Юрий Пашолок. Бронетехника из тайных подвалов

Немецкие «секретные проекты танков» являются одной из наиболее благодатных тем для исторических споров, подтасовок фактов и откровенных фальсификаций. Что-то из этого делается в шутку, что-то по незнанию, а что-то и с умыслом. 1 апреля попробуем серьёзно разобраться, что же из сумрачных немецких творений «настоящее», а что нет.

Waffenträger auf E 100

Самая обсуждаемая и неоднозначная машина в немецком дереве игры World of Tanks. Является стопроцентной разработкой конструкторского бюро Кровавого Варгейминга (КБ КВГ). Первоначально на неё предполагалось установить спаренную зенитную установку калибра 128 мм, но позже, из-за отсутствия в игре многоствольности, самоходка получила зенитную пушку с механизмом заряжания. В скором времени планируется её замена на куда более правдоподобный проект, не так давно найденный в архивах. Причина замены, прежде всего, в том, что Waffenträger auf E 100 откровенно выбивается из общего ряда машин в линейке немецких ПТ-САУ.

G.W. Tiger ( P )

Это вторая после Waffenträger auf E 100 самоходная установка, полностью разработанная в КБ КВГ и не имеющая никаких исторических прототипов. Появилась она в ходе «удлинения» ветки немецких артиллерийских САУ до 10 уровня. Концептуально G.W. Tiger ( P ) является логичным предшественником G.W. Tiger, известного также как Grille 17/21. В отличие от Waffenträger auf E 100, никаких планов по выведению этой САУ из игры или её замене нет, поскольку машина вполне гармонично вписывается в свою ветку. Кроме того, на текущий момент не найдено ни одного реально существовавшего проекта, которым можно было бы заменить в игре эту машину.

E 50 Ausf.M

Машина разработана в КБ КВГ и даже запатентована. Тем не менее, полной выдумкой она не является. E 50 Ausf.M представляет собой концептуальное видение того, как могло выглядеть дальнейшее развитие среднего танка E 50. Корпус и частично башня представляют собой развитие идей, заложенных в реальном Е 50. Согласно документам, его трансмиссию предполагалось установить сзади. В дальнейшем эту идею развили французы, использовавшие немецкие разработки при создании собственного среднего танка AMX M4. Туда же, кстати говоря, перекочевал и переделанный двигатель от E 50.

Jagdpanzer E-100

В отличие от Waffenträger auf E 100, данная машина не является выдуманной разработчиками игры World of Tanks. Этот истребитель танков носил название Sturmgeschütz E-100. Впрочем, название это не должно никого смущать. Самоходная установка создавалась именно как сверхтяжёлый истребитель танков. Сохранился чертёж BZ 3364, а также отрывочные архивные сведения, которые легли в основу реконструкции Jagdpanzer E-100. Истории создания этой самоходной установки посвящён отдельный материал, «Сверхтяжёлые бумажные истребители танков». Несмотря на то, что полноценных чертежей этой самоходной установки не сохранилось, её реконструкция максимально соответствует тому, что проектировалось фирмой Krupp летом 1944 года.

Jagdpanther II

Некоторые особо ретивые «специалисты» приписали авторство и этой самоходной установки КБ КВГ. На самом деле, авторами этого истребителя танков являются инженеры концерна Krupp. В ноябре 1944 года прорабатывался проект под названием Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80). Он подразумевал создание на базе Pz.Kpfw. Panther истребителя танков с кормовым расположением боевого отделения. Подобная компоновка позволяла установить в САУ гораздо более мощное орудие, а именно 12,8 cm Pak 80, которое ставилось в истребитель танков Jagdtiger. Поскольку переделка шасси в документах отдельно не оговаривалась, при создании игровой модели была использована ходовая часть Panther II.

VK 72.01(K)

Ещё одна машина, авторство которой приписывается не просто КБ КВГ, а непосредственно автору этого материала. Польщён, но вынужден признаться – авторами VK 72.01 также являются инженеры Krupp. Индекс VK 72.01 появился в начале 1942 года. Требования на эту боевую машину действительно изначально ограничивали боевую массу 72 тоннами. Но очень быстро масса выросла до 90 тонн, столько же весил в самом конце 1941 года VK 70.01. В качестве вооружения для нового сверхтяжёлого танка предполагалось использовать орудия калибром либо 105-мм, либо 149 мм. Весной 1942 года инженеры Krupp стали прорабатывать вариант VK 72.01 с расположением башни в кормовой части. Проект VK 72.01 менялся за несколько месяцев столько раз, что заявлять о представленном в игре варианте «такого не было» — это очень смелый поступок.

E-90 (Pz.Kpfw.Tiger III S)

А этот танк – плод богатой фантазии интернет-историков, появившийся в конце 2000-х годов. Согласно созданной ими теории, Pz.Kpfw. E-90, он же Tiger III S, является облегчённым вариантом E-100. Тут задумка натыкается на одну логическую проблему: заменой Tiger II должен был стать E-75, а более тяжёлый E-100 планировалось делать унифицированным с Tiger II по ряду элементов. Зачем немцам был ещё один тяжёлый танк, обычная человеческая логика объяснить не может. Тем не менее, творение пытливых умов умудрилось прорваться из интернета в некоторые печатные издания.

E-79 Schwarzwolf VK 66.01 (H)

За 10 лет до World of Tanks фирма ASCII Corporation выпустила на консоли Sony Playstation игру Panzer Front. Помимо настоящей техники, были там и придуманные образцы, включая E-79. Нередко разработчиков World of Tanks донимают вопросами «когда Е-79 появится в игре?». Идея интересная, но в игре и так достаточное количество придуманных танков, чтобы добавлять ещё один. Да и вопрос авторских прав никуда не делся.

E-100 Henschelturm/Adlerturm

Этот танк разработан в конструкторском бюро одной из китайских фирм, производящих пластиковые модели. Согласно придуманной там концепции, помимо штатной башни для E-100, была разработана башня фирмы Henschel. Интернет-историки развили тему: по их мнению, помимо Henschel, еще одну башню разработала Adlerwerke. Что те, что другие «инженеры» — никудышные специалисты по истории немецкой бронетанковой техники. Хотя бы потому, что фирма Henschel никогда танковые башни не разрабатывала. Их разрабатывала и выпускала фирма Krupp. Разумеется, и Adler к разработке башен никакого отношения не имела. На Adlerwerke занимались проработкой ходовой части. Одним словом, E-100 Henschelturm и Е-100 Adlerturm – продукты богатого воображения людей, совершенно не разбирающихся в матчасти.

Sturmgeschütz 40 T-34

Вот такой странный аппарат (на верхней фотографии) появился несколько десятков лет назад на страницах журналов и книг, посвящённых самоходке StuG III. На шасси трофейного Т-34 якобы была установлена рубка StuG 40 Ausf.F/8. Особо ретивые книгопечатники даже разработали цветную схему. Правда жизни в том, что это не более чем фотомонтаж (исходная фотография — нижняя).

Flakpanzer T-34

Согласно ничем не подтверждённой информации, боевая группа Kienast в апреле 1945 года использовала трофейный Т-34, переделанный под установку 88-мм зенитной пушки Flak 18. В качестве доказательства приводится фотография такой машины. С завидным постоянством такой истребитель танков регулярно требуют от разработчиков World of Tanks, предлагая в качестве аргумента эту самую фотографию. Простой поиск довольно быстро показывает, что это не более чем фотомонтаж, базой для которого послужила фото с трофейным Т-34–85. На деле танк с установкой Flak 18 существовал, но базой для него служил Pz.Kpfw.IV. Такая машина была обнаружена американцами на одной из свалок немецкой техники в Чехии.

Jagdpanzer E-50

Разработчиком этой неординарной конструкции является французский чертёжник Hubert Cance. Таким, по мнению автора, должен был быть истребитель танков на базе E-50. Тем не менее, на базе E-50 никаких самоходных установок не разрабатывали, и даже сам E-50 дальше концепции не продвинулся. Обратите внимание, что Hubert Cance засунул всех членов экипажа в рубку. То же самое он, кстати, сделал и с САУ, известной как Jagdpanther II. На заводских чертежах Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) места для механика-водителя и стрелка-радиста явно расположены в корпусе. А там, где их разместил Hubert Cance, находится система охлаждения.

