-2М2. Благодаря этому увеличилась скорость и дальность полета вертолета.
Небольшое количество вертолетов «Читах» Индия поставила армии Непала. В то же время Пакистан, также испытывающий острую нужду в вертолетах для высокогорья, приобрел партию SA315B во Франции.
В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ
Другим регионом, где получили распространение военные варианты вертолета SA315B, стала Южная Америка. Государства этого региона используют «Ламы» в высокогорных районах Анд. Производство SA315B под обозначением НВ315В «Гавьяо» было налажено бразильской фирмой «Хелибраз», но большинство выпущенных машин экспортировано. «Ламы» французского и бразильского производства применяют вооруженные силы Боливии, Аргентины, Чили, Эквадора, Перу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСПАСЬЯЛЬ SA315B «ЛАМА»
- Тип: легкий многоцелевой вертолет
- Экипаж, чел.: 1-2
- Вместимость: 2-3 чел. или 1135 кг груза
- Двигатель: турбовальнйй «Турбомека Артуст» IIIB максимальной мощностью 550 л. с.
- Размеры, м:
длина: 10,24
высота: 2,75
диаметр несущего винта: 10,20 - Вес, кг:
пустого вертолета: 1021
максимальный взлетный: 2300 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 210
дальность полета, км: 515
практический потолок, м; 5400
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
6467warfor.me
Sud-Aviation Lama. Фото. Характеристики. История.
Аэроспасьяль SA.315B Лама — многоцелевой вертолёт.
Спроектирован в 1968 французской компанией Aérospatiale (ныне Eurocopter France) соответственно с техническим требованиями индийских ВВС.
Sud-Aviation Lama. Фото.
Опытный образец поднялся впервые в воздух 17.03.1969. К 1996 во Франции изготовлено приблизительно 1450 вертолётов «Lama», их поставили в 31 страну. Вертолёты строят по лицензии в Индии (изготовлено более 330 экземпляров), Бразилии и Румынии (больше 200).
Sud-Aviation Lama. Фото.
21.06.1972 на данном вертолёте установлен рекорд высоты для всех вертолётов: он достиг высоты 12442м. Этот подтверждённый официально рекорд в истории строения вертолётов остаётся непобитым и доныне.
Характеристики вертолета Аэроспасьяль SA.315B Лама:
- Количество членов экипажа:1
- Наибольшее количество пассажиров: 4 пассажиров или 2 носилок и сопровождающие
- Грузоподъёмность:785кг груза или на подвесе 1000кг груза
- Длина:12,92 м
- Диаметр несущего винта:11,02м
- Диаметр рулевого винта:1,91м
- Высота:3,09м
- Площадь, ометаемая несущим винтом:95,38кв.м
- Колея шасси:2,38м
- Вес пустого:1014кг
- Нормальный взлётный вес:1950кг
- Наибольший взлётный вес:2300кг
- Объём баков с топливом:575л
- Силовая установка:1×турбовальный TurbomecaArtousteIIIB
- Наибольшая скорость:192км/ч
- Практическая дальность:515км
- Практический потолок:4000м
- Скороподъёмность:4,2м/с
- Нагрузка на диск:20,4кг/кв.м
Sud-Aviation Lama. Фото кабины.
Мощность двигателей:
- 1 × 870л.с. (1×649кВт)
- мощность уменьшена до 550л.с. (410кВт)
Статический потолок:
- с применением эффекта земли:3750м
- без применения эффекта земли:2800м
Посмотреть другие вертолеты
Avia.pro
avia.pro
Настройка соосных моделей вертолетов на базе Lama V3-V4
Контролируемый полёт всегда привлекал людей своей красотой, изяществом и плавностью. Полет в небе — это еще и необычный факт. Ведь самолеты тяжелее воздуха, а способны парить в небе как птицы. Человек еще с древних времен хотел покорять небесные просторы, управлять летательной машиной.
Инструкция для вертолетов на базе Lama V3-V4
Предисловие
Контролируемый полёт всегда привлекал людей своей красотой, изяществом и плавностью. Полет в небе — это еще и необычный факт. Ведь самолеты тяжелее воздуха, а способны парить в небе как птицы. Человек еще с древних времен хотел покорять небесные просторы, управлять летательной машиной. Благодаря тому, что прогресс не стоял на месте, наука и техника создала летательные машины, которые теперь свободно парят по бескрайним небесным просторам. А с развитием авиа моделирования, управлять самолетами могут все желающие.