15 cm Sturmgeschütz E-75

Вот такую жутковатую конструкцию Hubert Cance представил в журнале Truck & Tanks совсем недавно. Базируется она на слухах о якобы разработанной на базе тяжёлого танка E-75 самоходной установке, оснащённой 149-мм пушкой с длиной ствола 52 калибра. Информация об этой САУ встречается в литературе, но на деле это ошибка. Установка такой пушки действительно имела место, по крайней мере на бумаге, но датирована она началом 1942 года и базой для неё служил VK 70.01. Причём речь, судя по всему, идёт не о САУ, а о танке. Что же касается этой реконструкции, то её реалистичность вызывает огромные сомнения. Нагрузка на передние катки при такой компоновке была бы просто чудовищной.

Sturmgeschütz Maus

Этот проект имеет под собой реальную основу, однако его реализация за авторством Hubert Cance снова подкачала. Совершено непонятно, куда при такой компоновке девать двигатель, генератор и прочее. Кормовое расположение боевого отделения было бы куда более логичным.

Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil

Ещё одно творение Hubert Cance, опубликованное в 2007 году в журнале Batailles & Blindes. За основу была взята информация о разработке самоходной установки на базе E-100. Чертёжник подошёл к вопросу творчески и создал боевую машину, напоминающую истребитель танков Jagdpanther. О том, какой будет нагрузка на передние катки, он явно не задумывался. В реальности подобная конструкция просто нежизнеспособна, поскольку её передние катки будут постоянно выходить из строя, как и подвеска. Тем не менее, «Крокодил» обрёл популярность, и его тоже периодически просят добавить в World of Tanks.

Kampfwagenvernichter E-90

Развитие идеи Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil, подхваченной интернет-историками. Представляет собой переделку «Крокодила» на базе придуманного танка E-90. Имеет те же пороки, что и оригинал, но, ко всему прочему, даже его база не имеет с реальностью ничего общего.

Geschützwagen E-100

Напоследок стоит упомянуть самоходную установку, которая присутствует в World of Tanks и полностью придумана, но не в недрах КБ КВГ. В конце 2000-х Geschützwagen E-100 построил один стендовый моделист. Несмотря на то, что она была полностью придуманной, модель получилась очень убедительной. Во многом она похожа на Grille 17/21 и вполне логично находится сейчас на вершине ветви немецких артиллерийских САУ. Убирать или заменять её не планируется.


Источник – http://warspot.ru/5659-bronetehnika-iz-taynyh-podvalov

alternathistory.com

34 — танк Победы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

О танковой технике времен Великой Отечественной войны рассказывает историк бронетанковой техники Юрий Пашолок. 

Ведущие «Вестей ФМ» – Александр Андреев и Ольга Подолян.

АНДРЕЕВ: Совсем недавно в Новороссийске проезжал с товарищами памятник Т-34-85, он установлен у разрушенного Дворца культуры цементников. Там братская могила, 338 человек похоронены. И общее впечатление, которое возникло (первый раз такое), – какой же он маленький. Может быть, по сравнению с современными танками, но эта машина не создаёт впечатление большой, а ведь с помощью той машины как раз и была выиграна война во многом.

ПАШОЛОК: Дело в том, что основные боевые действия приходятся на танки такого типа. Средние машины. Изначально шло развитие танков как тяжелых машин, потом появились лёгкие танки, но в итоге пришли к средним танкам. В 60-е годы появился основной боевой танк, который одновременно взял на себя размеры среднего танка, массу среднего танка, при этом вооружение и броня – это уже тяжелый танк.

АНДРЕЕВ: И получается, что всё-таки средние танки наиболее эффективны, несмотря на то, что защищены они были хуже, чем тяжелые танки.

ПАШОЛОК: Здесь главная задача машины – это не то, чтобы он набил сколько-то танков, а его задача – это поддержка пехоты. Если посмотреть на тот же «Тигр», то можно обнаружить для себя странную вещь. Вроде бы столько знаменитых танковых ассов, но в итоге боевая операция была проиграна.

АНДРЕЕВ: Но насколько хорошо создатели перед Второй мировой войной понимали назначения танков или всё это уже рихтовалось в ходе боевых действий? И много ли технологических изменений вносилось в танки во время Второй мировой войны уже непосредственно?

ПАШОЛОК: Любая война – это очень сильный рывок технологий. То же самое случилось и во Второй мировой войне, поскольку в середине 30-х годов развитие шло по линии маленькие танки с пулемётным вооружением, с пушечным. Средних танков немного, тяжелые танки — фактически только у Советского Союза. Уже к 1939 году ситуация резко меняется. Появляется понимание, что, во-первых, танки протыкаются чем угодно, начиная с крупнокалиберных пулемётов, заканчивая противотанковыми пушками, поэтому начинается резкий рост брони. Одновременно резко начинает расти боевая масса, и здесь на коне оказались те, кто первым смог среагировать.

ПОДОЛЯН: Кстати, уважаемые радиослушатели, присоединяйтесь к нашей беседе. Спрашивают, сколько модификаций танков участвовали в Великой Отечественной войне.

ПАШОЛОК: Если посмотреть субъективно, то каждый танк имеет свою модификацию, если это касается «тридцатьчетвёрки». Потому что ни одного танка фактически одинакового не выходило. Это особенность производства фактически любого завода. Например, маленький танк Т-60, который производился в Сталинграде, по скромным подсчётам, его комбинаций — штук 300. То есть за счёт того, что корпуса шли от одного завода, от другого, в итоге там получалось 5-6 заводов, три типа катков, четыре типа башен, и вот эти комбинации набирались в таком количестве, что систематизация получалась просто жуткая. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии «Вестей ФМ»

radiovesti.ru

Юрий Пашолок. Вынужденные импровизации — Альтернативная История

Вышедший на экраны в 2014 году американский художественный фильм «Ярость» (Fury) запомнился в том числе и весьма необычным внешним видом танка, который фактически стал одним из главных героев картины. Несмотря на то что «обвес» Fury был сделан, как говорится, «по мотивам», да и взятый за основу Medium Tank M4 в модификации A2E8 в составе американской армии не воевал, создателям фильма удалось очень хорошо отобразить общую концепцию полевых импровизаций. Подобные усовершенствования американских танков в Европе были массовым явлением и появились не от хорошей жизни.

В условиях отставания

Первые доработки для увеличения защищённости своих танков Medium Tank M4 американцы сделали в Италии осенью 1943 года. Вряд ли их можно назвать серьёзными: на лобовом листе корпуса крепились дополнительные траки, которые и служили дополнительной бронёй. Вероятнее всего, эту идею американцы подсмотрели у немецких танкистов. Сама идея использования запасных траков в качестве защиты была не лишена смысла. Как показали испытания, проведённые весной 1944 года на НИБТ Полигоне в Кубинке, закреплённые на броне траки снижали дистанцию поражения Т-34 в лоб из танковой пушки 7.5 cm KwK 40 с 1000 до 900 метров. И эти 100 метров в бою очень часто были совсем не лишними. Впрочем, американские резинометаллические траки T41 и T51 плохо подходили для этой цели.

Типичными танками американской армии в Нормандии были лёгкие М5А1 и средние М4 с 75-мм пушками. Машины вполне удачные, но уже мало соответствующие условиям лета 1944 года

Настоящий бум импровизированных переделок начался в американской армии сразу после высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. Первый тревожный «звоночек» для американской танковой промышленности прозвучал ещё в начале 1943 года, когда американцы впервые столкнулись с «Тиграми». К тому времени на вооружении американской армии имелись самоходные противотанковые установки GMC M10 с 76-мм орудиями, которые пусть и на относительно небольших дистанциях, но всё же пробивали немецкие тяжёлые танки.

На появление новых немецких танков американские танковые конструкторы отреагировали оперативно: уже в мае 1943 года на испытания вышел Medium Tank T20 с 76-мм орудием. Вопрос в том, что работы по средним танкам Т20/Т23 затянулись, а затем и вовсе зашли в тупик. Единственным существенным результатом этой программы стала башня Т23, которую установили на шасси М4. Первым таким «гибридом» стала модификация M4A1(76)W, запущенная в серию с января 1944 года. Именно эти танки и оказались самыми лучшими американскими машинами в Нормандии. Но и немцы не стояли на месте.

M4A3E8, самый совершенный из по-настоящему массовых американских танков Второй мировой войны. Именно на этих танках американцы заканчивали войну

В американских фильмах врагами американских танкистов в Нормандии обычно выступают «Тигры». На самом деле первые немецкие тяжёлые танки, уже в битом виде, американцы увидели здесь только в августе 1944 года. На севере Франции имелось всего два тяжёлых танковых батальона, и воевать с ними пришлось в основном англичанам, канадцам и полякам.

Для американцев же в тот период самыми страшными противниками оказались «Пантеры», которые имелись у немцев в гораздо большем количестве. В лобовой проекции даже 76-мм американское орудие уверенно пробивало немецкий средний танк лишь при попадании в орудийную маску. Сама же «Пантера» поражала американские танки с запредельных дистанций.

За пробуксовку отечественной танковой программы американские танкисты заплатили очень дорого. То, насколько запущенной оказалась ситуация, наглядно помогает представить сравнение количества советских и американских танковых асов. В Красной армии одних только асов, воевавших исключительно на Т-34–85 и имеющих на счету 20 или более побед, — четверо. У американцев же больше всех побед, 12, одержал Лафайет Пул, а вторым за ним идёт Крейтон Абрамс с шестью победами. При этом Абрамс встретил Победу на седьмом по счету танке, и это менее чем за год участия в боевых действиях!

Потери техники у американцев были страшными. Очень немногие машины, высадившиеся в Нормандии, дожили до мая 1945 года. Конечно, хвастливые рассказы немецких танковых асов о разбегающихся американских танкистах надо воспринимать с изрядной долей скепсиса. Воевать американцы умели. Вопрос в том, что сложившаяся в американской танковой промышленности ситуация и чрезмерные амбиции отдельных военачальников привели к тому, что делать это им приходилось на устаревшей технике. Неудивительно, что в таких условиях танкистам приходилось импровизировать, чтобы повысить свои шансы остаться в живых.

Битва с зелёным адом

С самого начала боевых действий в Нормандии воевать американцам пришлось не только с немецкими танками, но и с немецкой противотанковой артиллерией. Серьёзным противником была и пехота, вооружённая противотанковыми гранатомётами RPzB. 54 (Panzerschreck). То, что на этом сравнительно небольшом участке территории американцы воевали довольно долго, в значительной степени объясняется характером местности. Нормандия — холмистый регион с большим количеством полей, разделённых на множество участков. Границы этих самых участков и представляли собой страшную головную боль для танкистов. Участки были разделены между собой земляными насыпями с посаженными поверху живыми изгородями — бокажами. Бокажи имеют высоту один-два метра и сильно снижают обзорность. Со временем растущие деревья и кустарники превращают земляную насыпь в неприступную стену, которую даже танк, если он не имеет специального инженерного оборудования, далеко не всегда преодолеет.

Сержант Кёртис Калин, изобретатель средства для борьбы с бокажами

Немцы, которые не один год обустраивали оборону в Нормандии, прекрасно знали о свойствах бокажей и эффективно использовали эти «оборонительные сооружения». От огня засевших за бокажами истребителей танков американцы несли тяжёлые потери. Создание средства для того, чтобы бороться с подобными ограждениями, оперативно снося их на опасных участках, стало насущной необходимостью. Бульдозеры для этих целей подходили не очень хорошо, к тому же они оказывались легко уязвимыми.

Самый первый вариант «носорога». Всего существовало минимум три версии таранов для лёгких танков

Проблему удалось решить в середине июля 1944 года. Подходящую идею предложил сержант Кёртис Калин, механик-водитель лёгкого танка М5А1 из состава 102-го кавалерийского разведывательного эскадрона. Вспомнив свой личный опыт сноса зелёных насаждений, он разработал конструкцию, для постройки которой использовались немецкие противотанковые ежи. К большому стальному брусу приваривались шипы, изготовленные из уголков. Сам брус, в свою очередь, приваривался к нижней лобовой детали корпуса. Идея состояла в том, что танк шипами «вгрызался» в бокаж и сносил его своей массой. А без приспособления Калина танк при встрече с бокажем просто вставал на дыбы, практически не причиняя изгороди заметного вреда.

Разделка противотанковых ежей. Очень часто они шли на изготовление «носорогов»

Демонстрация, проведённая в середине июля командующему 1-й армии генералу Брэдли, увенчалась успехом. Оснащённый тараном танк с первой попытки снёс бокаж. Было немедленно заказано 500 комплектов таких таранов, получивших прозвище «носорог». Для их изготовления в ход шли не только противотанковые ежи, но и стальные надолбы, которые в больших количествах были установлены немцами на побережье. К началу операции «Кобра», в ходе которой американцы прорвали немецкую оборону вокруг нормандского плацдарма и вышли на оперативный простор в северо-западной Франции, полевые мастерские успели сделать большое количество таранов. Средство, позволяющее оперативно сносить заграждения, в немалой степени способствовало успеху операции.

Один из самых распространённых вариантов тарана для средних танков

Следует отметить, что изобретение Калина достаточно быстро обрело ряд модификаций. На средние танки М4 ставились как тараны по типу тех, что были изначально разработаны для лёгких танков, так и конструкции нового типа. Вместо четырёх-пяти шипов они имели три, но при этом боковые были сильно развиты. Они позволяли более эффективно «вгрызаться» в бокажи. Также существовала модификация для самоходных установок М10, отличавшаяся формой шипов. Поскольку создавались такие тараны в полевых условиях и из разных материалов, они могли различаться по форме.

Ставились тараны и на самоходные установки М7. Снимок сделан в начале 1945 года

После завершения боевых действий в Нормандии надобность в «носорогах» отпала. Тем не менее даже весной 1945 года можно было заметить танки и самоходные установки, оснащённые изобретением Калина. Теперь они использовались для оперативного сноса различных заграждений. Сам сержант Калин пережил войну — правда, осенью 1944 года он наступил на мину и остался без ноги.

Сила земли

Ещё большую известность, чем «носорог» Калина, получило импровизированное бронирование американских танков, также появившееся летом 1944 года. Позже оно стало поводом для многочисленных шуток, но тем, кто его использовал, было совсем не до смеха. Речь идёт о мешках с песком, которые использовались в качестве защиты лобового листа корпуса.

Наиболее распространённый вариант «мешочной» брони. Мешки с песком закрывают только лобовую деталь корпуса

Впервые мешки стали крепить на танки ещё в конце июня 1944 года. Кто именно выступил пионером в использовании этой инновации, неизвестно. Но ясно, что появилась она не просто так. Часто можно услышать, что таким образом американские танкисты пытались защититься от снарядов противотанковых пушек, но эта версия лишена оснований. Даже при установке на средний танк М4 эффект от мешков в лучшем случае был бы сопоставим с экранировкой запасными траками. Кроме того, мешки очень часто можно было встретить и на лёгких танках, которые и с мешками, и без них пробивались практически любой противотанковой пушкой, имевшейся на тот момент у немцев.

Более «продвинутый» вариант усиления брони, который предполагал защиту бортов корпуса и башни

На самом деле мешки с песком предназначались для защиты от другого оружия — ручных противотанковых гранатомётов. Они использовали кумулятивные гранаты, против которых мешки с песком оказались вполне эффективной защитой. Кумулятивная струя, проходя сквозь мешок, теряла силу к моменту встречи с бронёй. Вероятнее всего, какой-то из экипажей испытал эти мешки как защиту от «фаустников» и остался жив, а затем информация быстро разошлась по фронту. В результате уже к июлю множество танков, как средних, так и лёгких, получило защиту в виде мешков.

Разумеется, легче от этого танк не стал. Кроме того, далеко не всегда противником танкистов оказывался именно гранатомётчик. Тем не менее порождение фронтовой смекалки обрело популярность.

Наиболее «упакованный» вариант M4A3E8. В данном случае это танк 14-й бронетанковой дивизии

Несмотря на ряд недостатков, запрещать такую модификацию никто не стал. Даже то, что экипаж с импровизированной защитой чувствовал себя увереннее, уже было плюсом. В дальнейшем конструкция такой защиты совершенствовалась.