Сейчас на рынке моделирования на радиоуправлении существует много различных моделей и конструкций, которые могут летать в воздухе. Рынок настолько большой, что способен удовлетворить практически любые запросы потребителей. Однако в данной статье речь пойдет о вертолетах. Вертолеты — это уникальные модели, которые способны не только летать, но и совершать взлет и посадку без посторонней помощи. Им не нужна взлетно-посадочная полоса, они могут долго висеть в воздухе, не меняя свое положение.
Это одни из самых сложных в управлении моделей. Поэтому перед покупкой дорогой модели, задумайтесь о своем выборе, чтобы потом не было обидно по поводу разбитого вертолета. Хотя всему можно научиться.
Вертолеты могут быть нескольких видов. Первый — это однороторные. В этих моделях установлен основной ротор и задний хвостовой ротор, который компенсирует крутящий момент и управляет курсом. Другой вид — это соосные вертолёты, в которых установлено два основных ротора.
Следует отметить, что соосные вертолёты — это более стабильные и простые в управлении вертолеты. Они подойдут начинающим любителям авиа моделирования. Эти вертолеты неприхотливы в облуживании и дешевые в ремонте по сравнению с однороторными вертолетами.
Выбор вертолета
Фирма E-Sky занимается моделированием и серийным выпуском соосных вертолетов. На сегодняшний день в ее арсенале есть такие известные авиамодели, как: Lama V4 и Lama V3, Comanche, Dauphin, также новые модели Lama V4 II, Kob и Hunter EC-130. Все эти модели принадлежат к одному классу.
Вертолет Dauphin
|
Вертолет Comanche
|
Вертолет Lama V4 |
Вертолет Lama V3
|
Вертолет Kob
|
Вертолет Hunter EC-130
|
Вертолет Lama V4 II |
В комплект поставки входит все необходимое, для того чтобы научить управлять вертолетом, обучающий симулятор, зарядные аккумуляторные батареи. Все комплектующие аккуратно упакованы в пенопластовую коробку, что предотвратит ваш самолет от повреждений во время транспортировки.
Эти модели изготовлены в масштабных пропорциях 1:32. Они полностью являются моделями 3D класса. То есть могут не только подняться в воздух и опуститься вниз, но и поворачивать влево или вправо, лететь вперед или назад. Синхронное изменение частоты вращения роторов позволяет управлять вертолетом вверх и вниз. Изменение угла атаки лопастей нижнего ротора позволяет управлять вертолетом по горизонтали, то есть осуществлять крен или тангаж. Изменение курса у этих вертолетов происходит за счет регулирования вращения нижнего и верхнего роторов. Стабильность курса модели вертолета достигается благодаря установленным на них гироскопам, который может регулировать чувствительность и пропорциональность вращения роторов.
Модели вертолетов являются точными копиями своих оригинальных моделей — это все реально существующие вертолеты:
Co-Dauphin |
Co-Comanche |
Lama V3 |
Hunter EC-130 |
Dauphin |
Comanche |
Lama |
EC-130 |
Копирование корпуса играет важную роль для последующей эксплуатации и при выборе модели. Данные типы моделей предназначены для запуска в закрытом помещении и на улице, только в безветренную погоду. Наличие ветра может сыграть плохую роль. Вы можете потерять контроль и управление над своим аппаратом. Впоследствии он или залетит на дерево или разобьется об землю. Это небольшие модели, поэтому дома вы можете тренировать свои навыки пилотирования по коридору.
Модели построены на рамах двух типов:
Lama V4 | Lama V3 |
Поэтому внешне модели полностью отличаются и корпусом, и шасси, и батарейными отсеками. Однако электронная и механическая части полностью идентичны. Это позволяет говорить о практичности и удобстве этих моделей в применении.
Кроме того, большим плюсом является и то, что на все эти модели вы можете у нас купитьбез особых трудностей любые запасные части и детали. Фирма E-Sky выпускает оригинальные детали для этих моделей. Кроме этого опционные детали выпускают фирмы Xtreme, 3DPro и другие, они также подойдут на эти модели.