Экранирование брёвнами. Похоже, что с этого кадра их и «позаимствовали» создатели фильма «Ярость». На фотографии M4A3(75)W из состава 7-й бронетанковой дивизии

О том, что «мешочная броня» предназначалась, прежде всего, для защиты от поражения кумулятивными гранатами, лишний раз говорит её дальнейшее развитие. К началу 1945 года стала появляться дополнительная защита не только с лобовой части, но и с бортов. Связано это было с тем, что всё чаще танки поражались из засад с флангов. Кроме того, немецкая пехота всё больше насыщалась противотанковыми гранатомётами, включая одноразовые Panzerfaust. Неудивительно, что потребовалась более эффективная защита. Как раз в это время и появились те самые брёвна, которые хорошо известны по танку из фильма «Ярость». Опытным путём танкисты установили, что и древесина в какой-то степени защищает от кумулятивных гранат, а весят брёвна меньше мешков с песком. Выглядели они менее презентабельно, но в целом со своей задачей справлялись.

Бетонирование лобовой части M4A3(105)W из состава 2-й бронетанковой дивизии

Мешки с песком и брёвна оказались не единственными типами импровизированной защиты. Американские танкисты подсмотрели у немцев идею бетонирования лобовых плит корпуса. Подобное часто практиковалось на немецких самоходных установках StuG 40. Такое «цементирование» было более эффективно, оно могло выдержать большее количество попаданий, да и держалось лучше. Но в целом бетонирование брони танков ввиду некоторой сложности изготовления было менее распространено и встречалось уже ближе к концу войны.

Ловкость рук и работа сварочным аппаратом

Одними только мешками с песком дело не ограничилось. К началу 1945 года в некоторых частях начались работы по более радикальному усилению бронирования. Поскольку броня американских танков без проблем пробивалась немецкими танковыми и противотанковыми пушками, требовалось что-то предпринять. Поступление новых, хорошо защищённых танков T26E3 «Першинг» в войска оказалось мизерным, так что надеяться можно было только на свои силы. В чью-то светлую голову пришла здравая мысль установить на имеющиеся танки дополнительные бронелисты.

Подобные вырезы — верный признак того, что танк стал «донором» для экранировки

С бронелистами же в начале 1945 года проблем не было, более того, имелся даже их переизбыток. Помимо собственно американской битой техники, после провала контрнаступления в Арденнах много своей техники потеряли и немцы. Именно эти машины и пошли в дело. На фронтовых фотографиях 1945 года иногда можно заметить стоящие по обочинам дорог танки с вырезанными бортовыми и лобовыми листами. Это следы работы инженеров ремонтных батальонов при бронетанковых дивизиях. Вырезанные ими куски как раз и шли на экранировку танков. Имелись, впрочем, и другие источники бронелистов.

M4A1(76)W из состава 3-й бронетанковой дивизии, имеющий нетипичную экранировку. Вместо нескольких листов небольшого размера танк имеет двойной экран, сделанный из больших листов

Чаще всего установке таких экранов подвергались M4A3E8, самые поздние и совершенные танки семейства М4. Их новая подвеска HVSS оказалась более приспособленной к повышенной нагрузке. В основном экранировалась лобовая часть корпуса. На болтах к ней крепились листы брони, которые также прикрывали блок трансмиссии. Встречались, впрочем, и приваренные к корпусу экраны, способ монтажа зависел от части, которая производила усиление брони. Толщина дополнительного бронирования определялась толщиной брони «донора». Если на экранировку нарезали борта «Пантеры», то общая толщина брони могла превышать 100 мм.

Типичная экранировка M4A3E8. В данном случае броневые листы не крепятся на болтах, а приварены

Наибольшую известность получила экранировка, которую разработали ремонтники 4-й бронетанковой дивизии. Во многом это оказалось связано с тем, что подобным образом оказался переделан и танк M4A3E8 Крейтона Абрамса. Машина с именем собственным Thunderbolt VII была не уникальной: подобным образом усиливалась броня и у других танков дивизии. Помимо экранировки лобовой части корпуса, экранирование получила башня. Также имелись экраны на бортах, причём сделаны они были по принципу разнесённой брони. Подобная экранировка оказалась наиболее совершенной.

Thunderbolt VII, танк Крейтона Абрамса

Следует отметить, что усиление бронирования дополнительными бронелистами было в американской армии гораздо менее распространено, чем использование тех же мешков с песком. Связано это с тем, что для такой экранировки требовалось гораздо больше времени и более сложное оборудование. Наконец, тяжёлое дополнительное бронирование плохо сказывалось на подвижности танков.

Сразу после окончания войны от таких экранов быстро избавились, а вот мешкам с песком и брёвнам было суждено вернуться. Во время войны в Корее такие импровизации вновь появились на танках, причём использовались они всё с той же целью — для защиты от противотанковых кумулятивных гранат. К слову, и в наше время опробованные во Второй мировой войне способы импровизированной дополнительной защиты нередко используют стороны различных локальных конфликтов. Ведь, как известно, всё новое — это хорошо забытое старое.

Источник — https://warspot.ru/8992-vynuzhdennye-improvizatsii

alternathistory.com

34 — танк Победы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

О танковой технике времен Великой Отечественной войны рассказывает историк бронетанковой техники Юрий Пашолок. 

Ведущие «Вестей ФМ» – Александр Андреев и Ольга Подолян.

АНДРЕЕВ: Совсем недавно в Новороссийске проезжал с товарищами памятник Т-34-85, он установлен у разрушенного Дворца культуры цементников. Там братская могила, 338 человек похоронены. И общее впечатление, которое возникло (первый раз такое), – какой же он маленький. Может быть, по сравнению с современными танками, но эта машина не создаёт впечатление большой, а ведь с помощью той машины как раз и была выиграна война во многом.

ПАШОЛОК: Дело в том, что основные боевые действия приходятся на танки такого типа. Средние машины. Изначально шло развитие танков как тяжелых машин, потом появились лёгкие танки, но в итоге пришли к средним танкам. В 60-е годы появился основной боевой танк, который одновременно взял на себя размеры среднего танка, массу среднего танка, при этом вооружение и броня – это уже тяжелый танк.

АНДРЕЕВ: И получается, что всё-таки средние танки наиболее эффективны, несмотря на то, что защищены они были хуже, чем тяжелые танки.

ПАШОЛОК: Здесь главная задача машины – это не то, чтобы он набил сколько-то танков, а его задача – это поддержка пехоты. Если посмотреть на тот же «Тигр», то можно обнаружить для себя странную вещь. Вроде бы столько знаменитых танковых ассов, но в итоге боевая операция была проиграна.

АНДРЕЕВ: Но насколько хорошо создатели перед Второй мировой войной понимали назначения танков или всё это уже рихтовалось в ходе боевых действий? И много ли технологических изменений вносилось в танки во время Второй мировой войны уже непосредственно?

ПАШОЛОК: Любая война – это очень сильный рывок технологий. То же самое случилось и во Второй мировой войне, поскольку в середине 30-х годов развитие шло по линии маленькие танки с пулемётным вооружением, с пушечным. Средних танков немного, тяжелые танки — фактически только у Советского Союза. Уже к 1939 году ситуация резко меняется. Появляется понимание, что, во-первых, танки протыкаются чем угодно, начиная с крупнокалиберных пулемётов, заканчивая противотанковыми пушками, поэтому начинается резкий рост брони. Одновременно резко начинает расти боевая масса, и здесь на коне оказались те, кто первым смог среагировать.

ПОДОЛЯН: Кстати, уважаемые радиослушатели, присоединяйтесь к нашей беседе. Спрашивают, сколько модификаций танков участвовали в Великой Отечественной войне.

ПАШОЛОК: Если посмотреть субъективно, то каждый танк имеет свою модификацию, если это касается «тридцатьчетвёрки». Потому что ни одного танка фактически одинакового не выходило. Это особенность производства фактически любого завода. Например, маленький танк Т-60, который производился в Сталинграде, по скромным подсчётам, его комбинаций — штук 300. То есть за счёт того, что корпуса шли от одного завода, от другого, в итоге там получалось 5-6 заводов, три типа катков, четыре типа башен, и вот эти комбинации набирались в таком количестве, что систематизация получалась просто жуткая. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии «Вестей ФМ»

radiovesti.ru

Архивы Юрий Пашолок — Альтернативная История

9 марта 1943 года на заводские испытания отправился опытный образец тяжелого танка ИС-1, ранее обозначавшийся как КВ-13. Это был полноценный тяжёлый танк, по боевой массе лишь немного уступавший …

ПОДРОБНЕЕ +

Такое понятие, как авиадесантные танки, появилось в начале 30-х годов. «Возмутителем спокойствия» стал американский конструктор Джон Уолтер Кристи, представивший танк, который должен был …

ПОДРОБНЕЕ + Выбор редакции

Принятая 2 декабря 1942 года на вооружение Красной армии самоходная установка СУ-12 была вполне удачной машиной. Правда, у неё имелся врождённый дефект в виде параллельно расположенных двигателей. …

ПОДРОБНЕЕ +

  Важнейшими задачами армейской авиации на заре её существования были связь и корректировка действий артиллерии. Фактически именно разведчики и корректировщики были первыми военными самолётами. …

ПОДРОБНЕЕ +

Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи вызвало настоящую революцию в мировом танкостроении. Появился новый тип танка – быстроходный. Благодаря высокой скорости эти машины …

ПОДРОБНЕЕ +

19 ноября 1928 года из Форт-Мида в штате Мэриленд выехала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Башня на ней …

ПОДРОБНЕЕ +

Бытует мнение, что после появления танка КВ советские военные на время отказались от более крупных и тяжёлых боевых машин. Действительно, летом 1940 года был поставлен крест на тяжёлых танках СМК и …

ПОДРОБНЕЕ +

В годы Второй мировой войны немецкая промышленность создала три образца бронетанковой техники, которые существенно повлияли на мировое танкостроение. Появление тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E …

ПОДРОБНЕЕ +

Стендовый моделизм в современном виде возник из занятия, не имеющего ничего общего с хобби. Началось всё с флота: издавна строились специальные, так называемые «адмиралтейские», модели будущих …

ПОДРОБНЕЕ +

История шведского танкостроения довоенного периода неразрывно связана с немецкими танками и инженерами. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить первый шведский танк Strv m/21, он же …

ПОДРОБНЕЕ +

Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока. История создания советского полноприводного пикапа ГАЗ-61-416 окутана тайной и изобилует неточностями. Даже само его настоящее название удалось …

ПОДРОБНЕЕ +

Данная статья является десятой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту среднего танка Charlemagne. Предисловие Юрия Пашолока: …

ПОДРОБНЕЕ +

Американский средний танк M4 стал вторым после Т-34 по массовости танком Второй мировой войны. А если считать Т-34-85 отдельно, то М4 и вовсе занимает первое место. Дался этот рекорд американской …

ПОДРОБНЕЕ +

Обновил графику в статье. Тяжёлый танк ИС-7 достаточно хорошо известен любителям бронетанковой техники. Сочетавший в себе внушительное бронирование, мощную пушку и двигатель, разгонявший почти …

ПОДРОБНЕЕ +

Вышедший на экраны в 2014 году американский художественный фильм «Ярость» (Fury) запомнился в том числе и весьма необычным внешним видом танка, который фактически стал одним из главных героев …

ПОДРОБНЕЕ +

Впервые американцы задумались об оснащении Medium Tank M4 более мощным вооружением еще в сентябре 1941 года. Годом позже начались опыты по установке в штатную башню танка 76-мм пушки T1. И хотя пушка …

ПОДРОБНЕЕ +

Заложенная конструкторами возможность для дальнейшей модернизации является одной из важных характеристик танка, и особенно в военный период. В этом смысле американский Medium Tank M4 оказался очень …

ПОДРОБНЕЕ +

6 июля 1927 года на вооружение Красной армии был принят танк сопровождения пехоты Т-18, более известный под обозначением МС-1. Эта машина разрабатывалась советскими специалистами и стала первым …

ПОДРОБНЕЕ +

  Данная статья является шестой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена малоизвестному проекту истребителя танков Vickers SP.4. …

ПОДРОБНЕЕ +

15 мая 1942 года американский Комитет по вооружениям стандартизировал макетный образец самоходной гаубицы HMC T47 как Howitzer Motor Carriage M8. Эта машина, принятая на вооружение ещё до постройки …

ПОДРОБНЕЕ +

alternathistory.com

Размышления на тяжелую тему | Warspot.ru

Американская промышленность в годы Второй мировой войны выпускала вполне неплохие образцы средних и легких танков. На их базе строились и не менее удачные самоходные установки. Единственной областью танкостроения, в которой американские инженеры потерпели неудачу, оказалась разработка тяжелых танков. Хотя Heavy Tank M6 даже был принят на вооружение, от его использования быстро отказались. Машина получилась слишком тяжелой и недостаточно подвижной, не вписываясь в американскую доктрину применения бронетанковой техники. Тем не менее, разработка своеобразных американских тяжелых танков не останавливалась и порождала проекты вроде Chrysler K.

Сверхтяжелый танк по-американски

Помимо Департамента вооружений и входящих в него подразделений, ответственных за разработку танков, бронетанковой техникой в США занимались и частные фирмы. Наиболее успешной оказалась Marmon-Herrington, единственная фирма, которая смогла наладить массовый выпуск танков различного типа. В большинстве своем эти фирмы разрабатывали лёгкие и средние танки, но, как свидетельствует переписка по Главному автобронетанковому управлению Красной Армии (ГАБТУ КА), имелась как минимум одна фирма, которая попытала счастье и в тяжёлом классе. Разумеется, ее шансы на успех были минимальными, но во время войны подобный риск нередко оказывался оправданным.

3 января 1942 года в адрес Народного комиссариата обороны пришел доклад от заведующего отделом американских стран Зарубина. В нём он поведал о переговорах, которые прошли осенью 1941 года с Анатолем Шелкиным. Тот являлся представителем «Лик Инжиниринг Компани» (в одном из документов указывалось название Leake), которая, по словам Шелкина, разрабатывала целую гамму тяжелых артиллерийских тягачей. Построенную опытную модель такой машины показали представителям «Амторга».

Такой виделась концепция защиты перспективных американских тяжелых танков в марте 1945 года

Гораздо интереснее другое. На следующей встрече Шелкин заявил, что «Лик Инжиниринг Компани» разработала проект сверхтяжелого танка. Согласно описанию, машина имела боевую массу 175 тонн. К сожалению, никаких графических материалов по ней предоставлено не было. По проекту сверхтяжёлый танк имел броню толщиной от 60 до 130 мм, в качестве вооружения использовались «тяжёлые и зенитные орудия», а также 6 станковых пулеметов. Приводили машину в движение два паровых (!) двигателя мощностью по 2,5 тысячи лошадиных сил.

Шелкин сообщал, что сверхтяжелый танк должен был развивать огромную скорость, при этом удельное давление на грунт не превышало то, что производилось ногой человека. Судя по всему, в качестве базы для танка «Лик Инжиниринг Компани» использовала разработанные ей тягачи. В случае заинтересованности фирма была готова предоставить материалы по 175-тонному танку. Впрочем, дальше предложений дело не продвинулось, хотя информация об этом танке проскакивала в советских разведывательных сводках несколько раз.

К лету 1944 года американская программа разработки сверхтяжелых танков находилась в состоянии летаргического сна. Резкое пробуждение произошло во второй половине июля и было связано с первыми случаями боевого применением немцами тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger II. 28 июля фирма General Electric предложила дизайн-проект тяжелого танка Heavy Tank M6A2E1. Срочный заказ на переделку 15 Heavy Tank M6A2 до уровня M6A2E1 отменили 18 августа, поскольку выяснилось, что перегруженное шасси танка не способно преодолевать даже небольшие подъемы.

155-мм орудие T7, которое предполагалось устанавливать на перспективном сверхтяжелом танке

14 августа была санкционирована разработка тяжелых танков T29 и T30, вооруженных орудиями калибра 105 и 155 мм соответственно. Между тем, с конца 1944 года от немецких военнопленных стала поступать противоречивая информация о разработке в Германии сверхтяжелых танков. Чаще всего речь шла о Pz.Kpfw.Maus, нередко даже указывалось место, где его построили – Бёблинген. Это соответствовало действительности, да и упоминавшийся пленными доктор Порше действительно имел прямое отношение к Pz.Kpfw.Maus. Не стоит удивляться, что на фоне этой информации в США стали прорабатываться собственные концепции сверхтяжелого танка.