Уроки пилотирования.
Наконец то вы приобрели свою долгожданную модель, зарядили аккумуляторы и в дистанционный пульт установили батарейки. Теперь вы готовы провести ваше первое летное испытание, о котором вы так давно мечтали в своих снах и грезах.
Однако в этом деле не следует торопиться, и для начала необходимо проверить свои навыки пилотирования на авиасимуляторе. В поставку вертолета входит авиасимулятор. Он достаточно простой, но позволяет отработать навыки пилотирования. Симулятор FMS, который идет в стандартной поставке, является абсолютно бесплатным, но функциональным. Он будет вашей первой попыткой подняться в воздух и совершить пока только виртуальный полет. Также в комплект входит джойстик для подключения к компьютеру. Однако не все так гладко, как хотелось бы. После запуска симулятора вы обнаружите, что в нем нет соосных вертолетов. Но если поискать в сети, то можно найти несколько хороших схем управления соосными вертолетами для симулятора FMS, или приобрести в магазине.
Перед тем, как начать реальные полеты, лучше потренироваться на тренировочных шасси, которые можно установить на вертолет. Эти модели достаточно легкие и прочные. Но при неопытном управлении и неправильной посадке удары о землю могут быть сильными, что рано или поздно приведет к существенным неисправностям. Если у вас нет возможности для приобретения готовых тренировочных шасси, их можно самим изготовить, используя для этого спицы и шарики для пинг-понга.
Подготовка к полету
После того как вы обрели навыки пилотирования на симуляторе и считаете, что готовы перейти к реальным полетам, зарядите батарейки на полную мощность и приступайте к пилотированию. Необходимо уделить некоторое внимание установке аккумуляторов в вертолет. Все модели вертолетов имеют аккумуляторные отсеки, которые расположены в нижней части конструкции. У моделей Dauphin в корпусе есть большая ниша для аккумуляторов, которые без особого труда можно вставлять и вынимать. Через данное отверстие можно вынуть не только аккумуляторы, но и всю механику вертолета. Это очень удобно при замене корпуса и ремонте отдельных деталей.
В вертолете Lama V4 аккумуляторы можно заменить через нижнюю часть фюзеляжа, что тоже удобно.
В Lama V3 батарейный отсек является полностью отстегивающимся, что также позволяет без особых трудностей заменить аккумуляторы. Слабой стороной этой схемы является ушки и крючки, при помощи которых батарейный отсек крепится к шасси вертолёта. Поэтому при посадке вертолета необходимо избегать ударов нижней части корпуса вертолета.
Батарейный отсек вертолета Comanche практически ничем не отличается от Lama V4 и Dauphin, но маленькая ниша в корпусе может немного затруднить установку аккумуляторов. Если аккумулятор неудобно вставлять в батарейный отсек, то можно отстегнуть заднюю часть вертолета и свободно вставить аккумуляторы на место. Это может стать необходимым, чтобы не повредить корпус. В крайнем случае, вы можете прорезать большее отверстие для аккумулятора, что нисколько не испортит внешний вид вертолета.
Проводить заряд аккумуляторов можно прямо в модели вертолета, даже не вынимая их. Для этого необходимо вставить специальный разъем в балансировочное устройство, которое идет в комплекте с вертолетом. Затем нужно подключить его к питанию. Зарядка аккумуляторов может продолжаться около 40 минут.
Вертолет при полете использует достаточно большое количество мощности, поэтому заряженный до полного придела аккумулятор может проработать 5-10 минут беспрерывного полета. Поэтому для нормального и комфортного полета лучше иметь при себе несколько комплектов батареек. Но здесь нужно не переусердствовать. Дело в том, что во время полета вертолет сильно греется. Если вы увеличите продолжительность полета, и будете останавливаться только для замены батареек, если вы не дадите вашему электродвигателю нормальный отдых, то есть вероятность выхода из строя мотора раньше времени. Так что, как бы вам не хотелось летать, лучше давать технике больше времени для того, чтобы остыть.
Если вы потом решите усовершенствовать свой вертолет при помощи опционных двигателей, то вы сможете установить на него, более продвинутый двигатель, и летать без остановок.
Настройка и регулировка
Ну вот, уже у вас установлен аккумулятор в вертолете, пульт находится в руках, инструкция изучена досконально и отскакивает от зубов. Значит можно переходить на следующий этап первого запуска модели в реальном времени.
Перед тем, как приступить к пилотированию, необходимо соблюдать определенную последовательность включения и выключения вашего вертолета. Во время включения сначала необходимо включить пульт управления, а только потом включать вертолет. При выключении последовательность меняется, сначала выключаем вертолет, а затем пульт. Если вы нарушите последовательность, то может случиться следующее. Вертолет может попытаться сам включить двигатель и произвольно выполнять движения. Это может привести к нарушению работы вертолета и выходу его из строя.
Также необходимо проконтролировать правильность всех заводских настроек вашего вертолета, несмотря на то, что в инструкции описано, что это уже выполнено на заводе. Правильная настройка вашего вертолета создаст первое впечатление о вашей модели и от этого также зависит дальнейшая ее работа.
Для начала проведем осмотр верхней части ротора.
В самой верхней части, в ложе в виде вилки, которая находится в головке внутреннего вала, находится стабилизатор (флайбар) и два грузика по концам, которые отвечают за стабильный полет модели. Они соединяются при помощи регулируемой тяги с держателем лопастей верхнего ротора.
В этом узле деталей следует проверить прямолинейность штанги флайбара и «бабочки» во время вращении верхнего ротора. Эти две составляющие особенно сильно влияют на стабилизацию модели при полете и на наличие вибраций во время полета. Прямолинейность штанги стабилизатора – это понятно и найти его не составит особого труда, но вот, что такое «бабочка», явно вызовет закономерный вопрос. »Бабочка» — это условное обозначение — это такой эффект, который получается при вращении лопастей вертолета. Визуально он напоминает крылья бабочки.
Для того чтобы протестировать вертолет, на этом этапе необходимо запустить в движение только верхний ротор. Включаем пульт управления. Следим, чтобы рычаг газа и триммер газа находились в нижнем положении.
Включаем саму модель. Ждем какое-то время, пока зеленый светодиод перестанет мигать и начнет гореть постоянно. Переключаем рычажок газа вправо в крайнее нижнее положение и медленно начинаем поднимать ее.
В таком положении верхний ротор начнет постепенно набирать обороты, а нижний будет какое-то время находиться в статическом состоянии. В этом крайне правом положении медленно поднимаем рычаг газа, пока нижний ротор не станет вращаться. На данном этапе частота вращения верхнего ротора уже достигла нормальной скорости для того, чтобы создать эффект »бабочки».
»Бабочку» можно убрать за счет регулирования коротенькой тяги от стабилизатора к держателю лопастей. Чтобы это выполнить, необходимо отстегнуть ее от крепления на держателе лопасти, и проворачивая пластиковый наконечник можно или удлинить или укоротить тягу, чтобы добиться равномерного вращения лопастей в одной плоскости.
До регулировки | После регулировки |
После проведения регулировки »бабочка» должна исчезнуть.Бывает иногда так, что регулирование длины тяги недостаточно. Это может получиться из-за дефекта, образовавшегося во время литья пластикового держателя лопасти. Также бывает, что лопасти попадаются с дефектами, поэтому их можно подрегулировать, слегка изогнув их. На нижнем роторе, как правило, не бывает эффекта »бабочки».
После такой настройки и проверки ставим модель на стол и пытаемся запустить наш аппарат. Сразу следует отметить, что высота менее метра для вертолета — это нестабильная высота. Это происходит из-за того, что вихревые потоки, созданные лопастями вашей модели, мешают ей нормально пилотировать. Но вскоре вы привыкните к этому.
Чтобы поднять модель в воздух, необходимо медленно повышать обороты двигателя, перемещая рычажок газа вверх. Если вы все сделали правильно, то ваша модель должна подняться в воздух. Далее вы корректируете полет при помощи правого рычажка. Таким образом, вы управляете вашей моделью.
Может произойти так, что модель начнет крениться или влево, или вправо, также возможно, что она наклонится вперед или назад. По этому поводу не стоит разочаровываться, все это можно отрегулировать при помощи триммеров, которые расположены на пульте рядом с рычажками управления. Там расположены: триммер курса или направления, триммер крена, триммер тангажа.