В марте 1945 года подполковник Фредерик С. Бреккет (Frederick Sumner Brackett) из Лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск (Armored Medical Research Laboratory, форт Нокс, штат Кентукки) провел научно-исследовательскую работу по вопросу перспектив развития бронетанковой техники. Можно предположить, что базой для исследований Бреккета, физика и спектроскописта по профессии, стали многочисленные разведывательные отчеты и доклады по перспективным разработкам американской бронетанковой техники.

Результатом исследований Бреккета стал доклад, включенный в общий отчет совета офицеров по исследованию вопроса оснащения американской армии в послевоенный период. Датирован доклад 20 июня 1945 года. По мнению Бреккета, американским вооруженным силам требовался танк боевой массой 75 коротких (68 метрических) тонн, толщина лобовой брони которого достигала бы 267 мм, а борта – 102 мм. В качестве вооружения пятиместный тяжелый танк должен был получить пушку калибром 90 мм, способную пробивать броню толщиной 254 мм на дистанции 1829 метров и под углом наклона 60 градусов.

Концепция сочлененного танка боевой массой 150 коротких (136 метрических) тонн

Одна из глав этого доклада интригует самим названием – «Супер-танк». Согласно результатам изучения, на эту роль требовался танк боевой массой не менее 150 коротких (136 метрических) тонн, имеющий башню кругового вращения с орудием калибра не менее 105 мм, автоматом заряжания и стабилизатором. Толщина брони указывалась как «максимально возможная». Для облегчения транспортировки танк требовалось сделать разборным.

Приложением к докладу выступал эскиз «танка-полуприцепа», выполненный сержантом Ковингтоном в марте 1945 года. Эскизная проработка концепции сверхтяжелого танка, выполненная в строгом соответствии с выводами Бреккета, выглядела, мягко говоря, смело. Танк состоял из двух секций, каждая из которых имела собственную силовую установку. Соединялись секции между собой при помощи устройства, напоминающее то, что используется на тягачах, перевозящих полуприцепы. В передней секции находилось отделение управления, в котором сидели механик-водитель и его помощник. В задней секции была установлена башня, напоминающая ту, что ставилась на американские тяжелые танки серии T29/T30/T32/T34. В качестве вооружения для перспективного сверхтяжелого танка была выбрана 155-мм пушка. Помимо основной башни, над сцепным устройством была установлена еще одна, малая башня, в которую поставили два пулемета.

Разумеется, даже о более-менее проработанном техническом проекте в этом случае не было и речи. Вместе с тем следует отметить, что в данном случае инициатива разработки этого экзотического проекта шла непосредственно от военных, причем из профильного учреждения. Более того, разработка сверхтяжелых танков входила в программу перспективных разработок военного ведомства.

Перспектива на букву K

Разгром Германии серьезно отразился на программе разработки американских тяжелых танков. Работа по программе T29/T30 несколько замедлилась, то же касается и самоходной установки T28, которая в тот момент официально именовалась сверхтяжелым танком. Тем не менее, работы продолжались, и уже вскоре появился новый стимул к их ускорению.

7 сентября 1945 года на параде Победы в Берлине были продемонстрированы новейшие советские тяжелые танки ИС-3. Они стали крайне неприятным сюрпризом для союзников. Имея ту же массу, что и ИС-2, новые танки обладали значительно лучшей защитой. Еще более неприятным сюрпризом стало то, что в Берлине прошли не единичные машины, а целая колонна из 52-х танков. В Челябинске к сентябрю 1945 года эти машины выпускались в количестве 250 танков в месяц.

Колонна советских тяжелых танков ИС-3 на параде в Берлине 7 сентября 1945 года. В течение десятка лет эти танки были своеобразным эталоном для конструкторов бронетанковой техники в странах Запада при разработке собственных боевых машин

Новый советский танк, показанный в Берлине, вызвал на Западе состояние если не паники, то уж точно серьезной обеспокоенности. Холодная война формально еще не началась, но предпосылки к конфликту между бывшими союзниками уже имелись. Неудивительно, что в самом начале ноября 1945 года вопрос о перспективных работах по тяжелым танкам в США снова был поднят. Совпало это с назначением на должность главы комиссии по выработке рекомендаций о модернизации армии весьма специфичной личности. Ею был генерал Стилуэлл (Joseph Warren Stilwell), известный также под прозвищем «Уксусный Джо». Во время войны он командовал войсками, сражавшимися в Бирме. Свое прозвище Стилуэлл получил за постоянные разногласия с союзниками по коалиции и крайне специфичному отношению к собственным солдатам. У «Уксусного Джо» имелся богатый опыт боевых действий. Но на тех фронтах, где он воевал, использование танков было весьма ограниченным, да и японские танки – это совсем не немецкие.

Комиссия, которая получила неофициальное прозвище «Совет Стилуэлла», занималась сразу целым рядом направлений. Среди них оказалась и бронетанковая техника. Первоначально среди перечня перспективных программ значился и сверхтяжелый танк, но данное направление стало первым среди тех, которые оказались жертвами «Уксусного Джо». В перечне тем, которые 16 января 1946 года утвердила комиссия, сверхтяжелых танков не оказалось. Тактико-технические требования на подобные машины были убраны, поскольку перспектив не имели.

Вслед за ними в корзину отправились и истребители танков. Данное решение было принято по результатам изучения боевого опыта, согласно которым выходило, что лучшим средством борьбы с вражеским танком является сам танк. Самоходную артиллерию было решено развивать в виде гаубичных САУ и ЗСУ. Нишу специализированных истребителей танков отчасти занимали тяжелые танки, имевшие толстую броню и мощное вооружение.

Макет тяжелого танка Chrysler K. Май 1946 года

Приоритетными в развитии тяжелых танков стала программы T29/T30 и ее производные. Тем не менее, работы шли и по другим перспективным направлением. Одним из них стал проект, присланный на рассмотрение 14 мая 1946 года. Разработчиком машины являлось танковое подразделение Chrysler Corporation. Разработка, получившая обозначение Chrysler K, частично опиралась на требования к тяжелым танкам, которые обсуждались на протяжении 1945 – 1946 годов.

Несмотря на то, что боевая масса как проектных, так и реальных танков тяжелого класса варьировалась в пределах 70–75 коротких (63,5 – 68 метрических) тонн, некоторые специалисты склонялись к мысли ограничить ее 60 короткими (54,5 метрическими) тоннами. Именно такую планку установили для себя инженеры Chrysler Corporation. Удержать массу в таких пределах было не просто, особенно с учетом того, что требования к защите ужесточились. Неудивительно, что проект тяжелого танка у конструкторов Chrysler получился крайне неординарным.

Первое, что бросается в глаза – это схема расположения боевого отделения. Его разместили в кормовой части корпуса. Это позволило заметно сократить общую длину танка, которая на считанные дюймы превышала длину танка M26 Pershing. Гораздо интереснее то, что отделение управления в этом танке конструкторы просто «упразднили». Механик-водитель вместе с остальными тремя членами экипажа располагался в башне.

Подобная система появилась не на пустом месте: впервые возможность управления из башни получил Medium Tank T23. Благодаря электротрансмиссии, им можно было управлять и из башни, и снаружи, используя специальный пульт. В дальнейшем от подобной системы отказались, но специалисты Chrysler явно прорабатывали управление из башни не только как резервное. Судя по всему, проводились и практические опыты в данном направлении, которые показали вполне удовлетворительные результаты.

105-мм танковая пушка T5E1 была типичным вооружением американских тяжелых танков на тот момент

Перенос отделения управления в башню позволил рациональнее разместить агрегаты моторно-трансмиссионной группы. Как и в случае с T23, на Chrysler K предполагалось использовать электрическую трансмиссию. Размещалась она, как и ведущие колеса, в лобовой части танка. Приводить в движение танк предполагалось при помощи некоего двигателя мощностью 1200 лошадиных сил. Предполагаемые динамические характеристики машины неизвестны, но при удельной мощности 20 л.с. на тонну подвижность ожидалась даже выше, чем у M26 Pershing. Общее построение ходовой части в целом было схожим с T29/T30, как и количество опорных катков, при этом ширина трака выросла с 711 до 762 мм. Существенная разница наблюдалась в расположении ведущих колес, еще одним отличием стал отказ от поддерживающих катков. Такая схема была характерной для немецкой школы танкостроения позднего военного периода.