Триммер курса/направления | Триммер тангажа | Триммер крена |
Регулировать перекос вертолета можно и при помощи настройки тяги от сервоприводов к тарелке перекоса.
Тяга крена | Тяга тангажа |
Если мы удлиним тягу крена, то соответственно увеличим крен влево, укоротим — вправо. Если мы удлиним тягу тангажа, то соответственно увеличим наклон вперед, укоротим — назад.
Дополнительная регулировка вращения/курса/направления осуществляется непосредственно с блока приемника потенциометром PROPORTIONAL.
Здесь есть одна важная деталь. Все процессы регулировки выполняются при отключенном питании вертолёта.
Для того чтобы быстро настроить регулировку гироскопа и микшера необходимо проделать следующее. На блоке есть два потенциометра — GAIN и PROPORTIONAL.
GAIN определяет чувствительность гироскопа. PROPORTIONAL определяет параметры пропорциональности вращения роторов.
Для начала уменьшаем чувствительность гироскопа потенциометром GAIN, для этого нужно повернуть его в положение »минус». Затем потенциометром PROPORTIONAL мы подбираем такое положение, при котором в среднем курсе модель практически не вращается. После этого можно вернуть потенциометр GAIN в положение, которое необходимо для стабильного управления моделью в воздухе по курсу. Если вы выставите слишком чувствительные параметры гироскопа, это может привести к подергиванию модели во время полета. Также можно просверлить два отверстия в капоре над потенциометрами. Тогда вам не придется каждый раз разбирать капор, чтобы добраться к электронному блоку.
Светлого неба вам!
Вот, пожалуй, и все. Здесь рассмотрены самые основные моменты, которые касаются работы данных типов вертолетов. Необходимо помнить, что это не просто игрушки, а настоящие летательные аппараты, которые требуют бережного обращения, заботы и внимания. Сильные удары и падения рано или поздно приведут к неисправностям. Если содержать свою модель в чистоте и порядке, то она прослужит вам верой и правдой долгие годы.
shopntoys.ru
Аэроспасьяль «Алуэтт» II и «Лама». «Вертолеты. Иллюстрированная энциклопедия»
С момента появления вертолет «Алуэтт» II всегда пользовался популярностью у гражданских и военных заказчиков во всем мире. Очень быстро к нему присоединился усовершенствованный вертолет «Лама»
Семейство многоцелевых легких вертолетов «Алуэтт» («Жаворонок») берет свое начало от трехместного вертолета SE.3120, впервые поднявшегося в воздух 31 июля 1952 г. Установленный на нем позднее ГТД Турбомека «Ар- туст» I мощностью 360 л. с. полностью преобразил вертолет. Новая модификация SE.3130 «Алуэтт» II выполнила первый полет 12 марта 1955 г. Таким образом, родился первый в мире вертолет с ГТД. В ходе дальнейшей эволюции вертолета появилась модификация SE.3140 с двигателем Турбомека «Тюрмо» II (400 л. е.), но в серию она не пошла. 31 января 1961 г. состоялся первый полет вертолета SA.3180 с ГТД «Астазу» ПА. Вертолет под названием «Алуэтт II Астазу» был сертифицирован во Франции в феврале 1964 г. В серии он выпускался под обозначением SA.318C; последний был построен в 1965 г.
Вертолет «Алуэтт» II вышел на беспрецедентный уровень серийного производства в Европе. В его стеклянной яйцевидной кабине могли разместиться до пяти человек. Полозковое шасси было стандартным для вертолета; для перемещения машины по земле к полозкам крепились небольшие колеса. По желанию заказчика на вертолет могли устанавливаться колесное или поплавковое шасси. «Алуэтт» II мог использоваться в качестве поисково-спасательного, для чего оборудовался лебедкой грузоподъемностью 120 кг. В гражданской сфере он также мог работать «летающим краном», применяться в качестве связного, учебно-тренировочного, сельскохозяйственного, санитарного, а также для аэрофотосъемки. В вооруженных силах «Алуэтт» II мог применяться для разведки, а также для борьбы с различными наземными целями с помощью ракет или пулеметов. Серийное производство вертолета закончилось в 1975 г., было построено 1305 единиц.