Несвойственными для американской школы оказались и корпус с башней. В отличие от других американских тяжелых танков того периода, имевших корпуса с литыми лобовыми деталями, у Chrysler K корпус предполагалось делать сварным. Рациональные углы наклона получили не только лобовые листы корпуса, но и борта. Более рациональное использование внутреннего пространства позволило существенно нарастить броню. По проекту толщина лобового листа составляла 178 мм, а бортов 76 мм. Такой толстой лобовой брони не имел ни один американский танк (если не считать САУ T28/T95). Аналогичную толщину брони получила и башня, имевшая необычную для американского танкостроения полусферичесую форму

Реконструкция внешнего вида Chrysler K за авторством Всеволода Мартыненко

Основное вооружение Chrysler K было вполне типичным для американских тяжелых танков того периода. Прорабатывалось три варианта орудий – калибров 105, 120 и 155 мм. Инженеры Chrysler взяли самый легкий вариант – 105-мм орудие T5E1, которое устанавливалось на тяжелые танки M6A2E1, Т29 и T28/T95. Отчасти это связано с тем, что количество заряжающих сократилось до одного. Усложнение работы заряжающего планировалось частично компенсировать при помощи концентрического размещения боекомплекта.

Гораздо более интересным было вспомогательное вооружение танка. Американские военные еще с конца 30-х испытывали слабость по отношению к курсовым пулеметам. Целые батареи курсовых пулеметов красовались в корпусах как легких, так и средних танков. На Chrysler K эту идею воплотили на новом техническом уровне. Два пулемета Browning M1919A4 находились в лобовой части корпуса, а по углам кормовой части корпуса устанавливались турели с крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB. Для ведения огня из этих пулеметов на танк предполагалось установить систему дистанционного управления компании General Electric. Представляла она собой адаптированный вариант системы, которая применялась на бомбардировщиках Boeing B-29. С учетом того, что ведение огня из обычных курсовых пулеметов по трассерам можно назвать прицельным с весьма значительной долей условности, эффективность новой системы управления огнем могла оказаться как минимум не хуже.

Предвестник технической революции

Судьба у Chrysler K оказалась несчастливой. С 1946 года продолжалось постепенное урезание финансирования военных программ, коснулось оно и танков. Достаточно сказать, что количество заказанных еще в марте 1945 года тяжелых танков T29 к 1947 году сократилось с 1200 до 8. В этих условиях проект Chrysler Corporation, который требовал серьезных вложений в разработку ряда систем, включая электрическую трансмиссию, силовую установку и систему управлений огнем, оказался не у дел.

Кроме того, по итогам испытаний американские военные остановили свой выбор на 120-мм орудии T53, которое было слишком большим для Chrysler K. По этой причине работы над танком дошли лишь до стадии макета и технического проекта. «Уксусный Джо» ненадолго пережил проект Chrysler Corporation: генерал Стилуэлл умер 12 октября 1946 года.

Концепция с размещением всего экипажа в башне была весьма популярна у американских инженеров в 50-е и 60-е годы. Впервые ее опробовали именно на Chrysler K

Несмотря на такой печальный финал, проект Chrysler K оставил свой след в американском танкостроении. В 1948 году тамошние военные пришли к выводу, что боевую массу тяжелых танков надо ограничивать на уровне 58–60 коротких (52,5 – 54,5 метрических) тонн. Далее и эта планка продолжила снижаться, и концепция тяжелого танка с высокой подвижностью оказалась приоритетной. Кроме того, с 1952 года начали появляться проекты танков, в том числе тяжелых, в которых также предусматривалось размещение всех членов экипажа в башнях. Ни один из них так и не вышел за рамки эскизных проектов и моделей, тем не менее, идея продолжала витать в воздухе. И в июле 1967 года на испытания вышел основной боевой танк MBT-70, в котором, наконец, была реализована идея с размещением всего экипажа в башне.


Источники и литература:

  • Материалы NARA
  • Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы РГАКФД

warspot.ru

Юрий пашолок. бронетехника из тайных подвалов — О самолётах и авиастроении

Германские «тайные проекты танков» являются одной из самые благодатных тем для исторических споров, откровенных фальсификаций и подтасовок фактов. Что-то из этого делается не в серьез, что-то по незнанию, а что-то и с умыслом. 1 апреля попытаемся серьёзно разобраться, что же из сумрачных германских творений «настоящее», а что нет.

Waffentrager auf E 100

Самая обсуждаемая и неоднозначная машина в германском дереве игры World of Tanks. есть стопроцентной разработкой конструкторского бюро Кровавого Варгейминга (КБ КВГ). Первоначально на неё предполагалось установить спаренную зенитную установку калибра 128 мм, но позднее, из-за отсутствия в игре многоствольности, самоходка взяла зенитную пушку с механизмом заряжания. В недалеком будущем планируется её замена на куда более похожий на правду проект, недавно отысканный в архивах.

Обстоятельство замены, в первую очередь, в том, что Waffentrager auf E 100 открыто выбивается из неспециализированного последовательности автомобилей в линейке германских ПТ-САУ.

G.W. Tiger ( P )

Это вторая по окончании Waffentrager auf E 100 самоходная установка, всецело созданная в КБ КВГ и не имеющая никаких исторических прототипов. Показалась она на протяжении «удлинения» ветки германских артиллерийских САУ до 10 уровня. Концептуально G.W. Tiger ( P ) есть логичным предшественником G.W.

Tiger, известного кроме этого как Grille 17/21. В отличие от Waffentrager auf E 100, никаких замыслов по выведению данной САУ из игры либо её замене нет, потому, что машина в полной мере гармонично вписывается в собственную ветку. Помимо этого, на данный момент не отыскано ни одного реально существовавшего проекта, которым возможно было бы заменить в игре эту машину.

E 50 Ausf.M

Машина создана в КБ КВГ а также запатентована. Однако, полной выдумкой она не есть. E 50 Ausf.M является концептуальное видение того, как имело возможность смотреться предстоящее развитие среднего танка E 50.

Корпус и частично башня являются развитием идей, заложенных в настоящем Е 50. В соответствии с документам, его трансмиссию предполагалось установить позади. В будущем эту идею развили французы, применявшие германские разработки при создании собственного среднего танка AMX M4.

В том же направлении, кстати говоря, перекочевал и переделанный двигатель от E 50.

Jagdpanzer E-100

В отличие от Waffentrager auf E 100, эта машина не есть придуманной разработчиками игры World of Tanks. Данный истребитель танков назывался Sturmgeschutz E-100. Но, наименование это не должно никого смущать. Самоходная установка создавалась как раз как сверхтяжёлый истребитель танков.

Сохранился чертёж BZ 3364, и отрывочные архивные сведения, каковые легли в базу реконструкции Jagdpanzer E-100. Истории создания данной самоходной установки посвящён отдельный материал, «Сверхтяжёлые бумажные истребители танков». Не обращая внимания на то, что полноценных чертежей данной самоходной установки не сохранилось, её реконструкция максимально соответствует тому, что проектировалось компанией Krupp летом 1944 года.

Jagdpanther II

Кое-какие очень ретивые «эксперты» приписали авторство и данной самоходной установки КБ КВГ. В действительности, авторами этого истребителя танков являются инженеры концерна Krupp. В ноябре 1944 года прорабатывался проект называющиеся Panzerjager Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80).

Он подразумевал создание на базе Pz.Kpfw. Panther истребителя танков с кормовым размещением боевого отделения. Подобная компоновка разрешала установить в САУ значительно более замечательное орудие, в частности 12,8 cm Pak 80, которое ставилось в истребитель танков Jagdtiger.

Потому, что переделка шасси в документах раздельно не оговаривалась, при создании игровой модели была использована ходовая часть Panther II.

VK 72.01(K)

Ещё одна машина, авторство которой приписывается не просто КБ КВГ, а конкретно автору этого материала. Польщён, но должен согласиться – авторами VK 72.01 кроме этого являются инженеры Krupp. Индекс VK 72.01 показался в начале 1942 года. Требования на эту военную машину вправду изначально ограничивали боевую массу 72 тоннами.