В конце 1968 г. фирма «Аэроспасьяль» в соответствии с запросом министерства обороны Индии приступила к разработке многоцелевого вертолета «Лама». Вертолет внешне ничем не отличался от «Алуэтта» II, но мог эксплуатироваться на гораздо большей высоте и в условиях жаркого климата. Конструкция «Ламы» была усилена. Динамическая система (несущий винт, трансмиссия) и силовая установка были позаимствованы от вертолета «Алуэтт» III.
Опытный вертолет SA 315В «Лама» впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 г. Серийное производство машины началось одновременно во Франции (где вертолет был известен как «Лама») и Индии (под названием «Чита»). В Бразилии фирма «Элибраз» занималась сборкой вертолетов из узлов и агрегатов, доставляемых из Франции. В этой стране вертолету дали название НВ 315В «Га- виао». Он находился на вооружении ВМС Бразилии и ВВС Боливии.
Во Франции выпуск вертолетов «Лама» завершили в 1991 г. Всего было поставлено 407 вертолетов.
Вертолет «Алузтт» II становится редкостью в частях армейской авиации Франции (ALAT), но до сих пор широко применяется в жандармерии и в учебных целях
litra.pro
Аэроспасьяль «Алуэтт» II и «Лама». «Вертолеты. Иллюстрированная энциклопедия»
С момента появления вертолет «Алуэтт» II всегда пользовался популярностью у гражданских и военных заказчиков во всем мире. Очень быстро к нему присоединился усовершенствованный вертолет «Лама»
Семейство многоцелевых легких вертолетов «Алуэтт» («Жаворонок») берет свое начало от трехместного вертолета SE.3120, впервые поднявшегося в воздух 31 июля 1952 г. Установленный на нем позднее ГТД Турбомека «Ар- туст» I мощностью 360 л. с. полностью преобразил вертолет. Новая модификация SE.3130 «Алуэтт» II выполнила первый полет 12 марта 1955 г. Таким образом, родился первый в мире вертолет с ГТД. В ходе дальнейшей эволюции вертолета появилась модификация SE.3140 с двигателем Турбомека «Тюрмо» II (400 л. е.), но в серию она не пошла. 31 января 1961 г. состоялся первый полет вертолета SA.3180 с ГТД «Астазу» ПА. Вертолет под названием «Алуэтт II Астазу» был сертифицирован во Франции в феврале 1964 г. В серии он выпускался под обозначением SA.318C; последний был построен в 1965 г.
Вертолет «Алуэтт» II вышел на беспрецедентный уровень серийного производства в Европе. В его стеклянной яйцевидной кабине могли разместиться до пяти человек. Полозковое шасси было стандартным для вертолета; для перемещения машины по земле к полозкам крепились небольшие колеса. По желанию заказчика на вертолет могли устанавливаться колесное или поплавковое шасси. «Алуэтт» II мог использоваться в качестве поисково-спасательного, для чего оборудовался лебедкой грузоподъемностью 120 кг. В гражданской сфере он также мог работать «летающим краном», применяться в качестве связного, учебно-тренировочного, сельскохозяйственного, санитарного, а также для аэрофотосъемки. В вооруженных силах «Алуэтт» II мог применяться для разведки, а также для борьбы с различными наземными целями с помощью ракет или пулеметов. Серийное производство вертолета закончилось в 1975 г., было построено 1305 единиц.
В конце 1968 г. фирма «Аэроспасьяль» в соответствии с запросом министерства обороны Индии приступила к разработке многоцелевого вертолета «Лама». Вертолет внешне ничем не отличался от «Алуэтта» II, но мог эксплуатироваться на гораздо большей высоте и в условиях жаркого климата. Конструкция «Ламы» была усилена. Динамическая система (несущий винт, трансмиссия) и силовая установка были позаимствованы от вертолета «Алуэтт» III.
Опытный вертолет SA 315В «Лама» впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 г. Серийное производство машины началось одновременно во Франции (где вертолет был известен как «Лама») и Индии (под названием «Чита»). В Бразилии фирма «Элибраз» занималась сборкой вертолетов из узлов и агрегатов, доставляемых из Франции. В этой стране вертолету дали название НВ 315В «Га- виао». Он находился на вооружении ВМС Бразилии и ВВС Боливии.
Во Франции выпуск вертолетов «Лама» завершили в 1991 г. Всего было поставлено 407 вертолетов.
litresp.ru