Но весьма скоро масса выросла до 90 тысячь киллограм, столько же весил в самом финише 1941 года VK 70.01. В качестве оружия для нового сверхтяжёлого танка предполагалось применять орудия калибром или 105-мм, или 149 мм. Весной 1942 года инженеры Krupp стали прорабатывать вариант VK 72.01 с размещением башни в кормовой части.

Проект VK 72.01 изменялся за пара месяцев столько раз, что заявлять о представленном в игре варианте «для того чтобы не было» — это весьма храбрый поступок.

E-90 (Pz.Kpfw.Tiger III S)

А данный танк – плод богатой фантазии интернет-историков, показавшийся в конце 2000-х годов. В соответствии с созданной ими теории, Pz.Kpfw. E-90, он же Tiger III S, есть облегчённым вариантом E-100.

Тут задумка натыкается на одну логическую проблему: заменой Tiger II должен был стать E-75, а более тяжёлый E-100 планировалось делать унифицированным с Tiger II по последовательности элементов. Для чего немцам был ещё один тяжёлый танк, простая людская логика растолковать не имеет возможности. Однако, творение пытливых умов умудрилось прорваться из интернета в кое-какие печатные издания.

E-79 Schwarzwolf VK 66.01 (H)

За 10 лет до World of Tanks компания ASCII Corporation выпустила на консоли Сони Playstation игру Panzer Front. Кроме настоящей техники, были в том месте и придуманные образцы, включая E-79. Часто разработчиков World of Tanks донимают вопросами «в то время, когда Е-79 покажется в игре?». Мысль увлекательная, но в игре и без того достаточное количество придуманных танков, дабы додавать ещё один.

Да и вопрос авторских прав некуда не убежал.

E-100 Henschelturm/Adlerturm

Данный танк создан в конструкторском бюро одной из китайских компаний, создающих пластиковые модели. В соответствии с придуманной в том месте концепции, кроме штатной башни для E-100, была создана башня компании Henschel. Интернет-историки развили тему: согласно их точке зрения, кроме Henschel, еще одну башню создала Adlerwerke.

Что те, что другие «инженеры» — плохие эксперты по истории германской бронетанковой техники. Хотя бы вследствие того что компания Henschel ни при каких обстоятельствах танковые башни не разрабатывала. Их разрабатывала и производила компания Krupp.

Очевидно, и Adler к разработке башен никакого отношения не имела. На Adlerwerke занимались проработкой ходовой части. Одним словом, E-100 Henschelturm и Е-100 Adlerturm – продукты богатого воображения людей, совсем не разбирающихся в матчасти.

Sturmgeschutz 40 T-34

Вот таковой необычный аппарат (на верхней фотографии) показался пара десятков лет назад на страницах книг и журналов, посвящённых самоходке StuG III. На шасси трофейного Т-34 якобы была установлена рубка StuG 40 Ausf.F/8. Очень ретивые книгопечатники кроме того создали цветную схему.

Правда жизни в том, что это не более чем фотомонтаж (исходная фотография — нижняя).

Flakpanzer T-34

В соответствии с ничем не подтверждённой информации, боевая группа Kienast в апреле 1945 года применяла трофейный Т-34, переделанный под установку 88-мм зенитной пушки Flak 18. В качестве доказательства приводится фотография таковой автомобили. С завидным постоянством таковой истребитель танков систематично требуют от разработчиков World of Tanks, предлагая в качестве довода эту самую фотографию.

Несложный поиск достаточно скоро говорит о том, что это не более чем фотомонтаж, базой для которого послужила фото с трофейным Т-34–85. На деле танк с установкой Flak 18 существовал, но базой для него служил Pz.Kpfw.IV. Такая машина была обнаружена американцами на одной из свалок германской техники в Чехии.

Jagdpanzer E-50

Разработчиком данной неординарной конструкции есть французский чертёжник Hubert Cance. Таким, согласно точки зрения автора, должен был быть истребитель танков на базе E-50. Однако, на базе E-50 никаких самоходных установок не разрабатывали, а также сам E-50 дальше концепции не продвинулся. Обратите внимание, что Hubert Cance вложил всех членов экипажа в рубку.

То же самое он, кстати, сделал и с САУ, известной как Jagdpanther II. На заводских чертежах Panzerjager Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) места для механика-водителя и стрелка-радиста очевидно находятся в корпусе. А в том месте, где их разместил Hubert Cance, находится совокупность охлаждения.

15 cm Sturmgeschutz E-75

Вот такую жутковатую конструкцию Hubert Cance представил в издании Truck Tanks совсем сравнительно не так давно. Базируется она на слухах о якобы созданной на базе тяжёлого танка E-75 самоходной установке, оснащённой 149-мм пушкой с длиной ствола 52 калибра. Информация об данной САУ видится в литературе, но на деле это неточность. Установка таковой пушки вправду имела место, по крайней мере на бумаге, но датирована она базой 1942 и началом года для неё служил VK 70.01. Причём обращение, Наверное, идёт не о САУ, а о танке.

Что же касается данной реконструкции, то её реалистичность приводит к огромным сомнениям. Нагрузка на передние катки при таковой компоновке была бы легко ужасной.

Sturmgeschutz Maus

Данный проект имеет под собой настоящую базу, но его реализация за авторством Hubert Cance опять подкачала. Совершено неясно, куда при таковой компоновке девать двигатель, генератор и другое. Кормовое размещение боевого отделения было бы куда более логичным.

Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil

Ещё одно творение Hubert Cance, размещённое в 2007 году в издании Batailles Blindes. За базу была забрана информация о разработке самоходной установки на базе E-100. Чертёжник подошёл к вопросу творчески и создал военную машину, напоминающую истребитель танков Jagdpanther.

О том, какой будет нагрузка на передние катки, он очевидно не вспоминал. В действительности подобная конструкция легко нежизнеспособна, потому, что её передние катки будут всегда выходить из строя, как и подвеска. Однако, «Крокодил» получил популярность, и его также иногда просят добавить в World of Tanks.

Kampfwagenvernichter E-90

Развитие идеи Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil, подхваченной интернет-историками. Является переделку «Крокодила» на базе придуманного танка E-90.

Имеет те же пороки, что и оригинал, но, ко всему другому, кроме того его база не имеет с действительностью ничего общего.

Geschutzwagen E-100

Напоследок стоит упомянуть самоходную установку, которая присутствует в World of Tanks и всецело придумана, но не в недрах КБ КВГ. В конце 2000-х Geschutzwagen E-100 выстроил один стендовый моделист. Не обращая внимания на то, что она была полностью придуманной, модель оказалась весьма убедительной. Во многом она похожа на Grille 17/21 и в полной мере логично находится на данный момент на вершине ветви германских артиллерийских САУ.

Убирать либо заменять её не планируется.

Источник – http://warspot.ru/5659-bronetehnika-iz-taynyh-podvalov

Building the 1/35 Trumpeter German Super Heavy Tank Jagdpanzer E100 Krokodil -crocodile

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Юрий пашолок. история неудавшейся унификации

    Перспективный танковый парк вермахта — обширно обсуждаемая тема в узких кругах любителей бронетанкового оружия. Кроме сверхтяжелых E-100 и Pz.Kpfw. Maus,…

  • Юрий пашолок. отставший в гонке вооружений

    Финиш 30-х годов стал временем стремительного развития бронетанковой техники. Начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война придала маховику…

  • Юрий пашолок. немирный трактор

    Германские танки первой половины XX века, в большинстве случаев, ассоциируются прежде всего с «Тиграми», «Пантерами», линейкой лёгких и средних танков…

  • Юрий пашолок. pz.kpfw.ii — внеплановый танк

    Лёгкий танк Pz.Kpfw.II игрался достаточно ключевую роль в структуре германских танковых армий. Не смотря на бытующую точку зрения, основанному на…

  • Юрий пашолок. чехословацкий средний

    За статьёй, посвящённой чехословацкому танку LT vz.35, выкладываю статьи Юрия Пашолока, посвящённые чехословацкой бронетехнике. В данной статье обращение…

  • Юрий пашолок. метод масштабирования

    Базой для американских средних танков, начиная с M2 Medium Tank, были лёгкие танки M2. Способ их создания был таковой: бралась концепция, апробированная…

stroimsamolet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *